Осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и предусматривает:

Занятие военно-прикладными видами спорта;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Занятия граждан военно-прикладными видами спорта

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.

Граждане, которым в установленном порядке присвоены первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные образовательные учреждения либо вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со спортивной подготовкой указанных граждан и с учетом реальной потребности в них.

Обучение по дополнительным образовательным программам

Образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища и военно-музыкальные училища, создаваемые Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации имеет право создавать и иные образовательные учреждения среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Положения об указанных образовательных учреждениях утверждаются Правительством Российской Федерации.

Кадетские (морские кадетские) корпуса характеризуются тем, что обучают несовершеннолетних граждан по дополнительным программам, предусматривающим раннюю профессиональную ориентацию по профилю военного образовательного учреждения конкретного вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах

Гражданин, обучающийся на дневном отделении государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (вуза), годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным требованиям, вправе пройти военное обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении при условии, что к моменту окончания указанного образовательного учреждения гражданин не достигнет 27-летнего возраста.

Студенты, которые решили заниматься по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, заключают с Министерством обороны РФ соответствующий контракт о военном обучении по программе подготовки офицеров запаса. В данном контракте предусматривается обязанность гражданина пройти военную службу после окончания обучения, что является основанием для предоставления отсрочки от призыва на службу в Вооруженных Силах РФ.

Граждане мужского пола, обучающиеся по программам подготовки офицеров запаса, проходят учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса. Указанные учебные сборы или стажировки приравниваются к военным сборам.

Гражданам, проходящим обучение по программам подготовки офицеров запаса, выплачивается дополнительная стипендия за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации, в следующих размерах: не прошедшим военную службу по призыву - 15%, прошедшим военную службу по призыву - 25% установленных в высшем учебном заведении стипендий.

К государственному выпускному экзамену допускаются граждане, прошедшие полный курс обучения на военной кафедре и учебные сборы или стажировку.

По завершении приема государственных выпускных экзаменов аттестационные листы и учетные документы на граждан, представляемых к присвоению воинского звания офицера с одновременным зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, направляются начальником военной кафедры в установленном порядке в управления кадров соответствующих военных округов.

Граждане, не сдавшие государственный выпускной экзамен по программам подготовки офицеров запаса, к присвоению офицерского воинского звания не представляются.

Обучение на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования носит сугубо добровольный характер. Если студент уже прошел военную службу по призыву, но имеет намерение стать офицером запаса, он может посещать занятия на военной кафедре. Если же такого намерения у него нет, то он вправе отказаться от этих занятий.

Военная кафедра дает возможность добровольной подготовки к военной службе. Вы сами выбираете использовать или нет возможность получить военное звание параллельно с обучением в институте.

На сегодняшний день в России функционируют 35 вузов с военными кафедрами:

1. Алтайский государственный технический университет им. Н. И. Ползунова

2. Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

3. Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

4. Государственный университет по землеустройству

5. Государственный университет - Высшая школа экономики

6. Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева

7. Казанский государственный технологический университет

8. Ковровская государственная технологическая академия

9. Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

10. Морской государственный университет им. адмирала Г. И. Невельского

11. Московский государственный институт международных отношений (Университет)

12. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

13. Московский инженерно-физический институт (государственный университет)

14. Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина

15. Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)

16. Московский государственный лингвистический университет

17. Московский физико-технический институт (государственный университет)

18. Морская государственная академия им. адмирала Ф. Ф. Ушакова

19. Новосибирская государственная медицинская академия

20. Российская академия правосудия

21. Российский государственный медицинский университет

22. Ростовский государственный медицинский университет

23. Самарский государственный технический университет

24. Санкт-Петербургский государственный университет

25. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)

26. Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики

27. Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова (технический университет)

28. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

29. Саратовский государственный технический университет

30. Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

31. Томский политехнический университет

32. Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)

33. Финансовая академия при правительстве Российской Федерации

34. Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)

35. Южно-Уральский государственный университет

Многие люди добровольно согласны поступить на срочную службу, а может быть, и пойти дальше, заключив соответствующий контракт. Однако физическая форма и незнание всех особенностей порой становятся настоящей проблемой. Именно поэтому правительство озаботилось вопросом устранения всех важнейших пробелов в знаниях граждан.

Добровольная подготовка граждан к военной службе регламентируется действующим законодательством Российской Федерации. И сегодня о ее тонкостях мы и поговорим.

Что включает в себя добровольная подготовка

Действующим законодательством четко очерчен круг мероприятий, которые предусматривает добровольная подготовка. Подробно ознакомиться с ними вам предлагает Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 04.07.2016). В соответствии с его положениями, данное мероприятие включает в себя:

  1. Военно-прикладные спортивные дисциплины (этот вопрос мы разберем более подробно далее).
  2. Обучение по специальным программам общего среднего образования. Комплекс специальных мероприятий разработан для средних школ и специальных образовательных организаций нашей страны, военных оркестров, иных учебных учреждений.
  3. Образование на военной кафедре в государственных высших учебных заведениях. В рамках данных мероприятий происходит подготовка рядового, сержантского и офицерского состава для Вооруженных сил Российской Федерации. В особенности, студенты, поступившие на Военную кафедру, могут получить любое воинское звание до лейтенанта.
  4. Образование в специфических Воинских центрах, которые также организовываются при академиях, институтах и университетах нашей страны.

Порядок подготовки специалистов для Вооруженных сил происходит в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того, к мероприятиям, которые можно входят в курс добровольной подготовки, следует отнести сдачу нормативов и тестов по конкурсу «Готов к труду и обороне» (ГТО). Все добытые успехи отмечаются специальными наградами и значками ГТО. Далее поговорим о том, что входит в список военно-прикладных видов спорта, относящихся к добровольной подготовке.

Военно-прикладные виды спорта

Действующим законодательством предусмотрен перечень военно-прикладных видов спорта, которые входят в курс добровольной подготовки. Всего сюда входит около 14 дисциплин, однако мы приведем лишь некоторые, которые могут проводиться в гражданских условиях.

В частности, к таковым относятся:

  • забег на 1 и 3 км, который производится по дорожкам стадиона;
  • армейские рукопашные бои;
  • марш-броски на 5 000 и 10 000 метров по пересеченной местности. Обращаем внимание, что начало и конец марш-броска находятся в одной и той же точке, бег проходит по кругу;
  • прохождение полосы препятствий;
  • лыжный спорт. В частности, в него входят гонки на скорость и марш-броски на выносливость. Первая дисциплина включает в себя дистанцию 5 000 или 10 000 метров, марш-бросок может достигать и 20 000 метров;
  • прыжки в длину. Задача спортсменов заключается в том, чтобы совершить прыжок с тумбы, высотой до 1,5 метра в бассейн, и проплыть под водой как можно большую дистанцию;
  • парусный спорт;
  • перетягивание каната в специальной форме, длина снаряда может достигать 34 метров, а толщина – 13 сантиметров;
  • плавание с автоматом. При прохождении добровольной подготовки используется макет снаряда, по форме и массе максимально приближенный к оригиналу;
  • метание гранаты. Для соревнований используются снаряды, аналогичные гранатам Ф-1, масса которых составляет 600 граммов;
  • скоростное маневрирование на автомобиле. Используется автотранспорт, состоящий на вооружении в Вооруженных силах Российской Федерации. Применяются как легковые, так и грузовые транспортные средства. К участию допускаются только совершеннолетние участники, обладающие водительскими правами соответствующей категории;
  • военное троеборье. Включает в себя прохождение полосы препятствий с бегом на 400 метров, соревнования по стрельбе, а также метание гранаты;
  • кросс на дистанцию 3 км.

| План проведения занятий на учебный год | Добровольная подготовка граждан к военной службе

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 18
Добровольная подготовка граждан к военной службе

В рамках добровольной подготовки к военной службе гражданам рекомендуют:

Занятие военно-прикладными видами спорта;
обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Занятие военно-прикладными видами спорта способствует физическому развитию военнослужащих и гражданской молодежи, овладению ими военными специальностями, воспитанию у них высоких морально-психологических качеств и успешному несению ими военной службы.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.

Граждане, которым в установленном порядке присвоены первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные училища или вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со своей спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности в них.

В таблице 4 приведены сведения о некоторых наиболее массовых военно-прикладных видах спорта, культивируемых в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Распространены в нашей армии и успешно развиваются и некоторые другие виды спорта: военно-спортивные многоборья, гиревой спорт, легкая атлетика, лыжный спорт, преодоление полосы препятствий, ускоренное передвижение (кросс, марш-бросок) и др.

Военные кафедры гражданских вузов имеют целью готовить офицеров запаса различного профиля из числа студентов. Они проводят учебно-воспитательную, методическую и научно-исследовательскую работу по военным дисциплинам.

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрен следующий порядок подготовки офицеров запаса на военных кафедрах федеральных государственных учреждений высшего профессионального образования.

Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший в

Министерстве обороны Российской Федерации конкурсный отбор, вправе заключить с этим министерством договор об обучении по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении. Гражданину, проходящему обучение по программе военной подготовки офицеров запаса, выплачивается за счет федерального бюджета дополнительная стипендия в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации. Гражданин, не заключивший договор, не может обучаться на военной кафедре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Программа подготовки на военных кафедрах может предусматривать обучение граждан женского пола.

Граждане мужского пола, обучающиеся по программе подготовки офицеров запаса, проходят учебные сборы или стажировки, предусмотренные этими программами. Указанные учебные сборы или стажировки приравниваются к военным сборам.

Обучение в соответствии с дополнительными образовательными программами по военной подготовке несовершеннолетних граждан осуществляют в суворовских училищах, нахимовском военно-морском училище, кадетских корпусах, военно-музыкальном училище и при военных оркестрах.

Суворовские военные училища созданы в 1943 г. Это специализированные средние военно-учебные заведения, предназначенные для подготовки юношей к обучению в высших военных учебных заведениях и последующей службе на офицерских должностях.

С 1944 г. функционирует Санкт-Петербургское нахимовское военно-морское училище. Оно готовит юношей к обучению в высших военно-морских училищах и последующей службе в Военно-Морском Флоте в качестве офицеров.

С недавнего времени в системе Министерства обороны Российской Федерации созданы кадетские корпуса. Они тоже готовят потенциальных офицеров.

Военно-музыкальное училище находится в Москве. Это среднее учебное заведение, готовящее кадры военных музыкантов со средним общим и музыкальным образованием.

В военных оркестрах осуществляют военную подготовку юношей допризывного возраста, зачисленных в них в качестве музыкантских воспитанников.

Вопросы и задание

1. Каким образом проводится добровольная подготовка граждан к военной службе?

2. Назовите наиболее массовые военно-прикладные виды спорта, культивируемые в Вооруженных Силах РФ.

3. Для выполнения какой задачи предназначены военные кафедры гражданских вузов?

4. Где осуществляют обучение в соответствии с дополнительными образовательными программами по военной подготовке несовершеннолетних граждан?

14.10.2013 12691 0

Цели урока. Изучить назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе.

Проверка домашнего задания.

1. Ситуационная задача. Гражданин М. после окончания 9-го класса нигде не работал и не учился. После этого он устро­ился на должность курьера в коммерческую фирму, где и про­работал до достижения 17-летнего возраста. При первоначальной постановке на воинский учет он изъявил желание пройти подготовку по военно-учетной специальности «водитель». Как должен поступить военный комиссар райо­на, отвечая на просьбу гражданина М.?

Ответ: военный комиссар имеет право направить гражданина М. про­ходить подготовку по военно-учетной специальности, однако до этого граж­данин М. должен пройти подготовку по основам военной службы на одном из учебных пунктов организаций.

2. Ситуационная задача. При одной из школ города организован военно-патриотический клуб. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви. Не противоречит ли такое положение закону, ведь школа в нашей стране отделена от церкви?

Ответ: не противоречит. Пункт 19 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе гласит: «В военно-патриотическом воспитании граждан могут принимать участие общественные и религиозные объединения, деятельность которых разрешена на территории Российской Федерации».

3. Обязательно ли изучение основ военной службы в негосударственном образовательном учреждении «Женская историко-филологическая православная гимназия»?

Ответ: нет, т.к. такую подготовку должны проходить только юноши.

4. Ситуационная задача. Обучающаяся в государственной школе в городе Воронеже гражданка Молдовы Ирина С. подала заявление с просьбой допустить ее к прохождению военных сборов после окончания 10-го класса. Как должен ответить на это заявление директор школы?

Ответ: отказом. Причин здесь две - к прохождению военных сборов допускаются граждане России мужского пола.

5. Ответьте на вопросы:

1. Как законодательство формулирует понятие «обязательная подготовка к военной службе?

2. Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?

3. Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?

4. Существует ли обязательная подготовка к военной службе за рубежом?

5. Где граждане России получают начальные знания в области обороны?

6. Какие задачи решает военно-патриотическое воспитание граж­дан?

7. Что включает в себя медицинское освидетельствование граж­дан и для чего оно проводится?

8. Для чего организуется подготовка граждан по военно-учетным специальностям?

9. Кто проводит эту подготовку?

Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Как вы поняли из прошлого урока, обязательная подготовка к военной службе организуется и проводится для все граждан Российской Федерации мужского пола, достигших 16-летнего возраста. Граждане, не прошедшие обязательную подготовку к военной службе в учебных заведениях (школах, училищах, техникумах, лицеях колледжах и так далее) обязаны пройти ее до призыва на учебных пунктах, специально создаваемых для этой цели.

В то же время закон предусматривает и прохождение подготовки к военной службе на добровольных началах. При этом граждане сами выбирают программу подготовки, получают дополнительные по сравнению с обязательной подготовкой к военной службе знания умения и навыки. В некоторых случаях граждане, прошедшие добровольную подготовку к военной службе и успешно сдавшие выпускные экзамены, получают ряд преимуществ, которые позволяю им выполнять воинскую обязанность в ином порядке. Итак, тема сегодняшнего урока - добровольная подготовка к военной службе.

Вопросы для активизации знаний.

1. Как вы думаете, что такое добровольная подготовка к военной службе?

2. Что она включает в себя?

3. Каковы цели добровольной подготовки к военной службе?

4. Что вы знаете о суворовских, нахимовском военных училищах и кадетских корпусах?

5. Что вы знаете о военных кафедрах при гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ОУВПО)?

6. Что вы знаете об учебных военных центрах при гражданских ОУВПО?

Беседа. В дополнение к материалу, изложенному в параграфе 2.4 учебника (с. 47-50):

Комментарий к статьям 17-19 Закона «О воинской обязанности и военной службе». Извлечение.

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

Комментарий к ст. 17

1. В ст. 17 Федерального закона «О воинской обязанности и воен­ной службе» регулируется один из видов подготовки граждан к военной службе - добровольная подготовка. Добровольная подготовка, так же, как и обязательная, осуществляется в порядке, определяе­мом Правительством Российской Федерации. На основании Феде­рального закона Правительством Российской Федерации принят ряд правовых актов, в которых определяется порядок добровольной под­готовки граждан к военной службе.

Добровольность подготовки гражданина к военной службе как характерный признак данного вида подготовки к военной службе предполагает, прежде всего, что принятие решения о прохождении этой подготовки зависит от волеизъявления гражданина. Наличие у граждан права принимать по своему усмотрению упомянутое реше­ние в наибольшей степени отличает ее от обязательной подготовки.

2. Формы добровольной подготовки гражданина к военной служ­бе, которыми являются следующие:

- занятие военно-прикладными видами спорта;

- обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образова­ния, а также в военных оркестрах Вооруженных сил Российской Фе­дерации, других войск, воинских формирований и органов;

- обучение по программе подготовки офицеров запаса на воен­ных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном уч­реждении высшего профессионального образования.

3. Добровольность подготовки граждан к военной службе позволяет им самостоятельно избрать форму такой подготовки.

А. Занятие военно-прикладными видами спорта как форма добро­вольной подготовки выражается в занятии гражданами, подлежа­щими призыву на военную службу, определенными, включенными в специальный перечень видами спорта.

Б. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, является формой добровольной подготовки к военной службе граж­дан определенной возрастной группы. Эта подготовка осуществляет­ся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего обра­зования, а также в военных оркестрах.

Согласно п. 1 ст. 19 комментируемого Закона образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополни­тельными образовательными программами являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища, военно-музыкальные училища, а также иные аналогичные образовательные учреждения, создаваемые Правительством Российской Федерации. К упомянутым иным образовательным учреждениям с дополнительными образовательными программами относятся кадетские (морские кадетские) корпуса. Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам может осуществляться в таких образовательных учреждениях, как кадетские школы (кадетские школы-интернаты).

Дополнительные образовательные программы предусматривают получение гражданами первичных знаний и навыков военного дела воспитание у них высоких морально-психологических, деловых организаторских качеств, физической выносливости и стойкости. По дополнительным образовательным программам ведется военная (военно-морская, летная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка. Обучение по дополнительным образовательным программам в суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, кадетских школах и кадетских школах-интернатах включает практические полевые (морские) занятия.

Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется в военных оркестрах.

В. Конечной целью обучения граждан на военных кафедрах является подготовка офицеров. Поэтому из числа форм добровольной подготовки граждан к военной службе наиболее высокий уровень такой подготовки обеспечивает обучение студентов по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

4. Разработка государственных образовательных стандартов, программ и методик подготовки граждан к военной службе на военный кафедрах осуществляется с участием Министерства обороны Российской Федерации. Программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах могут предусматривать обучение граждан женского пола.

Обучаются на военных кафедрах граждане, которые заключили контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре и о прохождении военной службы по призыву после получения воинского звания офицера. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации в Положении о военном обучении студентов. [...]

7. Учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, проходят обучающиеся по этим программам граждане мужского пола.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по всем военным специальностям за исключением специальностей «штурман­ская авиация» и «штурманская морская авиация» - 30 дней.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по военным специальностям «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация» - 75 дней, в том числе 30 дней - в каникулярное время основного обучения в образовательном учреждении высшего профес­сионального образования и 45 дней - после защиты дипломных про­ектов (работ).

8. В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзаме­ны, которые учитываются наравне с оценками, полученными по дру­гим дисциплинам в образовательном учреждении высшего профессионального образования. После прохождения программы военного обучения и учебных сборов (стажировок) студенты сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях (на кораблях), учебных центрах или при образовательном учреждении высшего профессионального образования и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.

Гражданам, успешно завершившим обучение по программе под­готовки офицеров запаса, в аттестационном порядке присваивается воинское звание офицера.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Что составляет правовую основу добровольной подго­товки гражданина к военной службе?

2. Какие формы дополнительной подготовки к военной службе вы теперь знаете?

3. Какие преимущества получают граждане, занимающиеся воен­но-прикладными видами спорта?

4. Для чего были созданы Суворовские и Нахимовские военные училища и какую задачу они решают сейчас?

5. Какова цель создания Военно-музыкального училища?

6. Чем отличаются кадетские корпуса от Суворовских и Нахимов­ского военного училища?

7. Как организована в настоящее время военная подготовка студентов государственных образовательных учреждений высше­го профессионального образования?

8. Чем отличается правовое положение студентов, обучающихся на военных кафедрах и студентов, обучающихся в учебно-воен­ных центрах?

9. Как исполняют военную обязанность выпускники военных ка­федр и военно-учебных центров?

Домашнее задание.

1. Отметьте знаком « + » мероприятия, относящиеся к до­бровольной подготовке граждан к военной службе:

Занятия в поисковых, военно-исторических, военно-патри­отических кружках, клубах, обществах и организациях;

- участие в работе школьных музеев, посвященных подвигам земляков в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, антитеррорис­ тической операции на Северном Кавказе;

- занятие военно-прикладными видами спорта;

- занятия боевыми единоборствами;

Участие в акциях молодежных движений, посвященных заботе о ветеранах Великой Отечественной войны;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в во­енных оркестрах Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

Самостоятельное овладение специальностями, родственными военно-учетным;

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафед­рах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

2. Ситуационная задача. Начальнику военной кафедры ПВО МГУ им. М.В. Ломоносова подано заявление о приеме от студентки Александры 3. физического факультета. Имеет ли право начальник кафедры допустить гражданку 3. к участию в сдаче испытаний для поступления на кафедру?

3. Ситуационная задача. Гражданин Н. регулярно с 12 лет занимался автомобильным спортом, к 17 годам стал мастером спорта в этом виде. После окончания школы он поступал в Рязанский военный инженерный автомо­бильный институт. После сдачи вступительных экзаменов Н. набрал количе­ство баллов, с которыми в институт могли зачислить только часть кандидатов. Зачислит ли начальник института гражданина Н. в военный институт?

Страницы учебника 47-50.