В закладки

Фоторедактор ресурса BigPicture.ru Никита Евдокимов написал для ЦП колонку о том, как онлайн-издание может избежать проблем с нарушением авторских прав на фотографии.

Мне кажется, мир делает огромные успехи в области борьбы за соблюдение авторских прав. Как только крупные правообладатели сообразили, что цифровое пиратское распространение контента нельзя остановить или обуздать какими бы то ни было способами, и сосредоточились на том, чтобы легальный контент можно было потреблять быстро и легко - мир изменился.

Я не заметил, как изменился сам. Когда стало проще заплатить, а не своровать - я перестал. Я плачу за книги, за музыку, за кино. Цены разумные, мне приятно и легко расставаться с деньгами, я точно знаю, что часть из них дойдет до авторов.

К сожалению, вся эта радостная история совершенно не касается фотографий. Друзья, с воровством фотографий дело полный швах. Оно тотально. Я не знаю почти ни одного популярного ресурса, где бы я за пару минут не нашел изображений, нарушающих авторские права. Отличаются только те редкие ресурсы, где в штате есть профессиональный фоторедактор.

На самом деле, нельзя взять фотографию, поставить ссылку на то место, где ты ее взял, и опубликовать (возмутительное свинство, когда фотографии вообще не подписывают). Почему нельзя? Потому что все изображения защищены законом об охране авторского права. И если вы не согласовываете публикацию с правообладателем изображения - вы нарушаете закон.

Давайте поставим простой эксперимент. Заходим на главную страницу ЦП, берем любую фотографию и проводим обратный поиск в Google (я совершенно честно ткнул в первую попавшуюся картинку). Вот такая выходит драма в трех частях:

И что выясняется? Выясняется, что фотография принадлежит агентству Global Look Press. И да, они могут пойти в суд. И выиграют. И будут правы. Авторские, блин, права. Они возникают в момент создания фотографии или изображения. А исчезают только через 70 лет после смерти автора.

Поэтому автор фотографии справедливо может возмутиться, обнаружив, что его картинку используют без его ведома (и без вознаграждения тоже). Конечно, до суда доходят единицы. Обычно все сводится к требованию удалить фотографию с сайта (или фотографии).

Иногда, если автор настойчиво ведет переговоры, использует правильные формулировки (авторы, запоминайте: «нотариально заверенный скриншот уже сделал», «связался с адвокатом») - дело заканчивается выплатой компенсации. Размер зависит от наглости или деловитости автора и жадности или сговорчивости сайта. Можно вспомнить иск блогера Ильи Варламова и остальных к «Аргументам и Фактам» - там все закончилось компенсацией в 20,000₽ в пользу авторов за каждую неправильно использованную фотографию.

И мне кажется, что это происходит не потому, что все такие прямо нехорошие редиски кругом, только и думают, как бы и где чего утянуть. А просто не понимают, что у каждой фотографии есть правообладатель, который распоряжается ее судьбой. И по незнанию можно напороться на действительно озабоченного судьбой своих фотографий автора.

Как быть? Во-первых, принять как данность, что нельзя чем попало иллюстрировать сайт. А во-вторых, я набросал пять главных способов получения легальных изображений. Просто следуйте этой инструкции, и все будет хорошо.

1. Общественное достояние

Как правило, фотографии переходят в общественное достояние через 70 лет после смерти автора. Это общемировая практика, однако иногда возникают нюансы. Например, бывает, что изображение у нас в общественном достоянии, а в США - нет. Если нет уверенности, что изображение в общественном достоянии - нужно дополнительно проверять, чтобы себя обезопасить.

Изображениями в общественном достоянии можно пользоваться как угодно. Рекомендую ознакомиться с соответствующей статьей в «Википедии». Также полезно изучить , на которых можно найти фотографии и изображения, которые находятся в общественном достоянии.

2. Лицензия Creative Commons

Многие, наверное, что-то слышали о Creative Commons. Это такая специальная лицензия (даже не одна, их шесть разных видов), которые по умолчанию всегда разрешают распространять произведение с единственным обязательным условием - указание авторства.

Однако есть нюанс, который называется «коммерческое использование». Некоторые виды лицензий его разрешают, некоторые - запрещают. Является ли, например, публикация в СМИ использованием «целью которого является получение коммерческой выгоды или личного вознаграждения в денежной форме»? Я не знаю, поэтому всегда на всякий случай ищу картинки, которые разрешают коммерческое использование.

Почитать подробнее о видах лицензий Creative Commons можно на официальном сайте . Там же есть поиск . Даже Google умеет узнавать произведения по лицензиям Creative Commons и регулярно улучшает алгоритм (в инструментах поиска по картинкам нужно обратить внимание на пункт «права на использования»). Очень жду, когда «Яндекс» научится искать по легальным изображениям.

3. Использовать эмбеды

Взять картинку из Instagram нельзя - нарушение авторских прав. А заэмбедить - можно. То же самое с Twitter, Tumbler, Flickr (не все авторы, правда, включают эмбеды, но все же). И самое главное - Getty Images

Долгое время фотографы не признавались обладателями авторских прав на свои произведения, хотя сегодня уже никто не сомневается, что их труд носит творческий характер и подлежит защите так же, как и любое другое произведение.

В настоящее время в гражданском кодексе закреплено положениео том, что фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, являются объектами авторских прав (ст. 1259 ГК РФ).

В последнее время с развитием печати и интернет-ресурсов фотографии стали использоваться все чаще. При этом пользователи таких фото часто нарушают права фотографов, забывая о том, что у каждой фотографии есть свой автор, обладающий всем набором авторских прав.

Некоторые еще уверены, что если вместе с фото указан его автор, то гонорар за использование такого фото платить не нужно, т.к. автору и так уже сделана бесплатная реклама, за что он должен быть безмерно благодарен.

Однако закон нам гласит однозначно, что личные неимущественные права неотчуждаемы и только автор решает, как будет указываться (или не указываться) его имя.

Кроме того, какв случае с любым другим произведением, автору принадлежит имущественное (исключительное) право на произведение, и для его использования нужно получить согласие автора и заплатить вознаграждение, если это является условием использования произведения.

Это также является нарушением личных неимущественных прав фотографов (права авторства в данном случае), т.к. читатели не имеют возможности определить, кто является автором какой фотографии.

3. Если фотограф сам передал фотографию, то у вас появляется право использовать ее по своему усмотрению, в том числе напечатать в периодическом издании и разместить в интернете.

На самом деле в данном случае автор передал вам лишь материальный носитель (определенную фотографию, слайд или фотопленку), но права на сам объект интеллектуальной собственности осталось у него. Передача снимка не является автоматической передачей авторских прав на него. Если вам подарили такой снимок, то вы можете использовать его лишь в личных целях (например, поместить в свой фотоальбом и демонстрировать родственникам), но вы не можете без разрешения фотографа опубликовать фото в СМИ.

4. Фотографию можно переделать и использовать по своему усмотрению.

В данном случае будет иметь место искажение (переработка) фотографии (путем изменения цвета, внесения дополнительных элементов, размещения надписи, текста и т.д.), которое нарушает право автора на неприкосновенность произведения. На любую переработку произведения (в том числе фото) нужно согласие автора.

Кроме того, переработка может нанести ущерб репутации автора. Тогда автор имеет право требовать защиты его чести, достоинства и деловой репутации.

5. Фотографы должны работать без договора.

Часто фотографы сами провоцируют нарушение своих прав, не заключая письменных договоров и не прописывая детально свои взаимоотношения, например, с издателем.

В соответствии с гражданским кодексом, любое использование объекта авторского права, включая фотографии, возможно только при наличии договора с правообладателем, заключенного в письменной форме. В договоре сторонам нужно указать объем получаемых заказчиком прав (например, фотограф может передать заказчику только право на воспроизведение фотографии на страницах определенного журнала и т.д.), а также условия относительно цены работы.

6. Любительское фото не охраняется авторским правом

Российское законодательство не устанавливает не устанавливает никаких критериев и условий, которые были бы необходимы для признания фотопроизведения объектом авторских прав, оно не разграничивает профессиональные фото и любительские. Следовательно, автор (фотограф) независимо от художественного значения уже в силу создания произведения обладает авторскими правами на него.

Можно выделить три основные причины:

1. Нарушения прав на фотографические произведения получили очень широкое распространение, стало для нас привычным, а все привычное кажется законным, должным.

2. Долгое время в России отсутствовала организация, которая занималась бы вопросами реализации прав на фотопроизведения наколлективной основе, а в одиночку фотографам сложно было что-то изменить.

3. Сами фотографы часто провоцируют неуважительное отношение к себе и требованиям законодательства, в том числе не заключая письменных договоров и не оговаривая условий взаимоотношений, идя на всевозможные компромиссы.

В каких случаях все-таки можно свободно использовать чужие фото?

Использование фотографий возможно, если они находятся в месте, открытом для свободного посещения, если они не являются основным объектом воспроизведения и если не используются в коммерческих целях.

Пример.

Одна известная газета опубликовала статью о фотовыставке некого автора. Статья была снабжена рядом фотографий с выставки. Разрешения у автора на размещение этих фото редакция не спрашивала. Фотограф обратился в суд за защитой своих прав. Представители редакции построили защиту на том, что поскольку фотографии находились в открытом для свободного посещения месте, газета имела право их опубликовать без разрешения автора. Суд принял позицию истца, посчитав, что его произведения являлись основным объектом такого воспроизведения, а не фоном к статье о проходившем мероприятии.

Чем информативнее сайт, тем больше в нем оказывается размещено фотографий. Тем выше вероятность в необходимости обращения к услугам фотографа. Для этого с фотографом надо заключить договор о передаче, например, всех эксклюзивных прав на использование фотографии, в т.ч. их публикацию на сайте.

Выбор формы документа о передаче эксклюзивных авторских прав (расписка или договор) зависит от того, сколько фотографий передается, где и в каком количестве предполагается использование фотографий и т.д.

Чем больше предполагается сделать фото, тем в большей степени следует относиться к соблюдению юридических формальностей.

Договор № __

о передаче эксклюзивных прав на использование фотографий

гор. Москва "__" _____ 20__ год

1. Предмет Договора

1.1. Фотограф (владелец авторских прав) разрешает Заказчику от его собственного имени осуществлять право распоряжаться и совершать любые юридические действия в отношении исключительных авторских прав на использование фотографий, переданных Фотографом Заказчику по настоящему Договору, на территории Российской Федерации и за ее пределами.

1.2. Под правом распоряжения в настоящем Договоре понимается, в частности, право реализации фотографий (прав на них) в качестве товара, их публикация.

1.3. За передачу принадлежащих Фотографу прав на фотографии Заказчик выплачивает единовременное вознаграждение в размере размере (прописью) рублей. Указанная сумма выплачивается единократно.

1.4. Вознаграждение выплачивается в течение трех дней после передачи фотографий Фотографом Заказчику в безналичном порядке посредством перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный Фотографом, или наличными.

1.5. Передача фотографий Заказчику осуществляется Фотографом в электронном виде, в момент подписания настоящего Договора, о чем составляется двухсторонний Акт (Приложение 1).

1.6. Заказчик вправе отклонить одну или все фотографии в связи с непригодностью к опубликованию или воспроизведению по соображениям, относящимся к качеству фотографии.

1.7. После полного выполнения обязательство сторонами Заказчик не ограничен во времени на право эксклюзивного использования фотографий.

2. Интеллектуальные права и связанные с ними права и обязанности

2.1. Фотограф предоставляет полное и абсолютное право использовать, публиковать и продавать без ограничения копий созданные Заказчиком по настоящему Договору фотографии и видео на их основе на сайтах в Интернете, выставках, для наружной рекламы, в печати, или в любых иных целях, не противоречащих действующему законодательству РФ.

2.2. Фотограф отказывается от права исправлять фотоснимки и видео, или вмешиваться в право Заказчика публиковать фотографии и видео, созданные по настоящему Договору.

2.3. Фотограф разрешает Заказчику редактирование фотографий и видео, созданных по настоящему Договору, в т.ч. ретуширование, затемнение, искажение и изменение изображения, применение оптических эффектов, использование в композициях.

2.4. Фотограф подтверждает, что не будет оспаривать авторские и имущественные права на фотографии и видео, созданные по настоящему Договору.

2.5. В результате переработки и иного использования фотографий и видео не допускается создание порнографических произведений, а также произведений и иных действий, каким-либо образом порочащих честь и достоинство Фотографа, иных лиц, и противоречащих их правам и интересам, и не соответствующих общественной морали, этике и действующему законодательству РФ.

2.6. Заказчик имеет права опубликовать фотографии и видео в Интернете, в любых видах СМИ, наружной рекламе и т.д. как на территории РФ, так и в любых других странах мира самостоятельно и без согласия кого бы то ни было.

2.7. Фотограф обязуется не мешать Заказчику реализации своих прав на фотографии и видео, созданных по настоящему Договору.

2.8. Заказчик вправе не указывать как на всех, так и на отдельно взятой фотографии и видео полное или сокращенное настоящее или вымышленное имя (псевдоним) Фотографа.

3. Разрешение споров и разногласий

3.1. Все споры, возникающие между Сторонами при исполнении настоящего Договора, разрешаются путем переговоров, а в случае недостижения согласия между Сторонами спор передается на рассмотрение суда, согласно подведомственности и подсудности, установленным действующим законодательством РФ.

4. Прочие положения

4.1. Фотограф гарантирует и подтверждает, что:

4.1.1. Фотограф является единственным автором и владельцем исключительных авторских прав на фотографии.

4.1.2. Фотографии являются полностью оригинальными (за исключением материала, являющегося общественным достоянием, который он может содержать).

4.1.3. Фотографии не нарушают никаких прав, и не являются вторжением в частную жизнь каких-либо физических или юридических лиц.

4.2. Все иски и претензии третьих лиц, касающиеся содержания фотографий, выдвинутые, в том числе, в судебном порядке, принимает на себя Фотограф.

4.3. Заказчик вправе расторгнуть Договор в случае, если Фотограф на момент заключения Договора не обладал авторским правом на фотографии, или не имел разрешение или договоры с лицами, изображенными на фотографиях, на право их опубликования в средствах массовой информации.

4.4. При расторжении Договора по указанным основаниям в п.п. 4.3. Фотограф обязан в течение трех банковских дней возвратить всю сумму вознаграждения, полученного по Договору.

4.5. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного выполнения обязательств Сторонами.

4.6. Все Приложения, дополнения и изменения к настоящему Договору действительны в том случае, если они составлены в письменной форме и подписаны обеими Сторонами и являются его неотъемлемыми частями.

4.7. Вопросы, не урегулированные настоящим Договором, регулируются действующим законодательством РФ.

4.8. Настоящий Договор составлен в 2-х экземплярах по одному для каждой из Сторон. Оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу.

5. Адреса и реквизиты Сторон

Фотограф

Паспортные данные __________

Прописка __________

Телефон: __________

Заказчик

____________________________

Телефон: __________

6. Подписи Сторон

Фотограф

_______________

(______________)

"___" _______20__г.

Заказчик

_______________

(______________)

"___" _______20__г.

Примечание:

    во всех случаях следует не забыть взять расписку в получении денег, если они выплачиваются наличными;

    если деньги перечисляются по безналичному расчету, то следует указать банковские реквизиты получателя;

    если фотографируется животное (собака, кошка, лошадь и т.д.), то должны быть представлены документы, подтверждающие право их владения.

    • если такие документы представлены быть не могут, то желательно сделать фото животного вместе с человеком, который представил себя их владельцем, и попросить его расписаться на фотографии, или сделать голосовое сообщение для видео.

    во всех случаях желательно записать все фотографии и видео на неперезаписываемые DVD диски, и попросить фотографа на них расписаться, поставить дату и указать, что они являются приложением к расписке.

Актуальная и полезная тема для всех, так как все мы публикуем фотографии, сделанные на телефон или фотоаппарат. Именно поэтому нам стоит разобраться с вопросом защиты авторских прав.

Меня натолкнула на эту статью такая ситуация: опубликовав фотографию в “Вконтакте”, которую я сделала на плёночный “Зенит”, долго проявляла, оцифровывала, чуть позже нашла её случайно, опубликованную от чужого имени, на чужой страничке. Неприятно, когда твое творчество воруют. Но это мелочи, возможно, пользователь был уверен, что я просто нашла картинку в сети, как и он сам. Намного серьёзней ситуация, когда на ваших фото могут зарабатывать.

Авторские права фотографа включают в себя личные и имущественные.

Личные:

  • Право авторства: действует и на саму фотографию, и на её отдельные части. Присвоение права авторства преследуется законом как гражданское правонарушение, в отдельных ситуациях, как уголовное преступление. Авторским правом охраняются как негативы (черно-белые и цветные), слайды, цифровые изображения, так и отпечатки с них. Если негатив или слайд утрачены, а отпечатки с них сохранились, то они охраняются “на правах оригинала”. Это значительно повышает ценность таких фотоотпечатков. На Западе есть фотографы, которые уничтожают негативы после создания первых пяти-десяти отпечатков. Их ценность, из-за невозможности создания копий, увеличивается.
  • Право на имя: право подписать фотографию своим именем/псевдонимом, либо публиковать её без подписи
  • Право на обнародование и на защиту репутации. Это означает, что автор вправе разрешить или не разрешить публиковать фотографию, показывать её общественности. Если фотограф решил отозвать свою фотографию после обнародования – он может воспользоваться правом на отзыв только один раз. Право на отзыв означает, что этот снимок не должен использоваться и упоминаться как работа фотографа.Право на защиту репутации автора включает защиту фотографии от изменения: кадрирования, добавление или вырезку деталей, изменения цветового решения фотографии… Такие изменения проводятся только с согласия самого автора.

К имущественным авторским правам фотографа относится право фотографа на запрет или разрешение использования фотографии через распространение, а также общедоступный показ, тиражирование, продажа или бесплатная раздача экземпляров фотографии, ввоз снимка на территорию страны. К имущественным также относится право на изменение фотографии.

Все части оригинальной фотографии охраняются авторским правом. При этом, не имеет значения, насколько маленькой эта часть является. Для использования части оригинальной фотографии, например, в фотоколлаже, с автором должен быть заключен договор. Если использование части снимка осуществляется без авторского договора, чем нарушается закон, то фотограф или иной владелец исключительных имущественных прав может требовать запрета незаконного использования и взыскания своих убытков или выплаты денежной компенсации.

Когда фотограф делает фото по служебному поручению от организации-работодателя, то такой снимок попадает в особый правовой режим и считается “служебным”.

Исключение – в определённых случаях, фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения:

  1. В печатных- и телепроэктах, видематериалах учебного характера
  2. В обзоре текущих событий на телевидении
  3. Фотография, размещенная в газете/журнале, может быть копирована библиотекой или архивом по официальной просьбе отдельных граждан или в исследовательских целях.
  4. Образовательное учреждение для проведения аудиторных занятий может репродуцировать фотографию, помещенную в сборнике или периодике.

Закончив с теорией поговорим о инструментах защиты своих фоторабот.

Водяные знаки - это один из популярных способов защиты визуальных материалов от копирования. Ваши инициалы, псевдоним или название бренда, наложенные полупрозрачным шрифтом поверх изображения, обычно гарантируют соблюдение авторских прав.

В интернете полно бесплатных фоторедакторов, где можно создать водяной знак и добавить его на ваше изображение. Такие ресурсы, как Watermark.ws , WaterMarquee и Visual Watermark предназначены именно для этого.

Я сталкивалась со случаями, когда водяные знаки и копирайты просто-напросто обрезают с фотографии. И используют как свои собственные. Поэтому, когда будете ставить свои подписи, ставьте их так, чтобы надписи нельзя было удалить без потери смысла изображения.

У фотографии имеется EXIF (Exchangeable Image File Format). Все без исключения цифровые фотокамеры делают к фотографии цифровую метку, в ней прописаны данные вашего снимка. Эти данные можно корректировать и дополнять. При помощи специальных программ, вы можете прописать туда и свою информацию. Посмотреть EXIF можно множеством способов, в том числе в программе FastStone , приблизив мышку к правому краю экрана.

Еще банальный, но все же способ - урезание размера снимка. К примеру, ваш оригинал изображения - 1024 пикселя по ширине. Немножко обрежьте края и уменьшите разрешение, например, до 900 пикселей. Увеличить уменьшенное изображение до полного размера без потери качества невозможно. У вас будет полный размер в нормальном качестве, а у воришки - нет. Для того, чтобы оценить разницу в приведенных примерах, разворачивайте картинки в полный размер.