Выделение различных направлений правоохранительной деятельности обусловлено многообразием ее задач.

Можно выделить пять основных направлений правоохранительной деятельности:

1) правосудие (разбирательство в суде уголовных, административных и граж­данских дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений).

Правосудие в России осуществляется исключительно судами (ч.1 ст.118 Конституции РФ). Суды как органы правосудия занимают наиболее важное место в системе правоохранительных органов. Право на судебную защиту гарантировано ст.46 Конституции РФ.

Судебная защита – основной механизм разрешения юридических конфликтов, защиты и восстановления нарушенных прав в демократическом правовом государстве.

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» судебную систему России составляют суды общей юрисдикции, осуществляющие рассмотрение подведомственных им гражданских, уголовных и административных дел, арбитражные суды, осуществляющие правосудие по экономическим спорам, а также Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ);

2) прокурорский надзор (деятельность прокуратуры по предотвращению и пресечению нарушений законности с помощью специальных мер проку­рорского реагирования).

Прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации законов.

Прокурорский надзор – это функция прокуратуры по надзору за:

Соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России,

Соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций,

За исполнением законов органами, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,

Судебными приставами, - администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера,

Администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

3) предварительное расследование уголовных дел (процессуальная досудебная деятельность).

Предварительное расследование уголовных дел – это деятельность, осуществляемая прокурором, следователем и дознавателями с целью предварительного (досудебного) разрешения правовых вопросов по делу, прежде всего установления события и состава преступления, обвиняемых в его совершении лиц, то есть информации, необходимой для разрешения дела судом.



Расследование именуется предварительным потому, что оно предшествует производству в суде, где проводится судебное следствие и принимается от имени государства решение по делу.

Предварительное расследование осуществляется следователями различных правоохранительных органов – следственного комитета РФ, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органами дознания, перечень которых определен УПК РФ.

4) оперативно-розыскная деятельность (направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности).

Оперативно-розыскная деятельность – это деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

5) организационное обеспечение деятельности судов (направленное на обес­печение нормального функционирования судебных органов).

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ, арбитражных судов – на Высший Арбитражный Суд РФ.

Организационное обеспечение деятельности судов высшего звена – Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суд РФ осуществляется аппаратами этих судов.

К этому направлению правоохранительной деятельности тесно примыкают призванные способствовать реализации правосудия функции по исполнению судебных решений и уголовных наказаний, обеспечению установленного порядка деятельности судов, которые возложены на органы Министерства юстиции РФ.

В юридической литературе выделяются также направления, не являющиеся правоохранительной деятельностью, но теснейшим образом с ней связанные и способствующие охране правопорядка, обеспечению прав и свобод человека:

1) констатация юридически значимых фактов , удостоверение документов
(нотариат);

2) оказание юридической помощи , осуществление защиты по уголовным делам
(адвокатура);

3) частные охранная и детективная помощь , осуществляемая на основе
гражданско-правовых договоров.

Вопросы по лекции:

1. Дайте определение предмета и системы изучаемой дисциплины.

2. Какое место в системе юридических дисциплин занимает курс «Правоохранительные органы Российской Федерации»?

3. Перечислите признаки правоохранительной деятельности и дайте ее определение.

4. Дайте характеристику основным направлениям правоохранительной деятельности.

5. Почему нотариальную, адвокатскую, частную детективную и охранную деятельность нельзя назвать правоохранительной, а лишь связанной с ней?

Вопросы:

1. Правоохранительная деятельность – это деятельность:

а) осуществляемая только специально уполномоченными государственными органами;

б) строго в порядке, установленном законом;

в) состоит в подготовке проектов нормативно-правовых актов;

г) осуществляется посредством применения мер государственно-правового принуждения.

(выбрать правильные ответы)

2. Основные направления правоохранительной деятельности:

а) правосудие;

б) оперативно-розыскная деятельность;

в) предварительное расследование уголовных дел;

г) дознание;

д) защита прав и свобод человека;

е) охрана собственности;

ж) прокурорский надзор.

И их соотношения обуславливается многообразием поставленных перед ней задач. В рамках каждого направления работают различные группы правоохранительных структур. Они реализуют относительно самостоятельные функции. Правоохранительная деятельность разных органов , однако, тесно взаимосвязана. Она объединена общей сущностью и целью. Рассмотрим далее характеристику .

Классификация

В настоящее время выделяется пять основных направлений правоохранительной деятельности. В их число входят:

  1. Правосудие.
  2. Надзор прокурорских органов.
  3. Предварительное расследование преступлений .
  4. Оперативно-розыскные мероприятия.
  5. функционирования судебных инстанций.

Правосудие

Об этом направлении правоохранительной деятельности в Конституции РФ говорится следующее: правосудие в России осуществляют только судебные инстанции. Соответствующее положение закреплено в 118 статье Основного Закона (ч. 1).

Право на защиту в судебных инстанциях гарантируется 46 нормой Конституции. Она представляет собой главный механизм урегулирования юридических споров, восстановления нарушенных интересов в правовой демократической стране.

Согласно концепции судебной реформы, в задачи правоохранительной деятельности , осуществляемой судом, входит эффективное, беспристрастное, профессиональное правосудие. Суд выступает в качестве гаранта справедливости и законности. Он играет для государства такую же роль, что и совесть для человека.

Спорные моменты

В последнее время распространенным стало мнение, что суд не входит в число правоохранительных органов Российской Федерации . Такой вывод обусловлен узким определением самого понятия правоохранительной деятельности. Трактовка термина сводится к пресечению, раскрытию, предупреждению преступлений и прочих противоправных поступков.

Между тем при отнесении суда к числу правоохранительных структур он не наделяется полномочиями на уголовное преследование, обвинительными функциями. Правоохранительная деятельность, которую он осуществляет, не ставится в один ряд с работой органов ВД и прокуратуры. Наоборот, если рассматривать судебную инстанцию как ключевой орган по реализации охраны прав в обществе, подчеркивается ее независимость от гособвинения. Это обеспечивает роль суда не только как гаранта справедливости и законности, но и как института, способного защищать человека от государственного произвола.

Конституционный контроль

Во многих учебных изданиях он рассматривается как одно из основных направлений правоохранительной деятельности . Однако, по мнению ряда авторов, конституционный контроль охватывается институтом правосудия.

В РФ органом конституционного контроля выступает КС. Он является одним из высших институтов судебной власти в стране. Как указывается во 2 части 118 статьи Конституции, судебная власть реализуется через гражданское, конституционное, уголовное, административное судопроизводство. Правосудие, как выше говорилось, может осуществляться исключительно уполномоченными структурами.

В задачи КС входит разрешение споров о соответствии Конституции разнообразных нормативно-правовых документов по обращениям заинтересованных госструктур, служащих, по жалобам на нарушение свобод и прав граждан, по запросам судов. Правосудие при этом осуществляется на основании принципов независимости, коллегиальности, состязательности, равноправия сторон и гласности. Суть этого процесса заключается в том, что он выступает ключевым механизмом разрешения споров о праве. Особенность работы КС состоит в том, что при отправлении им правосудия он решает только вопросы, касающиеся права. При этом он не устанавливает и не исследует фактические обстоятельства дела во всех случаях, как это предусмотрено для других судебных инстанций и прочих структур.

Соответственно, правосудие, выступая одним из основных направлений правоохранительной деятельности, реализуется всеми органами, формирующими судебную систему. На основании Конституции и ФКЗ №1, в нее входят судебные инстанции общей юрисдикции, арбитражные органы, отправляющие правосудие по экономическим спорам, КС, уставные суды, сформированные в субъектах.

Прокурорский надзор

В рамках правоохранительной деятельности задачи , которые реализуют органы прокуратуры, сводятся к контролю:

  • Исполнения конституционных положений и законов, действующих в РФ.
  • Соблюдения свобод и прав граждан структурами госвласти и территориального управления, руководителями разных организаций (коммерческих и некоммерческих).
  • Исполнения законодательных предписаний оперативно-розыскными, следственными органами, судебными приставами, структурами, осуществляющими дознание, администрациями уголовно-исполнительных учреждений.

В соответствии с положениями ФЗ №2202-1, прокуратура - единая централизованная федеральная система органов, осуществляющих надзор от имени государства. Эти структуры обеспечивают верховенство закона, единство, укрепление законности, защиту свобод и прав граждан, интересов государства и общества.

В настоящее время прокуратура наделена достаточно широким кругом полномочий. В него входит не только непосредственно надзор, но и уголовное преследование, участие в судебных разбирательствах, правотворческой деятельности, координация работы по противодействию преступности.

Расследование преступлений

Его осуществляют прокуроры, дознаватели, следователи. Выступая в качестве одного из основных направлений правоохранительной деятельности , предварительное расследование преследует цель досудебного разрешения вопросов, связанных с уголовным делом. В первую очередь, они касаются установления состава и события преступления, определения и обнаружения лиц, причастных к посягательству. В ходе разрешения этих вопросов уполномоченные служащие собирают доказательственную базу, которую впоследствии предоставляют суду.

Расследование осуществляют сотрудники разных правоохранительных органов Российской Федерации:

  • Прокуратуры.
  • Госпожслужбы.
  • ФССП.
  • Органов, контролирующих оборот запрещенных веществ (наркотических, психотропных).

Оперативно-розыскная работа

При рассмотрении основных направлений правоохранительной деятельности особое внимание следует уделить оперативно-розыскным мероприятиям. Они проводятся гласно и негласно специальными подразделениями госорганов, уполномоченными положениями ФЗ №144.

Оперативно-розыскные мероприятия направлены на обеспечение защиты свобод, интересов, жизни, прав, здоровья людей, имущества, государства и общества от преступных посягательств.

Задачи деятельности

В их число входят:

  • Пресечение, выявление, раскрытие, предупреждение преступлений, установление субъектов, подготавливающих и совершающих посягательства.
  • Сбор сведений о действиях или событиях, создающих опасность для военной, экологическое, государственной, экономической безопасности страны.
  • Розыск граждан, уклоняющихся от наказания, пропавших без вести, скрывающихся от следствия и суда.

Указанные виды деятельности осуществляются специальными подразделениями ФСБ, Таможенной службы, СВР, ОВД, Министерства юстиции и пр.

Нюансы терминологии

В некоторых изданиях при анализе основных направлений правоохранительной деятельности оперативно-розыскная работа и предварительное расследование объединяются понятием "выявление и расследование посягательств". Между тем, данный подход многими экспертами признается довольно спорным.

Предварительное расследование, осуществляемое в ходе досудебного производства, считается процессуальной деятельностью. Оно производится в рамках и по форме, установленным в УПК. Предварительное расследование охватывается понятием "уголовное судопроизводство". Оно, в свою очередь, согласно положениям 5 статьи УПК, включает в себя досудебную и судебную деятельность.

Из сказанного следует, что расследование преследует цели, аналогичные тем, которые стоят перед уголовным процессом в целом. То есть оно направлено на обеспечение защиты интересов граждан и организаций, жертв преступлений, личности от противоправного осуждения, необоснованного обвинения, ограничения свобод и прав.

Оперативно-розыскная работа, в свою очередь, процессуальной деятельностью не считается. Она осуществляется на основании положений ФЗ №144. В этом нормативном акте установлены только ключевые требования к выполнению тех или иных оперативно-розыскных действий. В Законе отсутствуют подробные нормы, регламентирующие порядок их выполнения.

Следовательно, оперативно-розыскная работа и предварительное расследование преследуют единые цели, но имеют разную правовую природу и регулируются различными юридическими актами.

Организационное обеспечение функционирования судебных инстанций

Эта деятельность в отношении инстанций общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при ВС РФ, а для арбитражных инстанций - на ВАС. Организационное обеспечение работы органов высшего звена системы возлагается на аппараты ВС, КС и ВАС.

С данным направлением деятельности тесно связаны задачи органов Минюста, призванные обеспечивать исполнение решений и наказаний, установленного порядка работы судов.

Дополнительно

В некоторых изданиях можно встретить обособление таких видов деятельности, как констатация фактов, обладающих правовым значением, удостоверение документов, предоставление юридической помощи. Речь в частности о работе адвокатуры и нотариата. Между тем, выделение этих направлений в относительно самостоятельные вряд ли можно считать обоснованным.

Нотариальная деятельность считается удостоверительной уже по своему характеру. Вряд ли ее можно рассматривать как правоохранительную в данном контексте. Кроме этого, нотариальные органы, по сути, не входят в систему госорганов. Это относится как к частным, так и к государственным структурам.

Адвокатуру также нельзя считать правоохранительным органом. В соответствии с ФЗ №63, она представляет собой адвокатов. Выступая в качестве института гражданского общества, адвокатура в систему госорганов не входит. Однако ее деятельность тесно связана с работой правоохранительных органов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ

Юриспруденция

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Правоохранительные органы

Основные направления правоохранительной деятельности в Российской Федерации

Выполнила:

Студентка 1 курса

Водолазова Ольга Сергеевна

Ростов-на-Дону 2016

Введение

Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры власти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского общества. Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции -- таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи -- предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли указанную функцию.

Одновременно граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать всеми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.

Для подавляющего большинства государственных органов диапазон их деятельности не замыкается на решении названных, хотя и весьма важных, но все же ограниченных задач -- задач непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. У них на первом плане другие задачи -- решение текущих и перспективных вопросов хозяйственного строительства, культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т. д. Некоторые функции по охране правопорядка и законности они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.

Обеспечением правопорядка и законности специально занимается значительно меньший круг органов, те, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их принято именовать органами охраны правопорядка, т. е. органами, которые призваны охранять установленный Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями, порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Глава 1. Понятие и признаки правоохранительной деятельности

1.1 Понятие правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность - совокупность однородно-обособившихся видов работ, выполняемые уполномоченными органами на основании закона, в порядке установленным законом, направленным на соблюдение прав и свобод человека, общества, государства.

К правоохранительной деятельности следует относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

К сожалению, до настоящего времени правовая наука не выработала единого подхода к такому ключевому и широко употребляемому в научной литературе и на практике понятию, как "правоохранительная деятельность".Любопытное объяснение этому факту дает проф. К.Ф.Гуценко. "Данное понятие, - пишет он, имея в виду правоохранительную деятельность, - является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которыми пользуются юристы, это «младенческий» возраст. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие "правоохранительная деятельность" еще не «устоялось»К.Ф.Гуценко. Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.: Экономистъ, 2015.

Если юридическая наука и дальше будет такими темпами вырабатывать общий теоретический подход к самому понятию правоохранительной деятельности, то приемлемых научных результатов и разработок можно ожидать лишь к середине XXI в., когда минует период "младенчества" и "отрочества" и наступит период "зрелости".

Вряд ли правоохранительная практика располагает таким временем. Пока идут споры и дискуссии о том, что понимать под правоохранительной деятельностью и какие органы надо считать правоохранительными, криминальная ситуация превращается в реальный фактор, угрожающий национальной безопасности России.

В свете сказанного теоретический анализ понятия и содержания правоохранительной деятельности, механизмов ее осуществления, перспектив и направлении ее совершенствования является не только актуальной научной, но и важнейшей социально-политической практической задачей. Имеющиеся научные разработки, выполненные в рамках теории права и государства, административного права, государственного управления, в той или иной мере касающиеся понятия и содержания правоохранительной деятельности, классификации правоохранительных органов, скорее порождают больше вопросов, чем дают на них корректные в научном отношении ответы. В настоящее время специальные исследования, посвященные этим вопросам немногочисленны. Характеристика правоохранительной деятельности дается, как правило, либо в учебной литературе, как уже говорилось, по теории государства и права при рассмотрении функций государства, либо в монографической литературе, посвященной проблеме функций государства.2

Деятельность государственных органов в целом охватывает различные сферы жизни общества. К ним, в частности, непосредственно или опосредованно относится решение вопросов государственной внутренней и внешней политики, развития экономики, благосостояния населения, создания условий для поддержания обороноспособности.

А также развития науки, культуры, образования, обеспечения правопорядка, выполнения других важных функций, особенно по обеспечению безопасности.

В соответствии с редакцией ст. 1 Закона “О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важными интересами является совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность -- ее права и свободы; общество -- его материальные и духовные ценности; государство -- его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности, согласно ст. 2 этого Закона, является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории России. Кроме того, государством гарантируется защита и покровительство гражданам РФ, находящимся за ее пределами.

Диапазон деятельности большинства госорганов не ограничивается решением задач по осуществлению правоохранительной деятельности, т.е. непосредственной охраной законности и правопорядка, государственной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Некоторые функции по охране законности и правопорядка они выполняют сопряженно с основными функциями. Центральное место в осуществлении правоохранительной деятельности отведено правоохранительным органам, которые специально занимаются решением таких вопросов. Это те органы, которые существуют в основном или главным образом -- для осуществления правоохранительной деятельности.

К правоохранительным органам без каких-либо пояснений отнесены законодателем налоговая полиция и таможенные органы.

Нет исчерпывающей формулировки понятия "правоохранительная деятельность" и "правоохранительные органы" и в указах Президента РФ. Так, в Положении "О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью", утвержденном Указом Президента от 18 апреля 1995 г., речь идет о координации деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, других федеральных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, используется, например, фраза "правоохранительная и иные сферы государственной деятельности". Словосочетания "правоохранительная деятельность" и "правоохранительные органы" можно встретить в различных документах ненормативного характера. Например, в федеральных целевых программах по усилению борьбы с преступностью говорится о правоохранительной деятельности, о правоохранительной системе, о "взаимодействии правоохранительных органов". Эти понятия применяются и в других документах для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность, главным образом, осуществления правоохранительной деятельности.

Само по себе понятие, выраженное в словосочетании "правоохранительная деятельность", еще, можно сказать, "не устоялось”. Вокруг него продолжаются разные обсуждения. Как отмечалось, не способствует конкретизации данного понятия отсутствие четких установок в действующем законодательстве.

Как известно, среди различных ученых существуют различные определения понятия правоохранительной деятельности. Привычное и часто встречающееся -- это деятельность правоохранительных органов, суда,прокуратуры, направленная на поддержание законности и порядка и, в первую очередь, на борьбу с преступностью.

Названная деятельность регулирует поведение людей и организаций. В целом правоохранительная деятельность многоаспектна.

Она включает в себя охрану любых законных прав и интересов граждан, государства, общественных организаций во всех сферах жизни общества.

1.2 Признаки правоохранительной деятельности

В соответствии с существующими доктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков Тонков Е. П. Кнайкин В. С. Правоохранительные органы Российской федерации: Учеб. Пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2013..

Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами.

Например, если совершено преступление, то может быть назначено наказание, установленное уголовным законодательством, или иная мера воздействия, допускаемая по закону; если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может быть возложена обязанность возместить этот ущерб; если по заключенному договору не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия или оказании каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции; если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можно лишить водительских прав и т. д. правоохранительный орган принуждение

Среди мер юридического воздействия важное место отводится также мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах.

Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного правового акта. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. Например, если по закону за впервые совершенное мелкое хулиганство допускается, в частности, штраф в размере от одной десятой до половины минимальной месячной оплаты труда, то данная мера взыскания может быть применена только в этих пределах.

В-третьих, характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур.

К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях. По соответствующим правилам проводится разбирательство имущественных споров, споров, связанных с увольнением, и т. д.

Во всяком случае для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным.

Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается, прежде всего, на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими -- по большей части юристами,

а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее содержании, пока в законодательном порядке специально не решен. Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судоустройстве, уголовно-процессуальный Кодекс и некоторые другие.

В ст. 1 Закона о безопасности, в частности, подчеркнуто, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, являются «личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность».

Это положение и следовало бы считать основным ориентиром при раскрытии содержания задач правоохранительной деятельности. Во всяком случае, в нем четко обозначены те ценности, которые должны охраняться.По закону охрана названных ценностей возложена на все государственные органы, но прежде всего на правоохранительные. Это и составляет суть задач последних.

Глава 2. Основные функции правоохранительной деятельности и общая характеристика органов, осуществляющих её

2.1 Функции правоохранительной деятельности

Конституционный контроль;

Правосудие;

Организационное обеспечение деятельности судов;

Прокурорский надзор;

Выявление и расследование преступлений;

Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных, «своих» результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РФ; справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел; создание условий для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде; предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности. Достижение этих результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций (направлений).

Все названные функции (направления) взаимосвязаны и дополняют друг друга. В этой связи необходимо особо отметить, что важное место среди них занимают первые две - конституционный контроль и правосудие. Их реализация по своей сути означает претворение в жизнь в значительной мере того, что в наши дни принято именовать судебной властью. Как известно, эта ветвь государственной власти должна стать главным атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государственности в ближайшем будущем. Такое государство немыслимо без эффективного конституционного контроля и уважаемого всеми правосудия. От их развития и расширения влияния в обществе и государственном механизме зависит многое. Но дело не только в этом.

Правосудие - такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лицБожьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. - М.: Спарк, 2013 - C.14. Его задачам подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Например, правосудие по уголовному делу не может быть осуществлено законно, обоснованно и справедливо, если это дело не будет предварительно расследовано компетентными органами всесторонне и полно, если не будут выявлены ими все необходимые доказательства и т. д Громов Н.А. Уголовный процесс России: Учеб. Пособие. - М.: Юристъ, 2012- С.25. Поэтому о правосудии вполне можно говорить как о сердцевине правоохранительной деятельности в целом.

Для выполнения названных функций правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается по-разному: одни относят к ним большее количество, а другие - меньшее. Этот разнобой объясняется прежде всего тем, что данный вопрос в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован, равно как и не решен вопрос о понятии правоохранительной деятельности.

С учетом данного выше определения правоохранительной деятельности и характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам следует относить прежде всего суды (Конституционный Суд РФ и все прочие суды), органы юстиции, прокуратуру, а также некоторые из тех органов, которые призваны выявлять и расследовать преступленияГалков В.А. Правоохранительные органы в Российской Федерации: Учеб. Пособие.- Белгород, 2014 - С.21.

Среди них следственные аппараты органов прокуратуры, контрразведки и внутренних дел, а равно государственные учреждения, которые вправе вести дознание по уголовным делам (милиция, пожарная охрана, командиры воинских частей, должностные лица таможенной службы и налоговой полиции, капитаны кораблей, находящихся в дальнем плавании, начальники зимовок и некоторые другие) или оперативно-розыскную деятельность (например, органы контрразведки и внешней разведки, оперативные подразделения Главного управления охраны РФ, должностные лица пограничных войск).

В течение длительного времени считалось бесспорным, что суд является одним из правоохранительных органов, причем основным. Однако в последние годы это положение нередко оспаривается. Высказывается мнение, что суды не следует относить к правоохранительным органам.

Одни являются органами судебной власти, и их нельзя включать в одну “команду” с органами прокуратуры и исполнительной власти (юстиции, внутренних дел и т. д.). Но их сторонники упускают из виду, по крайней мере, два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных отнюдь не означает лишения его независимости и подчинения другим однородным органам. Во-вторых, исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной права. Данное положение практически никто не оспаривает.

2.2 Общая характеристика органов, осуществляющих правоохранительную деятельность

Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории РФ, построенных в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами. Пункт 3 ст. 118 Конституции РФ предусматривает, что судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом: «Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается».

Суды общей юрисдикции. Возглавляет их Верховный Суд РФ - высший судебный орган РФ. Он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за Гражданскими и Военными судами и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики.

Гражданские суды: Верховные суды республик, краевые, областные, городов федерального значения, суды автономных округов и областей, районные (городские) суды.

Военные суды - создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов: Окружные (флотские) и Гарнизонные. Федеральные арбитражные суды. Верховный Суд РФ и все арбитражные суды, в отношении которых он наделен полномочиями судебного надзора и дачи разъяснений по вопросам разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Суды субъектов Федерации - Конституционные или Уставные суды субъектов РФ (осуществляют контроль за исполнением нормативных актов).

Совокупность указанных судов РФ связана единством задач по осуществлению правосудия и процессуальной формой функционирования. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается следующими позициями.

Судебная система определена Конституцией РФ и Федеральным законом РФ.

Судьи имеют единый правовой статус, независимо от того, в каком суде они осуществляют свои полномочия. Федеральные судьи и частично мировые судьи финансируются из федерального бюджета.

Все судьи независимы и подчиняются конституции и закону.

Судебные постановления, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению на всей территории РФ.

Существует единый порядок создания и упразднения судебных органов. Высшие федеральные суды и арбитражные суды могут быть упразднены только внесением поправок в Конституцию РФ, иные высшие ФЗ, судебную систему РФ, а также на основе законов субъектов РФ.

В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ и законодательством о судоустройстве все суды обладают достаточными организационными и функциональными связями, что дает основание рассматривать каждое из звеньев судебной системы в качестве ее элементов.

Конституционный суд РФ -- специализированный орган правовой охраны Конституции.

Его деятельность в данной области имеет контрольный характер. Это определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции РФ. Возникновение специализированных органов конституционного контроля можно отнести к началу 20-х годов нынешнего столетия. Именно в 1920 году первый конституционный суд был создан в Австрии. В связи с этим при определении такой модели правовой охраны Конституции используются термины: "западноевропейская", "европейская", "австрийская". Следует заметить, что второй, наиболее распространенной, моделью в данной сфере является "американская". Главный ее признак - выполнение основной функции по обеспечению конституционного контроля судами общей юрисдикции.

Отправной точкой в сфере конституционного контроля названа Конституция России. Именно она обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам. Приоритет Конституции - неотъемлемый и непременный признак демократического, правового государства. Определены объемы конституционного контроля. При этом дан исчерпывающий перечень правовых актов, которые подлежат рассмотрению

Наибольшее количество судов входит во второй блок, в соответствии со статьей 126 Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. К ним, наряду с Верховным Судом РФ, относятся Верховные суды республик, краевые, областные, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов, районные (городские)суды.

К ведению этих судов относится рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке.

Арбитражный суд РФ.В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Арбитражным Судом РФ.

Прокуратура РФ. Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в главе 7 Конституции, озаглавленной "Судебная власть", не должно вводить в заблуждение и давать повод рассматривать прокуратуру как один из органов судебной системы. Единственный субъект этой системы -- суд.

В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. То обстоятельство, что комментируемая статья находится в гл. 7 "Судебная власть", является скорее результатом не осуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осуществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. Как следует из положений ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Глава 3. Основные направления правоохранительной деятельности в РФ

Следует отметить, что функции правоохранительных органов необходимо отличать от основных направлений деятельности. Эти категории находятся в разных плоскостях и взаимно дополняют общую характеристику организации и деятельности правоохранительных органовБожьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. - М.: Спарк, 2013 - С.32. Если функции связаны с задачами, которые решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики государства.Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. - М.: Спарк, 2013 - С.45

Из этого следует, что правоохранительные органы должны находится вне политики различных партий и остальных политических групп. Но это вовсе не означает, что они не должны принимать участие в осуществлении правовой политики государства, которая в настоящее время определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими законами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращения преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) путем:

Принятия новых федеральных законов, других законов и иных правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений;

Совершенствования системы и деятельности правоохранительных органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции;

Установления принципиальных, исходных положений устройства, организации и деятельности правоохранительных органов, направленных на сокращение преступности и всех правонарушений;

Взаимодействия правоохранительных органов при выполнении возложенных на них функций;

Определения новых юридических и научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;

Возложения обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные органы, государственные, общественные и частные организации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности;

Развития финансовой и иной материально-технической базы для деятельности правоохранительных органов при противодействии преступности и всем правонарушениям.

Таковы основные направления организации и деятельности правоохранительной деятельности, которые детализируются в различных системах правовой политики государства (гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой, процессуальной и др.) в переходный от тоталитаризма к демократии период, к сожалению, воспринятый многими нашими гражданами как обретение неограниченной свободы действий, включая игнорирование законов, определяющих рамки законопослушного поведения.

Заключение

Завершая работу, необходимо подвести итоги, сделать основные выводы. Характер правоохранительной деятельности в силу широты и особенностей целей, задач и функций обусловливает активные действия не только специализированных органов и служб, но и многих других государственных органов (не только правоохранительного характера), осуществляющих различные государственные функции - экономические, социально-культурные, экологические, финансовые, в области здравоохранения, а также таможенные, налоговые и ряд других. Не может быть государственного органа, который бы не был заинтересован в качественной правоохранительной деятельности и не способствовал ей, даже если его компетенция на первый взгляд далека от этого. Изложенное позволяет сделать несколько общих выводов, касающихся общетеоретической постановки проблемы правоохранительной деятельности.

Во-первых, в связи с коренными политическими и социальными преобразованиями, рыночной трансформации экономики, ранее сложившиеся в науке определения (понятия) правоохранительной деятельности сегодня не отражают как происходящие в правовой сфере изменения, так и сложноорганизованную природу самой структуры этой деятельности. Поэтому сегодня правоохранительная деятельность не вписывается в традиционные представления и приобретает новое адекватное его богатству и сложности социальное содержание и направленность.

Во-вторых, в ходе рассуждения о данной теме смогла предоставить более развернутое определение правоохранительной деятельности, где данная деятельность представляет собой опирающиеся на устои законности и правопорядка функции по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка, конституционного строя РФ от преступных посягательств и правонарушений.

А также предупреждение (профилактика) преступлений, где данные функции присущи государственным органам и общественным объединениям (организациям).

Таким образом, в целом можно сделать вывод, что правоохранительная деятельность затрагивает интересы всех граждан и общностей, имеет высокую общественную значимость, оказывает существенное влияние на формирование социально-политического и социально-психологического климата.

Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.

В Российской Федерации существует большая и развитая система правоохранительных органов. Их структура четко определена и регламентирована. Различные органы и структуры могут регулировать социально-правовую деятельность практически во всех сферах жизни общества.

Список использованной литературы

Баскаков В. И. Прокурорский надзор: Учеб. - М.: БЕК, 2013 -- 342с.

Божьев В. П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. - М.: Спарк, 2013 С. 314с.

Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. - М.: Спарк, 2013 - С. 32

Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. - М.: Спарк, 2013 - С. 45

Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. - М.: Спарк, 2013 - C. 14

Воронцова С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность. - Ростов н/Д: Феникс, 2012 -- 440с.

Галков В. А. Правоохранительные органы в Российской Федерации: Учеб. Пособие. -- Белгород, 2014 -- 481с.

Галков В.А. Правоохранительные органы в Российской Федерации: Учеб. Пособие.- Белгород, 2014 - С.21

Громов Н. А. Уголовный процесс России: Учеб. Пособие. - М.: Юристъ, 2012 - 433с.

Громов Н. А. Уголовный процесс России: Учеб. Пособие. - М.: Юристъ, 2012 - С.25

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Система правоохранительной деятельности Российской Федерации, структура ее органов, формы и принципы организации, функции и задачи. Основные признаки и направления правоохранительной деятельности. Анализ работы органов внутренних дел на примере полиции.

    дипломная работа , добавлен 02.09.2016

    Сущность, понятие и значение правоохраны. Понятие правоохранительной деятельности и ее основные направления, задачи и цели. Понятие правоохранительных органов, их система. Понятие и виды государственных правоохранительных органов, их характеристика.

    курсовая работа , добавлен 13.08.2008

    Деятельность правоохранительных органов и иных организаций, осуществляющих контроль над правонарушениями, преступлениями. Основное содержание исполнительно-распорядительной деятельности полиции. Виды методов и форм правоохранительной деятельности ОВД.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2015

    Направления правоохранительной деятельности, ее признаки и функции. Милиция в механизме обеспечения правоохранительной деятельности. Задачи и система органов внутренних дел. Взаимодействие частных охранно-сыскных структур с органами внутренних дел.

    дипломная работа , добавлен 14.07.2013

    Правоохранительные органы Российской Федерации. Понятие, основные черты и задачи правоохранительных органов. Функции правоохранительных органов. Основные направления деятельности. Судебная власть. Понятие правосудия.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2007

    Понятие, признаки и направления правоохранительной деятельности. Конституционный контроль и правосудие. Общая характеристика правоохранительных и судебных органов, их роль и место в системе органов государства. Стратегия координационной деятельности.

    реферат , добавлен 23.01.2015

    Характеристика, юридические основы и принципы правоохранительной деятельности. Понятие, виды, организация и структура правоохранительных органов, их компетенция и функции: оперативно-розыскная, расследование, обвинение и прокурорский надзор, правосудие.

    реферат , добавлен 22.10.2015

    Понятие правоохранительной деятельности, ее признаки и реализация основных функций. Задачи, специфические черты и классификация правоохранительных органов. Принципы деятельности органов судебной власти. Полномочия органов милиции, адвокатуры, ФСБ.

    реферат , добавлен 12.07.2011

    Система правоохранительных органов Российской Федерации, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Содержание правоохранительной деятельности Федеральной регистрационной службы. Характеристика ФЗ "О безопасности дорожного движения".

    контрольная работа , добавлен 12.09.2007

    Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов. Юридические основы правоохранительной деятельности в РФ. Основные принципы деятельности правоохранительных органов в России. Органы внутренних дел, их полномочия, принципы деятельности.

К основным видам правоохранительной деятельности относят:

Конституционный контроль

Правосудие

Прокурорский надзор

Охранно-общественный порядок

Расследования преступления

Защита прав и законных интересов, и оказание юридической помощи.

Правовая работа и т.д.

Конституционный контроль представляет собой социальный вид государственной деятельности, направленный на обеспечение правильного применения Конституции РФ (КРФ) и принятых на ее основе законов, на защиту закрепленного в них конституционного строя государства. Этот контроль осуществляется Конституционным судом РФ.

Правосудие - важная направленная правоохранительная деятельность государства, поскольку его реализует только суд в особом процессуальном порядке. Правосудие обладает рядом специальных признаков:

Осуществление только указанными в законе способами:

Гражданские дела

Уголовные дела

Дело об административных правонарушениях

Реализуется с соблюдением особого порядка (процедуры) установленного процессуальным

Осуществляется особым органом - судом

Прокурорский надзор направлен на опротестование и отмену противоречащих закону актов государственного управления, общественных организаций, а так же предотвращение, пресечение противоречащих действий должностных лиц и граждан. Этот надзор осуществляется генеральным прокурором РФ и его всеми подчиненными.

Охрана общественного порядка - деятельность по предотвращению, пресечению правонарушений. Она возложена на органы Министерства Внутренних Дел РФ.

Расследование преступления - деятельность особых должностных лиц - следователей, оперативных сотрудников и т.д., осуществляемая с целью раскрытия преступления, и завлечения лиц их совершивших для придания суду или реабилитации невиновных. Следственный аппарат имеется в МВД, ФСБ и т.д.…так же имеется следственный комитет который выделен из прокуратуры.

Защита прав и интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи осуществляющейся, прежде всего адвокатурой в форме дачи консультаций по правовым вопросам, составляющих разного рода деловых бумаг, выступление адвокатов в суде. Адвокатура является общественной организацией.

Правовая работа как вид правоохранительной деятельности возложена на юридические службы, она направлена на обеспечение законности в гражданском обороте, особенно в сфере договорных отношений. Юрисконсульты содействуют правопорядку путем составления договоров, визирование приказов, консультирование сотрудников. и т.д.

Другие направленные правоохранительные деятельности обеспечиваются таможенными органами, органами ФСБ, нотариатом. И т.д.

Задачи конкретных правоохранительных органов установлены в законодательных актах, регулирующих их организованность и деятельность.(закон о полиции)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ

Юриспруденция

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Правоохранительные органы

Основные направления правоохранительной деятельности в Российской Федерации

Выполнила:

Студентка 1 курса

Водолазова Ольга Сергеевна

Ростов-на-Дону 2016

Введение

Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры власти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского общества. Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли указанную функцию.

Одновременно граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать всеми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.

Для подавляющего большинства государственных органов диапазон их деятельности не замыкается на решении названных, хотя и весьма важных, но все же ограниченных задач - задач непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. У них на первом плане другие задачи - решение текущих и перспективных вопросов хозяйственного строительства, культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т. д. Некоторые функции по охране правопорядка и законности они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.

Обеспечением правопорядка и законности специально занимается значительно меньший круг органов, те, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их принято именовать органами охраны правопорядка, т. е. органами, которые призваны охранять установленный Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями, порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Глава 1. Понятие и признаки правоохранительной деятельности

1 Понятие правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность - совокупность однородно-обособившихся видов работ, выполняемые уполномоченными органами на основании закона, в порядке установленным законом, направленным на соблюдение прав и свобод человека, общества, государства.

К правоохранительной деятельности следует относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

К сожалению, до настоящего времени правовая наука не выработала единого подхода к такому ключевому и широко употребляемому в научной литературе и на практике понятию, как "правоохранительная деятельность".Любопытное объяснение этому факту дает проф. К.Ф.Гуценко. "Данное понятие, - пишет он, имея в виду правоохранительную деятельность, - является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которыми пользуются юристы, это «младенческий» возраст. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие "правоохранительная деятельность" еще не «устоялось».

Если юридическая наука и дальше будет такими темпами вырабатывать общий теоретический подход к самому понятию правоохранительной деятельности, то приемлемых научных результатов и разработок можно ожидать лишь к середине XXI в., когда минует период "младенчества" и "отрочества" и наступит период "зрелости".

Вряд ли правоохранительная практика располагает таким временем. Пока идут споры и дискуссии о том, что понимать под правоохранительной деятельностью и какие органы надо считать правоохранительными, криминальная ситуация превращается в реальный фактор, угрожающий национальной безопасности России.

В свете сказанного теоретический анализ понятия и содержания правоохранительной деятельности, механизмов ее осуществления, перспектив и направлении ее совершенствования является не только актуальной научной, но и важнейшей социально-политической практической задачей. Имеющиеся научные разработки, выполненные в рамках теории права и государства, административного права, государственного управления, в той или иной мере касающиеся понятия и содержания правоохранительной деятельности, классификации правоохранительных органов, скорее порождают больше вопросов, чем дают на них корректные в научном отношении ответы. В настоящее время специальные исследования, посвященные этим вопросам немногочисленны. Характеристика правоохранительной деятельности дается, как правило, либо в учебной литературе, как уже говорилось, по теории государства и права при рассмотрении функций государства, либо в монографической литературе, посвященной проблеме функций государства.2

Деятельность государственных органов в целом охватывает различные сферы жизни общества. К ним, в частности, непосредственно или опосредованно относится решение вопросов государственной внутренней и внешней политики, развития экономики, благосостояния населения, создания условий для поддержания обороноспособности.

А также развития науки, культуры, образования, обеспечения правопорядка, выполнения других важных функций, особенно по обеспечению безопасности.

В соответствии с редакцией ст. 1 Закона О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важными интересами является совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности, согласно ст. 2 этого Закона, является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории России. Кроме того, государством гарантируется защита и покровительство гражданам РФ, находящимся за ее пределами.

Диапазон деятельности большинства госорганов не ограничивается решением задач по осуществлению правоохранительной деятельности, т.е. непосредственной охраной законности и правопорядка, государственной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Некоторые функции по охране законности и правопорядка они выполняют сопряженно с основными функциями. Центральное место в осуществлении правоохранительной деятельности отведено правоохранительным органам, которые специально занимаются решением таких вопросов. Это те органы, которые существуют в основном или главным образом - для осуществления правоохранительной деятельности.

К правоохранительным органам без каких-либо пояснений отнесены законодателем налоговая полиция и таможенные органы.

Нет исчерпывающей формулировки понятия "правоохранительная деятельность" и "правоохранительные органы" и в указах Президента РФ. Так, в Положении "О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью", утвержденном Указом Президента от 18 апреля 1995 г., речь идет о координации деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, других федеральных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, используется, например, фраза "правоохранительная и иные сферы государственной деятельности". Словосочетания "правоохранительная деятельность" и "правоохранительные органы" можно встретить в различных документах ненормативного характера. Например, в федеральных целевых программах по усилению борьбы с преступностью говорится о правоохранительной деятельности, о правоохранительной системе, о "взаимодействии правоохранительных органов". Эти понятия применяются и в других документах для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность, главным образом, осуществления правоохранительной деятельности.

Само по себе понятие, выраженное в словосочетании "правоохранительная деятельность", еще, можно сказать, "не устоялось. Вокруг него продолжаются разные обсуждения. Как отмечалось, не способствует конкретизации данного понятия отсутствие четких установок в действующем законодательстве.

Как известно, среди различных ученых существуют различные определения понятия правоохранительной деятельности. Привычное и часто встречающееся - это деятельность правоохранительных органов, суда,прокуратуры, направленная на поддержание законности и порядка и, в первую очередь, на борьбу с преступностью.

Названная деятельность регулирует поведение людей и организаций. В целом правоохранительная деятельность многоаспектна.

Она включает в себя охрану любых законных прав и интересов граждан, государства, общественных организаций во всех сферах жизни общества.

2 Признаки правоохранительной деятельности

В соответствии с существующими доктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков.

Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами.

Например, если совершено преступление, то может быть назначено наказание, установленное уголовным законодательством, или иная мера воздействия, допускаемая по закону; если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может быть возложена обязанность возместить этот ущерб; если по заключенному договору не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия или оказании каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции; если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можно лишить водительских прав и т. д. правоохранительный орган принуждение

Среди мер юридического воздействия важное место отводится также мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах.

Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного правового акта. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. Например, если по закону за впервые совершенное мелкое хулиганство допускается, в частности, штраф в размере от одной десятой до половины минимальной месячной оплаты труда, то данная мера взыскания может быть применена только в этих пределах.

В-третьих, характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур.

К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях. По соответствующим правилам проводится разбирательство имущественных споров, споров, связанных с увольнением, и т. д.

Во всяком случае для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным.

Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается, прежде всего, на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими - по большей части юристами,

а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее содержании, пока в законодательном порядке специально не решен. Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судоустройстве, уголовно-процессуальный Кодекс и некоторые другие.

В ст. 1 Закона о безопасности, в частности, подчеркнуто, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, являются «личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность».

Это положение и следовало бы считать основным ориентиром при раскрытии содержания задач правоохранительной деятельности. Во всяком случае, в нем четко обозначены те ценности, которые должны охраняться.По закону охрана названных ценностей возложена на все государственные органы, но прежде всего на правоохранительные. Это и составляет суть задач последних.

Глава 2. Основные функции правоохранительной деятельности и общая характеристика органов, осуществляющих её

1 Функции правоохранительной деятельности

конституционный контроль;

правосудие;

организационное обеспечение деятельности судов;

прокурорский надзор;

выявление и расследование преступлений;

оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных, «своих» результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РФ; справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел; создание условий для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде; предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности. Достижение этих результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций (направлений).

Все названные функции (направления) взаимосвязаны и дополняют друг друга. В этой связи необходимо особо отметить, что важное место среди них занимают первые две - конституционный контроль и правосудие. Их реализация по своей сути означает претворение в жизнь в значительной мере того, что в наши дни принято именовать судебной властью. Как известно, эта ветвь государственной власти должна стать главным атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государственности в ближайшем будущем. Такое государство немыслимо без эффективного конституционного контроля и уважаемого всеми правосудия. От их развития и расширения влияния в обществе и государственном механизме зависит многое. Но дело не только в этом.

Правосудие - такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Его задачам подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Например, правосудие по уголовному делу не может быть осуществлено законно, обоснованно и справедливо, если это дело не будет предварительно расследовано компетентными органами всесторонне и полно, если не будут выявлены ими все необходимые доказательства и т. д. Поэтому о правосудии вполне можно говорить как о сердцевине правоохранительной деятельности в целом.

Для выполнения названных функций правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается по-разному: одни относят к ним большее количество, а другие - меньшее. Этот разнобой объясняется прежде всего тем, что данный вопрос в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован, равно как и не решен вопрос о понятии правоохранительной деятельности.

С учетом данного выше определения правоохранительной деятельности и характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам следует относить прежде всего суды (Конституционный Суд РФ и все прочие суды), органы юстиции, прокуратуру, а также некоторые из тех органов, которые призваны выявлять и расследовать преступления.

Среди них следственные аппараты органов прокуратуры, контрразведки и внутренних дел, а равно государственные учреждения, которые вправе вести дознание по уголовным делам (милиция, пожарная охрана, командиры воинских частей, должностные лица таможенной службы и налоговой полиции, капитаны кораблей, находящихся в дальнем плавании, начальники зимовок и некоторые другие) или оперативно-розыскную деятельность (например, органы контрразведки и внешней разведки, оперативные подразделения Главного управления охраны РФ, должностные лица пограничных войск).

В течение длительного времени считалось бесспорным, что суд является одним из правоохранительных органов, причем основным. Однако в последние годы это положение нередко оспаривается. Высказывается мнение, что суды не следует относить к правоохранительным органам.

Одни являются органами судебной власти, и их нельзя включать в одну команду с органами прокуратуры и исполнительной власти (юстиции, внутренних дел и т. д.). Но их сторонники упускают из виду, по крайней мере, два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных отнюдь не означает лишения его независимости и подчинения другим однородным органам. Во-вторых, исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной права. Данное положение практически никто не оспаривает.

2 Общая характеристика органов, осуществляющих правоохранительную деятельность

Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории РФ, построенных в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами. Пункт 3 ст. 118 Конституции РФ предусматривает, что судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом: «Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается».

Суды общей юрисдикции. Возглавляет их Верховный Суд РФ - высший судебный орган РФ. Он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за Гражданскими и Военными судами и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики.

Гражданские суды: Верховные суды республик, краевые, областные, городов федерального значения, суды автономных округов и областей, районные (городские) суды.

Суды субъектов Федерации - Конституционные или Уставные суды субъектов РФ (осуществляют контроль за исполнением нормативных актов).

Совокупность указанных судов РФ связана единством задач по осуществлению правосудия и процессуальной формой функционирования. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается следующими позициями.

Судебная система определена Конституцией РФ и Федеральным законом РФ.

Судьи имеют единый правовой статус, независимо от того, в каком суде они осуществляют свои полномочия. Федеральные судьи и частично мировые судьи финансируются из федерального бюджета.

Все судьи независимы и подчиняются конституции и закону.

Судебные постановления, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению на всей территории РФ.

Существует единый порядок создания и упразднения судебных органов. Высшие федеральные суды и арбитражные суды могут быть упразднены только внесением поправок в Конституцию РФ, иные высшие ФЗ, судебную систему РФ, а также на основе законов субъектов РФ.

В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ и законодательством о судоустройстве все суды обладают достаточными организационными и функциональными связями, что дает основание рассматривать каждое из звеньев судебной системы в качестве ее элементов.

Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции.

Его деятельность в данной области имеет контрольный характер. Это определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции РФ. Возникновение специализированных органов конституционного контроля можно отнести к началу 20-х годов нынешнего столетия. Именно в 1920 году первый конституционный суд был создан в Австрии. В связи с этим при определении такой модели правовой охраны Конституции используются термины: "западноевропейская", "европейская", "австрийская". Следует заметить, что второй, наиболее распространенной, моделью в данной сфере является "американская". Главный ее признак - выполнение основной функции по обеспечению конституционного контроля судами общей юрисдикции.

Отправной точкой в сфере конституционного контроля названа Конституция России. Именно она обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам. Приоритет Конституции - неотъемлемый и непременный признак демократического, правового государства. Определены объемы конституционного контроля. При этом дан исчерпывающий перечень правовых актов, которые подлежат рассмотрению

Наибольшее количество судов входит во второй блок, в соответствии со статьей 126 Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. К ним, наряду с Верховным Судом РФ, относятся Верховные суды республик, краевые, областные, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов, районные (городские)суды.

К ведению этих судов относится рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке.

Арбитражный суд РФ.В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Арбитражным Судом РФ.

Прокуратура РФ. Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в главе 7 Конституции, озаглавленной "Судебная власть", не должно вводить в заблуждение и давать повод рассматривать прокуратуру как один из органов судебной системы. Единственный субъект этой системы - суд.

В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. То обстоятельство, что комментируемая статья находится в гл. 7 "Судебная власть", является скорее результатом не осуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осуществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. Как следует из положений ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Глава 3. Основные направления правоохранительной деятельности в РФ

Следует отметить, что функции правоохранительных органов необходимо отличать от основных направлений деятельности. Эти категории находятся в разных плоскостях и взаимно дополняют общую характеристику организации и деятельности правоохранительных органов. Если функции связаны с задачами, которые решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики государства.

Из этого следует, что правоохранительные органы должны находится вне политики различных партий и остальных политических групп. Но это вовсе не означает, что они не должны принимать участие в осуществлении правовой политики государства, которая в настоящее время определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими законами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращения преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) путем:

принятия новых федеральных законов, других законов и иных правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений;

совершенствования системы и деятельности правоохранительных органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции;

установления принципиальных, исходных положений устройства, организации и деятельности правоохранительных органов, направленных на сокращение преступности и всех правонарушений;

взаимодействия правоохранительных органов при выполнении возложенных на них функций;

определения новых юридических и научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;

возложения обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные органы, государственные, общественные и частные организации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности;

развития финансовой и иной материально-технической базы для деятельности правоохранительных органов при противодействии преступности и всем правонарушениям.

Таковы основные направления организации и деятельности правоохранительной деятельности, которые детализируются в различных системах правовой политики государства (гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой, процессуальной и др.) в переходный от тоталитаризма к демократии период, к сожалению, воспринятый многими нашими гражданами как обретение неограниченной свободы действий, включая игнорирование законов, определяющих рамки законопослушного поведения.

Заключение

Завершая работу, необходимо подвести итоги, сделать основные выводы. Характер правоохранительной деятельности в силу широты и особенностей целей, задач и функций обусловливает активные действия не только специализированных органов и служб, но и многих других государственных органов (не только правоохранительного характера), осуществляющих различные государственные функции - экономические, социально-культурные, экологические, финансовые, в области здравоохранения, а также таможенные, налоговые и ряд других. Не может быть государственного органа, который бы не был заинтересован в качественной правоохранительной деятельности и не способствовал ей, даже если его компетенция на первый взгляд далека от этого. Изложенное позволяет сделать несколько общих выводов, касающихся общетеоретической постановки проблемы правоохранительной деятельности.

Во-первых, в связи с коренными политическими и социальными преобразованиями, рыночной трансформации экономики, ранее сложившиеся в науке определения (понятия) правоохранительной деятельности сегодня не отражают как происходящие в правовой сфере изменения, так и сложноорганизованную природу самой структуры этой деятельности. Поэтому сегодня правоохранительная деятельность не вписывается в традиционные представления и приобретает новое адекватное его богатству и сложности социальное содержание и направленность.

Во-вторых, в ходе рассуждения о данной теме смогла предоставить более развернутое определение правоохранительной деятельности, где данная деятельность представляет собой опирающиеся на устои законности и правопорядка функции по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка, конституционного строя РФ от преступных посягательств и правонарушений.

А также предупреждение (профилактика) преступлений, где данные функции присущи государственным органам и общественным объединениям (организациям).

Таким образом, в целом можно сделать вывод, что правоохранительная деятельность затрагивает интересы всех граждан и общностей, имеет высокую общественную значимость, оказывает существенное влияние на формирование социально-политического и социально-психологического климата.

Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.

В Российской Федерации существует большая и развитая система правоохранительных органов. Их структура четко определена и регламентирована. Различные органы и структуры могут регулировать социально-правовую деятельность практически во всех сферах жизни общества.

Список использованной литературы

Баскаков В. И. Прокурорский надзор: Учеб. - М.: БЕК, 2013 - 342с.

Божьев В. П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. - М.: Спарк, 2013 С. 314с.

Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. - М.: Спарк, 2013 - С. 32

Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. - М.: Спарк, 2013 - С. 45

Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. - М.: Спарк, 2013 - C. 14

Воронцова С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность. - Ростов н/Д: Феникс, 2012 - 440с.

Галков В. А. Правоохранительные органы в Российской Федерации: Учеб. Пособие. - Белгород, 2014 - 481с.

Галков В.А. Правоохранительные органы в Российской Федерации: Учеб. Пособие.- Белгород, 2014 - С.21

Громов Н. А. Уголовный процесс России: Учеб. Пособие. - М.: Юристъ, 2012 - 433с.

Громов Н. А. Уголовный процесс России: Учеб. Пособие. - М.: Юристъ, 2012 - С.25