Результатом реализации международно-правовых норм являются международные правоотношения - отношения, вытекающие из норм МП.

Состав международных правоотношений образуют субъекты, содержание и объекты.

Под субъектами правоотношений понимаются участники правоотношений, имеющие международные субъективные нрава и юридические обязанности.

Субъектами международных правоотношений могут быть государства, нации, борющиеся за независимость, международные организации, государство-подобные образования, муниципальные образования, юридические лица (предприятия и организации), физические лица (граждане, иностранцы, апатриды, бипатриды), т.е. все те лица и образования, чье поведение регулируется нормами МП. Один и тот же договор может обязывать и участвующие в нем государства, и находящихся под их юрисдикцией физических лиц. К примеру, Консульская конвенция между Россией и Венгрией (2001 г.) определяет не только взаимоотношения России и Венгрии по консульским вопросам, но и предоставляет определенные права физическим лицам (например, гражданам, арестованным в иностранном государстве - участнике Конвенции).

Субъективное право - это право, принадлежащее конкретному субъекту международного правоотношения, это возможное поведение; его реализация зависит от воли субъекта правоотношения. На основании ст. 38 Консульской конвенции между Россией и Бельгией (2004 г.) "компетентные органы государства пребывания информируют граждан (подданных) представляемого государства, содержащихся под стражей или подлежащих суду или иному разбирательству, о положениях настоящей статьи и порядке ее реализации согласно Приложению к настоящей Конвенции, являющемуся ее неотъемлемой частью".

Юридическая обязанность - это должное поведение субъекта. Если субъективным правом можно не воспользоваться, то от юридической обязанности участник правоотношения не вправе отказаться. Согласно ст. 3 Будапештской конвенции о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) (2001 г.) перевозчик обязан перевезти груз в надлежащие сроки и сдать его в месте сдачи грузополучателю в том же состоянии, в каком груз им был получен.

Субъективные права и юридические обязанности взаимосвязаны: право одного участника правоотношения соответствует обязанности другого. В соответствии со ст. 4 Европейской конвенции о контактах, связанных с детьми (Страсбург, 15 мая 2003 г.) "ребенок и его или ее родители имеют право добиваться и поддерживать регулярный контакт друг с другом".

Субъективные права и юридические обязанности направлены на то, что называют объектом правоотношения.

Объектами международных правоотношений могут быть предметы материального мира (территория, имущество, неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), поведение субъектов правоотношений (действие или бездействие), результаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произведенный предмет и т.д.).

При характеристике международных правоотношений следует учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фактов.

Юридические факты в МП - это конкретные обстоятельства, с которыми нормы МП связывают возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений.

Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе международно-правовой нормы. Например, согласно ст. 5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Колумбии о сотрудничестве и взаимной помощи между таможенными службами (2004 г.) таможенная служба одной из Сторон по запросу таможенной службы другой Стороны может проводить наблюдение:

"а) за перемещениями, в частности, въездами на территорию се государства и выездами с нес лиц, известных или подозреваемых в совершении нарушений таможенного законодательства государства другой Стороны;

  • б) перемещениями товаров и средств платежа, определяемыми таможенной службой другой Стороны как приводящие к значительному незаконному перемещению на территорию ее государства или с нее либо вызывающие подозрение в этом;
  • в) любыми транспортными средствами, о которых известно, что они используются с целью нарушения таможенного законодательства государства другой Стороны или в отношении которых имеется подозрение в этом;
  • г) местами, используемыми для складирования товаров, которые могут стать предметом существенного незаконного ввоза на территорию государства другой Стороны".

В зависимости от волевого содержания юридические факты в МП (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) делятся на события и действия.

События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания (Москва, 9 декабря 1994 г.) регламентирует процедуру расследования несчастных случаев вследствие аварии, пожара, стихийного бедствия (землетрясения, оползня, наводнения, урагана и т.д.).

Действия - это факты, связанные с волей участников правоотношений. Действия могут быть правомерными и противоправными (правонарушения).

Существующие международные правоотношения крайне разнообразны.

В зависимости от функционального назначения международных норм можно различать регулятивные и охранительные международные правоотношения. Регулятивные правоотношения - это отношения, возникающие на основе норм МП, устанавливающих правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного поведения участников международного общения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения и предназначены для восстановления нарушенных прав и наказания правонарушителя.

По субъектному составу различают межгосударственные правоотношения и правоотношения немежгосударственного характера.

По форме различаются международные правоотношения в собственном смысле слова (т.е. отношения, в которых права и обязанности их участников зафиксированы конкретно и четко) и правоотношения-состояния (т.е. отношения, в которых права и обязанности носят обобщенный характер, например состояние в гражданстве).

По времени существования можно выделять срочные и бессрочные правоотношения (например, при заключении договора без определенного заранее срока действия).

Характеристика предмета международно-правового регулирования обусловливает трактовку проблемы международных правоотношений и международной правосубъектности.

Само понятие субъекта международного права должно, очевидно, базироваться на общетеоретическом определении субъекта права как участника отношений, регулируемых правовыми нормами, как носителя установленных этими нормами прав и обязанностей (см.

Однако в течение долгого времени (ощутимо это и сегодня) традиционное представление о международном праве как регуляторе исключительно международных, прежде всего межгосударственных, отношений порождало "привязку" субъектов только к этим отношениям. Иначе говоря, только участники межгосударственных и иных международных отношений могли претендовать на признание их статуса субъектов.

При таком подходе имеются в виду следующие отношения:

1) между государствами1 - двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом;

2) между государствами и международными организациями, созданными государствами и именуемыми межправительственными;

3) между самими международными межправительственными организациями.

Поскольку каждая международная межправительственная организация - это форма сотрудничества государств, все названные виды отношений можно квалифицировать как межгосударственные.

В теории международного права сложилась концепция особого статуса субъектов как участников указанных отношений. При таком подходе способность участвовать в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, не признавалась главной чертой субъекта. Его определяющим свойством объявлялась юридическая способность участников отношений к таким самостоятельным международным действиям, которые предполагают их независимое относительно друг друга положение и способность к совместному созданию международно-правовых норм. Иначе говоря, только те образования, которые не находятся под чъей-либо властью или юрисдикцией, могут обладать международной правосубъектностью.

Но наряду с межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера - между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения "с иностранным элементом" или "с международным элементом"), а также с участием международных хозяйственных объединений и международных неправительственных организаций.

Особую категорию составляют отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными объединения и международными неправительственными организациями. Их можно охарактеризовать как международные государственно-негосударственные отношения.

Своеобразную юридическую природу имеют международные отношения с участием составных частей федеративных государств, в том числе субъектов Российской Федерации. Относительно самостоятельный, но ограниченный рамками конституционной компетенции статус они получают благодаря федеральному законодательству. Ориентиры их международных отношений (связей) строго очерчены. Для субъектов Российской Федерации - это субъекты иностранных федеративных государств, административно-территориальные образования иностранных государств, в определенных рамках - международные организации.

Наконец, по-своему уникальный характер приобретают отношения индивидов с некоторыми международными органами, прежде всего при реализации права на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Это право, обусловленное международными договорами, прямо закреплено в Конституции Российской федерации (ч. 3 ст. 46). В настоящее время наиболее перспективным становится право на обращение с индивидуальными жалобами в Европейский суд по правам человека, порождающее особые правоотношения этого международного судебного учреждения с индивидами, группами лиц и неправительственными организациями. Имеются в виду также реальные или потенциально возможные отношения отдельных лиц, обвиняемых в совершении международных преступлений (преступлений против мира и безопасности человечества), с международными уголовными трибуналами (судами), обладающими компетенцией по преследованию и наказанию таких лиц.

Приведенный перечень отношений международного характера с различными по статусу участниками дает возможность высказать суждение о значительном расширении круга и категорий субъектов международного права. Соответственно бытующее и сегодня мнение о том, что поскольку физические и юридические лица, а также некоторые другие образования находятся под властью и юрисдикцией государств, они не способны обладать самостоятельным международно-правовым статусом и, следовательно, не могут быть признаны субъектами международного права, отвергается.

Представляется вполне применимым к теории международного права понимание субъектов правоотношений в контексте общей теории права, что позволяет отнести к категории субъектов международного права всех названных выше участников отношений международного характера.

Что же касается участия в международном нормотворчестве, то и здесь, как и в общей теории права, следует разграничивать правосоздающих и правоприменяющих субъектов. Если говорить точнее, то разграничиваются: 1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменя-ющие, ибо тот, кто обладает компетенцией в нормотворчестве, не может находиться в стороне от практики применения норм; 2) субъекты только правоприменяющие, но не наделенные нормотворческой способностью. К первой группе относятся суверенные государства, межгосударственные организации, в определенной мере - субъекты федеративного государства; ко второй - неправительственные организации, юридические лица, индивиды - строго в установленных рамках. Следовательно, круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы.

В международных договорах и иных актах используется как термин "международная правосубъектность", так и термин "международная правоспособность", хотя реально в юридическом статусе субъектов международного права совмещены правоспособность и дееспособность, возможны лишь частичные ограничения функций дееспособности.

В заключение следует отметить что международное право не имеет "партнера" в том смысле, как это характеризует соотношение между государством и корреспондирующим ему внутригосударственным правом.

Можно встретить теоретические попытки сконструировать такого "партнера", имея в виду всю совокупность существующих государств, число которых приближается к двумстам. Сложилось соответствующее понятие "международное сообщество государств", которое употребляется в отдельных официальных актах (например, в ст. 53 Венской Конвенции о праве международных договоров). Имеется в виду реальное состояние взаимосвязанности и взаимодействия государств на основе принципа их суверенного равенства и согласованных правил общения. Международное сообщество государств в отличие от каждого формирующего его государства не имеет самостоятельного правового статуса, не обладает собственной международной правосубъектностью.

Таким образом, субъектами современного международного права являются:

Суверенные государства, а также родственные им по некоторым признакам государствоподобные образования;

Международные организации, созданные государствами и именуемые межправительственными;

Международные неправительственные организации при выполнении официальных функций;

Составные части (субъекты) федеративных государств при осуществлении международных связей в пределах конституционной компетенции;

Международные хозяйственные объединения;

Юридические лица, в том числе хозяйствующие субъекты, в процессе международных связей;

Физические лица (индивиды) в отношениях, осложненных присутствием так называемого "иностранного элемента", и в отношениях с межгосударственными органами по защите прав человека и с международными уголовными трибуналами (судами).

Суверенные государства характеризуются как основные (первичные) субъекты международного права, ибо их международная правосубъектность порождена самим юридическим фактом возникновения (образования) государства, не обусловлена чьей-либо внешней волей и имеет всеобъемлющий, абсолютный характер.

Все иные участники международно-правовых отношений относятся к категории производных (вторичных) субъектов. Специфика их юридической природы выражается в том, что, во-первых, они именно как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в конституционном или договорном акте, а во-вторых, содержание и объем их международно-правового статуса устанавливаются государствами в соответствии с их предназначением и функциями.

Международные правоотношения, то есть общественные отношения, урегулированные международным правом, довольно разнообразны, что вполне соответствует разнообразию тех многочисленных отношений субъектов международного права, которые подвергаются правовой регламентации.

Можно выделить следующие группы правоотношений:

1) основывающиеся на договорных и обычных нормах международного права;

2) простые и сложные. К простым правоотношениям относятся

Международное право_

26 такие, которые регламентируют права и обязанности двух субъектов международного права. Однако международной практике известны многочисленные сложные правоотношения. Такая сложность проистекает либо из того, что правоотношение охватывает не двух, а несколько субъектов или даже все международное сообщество в целом, либо из того, что правоотношения являются результатом взаимодействия многих договоров (общие соглашения, региональные и т. д.). Практически самые сложные правоотношения возникают в результате создания международных организаций и их повседневной деятельности. В этом смысле ООН является образцом таких сложных международных правоотношений;

3) основные и производные. Это деление основывается на том, что в международной практике часто заключаются генеральные соглашения (базисные), из которых логически вытекает необходимость заключения конкретных соглашений, предусматривающих практическую реализацию генеральных, или первоначальных (наиболее общих), соглашений.

На этой основе и правовые отношения между субъектами международного права подразделяются на основные и производные. Если основное правоотношение по тем или иным причинам утрачивает силу, то это, как правило, отражается на производных правоотношениях. Деление на основные и производные правоотношения отличается от деления на простые и сложные правоотношения тем, что в последнем случае отсутствует правовая связь между двумя группами правоотношений, в то время как в первом случае такая правовая связь является существенным и характерным признаком;

4) однородные по составу субъектов и с различными по своей природе субъектами. К первой группе следует отнести такие правоотношения, в которых участвуют либо только государства, либо только международные организации. Вторую группу правоотношений образуют такие, где на одной стороне выступает государство или государства, а на другой - международные организации. Практическое значение такого деления заключается в том, что порядок регламентации названных правоотношений имеет существенные различия. Если, например, соглашение заключается между государствами, то его регламентация (соответственно - регламентация правоотношения) осуществляется на основе норм, обобщенных в Венской конвенции о праве международных договоров. Если же соглашение заключается между международными организациями, то к ним эти нормы будут применимы только в той степени, в которой это окажется возможным, и только при согласии организаций

руководствоваться этими нормами. Зато строго обязательны для применения нормы учредительных актов организаций.

Наконец, если соглашение охватывает различные субъекты (государства и международные организации), то для регламентации возникающих правоотношений в какой-то мере применимы и нормы Конвенции, о которой упомянуто выше, и нормы учредительных актов.

Само собою разумеется, что такая смешанная регламентация усложняет правовое регулирование подобного рода правоотношений. Специальную регламентацию правоотношений дополняет другая особенность - различие в волевом содержании. Дело в том, что только правоотношения между государствами имеют строго выраженное волевое содержание. В правоотношениях смешанного типа суверенная воля государства сочетается с правомочием (компетенцией) организации, которая не имеет своей суверенной воли.

Что касается правоотношений между международными организациями, то они совсем лишены признаков суверенно волевых отношений, так как организации не обладают суверенной волей. Их акты полностью зависят от того первоначального волеизъявления государств, которое зафиксировано в уставе международной организации;

5) абсолютные и относительные. К абсолютным правоотношениям относятся такие, в которых управомоченному субъекту противостоит неопределенное количество обязанных субъектов, воздерживающихся от определенных действий. Например, по Уставу ООН каждое отдельное государство имеет право на невмешательство. Этому праву соответствует обязанность всех государств не вмешиваться во внутренние дела этого государства.

Относительные правоотношения имеют иной характер. В этих правоотношениях управомоченному субъекту противостоит конкретное обязанное лицо. Необходимо отметить, что деление правоотношений на абсолютные и относительные до известной степени носит условный характер, так как эти правоотношения нередко взаимодополняют друг друга;

6) срочные и бессрочные. Эти виды правоотношений соответствуют делению международных договоров и соглашений на срочные и бессрочные. К срочным правоотношениям относятся такие, начало и конец которых установлен действующим соглашением. При этом порядок вступления договора в силу (момент возникновения прав и обязанностей субъектов), срок его действия и момент утраты им юридической силы регламентируются нормами, внесенны-

Международное право_

28 ми в сам договор или в особый документ, который составляет неотъемлемую часть соглашения.

Бессрочные договоры (и соответственно правоотношения) обычно подразделяются на вечные и договоры с неопределенным сроком. В первом случае в соглашении прямо отмечается, что оно заключено на вечные времена, хотя «вечность соглашения» является весьма условным понятием. И, как правило, измеряется соответствием договора экономическим и политическим условиям, юридическим отражением которых он является. Договоры с неопределенным сроком - это такие соглашения, которые предусматривают какой-то специально оговоренный порядок прекращения или изменения обязательств, однако без фиксации срока, когда это произойдет. Примером такого договора является Устав ООН.

Очень сложным вопросом является срок действия правоотношений, основанных на обычной норме. В юридической литературе иногда делается ссылка на обстоятельства, при которых обычная норца утрачивает силу, например, указывается, что обычай утрачивает силу: а) вследствие неприменения его или вследствие соблюдения противоположного обычая; б) вследствие соглашения, явно отменяющего обычай или содержащего нормы, несовместимые с обычаем. Что касается срока вступления в силу обычной нормы, то он еще более неопределенный, чем срок утраты силы.

Еще большая сложность возникает при установлении срока действия правоотношения, основанного на обычной норме. На практике как наличие самого правоотношения, так и срок его действия устанавливаются на основе анализа фактических отношений между субъектами международного права. Данное обстоятельство является дополнительным свидетельством того, что обычная норма имеет существенные недостатки по сравнению с договорной нормой, которая вносит большую степень определенности и ясности в правоотношения субъектов международного права;

7) длящиеся и одноактные. Все правоотношения, которые имеют какой-то срок действия, относятся к разряду длящихся правоотношений. При этом правоотношение может действовать от какого-то минимального срока вплоть до срока весьма неопределенного. Однако на практике бывают такие правоотношения, которые исчерпываются совершением отдельного юридического акта. В таких правоотношениях момент их установления совпадает с моментом реализации сторонами их прав и обязанностей. В силу этого отпадает необходимость в установлении срока действия правоотношения.

8) гарантийные. К ним относятся такие правоотношения, кото- 29 рые направлены на обеспечение исполнения какого-либо другого

или других правоотношений. Права и обязанности гарантийных правоотношений не имеют самостоятельного значения, так как их назначение состоит в том, чтобы содействовать реализации прав и выполнению обязательств по другому правоотношению.

Примером таких правоотношений являются договоры о гарантиях, которые действуют до тех пор, пока сохраняется необходимость обеспечения выполнения определенного правоотношения, для обеспечения выполнения которого заключен гарантийный договор. Как только основное правоотношение утрачивает силу, теряет смысл и юридическое значение гарантийного правоотношения.

Близко к гарантийным правоотношениям стоят так называемые охранительные правоотношения, которые возникают в силу неисполнения одной из сторон своих обязательств, что порождает у другой стороны право прибегнуть к мерам защиты или санкциям, предусмотренным соглашением или каким-либо другим юридическим актом.

Отличие охранительных правоотношений от правоотношений гарантийных состоит в том, что они, во-первых, вытекают из того же соглашения, которым регламентируется основное правоотношение; во-вторых, их возникновение связано непосредственно с фактом нарушения обязательств одной из сторон. Если обязательства не нарушаются, то охранительное правоотношение не может возникнуть.

Данное перечисление различных правоотношений, разумеется, не является исчерпывающим. Здесь упомянуты лишь основные виды международных правоотношений, чтобы показать и подчеркнуть тот факт, что международные правоотношения являются сложным комплексом правовых связей между государствами и иными субъектами международного права;

9) активные и пассивные. В первом случае управомоченный своими действиями удовлетворяет свои интересы. Обязанное лицо не должно создавать помехи своему контрагенту в осуществлении его законных прав, а, наоборот, должно совершать целенаправленные действия, способствующие их удовлетворению. Таким образом, в одном случае центр тяжести в правоотношении сосредоточивается на правах, в другом - на обязанностях.

Как правило, в правоотношениях активного типа объектом таковых являются блага и интересы, которыми субъект права обладает в данный момент. Примером активного правоотношения может

Международное право__

30 служить договор о ненападении, когда управомоченный субъект своими силами охраняет мир и неприкосновенность своих границ, а обязанное государство воздерживается от действий, которые могли бы нанести ущерб интересам уиравомоченного субъекта.

В правоотношениях пассивного типа объектом являются не наличные блага, а потенциальные, ибо удовлетворение интересов упра-вомоченного лица предполагается в будущем в результате действий обязанного лица. Например, пассивные правоотношения складываются между субъектами, когда соглашение касается, например, создания промышленного объекта в какой-то стране силами обязанного государства. В этом случае объект соглашения возникает только в будущем в результате целеустремленных действий обязанного лица.

Таким образом, признак активности или пассивности правоотношения исходит из того состояния, в котором находится у право-моченное лицо. Оно своими действиями либо удовлетворяет свои интересы при относительной пассивности обязанного лица (активное правоотношение), либо интересы управомоченного лица удовлетворяются активными действиями обязанного лица (пассивное правоотношение).

Следует, однако, отметить, что деление правоотношений на активные и пассивные носит в конечном счете относительный характер, так как в реальной действительности любое правоотношение предполагает совершение определенных активных действий каждого из субъектов правоотношения. Дело заключается лишь в мере или степени активности субъектов. В одних случаях активные дейт ствия главным образом совершает одна сторона, в других - вторая, противоположная. Применительно к объекту правоотношения это различие состоит в том, что в одних случаях объект является наличным с самого начала установления правоотношения и последнее имеет цель его охраны, в других - объект правоотношения возникает в будущем как результат реализации правоотношения.

10) длящиеся и однократные. Все правоотношения, которые имеют срок действия, относятся к разряду длящихся правоотношений. При этом правоотношение может длиться (действовать) от определенного минимального срока вплоть до весьма неопределенного. Однако на практике бывают такие правоотношения, которые исчерпываются совершением отдельного юридического акта. В таких правоотношениях момент их установления совпадает с моментом реализации сторонами их прав и обязанностей. В силу этого отпадает необходимость в установлении срока действия правоотношения.

Глава 1. Понятие международного права_

Современная юриспруденция устанавливает в жестком режиме долженствования требование по соответствию конкретного правоотношения положениям международного права. Общим критерием здесь служат положения Венской конвенции 1969 г. о праве международных договоров.

Правоотношение недействительно, если оно основывается на международном договоре, который заключен с очевидным нарушением положений внутригосударственного права, касающихся компетенции на заключение договора (ст. 46). Данное условие вытекает из того, что воля субъекта международного права на установление нормы права и соответствующего правоотношения должна быть выражена в том порядке и тем органом власти, которые предусмотрены конституционным правом. Если имеют место отклонения от конституционного порядка, то данное обстоятельство может не только исказить волю субъекта, но и привести к нарушению государственного суверенитета. В этой связи правовая норма и правоотношение, для того чтобы стать юридически правомерными и действительными, должны быть установлены, во-первых, с учетом и соблюдением конституционного права, во-вторых, в полном соответствии, с нормами международного права.

В ст. 47 Конвенции устанавливается требование, согласно которому при создании нормы права (заключении соглашения) должно учитываться содержание полномочий представителей государств на заключение договора и установление соответствующего правоотношения. При этом сторона может ссылаться на факт несоблюдения полномочий только в том случае, если другая сторона была извещена о содержании и объеме полномочий. Таким образом, отклонение от полномочий имеет место лишь тогда, когда все договаривающиеся стороны достоверно знали о конкретном содержании таких полномочий. В результате отклонения от полномочий происходит преднамеренное искажение воли договаривающихся сторон и субъектов международного правоотношения.

Как свидетельствует международная практика, отклонение от действительной воли может быть не только сознательное, но и совершаться по ошибке. Такую ситуацию предусматривает ст. 48 Конвенции. Государство вправе ссылаться на ошибку в договоре как на основание недействительности согласия на установление определенного правоотношения лишь в том случае, когда ошибка касается факта или ситуации, которые существовали при заключении договора, или если указанный факт или ситуация представляли су

Международное право

щественную основу для согласия сторон на установление конкретных прав и обязанностей по договору.

Отрицательное влияние на правоотношение имеют обманные действия одной из сторон при заключении договора (ст. 49 Конвенции). В данном случае сознательные действия одной из сторон, направленные на то, чтобы с помощью обмана получить согласие другой стороны на заключение договора, приводят к тому, что международное правоотношение выражает собой не действительные и сознательные волевые отношения субъектов, а такие волевые отношения, которые содержат в себе порок, вызванный обманом.

Еще более очевидное отклонение от действительной воли субъектов правоотношения возникает в результате подкупа представителя государства. Как отмечается в ст. 50 Венской конвенции, если выражение согласия государства на обязательность для него договора явилось результатом прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвующим в переговорах государством, то первое государство вправе сослаться на такой подкуп как на основание недействительности своего согласия на обязательность для него договора. Разумеется, международное правоотношение, установленное с помощью подкупа, не может иметь юридической силы.

Конвенция о праве договоров указывает также на последствия принуждения при заключении соглашения и установлении международного правоотношения. Конвенция имеет в виду два вида принуждения: принуждение против представителя государства (ст. 51) и принуждение, направленное непосредственно против самого государства (ст. 52). И в том и в другом случае возникшее правоотношение не имеет юридической силы, поскольку в его основе лежит не добровольное согласие, а согласие под принуждением.

Наконец, самым общим и важным основанием действительности международных правоотношений является их соответствие основным принципам международного права и Уставу ООН. Данное требование сформулировано в ст. 53 Конвенции в следующем виде: «Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме международного права. Поскольку это касается настоящей Конвенции, императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

Необходимо отметить, что понятие «императивная норма», или

Глава 1. Понятие международного права__

норма jus cogens, вызывает большие споры среди юристов-между- 33 народников, так как оно весьма неопределенно по своему смыслу. Поэтому было бы желательным во всех случаях пользоваться выражением «соответствие договора и правоотношения основным принципам международного права и Уставу ООН». Само собой разумеется, что как основные принципы международного права, так и нормы, закрепленные в Уставе ООН, относятся к категории императивных норм, а потому все международные правоотношения должны соответствовать этим нормам.

Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений . На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения:

«никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные нормы.

Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства .

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например, Устав ООН , нормы о нераспространении ядерного оружия и др. Региональные нормы действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза , соглашения в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

Реализация международно-правовых норм

Объектами международных правоотношений могут быть предметы материального мира (территория , имущество, неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), поведение субъектов правоотношений (действие или бездействие), результаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произведенный предмет и т.д.).

При характеристике международных правоотношений следует учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фактов .

Юридические факты в международном праве — это конкретные обстоятельства, с которыми международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе международно-правовой нормы.

В зависимости от волевого содержания юридические факты в международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия — это факты, связанные с волей участников правоотношений. Действия могут быть правомерными и противоправными (правонарушения).

Существующие международные правоотношения крайне разнообразны.

В зависимости от функционального назначения международных норм можно различать регулятивные и охранительные международные правоотношения. Регулятивные правоотношения — это отношения, возникающие на основе норм международного права, устанавливающих правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного поведения участников международного общения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов и предназначены для восстановления нарушенных прав и наказания правонарушителя.

Можно выделять также материальные и процессуальные правоотношения. Материальные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений. Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и фиксируют процедуру реализации прав и осуществления обязанностей, порядок разрешения споров и рассмотрения дел о правонарушениях.

По субъектному составу различают межгосударственные правоотношения и правоотношения немежгосударственного характера (см. § 2 ).

По форме различаются международные правоотношения в собственном смысле слова (т.е. отношения, в которых права и обязанности их участников зафиксированы конкретно и четко) и правоотношения — состояния (т.е. отношения, в которых права и обязанности носят обобщенный характер, например, состояние в гражданстве).

По времени существования можно выделять срочные и бессрочные правоотношения (например, при заключении бессрочного договора между государствами).

  • Понятие международного права
    • Понятие международного права и его особенности
    • Нормы международного права
      • Классификация норм международного права
      • Создание норм международного права
    • Международно-правовые санкции и международный контроль
    • Международные правоотношения
    • Юридические факты в международном праве
  • Господство (верховенство) права (Rule of Law) в современном международном праве
    • Происхождение концепции господства права
    • Юридическое содержание концепции господства права: цели, структурное наполнение, направленность регулятивного воздействия, связь с другими сопоставимыми по своей сущности концепциями
  • Принцип добросовестности как основа эффективности международного права
    • Юридическая сущность принципа добросовестности
      • Соотношение принципа добросовестности с другими принципами и институтами международного права
    • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом
      • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом - страница 2
  • Становление, общий характер, источники и система современного международного права
    • Становление и общий характер современного международного права
    • Источники международного права
      • Решения международных организаций в качестве источников международного права
    • Система международного права
    • Кодификация международного права
  • Субъекты и объект современного международного права
    • Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности
    • Государства - основные субъекты международного права
    • Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость
    • Международно-правовое признание как институт права
      • Декларативная и конститутивная теории о значении международно-правового признания
      • Международные организации - вторичные субъекты международного права
    • Юридическое положение личности в международном праве
    • Объект международного права и международного правоотношения
      • Объект международного права и международного правоотношения - страница 2
  • Основные принципы международного права
    • Понятие основных принципов международного права
    • Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
    • Общие принципы межгосударственного сотрудничества
    • Принцип добросовестности как общий принцип права и как один из основополагающих принципов современного международного права
  • Взаимодействие международного и внутригосударственного права
    • Сфера взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Влияние внутригосударственного права на международное право
    • Влияние международного права на внутригосударственное право
    • Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права
  • Право международных договоров
    • Международный договор и право международных договоров
    • Структура международных договоров
    • Заключение международных договоров
    • Действительность международных договоров
    • Действие и применение договоров
    • Толкование международных договоров
    • Прекращение и приостановление действия международных договоров
  • Право международных организаций
    • Понятие и основные признаки международной организации. Классификация международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
    • Правосубъектность международных организаций
    • >Юридическая природа международных организаций и организация их деятельности
      • Права международных организаций
      • Характер юридических актов международных организаций
    • ООН как международная организация
      • Структура Организации
      • Всеобщая декларация прав человека
      • Вопросы прав человека
    • Специализированные учреждения ООН
      • ЮНЕСКО и ВОЗ
      • Международная организация гражданской авиации, Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи
      • Всемирная метеорологическая организация, Международная морская организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности
      • Международный фонд сельскохозяйственного развития, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, МАГАТЭ
      • Всемирный банк
    • Региональные организации
      • Содружество Независимых Государств (СНГ)
  • Дипломатическое и консульское право
    • Понятие и источники дипломатического и консульского права
    • Дипломатические представительства
      • Сотрудники представительства
    • Консульские учреждения
      • Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
  • Право международной безопасности
    • Понятие нрава международной безопасности
    • Специальные принципы международной безопасности
    • Всеобщая система коллективной безопасности
    • Деятельность ООН по проведению Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций
    • Региональные системы коллективной безопасности
    • Разоружение - ключевая проблема международной безопасности
    • Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
  • Права человека и международное право
    • Население и его состав, гражданство
    • Правовое положение иностранцев
    • Право убежища
    • Международное сотрудничество по вопросам прав человека
    • Международная защита прав женщин и детей
    • Международная защита прав меньшинств
    • Право человека на достойное жилище
      • Обязательства правительств в области обеспечения прав человека на достаточное жилище
      • Институт «признания» в области обеспечения права на достаточное жилище
      • Элементы жилищных прав
      • Возможности рассмотрения жилищных прав в судебном порядке
  • Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
    • Основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью и его правовые основы
    • Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера
      • Распространение и торговля наркотиками
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Международная организация уголовной полиции - Интерпол
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права и его источники. Субъекты международного экономического права
    • Международно-правовые основы экономической интеграции
    • Совершенствование системы международных экономических отношений и формирование нового экономического порядка
    • Специальные принципы международного экономического права
    • Основные сферы международных экономических отношений и их правовое регулирование
    • Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений
  • Территория в международном праве (общие вопросы)
    • Государственная территория
    • Государственная граница
    • Правовой режим международных рек
    • Демилитаризация территории
    • Правовой режим Арктики и Антарктики
  • Международное морское право
    • Понятие международного морского права
    • Внутренние морские воды и территориальное море
    • Прилежащие и экономические зоны
    • Правовой режим открытого моря
    • Понятие и правовой режим континентального шельфа
    • Правовой режим международных проливов и каналов
  • Международное воздушное право
    • Понятие международного воздушного права и его принципы
    • Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты
    • Международные воздушные сообщения
  • Международное космическое право
    • Понятие и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
    • Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
    • Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях
    • Значимость практических мер мирового сообщества по мирному использованию космического пространства
  • Международное право окружающей среды
    • Понятие международного права окружающей среды, его принципы и источники
    • Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
    • Защита среды Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата, защита животного и растительного мира
    • Защита водной среды международных рек и окружающей среды полярных районов
    • Защита окружающей среды в процессе космической и ядерной деятельности
    • Международно-правовое регулирование обращения с вредными отходами
  • Международно-правовые средства разрешения международных споров
    • Сущность мирного урегулирования международных споров
    • Средства решения международных споров
    • Решение международных споров судом
      • Создание в рамках Организации Объединенных Наций нового Международного суда
      • Процедура рассмотрения споров
      • Органы и специализированные учреждения ООН, уполномоченные обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения
    • Решение споров в международных организациях
  • Международное право в период вооруженных конфликтов
    • Понятие права вооруженных конфликтов
    • Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
    • Средства и методы ведения войны
    • Нейтралитет в войне
    • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
    • Окончание войны и его международно-правовые последствия
    • Развитие как способ предотвращения конфликтов

Международные правоотношения

Международные правоотношения, то есть общественные отношения, урегулированные международным правом, довольно разнообразны, что вполне соответствует разнообразию тех многочисленных отношений субъектов международного права, которые подвергаются правовой регламентации. Можно выделить следующие группы правоотношений:

1) основывающиеся на договорных и обычных нормах международного права ;

2) простые и сложные . К простым правоотношениям относятся такие, которые регламентируют права и обязанности двух субъектов международного права. Однако международной практике известны многочисленные сложные правоотношения. Такая сложность проистекает либо из того, что правоотношение охватывает не двух, а несколько субъектов или даже все международное сообщество в целом, либо из того, что правоотношения являются результатом взаимодействия многих договоров (общие соглашения, региональные и т. д.). Практически самые сложные правоотношения возникают в результате создания международных организаций и их повседневной деятельности. В этом смысле ООН является образцом таких сложных международных правоотношений;

3) основные и производные . Это деление основывается на том, что в международной практике часто заключаются генеральные соглашения (базисные), из которых логически вытекает необходимость заключения конкретных соглашений, предусматривающих практическую реализацию генеральных, или первоначальных (наиболее общих), соглашений.

На этой основе и правовые отношения между субъектами международного права подразделяются на основные и производные. Если основное правоотношение по тем или иным причинам утрачивает силу, то это, как правило, отражается на производных правоотношениях. Деление на основные и производные правоотношения отличается от деления на простые и сложные правоотношения тем, что в последнем случае отсутствует правовая связь между двумя группами правоотношений, в то время как в первом случае такая правовая связь является существенным и характерным признаком;

4) однородные по составу субъектов и с различными по своей природе субъектами . К первой группе следует отнести такие правоотношения, в которых участвуют либо только государства, либо только международные организации. Вторую группу правоотношений образуют такие, где на одной стороне выступает государство или государства, а на другой - международные организации. Практическое значение такого деления заключается в том, что порядок регламентации названных правоотношений имеет существенные различия.

Если, например, соглашение заключается между государствами, то его регламентация (соответственно - регламентация правоотношения) осуществляется на основе норм, обобщенных в Венской конвенции о праве международных договоров. Если же соглашение заключается между международными организациями, то к ним эти нормы будут применимы только в той степени, в которой это окажется возможным, и только при согласии организаций руководствоваться этими нормами. Зато строго обязательны для применения нормы учредительных актов организаций.

Наконец, если соглашение охватывает различные субъекты (государства и международные организации), то для регламентации возникающих правоотношений в какой-то мере применимы и нормы Конвенции, о которой упомянуто выше, и нормы учредительных актов. Само собою разумеется, что такая смешанная регламентация усложняет правовое регулирование подобного рода правоотношений. Специальную регламентацию правоотношений дополняет другая особенность - различие в волевом содержании. Дело в том, что только правоотношения между государствами имеют строго выраженное волевое содержание. В правоотношениях смешанного типа суверенная воля государства сочетается с правомочием (компетенцией) организации, которая не имеет своей суверенной воли.

Что касается правоотношений между международными организациями, то они совсем лишены признаков суверенно волевых отношений, так как организации не обладают суверенной волей. Их акты полностью зависят от того первоначального волеизъявления государств, которое зафиксировано в уставе международной организации;

5) абсолютные и относительные . К абсолютным правоотношениям относятся такие, в которых управомоченному субъекту противостоит неопределенное количество обязанных субъектов, воздерживающихся от определенных действий. Например, по Уставу ООН каждое отдельное государство имеет право на невмешательство. Этому праву соответствует обязанность всех государств не вмешиваться во внутренние дела этого государства.

Относительные правоотношения имеют иной характер. В этих правоотношениях управомоченному субъекту противостоит конкретное обязанное лицо. Необходимо отметить, что деление правоотношений на абсолютные и относительные до известной степени носит условный характер, так как эти правоотношения нередко взаимодополняют друг друга;

6) срочные и бессрочные . Эти виды правоотношений соответствуют делению международных договоров и соглашений на срочные и бессрочные. К срочным правоотношениям относятся такие, начало и конец которых установлен действующим соглашением. При этом порядок вступления договора в силу (момент возникновения прав и обязанностей субъектов), срок его действия и момент утраты им юридической силы регламентируются нормами, внесенными в сам договор или в особый документ, который составляет неотъемлемую часть соглашения.

Бессрочные договоры (и соответственно правоотношения) обычно подразделяются на вечные и договоры с неопределенным сроком. В первом случае в соглашении прямо отмечается, что оно заключено на вечные времена, хотя «вечность соглашения» является весьма условным понятием. И, как правило, измеряется соответствием договора экономическим и политическим условиям, юридическим отражением которых он является. Договоры с неопределенным сроком - это такие соглашения, которые предусматривают какой-то специально оговоренный порядок прекращения или изменения обязательств, однако без фиксации срока, когда это произойдет. Примером такого договора является Устав ООН.

Очень сложным вопросом является срок действия правоотношений, основанных на обычной норме. В юридической литературе иногда делается ссылка на обстоятельства, при которых обычная утрачивает силу, например, указывается, что обычай утрачивает силу: а) вследствие неприменения его или вследствие соблюдения противоположного обычая; б) вследствие соглашения, явно отменяющего обычай или содержащего нормы, несовместимые с обычаем. Что касается срока вступления в силу обычной нормы, то он еще более неопределенный, чем срок утраты силы.

Еще большая сложность возникает при установлении срока действия правоотношения, основанного на обычной норме. На практике как наличие самого правоотношения, так и срок его действия устанавливаются на основе анализа фактических отношений между субъектами международного права. Данное обстоятельство является дополнительным свидетельством того, что обычная норма имеет существенные недостатки по сравнению с договорной нормой, которая вносит большую степень определенности и ясности в правоотношения субъектов международного права;

7) длящиеся и одноактные . Все правоотношения, которые имеют какой-то срок действия, относятся к разряду длящихся правоотношений. При этом правоотношение может действовать от какого- то минимального срока вплоть до срока весьма неопределенного. Однако на практике бывают такие правоотношения, которые исчерпываются совершением отдельного юридического акта. В таких правоотношениях момент их установления совпадает с моментом реализации сторонами их прав и обязанностей. В силу этого отпадает необходимость в установлении срока действия правоотношения.

8) гарантийные . К ним относятся такие правоотношения, которые направлены на обеспечение исполнения какого-либо другого или других правоотношений. Права и обязанности гарантийных правоотношений не имеют самостоятельного значения, так как их назначение состоит в том, чтобы содействовать реализации прав и выполнению обязательств по другому правоотношению.

Примером таких правоотношений являются договоры о гарантиях, которые действуют до тех пор, пока сохраняется необходимость обеспечения выполнения определенного правоотношения, для обеспечения выполнения которого заключен гарантийный договор. Как только основное правоотношение утрачивает силу, теряет смысл и юридическое значение гарантийного правоотношения.

Близко к гарантийным правоотношениям стоят так называемые охранительные правоотношения, которые возникают в силу неисполнения одной из сторон своих обязательств, что порождает у другой стороны право прибегнуть к мерам защиты или санкциям, предусмотренным соглашением или каким-либо другим юридическим актом.

Отличие охранительных правоотношений от правоотношений гарантийных состоит в том, что они, во-первых, вытекают из того же соглашения, которым регламентируется основное правоотношение; во-вторых, их возникновение связано непосредственно с фактом нарушения обязательств одной из сторон. Если обязательства не нарушаются, то охранительное правоотношение не может возникнуть.

Данное перечисление различных правоотношений, разумеется, не является исчерпывающим. Здесь упомянуты лишь основные виды международных правоотношений, чтобы показать и подчеркнуть тот факт, что международные правоотношения являются сложным комплексом правовых связей между государствами и иными субъектами международного права;

9) активные и пассивные . В первом случае управомоченный своими действиями удовлетворяет свои интересы. Обязанное лицо не должно создавать помехи своему контрагенту в осуществлении его законных прав, а, наоборот, должно совершать целенаправленные действия, способствующие их удовлетворению. Таким образом, в одном случае центр тяжести в правоотношении сосредоточивается на правах, в другом - на обязанностях.

Как правило, в правоотношениях активного типа объектом таковых являются блага и интересы, которыми субъект права обладает в данный момент. Примером активного правоотношения может служить договор о ненападении, когда управомоченный субъект своими силами охраняет мир и неприкосновенность своих границ, а обязанное государство воздерживается от действий, которые могли бы нанести ущерб интересам управомоченного субъекта.

В правоотношениях пассивного типа объектом являются не наличные блага, а потенциальные, ибо удовлетворение интересов управомоченного лица предполагается в будущем в результате действий обязанного лица. Например, пассивные правоотношения складываются между субъектами, когда соглашение касается, например, создания промышленного объекта в какой-то стране силами обязанного государства. В этом случае объект соглашения возникает только в будущем в результате целеустремленных действий обязанного лица.

Таким образом, признак активности или пассивности правоотношения исходит из того состояния, в котором находится у право- моченное лицо. Оно своими действиями либо удовлетворяет свои интересы при относительной пассивности обязанного лица (активное правоотношение), либо интересы управомоченного лица удовлетворяются активными действиями обязанного лица (пассивное правоотношение).

Следует, однако, отметить, что деление правоотношений на активные и пассивные носит в конечном счете относительный характер, так как в реальной действительности любое правоотношение предполагает совершение определенных активных действий каждого из субъектов правоотношения. Дело заключается лишь в мере или степени активности субъектов. В одних случаях активные действия главным образом совершает одна сторона, в других - вторая, противоположная. Применительно к объекту правоотношения это различие состоит в том, что в одних случаях объект является наличным с самого начала установления правоотношения и последнее имеет цель его охраны, в других - объект правоотношения возникает в будущем как результат реализации правоотношения.

10) длящиеся и однократные . Все правоотношения, которые имеют срок действия, относятся к разряду длящихся правоотношений. При этом правоотношение может длиться (действовать) от определенного минимального срока вплоть до весьма неопределенного. Однако на практике бывают такие правоотношения, которые исчерпываются совершением отдельного юридического акта. В таких правоотношениях момент их установления совпадает с моментом реализации сторонами их прав и обязанностей. В силу этого отпадает необходимость в установлении срока действия правоотношения.

Современная юриспруденция устанавливает в жестком режиме долженствования требование по соответствию конкретного правоотношения положениям международного права. Общим критерием здесь служат положения Венской конвенции 1969 г. о праве международных договоров.

Правоотношение недействительно, если оно основывается на международном договоре, который заключен с очевидным нарушением положений внутригосударственного права, касающихся компетенции на заключение договора (ст. 46). Данное условие вытекает из того, что воля субъекта международного права на установление нормы права и соответствующего правоотношения должна быть выражена в том порядке и тем органом власти, которые предусмотрены конституционным правом. Если имеют место отклонения от конституционного порядка, то данное обстоятельство может не только исказить волю субъекта, но и привести к нарушению государственного суверенитета. В этой связи правовая норма и правоотношение, для того чтобы стать юридически правомерными и действительными, должны быть установлены, во-первых, с учетом и соблюдением конституционного права, во-вторых, в полном соответствии с нормами международного нрава.

В ст. 47 Конвенции устанавливается требование, согласно которому при создании нормы права (заключении соглашения) должно учитываться содержание полномочий представителей государств на заключение договора и установление соответствующего правоотношения. При этом сторона может ссылаться на факт несоблюдения полномочий только в том случае, если другая сторона была извещена о содержании и объеме полномочий. Таким образом, отклонение от полномочий имеет место лишь тогда, когда все договаривающиеся стороны достоверно знали о конкретном содержании таких полномочий. В результате отклонения от полномочий происходит преднамеренное искажение воли договаривающихся сторон и субъектов международного правоотношения.

Как свидетельствует международная практика, отклонение от действительной воли может быть не только сознательное, но и совершаться по ошибке. Такую ситуацию предусматривает ст. 48 Конвенции. Государство вправе ссылаться на ошибку в договоре как на основание недействительности согласия на установление определенного правоотношения лишь в том случае, когда ошибка касается факта или ситуации, которые существовали при заключении договора, или если указанный факт или ситуация представляли существенную основу для согласия сторон на установление конкретных прав и обязанностей по договору.

Отрицательное влияние на правоотношение имеют обманные действия одной из сторон при заключении договора (ст. 49 Конвенции). В данном случае сознательные действия одной из сторон, направленные на то, чтобы с помощью обмана получить согласие другой стороны на заключение договора, приводят к тому, что международное правоотношение выражает собой не действительные и сознательные волевые отношения субъектов, а такие волевые отношения, которые содержат в себе порок, вызванный обманом.

Еще более очевидное отклонение от действительной воли субъектов правоотношения возникает в результате подкупа представителя государства. Как отмечается в ст. 50 Венской конвенции, если выражение согласия государства на обязательность для него договора явилось результатом прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвующим в переговорах государством, то первое государство вправе сослаться на такой подкуп как на основание недействительности своего согласия на обязательность для него договора. Разумеется, международное правоотношение, установленное с помощью подкупа, не может иметь юридической силы.

Конвенция о праве договоров указывает также на последствия принуждения при заключении соглашения и установлении международного правоотношения. Конвенция имеет в виду два вида принуждения: принуждение против представителя государства (ст. 51) и принуждение, направленное непосредственно против самого государства (ст. 52). И в том и в другом случае возникшее правоотношение не имеет юридической силы, поскольку в его основе лежит не добровольное согласие, а согласие под принуждением.

Наконец, самым общим и важным основанием действительности международных правоотношений является их соответствие основным принципам международного права и Уставу ООН. Данное требование сформулировано в ст. 53 Конвенции в следующем виде: «Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме международного права. Поскольку это касается настоящей Конвенции, императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

Необходимо отметить, что понятие «императивная норма», вызывает большие споры среди юристов-международников, так как оно весьма неопределенно по своему смыслу. Поэтому было бы желательным во всех случаях пользоваться выражением «соответствие договора и правоотношения основным принципам международного права и Уставу ООН». Само собой разумеется, что как основные принципы международного права, так и нормы, закрепленные в Уставе ООН, относятся к категории императивных норм, а потому все международные правоотношения должны соответствовать этим нормам.