О реализации части 11 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Принято Министерством образования и науки Российской Федерации
  1. О РЕАЛИЗАЦИИ ЧАСТИ 11 СТАТЬИ 108
  2. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 Г. N 273-ФЗ
  3. "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  4. Министерство образования и науки Российской Федерации с целью разъяснения порядка реализации части 11 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) сообщает.
  5. Согласно части 11 статьи 108 Федерального закона со дня его вступления в силу (1 сентября 2013 г.) в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования (далее - организации) включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается также размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.
  6. В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (действовавшего до вступления в силу Федерального закона) научно-педагогическим работникам высших учебных заведений установлены надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:
  7. сорока процентов за должность доцента;
  8. шестидесяти процентов за должность профессора;
  9. 3000 рублей за ученую степень кандидата наук;
  10. 7000 рублей за ученую степень доктора наук.
  11. Согласно пункту 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей.
  12. Таким образом, с 1 сентября 2013 г. в размеры окладов (должностных окладов) научно-педагогических работников высших учебных заведений, установленных системой оплаты труда в высшем учебном заведении по соответствующим профессиональным квалификационным группам, должны быть включены вышеуказанные надбавки за должность и ежемесячная денежная компенсации. Оклады (должностные оклады) с учетом включенных в них надбавок за ученую степень должны быть установлены индивидуально для каждого научно-педагогического работника, имеющего ученую степень.
  13. Оклады (должностные оклады), включающие надбавку за ученую степень, занимаемую должность и указанную выше компенсацию, должны быть предусмотрены в трудовом договоре с научно-педагогическим работником, имеющим ученую степень и/или занимающим соответствующую должность наряду с доплатами, надбавками и другими выплатами, предусмотренными положением об оплате труда работников высшего учебного заведения.
  14. Вступивший с 1 сентября 2013 г. Федеральный закон предусматривает иные правила установления заработной платы для научно-педагогических работников, в связи с чем действующие до вступления в силу Федерального закона условия установления заработной платы для научно-педагогических работников сохранены быть не могут.
  15. При этом необходимо учитывать, что предусмотренное Федеральным законом включение вышеуказанных надбавок и компенсаций в оклады (должностные оклады), должно производиться в рамках выполнения общесистемной работы по доведению средней заработной платы педагогических работников учреждений до уровня средней заработной платы по экономике соответствующего региона в 2013 году с целью реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", пункта 2 Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации N ВП-П8-1018 от 22 февраля 2012 г. и Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р (письмо Минобрнауки России от 29 мая 2013 г. N АП-867/04).
  16. Также обращаем внимание, что в настоящее время при проведении мероприятий по введению эффективного контракта применяются Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. N 167н.
  17. Кроме того следует иметь в виду, что условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными условиями, включаемыми в трудовые договоры (статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ)). Изменение определенных сторонами условий трудового договора согласно статье 72 ТК РФ допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
  18. В соответствии со статьей 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
  19. О предстоящих изменениях условий оплаты труда, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника организации в письменной форме не позднее, чем за два месяца.
  20. Изменения условий трудового договора, определенные сторонами, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
  21. Н.В.ТРЕТЬЯК

1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

1) среднее (полное) общее образование - к среднему общему образованию;

2) начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

3) среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;

4) высшее профессиональное образование - бакалавриат - к высшему образованию - бакалавриату;

5) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура - к высшему образованию - специалитету или магистратуре;

6) послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

7) послевузовское профессиональное образование в ординатуре - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

8) послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

2. Образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом:

1) основные общеобразовательные программы дошкольного образования - образовательным программам дошкольного образования;

2) основные общеобразовательные программы начального общего образования - образовательным программам начального общего образования;

3) основные общеобразовательные программы основного общего образования - образовательным программам основного общего образования;

4) основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования - образовательным программам среднего общего образования;

5) основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

6) основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена;

7) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы бакалавриата) - программам бакалавриата;

8) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы подготовки специалистов) - программам подготовки специалистов;

9) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы магистратуры) - программам магистратуры;

10) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре) - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

11) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в ординатуре - программам ординатуры;

12) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки - программам ассистентуры-стажировки;

13) образовательные программы профессиональной подготовки - программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

14) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительным общеобразовательным программам;

15) дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств - дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств;

16) дополнительные профессиональные образовательные программы - дополнительным профессиональным программам.

3. Обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом (за исключением основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре), до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом в соответствии с частью 2 настоящей статьи. На указанных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

4. Реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми на такое обучение. Прием в образовательные и научные организации на обучение по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре прекращается 1 сентября 2016 года.

5. Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 июля 2016 года с учетом следующего:

1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации;

2) образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации;

3) образовательные учреждения высшего профессионального образования должны переименоваться в образовательные организации высшего образования;

4) образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования;

5) образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования;

6) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, должны переименоваться в общеобразовательные организации со специальным наименованием "специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением";

7) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, должны переименоваться в профессиональные образовательные организации со специальным наименованием "специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением".

6. При переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

8. Свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ являются недействующими со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

9. В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с настоящим Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2017 года.

9.1. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, временное свидетельство о государственной аккредитации переоформляется на свидетельство о государственной аккредитации на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации, ранее выданного реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

10. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 года. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников.

11. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.

12. Положения части 3 статьи 88 настоящего Федерального закона не распространяются на образовательные отношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

1) органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования осуществляют:

а) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых за счет средств местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

б) финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим основным общеобразовательным программам частных общеобразовательных организациях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций;

2) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках решения вопросов местного значения в сфере образования осуществляют:

а) организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, указанных в пункте 1 настоящей части и отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций.

14. До 1 января 2021 года предусмотренное статьей 71 настоящего Федерального закона право приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний распространяется также на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

15. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.

16. Особенности правового регулирования отношений в сфере образования со дня образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя устанавливаются Федеральным законом "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

Статья 108. Заключительные положения

1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

1) среднее (полное) общее образование - к среднему общему образованию;

2) начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

3) среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;

4) высшее профессиональное образование - бакалавриат - к высшему образованию - бакалавриату;

5) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура - к высшему образованию - специалитету или магистратуре;

6) послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

7) послевузовское профессиональное образование в ординатуре - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

8) послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

2. Образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом:

1) основные общеобразовательные программы дошкольного образования - образовательным программам дошкольного образования;

2) основные общеобразовательные программы начального общего образования - образовательным программам начального общего образования;

3) основные общеобразовательные программы основного общего образования - образовательным программам основного общего образования;

4) основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования - образовательным программам среднего общего образования;

5) основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

6) основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена;

7) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы бакалавриата) - программам бакалавриата;

8) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы подготовки специалистов) - программам подготовки специалистов;

9) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы магистратуры) - программам магистратуры;

10) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре) - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

11) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в ординатуре - программам ординатуры;

12) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки - программам ассистентуры-стажировки;

13) образовательные программы профессиональной подготовки - программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

14) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительным общеобразовательным программам;

15) дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств - дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств;

16) дополнительные профессиональные образовательные программы - дополнительным профессиональным программам.

3. Обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом (за исключением основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре), до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом в соответствии с частью 2 настоящей статьи. На указанных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

4. Реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми на такое обучение. Прием в образовательные и научные организации на обучение по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре прекращается 1 сентября 2016 года.

5. Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 июля 2016 года с учетом следующего:

1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации;

2) образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации;

3) образовательные учреждения высшего профессионального образования должны переименоваться в образовательные организации высшего образования;

4) образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования;

5) образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования;

6) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, должны переименоваться в общеобразовательные организации со специальным наименованием "специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением";

7) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, должны переименоваться в профессиональные образовательные организации со специальным наименованием "специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением".

6. При переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

8. Свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ являются недействующими со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

9. В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с настоящим Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2017 года.

9.1. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, временное свидетельство о государственной аккредитации переоформляется на свидетельство о государственной аккредитации на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации, ранее выданного реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

10. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 года. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников.

11. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.

12. Положения части 3 статьи 88 настоящего Федерального закона не распространяются на образовательные отношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

1) органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования осуществляют:

а) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых за счет средств местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

б) финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим основным общеобразовательным программам частных общеобразовательных организациях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций;

2) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках решения вопросов местного значения в сфере образования осуществляют:

а) организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, указанных в пункте 1 настоящей части и отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций.

14. До 1 января 2021 года предусмотренное статьей 71 настоящего Федерального закона право приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний распространяется также на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

15. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.

16. Особенности правового регулирования отношений в сфере образования со дня образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя устанавливаются Федеральным законом "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

) сообщает.

Согласно части 11 статьи 108 Федерального закона N 273-ФЗ со дня его вступления в силу (1 сентября 2013 года) в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования (далее - организации) включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу Федерального закона
N 273-ФЗ с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу Федерального закона N 273-ФЗ оклады (должностные оклады) педагогических работников включается также размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (действовавшего до вступления в силу Федерального закона) научно-педагогическим работникам высших учебных заведений установлены надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:
______________

См. Официальные документы в образовании. - 2000. - N 14. - С.60-103. - Ред.


40% за должность доцента;

60% за должность профессора;

3000 рублей за ученую степень кандидата наук;

7000 рублей за ученую степень доктора наук.

Согласно пункту 8 статьи 55 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей.
______________

См. Официальные документы в образовании. - 2004. - N 31. - С.12-78. - Ред.


Таким образом, с 1 сентября 2013 года в размеры окладов (должностных окладов) научно-педагогических работников высших учебных заведений, установленных системой оплаты труда в высшем учебном заведении по соответствующим профессиональным квалификационным группам, должны быть включены вышеуказанные надбавки за должность и ежемесячная денежная компенсации. Оклады (должностные оклады) с учетом включенных в них надбавок за ученую степень должны быть установлены индивидуально для каждого научно-педагогического работника, имеющего ученую степень.

Оклады (должностные оклады), включающие надбавку за ученую степень, занимаемую должность и указанную выше компенсацию, должны быть предусмотрены в трудовом договоре с научно-педагогическим работником, имеющим ученую степень и(или) занимающим соответствующую должность, наряду с доплатами, надбавками и другими выплатами, предусмотренными положением об оплате труда работников высшего учебного заведения.

Вступивший с 1 сентября 2013 года Федеральный закон N 273-ФЗ предусматривает иные правила установления заработной платы для научно-педагогических работников, в связи с чем действующие до вступления в силу Федерального закона N 273-ФЗ условия установления заработной платы для научно-педагогических работников сохранены быть не могут.

При этом необходимо учитывать, что предусмотренное Федеральным законом N 273-ФЗ включение вышеуказанных надбавок и компенсаций в оклады (должностные оклады) должно производиться в рамках выполнения общесистемной работы по доведению средней заработной платы педагогических работников учреждений до уровня средней заработной платы по экономике соответствующего региона в 2013 году с целью реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" , пункта 2 Перечня поручений Председателя Правительства РФ N ВП-П8-1018 от 22.02.2012 и Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы , утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р (письмо Минобрнауки России от 29.05.2013 N АП-867/04).
_________________
См. Официальные документы в образовании. - 2012. - N 17. - С.4-8. - Ред.

См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 5, 6. - Ред.

См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 23. - С.53-55. - Ред.


Также обращаем внимание, что в настоящее время при проведении мероприятий по введению эффективного контракта применяются Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта , утвержденные приказом Минтруда России от 26.04.2013 N 167н .
_________________
См. Образование в Документах. - 2013. - N 9. - С.65-74. - Ред.


Кроме того следует иметь в виду, что условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными условиями, включаемыми в трудовые договоры (ст.57 ТК РФ). Изменение определенных сторонами условий трудового договора согласно статье 72 ТК РФ допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ .

В соответствии со статьей 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях условий оплаты труда, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника организации в письменной форме не позднее, чем за два месяца.

Изменения условий трудового договора, определенные сторонами, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.

Н.Третьяк

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Официальные документы в образовании.
Бюллетень нормативных правовых актов,
N 34, декабрь 2013 года

О реализации части 11 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Принято Министерством образования и науки Российской Федерации
  1. О РЕАЛИЗАЦИИ ЧАСТИ 11 СТАТЬИ 108
  2. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 Г. N 273-ФЗ
  3. "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  4. Министерство образования и науки Российской Федерации с целью разъяснения порядка реализации части 11 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) сообщает.
  5. Согласно части 11 статьи 108 Федерального закона со дня его вступления в силу (1 сентября 2013 г.) в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования (далее - организации) включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается также размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.
  6. В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (действовавшего до вступления в силу Федерального закона) научно-педагогическим работникам высших учебных заведений установлены надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:
  7. сорока процентов за должность доцента;
  8. шестидесяти процентов за должность профессора;
  9. 3000 рублей за ученую степень кандидата наук;
  10. 7000 рублей за ученую степень доктора наук.
  11. Согласно пункту 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей.
  12. Таким образом, с 1 сентября 2013 г. в размеры окладов (должностных окладов) научно-педагогических работников высших учебных заведений, установленных системой оплаты труда в высшем учебном заведении по соответствующим профессиональным квалификационным группам, должны быть включены вышеуказанные надбавки за должность и ежемесячная денежная компенсации. Оклады (должностные оклады) с учетом включенных в них надбавок за ученую степень должны быть установлены индивидуально для каждого научно-педагогического работника, имеющего ученую степень.
  13. Оклады (должностные оклады), включающие надбавку за ученую степень, занимаемую должность и указанную выше компенсацию, должны быть предусмотрены в трудовом договоре с научно-педагогическим работником, имеющим ученую степень и/или занимающим соответствующую должность наряду с доплатами, надбавками и другими выплатами, предусмотренными положением об оплате труда работников высшего учебного заведения.
  14. Вступивший с 1 сентября 2013 г. Федеральный закон предусматривает иные правила установления заработной платы для научно-педагогических работников, в связи с чем действующие до вступления в силу Федерального закона условия установления заработной платы для научно-педагогических работников сохранены быть не могут.
  15. При этом необходимо учитывать, что предусмотренное Федеральным законом включение вышеуказанных надбавок и компенсаций в оклады (должностные оклады), должно производиться в рамках выполнения общесистемной работы по доведению средней заработной платы педагогических работников учреждений до уровня средней заработной платы по экономике соответствующего региона в 2013 году с целью реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", пункта 2 Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации N ВП-П8-1018 от 22 февраля 2012 г. и Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р (письмо Минобрнауки России от 29 мая 2013 г. N АП-867/04).
  16. Также обращаем внимание, что в настоящее время при проведении мероприятий по введению эффективного контракта применяются Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. N 167н.
  17. Кроме того следует иметь в виду, что условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными условиями, включаемыми в трудовые договоры (статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ)). Изменение определенных сторонами условий трудового договора согласно статье 72 ТК РФ допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
  18. В соответствии со статьей 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
  19. О предстоящих изменениях условий оплаты труда, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника организации в письменной форме не позднее, чем за два месяца.
  20. Изменения условий трудового договора, определенные сторонами, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
  21. Н.В.ТРЕТЬЯК