Синтаксический разбор предложения он. Предложения
Задания, связанные с синтаксическим анализом текста, вызывают затруднения у школьников и студентов филфака. Грамотно проведенный синтаксический разбор предложения требует достаточно обширных знаний в области русского языка. Но, обладая базовыми понятиями, можно с успехом справиться с заданиями.
Что такое синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор – это анализ предложения по следующим критериям:
- Вид по цели высказывания.
- Вид по эмоциональной окраске.
- Количество основ (далее простое и сложное предложения разбираются согласно определенному порядку).
- Характеристика членов предложения.
- Конструкции, осложняющие предложение (если они есть).
- Пунктуационный разбор.
- Схема (если требуется).
Синтаксический разбор предложения бесплатно онлайн
Найти программу, способную правильно выполнить синтаксический разбор в полном объеме с учетом всех нюансов, достаточно трудно. Но все же в сети есть несколько сервисов, которые помогут в решении проблемы.
Ресурс Seosin.ru – наиболее популярный из имеющихся. При введении предложения в соответствующее окно можно получить синтаксический анализ текста.
Если для разбора требуется провести семантический анализ, лучше всего воспользоваться программой известной биржи «Advego».
Получить онлайн решение можно также от специалистов – филологов и лингвистов. Для этого нужно зайти на соответствующий форум (http://gramota.ru/, https://lingvoforum.net/,http://lingvo.zone/). Профессионалы обязательно помогут с разбором и дадут исчерпывающий ответ на самый сложный вопрос.
Сделать синтаксический разбор самостоятельно
Постичь все премудрости разбора можно, если внимательно прочитать приведенную ниже информацию и немного потренироваться.
I. Цель высказывания
В зависимости от цели, предложения делятся на:
- повествовательные (передают информацию, что-то сообщают, утверждают или отрицают. В конце таких предложений стоит точка или восклицательный знак);
- вопросительные (содержат вопрос, в конце ставится (обязательно!) вопросительный знак);
- побудительные (содержат побуждение, призыв, просьбу, требование). Характерны побудительная интонация, использование глаголов повелительного наклонения, частицы пусть, пускай, давай.
II. Эмоциональная окраска
Показателем является наличие восклицательного знака. Есть он – предложение восклицательное , нет – невосклицательное . Любое из предложений по цели высказывания может стать восклицательным.
III. Количество грамматических основ
По наличию основ предложения бывают простые и сложные . К простым относят те, в которых 1 грамматическая основа.
Соответственно в сложном предложении должно быть 2 или более основ.
III. 1. Порядок разбора простого предложения
Следует указать вид предложения по наличию главных членов.
К главным членам относятся подлежащие и сказуемое.
Подлежащее отвечает на вопросы кто и что? Может быть выражено практически любой частью речи.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает, что такое этот предмет, кто он такой, каков он, в каком состоянии находится? Также может быть выражено различными частями речи.
К второстепенным членам относятся дополнение (отвечает на вопросы косвенных падежей), определение (какой? чей?) и обстоятельство (где? когда? куда? сколько? и т.д.)
III. 1.1 Распространенные и нераспространенные предложения
Если предложение содержит только главные члены – оно нераспространенное . Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член – распространенное .
III. 1.2. Односоставное или двусоставное
Если в предложении есть подлежащее и сказуемое – предложение является двусоставным . Если только один главный член – односоставным .
III. 2. Разбор сложного предложения.
После определения вида простого или сложного предложения необходимо разобрать второстепенные члены, найти осложняющие конструкции и объяснить постановку знаков препинания.
Примеры синтаксического разбора
Синтаксический разбор предложения: Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе.
- 1 основа — простое,
- Основа — солнце (подлежащее) стояло (сказуемое). Второстепенные члены предложения: стояло (где?) на небе (обстоятельство). На небе (каком?) чистом (определение). Стояло (как?) уже довольно высоко (обстоятельство).
Синтаксический разбор предложения: Дождик прошел по садовой дорожке.
- Повествовательное, невосклицательное,
- 1 основа — простое,
- есть оба главных члена — двусоставное,
- есть второстепенные — распространенное.
- Основа — дождик прошел.
- Второстепенные члены: прошел (где или как?) по дорожке (обстоятельство). Дорожке (какой?) садовой (определение).
- Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.
Синтаксический разбор предложения: Меж редеющих верхушек показалась синева.
- Повествовательное, невосклицательное,
- 1 основа — простое,
- есть оба главных члена — двусоставное,
- есть второстепенные — распространенное.
- Основа — синева показалась.
- Второстепенные члены: показалась (где?) меж верхушек (обстоятельство), (каких?) синих (определение).
- Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.
Синтаксический разбор предложения: Старые рукописные книги ценились на вес золота.
- Повествовательное, невосклицательное,
- 1 основа — простое,
- есть оба главных члена — двусоставное,
- есть второстепенные — распространенное.
- Основа — книги ценились.
- Второстепенные члены: ценились (каким образом?) на вес золота (обстоятельство). Книги (какие?) старые рукописные (определение).
- Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.
Синтаксический разбор предложения: Лето было сухое, дожди почти не выпадали.
- Повествовательное, невосклицательное,
- 2 основы (лето было сухое и дожди не выпадали), поэтому производим разбор сложного предложения,
- 1 часть – нераспространенное,
- 2 часть – распространенное. Второстепенный член – обстоятельство (как?) почти.
- Бессоюзное.
- Части разделены запятой.
В русском языке процессом синтаксического анализа считается поочередное сопоставление слов с выделением некоторого подмножества из множества всех слов. Результатом выступает синтаксическая очерёдность, которая применяется совместно с лексическим анализом. Синтаксический анализ даёт возможность проанализировать строение предложения, что увеличивает уровень пунктуационной грамотности.
Синтаксический разбор приемлемо выполнять как в простых, так и в сложных предложениях, а также в словосочетаниях. В каждом примере свой сценарий анализа, в котором подчеркиваются свойственные составные части. При синтаксическом анализе необходимо обладать способностью выделить словосочетание из предложений, а также определить, каким предложение является - простым либо сложным. Кроме того, следует понимать, каким образом строится словосочетание, и присвоить ему тип связи. Различают такие типы связи: согласование, примыкание, управление. При синтаксическом анализе нужно выбрать желаемое нам словосочетание в предложении, затем установить главное слово. Следующим шагом будет определение времени, наклонения, а также лица и числа главного слова. Что касается анализа простого предложения, то необходимо изначально определить его по цели высказывания, а именно - повествовательное оно, побудительное либо вопросительное. Затем нужно найти подлежащее и сказуемое. Следующим этапом определяем тип предложения - оно односоставное либо двусоставное. После выясняем наличие в предложении слов помимо подлежащего и сказуемого, что позволит нам сказать – распространенное оно либо нераспространенное. Далее будет установление - полное или неполное предложение. Разберем такой пример: «Я не слушала музыку прекрасней Бетховена». Предложение будем считать простым. Наделено одной грамматической основой - «я не слушала». «Я» - подлежащее, личное местоимение. «Не слушала» - простой глагол, сказуемое, в состав которого входит частица «не». В предложении присутствуют следующие второстепенные члены «музыку» - дополнение, выраженное существительным. «Прекрасней» - определение, выраженное прилагательным в сравнительной степени. «Бетховена» - дополнение, существительное. Теперь можно охарактеризовать это предложение - оно повествовательное, не восклицательное; по строению - простое, так как одна грамматическая основа; двусоставное - есть оба главных члена; распространенное - ведь в нем присутствуют второстепенные члены; полное - нет пропущенных членов. Однородных членов в предложении также нет.Пользуясь последовательностью и правилами синтаксического анализа, не составит большого труда сделать правильный синтаксический разбор предложения, хотя по скорости разбора скорее всего вас обойдёт шестиклассник-хорошист.
Как сделать синтаксический разбор грамотно
Разбор предложения и составление схемы входят в базовый комплекс знаний школьной программы. Поэтому такие задания даются ученикам уже в начальной школе, где они учатся делать синтаксический анализ простой конструкции текста.
В 5–8 и 9–11 классах задача усложняется: появляются новые термины и дополнительные характеристики. Полный набор признаков дается уже в 7–8–м классах. Чтобы правильно составлять схему, надо понять суть анализа и запомнить несколько правил.
Что такое синтаксический разбор предложения
Ответ кроется в самом термине. Синтаксис – это система правил соединения между собой разных единиц. Соответственно, цель синтаксического анализа конструкции текста – показать связи между его компонентами.
Обратите внимание
Для разбора текст или нужная его часть выписывается в тетрадь через строчку, чтобы осталось место для подчеркиваний и помет над словами.
Как сделать синтаксический анализ предложения правильно? Ответить на этот вопрос поможет иллюстрированный примерами план.
Алгоритм анализа и характеристика
Существует четкий порядок синтаксического разбора. Если его придерживаться, проблем не возникнет.
Простое предложение – единица системы синтаксиса, обладающая только одной предикативной частью. Это значит, что в нем может быть выделена только одна грамматическая основа (двусоставное) или только один главный член (односоставное). Порядок его разбора таков:
1. В двусоставном найти и подчеркнуть подлежащее (то, о чем говорится) и сказуемое (то, что говорится); в односоставном – главный член:
2. Определить тип по содержанию задачи говорящего, или по цели высказывания:
- Повествовательное: Дремлет взрытая дорога. (С. Есенин)
- Вопросительное: Что делать нам в деревне? (А. Пушкин)
- Побудительное: Поедем в Царское Село! (О. Мандельштам)
3. Синтаксический разбор предложения не обходится без нескольких характеристик:
3.1. По составу:
Двусоставное – присутствуют и подлежащее, и сказуемое:
Односоставное отличается тем, что субъект (то, о чем говорится) и предикат (то, что говорится) выражены одним членом. Его не называют «подлежащим» или «сказуемым», как в двусоставном, потому что его значение не сводится ни к одному из этих компонентов. Для обозначения этой единицы используют термин «главный член односоставного предложения» (ГЧОП).
Также нужно указать тип односоставного:
- Определенно-личное – ГЧОП выражается глаголом 1-го и 2-го лица ед. ч. Наиболее близко к двусоставному: неназванный субъект действия восстанавливается слушающим по форме глагола.
Примеры:
Люблю песчаный косогор (А. Пушкин)
Что делаешь, милая? (А. Островский)
Уходи, пожалуйста, от них, уходи скорее. (Ю. Домбровский) - Неопределенно-личное – ГЧОП выражается глаголом 3-го лица множ. ч. При синтаксическом разборе предложения важно понимать связь формы и смысла: здесь такой глагол используется, потому что субъект действия не так важен или выражен коллективно.
Примеры:
«Не везём мы автоматов! нет у нас оружия!» – кричат со стороны грузовиков. (В. Маканин).
Кирпичные, бетонные поверхности стен отделывают штукатуркой (Ландшафтный дизайн. 2003. No2) - Обобщенно-личное – ГЧОП выражается глаголом 2-го лица ед. ч. (реже – формой 1-го лица ед. и множ. ч.). Значение – обобщение личного или коллективного опыта.
Примеры:
Что-то для его-то делаешь, бьешься, как муха в паутине… (А. Волков)
Без беды друга не узнаешь (посл.)
В чужой монастырь со своим уставом не ходят (посл.) - Безличное – выражает проявление процессов или состояний, протекающих или существующих независимо от активного деятеля. Независимость действия от субъекта, невозможность изменить ход событий – ключевая особенность этого типа. В ходе синтаксического разбора предложений к безличным относят такие единицы, ГЧОП которых выражен категорией состояния, наречием или инфинитивом.
Примеры:
Мне стало страшно – так и быть….
С Татьяной нам не ворожить. (А. Пушкин)
Еще с вечера ему было не по себе, не то знобило, не то ломало. (А. Солженицын) - Номинативное (назывное) – обозначает предмет в пространстве, указывает, дает оценку. Чаще всего ГЧОП выражается именем существительным, которое стоит в именительном падеже.
Примеры:
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой… (Ф. Тютчев)
3.2. По распространенности
- нераспространенное – есть только главные члены: Уезжали. (Р. Рождественский)
- распространенное – есть и главные, и второстепенные: Отговорила роща золотая // Березовым, веселым языком. (С. Есенин)
3.3. По полноте
- полное – самодостаточно по смыслу: Люблю грозу в начале мая (Ф. Тютчев)
- неполное – смысл непонятен вне контекста: Ты любишь шахматы? – Не очень. (С. Довлатов). Понять смысл ответа вне контекста вопроса невозможно.
4. Следующий этап синтаксического разбора предложения – выделение случаев осложнения:
Однородными членами:
Я блуждал в игрушечной чаще // И открыл лазоревый грот… (О. Мандельштам) – осложнение однородными сказуемыми.
Обособленными членами:
- Причастным оборотом: Прадеда Красовых, прозванного на дворне Цыганом, затравил борзыми барин Дурново. (И. Бунин)
- Деепричастным оборотом: … глядя на него, как не вспомнить лошадку? (А. Голяндин)
- Обособленным приложением: Я позвонил еще одному своему другу, очень крупному фермеру из Аргентины … (А. Тарасов)
- Обращением: Тётя Вася, меня оставили задание переделывать, а Таня меня дожидалась… (Л. Улицкая)
- Вводными конструкциями:
Ты сам сказал, что ты мой друг. (А. Вампилов)
А бывает же, вот так утром побреешься, умоешься, оденешься – заглянешь в зеркало – останешься довольным… (Е. Гришковец) - Вставными конструкциями:
Неужели – даже если ты не хочешь – ты не мог бы сделать это для меня?
5. Выделить члены предложения – то есть установить синтаксическую функцию компонентов и сделать соответствующее подчеркивание. Это самый большой по объему раздел. На этом этапе нужно быть особенно внимательным, потому что одна неловкая ошибка в начале может привести к неправильным синтаксическим построению и оценке простой конструкции.
Новичкам стоит делать анализ на основе этой статьи или учебника. Материал для анализа можно подбирать самому или брать заданные на дом упражнения. Опытные ученики могут подсматривать в теорию только там, где нужно. Для закрепления навыка надо сделать несколько разборов самостоятельно и потом проверить их. Для сверки лучше обратиться к учителю, а при отсутствии такой возможности – сделать синтаксический анализ предложения по составу онлайн.
После грамматической основы надо найти члены предложения группы подлежащего (то есть те, к которым задается вопрос от подлежащего) и группы сказуемого. Каждый член подчеркивается по-своему:
Над словами подписывают тип члена и часть речи, которой он выражен. Пример: с ожесточением – обстоятельство образа действия, выражено сущ. с предлогом в твор. падеже.
Синтаксический разбор сложного предложения будет нетрудно освоить после изучения предыдущего материала. План такой:
- Выделить все грамматические основы, посчитать их и определить, сколько простых частей составляют сложное. Сколько основ, столько и частей.
Папа сел на лошадь, и мы поехали. (Л. Толстой). В этом сложной единице две простых. - Найти союзы и союзные слова.
Мне жалко, что теперь зима (О. Мандельштам) – подчинительный союз “что”.
Когда Черубина разоблачила себя, Маковский приехал к ней с визитом (М. Волошин) – подчинительный союз “когда”.
Бессонные ночи и полусонные дни летели чередой, но не было помощи ниоткуда. (Н. Помяловский) – противительный союз “но”.
В отличие от союзов, союзные слова всегда будут полноправными членами предложения, на них может падать логическое ударение.
Россия сходится с Западом, который до того времени был совершенно чужд ей. (А. Хомяков)
При затруднениях в анализе можно обратиться к поисковику и бесплатно разобрать предложение в интернете. Но если есть возможность поговорить с учителем, лучше решить проблему таким способом. В русском синтаксисе много трудных мест, разобраться в которых можно только в разговоре с преподавателем. - Указать значение союзов и, соответственно, обозначить характер связи частей между собой. Они бывают трех типов:
Сочинительные состоят из двух и более равноправных компонентов: Она подала ему свою руку, и оба отправились по дороге в ее усадьбу. (И. Тургенев)
В подчинительных выделяют главную и зависимую части, при этом от первой ко второй задают вопрос и по нему определяют тип зависимого (придаточного) компонента: Через полтора часа я просыпаюсь, потому что солнце начинает мне жечь щеку (М. Волошин). Задаем вопрос: просыпаюсь почему, по какой причине? Тип зависимой части – придаточное причины.
Суть бессоюзных ясна из самого термина. В таких единицах отсутствуют какие-либо лексические средства связи: Кольцов не есть только народный поэт: нет, он стоит выше. (В. Белинский) - Этот этап синтаксического разбора сложного предложения актуален только для сложноподчиненных конструкций. Его содержание – определение значения придаточных частей.
Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег (М. Лермонтов) – придаточное времени.
Сейчас прибегала к жене соседка, сказывала, что старики собрались у мечети и хотят остановить тебя (Л. Толстой) – придаточное изъяснительное.
К нему тоже шло названье Моргача, хотя он глазами не моргал более других людей (И. Тургенев) – придаточное уступки.
Дальнейшего князь не услышал, потому что камердинер начал шептать. (Ф. Достоевский) – придаточное причины. - Разбор каждого простого компонента в составе сложного.
Что такое схема предложения
Финальный аккорд анализа – чертеж схемы. Это графическое отображение основной информации: количества частей, их взаимоотношений, средств связи и типов зависимых частей.
Рисунок – это абстракция синтаксических отношений, отграниченная от конкретного лексического наполнения. Правильно составленный чертеж показывает высокое понимание раздела «Синтаксис и пунктуация» и грамотное освоение синтаксического разбора предложения.
Границы единицы обозначаются квадратными скобками; после закрывающей скобки ставится точка. Однородные члены в схеме обводят кружками, а деепричастный оборот берется в круглые скобки.
В схеме сложного, соответственно, выделяется две и более частей. В самом тексте их разделяют скобками, чтобы перенести это отображение в схему, и нумеруют по порядку. В схему переносится только основа. Поскольку рисовать придется много, для ровности чертежа используют трафарет и остро отточенный карандаш.
В бессоюзном и сложносочиненном используют только квадратные скобки, чтобы показать равноправность частей:
Для синтаксического анализа предложений с главной и зависимой (зависимыми) частями, то есть сложноподчиненных конструкций, существует два вида схемы – горизонтальная и вертикальная:
Синтаксический разбор простых и сложных предложений в интернете
Очевидно, что такой анализ занимает много времени и сил, требует определенных знаний и навыков. Поэтому многие ученики предпочитают делать анализ синтаксической конструкции по составу онлайн. Это хорошее средство для самопроверки, но только в том случае, если качество сервиса заслуживает уважения.
Сделать разбор можно на сайте Главред (glvrd.ru). Анализ синтаксиса здесь не соответствует школьному, но подскажет названия частей речи и определит некоторые члены предложения. Для использования:
- Вставить текст в окно на главной странице.
- Выбрать вкладку “Синтаксис” над верхней левой частью окна.
- Навести на подсвеченное слово и получить информацию в белом поле справа от окна.
Еще один ресурс – Школьный помощник (school-assistant.ru). Его преимущество – краткость в изложении материала. Путь к информации по анализу таков:
- В левом меню кликнуть “Русский”.
- Выбрать нужный класс (5, 6, 7).
- Выбрать интересующий раздел.
На странице появится краткая теоретическая справка и задания, которые после выполнения пройдут автоматическую проверку. Чтобы сохранять результаты, надо зарегистрироваться в личном кабинете.
Составить схему онлайн
Сопоставление результатов с разных сайтов со своим анализом поможет проверить работу электронного интеллекта и выбрать лучший среди них. Обращаться к интернет-помощнику лучше после самостоятельного разбора и выполнения чертежа, чтобы сторонняя информация не помешала тренироваться.
Разобраться в структуре можно также через форумы лингвистов, где опытные специалисты помогут решить спорные вопросы. К ним тоже лучше обращаться после того, как какая-то часть задания уже сделана, чтобы был предмет для обсуждения.
Большую поддержку окажут также таблицы и схемы, в большом количестве размещенные в интернете. Все указанные ресурсы и материалы помогут составить синтаксический разбор (схему) предложения и бесплатно разобрать его по составу онлайн. Залог успеха – понимание теории и регулярная практика.
Предложение содержит информацию, спрашивает о ней или направляет на действие. Чаще всего имеет основу и описывающие её второстепенные члены. Чтобы усвоить или освежить в памяти тему, полезно изучить примеры грамматического разбора предложения в русском языке.
Грамматическая основа в разборе предложения
Основа достаточно логична в применении. Состоит из подлежащего, которое называет непосредственно вещь или явление, и сказуемого - действия, совершённого или направленного на объект.
Подлежащее всегда употребляется в начальной форме (именительный п.), но может являться не только существительным. Это может быть:
- числительное - для указания количества, множества, числа (в очереди стояло трое; четыре была для него лучшей оценкой);
- личное местоимение (он тихо ходил по коридору; мы вышли из класса);
- неопределённое местоимение (кое-кто сидел в комнате; что-то мне мешало);
- отрицательное местоимение (никто не мог им помешать);
- прилагательное в значении существительного (ответственный назначался руководством; дежурный следил за порядком).
В грамматическом разборе предложения подлежащее принято выделять подчёркиванием, а сказуемое - двойным подчеркиванием.
Сказуемое чаще всего является глаголом, но имеет несколько видов:
- простое глагольное, выражено глаголом в любом наклонении (пёс бежал по аллее; студент встаёт рано);
- составное глагольное, состоит из вспомогательного глагола (модального слова) и инфинитива (она начала бегать по утрам; я должен съездить на работу);
- составное именное, имеющее глагол-связку (чаще всего - быть) и назывную часть (школьник стал студентом; хлеб является основной их едой; трижды два - шесть (опускается слово «будет»));
Полнота предложения
Исходя из состава основы, предложения бывают двусоставные, где присутствуют оба главных члена либо один подразумевается (неполные) (наступила ночь; где он (опущено «находится»)?) , и односоставные. Последние бывают:
- определённо-личные, в которых по лицу глагола понятно, о ком речь (делаю всё возможное (я); идём на прогулку (мы));
- неопределённо-личные, выражаемые глаголом прошедшего времени во множественном числе (этажом ниже зашумели; где-то вдалеке пели);
- обобщённо-личные, которые приписывают действие всем (часто встречается в пословицах и поговорках) (хочешь рыбку съесть - надо в воду лезть; идёшь и восхищаешься видом);
- безличные, не подразумевающие никакого объекта (стемнело; его было очень жаль; в комнате холодно).
Второстепенные, но не менее важные
Чтобы дать развёрнутую информацию, объект и действие подкрепляются сторонними словами и конструкциями. Ими являются:
Выполняя грамматический разбор предложения, их тоже обязательно следует учитывать. Если второстепенные члены имеются - предложение считается распространённым, соответственно, без них - нераспространённым.
Осложненные предложения - это совсем не сложно
Различные вставные компоненты дополняют предложение, увеличивая объем информации. Они встраиваются между главными и второстепенными членами, но определяются уже как отдельная часть, которая идёт отдельным пунктом в грамматическом разборе предложения. Эти компоненты можно убрать или заменить без потери смысла текста. Среди них:
- обособленные определения, применимые к объектному члену (описывают свойство, выделяются как определение), являются причастными оборотами (чайник, гревшийся на плите, резко засвистел; дорога вела к дому, стоявшему в лесу);
- обособленные обстоятельства (выделяются как обстоятельство) являются деепричастными оборотами (он бежал, спотыкаясь о камни; глядя с опаской, собака протянула лапу);
- однородные члены предложения - выполняют одинаковую функцию и всегда задаются одинаковым вопросом (на полу были разбросаны (что?) книги, тетради, заметки (однородное подлежащее); на выходных мы только (что делали?) спали и гуляли (однородное сказуемое); он взглянул на (кого?) маму и сестру (однородное дополнение));
- обращение к кому-либо, которое всегда обособляется запятой и является самостоятельным членом предложения (сын мой, ты поступил правильно; Ты, Андрей, меня не так понял);
- вводные слова (вероятно, возможно, наконец-то и пр.) (я, наверное, погорячился; завтра, скорее всего, будет жарко).
Как сделать грамматический разбор предложения, учитывая все компоненты?
Для разбора создан чёткий алгоритм, не вызывающий затруднений при знании всех вышеперечисленных конструкций и компонентов предложения. Среди них выделяются простые и сложные - порядок анализа у них немного разный. Далее предоставлен грамматический разбор предложений с примерами для отдельных случаев.
Простое предложение
В начале осени, покрытые золотым ковром, причудливо переливаются городские аллеи.
1. Определить главные члены. Основа должна быть одна, как в данном примере: аллеи - подлежащее, переливаются - сказуемое.
2. Выделить второстепенные члены: (когда?) в начале осени - обстоятельство, (какие?) покрытые золотым ковром - обособленное определение, (как?) причудливо - обстоятельство, (какие?) городские - определение.
3. Определить части речи:
В пр. начале сущ. осени сущ. , покрытые прич. золотым прил. ковром сущ. , причудливо нар. переливаются гл. городские прил. аллеи сущ.
4. Описать признаки:
- цель высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное);
- интонация (восклицательное, невосклицательное);
- по основе (двусоставное, односоставное - указать, какое);
- полнота (полное, неполное)
- по наличию второстепенных (распространённое, нераспространённое);
- осложнено (если да, то чем) или не осложнено;
Характеристика данного невосклицательное, двусоставное, полное, распространённое, осложнено обособленным определением.
Так и выглядит полный грамматический разбор предложения.
Сложное предложение
Поскольку сложное предложение включает два и более простых, весьма логично разобрать их по отдельности, но алгоритм разбора всё равно другой. Грамматический разбор предложения в русском языке неоднозначен. Сложные предложения по связи простых бывают:
Пример разбора сложносочинённого предложения
В семье, независимо от возраста, каждый был очень занятым, но на выходных все собирались вместе за одним большим столом.
- Выделяются все основы. Их несколько в сложном предложении: каждый - подлежащее, был занятым - составное именное сказуемое; все - подлежащее, собирались - сказуемое.
- Определить части речи.
В пр. семье сущ. , независимо нар. от пр. возраста сущ. , каждый местоим. был гл. очень нар. занятым прил. , но с. на пр. выходных прил. все местоим. собирались гл. за пр. большим прил. столом су щ.
- Выявить наличие союза. Здесь - «но». Значит предложение является союзным.
- Охарактеризовать по положению простых можно в том случае, если имеется союз (пункт 2). Данный пример - сложносочинённое предложение, простые в нём равнозначны (т.е. при желании можно разделить его на два самостоятельных). В случае бессоюзного этот пункт не указывается.
- Сделать общую характеристику: повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое.
- Разобрать простые внутри по отдельности:
- в семье, независимо от возраста, каждый был очень занятым (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено обособленным определением «независимо от возраста»)a
- на выходных все собирались за большим столом (повеств., невоскл, прост., двусост., полное, распр., неосл.)
Сложноподчинённое предложение
Алгоритм будет аналогичным, только с указанием подчинительного союза. Он входит в состав Также нужно выделить главное и выяснить, каким способом к нему «прикрепляются» придаточные (круглые скобки).
Это - вид подчинения, не обязательный пункт, но тоже часто учитывается.
Главное, помнить, что грамматический и синтаксический разбор - синонимы. Встреча одного из слов в задании не должна пугать, так как тема достаточно общая и быстроусваиваемая. Для иностранцев она сложна из-за большой вариативности, но тем и красив русский язык.
Порядок разбора
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.
4. Определить тип предложения по структуре:
а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);
б) распространенное или нераспространенное;
в) полное или неполное (указать, какой член предложения в нем пропущен);
г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).
5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, относящиеся к ним).
6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.
Образцы разбора
1) Мой костер в тумане светит (А. К. Толстой).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено. Грамматическая основа - костер светит мой , выраженное притяжательным местоимением. К сказуемому относится обстоятельство места в тумане , выраженное существительным в предложном падеже с предлогом в .
В конце данного повествовательного предложения ставится точка.
2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады
(Шолохов).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Грамматическая основа - сады пахнут . Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение вишневые , выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января , выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в , и обстоятельство образа действия хорошо , выраженное наречием.
В конце данного повествовательного предложения ставится точка; запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в предложении другими словами.