Современное государствоведение классифицирует государства по различным критериям. Как известно, от избранного критерия зависит и соответствующая классификация. Все наиболее известные типологии (классификации) государств основаны, главным образом, на двух подходах. Первый называется формационным, второй - цивилизационным.

При формационном подходе история рассматривается как смена формаций, господствующих форм собственности. Формация - некий тип общества с определенным уровнем производственных отношений и способом производства материальных благ. Каков способ производства, таково и общество, и государство. На этой основе можно выделить следующие, например, типы государств:

  • o рабовладельческие;
  • o феодальные;
  • o капиталистические;
  • o социалистические.

Первые государства были в основном государствами рабовладельческими. В Европе первые рабовладельческие государства возникли в IX-VIII вв. до и.э. в Северном Средиземноморье (Древний Рим, Древняя Греция, города-республики). В рабовладельческом государстве существуют два основных класса - класс рабовладельцев и класс эксплуатируемого большинства, рабов. Между этими двумя классами складывался главный общественный конфликт интересов.

Преобладающей формой собственности была частная собственность рабовладельца на раба. Часть общества (рабы) юридически лишалась всяких прав. Рабы не считалась субъектами права. В обществе господствовала физическая зависимость человека от человека. Класс собственников использует публичную власть (государство) как орудие классового угнетения и подавления. Это вызывало сопротивление угнетаемого большинства, рабов, зачастую вело к восстаниям против рабовладельцев (восстание Спартака в I в. до и.э. и др.).

Чтобы предотвратить острые формы классовых столкновений, государство иногда старалось улучшить положение рабов, ввести некоторые ограничения власти рабовладельцев, применять идеологические методы и меры экономического стимулирования. В Афинах запрещалось избиение или убийство раба. В Риме рабы выполняли функции врачей, учителей, торговцев, ремесленников. Рабом изначально был прославившийся в веках древнегреческий баснописец Эзоп. Вольноотпущенники могли занимать крупные посты в системе государственной власти. Таким образом, государство проявляло не только классовую (групповую) сторону сущности, но и (временно) общесоциальную сторону.

Рабовладельческое общество содержало в себе предпосылки дальнейшего развития. Усложнение отношений между равноправными собственниками вело к появлению сложных правовых систем, законов, развитию демократических начал.

В наше время рабство, работорговля запрещены международным правом (Конвенция о рабстве 1926 г. и Протокол к ней 1953 г.; Дополнительная конвенция по борьбе с рабством 1956 г.; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Пакты о правах человека 1966 г.).

Феодальные государства возникли в Европе в VI-IX вв. и.э. и прошли ряд стадий развития - централизованной монархии, феодальной раздробленности, сословно-представительной и абсолютной монархии. Феодальный строй характерен для доиндустриального общества, в котором преобладает аграрная экономика и ремесленничество.

В феодальном государстве существовали два класса феодалы (меньшинство населения) и крестьяне (большинство населения). Феодалы обладали правом частной собственности на землю; это была господствующая форма собственности. Крестьяне были юридически ущемлены. Они имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк и барщина). Участия в управлении государством крестьяне не принимали. В таком обществе сословного неравенства зависимость человека от человека была опосредована землей.

Феодалы воевали друг с другом, создавали свои армии, свои законы, выпускали свои деньги, вводили свои налоги. Крупные феодалы превращались в графов, герцогов, королей. Литературный пример взаимоотношений в феодальной элите можно найти в произведении Александра Сергеевича Пушкина "Скупой рыцарь". Преодолевается феодальная раздробленность возвышением одного из крупных и сильных феодалов, на сторону которого встает церковь; создается общегосударственное законодательство (в Великобритании как стране прецедентного права получили распространение на всей территории региональные судебные прецеденты).

Феодальные государства существовали в основном как монархии. В независимых городах, где господствовало купечество, существовала республиканская форма правления (города-республики Венеция, Генуя, Данциг, Новгород, Псков и др.). Феодальный строй подготовил в своих недрах предпосылки для трансформации общества в капиталистическое: на смену фигуре феодала шла фигура промышленника, капиталиста; началась эпоха индустриализации, которая требовала другого уклада, другой идеологии. Эта идеология прорывалась с помощью буржуазных революций.

Первые капиталистические государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад. Сословное неравенство ушло в прошлое. Буржуазные революции принесли идеи равенства, которые были закреплены в конституциях. Вместе с тем такое равенство - формальное. Люди, лишенные средств производства, юридически обладают теми же правами, что и собственники средств производства; внешне они равны. Однако по сути собственники обладают более широкими возможностями, лучше защищены от жизненных рисков, надежнее обеспечивают свое благополучие. При этом они, конечно, должны постоянно находиться в состоянии предпринимательской активности, несут дополнительную ответственность перед обществом и государством. Люди, лишенные средств производства, могут только свободно продавать свой труд и в обмен получают плату за него - заработную плату.

Зависимость человека от человека приняла более тонкие - экономические - формы. Люди оставались неравноправными экономически - по отношению к средствам производства (фабрики, заводы, земля и т.п.). Общество разделилось на два класса: капиталистов - собственников средств производства (меньшинство населения) и наемных работников (большинство населения). Господствующей формой собственности в обществе являлась частная собственность капиталиста на средства производства.

Буржуазные государства в своем развитии прошли ряд стадий: период свободной конкуренции, период монополистического капитализма, период правового (социального) государства. На первой стадии существует множество собственников, демократия носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются профсоюзы рабочих, вводятся избирательные цензы (имущественные, образовательные, ценз оседлости). Налицо политическое неравенство при механизмах парламентаризма, законности.

На второй стадии (конец XIX - начало XX в.) основная часть общественного богатства через акционирование концентрируется в руках монополистических объединений. Возникают и распадаются антидемократические режимы (фашистские режимы в Германии, Италии; военно-полицейские режимы в Латинской Америке, Южной Африке). Вместо силовых, политических механизмов регулирования общества включаются экономические. Государство все больше внимания уделяет общесоциальным функциям, т.е. смещает акцепт па общесоциальную сторону сущности.

На третьей - современной - стадии формируется "средний класс", владеющий акциями предприятий. Класс пролетариата по существу исчезает. Часто этот этап называют периодом "смешанного общества". Всеобщее избирательное право ведет к дальнейшим уступкам народу в политическом и экономическом плане. Уровень жизни большинства населения улучшается. Формируется социальное, правовое государство, которое активно воздействует на экономику путем планирования, субсидирования, кредитования, национализации, приватизации и т.п.

В XX в. ведущие развитые государства, которые преобладающую часть истории обслуживали, главным образом, интересы меньшинства населения, сменили акценты в своей сущности: они стали обслуживать преимущественно интересы всего общества в целом, по крайней мере внешне. Считается, что в современном передовом развитом государстве господствует плюрализм форм собственности; государства в большинстве случаев отражают волю всего населения, а не только его незначительной части. Капиталистическое государство (и общество) XXI в. продолжают развиваться и движутся к какому-то новому типу общественно-экономической формации.

В социалистическом государстве, как предполагалось теоретиками и практиками марксизма-ленинизма, власть и все средства производства впервые в истории будут принадлежать трудящимся классам - рабочим и крестьянам, т.е. большинству, а не меньшинству народа. Первым социалистическим государством стала Советская Россия, позднее - Советский Союз (Союз Советских Социалистических Республик - СССР). В стране была осуществлена национализация средств производства; фабрики, заводы, земли были отобраны государством у собственников. Тем самым, как утверждалось, произошло "освобождение" рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков. Однако вроде бы решив противоречия, свойственные капитализму, реальный социалистический строй породил свои противоречия.

Согласно теории марксизма-ленинизма свободный труд (т.е. труд на себя, а не на капиталиста, хозяина) приведет к невиданному росту производительности труда; государство будет перераспределять общественное богатство между всеми людьми на основе справедливости. На самом же деле труд оказался также несвободным; это был труд на другого капиталиста - государство. Государство поставило средства производства на службу себе и своей идеологии. Простой человек экономически зависел от государства и лишался стимулов к производительному труду. Из общества исключалась личная заинтересованность в труде: в самом деле, зачем хорошо и эффективно трудиться, если все равно весь доход присвоит государство? Человек превращался в придаток, в "винтик" государственной машины, лишался экономической основы своей независимости и своих прав. Личность, индивид теряли свою ценность. Личная инициатива, конкуренция собственников практически исключались из общественной жизни. В конечном итоге наступил тотальный дефицит товаров и средств существования.

Общество, где нет конкуренции, лишено главного двигателя экономики. Отсутствие этого двигателя социалистическое государство компенсирует системой обязательных планов, т.е. административным принуждением. Огосударствленное общество объективно лишается механизмов движения вперед. До поры до времени государственное принуждение может заменить такие механизмы, но в историческом плане это не решает проблему. Именно поэтому социалистическое государство проиграло историческое соревнование в эффективности.

В большинстве реально существовавших и существующих государств социалистического типа аппарат (или партийная верхушка господствующей партии) узурпировал власть; произошло огосударствление всей общественной жизни. Государство использовало репрессии против народа, в том числе для принуждения к труду. Справедливости в распределении общественных богатств не наступило.

Государство социалистического типа, как правило, отрицает принцип разделения властей, теорию естественных прав; права человека становятся формальностью. Выборы превращались и фикцию, общество в средство достижения идеологических целей.

Практически везде экономика стагнировала и все больше отставала по эффективности от государств капиталистического типа. Социалистические государства проиграли историческое соревнование с капиталистическими государствами в эффективности и производительности труда, в благосостоянии простого человека. Государство и общество социалистического типа оказались нежизнеспособными.

Марксистская доктрина предсказывала "отмирание государства" через участие большинства населения в делах общества и государства. Постепенно должна была произойти замена государства органами народного самоуправления. Впрочем, и "органы народного самоуправления" могли быть и были только фикцией. Да и теоретическим расчетам на отмирание государства вряд ли в обозримом будущем суждено оправдаться.

Второй подход к классификации государств получил обобщенное название цивилизационного подхода. Это широкий, своего рода культурологический подход. При цивилизационным подходе история рассматривается как смена цивилизаций. Термин "цивилизация" может пониматься двояко:

  • o в широком смысле это все, что "наработано" человеческим обществом за свою историю, - все элементы материальной и духовной культуры. В таком понимании человечество предстает как единая цивилизация;
  • o в узком смысле это определенная часть (или период) либо определенное состояние материальной и духовной культуры - с определенным, специфическим сочетанием компонентов культуры. И тогда цивилизаций может быть много. Все зависит от критериев.

Язык, идеи, искусство, наука, промышленность, религия, города, дороги, высокие технологии и т.п. - это все компоненты цивилизации. Следовательно, при цивилизационном подходе возможны десятки классификаций государств - в зависимости от того компонента, который будет избран в качестве критерия.

Если, например, в качестве критерия выбрать такой элемент цивилизации, как религия, то все государства можно подразделить на государства: атеистические, христианские, исламские, буддийские и т.д. Перед нами классификация, произведенная на основе цивилизационного подхода.

Известны следующие, в частности, классификации государств по цивилизационным критериям:

  • o древние, средневековые, современные;
  • o крестьянские, промышленные, научно-технические;
  • o локальные, особенные, современные.

Однако в западных обществоведческих науках чаще других, пожалуй, используются две классификации. В первом случае в качестве цивилизационного критерия берется промышленность, или индустрия. Соответственно, все государства (и которые были когда-то, и которые существуют в наше время) можно подразделить на:

  • o доиндустриальные; в таких государствах промышленности не было или пока нет;
  • o индустриальные; в таких государствах существует развитая промышленность;
  • o постиндустриальные; в таких государствах наука становится средством производства, широко применяются передовые, наукоемкие технологии, развита инфраструктура транспорта, связи и т.п.

Во втором случае в качестве критерия берется более сложный набор цивилизационных факторов - господствующие формы собственности, характер государства, особенности общественного сознания, менталитета и т.п. По этому сложному критерию все государства можно подразделить на:

  • o западные; в таких государствах преобладает либо частная собственность на средства производства, либо плюрализм форм собственности; внешне царит идеология прав человека, личности; государства строятся на принципе разделения властей; закрепляются претензии на правовой и социальный характер государства; пропагандируется демократия как основа политического режима; преобладает развитая экономика, основанная па высоких технологиях; в иерархии общественных ценностей на первом месте стоит индивидуальное, частное, негосударственное;
  • o восточные; в таких государствах чаще преобладают государственная, коллективная формы собственности; правовые режимы закрепляют сильную роль государства; уровень развития экономики и благосостояния - ниже; в иерархии общественных ценностей преобладает все коллективное, общественное, государственное;
  • o смешанные; в таких государствах имеется смешение черт западного и восточного типов государства. Многие государствоведы к смешанному типу государства относят и Россию.

Отдельные ученые предлагают свои классификации государств и обществ, в которых применяют в качестве критерия собственный набор цивилизационных факторов. Так, например, британский социолог Арнольд Д. Тойнби (1889-1975) сконструировал собственную типологию государств и сформулировал теорию "круговорота цивилизаций". По его мнению, каждая цивилизация развивается "по кругу", проходя одинаковые стадии: стадию возникновения, стадию роста, стадию надлома и стадию разложения. Движущей силой развития цивилизации является "творческая элита", составляющая меньшинство общества. Именно элита влечет за собой "инертное большинство". А. Тойнби насчитал в мировой истории 26 цивилизаций - египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

Американский социолог и экономист Уолт Ростоу (1916-2003) выдвинул свою теорию - теорию "стадий экономического роста", согласно которой эволюция общества определяется главным образом уровнем развития техники. В соответствии с этой теорией все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий:

  • o традиционное общество (для него характерны наука и техника, преобладание сельского хозяйства);
  • o переходное общество (на этой стадии закладываются основы преобразований, зарождается обрабатывающая промышленность);
  • o стадия сдвига (начинается научно-техническое развитие в промышленности и сельском хозяйстве);
  • o стадия созревающего общества (выпуск продукции превышает рост населения);
  • o стадия массового потребления (на этой стадии возникает "государство всеобщего благоденствия").

Как определить место России в приведенных классификациях? С точки зрения формационного подхода, Россия сегодня - это развитое капиталистическое государство, находящееся на стадии правового государства. С точки зрения цивилизационного подхода, Россия находится на этапе перехода от индустриального государства/общества к постиндустриальному. С определенной долей условности Россию можно считать государством смешанного типа (с элементами государств как западного, так и восточного типов), а еще точнее - самостоятельным цивилизационным государством.

Указанные классификации не являются чем-то раз и навсегда данным. В реальной жизни многие государства, отнесенные к одному типу, могут содержать в себе элементы государств других типов.

Каким будут государство и общество в будущем? Считается, что государство будущего - это постиндустриальное государство. Фактически мы живем в эпоху смены индустриального общества постиндустриальным. Обостряется конкуренция ведущих развитых государств на этом пути. Иногда наступающую эпоху называют "информационным государством". Кто-то считает, что "информационное общество/государство" - это стадия, следующая за "постиндустриальной".

Американский экономист Джон Гэлбрейт (1908-2006) в свое время выдвинул концепцию "нового индустриального общества". По Гэлбрейту, раньше власть принадлежала тем, кто владеет землей, затем - тем, кто владеет средствами производства (капиталом); сегодня, когда этот капитал распределен в виде акций среди общества, власть принадлежит держателям технологических знаний и опыта. Они-то и представляют собой постиндустриальное общество - общество будущего. Представителем этой теории является также французский социолог Реймон Арон (1905-1983). Главная мысль в этих концепциях применительно к государству состоит в том, что интеллект, технологии, информация, наука становятся средствами производства и источником власти.

Основной порок глобализации - нарастание социального неравенства. В постиндустриальном обществе на смену неравенству социальному придет неравенство интеллектуальное. Эксплуатация человека человеком спрячется еще глубже в недрах социума. При внешнем благополучии и равноправии меньшинство, обладающее знаниями, информацией, технологиями, будет присваивать труд тех, кто не обладает ими. Вот почему такое значение приобретает сегодня интеллектуальная собственность и ее защита, а ведущие страны ставят эту задачу в качестве приоритетной.

Попробуем синтезировать возможные признаки постиндустриального (информационного) государства и общества:

  • o в постиндустриальном (информационном) обществе неизмеримо возрастут потоки информации, роль инфраструктуры; наука, технологии, интеллект превращаются в основную производительную силу;
  • o преобладающая часть членов общества в таком государстве является собственниками, принадлежит к "среднему классу"; основным видом труда станет труд умственный, а не физический; сфера услуг растет быстрее, чем материальное производство;
  • o государство выражает интересы экономически активного населения, внедряется в управление экономикой, усиливаются его экономические функции; будет происходить перераспределение функций государства: часть государственных полномочий будет передаваться "вниз" - органам местного самоуправления и самоуправляемым организациям, а часть - "наверх" - специально создаваемым международным органам с наднациональными функциями;
  • o государство диверсифицирует средства и методы обеспечения правопорядка, превращаясь во все более незаметное, но вездесущее; оно декларирует, что служит человеку, защищает человека, проводит активную социальную политику, обеспечивая полную занятость, "эффективный спрос";
  • o в постиндустриальном обществе будут гибко сочетаться три вида собственности: частная, коллективная (включая акционерную), государственная; наиболее показательно обеспечивается защита интеллектуальной собственности;
  • o в постиндустриальном обществе усиливаются тенденции к интеграции, мир движется к мировой конфедерации (и федерации) государств, предварительно объединенных в региональные центры силы и родственные цивилизационные пространства.

Становление постиндустриальных государств - государств будущего - будет происходить синхронно с изменением всего современного мироустройства.

Типология государства — это специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих госу-дарств на группы с целью раскрытия их социальной сущности.

Типология проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая форма-ция). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (К. Маркса, Ф. Эн-гельса, В.И. Ленина и др.), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип над-строечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, фео-дальный, буржуазный и социалистический (в последнее время к ним добавляют еще азиатский способ производства и прафеода-лизм) типы государства.

В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных орга-нов при одновременном отчуждении народа от реальных ры-чагов государственной власти;

Игнорируется принцип разделения властей на законодатель-ную, исполнительную и судебную (зачастую президент, ис-полнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судеб-ными полномочиями);

Роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

Суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

Сужена или сведена на нет сфера действия принципов выбор-ности государственных органов и должностных лиц, подот-четности и подконтрольности их населению;

В качестве методов государственного управления доминиру-ют командные, административные;

Сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;

Отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям);

Отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;

Существует частичный плюрализм, оппозиция не допускает-ся, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на
линию, выработанную правящей партией, в противном слу-чае они разгоняются;

Права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере);

Личность лишена гарантий безопасности во взаимоотноше-ниях с властью;

- «силовые» структуры обществу практически неподкон-трольны и используются подчас и в сугубо политических целях;

Роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма, он не харизматический..

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограни-ченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавлива-ется насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавли-вается в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства.

В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает, помимо армии и полиции, большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граж-дан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отме-няется Конституция и другие законодательные акты, которые за-меняются актами военных властей.

1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;

2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе прово-дится тактика избирательного террора, направленного на предот-вращения возникновения оппозиции.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем различия формационного и цивилизационного подходов к типологии государства?

2. Из каких элементов состоит понятие «форма государства»?

3. Назовите признаки монархий и республик.

4. Как отличить унитарное государство от федерации?

5. Назовите основные признаки демократического политического режима.

6. Что характеризует тоталитарный политический режим?

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Громыко АЛ. Политические режимы. М., 1994.

Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

Кашанина Т.В., Каманин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 35.

Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург,

Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар-ченко. Т. 1. М., 1998. Гл. 4, 7.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996.

Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994 ^Рожкава Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов,

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество М 1992 М., 2000 И Гл Г °з!"5 аРСТВа " ПРЯВа " П ° Д РеД " Н " И - Мат У 30 " ва и Ав - М^ько. 2-е изд.

Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1991. С бб-^бсГ" ВЕ " ЭлеМеНТЫ с Р авн ительного государствоведения. М., 1994. Гл. 2.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1. Федерация в зарубежных странах. М., 1993.

Тип государства это общие черты различных государств, система их свойств, характеризующаяся общими признаками.

Типология государства это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос. на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.

Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс).

Выделяют следующие формационные типы государства:

-рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;

-феодальное государство - диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков;

-буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство);

-социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим.

Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационной типологии:

· продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество

· показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Смена одного типа другим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций, более прогрессивный нежели предыдущий. Недостатки формационной типологии:

· она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью

· недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные)

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.

Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков.

Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Достоинства цивилизационного подхода:

· определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.

· в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств

Недостатки цивилизационного подхода:

· недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны.

· выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это полит. часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия.

Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, дозволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией (см. схемы на с. 177).

Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом». Однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя.

В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

Рассматриваемая классификация имеет несомненное научное и практическое значение. Главным критерием ее является политический, точнее, государственно-правовой режим. Этот критерий по глубине и основательности не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типов.

Приведенная типология государств в общем и целом применима и к праву .

Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития.

Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, видимо, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.

Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств, отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.

Восточное государство

До недавнего времени восточные государства в учебной и научной литературе обычно относили к рабовладельческому типу. Правда, и тогда у этих государств отмечалось немало специфического, вносились предложения выделить их в особый вид (тип). И действительно, для такого выделения есть достаточно оснований.

Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия. Географическое положение, особые климатические и почвенные условия в этих странах вызывали необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного производства («азиатский способ производства») требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные и объемные ирригационные работы, а, во-вторых, наличия сильной публичной власти.

Поскольку государство управляло коллективным трудом общинников по сооружению оросительных систем, то оно присваивало себе и право верховной собственности на землю. В результате общинники стали зависимыми от государства.

Иначе говоря, экономической основой государств восточного типа являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Здесь существовала и частная собственность монарха, его приближенных, но она не играла существенной роли в производстве. Такой характер собственности во многом определял специфическую, «пирамидальную» структуру общества: на верху пирамиды – монарх (царь, фараон и т.п.), ниже – его приближенные, еще ниже – чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды – общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации государства.

В ряде восточных государств (Китай и др.) рабство носило семейный (патриархальный) характер, при котором рабы мало отличались от обычных общинников. В Египте, Вавилоне были государственные и храмовые рабы, которые вносили большой вклад в экономику этих стран. В Индии сложилась закрепленная религией кастовая организация общества.

В целом в древневосточных государствах не было традиционной классовой дифференциации общества. Огромную роль в их жизни играли вековые традиции. Для них было характерно заторможенное, застойное развитие. Во многих ранневосточных государствах веками ничего не изменялось.

Восточные государства выполняли несколько функций:

1) организации общественных работ (по созданию и эксплуатации ирригационных сооружений);

2) финансовую – взимание податей;

3) военную – оборона своей территории или захват чужих территорий;

4) подавления сопротивления общинников и рабов.

Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате последних возник новый тип государства.

Буржуазное (капиталистическое) государство

Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной – огромный шаг вперед по пути социального прогресса.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов – буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов.

Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия , парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма . Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в. – первая половина XX в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения – тресты, синдикаты, корпорации и т.п.; усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы , обострением классовой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей. Парижская Коммуна 1871 г. – исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

На рубеже XIX и XX столетий буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней – функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта . Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия XX в. – это годы первой мировой войны, пролетарские революции, распад колониальной системы, тяжелые экономические кризисы и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива – или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.

В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития, который, по всей вероятности, является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, «чистая» частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Словом, экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют «средний» класс – основной стабилизатор общественных отношений.

Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества – экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования , размещения государственных заказов, кредитования и т.п.

Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например, получила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных – побогаче. Данная теория, несомненно, опирается на реальные процессы, факты, но все-таки существенно идеализирует буржуазное общество и государство.

Социалистическое государство

Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс , Ф. Энгельс, В. И. Ленин . Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.

Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим «полугосударством», которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.

Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам.

В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные большими деформациями переходные к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны, они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. (Марксизм-ленинизм отводил строительству социализма и социалистического государства непродолжительное время). Кроме того, догматизм в теории, волюнтаризм, субъективизм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных ошибок и деформаций в практической деятельности. Тем не менее большой опыт по строительству социалистической государственности должен быть глубоко проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны как живущим, так и грядущим поколениям, ибо идеи социализма и благородны, и бессмертны.

В мире существует много государств. В связи с этим возникает необходимость в их классификации (типологии).

Типология государств – это деление государств по группам в зависимости от общих системообразующих важнейших признаков, присущих отдельной группе государств (В.И. Цыганов).

Историческое развитие государства -процесс качественных изменений (смены исторических типов) государственной власти с момента ее возникновения до настоящего времени (Петров А.В.).

Исторический тип государства это совокупность общих и существенных характеристик государств, находящихся на одной качественно определенной ступени развития общества (Петров А.В.).

Смена исторических типов государства - процесс закономерный и прогрессивный, обусловленный общим ходом развития общества от первобытных примитивных форм к развитой человеческой цивилизации.

В зависимости от роли религии государства можно поделить:

1.Теократические (от греч. theos – бог, kratos - власть)– это государства, в которых глава государства является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем (Ватикан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и т.д.);

2.Клерикальные (от лат. clericalis - церковный) – это государства, в которых та или иная религия официально имеет статус государственной, и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями (Великобритания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Испания, Япония и др.).Клерикализм (от лат. clericalis - церковный) – политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни.

Клерикальное государство – форма организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на политику государства и все сферы общественной жизни.

3.Светские – это государства, в которых все виды религиозных организаций отделены от государства (РФ, Германия, Франция, все государства СНГ);

4.Атеистические - это государства, в которых все религиозные организации преследуются властями (СССР);

По географическому положению государства можно поделить:

Западные

Восточные

Европейские

Азиатские

Африканские

Американские

По территории государства можно поделить:

По роли промышленности государства можно поделить:

Доиндустриальные (крестьянские)

Индустриальные (промышленные)

Постиндустриальные (научно-технические)

По временному критерию государства можно поделить:

Средневековые

Современные

Смена исторических типов государства - процесс закономерный и прогрессивный, обусловленный общим ходом развития общества от первобытных примитивных форм к развитой человеческой цивилизации. В зависимости от выделяемых причин движения общества к более сложным формам, разработаны два основных и дополняющих друг друга подхода к определению типов государства: формационный и цивилизационный. Типология проводится с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.


Формационный подход

Формационный подход - исследование закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре (Петров А.В.).

Этот подход базируется на разработанном Марксом и Энгельсом понятии общественно-экономической формации. Общественно-экономическаяформация - исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства (экономическом базисе). Способпроизводства (экономический базис) – это категория, обозначающая единство производительных сил и производственных отношений . В состав производительных сил входят средства производства и люди. Главной производительной силой выступает человек. Производительные силы – это сложный комплекс различных элементов, куда входят наука, навыки людей, транспорт, природные условия и т.д. Люди в процессе производства материальных ценностей вступают в определенные производственныеотношения . Они включают в себя следующие элементы: отношение к средствам производства, отношения обмена, распределения и потребления. Главным элементом производственных отношений является отношение к средствам производства. Класс, обладающий этими средствами, есть господствующий класс. От собственности на средства производства зависят обмен, распределение и потребление.

История общественного развития – это история развития и смены способов производства. Смена способа производства приводит к смене общественно-экономической формации. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся в ходе социальной революции. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену соответствующего типа государства.

К. Маркс разбил всю историю человечества на пять формаций: первобытнообщинная,рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.

В 1938 г. И.В. Сталин выделил пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую.

С точки зрения формационного подхода – пяти известным способам производства соответствовали пять общественно-экономических формаций, а каждой из них (кроме первобытнообщинной) – определенный тип государства: рабовладельческой формации – рабовладельческое государство, феодальной – феодальное, буржуазной – буржуазное, коммунистической – социалистическое. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественноисторический, его реализация возможна в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий..

Экономический базис рабовладельческого государства – частная собственность рабовладельца не только на средства производства, но и на самого непосредственного производителя материальных благ, на раба, который не имел никаких прав и превращен в говорящее орудие труда. Основными классами в рабовладельческом государстве были рабовладельцы и рабы, а государственная власть и собственность принадлежала рабовладельцам. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы (например, Древняя Греция, Древний Рим). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Рабовладельческая собственность является первой формой частной собственности (Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Хеттское царство, Индия, Китай – восточные деспотии в государствах древнего Востока). Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX – VIII вв. до н.э., например, Древняя Греция, Древний Рим.

Экономический базис феодального государства частная собственность феодала на землю и неполная собственность на крестьянина, который является здесь главным производителем материальных благ. Основными классами в феодальном государстве были феодалы и крепостные крестьяне. Государственная власть безраздельно принадлежала феодалам. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и т.д. Классовая дифференциация феодального общества сочеталась с делением на сословия. Это такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны. Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: 1) децентрализованной феодальной раздробленности; 2) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; 3) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. В государственный аппарат феодального государства входили войска, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды. Феодальные государства возникли в VI – IX вв. н.э. К основным разновидностям феодального исторического типа государства, например, в Европе, относятся раннефеодальные государства (княжества, герцогства, графства), пришедшие им на смену абсолютистские государства, и свободные торговые города, например, Венеция, Генуя, Новгород и др.

Экономический базис капиталистического (буржуазного) государства капиталистическая частная собственность на средства производства. Наемные рабочие – производители материальных благ лично свободны от капиталистов-работодателей, но будучи лишенными средств производства, они вынуждены продавать свою рабочую силу. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях рабовладельческого и феодального государств. На первый план здесь выходит экономическое принуждение. Буржуазное государство выступало как орудие господства капитала над трудом. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов – буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения. Капитализм – это первое в истории человечества индустриальное общество, в котором ведущая роль принадлежит не сельскохозяйственному производству, а обрабатывающей промышленности. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад.

После Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир. Буржуазия шла к власти под лозунгом: “Свобода, равенство, братство”. В этом государстве все граждане считались равны перед законом, но сохранялось экономическое неравенство. Современное буржуазное государство – это, прежде всего, неукоснительное распространение частной собственности на средства производства. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества.

Экономический базис социалистического государства общественная собственность на средства производства.Это государство соответствует эпохе перехода от классового общества к бесклассовому. Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны (1871 г.). В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь уже на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции, возглавляемой рабочим классом и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся. Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим “полугосударством”, которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением. Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам. Социалистическое государство характеризуется следующими основными чертами: принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системы – всеобщее материальное и духовное благополучие людей.

Коммунизм

Коммунизм – это бесклассовый общественный строй с единой общественной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества. При коммунизме государство как орган классового принуждения теряет свое основополагающее значение, отмирает. Трансформируется механизм государственной власти, уступая властные полномочия органам общественного самоуправления.

Достоинства подхода:

1) Доказана зависимость типа государства от экономики, от способа производства;

2) Были объединены в классификационные группы государства, имеющие единый характер государственной власти;

Недостатки подхода :

1) Формационныйподход страдает однолинейностью и схематизмом. В соответствии с этим подходом все государства проходят жестко заданный путь от одной общественно-экономической формации к другой. В действительности смена общественно-экономических формаций была более многовариантной. (Например, у древних славян не существовало рабовладельческого уклада. Процесс образования государства у славян связан с разложением родовой общины и становлением раннефеодальных отношений).

2) Недооцениваются религиозные, национальные, культурные факторы.

3) Игнорируется азиатский способ производства.

4) Теория общественно-экономических формаций была разработана на материале европейских стран. Восточные государства отличались большим своеобразием развития.


34.Цивилизационный подход

Цивилизационный подход - исследование закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах (Петров А.В.).

Впервые этот подход был сформулирован и обоснован русским мыслителем Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885). В дальнейшем он получил развитие в труде немецкого ученогоОсвальда Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы» и английского историка А. Тойнби (1889-1975) «Постижение истории». Эти ученые предложили при классификации государств учитывать не только способ производства или экономический базис, но и религиозные, психологические, культурные, национальные факторы, так как тип государства определяется не только способом производства, но и накопленными в ходе исторического развития и передаваемыми в рамках цивилизации ценностями. Цивилизационный подход отказывается от детерминации развития государства экономическими факторами и базируется на понятии цивилизация. Цивилизация (от лат. сivilis – гражданский, общественный, государственный) – это локальная общественная система, обладающая единством культурных, религиозных, психологических, географических и иных характеристик. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. Основываясь на различных подходах к понятию цивилизации, можно выделить следующие виды цивилизаций: локальные (существовали когда-либо в каком-то конкретном месте, например шумерская, эгейская, индская и др.); особенные (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и т.д.); современные;восточные, западные и смешанные (промежуточные);древние,средневековые, современные;крестьянские, промышленные, научно-технические;доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные; мировая (только начинает складываться);

Немецкий ученыйГеорг Еллинек (1851-1911) выделял первичные общества : 1. древневосточное (Египет, Персия, Шумеры, Вавилон и т.д.); 2. греческое (Спарта, Афины); 3. римское; 4. средневековое; 5. современное; и вторичные общества: западноевропейское, восточноевропейское, североамериканское, латиноамериканское, буддистское. Это государства Нового и Новейшего времени Западной и Восточной Европы, Северной Америки, Латинской Америки и другие, а также современные государства.

Американский политолог и социолог С. Хантингтон (1927-2008) выделял христианские , прежде всего, православные, и мусульманские цивилизации.

Можно выделить традиционалистскую (аграрную ) - (Древний Египет, Древняя Индия, Китай, Вавилон, средневековые государства) и техногенную цивилизации.

А. Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации, под которым понимал относительно замкнутое и «окольное» состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. По его словам, культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации. Первоначально он выделил до 100 цивилизаций. Вся мировая история, по мнению А. Тойнби , насчитывает 26 цивилизаций, например, египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и другие.

“С точки зрения Н.Я. Данилевского , все человечество состоит из различных «культурно-исторических типов» (цивилизаций). История человечества – это история отдельных цивилизаций со своими взлетами и падениями. Не существует никакого «общечеловеческого прогресса» как непрерывного, поступательного, единого в своих основных чертах для всех народов процесса. В основе каждого культурно-исторического типа лежат свои основополагающие «начала», то есть его психические характеристики, культура, религия, политический и экономический строй. «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Взаимодействие цивилизаций возможно и полезно, но только при сохранении народами своих самобытных основ. У других культурно-исторических типов можно и нужно перенимать элементы, лежащие вне сферы самобытных «начал»: «выводы и методы положительной науки, технические приемы и усовершенствования искусств» и т.п. Любое же заимствование у иных цивилизаций в сфере самобытного исказит, уничтожит свои «начала» и породит жалкую карикатуру на опыт чужого народа. К самобытным началам Данилевский относил и политическое устройство общества»”.

Достоинства подхода:

Доказана зависимость развития государства от социально-культурных факторов.

Недостатки подхода :

1) Недооцениваются экономические факторы.

2) Выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы дали типологию не столько государства, сколько общества.

3) Расплывчатость самого понятия «цивилизация», его необходимых структурных составляющих.


35.Этапы развития российского государства в формационном подходе – это его качественно особенные исторические периоды, определенные в зависимости от типа производственных отношений и господствующего в обществе класса.

С точки зрения этого подхода в советской науке выделяли три этапа:

1) Феодальное государство. С момента своего возникновения и до конца XIX века ведущую роль в системе политической власти играл класс феодалов, основной собственник земли, с постепенно закрепленными на ней крестьянами.

Этот период делят на следующие этапы:

а) Раннефеодальное государство (с IX до середины XV века). Киевская Русь;

б) Централизованное феодальное государство (с середины XV до середины XVII века). Московское государство.

в) Абсолютистское феодальное государство (со второй половины XVII века до конца XIX века).

2) Буржуазное государство . Этот период длится недолго – с конца XIX века и до 1917 года. В силу своей слабости и ряда других факторов российская буржуазия не смогла занять ключевые позиции в государственном управлении. Буржуазно-демократические реформы проводились самодержавной властью под давлением либерально настроенной образованной части общества и не привели к значимым позитивным результатам. Скорее наоборот, их результатом стала деструктивная (разрушительная) политическая активность общества, приведшая к революции.

3) Социалистическое государство . В результате революции 1917 года в России было создано первое социалистическое государство, просуществовавшее до 1991 года. Основой этого типа государства стали государственная собственность на основные средства производства и выделение в качестве доминирующего в общественной жизни класса рабочих и крестьян.

Данный период можно разбить на два этапа:

а) Диктатура пролетариата (с 1917 года до конца 30-х годов). Была призвана уничтожить сопротивление новому строю эксплуататорских классов. Эта задача в основном была решена к середине 30-х годов, что позволило в Конституции СССР 1936 года ввести принцип равенства всех граждан.

б) Общенародное государство (с конца 30-х годов до 1991 года). Разразившаяся война (Вторая Мировая война 1939-1945) не позволила решить задачу научного обоснования государства нового типа. Кроме того, война в определенной степени воскресила классовую проблему (главным образом, это касалось вновь присоединенных территорий). Поэтому только в 50-годы наука и политическая доктрина включили положение об общенародном государстве: без классов-антагонистов, без классовой борьбы, без эксплуатации.

Недостатки формационного подхода:

1. В истории российского общества нет четко выраженной рабовладельческой формации и соответственно рабовладельческого типа государства. Согласно формационной концепции именно с него должно начинаться историческое развитие государства.

2. Российская государственность не прошла этап капитализма. Капиталистические производственные отношения и соответствующие им классы в России начали складываться только в конце XIX – начале XX века.

3. Согласно формационному подходу социалистический тип государственности может возникнуть только на основе развитого и исчерпавшего свои возможности капитализма. Власть в СССР формально провозглашенная за трудящимися классами и всем народом, реально принадлежала партийно-хозяйственной элите, которая распоряжалась основными средствами производства и стала доминирующей стратой.


36. Этапы развития российского государства (цивилизационный подход)

Этапы развития российского государства в цивилизационном подходе – это его качественно особенные исторические периоды, определенные в зависимости от характера социально-культурных, духовных факторов.

Период царского строя (с IX века до начала XX века) базировался на феодальных отношениях собственности, иерархической социальной структуре, христианской (православной) идеологии. Государственная власть трансформировалась от децентрализованной монархии к абсолютной (самодержавию). В рамках этого строя значительно расширяются границы России, она становится империей; закладывается и развивается специфическая российская социокультурная среда, формируется национальная духовная культура, наука, система образования. Россия по потенциалу входит в число наиболее значимых европейских держав.

Во второй половине XIX века царский строй стал препятствием для развития новых прогрессивных отношений. Попытки трансформировать его в конституционную монархию были отвергнуты властью. В итоге царский режим был свергнут революционным путем и заменен советским строем.

Период советского строя (с 20-х годов до начала 90-х годов XX века) базировался на государственной (общенародной) собственности, формальном равноправии всех трудящихся, социалистической (коммунистической) идеологии. Государственная власть сформировалась в виде советской республики, трансформировавшейся от диктатуры пролетариата до общенародного государства.

В этот период Россия значительно укрепляет свой экономический и военный потенциал, интенсивно развивает национальную духовную культуру, образование и науку, активно распространяет влияние на окружающие страны. СССР становится ведущей мировой державой, оказывающей существенное влияние на всю мировую политику.

Со второй половины XX века сформировавшийся при советском строе тоталитарный политический режим стал препятствием для прогрессивного развития страны. Попытки изменить советскую систему эволюционным путем привели к ее разрушению и установлению либерального строя.

Период либерального строя (с начала 90-х годов XX века по настоящее время) базируется на приоритете крупного частного и государственного капитала, существенных различиях населения в зависимости от уровня доходов, либеральной идеологии.

Интересной представляется периодизация, предложенная известным русским историком В.О. Ключевским, который выделил этапы русской истории в зависимости от колонизационного фактора. Для каждого этапа характерно определенное колонизационное направление, в котором двигалась основная масса русского народа:

1) «Русь Днепровская, городовая, торговая» (VIII до XIII века). Русское население концентрируется на среднем и верхнем Днепре c его притоками. Политический строй характеризуется политической раздробленностью земель, в центре которых крупные торговые города, соперничающие с “пришлым” князем. В экономике основную роль играла внешняя торговля, лесные промыслы.

2) «Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая» (с XII до середины XV века). Основная масса населения оседает на верхней Волге и ее притоках. Русь остается политически раздробленной, но уже на княжеские уделы. Ведущую роль в экономике играет земледелие на основе эксплуатации вольного крестьянского труда.

3) «Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая» (с середины XV до второго десятилетия XVII века). Население распространяется на юг и восток. В политике происходит формирование единого централизованного государства – Великороссии. Экономическая основа прежняя – земледелие, при постепенном закрепощении пока еще вольного крестьянства.

4) «Период всероссийский, императорско-дворянский» (с начала XVII века до половины XIX века)расселение русского народа далеко на юг и восток – до Кавказа, Каспия, Урала и далее, соединение Великороссии (Великороссия - это страна которую населяли Великороссы - этнос населявший большую территорию европейской части Российской федерации, а так же часть Донецкой области к востоку от реки Кальмиус, Луганскую область и северо-восточную часть Харьковской области), Малороссии, (историческое название Галицко-Волынской земли в XIV-XV веках, территории Поднепровья в XV-XVI веках и Левобережной Украины после вхождения в состав Русского царства после Переяславской рады в XVII веке. В России до начала XX века зачастую применялось как название части территории современной Украины), Белороссии и Новороссии (историческая территория, прилегавшая к Азовскому и Чёрному морям, включавшая юг европейской части современной Российской Федерации (Краснодарский и Ставропольский края, республики Адыгея и Карачаево-Черкессия, Ростовская область), южную степную часть современной Украины (Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Николаевская, Херсонская, Одесская, Кировоградская), Приднестровье, Молдавию. Так же, Новороссией являлись Харьковская и север Таврической губернии. Термин широко употреблялся начиная с конца XVIII века) - образование Российской Империи, управляемой абсолютной властью государя-императора. Основу экономики, по-прежнему, составляет земледелие, но уже крепостное.

Можно продлить эту классификацию, основываясь на принципах В.О. Ключевского. «Период всероссийский, императорско-дворянский» длится вплоть до 1917 года. Рубежом является Первая Мировая война (1914-1918) и Вторая Русская революция (октябрь 1917 г. – Великая Октябрьская социалистическая революция). Гражданская война (1918-1920). Колонизационные направления остаются прежними.

5) «Русь Советская» (1922-1991). Происходит дальнейшее освоение колонизированных в предшествующий период территорий, постепенное ослабление колонизационных возможностей. В политической сфере – советская республика. В экономике – коллективное, колхозное земледелие и мощная промышленность с преимущественным развитием тяжелой промышленности и сырьевых отраслей.

6) «Россия демократическая» (с 1993). Характеризуется потерей почти всех национальных окраин, тотальной приватизацией экономики, сопровождающейся сокращением всех экономических показателей. В политической сфере – демократическая, федеративная президентская республика.