В действующем гражданском законодательстве основания, порядок и последствия прекращения юридического лица объединены в основной массе в институте ликвидации юридического лица.

Этот институт включает в себя ка нормы гражданского кодекса (ст.ст. 61-65, 81, 86, 92, 104, 112, 115, 119), так и нормы отдельных федеральных законов. Практически все федеральные законы, регулирующие правовое положение (или отдельные аспекты деятельности) юридических лиц конкретных форм, видов и типов, содержат положения обоснования и (или) порядке, и (или) последствиях ликвидации соответствующего юридического лица. Большую группу норм в части ликвидации юридических лиц содержит Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (к примеру, ст. ст. 149, 224-226).

Прекращение юридического лица состоит из трех основных форм:

  • - ликвидации,
  • - банкротства,
  • - административного порядка прекращения.

Различия между названными формами проводятся как на основании общих критериев, так и на основании достаточности имущественной составляющей юридического лица для процедуры прекращения и удовлетворения требований кредиторов.

Ликвидация юридического лица как самостоятельная форма его прекращения de lege ferenda должна иметь место тогда, когда имущества юридического лица достаточно для удовлетворения всех требований кредиторов и исполнения всех обязательств юридического лица. Обязательным условием применения конкурсного производства является одновременное наличие таких обстоятельств как невозможность полного удовлетворения требования кредиторов за счет имущества юридического лица (установленный фак4т неплатежеспособности), с одной стороны, так и возможность частичного удовлетворения требований с другой.

Исключение юридического лица из Реестра в административном порядке должно применяться тогда, когда имущественной основы юридического лица не хватает даже на проведение процедуры его прекращения, либо когда имущества явно не хватает для удовлетворения требований кредиторов. Ликвидацию следует рассматривать только как прекращение юридического лица без правопреемства, регулируемое исключительно нормами ГК РФ банкротство, в свою очередь, регламентируется и ГК РФ, и специальным законодательством о несостоятельности (банкротстве). При этом банкротство по своим правовым характеристикам не является частным случаем ликвидации. Ликвидация, предусмотренная ГК РФ, в соответствии с п.2 ст.61 кодекса традиционно разделяется на добровольную и принудительную.

В отличие от ликвидации банкротство как форма прекращения юридического лица всегда носит принудительный характер, поскольку осуществляется на основании решения суда.

Даже в том случае, когда должник сам общается с заявлением о признании его банкротом, реализуя свое право, предоставленное ему нормой ст. 8 Закона о банкротстве, вывод о наличии оснований для введения ликвидационной процедуры делает суд, а должник, при установлении факта неплатежеспособности, не может своим волеизъявлением повлиять на судебный акт о его банкротстве.

Третья форма прекращения юридических лиц, каковой является административный порядок исключения (прекративших деятельность) юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего (административного) органа, является общей для всех юридических лиц и не подлежит более детальной классификации.

Вышеуказанное разграничение форм прекращения юридических лиц должно быть закреплено законодательно.

Правовая форма (а точнее, правовой режим) ликвидации включает в себя несколько составляющих:

  • - основания ликвидации, т.е. те юридические факты, с которыми законодательство связывает начало процедуры ("запуск" юридического состава) ликвидации;
  • - порядок ликвидации, т.е., собственно, определенная совокупность юридических фактов, наступление которых необходимо для достижения юридической цели ликвидации - прекращения юридического лица;
  • - установлена законом последовательность наступления таких фактов; срок осуществления ликвидации;
  • - последствия ликвидации.

Главным таким последствием выступает прекращение юридического лица. Однако перечень последствий этим не исчерпывается, поскольку разные правовые режимы ликвидации могут по-разному влиять на судьбу имущества, а также отдельных обязательств ликвидируемого юридического лица, повлечь в том числе ответственность членов органов управления ликвидируемого лица.

Правовые формы ликвидации (если анализировать только ликвидацию, но не иные составы прекращения юридических лиц, рассмотренные выше) перечисляются в ст. 61 ГК. Согласно её положениям можно выделить:

  • - добровольную ликвидацию (в формулировке ГК "по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано");
  • - принудительную ликвидацию (в формулировке ГК "по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона, или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организации (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях предусмотренных настоящим Кодексом");
  • - ликвидацию вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом).

Этот список вызывает много вопросов, а также нуждается в некоторых комментариях.

Во-первых, отметим, что ГК не использует понятий "добровольная" и "принудительная" ликвидац2ия. Понятие "добровольная" же включает в себя не только ликвидацию проводимую по решению участником или органов юридического лица, но и ликвидацию, проводимую при достижении цели, ради которой создавалось юридическое лицо и истечение срока, на срока на который оно создавалось. Последние основания, как можно увидеть, в прошлом всегда рассматривались отдельно, что, по мнению автора данного дипломного исследования, является правильным.

Во-вторых, этот список представляется неполным, так как не включает другие формы (правовые режимы) ликвидации. А именно с момента вступления в силу ГК появились организационно-правовые формы юридических лиц, правовой режим ликвидации которых не охватывается ни одним из указанных в ст. 61 ГК:

  • - государственные корпорации,
  • - государственные компании.

Федеральные законы, которые регулируют правовое положение названных организаций, прямо указывают, что ликвидация таковых осуществляется на основании отдельного федерального закона (а процедура ликвидации некоторых из них (ст.25 Федерального закона "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства") уже урегулирована законом об их создании).

Таким образом, по одному из признаков, который позволяет классифицировать отдельные формы (правовые режимы) ликвидации, -основанию ликвидации- можно с полной уверенностью говорить о появлении еще одной формы ликвидации юридического лица - на основании специального федерального закона.

В литературе к числу отдельных форм ликвидации часто относят также ликвидацию вынужденную. Обычно о вынужденной ликвидации говорят применительно к ликвидации принудительной.

Так, В.В. Ровный, выводя общее понятие "недобровольная ликвидация", анализируя положения ст.61. ГК в части права суда принять решения о ликвидации, полагает следующее: "Суд может возложить обязанности по ликвидации на учредителей (участников) данного юридического лица или на его орган. При осуществлении указанными лицами возложенной на них обязанности ликвидация является вынужденной, во всех иных случаях суд назначает ликвидатора сам, а ликвидация в таком случае является принудительной" [Под ред. А.П. Сергеева, 2008, с. 226].

М.В. Телюкина занимает здесь следующую позицию: "... именно вынужденной (а недобровольной либо принудительной) следует считать ликвидацию организации по такому основанию, как признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона и иных правовых актов... если оперировать только категориями "добровольная ликвидация" и "принудительная ликвидация" (не используя термин "вынужденная ликвидация"), то такое основание, как признание недействительной государственной регистрации юридического лица, следует признать основанием именно добровольной ликвидацией, так как добровольная ликвидация осуществляется на основании решения участников, в том числе если это решение было принято участниками во исполнение решения суда. Принудительная ликвидация будет если суд вынесет решение именно о ликвидации, в том числе после того, как участники не примут мер к осуществлению добровольной ликвидации, имея решение суда о признании регистрации недействительной" [Телюкина М.В., 2000. с. 40-41].

По мнению автора данного исследования, "вынужденность" возникает тогда, когда наступает юридический факт, который обязывает (создает обязанность) участников (учредителей) или компетентных органов юридического лица принять решение о ликвидации.

Принудительная ликвидация - это всегда санкция в отношении юридического лица за несоблюдение требований законодательства (за совершение правонарушения); если правонарушение совершено - у компетентных лиц появляется основание для предъявления требований в суд (Арбитражный суд) о принудительной ликвидации.

Перечень таких нарушений широк, он в том числе может состоять и в непроведении в установленный срок добровольной ликвидации, если для этого наступили соответствующие основания.

К примеру, юридическое лицо было обязано преобразоваться из одной организационно-правовой формы в другую или реорганизоваться в целя соблюдения антимонопольного законодательства, или привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями изменившегося законодательства и т.п. Неисполнение в срок любого из позитивных обязываний создает возможность для применения санкции в виде принудительной ликвидации.

"Вынужденность" ликвидации - это наступление такого условия, юридического факта, после которого у юридического лица не остается иного выхода, как принять решение о ликвидации добровольной в установленный законом срок. Таких случаев согласно закону не так много:

  • - в соответствии со ст. 20 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного Законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации. Если общество в разумный срок не примет соответствующее решение, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предусмотрено федеральным законом, в этих случаях вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества;
  • - в соответствии со ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания следующего финансового года обязано принять одно из следующих решений:
    • 1) об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимость его чистых активов;
    • 2) о ликвидации общества.

Если по окончании второго финансового года или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше величины минимального уставного капитала, указанной в Законе, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года обязано принять решение о своей ликвидации. Если в течении установленных сроков общество не исполнит обязанности, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требования о ликвидации общества.

Как можно видеть, модель, закладываемая законом, выглядит следующим образом:

  • - возникает юридический факт, являющийся основанием для принятия решения о ликвидации, т.е. возникает обязанность по закону принять соответствующее решение органом управления;
  • - если общество в лице своих органов в течении установленного срока (или разумного срока) не принимает решение, то истечение такого срока создает состав правонарушения, который является основанием для предъявления требования о принудительной ликвидации.

Как видно, модель так называемой вынужденной ликвидации легко вписывается в правовой режим принудительной ликвидации и какого-то обособления в качестве самостоятельной формы ликвидации в законодательстве не требует.

Рассмотрим основные особенности выделенных форм,(правовых режимов) ликвидация.

Добровольная ликвидация. Дать определение добровольной ликвидации в настоящее время несколько затруднительно, поскольку ее основания, как уже было отмечено, весьма расплывчато. Так, если такое основание, как "решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами", не вызывает сомнений, то такое основание, как "в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо с достижением цели, ради которой оно создано" (ст. 61), представляется спорным. Истечение срока, на который создано юридическое лицо, либо достижение цели, ради которой оно создано. в советском праве в большинстве случаев рассматривают как самостоятельное основание. И в этом есть определенная логика.

Дел в том, что при наступлении соответствующего факта может возникнуть ситуация, когда органы управления (участники) не будут принимать решение о ликвидации. То есть создается ситуация, схожая с ранее описанной для "вынужденной ликвидации" (хотя и отличающаяся в той части, что не ясно, можно ли такое бездействие квалифицировать как правонарушение".

В законодательстве нет общей нормы для такой ситуации. В настоящее время порядок действия в подобного рода случаях установлен только в ст.25 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Эта статья указывает: "Основанием для ликвидации фонда является прекращение его деятельности с 1 января 2012 г. Основанием для ликвидации Фонда до окончания указанного периода является использование в полном объеме средств фонда, предназначенных для осуществления его деятельности. В течении месяца со дня возникновения оснований для ликвидации Фонда правление Фонда уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о ликвидации Фонда, формирует ликвидационную комиссию Фонда... определяет порядок ее деятельности и утверждает смету расходов на осуществление мероприятий по ликвидации фонда".

В силу специфики государственной корпорации закон, как видно, определяет довольно жесткий порядок действий, цель которого понятна: корпорация должна быть ликвидирована. Однако общая норма вряд ли должна быть такой жесткой. С точки зрения автора данного исследования, закон должен содержать общую норму о последствиях истечения срока "достижение цели создания юридического лица". Эта норма должна содержать обязанность принятия решения в течение определенного срока участниками (компетентным органом юридического лица) о дальнейшей его судьбе: либо продлить срок существования, либо установить новую цель, либо сделать юридическое лицо бессрочным.

Отличие добровольно ликвидации от принудительной не только в основаниях, но и в порядке (последовательности наступления определенных юридических фактов). Началом (точкой отсчета) для добровольной ликвидации является принятие решения учредителями (участниками) или компетентными органами. Эти же лица, а также назначенная ими ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимают все иные решения в процессе ликвидации. В процессе добровольной ликвидации суд не играет никакой роли.

Принудительная ликвидация. Если добровольная ликвидация осуществляется по решению органов управления (или учредителей (участников)) юридического лица, т.е. они сами решают его судьбу, то в ситуации принудительной реорганизации правовая судьба юридического лица определяется уполномоченными государственными органами, а также судом (арбитражным судом). Если добровольная ликвидация - это правомерное поведение, то основанием для принудительной ликвидации всегда служит правонарушение. Соответственно, точкой отсчета для запуска процедуры принудительной ликвидации выступает решение суда, принимаемое на основании требования уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. Суд же играет существенную роль и в дальнейшем процессе ликвидации (утверждение баланса).

Правовой режим ликвидации вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом). С точки зрения оснований - перед нами ликвидация принудительная, поскольку она осуществляется на основании постановлений суда (решение арбитражного суда о признании должника банкротом, определение о завершении конкурсного производства (ст.ст. 124 и 149 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)")). Собственно, некоторые ранее действовавшие нормативные акты в качестве таковой ее и рассматривали: Закон РФ 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" к ликвидационным процедурам относил принудительную ликвидацию предприятия-должника, которая осуществлялась по решению арбитражного суда, и добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия под контролем кредиторов. Определение принудительной ликвидации, данное в преамбуле этого Закона, - "принудительная ликвидация предприятия-должника - процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда" - не оставляет сомнений в том, что именно наличие решения суда, а не добровольное решение о ликвидации разграничивали принудительность и добровольность.

Однако основанием для открытия процесса может быть и заявление самого должника (в лице его органов управления). Выделение указанного правового режима в отдельный, с нашей точки зрения, вполне обосновано. Интересно отметить также, что действующее законодательство предусматривает переход из режимов добровольной и принудительной ликвидации в режим ликвидации в процессе банкротства (ст. 65 ГК). Этот правовой режим отличается от двух предыдущих не только своими основаниями, но и:

установленной последовательностью наступления юридических фактов;

последствиями (см. выше);

объемом правового регулирования.

Ликвидация на основании федерального закона. Эта форма (правовой режим) ликвидации является наиболее новой и мало разработанной. Ее отличие от остальных - это основание для ликвидации, а также сфера применения - государственные корпорации и компании. Других системных отличий не усматривается. Единственным "живым" примером такого рода ликвидации выступает ст. 25 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Ее положения дают некоторое представление о том, какие еще отличия могут быть установлены в Законе в части ликвидации, а именно:

к процедуре ликвидации названного Фонда не применяются правила,

предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве):в случае, если имеющиеся средства

недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов в установленном порядке;

особенности в части реализации имущества (особые правила);

судьба имущества, оставшегося после ликвидации.

Следует отметить, что ликвидация не является исключительно гражданско-правовым, моноотраслевым институтом. Перед нами комплексный институт, поскольку множество норм и правил, которые определяют основания, порядок и последствия ликвидации, содержатся в нормах административного, финансового и трудового права. Так, в частности, основания для принудительной ликвидации определяются: антимонопольным (ст. ст. 23 и 34 Федерального закона "О защите конкуренции"), налоговым (ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации"), иным законодательством.

Существенный блок административно-правовых норм процедурного характера закреплен ст.ст. 20-22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Процедурные вопросы и последствия (главным образом) ликвидации закреплены в ст.ст. 23, 44, 49, 266 и др. Налогового кодекса РФ, ст.ст. 43, 180, 292, 296 Трудового кодекса РФ, в ст. 10 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", ст. 96 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Определение ликвидации юридического лица дается в ст. 61 ГК, и оно весьма лаконично:ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (изменения, которые вступают в силу в 2011 г., немного поменяют указанную формулировку, и она будет звучать следующим образом: ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом).

Как можно видеть из предыдущего изложения, действующее определение:

не имеет аналогов в истории российского законодательства;

является несомненным достижением по сравнению с ранее действовавшими нормативными актами в этой области, поскольку ясно подчеркивает отличие ликвидации от реорганизации: отсутствие преемства в правах и обязанностях;

не акцентирует внимание на том, рассматривается ли ликвидация как юридический факт или определенный процесс, процедура, или, точнее, юридический состав.

юридический лицо правовой ликвидация

Ликвидация, равно как и рассмотренная выше реорганизация, влечет за собой прекращение юридического лица, но без правопреемства. Все нрава и обязанности ликвидируемого юридического лица прекращаются в момент внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ.

Так же как и реорганизация, ликвидация - это определенная в своей последовательности совокупность действий (процедура), совершаемая с установленной законодателем целью.

В зависимости от лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, данную процедуру можно классифицировать на 1) добровольную и 2) принудительную.

Отдельно находится ликвидация в результате банкротства, поскольку в данном случае она может быть проведена как в добровольном, так и в принудительном порядке.

К первой группе отнесена ликвидация, осуществляемая:

1) по решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором в хозяйственных товариществах) на принятие решения по такому вопросу;

Судебная практика

В постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 № 06АП-2377/2014 по делу № А73-14977/2013 суд отметил, что но смыслу ст. 61 ГК во взаимосвязи со ст. 62-64 ГК решение о ликвидации юридического лица принимается его участниками исключительно по их волеизъявлению и не требует наличия каких-то иных оснований для его принятия.

Судебная практика

В п. 23 постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленуме ВАС РФ № 8 от 01.07.1996, п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84, Постановлении КС РФ от 18.07.2003 № 14-П, указано, что организация может быть ликвидирована в принудительном порядке только при констатации таких неоднократных и грубых нарушений норм права, при которых ликвидация являлась мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов иных лиц.

данных кредиторов считается наступившим с момента принятия решения о ликвидации.

Последовательность действий, составляющих исследуемую процедуру, также является общей для принудительной и добровольной ликвидации и представляет собой следующие этапы.

Первый этап. Лицо, принявшее решение о ликвидации, обязано сообщить о данном решении в установленном порядке в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, по месту нахождения ликвидируемого юридического лица путем направления соответствующего уведомления в письменной форме с приложением решения о ликвидации юридического лица. Данное уведомление должно соответствовать по форме, установленной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, и неограниченному кругу лиц путем опубликования данного сообщения в СМИ.

Для исполнения данной обязанности установлен предельный срок - не более трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации организации.

Судебная практика

В постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 7075/11 отмечено, что необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

регистрации юридического лица, сообщение о ликвидации организации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (который не может составлять минимум два месяца с момента данного опубликования).

Также ликвидационная комиссия должна уведомить каждого известного (выявленного) кредитора в письменной форме о ликвидации юридического лица.

Этот этап характеризуется не только сбором соответствующей информации, но и совершением действий, направленных на получение имущества от должников ликвидируемого юридического лица.

Основные функции ликвидационной комиссии, определенные в законе подтверждены также и судебной практикой.

Судебная практика

В определении ВАС РФ от 17.06.2013 № ВАС-7583/13 по делу № Л41-20591/2012 указано, что предусмотренная нормами ст. 61-64 ГК процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК). При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.

вать такого удовлетворения в судебном порядке. Данные исковые требования кредитор может заявить на любом этапе процедуры ликвидации, но до утверждения ликвидационной комиссией ликвидационного баланса (в нашем случае до шестого этапа). Если суд примет решение в пользу истца, то данный кредитор займет свое место в установленной очередности исходя из характера обязательств.

Дальнейшие действия по проведению ликвидации юридического лица зависят от того, хватает ли определенного имущества для удовлетворения требований кредиторов.

В первую очередь определяется достаточность денежных средств. При отрицательном результате продаже в установленном порядке подлежит иное имущество юридического лица. Реализация осуществляется с торгов, за исключением объектов стоимостью не более 100 тыс. руб. (данная стоимость определяется по утвержденному промежуточному ликвидационному балансу).

Следует учитывать, что в случаях, установленных законом, при недостаточности у ликвидируемого учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

Если ликвидируемое юридическое лицо не сможет удовлетворить требования кредиторов, то дальнейшие этапы, свойственные процедуре ликвидации, не применяются.

Поскольку данные обстоятельства свидетельствуют о наличии признаков несостоятельности, то ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве данного юридического лица. Дальнейшие действия осуществляются только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Если имущества для расчетов с кредиторами ликвидируемого юридического лица достаточно, то возникает следующий этап в процедуре ликвидации.

Пятый этап. Расчеты с кредиторами. Все расчеты осуществляются в определенной последовательности, которая определяется сформированными очередями. Принадлежность к соответствующей очереди определяется главным образом характером обязательства, а следовательно, и личностью кредитора.

Следует учитывать, что независимо от характера обязательств, связывающих ликвидируемое юридическое лицо и кредитора

(кредиторов), их исполнение в пользу последних будет единым - посредством выплаты денежной суммы.

Исходя из требований ст. 64 ГК во внеочередном порядке погашаются требования, связанные с проведением самой ликвидации. Сюда относятся расходы и самой ликвидационной комиссии и тех лиц, деятельность которых связана с проведением того или иного этапа ликвидации (например, адвокатов по взысканию дебиторской задолженности ликвидируемого юридического лица) и пр. Конкретный состав кредиторов и характер обязательств, учитываемый вперед сформированных очередей, законодателем не определен. Главный критерий для этой ситуации - расходы должны быть связаны с проводимой ликвидацией.

Затем определяются и собственно очереди, которые включают в себя только требования кредиторов ликвидируемого юридического лица. Всего данных очередей четыре.

Первая очередь представлена требованиями деликтных обязательств, кредиторами которых выступают физические лица, а объектом возмещения - их жизнь и здоровье.

Вторая очередь состоит из работников ликвидируемого юридического лица, а требования сформированы в рамках трудовых правоотношений, но также и в гражданско-правовых - по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третьей очереди находятся публичные субъекты, в чью пользу следует производить налоговые и иные обязательные платежи.

Четвертая очередь состоит из всех остальных кредиторов.

Следует отметить, что требования указанных очередей включают в себя только право на взыскание основного долга по соответствующему обязательству. Эти же лица (физические лица с требованиями о возмещении вреда здоровью, работники, бюджетные фонды и т.д.) е требованиями о взыскании штрафных санкций, упущенной выгоды будут отнесены к кредиторам, чьи требования подлежат удовлетворению после названных четырех очередей. Таким образом, например, требование о взыскании заработной платы работник вправе заявить в порядке второй очереди, а проценты за неправомерное удержание данной заработной платы за весь период просрочки - только после удовлетворения требований кредиторов четвертой очереди.

Каждая из указанных очередей может состоять из нескольких кредиторов. Но в каком порядке удовлетворять их требования при ликвидации, законодатель не поясняет.

Привлечение кредиторов последующей очереди возможно только после удовлетворения всех требований кредиторов предыдущей очереди. Исключение составляют кредиторы, права которых обеспечены залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Если такой кредитор-залогодержатель по характеру своих основных требований относится к четвертой очереди, то наличие сформированного в его пользу залога переносит его в третью очередь.

Кроме надлежащего исполнения в пользу кредитора путем перечисления денежных средств требования считаются погашенными, если:

  • - ликвидационная комиссия не признала требования кредитора, а он не обратился с иском в суд;
  • - суд отказал такому кредитору в удовлетворении его требований;
  • - требования кредиторов не смогли быть удовлетворены в силу недостаточности имущества как самого ликвидируемого юридического лица, так и лиц, несущих субсидиарную с ним ответственность по заявленным требованиям. Но данное правило действует только в отношении тех юридических лиц, которые не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в силу законодательного установления.

Шестой этап . Завершив указанные на предыдущем этапе расчеты, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, в котором подводятся итоги погашения требований кредиторов и остатка (при его наличии) имущества ликвидируемого юридического лица. Баланс подлежит утверждению лицом, принявшим решение о ликвидации.

Данный этап имеет место при условиях, если у ликвидируемого юридического лица после расчетов со всеми кредиторами остается имущество, и если участники (учредители) имеют вещные права на данное имущество либо корпоративные права к юридическому лицу.

В этом случае оставшееся имущество передается участникам (учредителя) в размере, определяемом соразмерно размерам их долей участия в данном юридическом лице. Данная передача осуществляется как в натуре, так и посредством передачи денежной компенсации. Последнее имеет место при возникновении между участниками спора в отношении передачи той или иной вещи. Тогда эта вещь подлежит продаже с торгов.

Иная правовая судьба у имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами у ликвидируемой некоммерческой организации. В силу специальной правоспособности, определяемой целями и задачами создания некоммерческого юридического лица, оставшееся в этом случае имущество должно быть направлено на указанные цели (задачи), но не его участникам (учредителям).

Седьмой этап. Завершающий этап ликвидации опосредуется внесением сведений о прекращении юридического лица в ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. С момента совершения данной записи юридическое лицо считается ликвидированным, а процедура ликвидации завершенной.

В регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица должны быть представлены следующие документы:

  • - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Заявитель подтверждает, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
  • - ликвидационный баланс;
  • - документ об уплате государственной пошлины;
  • - документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с поди. 1-8 и. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Допустима ситуация, когда после ликвидации юридического лица обнаруживается имущество этого субъекта. Если данное обнаружение произошло в течение пяти лет с момента совершения записи о прекращении юридического лица в ЕГРЮЛ, то любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. Суд может назначить процедуру распределения при наличии следующих условий:

  • - достаточно средств, для осуществления данной процедуры;
  • - есть возможность распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Для проведения данной процедуры суд назначает арбитражного управляющего.

В качестве отличного от принудительной или добровольной ликвидации следует рассматривать прекращение недействующего юридического лица, предусмотренное ст. 64.2 ГК. В данном случае для прекращения организации нет воли ни ее участников (учредителей), ни воли иных, в том числе публичных, лиц.

Ликвидация по данному основанию означает правовое закрепление фактически прекратившего существование юридического лица. Если юридическое лицо в течение обусловленного срока, предусмотренного для сдачи отчетности (12 месяцев), не предоставляет отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и нс осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету, то данное юридическое лицо считается недействующим. В этом случае такая организация подлежит исключению из ЕГРЮЛ с правовыми последствиями, характерными для ликвидированных юридических лиц. Такое исключение не требует ни судебного решения, ни решения учредителей (участников).

Для защиты прав учредителей, кредиторов недействующего юридического лица и иных заинтересованных юридических лиц законодатель обязывает регистрирующий орган опубликовать принятое решение о предстоящем исключении в течение трех дней с момента принятия такого решения, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений лицами, чьи права п законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Имеют место особенности ликвидации унитарного предприятия или государственного или муниципального учреждения по основанию изъятия у него учредителем-собственником имущественного комплекса для внесения в уставный капитал иных организаций (АО, учреждения, государственной корпорации). Основанием внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении соответствующего юридического лица является решение о государственной регистрации организации, получившей указанное имущество. В этом случае должны быть представлены следующие документы:

  • - заявление о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении унитарного предприятия или учреждения в связи с передачей его имущества;
  • - решение об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия или решение органа государственной власти, на основании которого осуществлены внесение имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в уставный капитал АО либо передача указанных имущественного комплекса или имущества в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации;
  • - копия документа, подтверждающего государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Что такое реорганизация юридического лица?
  • 2. Назовите формы реорганизации.
  • 3. Какой порядок реорганизации?
  • 4. Какие последствия проведения реорганизации в соответствующей форме?
  • 5. Что такое ликвидация юридического лица?
  • 6. Какие основания определены для проведения ликвидации?
  • 7. Определите порядок ликвидации.
  • 8. Укажите моменты завершения реорганизации и ликвидации.
  • в связи с истечением срока создания юридического лица,определенного в учредительных документах;
  • но достижении цели, определенной в учредительных документах и ради которой было создано юридическое лицо. Ликвидация по последним двум основаниям осуществляетсяв случаях, если учредители (участники) или уполномоченныйорган юридического лица примут такое решение. Принудительная ликвидация возможна только по решениюсуда и при наличии оснований, предусмотренных законом. Исходяиз требований п. 3 ст. 61 ГК определить основания для принудительной ликвидации в уставных документах невозможно. В этомслучае решения, принятые учредителями (участниками) в качестве положений устава (учредительного договора), рассматриваются как основания для добровольной ликвидации. Основания для принудительной ликвидации, определенныезаконодателем, определяются наличием существенных нарушенийтребований закона. При этом ключевое значение для такой ликвидации имеет именно существенность нарушений.

Установленные законом способы ликвидации юридического лица предусматривают все возможные ситуации, в которых производится закрытие предприятий. Кроме того, существует единый порядок ликвидации некоммерческой организации и юридического лица, осуществляющего коммерческую деятельность.

Общее единообразие процедуры и четкое выделение отдельных пунктов, при выполнении которых процедура будет незначительно отличаться в зависимости от вида ликвидации и разновидности ликвидируемой организации, позволяет упорядочить данную процедуру и исключить двойное толкование норм и правил, согласно которым эта процедура будет осуществляться.

Существует два способа ликвидации предприятия: добровольная и принудительная. В первом случае инициатором процедуры является само юридическое лицо. Во втором ликвидация ЗАО, ООО, ОАО или некоммерческой организации производится на основании судебного решения.

Кроме обычного закрытия компании возможна ликвидация предприятия путем банкротства. Такая ликвидация тоже может быть как добровольной, так и принудительной.

Принудительная и добровольная ликвидация ЗАО, ООО, ОАО путем банкротства. Отличия от обычной принудительной и добровольной ликвидации

  • Ликвидация путем банкротства всегда осуществляется на основании решения арбитражного суда, вне зависимости от того, кто выступает ее инициатором - само предприятие, его кредиторы или уполномоченные органы.
  • Инициация процедуры банкротства является юридически признанным подтверждением того, что должник не в состоянии рассчитаться с кредиторами и/или погасить задолженность по налоговым платежам.
  • В случае, когда ликвидация ООО по решению суда производится из-за банкротства предприятия, для проведения ликвидационных процедур суд назначает независимого арбитражного управляющего. Наряду с выполнением других функций, арбитражный управляющий выявляет признаки, свидетельствующие о том, что предприятие «банкротят» умышленно.

    Поэтому данный способ закрытия стоит выбирать только в том случае, если компания действительно является финансово несостоятельной.

  • При банкротстве юридическое лицо погашает свои обязательства не полностью, а частично (в объеме имеющихся денежных средств, а также денежных средств, полученных после продажи имущества). Целью банкротства является как можно более справедливое и полное удовлетворение требований кредиторов.

Ликвидация юридического лица, стоимость и продолжительность

Общая стоимость и продолжительность ликвидации зависят от множества факторов, определяющими из которых являются:

  • Период времени работы на рынке.
  • Объем и состояние документации.
  • Наличие обстоятельств, которые могут стать препятствием к быстрому и безболезненному проведению процедуры (долги, невыполненные обязательства, грубые нарушения при ведении бухгалтерской и налоговой отчетности и т.д.).

Минимальная стоимость официальной ликвидации с участием консалтинговой компании - около 50 тыс. рублей. Минимальная продолжительность процедуры - около полугода.

Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.

При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Гражданским законодательством предусмотрены добровольная и принудительная формы ликвидации юридических лиц.

Принудительная ликвидация производится по решению суда и связана, как правило, с грубыми нарушениями в деятельности организации. Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей и предполагает ряд административных процедур, которые должны быть реализованы в установленные сроки в строгом соответствии с требованиями закона. Отдельно следует выделить ликвидацию по завершении процедур банкротства, особенности которых регламентированы Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Введение процедур банкротства осуществляется по решению суда в тех случаях, когда организация не может погасить свои долги перед кредиторами в полном объеме.

Каждая из возможных форм ликвидации имеет свои нюансы и «подводные камни», обойти которые может только грамотный специалист с практическим опытом работы. Так, например, процедура банкротства, инициированная организацией, требует постоянного участия в судебных заседаниях, подготовки различного рода специфических документов и т.д. Важно при этом исключить признаки фиктивного банкротства, т.к. в данном случае возможно привлечение к ответственности, в том числе и уголовной по ст. 197 Уголовного кодекса РФ.

Добровольная ликвидация производится только при отсутствии задолженности, поэтому законодательно предусмотрена обязанность ликвидируемой организации опубликовать уведомление о ликвидации, после чего кредиторы в течение двух месяцев могут заявить свои требования, которые подлежат удовлетворению. Кроме того в рамках процедуры добровольной ликвидации создается ликвидационная комиссия, направляется соответствующее уведомление в налоговый орган, предпринимаются действия по уведомлению кредиторов и сбору дебиторской задолженности, составляется ликвидационный баланс и заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Все эти этапы должны быть реализованы строго в рамках закона и в установленные сроки, документы должны быть подготовлены по утвержденным формам согласно требованиям к их оформлению.

Обратим внимание, что непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ст. 14.25 КоАП РФ).

Некоторые действия в ходе ликвидации могут быть расценены как уклонение от уплаты налогов и кредиторской задолженности, преднамеренное или фиктивное банкротство, что влечет за собой уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы. Таким образом, ликвидация организации представляет собой сложную административную процедуру, сопровождение которой, во избежание негативных последствий, лучше доверить надежному специалисту.

Какие бывают виды ликвидации фирмы?

Ликвидация фирмы может проходить в нескольких законных вариантах и зависит от того, имеет ли она долги или нет. Для предприятий-должников ликвидация может быть в форме банкротства (по решению участников), альтернативой ликвидации со сменой участников и руководителя и реорганизации в форме присоединения или слияния.

Добровольное закрытие по решению участников

Добровольная или полная официальная ликвидация предприятия (в соответствии со ст.61-64 ГК РФ) включает следующие этапы:

  1. Сообщение о ликвидации фирмы налоговому органу и внебюджетным фондам в трехдневный срок со дня принятия решения — 3 дня после принятия решения.
  2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации по согласованию с регистрирующим органом — 3 дня после принятия решения.
  3. Публикация о ликвидации ООО в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц — 3 дня после принятия решения, затем 2 месяца ждем претензий кредиторов.
  4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии — 3 дня после принятия решения.
  5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы — они обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника — принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.
  6. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством — через 2 месяца с момента уведомления работников.
  7. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований — т.е. через 2 месяца после выхода публикации.
  8. Расчеты с кредиторами.
  9. Налоговая проверка.
  10. Составление ликвидационного баланса.
  11. Закрытие расчетного счета в банке.
  12. Снятие с учета в налоговом органе и внебюджетных фондах (ФСС, ФОМС, ПФ).
  13. Получение в регистрирующем органе свидетельства об исключении из ЕГРЮЛ (ликвидации) и компания перестает существовать.

Сроки

Срок исполнения — от 4 месяцев.

Банкротство: понятие, цены, сроки

Законная ликвидация ООО с долгами - это, в первую очередь, банкротство . Такую процедуру обычно обходят — это долго (6-12 мес.), дорого (от 70 000 руб.), тяжело.

Ваше ООО признается банкротом, когда оно «неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Так гласит ФЗ «О несостоятельности и банкротстве». Простыми словами, если ваше предприятие имеет крупные долги, кредиты и не приносит прибыли, то процедуры банкротства вам не избежать.

Что оно влечет за собой? Есть как положительные стороны, так и отрицательные. Минусы в том, что банкротство имеет затяжной характер и затрагивает интересы всех участников ООО, а также его работников. Плюсы здесь очевидны: процедура полностью законна, вы оздоравливаете бизнес-среду и избавляетесь от балласта долгов за счет имеющегося имущества.

Альтернативная ликвидация — смена учредителей

Если Вы не готовы пройти все этапы добровольной ликвидации ООО по решению участников предлагаем воспользоваться альтернативными способами прекращения деятельности юридического лица.

Смена учредителей или реорганизация: выбор за вами. Официальная (законная) ликвидация ООО — банкротство — долговременный и ресурсоемкий процесс. Поэтому некоторые организации выбирают такой вариант, как альтернативная ликвидация фирм. В чем ее смысл?

Смена учредителей — является наиболее распространенным способом альтернативной ликвидации ООО, поскольку предполагает смену учредителей, генерального директора или главного бухгалтера компании. Проблема в том, чтобы найти тех, кому доверите свои дела. Наша задача — предоставить вам их и оформить акт приема-передачи.

Реорганизация

Реорганизация — представляет собой преобразование одного юридического лица в другое путем ликвидации первого и его исключения из ЕГРЮЛ.

И здесь тоже нужен действующий правопреемник, а не мертвая фирма в другом городе. Ликвидация фирмы путем реорганизации занимает от нескольких недель до нескольких месяцев и обойдется вам несколько дороже ликвидации через смену учредителей.

Существует 2 основных способа ликвидации фирмы путем реорганизации - слияние и присоединение.

В случае слияния двух юридических лиц появляется третье, которому передаются все права и обязанности и которое отвечает по всем обязательствам первых двух компаний.

В случае присоединения ликвидируемое юридическое лицо входит в состав нового (стороннего). Выход участников из действующего бизнеса происходит путем замены учредителей и руководителя. Затем в течение 2 недель регистрируются изменения в учредительных документах. Этот способ также распространен в случаях с ликвидацией ООО.

Юристы компании «Правовой Стимул» всегда готовы бесплатно проконсультировать Вас о более подходящей схеме ликвидации Вашей фирмы по тел. 437-39-84, а также провести быстро и профессионально все этапы ликвидации.

Если возникала необходимость ликвидировать юридическое лицо, рекомендуем вам прочесть эту статью. Здесь мы расскажем вам поэтапно, как происходит процесс ликвидации юридического лица.

Для начала поговорим о самом понятии «ликвидация юридического лица». Что это такое и как он происходит? Ликвидация юридического лица осуществляется в случае реорганизации, деления (добровольная ликвидация) или в случае признания юрлица банкротом (судебная).

Пошаговая инструкция ликвидации ЮЛ:

  1. Первый этап – принимается решение о необходимости ликвидировать юридическое лицо. Такое решение может быть принято на собрании собственников юридического лица или в соответствии с постановлением суда в порядке признания юрлица банкротом.
  2. Второй этап – создание комиссии, которая будет заниматься прекращением юридического лица.
  3. Третий этап – необходимо уведомить государственный регистрационный орган о том, что начата процедура ликвидации юридического лица, в некоторых случаях на этом этапе задействуется налоговая служба.
  4. Четвертый этап – понадобится поставить в известность всех своих кредиторов, чтобы удовлетворить их требования. Если у юридического лица остается имущество после того, как требования кредиторов удовлетворены, нужно назначить распорядителя имуществом.
  5. Пятый этап – после того как все предыдущие действия были проделаны и на балансе юрлица не осталось средств, необходимо внести запись ЕГРЮЛ о прекращении существования юрлица.

Вкратце мы описали порядок того, как проводится ликвидация юридического лица, теперь рассмотрим его более детально, чтобы вы учли все нюансы этой процедуры.

Решение о ликвидации юрлица

Обычно, независимо от формы юрлица, решение о его ликвидации принимается на собрании собственников последнего. Также ликвидируется юрлицо в судебном порядке, когда он признан банкротом. После того как решение принято, выбираются члены в ликвидационную комиссию, а также в нормативных документах фиксируются сроки и порядок ликвидации.

По решению собственников или суда обязанности главы ликвидационной комиссии может исполнять руководитель ЮЛ. С момента создания комиссии все управление передается ему в руки. Что касается документального оформления этого этапа, то решение о ликвидации утверждается протоколом.

Если ЮЛ – один собственник, то можно оформить ликвидацию, подготовив такой документ, как решение.

В протоколе фиксируются такие данные:

  • причины для ликвидации;
  • сколько участников ЮЛ проголосовало за ликвидацию и сколько присутствовало на собрании;
  • члены, выбранные в ликвидкомиссию;
  • сроки ликвидационной процедуры и ее последовательность.

Для регистрации в ЕГРЮЛ подается нотариально заверенная копия протокола.

Дальше нам необходимо сообщить о своем решении или решении суда в ЕГРЮЛ. После того как регистрационный орган был уведомлен, он вносит данные о начале ликвидационной процедуры в госреестр. Если посмотреть отечественное законодательство, то увидим, что на протяжении трех дней после принятия решения о ликвидации мы обязаны сообщить об этом в регистрационный орган.

Требования, которые выдвигаются к регистрационным документам:

  • документы подаются по месту регистрации ЮЛ;
  • составление документов на государственном языке;
  • в решении о ликвидации ЮЛ необходимо указать состав ликивдкомисии, а также ИНН лиц, которые в нее входят.

Ликвидация ЮЛ(этапы, порядок)

В соответствие с ГК По решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, а также органа юридического лица, уполномо­ченного на то учредительными документами, юридиче­ское лицо может быть ликвидировано по любому основанию.

Ликвидация юридического лица - добровольного накопительного пенсионного фонда, страховой органи­зации, Фонда гарантирования страховых выплат, спе­циальной финансовой компании, хлопкоперерабаты­вающей организации осуществляется с учетом особен­ностей, предусмотренных законодательством РК.

Ликвидация юридического лица - влечет прекраще­ние прав и обязанностей без правопреем­ства.

Добровольная ликвидация юридического лица произ­водится по решению:

Собственника его имущества или уполномоченного собственником органа;

Органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Принудительная ликвидация юридического лица производится по решению суда, в случаях:

Банкротства

Признания недействительной регистрации юридиче­ского лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят не­устранимый характер

Систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица

Осуществления деятельности без надлежащего раз­решения (лицензии).

В других случаях, предусмотренных законодатель­ными актами

Виды ликвидации юридического лица

С распределением оставшегося имущества между учредителями юридического лица.

С передачей оставшегося имущества собственнику

С передачей оставшегося имущества на цели, опреде­ленные в учредительных документах юридического лица.

Этапы ликвидации юридического лица:

- Решение о ликвидации юридического лица

принимается собственником имущества юридического лица или уполномоченным органом.

- Сообщение органу юстиции о ликвидации юриди­ческого лица

предоставляется собственником имущества юридиче­ского лица или уполномоченным органом.

- Назначение ликвидационной комиссии, установле­ние порядка и срока ликвидации юриди­ческого лица

осуществляются собственником имущества юридиче­ского лица или уполномоченным органом.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению имуществом и делами юридического лица

- Занесение в единый государственный регистр сведений о начале ликвидации юридического лица

осуществляется органами юстиции

- Публикацию о ликвидации, порядке и сроке заяв­ления требований кредиторами юридического лица

Осуществляет ликвидационная комиссия в официаль­ных печатных изданиях центрального органа юстиции. Срок заявления претензий не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации

- Выявление кредиторов и взыскание дебиторской задолженности юридического лица

осуществляются ликвидационной комиссией

- Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

осуществляются ликвидационной комиссией после истечения срока для предъявления претензий кредито­рами, который (промежуточный ликвидационный баланс) содержит сведения о составе имущества лик­видируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами претензий, а также результатах их рас­смотрения

- Организация и проведение публичных торгов

осуществляются ликвидационной комиссией в порядке, предусмотренном законодательством, если недоста­точно денег для удовлетворения требований кредито­ров

- Расчеты с кредиторами юридического лица

производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности установленной ГК в соответствии с про­межуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

Оставшееся после удовлетворении кредиторов имуще­ство направляется на цели, указанные в учредительных документах

- Составление и утверждение ликвидационного баланса

производится ликвидационной комиссией, который утверждается собственником имущества юридического лица или уполномоченным органом, принявшим реше­ние о ликвидации юридического лица

- ликвидация юридического лица считается завершен­ной, а юридическое лицо прекратившим свою деятель­ность после внесения об этом сведений в Националь­ный реестр бизнес – идентификационных номеров.

Понятие юридического лица

Помимо граждан (физических лиц) субъектами гражданских правоотношений могут быть организации - юридические лица. Согласно статье 33 ГК Республики Казахстан юридическим лицом признается организация, имеющая свое обособленное имущество, которым она отвечает по своим обязательствам, приобретающая и осуществляющая от своего имени имущественные и личные неимущественные права и обязанности, могущая быть истцом и ответчиком в суде.

Основополагающий признак юридического лица - его имущественная обособленность и вытекающая из этого самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам.

Юридические лица образуются во всех сферах общественной и хозяйственной деятельности, но необходимость и важность этого института прежде всего определяется тем, что он позволяет отделить образуемого субъекта имущественных отношений от тех, кто образовал юридическое лицо. И, поскольку юридическое лицо - это самостоятельный и имущественно обособленный субъект прав и обязанностей, его учредители, как правило, не отвечают по его долгам (равно как и юридические лица не отвечают по долгам создателей).

Учредители юридического лица имеют возможность ограничить свой предпринимательский риск суммами, какие они считают для себя допустимыми. Таким образом, практическое значение юридическое лицо имеет прежде всего для имущественных гражданско-правовых отношений.

Статья 33 ГК называет юридическое лицо организацией, ему свойственно организационное единство, то есть внутренняя структура и взаимосвязь всех входящих в состав юридического лица подразделений, система должностных лиц и органов с разграниченной между ними компетенцией, определенный внутренний распорядок деятельности и т.п.

Имущественная обособленность юридического лица проявляется в том, что за ним закреплено имущество, которым юридическое лицо вправе владеть, пользоваться и распоряжаться, хотя в некоторых случаях право распоряжения ограничивается. Форма закрепления - различна. Чаще всего такая форма, при которой имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности, поэтому юридическое лицо имеет в отношении этого имущества все права и все обязанности, свойственные собственнику. В других случаях имущество принадлежит юридическому лицу на праве хозяйственного ведения. Таковыми могут быть только государственные предприятия. Поскольку право собственности на то же имущество принадлежит собственнику, право юридического лица распоряжаться этим имуществом имеет определенные ограничения. Право же владения и пользования принадлежит юридическому лицу в полной мере.

Наконец, за некоторыми юридическими лицами, также в большинстве своем - государственными, имущество закрепляется на праве оперативного управления. Такие права в части распоряжения являются еще более ограниченными, даже по сравнению с правом хозяйственного ведения.

Но во всех случаях имущество:

а) принадлежит юридическому лицу;

б) служит материальной базой его самостоятельной деятельности;

в) служит источником погашения задолженности и материальной ответственности юридического лица по его обязательствам с другими субъектами.

г) фиксируется самостоятельным балансом данного юридического лица (самостоятельной сметой);

От самостоятельного баланса следует отличать отдельный баланс, который учитывает имущество внутренних подразделений юридического лица с целью индивидуализации результатов их хозяйственной деятельности, и сводный баланс, охватывающий имущество целой системы юридических лиц для учетной цели.

Самостоятельная смета - это надлежаще утвержденный перечень финансовых поступлений для содержания юридического лица и перечень его целевых расходов. Самостоятельная смета применяется для определения пределов имущественных правомочий юридического лица, финансирование деятельности которых осуществляется не за счет собственных доходов, а за счет средств, выделяемых государством либо иными субъектами. Самостоятельная смета, например, применяется для финансирования бюджетных учреждений.

По своим обязательствам юридическое лицо отвечает всем принадлежащим ему имуществом, то есть не только тем, что принадлежит ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, но и тем, какое охватывается его обязательственными правомочиями, например, денежными средствами, которые должны юридическому лицу другие лица. Исключения могут устанавливаться законодательными актами.

Общее правило здесь таково: ни учредители, ни работники юридического лица, ни другие юридические лица, ни государство не отвечают по долгам данного юридического лица, которое, в свою очередь, не отвечает по долгам своих учредителей, работников, других юридических лиц или государства.

Из этого общего правила, однако, законом предусмотрен ряд исключений, направленных на усиление защиты интересов кредиторов. Но и при этих исключениях по долгам юридического лица прежде всего отвечает само юридическое лицо, и лишь при недостаточности его имущества - другие субъекты.

Прежде всего это - финансируемые собственниками учреждения и казенные предприятия, которые отвечают по долгам кредиторов своим имуществом и то не всем, а лишь имеющимися у них денежными средствами. Остальная часть долгов должна погашаться собственниками имущества упомянутых юридических лиц (пункт 6 статьи 104, пункт 3 статьи 207 Гражданского кодекса).

Такая ответственность собственника является субсидиарной, то есть дополнительной.

Субсидиарная ответственность по долгам юридического лица возможна и в силу статей 63 (по долгам полного товарищества), 84 (по долгам товарищества с дополнительной ответственностью), 96 (по долгам производственного кооператива), 96, 108 (ответственность членов кооператива по долгам кооператива), 330-332 ГК (ответственность, принятая на себя гарантом по обязательствам юридического лица).

Это все случаи, когда другие лица отвечают по долгам юридического лица независимо от того, виновны ли они в возникновении долгов. Но закон (статья 44 ГК) предусматривает и виновную ответственность учредителей по долгам созданного ими юридического лица. Так, если неплатежеспособность вызвана действиями учредителя, например, его указаниями о том, какие сделки, с кем и на каких условиях должны заключаться юридическим лицом, то правомерные интересы кредиторов в случае банкротства этого юридического лица обеспечиваются дополнительной ответственностью учредителя.

Аналогична ответственность основного хозяйственного товарищества по долгам его дочернего хозяйственного товарищества

В развитие этого положения пункт 6 статьи 69 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 2 мая 1995 года «О хозяйственных товариществах» применительно к акционерному обществу гласит: «В случае принудительной ликвидации общества должностные лица общества несут имущественную ответственность перед кредиторами по обязательствам общества при недостаточности имущества общества для оплаты его обязательства в случае, если должностные лица виновны в грубой небрежности при выполнении своих обязанностей или их невыполнении и если указанное выполнение или невыполнение ими своих обязанностей непосредственно привело к принудительной ликвидации общества».

Дополнительная ответственность учредителей (участников) юридических лиц по долгам последних может быть установлена учредительными документами. При этом учредительный договор и (или) устав могут предусматривать более высокую ответственность, но не могут ограничивать ее ниже тех пределов, какие установлены императивными правилами закона.

Однако никакие учредительные документы открытого акционерного общества не вправе возлагать дополнительную ответственность по долгам акционерного общества на акционеров.

Общий юридический статус юридического лица не допускает его ответственности по личным долгам его учредителей, участников, работников. Но на то имущество юридического лица, на которое имеют обязательственное право его учредители (участники, работники), ответственность может быть обращена в добровольном или (по решению суда) в принудительном порядке. Так, взыскание по долгам работника может быть обращено на его неполученную заработную плату; взыскание по долгам участника хозяйственного товарищества или члена кооператива - на долю этого члена товарищества (члена кооператива) в имуществе юридического лица

Это общее правило нуждается в некоторой корректировке. Во-первых, рассмотренная ответственность юридического лица может быть только субсидиарной. Во-вторых, акционерное общество не может нести даже дополнительную ответственность по личным долгам акционера.

Юридическое лицо выступает в гражданском обороте, то есть во всех имущественных (в ряде случаев - и неимущественных) правоотношениях от своего имени. Юридическое лицо не может действовать от имени своего руководителя, или создателя, или государства, но только от своего имени - от имени юридического лица как такового. Это имеет важное практическое значение, ибо позволяет точно определить истинного субъекта и прав, и обязанностей, и ответственности.

Ликвидация юридического лица – прекращение деятельности и существования субъекта с внесением записи в реестр. Основанием для ликвидации служит не только банкротство, но и окончание срока деятельности, нарушения законодательства, при которых суд определяет регистрацию недействительной.

Регламентирует порядок действий при ликвидации Гражданский Кодекс.

Общий план

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Основываясь на информации из Гражданского Кодекса можно выделить виды ликвидации юридического лица:

Законодательство обязывает налоговый орган произвести проверку деятельности субъекта при ликвидации. При добровольной форме срок делопроизводства считается налогооблагаемым периодом.

Добровольно

Добровольная ликвидация по решению учредителей – более легкая форма, так как при этом отсутствует необходимость уплаты судебных пошлин, часто отсутствуют причины для административных и иных взысканий с руководителей. Кроме того, решение о продаже имущества выносится ликвидационной комиссией, иногда это позволяет получить больший доход.

При добровольной ликвидации необходимо согласовать промежуточный баланс с государственными службами, после чего можно начинать погашение задолженностей в следующей очередности:

  • удовлетворение требований лиц, которым причинен физический и иной ущерб от деятельности субъекта;
  • оплата труда и пособий сотрудникам ликвидируемого субъекта;
  • выплаты кредиторам;
  • выплаты в государственные фонды;
  • иные кредиторы.

После выплат по всем задолженностям закрываются счета компании с уведомлениями налоговой. Вся документация юридического лица передается в архив. Деятельность и существование субъекта прекращается со дня выдачи справки об исключении из реестра.

Принудительно

Правом на принудительную ликвидацию службы и органы наделил Конституционный Суд постановлением 14 в 2003 году. Делопроизводство по ликвидации начинается после подачи иска в Арбитражный Суд.

Предшествовать этому могут следующие причины:

  • сокрытие отчетности или предоставление искаженных данных в налоговые органы
  • невыполнение правил применения кассовых аппаратов
  • деятельность, не предусмотренная лицензией
  • грубые нарушения в учредительной документации
  • уменьшение активов в соотношении с уставными фондами
  • незаконная деятельность, попадающая под уголовные статьи

За какими органами и службами закреплено право подачи заявления о ликвидации:

  • регистрирующие органы;
  • налоговая служба;
  • прокуратура;
  • антимонопольная служба;
  • центральный Банк;
  • другие заинтересованные субъекты и лица;

В случае отсутствия учредителей или невозможности выполнять возложенные задачи, ликвидатор назначается арбитражным судом. Ликвидация по принудительной форме часто совмещается с банкротством, если средств субъекта, его фондов и имущества недостаточно для погашения задолженностей.

Решение суда

Началом процедуры принудительной ликвидации является вынесение арбитражным судом соответствующего решения. Данное решение является окончательным и обязательным к осуществлению, в отличии от добровольной ликвидации, которая может быть остановлена или отменена.

Делопроизводство начинается с подачи заявления в арбитражный суд уполномоченных лиц и структур, после чего назначается дата и время заседания с извещением участников.

Все стороны, участвующие в рассмотрении наделены правом предоставлять суду доказательства и прочую информацию. Анализ судебной практики говорит о том, что решение о ликвидации выносится при наличии неустранимых, или систематических грубых нарушений.

Решение арбитражного суда оформляется в соответствии с установленной формой, данный документ обязателен к выдаче участникам.

Сроки осуществления ликвидации прямо зависят от сложности дела. Даже в легких случаях это занимает несколько месяцев, в связи с необходимостью проверки налоговыми и другими органами. Ликвидация, сопровождаемая банкротством, может длиться несколько лет.

В чем особенности видов ликвидации юридического лица

Особенности процедуры имеют зависимость от таких факторов, виды ликвидации юридического лица (принудительное, добровольное, сопровождаемое банкротством), типа учреждения, формы собственности, причин ликвидации.

Так религиозные организации могут быть ликвидированы в связи с деятельностью, которая противоречит законам и морально-этическим устоям общества. Это такие проявления, как склонение к суициду, отказу от получения образования, лечения. Принуждение к отказу от материальных ценностей и собственности.

Свои особенности имеет принудительная ликвидация. Судом может быть установлен срок на исправление нарушений с целью предотвращения завершения деятельности и сохранения субъекта. Данная процедура применяется к большинству субъектов при угрозе несостоятельности.

В некоторых случаях альтернативой ликвидации может быть слияние субъектов, присоединение к организации, осуществляющей схожую деятельность, но имеющую устойчивое финансовое положение и отсутствие нарушений. При этом к управляющему субъекту переходят распорядительные права и кредитные обязательства, что позволяет произвести процедуру без финансовых потерь со стороны кредиторов ликвидируемого субъекта.

Усложняют процесс ликвидации попытки умышленного банкротства. Данные действия выявляются в ходе проверок и сопровождаются дополнительными расследованиями и судами с применением взысканий по административным и уголовным статьям.

Если нет банкротства

Субъект, не имеющий невыполненных долговых обязательств, или могущий удовлетворить требования кредиторов в течение делопроизводства ликвидируется без процедуры банкротства. При этом для ликвидации необходимы другие законные условия.

Без признания несостоятельности ликвидация происходит чаще по добровольному типу и не всегда связана с нарушением законодательства. Как пример – ликвидация в связи с выполнением субъектом поставленных задач, прекращение деятельности.

Безусловно, ликвидация без признания несостоятельности – более простая и безболезненная процедура, занимающая меньше времени.

Факт признания банкротства не снимает ответственности с учредителей, и при установлении неплатежеспособности им грозит административная ответственность, часто вместе с уголовной

Альтернатива

Исключить некоторые сложности, снизить финансовые потери и избежать взысканий в некоторых случаях помогают альтернативные способы ликвидации.

Первый и самый эффективный способ – . Субъект будет исключен из реестра, но права и обязательства перейдут поглощающей организации, включая и задолженность.

Слияние несет ряд положительных моментов:

  • Сокращения срока процедуры. Без наличия усложняющих обстоятельств весь процесс занимает 1-3 месяца .
  • Отсутствие предпосылок к налоговым проверкам.
  • Процедура абсолютно законна.
  • Ликвидированный субъект исключается из реестра юридических лиц, как и в других случаях.
  • Сохранение прав субъекта на деятельность за поглащающей или вновь образованной компанией.
  • Сохранение интересов кредиторов.
  • Полное или частичное сохранение рабочих мест.
  • Возможность законно воспользоваться услугами консалтинговых и других компаний для помощи в проведении процедуры и соблюдения законности.

Вынужденные меры

Вынужденные меры при ликвидации связаны с двумя факторами: установление законности деятельности субъекта и возмещение задолженностей перед кредиторами.

Обеспечение первого условия происходит посредством проверок налоговыми и другими контролирующими органами с целью выявить или исключить факты незаконных действий, в том числе установлению истинных причин ликвидации. В случае выявления нарушений к ответственным лицам применяются взыскания в соответствии с законом.

Удовлетворение финансовых требований кредиторов и сотрудников субъекта гарантирует государство, поэтому действия арбитражного суда и прочих инстанций направлены на установление платежеспособности, выявления активов, дебиторской задолженности, имущества в объеме, достаточном для расплаты по задолженностям в соответствии с очередностью.