Федеральный закон

О внесении дополнений в Уголовный кодекс
Российской Федерации

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 1998, № 22, ст. 2332; № 26, ст. 3012; 1999, № 7, ст. 871, 873; № 11, ст. 1255; № 12, ст. 1407; № 28, ст. 3489 - 3491; 2001, № 11, ст. 1002; № 13, ст. 1140; № 26, ст. 2587; № 33, ст. 3424; № 47, ст. 4404, 4405; № 53, ст. 5028; 2002, № 10, ст. 966; № 19, ст. 1793, 1795; № 26, ст. 2518; № 30, ст. 3020, 3029; № 44, ст. 4298; 2003, № 11, ст. 954; № 15, ст. 1304; № 27, ст. 2708, 2712; № 50, ст. 4848, 4855; 2004, № 30, ст. 3091, 3092; 2005, № 1, ст. 1, 13; № 30, ст. 3104; № 52, ст. 5574; 2006, № 2, ст. 176; № 31, ст. 3452; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 46; № 16, ст. 1822, 1826; № 21, ст. 2456; № 31, ст. 4000, 4008, 4011; № 45, ст. 5429; № 49, ст. 6079; № 50, ст. 6246, 6248; 2008, № 7, ст. 551; № 15, ст. 1444; № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3601; № 48, ст. 5513; № 52, ст. 6227, 6235; 2009, № 1, ст. 29; № 7, ст. 788; № 18, ст. 2146; № 23, ст. 2761; № 26, ст. 3139; № 30, ст. 3735; № 31, ст. 3921, 3922; № 44, ст. 5170; № 45, ст. 5263, 5265; № 51, ст. 6161; № 52, ст. 6453; 2010, № 1, ст. 4; № 8, ст. 780; № 14, ст. 1553; № 15, ст. 1756; № 19, ст. 2289; № 21, ст. 2525, 2530; № 25, ст. 3071; № 27, ст. 3431; № 30, ст. 3986; № 31, ст. 4164, 4166, 4193; № 41, ст. 5192, 5199; № 49, ст. 6412; № 50, ст. 6610; № 52, ст. 6997, 7003; 2011, № 1, ст. 10, 54; № 11, ст. 1495; № 19, ст. 2714; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4598, 4605) следующие изменения:
1) статью 3 дополнить частями 3, 4 и 5 следующего содержания:
«3. Расширительное толкование уголовного закона запрещается за исключением толкования норм об освобождении от уголовной ответственности и от наказания, норм об обстоятельствах, смягчающих ответственность, наказание и иных норм, улучшающих положение лица, обвиняемого в совершении преступления».
«4. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности уголовного законодательства, а также иных законов или подзаконных актов, применяемых в уголовном деле, толкуются в пользу лица, обвиняемого в совершении преступления».
«5. Институты, понятия и термины гражданского, налогового и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства».
2) статью 14 дополнить частью 3 следующего содержания:
«3. Сделка и (или) иное действие, явившееся основанием возникновения, изменения или прекращения гражданских, земельных, налоговых и иных правоотношений, законность которых подтверждена вступившим в законную силу судебным решением, не может рассматриваться как общественно опасное деяние в смысле настоящего Кодекса»
3) в статье 35:
а) в части третьей слова «одного или» исключить;
б) дополнить статью 35 частью 8 следующего содержания:
«Не может рассматриваться в качестве группы лиц, организованной группы или преступного сообщества государственная, общественная, коммерческая или иная организация либо сотрудники такой организации, действия которой (которых) представляют собой осуществление прав и обязанностей, предусмотренных законодательством или учредительными документами организации»;
4) статью 159 дополнить примечанием следующего содержания:
«Примечание. Мошенничеством не могут признаваться деяния, выраженные в исполнении или неисполнении договорных обязательств»;
5) в примечании статьи 169 слова «, доходом», «, доход» исключить;
6) в статье 171:


7) статью 171.2 дополнить примечанием следующего содержания:
«Примечание. В настоящей статье крупным доходом признается доход в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным - шесть миллионов рублей»;
8) в статье 172:
а) в части первой слова «либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере» исключить;
б) пункт «б» части второй изложить в следующей редакции «причинившее особо крупный ущерб гражданам, организациям или государству»;
9) статью 177 признать утратившей силу;
10) в статье 178:
а) в части первой слова «либо повлекли извлечение дохода в крупном размере» исключить;
б) в пункте «в» части второй слова «либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере» исключить;
в) примечание 1 исключить;
11) примечание статьи 185 изложить в следующей редакции:
«Крупным ущербом в статьях 185, 185.1, 185.2 и 185.4 настоящего Кодекса признается ущерб, превышающей один миллион рублей, особо крупным - два миллиона пятьсот тысяч рублей»;
12) в статье 185.3:
а) в части первой слова «либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере» исключить;
б) в части второй слова «либо сопряженные с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в особо крупном размере» исключить;
в) примечание 1 изложить в следующей редакции: «Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб в сумме, превышающей два с половиной миллиона рублей, в особо крупном размере - в сумме, превышающей десять миллионов рублей;
г) примечание 2 исключить;
д) примечание 3 исключить;
13) в части первой статьи 185.4 слова «либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере» исключить.

4 мая 2018 года вступает в силу новая редакция Уголовного кодекса РФ. Законодатели ввели уголовную ответственность за подкуп и «откаты» при осуществлении государственных закупок, установили порядок замены принудительных работ лишением свободы, в случае нарушения осужденным порядка их исполнения, а также усилили ответственность за кражу денег с банковских карточек.

Редакцию Уголовного кодекса РФ с 4 мая 2018 года изменили сразу три закона, вступающие в силу спустя 10 дней после официального опубликования:

  • Федеральный закон от 23.04.2018 N 99-ФЗ ;
  • Федеральный закон от 23.04.2018 N 96-ФЗ ;
  • Федеральный закон от 23.04.2018 N 111-ФЗ .

Поправки в УК РФ вышли у законодателей разноплановыми: они установили порядок замены принудительных работ по приговору суда лишением свободы с отбыванием в колонии общего режима, если осужденный нарушает порядок проведения работ. Усилили уголовную ответственность за хищение денежных средств и мошенничество с пластиковыми банковскими карточками, а также установили уголовную ответственность за корыстные незаконные действия (подкуп и «откат») при осуществлении госзакупок, в том числе для должностных лиц коммерческих организаций.

Замена принудительных работ тюремным сроком

Пункт 6 статьи 53.1 УК РФ «Принудительные работы» изложен в новой редакции. В соответствии с ней в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий их отбывания суд может заменить неотбытую часть наказания на лишение свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Уголовная ответственность в госзакупках

В Уголовный кодекс внесена новая «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд». Ее санкциями предусмотрено, что за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, а также лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, при совершении преступления из корыстной или иной личной заинтересованности и причинении крупного ущерба виновного можно осудить на:

  • штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  • принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Пункт 2 этой же статьи говорит об увеличении меры ответственности до:

  • штрафа в размере от 200 тыс. до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 6 месяцев до 3 лет;
  • принудительных работ на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • лишения свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового,

если преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору или причинило особо крупный ущерб.

Вторая новая называется «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок» и предусматривает уголовную отвественность за незаконную передачу работнику контрактной службы, контрактному управляющему, члену комиссии по осуществлению закупок, лицу, осуществляющему приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иному уполномоченному лицу, представляющему интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг. Наказание за такие действия предусмотрены в виде:

  • штрафа в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 6 месяцев до 2 лет;
  • ограничения свободы на срок до 2 лет;
  • исправительных работ на срок до 2 лет;
  • принудительных работ на срок до 3 лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового;
  • лишениея свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового.

В законодатели добавили ответственность за провокацию коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Кроме того, этой статье изменили название. Теперь она называется «Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд».

Теперь предполагает возможность назначения судом штрафа в размере от 5 тыс. до 5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до 5 лет, в том числе за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Также такой штраф может быть назначен в сумме равной сумме подкупа. При этом штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, не может превышать стократную сумму такого подкупа, но и не может быть меньше 25 тыс. рублей и больше 500 млн рублей.

Ответственность за хищение электронных денежных средств

В законодатели добавили новый пункт, в соответствии с которым за кражу с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 159.3 УК РФ ), виновное лицо может быть осуждено:

  • к выплате штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
  • к принудительным работам на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 1,5 лет или без такового;
  • к лишению свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 800 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до 1,5 лет либо без такового.

Кроме того, переименована , которая теперь называется «Мошенничество с использованием электронных средств платежа». Такие деяния могут повлечь за собой штраф в размере до 120 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо обязательные работы на срок до 360 часов. Кроме того суд може приговорить преступника к исправительным работам на срок до 1 года, либо ограничить его свободу на срок до 2 лет. Также санкциями статьи предусмотрено лишение свободы на срок до 3 лет.

Также законодатели изменили редакцию пункта 3 статьи 159.6 УК РФ , он теперь звучит так:

Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 159.6 УК РФ, совершенные:

  • а) лицом с использованием своего служебного положения;
  • б) в крупном размере;
  • в) с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств,

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

Действующий Уголовный кодекс не предусматривает возможности уголовного преследования юридических лиц. На них распространяется только административная ответственность, что не дает возможности эффективно бороться с коррупцией, прежде всего в вопросах возвращения выведенных за рубеж капиталов, приводит источник РБК аргументы Бастрыкина в пользу законопроекта.

По его словам, без этого документа невозможно экстерриториальное уголовное преследование иностранных организаций, совершающих преступления в России. Крупные капиталы выводятся за рубеж посредством юридических лиц и поступают на счета иностранных компаний.

Кроме того, председатель СКР указывал на то, что по делам об административных правонарушениях не предусмотрена возможность наложения ареста на банковские счета. «Чаще всего дела об административном правонарушении против компаний возбуждаются уже после приговора физическому лицу. Поэтому физлица, фактически контролирующие компанию, успевают вывести деньги с ее счетов, после чего взыскивать в доход государства уже нечего», — отметил он

Законопроект о введении уголовной ответственности для юрлиц уже если в Госдуме, он был внесен 2 года назад депутатом от «Справедливой России» Александром Ремезковым причем именно при поддержке СКР. Однако до сих пор его не рассмотрел профильный комитет. Правительство дало на этот проект отрицательный отзыв.

За выдачу незаконных потребительских займов предлагается ввести уголовную ответственность. Срок лишения свободы может достигать шести лет.

С 10 августа вступят в силу поправки в Уголовный кодекс РФ и уклонение от уплаты страховых взносов будет считаться преступлением.

Самым мягким наказанием станет штраф в сумме сто тысяч рублей, а самым жестким - лишение свободы до шести лет, предупреждает УФНС Ставропольского края .

Наказание ждет тех, у кого образуется крупная недоимка. При этом для преступления, связанного со взносами, администрируемыми налоговой службой, есть особенности: неуплаченная сумма будет включать недоимку не только по взносам, но и по налогам и сборам; такая недоимка должна составить более 5 млн руб. в пределах трех финансовых лет подряд; одновременно доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов должна превысить 25% от подлежащих уплате сумм или 15 млн руб.

В отношении преступления, связанного со взносами на травматизм, крупным размером признается меньшая сумма. Например, недоимка должна составить более 2-х млн руб.

В случае, если преступление совершено впервые, есть возможность от уголовной ответственности освободиться, полностью погасив недоимку, пени и штраф.

Поправки в Уголовный кодекс внесены федеральным законом от 29.07.2017 N 250-ФЗ .

Минюст доработал законопроект, который обязывает сборщиков страховых взносов сообщать в следственные органы о не погасивших крупные недоимки работодателях, индивидуальных предпринимателях и гражданах.

В понедельник, 10 апреля, документ одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности, следует из материалов комиссии, с которыми ознакомился РБК . Факт одобрения этого проекта комиссией подтвердил и участник заседания.

Доработанный Минюстом законопроект — спутник правительственных поправок в Уголовный кодекс. Этот пакет законопроектов был внесен правительством в Госдуму в декабре 2015 года, в начале 2016 года принят в первом чтении и с тех пор готовится ко второму. Решающее, второе чтение всего пакета планируется в нынешнюю весеннюю сессию работы Думы — до конца июля, говорится в материалах правкомиссии со ссылкой на информацию ответственных комитетов парламента (по законодательству и по труду).

Основной законопроект из данного пакета предлагает наказывать работодателей, граждан и ИП за сокрытие имущества, за счет которого должны уплачиваться страховые взносы, а также за уклонение от уплаты взносов в крупном и особо крупном размерах. Неплательщикам будут грозить крупные штрафы — от 200 тыс. до 2 млн руб. за сокрытие денег и имущества, за счет которых должны уплачиваться страховые взносы, и до 300 тыс. руб. для физических лиц (до 500 тыс. руб. для представителей организаций-неплательщиков) — за уклонение от уплаты страховых взносов.

Кроме того, для граждан и представителей компаний-неплательщиков предусмотрены принудительные работы (до пяти лет за сокрытие имущества от сборщиков взносов, до одного года для неплательщиков-физлиц и до четырех лет для представителей компаний-неплательщиков). Максимальный срок лишения свободы — семь лет — предложен правительством за сокрытие от сборщиков страховых взносов имущества в особо крупном размере.

Уголовная ответственность будет наступать лишь в случае неуплаты взносов в крупном и особо крупном размерах, следует из текста законопроекта. Для обвинения физического лица в уклонении от уплаты взносов крупной будет считаться неуплата в течение трех лет 600 тыс. руб., если это больше 10% от подлежащей уплате суммы взносов, либо неуплата 1,8 млн руб. и более. Для компаний крупным размером предложено считать неуплату в течение трех лет более 2 млн руб., если в совокупности это превышает 10% от подлежащей уплате суммы взносов, либо неуплату взносов на сумму больше 6 млн руб.

Особо крупным размером для граждан будет считаться неуплата 3 млн руб. за три года, если это больше 20% от подлежащей уплате суммы страховых взносов за этот период, либо неуплата более 9 млн руб. Для компаний особо крупным размером будет признаваться недоплата в течение трех лет 10 млн руб., если эта сумма превысит 20% от суммы взносов, которые она должна была заплатить, либо неуплата более 30 млн руб.

Получить освобождение от уголовной ответственности смогут граждане и компании, которые совершили такие нарушения впервые и полностью выплатили взносы, пени и штрафы, следует из законопроекта.

Депутаты Ирина Яровая, Дмитрий Морозов внесли в Госдуму два законопроекта об усилении уголовной и административной ответственности за нападение на врачей и воспрепятствование их деятельности. Об этом сообщает пресс-служба нижней палаты Парламента.

Законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения прав граждан на медицинскую помощь» предусматривает административный штраф от четырех до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток.

В соответствии с предложенными поправками за отказ пропустить «скорую», если в результате медицинская помощь была оказана несвоевременно или не была оказана вовсе, нарушитель заплатит штраф в 30 тысяч рублей и будет лишен водительских прав на срок от полутора до двух лет.

Законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников» предусматривает штраф в размере до 40 тысяч рублей за воспрепятствование законной деятельности медработника, если в результате здоровью больного был причинен вред средней тяжести.

В качестве альтернативы предусмотрены обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до одного года или арест сроком до четырех месяцев.

За воспрепятствование работе медиков, повлекшее смерть больного или тяжкий вред здоровью, депутаты предлагают направлять на принудительные работы или лишать свободы сроком до четырех лет. В обоих случаях виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Одновременно вводится уголовная ответственность за причинение легкого вреда здоровью и угрозу убийством в отношении лиц, находящихся при исполнении служебных обязанностей.

Член Совета Федерации Елена Мизулина

Депутаты Госдумы в третьем, окончательном чтении приняли поправки в статью 116 Уголовного кодекса, декриминализирующие побои в семейных отношениях.

Законопроект вызвал большой общественный резонанс и бурно осуждался, в том числе и .

Депутат Валерий Газзаев предложил распространить действие статьи 329 УК "Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации" на флаги и гербы субъектов Федерации. Законопроект был сегодня внесен в Госдуму.

В пояснительной записке автор проекта пишет, что когда" хулиганы на спортивном мероприятии цинично под камеры глумятся над флагом того или иного региона, публично оскверняет этот флаг, рвут его
на части, топчут, сжигают прямо на стадионе, то правоохранительные органы могут инкриминировать этим лицам мелкое хулиганство либо нарушение правил пожарной безопасности". Но, по мнению депутата, такие умышленные провокации сталкивают жителей различных регионов, сознально сеется рознь и вражда.

Напомним, что в статье 329 УК наказание максимальное установлено в виде лишение свободы до одноо года.

Валерий Газзаев в прошлом являлся футболистом и тренером (в том числе и футбольной сборной России).

Госдума сегодня на утреннем пленарном заседании приняла во втором чтении законопроект о декриминализации побоев в семье. Против проголосовали только два депутата, один воздержался.

В процессе обсуждения были отвергнуты поправки фракции коммунистов, предлагавших оставить в уголовном составе побои детей и беременных женщин. При этом было заявлено, что такая поправка носит "антисемейный характер", потому что поставивший ребенку синяк родитель может сесть в тюрьму на два года.

Напомним, что речь идет об исключении из статьи 116 Уголовного кодекса наказания за побои близких родственников, не нанесших вреда здоровью. Уголовная ответственность будет наступать только если уже получивший административное взыскание побил родственника вновь, или если побои принесли зафиксированный медиками вред.

В кластере по информационной безопасности при Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) обсудили поправки УК РФ, повышающие ответственность за компьютерные преступления, сообщила агентству RNS Ирина Левова из Института исследований интернета. В обсуждении участвовали представители МВД, ФСБ, Microsoft, «Лаборатории Касперского», Group-IB, РАЭК и др.

Поправки, продолжала Левова, должны уточнить составы киберпреступлений: статьи УК (272, 273, 274) устарели, не учитывают новейших технологических особенностей киберпреступлений, наказания стали несоразмерны тяжести преступлений. Примеры преступлений, которые не подпадают под действующие статьи УК, приводит сотрудник компании, участвующей в разработке поправок: это и DDoS-атаки, и взлом личной почты, и воровство фотографий со смартфона.

У РАЭК нет полномочий вносить поправки, но ассоциация может направить их депутатам или Минкомсвязи, говорит директор РАЭК Сергей Плуготаренко - и предупреждает, что работа предстоит большая

Работу над статьями УК о киберпреступности ведет и группа, в которой участвуют Сбербанк, МВД и Центробанк, пишут «Ведомости» .

Предлагается передать ст. 159.6 (киберпреступления) из состава мошенничества в состав кражи (ст. 158), говорит сотрудник центрального аппарата МВД: «Это правильно по сути, поскольку хищение денежных средств с применением компьютерных технологий - разновидность кражи со взломом, причем обычно в особо крупных размерах и организованной группой».

Минкомсвязи поддерживает идею совершенствования законодательства в сфере киберпреступлений, говорит представитель министерства, но с собственными инициативами пока не выступало.

3 июля Президент подписал им же внесенный в Госдуму законопроект, который предусматривал многочисленные поправки в Уголовный кодекс РФ касательно преступлений в сфере экономической деятельности. Федеральный закон № 325-ФЗ опубликован и вступил в силу с 15.07.2016 года.

Зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Елена Мизулина внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий отмену уголовного наказания за семейные побои; по мнению сенатора, это правонарушение заслуживает лишь административного наказания.

В нынешней редакции Уголовного кодекса РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет или штрафа в 40 тысяч рублей за побои без нанесения вреда для здоровья в отношении родственников.

По мнению Мизулиной, такое положение является "спорным и антисемейным", пишет РИА Новости .

"Нынешняя редакция статьи 116 УК РФ убеждает нас в том, что поведение членов семьи, например, родителей, применивших к ребенку легкие воспитательные меры в виде шлепка, или конфликтующих супругов, является более общественно опасным, чем поведение постороннего человека, нанесшего побои на улице. За шлепок в семье можно получить до 2 лет и клеймо "уголовника" на всю жизнь, за побои на улице — штраф до 40 тысяч рублей. Такая ситуация недопустима. Необходимо править уголовный закон и убирать эти абсурдные положения", — сказала сенатор журналиста.

Депутат от "Справедливой России" Олег Михеев подготовил законопроект, который устанавливает уголовную ответственность до семи лет лишения свободы за халатность в коммерческой или иной организации в случае причинения тяжкого вреда здоровью человека или смерти.

Глава президентской администрации Сергей Иванов в ходе заседания рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства предложил ряд мер по либерализации уголовного законодательства для бизнеса.

Так, в частности, Сергей Иванов предложил прописать в УПК РФ срок, в течение которого имущество предпринимателя может находиться под арестом. Глава президентской администрации напомнил, что в настоящее время этот срок в законе не оговорен.

Также Сергей Иванов предложил увеличить пороговые значения экономических преступлений в крупном и особо крупном размере, поскольку нынешние значения, установленные в начале 2000-х годов, уже не соответствуют реалиям.

Глава администрации предложил освобождать предпринимателей, впервые совершивших экономическое правонарушение и добровольно возместивших ущерб, от уголовного преследования. Сергей Иванов уточнил, что в настоящее время такая практика существует только для налоговых преступлений.

Кроме того, было предложено закрепить в законе право на допуск нотариуса к арестованному предпринимателю, чтобы обеспечить бизнесмену возможность делегировать управление своим бизнесом, передает РБК .

Законопроект 73983-5, вводящий новую систему зачета времени отбывания в СИЗО при отбывании реально назначенного наказания, стал знаковым в деле гуманизации уголовного законодательства.

Он находился на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации немногим более десяти лет, а рассмотрен в итоговых чтениях был буквально за несколько месяцев. Сыграла в данном случае свою роль активность правозащитников, и общественности (например, была сформирована петиция на сайте Change.org). В настоящее время ст. 72 УК РФ с изменениями на 2019 год, с комментариями и разъяснениями экспертов доступна на всех правовых порталах, так как внесена в УК РФ в новом виде, с применением системы «день за полтора». Однако из данного правила есть исключения. Подробнее вопрос применения вышеуказанных поправок рассмотрим далее в статье.

Свежие и планируемые изменения

Никаких поправок после ФЗ-186 от 03.07.2018г., которым стал законопроект 73983-5, в ст. 72 УК РФ не вносилось, кроме того, пока законодатели не планируют возвращаться к данному вопросу. Таким образом, нет оснований думать, что будет введена система «день за полтора» для строгого режима в 2019-2020 годах, последние новости на эту тему не говорят о разработке соответствующих законопроектов.

Однако результаты у закона ФЗ-186 и без того впечатляющие: ФСИН отчиталась, что по итогам его применения за истекший с момента его принятия период сроки заключения сократились для 96 000 заключенных.

История принятия законопроекта


Законопроект был внесен в Государственную Думу в июне 2008 года. Активно стали продвигать документ в 2018 году функционеры ГД Иван Мельников и Павел Крашенинников, проводившие работу по анализу законопроектов, оставшихся с прошлых созывов Госдумы. На тот момент были законопроект был принят в первом чтении в 2015 году. Между тем, правозащитники и другие заинтересованные лица о данном документе не забыли и вопрос ими продвигался постоянно.

В пояснительной записке к проекту указано, что условия содержания в СИЗО близки к тюремным:

  • у заключенных нет возможности для занятия каким-либо видом деятельности;
  • они находятся в закрытых камерах;
  • допускается только одна прогулка в день в течение часа.

Понятно, что условия отбывания наказания в колониях общего режима и колониях-поселениях значительно более лояльные, поэтому принцип справедливости назначения наказания требовал учесть подобные обстоятельства.

Правки в проект были внесены только в части расширения списка статей, осужденным по которым не предоставляется право на зачет по схеме «день за полтора», после чего он был принят в финальном чтении и подписан президентом.

Когда вступит в силу закон, дополнительно не было определено, поэтому он обрели полную юридическую силу через 10 дней после официальной публикации, то есть, 13 июля 2018 года. Три месяца давалось на правильное исчисление сроков наказаний и зачет наказания.

Содержание изменений и схемы зачета «день за полтора»

Поправки в ст. 72 УК РФ стали реальностью в июле 2018 года. Основной их смысл введение принципа уточненного зачета времени, проведенного в СИЗО при отбывании реальных сроков.

Теперь расчет ведется следующим образом: один день в следственном изоляторе равняется:

  • 1,5 дням отбывания наказания в дисциплинарной части;
  • 1,5 дням в колонии общего режима и воспитательной колонии;
  • 2 дням в колонии-поселении.

При назначении иных видов наказаний, не связанных с лишением свободы, способ пересчета также поменялся.

Содержание в СИЗО по схеме день за полтора для строгого режима не применяется, в этом случае сохраняется старый принцип расчета: строго день за день. Тот же принцип сохраняется и при назначении отбывания предусмотренного приговором наказания в колониях особого режима и тюрьмах. Инициаторы изменений предусмотрели данные исключения ввиду особой общественной опасности данных видов преступных деяний.

Кроме того, не применяется новый принцип при осуждении за следующие деяния:

  • совершение террористических актов;
  • захват заложников;
  • шпионаж и госизмена;
  • угон поезда, самолета и т.д.;
  • международный терроризм;
  • хранение наркотиков в крупных, а также особо крупных размерах;
  • производство, сбыт и хищение наркотиков.

В случае, если гражданин осужден за нижеперечисленные преступления, сопряженные с террористической деятельностью, к осужденным также применяются старые правила:

  • посягательство на жизнь госслужащего или общественного деятеля;
  • мятеж с применением оружия;
  • насильственный захват с целью получения власти и удержание власти;
  • нападение на лиц и учреждения, имеющих право на международную защиту.

Таким образом, законопроект о зачете «день за полтора» для строгого режима Госдума РФ не рассматривает и пока нет сведений или объявлений о его подготовке. Более того, при рассмотрении законопроекта 73983-5, инициаторы поправок особенно отмечали, что действие их не будет распространяться на лиц, осужденных к отбыванию наказания в колониях особого и строгого режимов, а также в тюрьме, так как они представляют значительную общественную опасность. Никаких возражений со стороны Правительства, данные формулировки не вызвали. Последние новости из Госдумы подтверждают отсутствие активности по реформированию данной нормы.

С учетом данных обстоятельств вряд ли стоит ожидать, что будут в скором времени приняты поправки для строгого режима о зачете «день за полтора» в СИЗО.