В русском языке всего существует три типа наклонения глаголов: изъявительное, повелительное и условное. Последнее также называется сослагательным. Это очень важная классификация, потому что каждая перечисленная форма помогает определить, как упомянутое в предложении связано с действительностью. Выбранное наклонение глагола может подразумевать просьбу или приказ, что действие произошло, происходит или произойдёт в реальности, а также что оно только желаемо или состоится при выполнении каких-то необходимых для этого условий.

Первый тип – это изъявительное наклонение , которое также носит название «индикатив». Эта форма означает, что действие произошло, происходит или произойдёт на самом деле. Глаголы в изъявительном наклонении меняются по временам. Причём для глаголов несовершенного вида имеют место все три времени: прошедшее, настоящее и сложное будущее (например: думал – думаю – буду думать, делал – делаю – буду делать, искал – ищу – буду искать ), а для совершенного вида – только два: прошедшее и простое будущее (например: придумал – придумаю, сделал – сделаю, нашёл – найду ). В будущем и настоящем временах гласная, стоящая в конце основы инфинитива в некоторых случаях пропадает (например: слышать – слышу, видеть – вижу ).

Второй тип – условное или сослагательное наклонение , которое также носит название «субъюнктив». Эта форма означает, что действие в реальности не произошло, а только является желаемым, планируется в дальнейшем, несбыточно или осуществится при выполнении каких-то необходимых условий. (Например: Я полетел бы в космос изучать далёкие звёзды. Через год я хотел бы съездить на море. Я читал бы чужие мысли. Я пошёл бы гулять, если дождь прекратится. ) Глаголы в настоящем и будущем времени для образования условного наклонения не используются. Оно составляется исключительно с помощью глагола прошедшего времени (то есть основы инфинитива, прибавления к ней суффикса «-л-»), а также частицы «бы» или «б». Данные частицы могут находиться как перед глаголом, так и после него, а также быть с ним разделены прочими словами. (Например: Я сходил бы в музей. Я сходил с удовольствием бы в музей ). Глаголы в условном наклонении меняются по числам, а в единственном числе ещё и по родам, но никогда не меняются по лицам и, как уже оговаривалось, по временам. (Например: посмотрел бы, посмотрела бы, посмотрели бы) .

Третий тип – повелительное наклонение , которое также носит название «императив». Эта форма означает просьбу, совет, приказ или побуждение к действию. Глаголы в повелительном наклонении чаще всего употребляются во 2-ом лице. В этом случае они имеют нулевое окончание в единственном числе и окончание «-те» во множественном. Также они не меняются по временам. Образуется повелительное наклонение с помощью основы глагола в настоящем или простом будущем времени, к которой прибавляется суффикс «-и-» или в некоторых случаях нулевой суффикс. (Например: Учти, ты должен это сделать! Брось заниматься ерундой! Посмотрите этот фильм! )

Возможно употребление и формы 1-го лица множественного числа. Она используется для побуждения к совместному действию, в котором участвовать будет и говорящий. Тогда повелительное наклонение образуется при помощи инфинитива глагола несовершенного вида или глагола совершенного вида в будущем времени, перед которыми ставятся следующие слова: давай, да­вайте. (Например: Давай сходим в кино. Давай готовить завтрак. Давайте попробуем это блюдо. )

Формы 3-го лица единственного и множественного числа используются для образования повелительного наклонения, когда необходимо выразить побуждение к действию людей, не участвующих в диалоге. В этом случае оно образуется с помощью глагола в форме настоящего или простого будущего времени и следующих частиц: да, пусть, пускай. (Например: Пусть он купит хлеб. Пускай они придут ко мне. Да здравствует король!)

Время от времени для смягчения приказа к глаголам повелительного наклонения добавляют частицу «-ка» (например: Сходи-ка в магазин. Покажи-ка мне дневник. Принеси-ка мне книгу .)

В некоторых случаях бывают исключения, когда формы наклонений употребляются в переносном смысле, а именно в значении, которое обычно характерно для другого наклонения.

Так глагол в форме повелительного наклонения может принимать значение условного наклонения (например: Не будь на то его воли, ничего бы не вышло. Не заметь он вовремя пропажи, случилась бы беда. ) или изъявительного наклонения (например: А она вдруг раз и скажи, что видела уже этого человека. А он возьми да сделай по-своему! )

Глагол в изъявительном наклонении может принимать значение повелительного. (Например: Быстро встал, ты же опоздаешь! Пойдём копать картошку. )

Глагол в условном наклонении также может принимать значение повелительного. (Например: Сказал бы всё как есть . Помог бы ты своему другу в беде .)

Всё для учебы » Русский язык » Наклонение глагола: повелительное, изъявительное, условное

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/naklonenie-glagola

Цель: ознакомить учащихся с грамматической категорией наклонения глагола; дать понятие об изъявительном наклонении; совершенствовать умения нахождения глаголов изъявительного наклонения; совершенствовать навыки образования и использования в речи глаголов изъявительного наклонения. оборудование: учебник, учебные тексты, таблица. Тип урока: комбинированный. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Паустовский ХОД УРОКА
I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний
1.

Беседа – Что значит – разноспрягаемые глаголы? – Что вы узнали нового о глаголах кушать и есть? 2.

Практическая работа Составьте и запишите диалог на тему “За завтраком”, включив в него глаголы есть, кушать. Лучше говорить О себе вежливо приглашая других к еде Я хочу есть. Я ем, мы будем есть, мы поедим Кушайте, пожалуйста III.

Мотивация учебной деятельности Слово учителя – У глаголов есть постоянный контролер в виде наклонения, которое всегда соотносит действие с реальностью и называет, реальное Оно или предполагаемое, желаемое или только выражает побуждение к действию. – я Изъявительное наклонение,- представилась первая форма,- мои действия всегда реальны. Уж если герой говорит: “Строю”,- то обязательно это делает. – а мы,- заявили две другие формы,- обозначаем действия не совершающиеся. – Вот я, Условное, обозначаю желаемое или предполагаемое действие, поэтому мой герой, вероятно, и пальцем не пошевелит. – а я, Повелительное наклонение, обозначаю лишь побуждение к действию, а будет ли мой герой работать, мне неизвестно… IV.

Изучение нового материала 1. объяснение учителя: работа с таблицей Характерные особенности наклонений наклонения глаголов изъявительное Условное Повелительное Что обозначает Действие, которое действительно происходило или будет происходить Действие, которое возможно при определенных условиях, а также желаемое действие Выражает просьбу, совет, приказание; обозначает действие желательное Грамматические признаки Изменяются по временам: прошедшее, настоящее, будущее Не изменяются по временам; всегда имеют частицу бы Времени не выражают; обладают особыми формами: В сочетании с частицами пусть, да Примеры Писал, пишу, буду писать; написал – напишу я пел бы, если бы имел голос Скажи(те) Читай(те) “Идем!” – Крикнул Данко Пусть всегда будет солнце 2.

Ознакомление с теоретическим материалом учебника (с. 72-73) V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений 1. осложненное списывание Море Бушу..т море. Стремительно мча(т, ть)ся тучи. В их разрывах проглядыва..

Т луна. лунный свет пронизыва..

Т напоенный влагой воздух. Блестит и переливае(т, ть)ся серебром вода на пр..брежных камнях. И будто выр..стают из темной глубины моря таинстве(н, нн)ые силуэты скал. (И.

К. Айвазовский) 1) Прочтите текст, назовите в нем глаголы. 2) Укажите виды орфограмм на месте пропусков и скобок. 3) Устно передайте содержание текста, используя по возможности глаголы. 4) Определите спряжение глаголов, найдите глаголы изъявительного наклонения. 2. работа с упражнениями учебника Упражнение 182 (устно), упражнения 184, 186 (письменно). VI. Рефлексия. Подведение итогов урока Беседа – Постоянный ли признак глагола – наклонение? – В каких наклонениях может употребляться глагол? Приведите примеры. – Что вы узнали о глаголах изъявительного наклонения? VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока. 2.

Выполнить упражнение 185 (письменно).

(No Ratings Yet)

Тема урока. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

Другие сочинения по теме:

  1. Содержание урока учитель составляет в зависимости от степени подготовки класса. В ход урока можно включить следующие задания. 1. Послушайте предложения....
  2. Цели: продолжив наблюдение за чередованием гласных в корне слов, вывести правило самостоятельно; совершенствовать навык написания слов с чередованием в корне;...
  3. Цели: дать понятие о безличных предложениях, о способах выражения сказуемого в них; формировать опознавательные учебно-языковые умения. Оборудование: учебник, учебные тексты,...
  4. Цели: – познакомить: – с многообразием комнатных растений; – с профессией цветовода; – способствовать развитию интереса детей к живой природе;...
  5. Цели: систематизировать знания учащихся о второстепенных членах предложениях; углубить понятие об определении и дополнении; развивать умения выделять из текста прямые...
  6. Цели: углубить понятие о союзном соединении однородных членов; повторить сведения о союзе (правописание отдельных сочинительных союзов); развивать синтаксические и пунктуационные...
  7. Неударяемые гласные в личных глагольных окончаниях Неударяемые гласные в личных глагольных окончаниях & 44. Глаголы с неударяемыми личными окончаниями распределяются...
  8. Вид урока: изучение нового материала. Цели урока: 1) образовательные: Повторить и закрепить ранее изученный материал (понятие рабочего времени...
  9. Вид урока: обобщение изученного материала. Цели урока: 1) образовательные: 1) повторить и закрепить ранее изученный материал (понятия индивидуальный...
  10. Вид урока: изучение нового материала. Цели урока: 1) Образовательные: 1) повторить и закрепить ранее изученный материал (правовое Положение...
  11. Цель урока Закрепить представления учащихся о юморе. Материал для чтения М. М. Зощенко “Пора вставать”. Оборудование урока Таблица “Словарь характеристик”....
  12. Цель: сформировать элементарные понятия горные породы, полезные ископаемые (горючие, рудные, нерудные); выработать представление о значении горных пород в природе и...
  13. Цель: расширить представление о солнечных лучах, особенностях их падения на поверхность Земли, о высоте солнца на небосклоне, о значении света... Цели урока: 1) Образовательные: 1) повторить и закрепить ранее изученный материал (понятия “гарантии”, “компенсации”, “льготы”, их содержание, круг...
  14. Тип Урока: Усвоение Новых Знаний. Цель Урока: Показать Взаимосвязь Между Электрическим И Магнитным Полями; Объяснить Суть Явления...


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ.Тема урока: Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.Цель: 1. Дать учащимся понятие о наклонениях глагола, их морфологических признаках. 2. Выработка умений и навыков по различию наклонений глагола. 3. Повторение и закрепление навыков правописания корней с чередованием –бер- - бир-, -пер- -пир-, и т.д.. 4. Развитие аналитического мышления учащихся.
Знать: об изменении глаголов в изъявительном наклонении.
Уметь: правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении.Ход урока:1. Орг. момент. 2. Повторение.
Вопросбол:
1. Какая часть речи называется глаголом? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)
2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)
3. Сколько существует глагольных времён? (три)
4. Какие это времена? (Настоящее, прошедшее, будущее)
5. Что такое спряжение глагола? Каким оно бывает? (Изменение глаголов по лицам и числам; 1и2 спр.)
6. Какие глаголы называются переходными? (которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога)
Задание 1. Переходные глаголы.
Учитель диктует глаголы (они же спроецированы на экране). Учащиеся должны записать только переходные глаголы, проявляя корни.. Проверка выполненного задания.
Прочитать записанные слова, выделяя голосом корень.
Гулять, одевать, читать, любить, мешать, водить, иметь, хотеть, кормить.
Задание 2. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Работа с сигнальными карточками
Вот мы и у светофора, но у этого светофора всего два цвета: зеленый и красный.
Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения. Вот такие у них правила.
Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов.
Итак, если пишется -е (Iспряжение) – красная карточка, -и (II спряжение) – зеленая.
ХодИм по городу, ездИм на автобусе, автобус отправляЕтся, держИт курс, пересекаЕт улицу, грохочЕт грузовик, уезжаЕт пустой, тянЕтся колонна машин.
3. Изучение нового материала.
Работа с параграфом №83. С. 201 Запись опорной схемы.
Работа с текстом.
Учитель читает текст.
Наблюдал я вчера картину. После дождя на асфальте осталась большая лужа. Около неё сидели несколько воробьёв. Птичек пять – шесть, не больше. Сидели они тихо, грелись на солнышке. Временами залезали в эту лужу, купались, плескались. Потом выходили из неё и подставляли свои пёрышки к солнышку, чтобы те сохли. И вдруг проходивший мимо мальчик кинул на асфальт маленький кусочек булки. Воробьи тут же забыли про свои прежние занятия и начали драться из –за этого кусочка. Такой шум подняли!
- Как вы думаете, то, о чём рассказывается в этом тексте? Могло ли это произойти на самом деле?
- Выпишите глаголы из этого текста и ответьте на следующий вопрос. Перечисленные вами глаголы (наблюдал, сидели, грелись, залезали, плескались, сохли, выходили, подставляли, кинул, купались, дрались, забыли, подняли) могут обозначать реальные действия?
Да, могут.
- А теперь сформулируем правило: Глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле – это глаголы в изъявительном наклонении.
- Прочитать выписанные слова, выделяя голосом морфемы.
4. Закрепление изученного материала.
1. Выполнение упр. 482.
Выписать глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определить вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение.
(помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, помогу)
Дополнительное задание. Смешанные написания.
Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?
-СИД- или -СЕД-?

Хорошо с чашечкой чая Увидев эту трапезу, можно
поС...Деть у телевизора! поС...Деть.
1.Как-то в лесу мы ночку поС...Дели
и от страха чуть не по С...Дели.
2. Под обстрелом поС...Дели.
Было страшно – поС...Дели.
3. Мы на грядках поС...Дели –
родители увидели, чуть не поС...Дели.
4. Бабушка немножко с внуком поС...Дела,
но за это время чуть не поС...Дела.
5. На фильме ужасов поС...Дел.
За полтора часа я чуть не поС...Дел.
2.Собери смысловой куст. (Каждой команде выдаётся нарисованный на бумаге куст, обязательно с корнями. В конверте – слова с одинаковыми корнями, но разным значением. Необходимо наклеить на куст РОДСТВЕННЫЕ слова) Написать как можно больше
РОДСТВЕННЫХ слов с корнем:
дел
6. Итог урока. Объявление оценок.
- Что нового узнали о глаголе?
- Что такое наклонение?
- Какие наклонения есть у глагола?
- Какое действие обозначает глагол в каждом наклонении?
- Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?
7. Домашнее задание.
Упр.483. с.202


Приложенные файлы

Долматова О.А.

Учитель русского языка и литературы МБОУГ №5

Цель урока:

1) дать понятие о наклонении глагола; ввести термины: изъявительное, условное, повелительное наклонения глагола.

2) научить различать наклонения глагола.

3) отработка умения находить глаголы изъявительного наклонения.

Задачи:

Образовательные: дать понятие о наклонениях глагола; отработка умения находить глаголы в изъявительном наклонении.

Воспитательные: продолжить прививать любовь к русскому языку, чувство патриотизма, воспитывать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля.

Развивающие: развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык и научную терминологию, умения выделять главное, обобщать.

Ход урока

1. Учитель:

12 апреля 1961 года произошло грандиозное событие. В этот день наша страна успешно осуществила полёт человека в космос. Это был Юрий Алексеевич Гагарин – наш соотечественник. О полёте Юрия Гагарина мы сегодня и поговорим на уроке. Запишите в тетрадях число, классная работа. Начнём работу со словаря. Запишите: словарная работа.

2. Словарная работа.

Космос

Подберите синоним к слову космос? (вселенная) Вселенная

Космонавт-«специалист (человек), совершающий полёт в космическом пространстве».

Скафандр-«герметический костюм, обеспечивающий жизнедеятельность человека во время пребывания под водой, в космосе».

Назовите однокоренные слова. Подчеркните их

Объясните лексическое значение слов: космонавт, космодром, скафандр.

3. Подберите к этим словам глаголы и запишите получившиеся словосочетания.

(полететь в космос, облететь вселенную, слушать космонавта, надеть скафандр)

Отметьте в словосочетаниях главное слово. Какой частью речи оно является?

4. Что такое глагол?

5. Определите вид и переходность глаголов в словосочетаниях.

6. Работа с текстом (№1). (Текст на интерактивной доске и на партах у учащихся)

Прочитайте текст.

12 апреля 1961 года Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль – спутник с человеком на борту. Пилотом космического корабля являлся гражданин СССР лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

После полёта в своём первом интервью Юрий Гагарин сказал: «… я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, храните и приумножайте эту красоту, а не разрушайте её».

Знал бы Гагарин, как его полёт повлияет на развитие космоса!

7. Определите тему текста. (Полёт Юрия Гагарина в космос)

Определите основную мысль текста. (Первый человек в космосе – наш соотечественник)

Как можно озаглавить этот текст?

8. Объясните знаки препинания в предложении:

Люди, храните и приумножайте эту красоту, а не разрушайте её. (Первая запятая выделяет обращение Люди; вторая запятая стоит перед союзом а, который связывает однородные члены предложения.

Назовите однородные члены предложения, чем они выражены? (храните, приумножайте, не разрушайте – это однородные сказуемые, выражены глаголом.

9. Отступите одну строчку и запишите эти глаголы в первый столбик.

Найдите глагол с частицей бы. Запишите его во второй столбик.

Какие ещё глаголы вам встретились в этом предложении? Запишите их в третий столбик.

храните знал бы вывел

приумножайте являлся

не разрушайте сказал

увидел

повлияет

Сколько групп глаголов у вас получилось?

Запишите тему урока. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Объясните правописание разделительного мягкого знака в слове изъявительное?

(можно подобрать однокоренные слова и разобрать их по составу: изъявительное, изъявить, явный, явь)

10.- Чтение параграфа 83 (первый абзац)

11. Работа со схемой

Наклонения глагола

Глаголы какого наклонения выражают побуждение к действию? (повелительное наклонение)

В каком столбике у нас записаны глаголы повелительного наклонения? Прочитайте их. Подпишите этот столбик.

Глаголы, в каком наклонении указывают на действие, которое может совершаться при каком-то условии? (в условном наклонении)

В каком столбике записаны глаголы условного наклонения? Подпишите этот столбик.

Глаголы, в каком наклонении рассказывают о действии, которое происходило, происходит или произойдёт? (в изъявительное наклонении)

В каком столбике записаны глаголы изъявительного наклонения?

12. Чтение параграфа 83, правило

13. Определите время глаголов 3 столбика.

14. Работа с учебником.

Упражнение №…

Прочитайте стихотворение Агнии Барто.

Назовите глаголы, обозначающие Танюшины дела. (помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, не могу, помогу)

Выпишите два первых глагола, определите их вид и время.

Помогала – несов., прош. вр., помогает, будет помогать

Ела – несов., прош вр., ест, будет есть

Запишите эти глаголы в форме других времён.

В каком наклонении употреблены эти глаголы? (в изъвительном)

15. Работа с текстом (№2). (Текст на интерактивной доске и на партах у учащихся)

Задание: списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Сказал «п..ехали» Гагарин,

Ракета в космос пон..слась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась….

… Вот буд..т жизнь! Но всё же вспомн..м,

Что кто(то) первым пол..тел…

Открыть эпоху он сумел.

Объясните правописание вставленных букв.

Проверка при помощи интерактивной доски.

Сказал «поехали» Гагарин,

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась….

… Вот будет жизнь! Но всё же вспомним,

Что кто-то первым полетел…

Майор Гагарин, парень скромный,

Открыть эпоху он сумел.

Найдите и подчеркните глаголы.

Глаголы какого наклонения употреблены в стихотворении?

Укажите время этих глаголов.

16. Тест (на интерактивной доске).

1. К какому наклонению относятся глаголы, которые изменяются во временам?

а) к изъявительному б) к условному в) к повелительному

2. Глагол, обозначающий действие, которое просят или приказывают выполнить

а) условного наклонения

б) изъявительного наклонения

в) повелительного наклонения

3. Укажите наклонение глагола, который обозначает действие возможное при каком- либо условии.

а) условное б) повелительное в)изъявительное

4. Укажите глагол повелительного наклонения.

а) беги

б) напишу

в) прочитал бы

5. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения.

А) сходили бы

б) спешишь

в) не уходи

Подсчитайте количество баллов. И поставьте себе за урок оценку.

Если у вас 5 правильных ответов – 5 баллов – оценка 5

4 балла – оценка 4

3 балла – оценка 3

17.Итог урока

С какими наклонениями глагола вы познакомились сегодня на уроке?

Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

18. Домашнее задание:

Скачать презентацию к уроку русского языка в 6 классе

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ.

Учитель русского языка и литературы: Гайфулина Розалия Русламовна

Тема урока : Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.

Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в изъявительном наклонении.

Задачи урока:

Образовательные:

    дать понятие о наклонениях глагола;

    проконтролировать степень усвоения следующих основных понятий: значение, образование и изменение глаголов в изъявительном наклонении;

    учить различать наклонения глагола;

    развивать умение употреблять глаголы в речи.

Воспитательные:

    воспитывать культуру речи;

    поддерживать интерес к урокам русского языка;

    воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности;

Развивающие:

    продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;

    формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;

    развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;

    обогащать словарный запас школьников.

Используемые технологии:

    технологии развития критического мышления;

    игровые технологии;

    здоровьесберегающие технологии;

    ИКТ.

Формы организации класса: фронтальная и групповая работа.

Оборудование:

    учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская и др. - 29-е изд. - М.: Просвещение, 2002);

    раздаточный материал (текст для анализа; предложения для проверочной работы);

    контрольные листы.

Ход урока :
1.Этап целеполагания.
2.Этап актуализации знаний.

Прием "Мэнэдж мэт" (Ученики сидят за столами в группе по 4 человека). На экран проецируется вопрос, ученики делятся мнениями со своими партнерами.)

Задание: Вспомнить морфологические признаки глагола.

Вопросы и предполагаемые ответы

1. Какая часть речи называется глаголом? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)

2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)

3. Сколько существует глагольных времён? (три)

4. Какие это времена? (Настоящее, прошедшее, будущее)

5. Что такое спряжение глагола? Каким оно бывает? (Изменение глаголов по лицам и числам; 1и2 спр.)

6. Какие глаголы называются переходными? (которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога)

Прием "Модель Фрейер" . Техника объясняется учителем. В центре понятие - ГЛАГОЛ. Команда фиксирует определение, характеристики, примеры и противоположные примеры. Один ученик представляет выполненную командой работу.

3.Этап проблематизации

Ученики получают карточки с текстом (пословицы). Задание: выписать глаголы и распределить на группы.

Кто много знает, с того много и спрашивается.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Кто нужды не видал, и счастья не знает.

Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.

Не спеши языком, спеши делом.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Эвристическая беседа.

По какому признаку вы распределили глаголы? (глаголы 1 группы обозначают приказ, совет, просьбу, 2 группы - возможность действия, 3 группы - глаголы, которые могут изменяться по временам).

Помимо тех признаков, которые вы перечислили в начале урока, у глаголов есть еще признак НАКЛОНЕНИЕ.

Существует 3 наклонения глагола.

(Проецируется схема с наклонениями глаголов, термины)

Давайте прочитаем правило, что обозначают глаголы условного наклонения? Что обозначают глаголы повелительного наклонения?

А сегодня мы с вами подробнее изучим изъявительное наклонение. Как вы поняли, что обозначают эти глаголы? (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить)

4. Организационно-деятельностный блок

Выполнение упр. 538. Выписать глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определить вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение. (помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, помогу)

Дополнительное задание . Смешанные написания. Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения "Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла".

поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

-СИД- или -СЕД-?

Хорошо с чашечкой чая Увидев эту трапезу, можно

по С...Д еть у телевизора! по С...Д еть.

На экран проецируются следующие предложения, ученики их выписывают, вставляя буквы и выделяя орфограммы.

1.Как-то в лесу мы ночку по С...Д ели

и от страха чуть не по С...Д ели.

2. Под обстрелом по С...Д ели.

Было страшно – по С...Д ели.

3. Мы на грядках по С...Д ели –

родители увидели, чуть не по С...Д ели.

4. Бабушка немножко с внуком по С...Д ела,

но за это время чуть не по С...Д ела.

5. На фильме ужасов по С...Д ел.

За полтора часа я чуть не по С...Д ел.

Ученики по плечу называют друг другу ответы. Далее учитель одного ученика из каждой команды просит назвать ответ.


6. Рефлексивно-оценочный блок

Работа в группах. 1 группа составляет текст из 5-7 предложений на тему "Какие книги вы прочитали?" (использование в тексте глаголов прошедшего времени), 2 группа - "Как проходит мой выходной?" (использование в тексте глаголов настоящего времени), 3 группа - "Как я буду проводить это лето?" (использование в тексте глаголов будущего времени). На экране проецируются таблицы "Глагол", "Личные окончания глаголов".

Дополнительные задания. Опрос.

Что нового узнали о глаголе?

Что такое наклонение?

Какие наклонения есть у глагола?

Какое действие обозначает глагол в каждом наклонении?

Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

7. Домашнее задание.

Упр.539.