Государственное управление - это деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти от имени государства. Такая деятельность реализуются в разнообразных действиях органов управления и их должностных лиц. Управленческая деятельность может быть направлена на внутреннюю организацию системы органов управления (внутриаппа- ратной работы), либо выходить за пределы органа с целью осуществления управленческого воздействия на различные сферы жизни, в том числе на поведение, деятельность физических и юридических лиц (осуществление исполнительной власти). Совершение одних управленческих действий может приводить либо к возникновению правовых последствий, либо наоборот не приводить к их возникновению. Вместе с тем, и те и другие действия имеют внешнее выражение, называемое формой управленческой деятельности.

Таким образом, форма управленческой деятельности - это способ выражения содержания управленческой деятельности органов и должностных лиц государства по осуществлению исполнительной власти, а так же внутриаппаратной работы.

Вид конкретной формы управленческой деятельности определяется характером действий органов государственного управления по осуществлению возложенных на них функций, от наличия или отсутствия правовых последствий

В одних случаях данные действия, в других - такие юридические последствия не возникают.

В соответствии с этим формы управленческой деятельности подразделяются на правовую и организационную формы.

Правовая форма государственного управления влечет за собой правовые последствия, т.е. приводят к возникновению, изменению или прекращению административно-правовых отношений; к изменению правового статуса организации, индивида. Она осуществляется через следующие виды деятельности:

  • 1) Принятие нормативных актов. Органы государственного управления вправе осуществлять подзаконное регулирование посредством принятия постановлений, положений, инструкций и т.п. актов.
  • 2) Издание правоприменительных административных актов. В данном случае акт обращен к определенному лицу (лицам) и является административным (юридическим) фактом, служащим основанием возникновения, изменения и прекращения конкретных административно-правовых отношений;
  • 3) Заключение договоров. Органы управления вправе заключать гражданско-правовые договоры, которые служат средством реализации их управленческих задач и функций (договоры на закупку техники, инвентаря и оборудования). Примером административного договора может служить договор об охране имущества, заключаемый органами милиции с гражданами и организациями. На административный характер такого договора указывает то, что его условия устанавливаются приказом МВД России и могут изменяться в одностороннем порядке.
  • 4) Совершение иных юридически значимых действий.

Выдача водительских удостоверений, паспортов, разрешений на хранение и ношение огнестрельного гражданского оружия т.п.

Правовые формы деятельности можно классифицировать по следующим основаниям:

  • 1) по содержанию:
    • правотворческая деятельность - это выработка правовых норм, их усовершенствование, изменение и отмена, иными словами, издание нормативных юридических актов. Правотворческая деятельность государственного управления включает следующие стадии:
      • а) принятие решения о необходимости разработки проекта акта управления;
      • б) подготовка проекта;
      • в) обсуждение, согласование, доработка, предварительное одобрение проекта;
      • г) утверждение (принятие) проекта либо принятие решения о внесение проекта в правотворческий орган.
    • правоприменительная деятельность состоит в установление фактических обстоятельств дела, выбор, отыскание соответствующей нормы права, которую надлежит применить к данной ситуации, принятие по делу решения, исполнение акта применения нормы права.

Стадии правоприменительной деятельности следующие:

  • а) установление фактических обстоятельств дела (ситуации);
  • б) выбор нормы права, подлежащей применению в данной ситуации или деле;
  • в) уяснение смысла и содержания нормы;
  • г) принятие решения по делу;
  • д) исполнение и контроль за исполнение принятого решения;
  • контрольно-надзорная деятельность, направленная на осуществление контроля и надзора за соблюдением субъектами административного права правил и норм, установленных в административном законодательстве.
  • 2) по направленности:
    • внутриуправленческая деятельность, осуществляемая для решения организационно-штатных вопросов, расстановки кадров, налаживания делопроизводства, руководства сотрудниками внутри самого органа и для управления нижестоящими по подчиненности органами;
    • внешнеуправленческая деятельность, в которой реализуются возложенные на орган задачи и функции. Данная деятельность направлена на неподчиненные органы, организации и граждан.
  • 3) по условиям осуществления:
    • *деятельность, осуществляемая в обычных условиях общественной жизни;
    • деятельность, осуществляемая в особых условиях (режим чрезвычайного положения).

Организационная форма государственного управления не связана с совершением юридически значимых действий, не влечет юридических последствий и не требует юридического оформления действий. Она может осуществляться путем совершения следующих видов деятельности:

^) осуществление организационных действий. В таких действиях находит свое отражение повседневная работа сотрудников управленческих органов. К ним относятся повседневная воспитательная, организационная, инструкторская, контрольная работа, проведение разного рода совещаний, планерок, проверок и т. п.;

  • 2) выполнение материально-технических операций. В основном, это работа по анализу информации и проведению исследований и разработок (учет, статистика, делопроизводство, подготовка отчетных данных и т.д.);
  • 3) идеологическая работа, направленная на разъяснение субъектам административного права смысла, содержания, целей и значения актов управления, а также на формирования общественного мнения через СМИ.


Вид работы: контрольная работа; Объем работы: 11 стр.; Год: 2012; Страна: РФ.

1. Понятие и виды форм реализации исполнительной власти

Основополагающим принципом государственного устройства Российской Федерации является закрепленный в ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, в соответствии с которым государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах реализацию соответствующими органами государственной власти функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д. .
Исполнительная власть — это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами гос. власти особых функций и установленной законом компетенции.
Можно выделить следующие признаки исполнительной власти:
1. Подготавливает и издает акты управления.
2. В целях выполнения возложенных функций может применять административное принуждение.
3. Самостоятельность в принятии решений в пределах компетенции.
4. Подконтрольность органам законодательной и исполнительной власти.
5. Деятельность исполнительной власти имеет подзаконный характер, т.е. должна быть основана на Конституции, федеральных законах и иных НПА.
6. Через специально уполномоченные органы осуществляет правоохранительную деятельность.
Исполнительная власть воплощается ее субъек¬тами в конкретных действиях различного рода выража¬ющих ее содержание и направленность. Каждый орган исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией имеют возможность осуществлять управляющее воздействие в конкретных ситуациях. Превращение такой возможности в реальность происходит в форме конкретных внешне активных действий, выражающих содержание государственно-управ¬ленческих функций субъекта управления.
Исполнительные органы осуществляют различные по своему характеру и назначению дей¬ствия (как управляющее воздействие, внешние и как внутрисистемные), поэтому различно их внешнее выражение.
Отличительные черты форм государственного управления:
1) являются способом внешнего выражения деятельности органов государственного управления и их должностных лиц;
2) зависят от содержания деятельности органов государственного управления и их должностных лиц;
3) оказывают влияние на содержание деятельности органов государственного управления и их должностных лиц;
4) обусловлены реализацией задач и функций субъектов государственного управления в рамках их компетенций;
5) требуют юридической регламентации в большинстве случаев;
6) выбор форм управленческой деятельности обусловлен спецификой стоящей цели, предопределяет наиболее эффективный вариант деятельности;
7) влекут за собой определенные последствия.
В зависимости от порождаемых последствий формы управленческой деятельности бывают правовые (влекут определенные юридические последствия) и неправовые (влекут наступление последствий неюридического характера).
По содержанию выделяют правотворческие, правоприменительные, договорные и иные юридически значимые формы управленческой деятельности.
По целенаправленности формы делятся на внешние (формы реализации полномочий органов исполнительной власти (органов государственного управления)) и внутренние (формы внутриорганизационной (внутриаппаратной) работы по организации самого субъекта управления, по поддержанию его в работоспособном состоянии).
По способу выражения выделяют словесные (излагаемые при помощи знаковых единиц языка как в письменном, так и устном виде) и конклюдентные (излагаемые при помощи неязыковых знаков, телодвижений, дорожных знаков, дорожной разметки) формы управленческой деятельности.
Необходимо отметить, что реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовой форме.

2. Схема: «Организационно-правовые формы федеральных органов исполнительной власти»

Президент РФ
Председатель правительства РФ

Министерство здравоохранения Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор)
Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России)
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России)
Федеральное архивное агентство (Росархив)
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь)
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России)
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК России)
Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России)
Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка)
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России)
Федеральная служба судебных приставов (ФССП России)
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России)
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)
Федеральное агентство связи (Россвязь)
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России)
Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России)
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России)
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России)
Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России)
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП)
Управление делами Президента Российской Федерации
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)

Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)
Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)

Министерство спорта Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор)
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)
Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор)
Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)
Федеральная налоговая служба (ФНС России)
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)
Федеральное казначейство (Казначейство России)

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв)
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация)
Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России)

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)
Федеральная таможенная служба (ФТС России)
Федеральная служба по тарифам (ФСТ России)
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России)
Федеральное космическое агентство (Роскосмос)
Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница)
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование)
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
Федеральная миграционная служба (ФМС России)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ)
Федеральная служба государственной статистики (Росстат)

3. Назовите принудительные меры административно-предупредительного воздействия

Меры административно-предупредительного воздействия это разновидность мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства.
Основанием применения мер административного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.
Административное предупреждение может быть осуществлено в виде контрольной проверки, проверки документов, досмотра вещей, багажа, ручной клади, досмотра транспортных средств, личного досмотра, административного задержания, вхождения в дома граждан, введения карантина, закрытия участков государственной границы, участков дорог, улиц и т. п., принудительного выселения из домов, грозящих обвалом, реквизиции имущества, технического осмотра транспортных средств, принудительного медицинского освидетельствования, административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзора за соблюдением правил противопожарной безопасности, других мер.
Например, согласно ст.13 Федерального закона «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права на применение следующих мер административно-предупредительного воздействия:
— при наличии оснований проверять документы у граждан и должностных лиц;
— требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий;
— осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии соответствующих оснований;
— при возникновении угрозы общественной безопасности временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;
— в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты, обязывать оставаться там или, наоборот, покинуть эти участки и объекты;
— и др.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» на период действия чрезвычайного положения могут быть применены следующие меры:
— полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;
— установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
— усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
— установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
— и др.
Меры административно-предупредительного воздействия это разновидность мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства. Основанием применения мер административного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.

4. Общее задание для всех студентов

Определите, какие из ниже приведённых мер воздействия являются административными наказаниями: предупреждение, замечание, строгий выговор, арест имущества, приостановление работы столовой, перевод на нижеоплачиваемую работу, лишение права на охоту, увольнение, конфискация предмета (финского ножа), понижение в должности, возмездное изъятие охотничьего ружья, снижение в воинском звании, штраф, снос самовольно возведённого строения, изъятие вещей и документов, назначение в наряд вне очереди, административный арест.
Дайте письменный ответ со ссылками на нормы права по каждой из перечисленных мер административно-принудительного характера.

Ответ:
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч.1 ст.3.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из вышеприведенного перечня к административным наказаниям относятся:
— предупреждение (п.1 ч.1 ст.3.2. КоАП);
— приостановление работы столовой (административное приостановление деятельности — п.9 ч.1 ст.3.2. КоАП);
— лишение права на охоту (лишение специального права, предоставленного физическому лицу — п.5 ч.1 ст.3.2. КоАП);
— конфискация предмета (финского ножа) (конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — п.4 ч.1 ст.3.2. КоАП);
— штраф (административный штраф — п.2 ч.1 ст.3.2. КоАП);
— административный арест (п.6 ч.1 ст.3.2. КоАП).

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Сайт Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант». – М., — 2012.
2. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (в ред. от 07.03.2005 г. N 1-ФКЗ) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 141-ФЗ) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
4. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. от 25.06.2012 г. N 88-ФЗ) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2012.
5. Административное право России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). — «Проспект», 2010 г.
6. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. М.: Эксмо, 2011.
7. Макарейко Н. В. Административное право, М., Высшее образование, 2009.
8. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России. Учебник. - М.: Проспект, 2011.

Исполнительная власть не реализуется сама по себе. Она должна действовать, проявляя себя в разнообразных общественных отношениях. Исполнительная власть реализуется различными методами и выражается в различных формах.

Форма реализации исполнительной власти - это виды действий органов исполнительной власти, имеющие внешние проявления. Другими словами, под формой реализации понимается внешнее выражение действий исполнительного органа (должностного лица), осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

Формы реализации позволяют получить ответ на вопрос: для чего формируется система исполнительной власти, что она и ее отдельные звенья делают для выполнения управленческих задач и функций?

Все формы управленческой деятельности прямо или косвенно предопределены в своей основе нормами, с помощью которых государство регламентирует деятельность государственного аппарата.

Форма государственного управления должна соответствовать:

Характеру данной функции,

Компетенции государственного органа,

Особенностям конкретного субъекта управления.

Общепризнанная классификация форм управленческой деятельности в юридической литературе отсутствует.

Формы управления подразделяют на:

Правовые, влекущие определенные юридические последствия. Например, издание нормативного акта;

Неправовые, не влекущие правовых последствий, а осуществляющие организационные действия. Например, проведение семинаров, обработка полученной информации.

Также можно выделить:

Акты управления, обращенные вовне;

Акты организационного действия внутри органа управле­ния (распределение полномочий, материально-техническое обеспечение);

Участие в гражданско-правовых договорах;

Выступление через своих представителей в суде;

Деятельность в качестве носителей многочисленных обязанностей в сфере охраны общественного порядка.

Но эта классификация не отражает всех форм управленческой действительности. К ним можно причислить:

Установление норм права;

Применение норм права;

Осуществление организационных действий;

Оперативно-организационную работу;

Осуществление материально-технических операций. Таким образом, реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовых формах. Государственно-управленческая деятельность охватывает как внешние, так внутриорганизационные действия. Исполнительная власть использует только юридические формы реализации. Делопроизводство, моделирование, совещание и т.д., не носящие юридического характера, не являются формами реализации государственного управления.

4. Правовые акты управления

В юридической литературе единой дефиниции понятия акта управления нет. Одни считают, что акты - это государственно-властные предписания, другие, - что акты - особые юридические формы исполнительно-распорядительной деятельности.

Правовые акты государственного управления регулируют властные действия государственных органов и органов некоторых общественных организаций, совершаемые ими на основе и во исполнение закона, в процессе выполнения функций государственного управления и направленные на установление, изменение, отмену правовых норм или возникновение, изменение, прекращение конкретных правоотношений.

Акты управления обладают характерными чертами.

Акту правления - правовой акт, его издание - юридическая форма исполнительно-распорядительной деятельности.

Он содержит государственно-властный характер и является выражением компетенции данного органа.

Акт управления - одностороннее веление, поскольку он выражает волю органа, издавшего данный акт.

Неисполнение акта управления как правового акта влечет за собой материальную, дисциплинарную, административную ответственность должностных лиц,

Юридическое значение акта управления.

Издание акта управления влечете определенные правовые последствия, а именно: установление, отмену правовых норм или возникновение, прекращение административных отношений.

Акт управления содержит правовые нормы - общие правила, определяющие поведение должностных лиц и граждан, а также деятельность предприятий, учреждений, организаций.

Акты у правления могут выступать как юридические факты, т.е. обстоятельства, порождающие, изменяющие, прекращающие те или иные административные правоотношения и др.

Довольно часто акт управления является основанием для издания других актов управления. Он может служить доказательством при рассмотрении некоторых категорий дел в судах и органах управления. Акты управления не предназначены для управления в области экономического, социально-культурного строения.

Акты управления бывают следующих видов:

Нормативные, общенормативные, индивидуальные, смешанные;

Общей, специальной, отраслевой, межотраслевой компетенции. Общая компетенция является самой сильной по юридической силе;

Федеральные акты, субъектов РФ, локальные акты.

Кроме того, выделяют такие виды, как:

Распоряжения - по вопросам внутренней деятельности данного органа;

Постановления - по всем иным вопросам. Главным образом они имеют нормативный характер, содержат решения основных вопросов, входящих в полномочия данного органа;

Приказ - правовой акт функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции органа, издается руководителем;

Инструкция - правовой акт, определяющий порядок деятельности в какой-либо сфере;

Указание - правовой акт оперативного характера.

Акты государственного управления отличаются от других актов иных органов.

Акт государственного управления от закона отличается тем, что носит подзаконный характер, издается на основе и во исполнение закона. Закон имеет высшую юридическую силу. Под юридической силой акта того или иного органа понимается его соотношение с правовыми актами других органов.

Юридическая сила правовых актов государственных органов определяется местом этих органов в государственном аппарате и полномочиями по осуществлению функций государства, однако это не означает большую или меньшую значимость этих актов. Степень юридической силы актов - это не только мера обязательности исполнения, а вопрос внутреннего взаимоотношения, взаимосвязей актов между собой. Высшая юридическая сила закона заключается в том, что никакой акт государственного управления не может отменить или изменить закон. Законом же может быть оказано влияние на акт (отмена и т.п.). Акты отличаются юридическими свойствами, основанием и порядком принятия.

Акт управления и судебный акт. Судебные акты являются правовой формой выражения правосудия. Судебный акт есть акт применения нормы права к отдельным фактам нарушения права или спора, связанным с нарушением прав и законных интересов граждан, государственных и общественных организаций. Поэтому судебный акт - это индивидуальный акт применения, он не содержит правовых норм. Акт управления же издается не как реакция на нарушения, и сфера применения его шире, она охватывает широкий круг взаимоотношений, возникающих вследствие управления. Судебный акт издается судами.

Акты управления многими органами. Процедура принятия, форма, порядок вступления в силу, отмена и приостановление строго регламентируются нормами закона. Судебные акты обычно применяются в коллегиальном порядке, а значительная часть актов управления принимается единоначально. Но в свою очередь судебные акты являются одним из средств, обеспечивающих исполнение актов управления.

Акт управления и прокурорский надзор. По юридическим свойствам и основаниям принятия акты прокурорского надзора являются формой реагирования прокурора на нарушение закона. Они не содержат в себе новых норм права, а также предписаний управленческого характера.

Акт управления и гражданские договоры. Акт управления является выражением воли одного, а гражданские договоры - нескольких человек. Акт управления - односторонний властный акт, а договор - это договор взаимного соглашения нескольких сторон.

Акт управления и служебные документы. Служебные документы (справки, докладные, стенограммы) не имеют юридического значения, но они являются источником информации. На основании служебных документов, также как и документов, имеющих юридическое значение, могут быть приняты акты государственного управления.

Акты управления и акты общественных организаций. Акты общественных организаций издаются от имени коллектива этой организации и являются обязательными для исполнения только в пределах данной организации. Они не имеют юридически властного характера.

Акты управления и управленческие решения. Управленческое решение - это мыслительный акт, сформулированная идея, которая позднее облекается в форму устных или письменных юридических актов. С точки зрения содержания, акты управления - это управленческое решение, с помощью которого осуществляются права и обязанности граждан.

Особенность актов государственного управления состоит в том, что они определяют обязанности граждан, организаций и должностных лиц, не находящихся в служебных отношениях. Они распространяются на всех лиц независимо от подчиненности и именно в этом смысле имеют общеобязательный характер. Учитывая общеобязательный характер санкций, законодатель ограничил круг органов управления, управомоченных устанавливать соответствующие правила (круг органов строго ограничен).

Сам порядок принятия таких актов урегулирован нормами права: должны указываться сроки действия, территория, на которую распространяется, и т.д.

Исполнительная власть не реализуется сама по себе. Она должна действовать, проявляя себя в разнообразных общественных отношениях. Исполнительная власть реализуется различными методами и выражается в различных формах.

Форма реализации исполнительной власти - это виды действий органов исполнительной власти, имеющие внешние проявления. Другими словами, под формой реализации понимается внешнее выражение действий исполнительного органа (должностного лица), осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

Формы реализации позволяют получить ответ на вопрос: для чего формируется система исполнительной власти, что она и ее отдельные звенья делают для выполнения управленческих задач и функций?

Все формы управленческой деятельности прямо или косвенно предопределены в своей основе нормами, с помощью которых государство регламентирует деятельность государственного аппарата.

Форма государственного управления должна соответствовать:

Характеру данной функции,

Компетенции государственного органа,

Особенностям конкретного субъекта управления.

Общепризнанная классификация форм управленческой деятельности в юридической литературе отсутствует.

Формы управления подразделяют на:

Правовые, влекущие определенные юридические последствия. Например, издание нормативного акта;

Неправовые, не влекущие правовых последствий, а осуществляющие организационные действия. Например, проведение семинаров, обработка полученной информации.

Также можно выделить:

Акты управления, обращенные вовне;

Акты организационного действия внутри органа управления (распределение полномочий, материально-техническое обеспечение);

Участие в гражданско-правовых договорах;

Выступление через своих представителей в суде;

Деятельность в качестве носителей многочисленных обязанностей в сфере охраны общественного порядка.

Но эта классификация не отражает всех форм управленческой действительности. К ним можно причислить:

Установление норм права;

Применение норм права;

Осуществление организационных действий;

Оперативно-организационную работу;

Осуществление материально-технических операций. Таким образом, реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовых формах. Государственно-управленческая деятельность охватывает как внешние, так внутриорганизационные действия. Исполнительная власть использует только юридические формы реализации. Делопроизводство, моделирование, совещание и т.д., не носящие юридического характера, не являются формами реализации государственного управления.

Предыдущая

Исполнительная власть не реализуется сама по себе. Она должна действовать, проявляя себя в разнообразных общественных отношениях. Исполнительная власть реализуется различными методами и выражается в различных формах.

Форма реализации исполнительной власти - это виды действий органов исполнительной власти, имеющие внешние проявления. Другими словами, под формой реализации понимается внешнее выражение действий исполнительного органа (должностного лица), осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

Формы реализации позволяют получить ответ на вопрос: для чего формируется система исполнительной власти, что она и ее отдельные звенья делают для выполнения управленческих задач и функций?

Все формы управленческой деятельности прямо или косвенно предопределены в своей основе нормами, с помощью которых государство регламентирует деятельность государственного аппарата.

Форма государственного управления должна соответствовать:

Характеру данной функции,

Компетенции государственного органа,

Особенностям конкретного субъекта управления.

Общепризнанная классификация форм управленческой деятельности в юридической литературе отсутствует.

Формы управления подразделяют на:

Правовые, влекущие определенные юридические последствия. Например, издание нормативного акта;

Неправовые, не влекущие правовых последствий, а осуществляющие организационные действия. Например, проведение семинаров, обработка полученной информации.

Также можно выделить:

Акты управления, обращенные вовне;

Акты организационного действия внутри органа управле­ния (распределение полномочий, материально-техническое обеспечение);

Участие в гражданско-правовых договорах;

Выступление через своих представителей в суде;

Деятельность в качестве носителей многочисленных обязанностей в сфере охраны общественного порядка.

Но эта классификация не отражает всех форм управленческой действительности. К ним можно причислить:

Установление норм права;

Применение норм права;

Осуществление организационных действий;

Оперативно-организационную работу;

Осуществление материально-технических операций. Таким образом, реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовых формах. Государственно-управленческая деятельность охватывает как внешние, так внутриорганизационные действия. Исполнительная власть использует только юридические формы реализации. Делопроизводство, моделирование, совещание и т.д., не носящие юридического характера, не являются формами реализации государственного управления.

4. Правовые акты управления

В юридической литературе единой дефиниции понятия акта управления нет. Одни считают, что акты - это государственно-властные предписания, другие, - что акты - особые юридические формы исполнительно-распорядительной деятельности.

Правовые акты государственного управления регулируют властные действия государственных органов и органов некоторых общественных организаций, совершаемые ими на основе и во исполнение закона, в процессе выполнения функций государственного управления и направленные на установление, изменение, отмену правовых норм или возникновение, изменение, прекращение конкретных правоотношений.

Акты управления обладают характерными чертами.

Акту правления - правовой акт, его издание - юридическая форма исполнительно-распорядительной деятельности.

Он содержит государственно-властный характер и является выражением компетенции данного органа.

Акт управления - одностороннее веление, поскольку он выражает волю органа, издавшего данный акт.

Неисполнение акта управления как правового акта влечет за собой материальную, дисциплинарную, административную ответственность должностных лиц,

Юридическое значение акта управления.

Издание акта управления влечете определенные правовые последствия, а именно: установление, отмену правовых норм или возникновение, прекращение административных отношений.

Акт управления содержит правовые нормы - общие правила, определяющие поведение должностных лиц и граждан, а также деятельность предприятий, учреждений, организаций.

Акты у правления могут выступать как юридические факты, т.е. обстоятельства, порождающие, изменяющие, прекращающие те или иные административные правоотношения и др.

Довольно часто акт управления является основанием для издания других актов управления. Он может служить доказательством при рассмотрении некоторых категорий дел в судах и органах управления. Акты управления не предназначены для управления в области экономического, социально-культурного строения.

Акты управления бывают следующих видов:

Нормативные, общенормативные, индивидуальные, смешанные;

Общей, специальной, отраслевой, межотраслевой компетенции. Общая компетенция является самой сильной по юридической силе;

Федеральные акты, субъектов РФ, локальные акты.

Кроме того, выделяют такие виды, как:

Распоряжения - по вопросам внутренней деятельности данного органа;

Постановления - по всем иным вопросам. Главным образом они имеют нормативный характер, содержат решения основных вопросов, входящих в полномочия данного органа;

Приказ - правовой акт функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции органа, издается руководителем;

Инструкция - правовой акт, определяющий порядок деятельности в какой-либо сфере;

Указание - правовой акт оперативного характера.

Акты государственного управления отличаются от других актов иных органов.

Акт государственного управления от закона отличается тем, что носит подзаконный характер, издается на основе и во исполнение закона. Закон имеет высшую юридическую силу. Под юридической силой акта того или иного органа понимается его соотношение с правовыми актами других органов.

Юридическая сила правовых актов государственных органов определяется местом этих органов в государственном аппарате и полномочиями по осуществлению функций государства, однако это не означает большую или меньшую значимость этих актов. Степень юридической силы актов - это не только мера обязательности исполнения, а вопрос внутреннего взаимоотношения, взаимосвязей актов между собой. Высшая юридическая сила закона заключается в том, что никакой акт государственного управления не может отменить или изменить закон. Законом же может быть оказано влияние на акт (отмена и т.п.). Акты отличаются юридическими свойствами, основанием и порядком принятия.

Акт управления и судебный акт. Судебные акты являются правовой формой выражения правосудия. Судебный акт есть акт применения нормы права к отдельным фактам нарушения права или спора, связанным с нарушением прав и законных интересов граждан, государственных и общественных организаций. Поэтому судебный акт - это индивидуальный акт применения, он не содержит правовых норм. Акт управления же издается не как реакция на нарушения, и сфера применения его шире, она охватывает широкий круг взаимоотношений, возникающих вследствие управления. Судебный акт издается судами.

Акты управления многими органами. Процедура принятия, форма, порядок вступления в силу, отмена и приостановление строго регламентируются нормами закона. Судебные акты обычно применяются в коллегиальном порядке, а значительная часть актов управления принимается единоначально. Но в свою очередь судебные акты являются одним из средств, обеспечивающих исполнение актов управления.

Акт управления и прокурорский надзор. По юридическим свойствам и основаниям принятия акты прокурорского надзора являются формой реагирования прокурора на нарушение закона. Они не содержат в себе новых норм права, а также предписаний управленческого характера.

Акт управления и гражданские договоры. Акт управления является выражением воли одного, а гражданские договоры - нескольких человек. Акт управления - односторонний властный акт, а договор - это договор взаимного соглашения нескольких сторон.

Акт управления и служебные документы. Служебные документы (справки, докладные, стенограммы) не имеют юридического значения, но они являются источником информации. На основании служебных документов, также как и документов, имеющих юридическое значение, могут быть приняты акты государственного управления.

Акты управления и акты общественных организаций. Акты общественных организаций издаются от имени коллектива этой организации и являются обязательными для исполнения только в пределах данной организации. Они не имеют юридически властного характера.

Акты управления и управленческие решения. Управленческое решение - это мыслительный акт, сформулированная идея, которая позднее облекается в форму устных или письменных юридических актов. С точки зрения содержания, акты управления - это управленческое решение, с помощью которого осуществляются права и обязанности граждан.

Особенность актов государственного управления состоит в том, что они определяют обязанности граждан, организаций и должностных лиц, не находящихся в служебных отношениях. Они распространяются на всех лиц независимо от подчиненности и именно в этом смысле имеют общеобязательный характер. Учитывая общеобязательный характер санкций, законодатель ограничил круг органов управления, управомоченных устанавливать соответствующие правила (круг органов строго ограничен).

Сам порядок принятия таких актов урегулирован нормами права: должны указываться сроки действия, территория, на которую распространяется, и т.д.