Паркинг для автомобилей представляет определенную опасность для материальных ценностей и людей в случае возгорания. Нормативные требования к надлежащей организации противопожарной безопасности изложены в .

Типы автостоянок

Пожаротушение автостоянок зависит от вида паркинга и его назначения:

1. Открытый: парковочные места располагаются рядом со зданием или сооружением, не имеют конструкционных ограждений в виде капитальных стен. Возможна установка газового или порошкового пожаротушения.

Открытая автостоянка

2. Закрытый: парковочные места располагаются на цокольных этажах зданий и сооружений, либо имеют конструкционные ограждения (стены, крышу). Возможен монтаж водного или порошкового пожаротушения.

Закрытая автостоянка

Требования к безопасному размещению парковочных мест

Площадь паркинга необходимо рассчитывать, исходя из данных о земельном участке, условиях выезда и въезда, а также требований Санитарных правил № 2.2.1/2.1.1.1200. Если планируется строительство стоянки рядом со зданиями, то важно предусмотреть разделение их между собой с помощью противопожарных стен.
В водоохранных зонах обустройство паркинга законодательно запрещено. В целях обеспечения противопожарной безопасности важно учесть еще несколько правил:

  • запрещено организовывать закрытые стоянки для машин, работающих на сжатом или сжиженном газе, а также пристраивать их к любым зданиям и сооружениям;
  • строительство стоянок необходимо осуществлять на расстоянии от медицинских учреждений, парков, спортивно-оздоровительных комплексов и образовательных учреждений, указанном в Приложении В к Строительным правилам 113.13330.2012;
  • многоэтажные автостоянки необходимо оборудовать лифтом для перевозки пожарного подразделения.

Требования к пожаротушению закрытых парковок

Пожаротушение подземных автостоянок чаще всего проектируют водяное в соответствии со строительными правилами №10.13130 от 2009 года. Предполагается, что трубопровод для нужд пожаротушения будет установлен отдельно от системы водоснабжения и канализации помещения. Необходимость установки автоматической системы не зависит от количества этажей и машиномест на паркинге.

При проектировании предусматриваются отверстия в полу для отвода воды при ликвидации горения. Вода, поступающая в эти сливные отверстия, должна быть направлена с помощью трубопровода в ливневую канализацию.

Спринклерная система пожаротушения на закрытой стоянке

Спринклеры (распылители) оснащают термозамком, который позволит системе запуститься только при достижении критической температуры воздуха на парковке. В режиме ожидания система должна быть всегда заполнена водой под определенным давлением. При разрыве термозамка вода через спринклеры начинает поступать в зону горения, давление в системе поддерживается специальным насосом.

Необходимо предусмотреть время работы насоса в диапазоне 10-15 минут. Система самая экономичная по сравнению с другими типами пожаротушения, не наносит вред находящимся на стоянке людям, не уменьшает видимость.

Паркинги с 2 и более этажами должны быть оборудованы специальными патрубками для подключения техники пожарных машин.

Допускается установка и порошковой системы пожаротушения. Огнетушащая смесь охлаждает зону горения, уменьшает объем токсичных веществ в воздухе, преграждает путь кислорода к очагу. Помимо автоматики устанавливаются дымовые детекторы, световая индикация «Порошок. Уходи!», звуковое оповещение о начале работы системы пожаротушения.

Порошковое пожаротушение подземной автостоянки должно обеспечить задержку запуска огнетушащих модулей до тех пор, пока не будут эвакуированы люди, отключится вентиляция. Обычно время задержки устанавливают на 3-4 минуты. Срабатывание дымоудаления и порошковой системы одновременно запрещено.

Если на стоянке предполагается одновременное нахождение более 50 человек (подземная стоянка торгового центра, кинотеатра), то применять порошковое пожаротушение автостоянки не допускается, поскольку за короткое время в помещении снизится видимость из-за распыляемой смеси, а также увеличится токсичность воздуха, что может отрицательно сказаться на посетителях и персонале парковки. Тогда, когда на паркинге присутствует большое количество человек, а также установлено порошковое пожаротушение, необходимо обеспечить дистанционное управление системой для быстрой остановки срабатывания.

Требования к пожаротушению открытых парковок

Инструкция о мерах пожарной безопасности на автостоянках открытого типа допускает не монтировать систему дымоудаления и вентиляцию. Эффективны будут практически все виды пожаротушения - газовое, порошковое, водяное автоматическое и водяное ручное.

Автоматическое пожаротушение открытой автостоянки возможно только при наличии крыши и конструкционных перегородок для крепления трубопровода и огнетушащих модулей. Для дополнительной защиты требуется строительство отдельного отапливаемого помещения, где будут храниться огнетушители. Водяное автоматическое пожаротушение автостоянок предполагает строительство насосной станции, которая также должна отапливаться. Однако в холодный период года эксплуатировать в целом систему водяного пожаротушения не представляется возможным.

Согласно требованиям СП 5.13130-2009, все автостоянки должны быть оборудованы системой пожаротушения . Один из наиболее надежных способов – тушение тонкораспыленной водой. Однако он является одним из самых дорогостоящих и трудоёмких в монтаже. Поэтому чаще всего используется порошковое пожаротушение. Цена за оборудование и монтаж значительно меньше, а эффективность немногим уступает водяному пожаротушению.

В качестве средств, распыляющих порошок на зону горения, используют модули порошкового пожаротушения. Модуль порошкового пожаротушения (МПП) - устройство, в корпусе которого совмещены функции хранения и подачи огнетушащего порошка при воздействии исполнительного импульса на пусковой элемент.

Автоматические модули порошкового пожаротушения могут иметь режима пуска:

  • электрический;
  • термохимический (самосрабатывание);
  • механический;
  • комбинация вышеперечисленных методов.

Одним из больших преимуществ модулей порошкового пожаротушения является их функция самосрабатывания . Выглядит это следующим образом: при достижении поблизости от модуля температуры порядка 80 градусов происходит детонация пускателя, и баллон с порошком разрывается, распыляя огнетушащее средство под модулем.

В представленном типовом решении система порошкового пожаротушения паркинга выполнена с учётом норм пожарной безопасности и строительных норм и правил. Необходимо отметить, что решение соответствует обновленным требованиям СП 5.13130-2009 в области применения негорючего кабеля для линий связи, а также контроль целостности линий связи питания световых табло «Выход» и звуковых оповещателей. Пожарная инспекция особенно часто обращает внимание именно на эти два момента.

Ключевые преимущества данного решения:

  • Полное соответствие всем нормам пожарной безопасности. Проектное решение соответствует всем требованиям МЧС по Санкт-Петербургу.
  • Высокая огнетушащая способность порошка.
  • Мгновенная детонация и быстрое тушение пожара.
  • Возможность нормальной эксплуатации установки в зимнее и холодное время года (в отличие от водяного пожаротушения, которое может замерзнуть в трубах, что приведет к большим последствиям и выходу из строя всей системы).
  • Надёжность производителя.

Вкратце о составе порошкового пожаротушения для паркинга (расчет выполнен для паркинга, рассчитанного на 50 машиномест и имеющего встроенный пост охраны с круглосуточным дежурством):

  • Прибор управления пожаротушением С2000-АСПТ– 1 шт.
  • Контрольно-пусковой блок С2000-КПБ – 2 шт.
  • Тепловой пожарный извещатель ИП 103-5/3 – 110 шт.
  • Ручной пожарный извещатель ИПР-3СУ – 9 шт.
  • Звуковая сирена «ТОН-1-С-24» - 10 шт.
  • Датчик охранный магнито-контактный ИО-102-14 – 2 шт.
  • Световое табло КОП-25 «Выход» - 2 шт.
  • Световое табло КОП-25 «Автоматика отключена» - 2 шт.
  • Световое табло КОП-25 «Порошок, уходи!» - 2 шт.
  • Световое табло КОП-25 «Порошок, не входи!» - 2 шт.
  • Модуль порошкового пожаротушения МПП «Буран 8У» - 20 шт.

Для построения системы пожарной сигнализации и оповещения необходимо использовать только негорючий кабель , например, КПСЭнг(А)-FRLS 1х2х0,75 или аналогичный по характеристикам.

Электропитание установки рекомендуется выполнять с отдельного автоматического выключателя на 5А. Вся проводка должна выполняться только закрытым способом в штробах, кабель-каналах, гофрированной трубе или за подвесным потолком. Не рекомендуется закладывать кабель в стяжке пола, поскольку дальнейшее обслуживание или замена кабеля будет практически невозможна.

Принцип действия установки порошкового пожаротушения в паркинге.

Основное управление системой происходит при помощи прибора С2000-АСПТ .

Прибор приемно-контрольный и управления автоматическими средствами пожаротушения и оповещателями С2000-АСПТ предназначен для автономной или централизованной (в составе системы «Орион») противопожарной защиты объектов промышленного и гражданского назначения по одной зоне порошкового, аэрозольного или газового пожаротушения.

Прибор позволяет осуществлять:

Контроль состояния трех шлейфов пожарной сигнализации, цепи датчиков состояния дверей, цепи датчиков ручного пуска, цепи контроля выхода огнетушащего вещества (ОТВ), цепи исправности оборудования установки пожаротушения;
Контроль исправности цепей запуска на обрыв и короткое замыкание;
Настраиваемая временная задержка перед запуском средств пожаротушения, по отдельности для каждого режима, для автоматического запуска, для дистанционного (ручного) запуска;
Передача служебных и тревожных сообщений на сетевой контроллер (пульты «С2000», «С2000М», «С2000-КС», АРМ «Орион»);
Дистанционный запуск средств пожаротушения по команде от сетевого контроллера;
Ручной запуск средств пожаротушения от датчиков ручного запуска;
Ручной (с панели прибора) или дистанционный (командой от сетевого контроллера) сброс пожарной тревоги и режима запуска средств пожаротушения;
Автоматический запуск средств пожаротушения при срабатывании двух пожарных извещателей в одном либо в двух шлейфах сигнализации;
Включение звукового и светового пожарного оповещения (сирена, световые табло);
Контроль исправности цепей оповещателей на обрыв и короткое замыкание в выключенном и во включенном состоянии;
Управление технологическим оборудованием по любой из 22 внутренних программ управления (задвижки системы вентиляции в помещении и др.);
Блокировка автоматического пуска при открытии дверей в защищаемое помещение;
Включение (отключение) режима автоматического запуска при помощи электронных ключей Dallas Touch Memory;
Управление контрольно-пусковыми блоками «С2000-КПБ» (до 16 шт.);
Ограничение доступа к органам ручного управления на передней панели прибора (IV уровня доступа);
Механический замок на верхней крышке прибора;
Контроль вскрытия корпуса прибора;
Резервное электропитание от встроенной аккумуляторной батареи;
Контроль сетевого и резервного электропитания, отключение резервного питания при разряде аккумулятора;
Возможность тестирования и развитая диагностика работоспособности прибора с отображением состояния узлов прибора на 27 индикаторах;
Возможность индивидуального отключения зон или выходов прибора по желанию пользователя.

Кроме того, С2000-АСПТ полностью соответствует требованиям Европейского стандарта EN54-2 .

Пусковые цепи на модули порошкового пожаротушения подключаются к пусковым устройствам С2000-КПБ. Всего типовым решением предусмотрено 8 зон пожаротушения. Для каждой из зон предусмотрен ручной пуск дистанционно с поста охраны.

В качестве извещателей для обнаружения признаков пожара используются тепловые максимальные извещатели ИП 103-3/5. Тепловые извещатели позволяют значительно снизить риск случайного срабатывания системы из-за повышенной запыленности помещений, а также вследствие образования выхлопных газов от автомобилей, которые также могут привести к ложному срабатыванию.

В качестве модулей порошкового пожаротушения выбраны модули МПП «Буран 8У» . МПП используется в системах противопожарной защиты (автоматических установках порошкового пожаротушения), монтируемых в производственных, складских, бытовых и других помещениях. Модуль состоит из стального корпуса, заполненного порошком, газогенерирующего элемента с электрическим активатором, расположенных в корпусе, двух фланцев (верхнего и нижнего), разрывной мембраны и выпускного насадка. Разрывная мембрана плотно прижата к нижнему фланцу, к которому жестко крепится выпускной насадок. Верхний фланец служит для крепления газогенерирующего элемента с электрическим активатором и скобы крепления.

Модуль приводится в действие от импульса тока, который может вырабатываться:

Приборами приемно-контрольными пожарными и управления;
- кнопкой ручного пуска;
- автономными сигнально-пусковыми устройствами.

Срабатывание модуля осуществляется следующим образом: при подаче импульса тока на активатор происходит запуск газогенерирующего элемента с интенсивным газовыделением, что приводит к нарастанию давления внутри корпуса модуля, разрушению мембраны и выбросу огнетушащего порошка в зону горения.

Ориентировочная стоимость типового решения порошкового пожаротушения для паркинга (расчет выполнен для паркинга, рассчитанного на 50 машиномест и имеющего встроенный пост охраны с круглосуточным дежурством) на оборудовании ТД "Болид", включая оборудование, а также все монтажные и пуско-наладочные работы, будет составлять 280.000 руб. Срок выполнения проекта при условии предоставления полного фронта работ – 15 рабочих дней.

Мы готовы выполнить для вас также проект по порошковому пожаротушению паркинга . Стоимость рабочей документации ориентировочно будет составлять 45.000 руб. При заказе проект + монтаж оформление исполнительной документации – бесплатно !

    Здание кирпичное с внутренним каркасом шага колонн 7,2х6,6 м и 7,2х 6,0 м. Ширина проездов – 6,2 м. Рампа въезда-выезда монолитная. Кладка стен выполнена кирпичом с облицовкой красным лицевым керамическим кирпичом. Класс функциональной пожароопасности – Ф5.2. Степень огнестойкости - II. Категория по взрывопожарной и пожарной опасности – В. В здании отсутствуют помещения категории А по взрывоопасной и пожарной опасности по НПБ105-03. Кроме того, в соответствии с требованиям СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализации зданий» здания оборудуются противопожарным водопроводом с сетью применения пожарных кранов. С целью повышения уровня противопожарной защиты помещений и тушения возможных очагов горения на объекте также используются первичные средства пожаротушения - огнетушители. Класс возможного пожара в этом помещениях гаражного комплекса – В1 (горение жидких веществ, нерастворимых в воде (бензин, нефтепродукты). Исходя из характеристик корпуса, вида пожарной нагрузки и особенностей развития очага горения, проектом предусмотрена защита помещения с помощью автоматической системы пожарной сигнализации и пожаротушения. Она предназначена для автоматического выявления пожароопасной ситуации, формирования сигналов пожарной опасности, выдачи информации о наличии и месте возникновения пожароопасной ситуации, локальное включение модулей порошкового пожаротушения, подачи сигнала оповещения людей о пожаре и сигнала управления автоматикой. Проектируемая АУПП построена на основе ППКОП «ЗОНД-СИ» и включает себя комплекс технических средств состоящих из: пульта контроля и управления (далее ПКУ), прибора приемно-контрольного «ЗОНД-СИ» (далее ППКОП), модулей ШС (МШС8) на 8 направлений, релейных модулей МР8 на 8 направлений, включения модулей порошкового пожаротушения Тунгус-6, бесперебойного источника питания, дымовых пожарных извещателей, тепловых пожарных извещателей и ручных пожарных извещателей. В соответствии с СНиП 21-02-99* п. 6.32 для своевременного оповещения людей проектом предусмотрено проектирование системы оповещения и управление эвакуацией СОУЭ 3-го типа на базе блока речевого оповещения «Орфей». С целью раннего обнаружения пожара все этажи корпуса оборудуются АУПП, независимо от их назначения, с обеспечением круглосуточной работы пожарных извещателей, кроме помещений с мокрыми процессами (санузлов, моек, лестничных клеток). Во всех защищаемых боксах хранения автомобилей запроектированы извещатели, реагирующие на увеличение температуры окружающего воздуха. В состав системы АУПП входят:
  • приборы приемо-контрольные пожарной и охранной сигнализации и порошкового пожаротушения «ЗОНД-СИ»;
  • модуль шлейфовый сигнальный МШС8;
  • релейный модуль МР8;
  • бесперебойный источник питания постоянного тока ББП-20;
  • извещатели пожарные дымовые ИП212-41М (U пит. = 7,0…30В; I пот.деж. = 0,05мА) ;
  • извещатели пожарные тепловые ИП103-4/1 «МАК-1» с нормально замкнутыми контактами (Т сраб. = 64…76°С; I коммут. = 150мА; U коммут. = 30,0В);
  • извещатели пожарные ручные ИПР513-2 «Агат» (U пит. = 9…28В; I пот.деж. = 0,1мА);
  • световые указатели КОП-20 (U пит. = 10 …40В; I потр.св. = 20мА);
  • блок речевого оповещения БРО «Орфей» для трансляции предварительно записанных речевых сообщений в системах пожарной сигнализации;
  • звуковые оповещатели Орфей МА исп.1 – модуль акустический настенный.

СП 154.13130.2013

СВОД ПРАВИЛ

ВСТРОЕННЫЕ ПОДЗЕМНЫЕ АВТОСТОЯНКИ

Требования пожарной безопасности

Embedded underground parkings. Fire safety requirements


ОКС 13.220.01

Дата введения 2013-02-25

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации, правила применения сводов правил установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" .

Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности к подземным помещениям для стоянки (хранения) легковых автомобилей, встроенным в здания другого функционального назначения независимо от форм собственности, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

Сведения о своде правил

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский ордена "Знак почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 21 февраля 2013 г. N 117

4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 22 марта 2013 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация и уведомления размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых подземных помещений для стоянки (хранения) легковых автомобилей, встроенных в здания другого функционального назначения, и содержит специфические для данных объектов защиты требования пожарной безопасности к объемно-планировочным, конструктивным решениям и инженерному оборудованию данных объектов.

При проектировании встроенных подземных автостоянок наряду с положениями настоящего свода правил следует руководствоваться другими действующими нормативными документами по пожарной безопасности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил:

ГОСТ Р 12.2.143-2009 Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля

ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности

СП 1.13130.2009 . Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы

СП 2.13130.2009 * Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты
________________
СП 2.13130.2012

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2009 * Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует СП 4.13130.2013 . - Примечание изготовителя базы данных.

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

СП 6.13130.2009 * Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует СП 6.13130.2013 , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

СП 7.13130.2009 * Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует СП 7.13130.2013 , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 стоянка для автомобилей (автостоянка): Здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная только для стоянки (хранения) автомобилей.

3.2 подземная автостоянка: Автостоянка, имеющая все этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.

3.3 автостоянки с пандусами (рампами): Автостоянки, которые используют ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, которые позволяют автомашине на своей тяге перемещаться с и на уровень земли.

3.4 механизированная автостоянка: Автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляется специальными механизированными устройствами без участия водителей.

3.5 автостоянка с полумеханизированной парковкой: Автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места хранения осуществляется с участием водителей с использованием специальных механизированных устройств.

3.6 встроенная автостоянка: Автостоянка, располагаемая в пределах части высоты или ширины здания другого функционального назначения, и выделенная противопожарными преградами.

4 Размещение встроенных подземных автостоянок

Подземные автостоянки допускается встраивать в здания другого функционального назначения I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1, за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1, а также Ф5 категорий А и Б. Не допускается также располагать подземные встроенные автостоянки под пожарными отсеками данных классов функциональной пожарной опасности.

В здания класса Ф1.3 допускается встраивать автостоянки легковых автомобилей только с постоянно закрепленными местами для индивидуальных владельцев.

В здания класса Ф1.4 автостоянки допускается встраивать независимо от степени их огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности. При этом автостоянка выделяется противопожарными преградами с пределом огнестойкости EI 45.

5. Объемно-планировочные и конструктивные решения

5.1 Общие требования

5.1.1 Парковка автомобилей может осуществляться:

- с участием водителей - по пандусам (рампам) или с использованием грузовых лифтов (автостоянки без механизированной парковки и с полумеханизированной парковкой);

- без участия водителей - механизированными устройствами (механизированные автостоянки).

5.1.2 В автостоянках с полумеханизированной парковкой допускается осуществлять хранение автомобилей в два уровня.

5.1.3 Категории помещений для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с требованиями СП 12.13130 . Помещения для хранения автомобилей при отсутствии расчетов следует относить к категории В1, пожарного отсека автостоянок - к категории В.

5.1.4 Стоянка (хранение) автомобилей, предназначенных для перевозки горюче-смазочных материалов, взрывчатых, ядовитых, инфицирующих и радиоактивных веществ, а также автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, в подземных встроенных автостоянках не допускается.

5.2 Автостоянки без механизированной парковки и с полумеханизированной парковкой

5.2.1 Встроенные подземные автостоянки могут иметь не более пяти подземных этажей.

5.2.2 Подземные автостоянки должны отделяться от пожарных отсеков другого функционального назначения противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.

В зданиях класса Ф1.3 встроенную подземную автостоянку допускается отделять от жилых этажей техническим этажом, выделенным противопожарными перекрытиями 2-го типа.

5.2.3 Требуемую степень огнестойкости, допустимые этажность и площадь этажа автостоянок в пределах пожарного отсека следует принимать по СП 2.13130 (таблица 6.5). При этом степень огнестойкости автостоянки должна быть не менее степени огнестойкости здания, в которое она встраивается.

Автостоянки с двухуровневым хранением автомобилей следует предусматривать не ниже I степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности С0, с междуэтажными перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 120.

5.2.4 Сообщение между пожарным отсеком для хранения автомобилей и смежным пожарным отсеком другого класса функциональной пожарной опасности следует предусматривать через проемы с выполнением тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.

5.2.5 Сообщение между смежными пожарными отсеками для хранения автомобилей следует предусматривать через проемы с заполнением противопожарными воротами (дверями) 1-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 60.

5.2.6 В подземных автостоянках не допускается разделение машиномест перегородками на отдельные боксы.

В помещениях хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов. При этом запрещается хранить ЛВЖ, ГЖ, авторезину, горючие вещества и материалы, а также негорючие вещества в сгораемой упаковке.

5.2.7 Размещение во встроенных подземных автостоянках помещений категорий А и Б не допускается.

5.2.8 В подземных встроенных автостоянках допускается предусматривать: служебные помещения для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), технического назначения (для инженерного оборудования), санитарные узлы.

Устройство в подземной встроенной автостоянке помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов технического обслуживания и текущего ремонта, диагностирования и регулировочных работ и т.п.) не допускается, за исключением помещений мойки. Помещения мойки должны быть отделены от помещений хранения автомобилей противопожарными преградами с пределом огнестойкости (R)EI 45 и соответствующим заполнением проемов.

Размещение торговых помещений, лотков, киосков, ларьков в пожарных отсеках для хранения автомобилей не допускается.

5.2.9 Служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, насосные пожаротушения и водоснабжения, трансформаторные подстанции (только с сухими трансформаторами), помещение мойки допускается размещать не ниже первого подземного (верхнего) этажа встроенной подземной автостоянки.

5.2.10 В подземных встроенных автостоянках для обеспечения их сообщения с частями здания другого назначения допускается использовать лифты и лестничные клетки, соединяющие этажи автостоянки с вестибюлем при входе в здание, предусматривая на всех уровнях подземных этажей автостоянки устройство тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.

При необходимости обеспечения функциональной связи автостоянки со всеми этажами здания на всех уровнях подземных этажей автостоянки помимо устройства тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре на всех уровнях подземных этажей автостоянки, необходимо предусматривать также подпор воздуха в объем общих лестничных клеток и лифтовых шахт.

5.2.11 В автостоянках, имеющих три подземных этажа и более, следует предусматривать в каждом пожарном отсеке лифт для транспортирования пожарных подразделений, соответствующий требованиям ГОСТ Р 53296 .

5.2.12 Для перемещения автомобилей следует предусматривать рампы (пандусы), наклонные междуэтажные перекрытия или грузовые лифты.

5.2.13 Лифты автостоянок, кроме имеющих режим работы "для транспортирования пожарных подразделений", оборудуются автоматическими устройствами, обеспечивающими их подъем (опускание) при пожаре на основной посадочный этаж, открывание дверей с последующим отключением.

5.2.14 В подземных автостоянках выходы из подземных этажей в лестничные клетки и выходы (выезды) из лифтовых шахт должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы 1 типа с подпором воздуха при пожаре.

5.2.15 При использовании конструкций, имеющих непрерывный спиральный пол, каждый полный виток следует рассматривать как ярус (этаж).

Для многоэтажных автостоянок с полуэтажами общее число этажей определяется как число полуэтажей, деленное на два, площадь этажа определяется как сумма двух смежных полуэтажей.

5.2.16 Выезд (въезд) из подземной встроенной автостоянки, а также выезд (въезд) из лифта для транспортировки автомобилей в подземную автостоянку следует предусматривать непосредственно наружу или через автостоянку на первом или цокольном этаже.

5.2.17 В автостоянках общие для всех подземных этажей рампы, а также пандусы, соединяющие этажи автостоянки, должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей противопожарными преградами и тамбур-шлюзами 1-го типа с подпором воздуха при пожаре глубиной, обеспечивающей открывание ворот, но не менее 1,5 м.

В автостоянках с одним подземным этажом перед рампами (пандусами) тамбур-шлюзы допускается не предусматривать, за исключением случая, когда выезд (въезд) из подземного этажа автостоянки осуществляется через зону хранения автомобилей на первом или цокольном этаже.

Допускается взамен тамбур-шлюзов перед въездом в изолированные рампы с этажей предусматривать устройство противопожарных ворот первого типа с воздушной завесой над ними со стороны помещения хранения автомобилей, посредством настильных воздушных струй от сопловых аппаратов со скоростью истечения воздуха не менее 10 м/с при начальной толщине струи не менее 0,03 м и ширине струи не менее ширины защищаемого проема, при условии что рампу не предусматривается использовать в качестве пути эвакуации людей при пожаре.

5.2.18 С каждого этажа пожарного отсека автостоянок должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу или в незадымляемые лестничные клетки типа Н3, имеющие выход непосредственно наружу.

В одноэтажных подземных стоянках для эвакуации предусматриваются обычные лестничные клетки с выходом непосредственно наружу.

5.2.19 Допускается один из эвакуационных выходов из автостоянки предусматривать на изолированную рампу. При этом с одной стороны рампы устраивается тротуар шириной не менее 0,8 м.

5.2.20 Проход по тротуарам в пандусах на полуэтаж в лестничную клетку допускается считать эвакуационным.

5.2.21 Эвакуационные выходы из помещений, указанных в 5.2.8, допускается предусматривать через помещения для хранения автомобилей.

5.2.22 Допустимое расстояние от наиболее удаленного места хранения до ближайшего эвакуационного выхода следует принимать согласно СП 1.13130 (таблица 33).

5.2.23 Лестницы, используемые в качестве путей эвакуации, должны иметь ширину не менее 1 м.

5.2.24 Для выхода на рампу или в смежный пожарный отсек следует предусматривать вблизи ворот или в воротах противопожарную дверь (калитку) шириной не менее 0,8 м с высотой порога не более 0,15 м.

5.2.25 В помещениях для хранения автомобилей в местах выезда (въезда) на рампу или в смежный пожарный отсек должны предусматриваться мероприятия по предотвращению возможного растекания топлива при пожаре. Уклоны полов каждого этажа, а также размещение трапов и лотков должны предусматриваться так, чтобы исключалось попадание жидкостей на рампу и этажи, расположенные ниже.

5.2.26 Отделка стен и потолков автостоянки должна быть выполнена из негорючих материалов.

Покрытие полов автостоянки должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку помещений.

Покрытие рамп и пешеходных дорожек на них должно исключать скольжение.

Покрытие полов следует предусматривать из материалов, обеспечивающих группу распространения пламени по такому покрытию не ниже РП1.

5.2.27 В местах проезда и хранения автомобилей высота помещений и ворот от пола до низа выступающих конструкций и подвесного оборудования должна превышать не менее чем на 0,2 м наибольшую высоту автомобиля и должна быть не менее 2,0 м.

5.2.28 В подземных автостоянках следует предусматривать устройства для отвода воды в случае тушения пожара.

5.3 Механизированные автостоянки

5.3.1 Помещения механизированных автостоянок могут предусматриваться подземными в отдельном пожарном отсеке, выделенном противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа вместимостью не более 100 машиномест.

5.3.2 Выезд (въезд) из подземной встроенной механизированной автостоянки, а также выезд (въезд) из парковочного устройства для транспортировки автомобилей следует предусматривать непосредственно наружу или через автостоянку на первом или цокольном этаже.

При организации выезда (въезда) через первый или цокольный этаж парковочное устройство следует отделять противопожарными преградами и тамбур-шлюзом 1-го типа с подпором воздуха при пожаре глубиной, обеспечивающей открывание ворот, но не менее 1,5 м.

5.3.3 С каждого уровня хранения механизированной автостоянки для эвакуации ремонтного и обслуживающего персонала необходимо предусмотреть не менее двух рассредоточенных выходов. При этом один из выходов должен быть эвакуационным, второй выход допускается предусматривать по лестницам из негорючих материалов через люк размером не менее 0,6x0,8 м. Уклон лестниц не нормируется.

6 Требования к инженерным системам

6.1 Общие требования

6.1.1 Инженерные системы автостоянок и их инженерное оборудование следует предусматривать с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности СП 5.13130 , СП 6.13130 , СП 7.13130 , СП 8.13130 , СП 10.13130 , кроме случаев, специально оговоренных настоящим сводом правил.

6.1.2 Участки инженерных коммуникаций и кабельных сетей, проходящие через противопожарные преграды, должны прокладываться в коробах (нишах) с пределом огнестойкости не менее предела огнестойкости пересекаемых ограждающих конструкций.

6.1.3 Инженерные системы автостоянок должны быть автономными от инженерных систем пожарных отсеков другого класса функциональной пожарной опасности.

6.2 Требования к противопожарному водопроводу

6.2.1 Внутренний противопожарный водопровод следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 10.13130 .

6.2.2 В подземных автостоянках с двумя этажами и более внутренний противопожарный водопровод должен выполняться отдельно от других систем внутреннего водопровода.

6.2.3 В подземных автостоянках внутренний противопожарный водопровод и автоматические установки пожаротушения должны иметь выведенные наружу патрубки с соединительными головками, оборудованные вентилями и обратными клапанами, для подключения передвижной пожарной техники.

6.3 Отопление, вентиляция и противодымная защита

6.3.1 Системы отопления, общеобменной вентиляции и противодымной защиты подземных автостоянок следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 7.13130 .

6.3.2 Для возмещения объемов удаляемых продуктов горения в нижние части защищаемых помещений необходимо предусматривать рассредоточенную подачу наружного воздуха: с расходом, обеспечивающим дисбаланс не более 30%, на уровне не выше 1,2 м от уровня пола защищаемого помещения и со скоростью истечения не более 1,0 м/с.

6.3.3 Все системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать с механическим побуждением тяги.

6.3.4 Требуемые расходы дымоудаления, число шахт и противопожарных клапанов определяются расчетом.

В подземных автостоянках к одной дымовой шахте допускается присоединять дымовые зоны общей площадью не более 3000 м на каждом подземном этаже. Количество ответвлений воздуховодов от одной дымовой шахты не нормируется.

6.4 Электротехнические устройства

6.4.1 Электротехнические устройства автостоянок должны предусматриваться в соответствии с требованиями .

6.4.2 По обеспечению надежности электроснабжения потребители следует относить к следующим категориям:

- 1 категория - электроприемники систем автоматического контроля воздушной среды, инженерные системы и оборудование систем противопожарной защиты;

- 2 категория - электроприводы лифтов, электроприводы механизмов открывания ворот без ручного привода;

- 3 категория - все остальные электропотребители технологического оборудования.

6.4.3 К сети аварийного (эвакуационного) освещения должны быть подключены световые указатели:

- эвакуационных выходов на каждом этаже;

- путей движения автомобилей;

- мест установки соединительных головок для подключения пожарной техники;

- мест установки внутренних пожарных кранов и огнетушителей;

- мест расположения наружных гидрантов (на фасаде сооружения).

6.4.4 Светильники, указывающие направление движения, устанавливаются у поворотов, в местах изменения уклонов, на рампах, въездах на этажи, входах и выходах на этажах и в лестничные клетки.

Указатели направления движения устанавливаются на высоте 2 м и 0,5 м от пола в пределах прямой видимости из любой точки на путях эвакуации и проездов для автомобилей.

6.4.5 Использование зарядных и пусковых электроприборов и устройств автономного и стационарного исполнения в помещениях подземных автостоянок запрещается.

6.4.6 В подземных автостоянках следует применять электрокабели с оболочкой, не распространяющей горение.

6.5 Автоматическое пожаротушение, автоматическая пожарная сигнализация, оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре

6.5.1 В подземных автостоянках в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать автоматическое пожаротушение независимо от этажности или вместимости (за исключением индивидуальных жилых домов).

6.5.2 Установки автоматического пожаротушения и сигнализации, применяемые в автостоянках, должны соответствовать требованиям СП 5.13130 .

6.5.3 В автостоянках с двухуровневым хранением автомобилей расход огнетушащих средств следует предусматривать увеличенным в два раза по отношению к требованиям СП 5.13130 .

6.5.4 При использовании в многоуровневых автостоянках установок автоматического водяного пожаротушения размещение оросителей должно обеспечивать орошение автомобилей на каждом уровне хранения.

6.5.5. Подземные автостоянки (за исключением встроенных в здания класса Ф1.4) вместимостью до 200 машино-мест включительно должны оборудоваться системой оповещения и управления эвакуацией 3-го типа, более 200 - 4-го типа.

6.5.6. В подземных автостоянках в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать установку ручных пожарных извещателей вблизи эвакуационных выходов и шкафов пожарных кранов.

Библиография



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2013

Закрытые автостоянки представляют собой объекты с повышенной опасностью возникновения пожара. Даже небольшой очаг возгорания может привести к непоправимым последствиям — огромному материальному ущербу и даже человеческим жертвам. Если автостоянка не оборудована надежной системой пожаротушения, огонь быстро перекидывается от одного транспортного средства к другому, а взрывы топливных баков окутывают пламенем все окружающее пространство.автоматическое пожаротушение автостоянок

Автоматическое пожаротушение автостоянок

Согласно государственным нормативам СНиП 21-02-99 при пожаротушении автостоянок закрытого типа должно использоваться автоматическое оборудование, которое самостоятельно среагирует на появление огня, локализует и потушит очаг возгорания.

Крытые автомобильные стоянки представляют собой здания или сооружения (их части), предназначенные для размещения легковых и грузовых транспортных средств. В зависимости от расположения такие автостоянки можно разделить на два основных вида: надземные и подземные.

Автостоянки надземного типа расположены над уровнем земли, оснащены наружными стеновыми ограждениями и кровлей. Такие объекты могут находиться в отдельно стоящих сооружениях, встраиваться в здания другого назначения или пристраиваться к ним. Максимально допустимая высота надземных стоянок не должна превышать девяти этажей.

Подземные автомобильные стоянки могут быть расположены под зданиями (за исключением школ, детских садов и профессионально-технических училищ) или под незастроенными участками (под улицами, проездами, площадями, скверами и т. д.). Глубина подземной стоянки не должна уходить вниз более чем на пять этажей.

Пожарная безопасность неотапливаемых автостоянок поддерживается множеством элементов. Сюда входят первичные средства пожаротушения (огнетушители), сигнализация, оповестительная система и оборудование для автоматической ликвидации очагов возгорания. Использование на автостоянках самосрабатывающих систем (аэрозольных, порошковых и других) не дает огню приблизиться к транспортным средствам и позволяет потушить пожар на начальной стадии. Важно: для пожаротушения подземных автостоянок и надземных объектов можно использовать лишь сертифицированное оборудование, установка которого выполнена в соответствии со всеми нормативными требованиями.

Аэрозольные установки для тушения пожаров

Для обеспечения безопасности автомобильных стоянок специалисты компании «НПГ Гранит-Саламандра» рекомендуют использовать автоматические аэрозольные установки . Такие системы представляют собой автоматический генератор, в состав которого входит узел пуска , аэрозолеобразующий заряд и охладитель. При появлении очага возгорания установка автоматически запускается и генерирует объемное облако аэрозоля, которое быстро распространяется по всему помещению и нейтрализует огонь. Важным преимуществом аэрозольной является то, что она может работать в любых условиях — при высоких и низких температурах, во взрывоопасной среде. После выключения установки огнетушащая концентрация аэрозольной взвеси сохраняется около 20 минут — этого времени достаточно для предупреждения повторного возгорания объекта.

К главным достоинствам аэрозольных установок относится:

  • ВЫГОДНАЯ СТОИМОСТЬ. По сравнению с водяными и порошковыми пожаротушащими системами, генераторы аэрозоля имеют более низкую цену.
  • ВЫСОКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ. При порошковом способе тушения пожара химические реагенты могут нанести автомобилям значительный вред, а водяные системы не могут работать при отрицательных температурах. Аэрозольные смеси полностью лишены этих недостатков и отличаются высокой огнетушащей способностью.
  • ПРОСТОТА УСТАНОВКИ. Монтаж аэрозольного генератора не требует установки вспомогательного оборудования и подведения коммуникационных систем (водопровода, электроснабжения и т. д.).
  • ОТСУТСТВИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. После установки аэрозольная система объемного пожаротушения не нуждается в перезарядке и всегда находится в работоспособном состоянии.
  • БЕЗОПАСНОСТЬ. Аэрозольная смесь не причиняет вреда окружающей среде, а при попадании в организм человека не несет летальной опасности. Кроме того, в отличие от воды и порошковых реактивов аэрозоль не приводит к порче автомобилей и другого имущества, а осевшие хлопья легко удаляются с любых поверхностей.
  • УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ. Аэрозольные генераторы можно использовать в любых помещениях, в том числе и на взрывоопасных объектах.

Наши услуги

«НПГ Гранит-Саламандра» — одна из ведущих российских компаний, занимающихся разработкой и производством систем аэрозольного пожаротушения. Собственный исследовательский центр, высокотехнологичная опытно-конструкторская база и квалифицированный персонал с большим опытом работы являются надежной гарантией высокого качества выпускаемой продукции.