Если вы задумались о небольшом бизнесе, то должны быть в курсе, что можете открыть его и без создания юридического лица. Достаточно получить статус ИП — и вы станете владельцем магазина, салона красоты или даже маленькой фабрики. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя не вызовет сложностей вне зависимости от того, как часто и как давно вам приходилось оформлять какие-нибудь заявления.

Какой орган осуществляет регистрацию индивидуальных предпринимателей

Регистрировать ИП уполномочены сотрудники налоговой инспекции. При этом важно не ошибиться с выбором конкретной ИФНС: в общем случае место регистрации индивидуального предпринимателя определяется по месту жительства (по прописке) физического лица. Если место регистрации в паспорте отсутствует, можно зарегистрировать бизнес по месту пребывания. В некоторых городах государственную регистрацию индивидуального предпринимателя осуществляет конкретная ИФНС, а уже по итогам отчетных периодов ИП отчитывается в налоговой по адресу прописки.

Уточнить координаты инспекции поможет специальный сервис налоговой службы . Выберите из списка субъект РФ, введите индекс (можно пропустить, в этом случае он будет определен автоматически), название улицы, номер дома — и система определит код ИФНС, куда следует направить заявление о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Документы для регистрации индивидуального предпринимателя

Многие опасаются, что на пути создания собственного бизнеса их ожидают бюрократические трудности. Однако на самом деле пакет документов для регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя весьма скромный. Чтобы зарегистрировать ИП, понадобится:

  • заявление о государственной регистрации индивидуального предпринимателя по форме (1 экземпляр);
  • об оплате пошлины за государственную регистрацию ИП (1 экз.);
  • копия основного документа, удостоверяющего личность: россияне копируют паспорт гражданина РФ, иностранцы предоставляют нотариальный перевод своего документа, а также копию вида на жительство или разрешения на временное пребывание в России.

Несмотря на то что список является исчерпывающим, в ИФНС могут запросить дополнительные документы, поэтому настоятельно рекомендуем нашу бесплатную услугу экспертами. Специалисты 1С хорошо знакомы с порядком регистрации в конкретных регионах страны. Кроме того, если ИП желает платить налоги по упрощенной системе, ему стоит вместе с заполненной формой Р21001 подать и (в двух экземплярах, но в некоторых ИФНС запрашивают три).

Заверять нотариально заявление и копию паспорта при личной подаче документов не требуется. Если вы регистрируете ИП через доверенное лицо, то у нотариуса надо подготовить доверенность, а сами документы заверить нотариально.

Регистрация индивидуального предпринимателя: пошаговая инструкция

  1. Определитесь, пройдете ли вы процедуру регистрации индивидуального предпринимателя самостоятельно или прибегнете к услугам . Во втором случае вы сэкономите время, но понесете дополнительные траты и лишь поверхностно ознакомитесь с процедурой регистрации. Первый же вариант позволит сэкономить деньги и получить ценный опыт взаимодействия со своей налоговой. Если воспользоваться возможностями нашего сервиса, то и вопрос времени будет снят — вы получите свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя в кратчайшие сроки.
  2. Выберите из коды для вашего бизнеса. Коды унифицируют представление видов предпринимательской деятельности, их заносят в государственные реестры ИП. Будущий ИП вправе выбрать неограниченное число кодов, однако в этом нет смысла: при необходимости новый код можно добавить потом, а для регистрации ИП важно знать коды, описывающие ваш бизнес, и решить, который из них будет выполнять роль основного (выбирайте вид деятельности, который считаете главным источником вашего будущего дохода). Сориентироваться в главах Классификатора вам поможет информация на нашем сайте.
  3. Заполните форму заявления на регистрацию индивидуального предпринимателя. К отказу в регистрации ИП часто приводят именно ошибки в заявлении, поэтому оформлять вручную его не стоит — сделайте это на компьютере или в нашем сервисе. Подписывать заявление нужно в присутствии сотрудника регистрирующего органа или — в случае подачи документов через доверенное лицо — в присутствии нотариуса.
  4. Оплатите пошлину. Регистрация индивидуального предпринимателя в 2019 году обходится в 800 рублей. Оплата пошлины по некорректным реквизитам повлечет за собой отказ в регистрации ИП. Чтобы свести к нулю вероятность ошибки и не заполнять квитанцию вручную, есть смысл прибегнуть к специальному сервису ФНС или готовить все документы с нашим сервисом.
  5. Выберите . Важно сделать выбор на данном этапе, если в ваши планы не входит оставаться на общей системе налогообложения, которая применяется по умолчанию. Налоги на ОСНО ощутимо скажутся на благосостоянии начинающего предпринимателя, поэтому, если направление вашей деятельности позволяет, лучше перейти на один из льготных режимов, подготовив соответствующее заявление.
  6. Сделайте ксерокопию паспорта (нотариальный перевод — для иностранцев) и подготовьте документы к подаче. Скреплять документы не нужно, а подпись в заявлении необходимо поставить лишь в том случае, если подавать документы будет доверенное лицо, — подпись заверит нотариус. При этом по поводу получения документов в заявлении должно быть указано “выдать заявителю или лицу, действующему на основании доверенности”.
  7. Подайте документы в вашу инспекцию. Сотрудник, принимающий документы, попросит поставить подпись в заявлении, если заявитель подает документы лично (о необходимости подписи важно помнить и самому заявителю, иначе он рискует получить отказ в регистрации). Факт получения документов подтверждает расписка.
  8. В назначенный день явитесь за ответом. В случае положительного решения ИП получает свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет и лист записи из единого реестра, который содержит сведения о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Справиться о себе в ЕГРИП можно с помощью . Это общедоступные данные, благодаря которым вы сможете в дальнейшем проверять и потенциальных контрагентов. Сведения о регистрации индивидуального предпринимателя (из ЕГРИП) или юридического лица (из ЕГРЮЛ) могут оказаться весьма полезными.

Если , и несостоявшийся предприниматель не усматривает в этом своей вины, он имеет право обратиться в вышестоящие инстанции, чтобы обжаловать решение. В случаях, когда суд или налоговая встают на сторону заявителя, его зарегистрируют без повторной оплаты государственной пошлины и выдадут заветное свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган в соответствии с пунктом 1 статьи 22.1 Закона №129-ФЗ представляются:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма №Р21001, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439, порядок заполнения которой приведен в Приказе ФНС РФ от 1 ноября 2004 года №САЭ-3-09/16@ «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя»);

2) копия основного документа (паспорта) физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);

3) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если регистрируемое лицо в качестве индивидуального предпринимателя является иностранным гражданином);

4) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если регистрируемое лицо является лицом без гражданства);

5) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

6) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

7) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

8) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

9) документ об уплате государственной пошлины.

С 2005 года предприниматели не представляют в государственные внебюджетные фонды для постановки на учет документы, аналогичные представляемым в регистрирующий орган. Зарегистрировав предпринимателя, налоговые органы направляют сведения из реестра во внебюджетные фонды для его регистрации в качестве страхователя. Фонды, осуществив постановку на учет, направляют налоговым органам информацию о дате и номере регистрации, а налогоплательщикам высылают свидетельство почтой.

· если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

· не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

· не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

· не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Сро ки и место

Государственная регистрация согласно пункту 1 статьи 8 Закона №129-ФЗ осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Таким образом, предприниматель вправе открыть счет в банке и начать предпринимательскую деятельность уже на шестой день после подачи комплекта документов на регистрацию, так как момент начала деятельности не зависит от сроков постановки на учет во внебюджетных фондах.

Отметим, что в начале 2004 года предприниматели сталкивались с определенными трудностями при открытии счетов в банке. Но после опубликования письма ЦБ РФ от 30 января 2004 года №15-Т «По вопросу открытия кредитными организациями банковских счетов» ситуация изменилась. В указанном письме разъяснялось, что в соответствии с дополнениями, внесенными в статью 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности», предоставление индивидуальными предпринимателями документов, подтверждающих регистрацию данных лиц в качестве плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды, для открытия банковского счета в кредитную организацию не требуется.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК РФ).

В статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» дано следующее определение место жительства:

«Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713. В случае, если гражданин уже был ранее зарегистрирован по старому месту жительства, в его паспорте должен стоять штамп о снятии его с учета.

Таким образом, гражданин Российской Федерации, подающий в регистрирующий орган документы для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, должен иметь место жительства на территории, подведомственной данному регистрирующему органу. Место жительства гражданина Российской Федерации подтверждается наличием вышеупомянутого штампа в паспорте.

Свидетельство о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания не может в этом случае являться документом, подтверждающим его регистрацию по месту жительства. При представлении этого документа в рассматриваемом случае регистрирующие органы должны вынести решение об отказе в государственной регистрации (см. раздел 1.3.3. настоящей книги).

В качестве индивидуального предпринимателя может быть зарегистрирован иностранный гражданин или лицо без гражданства. Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» считается лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином - лицо, получившее вид на жительство.

Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 года №794 утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, а Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 года №789 - Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание. Кроме того, МВД РФ издан Приказ от 14 апреля 2003 года №250, утвердивший Инструкцию об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство. При применении данного документа следует учитывать, что Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная миграционная служба, которой переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Правоотношения, возникающие при регистрации по месту жительства в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, регулируются этими вышеперечисленными нормативно-правовыми актами.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 года №794 иностранный гражданин (лицо без гражданства), достигший 18-летнего возраста и проживший на территории Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, может получить вид на жительство. В документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (лица без гражданства), делается отметка о выдаче ему вида на жительство. Вид на жительство выдается:

Иностранному гражданину на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на 5 лет;

Лицу без гражданства на 5 лет.

Лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего личность, разрешение на временное проживание выдается в виде документа установленной формы. Разрешение на временное проживание выдается на 3 года.

При регистрации иностранного гражданина по месту временного проживания проставляется штамп установленной формы на оборотной стороне страницы документа, удостоверяющего личность, на которой проставлена отметка о разрешении. Отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства проставляются и в виде на жительство.

Следует заметить, что Закон №129-ФЗ не связывает акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически будет осуществляться предпринимательская деятельность. Поэтому, если гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а деятельность собирается осуществлять в другом населенном пункте, то он подлежит государственной регистрации по месту жительства.

Порядок представления документов

Все документы, необходимые для государственной регистрации представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться только , обращающееся за государственной регистрацией (зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя). Другие лица, в том числе и действующие на основании доверенности, заявителями быть не могут.

Заявление (форма №Р21001), представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные (или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа) и идентификационный номер (при его наличии).

Расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения выдается регистрирующим органом в следующем порядке:

если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем - заявителю в день получения документов регистрирующим органом;

в ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, высылается по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом.

День получения документов регистрирующим органом является датой представления документов при осуществлении государственной регистрации.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены в Постановлении Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439. При направлении документов почтовым отправлением на конверте рекомендуется делать пометку «Регистрация».

В соответствии с пунктом 1 Требований к оформлению документов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439, документы, используемые при государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, представляются на бумажном носителе и по возможности в электронном виде. Если документы представлены в электронном виде, то их юридическая сила подтверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При получении регистрирующим органом документов для государственной регистрации должностным лицом регистрирующего органа делается соответствующая запись в книге учета государственной регистрации индивидуальных предпринимателей (смотрите раздел 1.2 настоящей книги).

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Законом №129-ФЗ (смотрите раздел 1.3. настоящей книги). Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

Решение о государственной регистрации

После принятия до кументов для регистрации и выдачи расписки о приеме документов уполномоченное лицо регистрирующего органа, руководствуясь действующим законодательством, принимает решение о государственной регистрации либо об отказе в регистрации.

Для принятия решения проверяется полнота представленных на регистрацию документов, соответствие их формы установленной законодательством форме, а также наличие в регистрирующем органе информации о заявителе, запрещающей ему в это время заниматься предпринимательской деятельностью (например, наличие решения суда в отношении заявителя, запрещающего ему заниматься этой деятельностью).

Принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Моментом государственной регистрации признается внесение соответствующей записи в государственный реестр. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган выдает (либо направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа согласно пункту 3 статьи 11 Закона №129-ФЗ устанавливаются Правительством РФ.

Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма №Р61001) а также свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (форма №Р60004) утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Закона №129-ФЗ, как уже было отмечено, регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Арбитражная практика также свидетельствует о том, что обязанность по представлению сведений в государственные внебюджетные фонды в пятидневный срок возложена на налоговые органы, в частности, лишь в отношении тех индивидуальных предпринимателей, решение о государственной регистрации которых налоговые органы принимают начиная с 1 января 2004 года (смотрите Постановления ФАС Уральского округа от 27 апреля 2005 года №Ф09-1021/05-АК и от 29 марта 2005 года №Ф09-1007/05-АК, ФАС Поволжского округа от 7 марта 2006 года по делу №А55-8302/2005-39).

Органы внебюджетных фондов, получившие такие сведения, обязаны зарегистрировать предпринимателя в качестве страхователя. Основные правила регистрации страхователей в органах внебюджетных фондов определяются в соответствии:

Законом РФ от 28 июня 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (статья 9.1). В настоящее время Правила регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании и форма свидетельства о регистрации страхователя утверждены постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 года №570;

Федеральным законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (статья 6);

Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (статья 11) (далее - Закон №167-ФЗ).

Не позднее 5 дней с момента регистрации предпринимателя в качестве страхователя указанные органы должны представить в орган, осуществивший государственную регистрацию, сведения о номере и дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя (пункт 4 статьи 5 Закона №129-ФЗ).

В связи с тем, что обязанность по представлению сведений для регистрации во внебюджетные фонды возложена на налоговый орган, теперь нет причин, на основании которых предпринимателя можно привлечь к ответственности за непредставление указанных сведений. Данный вывод подтверждается и арбитражной практикой (см. Постановления ФАС Уральского округа от 22 ноября 2004 года по делу №Ф09-5024/04-АК и от 23 ноября 2004 года по делу №Ф09-5035/04-АК).

Кроме того, регистрирующий орган в этот же срок (не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации) представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ.

В настоящее время Перечень государственных органов и органов местного самоуправления, в которые в обязательном порядке представляются сведения о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, законодателем не установлен.

Отказ в государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Отказ в государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя согласно статье 23 Закона №129-ФЗ допускается в следующих случаях:

Не представлены документы, необходимые для государственной регистрации;

Документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган;

Случаи, предусмотренные пункт 4 статьи 22.1 Закона №129-ФЗ:

Не утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

Не истек год со дня принятия судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

Не истек срок, на который физическое лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Например, у физического лица в паспорте имеется отметка о регистрации по месту жительства, а он представляет документы для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган по месту временного пребывания (не совпадающего с местом регистрации по месту жительства). В этом случае регистрирующий орган должен вынести решение об отказе по причине представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Налоговый орган вправе отказать в государственной регистрации, в частности, при отсутствии описи вложения при пересылке документов почтовым отправлением, сославшись на подп. «а» пункт 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ (непредставление необходимых для государственной регистрации документов).

Обратите внимание!

Если физическое лицо, прекратившее деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, которому ранее был присвоен государственный регистрационный номер, вновь обратится в регистрирующий орган за государственной регистрацией в том же качестве, ему не вправе отказать в регистрации, поскольку никаких оснований для отказа таких лиц в статье 23 Закона №129-ФЗ не содержится.

Решение об отказе в государственной регистрации в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона №129-ФЗ должно быть принято в течение 5 рабочих дней со дня представления документов на регистрацию.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» утверждены следующие формы решений об отказе в государственной регистрации:

Решение об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов (форма №Р60001);

Решение об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (форма №Р60002);

Решение об отказе в государственной регистрации в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 22.1 Закона №129-ФЗ (форма №Р60003).

Как видно из названия форм, они содержат прямые указания на ошибки, допущенные заявителем при обращении за государственной регистрацией.

Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма №Р21001), с уведомлением о вручении решения (пункт 4 статьи 23 Закона №129-ФЗ).

В случае вынесения решения об отказе в государственной регистрации документы, представленные для государственной регистрации физическим лицом не возвращаются, а остаются в регистрирующем органе и образуют регистрационное дело об отказе.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 5 статьи 23 Закона №129-ФЗ).

Законодательством предусмотрена ответственность регистрирующего органа за нарушение законодательства о государственной регистрации.

Более подробно с вопросами, касающимися порядка регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, лицензирования, а так же различные налоговые режимы, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Индивидуальные предприниматели».

О том, какие документы должны подать физические лица при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также в какие сроки и куда их подают, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ефимова Ольга и Барсегян Артем.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации, приведен в ст. 22.1 Закона о госрегистрации.

По общему правилу, если заявитель является совершеннолетним гражданином РФ, подаются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. Форма заявления (Р21001) приведена в Приложении N 18 к постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439;
  • копия паспорта или иного основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;
  • копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с РФ (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);
  • подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в РФ (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о таком адресе);
  • документ об уплате государственной пошлины. Государственная пошлина уплачивается в размере 400 руб. (пп. 8 п. 1 ст. 333.33 ).

В том случае, если физическое лицо является несовершеннолетним, иностранным гражданином или лицом без гражданства предоставляются дополнительные документы, указанные в п. 1 ст. 22.1 Закона о госрегистрации.

Верность предоставляемой копии документа должна быть нотариально удостоверена, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике (п. 2 ст. 22.1 Закона о госрегистрации).

В получении документов заявителю согласно п. 3 ст. 9 выдается расписка с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Расписка выдается в день подачи документов, если документы представляются непосредственно заявителем. При направлении документов по почте расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Срок для государственной регистрации установлен п. 1 ст. 8 Закона о госрегистрации и составляет пять рабочих дней с момента предоставления документов в регистрирующий орган. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации).

Кроме того, регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней с момента государственной регистрации индивидуального предпринимателя представляет сведения о нем в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, региональные отделения Фонда социального страхования РФ, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики (п. 3.1 ст. 11 , п. 23 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630).

Таким образом, самостоятельно регистрироваться в указанных фондах и органах статистики индивидуальному предпринимателю не нужно. Регистрация производится государственными фондами и органами статистики на основании сведений, предоставляемых налоговым органом. Документы, подтверждающие регистрацию, выдаются индивидуальному предпринимателю непосредственно либо направляются ему по почте.

В целях проведения налогового контроля физические лица, согласно ст. 83 , подлежат постановке на учет в налоговых органах месту жительства. Постановка на учет в налоговом органе индивидуальных предпринимателей по месту жительства осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора. Постановка индивидуальных предпринимателей на налоговый учет по месту жительства осуществляется налоговыми органами на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (п. 4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110).

Налоговый орган по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, обязан осуществить его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) (с использованием ранее присвоенного ИНН), внести сведения в Единый государственный реестр налогоплательщиков не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и выдать (направить по почте) свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории РФ и уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства одновременно со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В случае если физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, ранее было выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, одновременно со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ему выдается (направляется по почте) только уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства (п. 5 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, п. 2.2.2 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного приказом МНС РФ от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178, приказ ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц").

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга и Барсегян Артем

В настоящее время федеральное законодательства о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативно правовых актов РФ. Субъекты Федерации не вправе принимать правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с государственной регистрацией.

Государственная регистрация - первый и обязательный шаг будущего предпринимателя, который требует оплаты государственной пошлины в размере 400 рублей.

Единственным регистрирующими органами индивидуальных предпринимателей являются налоговые инспекции.

В настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в цели государственной регистраций индивидуального предпринимателя, является формальный признак - регистрация гражданина по месту жительства (регистрация по месту пребывания в этом смысле значения не имеет).

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Например, что считать местом жительства: имеющуюся у гражданина на праве собственности квартиру в городе, которой он не пользуется, но зарегистрирован по ее адресу, ил дом в сельской местности, где он фактически проживает постоянно? На практике окажется, что факт постоянного проживания в сельской местности не будет иметь юридического значения, причем даже в том случае, если гражданин зарегистрирован в этом доме по месту проживания.

Надо помнить, что место жительства гражданина, по которому он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. определенное жилое помещение (дом, квартира, служебное помещение, комната в общежитии или коммунальной квартире и т.п.), не может использоваться места где непосредственно осуществляется предпринимательская деятельность, связанная с промышленным производством. Согласно ст. 288 ГК РФ, жилые помещения предназначены для проживания граждан и размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.

В то же время эти нормы ГК РФ следовало бы толковать ограничительно: они не запрещают предпринимателям осуществлять в жилом помещении деятельность, не нарушающую охраняемые законом права других проживающих в данном помещении лиц, а также соседей. Например, непосредственно по месту жительства могут работать предприниматели, чей труд связан преимущественно с интеллектуальной деятельностью - сбором и анализом информации, созданием научных и литературных произведений, подготовкой произведений к опубликованию, программированием, бухгалтерским учетом и аудитом, репетиторством, консалтингом и др.

Обратим внимания, что закон не связывает акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически будет, осуществляется предпринимательская деятельность. Поэтому, если гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, он подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не месту возможного осуществления предпринимательской деятельности.

В регистрирующий орган по месту жительства заявителя представляется:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (по форме № Р21001). Регистрирующий орган обязан бесплатно предоставить формы заявления.

копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, - для граждан Российской Федерации;

копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, для иностранных граждан;

копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, - для лиц без гражданства;

копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством России или международным договором Российский Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, не содержит сведений о дате и месте его рождения);

копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, - для иностранных граждан или лиц без гражданства;

подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном порядке адрес места жительства физического лица в Российской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, или документа, подтверждающего право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

для несовершеннолетних граждан - нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителе или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копи свидетельства о заключении брака таким лицом, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении такого лица полностью дееспособным;

документ об оплате государственной пошлины.

Заявление и другие документы, необходимые для государственной регистрации не могут быть оформлены в произвольной форме. Они оформляются в строгом соответствии с утвержденными формами.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть только физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Иными словами, гражданин не вправе уполномочить иное лицо представить от своего имени в регистрирующий орган необходимые для государственной регистрации документы, для этого он может использовать лишь один из указанных ранее способов (представить документы лично, либо по почте).

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Представление физическим лицом заявления без нотариального удостоверенной подписи заявителя фактически означает непредставление необходимых для государственной регистрации документов и может повлечь отказ в регистрации индивидуального предпринимателя.

При поступлении в регистрирующие (налоговые) органы документы для государственной регистрации осуществляется проверка правильности заполнения платежных документов, свидетельствующих об уплате государственной пошлины.

Заполнение полей платежного документа иными показателями (в частности, не правильное указание кода бюджетной классификаций) является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации связи с непредставлением документа, свидетельствующего об уплате государственной пошлины.

Возможны два способа предоставления документов - непосредственно заявителем или почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения.

После получения документов регистрирующий орган обязан выдавать на руки или направить по почте заявителю расписку в получении документов.

Заявителю, непосредственно представившему документы, в тот же день выдается расписка, а получение документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Датой представления документов для государственной регистрации считается день их получения надлежащим регистрирующим органом. Под получением регистрирующим органом документов следует понимать поступление в этот орган представленных документов непосредственно от заявителя или по почте. Дата поступления документов подтверждается распиской регистрирующего органа.

Моментом государственной регистрации, т.е. моментом, начиная с которого этот административный акт считается совершенным, признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Основанием для этого решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Данный юридический факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации.

Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки влечет административную ответственность на основании ч.1 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ. В определенных случаях это деяние может рассматриваться как уклонение от осуществления регистрации, тогда должностное лицо может быть одновременно привлечено к дисциплинарной ответственности или, в зависимости от обстоятельств дела, к уголовной ответственности, например по ст. 169, 293 УК РФ.

После принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации и не позднее одного рабочего дня с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр заявителю выдается одно из ранее названных свидетельств подтверждающее факт внесения записи в государственный реестр.

Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являются:

свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р61001;

свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме № Р60004;

свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р65001;

свидетельство о внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе записи, зарегистрированном од 01 января 2004 года, по форме № Р67001.

Регистрирующий орган, совершивший акт государственной регистрации, обязан выдать (направить) заявителю соответствующий документ не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации (внесения записи в государственный реестр).

По запросу физического лица в регистрирующий (налоговый) орган ему может быть повторно выдан документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Размер пошлины по повторную выдачу свидетельства о государственной регистраций физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или о государственной регистраций юридического лица составляет 20% размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию, т.е. 80 рублей для физического лица.

В ст. 23 Федерального закона «О государственной регистраций юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ о государственной регистраций исчерпывающе определены случай отказа в государственной регистрации:

не представление предусмотренных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов. В каждом случае государственная регистрации в регистрирующий орган должны быть представлены все без исключения документы, определенное для соответствующего случая и перечисленные в указанных статьях. Нужно обратить внимание еще на два обстоятельства: во-первых, документы должны быть представлены только одним из способов (по почте заказным письмом или лично); во-вторых, они должны быть надлежаще оформлены в соответствии с требованиями Закона;

представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган, т.е. не по месту жительства заявителя. Если документов представлены в такой орган, он не обязан пересылать их в надлежащий регистрирующий орган;

случае, когда не допускается регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

не истек год со дня принятия арбитражным судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанное с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельности;

не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено право заниматься предпринимательской деятельностью.

Решение об отказе от государственной регистрации принимается в течение того же срока, который отведен для принятия решения о государственной регистраций (не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган) оно должно быть мотивированным, с обязательной ссылкой на конкретные нарушения из числа названных выше.

Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке (в Арбитражном суде). Административный порядок обжалования (в вышестоящий орган) законом не предусмотрено.

С 1 января 2004 г. зарегистрированный предприниматель не обязан совершать организационные действия, связанные с постановкой на налоговый учет, - эта обязанность возложена на регистрирующий орган (п.10 ст.83 НК РФ). Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре, в порядке установленном Правительством РФ (п.3 ст.83 НК РФ). Территориальные органы ФНС России обязаны осуществлять постановку на учет в налоговом органе по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на основании сведений о его государственной регистрации.

Документом, подтверждающим факт постановки предпринимателя на налоговый учет, является свидетельство о постановки на учет в налоговом органе. Обязанность выдать предпринимателю такое свидетельство возложена на тот налоговый орган, который осуществил постановку индивидуального предпринимателя на налоговый учет (т.е. налоговый оран по месту жительства).

Регистрация в качестве страхователя:

Помимо регистрации в качестве налогоплательщика необходима регистрация индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

в территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Индивидуальный предприниматель более не обязан самостоятельно совершать действия, необходимые для его регистрации в качестве страхователя. Регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации и (или) внесения изменении в государственный реестр представляет сведения об индивидуальном предпринимателе в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Государственного комитета Российской Федерации по статистике. Указанные сведения представляются в виде выписки из государственного реестра.

Органы соответствующих внебюджетных фондов, получившие такие сведения, обязаны зарегистрировать предпринимателя в качестве страхователя.

Сведения о дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя, его регистрирующий номер, наименование органа, осуществившего указанную регистрацию, либо сведения о дате снятия индивидуального предпринимателя с учета в качестве страхователя представляются органами государственных внебюджетных фондов не позднее 5 дней с момента регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя либо снятия с учета в качестве страхователя.

Основные правила регистрации страхователей в органы внебюджетных фондов (страховщиков) определяются в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации», от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и с Законом РФ от 28 июля 1991 г. «О медицинском страховании граждан в российской Федерации». Не позднее 5 дней с момента регистрации предпринимателя в качестве страхователя указанные органы должны предоставить в орган, осуществивший государственную регистрацию, сведения о номере и дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя (п.4 ст.5 Закона о госрегистрации). Эти сведения отражаются в государственном реестре.

Присвоение кодов по общероссийским классификаторам осуществляют территориальные органы Госкомстата России в недельный срок после получения от регистрирующего органа сведений.

В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» открытие кредитным организациям банковских счетов индивидуального предпринимателя осуществляется на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

В настоящее время представление индивидуальными предпринимателями документов, подтверждающих регистрацию данных лиц в качестве плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды, для открытия банковского счета в кредитную организацию не требуется.

Чтобы открыть в банке расчетный счет, индивидуальному предпринимателю необходимо представить в банк, помимо свидетельства о постановке на учет в налоговый органе, также и иные документы. Перечень всех документов, необходимых для открытия расчетного счета, законодательно не определен и устанавливается банком самостоятельно. Обычно банки требуют представления, во-первых, заявление на открытие счета в банке. Бланк заявления можно получить в банке (форма разрабатывается каждым банком самостоятельно). Во-вторых, два экземпляра карточки с образцами подписей, а также оттиском печати (если имеется). В-третьих, нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации. В-четвертых, копию свидетельство постановке на учет в налоговом органе. И, наконец, в-пятых, копию справки из Госкомстата.

Банк не вправе отказывать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ем разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п.2 ст.23 НК РФ в обязанность налогоплательщика входит информирование в 10-дневный срок налоговых органов по месту учета об открытии ил закрытии счета в банке. Нарушение данного срока в соответствии с п.1 ст.118 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов индивидуального предпринимателя банки обязаны представить сведения об указанных счетах в орган, осуществляющий государственную регистрацию данного предпринимателя. Сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя в обязательном порядке включается в государственный реестр.

Расчетные документы на списание (перечисление) денежных средств со вновь открытого счета не принимаются к исполнению кредитными организациями до получения информационного письма налогового органа, в котором налоговый орган сообщает о получении извещения кредитной организации об открытии счета. Операции по банковскому счету осуществляется на основании договора банковского счета.

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью осуществлением и прекращением предпринимательской деятельности, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении.

  • 3. Предмет и методы предпринимательского права
  • 1) Отношения, складывающиеся при осуществлении предприни­мательской деятельности (предпринимательские отношения).
  • 3) Отношения, возникающие в процессе государственного регу­лирования экономических отношений.
  • 1) Создание условий для цивилизованного функционирования рынка:
  • 4. Предпринимательские правоотношения
  • 1) Субъект.
  • 5. Принципы предпринимательского права
  • 5) Принцип го­сударственного регулирования предпринимательской деятельности.
  • 6. История развития предпринимательских отношений в России и за рубежом
  • 1. Конституция рф.
  • Тема 3. Правовой статус хозяйствующих субъектов
  • 1. Понятие и виды хозяйствующих субъектов
  • 1) По характеру компетенции:
  • 2) По форме организации предпринимательской деятельности:
  • 3) По организационно-правовой форме пред­принимательской деятельности.
  • 6) По наличию иностранных инвестиций:
  • 2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности
  • 2.1. Индивидуальные предприниматели как субъекты предпринимательской деятельности
  • 2.2. Юридические лица как субъекты хозяйственной деятельности
  • 1) Наличие у организации обособленного имущества в собственно­сти, хозяйственном ведении или оперативном управлении (имущественная обособленность).
  • 3) Организационное единство.
  • 4) Возможность от своего имени выступать истцом и ответчиком в суде.
  • 3. Государство как субъект хозяйственной деятельности
  • 1) Создание условий для цивилизованного функционирования рынка:
  • 2) Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
  • 4. Иные хозяйствующие субъекты
  • 4.1. Правовое положение кредитных организаций
  • 4.2. Правовое положение бирж
  • 4.3. Правовой статус торгово-промышленных палат
  • 1. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя
  • 2. Понятие, сущность и содержание правосубъектности индивидуальных предпринимателей
  • Тема 5. Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности
  • 1. Понятие и сущность организационно-правовой формы юридических лиц
  • 2. Виды юридических лиц
  • 1. Хозяйственные товарищества и общества.
  • 1) Свобода концентрации капитала.
  • 2) Свобода движения капитала.
  • 3) Стабильность существования акционерного общества.
  • 4. Ограниченная ответственность.
  • 5. Профессиональное управление.
  • 4. Хозяйственные партнерства.
  • 5. Некоммерческие организации.
  • Тема 6. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц
  • 1. Порядок создания и государственной регистрации юридических лиц
  • 2. Реорганизация юридического лица
  • 3. Ликвидация юридического лица
  • Тема 7. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей
  • 1. Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
  • 2. Субъекты банкротства, их права и обязанности
  • 1. Особенности правового статуса должника
  • 2. Особенности правового статуса конкурсного кредитора
  • 3. Особенности правового статуса арбитражного управляющего
  • 4. Роль арбитражного суда в делах о несостоятельности
  • 3. Процедуры банкротства
  • 3.1. Наблюдение как процедура банкротства
  • 3.2. Финансовое оздоровление как процедура банкротства
  • 3.3. Внешнее управление как процедура банкротства
  • 3.4. Конкурсное производство как процедура банкротства
  • 3.5. Мировое соглашение
  • 1. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя

    Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляется понятие легитимации (главным образом в связи с государственной регистрацией предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также лицензированием отдельных видов деятельности) 25 .

    Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, гражданину необходимо выполнить следующие действия:

    1) обратиться в регистрирующий орган (органы ФНС России);

    2) получить свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

    3) получить лицензию на отдельные виды деятельности (если на выбранный вид деятельности требуется лицензия);

    4) зарегистрироваться во внебюджетных фондах для уплаты взносов;

    5) открыть счета в банке.

    Государственная регистрация индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом организации бизнеса. Согласно п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации. Причем в некоторых случаях необходимость такой регистрации может быть вызвана не только желанием самого гражданина.

    Например 26 , гражданин Ф. по завещанию получил в наследство от своего дяди (индивидуального предпринимателя) работающее предприятие. Согласно ст. 132 ГК РФ предприятие является объектом прав и представляет собой единый имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Следовательно, с принятием наследства Ф. стал собственником всего имущества предприятия, которое представляло собой отдельно стоящее здание с подведенными коммуникациями, станками, оборудованием и т.п. При этом Ф. стал правопреемником дяди по всем долгам и требованиям, связанным с предприятием, в том числе по заключенным хозяйственным договорам и трудовым контрактам с наемными работниками.

    Для того чтобы иметь право осуществлять предпринимательскую деятельность на этом предприятии, Ф. должен в установленном порядке зарегистрироваться в качестве предпринимателя. В противном случае или при обоснованном отказе регистрирующего органа ему придется продать это предприятие в соответствии со ст. 238 ГК РФ либо передать его в доверительное управление (ст. 1012 - 1026 ГК РФ).

    Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 27).

    Исследователи данной области правоотношений отмечают, что государственная регистрация преследует цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности предпринимателей, проведением налогообложения, получением сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики, предоставлением всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных субъектах предпринимательства 28 .

    Если в отношении юридических лиц вопрос о порядке их государственной регистрации был решен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», то в отношении индивидуальных предпринимателей до недавнего времени отсутствовал единый подход к законодательному регулированию их государственной регистрации. Федеральным законом № 76-ФЗ были внесены изменения в Закон о государственной регистрации юридических лиц, суть которых заключается в том, что с 2004 г. действие этого Закона будет распространено и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица. Законом установлен порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей с учетом уже используемых названным Законом единых принципов, форм, методов регистрации и ведения Единого государственного реестра юридических лиц.

    Ранее государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, проводилась в соответствии с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» 29 , а также Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ» 30 .

    Необходимость принятия Федерального закона № 76-ФЗ была обусловлена отсутствием на федеральном уровне единого правового регулирования отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, как того требует ст. 2 Гражданского кодекса РФ. Данная редакция Закона направлена на решение вопросов, связанных с регламентацией правоотношений в сфере государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Изменено название Закона, теперь он именуется «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    С 1 января 2004 г. регистрацией индивидуальных предпринимателей будут заниматься налоговые органы. При принятии этого решения учитывались прежде всего интересы самих налогоплательщиков. Так, возложение функций регистрации индивидуальных предпринимателей на МНС России позволило приступить к реализации концепции «одного окна».

    В Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в новой редакции, как и в других законодательных и нормативно-правовых актах, принятых в последнее время, начала реализовываться одна из основных задач Правительства РФ - сокращение административных барьеров, затрудняющих развитие предпринимательства, и оптимизация расходов федерального бюджета на государственное управление 31 .

    В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Все сведения о предпринимателях заносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, причем этот Реестр отделен от реестра юридических лиц. В случае перемены предпринимателем места жительства регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.

    Физическое лицо, желающее зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, представляет в регистрирующий орган следующие документы:

    а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

    б) копию основного документа, удостоверяющего личность (гражданина РФ, иностранного гражданина либо лица без гражданства);

    в) копию свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копию иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

    е) копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

    ж) подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в РФ (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ, не содержит сведений о таком адресе);

    з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копию свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копию решения органа опеки и попечительства или копию решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

    и) документ об уплате государственной пошлины.

    Следует отметить, что за непредставление или несвоевременное представление либо представление недостоверных сведений, необходимых для включения в государственный реестр, заявители несут ответственность, установленную законодательством РФ. Кроме того, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

    Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При этом датой представления документов считается день их получения регистрирующим органом. Регистрирующий орган производит государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя путем внесения в книгу государственной регистрации записи о регистрации индивидуального предпринимателя и оформляет свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

    Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Федеральным законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (ст. 23 указанного Закона). Кроме того, не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

    Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения и должно быть принято в срок не позднее чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении, с уведомлением о вручении такого решения. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

    В соответствии с новым Законом всем предпринимателям, зарегистрированным до 1 января 2004 г., нужно в течение года, до 1 января 2005 г., подать в налоговую инспекцию сведения о себе.

    Основное отличие перерегистрации для индивидуальных предпринимателей: срок, отведенный на представление в налоговые органы соответствующих документов, составляет не полгода, как для юридических лиц, а год - с 1 января 2004 г. по 1 января 2005 г. «Перерегистрация» будет заключаться в представлении следующих документов (ст. 3 Федерального закона № 76-ФЗ):

    Копии основного документа, удостоверяющего личность (гражданина РФ, иностранца или лица без гражданства);

    Копии свидетельства о рождении или иного документа, подтверждающего дату и место рождения;

    Документа, подтверждающего государственную регистрацию лица в качестве индивидуального предпринимателя.

    Иностранцам и лицам без гражданства нужно также представить копию документа, подтверждающего право лица временно или постоянно проживать в РФ. А если из основного документа, удостоверяющего личность, нельзя установить адрес места жительства, то нужно представить отдельный документ, его подтверждающий.

    Если индивидуальный предприниматель не «перерегистрируется» подобным образом до 1 января 2005 г., то его государственная регистрация в качестве предпринимателя без образования юридического лица с этой даты утрачивает силу. При этом после указанной даты такое лицо вправе заново зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с новым Законом.

    Помимо государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя Законом предусмотрена и регистрация факта прекращения деятельности.

    Ошибочным является мнение некоторых индивидуальных предпринимателей о том, что они в одночасье могут принять решение о добровольном прекращении своей деятельности и не обязаны в связи с этим обращаться в какие бы то ни было государственные структуры. В таком случае за предпринимателем остаются все его обязанности, например по своевременному представлению деклараций в налоговые органы. Поэтому индивидуальные предприниматели, принявшие решение о прекращении предпринимательской деятельности, должны представить в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности по форме, утвержденной Правительством РФ, а также документ об уплате государственной пошлины.

    Регистрирующий орган погашает ранее выданное свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и вносит соответствующую запись в книгу государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Номер государственной регистрации индивидуального предпринимателя попадает в разряд аннулированных и в дальнейшем не используется.

    В случае прекращения деятельности гражданина-предпринимателя в принудительном порядке государственная регистрация осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом) либо копии решения о принудительном прекращении деятельности данного лица в качестве индивидуального предпринимателя, поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством РФ порядке информации о вступлении в силу указанного приговора суда.

    Прекращение предпринимательской деятельности может произойти и в связи со смертью гражданина. В данном случае государственная регистрация осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица.

    Изложенное выше позволяет сделать вывод, что основой правового обеспечения статуса индивидуального предпринимателя являются нормы, регулирующие вопросы статуса субъекта права и субъекта гражданского права, а в основе изучения статуса индивидуального предпринимателя лежит правовая категория гражданской правоспособности. Правоспособность гражданина-предпринимателя следует понимать, как признаваемую государством и закрепленную в законе юридическую возможность лица обладать субъективными правами и обязанностями, необходимыми для осуществления любых видов коммерческой деятельности, не запрещенных законодательством.

    Основное назначение права состоит в преобразовании посредством юридической техники единиц и явлений, физически существующих в реальном мире, в универсальные юридические категории. Государство в лице своих органов и должностных лиц на основании действующего законодательства определяет, на каком основании и при каких условиях реальные (существующие физически) субъекты становятся юридически-значимыми - способными приобретать и осуществлять гражданские права, создавать, изменять и исполнять гражданские обязанности.