Проверка документов полицией — обычное дело на улицах нашей страны. Наверняка, каждому приходилось сталкиваться с проверкой. Далеко не всегда такие встречи проходят гладко, напоминаю об истории с «арбатским...

Проверка документов полицией — обычное дело на улицах нашей страны. Наверняка, каждому приходилось сталкиваться с проверкой. Далеко не всегда такие встречи проходят гладко, напоминаю об истории с «арбатским мальчиком».

Anews собрал воедино ответы юристов о том, как себя вести и что делать, если полицейский вдруг остановил вас на улице или в метро, потребовал предъявить паспорт, показать содержимое сумки или карманов.

Полицейский подошел на улице и потребовал документы

Что можно и нужно делать

Стоит помнить, что ни одним законом произвольная проверка документов не предусмотрена. Впрочем, это не мешает стражам правопорядка выборочно выхватывать из толпы «подозрительных лиц» и заглядывать к ним в паспорта. Чаще всего полицейские ссылаются на проверку паспорта с целью выяснить, есть ли у человека регистрация. Еще один популярный аргумент — ориентировка.

Если вы оказались именно в такой ситуации, в первую очередь следует вежливо попросить сотрудника представиться, показать удостоверение, а также переписать или сфотографировать номер его значка и узнать о причине проверки. Если полицейский отказывается показать свои документы, стоит напомнить ему о существовании части 4 статьи 5 закона «О полиции».

Если страж правопорядка, говоря о причине проверки документов, ссылается на ориентировку, можно попросить его детально описать разыскиваемое лицо.

В случае, когда законный повод все же нашелся или был притянут за уши, а полицейский представился и позволил переписать данные его нагрудного значка, можно показать паспорт.

Если вы уверены, что требование полицейского показать паспорт не имеет под собой законных оснований (вы не похожи на человека с ориентировки, трезвы, не совершали никаких правонарушений), следует напомнить сотруднику, что его действия неправомерны. Если увещевания не помогают, самым благоразумным решением будет показать паспорт из своих рук, а после позвонить по телефону 112 и составить жалобу на действия полицейского.

Чего нельзя делать

Отдавать паспорт полицейскому в руки.

Для проверки достаточно показать его из ваших рук. Если сотрудник настаивает на обратном, можно открыть последнюю страницу паспорта и зачитать строчку о том, что вы обязаны бережно относиться к документу, хранить его у себя и никому не передавать. Не лишним будет напомнить, что когда полицейский показывал вам свое удостоверение, вы не брали его в руки.

Важный момент: даже если вы правы на 100%, ни в коем случае нельзя просто уходить от полицейского, так как это может быть расценено как «неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» (ст.19.3 КоАп РФ).

Вышел за хлебом без паспорта, подошел полицейский и потребовал документ

Что можно и нужно делать

Хоть паспорт полицейские склонны требовать едва ли не на каждом шагу, согласно закону, граждане не обязаны постоянно носить этот документ с собой. При этом отсутствие документа, удостоверяющего личность, как правило, становится основанием для поездки в отдел.

Если вас остановили на улице без документа и заставляют проехать в отделение для установления личности, можно предложить сотруднику пройти к вам домой (если дом рядом) и показать паспорт там, либо позвонить родственникам и попросить принести вам документ. Увы, принимать этот вариант или нет, каждый сотрудник решает для себя сам.


Чего нельзя делать

Впадать в панику, начинать спорить и ругаться.

Если полицейский не согласен идти к вам домой за документом, а собирается препроводить вас в отделение в административном порядке, не стоит затевать скандал и отказываться идти – это снова может быть повернуто против вас (как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции). Требование полицейского в данном случае законно, так как увезти гражданина в отделение сотрудник может, в частности, в ситуации, когда есть подозрение, что человек находится в розыске (п. 4 ст. 14 закона «О полиции»). Отсутствие паспорта, как нетрудно догадаться, как раз наводит стража правопорядка на мысли о розыске.

Особенно важный момент – ни в коем случае нельзя трогать полицейского руками. Даже если вы настолько разнервничались, что захотели «отодвинуть» сотрудника подальше от себя, не прикасайтесь к нему. Любой физический контакт, как показывает практика последних лет, может быть воспринят как «применение насилия в отношении представителя власти», что отсылает нас уже к уголовному кодексу, статье 318.

Перед поездкой в отделение, если такая ситуация все же приключилась, стоит выяснить, в какой именно отдел вы едете и сообщить об этом родственникам по телефону. Следует помнить, что в случае отсутствия паспорта сотрудник вправе задержать вас не более чем на 3 часа. Время отсчитывается с момента прибытия в отдел, поэтому крайне важно по приезду удостовериться, что время вашего прибытия было зафиксировано в журнале.


Полицейский подошел на улице и захотел провести досмотр вещей/карманов

Что можно и нужно делать

В первую очередь поинтересоваться, на каком основании полицейский хочет провести личный досмотр.

Стоит иметь в виду, что рыться в вещах граждан сотрудники полиции имеют право лишь в том, случае, если есть достаточные основания полагать, что человек носит с собой запрещенные вещества, оружие, боеприпасы, взрывчатку или ядовитые вещества (п. 16 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, ст. 27.6 КоАП РФ). Если полицейский не может внятно ответить на вопрос о причинах досмотра, нужно обязательно напомнить ему, что его действия неправомерны, а также заметить, что если он будет стоять на своем, вы направите жалобу в прокуратуру.

В случае если полицейский продолжает настаивать на досмотре, нужно обязательно потребовать двоих понятых одного с вами пола (ст.27.7 КоАП РФ) и составления протокола. Крайне важно получить копию протокола, а во время подписания документа занести в него все, что вам показалось неправомерным (например, что полицейский не сообщил причину досмотра) и, что немаловажно, не оставлять свободного места после написанного вашей рукой.

Чего нельзя делать

Оказывать физического сопротивления и убегать. Ни к чему хорошему это не приведет, а лишь сделает из вас преступника сразу по двум упомянутым ранее статьям: «неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» и «применение насилия в отношении представителя власти».

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

В данной статье раскрыто содержание такого принципа деятельности полиции, как законность, представляющая собой фундаментальный общеправовой принцип.



В качестве первой из составляющих рассматриваемого принципа в ч. 1 комментируемой статьи установлено, что полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. При этом понятием «закон» охватываются все источники права, т.е. данное понятие использовано в том же значении, что и в Конституции РФ. В первоначальном же варианте комментируемого Закона было определено, что полиция осуществляет свою деятельность на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно части 2 данной статьи всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Данное правило основано на норме ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении КС России от 18 февраля 2000 г. N 3-П, определяя средства и способы защиты государственных интересов, законодатель должен использовать лишь те меры, которые необходимы, строго обусловлены этими целями и исключают для конкретной правоприменительной ситуации возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина; публичные интересы, перечисленные в ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.

В части 3 статьи установлен запрет сотруднику полиции подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (данная норма включена после общественного обсуждения проекта комментируемого Закона). Тем самым продублирован в точности такой же запрет, который закреплен в ч. 8 ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Такой запрет адресован органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и введен Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму». В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» перечисленные действия - подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий - прямо обозначены в скобках понятием «провокация».

Часть 4 комментируемой статьи запрещает сотруднику полиции в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. Следует отметить, что в первоначальном варианте проекта комментируемого Закона говорилось о недопустимости таких ссылок в оправдание незаконного действия или бездействия сотрудника полиции. После же общественного обсуждения законопроекта уточнено, что речь идет о правомерных действиях (бездействии).

В отношении регламентации выполнения сотрудником полиции приказов и распоряжений необходимо отметить следующее. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27 данного Закона сотрудник полиции обязан выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), но только те из них, которые отданы в установленном порядке и не противоречат федеральному закону. В части 2 ст. 30 данного Закона установлено, что при получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

В части 5 статьи установлено, что применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Данная норма закреплена подобно тому, как в ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ в рамках обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением установлено, что применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

Часть 6 данной статьи возлагает на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России, обязанность по обеспечению контроля за законностью решений и действий должностных лиц полиции. При этом имеется в виду прежде всего реализация процедур обжалования действий (бездействия) сотрудника полиции, нарушающих права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

Принцип законности закреплен во всех отраслях права. Так, в Уголовном праве законность выражается в том, что никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и подвергнут наказанию иначе, как за деяния, содержащие состав преступления, предусмотренный уголовным кодексом, а уголовное наказание может быть применено только по приговору суда.

Особое значение соблюдение законности имеет при проведении сотрудниками полиции следственных действий по установлению и закреплению следов преступления: осмотра, обыска, изъятия, освидетельствования, задержания и допроса потерпевших и свидетелей.

Все многообразие этих действий регламентировано нормами уголовно-процессуального кодекса:

а) при освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья;

б) унижение чести и достоинства любого гражданина при производстве процессуальных действий - нарушение законности;

в) незаконны (и аморальны) средства, связанные с насилием, угрозами и др.

Отмечалось, что для достижения поставленных перед сотрудниками задач должны быть использованы нравственные средства, соответствующие законности. При этом важно иметь в виду, что отношения сотрудников органов внутренних дел с гражданами столь многообразны, индивидуализированы, что не могут вместиться в рамки служебных инструкций. Даже самый совершенный закон не может охватить все нравственные нормы, предусмотреть бесконечное количество сложных ситуаций, с которыми приходиться сталкиваться сотрудникам, а также и те формы и приемы, при помощи которых эти проблемные ситуации разрешаются. Поэтому высокая нравственная культура сотрудников - это необходимое условие и средство правильного, законного разрешения многих правовых вопросов.

Нарушение законности всегда означает причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан и других лиц, общественным и государственным интересам. Для практики правоохранительных органов, характерно деление нарушений законности на несколько видов, включая "грубые" и "грубейшие" (носящие "чрезвычайный" характер). Такое деление принципиально неверно. Все нарушения законности имеют особую общественную опасность, т.к. наносят ущерб личности, обществу, государству.

Нарушениями закона и одновременно нарушениями законности сотрудниками правоохранительных органов являются:

Нарушение норм Конституции и других законов (конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и других лиц, незаконное предоставление гражданам и другим лицам льгот и преимуществ, незаконное освобождение граждан и других лиц от несения обязанностей);

Преступления должностных лиц, совершенные при исполнении служебных обязанностей (получение взятки, злоупотребление положением и т.д.).

Право, а значит, и законность неразрывно связаны со справедливостью. "Правое" слово, решение, дело воспринимаются как проявление справедливости, а "бесправие", "беззаконие" - как несправедливость.

Справедливость означает соответствие между практической деятельностью людей, социальных групп и их социальным положением, между их трудом и вознаграждением, заслугами и их признанием, правонарушением и ответственностью. Нарушение справедливости как нормы морали не составляет правонарушения, если не входит в сферу права. В то же время любое нарушение правовых норм является проявлением неуважения к праву и поэтому имеет нравственную оценку: правонарушение является нарушением морали и прежде всего справедливости.

Равные права и свободы граждан - высшее проявление принципа справедливости. Посягательство на различные права и свободы граждан, на имущество, на жизнь, честь и достоинство человека является нарушением не только гуманизма, но и принципов законности и справедливости.

Принцип справедливости требует, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был бы осужден. Одно из важнейших проявлений справедливости - соответствие между целями и средствами, выбранными для их достижения. В качестве средств реализации целей права выступают санкции, предусмотренные правовыми актами. Применение их всегда сопряжено с определенными лишениями, поэтому они сами должны быть справедливыми.

Важнейшие требования справедливости, предъявляемые к санкциям, состоят в следующем:

Санкции должны применяться лишь к тем, кто нарушил закон;

Они должны обеспечивать восстановление нарушенного права в должном объеме;

Более опасные преступления должны наказываться более строго;

Суды должны иметь возможность индивидуализировать наказание с учетом конкретных обстоятельств дела;

За одно правонарушение никто не должен осуждаться дважды.

Для сотрудников органов внутренних дел этот принцип является их профессиональным требованием, правовой нормой. Человек, стоящий на страже закона, не имеет не только морального, но уже и профессионального права быть несправедливым.

Подлинная справедливость основывается на истине. Истина всегда конкретна. Ее конкретность выражается в том, что она является истиной для одного факта и для данных условий и перестает быть таковой в иных условиях. Поэтому только тщательный и всесторонний учет всех конкретных обстоятельств, в которых применяется та или иная правовая норма, обеспечивает справедливость ее реализации.

Это требование принципа справедливости находит свое отражение в принципе индивидуализации наказания, содержание которого состоит в учете индивидуальных особенностей дела, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и обстоятельств дела. Наказание является явно несправедливым, когда по своим размерам не соответствует тяжести преступления и личности осужденного.

Справедливая правовая норма может обернуться несправедливостью вследствие моральной нечистоплотности сотрудника, его формального, невнимательного отношения к делу; к личности обвиняемого. Нравственные качества сотрудника органов внутренних дел играют исключительно важную роль.

Согласно статьи 4 Федерального Закона № 342-ФЗ от 30.11.11г. «О службе в ОВД РФ» одним из принципов службы в органах внутренних дел является: единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел.

Следует отметить, что сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые Федеральным Законом «О полиции» не возложены на органы внутренних дел. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

Вглаве 4 Дисциплинарного устава ОВД РФ (Указ Президента РФ № 1377 от 14.10.12г.)раскрывается понятие приказа, порядок отдания приказа, обязательность его исполнения:

Приказ руководителя (начальника) - служебное требование руководителя (начальника), обращенное к подчиненным сотрудникам, об обязательном выполнении определенных действий, о соблюдении правил или об установлении порядка, положения.

Приказ должен соответствовать федеральным законам и приказам вышестоящих руководителей (начальников).

Приказ, отдаваемый руководителем (начальником), обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа. При получении приказа, явно противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом. При этом сотрудник обязан уведомить руководителя (начальника), отдавшего заведомо незаконный приказ, или вышестоящего руководителя (начальника) о неисполнении незаконного приказа.

Приказ может быть отдан в письменной или устной форме, в том числе посредством использования технических средств связи, одному подчиненному или группе подчиненных. Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правовым актом), издаваемым руководителем (начальником) на правах единоначалия.

Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником).

Отдавая приказ, руководитель (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.

Руководителю (начальнику) запрещается отдавать приказ, не имеющий отношения к выполнению подчиненными служебных обязанностей или направленный на нарушение законодательства Российской Федерации. Приказ формулируется ясно, четко и кратко, без употребления формулировок, допускающих различное толкование.

Руководитель (начальник), перед тем как отдать приказ, обязан всесторонне оценить обстановку и принять меры по обеспечению его исполнения.

Приказы отдаются в порядке подчиненности. При необходимости прямой руководитель (начальник) может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного руководителя (начальника). В таком случае прямой руководитель (начальник) сообщает об этом непосредственному руководителю (начальнику) подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении этого приказа своему непосредственному руководителю (начальнику).

Приказ руководителя (начальника), за исключением явно противоречащего закону, должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Обсуждение приказа и его критика недопустимы. При невозможности исполнения приказа сотрудник обязан незамедлительно уведомить об этом руководителя (начальника), отдавшего приказ.

Руководитель (начальник), чтобы убедиться в правильном понимании отданного им приказа, может потребовать его повторения, а подчиненный, получивший приказ, может обратиться к руководителю (начальнику) с просьбой повторить его.

Исполнив приказ, подчиненный, если он не согласен с приказом, может его обжаловать.

Об исполнении полученного приказа подчиненный обязан доложить прямому руководителю (начальнику), отдавшему приказ, и (или) своему непосредственному руководителю (начальнику).

Подчиненный, не исполнивший отданный в установленном порядке приказ руководителя (начальника), привлекается к ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Руководитель (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие содержания приказа законодательству Российской Федерации и за непринятие мер по обеспечению его исполнения.

Отменить приказ имеет право только руководитель (начальник), его отдавший, или вышестоящий прямой руководитель (начальник).

Если подчиненный, исполняющий приказ, получит от вышестоящего прямого руководителя (начальника) новый приказ, который может воспрепятствовать исполнению ранее полученного приказа, он докладывает об этом вышестоящему прямому руководителю (начальнику), отдавшему новый приказ, и в случае подтверждения нового приказа исполняет его. Руководитель (начальник), отдавший новый приказ, сообщает об этом руководителю (начальнику), отдавшему первый приказ.

Вывод: Дисциплинарные права, предоставляемые руководителям, определяются Министром внутренних дел Российской Федерации. Руководитель (начальник) несет персональную ответственность за поддержание служебной дисциплины во вверенном ему органе внутренних дел (подразделении).

В деятельности полиции нет дел мелких и второстепенных. За каждым из них стоит жизнь, здоровье, благополучие, честь и достоинство, счастье людей. Поэтому гуманизм, справедливость и законность являются необходимыми качествами деятельности сотрудников данной профессиональной сферы.

    МОЛЧАНИЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ. К ЧЕМУ ВЕДЕТ ЗАПРЕТ НА ПУБЛИЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

    П. СКОБЛИКОВ

    Милиция преобразована в полицию, серьезно повышено денежное содержание сотрудников, существенно изменена законодательная основа работы правоохранительного ведомства. Но несмотря на некоторые позитивные сдвиги, желаемый результат в целом пока не наблюдается, и совершенствование системы МВД России по-прежнему стоит в перечне важнейших государственных задач.
    По-видимому, нужны каждодневные и длительные усилия всех заинтересованных сил без надежды на сиюминутный результат и волшебное действие, которое в одночасье все изменит. Одно из направлений такой черновой работы - мониторинг соответствующего раздела законодательства, выявление и устранение его дефектов, с тем чтобы кадровое наполнение МВД отвечало общественным ожиданиям, чтобы сотрудники правоохранительного ведомства имели правильные ориентиры, были надлежащим образом мотивированы.

    Общий запрет на публичные высказывания

    В п. 5 ч. 1 ст. 13 "Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел" Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о службе в ОВД) закреплен запрет для сотрудника органов внутренних дел на публичные высказывания, суждения и оценки. В том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов и должностных лиц, общественных объединений, организаций, социальных групп и отдельных граждан. Исходя из буквального толкования текста закона, запрет носит почти тотальный характер, поскольку распространяется на любые высказывания, суждения и оценки, если только их выражение не входит в его служебные обязанности.
    Сам факт существования приведенной правовой нормы порождает ряд серьезных вопросов:
    - в чем заключаются основания ее включения в действующее законодательство (декларируемые и фактические - если они различаются);
    - как соотносится данная норма с другими правовыми нормами, национальными и международными, насколько удачно (или неудачно) вплетается она в российскую правовую систему;
    - какие санкции определены за нарушение содержащегося в норме запрета;
    - какое влияние оказывает данная норма на поведение сотрудников органов внутренних дел и, опосредованно, на правопорядок, который они должны поддерживать;
    - какова практика применения предусмотренных в законе санкций за нарушение запрета;
    Каковы возможные в будущем последствия существования и применения рассматриваемой нормы?
    У меня нет ответов на все поставленные вопросы, по крайней мере ответов исчерпывающих. Однако важный этап любого исследования - сама постановка проблемы и детализация научных задач, которые ею предопределяются.

    Коллизии с Законом о полиции

    1. В Федеральном законе от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) содержится норма, которая вступает в коллизию с нормой, установленной Законом о службе в ОВД, и эту коллизию целесообразно разрешить. В противном случае создаются предпосылки к необоснованному привлечению к ответственности добросовестных и профессиональных сотрудников полиции. Суть противоречия вот в чем.
    В п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции на полицию возложена обязанность участвовать в пропаганде правовых знаний. Этот пункт добросовестными сотрудниками понимается так, что при каждом удобном случае полицейский должен разъяснять гражданам требования соответствующих законодательных актов, причем как в служебное, так и во внеслужебное время, и для этого не следует каждый раз запрашивать согласия руководства.
    При этом правовая пропаганда предполагает публичное высказывание сотрудником суждений и оценок о деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов. В частности, изложение обязанностей, правомочий и запретов для тех или иных органов и должностных лиц, приведение для доходчивости реальных примеров из практики сотрудника, его коллег или использование тех показательных случаев, что доведены до сведения общества через СМИ, интернет-ресурсы и т.д.
    Для наглядности предположим, что к полицейскому (имеющему высшее юридическое образование и богатый профессиональный опыт) обратились учителя, члены родительского комитета школы, где учится ребенок полицейского, с просьбой выступить перед детьми и (или) родителями. Тема: предупреждение, пресечение и ответственность за хулиганство, жестокие расправы, которые все чаще учиняют школьники над своими сверстниками, а затем цинично выкладывают видеозаписи издевательств в Интернете.
    Предположим также, что полицейский откликнулся на поступившую к нему просьбу, подготовился и в свое личное время выступил перед соответствующей аудиторией. Такие действия одобряются Законом о полиции, но запрещаются Законом о службе в ОВД. По крайней мере, они могут быть расценены как нарушающие указанный выше запрет - ведь поручения от руководства о публичном выступлении полицейский не получал, и в его функциональных обязанностях выполнение такой работы не зафиксировано.
    2. В Законе о полиции закреплено право сотрудника полиции на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции (п. 5 ч. 1 ст. 28). Причем это право определено как одно из основных.
    Подобную норму не содержал Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", и по этому признаку, на мой взгляд, Закон о полиции в лучшую сторону отличается от своего предшественника. Создана правовая предпосылка для мобилизации профессионального потенциала небезразличных к интересам службы, творчески мыслящих и просто грамотных сотрудников, имеющих профессиональный опыт и способных к его анализу.
    Между тем, прежде чем вносить соответствующее предложение субъектам, разумно вынести его на обсуждение, например, на профессиональном форуме в Интернете. Однако, если полицейский поступит так, он нарушит содержащийся в Законе о службе в ОВД запрет на публичные высказывания, суждения и оценки - ведь соответствующее поручение ему не давалось, полицейский действовал инициативно, проработка такого рода предложений для последующего внесения служебной обязанностью полицейского не является.

    Коллизии с Законом о службе в ОВД

    1. Конституция РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 2 ст. 26, ч. 1 ст. 44). С учетом этого конституционного положения ч. 4 ст. 34 Закона о службе в ОВД, ограничивая право сотрудника на работу по совместительству, тем не менее разрешает ему любую преподавательскую, научную и иную творческую деятельность. При условии, если она не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел.
    Однако возможно ли преподавать историю, социологию, юриспруденцию, другие гуманитарные дисциплины, не высказываясь о деятельности государственных органов и их должностных лиц, общественных объединений, граждан? И возможно ли при этом не нарушить запрет, содержащийся в п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о службе в ОВД, если обращение преподавателя к аудитории (учебной группе, потоку, курсу) всегда носит публичный характер?
    2. Важно также отметить, что ведение любой научной деятельности сопряжено с последующим опубликованием полученных результатов - без этого такая деятельность в большинстве своем утрачивает смысл. Опубликование же означает публичное высказывание - как в устной форме (на различных научных форумах, в ходе интервью), так и в письменной (в журналах, научных сборниках, монографиях, на интернет-ресурсах и т.д.). Если исследователь высказывается по вопросам истории, социологии, различных отраслей права, другим гуманитарным отраслям науки, то он неизбежно затрагивает различные аспекты устройства (переустройства) государства, его функций (их изменения, перераспределения), наблюдаемых результатов деятельности государственных органов, их должностных лиц.
    Вот почему сотрудник органов внутренних дел, работающий по совместительству в научных и (или) педагогических учреждениях, не относящихся к системе МВД России, обречен регулярно нарушать запрет.

    Ограничение науки

    По общему правилу должности профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников в учебных и научных учреждениях системы МВД России замещаются полицейскими и иными сотрудниками органов внутренних дел.
    Отсюда следует, что носящие погоны исследователи имеют право анализировать и обнародовать результаты анализа лишь тех тем, которые поручены им руководством, если в рамках выбранных тем надо высказываться или оценивать государственные органы и должностные лица, общественные объединения и организации и проч.
    Между тем ученый, если он занимается наукой по призванию, как правило, характеризуется независимостью от мнений окружающих, в своих суждениях и оценках он опирается на объективные данные, а также собственный интеллект, интуицию. Поэтому, выбирая тему для исследования, он руководствуется личными представлениями об актуальности для общества той или иной темы, учитывает личные возможности в ее раскрытии.
    Вот почему, если заглянуть в творческий портфель исследователей, чье имя известно и уважаемо в науке и кто состоит (или состоял) на службе в органах внутренних дел, можно обнаружить, что значительная часть (если не большинство) научных трудов подготовлена не в связи с поручением руководства, а по своей инициативе, исходя из собственных представлений об актуальности соответствующих тем для правоохранительного ведомства, правовой системы в целом, для общества и государства. Иными словами, все эти люди формально-юридически являются (или могли бы стать) нарушителями запрета, содержащегося в п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о службе в ОВД.

    Повторение запрета - усиление запрета?

    Закон о службе в ОВД в п. 5 ч. 1 ст. 13 содержит бланкетную норму, распространяющую на сотрудников органов внутренних дел запрет, предусмотренный в п. 10 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а именно: "В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается... допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности".
    Таким образом, сотруднику органов внутренних дел дважды запрещено допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей. А вот публичные высказывания, суждения и оценки в отношении должностного лица (не руководителя), а также общественных объединений, организаций, социальных групп и отдельных граждан запрещены сотруднику единожды.

    Европейский подход

    В чем состоит опыт других стран и существуют ли там запреты или ограничения на публичные высказывания государственных служащих?
    Особый интерес представляет практика Европейского суда по правам человека, которая базируется на положениях Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека 1950 года. Из постановлений этого суда вытекает, что определенное ограничение государственных служащих в публичных высказываниях допустимо, но именно ограничение, а не полный запрет. Такие лица имеют право на свободу выражения своего мнения, но обязаны проявлять по отношению к своему государству (государственным органам и должностным лицам) лояльность и сдержанность (см. Постановление Большой палаты Европейского суда по правам человека от 26.09.1995 по делу "Фогт (Vogt) против Германии", Постановления Европейского суда по правам человека от 02.09.1998 по делу "Ахмед (Ahmed) и другие против Соединенного Королевства" и от 14.03.2002 по делу "Де Диего Нафриа (De Diego Nafria) против Испании").
    Российский законодатель не попытался воспользоваться этим критерием (проявление лояльности и сдержанности в публичных выступлениях), а пошел по "простому" пути - полностью запретил сотрудникам органов внутренних дел любые публичные высказывания, если они не обусловлены выполнением служебных обязанностей.
    Например, сотрудник уголовного розыска в день своего профессионального праздника (5 октября) позвонит в эфир какой-либо радиостанции или телеканала, представится и поздравит коллег. При этом он выразит свою точку зрения о том, что уголовный розыск - ведущая служба МВД, ее сотрудники несут на своих плечах основную тяжесть борьбы с преступностью. И таким образом он публично выскажется о деятельности государственных органов, в то время как подобное высказывание не входит в его служебные обязанности. Следовательно, будет иметь место нарушение приведенных выше законодательных норм. А вот в соответствии с положениями упомянутой Европейской конвенции и позицией Европейского суда по правам человека никакого нарушения нет. Ведь сотрудник угрозыска не проявил нелояльность и несдержанность по отношению к своему государству.

    Последствия настоящие и будущие

    1. Анализируемый запрет не ограничен историческими рамками и государственными границами. При его буквальном толковании сотрудник органов внутренних дел не вправе высказываться не только о современных российских государственных органах (исполнительных, законодательных, судебных) и их должностных лицах, но и о субъектах иной государственной принадлежности. А также об органах, общественных объединениях, организациях любой направленности (помимо прочего, нельзя, видимо, осуждать фашистские партии и экстремистские организации) и о лицах, давно ушедших в историю.
    2. Несоблюдение запрета в Законе о службе в ОВД расценивается как грубое нарушение служебной дисциплины (см. п. 15 ч. 2 ст. 49), что дает основание на применение к сотруднику дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность либо на расторжение контракта с таким сотрудником и его увольнение со службы в органах внутренних дел (см. п. 6 ч. 2 ст. 82).
    3. Информации о том, сколько сотрудников было привлечено к ответственности за нарушение запретительной нормы, содержащейся в п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о службе в ОВД, в чем конкретно выразилось нарушение и какое взыскание наложено на виновных, в открытых источниках обнаружить не удалось. Можно с уверенностью предположить, что привлеченных к ответственности нарушителей пока насчитывается немного, но ситуация в любой момент может измениться. Рассматриваемая норма - "дремлющая", она может не применяться вообще, может применяться избирательно, а если в правовой политике по каким-то причинам появится соответствующий тренд - будет применяться массово.
    Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать следующий вывод: анализируемый запрет неразумен и вреден, при этом он почти безграничен, а санкция за его нарушение в рамках дисциплинарной ответственности максимально суровая. При желании на основе этого запрета можно вменить дисциплинарное нарушение очень многим добросовестным сотрудникам, если стоит задача избавиться от неугодных по тем или иным соображениям лиц. Если запрет станет последовательно и неуклонно проводиться в жизнь, то инициативные, самостоятельно мыслящие и интеллектуально развитые сотрудники будут чаще увольняться из органов внутренних дел. Наряду с этим важно отметить, что даже в отсутствие широкой практики привлечения к ответственности за нарушения рассматриваемого запрета он оказывает негативное влияние, поскольку сотрудники органов внутренних дел, ориентируясь на запрет, воздерживаются от высказывания конструктивной критики и выстроенных на опыте (а где-то и выстраданных) предложений об улучшении работы правоохранительной и судебной системы.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Во время несения службы наряду ППСП запрещается:

Передавать и предъявлять, кому бы то ни было свое оружие, за исключением лиц, которым он подчинен;

Спать, отвлекаться от службы;

Нарушать правила радиообмена, вести неслужебные разговоры по телефону;

Заходить без служебной необходимости в жилые дома, столовые, магазины, клубы, рестораны и другие помещения;

Оставлять маршрут (пост), кроме случаев, указанных в ст. 110 Устава.

Патрульному (постовому) ОВО запрещается:

Осуществлять охрану объектов, не указанных в мар­шрутной карточке.

Самостоятельно или по просьбе адми­нистрации объекта закрывать на замки или открывать двери, окна, ставни, устанавливать или снимать запоры, накладывать пломбы, печати, перемещать пожарный ин­вентарь, включать или выключать средства ОПС.

Допускать кого-либо на объекты в охраняемое вре­мя.

Поручать охрану объектов, хотя бы и на короткое время, другим лицам.

Покидать без разрешения дежур­ного объект, на котором сработала охранно-пожарная сигнализация, до полного выяснения причин ее сраба­тывания.

Передавать и предъявлять, кому бы то ни было табельное оружие, за исключением лиц. которым он подчинен.

Отвлекаться от службы и ослаблять бдительность.

Заходить без служебной надобности в жилые дома, столовые, магазины, клубы, рестораны и другие поме­щения.

Оставлять маршрут (пост) без разрешения дежурно­го или ответственного от руководства.

Нести посторонние разговоры по радиостанции.

Сотрудникам-водителям запрещается :

Перевозить посторонних граждан и грузы, а также оставлять машину без присмотра;

Нарушать ПДД;

Самовольно отклоняться от маршрута и изменять порядок несения службы;

Передавать, кому бы то ни было управление авто­мобилем (в необходимых случаях с разрешения дежур­ного или ответственного по подразделению передавать управление автомобилем другому члену экипажа при наличии у него водительского удостоверения).

Оставлять без присмотра в автомобиле (мотоцикле) задержанных

Сотрудникам ДПС запрещается:

1) Заходить в жилые дома или другие помещения, без служебной необходимости.

2) Инспектор ГИБДД не имеет право общаться с участниками дорожного движения на “ТЫ”.

3) Обижать, оскорблять или угрожать во время беседы с участниками дорожного движения.

4) Если у сотрудника ГИБДД нет оснований, то он не имеет право предъявить обвинение.

5) Во время несения своих служебных обязанностей не имеют право использовать технические средства, которые не сертифицированы или срок службы уже прошёл.

6) При несении службы использовать личное транспортное средство.

7) Так же запрещено нарушать правила дорожного движения, за исключением случаев, которые предусмотрены законодательством.

Мелкое хулиганство. Понятие. Ответственность. Действия наряда.

Ст. 20.1 КоАП

1.Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2.Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

При получении сведений о совершении правонарушения наряду необходимо:

– немедленно прибыть к месту происшествия, а также доложить об этом оперативному дежурному (по радиостанции, телефону или иным способом);

– выяснить у заявителя обстоятельства, место и время совершения правонарушения; кто совершил и его приметы; свидетелей (очевидцев) и потерпевших; данные лица, сообщившего о правонарушении;

– принять меры к выявлению и задержанию лиц, их совершивших, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей, охране и сохранению обстановки, следов, орудий и других вещественных доказательств.

Кроме того, нарушитель может быть доставлен в полицию или на опорный пункт правопорядка для:

– составления протокола, если он обязателен и составить его на месте невозможно;

– установления личности;

– пресечения правонарушения.

При задержании правонарушителя необходимо наметить план своих действий и выбрать наиболее удобный момент, обратить особое внимание на выяснение наличия у него индивидуальных средств защиты (газовых пистолетов или баллончиков) и оружия.

Патрульный, одновременно, проверяет готовность своих средств защиты, приводит в готовность оружие, и создает условия для немедленного его применения в случае необходимости.

Если необходимо произвести задержание группы правонарушителей:

Связаться с оперативным дежурным, соседними нарядами,

Запросить усиление (помощь),

По возможности обеспечить поддержку со стороны граждан, не подвергая их опасности.

Последовательность действий сотрудников полиции определяется исходя из характера совершенного правонарушения, состава наряда и других обстоятельств.

Подготовка и инструктаж нарядов полиции

Подготовка и инструктаж нарядов ППСП проводятся, как правило, в специально оборудованном классе службы. Лица, назначенные в наряд для несения патрульно-постовой службы, прибывают в орган внутренних дел или специально назначенное место за 15 мин. до начала инструктажа. О прибытии они докладывают оперативному дежурному и своему непосредственному начальнику (командиру).

На инструктаже указываются последовательность и порядок перемещения с одного маршрута (поста) на другой.

Оперативный дежурный (инспектор-дежурный) отмечает в постовой ведомости о прибытии лиц, назначенных в наряд, в присутствии непосредственного начальника (командира) или ответственного от руководства выдает им необходимое вооружение, снаряжение, средства связи, индивидуальной защиты и специальные средства, служебные документы, объявляет маршруты патрулирования, посты и время несения службы. После чего непосредственный начальник (командир) или ответственный от руководства выстраивает наряд на инструктаж, проверяет у каждого полицейского наличие вооружения, снаряжения и спрашивает о состоянии здоровья. При обнаружении недостатков принимает меры к их устранению и докладывает о готовности личного состава к несению службы лицу, проводящему инструктаж.

Заряжание оружия производится перед построением наряда на инструктаж по команде и под наблюдением оперативного дежурного или инструктирующего в специально отведенном месте. При этом патрон в патронник не досылается.

Контроль за заряжанием и разряжением оружия осуществляют командиры подразделений ППСП, а в их отсутствие - заместитель начальника полиции (по ООП) или ответственный от руководства органа внутренних дел или строевого подразделения.

Заступающие на службу в наряд сотрудники подразделений ППСП обязаны быть одетыми в установленное форменное обмундирование по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение.

Заступающие на службу сотрудники должны быть экипированы в соответствии с пунктом 88 Устава ППСП.

Ежедневные инструктажи нарядов перед заступлением на службу проводятся должностными лицами командного состава подразделений ППСП под руководством начальника органа внутренних дел или его заместителей с обязательным участием оперативного дежурного по территориальному органу МВД России на районном уровне.

К участию в инструктажах привлекаются руководители и наиболее опытные сотрудники подразделений полиции, осуществляющих охрану общественного порядка и оперативно-разыскную деятельность, согласно утвержденным графикам.

Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.

Инструктирующий обязан знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, задачи, порядок и особенности несения службы на каждом маршруте (посту), оценить действия и довести результаты работы нарядов за прошедшие сутки, наметить вопросы и вводные задачи для проверки знаний и обучения полицейских действиям в различных ситуациях.

Вводные задачи и вопросы должны периодически обновляться и усложняться.

Инструктирующий обязан:

1.Убедиться в готовности личного состава к несению службы, принять меры к устранению выявленных недостатков.

2.Проверить знание патрульными и постовыми:

2.1.Своих прав и обязанностей, отдельных положений нормативных правовых актов, связанных с обеспечением правопорядка;

2.2.Правил применения и использования табельного оружия, специальных средств и физической силы к правонарушителям;

2.3.Особенностей несения службы на порученном посту, маршруте патрулирования примет разыскиваемых преступников и похищенных вещей;

2.4.Основных алгоритмов действий по пресечению нарушений общественного порядка и задержанию правонарушителей.

3.Объявить результаты несения службы нарядами ППСП за прошедшие сутки, при необходимости разъяснить недостатки и упущения, привести примеры положительных действий патрульных и постовых, зачитать имеющиеся приказы о поощрении отличившихся сотрудников.

4.Довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, разъяснить порядок смены, связи и взаимодействия.

5.Отработать с нарядами ППСП вводные задачи, при этом разобрать наиболее характерные тактические приемы несения службы, в том числе в особых условиях (ведение наблюдения, выявление преступников по малозаметным признакам и приметам, предупреждение и пресечение террористических актов, групповых нарушений общественного порядка, задержание вооруженных преступников и другие).

6.Обратить внимание нарядов ППСП на необходимость соблюдения законности, внимательного отношения к гражданам.

7.Ответить на имеющиеся вопросы.

Проведение ежедневного инструктажа заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов ППСП на службу. Подразделения ППСП участвуют в совместных инструктажах всех нарядов органов внутренних дел в масштабе муниципального образования, которые проводятся не реже одного раза в месяц.

Порядок проведения совместных инструктажей регламентируется приказами и другими нормативными актами МВД России.

Для нарядов подразделений ППСП, участвующих в совместном инструктаже, в день его проведения другие инструктажи не проводятся.

Проведение инструктажа с личным составом органов внутренних дел перед заступлением, является обязательным элементом организации службы и укрепления дисциплины.

1. Сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции в следующих случаях:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;

5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию.

2. На сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.



2. Введение.

1. Общие вопросы предупреждения побегов подозреваемых и обвиняемых.

Точное и неуклонное выполнение всеми сотрудниками органов внутренних дел требований нормативных документов, регламентирующих деятельность охранно-конвойных подразделений, а также создание условий, исключающих для подозреваемых и обвиняемых возможность скрыться от следствия и суда, обеспечиваются системой организационных мер, предусматривающих:

Систему контроля за состоянием охраны подозреваемых и обвиняемых, постоянное совершенствование ее форм и методов,

Обследование ИВС, помещений судов и специальных автомобилей, проверку надежности противопобегового оборудования и принятие своевременных мер к устранению выявленных недостатков,

Повышение степени боевой готовности и уровня профессиональной подготовки сотрудников, постоянно отрабатывать практические навыки непосредственно на рабочих местах, в условиях, приближенных к реальным,

Постоянное доведение информации до сотрудников, осуществляющих охрану, об особенностях личности подозреваемых и обвиняемых и их намерениях,

Разработку на случай чрезвычайных происшествий, осложнения обстановки или действий в режиме особых условий соответствующих планов мероприятий,

Изучение причин и условий, способствующих чрезвычайным происшествиям в ИВС и при конвоировании, принятие соответствующих мер к их устранению,

Взаимодействие охранно-конвойной службы и соответствующих подразделений УВДТ, по указанным выше вопросам, с другими службами органов внутренних дел, прокуратурой, судами и органами здравоохранения.

1. Контроль за состоянием охраны подозреваемых и обвиняемых устанавливается в целях своевременного выявления и устранения недостатков в организации охраны и осуществляется путем проверок несения этой службы, а также сбора и анализа соответствующей информации. Система и методы контроля должны постоянно совершенствоваться, носить упреждающий характер, сочетаться с оказанием практической помощи.

2. Для обследования ИВС (приема к эксплуатации построенных, реконструированных или отремонтированных ИВС) и специальных автомобилей приказом МВД, ГУВД, УВД, субъектов Российской Федерации, УВДТ, 8 ГУ назначается комиссия.

Результаты комиссионного обследования оформляются актом и

используются при разработке планов строительства, реконструкции, ремонта, оборудования (дооборудования) указанных объектов и транспортных средств. При необходимости вносятся предложения о выделении ассигнований и материальных ресурсов для производства этих работ. К строительству и реконструкции ИВС следует приступать только после согласования разработанных или выбранных типовых проектов ИВС.

3. Подразделения по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в целях успешного выполнения возложенных на них обязанностей и предупреждения чрезвычайных происшествий комплектуются наиболее подготовленными к несению службы физически развитыми сотрудниками.

Обучение личного состава таких подразделений должно включать: изучение надежных методов охраны подозреваемых и обвиняемых, способов побегов, а также причин и условий, им способствующих, умение распознавать приготовления к побегу или нападению, действовать в сложной обстановке и при чрезвычайных происшествиях, отработку приемов самбо, связывания, применения наручников и иных специальных средств, владения оружием.

4. В целях предупреждения побегов и других чрезвычайных происшествий начальники ИВС, дежурные по ИВС, конвойным

подразделениям милиции, (органам внутренних дел), начальники (старшие) конвоев обязаны знать основные сведения, характеризующие личность подозреваемых и обвиняемых, постоянно изучать особенности их поведения, поддерживать в этих целях необходимую связь с лицами, производящими следствие и дознание. При этом особенное внимание следует уделять лицам, ранее судимым, совершавшим побеги из-под охраны либо нападение на охрану (а равно попытки к этому). Данные о склонности к побегу фиксируются в книге учета лиц, содержащихся в ИВС. На лицевой стороне копии протокола задержания, обложке личного дела делается отметка " СП " (склонен к побегу).

Указанные и иные сведения о подозреваемых и обвиняемых, имеющие значение для предупреждения побегов и других чрезвычайных происшествий, сообщаются на инструктаже нарядов.

5. Работа по выявлению подозреваемых и обвиняемых, замышляющих или подготавливающих побеги, организуется начальником ОВД. При установлении таких фактов принимаются меры предупредительного характера (перевод в другие камеры, личный обыск, досмотр вещей, осмотр помещений, устранение неисправностей в оборудовании и оснащенности ИВС). Вывод подозреваемых и обвиняемых из камер при наличии таких данных производится усиленным нарядом. О подготовке к побегу информируется лицо или ОВД, в производстве которого находится дело, по согласованию с ними лицо может быть переведено в СИЗО. С подозреваемыми и обвиняемыми проводятся разъяснительные беседы об ответственности за побег по ст.313 УК РФ.

6. Расписки об ознакомлении вкладываются в личные дела.

7. Каждое подтвердившееся сообщение о подготовке к побегу, нападению, захвату заложников фиксируется в книге учета подозреваемых и обвиняемых и в их личных делах. Под усиленный надзор берутся также лица, сообщающие о себе вымышленные сведения или намеревающиеся выдать себя за других содержащихся в ИВС подозреваемых и обвиняемых и симулирующие заболевания, а также участники организованных преступных групп, организаций и сообществ.

Необходимые сведения о всех этих лицах в обязательном порядке сообщаются нарядам, прибывшим принимать их для конвоирования.

8. На случай чрезвычайных происшествий (нападения на ИВС, его сотрудников и работников, покушения на побег и т.д.) или другого осложнения обстановки в каждом ИВС должен быть соответствующий расчет действий личного состава (приложение № 5), который разрабатывается по указанию начальника ОВД и хранится у дежурного ОВД, ИВС. Основной задачей нарядов при этом является пресечение преступных посягательств, обеспечение безопасности сотрудников милиции и содержащихся в ИВС лиц.

9. Для решения задач, которые могут возникнуть в связи с чрезвычайными происшествиями, при осложнении обстановки, и в режиме особых условий начальник ОВД, командир конвойного подразделения выделяет в резерв специальный наряд и определяет в каждом конкретном случае состав, места размещения и порядок его использования.

10. Планы действий в особых условиях, разрабатываемые в МВД, ГУВД, УВД, 8ГУ должны предусматривать усиленный вариант несения службы по охране подозреваемых и обвиняемых и порядок их эвакуации из опасной зоны.

11. Усиленный вариант охраны подозреваемых и обвиняемых включает в себя следующие основные направления:

Приведение в готовность резервов, увеличение численности нарядов (в первую очередь на наружных постах), перевод всего личного состава или части его, в зависимости от обстановки, на казарменное положение, использование служебных собак,

Развертывание дополнительных средств связи,

Уточнение планов розыска на случай побегов, назначение нарядов по розыску бежавших,

Увеличение количества проверок несения службы нарядами, а также личных обысков подозреваемых и обвиняемых, досмотров их вещей, осмотров камер и других помещений ИВС,

Сокращение до минимума случаев вывода подозреваемых и обвиняемых из камер,

Усиление пропускного режима в ИВС,

В режиме особых условий прием в ИВС, конвоирование из него подозреваемых и обвиняемых может не производиться (кроме случаев, когда это осуществляется по приказу вышестоящих руководителей ОВД или связано с эвакуацией подозреваемых и обвиняемых из ИВС в безопасную зону).

12. На случай чрезвычайных происшествий, осложнения обстановки, в режиме особых условий норма выдачи боеприпасов нарядам, задействованным в охране и конвоировании подозреваемых и обвиняемых, может быть увеличена из расчета 120 патронов на автомат и 32- на пистолет.

13. В соответствии с приказом МВД России № 170-93г. по каждому факту нарушения порядка содержания, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, вследствие чего допущено либо могло быть допущено чрезвычайное происшествие, в установленном порядке в 10-ти дневный срок проводится служебное расследование (в исключительных случаях срок может быть продлен до 30 суток), выводы которого используются при разработке мер по предупреждению этих происшествий, а также для обсуждения на оперативных совещаниях. Виновные должностные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности.

14. Мероприятия по организации и усилению охраны подозреваемых и обвиняемых должны планироваться и осуществляться в тесном взаимодействии отделов по организации работы подразделений охраны порядка, с соответствующими подразделениями УВДТ, 8ГУ и другими службами органов внутренних дел (криминальной милиции, следственного комитета, по работе с личным составом и т.д.)

15. В целях повышения надежности охраны подозреваемых и обвиняемых устанавливается необходимый контакт с органами прокуратуры, юстиции и здравоохранения по вопросам: информирования о преступных замыслах подозреваемых и обвиняемых, ограничения случаев конвоирования для производства следственных действий, когда они осуществимы в ИВС, подачи заявок на конвоирование, исходя из сроков фактического рассмотрения дел, оказания содействия в изоляции освидетельствуемых и т.д.

2. Материально-техническое обеспечение и оснащение ИВС. Средств связи и сигнализации.

Особенности строительства и оборудования ИВС.

Строительство и оборудование ИВС осуществляется по типовым проектам зданий и сооружений, применяемых в органах внутренних дел.

В комплекс ИВС входят основное (отдельное или совмещенное с ОВД) здание для содержания подозреваемых и обвиняемых, прогулочный двор и ограждение сооружения.

Здание ИВС строится из кирпича, железобетона или другого прочного материала. Внутренние стены и перегородки в камерах и других помещениях ИВС выкладываются из полнотелого кирпича толщиной не менее 38 см.. Стены камер без каких-либо выступов и углов штукатурятся раствором с набрызгом ("под шубу").

Наружные стены камер при толщине не менее 50 см. , а также внутренние стены, отделяющие камеры от служебно-хозяйственных помещений, укрепляются металлической решеткой с диаметром прутка 8-10 мм.

Полы в камерах должны быть деревянными на бетонном основании, толщиной не менее 30 см. Перекрытия выполняются из сборных железобетонных элементов.

При варианте деревянных конструкций стены в помещениях камерного блока укрепляются с внешней стороны металлической решеткой с ячейками 150 х 150 мм, толщина прутка - 8-10 мм, и обиваются строганными досками. С внутренней стороны- металлической сеткой с ячейками - 50 х 50 мм, с последующим оштукатуриванием.

Потолки укрепляются металлической решеткой с ячейками 150 х 150 мм, диаметр прутка 8-10 мм или металлическим листовым железом толщиной 1,5-2 мм, с последующим оштукатуриванием.

Планировка камерных помещений должна предусматривать двух-трех, - четырех- пяти- и восьмиместные камеры и может быть с односторонней или двухсторонней застройкой коридора.

Для лучшего обзора камер в центре дверей на высоте 150 см. от уровня пола оборудуются смотровые глазки с размерами отверстия со стороны камер 14 х 24 см, а из коридора - 3,5 х 4 см. Они изготавливаются из небьющегося материала (сталинит, корабельное стекло и т.д.) и со стороны коридора закрываются крышкой, вращающейся на штыре.

Устройство камер ИВС должно обеспечивать надежную изоляцию подозреваемых и обвиняемых от внешней среды и исключить возможность побега из них через оконные, дверные проемы или путем разбора или пролома стен и потолочных перекрытий, подкопов из первых этажей зданий.

Двери камер толщиной не менее 6 см. и размером полотна 190 х 75 см. должны навешиваться с левой стороны относительно входа и открываются за дверную скобу в сторону коридора. Угол открытия двери предусматривает вход (выход) одного человека. В этих целях со стороны коридора устанавливаются ограничители (упоры), фиксирующие их открытие. Со стороны камер дверные полотна обиваются листовой сталью с загибом краев металла на торец двери и укрепляются металлическими уголками по всему контуру с тщательной подгонкой их к дверной коробке.

Для передачи пищи в дверях на высоте 1-1,2 м. от уровня пола оборудуются окна размером 18 х 22 см. Они открываются в сторону коридора, удерживаются в горизонтальном положении на кронштейнах и закрываются запорами вагонного типа.

Дверные замки для камер должны быть накладными коробчатого типа и закрываться на первый оборот автоматически, а затем на два оборота ключом. На всех оконных проемах камер, карцеров, служебных и вспомогательных помещений с наружной стороны устанавливаются металлические решетки из круглой стали диаметром не менее 12 мм. и поперечных полос. Размеры ячеек решеток 120 х 150 мм. Анкера для крепления решеток заделываются в кладку стены не менее, чем на 120 мм. Оконные переплеты выполняются створными и оборудуются для вентиляции камер форточками с замками вагонного типа. Низ оконных проемов должен быть на высоте не менее 1,6 м. от уровня пола. В оконных проемах камер вместо подоконников устраиваются откосы с закругленными углами. Внутреннее остекление оформляется из армированного стекла, наружное - стеклом типа "мороз". Со стороны камер оконные стекла защищаются металлической сеткой "рабица".

Карцер в ИВС размещается в конце блока камерных помещений. Его размеры 1,8 х 2,5 м. Стены гладкие, покрытые слоем цемента, пол асфальтовый или бетонный. Карцер, как и камеры, должен иметь естественное освещение. Электрическая лампочка устанавливается над дверью в нише и изолируется металлической сеткой. Замена лампочек производится сотрудниками ИВС только со стороны коридора.

Блок камер изолируется от других помещений ИВС металлической решеткой с запирающейся дверью. При двухэтажной планировке ИВС служебно-хозяйственные помещения располагаются на первом этаже, при одноэтажной- в противоположном от блока камер торце здания.

В ИВС оборудуются помещения для производства следственных действий и проведения свиданий. Следственные кабинеты должны располагаться вблизи блока камер, их двери обиваются дермантином или клеенкой со слоем войлока. В комнате для свиданий устанавливается стол шириной не менее метра с барьером посредине высотой 20 см. Снизу стол укрепляется сплошной перегородкой от пола до крышки. В дверях комнат на высоте 150 см. от пола оборудуются прямоугольные (овальные) отверстия (глазки) с небьющимся органическим стеклом. Используются возможности промышленных телевизионных установок, что позволяет осуществлять визуальный контроль свиданий подозреваемых и обвиняемых с защитниками. Стол сотрудника милиции устанавливается в торец столу для лиц, прибывших на свидание. Мебель в служебных помещениях для подозреваемых и обвиняемых прочно прикрепляется к полу.

На входе в здание ИВС устанавливается наружная дверь усиленной конструкции, оборудованная оптическим смотровым глазком, а также звонок к дежурному и переговорное устройство.

В наружных дверных проемах с внутренней стороны устанавливаются дополнительные металлические решетчатые двери. Все они оборудуются надежными замками.

Во всех помещениях ИВС устанавливается электроосвещение с использованием ламп накаливания. В режимных помещениях электропроводка должна быть скрытой. Аварийное освещение производится от аккумуляторных батарей.

Все уязвимые места в помещениях ИВС блокируются датчиками охранной сигнализации. Определение побегоуязвимых мест производится путем комиссионного обследования. Акт обследования ИВС утверждается начальником ОВД, который несет всю полноту ответственности за выполнение мероприятий, обозначенных в акте.

В ИВС предусматриваются следующие виды сигнализации: охранная, тревожная и вызывная. Блокировка уязвимых мест в ИВС производится в соответствии с рекомендациями и техническими условиями на блокировку элементов строительных конструкций датчиками охранной сигнализации. Прибор охранной сигнализации устанавливается в дежурной части ОВД (у дежурного по ИВС), а сигналы тревоги должны дублироваться на выносном табло в коридоре на посту дежурного милиционера.

Прогулочные дворы устраиваются на территории, прилегающей к ИВС, располагаются со стороны камерных помещений и должны иметь из них отдельный выход. Высота ограждений и разделяющих перегородок прогулочных дворов должна быть не менее трех метров. По верху прогулочных дворов устанавливается металлическая решетка с ячейкой 150 х 150 мм. из прутка диаметром 8-10 мм. и покрывается проволочной сеткой. Все стены прогулочных дворов гладко штукатурятся. Площадь прогулочного двора определяется из расчета одновременного нахождения на прогулке подозреваемых и обвиняемых содержащихся в одной из камер с наибольшим лимитным числом мест.

На территориях, которые непосредственно прилегают к ИВС и границы которых определяются органами местного самоуправления, по представлению органов внутренних дел могут устанавливаться режимные требования.

Техническая характеристика ИВС отражается в специальном паспорте, который хранится у дежурного по ИВС.

3. Действий нарядов при побеге подозреваемых и обвиняемых из ИВС или из под конвоя.

Побег из ИВС или из под конвоя есть самовольное противоправное оставление подозреваемым или обвиняемым установленного для него места содержания под стражей путем преодоления любым способом границы охраны.

Границей охраны являются:

В ИВС стены, потолки, полы, окна, двери камер и других помещений, а также ограждение прогулочного двора и контрольно-пропускного пункта;

На транспорте; в специальном автомобиле - стены, потолки, пол, двери; в легковом - салон, двери автомобиля; на грузовом - крыша, пол и борта кузова; в самолете (вертолете) - салон, двери (люки); на речном или морском судне - стены кают (трюмов), палубные перекрытия, окна (иллюминаторы), двери (люки); в железнодорожном вагоне - стены, потолок, пол, окна, дверь, купе;

В здании суда: в камере для содержания подсудимых - стены, потолок, пол, окно (окна), дверь; в зале судебного заседания - ограждающий барьер;

Побег считается предупрежденным, когда приготовление к нему своевременно обнаружено и приняты меры профилактического характера; пресеченным - если покушение на побег не доведено до конца в результате соответствующих действий наряда; ликвидированным - когда бежавший задержан или явился с повинной.

Наряд ИВС (постовой, выводной) при покушении на побег или побеге подозреваемых и обвиняемых немедленно подает соответствующий сигнал (голосом, извещателем тревожной сигнализации, по телефону) и в зависимости от обстановки принимает меры к пресечению побега, если это не связано с оставлением без охраны других содержащихся в ИВС лиц.

Получив сигнал о покушении на побег или о побеге, начальник ИВС (дежурный по ИВС) прекращает всякое передвижение подозреваемых и обвиняемых, докладывает о случившемся начальнику ОВД (дежурному по ОВД) и организует пресечение попытки побега или задержание бежавшего (бежавших).

При обнаружении побега во время контрольного осмотра камер начальник ИВС (дежурный по ИВС) устанавливает фамилии и другие данные бежавших, о чем немедленно сообщает начальнику ОВД, дежурному по ОВД которые обязаны:

Объявить сбор личного состава ОВД по тревоге и объявить розыск бежавшего (бежавших) по горячим следам путем направления в места их возможного появления оперативных групп, выставление блокирующих заслонов на маршрутах наиболее вероятного движения разыскиваемых и ориентировать наряды о приметах скрывшихся лиц;

Доложить о побеге дежурному по вышестоящему органу внутренних дел;

Информировать о происшествии лицо (лиц) или орган (органы, в производстве которых находится уголовное дело (дела).

Для задержания одного бежавшего в состав розыскной группы назначается не мене двух сотрудников; при розыске двух и более бежавших - на два-три сотрудника милиции больше количества бежавших. Каждый наряд должен владеть навыками активного поиска, быстрого и умелого задержания бежавших в случае их обнаружения.

Места возможного появления бежавших определяется изучением их связей (по личным, уголовным делам), получением соответствующей информации от лиц, содержащихся в ИВС, и розыскных нарядов.

Руководитель розыска должен умело управлять действиями подчиненных, поддерживать с ними связь, в зависимости от обстановки ставить новые задачи и организовывать их взаимодействие.

Дежурный по вышестоящему органу внутренних дел в отсутствии его начальника самостоятельно принимает решение о подключении сотрудников других органов внутренних дел к розыску бежавших, а также об использовании в этих целях средств массовой информации.

Розыск бежавших вооруженных и других содержащихся под стражей лиц, представляющих повышенную общественную опасность, осуществляется по специальным планам, разрабатываемым на этот случай в каждом ОВД. Планы согласовываются и утверждаются с соответствующими руководителями.

Для розыска и задержания одного такого лица в состав розыскной группы назначаются три сотрудника милиции, двух и более - в два раза больше количества разыскиваемых.

При ликвидации побегов наряды должны проявлять находчивость и максимальную бдительность, принимать меры личиной безопасности и по обеспечению безопасности находящихся в районе поиска граждан.

При побеге конвоируемых пешим порядком начальник (старший) конвоя подает колонне подозреваемых и обвиняемых команду: "Стой! Ложись!" и организует преследование бежавших.

В случае, когда группа преследования, задержавшая бежавших, не имеет возможности конвоировать их далее к месту назначения или присоединиться к своему конвою, она сдает указанных лиц по рапорту в ИВС ближайшего ОВД и в последующем действует в соответствии с указаниями начальника этого ОВД, согласованным с командиром подразделения (начальника ОВД), назначившим конвой.

В таком же порядке могут быть переданы под охрану лица, задержанные розыскными нарядами.

После ликвидации побега на служебных совещаниях, занятиях производится разбор личного состава, осуществлявшего охрану или конвоирование подозреваемых и обвиняемых, их розыск и задержание.

1. В ИВС необходимо предусматривать следующие виды связи и сигнализации; городскую (районную), оперативную и административно-хозяйственную телефонную связь, радиосвязь, радиофикацию, охранную, тревожную, автоматическую пожарную сигнализации и системы оповещения о пожаре.

2. Телефонная связь от городской или районной АТС должна предусматриваться в комнатах дежурных, в кабинетах руководства, врачей, и других помещениях, определяемых заданием на проектирование.

3. В кабинетах начальника и комнатах дежурного по ИВС устанавливаются телефоны оперативной связи с дежурной частью горрайлиноргана внутренних дел.

4. Для организации радиосвязи в отдельно стоящих зданиях ИВС стационарные радиостанции УКВ следует устанавливать в аппаратной дежурного по учреждению.

На крышах этих учреждений следует предусматривать устройство радиомачт, высота которых определяется заданиями на проектирование.

5. Оборудование охранно-тревожной сигнализацией помещений ИВС, следует выполнять в соответствие с требованиями ведомственных технических условий РД 78.143-92 и 78.147-93 МВД России.

6. Средствами охранной сигнализации оборудуются строительные конструкции периметра первых этажей, при этом блокировать:

Окна на разбивание и разбитие;

Центральные входные двери на открывание;

Двери запасного выхода на открывание и пролом;

Вентиляционные каналы и тепловые вводы размерами 200 мм и более на разрушение и ударное воздействие;

Двери помещений, в зависимости от степени важности, на открывание и пролом.

В целях быстрого определения места проникновения посторонних лиц необходимо периметры зданий разделять на охраняемые зоны (фасад, тыл, торцы зданий и т.д.). Средства сигнализации зон выделяются в самостоятельные шлейфы, которые подключаются к отдельным номерам концентраторов, установленных в дежурных частях.

Помещения второго и последующих этажей оборудуются охранной сигнализацией исходя из возможности проникновения в них посторонних лиц или вероятности побегов арестованных или задержанных.

В обязательном порядке подлежат оборудованию средствами охранной сигнализации помещения:

Комната для хранения оружия и боеприпасов;

Комната для хранения средств защиты и специальных средств;

Комната хранения личных вещей задержанных и арестованных;

Камеры, карцеры.

Охранная сигнализация всех помещений выводится на отдельные номера концентраторов, установленных в дежурной части.

Шлейф охранной сигнализации 2-го и 3-го рубежей комнаты с хранением оружия и боеприпасов выводиться также на отдельный номер пульта централизованной охраны.

7. Блокировка датчиками охранной сигнализации не должны подлежать: элементы строительных конструкций, изготовленных из железобетона, наружные стены толщиной 60 см и более, полы камер при толщине бетонного основания не менее 20 см, стены и полы (независимо то толщины) , укреплённые арматурной сеткой, полы камер, не имеющие доступа со стороны подполья.

8. Извещатели тревожной сигнализации должны устанавливаться: на внутренних постах у камер, карцеров, КПП, на посту у прогулочных дворов, в кабинетах врачей, на рабочих местах с постоянным пребыванием женского персонала, кабинетов следователей и адвокатов, с подачей сигналов тревоги на коммутаторы, устанавливаемые в комнатах дежурного по специализированному учреждению милиции.

9. Для систем автоматической пожарной сигнализации следует применять тепловые и дымовые автоматические пожарные извещатели, а также ручные.

10. Сигнал пожарной тревоги должен подаваться дежурному по учреждению. Система оповещения о пожаре предусматривает установку электрических знаков с сигнальной лампой по центру коридоров и снаружи у входов и рупорных громкоговорителей, располагаемых рядом со знаками, включенных в трансляционный усилитель у дежурного по специальному учреждению милиции.

11. Автоматической пожарной сигнализацией следует оборудовать все помещения комплекса зданий специализированных учреждении милиции, за исключением помещений с мокрыми процессами (санузлы, душевые, комнаты для мытья посуды и т.п.)

12. Все ИВС должны оборудоваться телевизионными установками для дистанционного наблюдения за задержанными и арестованными, контроля за несением службы нарядами, с размещением видеоконтрольных устройств в комнатах дежурных и кабинетах начальников учреждений.