2.1. Организация внутреннего аудита

Внутренний аудит важный инструмент руководства предприятия для оценки эффективности и надежности систем внутреннего контроля и управления рисками компании, для анализа и оценки степени достижения компанией поставленных целей и задач.

В ходе увеличения масштабов деятельности организации структура управления, разделяющая административный аппарат и уровни управления, реализующая рабочие программы, становятся более многоступенчатой. Это усиливает сложность обмена информацией и вероятность принятия различными звеньями противоречивых управленческих решений. При этом затрудняется контроль со стороны высшего руководства, что значительно увеличивает число ошибок и злоупотреблений.

Это функция профессионалов, часто в отдельном и независимом ведомственном подразделении организации, которые имеют глубокое понимание культуры бизнеса, систем, процессов и процедур, относящихся к конкретной организации. Почему организация должна иметь внутренний аудит?

Ожидается, что внутренние ревизоры представят рекомендации по улучшению в тех областях, где выявлены возможности или недостатки. Хотя руководство несет ответственность за внутренний контроль, деятельность по внутреннему аудиту дает гарантию руководству и комитету по аудиту, что внутренние средства контроля эффективны и работают по назначению. Деятельность по внутреннему аудиту возглавляет Директор, который определяет сферу деятельности, полномочия и независимость отчета. Аналогичным образом, эффективная деятельность по внутреннему аудиту может обеспечить гарантии для других заинтересованных сторон, таких как регулирующие органы, сотрудники, финансовые партнеры, грантовые организации и доноры.

Главным органом управления считается совет директоров, который назначается общим собранием акционеров. Совет одобряет стратегию развития бизнеса, осуществляет контроль за работой руководства и несет за него ответственность перед акционерами. Ему присуще исполнительное руководство, которое отвечает за исполнение стратегии бизнеса, обеспечение ежедневного выполнения операций, установление процедур контроля и внутренних правил, несет ответственность за результаты деятельности компании. А служба внутреннего контроля при исполнительном органе осуществляет проверки с целью достоверности обеспечения совета директоров и исполнительного руководства в том, что установленные процедуры контроля выполняются, а риски управляются адекватно. Согласно международной практике внутренний аудит является независимым.

В целом годовой план аудита разрабатывается Директором для рассмотрения старшим руководством и Советом попечителей. Годовой план будет включать мероприятия, которые должны выполняться каждый год по внешним финансовым соображениям и требованиям правительства и академической ассоциации. Другие виды деятельности выбираются случайным образом и на основе ротации на основе анализа факторов риска, значительного изменения в операции, времени от последнего аудиторского обзора или по просьбе административного персонала и руководителей.

Директор будет сообщать в департамент, когда и когда должен быть начат аудит, и организует встречи для обсуждения сферы и целей аудита с администраторами и персоналом. Как правило, процесс аудита завершается в течение шести месяцев, а чаще всего через несколько недель. Определенно определить трудно, поскольку период времени зависит от сферы охвата обзора и рассмотрения соответствующих систем, записей и доступа персонала, которые могут быть задействованы.

Эффективность контроля и анализа финансовой и хозяйственной деятельности компании зависит от правильной организации внутреннего аудита. Принимая решение о его создании, руководству предприятия необходимо правильно регламентировать деятельность внутренних аудиторов. Так, данный отдел должен являться неотделимой частью компании, действовать в соответствии с ее правилами и распорядком, осуществляя независимую экспертизу всех процессов для их анализа и оценки.

Целью внутреннего контроля и процедур является снижение риска. Разработка и разработка управленческого контроля в операциях на ранней стадии - это наиболее экономичное и эффективное использование ресурсов. Аудиторы не хотят проводить аудит систем, которые, как известно, не функционируют; их роль заключается в том, чтобы давать рекомендации и рекомендации, а не просто сообщать о очевидных или известных проблемах, а укреплять способность подразделений выполнять свои оперативные и административные цели.

Вы можете сообщить о своих проблемах своему руководителю, директору внутреннего аудита или Департаменту общественной безопасности. Отдельные лица могут также встретиться с Омбудсменом Университета, чтобы дискретно обсудить проблемы. Тем не менее, самый популярный и простой способ сообщить о подозрительных действиях - использовать горячую линию по этике.

Главные задачи отдела – оказывать помощь сотрудникам компании в качественном выполнении их обязанностей, содействовать руководству в поиске лучших путей использования производственных и человеческих ресурсов и выявлении дополнительных резервов организации для увеличения производительности и прибыльности производства. Для этого внутренние аудиторы обязаны предоставлять отчеты о проделанной работе, содержащие общую информацию об объекте, анализ, оценку и рекомендации по ликвидации выявленных недостатков.

Пожалуйста, обратитесь на домашнюю страницу веб-сайта внутреннего аудита и ссылку, указанную на правой стороне, обозначенную. Надзорный контроль; то есть происходит сразу после события или транзакции Контроль надзора; то есть происходит вскоре после события или транзакции. Контроль выполнения; т.е. во время события или транзакции. . Как Внутренний аудит сохраняет свою независимость и объективность?

Внутренние аудиторы подчиняются этическим нормам, установленным их профессиональными ассоциациями, и в соответствии со стандартами профессиональной практики, разработанными Институтом внутренних аудиторов. Аудиторы проводят специальную подготовку в своей области, а профессиональные полномочия следуют за отдельным аудитором, а не организацией. Эти люди серьезно относятся к своей профессиональной репутации и честности. Независимость также достигается за счет того, что ревизионный отдел является отдельным ведомственным подразделением и редко является частью той же структуры рассматриваемой группы.

Служба внутреннего аудита проникает в функции управления, организационную деятельность предприятия, снабжает информацией о качестве управленческой деятельности, представляет руководству данные анализа, финансовые прогнозы о проверяемых объектах, рекомендации, советы.

Отдельные направления деятельности отдела внутреннего аудита на предприятии зависят от целей создания отдела, размеров, организационной структуры, масштабов и видов деятельности организации.

Независимость важна для эффективности функции аудита. Сам процесс аудита также обеспечивает справедливость и объективность. Существует входная конференция с теми, кто хорошо осведомлен об операциях и кто разрешает действия, чтобы внести ценный вклад в отношении обзора направления и аудита. Полевые работы будут проводиться посредством тестирования и анализа, собеседований и обсуждений с сотрудниками и персоналом. Также будут рассмотрены внешние исследования, когда это применимо. Любые недоразумения или неверное истолкование фактов можно решить в это время до того, как будет выпущен официальный отчет о проверке.

Порядок осуществления работы отдела должен быть закреплен в соответствующем регламентном документе, где бы указывались сроки проведения проверки, программа проведения проверки, лица, ответственные за предоставление информации, порядок составления отчетности по результатам проверки и перечень контрольных мероприятий, проводимых для устранения выявленных нарушений.

Что такое управление корпоративными рисками и какую роль в нем играет внутренний аудит? Управление корпоративными рисками - это процесс, разрешенный и поддерживаемый советом, руководством или другим персоналом предприятия для рассмотрения бизнес-стратегии на всем предприятии с целью выявления потенциальных событий, которые могут негативно повлиять на организацию в целом. Идентификация приводит к методам управления бизнес-рисками в рамках и в пределах своей толерантности к риску, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что эффективные непредвиденные обстоятельства или средства правовой защиты созданы для достижения ее основных целей и выполнения заявленной миссии.

Одним из главных условий эффективной работы отдела внутреннего аудита считается его независимость. Это обеспечено тем, что отдел работает на основании положения, утверждаемого руководством организации, и подчиняется только высшему руководству или собственнику. Следование этому условию делает службу внутреннего аудита относительно независимой от руководителей тех подразделений, работа которых проверяется.

В сегодняшней сложной бизнес-среде силосный подход к идентификации и смягчению последствий более не может быть адекватным для удовлетворения совокупных потребностей организации в целях смягчения системных рисков или проблем репутации. Внутренние аудиторы являются одним из многих менеджеров рисков в организации, чья работа связана с идентификацией, анализом и оценкой бизнес-рисков для старшего руководства.

Что, если у меня появятся дополнительные вопросы? Обратитесь непосредственно к Директору внутреннего аудита или к членам Группы риска. Директор по внутреннему аудиту тесно сотрудничает с директором по вопросам охраны окружающей среды, здоровья и безопасности, директором по управлению рисками и Управлением Генерального юрисконсульта по выявлению и управлению рисками для Университета.

Отдел внутреннего аудита осуществляет проверки в соответствии с планом-графиком проверок, который согласовывается с высшим руководящим органом организации, и утверждается председателем совета директоров (иным высшим должностным лицом). Отметим, что работа органов внутреннего аудита должна проводиться согласно программам конфиденциального характера.

Ассоциация сертифицированных экспертов по мошенничеству определяет профессиональное мошенничество как «использование своей профессии для личного обогащения путем преднамеренного злоупотребления или неправильного использования ресурсов или активов нанимающей организации». Элементы, присутствующие для сотрудника, совершающего мошенничество, включают в себя возможность, что физическое действие не является преступлением и оправдание целей в сравнении с средствами.

Мошенничество можно найти с помощью ряда методов. Для Университета важно, чтобы люди сообщали о подозрительных действиях или о «красном флаге», которое необычно или действие, которое варьируется от нормы. Красные флаги не указывают на вину или невиновность, но могут быть предупреждающими знаками, подлежащими расследованию.

Программа внутреннего аудита – это документальный план реализации отдельных мероприятий, содержащий цели и задачи, объекты контроля, источники информации, последовательность и сроки их осуществления, предусматривающий необходимые ресурсы, исполнителей, порядок их действий.

По каждой проверке отдел внутреннего аудита составляет и утверждает программу проведения проверки.

Какова роль внутреннего аудита в предотвращении, обнаружении и расследовании мошенничества? Аудиторы, сотрудники и руководство должны знать «красные флаги», чтобы отслеживать ситуацию и предпринимать любые корректирующие действия, если это необходимо. Когда что-то подозрительное идентифицируется, внутренние аудиторы могут помочь определить его влияние и оценить ситуацию с помощью финансового анализа, наблюдения или других методов для проверки и проверки слабости установленных контролей. Если обзор подтверждает потенциальное мошенничество, официальным расследованием часто является следующий шаг.

Организационное обеспечение и необходимые документы для проведения проверок осуществляются и предоставляются руководителями подразделений компании по требованиям отдела внутреннего аудита в установленный срок.

2.2. Требования к руководителям и сотрудникам внутреннего аудита и контроля. Ревизионные комиссии

Осуществление деятельности предприятия с целью извлечения прибыли требует от руководства максимального контроля за работой отдельных подразделений, отделов, цехов.

Документы, регламентирующие внутренний аудит

Если в обзоре обнаружена слабость или ошибка, аудитор может предпринять шаги для исправления этого процесса, и для предотвращения появления в будущем может быть реализована процедура или рекомендация по выполнению. Важно, чтобы специалисты, такие как Директор по внутреннему аудиту или сотрудники Управления Генерального Адвоката, участвовали в расследованиях, чтобы обеспечить надлежащие методы, и иметь возможность уведомлять другие ведомственные подразделения, которые могут нуждаться в участии, такие как Управление рисками, для отчетов о страховых претензиях или Департамента общественной безопасности, если действия считаются преступными по назначению.

У руководства предприятия есть выбор при организации контроля и ревизии на предприятии. Так, функции внутреннего финансово-экономического контроля может выполнять любой квалифицированный сотрудник, работающий на проверяемом предприятии (бухгалтерия, специальные службы внутреннего аудита, отдельные ревизоры). Также организация может привлекать для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешних аудиторов.

Бухгалтерия должна проверить

Организации, которые внедрили системы управления, внедрили в своей организационной практике один из самых ценных инструментов для обеспечения поддержания и улучшения качества в организации: аудит. Однако также следует сказать, что во многих организациях хорошие практики и энтузиазм, которые были включены в первые проверки, со временем потерялись.

В конце концов, во многих других организациях цель аудита была утрачена, и процедура, которая не добавила ценности для организации, была прекращена. Понятие «добавленная стоимость». Прежде всего, мы должны определить, что означает слово «значение». Если мы пересмотрим его определение в словаре, оно связано со словом «полезно», а это означает, что что-то, что «добавляет ценность», является «самым полезным». Правильный подход помогает компании задавать правильные вопросы для правильного планирования процессов.

От руководства организации зависят эффективность работы системы внутреннего контроля, его соответствие специфике деятельности предприятия. Следовательно, ответственность за работу системы внутреннего контроля возлагается на руководство предприятия.

Требования, предъявляемые к сотрудникам отдела внутреннего аудита.

Список использованных источников

Иллюстрация 1 Разница между подходом, который «добавляет ценность», а другой, который «не добавляет значения». Где сосредоточить аудит на «добавлении ценности». Аудит для повышения ценности должен помочь организации сосредоточиться на результатах и ​​тех элементах, которые могут поставить под угрозу его достижения для управления проактивно и нереакционно, старый подход к соблюдению недостаточен, чтобы помочь современной организации улучшить и расти. Чтобы сосредоточиться на результатах, руководители программ аудита и аудиторы должны рассматривать в качестве приоритета в осуществлении программ, которые проверяют, помимо оценки соблюдения.

Руководитель отдела обязан:

1) иметь высшее экономическое образование и аттестат профессионального аудитора;

2) иметь стаж работы в области аудита или в подразделениях внутреннего аудита не менее двух лет;

3) не иметь судимости;

4) знать работу всех подразделений.

Иные требования, предъявляемые к руководителю отдела, определяются должностной инструкцией. Сотрудники отдела обязаны:

Предоставлять обратную связь старшему руководству о способности организации достичь стратегических целей. выявить проблемы, которые, если они будут решены, улучшат работу организации. Какие элементы присутствуют в процессах, которые ограничивают их действия. определить возможности для улучшения и возможные области риска. Результаты, которые позволяют сосредоточиться на устойчивом управлении эффективностью и выявлении проектов улучшения. Действия по рассмотрению для улучшения аудита.

Этот этап имеет решающее значение, поскольку все, что не планируется, вряд ли произойдет в ходе аудита. Понимание потребностей организации и ее членов для аудита имеет решающее значение для выбора сферы охвата, методов и стратегии проведения аудита. В этом анализе следует учитывать конкретные риски организации, правовые требования и ресурсы для ее проведения. В документе описывается, что планирование должно учитывать.

1) иметь высшее экономическое образование;

2) стаж работы в области аудита или в подразделениях внутреннего аудита не менее одного года;

3) не иметь судимости;

4) знать работу подразделений, проверку которых осуществляют.

Иные требования, предъявляемые к сотрудникам отдела, определяются должностными инструкциями.

На предприятии применяют систему внутреннего контроля только в том случае, если затраты на функционирование системы меньше потерь, которые возникли бы при ее отсутствии. Известно, что проведение ревизии и внешнего аудита предполагает определенные расходы. Эти расходы можно сократить, если внутрихозяйственный контроль будет осуществляться службой бухгалтерского учета.

При проведении внутрихозяйственного контроля бухгалтерией организации выделяют три основных элемента:

1) среду контроля;

2) учетную систему;

3) процедуры контроля.

Добиться снижения риска в деловой и финансовой деятельности организации, а также в бухгалтерском учете поможет сочетание этих элементов.

Среда контроля – это действия руководства организации и ее собственников, которые отражают общее отношение к контролю, т. е. насколько важен контроль на предприятии. Существуют следующие элементы среды контроля: организационная структура, распределение обязанностей, работа с персоналом, стиль управления, влияние внешних факторов на контроль в организации. Эти элементы выделяют при оценке среды контроля.

Схема организации работы бухгалтерии как ревизионного органа довольно простая (рис. 1). Все отделы бухгалтерии находятся в подчинении у главного бухгалтера. А каждый отдел бухгалтерии проверяет работу соответствующих служб и структурных подразделений. Чем меньше количество уровней управления, тем выше эффективность проверок.

Рис. 1. Функционирование бухгалтерии как ревизионного органа

Использовать бухгалтерию в качестве ревизионного органа можно, если:

1) интересы учредителей, руководителей и бухгалтерских работников предприятия не пересекаются (работникам бухгалтерии не придется выявлять ошибки других работников организации);

2) процедуры проверки довольно стандартны, выполняются планово;

3) со стороны бухгалтерии отмечается высокий уровень доверия к контролю.

На каждом предприятии существует распределение полномочий и ответственности между персоналом. Все инструкции, рекомендации и указания для сотрудников разрабатываются руководством предприятия в письменном виде. Это необходимо для правильного ведения хозяйственных операций.

Для контроля за работой организации руководство использует следующие управленческие методы:

1) определение квалификации сотрудников;

2) оценку системы обработки информации и составления отчетов;

3) анализ достигнутых результатов финансовой деятельности и сравнение их с запланированными;

4) изучение деятельности дочерних предприятий.

Порядок осуществления внутреннего управленческого учета имеет большое значение, когда в роли ревизионного органа выступает бухгалтерия. Также большую роль играет подготовка отчетности для внутренних целей.

Для получения требуемых результатов от деятельности предприятия нужно укомплектовать штат организации необходимым количеством высококвалифицированных сотрудников, обладающих достаточным опытом для выполнения своих обязанностей. Также требуется проводить или направлять сотрудников на курсы обучения, переподготовки и повышения квалификации.

На работу предприятия могут воздействовать внешние факторы, т. е. требования действующего законодательства.

Учетная система – это совокупность процедур, благодаря которым происходит полное и своевременное отражение хозяйственных операций. Это процедуры по сбору, регистрации, обработке и представлению данных об активах и хозяйственных операциях организации.

Для проверки учетной системы организации необходимы изучение и оценка следующих сведений о его хозяйственной деятельности:

1) учетная политика организации;

2) основные принципы ведения бухгалтерского учета;

3) организационная структура бухгалтерии;

4) распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии;

5) порядок подготовки бухгалтерской отчетности;

6) средства контроля, применяемые в отдельных областях учета.

Процедура контроля – это методы и правила, которые разрабатываются руководством организации. Процедура контроля необходима для выполнения целей контроля. Цель заключается в том, чтобы совершаемые хозяйственные операции были защищены и зарегистрированы законно, полностью и точно.

Процедура контроля необходима для того, чтобы выявить и исправить все допускаемые сотрудниками ошибки, поскольку они будут сохранены в учетных регистрах или компьютерных файлах.

Бухгалтерия должна проверить:

1) полноту данных;

2) точность данных;

3) разрешение операций;

4) сохранность активов и записей.

Процедура контроля полноты данных заключается в сохранности документов и в верном отражении данных по хозяйственным операциям. Все хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах.

При проверке точности данных важно верное и своевременное разнесение по счетам всех данных по каждой хозяйственной операции.

Процедура контроля разрешения операций заключается в том, чтобы все хозяйственные операции были законны. Важно проверить:

1) правильно ли осуществляется документооборот;

2) выдает ли руководство организации разрешение на совершение отдельных хозяйственных операций;

3) происходит ли осмотр товарно-материальных ценностей при их оприходовании или отпуске;

4) происходит ли сравнение с данными первичных документов содержания, количества и состояния товарно-материальных ценностей.

Процедура контроля сохранности активов и записей заключается в ограничении доступа к активам организации лиц, не имеющих на то полномочий, предотвращении факта хищения, уничтожения или порчи активов. Для предотвращения хищений необходимо установить средства охраны: сигнализации, сейфы, устройство оборудованных складских помещений и т. п. Также требуется периодически проводить внутренние ревизии и инвентаризации.

Внутрихозяйственные учетные проверки нужны для своевременного обнаружения ошибок. Благодаря внутрихозяйственным учетным проверкам идет контроль за правильностью выполнения предыдущих контрольных процедур.

Классификация нарушений, допускаемых бухгалтерами:

1) случайные ошибки;

2) повторяющиеся ошибки.

Проверка документов позволяет выявить не только нарушения, но и скрываемые за ними злоупотребления. Если проверяющий обнаружил нарушения в составлении и оформлении документов, не исключено, что он имеет дело с подделкой, т. е. с фальшивым документом. Для выявления фальсифицированных документов необходимо проверить отраженные в документе операции по существу. В организации могут использовать приемы сопоставления разных экземпляров одного и того же документа, копий документа с подлинником и т. д.

От руководства организации зависят эффективность и регулярность работы системы внутреннего контроля. Ревизор на предприятии назначается в соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего распорядка. Также в соответствии с этими документами может быть создана ревизионная комиссия. Им, как правило, передается часть функций по поддержанию системы внутреннего контроля.

При правильном распределении обязанностей между сотрудниками снижается риск возникновения ошибок, т. е. попыток нарушать требования контроля становится меньше. Функции данного сотрудника являются несовместимыми, если их выполнение может привести к совершению случайных или умышленных ошибок. Функции, подлежащие распределению между сотрудниками, следующие:

1) доступ к активам предприятия;

2) осуществление операций с активами;

3) непосредственное осуществление хозяйственных операций;

4) отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

От ревизора зависит эффективное функционирование системы внутреннего контроля. Немаловажное значение имеют продвижение по службе, обучение и подготовка кадров. Это обеспечивает высокую квалификацию и честность сотрудников организации.

Исследуем системы внутреннего контроля на предприятии, если внутренним контролем занимаются ревизоры (рис. 2).


Рис. 2. Работа ревизионной комиссии

Особенностью такой организации внутреннего контроля является то, что ревизоры – это сотрудники предприятия, но не работники бухгалтерии. Ревизионные комиссии собираются по распоряжению руководителя, проводят проверки, и после выполнения проверок работники выполняют на предприятиях основную работу.

Работа ревизионной комиссии для учредителей предприятия и его руководства имеет информационное и консультационное значение.

Обычно формирование контроля за счет ревизионных комиссий происходит, если:

1) загруженность бухгалтерии не позволяет отвлекать работников бухгалтерии на проведение ревизий;

2) необходимы единовременные или внеплановые проверки отдельных подразделений, лиц или выполнения работ;

3) при проведении ревизии выявлены ошибки бухгалтерии, поэтому ревизии необходимо поручить другим лицам. В зависимости от требований собственников предприятия и его руководства объекты ревизии могут быть различными.

Функции ревизии:

1) проверка того, насколько точно сотрудники организации соблюдают законы, придерживаются ли они требований учетной политики;

2) проверка бухгалтерской информации: специальное изучение отдельных статей бухгалтерской отчетности, детальные проверки операций и остатков по бухгалтерским счетам;

3) проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

4) оценка эффективности работы внутреннего контроля в организации, филиалах, структурных подразделениях;

5) контроль за финансовой системой организации, ее отдельными элементами;

6) проверка наличия имущества, его состояния и обеспечения сохранности на предприятии;

7) оценка программного обеспечения, используемого на предприятии;

8) расследование отдельных случаев, например подозрений в хищении;

В данном случае, т. е. когда внутренним контролем занимаются ревизоры, не являющиеся работниками бухгалтерии, работа ревизионной комиссии независима от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т. п. Ревизионная комиссия подчиняется и обязана представлять отчеты только назначившему ее руководству и учредителям.

Руководство предприятия определяет задачи ревизий исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.

Руководство предприятия имеет право вносить необходимые изменения внутри предприятия. Для того чтобы быстро и своевременно вносить изменения, руководство использует информацию ревизоров.

Ревизионная комиссия организации в ходе проверок должна учитывать то, что финансовая система экономического субъекта должна включать в себя:

1) контрольную среду, т. е. руководство экономического субъекта следит за работой внутреннего контроля. Контрольная среда включает в себя:

а) соблюдение предприятием требований действующего законодательства;

б) стиль и основные принципы управления данным предприятием;

в) организационную структуру экономического субъекта;

г) осуществляемую кадровую политику;

д) распределение ответственности и полномочий между персоналом организации;

е) порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;

ж) порядок осуществления внутреннего управленческого учета;

з) порядок подготовки отчетности для внутренних целей;

2) систему бухгалтерского учета;

3) отдельные средства контроля – виды аналитических процедур.

В своей работе ревизоры используют:

1) сопоставление остатков по счетам за различные периоды;

2) сопоставление разных статей отчетности с данными предыдущих периодов;

3) сопоставление финансовых показателей деятельности организации со средними показателями соответствующей отрасли экономики;

4) сопоставление финансовой и нефинансовой информации.

Нефинансовая информация – сведения о деятельности организации, не отражаемые напрямую в бухгалтерском учете.

Рассмотрим процедуры, которые может использовать ревизионная комиссия для сбора доказательств:

1) проверка арифметических расчетов. Путем независимого выборочного пересчета производится проверка точности расчетов в документах и учетных записях;

2) проверка правильности ведения учета отдельных хозяйственных операций. Аудитор имеет возможность проконтролировать учетные работы, выполняемые финансово-экономическими службами;

3) инвентаризация – проверка наличия и сохранности имущества и финансовых обязательств;

4) подтверждение (сверка расчетов). От должностных лиц аудитор в письменном виде получает информацию о реальности остатков на счетах учета денежных средств, расчетных счетах, счетах дебиторской и кредиторской задолженности;

5) проверка правильности оформления документов;

6) прослеживание (сканирование) – выборочная проверка первичных документов, правильности указанной корреспонденции счетов;

7) устный опрос сотрудников организации, дающий возможность оценить работу отдельных сотрудников, подразделений, выяснить уровень их квалификации, порядок документооборота и т. д.;

8) проведение аналитических процедур – анализ и оценка полученной информации. С их помощью можно выявить неверно отраженные в учете хозяйственные операции, а также установить причины таких ошибок. Внутренний аудит решает такие задачи, как:

1) контроль за состоянием активов;

2) выполнение в организации контрольных процедур;

3) проверка функционирования системы внутреннего контроля;

4) обработка полученной в ходе аудита информации;

5) оценка качества информации, полученной при проведении аудита.

Основными задачами управленческого и производственного аудита являются совершенствование организации и системы управления предприятием, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, необходим как помощь клиентам для повышения эффективности использования ресурсов и достижения намеченных целей.

Аудит хозяйственной деятельности, который иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации, по значению и целям похож на управленческий аудит. Он заключается в анализе хозяйственной деятельности организации, проводимом для определенных целей. При аудите хозяйственной деятельности аудитор должен сделать полный анализ определенных видов деятельности.

Проведение аудита хозяйственной деятельности может осуществляться как по заказу учредителей организации и ее руководства, так и по требованию государственных органов.

В экономически развитых государствах бизнесмены уделяют внутреннему аудиту такое же пристальное внимание, как и внешнему. У нас в стране пока не так: если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится все еще в зачаточном состоянии. Значение собственного аудита еще в полной мере не оценено.

Между тем он чрезвычайно важен. Администрация компании разрабатывает политику и процедуры работы фирмы. Однако персонал может не всегда их понимать или не всегда выполнять по тем или иным причинам. Менеджеры не имеют достаточного времени проверить исполнение и часто не обладают специфическими инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения.

Внутренние аудиторы помогают им - обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют “зоны риска” и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и “усилить” слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждением проблем с высшими органами управления компании, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов).

Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять функции по управлению предприятием.

Создание эффективной системы внутреннего аудита в коммерческой организации позволит:

Обеспечить эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;

Своевременно выявить и минимизировать коммерческие, финансовые и иные риски в управлении организацией;

Сформировать адекватную современным постоянно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Внутренний аудит - это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу). Цель внутреннего аудита - помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля.

Главная же задача внутренних аудиторов- обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам.

Функция внутренних аудиторов состоит в том, чтобы:

а) оценить адекватность систем контроля- провести проверку звеньев управления (контроля), предоставить обоснованные предложения по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

б) оценить эффективность деятельности- осуществить экспертную оценку различных сторон функционирования организации и предоставить обоснованные предложения по их совершенствованию.

НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Получило распространение деление внутреннего (как, впрочем, и внешнего) аудита на три вида: операционный аудит (управленческий аудит), аудит на соответствие требованиям и аудит финансовой отчетности.

Анализируя внутренний аудит более детально, можно выделить следующие его виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический аудит систем управления, всесторонний аудит систем управления организацией, аудит видов деятельности, аудит на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности).

Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе. К нему, например, относятся аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным лицом) в разрезе его функций.

При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и реализации продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.

Организационно-технологический аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и/или технологической целесообразности (рациональности).

Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов с целью выявления возможностей улучшения хозяйственной деятельности.

Внутренними аудиторами может проводится более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, - например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией.

Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:

1) установленных внешними полномочными органами законов, подзаконных актов, стандартов (правил, методик);

2) предписанных органами управления формальных правил, заданий и т.п.

Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов управления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Оценка целесообразности, разрешенности и законности совершаемых сделок - основные, но не все основные направления аудиторского контроля в области финансово-хозяйственных операций.

Аудиторы могут принимать участие в решении проблемы чистоты информации, собранной для принятия решения, касающегося совершения какой-либо важной сделки.

Как известно, исход дела (сделки) зависит от возможности повлиять на предпосылки решения, на выбор альтернатив, на информацию, собранную по этим альтернативным вариантам. Возможности могут оказаться в руках сотрудников, преследующих сугубо личные или узкогрупповые цели.

В этом случае внутренний аудитор, при санкции руководителя или собственников, должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом подходе к каждому принимаемому решению. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой (УИС) может быть одной из важных функций такого специалиста.

Другая дополнительная задача - оценка деятельности внутренних технологических контролеров. Задачи специализированных контролирующих подразделений: отдела методов и средств контроля, отдела входного контроля, отдела технического контроля во избежание дублирования не следует включать в программы внутреннего аудита. Но для проверки деятельности работников этих подразделений, включая работников, обслуживающих функционирование компьютерных систем, в штате отдела внутреннего аудита необходимо иметь специалистов, владеющих навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях.

Кроме того, внутренние аудиторы могут:

Участвовать в разработке внутрифирменных организационно-нормативных документов;

Решать задачи финансово-экономической диагностики и выработки финансовой стратегии (совместно с финансово-экономическими отделами);

Консультировать работников организации по различным вопросам законодательства;

Участвовать в мероприятиях по повышению квалификации персонала организации;

Консультировать работников аппарата управления по исполнению различных финансово-хозяйственных операций;

Участвовать в постановке бухгалтерского учета.

УЧАСТИЕ В НАЛОГОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Отдельного упоминания требует такая дополнительная функция внутренних аудиторов, как участие в налоговом планировании.

Внутренние аудиторы могут взять на себя эту функцию при отсутствии на предприятии специализированного подразделения налогового планирования.

Налоговое планирование (налоговая оптимизация) - это выбор оптимального варианта осуществления деятельности и размещения активов, направленного на достижение возможно более низкого уровня возникающих налоговых обязательств.

Эту задачу внутренние аудиторы должны решать в тесном взаимодействии с сотрудниками юридического отдела, так как необходима согласованность мнений относительно использования налогового законодательства и налоговых льгот, а также их увязки с правовыми формами оформления сделок.

Разработанные варианты оптимизации налогооблагаемых баз далее представляются руководству (полномочному органу) организации для принятия решений.

ОТЧЕТЫ ВНУТРЕННИХ АУДИТОРОВ

Отчеты внутренних аудиторов составляются по форме, разработанной непосредственно в организации. В наиболее общем случае такие отчеты, кроме необходимых реквизитов, должны содержать:

1) перечень выявленных отклонений, превышающих допуск;

2) перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены;

3) оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию;

6) конструктивные предложения (при их наличии) по совершенствованию различных аспектов функционирования организации, имеющих отношение к проведенной работе.

Внутреннему аудитору приходится обсуждать с органами управления свои рекомендации и предложения. При этом часто возникают разногласия, переходящие в напряженные дискуссии. Руководителю очень важно защитить аудитора от нападок, обеспечить ему независимое положение в фирме.

ОБЩИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Большой информационный потенциал и знание всех тонкостей в деятельности своей организации выгодно отличают внутренних аудиторов от внешних. Поэтому целесообразно, чтобы функции внутренних аудиторов в организации выполняли штатные специалисты, а не приглашенные со стороны независимые аудиторы. Кроме того, штатные специалисты более ответственны в своих рекомендациях. В любом случае в штате организации должен состоять специалист, исполняющий обязанности главного внутреннего аудитора.

Главный внутренний аудитор - это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками, способный дать высшему руководству самый компетентный совет в области экономики и финансов.

Главный аудитор в идеале должен иметь познания и практические навыки в области бухгалтерии, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, иметь собственно аудиторские знания и навыки.

Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед организацией; возможности и потребности коллектива; внешние связи своей организации. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники и технологий.

Главный внутренний аудитор организует, регулирует и контролирует деятельность других сотрудников внутреннего аудита (в том числе осуществляет контроль качества их работы). В его функции также входит:

Руководство разработкой внутрифирменных аудиторских стандартов, руководство составлением генеральных планов деятельности внутренних аудиторов и аудиторских программ (при согласовании с органами управления организацией);

Руководство разработкой методологии внутреннего аудита, в том числе базовых методик проверок;

Консультирование руководства по наиболее важным вопросам;

Принятие заказов на проведение проверок каких-либо объектов;

Принятие участия в наиболее важных проверках;

Анализ и оценка заключений (аудиторских отчетов), составленных внутренними аудиторами по результатам проверок, а также обобщение этих заключений и доведение до лиц, непосредственно принимающих решения (администрации);

Координация взаимодействия внутренних и внешних аудиторов, проверяющих организацию;

Участие в разборе различных спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе функционирования организации, в том числе споров с налоговой инспекцией (полицией).

ОТДЕЛ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Многим компаниям целесообразно создать подразделение из нескольких штатных внутренних аудиторов - отдел внутреннего аудита.

Создание такого отдела:

1) позволит совету директоров фирмы или ее исполнительному органу управления наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

2) выявить резервы производства и наиболее перспективные направления развития посредством целевых контрольных проверок и анализа, проводимых внутренними аудиторами;

3) эффективно консультировать сотрудников финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее филиалах и дочерних компаниях.

Создание отдела внутреннего аудита в компании - весьма сложный процесс, требующий решения ряда методологических и организационно-технических проблем. В общих чертах организацию отдела внутреннего аудита можно рекомендовать проводить по следующим основным этапам:

Выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется отдел внутреннего аудита, построение системы целей создания отдела в соответствии с политикой предприятия;

Определение основных функций, необходимых для достижения поставленных целей;

Объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) отдела, специализирующихся на выполнении этих функций;

Разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы, документальное закрепление всего этого в должностных инструкциях и положениях о бюро (группе, секторе) отдела внутреннего аудита;

Соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое - отдел внутреннего аудита, определение его оргстатуса и, в соответствии с установленным набором целей, задач и функций структурных единиц, разработка и документальное закрепление Положения об отделе внутреннего аудита;

Интеграция отдела внутреннего аудита с другими звеньями структуры управления предприятием;

Разработка внутрифирменных стандартов внутреннего аудита и внутрифирменного этического кодекса.

Место отдела (сектора, бюро, группы и т.п.) внутреннего аудита в организационной структуре организации, его функциональная направленность, численность и квалификационные характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение отдела, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри этого подразделения, в том числе при наличии у него разнообразных отделений; структура взаимоотношений этого отдела с другими подразделениями организации зависят от многих факторов. Это прежде всего цели создания отдела; организационно-правовая форма, размеры, ресурсы, оргструктура, масштабы и виды деятельности организации; региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний.

Структура и иерархический ранг отдела внутреннего аудита во многом зависят от позиции руководства организации по отношению к внутреннему контролю (то есть от того, насколько правильно понимает высший менеджмент роль внутреннего контроля в управлении организацией). Позиция отдела в организационной структуре фирмы определяется также по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала.

Отдел внутреннего аудита может вначале формироваться как штабное звено с чисто консультативными функциями. По мере возрастания его влияния на деятельность организации в его функции будут передаваться непосредственно реализация контрольных задач и разработка рекомендаций по совершенствованию всех уровней управления в компании.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ АУДИТОРОВ

Деятельность внутренних аудиторов должна осуществляться только на базе детального регламента, чтобы исключить необъективность и опасность узкого видения проблем на каждом из соподчиненных уровней объектов, вовлеченных в систему аудирования.

При перманентно меняющемся отечественном законодательстве, особенно налоговом, внутренние аудиторы должны поддерживать свои знания на должном уровне, быть в курсе всех свежих новостей и актуальных вопросов, имеющих отношение к деятельности организации. В отделе внутреннего аудита необходимо наладить систему обсуждения новых законодательных и нормативных актов. А главному внутреннему аудитору полезно посещать семинары, организуемые государственными органами.

На предприятии целесообразно периодически организовывать под руководством внутренних аудиторов семинары для ознакомления ответственных сотрудников других функциональных подразделений с последними изменениями в законодательстве, а также для общего повышения их квалификации. На таких семинарах коллективно обсуждаются возникающие у многих одинаковые вопросы и каждый сотрудник может получить детальный, подтвержденный соответствующими правовыми документами исчерпывающий ответ на любой возникший у него вопрос.