Каждый следующий этап легализации в Российской Федерации наделяет иностранного гражданина все новыми правами, а вместе с ними и обязанностями. Если сравнивать РВП с ВНЖ, то второй документ практически приравнивает статус своего обладателя к статусу гражданина РФ. Но на повестке дня остается вопрос, можно ли голосовать с видом на жительство? И здесь мигрантов ждет некоторое разочарование, о чем и пойдет речь в данной статье.

Коротко о ВНЖ

Право мигранта проживать в РФ длительное время на постоянной основе подтверждает специальное удостоверение, получившее название «вид на жительство». По своей сути он представляет собой уже вполне полноценный паспорт, только пока еще временный.

Выдается данный документ сроком на пять лет, но при этом не обязывает своего владельца переходить к следующему этапу – получению гражданства. Это означает, что на основании ВНЖ мигрант может жить в России неограниченное количество лет, продлевая его каждый раз на новый период.

Получению ВНЖ предшествует целый ряд обязательных миграционных формальностей, которые могут несколько отличаться в зависимости от категории заявителя. К примеру, . Они могут сразу перейти к оформлению статуса постоянного жителя.

Порядок действий при получении ВНЖ

Сразу следует отметить, что данная стадия легализации не является первой во всем процессе. Прежде чем кандидат получит возможность ходатайствовать о выдаче ему постоянного удостоверения, он должен:

  1. Пересечь российскую границу в рамках миграционных правил.
  2. Заполнить карту мигранта в пункте пропуска (касается только въезда из безвизовых стран).
  3. Стать на учет в службе миграции в течение строго установленного срока.

Какими правами и обязанностями наделяет ВНЖ

Самое приятное во всем этом процессе – это права, которые получает мигрант вместе с удостоверением постоянного жителя. С этого момента он может:

  • получать социальные выплаты и пенсии;
  • , не согласовывая данный факт с органами миграционного ведомства;
  • , которые намерены посетить Россию;
  • пользоваться всеми благами, которые предоставляет государство: бесплатная медицина, образование, получение страховки и кредита;
  • свободно пересекать российскую границу без визы неограниченное количество раз.

Особенность вопроса, можно ли голосовать с ВНЖ, в том, что фактически его обладатель может принимать участие в выборах и, более того, вправе выдвигать свою кандидатуру на голосование, но только в рамках региональных избирательных кампаний.

Не стоит забывать и еще о целом ряде ограничений, к которым можно отнести запреты:

  • устраиваться на государственную или муниципальную службу;
  • являться частью экипажа судна, которое совершает свои рейсы под российским триколором;
  • входить в состав экипажа военного судна РФ;
  • занимать должность капитана воздушного судна в гражданской авиации;
  • работать на предприятиях, которые обеспечивают государственную безопасность страны.

Кроме того, обладателям ВНЖ запрещено посещать определенные территории закрытого типа, военные городки и зоны с регламентированным посещением для лиц иностранного происхождения.

Что касается обязанностей, то их также у мигранта прибавляется в значительном объеме. Отныне владелец ВНЖ должен:

  • уважать порядок и законы, действующие в Российской Федерации;
  • нести ответственность за все свои противозаконные действия;
  • уведомлять миграционную службу один раз в год о своем присутствии в РФ.

Ежегодное уведомление по ВНЖ

Факт обретения постоянного статуса хоть и уравнивает во многих аспектах права мигрантов с российскими гражданами, все же пока не ставит их на одну ступень в некоторых миграционных вопросах. Связано это с тем, что после получения ВНЖ многие его обладатели спокойно покидали Россию и продолжали жить в стране своего гражданства.

С целью предотвращения таких ситуаций власти издали распоряжение, согласно которому каждый владелец ВНЖ должен 1 раз в год поставить в известность миграционную службу о том, что он никуда не выехал, продолжает жить в РФ, обеспечен жильем и регулярным доходом.

Сделать это необходимо в течение 60 дней после того, как истечет 1 год жизни в России. Подать уведомление можно только лично либо по почте.

Устройство на работу с видом на жительство

Прием на работу иностранных граждан с удостоверением постоянного жителя ничем не отличается от процедуры, которая предусмотрена для россиян. Это означает, что оформление трудовых отношений осуществляется через трудовую книжку, но при наличии ВНЖ и паспорта.

Как уже говорилось, чтобы быть зачисленным в штат того или иного предприятия, такому иностранцу не нужно предъявлять , а единственное, что должен сделать работодатель, это .

Что касается налогов, то налоговое законодательство РФ всех владельцев ВНЖ автоматически признает резидентами, а потому обязывает их выплачивать подоходный налог в размере 13% от заработной платы.

Регистрация ИП

Согласно российскому законодательству открыть собственный бизнес в нашей стране может любое лицо, которое достигло совершеннолетия. Это означает, что зарегистрировать ИП могут:

  • граждане РФ;
  • лица иностранного происхождения;
  • апатриды.

Сама процедура мало чем отличается для всех трех групп. Но зарегистрировать компанию можно только по , таким образом, если бизнесмен не является гражданином РФ, ему необходимо предоставить в уполномоченный орган РВП или ВНЖ, которые и подтверждают его регистрацию в том или ином регионе.

Можно ли взять ипотеку с ВНЖ

Финансовые трудности могут возникнуть в жизни любого человека. Но тяжелее всего приходится именно мигрантам, поскольку их положение в новой стране еще не является таким стабильным, как у местных жителей. Очень часто им приходится обращаться во всевозможные кредитные организации, чтобы как-то урегулировать возникшие сложности.

Выдают ли банки кредиты владельцам ВНЖ? Закон такие действия не запрещает, но практика показывает, что большая часть кредиторов отдает предпочтение клиентам, которые уже получили паспорт с российской геральдикой на обложке.

Если вы действительно хотите оформить ипотеку, но на руках есть только ВНЖ, обратите внимание на следующие тонкости процесса:

  • банк может выдвинуть не очень выгодные условия кредитования с высокой ставкой по процентам;
  • для заключения договора понадобится найти поручителя – гражданина РФ;
  • сумма кредита может быть невысокой.

Предлагаем изучить более детально, .

Что нужно делать после получения ВНЖ

Став обладателем вида на жительство, прежде всего нужно поставить в удостоверении прописку. Без нее документ будет считаться недействительным, и миграционная служба может его аннулировать. , как при выдаче РВП, необходимости нет.

Далее следует подумать о том, какой именно финансовый документ с подтверждением доходов вы представите миграционной службе при ежегодном уведомлении. Будет лучше, если вы найдете постоянную официальную работу, а также обзаведетесь собственным жильем.

Как уже говорилось, государство не обязывает обладателей ВНЖ запрашивать гражданство. Но со временем станет понятно, что без него жизнь в России сложно назвать полноценной. Взять хотя бы ежегодные уведомления. Спустя какое-то время данная процедура станет утомительной, а избавиться от нее позволит только дальнейшая легализация. Словом, лучше заранее знать, в какую именно конечную точку вы хотите прийти и как видите свою жизнь в России в перспективе.

Как получить вид на жительство в России: Видео

Оригинал взят у doctalovtyz в

Оригинал взят у mawgli в Одна из главных причин завоза ч#рок: по закону они теперь имеют право голосовать...за путмана

Не так давно жители Екатеринбурга с ужасом для себя сделали одно неприятное открытие:
Оказывается,
благодаря постановлению № 5/8 избирательной комиссии от 17 мая 2013 года,
на выборах в органы местного самоуправления смогут голосовать и избираться
иностранные граждане.
Подобными правами, как оказалось, теперь обладают граждане
Белоруссии, Туркменистана, Киргизии и Таджикистана
постоянно проживающие на территории области.
Грубо говоря, вчерашние гастарбайтеры получили одинаковые права
с нашими собственными гражданами и могут не только голосовать на выборах,
определяя состав местной власти,
но и сами способны баллотироваться на все должности вплоть до мэра города.

Вот только то, что обнаружили в своём местном законодательстве жители Екатеринбурга,
это даже не вершина айсберга, а так, снежинка, лежащая на заснеженном горном склоне:
Всё дело в том,
что иностранцы обладают точно такими же правами на всей территории России.
В каждом муниципальном образовании и в каждом городе.

Это может показаться абсурдным,
но в России сегодня существует целая законодательная база,
которая гарантирует политические права иностранцам.
Иностранцы могут голосовать на любых местных выборах,
могут выступать в качестве наблюдателей, могут выдвигать своих кандидатов,
в том числе и на ключевые должности вроде мэра города
или председателя городской думы.
И это право им гарантировано целым рядом ключевых федеральных законов.

Как гласит статья 4 пункт 10 Федерального закона
«Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан РФ»:

«На основании международных договоров и в порядке, установленном законом,
иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего
муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления».

О том же говорят Часть 1 статьи 3 Федерального закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
Часть 2 статьи 12 Федерального закона
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»,
Статья 3 Федерального закона
«Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
И везде, в каждом из этих законов, чётко прописано:
Постоянно проживающие на территории муниципального образования
иностранцы имеют право избирать и быть избранными.

Причём права эти даны весьма расплывчатой категории иностранцев
- все законы в один голос ссылаются на некие международные договора,
которые заключила Российская Федерация,
но что это за договора и с какими странами они были заключены, не уточняется.
Впрочем, некая информация об этих договорах всё-таки есть:

Так, согласно данным Избирательной Комиссии Алтайского края,
граждане Туркменистана, Республики Казахстан, Киргизской Республики
и Республики Беларусь имеют право голосовать на выборах глав
муниципальных образований и на выборах в представительные органы муниципальных
образований, а граждане Республики Армения - голосовать на местном референдуме.
Примерно такой же список приводит избирком Тюменской области.
Ну а упоминание в постановлении Екатеринбургской избирательной комиссии ещё
и граждан Таджикистана, позволяет внести в этот список и эту южную республику.

В общем, Беларусь и почти вся Средняя Азия.
Плюс некое подобие аналогичных прав имеют и граждане Армении.
Но, исходя из норм законов, получается,
что РФ может в любой момент расширить список стран,
чьи граждане получат политические права на местном уровне,
просто заключив некий абстрактный договор.
К примеру с Китаем.

Грубо говоря, сегодня мигранты обладают ровно теми же политическими правами
на муниципальном уровне, что и наши собственные граждане.
А теперь представим, что в каком-нибудь городе иностранцы составили 30% жителей.
Это уже очень серьёзная электоральная группа, а если к этому добавить ещё и тот факт,
что наши граждане хронически не ходят на выборы, в особенности на местные,
то любой кандидат, просто договорившись с лидерами диаспор,
сможет выиграть выборы и получить заветную должность.
Пообещав что-нибудь значимое этим самым диаспорам естественно.
Но точно с таким же успехом и сами иностранцы могут выставить своих собственных
депутатов или даже своего мэра на выборы и обеспечить им победу.
И всё, посёлок, район, или даже целый город, будут потеряны для наших граждан.
И потеряны они будут на вполне себе законных основаниях.

Но и это ещё не самое страшное:
Режим всё стремительнее теряет поддержку и очень скоро,
даже несмотря на все фальсификации, ему может банально не хватить голосов
от наших граждан.
И что мешает ему «немного расширить» избирательные права иностранцев?
Что мешает ему дать им ещё и право голосования на федеральном уровне?
А ничего не мешает.
Да и прецедент с выборами на муниципальном уровне имеется.

Что есть гражданство?
В первую очередь, гражданские права означают, что только жители данной
конкретной страны являются в ней единственным источником власти
и только им принадлежит исключительное право определять,
кто из них будет править страной в целом и каждой её территорией или поселением
в отдельности.
Но в современной России иностранцы, согласно действующим законам,
являются точно таким же «источником власти» что и граждане.
А это полностью подрывает всю концепцию гражданства как таковую
и ещё раз доказывает - сегодня Россия не принадлежит нам, её гражданам.

Ну а если государство «бесхозно» и иностранцы вправе определять его политику,
причём определять напрямую - через выборы и ключевые управленческие посты,
то долго ли оно просуществует? Боюсь что нет.

  • бумагу, которая будет удостоверять личность;
  • бумаги, свидетельствующие о наличии регулярного источника финансовых поступлений, размер которых должен превышать прожиточный минимум и позволять существовать на достаточно благоприятном социальном уровне (или справку, подтверждающую факт нетрудоспособности);
  • документ, свидетельствующий о наличии жилой площади (на основаниях, которые предусматриваются законодательством РФ);
  • справку о состоянии здоровья, выданную специально назначенным медицинским учреждением (она должна засвидетельствовать об отсутствии опасных заболеваний инфекционного характера и зависимости от наркотических веществ);
  • справку об отсутствии ВИЧ.
  • Период действия ВНЖ и варианты его обретения Что касается периода действительности вида на жительство, то он составляет пять лет.

Дает ли вид на жительство право голосовать на выборах?

Право избирать президента России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет (за исключением тех, кто лишен активного избирательного права). Подробнее здесь. Статья 12. Отношение иностранных граждан к избирательному праву1. Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.

Есть ли право голосовать у обладателя вида на жительство в рф

Главная-ВНЖ Вопрос, какие права дает вид на жительство в России интересует многих мигрантов, ведь каждый из них ищет лучшую жизнь за пределами своей Родины. Под определением «вид на жительство в России» следует понимать бумагу, выдающеюся гражданину другого государства или личности без подданства, которая является подтверждением законного права жить в РФ на постоянной основе. В представленной статье постараемся разобраться более подробно, какие права мигранту дает ВНЖ в РФ.
Также следует рассмотреть, что представляет собой вид на жительство, какие существуют варианты его оформления, и какая ответственность возникает перед владельцем данной бумаги. Основные аспекты ВНЖ Разрешение на проживание на территории Российской Федерации считается документом, который прилагается к национальному паспорту гражданина иной страны.

Какие права дает вид на жительство в россии

Инфо

Главное, что нужно сделать перед выездом за границу, это узнать есть ли у вас запрет на выезд, в этом поможет проверенный сервис наших партнеров, который, в течении нескольких минут, предоставит вам информацию о наличии задолженности по кредитам, штрафам, алиментам, услугам ЖКХ и прочему, а также оценит вероятность запрета вылета за границу. Каждый следующий этап легализации в Российской Федерации наделяет иностранного гражданина все новыми правами, а вместе с ними и обязанностями. Если сравнивать РВП с ВНЖ, то второй документ практически приравнивает статус своего обладателя к статусу гражданина РФ.


Но на повестке дня остается вопрос, можно ли голосовать с видом на жительство? И здесь мигрантов ждет некоторое разочарование, о чем и пойдет речь в данной статье.

Избирательные права иностранных граждан

Нет избирательных прав в России[] Армения[] Действующее соглашение

  • Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации
  • подписан в городе Москве 29 августа 1997 года
  • ратификация - Федеральный закон от 15 июля 2000 г. № 100−ФЗ

Статья 4 1. постоянный житель пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания, за изъятиями, установленными настоящим Договором. 2.

Права граждан получивших вид на жительство в россии

Как получить вид на жительство в России: Видео Похожие статьи Для получения гражданства РФ потребуется собрать комплект документов и пройти ряд процедур. Своими силами это сделать очень не просто, исходя из этого доскональное знание всех нюансов и законов, а также грамотные подсказки экспертов – это Ваш шанс избежать некоторых проблемных обстоятельств и легально находиться на территории РФ. Получите помощь специалистов перейдя по ссылке. Выборы президента РФ 2018 в Анталии Турция.

Права и обязанности граждан получивших вид на жительство в россии

Это означает, что на основании ВНЖ мигрант может жить в России неограниченное количество лет, продлевая его каждый раз на новый период. Читайте подробнее, что такое ВНЖ.Читайте также Получению ВНЖ предшествует целый ряд обязательных миграционных формальностей, которые могут несколько отличаться в зависимости от категории заявителя. К примеру, жители Беларуси освобождены от обязанности получать РВП.
Они могут сразу перейти к оформлению статуса постоянного жителя. к содержаниюПорядок действий при получении ВНЖ Сразу следует отметить, что данная стадия легализации не является первой во всем процессе.

Что дает вид на жительство в россии?

Внимание

Однако данная категория иностранцев для того, чтобы получит гражданство России, должны отказаться от предыдущего в течение 2 лет. Если это условие не выполнится, мигрант лишится ВНЖ. Выдача вида на жительство При одобрении заявления, мигрант получает соответствующее уведомление.


После этого мигрант обязан явиться в органы ГУВМ для получения документа. Детей вписывают в вид на жительство родителей с фотографией, а при достижении 14 лет они получают собственный ВНЖ. РВП, при получении вида на жительство, утрачивает свое действие и подлежит изъятию.
Мигранты из Белоруссии получают вид на жительство сразу после того, как зарегистрируются на месте проживания в субъекте Российской Федерации. Однако требуется подтверждение дохода, необходимого для получения услуг, необходимых на территории государства. Вид на жительство выдается на срок от трех до пяти лет, в зависимости от оснований.
Регистрация ИП Согласно российскому законодательству открыть собственный бизнес в нашей стране может любое лицо, которое достигло совершеннолетия. Это означает, что зарегистрировать ИП могут:
  • граждане РФ;
  • лица иностранного происхождения;
  • апатриды.

Сама процедура мало чем отличается для всех трех групп. Но зарегистрировать компанию можно только по месту своей прописки, таким образом, если бизнесмен не является гражданином РФ, ему необходимо предоставить в уполномоченный орган РВП или ВНЖ, которые и подтверждают его регистрацию в том или ином регионе. Рекомендуем изучите подробнее все аспекты, касающиеся предпринимательства с ВНЖ. к содержаниюМожно ли взять ипотеку с ВНЖ Финансовые трудности могут возникнуть в жизни любого человека.

Можно ли голосовать с видом на жительство

По сути вашего вопроса о нельзя точно ответить, потому как вы не указали относительно какой страны возник вопрос, потому как у каждой страны свое законодательство относительно прав граждан и людей, которые имеют вид на жительство! Поэтому ответ будет зависеть, в первую очередь, от страны! Я точно знаю только в отношении Великобритании, у меня родная сестра через этих ребят получила вид на жительство 2 года назад, реально профессионально срботали! И вот точно знаю, она рассказывала, что при этом она получила такие же права как гражданине, кроме прав голосовать и быть избранным! Если говорить не о России, а об Украине, то насколько я знаю, вид на жительство не позволяет иностранцам голосовать на выборах. Ведь это не оформление гражданства, человек как был гражданином своей страны, так им и остается. И голосовать на выборах он может в своей стране.

Трыканова С.А., доцент кафедры теории и истории государства и права факультета юриспруденции и политологии, старший научный сотрудник Центра европейской политики и права РГУ им. С.А. Есенина.

Вопрос о реализации избирательных прав иностранных граждан на выборах органов местного самоуправления имеет важное значение для развития институтов местных выборов и требует комплексного подхода при рассмотрении.

Включение России в глобальную сеть потоков международной миграции и превращение ее в мировой центр массового перемещения трудовых мигрантов ведут к целому комплексу проблем в социально-экономической и политической жизни российского общества. Одним из дискуссионных вопросов российской правовой и политической практики является возможность реализации избирательных прав иностранными гражданами на выборах органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - действующий рамочный избирательный закон) уже содержал видоизмененные законодательные формулировки по участию иностранцев в выборах. Так, п. 10 ст. 4 рассматриваемого документа установил, что на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.

Как видим, предложенная правовая формула содержала несколько новелл. Во-первых, для участия иностранцев в избирательных действиях требовалось наличие двух, а не трех, как ранее, условий - заключение международного договора и принятие закона. Второй новеллой можно считать появление нормы, прямо разрешающей иностранным гражданам принимать участие в местном референдуме.

Кроме вышеназванных особенностей нового законодательного определения статуса иностранных граждан нам представляется возможным выделить еще одну. Если ранее закон предписывал участие иностранцев в выборах "в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации", что позволило нам выделить три допустимых вида федеральных законов, то новый рамочный закон использует иную формулировку: "На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом", иностранные граждане участвуют в выборах. То есть подчеркивается процессуальный аспект регулирования электоральных отношений. Следовательно, подразумевается именно избирательный закон.

Впрочем, в российской правовой системе принято еще два новых федеральных закона, подтверждающих права иностранцев на участие в муниципальных выборах. Имеется в виду Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", подтвердивший в ст. 12 право постоянно проживающих в РФ иностранных граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, а также Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепивший в п. 1 ст. 3, что "иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами".

Оправданно ли такое неоднократное федеральное регулирование одного и того же вопроса? Безусловно, если нормы различных правовых актов взаимодополняют, развивают друг друга. Однако характерна ли подобная согласованность для российской правовой системы? Думаем, что нет. Несмотря на наличие в отечественном законодательстве нескольких норм по рассматриваемой проблеме, участие иностранных граждан в муниципальных выборах обладает значительной долей неопределенности.

Противоречие трех вышеназванных Законов заключается в том, что они устанавливают разные требования к проживанию иностранных граждан на территории муниципального образования для наделения их избирательными правами. Закон о правовом положении иностранных граждан наряду с рамочным избирательным законом устанавливает принцип постоянного проживания для наделения иностранцев правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Закон о местном самоуправлении создает более благоприятные условия - по сути, наделяет избирательными правами не только постоянно, но и преимущественно проживающих иностранцев.

Несмотря на чрезвычайную важность рассматриваемого института и крайне ограниченный перечень государств, граждане которых допускаются к участию в политической жизни российских муниципальных образований, на сегодняшний момент в стране отсутствуют единые статистические данные о количестве иностранцев, реализовавших избирательные права. Конечно, нельзя согласиться с мнением тех исследователей, которые подчеркивают нулевой правоприменительный эффект рассматриваемых норм рамочных избирательных законов. Вместе с тем в отчетах государственных органов крайне редко освещается этот вопрос, да и то, как правило, в связи с незаконным участием в избирательном процессе исследуемой категории лиц. Уникальная практика в этом отношении характерна для Хабаровского края. Как следует из доклада прокуратуры этого субъекта РФ, в 2003 г. при проведении выборов депутатов Государственной Думы в нарушение требований законодательства в списки избирателей в Ванинском районе были включены граждане Украины, Молдовы, Казахстана, Армении, которые, естественно, не обладают активным избирательным правом при выборах в органы государственной власти <1>.

<1> См.: Головин А.Г. Избирательное право России. М.: Норма, 2007. С. 37.

Конечно, такое широкое толкование идеи равенства прав граждан в российских условиях вряд ли оправданно. Однако предоставление избирательного статуса иностранцам на муниципальном уровне следует, на наш взгляд, приветствовать. При этом крайне важно сохранить взвешенный подход к включению "неграждан" в политическую систему на местном уровне. Заимствуя опыт европейской интеграции, основанный на идее "общего дома", предпочтение следует отдавать гражданам государств - членов СНГ. Культурная, правовая, языковая общность жителей некогда единой страны будет способствовать интегративным процессам даже на микроуровне, в качестве которого выступает муниципальное образование <2>.

<2> См.: Ершов В.А. Основы избирательного права РФ. М.: ГроссМедиа Феррал, 2008. С. 54.

Для придания жизнеспособности исследованным в настоящей статье нормам российского права следует в первую очередь исключить их коллизионность. Поскольку основополагающие вопросы выборов в нашей стране регулируются рамочным избирательным законом, целесообразно в законы о статусе иностранных граждан и о местном самоуправлении включить единую норму о том, что "участие иностранных граждан в выборах на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Что касается политико-правовой практики регулирования реализации избирательных прав граждан ЕС и стран, входящих в европейскую интеграцию, то она также содержит в себе много противоречий.

Заметим, что документы Европейского союза были главным образом ориентированы на защиту экономических и личных прав граждан и признание правосубъектности личности на международной арене. Суд Сообществ в ряде своих решений подчеркивал, что "право сообщества вне зависимости от законодательства государств-членов не только налагает обязательства на частных лиц, но также наделяет их правами, которые становятся частью их правового достояния". И лишь в 1970-х годах в состав такого правового достояния индивидов официально были включены политические права - в связи с расширением полномочий Европейского Парламента введены прямые всеобщие выборы в эту наднациональную европейскую структуру. Акт о выборах представителей в Европейский Парламент путем всеобщего и прямого голосования от 20 сентября 1976 г. отразил этот принцип непосредственной демократии.

Однако, несмотря на предоставление политических прав физическим лицам, Акт непосредственно избирательные права иностранных граждан при выборах депутатов Европейского Парламента не регулировал. Не исключая такую возможность (в ст. 1 решался вопрос участия в наднациональных выборах "представителей народов государств, объединившихся в Сообщество"), документ 1976 г. предписывал присоединившимся странам устанавливать процедуру выборов в Европейский Парламент внутренним законодательством до вступления в силу единообразной избирательной процедуры, разработанной самим Парламентом. То есть детальной нормативной регламентации избирательной правоспособности иностранных граждан государств Сообществ, находящихся на территории другого участника Сообществ, в европейском праве вплоть до начала 1990-х годов не было.

Процессуальный пробел был восполнен Директивой Совета от 6 декабря 1993 г. N 93/109, непосредственно посвященной осуществлению права избирать и быть избранным на выборах депутатов Европейского парламента для граждан Союза, которые проживают в тех государствах-участниках, гражданами которых они не являются. Основные критерии здесь - определение избирательной правоспособности по правовым актам страны гражданской принадлежности; уведомительный характер участия в выборах, возможность ограничения избирательных прав граждан ЕС, реализуемых по месту постоянного пребывания, ценз оседлости до пяти лет. Последнее правило допустимо для государств Союза, в которых наблюдается количественное превышение гражданами ЕС (кроме граждан страны пребывания) 20% общей численности избирателей. Впрочем, как отмечает В.И. Лафитский, этим правом в истории европейских выборов воспользовался лишь Люксембург.

Естественно, что нормы международного и европейского права оказали влияние на современное национальное законодательство государств, хотя какой-либо единой формулы избирательного статуса иностранных граждан до сих пор не выработано. В этом вопросе наблюдаются разнообразные варианты - от полного исключения иностранцев из электоральной жизни государства до разрешения участвовать в общегосударственных выборах. Примером первого может выступить опыт Бразилии, Основной Закон которой в ст. 14 устанавливает, что иностранцы не могут быть зарегистрированы в качестве избирателей. От такого полного игнорирования влияния иностранцев на внутригосударственную политику разительно отличается опыт стран британского Содружества, допускающий в некоторых случаях граждан Содружества к формированию высших органов государственной власти.

Участие иностранных граждан в выборах регулируется актами различной юридической силы зарубежных правовых систем. В некоторых странах на высшем конституционном уровне содержатся предпосылки для включения иностранцев в число избирателей. Так, в ст. 51 Основного Закона Италии 1947 г. предусматривается, что итальянцы, не являющиеся гражданами Республики, могут быть приравнены в законодательном порядке к гражданам страны в отношении занятия выборных должностей. Статья 13 Конституции Испании допускает наделение иностранцев избирательными правами на условиях взаимности в силу договора или закона. Однако более распространено регулирование представительства иностранцев детализирующим конституции законодательством о выборах. Причем подобная регламентация зачастую носит расширительный характер. Так, в порядке детализации испанской Конституции ст. 6 Закона "О правах и свободах иностранцев, проживающих на территории Испании" 2000 г. не только подтверждает избирательные права иностранцев-резидентов на муниципальных выборах, но и гарантирует защиту прав тем иностранным гражданам, которые не могут участвовать в местных выборах. Речь идет о предоставлении им права выбрать демократическим путем собственных представителей для принятия участия в дебатах и решениях муниципалитетов, к которым они относятся <3>.

<3> См.: Сравнительное избирательное право: Учеб. пособие / Науч. ред. В.В. Маклаков. М.: НОРМА, 2006. С. 100.

Таким образом, вопрос о реализации избирательных прав иностранных граждан на выборах органов местного самоуправления имеет важное значение для развития институтов местных выборов и требует комплексного подхода при рассмотрении.

Добрый день! Я являюсь гражданином Украины, имею статус временно проживающего лица в субъекте "Новосибирская область". Хотел бы узнать о возможности выражения активной гражданской позиции иностранными резидентами по факту принятия участия в голосовании на выборах президента Российской Федерации на основании всеобщего равного и прямого избирательного права. Ежели у меня отсутствует данное право при статусе временно проживающего лица, прошу Вас дать ответ о возможности приобретения данного права совместно с приобретением статуса постоянного проживающего иностранного лица.

Ни с РВП, ни с ВНЖ Вы не можете участвовать в голосовании на выборах президента Российской Федерации.

Президент России избирается гражданами Российской Федерации. Право избирать президента России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет (за исключением тех, кто лишен активного избирательного права). Подробнее .


1. Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.

2. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.