15.04.2016 в 17:03

  • Печать
14 апреля председатель комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Геннадий Антонцев провел совещание, на котором рассматривались проблема задолженности жителей за потребленные коммунальные услуги и возможные варианты выхода из создавшейся ситуации. В совещании приняли участие заместитель председателя комитета Владимир Камеко и депутат Валентин Трубчанин, представители администрации города Ульяновска, ресурсоснабжающих и управляющих компаний, ТСЖ, надзорных органов, общественных организаций.

Многомиллионные долги жителей за коммунальные услуги, имеющие тенденцию с каждым годом увеличиваться, вызывают много вопросов, - отметил Геннадий Антонцев. – Нам важно понять из чего складывается задолженность, какова ее структура и причины, где пути решения проблемы, какая законодательная помощь в этом направлении сегодня требуется.

Согласно данным, представленным областным министерством строительства, ЖКК и транспорта, динамика прироста просроченной задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг настораживает. Если в 2012 году прирост этого показателя составлял 14 процентов к предыдущему году, то в 2015 он достиг уже уровня 28 процентов. По итогам прошедшего года жители Ульяновской области накопили более 2,2 млрд. руб. коммунальных долгов, что почти на 500 млн. руб. больше, чем в 2014 году. В профильном министерстве считают, что одной из основных причин образования задолженности населения в оплате ЖКХ-услуг является отрицательное отношение жителей к значительным изменениям законодательства в коммунальной сфере (начисление ОДН, двухкомпонентные тарифы на горячее водоснабжение, переход на посезонную схему оплаты услуг отопления, взносы на капремонт и др.). Свою роль играет и недостаточный уровень взаимодействия между управляющими организациями и уполномоченными органами – в частности, наблюдается низкий уровень взыскания задолженности с неплательщиков службой судебных приставов, мало внимания уделяется миграционной службой и правоохранительными органами работе с гражданами, проживающими без регистрации и не оплачивающими коммунальные услуги.

С вышеназванными причинами согласны и в администрации города Ульяновска. По словам начальника отдела планирования и экономического анализа городского Комитета ЖКХ Алексея Чернова, отрицательную роль в наращивании задолженности перед ресурсоснабжающими организациями играют также выпадающие доходы муниципальных компаний (управляющих, тепло- и водоснабжающих предприятий), когда собираемые ими с населения платежи не покрывают реальных расходов.

Выпадающие доходы муниципалов – это не проблема населения, - высказал свою позицию депутат Владимир Камеко. – Эта задолженность из-за несоответствия тарифа, морально устаревшего оборудования, вырабатывающего коммунальный ресурс, и неэффективного управления. Ни одна из этих причин не имеет прямого отношения к жителям, поэтому скидывать на них ответственность по этому показателю за рост долгов некорректно.

По мнению директора НП СРО «Симбирский дом» Григория Николаева, одна из причин возникновения огромной задолженности – отсутствие должной работы городских властей с должниками, проживающими в муниципальном жилье. «На один жилой квадратный метр муниципальной площади приходится в среднем одна тысяча рублей задолженности, а у приватизированного жилья этот показатель в Ульяновске равен ста рублям», - привел данные руководитель «Симбирского дома». Одним из путей выхода из долгового кризиса Григорий Николаев видит снижение порога на предоставление субсидии при оплате ЖКХ-услуг. Сейчас он в нашем регионе равен 22 процентам от дохода гражданина, предлагается установить его в пределах 10 процентов.

Директор Ульяновского филиала ООО «РИЦ» Виктор Сакун высказал мнение, что решить проблему задолженности может измененная схема управления коммунальными платежами. Функции управляющих компаний в этом случае должны быть сведены лишь к контролю за качеством предоставления коммунальных услуг, а оплату ресурсов необходимо производить в полном объеме строго по показаниям приборов учета и напрямую в адрес поставщиков газа, воды, тепла, электроэнергии.

Проблема прироста коммунальной задолженности актуальна в целом по всей стране, - сказал Геннадий Антонцев. – Сегодня в России долги за услуги ЖКХ достигли одного триллиона рублей. На федеральном уровне подготовлен законопроект, предусматривающий переход поставщиков тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, а также газа на прямые договорные отношения с населением. По мнению экспертов, такая форма взаимоотношений позволит начать решать проблему долгов. Однако у нас возникают и другие вопросы, в частности, не повлечет ли это серьезных изменений для жителей и не приведет ли к новому росту коммунальных платежей?

Директор «Территориальное управление по теплоснабжению в городе Ульяновск» (филиал крупнейшего поставщика ПАО «Т Плюс») Сергей Гужев высказался за необходимость обязательного перехода на прямые отношения с собственниками жилья. Сегодня в областном центре по такой схеме уже выстроена работа с почти 60 тысячами горожан, когда они обслуживаются по прямым договорам с поставщиком тепла и горячей воды и вносят плату за ресурс непосредственно в его адрес. Как результат – сумма задолженности, исчисляющаяся миллионами рублей, начала сокращаться и уже не имеет тенденции к приросту.

Представители УМУП «Ульяновскводоканал» отметили неоднозначность прямого абонирования населения. Прежде всего, возрастет нагрузка на персонал водоснабжающей организации, потребуется привлечения новых кадров, хотя практика работы с жителями на предприятии уже имеется. Однако даже прямые договора с жителями не решат проблему долгов, если не будет выработана схема распределения оплаты разницы между общедомовыми и индивидуальными приборами учета, что также требуется закрепить на законодательном уровне.

Опытом работы по прямому абонированию населения поделился генеральный директор ОАО «Ульяновскэнерго» Максим Гейко. Энергосбытовая компания одной из первых среди ресурсников начала заключать договора с жильцами, минуя управляющие компании. «Если полтора года назад в Ульяновске собиралось порядка 75 процентов от суммы поставленной населению электроэнергии, то после перевода на прямое абонирование мы вышли на показатель от 90 до 98 процентов, - привел статистические данные Максим Гейко. – Результат существенный. Есть показания прибора учета - сколько потребил электричества дом, соответственно, столько за ресурс жильцами и должно быть оплачено в наш адрес. Если же возрастает при этом платеж за ОДН, то необходимо разбираться в его причинах, которые кроются в хищении и некорректной передачи данных индивидуальных счетчиков».

Проблема задолженности не должна в конечном итоге бить по кошельку собственника, - подчеркнул Геннадий Антонцев. – Жильцам не столь важно, по какому договору – прямому или непрямому – они оплачивают услугу. Их интересует качественный ресурс и понимание того, за что они оплачивают немалые счета. Мы должны детально проанализировать все предлагаемые федералами изменения во взаимоотношениях населения с ресурсоснабжающими организациями, обобщить уже наработанный в регионе опыт и высказать свою позицию разработчикам нового закона. Пока же отмечаем, что прямые договоры вряд ли позволят достичь главной их цели - снижения задолженности - поскольку для этого нужны не только изменения в договорных отношениях, но и в механизме учета. Например, за все ресурсы платить нужно только по приборам учета, а сдача показаний приборов должна быть обязанностью, а не правом. И главное - для снижения задолженности необходимо все же снижать платежи за ресурсы и повышать платежеспособность жителей.

Ульяновцы обеспокоены: ресурсоснабжающие организации ведут агитацию в жилых домах за переход на прямое, как говорят жильцы, абонирование. Граждане усматривают в этом подвох.

О примере такой агитации «СК» рассказал житель дома №22 по улице Карла Либкнехта в Ульяновске. «Поскольку при очном голосовании этот вопрос решить невозможно, они (ресурсники. - Ред.) используют заочное голосование», - считает наш собеседник и призывает газету «открыть глаза ресурсополучателям и назвать истинную цель этой махинации». По его версии, ресурсоснабжающие компании специально аккумулируют в своих руках сбор денег, чтобы ликвидировать задолженность, которую накопили управляющие компании.

Если цель именно в этом - получать деньги за свой товар, то термин «махинации», видимо, не вполне удачен. И есть во всем этом, похоже, большая путаница. Словом «абонирование» ресурсники вводят людей в заблуждение. Прямое абонирование - это договор жильца с ресурсоснабжающей организацией не просто на оплату ресурса, но и на его поставку. Речь же на Либкнехта, 22 идет, вероятно, об оплате напрямую, а не через управляющую компанию. То есть просто, как мы раньше уже писали, об изменении маршрута денег от потребителя (жильца) до поставщика, а не о переменах в схеме поставок.

В принципе ничем страшным жильцам домов это грозить не должно. Но есть один момент. Многие ульяновцы являются получателями либо субсидий на оплату услуг ЖКХ, либо компенсаций. РИЦ на основе своей базы данных сильно упрощает задачу оформления этих выплат, передавая зачастую нужную информацию в ответственные за выплаты службы автоматически. И обдумывая изменения в порядок оплаты, лучше заранее уточнить, не усложнит ли это получение субсидий и компенсаций, не нужно ли будет потом бегать по конторам самому, собирая справки и куда-то их передавая. В общем, стоит ли овчинка выделки, в том числе и с тем, что предлагают сейчас ресурсники.

Определенный страх вызывает и ситуация с ОДН, суммы за которые пока что разные, в зависимости от исполнителя услуги. Если это управляющая компания, то ОДН не может превышать установленный норматив - например, на потребление электроэнергии, идущей на обслуживание мест общего пользования. А если исполнителем услуги является поставщик, то норматив не учитывается и ОДН может выливаться в существенные суммы. Правда, здесь надо понимать, что даже если оплата поставщику осуществляется не через управляющую компанию, а напрямую, по отдельному договору, это не означает, что поставщик автоматически становится исполнителем услуги. Пока дом находится в управлении управляющей организации, она является исполнителем, выставляет собственникам помещений счета за ОДН, не превышая при этом норматива. Словом, для жильцов в этой части ничего не меняется.

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Михайлова О.Н.Дело № 33-3873/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О ЕО П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 27 мая 2016 года, по которому постановлено:

Признать незаконными действия открытого акционерного общества«Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию платы за электроэнергию, в том числе за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды с 01 сентября 2014 года, обязав открытое акционерное общество «Ульяновскэнерго» прекратить начисление и взимание с Кондратьевой Е*** А***, Кондратьева Н*** В*** платы за электрическую энергию, в том числе предоставленную на общедомовые нужды.

Обязать открытое акционерное общество «Ульяновскэнерго» произвести перерасчет платы за электрическую энергию, в том числе за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды с момента одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения с управляющей организацией.

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г.., объяснения представителя ответчика Андреёнок Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кондратьева Е.А., Кондратьев Н.В. обратились в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к ОАО «Ульяновскэнерго» о признании незаконными действий ОАО «Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, возложении обязанности по прекращению действий по начислению и взиманию платы за электроэнергию предоставленную на общедомовые нужды, возложении обязанности исключить из платежного документа начисление платы за электроэнергию предоставленную на общедомовые нужды, компенсации морального вреда.

Требования мотивировали тем, что они являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. К*** Многоквартирный дом находится в управлении ОАО «Городская управляющая компания Железнодорожного района». До 01.09.2014 плата за электроэнергию вносилась в ОАО «ГУК Железнодорожного района» через платежного агента ООО «УФ «РИЦ». С 01.09. 2014 плату за электроэнергию взимает непосредственно ОАО «Ульяновскэнерго», что не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных дома и жилых домов.

Они не были уведомлены об условиях договора электроснабжения с ОАО «Ульяновскэнерго», в том числе о существенных условиях. В настоящее время вследствие самовольного перевода на непосредственное абонирование ОАО «Ульяновскэнерго» они, как и другие собственники и пользователи помещений, несут убытки, так как оплачивают полный объем электроэнергии, исходя из показаний общедомового прибора учета. Таким образом, прямое абонирование ОАО «Ульяновскэнерго» ущемляет их права как потребителей.

Исполнителем коммунальных услуг является ОАО «ГУК Железнодорожного района». Оплата гражданами (в том числе и истцами), проживающими в многоквартирном доме №*** по улице К***, электрической энергии непосредственно ОАО «Ульяновскэнерго» не свидетельствует о возникновении договорных обязанностей между ресурсоснабжающей организацией и гражданами.

Летом 2015 года они обращались в ОАО «Ульяновскэнерго» с претензией, в которой просили устранить допущенное нарушение, однако до настоящего времени ответ не получен.

Просили признать незаконными действия ОАО «Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию платы за электроэнергию предоставленную на общедомовые нужды за период с 01 сентября 2014 года по 29 февраля 2016 года, возложить обязанность по прекращению действий по начислению и взиманию платы за электроэнергию, в том числе за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, возложении обязанности исключить из платежного документа начисление платы за электроэнергию, в томчисле за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды за период с 01 сентября 2014 года по 29 февраля 2016 года, взыскать компенсацию морального вредапо 2500 рублей каждому истцу.

Рассмотревзаявленные требования по существу, суд постановил решение, приведенное выше.

В апелляционной жалобе ОАО «Ульяновскэнерго» просит отменить решение суда и принять новое решениеоб отказе в удовлетворении исковых требований.

Жалоба мотивирована тем, что суд не учел то обстоятельство, что с 01.09.2014 управляющая компания ОАО «ГУК Железнодорожного района» фактически прекратило осуществлять покупку электроэнергии у ОАО «Ульяновскэнерго» для нужд указанного многоквартирного жилого дома. С данного периода времени поставку электроэнергии истцам осуществляет непосредственно ОАО «Ульяновскэнерго», а жители, в том числе и истцы фактически потребляют поставленную электроэнергию. Считают, что суд не учел, что в случае возложения на ОАО «Ульяновскэнерго» обязанности по перерасчету (возврату) платы за электроэнергию, истцы должны будут вернуть полученное за данную плату (потребленную электроэнергию), что фактически невозможно. Считают, что тот факт, что получателем суммы в спорный период по оказанной услуге явилось ненадлежащее лицо, не свидетельствует о нарушении прав истцов, которые в силу закона обязаны оплачивать расходы по электроснабжению на общедомовые нужды. Перерасчет объёмов потребляемой электроэнергии при использовании общего имущества в многоквартирном доме был произведен в соответствии с нормативами. Суммы, выставленные истцам к оплате были равнозначны суммам, выставляемым ранее управляющей организацией. Полагают, что истцы злоупотребили правом, обратившись в суд с требованиями аналогичными исковым требованиям рассмотренным 19.02.2016 в Засвияжском районном суде г.Ульяновска. Считают, что у суда отсутствовали основания для взыскания компенсации морального вреда, поскольку истцами не было представлено достаточно доказательств, подтверждающих причинение им действиями ответчика физических и нравственных страданий.

Дело рассмотрено в отсутствие истцов, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.

Как следует из материалов дела, истцы Кондратьев Н.В. и Кондратьева Е.А. являются сособственниками кв.*** д.*** по ул. К*** г. Ульяновска. Управление многоквартирным домом осуществляетОАО «Городская управляющая компания Железнодорожного района».

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что между ОАО «Ульяновскэнерго» и ОАО «Городская управляющая компания Железнодорожного района» 01.07.2008 г. был заключен договор энергоснабжения , предусматривающий продажу электрической энергии в целях её использования при предоставлении такими исполнителями коммунальных услуг коммунальной услуги по электроснабжению пользователям помещений в многоквартирных домах, находящихся в его управлении.

Вместе с тем, ОАО «Ульяновскэнерго» в одностороннем порядке отказалось от исполнения договора с управляющей компанией, осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу: г. Ульяновск, ул. К***, в связи с наличием перед ним задолженности за поставленную энергию в размере, превышающем ее стоимость за три расчетных периода, и с 01.09.2014 года ОАО «Ульяновскэнерго» производит расчет и выставляет, в том числе, истцам как собственникам жилого помещения, на оплату квитанции за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в отсутствие решения общего собрания собственников помещений об оплате потребленной электрической энергии непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Как следует из искового заявления и объяснений истицы, данных в судебном заседании, Кондратьевы Е.А. и Н.В. оспаривают начисление и взыскание платежей ответчиком за электрическую энергию на общедомовые нужды (ОДН).

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требованийКондратьевых, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

С доводами апелляционной жалобы нельзя согласиться по следующим основаниям.

В силу статей 153 , 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161

При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2 , 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:

При непосредственном управлении многоквартирным домом;

В многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;

В жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно пунктам 8 , 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Таким образом, ОАО «Ульяновскэнерго» в отсутствие правовых оснований производит расчет, требует от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.

Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Состоявшееся решение суда по делупо иску прокурора, на которое ссылается ответчик, не может служить препятствием для обращения граждан в суд с самостоятельными требованиями. Иск Кондратьевыхсодержит требования материально-правового характера, которые не разрешались при рассмотрении требований прокурора.

Поскольку требования истцов вытекают из отношений по предоставлению коммунальных услуг, то суд первой инстанции обоснованно исходя из положений законодательства о защите прав потребителей, установив нарушение прав истцов, взыскал с ответчика компенсацию морального вреда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционнойжалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 27 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» – без удовлетворения.

Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:

Исковые требования Кондратьевой Е*** А***, Кондратьева Н*** В*** удовлетворить частично.

Признать незаконными действия открытого акционерного общества«Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию платы за электроэнергию предоставленную на общедомовые нужды с 01 сентября 2014 года, обязав открытое акционерное общество «Ульяновскэнерго» прекратить начисление и взимание с Кондратьевой Е*** А***, Кондратьева Н*** В*** платы за электрическую энергию предоставленную на общедомовые нужды.

Обязать открытое акционерное общество «Ульяновскэнерго» произвести перерасчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды с момента одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения с управляющей организацией.

Взыскать с открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго»в пользу Кондратьевой Е*** А***, Кондратьева Н*** В*** в счет компенсации морального вреда по 1000 рублей каждому.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества«Ульяновскэнерго» в доход муниципального образования «город Ульяновск» расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Председательствующий

28 февраля губернатор нашего региона Сергей Морозов посетил обновленный офис обслуживания клиентов Ульяновского филиала «ЭнергосбыТ Плюс» и обсудил с руководством компании текущую ситуацию.

Поручение о необходимости принятия федерального закона, предусматривающего переход к системе прямых договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, было дано Президентом РФ Владимиром Путиным по итогам пресс-конференции, состоявшейся 14 декабря 2017 года. После этого был разработан законопроект о директивном заключении прямых договоров между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями. Но действующее законодательство позволяет уже начать эту работу.

Большая часть вопросов, которые задают жители, касается платежей за жилищно-коммунальные услуги, - отметил Сергей Морозов. - Поэтому переход на прямые договоры - это, прежде всего, создание прозрачной системы расчетов за тепло и горячую воду, прямое взаимодействие потребителя и компании. Немаловажно, что эта система исключает возможность недобросовестным управляющим организациям направлять средства собственников на нецелевое использование и тем самым создавать долги перед поставщиками ресурсов.

Заместитель министра промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Александр Черепан проинформировал главу региона, что работа по переводу на прямые договоры проводится всеми ресурсоснабжающими организациями региона. Почти полностью переведены на прямое абонирование потребители ОАО «Ульяновскэнерго», идет подготовительная работа в МУП «Ульяновскводоканал».

Предложения Межрегиональной общественной организации садоводов, огородников, дачников «Цветущая Родина» по вопросам индивидуального абонирования владельцев садовых земельных участков в СНО.

1. Изначально необходимо четко определиться c понятием "потребители электроэнергии на территории садоводческого образования".

Гражданский кодекс РФ (ст. 545) устанавливает, что абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с разрешения этой организации. Таким образом договор энергоснабжения не может быть применим в отношениях между абонентом и субабонентом, поскольку отношения между ними нельзя классифицировать как публичные - продажа электроэнергии не является для абонента (садоводческого некоммерческое образования) характерной, поскольку он не является и не может быть энергоснабжающей организацией, более того, передачу электроэнергии через свои сети он может осуществлять только с согласия гарантирующего поставщика (энергоснабжающей организации).

Изданные в период реформирования нормативно-правовые акты, не регулируют вопрос снабжения электроэнергией субабонентов в силу требований федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» о разделении по видам деятельности. Собственник сети или иной законный владелец может только оказывать услуги по передаче электроэнергии, но не вправе осуществлять ее поставку от своего имени. Договор энергоснабжения в этом случае заключается между субабонентом и гарантирующим поставщиком. Последний обязан урегулировать с собственником сетей вопросы, связанные с оказанием услуг по передаче электроэнергии. Правилам недискриминационного доступа (Утверждены Постановлением Правительства от27.12.2004 г. № 861) абоненты вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им сетевых объектов после утверждения соответствующего тарифа на данные услуги, при этом по общему правилу субабоненты все же должны заключать договор на предоставление услуг по передаче электроэнергии с той сетевой организацией, к чьим сетям присоединены энергопринимающие устройства (объекты сетевого хозяйства) абонентов, через которые осуществляется подача электроэнергии субабоненту. Однако правовой статус садоводческих образований, а именно - некоммерческая организация запрещает заниматься предпринимательской деятельность, т.е. извлечением прибыли.

С другой стороны, следует отметить, что правовая норма ст. 545 ГК трактуется как право передачи электроэнергии другому лицу, но не обязанность, что дает возможность абоненту не воспользоваться этим правом, то есть не передавать электроэнергию субабоненту.

Владельцы садовых участков, являющиеся членами садоводческого образования, производят возмездную оплату за потребленную электроэнергию в кассу садоводческого образования, плюс расходы на внешнее освещение проездов и заездов внутри СНТ, согласно Правил и Норм противопожарной безопасности, водокачку, сторожку и на иное общее потребление электроэнергии на инфрастуктуру, согласно утверждаемых на Общем собрании годовой сметы. Из этих сумм и производится расчет с гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией). Оплата за потребленную электроэнергию, равно как и получение денег от индивидуала в садоводческом некоммерческом образовании влечет за собой привлечение к ответственности, как неосновательное обогащение согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ.

При таком индивидуально-выборочном абонировании внутри садоводческого образования, согласно ст. 114 Правил функционирования розничных рынков абоненты (садоводческие образования), владеющие на праве общей совместной или общей долевой собственности электросетевым имуществом (энергопринимающими устройствами), к которым присоединены энергопринимающие установки субабонентов (индивидуалов), налагаются несвойственные обязательства, поскольку не гарантирующий поставщик, а абонент самостоятельно несет ответственность перед потребителями-субабонентами за надежность обеспечения электроэнергией и за ее качество. Из этого положения следует, что, абонент несет полную ответственность за возможный ущерб, причиненный в случае перерыва в энергоснабжении, при этом обязанность заключить соответствующий договор абонента с субабонентом нормативно не закреплена, а для некоммерческих садоводческих образований – запрещена. Более того, согласно Правил недискриминационного доступа, к субабоненту не могут быть абонентом применены какие-либо меры воздействия. На граждан, членов садоводческого образования налагаются и дополнительные финансовые нагрузки, перешедшие от субабонентов, освобожденных от обязательств перед садоводческими образованиями по оплате сверхнормативных потерь, и потребление электроэнергии на общие нужды садоводческого образования.

Наличие субабонентов у абонента также не влияет на право гарантирующего поставщика (энергоснабжающей организации) ограничить и приостановить подачу электроэнергии при нарушении абонентом условий об оплате электроэнергии. В соответствии с постановлением Президиума ВАС № 10998/04 от 01.03.2005 г., абоненты, заключившие договоры энергоснабжения, несут самостоятельные обязательства по оплате электроэнергии вне зависимости от фактической оплаты ее потребителями-субабонентами, в связи с чем ограничение подачи электроэнергии, предусмотренное договором энергоснабжения при неисполнении абонентом обязанности по оплате электроэнергии в предписанные договором сроки, не противоречит ст. 546 ГК РФ, определяющей случаи ограничения или прекращения подачи электроэнергии

2. Существующее положение по выборочному индивидуальному абонированию.

Выборочное индивидуальное абонирование владельцев садовых участков внутри садоводческих образований несет в себе негативные последствия, как для граждан - членов садоводческих образований, в лице некоммерческого садоводческого образования, так и для сетевых региональных организаций и гарантирующего поставщика (энергоснабжающей организации), что как минимум в настоящий момент приводит к многочисленным судебным разбирательствам, в том числе и с участием МО «Цветущая Родина» в качестве 3-го лица, в арбитражных судах по фактам нарушения нормативно-правовых положений, в договорных взаимоотношениях, особенно в вопросах оплаты за потребленную электроэнергию, между гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией) и садоводческим некоммерческим образованием.

В целях выхода из сложившейся ситуации с индивидуальным абонированием, ниже приводится информация, основанная на практике по полному переводу владельцев садовых земельных участков в садоводческих некоммерческих образованиях на индивидуальное абонирование.

МО «Цветущая Родина» разработана подробная Методика с пояснениями по полному переходу на индивидуальное абонирование, которую в ближайшее время можно будет заказать. Данная Методика будет иметь регистрационный номер, с возможностью последующего обращения получивших данную Методику для получения бесплатной организационно-правовой помощи в реализации работ по полному индивидуальному абонированию.

Обращаемся к нашим гражданам - владельцам земельных садовых участков с предложением. Если вы считаете, что проводимая нами работа необходима и полезна, то можете поддержать нашу общественную организацию, поскольку она существует только на взносы своих членов, вступлением в ее ряды (членские взносы 30 рублей с человека в год) или спонсорским взносом, а также письмами-обращениями в поддержку проводимой работы в части полного перехода на индивидуальное абонирование.

Основные положения перехода владельцев садовых земельных участков в СНТ на заключение
индивидуальных договоров энергоснабжения
(индивидуальное абонирование)

Настоящие положения основаны на положениях гражданского и жилищного законодательства, законодательных и нормативных актов по электроэнергетике, а также Федерального закона №66-ФЗ от 15.04.1998г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее закон №66-ФЗ) и направлены на положительное решение задач, связанных с переходом садоводческих товариществ на заключение прямых индивидуальных договоров энергоснабжения всеми собственниками земельных участков и находящихся на них строений (как членами СНТ, так и лицами ведущими свое хозяйство в индивидуальном порядке на территории СНТ).

Настоящие положения разработаны Межрегиональной общественной организацией садоводов, огородников, дачников «Цветущая Родина», на основе положительного опыта взаимодействия СНТ «Урожайное» Каширского района Московской области и Каширского территориального отдела ОАО «Мосэнергосбыт» с использованием имеющегося опыта других СНТ, и предполагают принятие в обязательном порядке, в соответствии с Законодательством, на общем собрании собственников земельных участков (как членами, так и не членами СНТ), решения о 100 %-ом индивидуальном абонировании.

Право заключать договора энергоснабжения между гражданами и энергоснабжающими организациями (далее ЭСО) предоставлено законодательством на основании ст. 161 часть 1,2,3 и ст.164 ч.2 Жилищного кодекса РФ, по аналогии с которыми собственники земельных участков (как члены так и не члены СНТ) имеют право на общем собрании выбрать индивидуальное абонирование как способ управления энергоснабжением в СНТ, а также на основании ст. 3 и ст. 37 (п.2) Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике» и пункта 61 Правил «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергетики» (далее Правила ОПФРР), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г. (в редакции Постановления Правительства РФ № 1242 от 31.12.2010г.), в соответствии с которыми Гарантирующий поставщик электроэнергии, при соблюдении определенных условий, обязан заключить Договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему лицом.

Порядок заключения таких договоров и необходимые условия, предъявляемые при этом к заявителю, регулируются пунктами 61,62,64 и 71 Правил ОПФРР, разделом II(п.3) и разделом III (пункты 19,20,25 и другие) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (далее Правила ПКУ), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г.

Ниже дается упрощенный перечень поэтапных мероприятий, которые необходимо провести гражданам и Правлению СНТ, в тесном взаимодействии с Гарантирующим поставщиком электроэнергии (энергоснабжающей организацией) и сетевой территориальной организацией:

1. СНТ в обязательном порядке проводит общее собрание членов СНТ (а в случае необходимости общее собрание собственников земельных участков и расположенных на них строений, - как членов так и не членов СНТ). На указанном собрании принимается Решение о 100 % индивидуальном абонировании, т. е. о способе управления энергоснабжением в СНТ через заключение индивидуальных прямых Договоров энергоснабжения.

В целях устранения возможных законодательных затруднений, связанных с расторжением или изменением договоров энергоснабжения между СНТ (юридическим лицом) и энергоснабжабжающей организацией дату начала действия индивидуальных договоров рекомендуется увязать с датой окончания действующего Договора энергоснабжения между СНТ и энергоснабжающей организацией, т. е. с 1 января следующего года. Собрание рекомендуется проводить в первой половине года, а имеющийся запас времени использовать для решения всех нижеперечисленных задач, связанных с заключением индивидуальных договоров большим количеством граждан, выполнением ими соответствующих нормативных требований и подготовкой и оформлением пакета документов, необходимых для заключения индивидуального договора энергоснабжения. (Приложение № 1).

2. Принятое на общем собрании Решение вручается руководителю Гарантирующего поставщика вместе с Письмом, в котором сообщается о намерении СНТ с даты, указанной в Решении, перейти на индивидуальное абонирование.

3. В целях успешного проведения мероприятия и решения всех вопросов, которые могут возникнуть у обеих сторон в процессе его проведения, целесообразно провести совещание представителей СНТ и энергоснабжающей организации и заключить соглашение (оформить Протоколом о намерениях) с подробным изложением затронутых вопросов, согласовать обязанности сторон по выполнению условий, выдвинутых сторонами в рамках нормативных актов. (Перечень вопросов, рекомендуемых к согласованию сторонами дается в Приложении №2).

4. Первоочередное мероприятие, которое необходимо провести СНТ- это подготовка индивидуальных узлов учета электроэнергии для предъявления энергоснабжающей организации в соответствии с техническими условиями, согласованными на вышеуказанном совещании.

В рамках данного мероприятия проводится замена или поверка счетчиков, проверяется высота их установки, а также их пломбирование представителями ЭСО. Кроме этого узлы учета и вводы в строение проверяются на соответствие Правилам ПУЭ.

5. По мере готовности индивидуальных узлов учета к приемке представителем ЭСО, правление поэтапно, в соответствии со статьей 26 (пункт4) Закона 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 27 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии … к электрическим сетям» в редакции Постановления Правительства РФ №334 от 21.04.2009г. (далее Правила ПТП), помогает оформить членам СНТ, заключающим с МЭС индивидуальные договора энергоснабжения, следующие документы:

  • разрешение на мощность
  • акт о технологическом подсоединении
  • акт о разграничении балансовой принадлежности и технологической ответственности между владельцем участка, СНТ и сетевой территориальной организацией.
    Документы оформляются на основании заявления от членов СНТ – владельцев земельного участка с приложением:
  • ксерокопии паспорта
  • ксерокопии свидетельства на строение и свидетельства на земельный участок
  • однолинейной схемы узла учета.

Настоящим обращается внимание руководителей сетевых и энергоснабжающих организаций, что в случае, если ВЛ-0,4 кВ, ВЛ-10кВ и понижающие трансформаторы не переданы на баланс территориальной сетевой организации и их содержание производится за счет средств членов СНТ, оформление вышеуказанных документов должно производиться исключительно Правлением СНТ. Особенно недопустимыми являются случаи выдачи этими организациями Разрешения на мощность без ведома руководства СНТ при обращении отдельных граждан – членов СНТ с указанием завышенной к использованию мощности, что является прямым вмешательством во внутренние дела СНТ.

Выдача разрешения на мощность каждому члену СНТ производится на основании Решения общего собрания о перераспределении между членами общей мощности в рамках мощности, отпущенной садоводческому товариществу в соответствии с разрешением, выданным территориальной сетевой организацией.

Так как главным при согласовании Акта о разграничении балансовой принадлежности является правильность нанесения границ балансовой принадлежности между членом СНТ, сетями СНТ, являющимися общей совместной собственностью, и территориальной сетевой организацией, а также правильность определения границы эксплуатационной и технологической ответственности электросетевой и снабжающей организации, то в целях обеспечения качества электроэнергии, указания в документах «точки присоединения» абонента и места установки прибора учета, в целях надлежащего исполнения договорных обязательств по поставке гражданам электроэнергии напряжением 220-380в., представляется целесообразным оформить и согласовать «типовой» (обезличенный) для конкретного СНТ, указанный выше Акт, с приложением согласованного Акта, оформленного конкретно на одного из членов СНТ (например, на председателя правления). Акты на остальных членов СНТ в этом случае оформляются за подписью председателя правления, ответственного за электрохозяйство и владельца земельного участка, а затем представляются в МЭС, без согласующей подписи электросетевой организации. Могут быть и другие варианты.

При этом «точкой присоединения» электрохозяйства отдельного члена СНТ в указанных Актах, в целях заключения индивидуального Договора энергоснабжения и исполнения договорных обязательств по поставке электроэнергии бытового назначения (380/220в) со стороны ЭСО и по оплате за нее со стороны потребителя, в соответствии с пунктами 16.1 и 25.1 Правил ПТП и пункта 5 Правил ПНД, будет являться точка, находящаяся на изоляторах опоры, от которой отходит ответвление к вводу в строение соответствующего члена СНТ. При этом граница эксплуатационной (технологической) ответственности для сетевой организации остается в «точке присоединения» сетей СНТ (общей совместной собственности членов СНТ) к сетям этой организации.

6. Документы, необходимые для заключения индивидуального договора энергоснабжения, подаются в ЭСО поэтапно вместе с соответствующим личным Заявлением в порядке, согласованном сторонами. При этом в заявлении или однолинейной схеме узла учета электроэнергии должны быть, в обязательном порядке, отметки инспектора ЭСО о принятии узла учета и его пломбировании, с указанием марки и заводского номера счетчика, а также показаний счетчика на день подачи документов.

К концу декабря месяца истекающего года, заявления с оформленными документами от всех членов СНТ должны быть поданы в ЭСО, а Правление СНТ в начале декабря месяца направляет в ЭСО письмо о прекращении действия Договора энергоснабжения между СНТ и ЭСО с 01 января наступающего года в связи с окончанием срока его действия и заключением всеми членами СНТ индивидуальных договоров, которые начинают действовать с 01 января наступающего года. При этом к гражданам (в т.ч. членам СНТ), заключившим индивидуальные договора энергоснабжения, применимы тарифы для населения, проживающего в сельской местности.

В случае возникших недоразумений по указанному вопросу МО «Цветущая Родина» предоставит любому СНТ полное обоснование законности данного положения.

Председатель Президиума МОО «Цветущая Родина» В.В. Шаталинский

Приложение № 1.

ПЕРЕЧЕНЬ
документов, необходимых для представления
в Мосэнергосбыт (иную энергоснабжающую организацию)
в целях заключения индивидуального договора энергоснабжения

1. Заявление о заключении договора;

2. Однолинейная схема энергоснабжения (в том числе схема узла учета электроэнергии) с отметкой о приемке узла учета и его пломбировании;

3. Разрешение на используемую мощность, выданное правлением СНТ;

4. Акт о технологическом присоединении. Оформляется правлением СНТ на бланке СНТ. Возможно согласование с территориальной сетевой организацией;

5. Акт о разграничении балансовой принадлежности и технологической (эксплуатационной) ответственности. Возможно согласование с территориальной сетевой организацией. Оформляется правлением СНТ на бланке;

6. Ксерокопия правоподтверждающего документа на земельный участок или строение (копия заверяется печатью СНТ);

7. Ксерокопия паспорта владельца земельного участка или строения на земельном участке (для правильного оформления договора).

Приложение № 2.

1. Технические условия на оборудование узлов учета электроэнергии. Выдается на СНТ в одном экземпляре, а СНТ применяет их к каждому члену СНТ- собственнику земельного участка;

2. Порядок и сроки принятия узлов учета представителем ЭСО и пломбирования как счетчиков, так и ограничителей мощности в соответствии с разрешением на мощность, выданным члену СНТ правлением товарищества;

3. Порядок оформления и согласования Актов о технологическом присоединении и разграничении балансовой принадлежности;

4. Порядок и сроки подачи заявлений о заключении индивидуального договора энергоснабжения и необходимых документов;

5. Порядок окончания действия договора энергоснабжения между СНТ и ЭСО или согласование изменений к нему;

6. Условия применения к лицам, заключившим индивидуальные договора, тарифов, применяемых к населению, проживающему в сельской местности.

Примечание:
а) Обязательством сторон по каждому согласованному пункту должно уделяться пристальное внимание.

б) Переговоры рекомендуется вести в интересах всех членов СНТ, при этом вопросы, регулируемые нормативными актами, решать в рамках законодательства. Нерегулируемые законодательством вопросы решать в рамках заинтересованности сторон.

От сайт: Позднее мы планируем объявить о способе распространения предлагаемой методики в садоводческой среде. Сразу скажем, что бесплатным оно не будет, так как необходимо издание печатного варианта. Тех же, кто заинтересован в финансировании начального тиража, просим обращаться в редакцию Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript