Прежде всего необходимо отметить, что эта система права стала так называться лишь в XVIII в. До этого ее именовали как "право народов", "общенародное право", используя существовавший в юриспруденции Древнего Рима термин jus gentium, переводя его с латыни на современные языки. Нельзя также не сказать, что в XIX и XX вв. неоднократно высказывалось предложение назвать эту систему "межгосударственным правом", ссылаясь на то, что оно регламентирует отношения между государствами, а не отношения физических и юридических лиц.

Если обобщить все высказывания о том, когда возникло международное право, то они могут быть сведены к трем вариантам:

  • а) международное право возникло еще во времена межплеменных отношений, до возникновения государств;
  • б) международное право появилось одновременно с государствами, которые придавали существовавшим до этого межплеменным правилам качество правовых норм и создавали новые;
  • в) международное право возникло в конце Средних веков, когда в Европе сложилась система суверенных государств.

Наиболее распространенным было мнение, что государство и право - это явления, которые появились одновременно. Сторонники этой точки зрения считали, что, поскольку международное право - совокупность принципов и норм, регламентирующих отношения между субъектами этого права, т.е. государствами, оно не могло появиться раньше возникновения государств. В подтверждение этого тезиса обычно ссылались на один из наиболее ранних дошедших до нас договоров, заключенный в XIII в. до н.э. египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хатушили III, т.е. после того, как уже появились государства.

В соответствии с этим мнением международное право рассматривалось с учетом принятой периодизации истории человечества, государств, их общественного устройства. Оценивались характер и особенности международного права, присущие рабовладельческому или феодальному обществу, капитализму и империализму, а также периоду после Октябрьской революции; поэтому внимания тому, что было до возникновения государств и какие были правила взаимоотношений при первобытнообщинном обществе, не уделялось.

Однако еще до появления государств и писаных договоров человечество прошло долгий путь развития. Даже первобытные люди не были абсолютно обособлены друг от друга. Постепенно отношения между ними принимали постоянную основу. Родовые отношения вели к появлению племен, затем возникали союзы племен и т.д. Союзы племен могли появиться, употребляя современную терминологию, лишь в результате заключения договоров, хотя археологи пока не нашли соответствующих письменных источников.

Но договорам о союзах племен предшествовало осознание необходимости таких союзов как формы отношения племен. А это могло означать только одно: еще задолго до появления письменных договоров у людей, живших в те далекие времена, возникало, говоря современным языком, правосознание, присущее племенным народам. Это означало понимание необходимости установления некоторых правил взаимоотношений, что и выражалось в создании определенных правил, например о разграничении угодий охоты, рыболовства и т.п. Конечно, рассматривать эти правила как нормы международного права или как их зачатки было бы наивно. У них была другая природа, и они определялись иными критериями, чем нормы международного права. Но тем не менее это были правила, на основе которых строились взаимоотношения между племенами и союзами племен. Поэтому не случайно, что ряд видных ученых, исследовавших историю международного права, например Гуго Гроций, которого часто именуют "отцом международного права", говоря о волеизъявлении, в результате чего создаются правила поведения, отмечали, что правоотношения между субъектами этих отношений формировались задолго до того, как появились государства. Такими субъектами при первобытнообщинном строе были существовавшие тогда структуры (племена, их союзы), которые организовывали жизнь людей в те далекие времена.

После возникновения государств прошло уже несколько тысячелетий. Государства воспринимали и постепенно закрепляли сложившиеся до этого правила поведения, а также создавали новые нормы. Таким образом, правила поведения, существовавшие до появления государств и воспринятые ими, преобразовывались в правовые нормы и являлись зачатками международного права, которое было результатом развития человечества в течение длительного периода.

Упомянутые правила поведения, а затем и нормы международного права возникали не произвольно. Они создавались под воздействием реальных объективных процессов, проходивших на тех или иных этапах развития человечества... и прежде всего развития производства. Такие процессы проходили не только в материальной сфере, но и в общественно-политической жизни, например революции во Франции в конце XVIII в. или в России в феврале и октябре 1917 г., война за независимость в США, Первая и Вторая мировые войны, ликвидация колониальной системы в XX в. Происходившие в жизни человечества события формировали правосознание людей, общества, влияли на разрабатываемые правовые нормы и практику их применения. Но эти нормы становились реальностью только тогда, когда они отражали общественно-политические, экономические и иные потребности государств, всего мирового сообщества, поскольку жизнь мирового сообщества под воздействием объективных процессов постоянно изменяется; постоянно меняется и международное право: на смену устаревшим нормам приходят новые.

Что касается роли государств, то именно они создают нормы международного права. Нельзя не отметить, что под влиянием мощных держав порой создаются нормы, отражающие в большей степени их интересы. Примером может быть так называемое "международное право цивилизованных народов", созданное в XIX - начале XX в. крупными государствами Европы, США. Однако в современных условиях, поскольку в создании международно-правовых норм участвуют все члены ООН, эти нормы в целом отвечают интересам всего мирового сообщества.

Ныне в создании международно-правовых норм возрастает роль международных организаций... и прежде всего ООН. Количество международных организаций растет, что является закономерным процессом в жизни мирового сообщества.

Ученые, неправительственные организации не создают право, они анализируют происходящие объективные процессы, существующие международно-правовые нормы и вносят рекомендации по их совершенствованию. Доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному праву могут использоваться в международной практике. Но рекомендации ученых, неправительственных организаций могут стать нормой поведения только в случае признания их таковой государствами.

Учитывая роль государств в создании норм международного права, исключительно важно, чтобы правильно понимался ход исторического развития, его логика. Государство только тогда может оказать влияние на развитие международного права своей волей, когда ему удается правильно оценить объективный ход исторического развития; поэтому государственные деятели при осуществлении внешней политики, дипломатии должны опираться на науку, научные разработки, обладать широким кругозором, поскольку, как говорили ученые мужи древности Конфуций, Аристотель и Платон, нельзя доверять власть непросвещенным людям.

Итак, можно сделать следующие выводы:

  • - международное право является продуктом исторического развития; оно возникает объективно, независимо от воли людей;
  • - международное право и сегодня продолжает развиваться в основном объективно; люди оказывают влияние на его развитие только тогда, когда им удается правильно оценить объективный ход исторических событий;
  • - договоры должны соблюдаться - это незыблемый принцип международного права, однако любой договор есть юридическая форма, которая со временем может перестать адекватно отражать объективную действительность и нуждается в изменении.

Таким образом, под воздействием объективных факторов, именуемых источником международного права в материальном смысле, оно постоянно изменяется.

Начало формирования научных представлений о правилах поведения, призванных регулировать взаимоотношения субъектов не в рамках отдельно взятого государства, а между различными участниками международного общения, чаще всего связывают с периодом конца Средневековья - началом Нового времени. «Возраст» науки международного права, объединяющей множество самых разнообразных по своей природе и предметной направленности учений, теорий, концепций, подходов, идей, насчитывает, по меньшей мере, несколько столетий.

Вместе с тем существовали и иные взгляды на периодизацию истории научного знания о международном праве. Так, например, известный русский ученый Н.А. Захаров в начале прошлого столетия выделял четыре основных этапа в развитии международно-правовой науки: подготовительный (до XVII в.), естественно-правовой (XVII в.), позитивистский (XVIII в.) и историко-правовой (XIX - начало XX вв.).

И все же, по нашему мнению, говорить о существовании в эпоху Древнего мира, как и в период Средневековья, науки международного права в ее современном понимании вряд ли уместно. Как совершенно справедливо отмечает А.А. Мережко, в доантичный период зачатки доктрины международного права существовали главным образом в форме мифологии, в период античности - в форме философии, а в эпоху Средневековья - в форме теологии, и только к началу XVII в. международно-правовая наука, наконец-то, обрела самостоятельность и независимость от теологии.

Предмет международно-правовой науки весьма обширен. Как отмечает профессор П.Н. Бирюков, данная наука занимается исследованием сущности и закономерностей развития норм международного права, изучением источников, в которых они зафиксированы, определением причин принятия тех или иных международно-правовых норм, их целевого назначения, особенностей, эффективности действие, характера взаимосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и др.) и внутригосударственным правом, выявлением сущности конкретных институтов и отраслей международного права, анализом их развития.

«Отцом» международно-правовой науки принято считать известного голландского юриста, философа и общественного деятеля Г. Гроция (1583-1645), являвшегося одним из основоположников теории естественного права. Широко известны такие его научные труды, как «Свободное море» (1609) и «О праве войны и мира» (1625). Последний из названных трудов, состоящий из трех книг, считается первым систематическим изложением действовавшего в тот период времени международного права. Помимо проблем морского права, а также вопросов войны и мира, в трудах Г. Гроция значительное внимание было уделено международным договорам, дипломатической практике государств, институту нейтралитета.

Следует отметить, что Г. Гроций, несмотря на указанный выше «отцовский» статус, оказался далеко не первым из тех, кто в своих философских размышлениях о судьбах мира затронул в том числе и международно-правовую проблематику. Различие, сохранявшееся между jus civile (нормы, создаваемые государством исключительно для себя) и jus gentium (правила, установленные среди всех людей всеми государствами и контролируемые последними), послужило основой для того, чтобы теологи и правовые мыслители Средневековья выдвинули идею о существовании универсального права, применимого ко всем государствам.

Среди предшественников Г. Гроция можно, в частности, назвать таких известных испанских профессоров теологии, как Виториа (1480-1546), работы которого касались международного права («Об индейцах» и «Право войны, созданное испанцами в борьбе с варварами») и Ф. Суарез (1548-1617), опубликовавшего в 1612 г. фундаментальный труд под названием «Трактат о законах и Боге как законодателе».

Еще один предшественник Г. Гроция - итальянский протестант А. Джентили (1552-1608), бежавший от религиозного преследования в Англию и ставший впоследствии профессором права в Оксфордском университете - также издал две трехтомные работы, получившие достаточно широкую известность: «Три книги о посольствах» (1585) и «Три книги о праве войны» (1598).

Именно в период жизни и творчества Г. Гроция были заложены основы формирования двух научных школ (направлений), представители которых расходились во взглядах на природу и сущность «права народов»: школы естественного международного права (естественно-правовое направление) и школы позитивного международного права (юридический позитивизм). В то же самое время начало формироваться третье, компромиссное научное направление (так называемая «гроцианская» школа), представители которого заняли промежуточную позицию между «естественниками» и «позитивистами».

Естественно-правовой подход (jus naturale) является наиболее древним, имеет давние исторические корни. Его сторонники, отрицая самостоятельный характер «права народов», рассматривали последнее в качестве составной части естественного (высшего) права, тесно связанного с религией. Источником «права народов» они считали законы природы (на более раннем этапе), а также человеческий разум (в более позднее время).

Одним из наиболее ярких представителей данного направления являлся известный немецкий юрист Самюэль фон Пуфендорф (1632-1694), которого считают создателем новой системы юриспруденции. В 1660 г. он опубликовал «Две книги об элементах универсальной юриспруденции», привлекшие значительное внимание, вследствие чего он был назначен профессором доселе неизвестного естественного и международного права в Университет Гейдельберга, став, таким образом, первым в истории профессором международного права. В 1672 г. С. фон Пуфендорф издал фундаментальный труд «О праве природы и народов», где обосновывал идею о том, что «основу международного права составляют вечные истины, проистекающие из заповедей Бога и законов разума».

Среди последователей С. фон Пуфендорфа, отстаивавших естественно-правовую природу международного права, наиболее широкую известность получили немец К. Томазий (1655- 1728), главный труд которого «Основы естественного права» вышел в свет в 1705 г., француз Ж. Барбейрак (1674-1744), англичанин Р. Филлимор (1810-1885), шотландец Д. Лоример (1818-1890) и др. В XX в. сторонниками идей естественного права являлись такие авторитетные юристы-международники, как англичанин Л. Брайерли (1881-1955) и австриец А. Фердросс (1890-1980).

Представители позитивистской школы международного права, оппонируя приверженцам естественно-правового подхода, считали, что любое позитивное (т.е. действующее, существующее) право, в том числе «право народов», проистекает (имеет свои корни) из обычая или договоров. По их мнению, международное право есть результат соглашения между государствами, и именно воля последних, зафиксированная в таком соглашении, является источником обязательной силы «права народов». Как утверждали «позитивисты», право, в том числе международное, должно изучаться таким, какое оно есть, и является действительным, а также обязательным исключительно в силу своей формы. Некоторые наиболее радикальные представители данного направления вообще отрицали существование естественного права как такового.

Одним из основоположников позитивистской школы международного права был современник Г. Гроция - известный английский юрист, профессор Оксфордского университета и последователь А. Джентили, судья Адмиралтейского суда Р. Зеч (1590-1660). В 1650 г. вышел в свет его фундаментальный труд «Объяснение права и юридической процедуры войны и мира, или право между народами», который считается первым систематическим и объемным исследованием всего предмета «права народов», т.е., по сути, первым учебником по международному праву. В своей книге Р. Зеч, опираясь на идеи юридического позитивизма, отстаивал тезис о том, что в основе обычного (традиционного) поведения государств лежит разум, руководствуясь которым они (т.е. государства) добровольно подчиняются нормам права. Помимо исследования вопросов права войны и мира в упомянутой работе также весьма подробно и обстоятельно проанализированы само понятие международного права, проблематика урегулирования споров между государствами, правовые конструкции, связанные с причинением и возмещением ущерба в межгосударственных отношениях.

Другим, не менее известным представителем позитивистского направления в науке международного права, был выдающийся голландский юрист, член, а также на протяжении двух десятилетий - вплоть до своей смерти в 1743 г. -- глава Верховного суда Нидерландов К. ван Бинкерсгук (1673-1743). В ряде своих работ, посвященных общим вопросам международного права, морскому и посольскому праву, этот видный ученый, опираясь на практику межгосударственных отношений, отстаивал точку зрения, согласно которой международным правом является лишь то, в отношении чего государства согласились об обязательном характере. В связи с этим основными источниками «права народов», по мнению К. ван Бин- керсгука, являлись договоры и обычай.

Среди других представителей позитивистской школы можно отметить немецких юристов С. Рахеля (1628-1691), выступавшего за то, чтобы рассматривать международное право в качестве отдельной, самостоятельной юридической науки, И. Текстора (1637-1701), делившего «право народов» на первичное (непосредственно диктуемое разумом) и вторичное (возникающее в виде обычая естественным путем)1. Позитивист- кои теории придерживались немецкие ученые: И. Мозер (1701- 1785), признававший только позитивное международное право и полагавший, что естественное право вообще не имеет значения для государств, так как его нормы не могут быть надлежащим образом выявлены и записаны, Г. фон Мартене (1756-1821 гг.), ограничивавший территориальную сферу действия международного права исключительно Европой и отрицавший его универсальный характер.

Представителями позитивистской школы были англичанин И. Вентам (1748-1832) - родоначальник теории утилитаризма и автор термина «международное право», считавший естественное право фикцией, швейцарец И. Блюнчли (1808-1881) - основатель Института международного права (1873), рассматривавший международное право в качестве мирового порядка, связывающего, хотя и различные, но, тем не менее лишь «цивилизованные» государства.

В конце XIX в. и в XX в. поборниками юридического позитивизма, часто называемого «неопозитивизмом», являлись такие известные юристы-международники, как немцы Ф. фон Лист (1851-1919) и Г. Трипель (1868-1946), англичанин Л. Оппенгейм (1858-1919), итальянец Д. Анцилотти (1867- 1950), американец австрийского происхождения Г. Кельзен (1881-1973) - автор так называемого «чистого учения о праве» и др.

Представители «гроцианской» школы международного права, как уже было отмечено выше, заняли промежуточную позицию между «естественниками» и «позитивистами». Их подход можно назвать компромиссным: они утверждали, что «право народов» проистекает как из природы, так и из воли государств, следовательно, и естественное, и позитивное (обычное и договорное) право одинаково важны и должны быть включены в международное право. По мнению основоположника данного научного направления Г. Гроция, право народов имеет двойственный характер, сочетая в себе оба начала: jus naturale и jus voluntarum. В частности, Г. Гроций придерживался мнения, что, с одной стороны, естественное право - это, собственно, и есть право, источником которого является разумная природа человека как социального существа, однако, с другой, позитивное право также является правом постольку, поскольку не противоречит разумной человеческой природе и естественному праву.

Одним из наиболее ярких представителей «гроцианской» международного права является известный швейцарский юрист и дипломат Э. де Ваттель (1714-1767), считающийся «отцом» доктрины равенства государств, их суверенитета и независимости, а также автором термина «право народов» -

В 1758 г. он опубликовал фундаментальный труд «Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов», в котором попытался обосновать особый, самостоятельный характер международно-правовой науки. В своей работе Э. де Ваттель делит «право народов» на три составные части (необходимое, добровольное и договорное), подробно анализирует правовую природу государств (наций), а также их взаимоотношения как в мирное, так и в военное время, исследует правовое положение дипломатических представительств, формулирует учение о гражданстве 2. Этот труд Э. де Ваттеля неоднократно переиздавался и на протяжении целого ряда десятилетий являлся настоящим бестселлером. Его постоянно цитировали, и на него опирались в своих научных изысканиях как современники автора, так и его последователи -- вплоть до конца XIX в. На эту работу неоднократно ссылался в своих решениях Верховный Суд США (последний раз - в 1887 г.).

Среди других представителей «гроцианской» школы международного права наибольшую известность получили немец X. Вольф (1679-1754) -- основоположник учения об основных правах и обязанностях государств, а также французы Ж.-Ж. Бурламаки (1694-1748) и А. Бонфис (1835-1897). В XX в. одним из сторонников данного научного направления являлся авторитетный английский юрист-международник, профессор Кембриджского университета и судья Международного Суда ООН, автор оригинальной идеи создания мировой федерации X. Лаутерпахт (1897-1960).

Помимо рассмотренных выше научных школ («естественники», «позитивисты», «гроцианцы») можно выделить еще одно направление в международно-правовой доктрине, сформировавшееся преимущественно в XIX в. Представители этого направления занимали особую позицию, придерживались специфических взглядов на природу и сущность международного права. Чаще всего это научное направление называют нигилистическим, несмотря на то, что его сторонники, по сути, находились на крайнем фланге позитивизма, в силу чего иногда именовались «крайними» или радикальными позитивистами.

«Нигилисты» отрицали юридическую силу международного права, признавая за последним лишь моральный авторитет. По их мнению, обязательная сила международного права абсолютно исключена по причине того, что является несовместимой с государственным суверенитетом. Соответственно нормы международного права, как они полагали, представляют собой исключительно моральные предписания, т.н. «правила мудрости».

Наиболее яркими представителями данного подхода были, в первую очередь, английский юрист Дж. Остин (1790-1859), положивший начало целому научному направлению, именуемому «остинианством», немецкие правоведы А. Лассон (1832- 1917) и братья Цорн.

Значительный вклад в развитие науки международного права внесли российские ученые-юристы дореволюционной эпохи. В их числе В.Ф. Малиновский (1765-1814), издавший в 1803 г. книгу «Рассуждения о мире и войне», в которой был предложен один из первых в истории проектов учреждения международной организации для обеспечения мира, Д. И. Каченовский (1827-1872), известный благодаря изданному им в 1863-1866 гг. «Курсу международного права», а также трудам, посвященным источникам («памятникам») международного права и международному морскому праву. Одним из первых обратил внимание на необходимость уважения и защиты прав человека В.А. Незабитовский (1824-1883). Российский ученый А.Н. Стоянов (1831--1907) в 1875 г. опубликовал фундаментальный труд «Очерки истории и догматики международного права», в котором основное внимание уделил исследованию способов решения международных конфликтов.

Вклад в развитие международного права внесли российские ученые Ф.Ф. Мартене (1845-1909), по праву считающийся отцом» международного гуманитарного права, JI.A. Камаров- ский (1846-1912), посвятивший свои основные работы (об универсальности международного права, о всемирной организации государств, о международном суде) упрочению международного мира, В.П. Даневский (1852-1898), предложивший механизм создания международного союза как высшего типа человеческого общежития.

Концепцию международной администрации, призванной обеспечивать международные общественные интересы, сформулировал и обосновал П.Е. Казанский (1866-1947).

М.А. Таубе (1869-1961) впервые озвучил идею необходимости добровольного самоограничения суверенной власти государств ради блага всего человеческого общества. Российкий ученый Н.Н. Голубев (1875-1949) снискал известность своими трудами, посвященными международному третейскому разбирательству, международным конгрессам и конференциям, а также международным административным комиссиям 1.

Среди представителей советской школы международного права наибольшую известность благодаря своим трудам получили такие авторитетные юристы-международники, как С.Б. Крылов (1888-1958), Е.Б. Пашуканис (1891-1937), Е.А. Коровин (1892-1964), В.М. Корецкий (1890-1984), Ф.И. Кожевников (1903-1998), Г.И. Тункин (1906-1993), А.Н. Талалаев (1928-2001), И.И. Лукашук (1926-2007) и др. Многие из них в разное время являлись судьями Международного Суда ООН, членами Постоянной палаты Третейского суда, а также Комиссии международного права ООН.

Основоположниками белорусской научной школы международного права являются известные ученые, профессора Белорусского государственного университета Ю.П. Бровка и Л.В. Павлова, подготовившие за последние несколько десятилетий более двух десятков кандидатов юридических наук в области международного права.

Наиболее значимыми научными трудами отечественных юристов-международников являются: «БССР на международной арене» (Ю.П. Бровка, 1964), «Международная правосубъектность БССР» (Ю.П. Бровка, 1967), «Ответственность государства за агрессию» (А.В. Орловский, 1969), «Борьба с международными преступлениями в международном уголовном праве» (И.В. Фисенко, 2000), «Имплементация норм международного права во внутригосударственное право» (JI.B. Павлова, Ю.П. Бровка, М.Ф. Чудаков, В.А. Фадеев, Е.Б. Леанович, А.И. Зыбайло, 2001), «ЮНЕСКО и права человека» (Л.В. Павлова, А.Е. Вашкевич, 2002), «Механизм имплементации международного гуманитарного права» (В.Ю. Калугин, 2003), «Меж- дународно-правовая регламентация интеграционных процессов Беларуси и России» (А.Л. Козик, 2007), «Соотношение международного и внутригосударственного права» (А.И. Зыбайло, 2007), «Правотворческая деятельность Содружества Независимых Государств» (И.А. Барковский, 2007), «Экономический Суд Содружества Независимых Государств - 15 лет» (Е.Ф. Довгань, А.Ш. Керимбаева, Л.В. Павлова, М.Г. Пронина, 2008), «Принцип невмешательства во внутренние дела государств: современные тенденции» (Е.Ф. Довгань, 2009) и др.

Однако ни Статут Лиги Наций, ни Парижский договор 1928 г. не содержали понятия агрессии, как и не предоставляли реальных гарантий безопасности участникам международного общения. В целом в деятельности Лиги Наций нашли отражение противоречивые тенденции отношений, сложившихся между побежденными и победителями в Первой мировой войне.

Развязавшие Вторую мировую войну фашистская Германия и ее союзники грубо нарушили нормы международного права. Сложившаяся в ходе войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению в том, что в основе послевоенного устройства мира должны быть такие начала, которые бы обеспечили государствам международно-правовые гарантии их безопасности.

Вопросы поддержания международного мира стали предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г.) и Крымской (1945 г.) конференциях руководителей трех союзных держав. В ходе конференций было признана необходимость создания новой всемирной организации, которая не должна быть похожей на Лигу Наций. Как предполагалось, в нее должны будут войти все суверенные государства, как большие, так и малые. Будущая организация должна быть наделена механизмами, необходимыми для поддержания мира и безопасности. Она должна олицетворять согласованные действия ее членов. На этих конференциях также обсуждался комплекс вопросов, касающихся ответственности Германии за нанесенный ею ущерб в ходе войны и ответственности нацистских военных преступников. Одна из центральных идей, прозвучавших на конференциях, состояла в необходимости создать международный порядок, основанный на принципах права и имеющий целью обеспечить мир, безопасность, свободу и всеобщее благосостояние человечества.

Принятый 24 октября 1945 г. Устав ООН, а также результаты ее деятельности, несмотря на имевшие место периоды конфронтации в ее стенах, свидетельствуют об огромном вкладе ООН в развитие современного международного права. Принципиально новым моментом стало закрепление в Уставе ООН положений, запрещающих агрессию и устанавливающих механизм санкций в отношении государства, допустившего подобные действия. Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН все члены организации взяли обязательство воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.

В Уставе ООН предусмотрены механизмы, позволяющие воздействовать на агрессора. Эти положения поставили вне закона практиковавшееся ранее государствами «право на войну». Запрет агрессивной войны привел к пересмотру содержания многих отраслей и институтов международного права, в частности норм об ответственности государств как субъектов международного права, об основаниях наказания преступников войны, о мирных средствах разрешения международных споров и др.

Не менее кардинальные изменения произошли в международном праве в результате закрепления в Уставе ООН нормы о праве народов на самоопределение. Более того, в названном документе было зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций и народностей, о развитии дружественных отношений между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Эти положения явились юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность. Ее обрели после окончания Второй мировой войны десятки народов Азии и Африки. Закрепление в Уставе ООН положения о праве народов на самоопределение оказало значительное влияние на ряд отраслей международного права, в частности на право международных договоров, на регулирование вопросов признания, правопреемства, территории в международном праве.

Система действующих международно-правовых норм, ушедшая далеко вперед от стандартов «классического» международного права XIX в., получила название «современное международное право». Эта система сложилась как целостное явление благодаря активной кодификации и прогрессивному развитию международного права. В результате кодификации международно-правовых норм и внедрения в практику международных отношений принципа сотрудничества государств центральное место в системе источников международного права постепенно занял международный договор.

1.6 Наука международного права и ее эволюция

Начало формирования научных представлений о правилах поведения, призванных регулировать взаимоотношения субъектов не в рамках отдельно взятого государства, а между различными участниками международного общения, чаще всего связывают с периодом конца Средневековья - началом Нового времени. «Возраст» науки международного права, объединяющей множество самых разнообразных по своей природе и предметной направленности учений, теорий, концепций, подходов, идей, насчитывает, по меньшей мере, несколько столетий.

Вместе с тем существовали и иные взгляды на периодизацию истории научного знания о международном праве. Так, например, известный русский ученый Н.А. Захаров в начале прошлого столетия выделял четыре основных этапа в развитии международно-правовой науки: подготовительный (до XVII в.), естественно-правовой (XVII в.), позитивистский (XVIII в.) и историко-правовой (XIX - начало XX вв.).

И все же, по нашему мнению, говорить о существовании в эпоху Древнего мира, как и в период Средневековья, науки международного права в ее современном понимании вряд ли уместно. Как совершенно справедливо отмечает А.А. Мережко, в доантичный период зачатки доктрины международного права существовали главным образом в форме мифологии, в период античности - в форме философии, а в эпоху Средневековья - в форме теологии, и только к началу XVII в. международно-правовая наука, наконец-то, обрела самостоятельность и независимость от теологии.

Предмет международно-правовой науки весьма обширен. Как отмечает профессор П.Н. Бирюков, данная наука занимается исследованием сущности и закономерностей развития норм международного права, изучением источников, в которых они зафиксированы, определением причин принятия тех или иных международно-правовых норм, их целевого назначения, особенностей, эффективности действие, характера взаимосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и др.) и внутригосударственным правом, выявлением сущности конкретных институтов и отраслей международного права, анализом их развития.

«Отцом» международно-правовой науки принято считать известного голландского юриста, философа и общественного деятеля Г. Гроция (1583-1645), являвшегося одним из основоположников теории естественного права. Широко известны такие его научные труды, как «Свободное море» (1609) и «О праве войны и мира» (1625). Последний из названных трудов, состоящий из трех книг, считается первым систематическим изложением действовавшего в тот период времени международного права. Помимо проблем морского права, а также вопросов войны и мира, в трудах Г. Гроция значительное внимание было уделено международным договорам, дипломатической практике государств, институту нейтралитета.

Следует отметить, что Г. Гроций, несмотря на указанный выше «отцовский» статус, оказался далеко не первым из тех, кто в своих философских размышлениях о судьбах мира затронул в том числе и международно-правовую проблематику. Различие, сохранявшееся между jus civile (нормы, создаваемые государством исключительно для себя) и jus gentium (правила, установленные среди всех людей всеми государствами и контролируемые последними), послужило основой для того, чтобы теологи и правовые мыслители Средневековья выдвинули идею о существовании универсального права, применимого ко всем государствам.

Среди предшественников Г. Гроция можно, в частности, назвать таких известных испанских профессоров теологии, как Виториа (1480-1546), работы которого касались международного права («Об индейцах» и «Право войны, созданное испанцами в борьбе с варварами») и Ф. Суарез (1548-1617), опубликовавшего в 1612 г. фундаментальный труд под названием «Трактат о законах и Боге как законодателе».

Еще один предшественник Г. Гроция - итальянский протестант А. Джентили (1552-1608), бежавший от религиозного преследования в Англию и ставший впоследствии профессором права в Оксфордском университете - также издал две трехтомные работы, получившие достаточно широкую известность: «Три книги о посольствах» (1585) и «Три книги о праве войны» (1598).

Именно в период жизни и творчества Г. Гроция были заложены основы формирования двух научных школ (направлений), представители которых расходились во взглядах на природу и сущность «права народов»: школы естественного международного права (естественно-правовое направление) и школы позитивного международного права (юридический позитивизм). В то же самое время начало формироваться третье, компромиссное научное направление (так называемая «гроцианская» школа), представители которого заняли промежуточную позицию между «естественниками» и «позитивистами».

Естественно-правовой подход (jus naturale) является наиболее древним, имеет давние исторические корни. Его сторонники, отрицая самостоятельный характер «права народов», рассматривали последнее в качестве составной части естественного (высшего) права, тесно связанного с религией. Источником «права народов» они считали законы природы (на более раннем этапе), а также человеческий разум (в более позднее время).

Учебные вопросы

· История науки международного права

· Методология науки международного права

Введение. Особой правовой системой в российской системе права является международное право. Его возникновение и развитие связано с возникновением государства. Оно возникло в период рабовладельческого строя и более известное, как право народов . Вместе с этим формировалась и методология науки международного права.

1. История науки международного права. Наука современного международного права ведет свое начало от работы Гроция «О праве войны и мира» (1625 г.), так как в ней была впервые дана совершенно законченная система международного права как самостоятельной отрасли науки права.

Его предтечей были труды Джентили (1552-1608), итальянского юриста, профессора гражданского права в Оксфорде. Он издал в 1585 г. свою работу «О посольствах», в 1588 в 1589 гг. «Размышления о праве войны» и в 1598 г. расширенную работу по тому же вопросу под заглавием «О праве войны, три книги» и др.

Книга Джентили «О праве войны», как указывает профессор Голланд, послужила образцом и канвой для первой и третьей книг гроциевой работы «О праве войны и мира».

Хотя Гроций многим обязан Джентили, его труд тем не менее имеет большое значение, и Гроций по праву носит титул отца международного права.

На основе сочетания идей естественного права и изучения действующего позитивного права он сформулированы три основных принципа: суверенности , международного сотрудничества и гуманизма.

Гроций считал, что источниками естественного права являются соглашения государств посредством договоров или молчаливо выраженные (обычаи), а также природа и Бог. Он подчеркивал существование особого рода “права народов”, происхождение которых имеет согласительный характер.

Современное международное право самим своим существованием особенно обязано теории естественного права. Гроций сделал решительный шаг к процессу секуляризации естественного права, эмансипировав его от чисто богословских учений.

Влияние Гроция в скором времени стало огромным и распространилосъ на всю Европу. Его книга выдержала более сорока пяти изданий; было также издано немало переводов ее.

Современное международное право наряду с Гроцием имеет еще одного, хотя и меньшего по значению, основоположника в лице англичанина Ричарда Зеча (1590-1660), профессора гражданского права в Оксфорде и судьи суда адмиралтейства.

Благодаря своей книге заслужил название второго основателя международного права. Книга Зёча появилась в 1650 г. под заглавием «Изложение права и суда фециалов, т. е. права народов, и относящихся к нему вопросов, которые касаются мира и войны между различными государями и народами и содержатся в исторических и юридических рассуждениях знающих людей ».

Эта небольшая книга была справедливо названа первым руководством по положительному международному праву. По мнению Зёча, международное обычное право составляет наиболее важную часть этого международного права, хотя, как дитя своего времени, он вовсе не отрицает существования и естественного международного права.

Следует отметить, что Зёч был первым, кто для обозначения этой новой отрасли права употребил термин Jus inter gentes (право между народами).

Заслуживает быть упомянутым также Лиолайн Дженкинс (1625-1684), преемник Зёча в должности судьи суда адмиралтейства. Его суждения, касавшиеся вопросов морского и в особенности призового права, имели громадное значение для развития морского международного права и в XVII и XVIII вв. вызвало к жизни три различные школы натуралистов, позитивистов и гроцианцев.

Натуралистами принято называть авторов, которые отрицают, что имеется какое-либо позитивное международное право, происходящее из обычая или международных договоров, и утверждают, что все международное право только часть естественного права. Главой натуралистов является Самуил Пуфендорф (1632-1694.

Из многих работ, написанных Пуфендорфом, для науки международного права имеют значение следующие три: «Элементы универсальной юриспруденции» (1666 г.), «Право естественное и право народов (1672 г.), «Об обязанностях человека и гражданина по естественному праву»(1673г.).

Отправляясь от утверждения Гоббса, что естественное право должно делиться на естественное право индивидуумов и государств и что второе и есть международное право, Пуфендорф добавляет, что вне этого международного естественного права не существует никакого добровольного или положительного международного права, которое имело бы силу действительного права.

Наиболее известным последователем Пуфендорфа был немецкий философ Христиан Томазий (16551728), который в 1688 г. издал свои «Институции права», а в 1705 г. «Основы права естественного и права народов».

Из английских натуралистов можно упомянуть о работах Фрэнсиса Хетчисона «Система нравственной философии» (1775 г.) и Томаса Ретерфорса «Институты естественного права», конспект курса лекций о Гроции, прочитанных в Кэмбриджском колледже св. Иоанна (2 тома, 1754-1756 гг.). Наконец, должны быть упомянуты Жан Барбейрак (1674-1744), французский ученый, переводчик и комментатор работ Гроция, Пуфендорфа и других, а также Жан-Жак Бурламаки (1694-1748), уроженец Женевы, написавший «Принципы естественного права и права народов».

Позитивисты являются антиподами натуралистов. К ним относятся все те авторы, которые в отличие от Гоббса и Пуфендорфа не только защищают существование права как результата обычая или международных договоров, но и считают, что оно важнее международного естественного права.

Из авторов XVII в. должны быть упомянуты немцы Рахель и Текстор . Рахель издал в 1676 г. две свои диссертации «О естественном праве и праве народов», где он определяет международное право как право, которому подчинено множество свободных государств и которое возникает путем молчаливого или положительно выраженного согласия этих государств. Текстор издал в 1630 г. свой «Обзор права народов». По его мнению, право народов основано на обычае и на специальных соглашениях.

Корнелиус ван Бэйнкерсгук (1673-1743), знаменитый голландский юрист приобрел известность тремя книгами, касающимися отдельных разделов международного права: в 1702 г. «О господстве над морем», «О правовом положении послов» и в 1737 г. «Две книги по вопросам публичного; права». Согласно Бэйнкерсгуку, основой международного права является общее согласие народов, находящее свое выражение либо в международном обычае, либо в международных договорах.

Иоган Якоб Мозер (1701-1785), немецкий профессор права, издал: «Принципы ныне применяемого в мирное время международного права» (1750 г.); «Принципы ныне применяемого в военное время международного права» (1752 г.); «Опыт новейшего европейского международного права в мирное и военное время» (1777-1780 гг.). В книгах Мозера собран огромный фактический материал, имеющий величайшее значение для положительного международного права.

Георг Фридрих фон Мартенс (1756-1821), профессор права Геттингенского университета, также издал много работ по международному праву. Наиболее важной из них является его «Очерк современного европейского международного права», вышедший в 1789 г. Он начал выпускать знаменитое собрание международных договоров, которое продолжается до наших дней.

Он главное внимание уделял положительному международному праву, которое строил исторически, на международном обычае и международных договорах.

Влияние Гроция было так велико, что большинство авторов XVII и XVIII вв. были гроцианцами, но европейскую известность приобрели только двое из них Вольф и Ваттель .

Христиан Вольф (1679-1754 гг.) считал, что основу международного общения составляет обязанность всех людей стремиться к совместному совершенствованию, что влечет за собой образование “союза” народов, который регулируется международным правом; Э.Ваттель (1714-1767 гг.), убеждал в том, что существует три общих закона международного отношений, основанных на естественном праве – 1) каждая нация должна содействовать счастью и совершенству остальных , 2) каждая нация должна иметь возможность мирно пользоваться той свободой, которую имеет от природы и 3) то, что дозволено одной нации (государству), дозволено и другой .

Большое влияние на развитие международного права оказала Великая Французская революция . Среди многочисленных актов революции выделялись “Предложение”, внесенное депутатом Вольнеем на заседании Национального собрания 18 мая 1790 г. и, особенно, непринятый проект Декларации международного права, представленный Конвенту аббатом Грегуаром 23 апреля 1795 г.

В Декларации Грегуара, в частности, содержались положения о том, что

- “народы находятся между собой в естественном состоянии, связывает их всеобщая мораль” (ст. 1);

- “народы взаимно независимы и суверенны...” (ст.6);

- “народ должен действовать в отношении других так, как он хочет, чтобы другие действовали в отношении него...” (ст.3);

- “народы должны в состоянии мира делать друг другу как можно больше добра, а в состоянии войны - как можно меньше зла” (ст.4 - цитата из Монтескье);

- “народ не имеет права вмешиваться в дела других (народов)” (ст.7) и др.

Документы революции закрепили принцип народного суверенитета, провозглашали “неотъемлемое право каждой нации - жить изолированно, если ей это нравится, или соединиться с другими нациями, если они того желают для общего блага».

Неоспоримым был вклад Французской революции в обоснование таких институтов международного права, как права человека , принципа ведения войны исключительно в оборонительных целях и т.д. Кроме того, в Конституции 1795 г. содержалась формула “Договоры должны соблюдаться”, что являлось свидетельством рассмотрения международных договоров как актов юридических.

XIX в. принес новые формы юридической практики в международных отношениях, которые осуществлялись прежде всего на Венском (1814-1815 гг.), Парижском (1856 г.), Берлинском (1878 г.), а также Гаагских мирных конференциях.

На Венском конгрессе возникли некоторые институту международного права, которые затем просуществовали многие годы: значительное внимание было уделено вопросам образования новых государств, “вольных городов” (Краков), статусу постоянного нейтралитета.

Парижский конгресс 1856 г. в заключительной декларации сформулировал важные положения относительно начал морского международного права (отмену каперства, запрещение захвата нейтрального груза под неприятельским флагом и т.д.). Кроме того был конкретизирован режим свободного судоходства по международным рекам: Рейн, Дунай, Эльба - в Европе; Миссисипи и Св.Лаврентия - в Америке, Конго и Нигер - в Африке.

Берлинский конгресс 1878 г. сыграл более важное значение во внешнеполитической и дипломатической области, чем в области международного права, тем не менее принес новое подтверждение практики коллективного признания независимости (Сербии, Черногории, Румынии).

Важное значение для становления принципа мирного разрешения споров и международного гуманитарного права имели две Гаагские мирные конференции 1899 г. и 1906-1907 гг. На них были приняты 13 конвенций, которые касались следующих групп вопросов - правового регулирования мирного разрешения споров, порядка открытия военных действий, правового регулирования сухопутной войны и правила ведения войны на море.

В конвенциях учреждалась Постоянная палата третейского суда; утверждалось, что вооруженная сила не может использоваться для истребования договорных долгов, военные действия не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения; проводилось разграничение комбатантов и некомбатантов; определялось право население на вооруженное сопротивление во время войны; запрещалось использование ядов, оружия и веществ, способных причинить излишние страдания; запрещение во время оккупации конфисковывать частную собственность.

Существенным был вклад Гаагских конференций в развитие международного морского права (8 конвенций). Впоследствии их решения были развиты в заключениях Лондонской морской конференции 1908-1909 гг.

В классический период международное право переживает значительное развитие. Идеи естественного права отходят на второй план и к 30-м годам XIX в. практически полностью утрачивают свои былые позиции. В период “междуцарствия”, когда позитивизм не победил еще окончательно, а естественное право еще окончательно не сошло на нет, наука международного права подверглось сильному влиянию философии Гегеля , для которого международное право представляло лишь внешнее государственное право.

Одним из первых юристов-последователей гегельянства был немецкий ученый А.-В.Гефтер , труд которого “Европейское международное право” выдержал на протяжении полувека восемь изданий.

По его убеждению общественное мнение есть “единственный регулятор” международного права, а его высший судья - “история, которая своим безапелляционным приговором утверждает право и, подобно Немезиде, карает его нарушение”.

В позитивизме выделялось два направления - англо-американское и континентальное западноевропейское . Классическим представителем первого и его основателем был Д.Кент , труд которого “Комментарии на американское право” увидел свет в 1836 г.

Он и его американские последователи (Ч.Хайд, Г.Уитон, Т.Д.Вулси, Г.В.Халлек, Г.Г.Вильсон ) рассматривали международное право как процесс его практического применения одним или рядом государств.

В Англии это направление в середине века развивали Р.Филимор, В.Э.Холл, Т.Д.Лауренс, Л.Оппенгейм .

Большинство англо-американских юристов-международников оказались под прямым или косвенным влиянием аналитической юриспруденции Джона Остина , для которого характерным было рассмотрение права как данного реального факта, не нуждающегося ни в оправдании и даже обосновании, ни в оценке.

Европейски позитивизм был представлен преимущественно учеными-немцами. Его исходные теоретические положения были обоснованы в трудах К.Бергбома, П.Лабанда и А.Эсмена . У них на первый план выступали влияние рецепции римского права и свойственное ему деление юридических институтов на “лица”, “вещи” и “действия”.

Иногда позитивизм дополнялся некоторыми политическими или моральными соображениями. Примером этого могут служить труды И.К.Блюнчли “Современное международное право цивилизованных государств, изложенное в виде кодекса” (1868 г.) и Ф. фон Листа “Международное право в систематическом изложении”.

Первый исходил из того, что “международное право есть признанный порядок, связывающий различные государства в одно общечеловеческое юридическое существо и обеспечивающий за подданными этих государств равную защиту их прав - общечеловеческих и частных”.

Второй полагал, что пределы международного права “ограничиваются общим правовым убеждением, которое покоится на общности культуры и интересов”, так как межгосударственное общение есть прежде всего “общение культурное”.

Своеобразным завершением европейского позитивизма стал четырехтомный курс международного права, написанный коллективом под руководством Ф. фон Гольцендорфа - “Руководство по международному праву”.

В середине XIX в. в Италии возникла “национальная школа ”, наиболее ярким представителем которой был П.С.Манчини , считавший, что каждая нация имеет право на самостоятельное государственное существование.

В конце века возникло негативистское направление , которое по существу отрицало международное право как таковое на основе произвольно толкуемого учения Гегеля о внешнем государственном праве. Видными представителями его были А.Лассон , братья Филипп и Альберт Цорн .

В своей книге “Принципы и будущее международного права” (1872 г.) Лассон пишет, что государства не могут быть подчинены единому “правовому закону”, так как это противоречит их жизненному принципу и свободе. В соответствии с этим, война - высший судья, “она приходит, как гроза, которая успокаивает напряжение стихии, очищает воздух, оплодотворяет землю”(“Система философии права”).

Братья Цорн были уверены в том, что международное право - вообще не право, а мораль.

В XIX в. международное право достаточно плодотворно развивалось и в России . Среди представителей теории естественного прав следует отметить Л.А Камаровского , перу которого принадлежит обоснование утопичности идеи “вечного мира”.

Другим видным представителем естественно-правового направления был М.Н.Капустин . По его мнению, “международные отношения во всех своих видах могут получить характер определенности и, следовательно, творческое значение лишь под условием права и нравственности.”

Среди русских позитивистом следует назвать прежде всего Т.Ф.Степанова, Д.И.Каченовского, В.А.Незабитовского , однако наибольшей глубиной и многогранностью отличались идеи Ф.Ф.Мартенса , написавшего двухтомный курс международного права и издавшего 15-томное “Собрание трактатов, заключенных Россией с иностранными государствами”.

Вывод Мартенса о сущности международного права был таков: “ Совокупность юридических норм, определяющих осуществление идеи международного общения, составляет право международного общения; это и есть международное право”.

Бурное второе десятилетие XX века принесло колоссальные изменения в практику международного общения, а вместе с ними - и совершенствование международного права. Изменилось соотношение сил в мире, рухнули крупнейшие империи, а первая в истории человечества мировая война унесла 10 млн. человек. Необходим был новый мировой правопорядок, котором присутствовали бы новые механизмы недопущения общечеловеческих катастроф.

В российском послеоктябрьском Декрете о мире 1917 г. (В.И. Ленин ) были сформулированы общедемократические справедливые принципы международных отношений и международного права. Грабительские войны были объявлены величайшим преступлением против человечества, выдвигалось требование ликвидации колониальных отношений, провозглашалось право наций на самоопределение, как противоправное деяние рассматривалась аннексия, или захват чужих земель, отвергались основные аргументы, при помощи которых обосновывалась законность колониальных захватов (давность владения, уровень развития страны и т.д.), объявлялись безусловно и немедленно отмененным содержание ранее заключенных международных договоров в той мере, в какой они нарушали права и законные интересы других государств.

Декрет о мире был революцией в понимании международного правопорядка в той мере в какой были ею события породившие этот документ.

Другой реакцией на изменившиеся условия в мире были 14 пунктов Президента США В.Вильсона 1919 г. Их содержание сводилось к следующему: свобода международной торговли, сокращение вооружений, передел колоний и территориальные проблемы Европы, создание союза наций в целях взаимной гарантии независимости государств.

Послевоенный мировой порядок нашел свое отражение в Версальской системе договоров 1919 г. Антанты с побежденной Германией и ее союзниками и дополненный впоследствии Вашингтонской системой договоров по морскому праву.

В целом возобладал старый подход к регулированию международных вопросов: приоритетным стал принцип удовлетворения внешнеполитических амбиций победителей, максимального ослабления Германии, передел колониальных владений и попытка перелицовки отношений метрополии с колонии под прикрытием санкционированной Лигой Наций мандатной системы.

Это означало, что право войны, право сильного оставалось по-прежнему не изжитым, а сама Версальско-Вашингтонская система таила в себе зерна нового мирового военного конфликта. Тем более, что из этой системы было исключено первое социалистическое государство.

Реализацией послевоенных стремлений народов к созданию справедливого, основанного на праве мирового порядка стало учреждение первой всеобщей политической организации - Лиги Наций .

В преамбуле ее Статута говорилось: “...для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности важно принять некоторые обязательства не прибегать к войне, поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств, установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые Договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов...”.

В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата международного правосудия - первый постоянный международный суд.

Период между двумя мировыми войнами изобиловал интенсивными международными официальными контактами как в двусторонней, так и в многосторонней формах. Продолжала вестись политика двойных стандартов. Западные державы, провозгласившие приверженность принципам международного права, на деле проводили курс на умиротворение возродившегося агрессора - нацистской Германии, надеясь на то, что он повернет штыки против казавшегося более опасным “коммунистического” Советского Союза.

СССР, выступавший за всеобщее и полное разоружение, за четкое определение агрессии, призывал к открытой справедливой политике на международной арене, но услышан не был.

Важное значение имел Парижский пакт об отказе от войны как орудия национальной политики 1928 г. (пакт Бриана - Келлога), в котором война допустима лишь в качестве инструмента реализации общей цели государств, запрещалась агрессия и т.д. Однако в тогдашних условиях его правовые последствия были незначительны и он остался декларацией.

Характерной чертой тридцатых годов стало нарушение международно-правового принципа “Договоры должны выполняться”. Причем в этом смысле последователен был не только агрессор Германия, но и другие государства. Как результат - потребовалась еще одна мировая война, унесшая уже 50 млн. человеческих жизней, чтобы мировое сообщество смогло понять, что в его интересах является не только декларация международно-правовых принципов и правил поведения, но и их неуклонное и обязательное исполнение.

Тенденция к осознанию ошибок началось с началом войны, о чем свидетельствовали союзнические конференции 1942-1945 гг. Итогом поисков выхода из создавшегося положения стало решение о создании Организации Объединенных Наций, Устав которой был принят в июне 1945 г. на конференции в Сан-Франциско. С этого момента берет начало современное международное право.

В XX в. на позиции позитивизма в доктрине международного права стали наступать новые или обновленные теории. Позитивизм продолжали развивать сторонники так называемой теории “слияния воль” - Ч.Ч.Хайд, К.Штрупп, Ш.Руссо и,особенно, С.Сефериадес , заявивший: “По нашему мнения, международное право целиком имеет своим основанием не индивидуальную суверенную волю государств...а воли государств как совпадающие воли, которые, будучи объединены, не могут быть разъединены... Это объединение воль создает высшую волю...”.

В первой половине века на международное право начал оказывать серьезное влияние нормативизм , основателем которого в данной правовой дисциплине справедливо считают Г.Кельзена . Он пришел к выводу, что “основой обязательности норм может быть только норма” , а не “слияние воль”.

Такой нормой для него применительно к международному праву как и для других сторонников данного направления (Д.Анцилотти, П.Гуггенгейм ) стал принцип обязательности соблюдения договоров.

В середине века произошло возрождение естественно-правовой доктрины в его религиозной интерпретации (Л.Лефюр, Р.Лаун, Г.Коинг, А.Фердросс ).

Советская наука международного права в рассматриваемый период отличалась, подобно другим наукам в СССР, крайней или умеренной революционностью и довольно жестким следованием идеологическим требованиям марксизма-ленинизма (а впоследствии - и сталинизма).

Советскую доктрину международного права в противопоставлении с “буржуазным” правом разрабатывали в 20-30-е гг. В.Э.Грабарь, Ю.В.Ключников, С.Б.Крылов, А.М.Ладыженский, А.В.Сабанин . Общим для всех них являлась приверженность к теоретическому монизму .

Определенным итогом развития науки международного права в СССР к середине 30-х гг. стали “Очерки по международному праву” (1935 г.), принадлежавшие перу Е.Пашуканиса , одной из основополагающих мыслей которой было: “...Международное право в эпоху общего кризиса капитализма становится одной из форм, в которой протекает борьба двух систем.”

Такова история международного права. Развитие современного права - проблема, которая раскрывается при анализе отдельных институтов данной правовой системы.

2. Методология науки международного права. Международное право как отрасль юридической науки представляет собой систему научных знаний о международном праве как системе права, закономерностях его становлении, развитии и функционировании, принципах и особенностях правового регулирования межгосударственных отношений, нормативно-правовой основе и организационно-правовом механизме международного сотрудничества, основных институтах и отраслях международного права, особенностях взаимодействия международно-правовой системы и правовых систем государств, юридической ответственности за международные правонарушения и др .

Международное право как научная система внутренне дифференцировано на нормы, принципы, институты и отрасли.

Наука международного права, как и каждая наука, для познания и изучения своего предмета и получения научных результатов использует различные научные приемы, способы и подходы, совокупность которых и составляют метод исследования.

Методы науки международного права тесно связаны с ее предметом. Если предмет науки определяет, что изучает данная наука, то метод науки показывает, как исследуется данный предмет, с помощью каких научных приемов и средств получается научный результат.

общенаучные , так и специальные методы познания своего предмета.

Нашей современной отечественной науке международного права присуща ориентация на материалистический и диалектический подходы к изучению правовых явлений. Согласно материалистическому методу, глубинные, сущностные стороны международно-правовой действительности предопределяются в конечном счете экономической основой международных отношений. Материалистический подход позволяет проследить связь международного права с реальными международными процессами.

Диалектический метод позволяет на основе использования наиболее общих законов бытия и сознания устанавливать закономерности в возникновении и развитии международно-правовых процессов и явлений. К общим законам диалектики относятся:

- переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, регулирующих все новые сферы международных отношений, привело к делению международного права на общую и особенную части, на формирование отдельных отраслей);

- закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей субъектов, увеличение количества суверенных государств и формирование интеграционных межгосударственных объединений с передачей им государствами части своих суверенных прав);

- закон отрицания отрицания , устанавливающий поступательность всякого развития, выражающий как закономерность и неодолимость нового в развитии, так и повторение пройденных ступеней и форм развития на новом, более высоком уровне (в международном праве повсеместно присутствуют элементы прошлого и зародыши нового).

Международно-правовая наука активно применяет также метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.

Так, процесс познания организационно-правовых форм сотрудничества государств может двигаться от абстракции «международные организации» к ее видам – универсальным и региональным организациям, а затем к их разновидностям: политическим, экономическим, финансовым, морским и т.д. При движении мысли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить случаи и особенности международной противоправной торговли ядерными материалами или детьми, а затем сформулировать общие (абстрактные) понятия данных правонарушений.

Поскольку современные ученые воспринимают международное право не в статике, как нечто раз и навсегда данное и неизменное, а как постоянно изменяющееся явление, отражающее прогрессивное развитие и динамизм самих межгосударственных отношений, это обусловливает применение при познании международно-правовых явлений исторического метода.

На вооружении международного права находится и системный метод познания. Международное право по своей сути, по структуре - сложное, системное явление, выступающее как целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых и обеспечивает его функционирование. Поэтому при исследовании конкретных вопросов всегда нужно учитывать все вертикальные и горизонтальные связи исследуемого объекта.

Специальные методы исследования представляют такие приемы и способы решения научной задачи, которые выработаны самой правовой наукой и используются в основном в пределах юридических наук.

При исследовании международного права применяется традиционный для юридической науки формально-юридический метод (использование формальной определенности права и правил юридической техники при анализе источников права, внутреннего строения права и его норм, систематизации нормативного материала и т.п. помогает описать и классифицировать различные международно-правовые явления, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы).

В последние годы все более востребованным становится метод сравнительно-правового анализа . Данный метод основывается на последовательном изучении и сопоставлении определенного числа сходных объектов (анализ компетенции органов разных международных организаций, механизмов защиты прав человека в правовых системах различных регионов, выполнения разными государствами обязательств по конкретному международному договору и т.п.).

Вместе с тем в науке международного права широко используются и частно-научные методы познания , которые представляют комплекс однородных приемов, выражающих своеобразие конкретного изучения международно-правовых явлений. К ним относятся метод конкретно-социологических исследований, статистический метод, метод комплексного исследования.

С помощью конкретно-социологического метода исследования можно выявить степень эффективности функционирования различных правовых норм или организационных форм, состояние международного правопорядка. Метод конкретно-социологических исследований включает в себя ряд приемов: анализ статистических данных; обобщение официальных сообщений и документов различного рода, архивных данных; обобщение судебной практики и т.п.

В юридической научной литературе приводятся и другие специальные методы, используемые в правовой теории. Такие, например, как методы правового моделирования, методы правового экспериментирования, методы толкования права .

В частности, методы толкования права предназначены для раскрытия содержания норм права, выявления воли субъектов международного права, выраженной в правовых установлениях. С помощью грамматического, логического, систематического, историко-правового, специально-юридического и иных приемов толкования права устанавливается содержание нормы права и условия, при которых эта норма действует.

Таким образом, международное право является самостоятельной отраслью юридической науки. Основы современного международного права были заложены в XVII веке.

Наука международного права использует как общенаучные , так и специальные методы познания своего предмета.

10 апреля 1583г. (428 лет назад) в дворянской семье голландского города Делфт родился один из будущих величайших юристов в истории и основоположник международного права - Гуго Гроций.

Уже с детства Гроций проявлял феноменальные способности. В 11 лет он поступил в Лейденский университет, который считался одним из лучших в Европе, а, спустя 5 лет, получил степень и занялся адвокатской практикой. Однако интересы молодого человека отнюдь не ограничивались юриспруденцией. Будучи еще подростком, Гроций опубликовал свою первую книгу, в которой собрал собственные комментарии на «Сатирикон» античного мыслителя и педагога Марциана Капеллы (не путать с «Сатириконом» Петрония, который лег в основу одноименного фильма Федерико Феллини), а в 18 лет - стал официальным историографом Голландского государства. Молодого человека также ужасно занимали религиозные споры пост-реформационной Европы, в которых он принимал активное участие и даже посвятил им несколько апологетических трактатов. Но его страстью и работой, все же, оставалась юриспруденция.

Рукописная страница
сочинения Гроция О жителях
Индии (приблизительно
1604-1605гг.)

Благодаря широким политическим и дипломатическим связям, Гуго Гроций прекрасно понимал те сложные межгосударственные отношения, которые приводили к постоянным конфликтам в Европе. Пустив в ход свой богатый юридический опыт, он предложил собственное решение проблем. В своих трудах Гроций впервые в мировой практике начал разработку основ и принципов международного права.

Свои размышления по вопросам права, и не только международного, Гроций изложил в 2 трудах: «О жителях Индии» («De Indis»), в одной из глав которого («Mare Liberum» - Свободное море) предложил свой вариант установления морских границ, и «О праве войны и мира» («De iure belli ac pacis»).

К созданию первого трактата Гроция подтолкнул вероломный захват голландскими военными португальского корабля «Санта Катарина», на борту которого был обнаружен уникальный груз - китайский фарфор. Даже несмотря на официальное состояние войны между Соединенными провинциями и Габсбургами, в состав империи которых входила Португалия, захват судна вызвал международный скандал. С одной стороны, часть членов Голландской Ост-Индской кампании, равно как и правительство, выступали против нападения, которое в действительности не имело политического подтекста и было лишь личным решением командира голландского корабля. С другой стороны, в мировой практике не существовало соответствующих законов, кодифицировавших морскую торговлю и

Титульный лист главного
труда Гуго Гроция О праве
войны и мира

взаимоотношения между морскими державами. Для разрешения сложившейся ситуации и с учетом международной напряженности голландское правительство обратилось к Гуго Гроцию.

Для разрешения спора Гроций прибегнул к теории «естественного права», основы которого, по его мнению, португальцы нарушили своей несправедливой узурпацией власти на Востоке. Главным разделом его трактата стала глава о «свободном море». В ней он вывел положение о том, что водное пространство является общей территорией для всего международного сообщества, а потому морской торговлей могут заниматься все державы. Такой хитрой юридической уловкой о статусе морей Гроций стремился оправдать действия голландских моряков. Однако это была лишь первая попытка разобраться в сложных международных отношениях. Дальнейшее их изучение вылилось в фундаментальное сочинение «О праве войны и мира».

Хотя Гроций много лет был юридическим рупором борьбы с Испанией, большинство своих идей он позаимствовал именно из естественного права и трудов католических испанских мыслителей XVI столетия. Однако Гуго Гроций создал современный синтез этих теорий, что сыграло решающую роль в становлении «нового» естественного права. Он первым попытался вывести его из сферы богословских спекуляций и направить в политическое и общественное русло.

Гроций определил примат человеческой личности в общественной жизни и установил различие между «правом» и «законом», которые до него никак не различались. Теперь же под «правом» понималось прирожденное право индивида, которое должно стать основой и опорой любого законодательства. Более того, Гроция считал, что сообщество людей имеет полное право само выбирать форму правления и границы действий верховной власти. «Народ может выбирать любой вид правления, ибо тот или иной правопорядок следует оценивать не с точки зрения преимуществ его формы, а с точки зрения осуществления воли людей». Несмотря на существование подобных идей в прошлом, закрепление принципа Гроция имело совершенно революционный характер.

Гроций, бывший непосредственным свидетелем войны между Нидерландами и

Статуя Гуго Гроция в его
родном городе Делфте
(Голландия)

Испанией, пытался истолковать с юридической точки зрения понятия войны и мира. По его мнению, понятие о том, что война противоречит естественному праву, ошибочно, хотя она и является несомненным злом. Для него принципиально важным стал термин «справедливая война».

Еще раньше существовало мнение о том, что войны не всегда одинаковы. Справедливыми войнами традиционно считались крестовые походы, которые организовывались под предлогом борьбы за веру. Гроций, как человек более практичный и рациональный, считал «справедливыми» - оборонительные войны, в ходе которых одна из сторон стремится защитить целостность своего государства и имущество его граждан. Любые же попытки захвата - несправедливы. Тем не менее, полагал Гроций, всякие «войны ведутся для заключения мира», чтобы впоследствии уже по мирному договору определить ущерб или приобретения каждой из сторон; и только мир, а не война, могут их юридически оформить. Поэтому мир в системе Гроция становится не концом войны, а ее целью.

Любопытно, но в этом миротворческом контексте Гроций предстает едва ли не основоположником пацифизма. Однако большинство из его нововведений раз и навсегда изменили историю права, а вместе с тем жизнь и статус западного человека.