Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Хусаиновой Е.В.,

при секретаре Куликовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-680 по иску Колесниковой Л. М., Колесникова С. Г. к Администрации городского округа Новокуйбышевск о признании права на разделение очереди на получение жилищного сертификата вынужденного переселенца с сохранением первоначальной даты включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Колесникова Л.М. и Колесников С.Г. обратились с иском к Администрации г.о.Новокуйбышевск о признании права на разделение очереди на получение жилищного сертификата вынужденного переселенца с сохранением первоначальной даты включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, указывая, что они получили статус вынужденных переселенцев, после чего, обратились в Администрацию г.о.Новокуйбышевска с заявлением на получение жилищных сертификатов, и были включены в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. 12 лет назад они - мать и сын, составляли одну семью и были включены в очередь вынужденных переселенцев на получение жилищного сертификата как одна семья. В настоящее время они не являются одной семьей, проживают отдельно друг от друга, ведут раздельное хозяйство. Колесников С.Г. создал свою семью. В связи с изменившимися обстоятельствами, 17.12.2012 года они обратились с письменным заявлением в Администрацию г.о.Новокуйбышевск о разделении очереди на две отдельные с сохранением первоначальной даты включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в виде предоставления социальной выплаты, удостоверяемой жилищными сертификатами. Однако, Администрация г.о.Новокуйбышевск отказала им в разделении очереди, сославшись на «пробел в законодательстве» по вопросу деления очереди вынужденных переселенцев, а также на разъяснения Министерства регионального развития от 18.02.2008 года, согласно которым, данный вопрос должен решаться в судебном порядке. Считают, что в соответствии с п.п. «б» п.17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года, они имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой жилищными сертификатами, по раздельным очередям, поскольку оба обладают статусом вынужденного переселенца, не являются членами одной семьи, проживают раздельно, иного жилого помещения в собственности не имеют. На основании изложенного, просили признать за ними право на разделение очереди в списке «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» на получение государственного жилищного сертификата как участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и обязать Администрацию г.о.Новокуйбышевск разделить очередь Колесниковой Л.М. и Колесникова С.Г. на две отдельные очереди с момента первоначальной постановки на учёт - с.

В судебном заседании истец Колесникова Л.М. поддержала исковые требования по выше изложенным основаниям, и пояснила, что они приехали в Российскую Федерацию из Казахстана, где их семья имела свой дом, который продали, деньги поделили между детьми. В мае 2000 года они получили статус вынужденного переселенца. она обратилась в Администрацию г.о.Новокуйбышевск с заявлением о включении её в список лиц, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, на получение государственного жилищного сертификата. Постановлением Главы г.о.Новокуйбышевск от 21.12.2001 года их семья в количестве 3-х человек: она, муж и несовершеннолетний сын были включены в список «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» на получение государственного жилищного сертификата как участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». её муж умер. Ранее они все проживали по адресу: . В 2008 году ей, как ветерану труда, и её отцу – ФИО1, как ветерану ВОВ, по договору найма специализированного жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения «Дом ветеранов» было предоставлено жилое помещение по адресу: . Они с отцом переехали жить по указанному адресу, а сын остался проживать по-прежнему адресу вместе с семьей старшего брата. В 2009 году отец получил сертификат на приобретение жилья, как участник ВОВ, и купил однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: . Однако, продолжал проживать вместе с ней в Доме ветеранов, так как не мог передвигаться самостоятельно и нуждался в уходе. отец умер. Наследниками по завещанию после смерти ФИО1 являются она и два её брата. С 2008 года они с сыном проживают раздельно, общего хозяйства не ведут, сын создал свою семью. Несмотря на то, что брак сына не зарегистрирован в органах ЗАГС, он фактически перестал быть членом её семьи. На один жилищный сертификат социальная выплата составляет 1060000 рублей, на состав семьи из 2-х человек – 1200000 рублей. Этих денежных средств недостаточно для приобретения двух квартир: для неё и для сына, поэтому она просить разделить очереди на получение жилищного сертификата вынужденного переселенца с сохранением первоначальной даты включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истец Колесников С.Г. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным истцом Колесниковой Л.М., подтвердив, что с 2008 года он проживает отдельно от матери по адресу: , со своей девушкой. Их брак не зарегистрирован в органах ЗАГС из-за отсутствия финансовых средств. Кроме него и его девушки по указанному адресу проживают жена и дочь его старшего брата, который уехал на заработки в. Он лично не обращался в Администрацию г.о.Новокуйбышевск с заявлением о включении его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку уже состоял в очереди как вынужденный переселенец вместе с матерью.

Представитель Администрации г.о.Новокуйбышевск Негорожина А.Г., действующая на основании доверенности от, исковые требования Колесниковых Л.М. и С.Г. не признала, поскольку действующим законодательством не предусмотрено разделение очереди на получение жилищного сертификата вынужденного переселенца и пояснила, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан. Датой постановки на учет считается дата подачи заявления. Колесников С.Г. с заявлением о постановке его на учет в качестве вынужденного переселенца, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в Администрацию г.о.Новокуйбышевск не обращался. Включение его в указанный список может затронуть права других очередников. Состав семьи Колесниковых не изменился, и когда подойдет их очередь, они получат жилищный сертификат на одну семью из двух человек, а не каждый в отдельности. В случае обращения Колесникова С.Г. с заявлением о включении его в список лиц, признанных вынужденными переселенцами, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и представления необходимых документов, он будет включен в указанный список со дня подачи заявления, а его мама – со дня подачи её заявления, то есть с.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает иск Колесниковой Л.М. и Колесникова С.Г. к Администрации г.о.Новокуйбышевск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Колесникова Л.М. и Колесников С.Г. получили статус вынужденных переселенцев на основании решения миграционной службы Самарской области от, что подтверждено удостоверениями вынужденного переселенца, выданными: - на имя Колесниковой Л. М., и – на имя Колесникова С. Г..

Постановлением Главы г.Новокуйбышевск от 21.12.2001 года Колесникова Л.М. и члены её семьи (всего 3 человека) включены в список «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» на получение государственного жилищного сертификата как участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на основании личного заявления Колесниковой Л.М. от.

Колесникова Л.М. обратилась с письменным заявлением в Администрацию г.о.Новокуйбышевска о разделении очереди на две отдельные с сохранением за Колесниковым С.Г. первоначальной даты включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в виде предоставления социальной выплаты, удостоверяемой жилищными сертификатами – с.

Из письма первого заместителя Главы г.о.Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцева В.К. от 28.12.2012 года следует, что в удовлетворении заявления Колесниковой Л.М. отказано, поскольку семья Колесниковых была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как единая семья, в сводный список вынужденных переселенцев включена с составом семьи 2 человека, и разделение очереди не предусмотрено действующим законодательством.

В соответствие с п.п. «ж» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы, имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Колесниковой Л. М., Колесникова С. Г. к Администрации городского округа Новокуйбышевск о признании права на разделение очереди на получение жилищного сертификата вынужденного переселенца с сохранением первоначальной даты включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено: 27.05.2013 года.

Председательствующий (Е.В. Хусаинова)

Суд:

Новокуйбышевский городской суд (Самарская область)

Истцы:

Колесников С.Г.
Колесникова Л.М.

Согласно ст.33 Жилищного Кодекса граждане России имеют право войти в список учёта очередников на получение жилья и получить его от государства, если они соответствуют определённым критериям и нуждаются в получении квартиры.

Обеспечение нуждающихся жильём проходит в порядке строгой очерёдности.

Право получить квартиру от государства гражданин приобретает с того момента, когда подаётся заявление. При нарушении порядка очереди, можно написать исковое заявление в суд.

Примечательно, что обратиться в суд сам гражданин не может. По закону это могут сделать властные органы и правовые учреждения.

Кто получает жильё в первую очередь

Первоочередное право получить жилплощадь определяется ст.36 Жилищного Кодекса.

Таким правом обладают:

  • инвалиды Великой Отечественной войны;
  • участники боевых операций, сотрудники силовых органов;
  • Герои России, награждённые Орденами Славы, «За службу Родине в Вооружённых силах», Герои Труда;
  • семьи пропавших без вести в годы войны или в других боевых операциях на территории РФ или другого государства;
  • лица, имеющие тяжелые хронические заболевания (вписаны в ЖК РФ). Например, псориаз, тяжкие психические заболевания, туберкулёз, тяжёлые формы бронхиальной астмы;
  • работники полиции, таможни;
  • члены семей военнослужащих, если они погибли, исполняя свой служебный долг;
  • инвалиды 1, 2 группы, получившие инвалидность в результате боевых и гражданских операций или по врождённому заболеванию;
  • ветераны отраслей ЖКХ, долго проработавшие на одном месте;
  • врачи, педагоги, другие специалисты, которые приглашены учреждениями населённых пунктов;
  • матери – героини, одинокие матери, многодетные семьи, при рождении двойни, тройни.

Этот список первоочередников далеко не полный. Закон прописывает возможности перевода из общей очереди в этот список.

Кто обладает правом на жилье без очереди

В России существует единый список нуждающихся в жилье или улучшении жилищных условий.

Он состоит из трёх списков, совершенно не связанных друг с другом:

  • люди с первоочередным правом на получение жилья;
  • внеочередники;
  • очередники на общих основаниях.

Этот порядок обеспечения квартирами никогда не нарушается. Даже если кто-то имеет особые достижения перед государством или остро нуждается в крыше над головой.

На внеочередное право могут претендовать:

  • при утере любого вида жилья в результате стихийных бедствий;
  • выпускники детдомов, интернатов, достигшие совершеннолетия;
  • сироты, бывшие на попечении, при достижении ими 18 лет;
  • специалисты, работающие по направлению далеко от места проживания;
  • судьи, работники прокуратуры, участковые инспектора обеспечиваются благоустроенным жильём не позднее, чем через 6 месяцев;

Инвалиды, пенсионеры, выписанные из лечебных учреждений и не имеющие крова, также обладают правом получить квартиру без очереди. Или можно возвратить им прежнее жильё, если оно соответствует нормам.

Что такое общая очередь

Общая очередь включает список тех лиц, которые не имеют приоритета среди других очередников.

Но всё же она не охватывает всех желающих вступить в очередь на муниципальную квартиру.

Критерии постановки в общую очередь:

  • ценз осёдлости — 5 лет;
  • отсутствие действий по ухудшению своих жилищных, материальных условий: продажа, обмен, тунеядство.
  • нуждаемость подтверждена документами из управления социальной защиты;
  • семьи, нуждающиеся в социальной поддержке, малоимущие, многодетные;
  • инвалиды, у которых нет собственной жилплощади.

Последними пунктами списка идут граждане, у которых жилплощадь не соответствует нормам (6 м 2 на одного).

Кто может получить жилье

Граждане России обладают правом получить льготное жильё, улучшить условия проживания.

Иностранец не может претендовать на государственную квартиру, независимо от того, одинокий это человек или семья.

Лицам, не имеющим гражданства, также не положена жилплощадь от государства. Если семья смешанная, то заявление рассматривается согласно нормам, принятым в регионе проживания.

Вступить в очередь на получение жилья вправе:

  • лица, признанные малоимущими местными органами социальной защиты;
  • семьи с недостаточным количеством квадратных метров в расчёте на каждого человека;
  • имеющие ценз осёдлости (ценз осёдлости – это постоянная регистрация на территории данного муниципального органа) не меньше 5 лет, в Москве – 10 лет.

Жильё предоставляется государством через по отношению к социально незащищённым категориям населения. Сюда относятся малоимущие и нуждающиеся.

Получить квартиру могут те, кто претендует и соответствует критериям предоставления жилья. Своё соответствие нужно подтвердить, предоставив документы. Каждый регион имеет свои критерии, которые составляются на основе унифицированных для всей страны.

Продвижение по очереди проходит под строгим наблюдением за материальным положением семьи. Члены комиссии должны смотреть за изменениями семьи. В Москве критерии очень сильно сжаты, а власти Санкт-Петербурга расширили и добавили новые категории.

Как формируется список очередников

Каждый орган муниципальной власти имеет департамент жилищной политики при исполкоме. Именно туда нужно обратиться с документами.

Работник должен проверить наличие всех необходимых документов, проконтролировать их правильность, соответствие нормам. При необходимости проводится консультация.

Пишется заявление и вместе с документами сдаётся члену административной комиссии, уполномоченной проверить возможность или невозможность внесения в списки. Вопрос рассматривается в течение месяца. Претендент получает решение комиссии с согласием или отказом.

При формировании бюджета выделяются средства, а также определённое количество фондов по каждому направлению с учётом потребностей каждой группы граждан. Запрещено перемешивать средства в пользу одной из очередей за счёт другой.

Гражданин не может получить квартиру из другого списка, если он уже состоит в другой очереди.

Полезно знать: недопустимо решать жилищные вопросы внеочередников за счёт общей очереди. При обнаружении таких нарушений, ордер становится недействительным, договор социального найма признаётся ничтожным и аннулируется.

В каких случаях вносятся изменения

Внести изменения в списки очередников возможно только по очень веским причинам. Например, если заявитель грубо нарушает свои трудовые обязанности.

За это можно сместить очередь на несколько пунктов, но вычеркнуть человека никто не имеет права.

Даже если он замечен в совершении хулиганских действий, нетрезвом состоянии, нарушениях трудовой дисциплины, хищениях. Исключением является привлечение его к уголовной ответственности

Может быть продвижение по списку в обратном направлении. Например, очередник передаёт свое жильё муниципалитету, чтобы получить новое. Эта процедура проводится при подаче этим гражданином заявления.

Очередь может быть нарушена при наличии очень веских причин: например, если произошли стихийные бедствия или катастрофы техногенного характера, приведшие к разрушению домов. В этом случае жильё будет предоставлено пострадавшим, даже если они не состояли в списке очередников.

Получение квартиры от государства считается хлопотным и нерациональным делом. Многие люди уверены, что это невозможно, и не обращаются за помощью, даже если формально соответствуют критериям. Этого не стоит делать.

С одной стороны, право на жильё прописано в Основном Законе России. Реализовать его имеет право каждый гражданин. С другой стороны, факт нахождения в очереди может оказаться полезным для получения субсидий при покупке в будущем жилья.

Смотрите видео, в котором разъясняется, как встать в очередь на жилье:

Особенно тяжело решать жилищные вопросы. В таком случае неплохим решением станет становление в очередь на .

Раздел очереди на жилье при расторжении брака

Очередь на жилье предоставляется нуждающимся семьям, чьи жилищные условия не соответствуют необходимому минимуму. Так, на каждого, кто проживает на указанной в документах площади, должно приходиться не менее восемнадцати квадратных метров.

В случае развода, приоритет на получение недвижимого имущества будет отдаваться члену семьи, у которого:

  • нет собственного жилья в собственности;
  • нет средств для приобретения недвижимости;
  • , не достигшие совершеннолетия.

При этом бывший супруг может получить компенсацию в денежном эквиваленте, ведь он тоже будет являться собственником доли нового жилья.

В некоторых случаях супруг может отказаться от своей доли добровольно, тогда право на владение новой квартирой закрепится за другим супругом и детьми.

Как оформить документально отказ супруги от прав на квартиру?

В довольно редких случаях супруг готов отдать имеющуюся долю без споров и притязаний. В таких ситуациях свой отказ необходимо заверить документально.

Существует несколько различных вариантов, к которым может обратиться семья:

  • . Подходит только тем семьям, которые готовы разводиться мирно. В подобном документе прописана полная информация об имуществе, нажитом в браке, а также о закрепленных долях;
  • отказ . Лучшим вариантом станет письменная форма. Подходит к ситуациям, когда один из членов семьи не заявляет права на недвижимость, купленную в браке на совместные средства. Можно заверить такой отказ , это упростит задачу и избавит распавшуюся ячейку общества от последующих конфликтов;
  • . Заключается в том случае, если дело доходит до суда. Каждая сторона имеет право договориться о размере своей доли;
  • . Если же не удалось разрешить конфликт мирно, можно обратиться с жалобой в суд. По его решению будет заключен договор, в котором будут указаны доли, на которые могут рассчитывать супруги.

В случае, если размер долей одной из сторон превышает половину от всей квартиры, она обязуется выплатить компенсацию второй стороне конфликта.

Сохранения права очереди на жилье после развода

Если молодожены рассчитывают получить материальную помощь на приобретение жилья, то расставание добавит немало хлопот.

Добиться бесплатного жилья от государства всегда было делом сложным и хлопотным. Сегодня гарантированное ст.40 Конституции РФ право на жилье малоимущих россиян реализуется через предоставление помещений по договору соцнайма в порядке квартирной очереди. Многие считают иллюзорной возможность обрести желанное обиталище за государственный счет. Даже в условиях, когда они формально удовлетворяют требованиям, люди не оформляются на квартирную очередь.

Отказ от предоставленной государством возможности нерационален. Факт нахождения на квартирном учете может сыграть на руку не только при получении соцжилья, но и в случае самостоятельной покупки недвижимости. Существует множество федеральных и региональных программ, предполагающих:

  • субсидирование государством покупки недвижимости (до 30% стоимости);
  • программы социальной ипотеки с льготной ставкой и длительным периодом выплаты;
  • предоставление рассрочки и другие выгоды.

Кого принимают на квартирную очередь в 2019-2020 году?

Согласно ст.49 Жилищного кодекса РФ, социальное жилье положено малообеспеченным россиянам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Существует несколько предпосылок постановки на квартирный учет:

  1. Гражданство РФ – принципиальное требование к претендентам на жилье по договору соцнайма (п.5 ст.49 ТК РФ). Правила постановки на учет «смешанной» семьи варьируются в регионах. Но если речь идет об одиноком иностранце либо семье иностранцев/лиц без гражданства, о том, чтобы получить социальное жилье, нечего и думать;
  2. Констатация статуса малоимущего в управлении соцзащиты по месту жительства;
  3. Потребность в улучшении бытовых условий из-за недостатка квадратуры либо полного отсутствия собственной жилплощади;
  4. Ценз оседлости от 5 лет (в Москве – 10 лет). Учитывая тот факт, что обеспечение жильем проводится за счет бюджетов субъектов федерации, требование о ПМЖ с регистрацией на его территории выглядит обоснованно;
  5. Отсутствие на протяжении последних 5 лет до дня постановки на учет намеренных действий, которые бы ухудшили уровень обеспеченности заявителей жильем (например: регистрация в квартире чужих людей, обмен большей квартиры на меньшую).

Получение статуса малоимущего

Перед тем как встать на очередь на квартиру, нужно обратиться в местное управление соцзащиты за статусом малоимущих. Предварительно оценить свое соответствие категории «малоимущий» достаточно сложно. Да и сама она, согласно ТК РФ, применяется только «в целях настоящего Кодекса». В практической плоскости это означает, что зарплата взрослых членов семьи на уровне МРОТ или получение соцпособий по малообеспеченности не гарантирует причисления к малоимущим. И наоборот, если у родителей достаточный доход, но нет имущества и несколько детей, на очередь их могут принять.

При обращении за искомым статусом сотрудники собеса принимают во внимание:

  • совокупные официальные доходы членов семьи (заработная плата, алименты, рента, доход с депозита и т. п.);
  • стоимость их собственности (жилой и нежилой недвижимости, земельного участка, ТС, самоходных машин и тракторной техники).

Перечень значительного имущества чиновники будут выяснять на основании сведений от имущественно-регистрационных органов. Поэтому иномарка, купленная по доверенности, формально собственностью не является, а о бытовой технике или золотых украшениях речь вообще не идет. Собирать и носить справки придется заявителю. Например, относительного земельного участка потребуется выписка о кадастровой стоимости, относительно транспортного средства – справка ГИБДД о наличии/отсутствии и экспертная оценка. Весь предоставленный пакет документов будет тщательно проверяться.

Исходя из полученных данных, сотрудники собеса рассчитывают, сможет ли семья самостоятельно купить квартиру за 20 лет. Для этого они:

  • вычисляют сумму свободных средств, отнимая от совокупного месячного дохода семьи прожиточные минимумы на каждого ее члена;
  • полученную цифру умножают на 12 (месяцы года) и на 20;
  • к результату подсчетов прибавляют стоимость всего имущества семьи;
  • сравнивают полученную сумму с расчетной стоимостью жилья соответствующей квадратуры по региону.

Если оказывается, что за 20 лет заявители не смогут купить недвижимость самостоятельно, подтверждается статус малоимущего, о чем заявителям высылается письменное извещение.

Основания признания нуждающимися в улучшении бытовых условий:

  • Отсутствие жилплощади, когда гражданин:
  1. не является супругом или ребенком владельца жилой недвижимости или нанимателя социального жилья.
  2. не является нанимателем по договору соцнайма или найма помещений фонда социального пользования;
  3. не имеет жилья в собственности;
  • Обеспечение жилплощадью менее учетной нормы, установленной региональными властями (для Москвы это 10 кв.м. для отдельных квартир и 15 кв.м. – для помещений, где сожительствуют несколько семей или поколений родственников).
  • Обитание в недвижимости, не соответствующей техническим, санитарно-гигиеническим нормам (нежилая, аварийная, ветхая, подлежащая сносу) независимо от квадратуры.
  • Вынужденное сожительство с больным, страдающим тяжелой или заразной формой хронической болезни, общее проживание с которым невозможно по медицинским показаниям. Перечень заболеваний установлен правительством и включает, к примеру, активную форму туберкулеза, гангрену, психические расстройства, эпилепсию с припадками.

Как встать на учет?

Имея на руках позитивное заключение от райсобеса, необходимо обратиться в окружное Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда со следующим пакетом документов:

  • заявление о постановке на учет за подписью всех членов семьи на стандартном бланке;
  • документы, удостоверяющие личность заявителя (общегражданский паспорт, свидетельство о рождении);
  • идентификационные коды;
  • свидетельство о заключении/расторжении брака;
  • справка из Единого кадастра объектов недвижимости с указанием наличия/отсутствия у заявителей жилья в собственности;
  • справка из территориального органа ФНС о доходах, выписки с банковских счетов финансовых учреждений о движении средств;
  • при наличии – документы, подтверждающие льготы.

Приведенный перечень включает общепринятые документы. Их истребуют при постановке на учет у любой категории заявителей – и у молодой семьи, и у матери-одиночки. В зависимости от конкретной ситуации и региона он может дополняться другими документами.

Решение о постановке на учет принимается на протяжении календарного месяца. В случае успеха семья становится претендентом на минимально обязательные 18 кв.м. муниципальной жилплощади на душу – таков общегосударственный стандарт.

Тем, кто встал на очередь, сведения о неизменности материального положения и сохранении потребности в улучшении бытовых условий придется подтверждать ежегодно.

В рамках нашего сайта действует специальное предложение - вы можете быстро получить консультацию профессионального юриста совершенно бесплатно, просто заполнив форму ниже.

Многим известно такое понятие как разделение очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С внесением изменений в жилищное законодательство в данном вопросе также произошли изменения.

Законодательством предусмотрено, что по письменному заявлению граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе по месту жительства, государственном органе, другой организации по месту работы или службы может производиться разделение очереди членов семьи, а также бывших членов семьи.

Самые существенные изменения произошли в отношении совершеннолетних детей, которые при разделении очереди, теперь будут приниматься на отдельный учет не с даты принятия их на учет в составе семьи родителей, как это было ранее, а с даты наступления совершеннолетия.

Исключения составляют случаи эмансипации, то есть когда несовершеннолетний признается полностью дееспособным (способным своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать обязанности и исполнять их) по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - по решению суда, иными словами, уравнивается в правах с совершеннолетними гражданами, а также в случае вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста.

В такой ситуации они будут приниматься на учет с даты принятия решения об эмансипации или вступления в брак.

Ранее предусматривалось, что каждый совершеннолетний член семьи вправе заявить о разделе очереди с родителями, если они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с периода постановки на эту очередь родителей, но не раньше даты рождения.

Согласно статистике, именно в результате такого раздела в последние годы очередь существенно увеличивалась, что и привело к необходимости внесения изменений в этот вопрос.

Например, родители стояли на очереди с 1990 году. В том случае, если ребенок родился, предположим, в 1990 году и в 2008 он достиг совершеннолетия, он мог разделить очередь с родителями и быть принятым на отдельный учет с 1990 года - то есть, года рождения.

Если же, ребенок родился, предположим, в 1993 году и достигнет совершеннолетия в 2011 году, то на отдельный учет он сможет быть принят с 2011 года, то есть, когда ему исполнится 18.

Соответственно, теперь придется выбирать: либо разделить очередь и ждать еще полтора десятка лет, либо получить жилье с родителями.

Таким образом, при разделении очереди каждый из членов семьи, а также бывших членов семьи имеет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени принятия его на такой учет в составе семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не ранее наступления совершеннолетия.

Согласно данному положению, при разводе после раздела очереди, второй очередник имеет право стать на очередь по месту своей регистрации с той даты, когда супругов ставили на учет вместе.

Но и тут есть нюансы.

Допустим, муж и жена, состоявшие в браке, стали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Под воздействием определенных жизненных обстоятельств им пришлось развестись.

По статистике, дети в данной ситуации, как правило, остаются с матерью. В данном случае, мама и ребенок являются семьей, а женщина, не вступившая после развода в новый брак, имеет по закону все основания основание остаться на учете с момента принятия.

Что касается бывшего мужа, то он будет снять с учета, если обеспечен жильем по норме.

Например, 2005 году супруги стали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как впервые вступившие в брак. Через два года они развелись, и в результате очередной сверки бывшего мужа сняли с очереди из-за отсутствия оснований быть признанным в улучшении жилищных условий.

Несмотря на то, что в соответствии с законодательством предусмотрено разделение очереди, при отсутствии оснований стоять на очереди нуждающихся, с очереди могут снять. Так, при постановке на учет, было основание: впервые вступивший в брак, после развода оно отпало.

Если бы имелись иные основания, например, проживание в квартире, где на каждого приходится менее 15 квадратных метров, или жилье признано несоответствующим санитарным и техническим требованиям и т.д., бывший супруг мог бы состоять на учете.

Если же оснований нет — значит, с очереди человека снимают.

Отмечу еще один момент: член семьи или бывший член семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации по месту работы или службы, имеет право на разделение очереди с момента трудоустройства или поступления на службу в данный государственный орган или другую организацию.

Предположим, что супруги состоят на учете в Витебске по месту работы мужа. В таком случае при расторжении брака супруга сможет разделить очередь по месту работы мужа, только если она работает на том же предприятии в Витебске.

Иначе, ей придется обращаться для постановки на учет по месту жительства.

VELVET: Ольга Богадевич