Цель: ознакомить учащихся с грамматической категорией наклонения глагола; дать понятие об изъявительном наклонении; совершенствовать умения нахождения глаголов изъявительного наклонения; совершенствовать навыки образования и использования в речи глаголов изъявительного наклонения. оборудование: учебник, учебные тексты, таблица. Тип урока: комбинированный.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный .

К. Паустовский

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Что значит - разноспрягаемые глаголы?

Что вы узнали нового о глаголах кушать и есть?

2. Практическая работа

Составьте и запишите на тему «За завтраком», включив в него глаголы есть, кушать.

Лучше говорить

О себе вежливо приглашая других к еде

Я хочу есть.

Я ем, мы будем есть, мы поедим Кушайте, пожалуйста

III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

У глаголов есть постоянный контролёр в виде наклонения, которое всегда соотносит действие с реальностью и называет, реальное

Оно или предполагаемое, желаемое или только выражает побуждение к действию.

Я Изъявительное наклонение,- представилась первая форма,- мои действия всегда реальны. Уж если говорит: «Строю»,- то обязательно это делает.

А мы,- заявили две другие формы,- обозначаем действия не совершающиеся.

Вот я, Условное, обозначаю желаемое или предполагаемое действие, поэтому мой герой, вероятно, и пальцем не пошевелит.

А я, Повелительное наклонение, обозначаю лишь побуждение к действию, а будет ли мой герой работать, мне неизвестно…

IV. Изучение нового материала

1. объяснение учителя: работа с таблицей

Характерные особенности наклонений наклонения глаголов

изъявительное Условное Повелительное

Что обозначает Действие, которое действительно происходило или будет происходить Действие, которое возможно при определённых условиях, а также желаемое действие Выражает просьбу, совет, приказание; обозначает действие желательное

Грамматические признаки Изменяются по временам: прошедшее, настоящее, будущее Не изменяются по временам; всегда имеют частицу бы Времени не выражают; обладают особыми формами:

В сочетании с частицами пусть, да

Примеры Писал, пишу, буду писать; написал - напишу я пел бы, если бы имел голос Скажи(те) Читай(те) «Идём!» -

Данко Пусть всегда будет солнце

2. ознакомление с теоретическим материалом учебника (с. 72–73)

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений

1. осложнённое списывание

Бушу..т море. Стремительно мча(т, ть)ся тучи. В их разрывах проглядыва..т луна. лунный свет пронизыва..т напоенный влагой воздух. Блестит и переливае(т, ть)ся серебром вода на пр..брежных камнях. И будто выр..стают из тёмной глубины моря таинстве(н, нн)ые силуэты скал.

(И. К. Айвазовский)

1) Прочтите текст, назовите в нём глаголы.

2) Укажите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

3) Устно передайте содержание текста, используя по возможности глаголы.

4) Определите спряжение глаголов, найдите глаголы изъявительного наклонения.

2. работа с упражнениями учебника

Упражнение 182 (устно), упражнения 184, 186 (письменно).

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Постоянный ли признак глагола - наклонение?

В каких наклонениях может употребляться ? Приведите примеры.

Что вы узнали о глаголах изъявительного наклонения?

VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выполнить 185 (письменно).

Долматова О.А.

Учитель русского языка и литературы МБОУГ №5

Цель урока:

1) дать понятие о наклонении глагола; ввести термины: изъявительное, условное, повелительное наклонения глагола.

2) научить различать наклонения глагола.

3) отработка умения находить глаголы изъявительного наклонения.

Задачи:

Образовательные: дать понятие о наклонениях глагола; отработка умения находить глаголы в изъявительном наклонении.

Воспитательные: продолжить прививать любовь к русскому языку, чувство патриотизма, воспитывать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля.

Развивающие: развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык и научную терминологию, умения выделять главное, обобщать.

Ход урока

1. Учитель:

12 апреля 1961 года произошло грандиозное событие. В этот день наша страна успешно осуществила полёт человека в космос. Это был Юрий Алексеевич Гагарин – наш соотечественник. О полёте Юрия Гагарина мы сегодня и поговорим на уроке. Запишите в тетрадях число, классная работа. Начнём работу со словаря. Запишите: словарная работа.

2. Словарная работа.

Космос

Подберите синоним к слову космос? (вселенная) Вселенная

Космонавт-«специалист (человек), совершающий полёт в космическом пространстве».

Скафандр-«герметический костюм, обеспечивающий жизнедеятельность человека во время пребывания под водой, в космосе».

Назовите однокоренные слова. Подчеркните их

Объясните лексическое значение слов: космонавт, космодром, скафандр.

3. Подберите к этим словам глаголы и запишите получившиеся словосочетания.

(полететь в космос, облететь вселенную, слушать космонавта, надеть скафандр)

Отметьте в словосочетаниях главное слово. Какой частью речи оно является?

4. Что такое глагол?

5. Определите вид и переходность глаголов в словосочетаниях.

6. Работа с текстом (№1). (Текст на интерактивной доске и на партах у учащихся)

Прочитайте текст.

12 апреля 1961 года Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль – спутник с человеком на борту. Пилотом космического корабля являлся гражданин СССР лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

После полёта в своём первом интервью Юрий Гагарин сказал: «… я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, храните и приумножайте эту красоту, а не разрушайте её».

Знал бы Гагарин, как его полёт повлияет на развитие космоса!

7. Определите тему текста. (Полёт Юрия Гагарина в космос)

Определите основную мысль текста. (Первый человек в космосе – наш соотечественник)

Как можно озаглавить этот текст?

8. Объясните знаки препинания в предложении:

Люди, храните и приумножайте эту красоту, а не разрушайте её. (Первая запятая выделяет обращение Люди; вторая запятая стоит перед союзом а, который связывает однородные члены предложения.

Назовите однородные члены предложения, чем они выражены? (храните, приумножайте, не разрушайте – это однородные сказуемые, выражены глаголом.

9. Отступите одну строчку и запишите эти глаголы в первый столбик.

Найдите глагол с частицей бы. Запишите его во второй столбик.

Какие ещё глаголы вам встретились в этом предложении? Запишите их в третий столбик.

храните знал бы вывел

приумножайте являлся

не разрушайте сказал

увидел

повлияет

Сколько групп глаголов у вас получилось?

Запишите тему урока. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Объясните правописание разделительного мягкого знака в слове изъявительное?

(можно подобрать однокоренные слова и разобрать их по составу: изъявительное, изъявить, явный, явь)

10.- Чтение параграфа 83 (первый абзац)

11. Работа со схемой

Наклонения глагола

Глаголы какого наклонения выражают побуждение к действию? (повелительное наклонение)

В каком столбике у нас записаны глаголы повелительного наклонения? Прочитайте их. Подпишите этот столбик.

Глаголы, в каком наклонении указывают на действие, которое может совершаться при каком-то условии? (в условном наклонении)

В каком столбике записаны глаголы условного наклонения? Подпишите этот столбик.

Глаголы, в каком наклонении рассказывают о действии, которое происходило, происходит или произойдёт? (в изъявительное наклонении)

В каком столбике записаны глаголы изъявительного наклонения?

12. Чтение параграфа 83, правило

13. Определите время глаголов 3 столбика.

14. Работа с учебником.

Упражнение №…

Прочитайте стихотворение Агнии Барто.

Назовите глаголы, обозначающие Танюшины дела. (помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, не могу, помогу)

Выпишите два первых глагола, определите их вид и время.

Помогала – несов., прош. вр., помогает, будет помогать

Ела – несов., прош вр., ест, будет есть

Запишите эти глаголы в форме других времён.

В каком наклонении употреблены эти глаголы? (в изъвительном)

15. Работа с текстом (№2). (Текст на интерактивной доске и на партах у учащихся)

Задание: списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Сказал «п..ехали» Гагарин,

Ракета в космос пон..слась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась….

… Вот буд..т жизнь! Но всё же вспомн..м,

Что кто(то) первым пол..тел…

Открыть эпоху он сумел.

Объясните правописание вставленных букв.

Проверка при помощи интерактивной доски.

Сказал «поехали» Гагарин,

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась….

… Вот будет жизнь! Но всё же вспомним,

Что кто-то первым полетел…

Майор Гагарин, парень скромный,

Открыть эпоху он сумел.

Найдите и подчеркните глаголы.

Глаголы какого наклонения употреблены в стихотворении?

Укажите время этих глаголов.

16. Тест (на интерактивной доске).

1. К какому наклонению относятся глаголы, которые изменяются во временам?

а) к изъявительному б) к условному в) к повелительному

2. Глагол, обозначающий действие, которое просят или приказывают выполнить

а) условного наклонения

б) изъявительного наклонения

в) повелительного наклонения

3. Укажите наклонение глагола, который обозначает действие возможное при каком- либо условии.

а) условное б) повелительное в)изъявительное

4. Укажите глагол повелительного наклонения.

а) беги

б) напишу

в) прочитал бы

5. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения.

А) сходили бы

б) спешишь

в) не уходи

Подсчитайте количество баллов. И поставьте себе за урок оценку.

Если у вас 5 правильных ответов – 5 баллов – оценка 5

4 балла – оценка 4

3 балла – оценка 3

17.Итог урока

С какими наклонениями глагола вы познакомились сегодня на уроке?

Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

18. Домашнее задание:

Скачать презентацию к уроку русского языка в 6 классе

Конспект урока «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».

Цели урока: — дать понятие о новом морфологическом признаке глагола – наклонение. Подробно изучить изъявительное наклонение глагола, вспомнить день космонавтики;

— развить память, мышление, правильную и богатую речь;

— воспитать интерес к русскому языку, патриотизм.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Сообщение темы и цели урока.

    Повторение.

    Синтаксическая пятиминутка.

Дайте характеристику предложениям:

Простое:

    По цели высказывания

    По интонации

    По наличию второстепенных членов предложения.

Сложное:

    По цели высказывания

    По интонации

    Союзное или бессоюзное

    Сложносочиненное или сложноподчиненное (если союзное).

Дайте характеристику всем предложениям:

1. Кипрей – очень тёплый цветок.

2. Вокруг кипрея стоит теплый воздух, потому что он выделяет из себя теплоту.

4. Кто первым из людей полетел в космос?

5. «Поехали!» – сказал Юрий Гагарин.

6.3 апреля 1966 года у Луны появился первый искусственный спутник, его доставили нашей ракетой.

2. Словарная работа.

Рач и тельный, -ая, -ое; -лен, -льна. Старательный, усердный в исполнении чего-н., разумно бережливый. Рачительный хозяин.

Космодр о м, -а, м . Комплекс сооружений и технических средств для запуска космических кораблей, искусственных спутников Земли и других космических аппаратов.

Конв е йер, -а, м. Машина для непрерывного перемещения обрабатываемого изделия от одного рабочего к другому, а так же для транспортировки сыпучих, кусковых или штучных грузов. Работать на конвейере.

3.Перфокарты (правописание личных окончаний глагола).

— Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием ?

Если у глаголов безударное личное окончание, нужно поставить глагол в неопределенную форму. Все глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др. относятся к I спряжению.

Ко ВТОРОМУ же спряженью

Отнесём мы без сомненья,

ВСЕ глаголы, что на –ИТЬ,

ИСКЛЮЧАЯ: брить, стелить.

А ещё: смотреть, обидеть

Слышать, видеть, ненавидеть

Гнать, дышать, держать, вертеть

И зависеть, и терпеть.

1. Мы пожале..м, он опечата..т, они выслуша..т, они помысл..т.

2. Ты наступ..шь, они осво..т, вы загруз..те, они провер..т.

3. Мы надува..м, они деликатнича..т, они прояв..т,они демонстриру..т.

4. Он повисн..т, она надав..т, вы раст я н..те, он гипнотизиру..т.

5. Ты рассуд..шь, она надпор..т, он дегустиру..т, она забинту..т.

6. Оно посвет..т, вы лопн..те, вы подн и м..те, он удерж..т.

7. Они аресту..т, он извергн..т, он замаскиру..т, ты изголода..шься.

8. Они налад..т, вы вылез..те, он вылака..т, они баламут..т.

    Изучение нового материала.

    Наблюдение над языковым материалом.

— Обратите внимание на доску, запишите в тетради:

Наклонение глагола.

Изъяснительное Повелительное

Условное

Из. п . обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить, они изменяются по временам. Ус.н . обозначают действие, которые осуществляться при определенных условиях. Пов.н. обозначают действия, которые кто-то просит, требует, советует выполнить.

V . Закрепление изученного материала.

1. Определение наклонений.

Космонавт вернулся домой. (и)

Я бы построил приют для животных. (у)

Закройте двери! (п)

Боремся за победу. (и)

Я бы полетел в космос.(у)

Прочитай повесть А.Толстого «Аэлита». (п)

Планетолог изучает венерианскую атмосферу. (и)

Я бы назвал звезду в честь своей мамы. (у)

Берегите планету! (п)

    Работа с учебником.

А) Чтение правила.

— Откройте двести первую страницу, параграф 83, прочитайте правила.

Б) Выполнение упражнений.

Упр. 482.

Помогала – несов.вид., прош.вр.; помогает – наст.вр.,изъявит.накл.

Ела – несов.в.,прош.вр.; ест – наст.в.,изъяв.накл.

Пила – несов.в.,прош.в., будет пить – будущ.в.,изъяв.накл.

Встала – сов.в.,прош.в., встанет – будущ.в.,изъяв.накл.

Упр.484.

Если ты делаешь что то (неопр.мест.) добросовес т но (совесть) усердно, честно (честь), мы можем сказать: «Ты потрудился на славу». Если же ты относишься к делу спустя рукава (фразеологизм), мы скажем (сказать – I спр.): «Ты плохо работаешь».

Слово трудиться уместно (место) употреблять, когда речь идет о человеке, работающим хорошо, в полную силу.

3. Диалектные особенности употребления глаголов изъявительного наклонения.

— На Кубани часто неправильно употребляют глаголы в изъяснительном наклонении, например:

1. Смягчение окончаний и неправильное спряжение у глаголов 3-го лица мн.ч. : Ходють (ходят), носють (носят), поють (поют), и т.д.

2.Отсечение окончаний у глаголов 3 – го лица ед.ч.:

Нэсэ (несёт), танцуэ (танцует) и т.д.

3.Неправильное употребление окончания инфинитива:

Буду танцевати (танцевать), буду ходити (ходить) и т.д.

    Итог урока.

— Ребята, сегодня мы очень много говорили о космосе. Кто скажет, какой сегодня день?

— День космонавтики.

— Совершенно верно, 12апреля советский космонавт Ю.А.Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут. Поздравляю вас с этим днем. В газете «Комсомольская правда» было написано: «Капитан первого звездолета – наш, советский!». Помните, ребята, что именно русский человек первый покорил космос.

Открытый урок по русскому языку

в 6 классе

Тема «Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение»

Что должны знать - о наклонениях глагола, об изменении глаголов изъявительного наклонения.

Что должны узнать - различать наклонения глаголов.

ХОД УРОКА.

    Оргмомент.

    Выявление и усвоение знаний учащихся.

    Фронтальный опрос.

Какую большую тему изучаем?

Что знаем о глаголе?

Что знаем о спряжении глаголов?

Чем интересны разноспрягаемые глаголы? Назовите их.

(хотеть, бежать, есть, дать)

Что знаем о переходных и непереходных глаголах?

    Закрепим то, что знаем о глаголах.

ДОСКА! а) 2 ученика на доске записывают в соответствующие колонки переходные и непереходные глаголы. (проверка домашнего задания).

Карточка № 1 прилагается.

б) 1 ученик записывает на доске по карточке видовые пары к следующим глаголам:

Зами ра ть - заме реть

Ка са ться - ко снуться

Отпи ра ть - отпе реть

Рассти ла ть - рассте лить

Зати ра ть - зате реть

Чем отличаются глаголы, входящие в видовые пары?

(гласной в корне слова)

А что это за гласная?

(чередующаяся)

Выдели корни и объясни выбор гласной в них.

в) Проверка работающих над переходными и непереходными глаголами. ДОСКА!

Как доказать, что в первой колонке переходные глаголы?

(могут сочетаться с существительными, местоимениями числительными в винительном падеже без предлога)

Образуйте с ними словосочетания.

    Неправильное употребление видов глагола может повлечь за собой появление речевых ошибок. Это случилось с автором небольшого рассказа про Кота и Пса. Не найти им дорогу из леса домой, пока мы ошибки не исправим.

Карточка № 2 (прилагается к конспекту урока)

Читаю текст.

Сделаем это самостоятельно в тетрадях.

Чтение текста после исправления.

ФИЗПАУЗА.

    Новый материал.

Послушаем стихи поэтессы Людмилы Татьяничевой.

Он энергичен, многолик,

Он действовать привык.

Необходим он – вот в чем соль !

(Особый вес, острота)

Я говорю ему: глаголь!

Глагол – существительное,

Глаголь – глагол!

Означает – говори.

Глаголать – говорить (устаревшее).

А пословицу назовете, где это слово есть?

(Устами младенца глаголет истина ). Синоним правда.

    У нас в гостях далеко не младенцы, но их устами сейчас будет «глаголать» истина, тем более, что они подданные его Величества Глагола – это его наклонения.

Но у нас не зрительный зал, а научная аудитория, поэтому вам предстоит послушать подданных и сделать выводы о том, что обозначают глаголы 3-хнаклонений в нашем языке.

МОНОЛОГИ НАКЛОНЕНИЙ .

Повелительное, изъявительное, условное.

    Спасибо посланникам. А теперь попробуем их замысловатые речи положить на научную основу.

А) Глаголы какого наклонения обозначают действие, которое происходило, произойдет или происходит? (изъявительное)

Б) Какое наклонение указывает на действие, которое может совершиться при определенном условии? (условное)

В) Глаголы какого наклонения выражают побуждение к действию? (повелительное)

    УЧЕБНИК поможет нам ближе познакомиться с изъявительными наклонениями.

Стр. 175, пар. 82 учебника.

    Запишем словосочетания, определим формы глагола по образцу.

Падает (I спр, изъяв. Накл., наст. Время, 3 л.,ед. число)

Медленно; стелется по земле; вынесем санки; вспоминаем прогулку.

Еще раз увидели, что глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.

    Упр. 458 с учителем.

    Упр. 459 самостоятельно.

    ИТОГ УРОКА.

    Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра «Вьюжный февраль». Указать время глаголов.


Укажите переходные глаголы

Списать предл..жение, изл..гать мысли, подчеркнуть су(ф,фф)икс, сделать сл..жение цифр, прик..саться к печке, зап..реть квартиру, ра(с,сс)т..лать скатерть, к..снуться вопроса, не увидел ошибки, заг..раем на пляже, заг..релась з..рница, распол..гать временем.


Наклонение глагола

изъявительное

повелительное

(действие реальное, есть формы времени): знаю, знал, буду знать

(просьба, приказ): а) отрежь

б)расскажите

условное

(действие возможное): знал бы


Я – изъявительное наклонение. Я живу с вами в повседневной жизни. Обозначаю действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.

Я говорю, говорил, буду говорить или скажу.


Заполните таблицу, выписав из стихотворения глаголы и образовав три времени.

Начальная форма

читал

Настоящее время

Будущее время

читаешь

прочитаем

Шуметь, бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать,

Шить, жить, свистеть и петь.


Найдите глаголы изъявительного

наклонения

Бушу..т море. Стремительно мча(т, ть)ся тучи. В их разрывах проглядывал..т луна. Лунный свет пронизывал напоенный влагой воздух. Блестит и переливае(т, ть)ся серебром вода на пр..брежных камнях. И скоро выр..стут из тёмной глубины моря таинстве(н, нн)ые силуэты скал.


Выберите в предложениях глаголы изъявительного наклонения будущего времени.

1. В бочке с дождевой водой у крыльца поселилась лягушка.

2. Ласточки летают над самой землей.

3. О том, что зима не за горами, расскажет первый осенний иней. Он густо опустится на ступеньки крыльца, на крышу дома, пока в туманном дыму октябрьского утра не покажется солнце.

4. В серой пелене тонут стволы деревьев, расплываются полевые и озерные дали.


Выберите глаголы в изъявительном наклонении.

1. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу

2. Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари.

3. Гори, звезда, моя не падай. Роняй холодные лучи.

4. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.

5. И мне в окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы.

6. Я не хотел бы стать грозой, в ней слишком – слишком много грома. Я б лучше сделался росой, ей счастье тихое знакомо.