Правительство, которое решило направить своего посла, предварительно запрашивает у принимающей стороны согласие (агреман), которое должно быть получено конфиденциально. Агреман означает согласие правительства принимающего государства на назначение определенного лица в качестве главы дипломатического представительства. Не принято разглашать факт запроса агремана, потому что гласность в его отказе может повлечь за собой осложнения в отношениях между странами. В большинстве случаев таковое одобрение получают, но если правительство принимающего государства посчитает, что предлагаемое лицо не приемлемо, может быть дан отказ. Как правило, достаточно официального намека о непринятии, чтобы отозвать предложение по кандидатуре. Венская конвенция оставляет за государством право отказать в агремане без мотивировки. Согласие означает, что кандидатура рассматривается как персона грата, в противном случае –персона нонграта. На запрос агремана не принято давать отрицательный ответ, сама задержка с ответом говорит о нежелании. Учитывая деликатный характер запроса агремана, правительство, к которому обратились с запросом, обычно стремится не задерживать ответ. Принимается во внимание принцип взаимности, т.е. в течение какого срока это правительство получило от другой стороны агреман на своего посла.

При запросе агремана биографическая справка печатается на чистом листе бумаги без герба, подписи, даты и печати. Все сведения должны быть абсолютно достоверными, так как в случае обнаружения каких-либо неточностей могут возникнуть нежелательные и необратимые последствия для дипломата, о котором идет речь в справке. Уточняющие сведения о будущем дипломатическом представителе не обязательны, достаточно указать краткие данные, дающие общее представление о его биографии. Некоторые страны запрашивают агреман в письменной форме-личной или вербальной нотой, вручаемой во время личной беседы. Очень редко агреман запрашивают по телефону.

Министерство иностранных дел, прежде чем представить правительству доклад о запрашиваемом агремане и свои соображения, собирает информацию о кандидате, обобщает ее и направляет правительству свой доклад с заключением.

Не принято напоминать о запрошенном агремане и торопить министерство иностранных дел с ответом. Ответ о даче агремана дается таким же путем, каким он был запрошен. Министерство иностранных дел приглашает дипломатического представителя, запросившего агреман, и устно сообщает ему положительный ответ своего правительства. Никакого документа при этом не вручается. Если запрос был сделан в письменной форме, то и ответ должен быть дан таким же образом.


История знает немало любопытных эпизодов, связанных с выдачей агремана. Например, из российской дипломатической практики известен факт отказа Николаем I в даче агремана в 1832 г. на назначение английским послом в Петербурге Стрэдфорда-Кангинга. Академик Тарле в своей работе «Крымская война» пишет об этом так: «В демонстративном поступке Николая немалую роль сыграли и обильные сведения о деятельности и умело проводимых антирусских интригах талантливого английского дипломата в Константинополе и Греции. Ведь для этого он и был послан Пальмерстоном в Константинополь в 1831-1832 гг.». Пальмерстон, продолжая настаивать на выдаче агремана предложенной кандидатуре, навел справку о том, не согласится ли царь принять Стрэдфорда-Кангинга с тем, чтобы после приезда в Петербург он мог бы лишь представиться царю и немедленно уехать безвозвратно. Николай на это ответил, что обещает дать Стрэдфорду-Кангингу один из самых высоких русских орденов, лишь бы тот вовсе не появлялся в Петербурге. В связи с этим эпизодом некоторые историки считают, что Стрэдфорд-Кангинг, будучи впоследствии английским послом в Турции, содействовал развязыванию Крымской войны 1853-1856 гг.

Как только агреман получен, назначение предается гласности. Поверенный в делах сообщает министерству иностранных дел время прибытия главы миссии и справляется, когда министр примет его с первым визитом. До момента вручения верительных грамот этот дипломат считается не вступившим в свои обязанности.

Такое назначение осуществляется в соответствии с общепризнанными международными правилами и национальными законодательствами аккредитующей страны и страны пребывания. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях аккредитующее правительство предварительно запрашивает у принимающей стороны агреман.

Агреман (от фр. agrement – одобрение, согласие) – предварительное согласие принимающего государства на назначение в качестве главы представительства лица, которого предполагается аккредитовать как главу представительства в этом государстве.

После этого правительство государства, у которого запрашивается агреман, рассматривает этот вопрос и в оптимальные сроки дает свой ответ. Неполучение ответа в течение месяца и более принято считать молчаливым отказом. Как пишет профессор международного права, руководитель Оксфордской университетской программы дипломатической службы Р. Дж. Фельтхэм, "на практике достаточно официального намека (но обычно – неформального) о непринятии, для того, чтобы отозвать предложение по кандидату" .

В мировой дипломатической практике случаи отказа в агремане сравнительно редки. Поводом для отказа могут быть различные причины. Они могут быть связаны с вопросами гражданства, если речь идет о нарушении требований Венской конвенции о дипломатических сношениях, которая предусматривает, что члены дипломатического персонала представительства должны быть гражданами аккредитующего государства, и не могут назначаться из числа лиц, являющихся гражданами государства пребывания. Поводом для отказа могут стать публичные выступления кандидата, в той или иной мере затрагивающие интересы государства или критикующие политику правительство той страны, в которую данное лицо назначается в качестве дипломатического представителя; оповещение в прессе о назначении посла до получения агремана .

Факт запроса агремана, который осуществляется в виде дипломатической ноты, разглашать не принято, так как гласность в случае отказа может повлечь за собой осложнения в отношениях между государствами. Указанная Венская конвенция оставляет за государством пребывания право не сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане, и отказ в выдаче агремана сам но себе не должен рассматриваться недружелюбным актом как в отношении государства, обратившегося с просьбой, так и в отношении выдвинутого кандидата па пост посла и не может считаться его личным оскорблением. В дипломатической практике бывает и так: не получив агремана на определенное лицо в одном государстве, государство рекомендует его на аналогичный пост в другое. Поэтому в целях предупреждения возможных конфликтов многие государства прибегают к благоразумной мере. Они никогда не запрашивают агреман на своего представителя, не убедившись заранее, что его кандидатура будет принята.

После получения агремана издается внутригосударственный акт аккредитующего государства, оформляющий назначение главы представительства. Только после этого в официальной прессе производится публикация о назначении главы дипломатического представительства.

Следующим этапом является получение подписанной главой аккредитующего государства и адресованной главе государства пребывания верительной грамоты.

Верительная грамота – документ, удостоверяющий официальный статус главы дипломатического представительства и аккредитующий его в этом качестве в государстве пребывания.

Верительная грамота, в которой содержится просьба "верить" ее обладателю как лицу, представляющему свое государство во всех отношениях с государством пребывания, вручается при отбытии к месту назначения главе представительства в доказательство его уполномоченности вести переговоры от имени своего государства.

По своей форме верительные грамоты дипломатических представителей отдельных государств отличаются друг от друга в зависимости от национальных особенности страны и живучести в них традиций, но во всех случаях этот документ должен содержать просьбу верить всему тому, о чем может заявить дипломатический представитель, который является "alter ego" ("второе я") главы государства.

Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания, в зависимости от практики, существующей в этом государстве, которая должна применяться единообразно: либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента сообщения о споем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность (такая практика существует, в частности, в Королевстве Великобритании и Северной Ирландии). Очередность вручения верительных грамот или представления их заверенных копий определяется датой и часом прибытия главы представительства.

Класс посланников и интернунциев аккредитуется при главах государств, а класс поверенных в делах аккредитуется при министрах иностранных дел.

Глава дипломатического представительства, аккредитованный в данной стране, остается в этом качестве до прекращения его официальных функций. Основанием для прекращения его функций могут быть:

  • – разрыв дипломатических отношений;
  • – война между аккредитовавшим и принявшим представителя государством;
  • – прекращение существования аккредитующего государства или государства пребывания как субъектов международного права.

В случае отозвания главы дипломатического представительства аккредитующим государством, главе государства пребывания направляется отзывная грамота, которая вручается ему отзываемым дипломатическим представителем или его приемником.

Дипломатический корпус – совокупность независимых друг от друга дипломатических представителей, общими для которых является страна пребывания и характер их деятельности.

Во главе дипломатического корпуса стоит дуайен.

Дуайен – посол, который первым из своих коллег в стране пребывания вручил верительную грамоту.

Обязанности дуайена носят исключительно представительный характер. Он поддерживает контакты с министерствами иностранных дел, уточняет детали различных церемоний с участием дипломатических представительств, выступает в защиту привилегий дипломатического корпуса, если у него есть претензии к государству пребывания. Дипломатический корпус через своего дуайена члены дипломатического корпуса могут доводить до сведения правительства страны случаи ущемления иммунитетов и привилегий дипломатического корпуса, нарушения прав аккредитованных в стране дипломатов.

  • Фельтхэм Р.Дж. Настольная книга дипломата. Мн., 2000. С. 15.
  • Известен случай, когда российский император Николай I в 1832 г. отказался принять в качестве английского посла сэра Стрэтфорда-Каннинга на том основании, что о его назначении оповестили несколькими днями ранее получения согласия России на его принятие в качестве посла.

Агреман -термин, употребляемый в дипломатической практике (от французского agreer - согласие), подразумевает согласие правительства принимающего государства на назначение определенного лица дипломатическим представителем направляющего государства. Агреман запрашивается только на глав дипломатических миссий (в современной практике - на послов) и, как правило, через ведомство иностранных дел принимающей страны убывающим послом или старшим сотрудником дипломатической миссии. В ходе личного визита ответственному лицу страны пребывания устно излагается суть дела и передается краткая биографическая справка вновь назначаемого представителя. В некоторых странах практикуется направление в ведомство иностранных дел также и официальной ноты с просьбой о выдаче агремана.

Во многих случаях об отказе в агремане не сообщается - истечение уместного срока (4-8 недель) является сигналом нежелательности предложенного кандидата.

В случае устного запроса агремана, положительный ответ дается также устно.

После получения агремана назначаемый кандидат на должность главы дипломатического представительства рассматривается в качестве персоны грата, отрицательная реакция или ответ принимающей стороны означает, что данный представитель является персоной нон грата. Мотивы отказа в агремане государство пребывания сообщать не обязано.

В соответствии с международной практикой возможная переписка или обсуждение вопроса об агремане не предаются огласке.

Аккредитация (от латинского accredere - доверять) - процесс назначения дипломатического, торгового или иного официального представителя при принимающей стороне. Аккредитации подлежат также представители средств массовой информации при их назначении на работу в другой стране, а также при освещении официальных мероприятий, конференций, съездов и т. п. Аккредитация подразумевает признание тех или иных представителей официальными представителями своего государства, фирмы, органа массовой информации и т. п. В отношении глав дипломатических миссий аккредитация, как правило, включает в себя предоставление агремана, и завершается вручением верительных грамот. Глава самостоятельного консульского учреждения считается аккредитованным после получения им экзекватуры. В остальных случаях аккредитация завершается процессом нотификации официальных органов страны пребывания о прибытии дипломата и о том, что он приступил к исполнению своих обязанностей.

Ви́за - разрешительный документ, дающий право человеку на пересечение тех или иных границ. Как правило под визой понимается фактическое разрешение иностранца на въезд на территорию другого государства. Однако существуют также «выездные» визы, дающие право на выезд из страны, а также визы дающие право на поездку внутри конкретной страны.


Визы конкретной страны выдает как правило консульство или посольство страны в другой стране. Иногда этим вопросом могут также заниматься аккредитованные визовые центры. Виды:

Краткосрочные визы. Такие визы предполагают, что вы пробудете в чужой стране не более месяца, а потом вернетесь на родину. Это все визы, необходимые для поездок, цель которых заранее известна, указана в приглашении и уже не будет меняться; как правило, это визы, дающие право на один въезд в страну. Обычно, краткосрочные визы подразделяются на туристические, гостевые, деловые, транзитные:

Туристические визы. Туристическая виза - это разрешение на временное пребывание в стране с целью туризма или по частному приглашению. Предполагает однократный въезд в страну и, как правило, на срок не больше двух - трех недель. Выдаются самостоятельно путешествующим туристам или турагентствам на группу путешественников. Для оформления туристической визы необходим туристический ваучер или бронь гостиницы. Виза не дает права на длительное пребывание и трудоустройство во время поездки.

Гостевая виза. Гостевая виза - это разрешение на временное пребывание в стране с целью посещения родственников, друзей, знакомых по частному приглашению. Выдаются на основании приглашения гражданам, выезжающим в частные поездки и самостоятельно оформляющим визы. Эта виза не дает права на трудоустройство во время поездки. Деловые виза. Деловые (служебные, бизнес) визы - выдаются гражданам, выезжающим с деловыми целями по приглашению от иностранных организаций. Это разрешение на временное пребывание в стране с целью деловой поездки или командировки. Эта виза не дает права на трудоустройство и учебу во время поездки. В свою очередь деловые визы делятся на классы. Выделяют однократные, двукратные и многократные (мульти)бизнес-визы.

Транзитные визы. Транзитная виза - для пересечения границы с целью проезда в другое государство. Выдаются на короткие сроки для транзита по территории страны. Не дает права на длительное пребывание и работу. В большинстве стран мира для получения транзитной визы нужна виза в страну, куда путешественник следует далее, и наличие билетов. Существуют одно- и двукратные транзитные визы. В некоторых странах транзитные визы обязательны даже в случаях, когда самолет приземляется на дозаправку и пассажир не покидает борт самолета.

Долгосрочные визы. К визам для длительного пребывания в стране относятся - учебные (студенческие) визы, рабочие визы, воссоединение семей, переезд на постоянное место жительства и т.д.

фр. agrement, от agreer - одобрить) - в международном праве согласие государства принять конкретное лицо в качестве главы дипломатического представительства другого государства. Без получения А. официальное назначение невозможно. Агреман запрашивается через ведомство иностранных дел, обычно дипломатическим представительством страны, назначающей дипломатического представителя.

Отличное определение

Неполное определение

АГРЕМАН

согласие государства принять данное лицо в качестве дипломатического представителя другого государства. А. испрашивается обычно дипломатическим путем перед назначением дипломатического представителя; при этом сообщаются основные биографические данные лица, намечаемого к назначению. Государство может отказать в А. без объявления мотивов. Во всех случаях ответ на запрос об А. должен быть дан по возможности в короткий срок. Для сотрудников дипломатических представительств А. не требуется и не испрашивается, его заменяет предоставление визы (см.) на въезд в страну назначения. А. не испрашивается также для военных, морских и авиационных атташе, при назначении которых посылается лишь предварительное уведомление о предполагаемом назначении.

Агреман - это термин, который используется в дипломатии. При установлении отношений между государствами всегда в столицах стран открываются посольства. Интересно было бы разобрать процесс назначения посла или временного поверенного в делах страны.

Значение слова "агреман"

Прежде чем рассматривать теоретическую часть вопроса, мы вспомним школьную программу по французскому языку. "Агреман" - это слово иностранного происхождения. В переводе "agrement" означает "согласие". То есть в процессе переговоров две стороны приходят к общему знаменателю. Еще один вариант "согласия" - одна из сторон выдвигает другой определенное предложение, в ответ на которое звучит согласие.

Как назначаются послы?

Процесс назначения дипломатических представителей очень сложный, потому что требуется не только воля государства, которое назначает своего посла, но и согласие той страны, в которой потенциальный претендент, возможно, будет представлять интересы своего государства. В юридическом смысле выделяется семь этапов который будет работать представителем.

Первый этап - это подбор кандидатуры. Претендент должен иметь высшее образование, определенный опыт дипломатической работы, безусловно, в совершенстве владеть несколькими основными языками для свободного общения с лидерами государства, в котором будет работать, и с дипломатами других государств. Также важно знать специфику региона назначения.

Второй этап - согласие принимающей стороны. Агреман - это получение предварительного согласия правительства принимающего государства на принятие определенной особы как посла государства. Важность этого момента в дипломатии состоит в том, что в случае отказа принимать посла при официальном запросе может возникнуть международный скандал. Дипломатические традиции предусматривают направление неофициального запроса с указанием основных данных кандидата. На базе этой информации принимается решение и дается положительный или отрицательный ответ по кандидатуре. Теперь мы прекрасно понимаем значение слова "агреман".

На третьем этапе в столице государства, направляющего посла, происходит официальное назначение человека на должность. После этого в обоих государствах появляется официальная информация о том, что послом государства такого-то назначен такой-то. Пятый этап "легализации" посла - это выдача верительных грамот в Министерстве иностранных дел государства, которое направляет дипломатического представителя. В завершение процедуры вступления в должность новый посол встречается с министром иностранных дел принимающей страны и вручает ему грамоты.

Агреман - это важная процедура в дипломатии

В мире дипломатии существуют определенные традиции, которые сложились за несколько столетий. Одно из таких неписаных правил раскрыто в этой статье. Под агреманом понимается неофициальное, негласное одобрение руководителями государства кандидатуры посла другого государства. Весь процесс согласования особы кандидата происходит неофициально во избежание международного дипломатического скандала.