• 7. Принципы экологического права.
  • 8. Экологическое право как отрасль науки, отрасль права и учебная дисциплина.
  • 10. Конституционные основы экологического права.
  • 11. Характеристика фз «об охране окружающей среды».
  • 12. Понятие и функции объектов экологического права.
  • 12. Понятие, содержание и формы собственности на природные ресурсы и объекты.
  • 14. Экологические права и обязанности граждан.
  • 15. Права и обязанности юридических лиц в области охраны окружающей среды.
  • 16. Право природопользования.
  • 17. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 18. Виды органов общей компетенции с сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 19. Специальные органы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 20. Правовой механизм охраны окружающей среды.
  • 21. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (экономический механизм).
  • 22. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 23. Экономическое стимулирование.
  • 24. Экологическое страхование.
  • 25. Экологическая сертификация.
  • 26. Экологический аудит.
  • 27. Понятие, значение и классификация экологических нормативов.
  • 28. Нормативы качества окружающей среды.
  • 29. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
  • 30. Экологическое лицензирование.
  • 31. Понятие, задачи и система экологического контроля (надзора).
  • 32. Государственный экологический контроль.
  • 33. Производственный экологический контроль.
  • 34. Общественный экологический контроль.
  • 35. Государственная экологическая экспертиза.
  • 36. Общественная экологическая экспертиза.
  • 37. Экологический мониторинг.
  • 38. Понятие экологической информации.
  • 40. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 41. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 42. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
  • 43. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за экологические правонарушения.
  • 44. Понятие и значение экологических требований к различным видам хозяйственной и иной деятельности.
  • 45. Экологические требования при мелиорации земель, использовании мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.
  • 46. Экологические требования в области химизации с/х.
  • 47. Экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности.
  • 48. Экологические требования к обращения с опасными веществами.
  • 49. Обращение с отходами производства и потребления.
  • 2. Запрещаются:
  • 50. Экологические требования в энергетике.
  • 51. Понятие и правовая охрана земель.
  • 1.Рациональная организация земель включает:
  • 52. Правовая охрана недр.
  • 53. Охрана недр континентального шельфа и захоронение отходов в нём.
  • 54. Правовая охрана и защита лесов.
  • 55. Правовое регулирование водных отношений.
  • 56. Цели, виды и способы водопользования. Ограничения использования водных объектов. Природоохранные требования при водопользовании. Водоохранные зоны.
  • 57. Понятие и принципы правовой охраны животного мира.
  • 58. Право пользования животным миром.
  • 59. Охрана животного мира. (см. Текст в предыдущей редакции)
  • 59. Правовые меры защиты атмосферного воздуха.
  • 60. Особенности мониторинга атмосферного воздуха.
  • 61. Охрана озонового слоя Земли.
  • 62. Понятие особо охраняемых природных территорий и объектов.
  • 64. Государственные природные заповедники и национальные парки.
  • 65. Природные парки и государственные заказники.
  • 66. Памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
  • 67. Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
  • 68. Красная книга.
  • 69. Чрезвычайные ситуации и зоны экологического бедствия.
  • 72. Принципы международно-правового сотрудничества в области охраны окружающей среды.
  • 73. Международные орг-ии, участвующие в охране окружающей среды.
  • 60. Особенности мониторинга атмосферного воздуха.

    Статья 23. Мониторинг атмосферного воздуха

    1. В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    2. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    3. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.

    Постановление Правительства от 2013г. №477 «О гос мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды». Государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием атмосферного воздуха.

    Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

    При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее - локальные системы наблюдений).

    5. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, при осуществлении государственного мониторинга обеспечивает:

    а) проведение наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценку происходящих в ней изменений, а также прогнозирование следующих опасных явлений и факторов:

    опасные природные явления, приводящие к стихийным бедствиям;

    неблагоприятные природные условия для отдельных направлений хозяйственной деятельности;

    химическое, радиоактивное и тепловое загрязнение, физические, химические и биологические (для поверхностных водных объектов) процессы;

    изменение компонентов природной среды, приводящее в том числе к изменению климата;

    б) предоставление органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления сведений (данных) о фактическом состоянии окружающей среды, а также информации о происходящих и прогнозируемых изменениях в ее состоянии;

    в) предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям, входящим в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативной фактической и прогностической информации о состоянии окружающей среды в целях обеспечения безопасности населения и снижения ущерба экономике от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    г) предоставление органам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информации о состоянии окружающей среды для решения задач социально-гигиенического мониторинга;

    д) предоставление специально уполномоченным государственным органам Российской Федерации в области охраны окружающей среды информации для комплексного анализа и оценки состояния окружающей среды и использования природных ресурсов;

    е) предоставление заинтересованным организациям и населению текущей и экстренной информации об изменении окружающей среды, предупреждений и прогнозов ее состояния;

    ж) организацию согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и локальных систем наблюдения с целью обеспечения необходимой полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды, а также сопоставимость этой информации на всей территории страны, оптимизацию использования наземных, авиационных и космических систем наблюдений;

    з) организацию согласованного функционирования государственной системы наблюдений с аналогичными международными системами.

    Лекция

    Экологический мониторинг Саратовской области

    Основные экологические проблемы Саратовской области

    Загрязнение атмосферного воздуха промышленными и автомобильными выбросами является главной экологической проблемой Саратовской области:

    На качество атмосферного воздуха на территории Саратовской области оказывают влияние выбросы более 400 наименований загрязняющих веществ различных классов опасности, поступающие в окружающую среду от стационарных и передвижных источников. Общая масса загрязняющих веществ, поступающих ежегодно в атмосферу, составляет более 400,0 тыс. тонн.В подавляющем большинстве источники выбросов сосредоточены в промышленных центрах области.

    Более 50% от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу приходится на долю автомобильного транспорта.

    Сброс загрязняющих веществ техногенного и биогенного происхождения в поверхностные водные объекты, служащие основными источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения для 80 % населения области – другая немаловажная проблема. Загрязнение водных объектов происходит в результате сброса неочищенных сточных вод. Ежегодно от предприятий области в водные объекты поступает со сточными водами более 100,0 тыс. т загрязняющих веществ более 20 наименований всех классов опасности.

    Ухудшение состояния земельных ресурсов играет отрицательную роль вразвитии экономики Саратовской области. Снижение плодородия почв проявляется в уменьшении содержания в почвах гумуса и основных элементов питания (азота, фосфора и калия).

    Увеличиваются площади кислых почв и солонцов, в последнее время заметно активизировались процессы эрозии и опустынивания земель.

    Загрязнение почв вокруг промышленных центров области происходит в основном под воздействием выбросов вредных химических соединений промышленными предприятиями и транспортом. Интенсивным источником загрязнения почв являются несанкционированные свалки промышленных и бытовых отходов.

    Ежегодно в области увеличивается общее количество образующихся промышленных и бытовых отходов , что обусловлено ростом промышленного производства на предприятиях и изменением структуры и состава твердых бытовых отходов (ТБО). На предприятиях области накоплено более 40 млн. т отходов производства и потребления различных классов опасности, из них более 90% составляет фосфогипс (отход производства фосфорной кислоты, накопленный на территории ООО «Балаковские минеральные удобрения»).

    В области ежегодно образуется более 4 млн. м 3 твердых бытовых отходов, которые вывозятся для захоронения на полигоны и свалки ТБО. Подавляющее большинство существующих в населенных пунктах области объектов размещения отходов не обеспечивает их полную изоляцию и защиту окружающей среды, не отвечает санитарным требованиям. Это влечет за собой значитель­ную эпидемиологическую опасность, нарушение природного ландшафта, загрязнение почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха.

    Площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения составляет 0,67 % от площади области, а общая площадь ООПТ, включая территории федерального, регионального и местного значения, составляет 139,5 тыс. га, или 1,39 % от общей площади области. Несмотря на то, что за последний годы эта площадь увеличилась более чем в 2,5 раза, данный показатель значительно отличается от среднего по Приволжскому федеральному округу (6,3 %).

    Мониторинг атмосферного воздуха

    Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории Саратовской области проводятся Федеральным государственным бюджетным учреждением «Саратовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ «Саратовский ЦГМС»).

    Загрязнение атмосферного воздуха определяется по значениям концентраций примесей. Степень загрязнения оценивается при сравнении фактических концентраций с предельно допустимой концентрацией примеси в атмосферном воздухе (ПДК).

    Высокое загрязнение (ВЗ) атмосферного воздуха – содержание одного или нескольких веществ, превышающее максимальную разовую ПДК в 10 и более раз.

    Экстремально высокое загрязнение (ЭВЗ) – содержание одного или нескольких веществ, превышающее максимальную разовую ПДК:

    В 20-29 раз при сохранении этого уровня более двух суток;

    В 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;

    В 50 и более раз.

    Уровень загрязнения атмосферного воздуха города диоксидом серы низкий. Среднегодовая и максимально разовая концентрации значительно ниже ПДК.

    Среднегодовая концентрация диоксида азота сохранилась на уровне 1,0 ПДК. Наиболее загрязнен данной примесью атмосферный воздух в районе ПНЗ-8, который расположен в непосредственной близи от пересечения автомагистралей с очень интенсивным движением грузового и пассажирского автотранспорта. Среднегодовая концентрация примеси на посту составила 1,8 ПДК, максимальная разовая концентрация 4,1 ПДК зафиксирована в сентябре при штилевой погоде.

    Уровень загрязнения атмосферного воздуха оксидом азота низкий. Значение среднегодовой концентрации соответствовало 0,4 ПДК.

    Запыленность города осталась на уровне прошлого года. Среднегодовая концентрация составила 0,5 ПДК. Рост концентраций наблюдался с апреля по октябрь, когда преобладала сухая, ветреная погода с высоким температурным режимом и дефицитом осадков. В течение этого периода было зафиксировано 54 дня с неблагоприятными метеорологическими условиями (НМУ). Среднемесячные концентрации примеси в этот период в целом по городу составляли от 0,5 до 1,6 ПДК.

    Среднегодовая концентрация примеси оксида углерода на уровне 0,6 ПДК. В большей степени загрязнен примесью район расположения ПНЗ-8, именно здесь зафиксировано наибольшее число случаев превышения допустимых нормативов (в 1,6 % пробах воздуха, тогда как в целом по городу – в 0,5 %).

    Определение примеси формальдегида проводится на всех постах города. Уровень загрязнения атмосферного воздуха незначительно снизился по сравнению с предыдущим годом, но остается достаточно высоким. Среднегодовая концентрация составила 5,0 ПДК. В большей степени данной примесью загрязнен атмосферный воздух в районе размещения ПНЗ-6, который расположен вблизи промышленных предприятий и автомагистрали с интенсивным движением легкового и грузового транспорта. Среднегодовая концентрация примеси здесь достигала 6,3 ПДК (не соответствовало норме 13,5 % проб, тогда как в целом по городу – 6,6 % проб).

    Бенз(а)пирен определяется на трех стационарных постах: ПНЗ-1, ПНЗ-2 и ПНЗ-5. Среднегодовая концентрация примеси составила 1,4 ПДК.

    фенола проводится на ПНЗ-2, ПНЗ-5, ПНЗ-6 и ПНЗ-8. Средняя концентрация примеси за год составила 0,3 ПДК. Уровень загрязнения атмосферного воздуха данной примесью в течение пяти лет снизился (рис. 36). В большей степени данной примесью загрязнен атмосферный воздух в районе расположения ПНЗ-5 и ПНЗ-8, среднегодовая концентрация примеси здесь составила 0,7 ПДК.

    Определение содержания примеси гидрофторид а проводится на двух постах ПНЗ-6 и ПНЗ-8. Уровень загрязнения атмосферного воздуха примесью низкий, среднегодовая концентрация, как и в предыдущем году, составила 0,4 ПДК.

    Определение содержания примеси аммиака в атмосферном воздухе проводится на двух стационарных постах ПНЗ-2 и ПНЗ-7. В течение года концентрации примеси не превышали санитарных норм, среднегодовая концентрация составила 0,4 ПДК.

    Определение содержания примеси гидрохлорида проводится на двух постах ПНЗ-1 и ПНЗ-7. Уровень загрязнения атмосферного воздуха примесью низкий. Средняя концентрация составила 0,2 ПДК. Максимальная разовая концентрация гидрохлорида 1,0 ПДК была зарегистрирована в августе на ПНЗ-1 в дневное время при слабом восточном ветре.

    Сероводород определяется на ПНЗ-1, ПНЗ-2. Средняя концентрация за год составила 0,001 мг/м 3 , как и в прошлом году. Максимальная разовая концентрация примеси 1,0 ПДК была зарегистрирована на ПНЗ-1 в октябре в вечернее время суток при слабом южном ветре.

    Ароматические углеводороды о пределяются на стационарном посту ПНЗ-2. Средние концентрации составили: по бензолу – 0,1 ПДК, по ксилолам – 0,05 ПДК, по толуолу – 0,02 ПДК, по этилбензолу – 0,0 ПДК. Максимальные разовые концентрации достигали значений: по этилбензолу – 3,5 ПДК, по бензолу – 1,2 ПДК, по толуолу и ксилолам – 1,1 ПДК.

    Тяжелые металлы (железо, кадмий, магний, марганец, медь, никель, свинец, цинк и хром) определяются на одном посту - ПНЗ-7. Все среднемесячные концентрации металлов находились в пределах гигиенических норм.

    Динамика загрязнения атмосферного воздуха города за последние пять лет представлена в таблице 1

    Таблица 1

    Динамика загрязнения атмосферного воздуха г. Саратова основными

    и специфическими примесями за 2007-2011 годы, мг/м 3

    Наименование ЗВ Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ ПДК с.с.
    2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
    Пыль (взвешенные в-ва) 0,09 0,08 0,09 0,08 0,08 0,15
    Диоксид серы 0,002 0,002 0,002 0,001 0,002 0,05
    Оксид углерода 3,0 2,0 2,0 2,0 2,0 3,0
    Диоксид азота 0,06 0,06 0,06 0,04 0,04 0,04
    Оксид азота 0,05 0,01 0,01 0,03 0,03 0,06
    Сероводород 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 -
    Гидрофторид 0,001 0,001 0,001 0,002 0,002 0,005
    Аммиак 0,02 0,01 0,02 0,01 0,02 0,04
    Фенол 0,004 0,003 0,003 0,002 0,001 0,003
    Формальдегид 0,026 0,022 0,019 0,016 0,015 0,003
    Гидрохлорид 0,004 0,003 0,003 0,002 0,002 0,01

    В течение последних пяти лет прослеживалась тенденция снижения уровня загрязненияатмосферного воздуха города фенолом, формальдегидом, диоксидом азота, бенз(а)пиреном.

    Мониторинг атмосферного воздуха - это система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.

    Объектами наблюдения являются приземный слой атмосферы и атмосферные осадки (в том числе снежный покров). Мониторинг атмосферного воздуха способствует решению следующих задач :

    Сбор, анализ и обобщение информации об уровне загрязнения атмосферного воздуха отдельными химическими элементами и их соединениями;

    Обеспечение федеральных и местных органов государственной и исполнительной власти информацией о состоянии воздушного бассейна;

    Контроль за соблюдением государственных и международных стандартов качества атмосферного воздуха; - прогнозирование перспективных изменений состояния данного воздушного бассейна;

    Информирование общественности о качестве атмосферного воздуха и развертывание систем предупреждения о резком повышении уровня загрязнения.

    Система мониторинга атмосферного воздуха включает в себя в подсистемы: подсистему наблюдения за качеством воздуха, и подсистему контроля.

    Подсистема наблюдения за качеством атмосферного воздуха наблюдает за состоянием воздуха на обширных территориях (крупный населенный пункт, административный район и пр.). Посты наблюдения, входящие в эту подсистему, собирают информацию об общем состоянии местного воздушного бассейна, поэтому они располагаются вне зоны влияния конкретных источников выбросов (на удалении от крупных заводов, ТЭЦ, котельных и пр.).

    Подсистема контроля качества атмосферного воздуха -контролирует конкретные источники загрязнения воздуха и регулирует промышленные выбросы вредных веществ в атмосферу. Поэтому посты, входящие в подсистему контроля, располагаются вблизи конкретных заводов, фабрик, ТЭЦ и т. п. Посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха делятся на стационарные и передвижные.

    Стационарный пост наблюдения представляет собой павильон размерами около 250 метров, в котором установлен комплект газоанализаторов (для определения концентрации загрязняющих веществ в воздухе), и управляющий контроллер для передачи данных в местный вычислительный центр. На крыше павильона устанавливается мачта с метеодатчиками (для наблюдения за погодой). Кроме того, павильон обязательно оборудуется системами жизнеобеспечения (свет, вентиляция, отопление, система пожаротушения). Наблюдения на стационарном посту ведутся круглосуточно, при этом могут использоваться 2 программы наблюдения: полная и неполная.

    Полная программа включает в себя ежедневные замеры параметров воздуха в 1-00, 7-00, 13-00 и 19-00 ч по местному времени. Наблюдения ведутся ежедневно, кроме воскресений; субботы чередуются.



    При использовании неполной программы наблюдения проводятся ежедневно в 7-00, 13-00 и 19-00 ч, ежедневно (суббота и воскресенье чередуются).

    Измеряются температура воздуха, относительная влажность, скорость и направление ветра, концентрация диоксида серы, оксида углерода, диоксида азота и оксида азота, сумма оксидов азота, метан, сумма углеводородов без метана и общая сумма углеводородов.

    Территория, на которой располагается стационарный пост, должна хорошо проветриваться, поэтому пост необходимо размещать вне аэродинамической тени зданий и вне зоны зеленых насаждений. Также не допускается размещение стационарных постов вблизи источников низких выбросов в атмосферу (небольших котельных, заводов с низкими трубами, АЗС и автостоянок и т.п.). Количество стационарных постов в населенном пункте зависит от числа жителей. Также при выборе количества и местоположения стационарных постов в конкретном населенном пункте необходимо принимать во внимание местный рельеф, особенности климата (роза ветров, количество штилевых дней в году и пр.), и особенности размещения жилой, промышленной и зеленой зон.

    Передвижной пост наблюдения представляет собой микроавтобус, внутри которого установлены приборы для отбора проб, оборудование для анализа химического состава воздуха и компьютер для первичной обработки данных и передачи их в вычислительный центр. В зависимости от маршрута своего перемещения, передвижные посты подразделяются на маршрутные и подфакельные.



    Маршрутный пост наблюдения предназначен для регулярного отбора проб воздуха в точках местности, лежащих на определенном маршруте. Например, маршрутные посты используются для контроля качества воздуха на крупных городских улицах.

    Подфакельный пост наблюдения используется для отбора проб воздуха внутри дымового или газового фонаря конкретного промышленного предприятия. Пробы берутся на расстояниях в 200 м, 500 м, 1 км, 2 км, 6 км, 8 км, 10 км и 15 км от источника выбросов, при этом подфакельный пост постепенно удаляется от источника по направлению господствующего ветра.

    Методы и технические средства, используемые для анализа проб загрязненного воздуха, весьма разнообразны:

    1) Адсорбционный метод спектрального анализа газов основан на способности веществ избирательно поглощать часть проходящего сквозь них электромагнитного излучения. В процессе исследования получают спектрограмму для спектра поглощения; расположение пиков на ней показывает, какие именно загрязняющие вещества присутствуют в данной пробе воздуха, а высота пиков передает концентрацию соответствующих загрязнителей.

    2) Пламенно-ионизационный метод основан на ионизации углеводородов в водородном пламени. В чистом водородном пламени содержание ионов незначительно, а при введении в пламя углеводородов количество ионов резко увеличивается, и под действием приложенного электрического поля возникает ионизационный ток. Его сила пропорциональна концентрации углеводородов. Прибор, используемый при этом методе анализа, называется пламенно-ионизационный газоанализатор , или анализатор углеводородов .

    3) Хемилюминесцентный метод анализа основан на реакции оксида азота и озона, одновременно поступающих в реакционную камеру. В результате реакции наблюдается свечение с длиной волны от 600 до 2400 нм, с максимумом в районе 1200 нм. Интенсивность этого свечения пропорциональна концентрации оксида азота, и регистрируется фотоумножителем. В настоящее время этот метод является основным методом контроля концентрации оксидов азота в промышленных выбросах.

    4) Флуоресцентный метод используется для выявления наличия в пробе воздуха сероводорода или диоксида серы. Пробу воздуха, предположительно содержащую диоксид серы, облучают ультрафиолетовым излучением с длиной волны 214 нм. Молекулы диоксида серы, возбуждаясь, начинают испускать ответное флуоресцентное излечение с длиной волны 350 нм. Интенсивность излучения пропорциональна концентрации диоксида серы и регистрируется фотоумножителем. Если проба воздуха исследуется на наличие в ней сероводорода, то предварительно сероводород окисляется до диоксида серы с помощью конвертора, входящего в состав оборудования.

    5) Пламенно-фотометрический метод также используется для выявления наличия в пробе воздуха сероводорода и диоксида серы. В ходе исследования пробу воздуха помещают в пламя смеси водород+воздух, при этом молекулы диоксида серы или сероводорода восстанавливаются до молекул чистой серы, которые испускают излучение в ультрафиолетовой зоне спектра (длина волны от 360 до 440 нм).

    6) Радиометрический метод - используется для анализа пробы воздуха на содержание пыли. Метод основан на ослаблении радиоактивного β-излучения частицами пыли. Используемый прибор - радиационный пылемер , состоящий из пробоотборного устройства, источника радиоактивного излучения и счетчика Гейгера.

    7) Электрохимический метод основан на использовании химических сенсорных датчиков (ХСД). ХСД представляют собой пару чувствительных элементов с химическим покрытием, которое непосредственно контактирует с пробой воздуха, и на котором адсорбируется анализируемое загрязняющее вещество (оксид углерода, сероводород или диоксид серы). В зависимости от принципа функционирования, ХСД делятся на потенциометрические, кулонометрические, полярографические и т. д. Используемый прибор - электрохимический газоанализатор .

    8) Метод газовой хроматографии - наиболее распространенный метод анализа проб воздуха на наличие и концентрацию загрязняющих веществ. Метод основан на разделении пробы воздуха на хроматографической колонке, заполненной сорбентом. Проходя через колонку, разные загрязняющие вещества оседают на разных участках сорбента. Используемый прибор - газовый хроматограф . Существует множество различных моделей хроматографов, как стационарных, предназначенных для использования в лабораториях и исследовательских центрах, так и переносных, входящих в комплектацию передвижных постов наблюдения за качеством воздуха.

    Все восемь вышеизложенных методов анализа качества воздуха относятся к контактным методам мониторинга, то есть предполагают непосредственное лабораторное исследование пробы воздуха. Однако, наряду с ними, также широко используется и неконтактный метод мониторинга загрязнения воздуха, а именно - лидарное зондирование атмосферы . Этот метод позволяет выявить наличие в воздушной среде аэрозолей (взвешенных в воздухе частиц твердых или жидких веществ, диаметром 0,5 мкм и меньше). Суть метода состоит в том, что лазерное (лидарное) излучение по-разному рассеивается частицами разных загрязняющих веществ. Используемый прибор - лидар . Лидары могут быть как стационарные (кругового обзора), так и передвижные.

    Стационарный лидар устанавливается в промышленной зоне и предназначен для непрерывного круглосуточного контроля аэрозольных выбросов в радиусе от 7 до 15 км. Также он позволяет измерять азимут и расстояние до источника выбросов. При обнаружении высокой концентрации аэрозоля в воздухе, оператор стационарного лидара подает команду на выезд передвижной лидарной установки для уточнения ситуации. Масса стационарного лидара около 3 000 кг, дальность действия - около 5 км днем, и около 7 км ночью.

    Передвижной лидар устанавливается на автомобиле, и предназначен для анализа состава выбросов из конкретных дымовых труб и вентиляционных шахт, а также - для определения границ загрязненной зоны при промышленной аварии. Его вес - около 1 000 кг, дальность действия - от 500 м до 1 км.

    ПЛАН ЛЕКЦИИ

    1. Организация мониторинга атмосферного воздуха

    2. Организация мониторинга атмосферы на стационарных постах

    3. Наблюдения на маршрутах и передвижных постах

    4. Мониторинг загрязнения воздуха автотранспортом

    5. Мониторинг радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха

    6. Наблюдения за фоновым состоянием атмосферы

    7. Обработка и обобщение результатов мониторинга атмосферы

    1. Организация мониторинга атмосферного воздуха

    Организация наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы в городах и населенных пунктах осуществляется в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01 – 86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила конт­роля качества воздуха населенных пунктов». Наблюдения за уров­нем загрязнения атмосферы производятся на посту , представляю­щем собой заранее выбранное для этой цели место (точку местно­сти), на котором размещается павильон или автомобиль, обору­дованный соответствующими приборами.

    Посты наблюдений устанавливаются трех категорий: стационар­ные, маршрутные и передвижные (подфакельные).

    Стационарный пост предназначен для обеспечения не­прерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа. Из числа стационарных постов выделяются опорные стационарные посты, которые предназначены для выявления долговременных измерений содержания основных и наиболее распространенных специфических загрязняющих веществ.

    Маршрутный пост предназначен для регулярного отбора проб воздуха в том случае, когда невозможно (нецелесообразно) установить пост или необходимо более детально изучить состоя­ние загрязнения воздуха в отдельных районах, например в новых жилых районах.

    Передвижной (подфакельный) пост служит для отбора проб под дымовым (газовым) факелом с целью выявле­ния зоны влияния данного источника промышленных выбросов.

    Стационарные посты оборудованы специальными павильона­ми, которые устанавливают в заранее выбранных местах. Наблюде­ния на маршрутных постах проводятся с помощью передвижной лаборатории, оснащенной необходимым оборудованием и прибо­рами. Маршрутные посты также устанавливают в заранее выбран­ных точках. Одна машина за рабочий день объезжает 4...5 точек. Порядок объезда автомашиной выбранных маршрутных пестов дол­жен быть одним и тем же, чтобы определение концентраций при­месей проводилось в постоянные сроки. Наблюдения под факелом предприятия также ведутся с помощью специально оборудован­ной автомашины. Подфакельные посты представляют собой точ­ки, расположенные на фиксированных расстояниях от источника. Они перемещаются в соответствии с направлением факела обсле­дуемого источника выбросов.

    Каждый пост независимо от категории размещается на откры­той, проветриваемой со всех сторон площадке (на асфальте, твер­дом грунте, газоне).

    Стационарный и маршрутный посты организуются в местах, выбранных с учетом обязательного предварительного исследова­ния загрязнения воздушной среды города промышленными выбро­сами, выбросами автотранспорта, бытовыми и другими источ­никами, а также с учетом изучения метеорологических условий рассеивания примесей путем эпизодических наблюдений и расче­тов полей максимальных концентраций примесей. При этом сле­дует учитывать повторяемость направления ветра над территорией города. В определенных направлениях выбросы от многочисленных предприятий могут создавать общий факел, соизмеримый с факе­лом крупного источника. Если повторяемость таких направлений ветра велика, то зона наибольшего среднего уровня загрязнения будет формироваться на расстоянии 2...4 км от основной группы предприятий, причем иногда она может располагаться и на окра­ине города. Для характеристики распреде­ления концентрации примеси по городу посты необходимо уста­навливать в первую очередь в тех жилых районах, где возможны наибольшие средние уровни загрязнения, затем в административ­ном центре населенного пункта и в жилых районах с различными типами застройки, а также в парках и зонах отдыха. К числу наи­более загрязненных районов относятся зоны наибольших максимальных разовых и среднесуточных концентраций. Эти концентрации создаются выбросами промышленных предприятий. Такие зоны находятся на расстоянии 0,5... 2 км от низких источников выбросов и 2... 3 км от высоких. Такие концентрации могут создавать также магистрали интенсивного движения транспор­та, поскольку влияние автомагистрали обнаруживается лишь в непосредственной близости от нее (на расстоянии 50... 100 м ).

    Регулярные наблюдения на стационарных постах проводятся по одной из четырех программ наблюдений: полной (П), неполной (НП), сокращенной (СС), суточной (С).

    1.Полная программа наблюдений предназначена для по­лучения информации о разовых и среднесуточных концентрациях. Наблюдения в этом случае выполняются ежедневно путем непре­рывной регистрации с помощью автоматических устройств или дискретно, через равные промежутки времени, не менее четырех раз при обязательном отборе проб в 1, 7, 13и19ч по местному декретному времени.

    2.По неполной программе наблюдения проводятся с це­лью получения информации о разовых концентрациях ежедневно в 7, 13 и 19 ч местного декретного времени.

    3.По сокращенной программе наблюдения проводятся с целью получения информации только о разовых концентрациях ежедневно в 7 и 13 ч местного декретного времени. Наблюдения по сокращенной программе допускается проводить при температуре воздуха ниже 45 °С и в местах, где среднемесячные концентрации ниже 1/20 максимальной разовой ПДК или меньше нижнего пре­дела диапазона измерений концентрации примеси используемым методом.

    Допускается проводить наблюдения по скользящему графику: в 7, 10 и 13 ч – во вторник, четверг и субботу, в 16, 19 и 22 ч – в понедельник, среду и пятницу. Наблюдения по скользящему гра­фику предназначены для получения информации о разовых кон­центрациях.

    4. Суточная программа отбора проб предназначена для по­лучения информации о среднесуточной концентрации. В отличие от полной программы наблюдения в этом случае проводятся пу­тем непрерывного суточного отбора проб, при этом исключается получение разовых значений концентрации. Все программы на­блюдений позволяют получать информацию о среднемесячных, среднегодовых и средних концентрациях за более длительный период.

    2. Организация мониторинга атмосферы на стационарных постах

    Стационарный пост наблюдений представляет собой специаль­но оборудованный павильон, в котором размещена аппаратура, необходимая для регистрации концентраций загрязняющих ве­ществ и метеорологических параметров по установленной програм­ме. Из числа стационарных постов необходимо выделить опорные стационарные посты , которые предназначены для выявления дол­говременных изменений содержания основных или наиболее рас­пространенных загрязняющих веществ. При этом заранее опреде­ляется круг задач, к которым относятся оценка среднемесячной, сезонной, годовой и максимальной разовой концентраций, веро­ятности возникновения концентраций, превышающих ПДК, и др.

    Перед установкой поста следует проанализировать: расчетные поля концентраций по всем ингредиентам от совокупности выб­росов всех стационарных и передвижных источников; особенности застройки и рельефа местности; перспективы развития жилой за­стройки и расширения предприятий промышленности, энергети­ки, коммунального хозяйства, транспорта и других отраслей го­родского хозяйства; функциональные особенности выбранной зоны; плотность населения; метеорологические условия данной местно­сти и др. Пост должен находиться вне аэродинамической тени зда­ний и зоны зеленых насаждений, его территория должна хорошо проветриваться, не подвергаться влиянию близкорасположенных низких источников загрязнения (стоянок автомашин, мелких пред­приятий с низкими выбросами и т.п.). Количество стационарных постов в каком-либо городе (населенном пункте) определяется численностью населения, рельефом местности, особенностями промышленности, функциональной структурой (жилая, промышлен­ная, зеленая зона и т.д.), пространственной и временной измен­чивостью полей концентраций вредных веществ.

    Для населенных пунктов со сложным рельефом и большим чис­лом источников загрязнения рекомендуется устанавливать один пост через каждые 5... 10 км .

    С целью получения информации о загрязнении воздуха с уче­том особенностей города рекомендуется ставить посты наблюде­ний в разных функциональных зонах (жилой, промышленной и др.). В городах с большой интенсивностью движения автотранспорта посты должны устанавливаться также вблизи автомагистралей.

    Для обеспечения оптимальных условий проведения стационар­ных наблюдений отечественной промышленностью выпускаются стандартные павильоны – посты наблюдений или комплексные лаборатории типа «ПОСТ». Лаборатория «ПОСТ» представляет со­бой утепленный павильон, в котором установлены комплекты при­боров и оборудования для отбора проб воздуха и проведения ме­теорологических измерений скорости и направления ветра, температуры, влажности. Практически все стационарные пункты контроля загрязнения оборудованы комплектными лаборатори­ями «ПОСТ-1». В настоящее время начали выпускаться и уста­навливаться в городах новые модификации комплексной лабо­ратории «ПОСТ-2», которые отличаются более высокими про­изводительностью и степенью автоматизации. Если за одно обслуживание на «ПОСТ-1» можно одновременно отбирать 9 проб, то на «ПОСТ-2» – 38. Кроме того, «ПОСТ-2» оснащен автомати­зированным прибором «Компонент» с узлом отбора проб для оп­ределения запыленности воздуха. В качестве побудителя расхода воз­духа здесь установлен аспиратор ЭА-1. «ПОСТ-2» оборудован так­же автоматическим прибором контроля относительной влажности и температуры воздуха с самописцем. В лабораториях «ПОСТ-1» и «ПОСТ-2» могут устанавливаться газоанализаторы ГКП-1, ГМК-3 и др. Подробное описание воздухозаборного прибора «Компонент» и анеморумбографа М63МР приводится в эксплуатационных документах.

    Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха и метеорологическими параметрами на стационарных постах должны проводиться круглогодично, во все сезоны, независимо от погодных условий.

    3. Наблюдения на маршрутах и передвижных постах

    Маршрутным передвижным постом является лаборатория «Атмосфера-П». Она предназначена для определения уровня за­грязнения атмосферного воздуха и измерения метеорологичес­ких элементов при проведении маршрутных и подфакельных на­блюдений.

    Приборы и оборудование лаборатории могут эксплуатировать­ся при температуре воздуха внутри салона автофургона Ю...35°С, относительной влажности до 80% (при 20 °С), атмосферном дав­лении 90... 104 кПа (680...785 мм рт.ст.). Скорость передвижения лаборатории по дорогам с усовершенствованным покрытием не превышает 45 км/ч .

    Оборудование лаборатории «Атмосфера-П» смонтировано в ку­зове автофургона типа УАЗ-452А. Салон автофургона разделен стен­кой на два отсека: приборный и вспомогательный. В приборном отсеке размещены приборы и оборудование для отбора проб воз­духа на газовые примеси, сажу и пыль, газоанализаторы, измери­тельный пульт анеморумбометра М-49 (или М-47) и пульт управ­ления, а во вспомогательном отсеке – датчики температуры и влаж­ности воздуха, распределительный щит, кабель на катушке, аккумуляторные батареи, держатель патронов и другое оборудование.

    На крыше автофургона укреплена съемная платформа, на ко­торой находятся ящик с датчиком измерения скорости и направ­ления ветра, мачта для установки в рабочее положение датчиков и выносная штанга для крепления датчиков температуры, влажнос­ти и анеморумбометра.

    Приборы и оборудование для отбора проб воздуха расположе­ны на стенде по левому борту автомашины, а также во вспомога­тельном отсеке.

    Соединительные трубопроводы для отбора проб воздуха на пыль и сажу через стенки и вспомогательный отсек выводятся в откры­тую во время отбора проб заднюю дверь автофургона.

    Отбор проб воздуха на газовые примеси производится на высо­те 2,6 мот уровня земли по вертикальному каналу, который смон­тирован параллельно газопроводу для отбора пыли и сажи. В этом случае отбор проб производится через держатель, укрепленный на выносной штанге.

    Оба канала отбора проб газовых примесей имеют общий на­греватель, включаемый при температурах наружного воздуха ниже –5°С. Терморегулятор обеспечивает автоматическое поддержание температуры пробы не ниже 5 °С.

    В лаборатории «Атмосфера-П» используются полуавтоматиче­ские переносные приборы-индикаторы, предназначенные для опре­деления содержания диоксида серы и сероводорода, а также хлора и озона в атмосферном воздухе. В автолаборатории, укомплектован­ной анеморумбометром М-49, датчики температуры и влажности вместе с держателем монтируются на специальной выдвижной штан­ге, укрепленной на платформе. Штанга с датчиками может устанав­ливаться перпендикулярно на платформе. Кроме того, штанга с дат­чиками может устанавливаться перпендикулярно или параллельно продольной оси автомашины, а держатель может вращаться вокруг вертикальной оси. Сигналы датчиков подаются на пульт управле­ния станции, установленный на переднем стенде внутри салона.

    Маршрутный пост наблюдений – это место на определенном маршруте в городе. Он предназначен для регулярного отбора проб воздуха в фиксированной точке местности при наблюдениях, ко­торые проводятся с помощью передвижной аппаратуры. Марш­рутные наблюдения осуществляются на маршрутных постах с по­мощью автолабораторий, серийно выпускаемых промышленно­стью. Такая передвижная лаборатория имеет производительность около 5000 отборов проб в год, при этом в день на такой машине может производиться 8... 10 отборов проб воздуха. Порядок объез­да маршрутных постов ежемесячно меняется таким образом, что­бы отбор проб воздуха на каждом пункте проводился в разное вре­мя суток. Например, в первый месяц машина объезжает посты в порядке возрастания номеров, во второй – в порядке их убыва­ния, а в третий – с середины маршрута к концу и от начала к середине и т. д.

    Передвижной (подфакельный) пост предназначен для отбора проб под дымовым (газовым) факелом с целью выявления зоны влияния данного источника. Подфакельные наблюдения осущест­вляются за специфическими загрязняющими веществами, харак­терными для выбросов данного предприятия, по специально раз­рабатываемым программам и маршрутам. Места отбора проб при подфакельных наблюдениях выбирают на разных расстояниях от источника загрязнения с учетом закономерностей распростране­ния загрязняющих веществ в атмосфере. Отбор проб воздуха производится по направлению ветра, последовательно, на расстояниях 0,2...0,5; 1; 2; 3; 4; 6; 8; 10; 15 и 20 км от стационарного источни­ка выброса, а также с наветренной стороны источника. Под факе­лом проводятся наблюдения за типичными для данного пред­приятия ингредиентами с учетом объема выбросов и их токсич­ности. В зоне максимального загрязнения (по данным расчетов и экспериментальных замеров) отбирается не менее 60 проб возду­ха, а в других зонах – не менее 25. Отбор проб воздуха при прове­дении подфакельных наблюдений производится на высоте 1,5 м от поверхности земли в течение 20...30 мин, не менее чем в трех точках одновременно.

    4. Мониторинг загрязнения воздуха автотранспортом

    Этот вид транспорта по ряду примесей может быть основным источником загрязнения атмосферного воздуха. Количество вред­ных выбросов, поступающих в атмосферный воздух от автотранс­порта, зависит от следующих факторов: качественного и количественного составов пар­ка автомобилей, условий организации уличного движения, архи­тектурно-планировочных особенностей сети автомагистралей и ряда других факторов. В настоящее время действуют несколько ГОСТов и ОСТов, регламентирующих содержание оксида углерода и других примесей в отработавших газах (ОГ). Они определяют также требования к выбросам бензиновых и дизельных двигателей.

    ГОСТ 17.2.2.03 – 87 регламентирует предельно допустимое со­держание углеводородов и оксида углерода в ОГ бензиновых дви­гателей неподвижного автомобиля, когда двигатель работает в двух ре­жимах холостого хода: при минимальной и повышенной частотах вращения коленчатого вала.

    ОСТ 37.001.054–74 определяет предельно допустимый выброс двигателем автомобиля оксида углерода, оксидов азота и углево­дородов при так называемом ездовом цикле, во время которого на стенде двигатель работает в четырех режимах движения, характе­ризующих движение автомобиля в условиях города с населением более 1 млн жителей. В этом ОСТе указаны нормы выброса разде­ленных по группам легковых автомобилей массой до 3500 кг , а также ужесточенные нормы выброса по годам. ОСТ применяется на автозаводах Минавтопрома и в специализированных организациях.

    ОСТ 37.001.070–75 определяет предельно допустимый выброс бензиновым двигателем грузового автомобиля оксида углерода, оксидов азота и углеводородов при испытании на моторном стен­де по нагрузкам, начиная от холостого хода и кончая максималь­ной мощностью. ОСТом определено дифференцированное по го­дам ужесточение норм выбросов. Этот ОСТ используется только на заводах Минавтопрома.

    Автомобили с бензиновыми двигателями при эксплуатации в жаркое время года выбрасывают в атмосферный воздух пары угле­водородов при испарении бензина из бензобаков, карбюраторов и при заправке на бензоколонках. В настоящее время охрана атмосферного воздуха от выбросов вредных веществ автотранспортом обеспечивается правовыми актами и стандарта­ми. Проверка токсично­сти ОГ автомобильных двигателей на предприятиях, имеющих менее 50 автомашин, проводится специализированными органи­зациями. Не разрешается выпуск на линию машин с концентраци­ей в ОГ вредных веществ, превышающей нормы, регламентиро­ванные ГОСТом. Токсичность ОГ автомобилей проверяется при техническом обслуживании, после регулировки карбюратора, а также при выборочных проверках контролирующими органами – ГИБДД, Инспекцией Госкомприроды, СЭС.

    Оценка соответствия регулировки систем питания и зажигания нормативным критериям осуществляется только инструментальны­ми методами. С этой целью на автотранспортных предприятиях созда­ются стационарные посты и подвижные лаборатории контроля ток­сичности ОГ. Результаты контроля заносятся в карточку учета про­верок содержания вредных веществ в ОГ автомобильного двигателя. Продолжительность контроля на таком посту составляет 3... 5 мин.

    К числу обязательных мероприятий контроля загрязнения ат­мосферного воздуха ОГ автотранспорта относится проверка орга­низации работ по снижению вредного влияния автотранспорта на автопредприятиях, станциях технического обслуживания и авто­ремонтных заводах. Также проводится проверка наличия контрольно-изме­рительных приборов и др. Приказом по автопредприятию должны быть назначены ответственные лица за проведение проверки авто­мобилей на соответствие ОГ нормам стандартов по токсичности. Кроме того, должно быть организовано систематическое обучение персонала, занимающегося ремонтом, контролем и регулировкой двигателей автомобилей.

    На всех станциях технического обслуживания автомобилей долж­на проводиться проверка содержания оксида углерода в ОГ ин­дивидуальных машин, и в случае необходимости должны выпол­няться работы по ремонту и регулированию систем питания и за­жигания двигателей. По результатам проверки владельцам машин выдаются специальные талоны. Если при проведении годовых осмот­ров или оперативном контроле автотранспорта на линии органа­ми ГИБДД обнаружено превышение норм выбросов, машины не допускаются к эксплуатации.

    Возможности использования стационарных и передвижных по­стов для контроля выбросов автотранспорта ограничены. Это свя­зано с тем, что примеси от низких источников выбросов распре­деляются иначе, чем от высоких источников. Максимум концентрации приме­сей от выбросов ОГ автотранспорта находится на самой транспорт­ной магистрали, а при удалении от обочины резко падает, дости­гая фонового уровня на расстоянии 15...30 м. Данные лазерных исследований показывают, что на расстоянии 25...30 м от обочи­ны дороги существенных колебаний концентрации оксида углерода от выбросов автотранспорта не наблюдается. Возможность исполь­зования для контроля выбросов стационарных постов наблюдений, расположенных в непосредственной близости от автомагистралей, требует специального рассмотрения в каждом отдельном случае.

    Для изучения особенностей загрязнения воздуха выбросами автотранспорта организуются специальные наблюдения, в результа­те которых определяются:

    1.Максимальные значения концентраций основных примесей, выбрасываемых автотранспортом в районах автомагистралей, и периоды их наступления при различных метеоусловиях и интен­сивности движения транспорта;

    2.Границы зон и характер распределения примесей по мере уда­ления от автомагистралей;

    3.Особенности распространения примесей в жилых кварталах раз­личного типа застройки и в зеленых зонах, примыкающих к авто­магистралям;

    4.Особенности распределения транспортных потоков по магист­ралям города.

    Наблюдения проводятся во все дни рабочей недели ежечасно с 6 до 13 ч или с 14 до 21 ч с чередованием дней с утренними и вечерними проверками. В ночное время наблюдения проводятся 1 – 2 раза в неделю.

    Точки наблюдения выбираются на городских улицах с интен­сивным движением транспорта и располагаются на различных уча­стках улиц в местах, где часто производится торможение автомо­билей и выбрасывается наибольшее количество вредных примесей. Кроме того, пункты наблюдения организуются в местах скопле­ния вредных примесей из-за слабого рассеяния (под мостами, путепроводами, в туннелях, на узких участках улиц и дорог с много­этажными зданиями), а также в зонах пересечения двух и более улиц с интенсивным движением транспорта.

    Приборы размещаются на тротуаре, на середине разделитель­ной полосы при ее наличии и за пределами тротуара – на рассто­янии половины ширины проезжей части одностороннего движе­ния. Пункт, наиболее удаленный от автомагистрали, должен рас­полагаться на расстоянии не менее 0,5 м от стены здания. На ули­цах, пересекающих основную автомагистраль, пункты наблюде­ния размещаются на краях тротуара, а также на расстояниях, пре­вышающих ширину магистрали в 0,5, 2 и 3 раза.

    Интенсивность движения определяется путем учета числа про­ходящих транспортных средств, которые подразделяются на пять основных категорий (легковые автомобили, грузовые автомоби­ли, автобусы, дизельные автомобили, микроавтобусы и мото­циклы), ежедневно в течение-2...3 недель в период с 5...6 ч до 21...23 ч, а на транзитных автомагистралях – в течение суток. Подсчет числа проходящих транспортных единиц проводится в течение 20 мин каждого часа, а в 2...3-часовые периоды наиболь­шей интенсивности движения автотранспорта – каждые 20 мин. Средняя скорость движения транспорта определяется на основе показателей спидометра автомашины, движущейся в потоке транс­портных средств, на участке протяженностью от 0,5 до 1 км данной автомагистрали. На основании результатов наблюдений вы­числяются средние значения интенсивности движения автотранс­порта в течение суток (или за отдельные часы) в каждой из точек наблюдения.

    Единовременные измерения выбросов СО и СН в ОГ автомо­билей производятся с помощью газоанализаторов типа ГИАМ.

    5. Мониторинг радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха

    При проведении мониторинга радиоактивного загрязнения атмосферы применяются сборники радиоактивных загрязнений и воздухофильтрующие устройства. Причем своей чувствительностью воздухофильтрующие устройства значительно превосходят сборники радиоактивных выпадений из атмосферы. Для наиболее эффектив­ного контроля за распространением в атмосфере радиоактивных выбросов должна быть обеспечена возможность точного определе­ния полного изотопного состава проб аэрозолей, для чего произ­водительность фильтрующего устройства и эффективность улав­ливания аэрозолей должны быть достаточно высокими. Такая воз­можность имеется в фильтрующих установках серии «Тайфун», в которых в качестве фильтрующего элемента применяются высоко­эффективная фильтроткань для улавливания радиоактивных аэро­золей и сорбционный фильтр для улавливания газообразного ра­диоактивного йода.

    Для отбора проб аэрозолей и газообразного йода из приземной атмосферы в окрестностях АЭС предназначена воздухофильтрующая установка «Тайфун-4», имеющая следующий принцип действия. Фильтродержатель установки представляет собой редкую жесткую сетку, выполненную в виде двускатной поверхности с тупым уг­лом между составляющими плоскостями, что облегчает обслужи­вание. На фильтродержателе размещаются йодный фильтр и по­верх него – аэрозольный фильтр, которые прижимаются по контуру рамкой. Воздух с газоаэрозольными радиоактивными приме­сями засасывается с помощью воздуходувки через фильтр, лежа­щий на фильтродержателе. Чистый воздух, пропущенный через фильтр, проходит через интегрирующий расходомер, откуда через вертикальную трубу выбрасывается вверх в атмосферу, что затруд­няет его повторное засасывание в фильтрующее устройство. Уста­новка размещается в защитной будке, которая запирается на за­мок и для поступления наружного воздуха имеет окна с жалюзи, снабженными снего- и каплезадерживающими карманами.

    В качестве воздухозаборника используется центробежная воз­духодувка высокого давления производительностью 400 м 3 /ч, для измерения объема профильтрованного воздуха – газовый счет­чик РГ-400, в качестве аэрозольного фильтра – фильтроткань ФПП-15-1,5, в качестве йодного фильтра – сорбционный филь­трующий материал СФМ-И с марлевыми защитными слоями сверху и снизу.

    Если не происходит повышенных выбросов радионуклидов в атмосферу, проба с помощью «Тайфуна-4» отбирается в течение недели. Если же произошел повышенный выброс радионуклидов, работу фильтра необходимо прервать и провести его досрочный изотопный анализ.

    В пунктах контроля, в которых имеется возможность ежеднев­ной смены фильтра (они располагаются в жилом поселке атомной электростанции), аэрозольные пробы отбираются один раз в сут­ки. Для этого используется фильтрующая установка «Тайфун-3».

    Для массовых измерений на местности в качестве простого и дешевого устройства используется марлевый конус (сачок), натя­нутый на проволочный каркас и насаженный на штангу, воткну­тую в землю. Ось конуса располагается горизонтально под прямым углом к штанге на высоте 1,5 м над поверхностью земли. Устрой­ство свободно продувается ветром.

    Эффективность улавливания конусом радиоактивных аэрозолей зависит от погодных условий и дисперсности аэрозольных частиц. Хуже всего улавливаются частицы размером около 0,1 мкм, что соответствует «старым» (давно образовавшимся) радиоактивным аэрозолям глобального происхождения.

    Измерения радиоактивного заражения проводят с помощью ра­диометров и дозиметров.

    6. Наблюдения за фоновым состоянием атмосферы

    Национальная сеть станций комплексного фонового монито­ринга входит в международную сеть и осуществляет наблюдения за состоянием загрязнения природных сред в фоновых районах. Эта сеть является фундаментом для создания национальной службы экологического мониторинга, которая впоследствии объединит станции, работающие по международным программам.

    Базовые станции следует располагать в наиболее чистых местах (в горах, на изолированных островах), где на расстоянии 100 км от станции по всем направлениям в ближайшие 50 лет не предвидится значительных изменений в практике землепользова­ния. Основной задачей базовых станций является контроль за гло­бальным фоновым уровнем загрязнения атмосферы, не испыты­вающим влияния никаких локальных источников.

    Региональные станции , главная цель которых заключа­ется в обнаружении в районе станции долгопериодных колебаний атмосферных составляющих, обусловленных изменениями в ис­пользовании земли и другими антропогенными воздействиями, должны находиться в сельской местности, на расстоянии не менее 40 км от крупных источников загрязнения.

    Континентальные станции (или региональные стан­ции с расширенной программой) охватывают более широкий спектр исследований по сравнению с региональными станциями. Они должны размещаться в отдаленных районах, чтобы в радиусе 100 км не было источников, которые (за исключением коротких периодов времени) могли бы повлиять на локальные уровни за­грязнения.

    В связи с тем, что континентальные фоновые станции призваны характеризовать особенности загрязнения континента в целом, их целесообразно устанавливать выше слоя перемешивания, т.е. выше 1000 м над уровнем моря.

    Станции комплексного фонового мониторинга (СКФМ). Одним из принципов фонового мониторинга является комплексное изу­чение содержания загрязняющих веществ в компонентах экосис­тем (атмосферном воздухе, осадках, воде, почвах, биоте). Поэто­му программа наблюдений на СКФМ включает в себя системати­ческие измерения содержания загрязняющих веществ одновременно во всех средах. Результаты этих измерений дополняются гидроме­теорологическими данными.

    Перечень включенных в программу веществ составлен с учетом таких их свойств, как распространенность и устойчивость в окру­жающей среде, способность к миграции на большие расстояния, степень негативного воздействия на биологические и геофизиче­ские системы различных уровней. Измерению подлежат среднесу­точные концентрации в атмосферном воздухе взвешенных час­тиц, озона, оксидов углерода и азота, диоксида серы, сульфатов, бенз(а)пирена, а также показатель аэрозольной мутности атмосферы. В атмосферных осадках измеряются концентрации свин­ца, ртути, кадмия, мышьяка, бенз-а-пирена, ДДТ и других хлорорганических соединений, рН, количество анионов и катионов по программе ВМО в суммарных месячных пробах.

    Данные гидрометеорологических наблюдений используются для расчета параметров, характеризующих степень загрязнения при­родной среды, и интерпретации их динамики. Вместе с тем гидро­метеорологические данные являются самостоятельными характе­ристиками состояния природной среды.

    Метеорологические наблюдения включают в себя наблюдения за температурой и влажностью воздуха, скоростью и направлени­ем ветра, атмосферным давлением и облачностью (количеством, формой, высотой), солнечным сиянием, атмосферными осадка­ми (количеством и интенсивностью), снежным покровом, состоя­нием поверхности почвы. Кроме того, к ним относятся наблюде­ния за радиацией (прямой, рассеянной, суммарной и отражен­ной) и радиационным балансом, градиентами температуры, влаж­ности и скорости ветра на высоте 0,5... 10 м , градиентами темпе­ратуры, влажности почвы на глубине от поверхности до 20 см , тепловым балансом. Данные о температуре воздуха и атмосферном давлении используют при приведении объема проб воздуха к нор­мальным условиям, о количестве и интенсивности осадков – при расчете потоков загрязняющих веществ на подстилающую поверх­ность, о содержании влаги в снежном покрове – при определе­нии количества загрязняющих веществ, выпавших на подстилаю­щую поверхность за зимний период.

    Станции БАПМоН. В обязательную программу наблюдений на базовых станциях включены наблюдения за содержанием диокси­да серы, аэрозольной мутностью атмосферы, радиацией, взвешен­ными аэрозольными частицами и химическим составом осадков.

    На региональных станциях в программу наблюдений входят измерения атмосферной мутности и концентрации взвешенных аэрозольных частиц, а также определение химического состава ат­мосферных осадков.

    Программа наблюдений на фоновых станциях разных катего­рий может быть расширена за счет увеличения числа определяе­мых в атмосфере газов, в частности озона, малых газовых компо­нентов, объемная концентрация которых ниже 1 %, а также газов, которые, преобразуясь в атмосфере, могут превращаться в аэро­зольные частицы (например, диоксиды серы и азота). В настоящее время постепенно увеличивается спектр анализируемых элементов в осадках и аэрозолях.

    Любые наблюдения, проводимые по программе фонового мо­ниторинга, должны сопровождаться комплексом обязательных ме­теорологических наблюдений (за видимостью, атмосферными явле­ниями, температурой и влажностью воздуха, направлением и ско­ростью ветра, атмосферным давлением), поэтому фоновые наблюде­ния желательно проводить на базе метеорологических станций.

    7. Обработка и обобщение результатов мониторинга атмосферы

    Данные о результатах наблюдений загрязнения атмосферного воздуха и метеорологических параметров, о результатах подфакель­ных и других наблюдений поступают со стационарных и маршрут­ных постов в одно из подразделений местных органов Росгидроме­та. Чаще всего - в отделы обеспечения информацией хозяйственных организаций, управлений по гидрометеорологии, где они прохо­дят контроль и сводятся в специальные таблицы, называемые таб­лицами наблюдений за загрязнением атмосферы (ТЗА). Эти табли­цы подразделяются на четыре вида :

    ТЗА-1 – результаты разовых наблюдений за загрязнением ат­мосферного воздуха на сети постоянно действующих стационар­ных и маршрутных постов в одном городе или промышленном центре, а также данные метеорологических и аэрологических наблюдений;

    ТЗА-2 – результаты подфакельных наблюдений;

    ТЗА-3 – данные средних суточных наблюдений за выпадением и концентрацией пыли и газообразных примесей;

    ТЗА-4 – данные суточных наблюдений с помощью газоанали­заторов или других приборов и устройств непрерывного действия.

    ТЗА-1 состоит из основной таблицы и дополнительной, кото­рая называется ТЗА-1д. Таблица ТЗА-1 состоит из восьми стра­ниц (100... 120 наблюдений за месяц). В нее записываются данные наблюдений за концентрацией примесей и метеопараметры, соот­ветствующие срокам отбора проб воздуха на метеостанциях. Таб­лица ТЗА-1д предназначена для записи концентраций примесей и метеорологических данных наблюдений на постах Санэпиднадзора (СЭН) и других ведомств того же города, а также результатов спектрального определения в пробах содержания металлов.

    После заполнения таблиц и переноса данных на машинный но­ситель (перфоленту, перфокарты и т.д.) они сшиваются вместе таким образом, чтобы данные наблюдений за все сроки следовали в порядке возрастания номеров постов.

    Графы (результаты аэрологических наблюдений) заполняются поданным, полученным в городе или на расстоянии 50...60 км от него. Разница в сроках аэрологических наблюдений и наблюдений за загрязнением атмосферы не должна превышать 3 ч. Если наблю­дение за загрязнением воздуха приходится на середину интервала аэрологических наблюдений, то записываются данные предыду­щего срока.

    ТЗА-2 составляется в соответствии с методиками Росгидромета.

    В титульный лист таблицы ТЗА-3 записывается дата окончания суток, а при наблюдениях за концентрацией пыли – дата снятия фильтра или марли с планшета.

    После заполнения таблицы ТЗА-3 производятся расчеты и выборки:

    средних концентраций (или выпадений осадков) за все дни ме­сяца;

    максимальных концентраций (или выпадений осадков) за все дни месяца;

    то же за дни с осадками, в том числе с осадками до 5 мм и более; то же за дни без осадков;

    для всех вышеуказанных расчетов выбираются данные о скоро­стях ветра менее 2,2 и более 5 м/с; числа случаев выше ПДК.

    ТЗА-4 содержит результаты непрерывных наблюдений (газоана­лизаторов и других приборов) за месяц.

    Титульный лист таблицы наблюдений за загрязнением атмо­сферного воздуха (газоанализаторы) ТЗА-4 оформляется так же, как титульный лист ТЗА-1.

    Вслед за титульным листом идут развернутые листы для записи фактических данных непрерывных наблюдений за концентрация­ми одной примеси по одному прибору. Количество листов в ТЗА-4 должно соответствовать числу приборов в городе. Данные распола­гаются в порядке роста номеров постов.

    Мониторинг качества атмосферного воздуха - это систематические наблюдения за состоянием атмосферы, содержанием в ней вредных веществ. Эта работа очень важна в связи с ростом загрязненности. Для обеспечения мониторинга атмосферного воздуха города используется современная организационная и технологическая база. Наблюдение может осуществляться на стационарных постах или в передвижных лабораториях.

    Основные загрязнители

    Человеческая деятельность способствует увеличению концентрации в атмосферном воздухе пыли, сажи, жидких аэрозолей и молекул химических веществ.

    • Пылевое загрязнение связано как с естественными причинами, так и с сельскохозяйственными работами, строительством, промышленностью, движением машин и т. д. Любая пыль (а не только промышленная) вредна для органов дыхания человека. Самой вредной считается асбестовая пыль. Некоторые виды пыли могут содержать радиоактивные вещества и другие вредные компоненты. Пылевое загрязнение влияет на радиационный баланс и характер выпадения атмосферных осадков. Оно слегка тормозит вызванное человеком глобальное потепление. Для борьбы с атмосферной пылью создаются защитные лесополосы, посадки деревьев, фильтры. Иногда применяют обводнение территории, насыпку грунта, на который затем сажаются растения. Тем, кто вынужден постоянно или часто вдыхать пыль, рекомендуются индивидуальные средства защиты.
    • Выбросы сажи связаны с работой автотранспорта, ТЭЦ, промышленных предприятий, мусорных свалок. Она выделяется при сжигании пластмассы, угля, нефти и нефтепродуктов, биомассы, а иногда и природного газа. Сажа может абсорбировать вредные вещества и в этом случае она вредна для здоровья человека. Сама по себе сажа - это продукт сжигания органики, который не является токсичным. Она уменьшает поток солнечного излучения, а при попадании на снег или лед ускоряет его таяние, способствуя глобальному потеплению.
    • Химические аэрозоли образуются при реакции соединений серы или азота с водяным паром с образованием капелек кислот. Выпадая на поверхность, они могут вызвать кислотные дожди. Также аэрозоли являются причиной увеличения облачности и повышения отражательной способности Земли. Аэрозоли заметно тормозят глобальное потепление. Соединения серы и азота выделяются при работе автотранспорта, ТЭЦ, промышленных предприятий. А так же при вулканических извержениях.
    • Газовые (молекулярные) вещества очень разнообразны и выделяются при различных естественных и антропогенных процессах. Наибольшее значение имеют выбросы вредных для здоровья веществ и парниковых газов. Парниковые и озоноразрушающие газы нередко остаются в атмосфере на столетия и оказывают повсеместное воздействие на радиационные потоки. Выше всего в атмосферу проникает метан, который имеет самую легкую молекулу, что делает его универсальным парниковым газом.

    Зачем проводится экологический мониторинг

    Концентрация загрязнителей в атмосферном воздухе непостоянна и зависит от многих причин. Поэтому требуются систематические наблюдения за его составом. Они позволяют вычислить средний уровень загрязненности, зависимость уровня загрязнения от направления ветра, определить динамику загрязнения и его состав. Наиболее важен мониторинг вблизи автотрасс, промышленных предприятий, в центральных частях города, а также в местах, удаленных от человеческой деятельности.

    Результаты экологического мониторинга атмосферного воздуха важны для принятия решений, как на местном, так и на государственном уровне. Высокое транспортное загрязнение говорит о необходимости разгрузки автотрасс, строительстве объездных путей вокруг города. Если сильное загрязнение обнаруживается вблизи промышленных объектов, то это значит, что необходимы меры по улучшению работы очистных сооружений или требуется расширить санитарно-защитную зону. Рост содержания загрязняющих веществ на удаленных станциях свидетельствует о неблагоприятных региональных или глобальных тенденциях, когда решение проблемы возможно только на государственном или международном уровне.

    Методы мониторинга

    Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха может проводиться по-разному. Обычно используют 3 варианта:

    1. Стационарный, когда все наблюдения производят из одной наблюдательной станции.
    2. Маршрутный, когда для наблюдения используют несколько точек для отбора проб.
    3. Передвижной, когда замеры производят из разных точек, в зависимости от направления ветров.

    Стационарный мониторинг

    Стационарный мониторинг используется для длительного и качественного наблюдения, сходного с наблюдением на метеостанции. Такие лаборатории размещают в наиболее удобных местах. Полученные данные позволяют оценить динамику уровня загрязнения в течение длительного времени. Причем как в целом, так и по отдельным компонентам. Отбор проб производится регулярно.

    Маршрутный вид мониторинга

    Маршрутные наблюдения позволяют охватить сразу несколько точек, когда установка постов в каждой из них является нецелесообразной. При этом получается довольно детальное исследование состава воздуха на определенной территории. Для осуществления таких наблюдений используется автотранспорт. Отбор проб производится в одних и тех же точках местности. Лаборатория на колесах может осилить до 10 наблюдательных точек в день, однако в среднем для наблюдений используют от 3 до 5 точек. Замеры проводятся в одно и тоже время, а порядок посещения мест не меняется.

    Передвижной мониторинг

    Передвижные посты наблюдения, которые часто называют подфакельными, используются для взятия проб непосредственно возле предприятия. Для таких наблюдений также используют автотранспорт. При этом соблюдается некоторое расстояние от дымовых труб до мест замеров. Количество точек замеров велико, их местоположение и время замера определяется по ситуации или спонтанно. Взятие проб происходит в течение короткого промежутка времени.

    Общими правилами для любых точек замеров является открытая местность и наличие под ногами плотного грунта или покрытия.

    Особенности стационарных наблюдений

    Перед установкой стационарных павильонов производятся следующие мероприятия:

    • Определяются предварительные концентрации загрязняющих веществ, для чего используют расчеты и данные других постов наблюдений.
    • Изучаются особенности рельефа и характер застройки.
    • Изучаются планы по будущей застройке данной территории, особенно в отношении промышленных предприятий.
    • Осуществляются комплексные исследования метеорологической обстановки в данной местности.
    • Определяется предполагаемая роль транспорта и энергетики.

    Число стационарных постов в населенном пункте определяется его размерами, числом жителей, экологической обстановкой, количеством зелени. Если экологическая обстановка не является благоприятной, то посты могут размещаться из расчета: 1 пост на 5-10 км. Располагаются наблюдательные посты в разных экологических условиях: возле трасс, в зеленых насаждениях, в жилых и промышленных зонах.

    В нашей стране для стандартизации наблюдений используют однотипные павильоны типа «ПОСТ», которые имеют одинаковое оборудование. Такая стандартизация позволяет минимизировать разброс возможных ошибок, которые могли бы возникнуть из-за различий в технических особенностях аппаратов. Все стационарные наблюдения проводят каждый день, независимо от времен года и погодных условий.

    Особенности передвижных лабораторий

    В качестве передвижной лаборатории в нашей стране используется стандартная модель «Атмосфера-П». Помимо оборудования для измерения качества воздуха, она оснащена приспособлениями для метеорологических измерений. Ее используют для маршрутных и передвижных наблюдений. Имеются некоторые ограничения в условиях эксплуатации:

    • Температура внутри салона автомобиля не должна быть выше 35 °С.
    • Допустимые величины атмосферного давления должны находиться в пределах 680-790 мм рт. ст.
    • Верхний предел допустимой влажности составляет 80 процентов.
    • Даже на твердом искусственном покрытии скорость движения не должна превышать 50 км/ч.

    Для определения направления и скорости ветра используют датчик, который находится на крыше автомобиля.

    Что дает мониторинг качества воздуха

    Системы мониторинга атмосферного воздуха важны в связи с влиянием вредных веществ на здоровье человека и состояние окружающей среды. В некоторых странах, например, в Индии, загрязнение воздуха является одной из главных причин болезней и преждевременной смертности. Измерения состава атмосферного воздуха позволяет оценить концентрацию загрязняющих веществ и выявить случаи превышения их уровня над ПДК. При наличии такового может иметь смысл разработка комплекса мер по снижению уровня до безопасного. Основные цели мониторинга загрязнения атмосферного воздуха:

    • Сбор информации по количеству и динамике загрязняющих веществ в зоне наблюдений.
    • Разработка адекватных мер по снижению загрязненности.
    • Снижение вреда от работы промышленных предприятий для проживающих в зоне наблюдений людей.
    • Оценка уровня транспортного загрязнения на улицах городов.
    • Оценка целесообразности размещения на исследуемой территории новых промышленных предприятий или транспортных развязок.
    • Создание базы данных по экологической ситуации на исследуемой территории.

    Государственный мониторинг атмосферного воздуха

    Вся информация, полученная при наблюдении за качеством атмосферного воздуха, затем анализируется экологами. С течением времени методики измерений становятся более простыми и доступными. В России государственный мониторинг загрязнения атмосферного воздуха ведется повсеместно. Он является одним из компонентов государственного мониторинга окружающей среды. Осуществляется федеральными и другими органами исполнительной власти в соответствии с порядком, принятом Правительством РФ. Список объектов, где мониторинг атмосферного воздуха является обязательным, устанавливается территориальными органами власти.

    Заключение

    Таким образом, мониторинг состояния атмосферного воздуха - это очень важная в современном мире работа. От ее качества зависит здоровье и благополучие многих людей. Методы мониторинга атмосферного воздуха различны и зависят от поставленных задач и условий местности. Естественно, что одного лишь слежения недостаточно для решения экологических проблем. Оно лишь предоставляет властным структурам и общественности необходимую информацию. На ее основе необходимо принимать адекватные меры по снижению уровня загрязненности атмосферы.