Экологическое право в системе российского права

В силу многообразия общественных отношений в области охраны окружающей среды и природопользования экологическое право проникает во все сферы общественных отношений, регулируемых иными отраслями российского права.

Особая связь экологического права с конституционным правом обусловлена тем, что последняя отрасль права представляет собой основу для экологического права посредством закрепления конституционных норм в области охраны окружающей среды и определения предметов ведения РФ и ее субъектов. Экологическое право, в свою очередь, развивает основные положения конституционного права, обеспечивая, тем самым, их реализацию.

Экологическое право по многим позициям связано с гражданским правом. Так, необходимость в применении норм Гражданского кодекса РФ возникает при определении размера и способа возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Аналогичная взаимосвязь прослеживается и с законодательством об административных правонарушениях, и с Уголовным кодексом РФ, когда речь идет о привлечение виновного лица соответственно к административной или уголовной ответственности.

Взаимосвязь экологического права с административным правом заключается также в том, что последним определяется структура органов государственного управления в области охраны окружающей среды, основные задачи, полномочия и компетенция органов государственной власти в области охраны окружающей среды и ряд других важных вопросов.

Экологическое право также связано с финансовым правом, регулирующим общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Так, некоторые вопросы, касающиеся платы за негативное воздействие на окружающую среду, регулируются бюджетным законодательством.

Экологическое право соприкасается также с гражданским процессуальным правом и арбитражным процессуальным правом в той мере, в какой они регулируют порядок разрешения судами подведомственных им дел, возникающих, как правило, из публичных правоотношений.

Глава 2. Система и источники экологического законодательства

Норма права - это, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. С этих позиций норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом. Так, норма права - это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить.*(13)



Следует отметить, что определение правовой нормы приводится в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации"*(14), согласно которому "под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного и временного характера, рассчитанное на многократное применение". Тем самым подтверждается ее законодательное закрепление.

Исходя из существующих определений правовой нормы можно выделить общие признаки, которыми должна обладать любая правовая норма:

Государственное происхождение;

Общеобязательность;

Обеспеченность государством;

Формальная определенность.

Признак государственного происхождения означает, что правило поведения устанавливается органом государственной власти и это демонстрирует государственно-властное происхождение нормы.

Общеобязательность означает, что, во-первых, созданное правило носит общий характер, во-вторых, представляет собой не рекомендацию, а властное веление, диктующее то или иное поведение.

Общий характер нормы проявляется в том, что она "рассчитана не на отдельное, разовое отношение, не на каких-либо конкретных лиц, а на множество отношений определенного вида и индивидуально неперсонифицированных лиц, подпадающих под условия ее действия".*(15) Таким образом, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц. Действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев. Она продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей.

Юридическая норма может быть общеобязательной лишь постольку, поскольку она обеспечивается силой и мощью государства. Следует подчеркнуть, что принуждение как таковое не предусматривает всех возможных мер охраны правовых норм со стороны государства, хотя принуждение, безусловно, является самым мощным рычагом государства. Еще Г. Еллинек писал, что "существенным признаком понятия права является не принуждение, а гарантия, одним из видов которой служит принуждение".*(16)

Нормы права содержат указания на существенные признаки поведения, свойственные каждому из неопределенного числа конкретных индивидуальных поступков, отношений, которые государство намерено подвергнуть правовому регулированию. Правовая норма является повелительным предписанием независимо от того, каков его характер: запрет, обязывание или дозволение. Предписание в любом случае находится под охраной государства. Так как оно им установлено, то предусмотрены и меры, принуждающие его к исполнению.

Формальная определенность. Данный признак находит свое выражение, во-первых, в наличие словесно-документального оформления правил в определенных нормативных правовых актов и, во-вторых, в доступности этих актов для правоприменителей и всего общества. Способы доведения правовых норм до общества состоят в опубликовании нормативных правовых или иных актов Российской Федерации в официальных изданиях.

Правовая норма отличается единством, целостностью, неделимостью. Для нее характерна особая структура, т.е. специфическая компоновка содержания, связь и соотношение ее элементов.

В свою очередь, под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между ее элементами, так и законы данных взаимосвязей.

Традиционно считается, что в структуру правовой нормы входит три элемента: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза - элемент эколого-правовой нормы, выражающий условия, при наступлении которых необходимо руководствоваться данной нормой. Гипотеза указывает на те фактические обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться правилом, содержащимся далее. Сама правовая норма может начинаться со слов "если...", "в случае...", либо подобные выражения подразумеваются. Выделяют следующие виды гипотез:

Простая гипотеза;

Сложная гипотеза;

Альтернативная гипотеза;

Абсолютно-определенная гипотеза;

Относительно-определенная гипотеза.

Если в гипотезе указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы, то такая гипотеза называется простой. Например, в соответствии с п. 2 ст. 13 ФЗ "Об охране окружающей среды" "при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума". Таким образом, решение о размещении объектов принимается с учетом мнения населения или результатов референдума (диспозиция), только в том случае, если хозяйственная и иная деятельность при размещении объекта может причинить вред окружающей среде (простая гипотеза). Простая гипотеза содержится, например в п. 3 ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" - "собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности"

Если гипотеза действие нормы ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств, то она называется сложной. Сложная гипотеза содержится в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, согласно которой "каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившем в законную силу приговором суда". Таким образом, принцип презумпции невиновности в отношении обвиняемого действует до тех пор, пока одновременно не будет установлено два обстоятельства: пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке; и пока его виновность не будет установлена вступившем в законную силу приговором суда. В этом случае принцип альтернативности применения одного их указанных условий не применяется. Указанные обстоятельства должны наступить одновременно. Только при их одновременном наличии лицо, в отношении которого ведется уголовное судопроизводство, будет считаться виновным.

Альтернативной называют гипотезу, ставящую действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств. Альтернативная гипотеза содержится в п. 3 ст. 13 ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой "должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке". Таким образом, привлечение к ответственности должностных лиц достаточно при наличии одного из двух обстоятельств: либо если они препятствовали гражданам, общественным или иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды; либо если они препятствовали гражданам, общественным или иным некоммерческим объединениям в реализации их прав. Примером альтернативной гипотезы может также служить п. 4 ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которым "В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством".

Абсолютно-определенная гипотеза - когда условия применения норм исчерпываются, ничего нельзя внести, только определенный перечень.

Например, абсолютно-определенная гипотеза содержится в ст. 11 ФЗ "Об отходах производства и потребления" - "Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления".

Относительно-определенная гипотеза - исчерпывающим образом эти условия не описываются. Это оценочная деятельность - возможность неоднозначного решения того или иного вопроса, возможной определенной свободы. В соответствии с ч. 1 ст. 98 Конституции РФ "Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей". Можно говорить о том, что в последнем предложении содержится именно относительно-определенная гипотеза, поскольку в данной норме не содержится конкретного перечня оснований, по которым бы в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы применяется задержание, арест, личный досмотр. Более того, данная норма содержит отсылочный характер.

Вторым структурным элементом нормы права является диспозиция - само правило поведения, которым следует руководствоваться при наступлений условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция указывает на конкретные права и обязанности участников правоотношений. При формулировании правовых норм гипотеза может стоять и впереди, и позади диспозиции.

В зависимости от того, как излагается правило поведения, различают следующие виды диспозиции:

Простая диспозиция;

Описательная диспозиция;

Ссылочная (бланкетная) диспозиция;

Ограничивающая диспозиция;

Уполномочивающая диспозиция;

Простая диспозиция, называющая вариант поведения, но, не раскрывающая, не разъясняющая его. Такая диспозиция называет определенное правило общеизвестным термином, не указывая при этом его отличительных признаков. Так, ст. 42 Конституции РФ закрепляет, что "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением". При этом законодатель не раскрывает содержания этих прав.

Описательная диспозиция, описывающая все существенные признаки поведения. Она не только называет правило поведения, но и указывает характерные для этого правила признаки. Так, ст. 49 Конституции РФ описывает признаки принципа презумпции невиновности.

Ссылочная диспозиция, не излагающая правило поведения, а отсылающая для ознакомления с ним к другой норме закона. Разновидностью ссылочной является бланкетная диспозиция. Она для ознакомления с правилами поведения отсылает к нормам других законов либо инструкциям, правилам, техническим нормам и т.д. Например, в соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ "Об охране окружающей среды" общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан.

Ограничивающая диспозиция, для которой характерен следующий принцип - "по общему правилу нельзя, но в исключительных случаях можно". Ограничивающая диспозиция содержится в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Таким образом, из общего правила о том, что запрещается ограничивать права и свободы есть исключения.

Уполномочивающие диспозиции - определяют вид и меры поведения. Например, описывают полномочия, представляют единство прав и обязанностей. Так, ст. 5 ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает полномочия органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Третьим элементом нормы права является санкция. Как правило, санкцию определяют как меру государственного принуждения, предусмотренную за нарушение установленных нормой правил поведения. Философы, а чаще всего социологи, под санкцией понимают не только негативные (порицание, наказание), но и позитивные (одобрение, поощрение) последствия за социально значимое поведение человека.

Санкция - логически завершающий структурный элемент юридической нормы. В ней выражается неодобрительное отношение общества, государства, личности к нарушителям нормы. До тех пор, пока нормы права не будут исполняться в силу убеждения, добровольно, до тех пор, пока существуют правонарушения, санкция будет оставаться действенным средством соблюдения и исполнения юридических норм, а тем самым - средством укрепления законности и правопорядка.

Санкция правовой нормы - понятие собирательное. В зависимости от характера неблагоприятных для нарушителя последствий она может предусматривать:

Меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.). В этом случае речь идет о видах юридической ответственности и установленных конкретными федеральными законами видах наказаний за совершение правонарушений или преступлений. Так, действующее законодательство предусматривает следующие виды юридической ответственности - дисциплинарная, гражданско-правовая (имущественная), административная и уголовная ответственность.

Меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение и др.). В качестве примера можно привести меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, установленные главой 27 КоАП РФ.

Меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных; взыскание алиментов и др.); назначение указанных мер - устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав (эти меры, в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств) - они направлены на устранение допущенных нарушений законов, восстановления законности. Так, например, мера защиты предусмотрена в ст. 53 Конституции РФ, согласно которой "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц".

Санкции правовых норм целесообразно классифицировать по объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий, выделив три группы:

Абсолютно-определенные санкции, где точно указан размер неблагоприятных последствий.

Относительно-определенные санкции, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального. Например, сокрытие или искажение экологической информации по ст. 8.5. КоАП РФ влечет в отношении граждан административное наказание в виде штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Альтернативные санкции, где названы и перечислены соединительно-разделительные союзы "или", "либо" несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно - наиболее целесообразное для решаемого случая. Например, в соответствии со ст. 8.29. КоАП РФ уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

В юридической литературе принято выделять следующие виды санкций:

Санкции, описывающие меры принуждения;

Поощрительные санкции.

Санкция как часть юридической нормы наиболее чутко реагирует на изменение условий жизни общества и государства. Поэтому можно, не меняя довольно долго сами нормы права и изменяя лишь их санкции, приспособить существующие нормативные предписания для решения назревших потребностей общественного развития.

Содержание нормы права едино, ее элементы не изолированы, а составляют целое, в котором гипотеза, диспозиция и санкция предполагают друг друга, вытекают одна из другой. Структура нормы права - это и есть связь между ее элементами, или, точнее, способ связи, который состоит в общем и государственно-обязательном характере нормы права. Иначе говоря, гипотеза обязательно связана с диспозицией, а последняя - с санкцией, и наоборот.

Нормы права чрезвычайно разнообразны. Для того чтобы облегчить изучение и исследование норм права, применяют различные классификации.

В зависимости от особенностей содержания выполняемых функций необходимо различать правонаделительные и правоохранительные нормы экологического права.*(17)

Если правонаделительные нормы устанавливают позитивные юридические права и обязанности, то правоохранительные нормы служат целям их гарантирования, охраны и защиты на случай возможного нарушения и направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав, включая гарантии.

По степени определенности правил поведения нормы экологического права можно разделить на конкретно-регулятивные и общерегулятивные (дефинитивные).*(18)

Характерной чертой первых является то, что в них четко сформулировано правило поведения, т.е. непосредственно и прямо указывается конкретное правомочие, обязанность или запрет на определенный вид поведения.

В отличие от конкретно-регулятивных дефинитивные нормы устанавливают такое правило поведения, которое не получает достаточно четкого выражения. Эти нормы определяют правовые цели, принципы, понятия или категории, имеющие юридическое значение. Правило поведения в таких нормах выражено в самых общих чертах и может быть выведено лишь после соответствующего анализа. Дефинитивные нормы не формулируют непосредственно юридических прав и обязанностей. Вместе с тем они обретают высокую ценность, если являются результатом научного познания и отражения объективных законов и закономерностей общественного развития. Так, например, дефинитивные нормы отражены в ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды", раскрывающей основные понятия и определения в области охраны окружающей среды.

Различный характер обязательности предписаний, содержащихся в нормах, служит основанием для деления их на императивные, диспозитивные и альтернативные (или рамочные). В этом ряду с известной долей условности могут быть выделены также поощрительные нормы. Речь идет в данном случае о форме, в которой воля законодателя адресуется участникам общественной жизни, о форме, определяющей характер их волевых поступков по выполнению правовой нормы.

Императивным нормам присуща строгая категоричность, исключающая какие-либо отступления от сформулированного в них правила, не допускается замена предписаний этих норм по усмотрению участвующих в их применении лиц иными условиями их поведения. Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписания, определенность количественных (сроки, размеры, периодичность, доли, проценты и т.п.) и качественных (перечни видов имущества, описание действий, порядка их совершения и т.п.) условий применения и способа реализации правовой нормы, запрет иных, чем указано, действий.

Особенностью диспозитивных норм, отличающей их от императивных, является то, что предусматриваемое им определенное правило поведения применяется лишь постольку, поскольку участники отношений не выработали иных условий своего поведения.

Наряду с императивными и диспозитивными нормами необходимо выделять рамочные нормы, сочетающие в себе признаки первых и вторых. Данные нормы предоставляют участникам отношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах.

Поощрительные нормы фиксируют определенную заинтересованность государства в осуществлении гражданами и их объединениями общественно полезной деятельности, а также устанавливают меры, стимулирующие достижение результатов, превосходящих обычные требования.

В связи с тем, что общественные отношения, регулируемые нормами экологического права, неодинаковы по своему объему, указанные нормы можно классифицировать на общие, специальные и исключительные.*(19)

Общие нормы регулируют все или несколько видов отношений. Так, в ФЗ "Об охране окружающей среды" в большей части сосредотачиваются общие нормы.

Характерной чертой специальных норм является то, что область их применения уже по сравнению с общими нормами, они регулируют лишь определенный вид отношений данного рода либо имеют особое, специальное назначение. Например, ФЗ "Об отходах производства и потребления" и ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и т.д.

Особенность исключительных норм экологического права состоит в том, что они определяют некоторые изъятия из правил, содержащихся в общих или специальных нормах. Так, например, в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливаются исключительные основания, по которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены.

По действию во времени следует различать нормы, которые действуют в течение неопределенного срока - таких норм подавляющее большинство, и нормы с ограниченным сроком действия.

Нормы-приоритеты означают преобладающую меру юридической силы одного акта в сравнении с другими.*(20) Для норм-приоритетов характерна так называемая "признаваемая презумпция", когда установление критерия их однозначного выбора из суммы "сталкивающихся" норм предполагает официальное подтверждение.

Регулятивные нормы права рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают юридические права и обязанности граждан, организаций, органов государства. Так, например, в большей части регулятивные нормы содержатся в главе 2 Конституции РФ, устанавливающей права и свободы человека и гражданина.

Охранительные нормы устанавливают меры принуждения, в том числе ответственности. Они вводят механизмы применения принудительных мер. Так, например, охранительные нормы закреплены в главе 27 КоАП РФ, определяющей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, регулятивные нормы устанавливают определенные положительные правила поведения, а правоохранительные - санкции за нарушение этих правил. Абсолютное большинство правовых норм являются регулятивными, поскольку право как нормативная система рассчитано, прежде всего, на правомерное поведение субъектов правового общения.

Регулятивные нормы, в свою очередь, делятся на нормы специализированные: общие, дефинитивные, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, коллизионные, оперативные, а также на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Общие нормы фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений, например, условия правосубъектности.

Дефинитивные нормы вводят определения базовых правовых терминов.

Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для экологического права ценности, направления и способы деятельности.

Гарантийные нормы направлены на обеспечение прав, нормальной деятельности органов государственной власти.

Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции тех или иных органов. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".*(21)

Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. В соответствии с ч. 2. Заключительных и переходных положений Конституции РФ "законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации".*(22)

Нормы экологического права различаются по характеру основного назначения своих предписаний. В зависимости от того, предписывают ли они определенное обязательное поведение, содержат ли запрет определенного поведения или допускают его, предоставляя управомоченным субъектам возможность самим решать, следует ли воспользоваться этим правом, указанные нормы можно разделить на обязывающие, запрещающие, управомочивающие.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их полномочий и прав.

Обязывающие нормы устанавливают обязанности совершать определенные действия.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций, должностных лиц воздержаться от четко описанного в них поведения.

По юридической силе различают нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах.*(23)

Нормы права могут распространять свое действие или на всю территорию государства (федеральные нормы), или только на определенную ее часть (региональные нормы).

По кругу лиц выделяют нормы права, действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства, и нормы права, распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например, на военнослужащих, судей, депутатов, и т.д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права.

По времени действия существуют нормы права постоянного действия, их абсолютное большинство и нормы права временного действия, т.е. действия, заранее ограниченного определенным сроком.

В зависимости от способа выражения и закрепления, т.е. по источникам права, существуют: нормы, издаваемые государственными органами и выраженные в нормативных актах; нормы, закрепленные в нормативных договорах; нормы, выработанные судебной и административной практикой и выраженные в судебных и административных прецедентах; нормы, закрепленные в юридических обычаях; нормы, вырабатываемые юридической наукой; нормы, закрепленные в религиозных догмах.

Таким образом, классифицировать нормы экологического права можно по различным основаниям. При чем одни и те же нормы могут быть отнесены к разным видам, в зависимости от оснований их классификации. Особого внимания заслуживает классификация норм в зависимости от источников их закрепления.

Элементарные частицы – основные структурные элементы микромира. Элементарные частицы могут быть составными (протон, нейтрон) инесоставными (электрон, нейтрино, фотон). К настоящему времени обнаружено более 400 частиц и их античастиц. Некоторые элементарные частицы обладают необычными свойствами. Так, долгое время считалось, что частица нейтрино не имеет массы покоя. В 30‑е гг. XX в. при изучении бета‑распада было обнаружено, что распределение по энергиям электронов, испускаемых радиоактивными ядрами, происходит непрерывно. Из этого следовало, что или не выполняется закон сохранения энергии, или кроме электронов испускаются трудно регистрируемые частицы, подобные фотонам с нулевой массой покоя, уносящие часть энергии. Ученые предположили, что это нейтрино. Однако зарегистрировать нейтрино экспериментально удалось только в 1956 г. на огромных подземных установках. Сложность регистрации этих частиц заключается в том, что захват частиц нейтрино происходит чрезвычайно редко из‑за их высокой проникающей способности. В ходе экспериментов было установлено, что масса покоя нейтрино не равна нулю, хотя от нуля отличается ненамного. Интересными свойствами обладают и античастицы. Они имеют многие из тех же признаков, что и их частицы‑двойники (массу, спин, 1 время жизни и т. д.), но отличаются от них знаками электрического заряда или другими характеристиками.

В 1928 г. П. Дирак предсказал существование античастицы электрона – позитрона, который был обнаружен спустя четыре года К. Андерсоном в составе космических лучей. Электрон и позитрон – не единственная пара частиц‑двойников, все элементарные частицы, кроме нейтральных, имеют свои античастицы. При столкновении частицы и античастицы происходит их аннигиляция (от лат. annihilatio – превращение в ничто) – превращение элементарных частиц и античастиц в другие частицы, число и вид которых определяются законами сохранения. Например, в результате аннигиляции пары электрон– позитрон рождаются фотоны. Число обнаруженных элементарных частиц со временем увеличивается. Вместе с тем продолжается поиск фундаментальных частиц, которые могли бы быть составными «кирпичиками» для построения известных частиц. Гипотеза о существовании подобного рода частиц, названных кварками, была высказана в 1964 г. американским физиком М. Гелл‑Маном (Нобелевская премия 1969 г.).

Элементарные частицы обладают большим количеством характеристик. Одна из отличительных особенностей кварков заключается в том, что они имеют дробные электрические заряды. Кварки могут соединяться друг с другом парами и тройками. Соединение трех кварков образует барионы (протоны и нейтроны). В свободном состоянии кварки не наблюдались. Однако кварковая модель позволила определить квантовые числа многих элементарных частиц.

Элементарные частицы классифицируют по следующим признакам: массе частицы, электрическому заряду, типу физического взаимодействия, в котором участвуют элементарные частицы, времени жизни частиц, спину и др.

В зависимости от массы покоя частицы (масса ее покоя, которая определяется по отношению к массе покоя электрона, считающегося самой легкой из всех частиц, имеющих массу) выделяют:

♦ фотоны (греч. photos – частицы, которые не имеют массы покоя и движутся со скоростью света);

♦ лептоны (греч. leptos – легкий) – легкие частицы (электрон и нейтрино);

♦ мезоны (греч. mesos – средний) – средние частицы с массой от одной до тысячи масс электрона (пи‑мезон, ка‑мезон и др.);

♦ барионы (греч. barys – тяжелый) – тяжелые частицы с массой более тысячи масс электрона (протоны, нейтроны и др.).

В зависимости от электрического заряда выделяют:

♦ частицы с отрицательным зарядом (например, электроны);

♦ частицы с положительным зарядом (например, протон, позитроны);

♦ частицы с нулевым зарядом (например, нейтрино).

Существуют частицы с дробным зарядом – кварки. С учетом типа фундаментального взаимодействия, в котором участвуют частицы, среди них выделяют:

♦ адроны (греч. adros – крупный, сильный), участвующие в электромагнитном, сильном и слабом взаимодействии;

♦ лептоны, участвующие только в электромагнитном и слабом взаимодействии;

♦ частицы – переносчики взаимодействий (фотоны – переносчики электромагнитного взаимодействия; гравитоны – переносчики гравитационного взаимодействия; глюоны – переносчики сильного взаимодействия; промежуточные векторные бозоны – переносчики слабого взаимодействия).

По времени жизни частицы делятся на стабильные, квазистабильные и нестабильные. Большинство элементарных частиц нестабильно, время их жизни – 10 ‑10 ‑10 ‑24 с. Стабильные частицы не распадаются длительное время. Они могут существовать от бесконечности до 10 ‑10 с. Стабильными частицами считаются фотон, нейтрино, протон и электрон. Квазистабильные частицы распадаются в результате электромагнитного и слабого взаимодействия, иначе их называют резонансами. Время их жизни составляет 10 ‑24 ‑10 ‑26 с.

Кажется очевидным, что элементарная частица - это неделимая частица без внутренней структуры. В современной науке негласно подразумевается, что элементарная материальная частица тождественна математическй точке. Этим обрывается поиск сущности самой элементарной материальной частицы. До настоящего времени не установлено , что же такое истинные элементарные частицы. Именно поэтому обнаруживаемые «элементарные» частицы уже не отвечают признаку элементарности. Именно поэтому «элементарных» частиц всё больше и больше! Уже открыто более 350 видов «элементарных» частиц и их число продолжает расти.

Тщательное изучение данной сложной проблемы показало, что существующая неудовлетворительная ситуация с «элементарными» частицами обусловлена причиной, находящейся в самом начале ядерной физики. Она обусловлена спрятавшейся неточностью в определении понятия элементарности частицы. Да, очевидно, что элементарная частица должна быть действительно неделима , то есть она должна состоять из одной частицы. Однако в понятие структуры входят не только слагающие объект элементы, но и их форма . Это означает, что элементарная частица имеет структуру и должна быть не только одна, а форма этой одной частицы должна быть устойчивой.

Элементарная частица – микровихрь. По Единой Теории истинной элементарной частицей является устойчивая структура - микровихрь эфира (смотри Элементарный заряд ). Поэтому все прочие, так называемые, «элементарные» частицы при их образовании будут получать вращение (смотри Тайны антивещества ), причем такое же, как е и р (смотри Нейтронная звезда ), то есть с зарядом, равным q e . Не истинные элементарные частицы, то есть не микровихри, а их соединения, будут существовать мало (смотри Почему частицы быстро разрушаются ), так как вращение, полученное от микровихря, их разрывает.

Это убедительно подтверждают и опыты по получению «элементарных» частиц. Так на фото [3, с. 117 ] видно, что траектории частиц имеют вид крутой спирали, что говорит о вращении полученного «элементарного» материального объекта. Если бы эти «частицы», не имели вращения, то в опытах встречались бы прямые траектории «частиц», но их нет. Истинные элементарные «частицы» е, р не «обладают вращением», а не существуют без вращения, так как существование элементарной частицы обусловлено вращением. Это присуще только одному (смотри Образование вихрей ) устойчивому физическому объекту – вихрю . В том числе – вихрю в реке, вихрю над полем, смерчу.

Здесь видно, что одной из базовых сущностей истинной элементарной частицы является эфир. Его существование обосновано автором в Единой Теории (смотри Вакуума нет ), однако есть признанные научным миром эксперименты, доказывающие, что эфира нет. Это опыты А.Майкельсона-Е.Морли. В следующей статье мы рассмотрим этот опыт . При этом попробуем объяснить его результаты с позиций Единой Теории Природы. Если Единая Теория споткнётся об этот опыт, то этот опыт опровергнет не только эфир, но и Единую Теорию.

Структура права: закономерности формирования и развития (в девяти выпусках). Выпуск шестой. Элементарные частицы» («Вещество») права. Юридические средства и юридические механизмы в структурной организации права (в двух частях). Часть первая: элементарные частицы права: научный поиск и практическое приложение Текст научной статьи по специальности «Право »

Ключевые слова

ПРАВОВАЯ СТРУКТУРА / LEGAL STRUCTURE / СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ПРАВОВОЙ МАТЕРИИ / STRUCTURAL LEVELS OF THE LEGAL MATTER / МАКРОУРОВЕНЬ ПРАВА / THE MACRO-LEVEL OF THE LAW / МЕГАСТРУКТУРНЫЙ УРОВЕНЬ ПРАВА / MEGASTRUCTURAL LEVEL OF THE LAW / "ЮРИДИЧЕСКИЙ МИКРОМИР" / ПРАВОВОЕ ВЕЩЕСТВО / НОРМАТИВИЗМ И НЕОПОЗИТИВИЗМ / NORMATIVISM AND NEOPOSITIVISM / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ANALYTICAL JURISPRUDENCE / ПРАВО КАК ОБЩИЙ ПРИКАЗ / GENERAL PERMITS AND PROHIBITIONS / "ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВНАЯ НОРМА" / HYPOTHETICAL BASIC RULE / "ПЕРВИЧНЫЕ" И "ВТОРИЧНЫЕ" НОРМЫ / "ВЫСШЕЕ ПРАВИЛО ПРИЗНАНИЯ" / THE HIGH RULE OF THE CONFESSION / ОБЩИЕ ДОЗВОЛЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ / СРЕДСТВА ПРАВА И ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / РЕГУЛЯТИВНЫЕ И ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / REGULATORY AND CONSERVATIVE LEGAL MEANS / СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ И СРЕДСТВА ОХРАНЫ / MEANS OF REALIZATION AND MEANS OF PROTECTION / LEGAL MICROCOSM / LEGAL MATTER / THE LAW AS A COMMON ORDER / PRIMARY AND SECONDARY RULES / MEANS OF THE LAW AND LEGAL MEANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Червонюк В.И.

Многоуровневый характер строения права; базовый (фундаментальный) уровень права; права человека как первичный и основной структурообразующий компонент права (гуманитарный слой действующего национального права); позитивное право как основной структурный уровень права; первый (генеральный) структурный ряд; второй (высший) структурный ряд; правовые общности; три класса отраслей права; комплексные межотраслевые институты как третий (низший) структурный ряд права; консолидированные, основные и ассоциированные уровни правовых общностей; государствоведческая семья права; цивилистический цикл общностей права; семья административно-правовых общностей; семья уголовно-правового цикла; ассоциированные правовые общности; субсидарный уровень права; обычное (конвенциональное) право.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Червонюк В.И.

  • Структура права: закономерности формирования и развития (в девяти выпусках). Выпуск шестой. Элементарные частицы» («Вещество») права. Юридические средства и юридические механизмы в структурной организации права (в двух частях). Часть вторая: юридический инструментарий действия права: правовые средства

    2014 / Червонюк В.И.
  • Структура права: закономерности формирования и развития (в девяти выпусках). Выпуск девятый. Юридические конструкции как компонент структуры права и способ правового мышления (в трех частях). Часть первая. Понятие юридической конструкции: инновационный взгляд на проблему

    2014 / Червонюк В.И.
  • Структура права: закономерности формирования и развития (в девяти выпусках). Выпуск пятый. Логический инструментарий права

    2014 / Червонюк В.И.
  • Структура права: закономерности формирования и развития (в девяти выпусках). Выпуск третий. Структурные уровни, ряды права. Правовые общности

    2014 / Червонюк В.И.
  • Структура права: закономерности формирования и развития (в девяти выпусках). Выпуск восьмой. Гуманитарное право как проявление мультиструктурных преобразований в современных правовых семьях

    2014 / Червонюк В.И.
  • Нормативность права: проблемы интерпретации

    2013 / Варламова Наталия Владимировна
  • Структура права: закономерности формирования и развития (в девяти выпусках). Предисловие и выпуск первый: категория системы права в общей юриспруденции

    2014 / Червонюк В.И.
  • Структура права: закономерности формирования и развития (в девяти выпусках). Выпуск девятый. Юридические конструкции как компонент структуры права и способ правового мышления (в трех частях). Часть третья. Юридические конструкции как структурообразующий компонент права и способ законодательствования

    2014 / Червонюк Владимир Иванович
  • Современный юридический позитивизм в англосаксонской правовой семье

    2010 / Пищулин А.В.
  • Структура права: закономерности формирования и развития (в девяти выпусках). Выпуск седьмой. Принципы права как базовый уровень права

    2014 / Червонюк В.И.

The law structure: regularity of the formation and development (in 9 issues). Sixth edition. «Elementary particles» («substance») of law. Legal remedies and mechanisms in a structural organization of law. The first part: Elementary particles of law: scientific research and practical application

In the traditions of the analitical jurisprudence the search for the elementary parts of the law is offered in the publications; principles of the law are examined in the context of the structure organization of the law; a new legal community humanitarian law is substantiated as a manifestation of multistructural transformations in modern legal families; a new vision of the legal constructions is represented; their structure-forming role in the law composition and significance as a mean of legal thinking and legal design (legislation) are proved.

Текст научной работы на тему «Структура права: закономерности формирования и развития (в девяти выпусках). Выпуск шестой. Элементарные частицы» («Вещество») права. Юридические средства и юридические механизмы в структурной организации права (в двух частях). Часть первая: элементарные частицы права: научный поиск и практическое приложение»

СТРУКТУРА ПРАВА: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ (В ДЕВЯТИ ВЫПУСКАХ)

ВЫПУСК ШЕСТОЙ. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ» («ВЕЩЕСТВО») ПРАВА. ЮРИДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ В СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВА (В ДВУХ ЧАСТЯХ)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ ПРАВА:

НАУЧНЫЙ ПОИСК И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

В.И. ЧЕРВОНЮК,

доктор юридических наук, профессор Московского университета МВД России

Научная специальность 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

E-mail: [email protected]

Аннотация. Многоуровневый характер строения права; базовый (фундаментальный) уровень права; права человека как первичный и основной структурообразующий компонент права (гуманитарный слой действующего национального права); позитивное право как основной структурный уровень права; первый (генеральный) структурный ряд; второй (высший) структурный ряд; правовые общности; три класса отраслей права; комплексные межотраслевые институты как третий (низший) структурный ряд права; консолидированные, основные и ассоциированные уровни правовых общностей; государствоведческая семья права; цивилистический цикл общностей права; семья административно-правовых общностей; семья уголовно-правового цикла; ассоциированные правовые общности; субсидарный уровень права; обычное (конвенциональное) право.

Ключевые слова: правовая структура; структурные уровни правовой материи; макроуровень права; мегаструк-турный уровень права; «юридический микромир»; правовое вещество; нормативизм и неопозитивизм; аналитическая юриспруденция; право как общий приказ; «гипотетическая основная норма»; «первичные» и «вторичные» нормы; «высшее правило признания»; общие дозволения и запреты; средства права и правовые средства; регулятивные и охранительные правовые средства; средства реализации и средства охраны.

THE LAW STRUCTURE: REGULARITY OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT (IN 9 ISSUES)

SIXTH EDITION. «ELEMENTARY PARTICLES» («SUBSTANCE») OF LAW. LEGAL REMEDIES AND MECHANISMS IN A STRUCTURAL ORGANIZATION OF LAW

THE FIRST PART: ELEMENTARY PARTICLES OF LAW: SCIENTIFIC RESEARCH AND PRACTICAL APPLICATION

V.I. CHER VONJUK,

the doctor of jurisprudence, the professor of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In the traditions of the analitical jurisprudence the search for the elementary parts of the law is offered in the publications; principles of the law are examined in the context of the structure organization of the law; a new legal community - humanitarian law - is substantiated as a manifestation of multistructural transformations in modern legal families; a new vision of the legal constructions is represented; their structure-forming role in the law composition and significance as a mean of legal thinking and legal design (legislation) are proved.

Keywords: legal structure; structural levels of the legal matter; the macro-level of the law; megastructural level of the law; legal microcosm; legal matter; normativism and neopositivism; analytical jurisprudence; the law as a common order; hypothetical basic rule; primary and secondary rules; the high rule of the confession; General permits and prohibitions; means of the law and legal means; regulatory and conservative legal means; means of realization and means of protection.

Многоуровневый состав правовой организации предполагает исследование права в том числе на уровне «элементарных микрочастиц». Очевидно, что как и всякий материальный субстрат, право в своей основе состоит из некоего вещества - элементарной микрочастицы, отображающей самую регулятивную суть права, его силу, преобразующие возможности в социальном пространстве. Правовое вещество выделяется только теоретически, эмпирически оно не наблюдаемо и имеет опосредованное внешнее формально-юридическое выражение.

Большинство направлений Нового и Новейшего времени считали и считают норму центральным элементом системы права. В современной общетеоретической и отраслевой юридической литературе практически господствующим является взгляд, согласно которому «первичным элементом системы права выступает юридическая норма, а ее основные звенья - отрасли и общности»1. Норму права поэтому квалифицируют «клеточкой права», «кирпичиком» в нормативном здании, «первичным элементом права», «единицей права» (С.Н. Братусь, И.С. Самощенко, Б.В. Шейнд-лин и др.), в норме права «заложен «генетический код» права, по которому воссоздается (клонируется) весь организм» (Г.В. Мальцев) и т.д.2.

Такие суждения нельзя признать ошибочными. Однако, их содержательный контекст остается не выясненным. Очевидно, что норма есть та внешняя «оболочка» в которую облекается сама правовая субстанция; обнаружение последней и есть собственно то, что является искомой элементарной частицей права, «правом в миниатюре». С этой точки зрения следует различать, с одной стороны, правила поведения, дозволения, запрещения, позитивные обязывания, веления, приказы, или команды, властные распоряжения, рекомендации, общее согласие и иные императивы (разной степени)3, а с другой, - нормы права, которые выступают институциональной формой по отношению к первым4. Утверждение о том, что «право есть система норм и только норм»5 можно до бесконечности повторять как заклинание, но оно не несет в себе всей информации о регулятивной самобытности права, не вскрывает действительной сути его сложной нормативной структуры и присущих этой структуре закономерностей; нормативный мир правового остается не до конца понятым. Проникновение «вглубь» нормы, за ее «оболочку» позволяет обнаружить искомое «вещество» права, которое и следует признавать «учетной

единицей права», тем началом, на основе которого, собственно, и выстраивается вся нормативная юридическая структура.

Обнаружение элементарных частиц права принципиально важно как для науки права, так и собственно для юридической практики. Это важно для качества законодательной деятельности: таким образом, законодатель получает истинные представления о собственно том «строительном материале» с которым ему приходится оперировать в процессе законо-дательствования. Именно эти исходные нормативные элементы (проточастицы права), соединяясь между собой определенным образом, формируют образование правовых норм, которые и призваны урегулировать конкретное отношение.

Известно, что обоснование таких исходных клеточек права мы обнаруживаем у Дж. Остина, Г. Кель-зена, представителей аналитической юриспруденции, в особенности Г.Л.А. Харта и др.6. Через уяснение этих исходных величин исследователи пытались познать сущность права.

В частности, английский юрист Дж. Остин (1790- 1859) в книге «Определение области юриспруденции» («The Province of Jurisprudence Determined»), опубликованной в 1832 г., стремясь освободить представление о различиях между правом и нравственностью от неправильных, по его мнению, доктрин естественного

1 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПб., 1995. С. 171. Отмеченный подход признается и многими другими авторами.

2 Существуют, правда, и иные, не имеющие широкого распространения версии, представленные работами как зарубежных, так и отечественных авторов. В частности, Е.Б. Пашуканис исходил из того, что «юридическое отношение - это первичная клеточка правовой ткани, и только в ней право совершает свое реальное движение. Право как совокупность норм есть не более как безжизненная абстракция» (Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права. М., 1980. С. 78).

3 Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2004.

4 При этом в новейшей литературе по философии и логике норма интерпретируется иначе, чем это представлено в аспекте ее традиционного понимания, в том числе и в юриспруденции. Как считает финский ученый Г.Х. фон Вригт, «норма, предписывающая или разрешающая, может быть установлена для единичного события или множества отдельно указанных событий. Обязывающая норма, которая установлена для единичного события, часто называется также командой или приказом» (Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования. Избр. тр. М., 1986. С. 343. Иными словами, норму права, по данной версии, правомерно связывать с формой приказа; отсюда содержанием права охватываются и так называемые «индивидуальные» нормы. Получается, что норма права может создаваться ad hoс применительно к отдельному казусу или «для единичного события».

5 Мальцев Г.В. Указ. соч. С. 742.

6 ХартГ.Л.А. Понятие права / Пер. с англ.; под общ. ред. Е.В. Афо-насина и С.В. Моисеева. СПб., 2007. С. 28.

права, пришел (так же как и ранее Иеремия Бентам)7 к выводу о том, что право выражается в повелениях: «право есть разновидность повелений». В понимании Дж. Остина, каждая норма или правило, понимаемые в самом широком (и надлежащем значении этих слов), представляет собой повеление (command). Точнее говоря, нормы или правила, понимаемые в надлежащем значении, представляют собой разновидность повелений (species of commands)8. Сопоставляя повеление с желанием, ученый исходил из той посылки, что «повелением выступает не всякое желание, оно отличается от желания не формой выражения, но управомочен-ностью и намерением повелевающей стороны произвести взыскание либо наказать в случае неисполнения желания.. .»9.

Для Дж.Остина, повеление и обязанность суть взаимосвязанные понятия: каждое из них обладает значением, которое подразумевается или предполагается связанным со значением другого. Другими словами, там, где есть обязанность, имеется повеление, и там, где выражено повеление, наложена обязанность10. При этом повелением или обязанностью считается то, что влечет за собой санкцию или принуждение к повиновению в случае невыполнения. По Остину, повиновение есть основа права, есть приказ, исходящий от суверена. На этом постулате строится теория привычного поведения11.

По происшествии значительного времени внешне сходное понимание элементарного в праве можно найти у представителей скандинавской юриспруденции (А. Хагерстрем, К. Оливекрона и др.). В частности, у А. Хагерстрема основой и одновременно «молекулой» права является «волевой импульс» (психическая реальность); императив, содержащий требование конкретного действия, составляет собственно содержание правовой нормы. Императивная, т.е. приказная, форма выражения нормы выполняет функцию подавления противоположных приказу волевых импульсов и побуждает поступать согласно содержанию данной нормы. При этом правовые нормы не имеют ничего общего с ценностями и регламентируют поведение людей просто воздействием волевого импульса, самой императивной формой, в которую облечено приказание12.

К. Оливекрона исходит из того, что «нормы права представляют собой независимые императивы. Они не являются ничьими командами, хотя форма используемого для их выражения языка имеет некоторые характерные черты команды. Они представляют собой

императивные суждения, служащие в качестве путеводной нити человеческого поведения и заставляющие людей вести себя определенным образом, независимо от каких-либо личных указаний или команд. Означенный императив связан с такими понятиями, как идея поступка или вступления в определенные отношения и установления прав и обязанностей, а не с понятием распоряжения какому-либо конкретному лицу. Право определенной страны, как считает К. Оливекрона, состоит из идей относительно человеческого поведения, накопленных в течение веков благодаря вкладу огромного числа работников, выраженных в императивной форме их авторами (особенно посредством формального законодательства), сохраняемых в юридических сборниках и книгах и постоянно обновляемых человеческим разумом. Отсюда нет фундаментальной разницы между моральными и правовыми нормами; их различие - не в объективном характере правила, а в реакции, которую оно вызывает в человеческом сознании. Право, с позиции такого подхода, состоит главным образом из правил, относящихся к применению силы, определяющих структуру поведения для приме-

7 Для И. Бентама «право - это «повеление суверена»; это собрание символов, провозглашающих суверенную волю государства относительно правил поведения, обязательных для выполнения со стороны его граждан, причем это соблюдение правил достигается благодаря ожиданиям определенных событий, которые должны произойти, с намерением сделать возможным, чтобы такое событие стало мотивом этого поведения (Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. СПб., 1997. С. 199, 200).

8 В своих исходных рассуждениях ученый исходит из той посылки, что термин «повеление» связан с терминами «норма», «правило», т.е. касается права, и поскольку он является ключевым и для юриспруденции, и для морали, то его значение должно быть подвергнуто анализу со всей необходимой точностью. Если вы выражаете какое-либо желание, которым я обязываюсь к совершению некоторого действия или воздержанию от него, и если вы взыщете с меня, если я не выполню вашего желания, то выражение моего желания есть повеление (Остин Дж. Лекции о юриспруденции, или философии позитивного закона. М., 2000. С. 121).

9 Повеление отличается от иных проявлений желания единственной особенностью, тем, что сторона, к которой оно обращено, подвергаема наказанию со стороны другой в случае его неисполнения. Так, если вы не можете или не хотите наказать меня за неисполнение мною вашего желания, то выражение последнего не есть повеление, хотя бы оно было сформулировано самым императивным образом. Однако, если вы способны и намерены наказать меня за неисполнение вашего желания, то его выражение есть повеление, даже если оно произнесено с изысканной вежливостью в форме просьбы (Остин Дж. Указ. соч. С. 125).

10 Остин Дж. Указ. соч. С. 112.

11 Бачинин В. А., Сандулов Ю. А. История западной социологии: Учебник. СПб., 2002. С. 156.

12 Синха СурияПракаш. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс. М., 1996. С. 123.

нения организованной силы. К. Оливекрона признает, что нормы права определяют также образ поведения и для частных граждан, но, как он замечает, эти правила являются лишь еще одним аспектом правил применения силы13.

В учении Ганса Кельзена привлекает внимание сформулированный им постулат об иерархическом строе права, об «иерархии норм», основу которой составляет некая «высшая норма», благодаря которой все другие нормы приобретают свойство структурности, т.е. становятся структурно устойчивыми, «организованными», подчинены общим целям права. Правовая система состоит из иерархии норм; при этом каждая норма вытекает из высшей по отношению к ней нормы. Самая главная норма, из которой выводятся все правовые нормы, является высшей базисной, или «основной» нормой, («Grundnorm», «basic norm»); последняя не выводится из чего бы то ни было, а берется в качестве некоторой первоначальной гипотезы. Какая-либо норма является действительной только благодаря тому факту, что она была принята в соответствии с определенным правилом, причем базисной нормой правового порядка является постулированное высшее правило, исходя из которого юридические нормы создаются или отменяются. Под действенной нормой, делает вывод Гельзен, мы понимаем ее существование, а не ее эффективность.

Понятие «норма» подразумевает, что нечто должно быть или совершаться и, особенно, что человек должен действовать (вести себя) определенным образом. Таков смысл определенных человеческих актов, интен-ционально направленных на поведение других. А они интенционально направлены на поведение других, если в соответствии со своим смыслом они предписывают (приказывают) это поведение, но также если они его позволяют и, особенно, уполномочивают, т.е. если другому предоставляется определенная власть (Macht).

В представлении Г. Кельзена, поиск основания действительности нормы не может продолжаться бесконечно; в отличие от поиска причины в цепи причин и следствий, он должен закончиться нормой, которая - как последняя и наивысшая - постулируется. По Кельзену, будучи наивысшей нормой, она должна постулироваться, так как не может быть установлена властной инстанцией: ведь в противном случае компетенция этой инстанции должна была бы основываться на какой-то еще более высокой норме. Действительность наивысшей нормы, как считает Г. Кельзен, не

может выводиться из какой-то более высокой нормы, и уже больше не может возникать вопроса об основании ее действительности. Такая норма, постулируемая в качестве наивысшей, называется здесь основной нормой. Следовательно, основная норма рассматривается Кельзеном как трансцендентально-логический постулат, основание права. Она - общий источник действительности всех норм, принадлежащих к одному порядку, их общее основание действительности. Все нормы, действительность которых можно вывести из одной и той же основной нормы, образуют систему норм, нормативный порядок.

На этом основании Г.Л.А. Харт определяет право как «совокупность первичных и вторичных правил. первичные правила касаются действий, которые индивиды должны или не должны предпринимать, вторичные правила касаются самих первичных правил. устанавливают способы, которыми первичные правила могут. признаваться, вводиться, отменяться, изменяться, и которыми может достоверно устанавливаться факт их нарушения»15. По Харту, для первичных правил характерны неопределенность, статичность (негибкость) и неэффективность. Выраженная отмеченной триадой проблемность первичных правил, как считает Г.Л.А. Харт, может быть нейтрализована вторичными правилами, которые представлены тремя разновидностями: правилами признания,

13 Оливекрона К. Право как факт / Пер. Е.Ю. Таранченко; Науч. ред. пер. А.В. Поляков, М.В. Антонов // Российский ежегодник теории права. 2008. № 1. С. 669.

14 Харт Г.Л.А. Указ. соч. С. 276.

правилами изменения и правилами принятия решений. При этом правила признания позволяют определять, что является правом в данном обществе; в правилах изменения вырабатываются правовые средства коррекции их содержания; правила принятия решений устанавливают порядок для принятия и правовые пределы судебных решений прежде всего в трудных случаях, в процессе которых судья законодательствует16. Таким образом, первичные правила налагают обязанности, а вторичные наделяют властью. Суть правовой системы, считает Харт, заключается в соединении первичных правил, устанавливающих обязанности, с вторичными правилами признания, изменения и правосудия17.

В структурной организации права, кроме норм права, (американский философ права и последовательный критик Г.Л.А. Харта - своего учителя) американский философ права Рональд Дворкин обращает внимание на другие правовые явления - «принципы, стратегии и «стандарты иного рода». «Мой подход, - отмечает Р. Дворкин, - будет строиться на том факте, что когда юристы размышляют или спорят о юридических правах и обязанностях... они прибегают к стандартам, которые не функционируют в качестве норм, а действуют иначе - как принципы. Стратегии или стандарты иного рода. позитивизм предполагает модель и образец системы норм и его центральное понятие единственного фундаментального критерия права скрывает от нас важную роль стандартов, не являющихся нормами»18. При этом «стратегией» Р. Дворкин называет стандарт, направленный на достижение какой-либо социальной цели, а «принципом» - такой стандарт, который выражает «некоторые моральные требования, будь то требования справедливости, честности и т.д.»19.

К исследователям рассматриваемой проблемы в определенной мере можно отнести русского дореволюционного юриста Н.Н. Алексеева, творчество которого в том числе посвящено осмыслению проблемы структурной организации права. В понимании ученого, правовая структура есть то, что придает различным явлениям правовую форму. И, в частности, нормы права являются «правовыми» только потому, что в них отображается правовая структура. «Мы называем, - утверждал Н.Н. Алексеев, - «правовыми» нормами, в отличие от других видов норм, те, которые предполагают особого носителя (способность признания), в которых выражаются реализованные ценности

и которые формулируются в особых определениях (права - обязанности)»20. Таким образом, Н.Н. Алексеев не отрицает места нормы права в правовой структуре, однако его понимание нормы существенно отличается от традиционного подхода; правовой характер приобретают лишь те нормы, которые приобретают личностное значение, отличаясь способностью (свойством) «признания» ее (нормы) носителем.

В новейший период развития юридической мысли к анализу проблемы в нескольких своих произведениях обращается С.С. Алексеев. В качестве таких первичных исходных и, вместе с тем, структурных элементов права (его нормативного «нерасщепляемого вещества»), выражающих собственно регулятивное своеобразие права как системы социальной регуляции С.С. Алексеев называет позитивные обязывания, общие дозволения и запреты21, которые «по своей сути носят субстанциональный характер, образуют «вещество», «тело», «материю» права как объективной реальности. С той лишь существенной разницей, что они относятся к глубинам правовой материи, образуют, если угодно, протоматерию, протовещество, - тот первичный, исходный материал, который так или иначе проявляется в различных юридических классификациях и из которых складываются основные конструктивные построения пози-

15 Харт Г.Л.А. Указ. соч. С. 277. В современной западной литературе такая структуризация права стала едва ли не общепринятой. По мнению Н. Боббио, прилагательные «первичный» и «вторичный» могут подразумевать различные виды связей: временную (вторичное идет после первичного); функциональную (вторичное менее важно, чем первичное) или иерархическую (вторичное стоит на более низком уровне, чем первичное) (Bobbio N. Nouvelles reflexions sur les norms primaries et secondaries // La regle de droit. Bruxellies, 1971. P. 104- 122). Для Г. Кельзена первичными являются, кроме того, и санкционированные обязанности, возложенные на официальных лиц (судей, чиновников и т.п.), так как норма прежде всего адресуется именно им, и только потом, опосредованно, обычным гражданам (Kelsen H. General Theory of Law. Oxford, 1991. P. 142, 143). В представлении Марка Ван Хука, «первичные правила» дозволяют или запрещают определенное поведение, в то время как «вторичные правила» «являются правилами о правилах. Они структурируют и регулируют первичные правила. Они иституционализируют правила поведения» (Марк ванн Хук. Право как коммуникация / Пер. с англ. М.В. Антонова и А.В. Полякова. СПб., 2012. С. 34, 35).

16 Харт Г.Л.А. Указ. соч. С. 278-280.

17 Там же. С. 281.

18 Дворкин Р. О правах всеръез / пер. с англ.; Отв. ред. Л.Б. Макеева. М., 2004. С. 45.

19 Там же. С. 46. Примеры для своих вывод Р. Дворкин заимствует из практики рассмотрения судебных дел, в которых судьи обосновывали свое решение такими общими суждениями, как: «никому не позволяется получать выгоду обманным путем», «суды не должны позволять использовать себя в качестве орудия несправедливости», «на производителя налагаются особые обязательства, связанные с производством и продажей автомобилей» и т.п.

20 Алексеев H.H. Основы философии права. СПб., 1999. С. 48.

тивного права, типы регули-рования, которые «не подпадают ни под один из элементов догмы права»22. Они, делает вывод ученый, «представляют собой первичные, исходные элементы правовой материи»; в этих первичных элементах правовой материи заложены истоки, начальные «кирпичики», базисные характеристики и связи, которые открывают путь к пониманию всего богатства логики права.

Дозволения, запреты и позитивные обязывания, можно сказать, образуют «первичный пласт» правовой материи, ее глубинные «залежи»; именно эти структурные образования, их особое сочетание обусловливают существование двух основополагающих типов правового регулирования - общедозволительного и общеразрешительного; из таких элементов права образуются генеральные правовые режимы. При всем при этом указанные элементы не исчерпывают всего многообразия элементарных частиц в праве. Исследования проблемы указывают на существование иных проточастиц права. К таковым, как представляется, следует отнести общее согласие, или соглашение, являющееся основой получившего широкое распространение в ряде структурных подразделений права метода согласования интересов.

В общем согласии заложен значительный регулятивный потенциал. Социальное согласие, равно как и социальный конфликт, есть основной способ существования современного общества, есть форма взаимодействия между социальными субъектами на основе сходных или совпадающих ценностей, потребностей, интересов и целей, благодаря которым социальная система оказывается солидарной и сплоченной. Симптоматично в этой связи утверждение Дж. Локка о том, что «поскольку без нашего согласия мы не можем быть в подчинении какого-либо человека, следовательно, человеческие законы «создаются только посредством соглашения»23.

В контексте средств нормативной регуляции современного общества социальное согласие можно рассматривать как общесоциальный инструмент, метод организации современного гражданского общества. В этом значении согласие правомерно сопоставлять с близким ему понятием консенсуса.

Причем, если понятием «социальное (гражданское) согласие» и производным от него понятием «согласование» юридическая и политологическая современная наука оперируют сравнительно недавно, то понятие консенсуса встречается уже в римском праве,

прежде всего в сфере регулирования гражданско-правовых сделок. Здесь консенсус, или выражение согласия, признавался основанием возникновения обязательств из контракта. Как известно, одним из четырех основных видов контрактов в римском гражданском праве были консенсуальные контракты, «при которых обязательство возникает вследствие одного consensus, соглашения, без каких-либо формальностей»24. Особенность консенсуальных контрактов заключалась в том, что, «в то время как при всех других категориях контрактов для установления обязательства требуется помимо соглашения (consensus) сторон еще какой-то момент (verba, litterae, res), при консенсуальных контрактах consensus (выраженное вовне) является не только необходимым, но и достаточным моментом для установления обязательства». В римском праве существовала формула consensus facit legal (согласие создает право), т.е. соглашение между сторонами, выполнение которого обеспечивается правом25.

Примечательно, что в правовой системе Древнего Рима термин «консенсус» используется не только в частноправовой, но и в публично-правовой сфере - для характеристики регулирования взаимоотношений Рима с другими народами.

С появлением на рубеже средних веков и нового времени науки международного права и зарождением в это время буржуазной доктрины, «соглашения» как способа создания норм международного права термин «консенсус» используется исключительно в международно-правовой лексике (хотя и довольно редко). Получившая в правоведении во втором половине XIX -

21 Алексеев С.С. Собр. соч. в 10 т. Т. 2. Специальные вопросы правоведения. М., 2010. С. 432. Считается, что на запрет, дозволение и предписание как «универсальные формы правового регулирования» впервые обратил внимание О.С. Иоффе (Иоффе О.С. Юридические нормы: и человеческие поступки / Актуальные вопросы советского гражданского права. М., 1964. С. 18-26). С.С. Алексеев отмечал, что в советской юридической литературе общепризнано положение о трех основных формах регулирования - позитивном связывании, дозволении, запрете, особо подчеркнул, что до сих пор еще не обращено внимание на то, что указанные «формы» по-разному выражаются и «работают» в структуре права. Если позитивное обязывание мыслимо лишь в виде конкретных, формально-определенных предписаний, то запреты (а также в известной мере и дозволения) могут существовать и как таковые. Иными словами, они в структуре права не только воплощаются в запрещающих предписаниях, но и «живут» в виде общих запретов, выраженных в системе норм, в том числе управомочивающих, охранительных.

22 Алексеев С. Указ. соч. С. 431.

23 Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. Т. 3. М., 1986. С. 339-344. Уместно вспомнить также высказывание Л. Дюги по данному поводу (ДюгиЛ. Общество, личность, государство. СПб., 1901. С. 22).

24 Римское частное право. М., 1948. С. 382.

25 Там же. С. 383.

начале XX вв. концепция «общей воли» казалось, должна была привлечь внимание правоведов к проблемам общего согласия. Но лишь за редким исключением (работы Л. Дюги) проблема социального согласия и согласования не получает своего развития в контексте проблем соционормативного регулирования. С позиции марксистского понимания природы права, под влиянием которого формировалась и развивалась как общая теория права, так и наука международного права, концепция согласования не могла получить развития. Соответственно и законотворческая практика не приспособлена была к тому, чтобы использовать соответствующие этой концепции законодательные технологии.

Обусловленное институциональными и структурными трансформациями современное общество испытывает острую нужду в средствах регуляции, основанных на общем согласии и консенсусе как одной из возможных форм его (общего согласия) выражения26.

Если исходить из того, что как и для консенсуса основным законом общего согласия является признание чужих интересов как условия осуществления интересов собственных, то применительно к законодательной деятельности обще согласие можно интерпретировать как такую степень согласованности правовых позиций взаимодействующих субъектов по поводу принимаемого закона, которая характеризуется его поддержкой со стороны подавляющего большинства участвующих в его принятии субъектов, а возможно и отсутствием возражений против его принятия со стороны кого-либо из участников законодательного процесса27. С точки зрения законодательной процедуры, общее согласие как форма законодательного решения является результатом достигнутого соглашения между парламентским большинством и меньшинством.

Итак, именно согласие, соглашение лежит в основании организации поведения участников регулируемых отношений. Общее согласие, равно как и консенсуальное решение взаимодействующих в правовом отношении сторон (или, что равнозначно, соглашение), есть средство права, применяемое законодателем в технологиях согласования интересов и выражения их в нормах права28.

Как элементарное нормативно-правовое образование общее согласие получает выражение в методе согласования интересов и соответствующих ему специфических юридических средствах - договорном праве, согласительных процедурах и других средствах достижения участниками регулируемых отношений

общего согласия. Использование метода согласования, основой которого является такой регулятивный механизм, как общее согласие, имеет несомненный законодательный эффект: законодательная энергия не расходуется понапрасну, принятый закон, соответствуя общественным ожиданиям, действительно выражает силу права; исключается или сводится к минимуму риск действия закона по принципу «бумеранга». А значит, высоким оказывается эффект государственного присутствия в регулируемых им сферах жизни. Тем самым существенно повышается социальный престиж государства. Согласительный порядок регулирования обладает высокой степенью регулятивности. Несомненно, мировоззренческое значение метода согласования: он вносит в сознание законодателя и широких масс идею формирования права в контексте социогуманитарной идеи29. Право, с точки зрения этой философии, есть нормативно признанный согласованный интерес. Именно такое право лежит в основании конституционного устройства, основанного на гражданском мире и согласии30.

Очевидно также, что в качестве элементарных частиц права могут выступать уже обоснованные в юридической теории такие средства права, как поощрение (заслуга) и рекомендация, соответственно образующие основу соответственно поощрительного и рекомендательного методов правового регулирования и соответствующих им поощрительных и рекомендательных норм права. Видимо, есть все основания для признания в качестве элементарного образования в праве так называемого общего установления31.

26 Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 134; Касьян Н.Ф. Консенсус в современных международных отношениях: международно-правовые вопросы. М., 1983.

27 Касьян Н.Ф. Указ. соч. С. 58, 59.

28 Червонюк В.И., КалинскийИ.В. Согласование интересов как вид современных законодательных технологий // Государство и право. 2004. N° 8. С. 30-38. В этом смысле социальное согласие, или выражение консенсуса, в широком социально-правовом контексте можно рассматривать как общесоциальный инструмент, метод организации современного гражданского общества. Если политической основой для этого является консенсусная демократия, то юридической формой выражения общего согласия выступает инструментарий согласованного выражения интересов в законодательстве. Согласование как базовое фундаментальное понятие, имеющее реальное согласие, выступает средством достижения общественного согласия.

29 Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. М., 2006. С. 233-246.

30 Червонюк В.И., Калинский И.В. Гражданское (социальное) согласие как тип конституционного устройства // Обеспечение прав и свобод личности в современной России: Мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. (22 декабря, 2006 г.). М., 2007. С. 30-36.

31 Червонюк В.И. Конституционное право России: Учебник. М., 2003. С. 456; Он же: Конституционное право в структуре российского права: аргументы доктрины и потребности практики // Юридическая техника. 2012. № 3. С. 657-671.

Правовые нормы, из которых состоит право РФ, расположены в недрах права более или менее упорядочено. Об этом свидетельствует в целом логичная структура и система российского права. Поскольку правовая норма является элементарной частицей права, начнем с нее анализ системы и структуры права.
Структура и виды правовых норм. Мы уже отмечали, что все свои задачи и социальные функции право может осуществлять во многом благодаря нормативности, т. е. тому, что состоит из норм. Традиционно правовая норма определяется как общеобязательное для всех правило поведения, установленное (санкционированное) государством для регулирования общественных отношений. Каждая правовая норма обеспечивается к выполнению в случае необходимости принудительной силой государства. Все правовые нормы, обретя официальную форму, будучи в соответствующем порядке приняты компетентными органами или должностными лицами и зафиксированы в нормативно-правовом (законодательном) акте государства, в своей совокупности и составляют право.
Каждая правовая норма имеет четкую логическую структуру, благодаря которой становится возможным сформулировать то или иное правило поведения.
Структура правовой нормы - это ее внутреннее строение, система логически взаимосвязанных элементов, позволяющих пользоваться этой нормой как в правоотношении, так и вне его.
Понимание логичности структуры правовой нормы очень важно также и для законодателя, т.к. помогает ему четко формулировать свои правовые предписания.
Типичные правовые нормы имеют примерно такую условную схему построения: “Если имеются такие-то условия, то следует исполнить то-то и то-то или воздержаться от такого-то поведения. Если же эти требования не выполнены, то наступят такие-то последствия”. Исходя из этой схемы в структуре правовой нормы следует отыскать три элемента:
1) гипотезу;
2) диспозицию;
3) санкцию.
Гипотеза содержит описание условий, обстоятельств, с которыми законодатель связывает действие правовой нормы, ее возникновение, изменение или прекращение (юридические факты).
Диспозиция - содержание правовой нормы, описание дозволяемого, рекомендуемого или запрещаемого правовой нормой поведения путем установления прав и обязанностей субъектов права, участников общественных отношений.
Санкция содержит описание последствий надлежащего или ненадлежащего в соответствии с правовой нормой поведения субъектов права. Они могут быть как неблагоприятными для правонарушителя (меры ответственности: наказания, взыскания), так и позитивными - мерами поощрения за надлежащее, правомерное поведение при широком толковании санкции.
Таким образом, правовая норма описывает, как и что следует делать при соответствующих обстоятельствах и что может последовать в результате правомерного или неправомерного поведения.
Следует четко усвоить, что правовая норма не всегда точно совпадает со статьей нормативно-правового акта, в котором она фиксируется, объективируется во вне. Она может быть записана в одной статье нормативного акта, в разных статьях этого акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Более того, в одной статье может быть иногда записано несколько правовых норм. В силу этого часто задача юриста заключается в том, чтобы найти правовую норму полностью и надлежащим образом применить ее к конкретной ситуации.
В силу несовпадения правовой нормы и статьи нормативно-правового акта некоторые теоретики пришли к ошибочному суждению о том, что правовая норма может не содержать в себе всех трех рассмотренных элементов. Подобного рода идеи вы можете порой встретить в литературе. На самом же деле каждый элемент правовой нормы неотъемлем от нее, играет соответствующую роль и отсутствие его делает правовую норму бессмысленной (норма без гипотезы), невозможной для применения (без диспозиции) или бессильной (без санкции). Именно благодаря тому, что в правовой норме имеются все три элемента, она определяет права и обязанности людей и организаций, условия реализации этих прав и обязанностей, ответственность за их нарушение или неисполнение и поощрения за надлежащее исполнение.
Выделение видов правовых норм позволяет определить их место и роль в процессе воздействия права на поведение людей в обществе. Знание о видах правовых норм дает возможность законодателю правильно осуществлять правовое регулирование, правоприменителям - правильно применять их, гражданам - точно соблюдать, исполнять.
Очевидно, что не все правовые нормы играют одинаковую роль в регулировании общественных отношений. Одни из них провозглашают принципы, содержат определения конкретных юридических понятий, закрепляют цели, задачи, направления деятельности субъектов права. Это как бы основные исходные, установительные, первичные нормы. Другие служат для более или менее детального регулирования общественных отношений. Это соответственно нормы общие и специальные.
Правовые нормы делятся в зависимости от принадлежности к отраслям права на гражданско-правовые, административно-правовые, конституционные, уголовно-правовые и т.д.
В зависимости от способов воздействия права на общественные отношения, правовые нормы делятся на императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (предполагающие свободу усмотрения); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства вариант поведения); поощрительные (стимулирующие социально-полезное поведение).
По степени обязательности нормы права делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.
В зависимости от юридической сущности выделяют материальные (уголовные, трудовые, экологические, административные) и процессуальные (гражданско-процессуальные, административно-процессуальные, уголовнопроцессуальные) правовые нормы.
По времени действия можно подразделить правовые нормы на постоянные и временные (срочные и бессрочные).
Классификация правовых норм имеет условный характер, можно взять для выделения видов правовых норм и другие основания в зависимости от цели классификации.
Структура и система права. Близкие, однородные правовые нормы объединяются между собой в относительно небольшие группы. Их называют правовыми институтами. Например, правовые нормы, которыми закрепляется понятие государственной должности, порядок поступления на государственную службу, перемещения по службе, ответственность государственных служащих и т.п., вместе составляют правовой институт государственной службы в административном праве.
Правовые институты образуют еще более крупные общности однородных правовых норм, которые называются подотраслями. Например, таможенное право в административном праве, авторское право в гражданском праве. Однако подотрасль не является обязательным элементом в структуре права.
Следующий, более высокий уровень объединения правовых норм - это отрасли права. Они являются самыми крупными блоками в структуре права, его системообразующими элементами. Как правило, правовые институты и подотрасли права существуют внутри отрасли.
Итак, структура права показывает, из каких частей (блоков правовых норм) состоит (строится) право: это правовые нормы - мельчайшие частицы права, правовые институты, подотрасли и отрасли права.
Схематически структуру права РФ можно изобразить таким образом, как показано на схеме 2.
Исследуя систему права, помимо указания на его составные части следует обращать внимание на взаимосвязь относительно обособленных элементов внутри права.
Система права, таким образом, это внутреннее, логически упорядоченное строение (структура) права, взятое в единстве и взаимосвязи составляющих его элементов.
Как уже было сказано выше, системообразующими, наиболее крупными в недрах права объединениями правовых норм являются отрасли права.
Отрасли права отличаются друг от друга предметом и методом правового регулирования.
Предмет правового регулирования - это те общественные отношения, для воздействия на которые издаются нормы права. Это главный отличительный признак отраслей права друг от друга. Например, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права, экологические - экологического и т.д., то есть близкие, однородные общественные отношения регулируются нормами одной отрасли права.
Второй критерий, позволяющий объединять и разделять правовые нормы на отрасли, - это метод правового регулирования. Он представляет собой совокупность средств, приемов, способов воздействия на общественные отношения посредством правовых норм.
Предмет правового регулирования показывает, что регулирует право, а метод - как регулирует и каков характер взаимоотношений участников правовых отношений между собой - правовое равенство или неравенство.
Выделяют следующие методы правового регулирования: авторитарный (императивный) - метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях, правовом неравенстве сторон; автономный (диспозитивный) - метод координации, дозволений, рекомендаций, поощрений, правового равенства сторон.

Примечания
Отрасль П - отрасль права
п/о - подотрасль права
ПИн - правовой институт
пн - правовая норма

Отрасль права - это большая группа правовых норм, регулирующих близкие, однородные отношения сходными правовыми методами. Внутри отрасли права без труда обнаруживаются более мелкие объединения правовых норм - правовые институты, а часто и довольно обособленные группы правовых институтов и норм подотрасли права. Такова структура отраслей права. Кроме того, в структуре многих отраслей права выделяются также общая и особенная части.
Система права РФ складывается из следующих основных отраслей: конституционное (государственное) право, гражданское, административное, финансовое, трудовое, семейное, уголовное, экологическое (природоохранительное), уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное. В настоящее время зарождаются новые отрасли права, находящиеся ныне в той или иной стадии становления. Это, например, предпринимательское, налоговое, банковское, таможенное, административно-процессуальное право. Появление новых отраслей права свидетельствует о том, что право - живой, подвижный, меняющийся вслед за жизнью организм.Внутри системы права выделяются две большие группы отраслей: материальное право (конституционное, гражданское, административное и т.д.) и процессуальное право (уголовно-процессуальное и гражданско- процессуальное).
Нормы материального права непосредственно регулируют поведение субъектов - людей и организаций, устанавливают их права, обязанности, ответственность. Нормы процессуального права - это правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, правила реализации юридической ответственности; нормы, регулирующие порядок, процедуры деятельности органов и должностных лиц.
Кроме того, отрасли права подразделяются на отрасли частного и публичного права.
Публичное право включает в себя отрасли, охватывающие и охраняющие интересы государства и общества в целом; его образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности и компетенцию органов государственной власти и управления, их взаимоотношения между собой и с гражданами, регулирующие отношения власти - подчинения. Это такие отрасли права, как государственное, административное, финансовое, налоговое, уголовное, международное, процессуальные отрасли права.
Частное право состоит из отраслей и норм, регламентирующих личные отношения людей, их объединений, основанные на соглашении сторон, договоре. Следовательно, частное право состоит из отраслей гражданского, семейного и частично трудового и предпринимательского права.
Рассмотренные отрасли права в своей совокупности и взаимосвязи составляют систему национального права России. Кроме национальных систем права, существует еще международное право. Оно включает в себя нормы, регулирующие отношения государств друг с другом, а также вопросы, касающиеся всех, многих или нескольких государств. Нормы международного права устанавливаются межгосударственными договорами, соглашениями, конвенциями, актами международных организаций (ООН, ОАЕ и др.). Эти нормы могут действовать как непосредственно, так и преломляясь через соответствующие правовые нормы национального права. Нормы международного права имеют приоритет над нормами национального права.
В системе национального права роль базисной, основополагающей отрасли играет конституционное (государственное) право, ибо оно закрепляет наиболее важные устои государственного и общественного устройства: основы конституционного строя, правового положения личности, форму правления и государственного устройства. Нормы других отраслей права базируются на конституционных нормах, дополняют и развивают их. Например, гражданское право детально регулирует имущественные и личные неимущественные отношения; административное право - управленческие отношения, складывающиеся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства; уголовное право обеспечивает охрану прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, собственности и т.д. от преступных посягательств.
Схематически систему права РФ можно изобразить так (схема 3).