1. Что такое статус иностранного гражданина и как он влияет на оформление трудовых отношений.

3. Где найти и как заполнить документы, связанные с оформлением трудовых мигрантов.

Российские работодатели нанимают иностранных работников по самым разным причинам: от желания сэкономить на заработной плате до потребности в высококвалифицированных кадрах из-за рубежа. Однако физически пересечь границу и оказаться в другой стране гораздо проще, чем «документально», так как любое государство, в том числе и Россия, борется с нелегальными мигрантами, устанавливая определенные требования и ограничения в отношении иностранцев. Особенно контролю со стороны государства подвержены иностранные граждане, цель визита которых в РФ – осуществление трудовой деятельности, при этом соблюдать установленные законодательством требования должны не только сами граждане, но и их работодатели. Именно поэтому большинство бухгалтеров и кадровых работников, мягко говоря, не испытывают радости, узнав о предстоящем приеме на работу иностранцев: сразу возникают ассоциации с «бумажной волокитой» и «хождением по инстанциям». Как же разобраться в законодательных нюансах трудовых отношений с иностранными гражданами? Выясним в этой статье.

Прежде, чем , нужно определить его правовой статус и основания нахождения на территории РФ – от этого зависит дальнейший порядок оформления трудовых отношений с таким работником. Основным документом, регулирующим вопросы нахождения иностранных граждан на территории нашей страны, является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно этому закону иностранцы в РФ могут иметь один из следующих статусов:

  • постоянно проживающий в РФ – иностранный гражданин, получивший вид на жительство;
  • временно проживающий в РФ — иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание;
  • временно пребывающий в РФ — иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В зависимости от того, какой из перечисленных статусов имеет иностранный работник, работодатель определяет:

  • какие документы нужно запросить у иностранного гражданина при его трудоустройстве в подтверждение законности нахождения в РФ, законности привлечения его к труду по определенной специальности, в определенном субъекте РФ;
  • какие действия требуются от самого работодателя до приема иностранца (оформление приглашения на въезд в РФ, получение разрешений и т.д.) и в процессе трудовых отношений с ним (уведомление ФМС, службы занятости, налоговой и т.д.).

Предлагаю подробнее рассмотреть порядок оформления трудовых отношений в зависимости от статуса (категории) иностранного работника.

Статус иностранного работника — постоянно проживающий на территории РФ

Порядок оформления трудовых отношений с иностранцами, постоянно проживающими в РФ, фактически такой же, как и с российскими гражданами: никаких специальных разрешений не требуется ни работнику, ни работодателю. Кроме того, постоянно проживающие в России иностранцы свободны в выборе субъекта РФ для осуществления своей трудовой деятельности.

Вид на жительство (срок действия 5 лет, может продлеваться неоднократно)
(п. 3 ст. 8 Закона № 115-ФЗ)
Не требуется
Не требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Не требуется
Не требуется
Нет

Статус иностранного работника — временно проживающий на территории РФ

Иностранцы, временно проживающие в РФ, также могут осуществлять трудовую деятельность без получения специальных разрешений, однако, в отличие от постоянно проживающих, работать они имею право только в том субъекте РФ, в котором им разрешено временное проживание.

Основания нахождения на территории РФ Разрешение на временное проживание (срок действия 3 года, не продлевается)
(п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Не требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Не требуется
Уведомление работодателем налогового органа Не требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Только в том субъекте РФ, где разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н)

Статус иностранного работника — временно пребывающий на территории РФ в соответствии с безвизовым режимом (например, граждане стран СНГ, за исключением Грузии и Туркменистана, граждане Израиля)

Иностранные граждане, пребывающие на территории РФ в порядке, не требующем получение визы, должны получать разрешение на работу в РФ (с 2015 года разрешение заменено на патент). Оформляться на работу временно пребывающие иностранцы вправе только в том субъекте РФ и по той профессии, которые указаны в разрешении. Работодателям же получать разрешение на привлечение «безвизовых» иностранцев не нужно, однако уведомить контролирующие органы все-таки придется.

Основания нахождения на территории РФ Миграционная карта (срок пребывания в РФ не должен превышать 90 дней суммарно в течение 180 суток, может быть продлен на общий срок не более 1 года)
(абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ
(с 2015 года — патент)
Требуется
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Требуется
Уведомление работодателем налогового органа Требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ

Статус иностранного работника — временно пребывающий на территории РФ в соответствии с визовым режимом

Пожалуй, самым сложным является процесс оформления на работу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ в порядке, требующем получения визы. Во-первых, работодателю необходимо подготовить приглашение на работу иностранного гражданина, на основании которого ему выдается рабочая виза. Кроме того, работодатель должен получить разрешение на работу для иностранного работника, а также получить разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается органами ФМС России при наличии заключения органа государственной службы занятости населения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (п. 3 ст. 18 Закона № 115-ФЗ). С этой целью работодатель ежемесячно предоставляет в центр занятости сведения о потребности в работниках и наличии вакантных должностей, а также подает заявку о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг).

В ст. 13 Закона № 115-ФЗ установлены исключения, когда работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, например, при привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов, иностранцев, обучающихся в РФ по очной форме обучения.

Основания нахождения на территории РФ Миграционная карта и рабочая виза (срок действия до 3 месяцев, возможно продление). Выдается по приглашению принимающей стороны (работодателя) (абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Не требуется по законодательству, желательно уточнить в территориальных органах
Уведомление работодателем налогового органа Требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Только в том субъекте РФ, в котором выдано разрешение на работу (исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н);
Только по профессии, указанной в разрешении.
(п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)

Независимо от правового статуса иностранного работника (проживающий или пребывающий в РФ) для некоторых категорий иностранцев действуют особые правила пребывания и трудоустройства в РФ. Так, «облегченные» правила приеме на работу установлены для граждан Белоруссии и Казахстана, а также для граждан, имеющих статус беженца или получивших временное убежище в РФ.

Граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан

В отношении граждан указанных государств действует упрощенный порядок оформления трудовых отношений, установленный Соглашением «О правовом статусе трудящихся-мигрантов» от 19.11.2010, заключенным Россией, Белоруссией и Казахстаном. Кроме того, в отношении граждан Белоруссии и Казахстана действует более благоприятные правила миграционного учета: им разрешается встать на учет в течение 30 дней с момента въезда в РФ (для большинства иностранных граждан этот срок составляет 7 дней).

Беженцы и граждане, получившие временное убежище на территории РФ

Иностранные граждане, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории РФ, также принимаются на работу в упрощенном порядке, практически аналогичном приему российских граждан. Обратите внимание, что для таких иностранцев документом, удостоверяющим личность, является удостоверение беженца либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. Главное, что должен проверить работодатель – подлинность и срок действия этих документов.

Основания нахождения на территории РФ Действующее удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Не требуется
(пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости
Уведомление работодателем налогового органа Законодательно вопрос не урегулирован, желательно уточнить в территориальных органах
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Нет

В связи с событиями, происходящими в 2014 году на Украине, граждан этой страны я выделила в отдельную категорию, хотя, с точки зрения оформления трудовых отношений с ними, оснований для этого нет.

Граждане Украины, временно пребывающие на территории РФ (не являющиеся беженцами или гражданами, получившими временное убежище на территории РФ)

Граждане Украины могут находиться в РФ в порядке, не требующем получения визы, и срок такого пребывания в РФ продлен для граждан этой страны до 270 суток. Однако никаких дополнительных преимуществ или послаблений при трудоустройстве на территории РФ для украинцев, не являющихся беженцами или получившими временное убежище, не предусмотрено: порядок такой же, как и для всех остальных временно пребывающих иностранцев.

Обратите внимание: при приеме на работу граждан Украины необходимо уточнить, являются они беженцами (или получившими временное убежище в РФ) или нет. От этого зависит порядок их оформления.

Основания нахождения на территории РФ Миграционная карта (срок пребывания в РФ украинских граждан не должен превышать 270 суток, может быть продлен на общий срок не более 1 года)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ (с 2015 года — патент) Требуется
(п. 1 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Требуется
Уведомление работодателем налогового органа Требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Только в том субъекте РФ, в котором выдано разрешение на работу (исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н);
Только по профессии, указанной в разрешении.
(п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)

! Обратите внимание:

На официальном Вы можете:

  • ознакомиться с подробным порядком подготовки документов для оформления трудовых отношений с временно пребывающими в РФ иностранными гражданами;
  • скачать бесплатную программу «Трудовая миграция Extended Lite» , которая позволяет сформировать заявления, уведомления и другие документы, необходимые при привлечении иностранных работников, как в бумажном, так и в электронном виде;
  • проверить действительность разрешений на работу потенциальных работников из других стран.

Итак, мы рассмотрели особенности оформления трудовых отношений с гражданами других стран. О порядке , а также о читайте в следующих статьях.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты:

1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)»

С этими, а также многими другими полезными документами можно ознакомиться на : http://www.fms.gov.ru/

В чем же состоит основная проблема с юридической точки зрения, которая касается привлечения рабочей силы из-за рубежа? Ответим. Трудовой Кодекс в норме 57 не приводит для пользователя никаких специальных требований, касающихся оформления иностранцев на работу. Поэтому, оставляя «за скобками» регулирование правоотношений с иностранцами в области осуществления ими трудовой деятельности на территории РФ, Кодекс ничем помочь не может. Зато кадровикам помогает миграционное законодательство, в частности, нормативно-правовой акт высшей юридической силы от 2002 года. Он регулирует правовой статус иностранцев. Трудовые отношения с иностранными гражданами: на что обратить особое внимание?

Нюансы заключения трудового соглашения

Общие положения оформления трудового соглашения ничем не отличаются от привычных правил. В любом договоре должны быть зафиксированы:

  • информация о сторонах заключаемого договора;
  • требования, которые должны отражаться в самом тексте документа – это не что иное, как существенные положения соглашения.

Второе требование, указанное выше, является императивным, поскольку мы знаем, что невключение существенных условий в текст договора влечет ничтожность сделки. Что касается дополнительных условий, которые помогут при возникновении разногласий, то они не должны ухудшить положение иностранного работника по отношению к договорам коллективного содержания и нормативным актам локального назначения. Но если работодатель может, не суетясь (при наличии разрешительной документации), заключить одноименное соглашение с зарубежным работником, то последний (по общему правилу) обязан получить разрешительный документ на работу. И только потом начать свою деятельность.

А что же иностранный работник?

Трудовые отношения с иностранными гражданами определены разрешительным порядком работы на территории РФ. Законом закреплены два основных документа: их должен иметь иностранец и его потенциальный начальник для трудоустройства. Это:
  • разрешительный документ на привлечение и применение иностранной рабочей силы для работодателя;
  • разрешение на работу для работника.

Но если работодатель заключает договор с безвизовым иностранцем, то ему не нужно брать разрешение на привлечение такой категории работников к труду. Отметим и иную сторону: некоторым категориям работников нет надобности получать разрешение на работу. К ним относятся:

  • постоянно или временно живущие на территории нашей страны;
  • являющиеся сотрудниками дипмиссий;
  • обучающиеся в РФ в заведениях профессионального образования и трудящиеся во время каникул;
  • приглашенных в Россию в качестве преподавателей и т.п.;
  • являющиеся сотрудниками иностранных юридических лиц;
  • являющиеся представителями СМИ, аккредитованных в правовом пространстве РФ и т.д.

Полный список представлен в законе

Таким образом, при трудоустройстве работодатель имеет полное право потребовать от иностранца - работника разрешение на труд. Либо тот акт, который подтвердит, что разрешения не нужно. Например, это может быть вид на жительство. В случае невозможности для потенциального работника представить все эти акты, работодатель вправе отказаться от заключения с ним трудового соглашения.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

В статье рассмотрены особенности трудоустройства иностранных граждан с учетом изменений 2019 года, актуальных и в 2020, дана пошаговая инструкция и перечень документов, которые нужно оформить.

Читайте в нашей статье

Оформление на работу иностранных граждан в 2020 году

Первостепенной задачей любого государства является обеспечение работой своих граждан, поэтому многие страны вводят квоты для иностранцев с целью защиты национального рынка труда. Не является исключением и Россия. Правила приема на работу иностранных граждан обязаны исполнять все компании-работодатели независимо от форм собственности.

Прием иностранцев на работу в 2020 году, как и в 2019, действующим законодательством не запрещен. В отношении многих из них действуют общие правила. Условия трудоустройства этой категории соискателей определяются их особым юридическим статусом. Например, они зависят от того, временно или постоянно проживает иностранец в нашей стране, прибыл по визе или по безвизовому режиму.

Условия и порядок приема на работу иностранных граждан регламентируются федеральным законодательством, в частности, законом № 115-ФЗ. Кроме того, в 2020 году в отношении них будут действовать ограничения на трудоустройство, установленные Постановлением Правительства РФ № 1271 от 30 сентября 2019 года. Этот нормативный акт устанавливает квоты по областям экономической деятельности. Под ограничения попали те же отрасли, что и в 2019-м (Постановление № 1365 от14.11.2018). Допустимую долю в них не изменили, за исключением отдельных регионов.

Доля иностранцев в компаниях, которые выращивают овощи, осталась прежней: до 50%. Сейчас это ограничение не работает в Приморском крае и Астраханской области. В 2020 году эти условия должны соблюдать все регионы. Строительные компании в Бурятии, Амурской области и Москве могут нанимать иностранных работников без ограничений. В остальных регионах их доля не должна превышать 80% от общего числа работников, а в Республике Дагестан - 50%.

Привести численность иностранных работников в соответствие с допустимой долей нужно до 31 декабря 2019-го (п. 5 ст. 18.1 Закона № 115-ФЗ), иначе компании грозит штраф от 800 тыс. до 1 млн руб. либо приостановка деятельности на срок от 14 до 90 суток (ч. 1 ст. 18.17 КоАП).

Внимание! Ограничения не касаются высококвалифицированных специалистов-иностранцев и членов их семьи, временно или постоянно проживающих мигрантов – ст. 2, п. 2. № 115-ФЗ.

Как уже говорилось, условия трудоустройства иностранных граждан определяются их статусом. Всего таких статусов четыре.

1. Постоянно живущий в России иностранец на основании вида на жительство, выдаваемого сроком на 5 лет, который может продлеваться неоднократно.

2. Живущий временно на основании разрешения на временное проживание, выдаваемого на срок до трех лет.

3. Прибывший из страны, с которой у России установлен визовый режим, временно пребывающий на основании визы.

4. Приехавший из страны, с которой установлен безвизовый режим, пребывающий в России временно.

Особенности приема на работу граждан СНГ

Принимать на работу граждан СНГ можно в упрощенном порядке. Это относится к гражданам Азербайджана, Абхазии, Армении, Казахстана, Белоруссии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Южной Осетии.

Исключение составляет только одна страна - Туркменистан. Работников с гражданством Туркменистана принять на работу придется в ином порядке.

Прием на работу иностранного гражданина с видом на жительство

Прием на работу с видом на жительство в России в 2019 году и далее в 2020, а также с разрешением на временное проживание, производится на общих условиях. Это значительно упрощает работу кадровика, поэтому компании охотно трудоустраивают эту категорию иностранцев. При этом не существует каких-либо территориальных ограничений. В то время, как мигранты с разрешением на временное проживание местом своего жительства могут выбрать только населенный пункт в пределах того субъекта РФ, где получено разрешение. Следовательно и трудоустраиваться они могут только на предприятия этого региона.

Вид на жительство выдают, если иностранец прожил в РФ не менее года на основании разрешения на временное проживание. С 1 ноября 2019 года действуют новые правила выдачи вида на жительство – теперь его начали выдавать без срока действия (Законы от 02.08.2019 № 257-ФЗ и 258-ФЗ). Раньше срок ограничивался пятью годами, а затем его надо было продлять. Срок действия вида на жительство высококвалифицированных специалистов и членов их семей по-прежнему соответствует периоду разрешения на работу.

Во время обучения по программе профессиональной переподготовки "Организация работы с персоналом" вы узнаете, как оформлять кадровую документацию по новым правилам, как оценивать кандидатов и принять на работу нового сотрудника, как внедрять профстандарты и что делать, если квалификация работников не соответствует их требованиям, и многое другое. После завершения учебного курса вас ждет официальный диплом.

Разрешение на работу для иностранных граждан в 2020 году

Временно пребывающие на основании визы мигранты обязаны получить разрешение на работу. При этом работодатель должен учитывать, что срок пребывания такого работника на территории нашей страны ограничен тем периодом, на который выдана виза. Разрешение на работу выдают в пределах квоты, которую ежегодно устанавливает Правительство РФ, а по регионам квоты распределяет Минтруд.

В 2019-м квота для разрешений на работу и приглашений на въезд для работы составляет 144 583 человека . В 2020-м Правительство планирует установить квоту в размере 104 993 – на 39 590 разрешений меньше.

Новый перечень профессий, которым разрешение на работу в 2020 году выдают без учета квоты, утвержден . Он состоит из 80 пунктов. Добавлены семь технических специальностей: диспетчер, инженер по расчету режимов, инженер-программист, мастер по ремонту технологического оборудования, оператор технологических установок, слесарь по ремонту технологических установок, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Исключены инженер по качеству, менеджер в общественном питании и гостиничном обслуживании, метрдотель или администратор торгового зала, переводчик технической литературы, шеф-повар.

Для принятия на работу иностранного гражданина, имеющего визу на въезд, работодатель в установленном порядке обязан оформить в территориальных миграционных органах МВД РФ специальное разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Иностранным гражданам, на руках у которых есть миграционная карта, для въезда виза не требуется. Но тогда срок их пребывания в нашей стране ограничивается 90 днями. Если этот срок продлен не будет, они обязаны выехать из страны.

Безвизово въехавшие в страну иностранцы обязаны купить патент , чтобы подписать трудовой договор с российской организацией-работодателем. При этом все иностранные граждане, пребывающие временно, могут трудоустраиваться только в тех регионах, где выдано разрешение на работу или патент.

Прием на работу иностранцев - граждан стран ЕАЭС

Членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), кроме России, являются Казахстан, Беларусь, Армения, и Киргизия. На основании подписанного этими странами союзного договора, их гражданам при трудоустройстве в других государствах - членах ЕАЭС не требуется оформлять какие-либо разрешительные документы на трудоустройство.

Так, например, граждане Армении или Казахстана до приема на работу должны либо зарегистрироваться по месту жительства (при наличии требующегося пакета документов), либо в течении недели встать на миграционный учет. Только при этом условии они смогут оформлять трудовые отношения на общих основаниях. Будущему работодателю они должны будут предъявить тот же пакет документов.

При приеме на работу следует:

  1. Получить у соискателя необходимые документы (кроме военного билета);
  2. Заключить трудовой договор;
  3. Издать приказ о приеме;
  4. Уведомить территориальный миграционный орган о приеме на работу трудового мигранта в течение трех рабочих дней после подписания с ним трудового договора.

Как принять иностранца на работу в 2020 году: пошаговая инструкция (с учетом изменений 2019)

Когда речь идет об иностранных гражданах, прибывших в страну по визе, алгоритм их трудоустройства будет следующим.

Шаг 1. Регистрация предприятия в миграционных органах в качестве работодателя иностранцев.

Необходимо пройти процедуру регистрации вашей компании в местном миграционном органе и получить разрешение на прием на работу иностранцев с учетом установленной квоты.

Шаг 2. Направление извещения в Центр занятости о намерении взять на работу иностранных специалистов или рабочих.

Нужно сообщить в госорган по занятости населения о том, что вы собираетесь трудоустраивать граждан иных государств.

Шаг 3. Оформление приглашения, по которому будущему сотруднику выдадут въездную визу в Россию.

Разработайте шаблон и оформите приглашение для работника-иностранца, которого вы хотите привлечь к работам на предприятии.

Шаг 4. Оформление разрешения на работу для физического лица.

Помогите с оформлением разрешения на работу сотруднику-иностранцу.

Шаг 5. Уточнение гражданства, статуса и режима пребывания, проверка наличия у соискателя всех нужных документов.

Проверьте статус иностранца и все необходимые документы. Помните, что от его статуса зависит, имеет ли он право работать в вашей компании. В случае нарушения закона отвечать будет работодатель.

Разработайте шаблон трудового договора, адаптируйте его для конкретной должности и оформите должным образом трудовые отношения с иностранцем.

Шаг 7. Подготовка пакета документов, необходимых для регистрации трудового мигранта.

Соберите необходимый пакет бумаг для того, чтобы иностранец мог пройти регистрацию.

Шаг 8. Уведомление соответствующих госорганов.

Своевременно направьте уведомления о приеме на работу иностранца в Управления по делам миграции МВД, территориальный налоговый орган.

Документы при приеме на работу иностранца

Документы, которые необходимо проверить

Безвизовые работники - граждане иностранных государств

Пребывающие временно

Проживающие временно

Проживающие постоянно

Граждане ЕАЭС

Удостоверение личности

Паспорт сотрудника - гражданина иностранного государства

Паспорт работника - гражданина иностранного государства или вид на жительство

Паспорт гражданина иностранного государства

Трудовая книжка

Российского или советского образца. Если книжки нет, то при ее отсутствии новая оформляется работодателем за счет средств работника

Свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС)

При отсутствии, когда иностранец устраивается на работу в России впервые, оформить его должен работодатель

Военный билет

Не требуется

Документы об образовании

Если к занимаемой должности предъявляются определенные квалификационные требования

Документ, подтверждающий право на труд

Патент или разрешение на работу, оформленное до 01.01.2015 г., миграционная карта

Разрешение на временное проживание

Вид на жительство

Не требуется

Документ, подтверждающий право на оказание медпомощи

Полис или договор о добровольном медстраховании

Не требуется

Прием на работу иностранца с патентом в 2020 году

Для трудоустройства безвизовых сотрудников, имеющих патент, предприятие не обязано получать регистрацию в территориальном управлении МВД в качестве работодателя трудовых мигрантов. В других случаях без этого статуса привлекать к работе выходцев из других стран не дозволяется. Но обратите внимание, что при заключении трудовых договоров с теми сотрудниками, кто имеет патент, не требуется уведомлять ни налоговые органы, ни центры занятости населения.

Это, в частности, касается приема на работу граждан Узбекистана, Таджикистана, Молдавии. Кроме них, право въезда в Россию без визы также имеют граждане Абхазии, Южной Осетии, Азербайджана и Украины.

Перечень документов, которые иностранный работник с патентом должен представить в отдел кадров при трудоустройстве, собран в таблице выше. Работодателю нужно учесть, что, начиная с 2015 года, прием на работу граждан ДНР, даже временно пребывающих, осуществляется без обязательного в остальных случаях предъявления патента. Эта категория соискателей имеет статус беженцев и, в соответствии с законодательством, покупать патент они не должны.

Кроме того, перечень документов при приеме на работу иностранца с патентом, с которым заключается договор гражданско-правового характера, сокращается - стороне, подписывающей соглашение в качестве исполнителя, предъявлять трудовую книжку уже не нужно.

Все нормы трудового законодательства распространяются на трудовые отношения, в том числе, с участием трудовых мигрантов, без всяких ограничений, если исключения не установлены иными законами федерального уровня или договорами, заключенными между странами.

Прием на работу иностранцев регулируется ст. 64, которая прямо запрещает необоснованно отказывать в трудоустройстве любым кандидатам. При этом работодатели имеют право устанавливать для них квалификационные требования в соответствии с профстандартами или должностными инструкциями. Но они не должны иметь дискриминационных признаков, поскольку могут быть оспорены в судебном порядке.

Законной причиной отказа могут стать несоответствия, выявленные в миграционных и удостоверяющих личность документах, истекший срок их действия. Поэтому при приеме на работу иностранцев работодатель должен очень внимательно проверить все документы, представленные соискателями. Если разночтения и несоответствия будут выявлены, кандидату нужно отказать в трудоустройстве, чтобы избежать крупных штрафов.

С 2014 года в Трудовом кодексе есть новая глава 50.1, регулирующая особенности труда работников, не являющихся гражданами РФ, т.е. иностранцев и лиц без гражданства. На таких работников распространяются нормы российского трудового права, а кроме того - специальные правовые нормы о положении иностранцев в России.

Вопрос трудоустройства иностранцев в России всегда был непростым: с одной стороны, массы нелегалов, работающих и находящихся в обстановке, непозволительной для цивилизованного государства, коррупция и криминал, с другой - громоздкая процедура официального оформления с учетом квотирования рабочих мест и огромные штрафы за любые нарушения при оформлении иностранных работников.

Так, на сегодня за нарушение этих правил в отношении российских работодателей установлены следующие меры ответственности: штраф до 800 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (статья 18.15 КоАП РФ). Для работодателей городов Москва и Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей размер штрафа составляет до 1 млн рублей . Самих нелегальных работников наказывают штрафом до 5 тысяч рублей с возможностью выдворения за пределы Российской Федерации.

Пока что приходится признать, что официальное оформление иностранного работника сопряжено с некоторыми трудностями как для самих иностранцев, так и для работодателя. Но надо при этом отметить, что относится это не ко всем желающим работать в России, и определенные подвижки к улучшениям в этой сфере все-таки есть.

Каким иностранным работникам требуется разрешение на работу в России?

Правила оформления иностранных работников при их трудоустройстве зависят от:

  • категории - временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие;
  • статуса - высококвалифицированный специалист, журналист, беженец, спортсмен, дипломат и др.;
  • режима страны, из которой они прибывают - визовый или безвизовый.

Все понятия, которые применяются при описании правил трудоустройства иностранных работников, приведены в законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», поэтому при сомнениях в их толковании рекомендуем обращаться к первоисточнику.

Для того, чтобы иметь право легально работать на территории Российской Федерации, иностранные работники должны иметь соответствующий документ. Если иностранец прибыл из страны, с которой у России установлен визовый режим, этим документом является разрешение на работу . Если иностранец въезжает к нам без визы, то для официального трудоустройства он должен получить патент .

К странам безвизового режима относятся Азербайджан, Киргизия, Молдова, Украина, Узбекистан, Таджикистан, Македония, Турция, Израиль и другие. Полный перечень стран, с указанием режима въезда (визовый или безвизовый) приведен в Письме МИД России от 27 апреля 2012 г. № 19261/кд.

Существуют категории иностранных работников, разрешение на работу которых в России не требуется . Полный перечень таких работников приведен в статье 13 закона N 115-ФЗ, среди них:

  • граждане Белоруссии, Казахстана и Армении (основанием такого порядка является статья 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Предполагается, что вскоре к этому упрощенному порядку присоединится и Киргизия);
  • временно проживающие (имеющие разрешение на временное проживание в РФ);
  • постоянно проживающие (получившие вид на жительство в РФ);
  • дипломатические и консульские работники;
  • журналисты, аккредитованные в России;
  • работники иностранных организаций, выполняющие монтажные работы, сервисное, гарантийное и постгарантийное обслуживание и ремонт оборудования, поставленного в Россию;
  • иностранные студенты, работающие во время каникул, или в учебных заведениях, где они учатся;
  • профессорско-преподавательский состав;
  • беженцы и получившие временное убежище на территории РФ.

Самая многочисленная категория иностранных работников, которые не попадают в этот список (а значит, им нужен разрешительный документ на работу в России) - это граждане соседних стран, с которыми у нас установлен безвизовый режим. На таких иностранных работников система квотирования рабочих мест не распространяется, им надо только оформить патент.

Патент для иностранного работника

До 2015 года работа иностранцев на основе патента была возможна лишь у частных лиц, в роли домашнего персонала. Для трудоустройства в российских организациях и ИП безвизовым иностранцам, так же, как и прибывающим из стран с визовым режимом, необходимо было получить разрешение работу. Теперь же патент дает право иностранному работнику из безвизовой страны работать у любого российского работодателя - организациях, ИП, частных нотариусов, адвокатов, граждан.

Обратиться за получением патента, который дает право работать в России, иностранец обязан в течение 30 дней со дня въезда , причем, в его миграционной карте, которую он заполняет на границе, целью приезда должна быть указана именно работа. За нарушение 30-дневного срока обращения за патентом штраф составляет от 10 до 15 тысяч рублей (статья 18.20 КоАП РФ).

Прежде чем обратиться за получением патента, иностранцу необходимо пройти медкомиссию и подтвердить знание русского языка. И то, и другое проводится в специальных аккредитованных организациях, контакты которых надо узнавать в региональных подразделениях ФМС. Кроме того, надо оплатить полис ДМС (медицинская страховка), выданный организацией, находящейся на территории, где собирается работать иностранец.

В пакет документов для получения патента входят:

  • заявление о выдаче патента;
  • документ, удостоверяющий личность и признаваемый в этом качестве на территории России;
  • миграционная карта;
  • полис ДМС;
  • документы, подтверждающие прохождение медосмотра;
  • документ, подтверждающий владение русским языком, а также знание истории России и основ российского законодательства;
  • документ о постановке на регистрационный учет по месту пребывания;
  • подтверждение оплаты стоимости патента.

Срок оформления патента после подачи документов - 10 рабочих дней. Патент выдается за плату, которая признается фиксированным авансовым платежом по НДФЛ иностранного работника. Стоимость патента на месяц составляет 1200 рублей в месяц, дополнительно эта сумма увеличивается на коэффициент-дефлятор (в 2017 году он равен 1,625) и региональный коэффициент, который устанавливают местные власти субъектов РФ. Так, в Москве за патент ежемесячно надо платить 4200 рублей.

Принимать на работу иностранного работника можно только по той специальности (или профессии) и на той территории, которая указана у него в патенте. Оформить патент можно на срок от 1 до 12 месяцев, а для граждан Таджикистана срок действия патента составляет до трех лет. Срок патента при его выдаче будет зависеть от числа оплаченных месяцев, далее его можно продлевать, не обращаясь больше в ФМС, а просто оплачивая очередное количество месяцев (можно по одному месяцу).

Если иностранный работник проработал на основании патента 12 месяцев, то его можно переоформить на такой же срок, для чего надо обратиться в ФНС за 10 дней до истечения срока его действия. Переоформление патента аналогично процедуре его получения, дополнительно надо предоставить соответствующее ходатайство работодателя или заказчика и договор (трудовой договор или гражданско-правовой договор). Переоформить патент разрешается только один раз, т.е. проработать в России непрерывно и без выезда иностранный работник сможет не более двух лет. Далее ему нужно выехать и повторить всю процедуру получения патента заново.

По мнению чиновников, в основу трудоустройства иностранных работников на основе патента положен справедливый принцип - теперь подготовка и оформление документов на право работы является обязанностью самих иностранцев. Уйдут в прошлое продажи квот и коррупция при получении разрешений на работу. Однако, те, кто реально сталкивался с новой процедурой оформления патента, считают, что никакого улучшения ситуации не произошло.

Причин тому несколько:

  • сбор необходимых документов выглядит простым только на бумаге, в реальности потенциальные работники сталкиваются с огромными очередями в пунктах ФМС и бюрократическими проволочками. Например, получение патента для работы в Москве оформляется только в одном подразделении УФМС, и даже не на территории столицы, а в деревне Сахарово;
  • раньше, получая разрешение на работу, безвизовые иностранные работники знали, куда именно он будут трудоустраиваться, теперь же найти работодателя они могут только после получения патента;
  • срок обращения за получением патента составляет всего 30 дней против 90 дней, которые полагались на получение разрешения на работу;
  • и самое главное - работодатель, нанявший иностранного работника с действующим патентом, должен постоянно следить за сроком его действия и продления, т.к. если у него будет работать иностранец с просроченным или аннулированным патентом, то работодатель будет привлечен к той самой ответственности по статье 18.15 КоАП РФ - штраф до 800 тысяч рублей или приостановление деятельности.

Можно сказать, что российские бюрократы в очередной раз не смогли осуществить в реальности благое намерение обеспечить рынок труда квалифицированной дешевой рабочей силой из соседних стран, одновременно пополнив казну поступлениями от стоимости патентов. Все, что сумели - закрутить гайки и сделать крайними работодателей и самих иностранных работников, которым при любом нарушении процедуры (даже не всегда от них зависящим) закрывается въезд в Россию. По неофициальным данным число таких иностранцев приблизилось к миллиону.

Привлечение иностранного работника из страны с визовым режимом

Таких работников значительно меньше, чем тех, кто имеет право работы в России на основании патента, и здесь к оформлению разрешительных документов привлекается и работодатель. Для этого нужно обратиться в территориальное подразделение ФМС с заявлением о выдаче разрешения на работу для иностранного работника. Административный регламент получения разрешения приведен в приказе ФМС России от 30 октября 2014 г. № 589.

Разрешение на работу не будет выдано, если региональная квота на работников такого профиля уже превышена. Квоты на 2017 год для привлечения работников из стран с визовым режимом установлены постановлениями Правительства РФ от 8 декабря 2016 г. № 1315.

Налоги и страховые взносы за иностранных работников

Какой-либо экономии на налогах при привлечении иностранных работников нет, что совершенно справедливо, иначе такие работники составляли бы конкуренцию российским гражданам на рынке труда. Скорее можно говорить об имеющемся, в некоторой степени, двойном налогообложении иностранных работников.

Выше мы уж упоминали, что стоимость патента - это не просто обязательный сбор, а фиксированный авансовый платеж налога на доходы физических лиц. Ставка НДФЛ для резидентов равна 13%, если же период нахождения меньше этого срока, то налоговая ставка составит 30%. Резидентом РФ признается любое физическое лицо (независимо от гражданства), которое находилось на территории РФ больше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, если иностранный работник проработал на основании патента больше 6 месяцев, то его доходы облагаются по ставке13%.

Удерживать и переводить в бюджет НДФЛ с зарплаты любого работника должен работодатель, но вспомним, что иностранец при оплате патента уже внес авансовый платеж по этому налогу. Так, если рассчитать, какой должна быть зарплата, чтобы НДФЛ с нее составил 4000 рублей (стоимость патента в Москве), то мы получим 32 307 рублей. А если зарплата ниже или выше этой суммы, придется делать перерасчет.

При этом, чтобы учесть авансовый платеж по НДФЛ, который в виде оплаты за патент иностранный работник уже внес, необходимо получить от налоговой инспекции разрешение на этот налоговый вычет. Если же такого разрешения не будет, то доходы иностранца облагаются дважды: первый раз при оплате патента, второй раз - при удержании НДФЛ при выплате ему зарплаты.

По поводу страховых взносов ситуация следующая:

  • пенсионное страхование иностранных работников такое же, как и россиян (статья 22.1 закона № 167-ФЗ), поэтому и СНИЛС на иностранцев тоже надо оформлять;
  • оформить медицинский полис должен сам работник, перед устройством на работу (кроме граждан Беларуси, Казахстана и Армении, которые приравнены в вопросе медстрахования к российским гражданам);
  • ставка взносов в ФСС составляет 1,8% вместо 2,9%.

Оформление иностранного работника

В течение трех рабочих дней работодатель обязан сообщить в территориальное подразделение ФМС о приеме или увольнении иностранного работника , причем даже тех иностранцев, для трудоустройства которых не требуется разрешения, например, граждан Белоруси, Казахстана и Армении.

До 2015 года работодатели должны были сообщать о найме иностранных работников еще и в налоговую инспекцию, теперь эта обязанность упразднена. Сведения о таких работниках налоговики получают от ФМС напрямую.

Принять иностранных работников можно не на каждую позицию, есть виды деятельности, которые осуществлять им нельзя (статья 14 закона№ 115-ФЗ). Среди них муниципальная служба; работа в качестве членов экипажей морских судов, самолетов; в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Быть лицом, на которое возложено ведение бухучета, могут только иностранные работники, проживающие в России временно или постоянно.

Иностранца, если он прибыл из соседних безвизовых стран, может быть образца 1974 года, выданная еще в СССР. Такие трудовые книжки действительны на территории России, и их можно продолжать вести. Если российской трудовой книжки у иностранного работника нет, ее нужно завести заново. Продолжать вести книжку иностранного образца или переносить из нее записи нельзя. Если вы принимаете на работу водителя-иностранца, то знайте, что водительское удостоверение иностранного образца будет действовать на территории РФ до 1 июня 2017 года.

С иностранным работником заключается , так же, как и с российским гражданином, но в перечень обязательных документов будет добавлено основание нахождения иностранца в РФ: вид на жительство, разрешение на временное проживание, разрешение на работу или патент. Основания для увольнения иностранца дополнены еще перечнем, приведенном в статье 372.6 ТК РФ.

"Кадровик. ру", 2010, N 10

ОФОРМЛЕНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ИНОСТРАНЦАМИ

При заключении трудового договора с иностранными гражданами у работодателей возникает множество вопросов. Когда оформлять договор - до получения разрешения на работу или после? Должен ли он быть срочным или заключенным на неопределенный срок? В какой валюте установить заработную плату? Ответы диктуются законодательством, и отходить от этих требований достаточно рискованно: штрафные санкции за нарушение миграционного законодательства составляют от 250 тыс. до 800 тыс. руб.

Заключение трудового договора

до получения разрешения на работу

Если вы планируете долгосрочные отношения с иностранцем и готовы оформить для него разрешение на работу, рекомендуем заключить трудовой договор до того, как он обратится в Федеральную миграционную службу. В соответствии с п. 2 ч. 1.1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) разрешение на работу выдается на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год с даты въезда в Российскую Федерацию. Таким образом, если сначала заключить трудовой договор и только после этого получить разрешение на работу для иностранного гражданина, можно значительно сэкономить время работников организации, занимающихся подобными вопросами, а следовательно, и финансовые средства. Также это удобно, если вы не в первый раз вступаете в трудовые отношения с конкретным работником, уверены в нем и не хотели бы проходить одну и ту же процедуру дважды.

Трудовой договор должен соответствовать требованиям ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации, т. е. в нем следует соблюсти все обязательные условия. Одним из них является дата начала трудовых отношений. И хотя законодательством установлены четкие и краткие сроки выдачи разрешений на работу, не рекомендуем рассчитывать ее строго с момента подачи документов в ФМС: велика вероятность того, что разрешение в этот срок получить не удастся. Поэтому дату начала трудовых отношений лучше указать "с запасом" - на пять - семь дней позже предполагаемой даты выдачи разрешения. Также необходимо отразить в договоре тот факт, что трудовые отношения с работником начнутся только в случае получения разрешения. Вот примерная формулировка: "Настоящий трудовой договор вступает в силу 10 октября 2010 г. и заключается на срок _____. Обязательным условием вступления трудового договора в силу является получение разрешения на работу на Муртазина К. Е. В случае отсутствия разрешения на работу на Муртазина К. Е., оформленного в соответствии с требованиями законодательства, настоящий трудовой договор аннулируется".

Важно: работодатель обязан уведомить о трудовом договоре налоговый орган в десятидневный срок (п. 4 ч. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ), ФМС и органы занятости - в течение трех рабочих дней с даты его заключения (ч. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Это надо сделать не тогда, когда сотрудник по согласию с ФМС приступил к работе, а сразу после заключения трудового договора независимо от того, получено ли разрешение.

Заключение трудового договора

после получения разрешения на работу

Как быть, если вы не готовы оформить разрешение на работу для иностранного гражданина, прибывшего в РФ, в порядке, не требующем получения визы, или если вы привлекаете к труду иностранцев, которым для въезда в страну виза необходима? В таком случае трудовой договор заключается при наличии законным образом оформленного разрешения на работу и разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Сотрудник приступит к трудовой деятельности в срок, определенный сторонами, а учитывать в договоре дополнительные условия и обязательства не понадобится.

Такое оформление трудовых отношений позволит в течение первых 90 суток проверить соответствие иностранного работника занимаемой должности, если он прибыл в РФ в безвизовом порядке. Сначала ему будет выдано разрешение на работу на 90 суток, и только после заключения трудового договора этот срок может быть увеличен. Если сотрудник не пройдет испытание в 90-дневный срок, работодатель может не оформлять разрешение на работу в дальнейшем и прекратить трудовые отношения с ним.

Срочность трудовых отношений

Составляя трудовой договор с иностранцем, необходимо учитывать требования не только миграционного, но и трудового, налогового и валютного законодательства РФ. Миграционная служба требует заключать срочные трудовые договоры на период действия разрешения на работу, аргументируя это невозможностью осуществлять без него трудовую деятельность. Но срочность трудового договора определяется ст. 59 ТК РФ. В соответствии с указанной статьей срочный трудовой договор заключается в следующих случаях:

На время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;

На период выполнения временных (до двух месяцев) работ;

Для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);

С лицами, направляемыми на работу за границу;

Для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;

С лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы;

С лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;

Для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника;

В случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях;

С лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы;

С гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы;

В других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами.

Разрешение на работу или разрешение на привлечение и использование иностранных работников не является основанием для заключения трудового договора на определенный срок. Более того, в случае незаконного заключения срочного трудового договора к работодателю - юридическому лицу могут быть применены следующие санкции: штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Если работник был уволен в связи с истечением незаконно установленного срока действия трудового договора, он может быть восстановлен по решению суда с выплатой среднего заработка за весь период с даты увольнения до даты восстановления. Таким образом, если нет законных оснований для заключения трудового договора на определенный срок, указанных в ст. 59 ТК РФ, отношения оформляются на неопределенный срок.

Когда срок действия разрешения на работу истекает, трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, расторгается в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - в связи с истечением срока действия специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Точка зрения. Екатерина Рощупкина, эксперт Национального союза кадровиков

Не соглашусь с категоричностью утверждения, что с иностранными работниками нельзя заключать срочный трудовой договор, поскольку нет соответствующих оснований. Основание есть, и оно определено п. 2 ч. 1.1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которому разрешение на работу выдается на срок действия заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год с даты въезда в Российскую Федерацию. И данное основание перечислено среди прочих в ст. 59 ТК РФ, определяющей причины срочности трудовых отношений: срочный трудовой договор заключается в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Кроме того, по истечении срока действия разрешения на работу увольнение производится на основании п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - в связи с истечением срока действия специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору. Так, если мы имеем право делать отсыл при расторжении трудовых отношений на иные федеральные законы, почему бы при определении срочности трудовых отношений не сослаться на тот же федеральный закон, который и определяет исключительную срочность трудовых отношений? Тем более точную дату окончания трудовых отношений мы можем установить: год с даты въезда в Российскую Федерацию. Ко всему прочему по общим правилам прекращения срочного трудового договора он расторгается в связи с истечением его срока. Иначе он будет считаться заключенным на неопределенный срок, а это недопустимо, так как иностранный работник в период, когда срок разрешения на работу истек (а новое разрешение, допустим, еще не оформлено), не имеет права осуществлять трудовую деятельность на территории РФ. Учитывая все вышесказанное, на мой взгляд, с иностранным работником безбоязненно можно заключать срочные трудовые договоры на срок действия разрешения, поскольку есть основание, указанное в ст. 59 ТК РФ.

Выплата заработной платы: валюта и условия

В соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательным условием трудового договора является вознаграждение. Некоторые работодатели устанавливают для зарубежных сотрудников заработную плату в иностранной валюте, особенно в том случае, если для въезда этих работников в РФ потребовалась виза.

В ст. 11 ТК РФ указано, что нормы Кодекса распространяются, в частности, на отношения с иностранными сотрудниками. Статья 131 ТК РФ устанавливает выплату заработной платы только в рублях. Неисполнение данной нормы влечет наложение административных штрафов на работодателя. Очевидно, что независимо от пожеланий работника заработная плата устанавливается и выплачивается в рублях.

Это надо знать. Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу ч. 4 ст. 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Статьи 10 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определяют, что при расчетах с нерезидентом использовать наличные рубли можно только в случаях, прямо предусмотренных данным Федеральным законом. В соответствии с этими статьями заработная плата иностранному работнику может перечисляться только на расчетный счет или банковскую карту. Тем не менее действие норм трудового законодательства распространяется и на отношения с иностранцами, а в ст. 136 ТК РФ установлено, что заработная плата выплачивается сотруднику в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный им счет в банке на условиях, определенных коллективным или трудовым договором. Таким образом, если работник возражает против перечисления зарплаты на банковскую карту, он имеет право получать ее в кассе организации.

В указанных нормативных актах закреплены два противоположных положения. Какое из них применять - решать работодателю. Но смягчающее обстоятельство есть: проверки юридических лиц на соответствие требований валютного законодательства проводятся гораздо реже, чем проверки по соблюдению трудового законодательства.

Социальные гарантии

Работодатель, привлекающий к трудовой деятельности иностранцев, прибывших в порядке, требующем получения визы, гарантирует им материальное, медицинское и жилищное обеспечение. Данное требование установлено ч. 5 ст. 16 Закона N 115-ФЗ: приглашающей стороной предоставляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации. Предоставление указанных гарантий иностранным гражданам и лицам без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации устанавливается соответствующим Положением, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 N 167.

Согласно п. 3 Положения гарантией материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации является отражение в трудовом договоре работника следующих условий:

а) о предоставлении приглашающей стороной денежных средств для проживания иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в размере не ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также денежных средств, необходимых для выезда из Российской Федерации иностранного гражданина по окончании срока его пребывания в Российской Федерации;

б) об обеспечении приглашающей стороной иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, заработной платой в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

в) об обеспечении приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, или о предоставлении иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения им медицинской помощи;

г) о жилищном обеспечении приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае если приглашающая сторона (в данном случае - работодатель) не обеспечит соблюдение данных требований, впоследствии ФМС может отказать ему в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Гражданско-правовой или трудовой договор?

При заключении трудового договора с иностранцем необходимо учитывать, что на него распространяется действие ограничений и гарантий, регламентируемых трудовым законодательством. Сверхурочные работы иностранного сотрудника не могут превышать 120 часов в год, ночная работа оплачивается в повышенном размере, ежегодный оплачиваемый отпуск должен составлять не менее 28 календарных дней, в установленных законом случаях предоставляется дополнительный отпуск и т. д. Это не всегда выгодно работодателю, и здесь решением проблемы может стать гражданско-правовой договор.

Понятие гражданско-правового договора определяется ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации: это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Его условия определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание конкретного условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 421 ГК РФ).

К гражданско-правовым договорам, на основании которых возможно привлечение физических лиц для участия в текущей деятельности организации, относятся:

Договор подряда (бытовой, строительный, на выполнение проектных или изыскательских работ, для государственных или муниципальных нужд);

Договор возмездного оказания услуг;

Договор поручения;

Договор комиссии;

Агентский договор.

При заключении гражданско-правовых договоров сторонам следует согласовать ряд обязательных условий. В частности, необходимо определить конкретный вид работы или характер услуги, подлежащих выполнению по заданию организации. Также должны быть предусмотрены точная сумма вознаграждения либо порядок ее расчета, исходя из выполненного объема работы, затраченного времени и т. д.

В процессе исполнения договора гражданско-правового характера требуется вести учет объема работ (услуг) и времени их выполнения (оказания). Промежуточный и/или окончательный результат работы (услуги) определяется в двустороннем акте исходя из установленной договором формы учета (перемещенный вес, затраченное время на оказание услуги, реализованное количество товара и т. п.). Расчеты по указанным договорам производятся на основании результатов, отраженных в двустороннем акте.

В таблице приведена сравнительная характеристика трудового и гражданско-правового договоров.

Сравнительная характеристика

трудового и гражданско-правового договоров

Характеристики

Трудовой договор

Гражданско-правовой договор

Регулируется
законодательством

Трудовым

Гражданско-правовым

Отношения сторон

Основаны на принципе
подчинения одной стороны
другой

Основаны на принципе
равенства

Характер работы

Сотрудник должен
подчиняться определенному
режиму, соблюдать
установленный распорядок
работ и т. д.

Исполнитель самостоятельно
организует свой труд, а
заказчик не вправе
вмешиваться в его
хозяйственную деятельность

Социальное
страхование

Работодатель в любом случае
обязан оплачивать
социальное страхование
работника и его труд
независимо от конечных
результатов

Гражданские отношения
регулируются иначе, чем
трудовые: они не связаны с
социальными гарантиями для
работника и ограничениями
для работодателя.
Начисляются не все
страховые взносы. Например,
отчисления в Фонд
социального страхования не
производятся

Ответственность
за результаты
работы

Риск по выполнению работы и
его срокам берет на себя
работодатель. Сотрудник
несет дисциплинарную
ответственность

Исполнитель берет на себя
риск невозможности
завершения работы и
представления конечного
результата

Оплата
результатов
работы

Оплата труда соответствует
системе, принятой в
организации

Заказчик оплачивает только
конечный результат работы
(возможны предоплата или
выплата вознаграждения
частями), который должен
соответствовать условиям
договора, и не несет иных
имущественных обязанностей
в отношении исполнителя

Отношение к
организации

Работник зачисляется в
штат, постоянный состав,
трудовой коллектив
организации, соблюдает
правила внутреннего
трудового распорядка и т. д.

Исполнитель не зачисляется
в штат организации и не
обязан подчиняться
внутренним локальным
нормативным актам, в
частности правилам
внутреннего трудового
распорядка. Однако в
гражданско-правовом
договоре могут быть
предусмотрены обязательства
подрядчика соблюдать
определенные правила,
например по охране труда

Режим труда,
трудовая
дисциплина

Работник исполняет
распоряжения администрации
организации, соблюдает
дисциплину труда, находится
в штате организации

Подрядчик в штат не
включается, выполняет
работу чаще всего за свой
счет и самостоятельно

Оформление
отношений

Прием на работу оформляется
трудовой книжкой, приказом
о приеме, трудовым
договором

Отношения оформляются
гражданским договором. По
результатам работы
составляется акт сдачи -
приема

Срочность
отношений

Трудовой договор
заключается на определенный
срок только в случаях,
установленных
законодательством

Срок отношений определяется
сторонами

Расторжение
договора в
одностороннем
порядке

В одностороннем порядке -
только со стороны
работника, а в случаях,
предусмотренных ст. 81 ТК
РФ, - со стороны
работодателя с соблюдением
требований законодательства

Возможно в одностороннем
порядке как со стороны
подрядчика, так и со
стороны заказчика

На практике в некоторых организациях зачастую путают трудовой договор с гражданско-правовым или целенаправленно пытаются "подменить" один на другой. Здесь необходимо помнить: если в судебном порядке будет установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства (ч. 4 ст. 11 ТК РФ). Также следует помнить о том, что даже при заключении гражданско-правового договора с иностранным работником работодатель обязан уведомить о заключенном договоре и привлечении иностранных работников к труду соответствующие органы: ФМС, налоговый орган, службу занятости, инспекцию по труду (п. 4 ч. 8 ст. 18, ч. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

С. Шнайдер

Подписано в печать

  • Кадровое делопроизводство

Ключевые слова:

1 -1