Воспитание характера ребенка

Как часто приходится слышать «у нее золотой характер», «какой ужасный характер», «характерами не сошлись»… А что такое характер? В переводе это слово буквально означает «отпечаток, чеканка» (греч.). Это набор индивидуальных личностных особенностей, признаков, качеств, отличающих одного человека от другого. Он показывает, как человек относится к окружающей действительности, людям, событиям, как он реагирует на внешние раздражители, насколько располагает к себе.

Процесс длительный и не простой, так как личностные особенности могут закладываться как в юном возрасте, так и корректироваться под влиянием самовоспитания или воздействия обстоятельств. Как же повлиять на процесс формирования характерологических особенностей ребенка, чтобы он вырос доброжелательным, целеустремленным, справедливым человеком?

Черты характера

Хоть мы и воспринимаем характер как нечто целое и неделимое, все же есть определенные черты, которые свойственны правильно (или неправильно) воспитанным людям:

  • Трудолюбие. Это качество показывает, как человек воспринимает общественные обязанности: с энтузиазмом или с неохотой, демонстрируя пренебрежительное отношение. С этой чертой характера связаны такие черты как лень, неряшливость, расточительность (при отсутствии любви к труду) или работоспособность, аккуратность, бережливость (при ее наличии)
  • . Человеку важно правильно оценивать себя и других. Тогда он будет разборчивым в связях, осознает собственную ценность. Личности, правильно оценивающей себя, свойственны скромность, доброжелательность, терпимость к недостаткам других. Если самооценка завышена или занижена, то проявляются такие черты как неуживчивость, агрессивность, конфликтность или, напротив, робость, застенчивость, отсутствие активной позиции
  • Принципиальность. Под этим качеством понимается готовность следовать своим убеждениям, вне зависимости от внешних обстоятельств и настроения. Это одно из самых уважаемых качеств, которым, к сожалению, может похвастаться не каждый человек. Противоположным качеством является беспринципность – отсутствие ориентиров в принятии решений, готовность действовать с наибольшей выгодой для себя
  • Сила воли. Это качество характера порождает смелость, умение действовать вопреки обстоятельствам, готовность идти до конца в достижении цели. Противоположное ему качество – слабоволие, при котором человек сдает позиции одну за другой, пасует перед препятствиями, часто ища причину неудач не в себе, а во внешних обстоятельствах

Как воспитать ребенка с сильным характером?

Воспитание характера начинается в раннем детстве, когда родители вырабатывают особую линию поведения в отношении своего малыша. Если с пеленок его учат некоторое время заниматься с игрушками самостоятельно, добиваясь какого-то эффекта (звуки погремушки, карусельки, умение дотягиваться до предметов, переворачиваться и т.д.), то это исподволь запечатлевает в сознании крохи потребность в физической активности для достижения результата.

Подросшему ребенку можно поручать несложную работу по дому, хотя бы в пределах детской комнаты. Одобрение со стороны взрослых вознаградит его за труд.

Кстати, ваша похвала должна быть действительно заслужена ребенком: говорите ему не только лестные для самолюбия слова, но и аккуратно указывайте на недочеты, помогайте их исправить. Главное – делайте это только в доброжелательном ключе, независимо от того, старался ли ребенок в полную силу или позволил себе слегка схалтурить.

Чтобы воспитать принципиальность, поощряйте ребенка высказывать свою точку зрения, не подвергая ее критике. Договоритесь с ним о некоторых правилах вашего взаимодействия и помогайте соблюдать их, а также соблюдайте сами, подавая ему положительный пример.

Есть прекрасный тренинг Р. Гандапаса о воспитании силы воли и вообще волевых качеств личности «SelfMadeMan». Это слово в переводе с английского означает «человек, который сам себя сделал».

Автор говорит, что главным препятствием на пути к высокой цели является сам человек. И если в детстве, имея свободный выбор, ребенок предпочтет компьютерную игрушку прочтению книги или станет смотреть кино, забыв про уроки, это может означать, что в будущем он рискует довольствоваться судьбой обывателя, презрительно поглядывающего с дивана на ровесников- миллионеров из светской хроники, якобы наживших деньги «неправедным путем».

Чтобы этого не произошло, чтобы ребенок не был удовлетворен примитивным существованием, нужно закалять его характер самостоятельным выучиванием уроков без ссылок на сложность программы: прежде чем помочь, попросите его продемонстрировать результаты своих усилий по решению трудной задачки. Хорошо закаляет характер спорт: отдав ребенка в секцию, вы укрепите не только его тело, но и дух, волю к победе.

Даже если вам что-то не нравится в характере ребенка, не стремитесь искоренить эти черты быстро и безвозвратно: это бесполезно. Только каждодневными осознанными усилиями со стороны ребенка и вас можно воспитать сильный характер.

Нет похожих статей.

Человек, который хочет добиться успеха в жизни должен иметь сильный характер. Он поможет справиться с любыми трудностями. Если человек не уверенный в себе, то ему нужно выработать сильный характер. Люди, которые не могут сделать чего-то важного, говорят, что у них нет силы воли. Это не так. Она есть у каждого человека, просто не каждый хочет ее развивать. Главное захотеть и стать сильнее и увереннее в себе.

Как выработать сильный характер

Сильный характер помогает человеку добиться значительных высот. Сильный характер нужно развивать для того, чтобы уметь легко общаться с окружающими, сдерживать эмоции. Бывают такие ситуации, в которых нужно воспринимать критику, сила воли в этом незаменимый помощник.

Для того чтобы выработать сильный характер, нужно начать с малого. Наверное, никто не хочет делать нелюбимое дело. Чтобы укрепить характер, нужно перебороть лень и сделать дело, которое не по душе. Заставляя себе работать, человек вырабатывает силу воли. Ели же человек не уверен в своих силах, нужно все равно бороться с ленью. Получая победы, он незаметно для себя станет более уверенным.

Следующим шагом будет спорт. Занимаясь легкими упражнениями регулярно, можно преодолеть психологический барьер. Каждый день человек преодолевает лень, что укрепляет не только здоровье, но и характер. Не стоит этого стесняться, это абсолютно нормально и полезно.

Третьим шагом будет регуляция. Чтобы выработать характер, нужно правильно распределять работу. Не стоит делать на выходных работу, для того они и выходные. Лучше спланировать отдых. Процесс воспитания характера не имеет границ. Отдохнув на выходных, можно с новыми силами приступить к исполнению работы.

Желание – это заключительный шаг. Главное только захотеть. Нужно задать себе вопрос: «А нужно ли мне это». Если ответ положительный, то нужно всерьез взяться за реализацию поставленной цели.

Заниматься нужно постоянно без передышек. Ну, конечно же, можно выбрать себе дни отдыха, главное не выходить с графика. Как говорится к хорошему привыкнуть легко. Выработать сильный характер можно. Другой разговор, сколько времени и сил придется потратить. Но ведь ничего не делается просто так.

Если вы хотите выработать сильный характер, не нужно ждать мгновенного результата, нужно действовать. Только действиями можно добиться успеха. Человек, обладающий сильным характером очень ценный и востребованный. Перед людьми, имеющими сильный характер, открываются неведомые возможности.

Как изменить характер и стать сильнее

Все люди имеют разные принципы, увлечения, системы ценностей, по-разному реагируют на внешние проявления жизни. От характера человека зависят его поступки, из которых и состоит наша жизнь. Однако далеко не каждый человек доволен тем характером, который он имеет. Так как обрести характер и стать сильнее?

Для начала необходимо понять, что же такое характер. Психологи подразумевают под характером сочетание некоторых свойств личности, которые находят проявление в поступках человека, а также определяют его отношение к жизни.

После тридцати лет характер меняется незначительно, однако если есть желание обрести характер и стать сильнее, сделать это никогда не поздно.

Человек всегда может изменить те качества характера, которые его не устраивают. Для этой цели применяется большое количество методик, однако все они основаны на том, что желание измениться должно быть внутренне осознанным.

Итак, решение принято. Какие же действия необходимо предпринять, чтобы выработать характер?

В изменении характера отлично помогает применение системного подхода. Составьте список качеств характера, от которых вы хотитеизбавиться. Напротив каждого качества напишите, в чем конкретно оно проявляется. Это даст вам возможность контролировать себя, а также не допускать подобного поведения.

Если вы хотите выработать сильный характер, помните о том, что характер человек формируется на протяжении длительного времени, поэтому избавиться от нежелательных характеристик за один день вам не удастся. Однако реальную сложность представляет только первая неделя, затем вы научитесь себя контролировать, и вам будете легче следить за собственным поведением.

Отличные результаты при изменении характера дает какой-нибудь образец для подражания. Чтобы выработать характер, выберите образец для подражания и старайтесь на него равняться. Задавайте себе вопросы, что бы он сделал на вашем месте. Подражая чьей-то манере поведения, вы научитесь вырабатывать у себя полезные привычки и, тем самым, минимизируете отрицательные проявления своего характера.

Однако помните, что полностью копировать чужое поведение нельзя, ведь вы индивидуальность, и все скопированные черты характера все равно будут проявляться с присущим только вам оттенком.

Как обрести характер и стать сильнее? Для человека, который хочет что-нибудь изменить в своей жизни, нет ничего невозможного. Неважно, какой системой вы воспользуетесь. Главным является ваше искреннее желание, которое сделает возможной любую, даже труднодостижимую цель.

Как усовершенствовать свой характер

Любите ли вы сами себя? Любите, это точно, можете даже не отрицать. Это вполне свойственно любому человеку. Но полностью ли устраивает вас ваш собственный характер? Тут едва ли ответ точно будет утвердительным. Различные недостатки заметить у себя очень просто, а вот устранить их удается далеко не каждой.

Перед тем, как счесть себя крайне сложной в общении с другими личностью, обязательно ответьте себе только на один вопрос – что все таки вас не устраивает в вашем характере?

Непременно определите, какие такие качества вам в самой себе определенно не по вкусу. Но вместе с тем будьте к себе несколько благосклонны. Ведь в таком эгоизме кроется к тому же и уверенность, а вот в жадности – значительная доля экономности. Точно поймите и примите и лучше всего – запишите, от каких таких именно свойств в своей собственной личности вы желали бы избавиться.

Всегда мечтали стать милосерднее, попроще? Отдельно нужно выписать те качества, которыми вы желали бы обзавестись. Но при том помните, что не нужно составлять значительный список. В том случае если победить в себе еще возможно, то наоборот привить абсолютно новую черту невероятно сложно. Ограничьтесь тогда самыми значимыми качествами.

Не стоит ждать, что дальше будет следовать один из популярных рецептов типа «Сделайте 15 добрых дел, и вы будете непременно лучше относиться к окружающим вас людям», «Прочтите 20 историй, и вы обязательно станете намного веселее». Правильных инструкций по улучшению вашего характера в природе не существует. Но в тот момент, когда вы очень точно будете ведать, с какими такими качествами необходимо поработать, дело тогда получит определенный шанс на значительный успех.

Чтобы выработать характер, неизменно напоминайте себе о подобном стремлении. Характер, как правило, проявляется в вашем типичном поведении систематически. Он не обладает исключениями, он не может быть как то отложен на завтрашний день. Если вы собираетесь измениться, приступите это уже ныне, прямо в настоящее время.

Заведите простой дневник – он непременно позволит вам зафиксировать достижения и тем самым следить за собой. Вы будто бы посмотрите на себя с другой стороны. Если вы хотите выработать сильный характер, поселите в собственном воображении ваше безупречное представление идеальной себя.

Если вам довольно сложно вообразить в сознании человека с безукоризненным характером, представляйте вашего реального знакомого, которого поведение вам невероятно нравится. И в любой очень сложной ситуации просто представляйте, каким бы образом поступил данный человек, если бы находился на вашем месте. Как усовершенствовать свой характер вы теперь знаете.

Воспитание характера

В психологии обычно под характером понимается совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.

Воспитание же это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (определение из закона «Об образовании».

Поэтому для темы воспитания характера (который является стержневым элементом личности) можно выделить несколько ключевых понятий:

– развитие личности,

– условия (база) для самоопределения,

– социализация,

– морально-нравственная сфера.

Формирование и воспитание характера не может идти вопреки интересам личности, тормозить ее развитие. Поэтому здесь важно идти последовательно, постепенно приучая себя (если речь идет о самовоспитании) или воспитанника (если речь идет о другом) к тому, что новые черты характера это новые возможности, новые горизонты.

До определенной степени здесь допустима аналогия: характер это своего рода личностный стандарт человека (или стандарт личности). Покупая в магазине йогурт, мы в баночке обнаруживаем именно йогурт, а не, скажем, майонез. Покупая напольные весы, мы можем быть уверены, что они будут достаточно точно измерять наш вес. Это все – приятное достижение цивилизации. Так же и с личностью – нам приятно осознавать, что мы можем быть уверены в окружающих, потому что у них есть характер, причины их поступков всегда одни и те же. Бесхарактерный человек это, в первую очередь, непостоянный человек. На него не могут положиться окружающие, он сам на себя не может положиться (сегодня в нем «йогурт», а завтра «майонез»).

Поэтому для воспитания так важно идти последовательно – чтобы развивать характер и вместе с тем достаточно быстро получать обратную связь от этого новшества. На эмоциональном уровне это будет проявляться в чувстве уважения со стороны окружающих и самоуважения. Воспитатель должен проявлять уважение к этим новшествам, проявлять уверенность в том, что они будут повторяться вновь и вновь, встраивать эти новшества в повседневную жизнь.

Воспитание не должно состоять лишь из навязывания некоторых морально-нравственных ценностей: «Надо быть добрым, надо помогать другим, нельзя врать...» Важно, безусловно, передать подрастающему поколению культурно-духовную базу, но не в этом самоцель воспитания. Не будет гармонично развитой личностью тот человек, который слепо выполняет все те «предписания», которые ему наговорили многочисленные воспитатели. Про такого можно сказать, что он безвольная и запуганная личность.

У воспитанника всегда должно быть ощущение внутренней свободы (воля). Его характер тогда будет устойчивым и продуктивным, когда он понимает, что мог бы действовать иначе (например, врать), но не хочет, потому что сам так решил. То есть при воспитании характера надо достаточно рано подключать разум воспитанника. Без ощущения внутренней свободы невозможно самоопределение.

Воспитание характера невозможно без более-менее успешной, продуктивной социализации. Именно включение в богатые социальные связи позволяет почувствовать воспитаннику то, как важно иметь характер – сохранять в своем поведении лучшие свои качества.

При воспитании многие воспитатели слишком напирают на принцип «Поступай с другими так, как хочешь чтобы они поступали с тобой». Проявления этого принципа, например, такие: «Будь со мною честен, и я тогда буду с тобой честен», «Будь добр с людьми, и они тогда будут добры с тобой». Идея вроде бы понятная и справедливая, но для воспитания характера ее недостаточно. Когда ребенка начнут обижать другие дети в детском саду или школе (повинуясь во многом, кстати говоря, инстинктивным порывам), этот ребенок очень быстро сделает очевидные выводы: «Я как с ними? А они как со мной?» или «Они надо мной насмехаются, значит будут не против, если и я над ними тоже посмеюсь».

Ощущение наличия характера должно несколько, немного поднимать уровень самооценки. Так, ученик в классе, который осознал ценность наличия у себя характера, может и будет ощущать себя немного выше других своих одноклассников. Это, разумеется, здоровое чувство – если до определенных пределов. Учителю следует поддерживать таки детей с характером – кто надежен, на кого можно положиться. Именно их лучше назначать старостами или просто ответственными за то или иное направление.

MENSBY

4.8

До мечты и настоящего успеха добираются те, у кого хватает твердости в характере, а слабаки остаются на обочине. Только твердый и сильный характер помогает добиваться в жизни поставленных целей. Как развить более сильный характер и сильную моральную дисциплину?

Характер, от греческого слова "χαρακτήρα", изначально являлся термином, который обозначал знаки, отпечатанные на монетах. В наши дни характер обозначает набор всех качеств, таких как смелость, правдивость, преданность и прямота, которыми обладает человек. Характер, возможно, является самым важным, чем может обладать человек, так как он определяет самую сущность людей. Выработать более твердый характер означает сделать себя более продуктивным человеком в рамках определенной сферы интересов или определенной профессии. В этой статье собраны советы о том, как развить более сильный характер и сильную моральную дисциплину.

1. Знайте, что делает характер твердым. Сила характера складывается из качеств, которые позволяют вам контролировать ваши инстинкты и желания, владеть собой и иметь способность удержать себя от множества соблазнов, с которыми вы постоянно встречаетесь в повседневной жизни. Более того, сила характера – это свобода от предубеждений и стереотипов, и включает в себя способность проявлять и чувствовать толерантность, любовь и уважение к другим людям. .

2. Поймите, почему сильный характер важен для вас и особенно для окружающих:

Твердость характера позволяет вам свободно преследовать ваши цели и одновременно закаляет вашу устойчивость к неудачам. Она помогает вам достигнуть ваших целей.
Твердый характер позволяет вам анализировать и исследовать причины неудач, вместо того, чтобы просто жаловаться на них, как это делают другие люди.
Сильный характер дает вам смелость признать ваши недостатки, легкомысленность и слабости.
Он позволяет вам выстоять при любых изменениях ситуации и продолжать двигаться вперед, не взирая на преграды.

3. Сопереживайте. Самый важный шаг в развитии твердого характера – это научиться сопереживать другим людям, особенно тем, кто слабее вас, и любить других людей, как вы любите себя. Это умение может вам дорого стоить, поскольку вам придется внимательно изучить ваши мотивы, чтобы быть в состоянии сопереживать бескорыстно. Сопереживание отличается от сочувствия тем, что сопереживание требует вашего непосредственного соучастия в жизнях других людей (войдите в жизнь человека и помогите ему очистить путь), в то время как сочувствие подразумевает эмоциональную, но пассивную реакцию без активного соучастия и самоотдачи.

4. Ищите правду. Предпочитайте рассудок обычным эмоциям. Человек с сильным характером исследует все факты головой и не поддается предубеждениям и эмоциям. Разрешайте большинство вопросов только путем рассуждений и избегайте хаос ваших ощущений, понимая, что несмотря на то, что "о вкусах не спорят", рассудок всегда должен побеждать с помощью фактических доказательств и аргументов.

5. Не будьте пессимистом или оптимистом; будьте лидером. Пессимист жалуется на ветер, оптимист ожидает конца бури, а лидер перестраивает паруса и подготавливает их к любой погоде.

6. Остерегайтесь иррациональных побуждений. Аристотель и Фома Аквинский полагали, что существует семь человеческих чувств: любовь и ненависть, желание и страх, счастье и грусть, и гнев. Будучи неплохими сами по себе, эти эмоции часто пересиливают наш интеллект и заставляют нас придаваться неправильным вещам: переедать, иррационально бояться чего-либо, или позволять грусти или гневу поглощать нас. На самом же деле ответ на любой вопрос можно найти только в рациональности решений и в практике хороших привычек, направленных на освобождение от эмоций. Чрезмерные и чувственные аппетиты – это знак слабого характера, в то время как способность задерживать (приостанавливать) вознаграждение и практиковать самоконтроль указывают на силу характера.

7. Будьте довольны тем, что у вас есть (не имитируйте никого). Цените ваши собственные достоинства. Представления о том, что трава всегда зеленее где-то еще, обеспечат вам несчастную жизнь; помните, что это только проекция ваших представлений о том, как живут другие люди. Лучше сконцентрироваться на том, как вы живете.

8. Осмеливайтесь идти на (обдуманный) риск. Если вы избегаете битв, вы лишаете себя и победы, и всех благ, которые с ними ассоциируются. Не будьте трусливы, отчужденны и не уходите от ваших обязанностей, но будьте смелы, чтобы сделать ваш вклад в развитие человечества.

9. Отвергайте любые внешние советы, противоречащие тому, что вы решили сами. Каждым человеком движут их собственные интересы, будь то подсознательно или осознанно. Не заставляйте никого делать так, как вы хотите, но и не разрешайте другим навязать вам их мнение. Понимайте и принимайте тот факт, что разные люди предложат вам разные решения одного и того же вопроса, и что вы не можете угодить каждому. Найдите правильный путь и идите по нему, не сворачивая ни в право, ни влево. Управляйте сами собой и никогда не сходите с правильного пути.

10. Научитесь творить добро и сторонитесь/избегайте зла. Ищите мир и стремитесь к нему искренне. Преследуйте не личные цели, которые топчут нужды других людей, а благородные и достойные мотивы, которые принесут пользу всему обществу. Если вы преследуете ваши личные цели, вы будете ввязываться в конфликты с другими людьми и, в конце, вы обязательно потерпите поражение. Если вы будете трудиться на общее благо, это принесет пользу всем, а вы сможете одновременно удовлетворить и ваши личные цели.

11. Научитесь владеть вашими эмоциями. Не позволяйте ничему, кроме здравого смысла, влиять на ваши повседневные решения и поступки. Часто вам может быть сложно, иногда практически невозможно, не поддаваться эмоциям, но вы можете научиться подавлять их про явлениями и превосходить их, полагаясь на благоразумие и здравый смысл.

12. Не будьте ни расточительным, ни скупым, но найдите золотую середину. Умение найти золотую середину – это знак сильного характера, который может противостоять крайностям.

13. Всегда сохраняйте спокойствие. Спокойствие - это состояние, которое позволяет сконцентрировать и перераспределить ваши расходящиеся мыли и медитировать с выгодой. Размышления ведут к идеям, идеи ведут к возможностям, возможности ведут к успеху. Спокойствие является sine qua non сильного характера. Без спокойствия не существует силы воли. Без спокойствия, желания могут очень быстро загореться, превращаясь в непобедимую страсть и препятствую здравому мышлению. Спокойствие - не враг эмоциям, а регулирующая сила, позволяющая их правильное выражение.

14. Сконцентрируйтесь на позитивных моментах в жизни и не тратьте время на негативные моменты. Однажды врач, к которому пришла молодая девушка, жалующаяся на самые разные болезни и молящая об излечении, сказал ей: "Не думайте о них; это самое эффективное из всех лекарств." Физическую и ментальную боль можно ослабить одним усилием воли, направив мысли в другие русла, или усилить, продолжая думать о ней.

15. Сопротивляйтесь фатализму. Каждый человек несет полную ответственность за собственное развитие и судьбу. Если вы примите фатализм, то есть, если вы будете верить, что судьба каким-то образом предопределена и неизменна, вы отговорите себя от любых попыток улучшить вашу жизнь и ваш характер. Судьба слепа и глуха; она никогда не услышит и не увидит нас. Лучше помните, что исправление ошибок и изменение собственной судьбы в лучшую сторону являются верными шагами на пути к развитию сильного характера и улучшению вашей жизни в целом. Добивайтесь собственного счастья; не ждите, пока что-то или кто-то принесет его вам, потому что этого не случится, если вы не проявите настойчивость.

16. Имейте терпение – чтобы с энтузиазмом установить, преследовать и добиться ваших целей, будь они краткосрочные или долгосрочные: то есть добиться прогресса (успеха). Успех и есть прогресс, а не конечный пункт назначения. Человек с сильным характером не сдастся, когда встретит на своем пути препятствия, но будет настойчив до самого конца и превозможет все препятствия. Научитесь приостанавливать вознаграждения в жизни, научитесь ждать по мере вашего прогресса и поймите, что время может быть вашим другом, что его можно использовать, чтобы учиться и расти. Также знайте, в какие битвы вам стоит ввязываться, а когда лучше отступить; иногда отступить означает принять дар жизни, а не цепляться за тонущий корабль.

17. Победите все страхи. Нерешительность является серьезным препятствием на пути к успеху. Не допускайте в свою жизнь предрассудки, основанные на поверхностных наблюдениях, но принимайте факты, которые основаны исключительно на здравом рассудке. Не закладывайте фундамент на песке, а лучше стройте на твердом камне. Преодолев страх, вы обретете твердость характера, которая позволит вам думать, принимать решения и действовать как истинный победитель.

18. Как садовник должен очищать землю от сорняков, чтобы позволить его саду расти, так и вам следует искоренять все слабые мысли, которые, как сорняки, расшатывают вашу силу. Остерегайтесь чрезмерной эмоциональности и придавайте эмоциям только их истинную значимость. Когда вы замечаете, что вас терзает какая-то подавляющая эмоция, немедленно займите себя чем-нибудь на пятнадцать минут, лучше на час. Многие великие войны лишились жизни из-за того, что они слишком дерзко реагировали на обиды и слишком рано отправлялись в бой против их обидчиков, не имея надлежащей подготовки, действуя крайне вспыльчиво и необдуманно. Научитесь со временем преодолевать подобные слабости, помня, что гнев является распространенным пороком среди людей со слабым характером.

19. Практикуйте спокойствие, осмотрительность, проницательность и благоразумие в бизнесе. Развивайте логическое мышление и используйте его в вашей работе.

20. Будьте правдивы во всем и во всех аспектах жизни. Если вы не правдивы, вы лжете, прежде всего, самому себе, а это непременно скажется на вашем характере.

21. И, наконец, будьте лучше всех, где бы вы ни были, и всегда старайтесь делать все как можно лучше. Упорно трудитесь и избегайте безделья, как чумы. В то же время, научитесь ценить хороший отдых за его способность восстанавливать ваши силы и вдохновлять вас каждый раз возвращаться к вашим хорошим делам.

Советы

Будьте дисциплинированны и контролируйте себя. Бегите от плохих импульсов (включая привычки и поступки, которые вы позже будете сожалеть) – и навязчивого поведения, которые становятся привычкой и деформируют характер.

Будьте человеком своего слова и избегайте искушения лгать; честность поддерживает сильный характер. Также научитесь без страха принимать решения.

Будьте счастливы. Счастье – это здоровье. Счастье дает вам силу преодолеть монотонность и избавиться от скуки в жизни. Оно позволяет вам брать лучшее из любой ситуации. Счастье - это состояние души. Согласно наблюдениям, небогатые люди улыбаются намного чаще, чем богачи с Уолл Стрит.

Выполняйте физические нагрузки, чтобы развить стойкость. Ум и тело взаимосвязаны. Тренируйте вашу физическую стойкость, чтобы укрепить вашу ментальную стойкость.

Будьте хорошим другом. Посвятите себя вашим друзьям и будьте готовы идти на жертвы ради них. Никогда не держите обиду и не обращайте внимания на мелкие инциденты. Живите в гармонии с другими людьми. Не будьте эгоистом: всегда принимайте во внимание интересы других людей.

Как воспитать характер

Общее понятие о характере

В буквальном переводе с греческого «характер» означает «чеканка, отпечаток». В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности, с темпераментом и способностями.

Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша.

С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.

Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

Черты характера

Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств.

Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность.

Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности".

В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И, прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий.

Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина.

Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу.

Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность.

Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека.

"Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами".

По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе.

Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать. Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться.

Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например, его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

Формирование характера у детей и пути его воспитания

Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего детства.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.

Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

Пути воспитания характера

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений и идеалов.

Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера: целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.

На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение. На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.

Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия.

Для старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится. Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей. Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика.

Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам. Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Библиографический список

1. Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М., "Просвещение", 1969.

2. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.

3. Шепель В. М. Управленческая психология. Москва, "Экономика", 1984.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, "Просвещение", 1968.