Справка

Судебные приставы - это должностные лица, которые исполняют решения судов и других полномочных органов в принудительном порядке, например, по выплате долгов, лишению родительских прав, выселению.

Эта профессия существовала на Руси еще в XII веке. Приставов тогда называли отроки, мечники или детские. Они имели гораздо больше полномочий: могли обращаться за помощью к полиции и воинским частям. За неисполнение решения, принятого судом, должника могли сослать на каторгу.

Востребованность профессии

Достаточно востребована

Представители профессии Судебного пристава являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Судебные приставы .

Вся статистика

Описание деятельности

Судебных приставов по основному виду деятельности разделяют на приставов, обеспечивающих порядок деятельности судов, и приставов-исполнителей судебных актов.

Первые следят за общественным порядком в зале суда во время заседания. Например, именно судебный пристав произносит фразу «Встать! Суд идет!» Кроме того, он сопровождает документы, тома дела из канцелярии к месту проведения заседания, обеспечивает присутствие всех свидетелей. Судебный пристав должен уметь своевременно распознать признаки опасности, криминальный оттенок происходящих событий в зале суда.

Судебный пристав-исполнитель принимает у себя в кабинете граждан, желающих заплатить или взыскать долг. Они много времени проводят за изучением правовой литературы, потому что действуют исключительно в рамках закона. Но больше всего времени и сил занимает у него личное посещение домов должников.

Рабочий день судебного пристава-исполнителя обычно ненормированный. Он может начаться в 6 утра и закончиться в 22 часа. Но когда дело не терпит отлагательств или создаются условия, угрожающие жизни и здоровью граждан, пристав-исполнитель может выйти на работу и в ночное время, и в выходные дни.

Зачастую приставы работают в сопровождении охраны.

Для судебных приставов предусмотрена форменная одежда черного или темно-синего цвета со знаками отличия.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Судебного пристава нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Судебного пристава , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Судебного пристава обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Судебным приставом (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Судебным приставом .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

В зависимости от основного вида деятельности, судебные приставы исполняют разные обязанности. Пристав, обеспечивающий порядок деятельности судов, следит за безопасностью всех присутствующих в зале суда - от судьи до участников судебного процесса. В его обязанности входит охрана зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время. Пристав проверяет готовность судебных помещений к заседанию, доставляет уголовные дела и вещественные доказательства к месту проведения процесса. Он должен предупреждать возможные преступления и правонарушения в зале суда и, в случае необходимости задерживать нарушителей.

Приставы-исполнители имеют ряд других обязанностей. Главная из них - это принудительное исполнение решений судов и других полномочных органов. Это, в основном, подразумевает взыскание денежных средств или наложение ареста на имущество должника. Пристав должен предоставить сторонам дела возможность ознакомиться со всеми материалами, он рассматривает заявления сторон по поводу данного дела, выносит постановления.

Судебный пристав-исполнитель посещает должника по месту жительства. Кроме того, он, подобно детективу, наводит справки о его материальном положении, выясняет место и другую необходимую информацию.

При взыскании долгов по транспортному налогу или по штрафам за нарушения правил дорожного движения приставы проводят совместные рейды с инспекторами ГИБДД.

Вид труда

Преимущественно умственный труд

Профессия Судебного пристава - это профессия преимущественно умственного труда, которая в большей степени связна с приемом и переработкой информации. В работе Судебного пристава важны результаты его интеллектуальных размышлений. Но, при этом, физический труд не исключается.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

В зависимости от занимаемой должности и стажа работы судебным приставам присваиваются классные чины: от действительного государственного советника юстиции до младшего юриста. По административной карьерной лестнице пристав может подняться до руководителя службы судебных приставов.

Возможности карьерного роста

Минимальные карьерные возможности

По результатам анкетирования, Судебные приставы имеют минимальные карьерные возможности. Это совсем не зависит от самого человека, просто профессия Судебного пристава не имеет схемы карьерного роста.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Характеристика сотрудника

Работа судебного пристава требует огромного терпения и устойчивой психики. Ведь люди, которые не хотят добровольно исполнять решения суда, часто ведут себя неадекватно и угрожающе по отношению к приставам. Чувство такта и самообладание также не заменимы при общении с такой категорией людей. Судебный пристав должен быть уверенным в себе, смелым. Он может взять инициативу в свои руки, действуя в критических ситуациях.

Судебный пристав, обеспечивающий порядок в суде, способен длительное время концентрировать внимание и проявлять наблюдательность, так как он несет профессиональную ответственность за безопасность граждан в зале суда. От его способности вовремя распознать и предотвратить назревающий конфликт или опасную ситуацию могут зависеть даже жизни людей. При этом приставу немаловажно знать характеристики невербального общения: уметь определять по поведению, мимике людей их возможные намерения.

Судебные приставы должны отличаться хорошим физическим здоровьем и высокой работоспособностью, чтобы выдерживать все трудности ненормированного рабочего дня.

Кому подходит профессия

Мужчинам

Профессия Судебного пристава в нашем обществе относится к категории «мужские профессии». Безусловно, это не означает, что женщинам запрещается работать Судебным приставом . Просто данная профессия является физически тяжелой или грубой для женщины, поэтому, ее принято считать преимущественно мужской.

Как пользователи оценивали этот критерий:

История возникновения и развития института судебных приставов.

История развития любого правового института тесно связана с его периодизацией, так как любое развитие происходит поэтапно. В своём развитии институт судебных приставов прошёл несколько этапов, которые именовались в разное время по-разному.

«В системе государственного устройства России судебный пристав - фигура исторически традиционная. Упоминания о нем нетрудно отыскать в документальных актах, действие которых относится по времени к периоду феодальной раздробленности Руси в Новгородской и Псковской судных грамотах, датированных XV веком» .

Рыжова Ю.Н. отмечает, что институт судебных приставов возник как система должностных лиц, состоящих при судебных ведомствах. В их обязанности входило совершение отдельных действий процессуального и вспомогательного характера при расследовании уголовных дел и исполнении решений суда .

Из сказанного можно сделать вывод о том, что институт судебных приставов во все времена имел важное значение.

В развитии института судебных приставов выделяют четыре основных периода развития:

  1. Период Древней Руси, феодальной раздробленности и сословно-представительной монархии;
  2. Период абсолютной монархии;
  3. Советский период;
  4. Постсоветский период.

Названная периодизация является условной, обобщенной, и одной из многих.

Первый этап - период Древней Руси, феодальной раздробленности и сословно-представительной монархии - начался одновременно с формированием Древнерусского государства. Об этом можно судить, если обратить внимание на норма одного из первых источников древнерусского права - Русской правды (11 в.). Данный источник предусматривал «обиду» в качестве одного из нарушений права и устанавливал наказания за совершение в виде штрафных санкций. Такие санкции назывались княжескими вирами. Обязанности по их сбору были возложены на княжескую дружину. Таким образом, отдельной должности по данному направлению в то время ещё не было, однако функция сбора штрафа (или принудительного исполнения решения о взыскании суммы штрафа) уже возникла.

Следующим источником норм в истории института судебных приставов стала Псковская судная грамота (15 в.). Согласно этого документа решения князя, а так же его окружения должны были исполнять подвойские приставы. Ст. 57 Псковской судной грамоты определяла их полномочия. Среди них выделялось право входить в чужое владение вместе с истцом без препятствий, разыскивать и осуществлять изъятие имущества, находящегося у должника. Пристав мог заниматься розыском вора, задерживать его и арестовывать, а в случае оказания сопротивления мог применять различные средства и силу. Также пристав мог лишить жизни должника, оказывающего сопротивление.

Дальнейшее развитие современного института судебных приставов связано с Судебником 1497 года. Данный закон представлял собой кодифицированный источник древнерусского права. При анализе его положений можно проследить, что институт приставов обрёл еще более важную роль в осуществлении правосудия.

В Судебнике указываются действия пристава, направленные на осуществление его функций. Ст. 28 Судебника регулирует порядок выдачи приставных грамот. Приставная грамота выдавалась приставу и наделяла его правом брать на поруки ответчика при вызове в суд, осуществлять обыски и другие действия в целях расследования или исполнения приговора. Вызовами в суд занимались отдельные лица, именовавшиеся ездовыми, недельщиками и доводчиками.

Необходимо обратить внимание на ст. 44 Судебника, которая предусматривала вознаграждение пристава.

Следующей ступенью развития института судебных приставов стал Судебник 1550 года. Здесь основное внимание уделялось регулированию русского судоустройства и судопроизводства.

Особо следует отметить роль 17 века в развитии института судебных приставов. В это время продолжалось расширение земель Русского государства, а также становление его централизации. Данный период связан с появлением одного из значимых правовых актов Русского государства - Соборного Уложения 1649 года.

В вопросе регулирования института судебных приставов Соборное Уложение имело сходство с Судебниками 1497 и 1550 годов. Например, в нем, предусматривались должности приставов и недельщиков. В их функции входил определенный круг обязанностей, таких как: по челобитной истца доставлять в суд ответчика, разыскивать преступников, недельщик или пристав могли произвести арест, принудительно доставить в суд. Все их действия подлежали оплате за счет виновной стороны.

В то время приставы и другие должностные лица с похожими обязанностями именовались по-разному: вирниками, отроками, мечниками, позовниками, подвойскими, недельщиками, но пристав являлся должностным лицом судебного ведомства.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что уже в период Древнерусского государства институт судебного пристава существовал. В его обязанности входило выполнение функций по обеспечению установленного порядка судопроизводства, по исполнению судебных решений.

Второй этап истории развития института судебных приставов связан с периодом становления монархии в Российском государстве в 18 - начале 19 вв.

В это время продолжало применяться Соборное Уложение 1649 года. Его применение подтвердил Петр I своим Указом от 15 июня 1714 г. Во время правления Петра I было принято множество правовых актов, которые применялись наряду с уже существовавшими на тот момент времени источниками права.

Исполнением решений судов, а также других государственных органов и должностных лиц занимался специальный орган, который именовался - Юстиц-коллегия. Юстиц-коллегия была создана по Указу Петра I 12 декабря 1717 г. В её состав вошел и Урядный приказ, занимавшийся исполнительно-распорядительной деятельностью. Именно он и осуществлял те функции, которые сегодня принято относить к функциям Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации.

После Петра I в 1738 году приказы были заменены другими органами - Департаментами.

Следующие перемены в организации института судебных приставов произошли во времена правления Екатерины II. В 1782 году она присвоила полномочия урядников полиции. В 1786 году, урядники были разделены на две категории. Одни стали именоваться полицейскими приставами, которые исполняли решения судов, а другие - становыми приставами, осуществляющими охрану.

Позднее, после учреждения министерств, органы приставов стали относиться к разным ведомствам: исполнительная полиция - к министерству полиции, становые приставы - к Министерству юстиции.

Полномочия судебных приставов с 18 до середины 19 века выполняли полицейские. Объединение в одном государственном органе и полицейских, и судебно-вспомогательных полномочий создавало много трудностей, но в 1864 году этот недостаток устранили. В ходе судебной реформы 1864 года при Александре II общая полиция была заменена судебно-вспомогательным органом. Таким образом, институт судебных приставов стал организовываться в прежнем виде.

«В соответствии с Учреждением судебных установлений (правовым актом, утвержденным 20 ноября 1864 г. императором Александром II) судебные приставы избирались для исполнения служебных обязанностей председателями соответствующих судов и обер-прокурорами кассационных департаментов Правительствующего сената после надлежащего удостоверения в благонадежной нравственности и способности кандидатов к исполнению принимаемых ими на себя обязанностей» .

С этого времени было законодательно закреплено понятие «судебный пристав». Судебным приставом признавалось должностное лицо, которое состояло при уголовном и гражданском кассационных департаментах Сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судей и при мировых судьях.

В образовавшуюся систему приставов были включены частные становые приставы, городские следственные приставы и судебные. Их обязанности определялись следующим кругом действий:

  1. Осуществление привода лиц, не желающих самостоятельно являться в суд по повестке;
  2. Оповещение сторон о судебных заседаниях путем доставки им повесток, доставка судебных документов по назначению;
  3. Взыскание денежных сумм с должников до вынесения судебного решения;
  4. Исполнение судебных решений, постановлений и определений, распоряжений судей;
  5. Исполнение иных обязанностей по поручениям судов.

Должности судебных приставов замещались в то время путем назначения сотрудников, состоявших на канцелярской службе в различных органах. Назначение осуществлял председательствующий судья. Лицо, назначенное на эту должность, должно было быть утверждено, и для этого имелись три обязательных условия. Во-первых, человек, избранный на должность судебного пристава, должен был выдержать годовой испытательный срок. Во-вторых, было обязательным внесение залога. Залог был предусмотрен в целях обеспечения погашения возможного ущерба от незаконных действий пристава, еще не прошедшего испытание. Третьим условием было принятие присяги, которая проводилась на общем собрании департамента или отделения соответствующего суда .

Должности судебных приставов относились к должностям государственной службы, и приставам присваивались классные чины.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что к 20 веку в России полностью сформировался институт судебных приставов. Судебные приставы осуществляли деятельность по принудительному исполнению решений судов как уголовным, так и по гражданским делам.

Третий этап развития института судебных приставов начался уже в советский период - с 1917 года.

24 ноября 1917 года после революции институт судебных приставов был упразднен принятием Декрета СНК РСФСР «О суде». Этот Декрет постановил: «упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований» .

Таким образом, новый, советский этап развития института судебных приставов начался отменой всех существовавших и относившихся к нему органов и учреждений. После принятия Декрета, должный порядок в судах обеспечивали красногвардейцы, затем к исполнению обязанностей были привлечены органы милиции. Милиция исполняла функции по вручению повесток участникам судебных заседаний и занималась исполнением судебных приговоров. Денежные и другие материальные взыскания по гражданским делам производились судебными исполнителями. Данные лица, помимо прямых обязанностей, присущих приставам, осуществляли нотариальные исполнительные надписи нотариусов, удостоверяли подлинность судебных актов.

Важно отметить, что в то время судебные исполнители существовали не во всех населенных пунктах. В таких случаях исполнение судебных решений, а также решений земельных комиссий производили волостные исполнительные комитеты, милиция, и некоторые другие органы и должностные лица.

Например, в соответствии с Декретом ВЦИК СНК РСФСР от 11.07.1923 при установлении случаев уклонения от неуплаты налогов дело подлежало передаче в суд. Далее, после принятия соответствующего решения суда финансовый либо налоговый инспектор производил опись взыскиваемого имущества неплательщика, организовывал проведение торгов; после реализации имущества передавал вырученные средства в кассу соответствующего волостного исполнительного комитета с последующим уведомлением финансового или продовольственного органа о результатах торгов .

Говоря об исполнении судебных решений в советский период, необходимо указать, что данная деятельность регулировалась различными нормативными актами, и по мере необходимости в них периодически вносились необходимые изменения и дополнения. Среди таких нормативно-правовых актов можно выделить следующие:

Помимо перечисленного, отдельные вопросы толкования указанного законодательства и правоприменительной регулировались Постановлениями Пленумов Верховного суда СССР.

Таким образом, на основе вышеперечисленных нормативно-правовых актов в советский период регулировался институт судебных приставов.

Через шесть лет после отмены судебных приставов, в 1923 году ГПК РСФСР был восстановлен данный институт. Следует отметить, что часть пятая указанного кодекса полностью посвящена правовой регламентации исполнения судебных решений приставами . В ней были урегулированы следующие вопросы:

  1. Перечень судебных актов, которые подлежали исполнению приставами;
  2. Порядок возбуждения исполнительного производства;
  3. Порядок принудительного исполнения судебных решений, в том числе обращения взыскания на имущество и заработную плату должника, порядок производства взыскания с государственных организаций;
  4. Порядок реализации изъятого у должника имущества.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 года закреплял перечень актов, подлежащих исполнению приставами. К ним относились решения и приказы судов по гражданским делам, определения судов по делам особых производств и об обеспечении исков, определения судов по гражданским делам о наложении штрафов, решения Арбитражных и Земельных Комиссий .

В соответствии с советским законодательством на должность судебного пристава-исполнителя мог быть назначен гражданин, соответствовавший определенным требованиям. Гражданин должен был пользоваться избирательными правами, нести службу на протяжении года в органе юстиции Советского государства, либо необходимо было сдать экзамен при губернском суде.

Назначение на должности и увольнение судебных исполнителей производилось на основании распоряжения председателя соответствующего суда. Судьи также осуществляли и контроль деятельности судебных исполнителей.

Иным не менее важным нормативно-правовым актом в истории отечественного института судебных приставов стал Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 года . Данный кодекс применялся на территории нашей страны и после распада СССР, до 2003 года. В отличие от ГПК РСФСР 1923 был значительно расширен круг актов, которые подлежали исполнению. К числу таких актов Кодекс 1964 г. отнёс следующие:

Из приведенного списка видно, что круг полномочий и обязанностей судебных исполнителей в советский период был широк.

Начиная со времени принятия рассматриваемого Кодекса, приставы стали называться так, как именуются сейчас в соответствии с действующим законодательством - судебными исполнителями.

Советское законодательство, определяющее порядок принудительного исполнения судебных актов, действовало и на территории Российской Федерации.

Однако после распада СССР изменилась политическая и экономическая ситуация, в стране, а с ней изменились экономические и правовые приоритеты общества. В такой обстановке советское законодательство не смогло эффективно регулировать правоотношения и требовалось обновление правовой основы судебно-исполнительной деятельности.

Стало очевидным, что нужна судебная реформа, которая не могла быть осуществлена без реформы системы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов власти и управления. Говоря о реформировании института судебных приставов, нельзя не отметить, что причиной острой необходимости реформирования стали положения новой Конституции 1993 года, которая предусматривала принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную . Следовательно, подчиненность судебных приставов судам не соответствовала новому законодательству, в частности, Конституции РФ 1993 года, так как исполнение судебных решений должно было относиться к компетенции органов исполнительной власти, а не судебной.

Принятие ФЗ от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» стало началом заключительного, современного этапа развития института судебных приставов . В соответствии с новым указанным законом деятельность приставов была передана под контроль Министерства юстиции России.

На протяжении всей истории институт судебных приставов способствовал развитию и становлению государственности и утверждению принципов справедливости.

История развития человеческого общества знала периоды, когда принудительное осуществление кредитором своих претензий проводилось силами и средствами самого кредитора, причем без какого бы то ни было предварительного разбора и подтверждения правильности самой претензии, а затем с введением предварительного, чаще всего, судебного признания права кредитора и ограничения пределов допустимого самоосуществления права, т.е. самоуправства со стороны кредитора.

По ранним литературным источникам на Руси исполнением судебных решений занимались отроки, мечники Русской правды, а также приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника. В XVIII веке эти обязанности полностью легли на плечи общей полиции. Связанные с этим неудобства привели к созданию особого круга лиц, занимающихся исполнением судебных решений – судебных приставов.

Судебные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства и учреждением судебных установлений. К компетенции судебных приставов относились следующие полномочия: исполнение судебных решений и определений, доставка сторонами повесток и бумаг по делам, исполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании. Решения мировых судебных установлений приводились в исполнение судебными приставами, состоящими при мировых съездах. Решения земских начальников и городских судей в пределах земских участков приводились в исполнение полицией. Кроме того, председатели судебных мест имели право исполнение решений поручать чинам полиции при недостатке судебных приставов.

20 ноября 1864 года император Александр II утвердил ряд законов о судоустройстве: Судебник, Судебный устав, «Судебные приставы и правила исполнительного производства по судебному уставу» и некоторые другие. Именно этот день считается днем организации службы судебных приставов (судебной полиции). Служба была упразднена в первые годы советской власти и работа по воплощению в жизнь судебных решений была возложена на органы милиции и лишь частично на судебных исполнителей. За последующие годы служба судебных приставов несколько раз претерпевала различные изменения.

По уставу гражданского судопроизводства 1864 года проведение торгов недвижимым имуществом регулировалось следующим образом. Опись вместе с оценкой представлялась судебным приставом в суд, при котором предстояла публичная продажа имущества. Непременный член мирового съезда или председатель, либо уездный член окружного суда, смотря по тому, куда представлена опись, проверял, соблюдены ли судебным приставом установленные в законе правила, и если найдет, что она составлена согласно с ними, назначал одного из судебных приставов, по избранию обеих сторон, или по своему усмотрению для производства торга. Время, судебное место, при котором должна производиться продажа и последовательность продажи описанного имущества определялись по взаимному соглашению между должником и взыскателем или взыскателями, а если согласия не последовало, то судебным приставом сообразно с правилами (статья 1132 Устава гражданского судопроизводства). Место производства торга зависело от ценности и от местонахождения имущества. Именно при окружном суде продавалось имущество, оцененное в сумму свыше пятисот рублей (по закону о реформе местной юстиции – свыше одной тысячи), или же находящиеся в уезде того города, где существует окружной суд. Когда продажа производилась при съезде, то заведование ее возлагалось на непременного члена или председателя, а если при окружном суде, то на одного из членов суда по назначению председателя.

В первые годы Советской власти судебные решения воплощали в жизнь милиция и кое-где судебные исполнители. После революции 1917 года на смену отлаженной бюрократической системе Царской России пришла новая, которой, как показывает изучение архивных документов, выполнять эти функции было чрезвычайно сложно. В 1930-1940г.г. правила исполнения судебных решений, впервые в судебном гражданском процессе, были регламентированы процессуальным законодательством и инструкцией НКЮ СССР от 28 сентября 1939 года «О порядке исполнения судебных решений». До недавнего времени принудительное исполнение регулировалось, в основном разделом 5 Гражданского процессуального кодекса РСФСР и инструкцией об исполнительном производстве от 15 ноября 1985 года. Эти акты во многом не учитывали направленность социальных и правовых реалий нового времени.

Право не может считаться действующим, если не реализуется предписанием правовых норм. Какой бы не была деятельность судов, решения их останутся иллюзорными, если не будут исполняться. Эти задачи возложены на службу судебных приставов.

В современной России служба была создана как государственная структура в системе Министерства юстиции Российской Федерации в 1997 году. Ее создание было продиктовано временем. К этому периоду в Российской Федерации окончательно сложилось три ветви государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная. Судебная обособилась в самостоятельную ветвь власти. Происходило обособление судебной власти от исполнения несвойственных ей функций. Судейское сообщество считало, что исполнение судебных решений на тот период времени ближе все-таки к власти исполнительной. Идея создания мощной государственной структуры, нацеленной на реальное исполнение решений судов, возникла с появлением различных форм собственности и рассветом предпринимательства.

В 1997 году были определены непосредственные задачи службы, сформулированные в двух федеральных законах, принятых 21 июля 1997 года «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Были решены основные вопросы исполнительного производства, во-первых создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов, во-вторых законодательство обеспечило равенство защиты всех форм собственности и в сфере исполнительного производства, в-третьих созданы нормативные предпосылки улучшения кадрового состава судебных приставов-исполнителей и подъема их профессионального уровня, посредством принятых законов усилена ответственность неисправных должников за невыполнение судебных актов и актов других органов, а также граждан и работников организаций за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, наряду с этим обеспечен контроль за действиями судебного пристава-исполнителя.

С тех пор как служба начала свою деятельность она неоднократно преобразовывалась и на приставов возлагались новые задачи.

Служба судебных приставов в современных условиях играет положительную роль в укреплении законодательства и выработке в обществе истинного ценностного отношения к праву как к социальному институту, без которого нельзя решать стратегические задачи повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения. Она контролирует исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве», а также следит за поддержанием установленного порядка деятельности судов.

Служба судебных приставов включает в себя две категории должностных лиц: судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов – исполнителей. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов обеспечивают в судах безопасность судей, заседателей участников судебного процесса и свидетелей, обеспечивают охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, осуществляют принудительный привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю. Прерогативным направлением деятельности судебных приставов-исполнителей является принудительное исполнение судебных решений и иных уполномоченных органов.

Служба также занимается взысканием задолженности по налогам и сборам, наделена функцией по осуществлению дознания, расследует преступления против правосудия, выражающиеся в проявлении неуважения к суду, в воспрепятствовании судебной деятельности.

Говоря о полномочиях судебных приставов-исполнителей можно выделить следующие рычаги воздействия, которыми они обладают. Они имеют право принимать на исполнение судебные акты и акты других органов, возбуждать исполнительное производство, разыскивать, изымать, передавать на хранение, реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота, получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, налагать арест на денежные средства и ценности, в том числе и находящееся на счетах в банках, для того, чтобы обеспечить иск, который подан взыскателем.

Деятельность судебных приставов постепенно становится серьезным фактором укрепления российской государственности.

В древней России исполнением занимались отроки, мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника. К XVIII веку практически единственным органом принудительного исполнения судебных решений стала общая полиция. Неудобства, связанные с таким порядком, привели к созданию особого круга лиц, занимающихся исполнением, - судебных приставов. Судебные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего Сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства и Учреждением судебных установлений. Согласно ст.321 и 322 Учреждения судебных установлений к компетенции судебных приставов относились следующие полномочия: исполнение судебных решений и определений, доставка сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе исполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании.

Законодательство Российской империи устанавливало ряд квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава. Так, не могли быть судебными приставами лица, не достигшие 21 года; иностранцы; лица, объявленные несостоятельными должниками; состоящие на службе от правительства или по выборам; подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишённые духовного сана по приговорам духовного суда; лица, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, и те, кто, будучи под судом за такие преступления и проступки, не оправдан судебными приговорами; лица, исключённые из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; лица, которым по суду запрещено хождение по чужим делам. Кроме того, кандидат на должность судебного пристава вначале исполнял свои обязанности в течение одного года, а затем, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей, утверждался в должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые могли быть им причинены. Убытки, причинённые неправильными действиями судебного пристава, возмещались по судебному решению, из внесённого им денежного залога, а при его недостаточности – из прочего имущества самого судебного пристава. Судебные приставы имели право избирать из своего состава совет в составе старейшины и нескольких членов, без определения сроков их полномочий. Судебные приставы могли ходатайствовать через свои советы о разрешении образовать им товарищества с круговой порукой друг за друга. Тем самым приставы принимали на себя ответственность за все убытки, которые могли быть причинены их действиями. Вместе с тем, расширялись дисциплинарные права советов судебных приставов. Они получали возможность безапелляционно лишать приставов причитающегося на их долю вознаграждения по таксе и штрафовать на суммы от 5 до 100 рублей, увольнять их на основании жалоб, удалять по неблагонадёжности и неспособности, принимать на их место других и добавлять к штатным приставам внештатных, доводя о всякой перемене в составе приставов до сведения председателей и прокуроров судебной палаты. Исполнительныё лист выдавался судом, вынесшим решение, а затем передавался взыскателем председателю того окружного суда, в округе которого должно было состояться исполнение решения. Ответчик извещался повесткой об исполнении. Судебный пристав производил опись и арест имущества должника, после чего оно продавалось с публичных торгов. Помимо Устава Гражданского судопроизводства принудительное исполнение регулировалось рядом других правовых актов, например Положением о взысканиях гражданских. После 1917 г. функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоявшие при судах и находившиеся в двойном подчинении: назначались на должность руководителями органов юстиции субъектов Российской Федерации, организовывали их работу председатель районного суда и Министерство юстиции Российской Федерации, а контроль над их работой осуществлялся судьёй районного суда.


Порядок принудительного исполнения раскрывался в ГПК РСФСР 1923 г.

В 20-е годы, в период новой экономической политики, служба судебного исполнения работала достаточно активно в связи с оживлением гражданского оборота. Судебным исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года в какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде. Судебные исполнители назначались на должность или увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда.

Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты. Исполнение судебных решений и решений земельных комиссий могло быть возложено в случае отсутствия судебных исполнителей на волостные исполкомы и органы милиции.

До середины 90-х годов порядок исполнения судебных решений регламентировался Инструкцией Министерства юстиции от 24.04.1973 г. и Инструкцией об исполнительном производстве от 15.11.1985 г Исполнительное производство носило государственный характер и имело достаточно много присущих судебному процессу черт и признаков, защищало государственную, общественную и кооперативную собственность.

Экономические и политические преобразования привели к необходимости изменения системы принудительного исполнения, выявив неэффективность существовавших правовых норм, не отвечающих новым, поставленным жизнью задачам, не обеспечивающих равенство защиты всех форм собственности, не предоставляющих судебным исполнителям правомочий, достаточных для принудительного исполнения поступающих им на исполнение исполнительных документов и не позволяющих улучшить кадровый состав судебных исполнителей. Стало очевидным, что судебная реформа должна быть дополнена реформой системы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, по которым закон допускает принудительное исполнение. Законопроекты, реформирующие принудительное исполнение и решающие задачи обеспечения установленного порядка деятельности судов, были разработаны Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. На объединённом Пленуме этих высших судов 28.02.1995 г. было принято постановление о внесении законопроектов в Государственную Думу РФ.

В 1997 г. вступили в силу ФЗ "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" и была создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов, которая получила название Служба судебных приставов .

В соответствии с конституционным принципом разделения властней принудительное исполнение судебных актов и актов других органов является функцией не судебной, а исполнительной власти, и поэтому служба принудительного исполнения отделена от самих судов и судопроизводства и передана Министерству юстиции РФ – федеральному органу исполнительной власти. Вместе с тем судопроизводство и исполнительное производство неразрывно связано общностью выполняемой ими задачи – защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которую исполнительное производство выполняет только одним способом – путем принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Исполнение судебных решений - это показатель уважения к государству. Ведь правосудие считается свершенным, когда выполнено решение суда. ФССП России является единственным уполномоченным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим принудительное исполнение судебного решения. Служба обеспечивает правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Но история долговых отношений насчитывает не одно тысячелетие. На разных этапах развития государства применялись различные методы взимания долгов и всегда были люди, которые боролись с должниками. Потребность в решительных действиях с целью взимания долга и предотвращения недобросовестного поведения заемщиков возникла в глубокой древности. В частности, всегда актуален был вопрос регулирования долговых обязательств по налогам и сборам. Но как таковой институт принудительного исполнения в России складывался постепенно, его совершенствование шло параллельно с развитием правовой системы и зависело от многих экономических, политических и социальных процессов.

В Древней Руси дань являлась формой налогов, а сборщиком дани выступал сам князь. С ноября по апрель он с дружиной выезжал на полюдье – собирать дань и вершить суд в подвластных ему племенах. К поселенцам, которые отказывались или не имели возможности платить, применялись силовые методы, - волю князя приводили в исполнение верные дружинники. Поскольку не был установлен четкий размер повинности, княжеская дружина нередко встречала ожесточенное сопротивление.
После гибели князя Игоря в походе на древлян, его вдова княгиня Ольга провела налоговую реформу, - она установила «уроки» , т.е. фиксированный размер повинности, и создала новую форму получения дани – «повоз». Дань свозилась на специально устроенные «погосты» и становища.

Во времена правления Ярослава Мудрого (1019 - 1054 г.г.) общественные отношения, в том числе и имущественные, регулировались сводом законов «Русская Правда». Уже в ХI веке в «Русской Правде» был прописан определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника. Там же упоминались посадниковые или княжеские дружинники - отроки, мечники и детские, которые выступали в роли «исполнителей», защитников интересов истца, - они собирали судебную пошлину и содействовали в получении обратно по принадлежности заемного имущества.
В период с конца XI века по XV век были приняты нормативно-правовые акты, закрепившие введение специальных должностных лиц, призванных обеспечивать исполнение судебных решений и содействовать судебному процессу.


Изначально под словом «пристав» не подразумевали какую-либо определенную должность, скорее, так называли исполнителя различных судебных обязанностей. В договорных и судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XIII- XV вв., упоминаются приставы, которые призывались на должность князем или городским вече и обладали различными полномочиями в области судебной и следственной деятельности: вызывали ответчиков на великокняжеский суд, осуществляли досудебное исследование обстоятельств дела, собирали доказательства в пользу истца; разыскивали и принудительно приводили в суд ответчика; обеспечивали установленный порядок ведения дел в суде, следили за своевременной уплатой судебных пошлин и исполняли ряд других обязанностей.
В документах Московского государства упоминание о судебных приставах встречается в Судебниках 1497 и 1550 годов. Судебники закрепляют разнообразие функций и форм деятельности приставов. Так, например, для розыска беглых холопов приставы могли устраивать обыски, а для получения информации о «лихих» людях - применять допрос и пытку. Кроме этого, Судебники вводят новый институт – «отдача за пристава»: теперь обвиняемые во время следствия и суда находятся под надзором и на ответственности того пристава, за которым они числятся. Если пристав упускает своего «подопечного», он обязан стеречь ответчика у двора «и день, и два, и три».

В XVI–XVII вв. формируется единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативно-правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, а функции самих приставов закрепляются законодательно.

В допетровской Руси, с начала XV по XVII век, судебный пристав назывался «недельщиком», поскольку исполнял свои обязанности неделями. Вступление недельщика в должность регистрировалось дьяком в особой книге.
В обязанности недельщиков входило оповещение сторон о вызове в суд, а также содействие в розыске обвиняемого и доставление его в суд. При этом сам недельщик осуществлял возложенные на него функции только в пределах города, если же возникала необходимость вызова в суд ответчика из уезда, недельщик посылал с приставными грамотами так называемых «ездоков». При недельщике могло числиться до семи ездоков, с каждым из которых он заключал договор взаимной ответственности. В случае ущерба, нанесенного делу ездоком, все убытки возмещал недельщик. Если же сам недельщик нарушал свои обязательства, пени и взысканию пошлин подвергались те лица, которые при вступлении недельщика в должность поручились за него. Таким образом, уже в XV-XVI веках начал формироваться институт ответственности приставов за противоправные действия.
Более широкие полномочия приставы получили благодаря Соборному Уложению царя Алексея Михайловича от 1649 года. В частности, в случае сопротивления должника приставу, последнему предоставлялось право взять себе в помощь у воеводы стрельцов, пушкарей и защитников, - столько, сколько необходимо для ареста ответчика. Но вместе с расширением полномочий повысилась и ответственность: за ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подвергался дисциплинарной (увольнение со службы), уголовной (битье батогами) и материальной (возмещение убытков) ответственности.

С течением времени исполнительное производство как вспомогательный институт при судах постепенно сдает свои позиции, и в XVIII веке должность судебного пристава упраздняется.

После упразднения института судебных приставов судебно-вспомогательные функции перешли в ведение полиции. Однако такое переложение обязанностей не оправдало себя. Если, например, недельщикам за исправную службу по обеспечению явки в суд приглашенных лиц полагалось вознаграждение, которое взыскивалось с самих вызываемых, то у полицейских приставов не было в этом смысле никакой материальной заинтересованности. По этой причине установленный порядок ведения судебных дел постоянно нарушался, судебные разбирательства из-за несвоевременного вызова в суд участников процесса затягивались не на одно десятилетие, а исполнение решений суда откладывалось на годы. В это же время (XVIII – XIX вв.) в Российской империи стали повсеместно появляться «долговые ямы», действовала круговая порука. За неуплату подушной подати продавали имущество должника, применяли телесные наказания, ссылали на принудительные работы. Но недоимки росли, и с 1769 г в безнадежных случаях они стали списываться: царское правительство «складывало» долг, приурочивая это к каким-либо видным политическим событиям.

В таких условиях очевидной стала необходимость кардинального реформирования судебной системы и восстановления института судебных приставов.

В ходе судебной реформы 1864 года институт судебных приставов был восстановлен в качестве неотъемлемого структурного подразделения суда. Правовой статус и компетенции судебного пристава были законодательно регламентированы. Теперь судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах и мировых съездах, и деятельность приставов была строго подконтрольна соответствующим судебным ведомствам.

В отношении кандидатов на должность судебного пристава действовал определенный перечень требований и цензов. Законодательство Российской империи устанавливало ряд квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава. Так, не могли быть судебными приставами лица, не достигшие 21 года; иностранцы; лица, объявленные несостоятельными должниками; состоящие на службе от правительства или по выборам; подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишённые духовного сана по приговорам духовного суда; лица, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, и те, кто, будучи под судом за такие преступления и проступки, не оправдан судебными приговорами; лица, исключённые из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; лица, которым по суду запрещено хождение по чужим делам. Также большое внимание уделялось морально-нравственными качествам кандидата: согласно Уставу, для того чтобы обеспечить интересы сторон в исполнительном производстве, судебный пристав должен быть добросовестным и обладать «благонадежной нравственностью».

Кроме того, кандидат на должность судебного пристава вначале исполнял свои обязанности в течение одного года, а затем, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей, утверждался в должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые могли быть им причинены. Убытки, причинённые неправильными действиями судебного пристава, возмещались по судебному решению, из внесённого им денежного залога, а при его недостаточности – из прочего имущества самого судебного пристава. Судебные приставы имели право избирать из своего состава совет в составе старейшины и нескольких членов, без определения сроков их полномочий. Судебные приставы могли ходатайствовать через свои советы о разрешении образовать им товарищества с круговой порукой друг за друга. Тем самым приставы принимали на себя ответственность за все убытки, которые могли быть причинены их действиями. Вместе с тем, расширялись дисциплинарные права советов судебных приставов. Они получали возможность безапелляционно лишать приставов причитающегося на их долю вознаграждения по таксе и штрафовать на суммы от 5 до 100 рублей, увольнять их на основании жалоб, удалять по неблагонадёжности и неспособности, принимать на их место других и добавлять к штатным приставам внештатных, доводя о всякой перемене в составе приставов до сведения председателей и прокуроров судебной палаты.

Если при исполнении судебных постановлений судебному приставу оказывалось сопротивление, виновные лица несли суровое наказание (лишение всех прав состояния, ссылка на каторжные работы или в Сибирь на поселение, отдача в арестантские роты и др.).

Так институт судебных приставов становится ядром «исполнительного» судебного механизма.

В период 1917–1991 гг. дореволюционная система исполнения судебных решений рушится. Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года, вместе с ликвидацией прежней судебной системы, упраздняется также и институт судебных приставов.

Для реализации исполнений судебных решений учреждается институт исполнительных приставов. А функции по поддержанию порядка в зале суда и принудительной доставки в суд участников возлагаются на сотрудников советской милиции.

В 20-е годы, в период новой экономической политики, служба судебного исполнения работала достаточно активно в связи с оживлением гражданского оборота. Судебным исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года в какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде. Судебные исполнители назначались на должность или увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда.

Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты. Исполнение судебных решений и решений земельных комиссий могло быть возложено в случае отсутствия судебных исполнителей на волостные исполкомы и органы милиции.

До середины 90-х годов порядок исполнения судебных решений регламентировался Инструкцией Министерства юстиции от 24.04.1973 г. и Инструкцией об исполнительном производстве от 15.11.1985 года. Исполнительное производство носило государственный характер и имело достаточно много присущих судебному процессу черт и признаков, защищало государственную, общественную и кооперативную собственность.

Экономические и политические преобразования в России привели к необходимости изменения системы принудительного исполнения, выявив неэффективность существовавших правовых норм, не отвечающих новым, поставленным жизнью задачам, не обеспечивающих равенство защиты всех форм собственности, не предоставляющих судебным исполнителям правомочий, достаточных для принудительного исполнения поступающих им на исполнение исполнительных документов и не позволяющих улучшить кадровый состав судебных исполнителей. Стало очевидным, что судебная реформа должна быть дополнена реформой системы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, по которым закон допускает принудительное исполнение. Законопроекты, реформирующие принудительное исполнение и решающие задачи обеспечения установленного порядка деятельности судов, были разработаны Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. На объединённом Пленуме этих высших судов 28.02.1995 года было принято Постановление о внесении законопроектов в Государственную Думу РФ.

В 1997 г. вступили в силу Федеральный закон "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" и была создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов, которая получила название Служба судебных приставов.

В соответствии с конституционным принципом разделения властей принудительное исполнение судебных актов и актов других органов является функцией не судебной, а исполнительной власти, и поэтому служба принудительного исполнения отделена от самих судов и судопроизводства. Вместе с тем судопроизводство и исполнительное производство неразрывно связано общностью выполняемой ими задачи – защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которую исполнительное производство выполняет только одним способом – путем принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Причины возрождения института судебных приставов в основном сводятся к следующему:

1) в условиях построения системы государственной власти, основанной на принципе разделения властей, полномочия по организационному обеспечению принудительного исполнения должна осуществляться органами исполнительной власти. Суды же реализуют свои полномочия в сфере исполнительного производства путём разрешения споров и иных вопросов, отнесённых к их подведомственности;

2) настоятельная необходимость обеспечения безопасности судов и судей, порядка в судебном заседании. Усложнение рассматриваемых судами дел, значительные экономические и политические интересы, нередко стоящие за тем или иным делом, давление на суд и судей и их близких, в т.ч. в формах, угрожающих их жизни и здоровью, а также их имуществу, повлекли за собой необходимость усиления форм и средств защиты, поскольку обеспечение безопасности силами других, так называемых «силовых ведомств», оказалось недостаточно результативным;

3) обеспечение принудительного исполнения решений судов и других исполнительных документов. Сложилась нетерпимая обстановка, когда решения судов не исполняются годами, а всё это дискредитирует идею правосудия».

Ещё раз повторюсь о том, что возрождение службы судебных приставов началось с 1997 года, когда были приняты федеральные законы № 118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах» и ФЗ № 119-ФЗ от 21.07.1997 г. «Об исполнительном производстве». Указанные законы кардинальным образом изменили систему исполнительного производства в России и явились законодательной основой для организации самостоятельного института судебных приставов. Названные законы четко определили цели, задачи и правовую основу деятельности судебных приставов, установили требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность судебного пристава, порядок назначения и процедуру освобождения их от должности, порядок обжалования их действий в суд, а также права и обязанности, гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов.

Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов нуждается в дальнейшем развитии и дополнении, увязке с другими федеральными законами с целью совершенствования правового статуса судебных приставов и условий реализации ими своих функций, развития специализации, поиска более совершенных форм и методов управления Федеральной службой судебных приставов, взаимодействия с органами государственной власти, формирования профессионального ядра службы судебных приставов.

Оценка исторических фактов позволяет по-новому взглянуть на современные процессы развития правовой системы в России. А опыт прошлых веков дает ясное осознание того, что с помощью меча и батогов, конечно, можно заставить ответчика вернуть долг, но основное и наиболее эффективное оружие в этой работе – закон.