Типовая технологическая карта на работу автомобильного крана. Курсовая работа: Разработка технологической карты на погрузочно-разгрузочные работы для ООО "Уралтранс". Основные грузозахватные приспособления
Технологическая карта на погрузочно-разгрузочные работы — это организационно-технологический документ на производство типовых работ по безопасной погрузке, разгрузке материалов, оборудования, деталей с применением кранов, подъемников. Работы могут проводиться как на территории строительной площадки, так и на производственной базе, складе или производственном помещении, где обслуживается оборудование.
ТК на ПРР оформляется в соответствии с требованиями:
- Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
- Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов;
- других действующих норм и правил на процессы перемещения грузов в том или ином участке проведения ПРР.
Технологическая карта ТК на погрузочно-разгрузочные работы в обязательном порядке разрабатывается на все типовые работы по погрузке и разгрузке грузов. Если проводятся не типовые работы, разрабатывается ППРк (ППР.пс) .
Разработка технологических карт погрузочно-разгрузочных работ
Виды работ, на которые обязательна разработка техкарт ПРР:
- Для строительных компаний на временной площадке складирования при погрузке и разгрузке материалов, оборудования, изделий автомобильным или башенным краном выполняются типовые погрузочно-разгрузочные работы. Если же эти работы не учтены в ППРк на основные работы.
- В производственных зданиях осуществляются типовые работы по загрузке и выгрузке материалов, монтажу и демонтажу оборудования мостовым краном, кран-балкой, талями, кранами управляемыми с пола.
- На открытой складской площадке козловым, портальным или башенным краном, кранами на железнодорожном ходу с грейферами, магнитными захватами и крюками, а так же самоходными автомобильными кранами, вилочными погрузчиками, электропогрузчиками, ричстакерами, электрокарами и др. грузоподъемными машинами;
- В закрытых складах погрузчиками, ричтраками, гидравлическими и электрическими тележками, штабелерами, комплектовщиками заказа, шаттлами, транспортерами, тельферами, электротельферами, мостовыми кранами и др.;
- Погрузочно-разгрузочные работы производимые вручную с грузами массой не превышающей 50 кг.
Типовые технологические карты ТТК погрузочно-разгрузочных работ
ТТК на ПРР разрабатываются в случае если типовые работы производятся в разных зданиях, к примеру: погрузка и выгрузка материалов на одинаковых складских помещениях когда нужен один документ на все склады, демонтаж агрегата в одинаковых машинных отделениях и т.д.
Кем разрабатываются ТК на ПРР?
Разработкой технологических карт погрузочно-разгрузочных работ должен заниматься аттестованный по промышленной безопасности персонал, имеющий протокола аттестации А, Б9.31. Разработчик так же должен знать технологию производства работ и учитывать стесненность.
Кто утверждает ТК на ПРР?
В соответствии с ФНП на ОПО с применением ПС технологические карты на погрузочно-разгрузочные работы утверждаются руководителем организации эксплуатирующей ПС (подъемное сооружение — кран, погрузчик или др.).
Содержание технологической карты погрузо-разгрузочных работ
В зависимости от места проведения работ (открытая или закрытая площадка, стесненные условия) технологическая карта на ПРР состоит из тех же разделов, что и ППРк. Кроме этого, в состав включают: места и габариты складирования грузов, правила складирования, требования к помещениям, местам прохода и другие требования, указанные в правилах по охране труда.
26-02 ТК
Технологическая карта на погрузочно-разгрузочные работы с использованием автомобильных кранов
Опубликован | ОАО ПКТИпромстрой № 2002 | |||
Утверждён | 04 октября 2002 г. ОАО ПКТИпромстрой | |||
Разработан | Президиум РААСН | |||
^ Открытое акционерное общество Проектно-конструкторский и технологический | |
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор, к.т.н.
___________ С.Ю. Едличка
«_ 04 _» __ октября __ 2002 г.
^
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ
26-02-ТК
Главный инженер
___________ А.В. Колобов
Начальник лаборатории
___________ Б.И. Бычковский
1 Область применения. 2
2 Общие указания по производству работ. 2
3 Технология производства погрузочно-разгрузочных работ. 6
4 Требования техники безопасности и охраны труда, экологической и пожарной безопасности. 36
5 Схемы строповок грузов. 42
6 Перечень нормативно-технической литературы.. 49
Приложение А. Форма наряда-допуска на производство работ в местах действия опасных или вредных факторов. 50
Приложение Б. Форма наряда-допуска на производства работ краном вблизи воздушной линии электропередачи . 51
^ 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Технологическая карта разработана на погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах и площадках с использованием автомобильных кранов КС-3562А, КС-3562Б, КС-3571, КС-35715-2, КС-3577, КС-4571, КС-45717К-1, КС-4572.
1.2 Технологической картой предусмотрены погрузочно-разгрузочные работы на следующие виды изделий, материалов и конструкций:
Сборные железобетонные изделия;
Металлопрокат;
Арматурные изделия;
Кирпич на поддонах;
Пиломатериалы и столярные изделия;
Средства подмащивания;
Материалы в контейнерах;
Бытовые помещения контейнерного типа.
Масса грузов не должна превышать номинальной грузоподъемности автомобильных кранов, указанных в п. 1.1 , на требуемом вылете. При использовании других типов грузоподъемных кранов для погрузочно-разгрузочных работ они должны быть привязаны по вылету и грузоподъемности.
1.3 При производстве погрузочно-разгрузочных работ технологическая карта должна быть привязана к конкретной площадке с учетом используемого грузоподъемного крана, наличия воздушных линий, инженерных сетей и коммуникаций, зданий и сооружений.
^ 2 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ
2.1 Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы следует осуществлять в соответствии с проектом производства работ или технологической картой, ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора России, СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», ГОСТ 12.3.009-76* «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности», ГОСТ 12.3.020-80* «ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности», ПОТ РО-200-01-95 «Правила по охране труда на автомобильном транспорте» и ПОТ РМ-007-98 «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».
2.2 Пожарную безопасность в местах производства погрузочно-разгрузочных работ следует обеспечивать в соответствии с требованиями ППБ 01 -93** «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», введенными в действие приказом МВД Российской Федерации, ГОСТ 12.1.004-91* и других нормативных документов, действующих в строительстве.
2.3 Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение в соответствии с ГОСТ 12.1.046-85 и СНиП 23-05-95 . Освещенность должна быть равномерной, без слепящего действия светильников на работающих.
2.4 Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть размещены на специально отведенной территории с твердым и ровным покрытием, способным воспринимать наибольшую проектную нагрузку от грузоподъемного крана с грузом, от транспортных средств и грузов. Площадки для погрузочных и разгрузочных работ должны быть спланированы и с целью отвода поверхностных вод должны иметь уклон не более 5° в сторону внешнего контура площадки складирования. Размеры и покрытие площадок для погрузочно-разгрузочных работ должны соответствовать проекту производства работ. В соответствующих местах необходимо установить знаки: «Въезд», «Выезд», «Разворот» и др.
2.5 На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Ширина проходов между штабелями должна быть не менее 1 м и проезды, ширина которых зависит от габаритов транспортных средств и грузоподъемного крана, обслуживающих склад. Максимальная длина штабеля не должна превышать 20 - 30 м. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах.
2.6 При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту), - не менее 1,5 м.
Если автомобили устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом автомобиля (или задней точкой свешиваемого груза) должен соблюдаться интервал не менее 0,5 м.
Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м.
2.7 При производстве погрузочно-разгрузочных работ автокран устанавливают на площадку, выполненную в соответствии с требованиями п. 2.4 . Автокран должен быть установлен таким образом, чтобы при подъеме груза исключалась необходимость предварительного подтаскивания груза при наклонном положении грузовых канатов и имелась бы возможность перемещения груза, поднятого не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, штабелей грузов, бортов подвижного состава и т.п.
Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться краном при условии установки его на все выносные опоры (аутригеры). Масса поднимаемых грузов должна быть в пределах грузовой характеристики используемых кранов.
2.8 Транспортные средства и оборудование, применяемое для погрузочно-разгрузочных работ, должно соответствовать характеру груза.
2.9 При необходимости установки крана на краю откоса котлована или траншеи необходимо соблюдать расстояния, указанные в таблице 1 .
^
Таблица 1 - Наименьшее допустимое расстояние от основания откоса выемки или траншеи до ближайших опор машины (
СНиП 12-03-2001
)
Глубина выемки, м | Грунт ненасыпной |
|||
песчаный | супесчаный | суглинистый | глинистый |
|
Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры машины, м |
||||
1 | 1,50 | 1,25 | 1,00 | 1,00 |
2 | 3,00 | 2,40 | 2,00 | 1,50 |
3 | 4,00 | 3,60 | 3,25 | 1,75 |
4 | 5,00 | 4,40 | 4,00 | 3,00 |
5 | 6,00 | 5,30 | 4,75 | 3,50 |
2.10 Установка и работа автомобильных кранов на расстоянии ближе 30 м от линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 42 В должна производиться по наряду-допуску и под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасность производства работ кранами. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, должно расписаться в наряде-допуске и обеспечить выполнение указанных в нем безопасных условий работы. Работы производятся только при наличии письменного разрешения организации-владельца линии электропередачи (ЛЭП).
^
Таблица 4 - Зависимость величины отлета падающего груза от высоты падения
Высота возможного падения груза (предмета), м | Минимальное расстояние отлета перемещаемого краном груза в случае его падения, м |
До 10 | 4 |
» 20 | 7 |
» 70 | 10 |
» 120 | 15 |
» 200 | 20 |
» 300 | 25 |
» 450 | 30 |
Примечание - При промежуточных значениях высоты возможного падения грузов (предметов) минимальное расстояние их отлета допускается определять методом интерполяции. |
Величина опасной зоны при работе крана определяется согласно рисунку 1 по формуле:
R оп.зоны = R макс. + 0,5B гр. + L гр. + L отл. , (1)
Где R оп.зоны - величина опасной зоны, м;
R макс. - максимальный рабочий вылет крюка крана, м;
В гр. - наименьший габарит перемещаемого груза, м;
L гр. - наибольший габарит перемещаемого груза, м;
L отл. - минимальное расстояние отлета груза при его падении, м.
Где ^ В гр. - наименьший габарит перемещаемого груза;
L гр. - наибольший габарит перемещаемого груза;
L отл. - минимальное расстояние отлета груза.
^ Рисунок 1 - Определение границы опасной зоны
3.5 Горизонтальная и вертикальная привязка кранов и схемы погрузки и разгрузки грузов даны на рисунках 2 - 27 .
^ Рисунок 2 - Горизонтальная привязка крана КС-3562А (КС-3562Б)
Рисунок 3 - Вертикальная привязка крана КС-3562А (КС-3562Б)
^ Рисунок 4 - Погрузка и разгрузка бытовых помещений контейнерного типа массой до 5 т краном КС-3562А
^ Рисунок 5 - Горизонтальная привязка крана КС-3571
Рисунок 6 - Вертикальная привязка крана КС-3571
^ Рисунок 7 - Погрузка и разгрузка бытовых помещений контейнерного типа массой до 5 т краном КС-3571
^ Рисунок 8 - Грузовые характеристики крана КС-35715-2
Таблица 5 - Высотные характеристики
Длина стрелы, м | 8 | 10 | 12 | 14 | 21 (стрела 14 м с гуськом) |
||||||||||
Высота подъема, м * | 9,0 | 6,9 | 3,0 | 10,7 | 8,7 | 3,3 | 12,8 | 10,6 | 3,9 | 14,5 | 11,3 | 4,3 | 21,6 | 18,5 | 14,0 |
Вылет, м | 1,9 | 5,0 | 7,0 | 3,0 | 6,0 | 9,0 | 3,3 | 7,0 | 11,0 | 4,0 | 9,0 | 13,0 | 6,5 | 12,0 | 16,0 |
* - без учета деформации стрелы
^ Рисунок 9 - Высотные характеристики крана КС-35715-2
Рисунок 10 - Горизонтальная привязка крана КС-35715-2
Рисунок 11 - Вертикальная привязка крана КС-35715-2
Рисунок 12 - Погрузка и разгрузка контейнера с грузом краном КС-35715-2
Рисунок 13 - Горизонтальная привязка крана КС-3577
Рисунок 14 - Вертикальная привязка крана КС-3577
Рисунок 15 - Погрузка и разгрузка контейнера с грузом до 5 т краном КС-3577
Рисунок 16 - Горизонтальная привязка крана КС-4571
Рисунок 17 - Вертикальная привязка крана КС-4571
^ Рисунок 18 - Погрузка и разгрузка плит перекрытий краном КС-4571
Таблица 6 - Грузовые характеристики крана КС-45717К-1 при работе с обычными грузами
Вылет, м | Грузоподъемность, т, на выдвинутых выносных опорах при длине стрелы (L), м | Зона работы, градус |
|||||||
9 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 28 (стрела 21 м с гуськом 7 м) | 9 - 21 (выдвижение секций) |
||
2,0 | 25,00 | 15,00 | - | - | - | - | - | 3,00 | 240 * |
3,0 | 25,00 | 15,00 | 15,00 | - | - | - | - | 3,00 |
|
3,2 | 23,00 | 15,00 | 15,00 | - | - | - | - | 3,00 |
|
3,5 | 20,00 | 15,00 | 15,00 | - | - | - | - | 3,00 |
|
3,8 | 17,70 | 15,00 | 15,00 | 13,75 | - | - | - | 3,00 |
|
4,0 | 17,00 | 15,00 | 15,00 | 13,25 | - | - | - | 3,00 |
|
4,5 | 15,00 | 15,00 | 14,25 | 12,75 | 10,00 | - | - | 3,00 |
|
5,0 | 13,00 | 13,00 | 12,25 | 11,55 | 9,75 | - | - | 3,00 |
|
5,5 | 11,30 | 11,30 | 10,60 | 10,00 | 8,80 | 6,35 | - | 3,00 |
|
6,0 | 9,65 | 9,65 | 9,05 | 8,55 | 7,85 | 6,05 | - | 3,00 |
|
7,0 | 7,55 | 7,55 | 6,95 | 6,45 | 5,95 | 5,45 | - | 3,00 |
|
7,7 | 6,35 | 6,35 | 5,90 | 5,50 | 5,00 | 4,60 | - | 3,00 |
|
8,0 | - | - | 5,55 | 5,15 | 4,75 | 4,35 | 1,95 | 3,00 |
|
9,0 | - | - | 4,55 | 4,30 | 3,90 | 3,55 | 1,90 | 3,00 |
|
10,0 | - | - | 3,90 | 3,60 | 3,25 | 3,00 | 1,60 | 3,00 |
|
10,7 | - | - | 3,50 | 3,15 | 2,80 | 2,70 | 1,40 | В соответствии с грузовыми характеристиками для длин стрел 9 - 21 м, но не более 3,0 т |
|
12,0 | - | - | - | 2,65 | 2,35 | 2,25 | 1,15 |
||
13,7 | - | - | - | 2,15 | 1,85 | 1,75 | 0,95 |
||
15,0 | - | - | - | - | 1,50 | 1,45 | 0,80 |
||
16,0 | - | - | - | - | 1,45 | 1,40 | 0,70 |
||
16,7 | - | - | - | - | 1,35 | 1,25 | 0,65 |
||
17,0 | - | - | - | - | - | 1,20 | 0,60 |
||
18,0 | - | - | - | - | - | 1,05 | - |
||
19,7 | - | - | - | - | - | 0,90 | - |
||
Кратность полиспаста (m) | 8 | 5 | 5; 8 | 5; 8 | 5; 8 | 5; 8 | 1 | 5; 8 | |
Примечания: 1 При увеличении длины стрелы свыше 9 м максимальная грузоподъемность крана снижается с 25 т до 15 т и ниже в зависимости от длины стрелы и вылета, что контролируется ограничителем грузоподъемности. 2 Массы крюковой подвески (основной - 0,25 т или вспомогательной - 0,05 т) и съемных грузозахватных приспособлений входят в массу поднимаемого груза. 3 При работе крана с гуськом, закрепленным на основании стрелы в транспортном положении, грузоподъемность крана снижается на 0,2 т, что контролируется ограничителем грузоподъемности. 4 Грузоподъемность для промежуточных длин стрелы определяется по грузовой характеристике ближайшей большей длине стрелы. |
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Проведение погрузочно-разгрузочных работ с применением
автопогрузчика
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Типовая технологическая
карта (ТТК) составлена на проведение погрузочно-разгрузочных работ
с применением автопогрузчика.
ТТК предназначена для
ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами
производства работ, а также с целью использования при разработке
проектов производства работ, проектов организации строительства,
другой организационно-технологической документации.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
К
нормативным документам, регламентирующим требования по организации,
технологии и безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных
работ относятся:
1. ГОСТ 12.3.009-76 (2000) (СТ СЭВ 3518-81).
Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности.
2. ГОСТ 12.3.020-80 (2001) ССБТ. Процессы
перемещения грузов на предприятиях. Общие требования
безопасности.
3. ГОСТ 12.2.003-91 (2001) ССБТ.
Оборудование производственное. Общие требования безопасности.
4. ГОСТ 12.3.002-2014 ССБТ. Процессы
производственные. Общие требования безопасности.
5. Федеральные нормы и правила в области
промышленной безопасности "Правила безопасности опасных
производственных объектов, на которых используются подъемные
сооружения" .
6. Межотраслевые правила
по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении
грузов ПОТ Р М-007-98 .
Объектами применения
автопогрузчиков являются открытые, полуоткрытые и закрытые
территории предприятий, портов и баз, складов пристанционных и
приобъектных, таможенных терминалов. В зависимости от выполнения
погрузочно-транспортных операций каждый автопогрузчик выступает
либо технологически самостоятельной подъемно-транспортной машиной,
либо входит в комплект средств механизации погрузочно-разгрузочных
работ объекта применения.
Хотя объекты применения
автопогрузчиков различаются по назначению и организации работ,
однако технология производства погрузочно-транспортных операций
автопогрузчиками одинакова.
Хотя объекты применения
автопогрузчиков различаются по назначению и организации работ,
однако технология производства погрузочно-транспортных операций
автопогрузчиками одинакова. На промышленном предприятии
автопогрузчик работает по технологической схеме складских
погрузочно-разгрузочных операций и в режиме межцехового транспорта.
В порту автопогрузчик доставляет грузы из трюма судна в зону
действия портального крана, от пункта грузопереработки трюмного
погрузчика на склад, либо в обратном порядке. На пристанционных
складах железных дорог автопогрузчик занят перегрузкой штучных и
пакетированных грузов из вагонов на складские площадки и наоборот.
Зоной обслуживания автопогрузчиком на строительной площадке может
быть участок между складом, территорией расположения
крана-погрузчика (козлового или мостового крана) и местом подачи
материалов, деталей и изделий на этажи строящегося здания.
При поступлении на эти
пункты грузопереработки пакетированных грузов автопогрузчик
подъезжает к грузовому месту, поднимает вилы на данный уровень,
заводит их в просветы между настилами поддона, наклоняет раму
грузоподъемника назад, поднимает пакет на 100-200 мм, задним ходом
въезжает на свободную площадку, разворачивается и вместе с поддоном
направляется на склад или к штабелю. При укладке груза в штабель
подъезжают к нему, поднимают груз и, медленно продвигая
автопогрузчик и наклоняя грузоподъемник вперед, помещают груз над
штабелем, затем опускают его на место. Чтобы снять груз со штабеля
автопогрузчиком, подъезжают к штабелю и, подняв на ходу вилы на
высоту, необходимую для подхвата груза, медленно продвигают
автопогрузчик в сторону груза и одновременно, наклоняя
грузоподъемник вперед, подводят вилы под груз таким образом, чтобы
он оказался у передней стенки вил. Затем наклоняют грузоподъемник
до отказа, отъезжают от штабеля, автопогрузчик останавливается,
опуская груз до транспортного положения. При поступлении на
складскую территорию грузов в контейнерах схема комплексной
механизации погрузочных работ с применением автопогрузчика
практически остается неизменной.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
Технология выполнения грузовых работ
Транспортируемые грузы должны быть уложены на поддоны, а ящики на подкладки, позволяющие свободно подвести под них грузовые вилы. Наиболее распространенные в практике случаи: погрузку штучных грузов в грузовой автомобиль с бортовым кузовом и укладку их в штабель. Сначала устанавливают необходимый развод грузовых вил применительно к длине перегружаемых грузов. Затем автопогрузчик на включенной первой передаче подъезжает к грузу со стороны, наиболее удобной для подхвата его на вилы. ёОпускают вилы почти до земли, грузоподъемник наклоняют вперед и медленным движением автопогрузчика (с пробуксовкой сцепления) вводят вилы в поддон или под пакет до отказа. В этом случае наклон рамы грузоподъемника и движение автопогрузчика вперед могут быть совмещены. Центр тяжести поднимаемого груза должен быть посередине между вилами и ближе к их передней спинке. Затем грузоподъемник отклоняют назад до вертикального положения, приподнимают груз на 300-400 мм и отклоняют грузоподъемник назад до отказа. Когда масса поднимаемого груза неизвестна, то сначала приподнимают его на высоту не более 100 мм, чтобы убедиться в устойчивости автопогрузчика при дальнейшем подъеме груза. Потом автопогрузчик передвигают к грузовому автомобилю, поднимают вилы на высоту, необходимую для разгрузки устанавливают грузоподъемник вертикально и ставят груз на кузова автомобиля. Затем автопогрузчик задним ходом отодвигается от автомобиля. Автомобиль разгружают в обратной последовательности. При вертикальном положении грузоподъемника вилы поднимают на нужную высоту, наклоняют грузоподъемник вперед и вводят вилы под груз. После этого груз немного приподнимают, грузоподъемник отклоняют назад, и автопогрузчик отодвигается задним ходом, чтобы можно было груз опустить вниз в транспортное положение автопогрузчика. При штабелировании грузов поступают сначала так же, как и при загрузке автомобиля. При подходе к штабелю грузоподъемник устанавливают в вертикальное положение и груз поднимают вверх. Далее автопогрузчик медленно передвигают вперед и вводят груз внутрь штабеля. Затем при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя отклоняют грузоподъемник вперед, и груз опускают на штабель. После этого автопогрузчик отодвигается задним ходом, пока вилы не выйдут из-под груза, отклоняют грузоподъемник назад и опускают вилы вниз для транспортного положения, но без груза. Для захвата груза из штабеля автопогрузчик подъезжает вплотную к штабелю, поднимает вилы на нужную высоту, грузоподъемник наклоняется вперед, и при медленном движении автопогрузчика вперед вводятся вилы в поддон или под груз до упора последнего в переднюю спинку вил. Затем грузоподъемник отклоняют назад до отказа и медленно отодвигают автопогрузчик, пока вилы не выйдут из штабеля. Затем груз опускают вниз в транспортное положение автопогрузчика. В предельных положениях подъема (спуска) груза и наклона грузоподъемника немедленно снижают частоту вращения коленчатого вала двигателя, и рычаги управления ставят в нейтральное положение. При спуске груза двигатель работает в режиме холостого хода, так как скорость спуска не зависит от частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Рис.1. Схема комплексной механизации перегрузки контейнеров (а) и пакетов (б) автопогрузчиком:
1 - автотранспортное средство с контейнерами; 2 - автопогрузчик; 3 - рамка склада; 4 - контейнер; 5 - ориентирование грузоподъемника относительно пакета; 6 - захват груза; 7 - транспортное положение грузоподъемника с пак том; 8 - погрузка пакета в транспортное средство.
4. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РАБОТ
Погрузочно-разгрузочные
работы должны выполняться с применением четкой организации
процессов по строго определенной технологии с соблюдением
предусмотренной последовательности операций и порядка применения
оборудования, механизмов, инструментов и инвентаря. Организация
работ обеспечивает выполнение работ в установленные сроки с
соблюдением принятой технологии, предусматривает выполнение
требований охраны труда и промышленной безопасности, планирует
возможность локализации и ликвидации последствий аварий и
инцидентов на опасном производстве.
Ответственность за
организацию погрузочно-разгрузочных работ на предприятии
возлагается приказом на специалиста, знающего технологию их
выполнения. На время отпуска, командировки и в других случаях
отсутствия ответственного лица выполнение его обязанностей должно
быть возложено приказом на работника, замещающего его по данной
должности. Лицо, руководящее производством погрузочно-разгрузочных
работ, обязано:
-
перед началом работы обеспечить охранную зону в местах производства
работ, проверить внешним осмотром исправность грузоподъемных
механизмов, такелажного и другого погрузочно-разгрузочного
инвентаря. Работа на неисправных механизмах и с неисправным
инвентарем запрещается;
-
проверить у работников, осуществляющих работы, наличие
соответствующих удостоверений и других документов на право
производства данных работ;
-
следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки,
перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного
производства работ;
-
при возникновении аварийных ситуаций или опасности травмирования
работников немедленно прекратить работы и принять меры для
устранения опасности.
5. ПОТРЕБНОСТЬ В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ
Автопогрузчик (рис.2),
является универсальной самоходной подъёмно-транспортной машиной,
предназначенной для погрузки, выгрузки, штабелирования, а также
перевозки на небольшие расстояния различных грузов на открытых,
освещенных площадках: товарных базах, складах, заводских дворах,
аэродромах, речных и морских портах, станциях железных дорог и др.
местах.
Рис.2. Общий вид автопогрузчика
5.1 Устройство
Устройство современного
погрузчика (рис.3, а) базируется на пневмоколесном ходовом
устройстве с ведущими двухскатными колесами спереди (2) и
управляемыми односкатными колесами сзади (6), позволяющими машине
оставаться устойчивой при передвижении и маневрировании. Также в
устройство автопогрузчика входит гидромеханический грузоподъемник
(3) со сменным рабочим органом (1) противовеса (5), ДВС (4),
механическая, гидромеханическая или гидростатическая трансмиссия,
механизм передвижения, гидросистема грузоподъемника и система
управления. Устройство основного рабочего органа (грузоподъемника)
представляет собой подхват в виде 2-3 изогнутых под углом 90 град.
стальных брусьев, которые помещают под груз. Вилочный подхват
крепится шарнирно к подъемной каретке грузоподъемника. Исходя из
того, как устроено рабочее оборудование на машине, выделяют
автопогрузчики фронтальные и боковые. Фронтальные автопогрузчики
перемещают груз на вилочных подхватах, автопогрузчики боковые - на
платформе. Основная рама (9) грузоподъемника шарнирно фиксируется к
раме машины. Внутри основной рамы на катках передвигается выдвижная
рама (12). Вдоль ее направляющих на роликах двигается грузовая
каретка (13), подвешенная на 2 грузовых цепях (7). К каретке
прикреплено рабочее оборудование (1). Грузовые цепи огибают
звездочки (8) на выдвижной раме, фиксируются на основной и создают
двукратный полиспаст - это позволяет повысить скорость подъема.
Рис.3. Устройство автопогрузчика:
1 - сменный рабочий орган; 2 - ведущие двухскатные колёса; 3 - гидромеханический грузоподъёмник; 4 - ДВС; 5 - противовес; 6 - управляемые односкатные колёса; 7 - грузовые цепи; 8 - звёздочки; 9 - основная рама; 12 - выдвижная рама; 13 - грузовая каретка.
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ РУЧНЫМ СПОСОБОМ
1. Область применения
1. Область применения
Технологическая карта
предназначена для организации работ по погрузке и разгрузке
различных грузов. Погрузочно-разгрузочные работы являются наиболее
распространенными при осуществлении производственной деятельности
любой организации. Эти работы относятся к категории работ с
напряженной деятельностью и в определенных условиях с повышенной
опасностью, что требует оформления наряд-допуска. В условиях
выполнения строительных работ к исполнителям предъявляются
дополнительные требования по соблюдению техники безопасности и
обеспечению безопасности других работников, сохранности
оборудования, техники и грузов.
Целью формирования
технологического процесса при разработке технологической карты
является обеспечение своевременной обработки поступающих грузов,
рациональное использование простейших погрузочно-разгрузочных
приспособлений и средств транспорта (тачки, тележки, транспортеры и
др.), построение безопасной работы с грузами, повышение
производительности труда и снижение себестоимости выполняемых
работ.
Погрузочно-разгрузочные
работы и размещение грузов для их складирования с применением
кранов и автопогрузчиков должны выполняться по отдельным
технологическим картам с учетом требований ГОСТ 12.3.009 .
2. Общие положения
К
нормативным документам, регламентирующим требования по организации,
технологии и безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных
работ относятся:
1. ГОСТ 12.3.009-76 (2000) (СТ СЭВ 3518-81).
Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования
безопасности;
2. ГОСТ 12.3.020-80 (2001) ССБТ. Процессы
перемещения грузов на предприятиях. Общие требования
безопасности;
3. ГОСТ 12.2.003-91 (2001) ССБТ. Оборудование
производственное. Общие требования безопасности .
4. ГОСТ 12.3.002-75 (2000) ССБТ. Процессы
производственные. Общие требования безопасности .
5. ГОСТ 12.3.020-80 (2001) ССБТ. Процессы
перемещения грузов на предприятиях. Общие требования
безопасности .
6. Межотраслевые правила по охране труда при
погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ Р
М-007-98;
7. Правила устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов ПБ-10-382-00 .
Весь производственный
процесс обработки грузов разделяется на основной и вспомогательный.
К основному производственному процессу относится перемещение груза
вручную с одного транспортного средства на другое или на место
складирования (технологический процесс). Вспомогательные процессы
обеспечивают выполнение основного процесса - компоновка
переносимого (перемещаемого) пакета грузов, сортировка,
штабелирование и др.
Технологические и
вспомогательные процессы расчленяются на отдельные операции,
являющиеся основными объектами построения производственного
процесса. К операции относится однородная часть производственного
процесса, выполняемая одним или группой исполнителей при
осуществлении определенных действий над предметом труда (грузом) на
одном рабочем фронте. Соответственно, операции делятся на основные
(технологические) и вспомогательные. К технологическим операциям
относятся захват груза, подъем, перемещение и укладку груза в
требуемом положении. Вспомогательные операции включают в себя:
-
открытие и закрытие люков, бортов, дверей транспортных средств;
-
установка лебедок, подъемных блоков, трапов, скатов и других
приспособлений;
Крепление и укрытие грузов;
-
очистка транспортных средств;
-
чистка и смазка приспособлений;
-
переноска щитов, трапов, скатов и др.
К
вспомогательным операциям относятся также подсчет, сортировка,
перетаривание, маркировка грузов.
3. Организация и технология выполнения работ
Погрузочно-разгрузочные
работы должны выполняться с применением четкой организации
процессов по строго определенной технологии с соблюдением
предусмотренной последовательности операций и порядка применения
оборудования, механизмов, инструментов и инвентаря. Организация
работ обеспечивает выполнение работ в установленные сроки с
соблюдением принятой технологии, предусматривает выполнение
требований охраны труда и промышленной безопасности, планирует
возможность локализации и ликвидации последствий аварий и
инцидентов на опасном производстве.
Ответственность за
организацию погрузочно-разгрузочных работ на предприятии
возлагается приказом на специалиста, знающего технологию их
выполнения. На время отпуска, командировки и в других случаях
отсутствия ответственного лица выполнение его обязанностей должно
быть возложено приказом на работника, замещающего его по данной
должности. Лицо, руководящее производством погрузочно-разгрузочных
работ, обязано:
-
перед началом работы обеспечить охранную зону в местах производства
работ, проверить внешним осмотром исправность грузоподъемных
механизмов, такелажного и другого погрузочно-разгрузочного
инвентаря. Работа на неисправных механизмах и с неисправным
инвентарем запрещается;
-
проверить у работников, осуществляющих работы, наличие
соответствующих удостоверений и других документов на право
производства данных работ;
-
следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки,
перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного
производства работ;
-
при возникновении аварийных ситуаций или опасности травмирования
работников немедленно прекратить работы и принять меры для
устранения опасности.
3.1.
Погрузочно-разгрузочные работы.
При выполнении
погрузочно-разгрузочных работ ручным способом необходимо соблюдать
следующие правила:
-
острые, режущие, колющие изделия и инструменты кантуются, грузятся
и переносятся только в чехлах и пеналах;
-
грузы в жесткой таре и лед без упаковки разгружаются и переносятся
только с использованием соответствующих рукавиц;
Грузы в неисправной таре, с торчащими гвоздями, окантовкой и др. не
допускаются к кантованию и переноске;
-
стеклянную посуду следует устанавливать на устойчивые подставки.
Пустую стеклянную тару следует хранить в ящиках с гнездами. Нельзя
работать и использовать битую посуду, имеющую сколы и трещины;
-
для погрузки грузов на транспортные средства или их разгрузки
запрещается применять доски, толщиной менее 50 мм. Для исключения
прогибов под доски устанавливаются прочные подпорки.
Технология
погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ на
предприятиях требует определения очередности и последовательности
выполнения операций по погрузке, выгрузке, транспортировке и
складированию грузов. Производство погрузочно-разгрузочных и
транспортно-складских работ (ПРТС) следует осуществлять при наличии
возможностей на основе пакетирования грузов. Пакеты формируются на
стандартных плоских поддонах размерами 800х1200х150 мм и
1200х1600х150 мм, изготавливаемых по ГОСТ 9078-84 . Требования к пакетам
сформулированы в ГОСТ
24597-81 .
Пакетированию на поддонах
подлежат грузы в транспортной таре или без нее, имеющие стабильную
правильную геометрическую форму, не меняющуюся в процессе укладки
на поддон, транспортирования, погрузки и складирования. Необходимая
прочность пакета на плоском поддоне обеспечивается компоновкой
груза в соответствии с геометрией грузов и размерами пакета или
средствами скрепления - упаковочной стальной лентой, полимерной
лентой, стальной проволокой, растягивающейся пленкой, скотчем и
т.п.
Пакеты формируются при
выгрузке из транспортных средств штучных грузов (коробок, ящиков,
комплектов изделий в картонной таре и др.) для их последующей
транспортировки, погрузки, складирования или штабелирования.
Отдельные штучные грузы сложной формы весом до 50 кг разгружаются с
помощью транспортеров или вручную на тачки или тележки для
последующего перемещения. Тачки и тележки должны иметь
соответствующую конфигурацию для транспортировки вручную
непакетируемых грузов.
При разгрузке больших
бортовых машин, железнодорожных платформ, автофургонов, прицепов и
др. грузы и пакеты могут размещаться на гидравлических или
электрических тележках при их заезде по переходному трапу.
3.2. Перемещение и
складирование грузов.
При перемещении грузов и
их складировании наибольшую эффективность ручного производственного
процесса обеспечивает технология пакетирования в процессе
выполнения предшествующих погрузочно-разгрузочных или транспортных
работ. Транспортировку и складирование пакетов целесообразно
осуществлять с помощью ручной транспортной вилочной тележки с
ручным гидродомкратом. Вилы транспортной тележки следует ввести в
проемы поддона, ручным рычагом с помощью гидродомкрата поднять
пакет на 10-15 см и осуществлять перемещение до места
складирования. Складирование осуществляется путем опускания пакета
разгерметизацией гидродомкрата.