Тема урока: Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

Цели урока:

Познакомить учащихся с правилом правописания гласных в суффиксах –ова-, (-ева-), -ыва- (-ива-);

Развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание;

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельное мышление.

Оборудование: компьютер, алгоритм, карточки для домашнего задания, учебник.

Х о ду р о к а.

1. Организационный момент.

2. Повторение с использованием слайда «Уважаемое Словообразование»

Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?

Осенний ---осеньвидел ---- видеть

Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?

умываетСЯ, расчёсываетСЯ, одеваетСЯ, собираетСЯ.

Какая приставка поможет ученику завершить действие?

Учил -----выучил

3. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы. Слайд «Загадки Словообразования»

Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

Докладо ,ы вать, командо , ы вать, горе, и вать, настае , и вать

Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»

Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбирать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока – познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.

Знакомство с теоретическим материаломпо учебнику под редакцией Ладыженской.

Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию по применению правила.

Слайд «Алгоритм правописания суффиксов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»

Применение алгоритма. Объяснение орфограммы.

«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:

докладЫВАЮ – докладЫВАть

горЮЮ – горЕВАть

командУЮ – командОВАть

настаИВАЮ – настаИВАть

Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах –ова-, -ыва- показывают твёрдость предшествующей согласного, а гласные е, и в суффиксах –ева-, -ива- покахзывают мягкость предшествующего гласного.)

Грамматическая сказка, позволяющая представить правило и лучше его запомнить.

Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы –ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли своё место другим суффиксам:

рассказЫВАю

рассказЫВАешь

рассказЫВАет

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы –ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы –ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали своё место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:

командОВАть

командУю

командУешь

командУет

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё место, это –ыва-, -ива-., а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами -о, е.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Какой урок даёт нам эта сказка? Сформулируйте правило ещё раз.

4. Закрепление нового материала.

Работа по алгоритму.

1.Слай с заданием: замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами.

(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе.)

Его усиленно угощали (потчевали – потчую )

Кучер подгонял лошадей (подстёгивал – подстёгиваю )

Улицу покрыли асфальтом (заасфальтировали – заасфальтирую )

На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать – опаздываю )

Слова для справок: п..дстёгивал, з..асфальтировали, потчевали, опаздывать

2.Слайд « Фразеологическая пауза».

Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы:

Подливать масла в огоньусердствовать

Набрать в рот водыподзадоривать

Из кожи вон лезтьбезмолвствовать

5. Промежуточный контроль

Слайд «Самостоятельная работа»

Из каждой пары глаголов выберите слово с требуемым суффиксом и запишите его в таблицу, выделяя суффиксы.

1. –ыва-оправд..вать – атак..вать

2. –ова-воспит..вать – торжеств..вать

3. –ова-лакир..вать – испыт..вать

4. –ова-доклад..вать – исслед..вать

5. –ова-запис..вать – чувств..вать

6. –ова-негод..вать – откус..вать

7. –ыва-действ..вать – образов..вать

Обведите столбик, состоящиц из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку

Слад «Проверь себя» (самопроверка)

о правдывать

т оржествовать

л акировать

и сследовать

ч увствовать

н егодовать

о бразовывать

Разбираем допущенные ошибки.

6. Слайд «Самостоятельная работа»

Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы

Использ..вать, жал..ваться, танц..вать,

расспрш..вать, отпляс..вать, откап..вать,

высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать,

склад..вать, попроб..вать, затраг..вать,

проветр..вать, дн..вать и ноч..вать.

Самопроверка по слайду:

ООЕ

ИЫЫ

ЫИЫ

ЫОИ

ИЕЕ

7. Подведение итога урока.

Используя данные на слайде слова, составьте предложение, соответствующее схеме:

[ =,=,=,= и=]. В своём предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.

Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.

(Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной ипробовали силы в самостоятельной работе.)

8. Домашнее задание (на карточках)

1) От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

Команда -_______________________

расход - ________________________

Зависть - _______________________

участие - _______________________

Горе - __________________________

сочу..ствие - ____________________

2) К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.

обвинять- __________________________

копить - _____________________________

печалиться - _________________________

молчать - ____________________________

3) Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.

торжественно идти - __________________________

покрывать лаком - ____________________________

быть шефом - _______________________________

принимать участие - _________________________

ездить по новым местам - __________________________

проводить расследование - _________________________

посылать телеграмму -____________________________

дать совет -___________________________

Суффиксы ива ева в глаголах – одна из самых сложных для понимания грамматических тем в русском языке, в частности, из-за значительного объема материала. Разбирать и запоминать эти темы учащимся лучше по отдельности, чтобы потом составить цельную картину. О правиле ива ева суффиксах глаголов говорим в этой статье.

Правило суффиксов -ива-, -ева-

Эти два суффикса имеют парные им словообразовательные единицы – -ыва- и -ова- соответственно, которые пишутся по тем же правилам, что и рассматриваемые глагольные суффиксы. Что это за правила? Их несколько, ученикам необходимо запомнить всю нижеследующую информацию.

Итак, суффикс -ева- пишется в глаголах, когда вторая гласная в суффиксе, то есть буква а, стоит в ударной позиции.

Например , одолевА ть, а не одолИ вать.

Также он используется в том случае, когда в настоящем времени первом лице глагол заканчивается на -ую, -юю: воюю – воевать.

Нужно отличать слова с суффиксом -ева- от слов с суффиксом -ва- и корневой гласной е, для чего достаточно подобрать к глаголу несколько однокоренных слов, которые помогут правильно определить корень. Если гласная е в корне сохраняется во всех словах, то для образования глагола использован суффикс -ва-. К тому же с помощью одного родственных слов можно будет проверить, какая гласная пишется в корне: запевать – корень пе – проверочное слово “петь”

Суффикс -ива- используется как в неопределенной форме глагола, так и в его прошедшем времени в том случае, когда в форме первого лица единственного числа настоящего (или же будущего) времени глагол заканчивается на -иваю, то есть можно говорить о сохранении суффикса: осматриваю – осматривать .

Есть ряд глаголов, правописание которых следует просто запомнить. Это такие слова, как застревать (но застрять), затмевать(затмить), продлевать (продлить), растлевать (растлить) — ударный суффикс -ева-. А также намереваться и увещевать.

Суффиксы -ива- и -ева- играют очень важную роль в образовании глаголов. Чтобы понимать, как в итоге пишутся слова, нужно знать, от чего и как они образованы, а также правила правописания глагольных суффиксов.

Что мы узнали?

Правописание глагольных суффиксов -ева- и -ива-, которые используются в неопределенной форме глагола и в форме прошедшего времени, подчиняется строгим правилам русского языка. Одну или другую словообразовательную единицу выбирают в зависимости от того, каково окончание глагола в форме настоящего времени и первого лица: -ую и -юю для суффикса -ева- и иваю – для суффикса -ива-. В некоторых случаях этот выбор зависит от ударности или безударности его позиции. Также есть перечень глаголов, правописание которых просто нужно запомнить. Важно также отличать эти суффикс от суффикса -ва- с предыдущим гласным корня. Правильное определение корня также помогает подобрать проверочное слово и понять, какую гласную в нем следует писать.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правописание суффиксов - ева - (- ова -), -ива- (- ыва -) в глаголах Урок в 6 классе

Какую гласную надо писать перед - ва? п одсматр.. вать о перир.. вать з агад.. вать к оманд... вать н оч.. вать

Перепишите данные глаголы в два столбика: в один – с суффиксами - ова -, - ева - , в другой – с суффиксами -ива-, - ыва - . Участвовать, обманывать, выздоравливать, любопытствовать, горевать, завидовать, рассказывать, советовать, обдумывать, воевать.

Поставьте каждый из этих глаголов в форму 1-го лица ед. числа настоящего времени Разгадывать – разгадываю б еседовать – беседую.

Сравните глаголы. Чем они отличаются? в ыздоравл ива ть – выздоравл ива ю о бдум ыва ть - обдум ыва ю з авид ова ть – завид ую с овет ова ть - совет ую -ива-, - ыва - - ова -, - ева -

Ответ-правило: Если в глаголах настоящего или будущего времени нет суффикса (суффикс выпадает), то пишется - ова -, - ева - , а если суффикс сохраняется, пишется -ива-, - ыва - .

Ставлю глагол в форму 1-го лица ед. числа настоящего (будущего) времени и смотрю, на что оканчивается: н а - ываю (- иваю) Вывод: п ишу - ыва -, -ива- . на - ую (- юю) Вывод: п ишу - ова -, - ева - .

Замените словосочетания глаголами с суффиксами -ива- , - ыва - или - ова -, - ева - Вести беседу, проводить исследование, испытывать зависть, проводить демонстрацию (опыта), вести расследование, проявлять настойчивость, отдавать приказ, давать совет, принимать участие, выражать сочувствие, делать ремонт, хранить безмолвие, осуществлять контроль.

От данных существительных образуйте глаголы прошедшего времени с помощью суффиксов - ива-, - ыва - или - ова -, - ева - Интерес Аплодисменты Редакция Расход Упаковка Зарисовка Загадка Остановка Доклад Интерес ова лся Аплодир ова л Редактир ова л Расход ова л Упаков ыва л Зарисов ыва л Загад ыва л Останавл ива л Доклад ыва л

Вставьте по смыслу пропущенные слова. Дениска любил играть в шахматы, но очень огорчался, если … Как все …, когда в дверях появился Дед Мороз! Шерлок Холмс умел … самые загадочные преступления. Скоро сказка …, да не скоро дело делается. Дельфины высоко … из воды и … рыбу из рук человека. При неудачах не стоит …, надо всегда надеяться на лучшее.

Проверьте: Дениска любил играть в шахматы, но очень огорчался, если проигр ыва л. Как все обрад ова лись, когда в дверях появился Дед Мороз! Шерлок Холмс умел расслед ова ть самые загадочные преступления. Скоро сказка сказ ыва ется, да не скоро дело делается. Дельфины высоко выпрыг ива ют из воды и выхват ыва ют рыбу из рук человека. При неудачах не стоит отча ива ться, надо всегда надеяться на лучшее.

Что необходимо запомнить?


Здесь можно ошибиться!

1. Причастия завешенный, обвешенный, навешенный, развешенный и др., согласно приведенному правилу, образуются от глаголов на -ИТЬ : завесить, навесить, развесить, обвесить : завешенное шторой окно (его завесили), навешенная дверь, развешенный по пакетам сахар, обвешенный покупатель (его обвесили) . Формы на -АТЬ имеют значение «повесить на всем пространстве, со всех сторон, всюду» или «повесить во множестве» : стены завешаны пучками трав; корабли, обвешанные разноцветными флажками, ёлка, увешанная игрушками. В причастиях с другими корнями важно лишь правильно определить форму инфинитива: замешенное тесто - то, которое замесили, замешанный в неприятную историю - замешаться; пристрелянное ружье - пристрелять («настроить прицельно»), пристреленный хищник - пристрелить и проч.

2. Формы повелительного наклонения образуются с помощью окончания -И(ТЕ)-: умолкни(те), вытри(те), подмети(те ). Эти формы легко опознаются: если отбросить -ТЕ , смысл сохраняется, только вежливая просьба превращается в требование. Иногда эти формы путают с формами изъявительного наклонения в предложениях типа Когда вытрете руки, повесьте полотенце в шкаф , где вытрете - форма будущего времени от инфинитива вытереть (сов. вид), I спряжения (поэтому вытрете). Но: Вытрите руки! (вытри).

3. Основные суффиксы глагола: -ВА - (ударный), -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-) . Перед -ВА пишется та же гласная, что была в инфинитиве перед -ТЬ : преодолевать - преодолеть . (Исключения: застревать, затмевать, продлевать, растлевать ). -ЫВА-(-ИВА-) пишется в том случае, если этот же суффикс присутствует в форме 1 лица ед.ч.: настаивать , потому что (я) настаиваю , запрятывать - запрятываю . Обратите внимание: глаголы на -ЫВА-/-ИВА- - несовершенного вида. Суффикс -ОВА-(-ЕВА-) в форме 1 лица настоящего времени чередуется с У(Ю) : советовать - советую, исповедовать - исповедую . При образовании инфинитива обратите внимание: все глаголы несовершенного вида.

4. Сравнительно небольшая группа глаголов с начальным ОБЕЗ- образует разные формы в зависимости от смысла: обезводеть (самому) - обезводить кого-то, обезлюдеть (самому) - обезлюдить кого-либо: деревня обезлюдела - фашисты обезлюдили деревню .

1. Образуйте от данных инфинитивов формы настоящего времени глагола и причастия (если это возможно) и прошедшего времени (глагол и причастие). Укажите спряжение там, где необходимо

Образец . Видеть - видел, видимый. II спр. - видишь, видят, видящий; виденный.

Ненавидеть, сеять, чуять, строить, лелеять, обидеть, обижать, веять, зависеть, душить, мучить, полоть, лаять, таять, стоить, выбрать, вспомнить.



2. Вставьте пропущенные буквы и распределите данные глаголы по группам:

а) глаголы с суффиксами -ова- (-ева-);

б) глаголы с суффиксами -ива- (-ыва-),

в) глаголы с суффиксом -ва-.

Врач...вать, пересе...вать, св...вать, развед…вать, исповед...вать, выгляд...вать, облиц...вать, навед…ваться, завед…вать, размаз…вать, гор...вать, обнадеж...вать, распроб...вать, танц...вать, раскид...вать, забол...вать, осозн...вать, отвед...вать, вывед...вать, преодол...вать.

3. Вставьте пропущенные буквы.

Тяжело дыш…щий человек, мел...щий муку работник, пил...щие дерево лесорубы, плещ...щиеся в воде ребятишки, кле...щий коробочку мальчик, кол...щий дрова хозяин, бор...щиеся с бурей матросы, ре...щие на ветру знамена, леле...мый матерью ребенок, алч...щий бурь и тревог человек, реж...щий ухо голос, ненавид…мый всеми, пыш...щее здоровьем лицо, невид...мые миру слезы, дремл...щий ребенок, стел...щийся туман.

4. Вставьте пропущенные буквы.

Где стр...ш…, там и ро...ш.... Эконом...те время - не трат...те его попусту. Стел...щийся туман спускался в долину. Вы пиш...те с ошибками, пиш...те правильно. Больному немож...т...ся. Подстрел…нная собака громко ла...ла. Землетрясение в Турции обескров...ло многих. Необходимо постоянно развед...вать обстановку и доклад...вать командующему. Независ…мое государство. Трава посе...на. Успоко...вшееся море. Обид...вшийся ребенок. Больной вороч...лся в постели. Трава не колыш...тся. Зерно смел...т - хлеб испекут. Едва вид…мый самолет. Ты меня на рассвете разбуд...ш..., проводить необутая выйд...ш..., ты меня никогда не забуд...ш..., ты меня никогда не увид...ш.... Как постел...тся, так и высп...тся. Прыгн...те на лыжах с этого трамплина! Вы почувству...те большое удовлетворение, когда прыгн...те. Чуть шелестят листья берез, едва колебл...мые ветром. На мысли, дыш...щие силой, как жемчуг, ниж…тся слова. Выполн...те три непременных условия, а когда выполн...те все три, возвращайтесь.

5. Вставьте пропущенные буквы.

Вкач...нный на гору камень - выкач...нный из сосуда воздух

Замеш…нное тесто - замеш...нный в преступлении человек

Вывал…нный в грязи - вывал...нный в грязь

Обвал…нная в сухарях котлета - навал...нный мусор

Отстрел...нный пулей сучок – отстрел…нный волк

Смеш…нный лес - замеш...нный раствор

Завеш...нные картинами стены - завеш...нное шторой окно

Увеш...нная орденами грудь - взвеш...нный товар

Уравновеш...нный человек - навеш...нные повсюду пучки трав

Вал...ная обувь - свал...нные дрова

Насто…нный на травах чай – пристро…нный флигель

Пристрел...нное ружье - пристрел...нный хищник

УРОК НА ТЕМУ

«ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)»

Урок по данной теме проходил с использованием карточек с печатной основой. Такую карточку получает на уроке каждый ученик.

Карточки используются при объяснении нового материала и для последующей отработки орфографических навыков. Использование подобных карточек дает возможность быстро и четко провести повторение и подготовительную работу, сэкономить время, увеличить количество упражнений для закрепления изученного.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Повторение с использованием карточки «Уважаемое Словообразование». Отвечая на поставленный вопрос, ученики заполняют карточку (все вписанное учениками выделено курсивом):

Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?

осен н ий ← осень вид е л ← видеть

(На доске картинка с изображением очень неряшливой девочки.)

Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?

умыва е тСЯ, расчесыва е тСЯ, одева е тСЯ, соб и ра е тСЯ

(Учитель переворачивает картинку. На обратной стороне - изображение аккуратной девочки.)

Какая приставка поможет ученику завершить действие?

Учил → выучил

3. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы. Карточка «Загадки Словообразования»:

Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

доклад о ы вать, команд о ы вать,

Гор е и вать, наста е и вать.

Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах ова- (-ева-), -ыва (-ива-)».

- Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока - познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.

Знакомство с теоретическим материалом.

Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию для применения правила:

Алгоритм правописания суффиксов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

гор и е ватъ, доклад о ы вать

1. Ставлю глагол в форму наст. или буд. вр. 1-го лица ед. ч.

Я что делаю? что сделаю?

2. Смотрю, на что оканчивается глагол

↓ ↓

Ую, -юю -ываю, -иваю

↓ ↓

Ова, -ева- -ыва-, -ива-

Применение алгоритма. Обозначение орфограммы.

«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:

докладЫВАЮ – докладЫВАть

горЮЮ - горЕВАть.

командУЮ - командОВАть.

настаИВАЮ - настаИВАть.

Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах -ова-, ыва- показывают твердость предшествующей согласной, а гласные е, и в суффиксах -ева-, -ива- показывают мягкость предшествующей согласной.)

Всегда, когда есть такая возможность, стараюсь использовать разные способы объяснения нового материала. После логического, научного объяснения можно рассказать грамматическую сказку. Такой ассоциативно-образный подход позволит представить правило и лучше его запомнить.

Жили-были в русской грамматике суффиксы -ова-, -ева- и -ыва-, -ива-. Честно трудились: образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы -ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам:

рассказЫВАю

рассказЫВАешь

рассказЫВАет

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности - просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы -ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы -ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:

командОВАтъ

командУю

командУЕешь

командУет

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это -ыва-, -ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами - о, е.

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок дает нам эта сказка? Сформулируем правило еще раз.

4. Закрепление нового материала. Работа по алгоритму.

Учащиеся получают карточки с пропусками слов и букв (то, что они должны вписать, дано курсивом).

1. Замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами. Выполните орфографический разбор.

(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная в суффиксе уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе. Далее задания будут постепенно усложняться.)

Его усиленно угощали, (потчевали - потчУЮ)

Кучер подгонял лошадей, (подстёгивал - подстёгИВАЮ)

На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать - опаздЫВАЮ)

Раненому сделали операцию, (прооперировали - прооперирУЮ)

Улицу покрыли асфальтом, (заасфальтировали - заасфальтирУЮ)

Два часа я гулял по улице, (прогуливался - прогулМВАЮсь)

Слова для справок: п..дстёги вал, з..асфальтировали, пр..оперировали, потчевали, опаздывать, пр.. гуливался.

2. Объясните смысл пословиц. Произведя по алгоритму необходимые действия, определите суффикс глагола. Обозначьте орфограмму.

Не та хозяйка, которая (разговарИВАЮ) разговаривает, а та, которая щи (наварИВАЮ) наваривает. Враг хотел (пирУЮ) пировать, а пришлось (горЮЮ) горевать.

Кто не умеет выполнять, не должен (приказЫВАЮ) приказывать. Всякий трус любит о храбрости (бесе-дУЮ) беседовать.

Новых друзей (жИть) наживай, а старых не теряй.

Последний глагол является «провокационным», так как орфограмма в нем не в суффиксе, а в корне. Подобные «ловушки» позволяют удерживать внимание учащихся и подчеркивают необходимость перед применением правила проверить, в какой морфеме орфограмма. Наше правило применимо лишь тогда, когда выбираем гласную в суффиксе глагола.

3. Фразеологическая пауза. Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы.

подливать масла в огонь усердствовать

набрать в рот воды подзадоривать

из кожи вон лезть безмолвствовать

5. Промежуточный контроль,

Самостоятельная работа.

Глаголы написаны на доске парами. Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его в таблицу, выделяем суффикс.

1. -ыва- Оправдывать - атаковать.

2. -ова Воспит..вать - торжеств..вать.

3. -ова- Лакир..вать - испыт..вать.

4. ова Доклад..вать - исслед..вать.

5. -ова- Записывать - чувств..вать.

6. -ова- Негод..вать - откус..вать.

7. -ыва- Действ..вать - образов..вать.

оправдывать

торжествовать

лакировать

исследовать

чувствовать

негодовать

образовывать

Проверка:

Обведите столбик, состоящий из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку. Разбираем допущенные ошибки.

6. Самостоятельная работа.

Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы.

Использ о вать, жал о ваться, танц е вать,

расспраш и вать, отпляс ы вать, откап ы вать,

высчит ы вать, вспах и вать, пропал ы вать,

склад ы вать, попроб о вать, затраг и вать,

проветр и вать, дн е вать и ноч е вать.

Самопроверка по записи на доске:

О О Е И

Ы Ы Ы И

Ы Ы О И

И Е Е

Выставление отметок, разбор допущенных ошибок.

7. Подведение итога урока

Используя записанные на доске слова, составьте предложение, соответствующее схеме:[=, =, =, = и =]. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.

Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.

Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной в суффиксе и пробовали свои силы в самостоятельной работе.

8. Дополнительный материал .

Коварные суффиксы.

смотреть - рассмАтривать - (смОтр)

прополоть - пропАлывать - (пОлет)

умолчать - умАлчивать - (мОлча)

Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами ыва-, ива. Подберите проверочные слова, определите гласную в корне.

Вечер встречи видовых пар.

Ослабеваю - ослабеть. Повелеваю - повелеть.

В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Глаголы несовершенного вида образованы с помощью суффикса -ва-, а стоящий перед ним суффикс проверяется с помощью глаголов совершенного вида.

Домашнее задание: придумайте и нарисуйте знак, запрещающий использовать данные суффиксы для проверки безударной гласной в корне слова; доделайте задания на карточке.

9. Домашнее задание (на карточке):

1. От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

команда - _____ расход - _____

зависть - _____ участие - ________

горе - _______ сочувствие -_______

2. К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.

обвинять - _________ копить - __________

печалиться - молчать -

3. Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.

Торжественно идти - ___

покрывать лаком - _____________________________________________,

быть шефом - __________________________________________________,

принимать участие - ____________________________________________,

ездить по новым местам - _______________________________________,

проводить расследование - _______________________________________,

посылать телеграмму - _________________________________________,

дать совет -__________________________________________________ .