Если по вашему участку, на котором посажен сад или стоит пасека, должна пройти федеральная трасса или газопровод, то при его изъятии можно будет получить компенсацию не только за землю и строения.

Она положена и за упущенную выгоду, которую вы могли бы получить за проданные яблоки или мед. Однако торговаться придется быстро.

Главное новшество: сокращены сроки, в течение которых власти должны договориться с собственником об условиях изъятия принадлежащего ему земельного участка для госнужд - с 1 года до 3 месяцев. По истечении этого времени чиновники смогут обратиться за отчуждением земли в суд.

Еще одна новация: поправки разрешают чиновникам изымать земельные участки по инициативе организаций, полный список которых должно утвердить Правительство. Чтобы изъять землю, компания должна подать соответствующее ходатайство в органы власти.

Кроме того, документ разрешает изымать землю у собственников и в других случаях. Например, если на участке находится многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащий сносу. Землю могут изъять для разработки месторождений полезных ископаемых или для увеличения площади природного заповедника.

Кроме того, поправки уточняют порядок расчета денежного возмещения, которое власти должны выплатить собственнику отчуждаемого земельного участка. Так, в него входит рыночная стоимость земли и построек на ней, убытки, причиненные гражданину в результате изъятия земельного надела, а также упущенная выгода.

Как и ранее, вместо денег собственник может выбрать равноценный земельный участок или квартиру. Если стоимость нового объекта недвижимости будет превышать размер денежного возмещения, гражданину предложат доплатить.

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (). При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду.

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (). Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу ().

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель. Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте , затем на панели инструментов выберите "Изменения в документе", а в нем – "Обзор изменений".

Как и до поправок, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления (). Но с 1 апреля в Земельном кодексе РФ появилась новелла – теперь данные органы могут принять решение об изъятии не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (). Перечень таких организаций впоследствии будет определен Правительством РФ. При этом ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (). Эта поправка вызывает у экспертов опасения. Так, специалист по недвижимости и земельным отношениям юридической фирмы "Тимофеев/Черепнов/Калашников" Мария Горина опасается, что нововведение может привести к смещению баланса интересов с граждан в сторону крупных компаний, в собственность которых перейдет земельный участок, и ущемить интересы правообладателей. Это действительно может произойти, поскольку перечень оснований для отказа в удовлетворении ходатайства носит формальный характер (отсутствие схемы расположения участка, обращение к органу, который не уполномочен решать этот вопрос и т. п.) и при этом является закрытым ().

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (). Партнер юридической фирмы "АВЕЛАН" Сергей Казинец замечает, что законом не определены последствия игнорирования госорганом своей обязанности сделать запросы о розыске собственников изымаемого участка. "Есть вероятность, что подобные нарушения не будут рассматриваться как безусловное основание для признания недействительным решения об изъятии", – предполагает Сергей Казинец. Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: владельцы земли, которые не были выявлены до ее изъятия, смогут потребовать только компенсации за участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, которой он был передан. Возможность возврата земли при этом исключена ().

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках ().

Юрист девелоперской компании "Сити-XXI век" Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года [года вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ " ". – Ред. ], могут возникнуть проблемы. "Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации). В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке. После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника", – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости. Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб., во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) ( , ). Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе ( , Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона. При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе "электронки" – то со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд ().

Цена изъятого земельного участка

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения ().

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ " "). При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества ().

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости ().

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (). Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Like Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты. Партнер компании "Найдем Адвоката" Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет. Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней ().

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (). Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует. Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства. "Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать. С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже", – предостерегает Сергей Казинец.

***

В настоящее время практика изъятия земель по новым правилам еще не сложилась, однако редакция портала ГАРАНТ.РУ будет следить за ее развитием.

С 1.04.2015 г. были введены в действие законодательные изменения, которые коснулись осуществления права собственности на земельные участки. Некоторые этапы по отчуждению землевладения в пользу государства или муниципалитета были существенно упрощены.

Общие сведения

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Отсутствие сведений о собственнике или владельца земли в ЕГРН не является препятствием для изъятия объекта недвижимости. Сумма выкупа не может быть увеличена за счет стоимости выполненных неотделимых улучшений, если они существенно не повлияли на качество земли и были проведены незаконным способом.

Сокращен срок подписания соглашения о выкупе земли. Если оно не будет достигнуто, то уполномоченный орган вправе обратиться в суд и приобрести права собственности на земельный участок в принудительном порядке.

Введение изменений было обусловлено отсутствием учета в Росреестре более половины участков, находящихся у частных собственников — коммерческих организаций и представляющих интерес для государства и муниципальных образований.

Участок можно изъять только на основании акта органов государственных власти или судебного решения. Гражданину или юридическому лицу (собственнику земли) присылается уведомление с текстом – проектом соглашения о выкупе.

В соглашении обозначена () стоимость земли, условия и сроки выкупа, а также последствия для собственника, в случае, если он откажется от предложенных условий передачи права собственности на землю государству.

Основания

Основания изъятия земли для государственных и муниципальных потребностей обозначены в . Это необходимо для того, чтобы Россия выполнила свои обязательства в рамках международных договоров.

Изъять участок могут также, если на нем необходимо построить стратегические и жизнеобеспечивающие объекты.

Здания и сооружения государственного, регионального и местного уровня размещаются на изъятых земельных участках, если нет возможности построить их в другом месте, либо когда выбор альтернативных вариантов нецелесообразен.

В перечень таких объектов входит:

  • объекты энергосистемы федерального, регионального и местного уровней;
  • объекты атомной энергетики;
  • линейные, коммуникационные, инженерно-технические и другие объекты, которые нужны для охраны Госграницы РФ, поддержании ее обороноспособности;
  • объекты транспортной инфраструктуры всех уровней;
  • объекты газо-, водо-, энергоснабжения всех уровней;
  • космические объекты.

Земля может быть изъята с целью проведения работ по пользованию недрами. Тогда изъятию подлежит даже лесной участок.

Перечень оснований считается открытым. Участок может быть изъят, если он потребуется для мелиоративных работ, рекультивации, ликвидации последствий чрезвычайных ситуациях.

Закон

Законодательная база следующая:

  • Порядок изъятия земельного участка регулируется гл. 7. ЗК РФ – ст. 56.1 – 56.12.
  • Принудительное возмездное прекращение права собственности на землю ввиду ее нерационального использования регулируется ГК РФ – ст.284-286., ЗК РФ – ст. 44-47.54., а также ст. 7 ФЗ № 101 от 24.07.2002, регулирующий порядок оборота сельскохозяйственных земель.
  • Порядок реквизиции земельных участков обозначен в ГК РФ – ст.242, ЗК РФ – ст.51.
  • Конфискация земель осуществляется согласно УК РФ – ст. 104.1-104.3. Дополнительно процедура регулируется нормами ст. 243 ГК РФ, ст.50 ЗК РФ.
  • Передача права собственности на землю осуществляется согласно ФЗ № 218 от 13.07.2015 г.

Изъятие земельного участка

Неправомерное лишение гражданина или организации права собственности на землю запрещено. При выкупе земли для государственных и муниципальных потребностей сделать это можно только предоставив собственникам земли соразмерную компенсацию.

Возмещению также подлежат убытки и упущенная выгода гражданина или компании, если они использовали участок для ведения ЛПХ или бизнеса.

При согласии собственника ему может быть предоставлен другой участок. Тогда заключению подлежит сделка мены.

Если стоимость предлагаемого участка выше цены на существующую изымаемую землю, то собственнику предлагается доплатить определенную сумму. Доплата также возможна собственнику, если ему предлагается участок меньший по размеру и хуже по качеству.

Для государственных нужд

Земля подлежит изъятию для государственных нужд только в крайних случаях, обозначенных в ЗК РФ – ст.49. Решение об этом уполномочен принимать федеральный орган исполнительной власти.

Взамен собственнику должен быть предоставлен участок по равнозначной цене или выплачено соответствующее денежное возмещение. Оно должно быть предварительным.

Если собственник возражает против совершения сделки выкупа, в том числе по причине низкой оценки земли, то уполномоченные должностные лица обращаются в арбитражный суд и получают возможность изъять участок в принудительном порядке.

Для муниципальных нужд

Изъятие земельного участка для муниципальных нужд возможно, если это нужно в целях развития территории – по градостроительному плану. Решение о комплексном развитии территории принимается на основании ее проекта межевания и застройки.

Изъятие предполагает обязательное соблюдение договорного порядка. При невозможности прийти к взаимному согласию выкуп проводится по судебному акту.

В суде будут определены условия изъятия и размер выкупной стоимости. Она перечисляется на действующий счет собственника (правообладателя) или остается на депозите у нотариуса до востребования.

Принудительное

У собственника земельного участка есть 90 дней с момента получения уведомления на то, чтобы подписать к уполномоченным государственным (муниципальным) органов власти соответствующее соглашение.

Если это не будет сделано, то подается исковое заявление в арбитражный суд с целью прекратить права собственности ответчика на участок на законных основаниях.

В суде также озвучивается суммы выкупа. Предлагаются условия, максимально приемлемые для собственника изымаемой земли. Он в свою очередь также вправе оспаривать оценку участка, проводить независимую землеустроительную экспертизу.

Спор может возникнуть из-за того, что, помимо самого участка, к государству (муниципалитету) отходит право собственности на располагающиеся на земле здания, сооружения. Их наличие существенно увеличивает сумму выкупа.

Если права на здания (сооружения) не были зарегистрированы надлежащим образом, то собственник участка может не получить за них ожидаемую компенсацию.

Ввиду ненадлежащего использования

В 2019 году по-прежнему существует возможность изъять участок из-за его или нерационального и ненадлежащего использования. Сделать это можно, если землей не пользовались в течение трех лет с момента перехода законных прав к собственнику.

В трехлетний срок не засчитывается время необходимое для подготовительных работ для освоения земли.

По поводу правонарушения возможно административное расследование. Местная администрация подает иск в суд, с целью изъять у ответчика землю и продать ее через публичные торги. Полученная сумма, за вычетом сумм, необходимых на судебные расходы и организацию торгов, передается бывшему собственнику.

Порядок действий

Он включает выработку решения об изъятии земли. Оно принимается в форме постановлении главы региона или муниципального образования. После принятия постановления собственник получает соответствующее уведомление, с проектом договора и сроками, необходимыми для оформления сделки.

Судебное разбирательство проводится при отказе собственника от предложенных государством (муниципалитетом) условий сделки.

Предметом спора может быть стоимость договора, сумма компенсации за убытки.

Разработка проекта договора, ведение переговоров обычно поручается Департаменту имущественных отношений регионов (муниципалитетов).

Постановление

Оно содержит дату, входные данные, а также сведения об авторе – обычно это глава исполнительной власти региона, руководитель муниципального образования. Далее указываются сведения об участке, цели его экспроприации, а также ссылка на гражданское и земельное законодательство.

Формулируется распоряжение изъять земельный участок с указанной площадью, с конкретным , расположенный по определенному адресу.

Обозначается информация о выявленном собственнике участка. Затем следует перечень поручений и полномочий Департамента имущественных отношений региона. Контроль за изъятием осуществляет глава региона (муниципалитета), а также руководитель ответственного органа.

Уведомление

Территория, являющаяся объектом личного землепользования, иногда подлежит отчуждению для федеральных или местных нужд . Это происходит через ряд комплексных мер по поиску нужной земли, ее оценке и уплате компенсации бывшему владельцу. Законные основания для этого определены в , и . На основании нормативов изъятие земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется при следующих обстоятельствах:

  • Строительство сооружений стратегического использования.
  • Постройка энерго- и коммуникационных узлов.
  • Конструирование объектов атомной промышленности.
  • Воздвижение инженерных сооружений и узлов связи.
  • Реконструкция военных объектов.
  • Строительство транспортных узлов. Например, железнодорожных вокзалов, станций и аэропортов.
  • Воздвижение космодромов.
  • Модернизация и оснащение линейных структур естественных монополий.
  • Строительство коммуникационных систем электро-, газо- и термоснабжения.
  • Прокладка автомагистралей для государственных нужд.

Существуют и другие основания для изъятия недвижимости. Они регламентированы отдельными нормативными актами и договорами между сторонами.

Изъятие земельных участков для государственных нужд происходит на компенсационной основе путем установки их выкупной стоимости, которая будет передана новым фактическим собственникам. Процедура отчуждения частных земель предусматривает обязательное уведомление собственников.

Законодательством также установлено понятие , как лишение преимущественного владения участком в пользу государства или общества, которое устанавливается на ограниченный период или на постоянной основе. Такое действие допускается при чрезвычайных и экстренных ситуациях, катастрофах и иных обстоятельствах, при которых территории требуется для исполнения срочных государственных задач.

Помимо государственных органов и их дочерних учреждений по субъектам Федерации, правом на обращение с ходатайствами об изъятии земель наделены и некоторые организации. Перечень таких организаций установлен

Постановление об изъятии земельного участка

Постановление об отчуждении земельного участка в пользу государства составляется после утверждения акта о выборе конкретной территории под необходимые нужды. В течение двух месяцев после принятия этого документа компетентная комиссия согласовывает и направляет постановление фактическому владельцу участка. В период 5 суток после утверждения решения, информация о смене собственника направляется в Росреестр по месту расположения рассматриваемого надела.

Постановление об изъятии земельного участка выглядит как официальное распоряжение, утвержденное печатью государственного органа и подписью его руководителя. Оно должно содержать следующую информацию:

  1. Данные о рассматриваемом объекте. Его месторасположение, размер и кадастровый номер.
  2. Основания для изъятия.
  3. Период, на который изымается участок. Изъятие также может производиться на постоянной основе.
  4. Информация о собственнике, у которого изымается недвижимость.
  5. Поручительские обязательства конкретного государственного органа о необходимости извещения собственника земли об ее отчуждении, а также об обязательной регистрации вещного права на имущество.
  6. Информация о компенсациях бывшему собственнику недвижимости.

Согласно гражданскому и земельному законодательству определено трехкратное информирование собственника недвижимости, подлежащей изъятию:

  • До согласования об изъятии. Возможно информирование через СМИ.
  • После принятия соответствующего решения. До последней редакции ЗК РФ срок оповещения собственника составлял не менее одного года до момента отчуждения. В настоящий момент это положение было отменено и точные сроки предварительного оповещения не установлены.
  • После государственной регистрации перехода вещного права на имущество.

На сегодняшний день трехкратное оповещение собственника земли носит необязательный характер .

Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд :

  1. Рассмотрение вопроса о необходимости отчуждения частной собственности в .
  2. Составление соответствующего постановления компетентной комиссией, назначаемой органами федерального или местного значения.
  3. Уведомление собственника об изъятии конкретного участка полностью или его части.
  4. Составление соглашения с включением пункта о компенсации.
  5. Отчуждение собственности и регистрация перехода вещного права в Росреестре .

В случае неудовлетворения размером компенсации , собственник может обжаловать его размер в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления . Делопроизводство осуществляется представителем государственного учреждения, в чье ведение будет предоставлен земельный надел. В течение пяти дней после принятия постановления информация о смене собственника направляется в Росреестр для оформления вещного права.

Последствия изъятия земли для государственных и муниципальных нужд

После того как земельный участок будет изъят, на индивидуальный лицевой счет бывшего собственника поступит денежная компенсация , определенная соглашением между сторонами . Отчужденный надел переходит в собственность заинтересованного государственного или муниципального органа, который регистрирует переход вещного права в Росреестре .

Земельный участок можно будет вернуть бывшему владельцу в случае, если это оговорено самим текстом соглашения. Если отчуждение произошло на постоянной основе, его возврат возможен только после прекращения соответствующего требования, на основании которого была изъята определенная территория.

В судебной практике известны случаи, когда отчужденная собственность была возвращена ее законному владельцу по причине несоблюдения законных прав. Это возможно после подачи соответствующего искового заявления. Например, о признании недействительным факта передачи земельного участка в государственную или муниципальную собственность.

Пример по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Гражданин Сивенков П.И. – обладатель надела земли, который он получил по наследству. Орган местного самоуправления решил изъять эту территорию под строительство автовокзала. Гражданину было направлено соответствующее постановление с просьбой подойти в отделение муниципалитета для оформления соглашения об изъятии.

Сивенков отказался заключать договор и составил исковое заявление в судебные органы. На основании разбирательств было установлено, что помимо земельного участка истца, в городе имеется множество других земель, как правило, пустующих. Законом же в качестве одного из условий правомерности изъятия земельного участка предусмотрен факт отсутствия других возможных вариантов строительства. Доказательств отсутствия таковых вариантов муниципалитет в суде не представил, соответственно, исковое заявление было удовлетворено.

Заключение

Отчуждение частной собственности в пользу государства происходит для строительства важных объектов инфраструктуры, а также для их реконструкции и ремонта. Данная процедура включает следующие этапы:

  1. Поиск федеральным или муниципальным органом подходящей земли.
  2. Принятие решения и составление соответствующего постановления.
  3. Уведомление собственника и оформление обоюдного соглашения.
  4. Выплата компенсации за землю.
  5. Регистрация перехода вещного права в Росреестре .

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Вопрос : Здравствуйте. Меня зовут Николай. Я являюсь владельцем участка земли, который подлежит изъятию в пользу муниципалитета для строительства дороги. Как определяется размер денежной компенсации, положенной мне по закону?

Ответ : Добрый день, Николай. Согласно ст. 279 п. 6 размер возмещения и срок исполнения определяется в соглашении, которое будет заключено с вами представителем государственного учреждения. Если сумма компенсации вас не удовлетворит, вы вправе отказаться от подписания документа. В этом случае процедура изъятия земли будет осуществляться в судебном порядке.

Консультируют специалисты Управления Росреестра по Оренбургской области:

Чем вызвана необходимость изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд?

У государства или муниципалитетов может возникнуть необходимость строительства крупных инфраструктурных объектов на земельных участках, находящихся в собственности граждан и компаний. Такие участки могут изыматься у собственников, если иного способа решения задачи нет. Эта процедура называется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Пример - Сочи во время строительства олимпийских объектов. В качестве другого примера может служить необходимость строительства крупных автотранспортных магистралей и железнодорожных веток. Изъятие земельных участков для государственных нужд – процесс длительный и занимает по времени не менее полугода.

Условия изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий:

Для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет от даты утверждения таких документов;

Для создания или расширения особо охраняемой природной территории;

Для выполнения международного договора;

Для выполнения работ, связанных с пользованием недрами;

После признания аварийного состояния многоквартирного дома.

Единственной категорией земель, которая не может быть изъята, являются земли особо охраняемой природной территории, предоставленные федеральным госбюджетным учреждениям, осуществляющим управление такими природными территориями, «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

Кто принимает решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления, причем решение об изъятии органы власти принимают не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Ходатайство может быть подано отношении одного или несколько участков. В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия. Ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ).

С чего начинается изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Как уведомляется правообладатель о решении об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд? В течение 10 дней после принятия решения об изъятии земельного участка уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе "электронки" - со дня опубликования решения об изъятии). Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Соглашение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ). При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд О принудительном изъятии речь пойдет в том случае, если властям не удалось договориться мирным путём с собственником (правообладателем) о выкупе его земли. Тогда производится принудительное изъятие, но по решению суда. В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает то, что за участок власти заплатят по рыночной цене. Иск в суд о принудительном изъятии орган власти может подать только через 90 дней после того, как собственник участка или его арендатор получит проект соглашения об изъятии земельного участка.

Цена земельного участка, изъятого для государственных и муниципальных нужд Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ). Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). Размер возмещения определяется не позднее, чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости. В размер возмещения включаются:

Рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению в связи с изъятием;

Убытки, причинённые изъятием земельного участка, или убытки в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды);

Упущенная выгода. Если на изымаемых участках расположен многоквартирный комплекс или иное здание, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.

Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, за счет средств указанной организации. Законом конкретизированы и объекты, не подлежащие учёту при установлении размера возмещения. Так, правообладатель участка не сможет получить возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию участка, или за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды участка, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии земли (п. 8 ст. 56.8 ЗК РФ).

Государственная регистрация и кадастровый учет земельных участков, изъятых для государственных и муниципальных нужд Снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Эта норма действует и в отношении земельных участков, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии. Законодателем предусмотрены сроки для исключения по решению государственного регистратора прав из Единого государственного реестра недвижимости дополнительных сведений о решении об изъятии – по истечении трех лет со дня принятия решения об изъятии.