Вопрос: Малое предприятие арендует у физического лица легковой автомобиль. Имеет ли право директор предприятия подписывать путевой лист за механика и медицинского работника?

Ответ: Путевой лист является многоцелевым документом. С общегражданской точки зрения, наличие путевого листа обязательно для водителя как участника дорожно-транспортного движения. Правилами дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) установлено, что водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки в установленных случаях, в частности, путевой лист (п. 2.1.1 ПДД).

На сегодняшний день организации вправе использовать унифицированную форму путевого листа, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78. Но применять ее в обязательном порядке должны предприятия, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), то есть те, у кого транспортные перевозки - основной вид деятельности. Что касается остальных организаций, то они могут использовать как имеющуюся, так и разработать свою форму путевого листа, подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных материалов.

Данная точка зрения поддерживается в ряде документов:

  • Письмо Минфина России от 7 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/327,
  • Письмо Минфинаот 16 марта 2006 г. N 03-03-04/2/77,
  • Письмо Минфина РФ от 20.09.2005 N 03-03-04/1/214.

Таким образом, организация вправе разработать свою форму путевого листа. При этом, следует помнить, что право на составление путевого листа ограничено нормами законодательства.

Во-первых, в Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" приведен перечень необходимых реквизитов первичных учетных документов, а именно:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Во-вторых, в Приказе Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 1522008 г. утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. По мнению Минтранса, документ должен содержать:

  • наименование и номер путевого листа;
  • сведения о сроке действия путевого листа (дата, число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а если путевой лист оформляется более чем на один день - даты начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован);
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (для юридического лица - наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона, для индивидуального предпринимателя - Ф.И.О., почтовый адрес, номер телефона);
  • сведения о транспортном средстве (тип и модель транспортного средства, модель автомобильного прицепа, полуприцепа, государственный регистрационный знак, показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства из гаража и его заезде в гараж, дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку); сведения о водителе (Ф.И.О., дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя).

Специалисты Минфина в Письме от 25 августа 2009 г. N 03-03-06/2/161 подтвердили, что самостоятельно разработанная форма, соответствующая требованиям законодательства может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

Аналогичной позиции придерживается судебная практика. Так, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 18.11.2009 N КА-А40/12213-09 по делу N А40-33061/09-141-127, суд отклонил довод налогового органа о неподтвержденности транспортных расходов по причине отсутствия в путевых листах некоторых реквизитов. Форма путевого листа, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, является обязательной только для автотранспортных организаций.

Таким образом организация вправе разработать свою форму путевого листа.

Относительно вопроса об обязанности прохождения предрейсовых медицинских осмотров организациям не осуществляющим перевозки, официальной позиции нет.

В соответствии с Письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств", в каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. Но так как письмо не является нормативным актом, а носит рекомендательно разъяснительный характер, то обязательному применению данная норма не подлежит.

Федеральное же законодательство предусматривает ответственность за несоблюдение требований по проведению медицинских осмотров водителей лишь для организаций основной деятельностью которых являются транспортные услуги. Так. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) предусматривает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить такие осмотры.

При несоблюдении данного требования компании можно привлечь к ответственности за нарушение условий лицензируемой деятельности по п. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях. То есть только профессиональным транспортным перевозчикам (лицензируемый вид деятельности), не проводящим медосмотры водителей, грозит административный штраф.

Все остальные компании, не являющиеся транспортными перевозчиками, привлечь к ответственности по законодательству нельзя.

Данный спор не могут разрешить и суды. ФАС Центрального округа считает, что обеспечить проведение медосмотра должны транспортные перевозчики, а остальные организации делают это на свое усмотрение (Постановление ФАС Центрального округа от 23 ноября 2009 г. по делу N А36-706/2009). А по мнению ФАС Северо-Западного округа, все организации обязаны выполнять предписания Федерального закона N 196-ФЗ, то есть проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей.

Исходя из сказанного, следует вывод о том, что организация не оказывающая услуги по перевозке, вправе разработать свою форму путевого листа. В самостоятельно разработанной форме, организация может не указывать графу о прохождении медицинского осмотра.

Но, следует помнить о том, что данный вопрос законодательно не решен, поэтому решающую точку в этом деле оставит суд.

Аналогичная ситуация и с прохождением технического осмотра автомобиля.

7. Заполнение реквизитов путевых листов производится последовательно в соответствии с настоящими указаниями и является обязательным для всех государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, имеющих как собственные, так и арендуемые грузовые автомобили.

8. Ответственность за правильное заполнение путевых листов несут руководители предприятий, организаций, учреждений, а также лица, отвечающие за эксплуатацию грузовых автомобилей и участвующие в заполнении документа.

Участие водителя в заполнении путевого листа не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении) автомобиля.

9. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером автотранспортного предприятия или уполномоченным на то лицом в следующей последовательности:

9.1. На лицевой части путевого листа под названием документа записывается дата его выдачи (число, месяц, год), которая должна соответствовать дате регистрации выданного путевого листа в диспетчерском журнале.

9.2. В строке "Режим работы" записывается код или наименование режима работы (работа в будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходной или праздничный день, в день субботника, работа по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю.

9.3. В строке "Колонна, бригада" записываются номера колонны и бригады, в составе которых числятся автомобиль и водитель.

В строке "Автомобиль" записываются марка, государственный номер и тип автомобиля, а также его гаражный номер.

9.4. В строке "Водитель" записываются фамилия, инициалы, номер служебного удостоверения и класс водителя, работающего по данному путевому листу. В строке "Табельный номер" записывается номер, присвоенный водителю в автопредприятии.

9.5. В строках "Прицепы" записываются марки, государственные и гаражные номера прицепов и полуприцепов, выпускаемых на линию с автомобилем. Номера обменных прицепов и полуприцепов записываются по этим строкам в местах их перецепки.

9.6. В строке "Сопровождающие лица" записываются фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль для выполнения задания (грузчики, экспедиторы, стажер и т.д.).

9.7. В разделе "Работа водителя и автомобиля" в графах 2 и 3 записывается время (часы и минуты) выезда и возвращения автомобиля по графику.

9.8. В разделе "Задание водителю" в графе 16 "В чье распоряжение" на основании заявки или разового заказа заказчика записывается наименование заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания.

9.9. В графе 17 "Время прибытия" записывается время (в часах и минутах) прибытия автомобиля к заказчику согласно его заявке, разовому заказу или графику работы автомобиля по условиям договора.

9.10. В графах 18 "Откуда взять груз" и 19 "Куда доставить груз" записываются адреса пунктов погрузки и разгрузки согласно заявке, разового заказа заказчика или по условиям договора.

9.11. В графе 20 "Наименование груза" записывается наименование предъявляемого к перевозке груза на основании заявки или разового заказа заказчика.

9.12. В графе 21 "Количество ездок с грузом" на основании заявки или разового заказа записывается количество ездок с грузом, необходимое для выполнения задания.

9.13. В графе 22 "Расстояние" записываются расстояния перевозок грузов, определяемые по данным дорожных органов, или по карте района (плану города) при помощи курвиметра, или по списку расстояний, составленному на основании актов замера или по показателям спидометра автомобиля (на сезонных перевозках), зафиксированным актом автотранспортного предприятия или организации и заказчика.

9.14. В графе 23 "Перевезти тонн" записывается количество груза, которое необходимо перевезти для заказчика.

Право изменения задания, указанного в разделе "Задание водителю", имеет только автотранспортное предприятие. Лишь в исключительных случаях заказчик может по согласованию с автотранспортным предприятием изменить задание с соответствующей записью в строках "Особые отметки". В этой же строке производится запись в случаях использования автомобиля по специальному назначению (органами милиции, врачами и т.д.).

9.15. На лицевой стороне путевого листа в строке "Выдать горючее" записывается прописью количество горючего, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка горючего предыдущего дня работы.

9.16. В строке "Подпись диспетчера" диспетчер своей подписью удостоверяет правильность заполненных им реквизитов путевого листа и наличие у водителя водительского удостоверения.

10. Заполнение путевого листа до выезда из гаража производится в следующей последовательности:

10.1. В разделе "Движение горючего" в графах 7, 9 и в соответствующих строках заправщик, техник по горюче - смазочным материалам (ГСМ) или уполномоченное на то лицо записывает количество выданного горючего, а также серии и номера выданных талонов на горючее и удостоверяет эти записи своей подписью.

Количество горючего, выданного талонами, приравнивается к горючему, выданному в натуре.

10.2. На лицевой стороне врачом или другим медицинским работником при осуществлении предрейсового медицинского осмотра подписью удостоверяется состояние здоровья водителя и возможность допуска его к управлению автомобилем.

10.3. В разделе "Работа водителя и автомобиля" в графе 5 "Показания спидометра" механик контрольно - пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) записывает показание спидометра при выезде автомобиля на линию, а в графе 6 "Время фактическое" штамп - часами проставляет фактическое время выезда автомобиля из гаража. В случае неисправности или отсутствия штамп - часов время записывается вручную в следующей последовательности: число, месяц, часы, минуты.

10.4. В разделе "Движение горючего" в графе 10 "Остаток при выезде" механик КПП или ОТК записывает количество горючего, находящегося в баках автомобиля при выезде, и правильность всех сделанных записей удостоверяет подписью в этой графе.

10.5. В строке "Подпись механика" механик КПП или ОТК удостоверяет подписью передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража, а в строке "Подпись водителя" - водитель подписью удостоверяет принятие автомобиля в технически исправном состоянии и получение задания на работу.

11. Заполнение путевого листа на линии производится в следующей последовательности.

11.1. В графе 24 грузоотправитель записывает последовательно номера выполненных ездок. Запись предназначена для разнесения прилагаемых товарно - транспортных документов по ездкам.

11.2. В графе 25 "Номера приложенных товарно - транспортных накладных" грузоотправителем записываются все номера товарно - транспортных накладных, относящихся к данной ездке.

11.3. В графе 26 "Время прибытия" проставляется время (часы и минуты) предъявления шофером путевого листа грузоотправителю или грузополучателю у въездных ворот или на контрольно - пропускном пункте в пунктах погрузки или разгрузки (кроме станций железных дорог).

При отсутствии въездных ворот или контрольно - пропускного пункта указанная графа не заполняется, время прибытия в пункт погрузки или разгрузки проставляется в товарно - транспортной накладной (ТТН).

11.4. В графе 27 "Подпись и печать" грузоотправитель расписывается и ставит печать, подтверждая правильность заполненных им реквизитов путевого листа.

12. Графа 28 "Отметки автопредприятия" может использоваться автопредприятием для отражения дополнительных учетных показателей работы автомобиля и прицепа.

13. В разделе "Простои на линии" работник службы техпомощи или уполномоченное на то лицо в соответствующих графах записывает причину простоя, дату и время начала и окончания простоя и удостоверяет эти записи своей подписью.

14. В строках "Особые отметки" на лицевой стороне записываются сведения, не предусмотренные формой путевого листа (отметки органов Госавтоинспекции, заказчиков при отказе от загрузки автомобиля, различных дорожных служб и т.п.).

16.2. В разделе "Движение горючего" в графе 13 "Коэффициент изменения нормы" записывает один общий на весь день работы автомобиля коэффициент изменения нормы расхода горючего, связанного с работой автомобиля по повышенной норме расхода горючего, в графе 14 "Время работы спецоборудования" и графе 15 "Время работы двигателя" на основании соответствующих записей в приложенных к путевому листу ТТН записывает соответственно время работы спецоборудования и дополнительное время работы двигателя в особых условиях эксплуатации (работа двигателя, вращающего погрузочно - разгрузочные механизмы и т.п.). Эти реквизиты необходимы для определения дополнительной нормы расхода горючего. Правильность заполнения данных реквизитов диспетчер заверяет подписью под соответствующими графами.

16.3. В разделе "Последовательность выполнения задания" диспетчер в графе 24 записывает общее количество ездок, а в строке "ТТН в количестве" - общее количество сданных товарно - транспортных накладных. За общее количество сданных и принятых товарно - транспортных накладных водитель расписывается в строке "Сдал водитель", а диспетчер - в строке "Принял диспетчер".

Чтобы четко понимать, кому и зачем нужен путевой лист, следует разобраться, что собой представляет этот документ, для каких целей используется, и какой грозит штраф за отсутствие путевого листа в 2019 году.

Данный документ позволяет человеку находится за рулем автомобиля, содержит всю необходимую информацию об авто и водителе.

Используя путевой лист, фирмы и организации имеют возможность контролировать работу водителя, расход горючего, а также просчитывать пробег автомобиля с его помощью.

Путевой лист — это документ, который дает право водителю управлять машиной. Он содержит информацию о:

  • организации, что выдала путевой лист;
  • водителе, который управляет данным транспортным средством;
  • автомобильном средстве;
  • маршруте, по которому следует автомобильное средство.

Используя путевой лист, предприятие ведет учет:

  • работы водителя;
  • расхода горюче-смазочных материалов;
  • пробега транспортного средства.

С 2013 года, организациям предоставлена возможность самостоятельно разрабатывать формат путевого листа. При этом в нем должны отражаться обязательные реквизиты, установленные ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, и приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152.

Но не запрещено использовать унифицированную форму документа, утвержденную Госкомстатом РФ №78.

Из этого следует вывод, что фирмы и организации вправе самостоятельно решать, какую форму путеводного листа им использовать — утвержденную государством или составленную лично, но соответствующую всем требованиям.

На данный момент, сроки хранения путевых листов прописаны в таких документах:

  1. Приказ Министерства транспорта РФ № 152 от 18. 09. 2008 года.
  2. Приказ Министерства культуры РФ № 558 от 25. 08. 2010 года.

В соответствии с первым приказом, ПЛ может храниться не меньше 5 лет . Это значит, что при желании, любая организация вправе увеличить этот срок.

В приказе Минкультуры уточняется, что хранение ПЛ допускается сроком на 5 лет, но при условии контроля или проверки регулирующим органом в течение этого времени.

Из вышеизложенного становится ясно, что если на протяжении 5 лет проверки не было, то использовать путевые листы фирма не имеет права.

ПЛ относится к первичному документу, поэтому срок его хранения также устанавливают:

  1. Налоговый кодекс РФ.
  2. Закон о бухучете № 402 от 04. 11. 14.

В Налоговом кодексе говорится, что сохранять путевой лист можно не меньше 4 лет, а в законе о бухучете — 5 лет.

Если деятельность организаций не имеет отношения к автотранспортным услугам, они вправе выдавать путевой лист сроком от 1 дня до 1 месяца.

Что касается транспортных организаций, то они обязаны выдавать путевой лист ежедневно, исключением является командирование сотрудника — тогда путевой лист выдается на весь срок командировки.

В соответствии с законодательством, использовать автомобильное средство без оформления путевого листа запрещается в таких случаях:

  • если водитель занимается перевозкой пассажиров;
  • при перевозке багажа, груза, товаров;
  • при использовании такого наземного транспорта, как трамвай, автобус, троллейбус.

В некоторых случаях, работник фирмы не является водителем, не перевозит пассажиров и грузы, а просто использует автомобиль по работе для передвижения.

При этом сразу возникает вопрос, грозит ли штраф за езду без путевого листа. Однозначного ответа пока нет, встречались случаи, когда судом было разрешено не меть при себе ПЛ.

Но стоит учитывать, что сотрудники Госавтоинспекции требуют предъявить путевой лист, если машина зарегистрирована на фирму или физическое лицо, а водитель эксплуатирует ее в собственных целях. Поэтому существует возможность, что свою позицию придется отстаивать в суде.

Для предотвращения таких проблем и судебных разбирательств, лучше всего выдавать водителю путевой лист . Это сэкономит время и избавит от споров с сотрудниками ДПС.

Стать исключением может только тот случай, когда физическое лицо пользуется машиной для собственных потребностей или оформляет доверенность на другого человека.

На данный момент штраф за отсутствие путевого листа прописан в КоАП РФ. Его размер составляет от 500 рублей .

В некоторых случаях можно просто получить предупреждение. Кроме того, штрафные санкции накладываются за неправильно оформленный путевой лист, а не только за его отсутствие.

Законом предусмотрены такие суммы штрафов:

  1. Если за автомобиль несет ответственность водитель, ему выпишут штраф в размере 500 рублей или сделают предупреждение.
  2. Если к ответственности привлекается должностное лицо организации — сумма штрафа составит 20000 рублей.
  3. Для юридического лица размер штрафа может достигать и 100000 рублей.

В некоторых случаях могут быть исполнены все три позиции одновременно . Частный предприниматель несет полную ответственность, даже когда он не является юридическим лицом.

Если организация не считает целесообразным заполнять путевые листы ежедневно, то им рекомендуется оформлять доверенности.

Важно учитывать такой момент, что с точки зрения экономии средств, путевочный лист является более надежным подтверждением, чем чеки с заправок.

Штраф за езду без ПЛ для ИП

Штраф за отсутствие путевого листа для ИП, может быть выписан, не зависимо от того, одно это лицо или разные. Максимальная сумма штрафа достигает 100000 рублей.

Таким образом, размер наказания за езду без ПЛ может быть довольно внушительным. Поэтому лучше проследить за его наличием и корректностью заполнения.

Штрафные санкции за отсутствие ПЛ для юридических лиц

Кроме общих моментов, при которых необходимо наличие ПЛ, оформление путевки должно сопровождаться и передвижение на служебном авто сотрудников организации.

Штраф за отсутствие путевого листа на юридическое лицо грозит вне зависимости от целевого назначения автомобиля. При выезде он должен быть снабжен путевым листом.

Штраф за неправильно оформленный путевой лист может составлять от 3000 до 30000 рублей, в зависимости от субъекта. Разработан определенный порядок заполнения путевого листа:

Если данный порядок не соблюдается, сотрудник ГИБДД вправе оформить взыскание.

Отсутствие штампа медосмотра

Штраф за отсутствие медосмотра в путевом листе может составлять от 30000 рублей — для организаций, а для должностных лиц — 5000 рублей.

В случае, когда поездка оформляется удаленно, и поставить штамп невозможно — этот факт не снимает ответственности.

Вышеуказанные штрафы по-прежнему грозят за несоблюдение правил. Медицинский осмотр водителя — это обязательный момент в организации перевозок.

Штрафные санкции за отсутствие ПЛ грузового авто

Для грузового автомобиля наличие путевого листа в поездке обязательно. За несоответствие этой норме законодательства, грозит штраф в размерах 500, 20000, 100000 рублей, в зависимости от субъекта.

Если физическое лицо является собственником машины и использует ее в личных целях, то в путевом листе нет необходимости. Не нужен ПЛ на легковой автомобиль юридическому лицу, собственнику машины.

При потребности, он может сделать доверенность на водителя, которая исключает необходимость ПЛ. В таких случаях штраф не грозит ни водителю, ни собственнику.

Документ для легковых авто требуется в том случае, когда осуществляется перевозка пассажиров, багажей, грузов . Эта норма распространяется и на легковое такси. В противном случае возможен штраф до 100000 рублей.

По закону в 2019 году, юридические лица и ИП, что занимаются перевозками, обязаны проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, а также контролировать техническое состояние транспортного средства. Отсутствие подписи механика считается нарушением.

Таким образом, за отсутствие путевого листа, как водителю, так и организации либо индивидуальному предпринимателю, грозит штраф. Его размер напрямую зависит от того, на какую статью сошлется инспектор ГИБДД, составляя протокол.

Сумма может быть довольно ощутимой, поэтому лучше заранее позаботится о наличии путевых листов и корректности их заполнения.

Видео: Нужен ли Путевой Лист директору или начальнику, если он ездит по своим личным делам и заправляет автомобиль сам

Вас заинтересует:


10 Comments

    Основной вопрос — что такое перевозка пассажиров и груза. Если 2 сотрудника едут на служебной машине — будет ли это перевозкой пассажира — Верховный суд считает что будет — со всеми вытекающими: Путевой лист, отметка медика (2 раза) + механика. — отсутствие: Штрафы от 500 до 30000

    В Европе понятия не имеют о ПЛ.А у нас в России это пережиток советского прошлого,когда все водители были наемными и не дай им Бог было свернуть налево и сбить шабашку.

    ПЛ в настоящее время являются очередным способом выкачивать деньги у трудового народа. Подписи врача и механика за деньги,которые не посмотрят на состояние ни здоровья водителя,ни состояние автомобиля. Получили бабки а там трава не расти.

    Путевой лист это вообще бред

    Пережиток советского времени, если водитель уехал на несколько дней, где он будет проходить мед осмотр, состояние здоровье водителя нужно проверять каждый день перед рейсом, ведь путевой лист создан не только для отслеживания количества заправленого топлива но и безопасность движения, а если в поездке стало плохо водителю, а он проходил техосмотр неделю назад, а второе состояние авто, ведь подпись механика говорит о том что авто исправен и допущен к рейсу, а в дороге поломка, приматал и поехал дальше а машина по сути не исправна, кто будет отвечать за исправность, если механик видел машину неделю назад, а машина из за поломки создало аварийную ситуацию. Путевые лист в советском союзе выдавались по сути на транспорт, который приезжал каждый день в гараж и проверяли состояние авто и медосмотр водителя, а сейчас когда водитель мотается по всей России...

Добавлено в закладки: 0

Нужен ли для ИП механик и медик в качестве работника? По закону индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, прошедшее государственную регистрацию и получившее право заниматься хозяйственной деятельностью без образования юридического лица . При назначении большинства административных штрафов ИП квалифицируется как гражданин. Однако в зависимости от вида деятельности, законодательство может выдвигать к ИП такие же требования, как к предприятиям.

Когда ИП нужен механик и медик

Необходимость в подобных кадрах у ИП возникает, когда нужно выполнять функции специалистов в соответствующей отрасли. В основном это грузоперевозки . Деятельность по перевозке грузов связана с соблюдением правил безопасного движения на дороге. Подобные требования установлены ст.20 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Здесь сказано:

  1. ИП, осуществляющее грузоперевозки, обязано иметь у себя в штате должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности транспортного движения.
  2. Работник должен быть аттестован в установленном законом порядке.

Следовательно, наличие механика является обязательным правилом. Соблюдение закона контролируется сотрудниками Госавтоинспекции. Вместе с тем действует приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152. В нем сказано, что при осуществлении грузоперевозок механик в путевом листе ИП расписываться не обязан.

Так нужен ли механик для ИП или нет? При осуществлении контроля сотрудники Госавтоинспекции не вправе требовать, чтобы стояла подпись механика в путевом листе ИП. Однако договор механика с ИП должен присутствовать.

Кроме того, при дальних рейсах (больше одного дня), механик должен быть документально прикреплен к транспорту. Для этого оформляется со стороны ИП приказ на командировку механика . Образец документа разрабатывается предпринимателем самостоятельно. В противном случае ИП должен быть сам аттестованным специалистом.

Что касается медика, то обязательность его наличия ни в одном акте не отмечена. Однако в п.16 приказа Минтранса № 152 сказано, что осмотры медиком до и после рейса должны заверяться его штампом и подписью. Поэтому предприниматель, который занимается грузоперевозками , должен позаботиться об этой вакансии.

На видео: Порядок заполнения путевого листа

Что такое путевой лист

Такой лист является документом, удостоверяющим легальность грузоперевозки . Он помогает при осуществлении проверок со стороны надзорных органов удостовериться в соблюдении правил по перевозке грузов .

Основные моменты, которые необходимо отразить в документе:

  • срок действия документа обычно один день, но в любом случае не больше месяца;
  • сведения о водителе;
  • тип автотранспортного средства и сведения о его собственнике;
  • номер путевого листа, соответствующий регистрационному номеру в журнале предпринимателя;
  • дата проведения осмотра при помощи одометра и его показания, если ИП сам является водителем;
  • дата предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителя .

Вместе с тем, предприниматель обязан вести учет путевых листовок. Когда-либо выданные документы должны находиться на хранении у предпринимателя в течение 5 лет с момента оформления.

Хранение нужно в целях представления в надзорные органы для проверки, проведения аудита на предприятии. Также, если ИП привлекали к ответственности за нарушение правил грузоперевозок, то в последующем выборочно проверяются путевые листы.

Ответственность ИП

Законодательство об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение правил о грузоперевозках. В этом смысле ИП рассматривается наравне с юридическими лицами . Размер штрафа для предпринимателя составит 30 тыс. руб. Он назначается, если водители ИП не проходят медицинский осмотр до или после соответствующего рейса.

Что касается наличия механика, то его можно заменить профессиональным оборудованием. Если в путевых листах указаны показания предрейсовой диагностики, заверенные аттестованным лицом, то это не считается нарушением. Как правило, к ответственности ИП или водителей привлекает Госавтоинспекция.

Перечень сотрудников, которые могут привлечь к ответственности за такие нарушения:

  • начальника соответствующего подразделения Госавтоинспекции;
  • заместители начальника;
  • командиры взводов или отряда ППС;
  • заместители командиров.

Назначенные иными лицами штрафы не имеют законной силы. Если ИП осуществляет перевозки вообще без путевых листов, его могут привлечь к ответственности за незаконные грузоперевозки . За такое нарушение штрафы гораздо больше.

Привлекаться к ответственности за нарушения правил грузоперевозок ИП могут в течение года с момента оформления путевого листа. Если при проведении проверки надзорным органом, обнаружиться нарушение порядка оформления документа в течение последнего года, то к нему будут применены соответствующие меры.

На видео: Реквизиты для заполнения путевого листа

Где проходить аттестацию

Как видно из закона, у ИП медик должен присутствовать. Таким работником может стать лицо, имеющее специальное образование. Но нужен ли механик для ИП? Закон не обязывает иметь специальное образование , поэтому допускает аттестацию всех проходящих обучение людей.

Согласно этому документу на транспортных предприятиях должны быть аттестованы следующие лица:

  • начальник отдела эксплуатации транспорта и колонной (маршрутной) грузоперевозки;
  • диспетчеры;
  • механики.

В зависимости от вида транспортного средства аттестации подлежат и иные специалисты и должностные лица. К примеру, обязательной считается аттестация капитанов морских и речных судов, пилотов авиатранспорта.

Лица, указанные в приказе Минтранспорта №13/11 не могут быть допущены к соответствующим должностям и специальностям, если они не пройдут аттестацию. В свою очередь ИП может их уволить из-за служебного несоответствия, если не может предоставить иную должность.