КоАП в главе 4 регламентирует правила наложения административных наказаний. К ним относятся:

1) общие принципы наложения наказаний;

2) обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

3) исчисление сроков при наложении наказаний.

Наказания за административные правонарушения налагаются в пределах, установленных нормативным актом. Общие правила наложения наказания конкретизируют принципы гуманизма, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушений и личности правонарушителя. Законность при наложении наказания означает, что суд, орган или д/л м использовать только то наказание и в тех пределах, которые установлены в нормативном акте. При этом существует ряд гарантий:

1) в КоАП установлен исчерпывающий перечень наказаний;

2) в каждой правовой норме закрепляется вид и размер наказания;

3) при альтернативных наказаниях м б наложено только 1 основное или 1 основное и 1 дополнительное наказание.

Индивидуализация ответственности выражается в том, что при назначении наказаний физическому лицу учитываются:

1) характер правонарушения;

2) личность правонарушителя;

3) его имущественное положение;

4) смягчающие и отягчающие обстоятельства.

При назначении наказаний юр лицу учитываются:

1) характер правонарушения;

2) имущественное и финансовое положение;

3) отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Орган, д/л или суд, определяя размер наказания не вправе превысить установленный предел или назначить его ниже минимума. Если же в ходе разбирательства орган, д/л или суд придет к выводу о нецелесообразности наложения наказаний на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить лицо от административной ответственности по малозначительности.

КоАП РФ устанавливает смягчающие обстоятельства:

1) раскаяние;

2) добровольное сообщение о правонарушении;

3) предотвращение вредных последствий;

4) совершение правонарушения в состоянии аффекта или при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5) несовершеннолетие при совершении правонарушения;

6) беременные женщины или женщины, имеющие малолетнего ребенка.

Перечень смягчающих обстоятельств является открытым.

Отягчающие обстоятельства:

1) продолжение противоправного поведения после предупреждения;

2) повторное в течение года совершение нового административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетних;

4) группой лиц;

5) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) в состоянии опьянения.

Перечень является закрытым.

Совершение правонарушения в состоянии опьянения м и не учитываться в качестве отягчающего обстоятельства.

Постановление по делу об административном правонарушении не м б вынесено по истечении 2х месяцев со дня совершения административного правонарушения. Исключения:

I. Срок давности привлечения к административной ответственности равен году за нарушение законодательства:

1) о внутренних морских водах;

2) континентальном шельфе;

3) о несостоятельности банкротства;

4) миграционных правил;

5) о защите прав потребителей;

6) и т.д. см. ч. 1 ст. 4.5.

II. Срок давности составляет год при применении дисквалификации.

III. При длящемся правонарушении срок давности составляет год.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела и при наличии состава правонарушения срок давности исчисляется со дня отказа в возбуждении уголовного дела.

Срок погашения административного наказания – 1 год. Лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности если в течение года после исполнения наказания оно не б вновь привлечено к административной ответственности.

При совершении 1м лицом 2х и более административных правонарушений наказание налагается отдельно за каждое, однако кодекс устанавливает возможность поглощения административных наказаний: если 2 и более правонарушения рассматриваются 1м и тем же органом или д/л, наказание налагается в пределах санкции, предусматривающей ответственность за более серьезное правонарушение. 70.

Еще по теме Правила наложения административных наказаний.:

  1. § 5. Исполнение постановлений о назначении административных наказаний
  2. § 1. Конституционные основы юридической ответственности, определяющие характер административных наказаний
  3. § 1. Система административных наказаний: понятие, признаки и административно-правовое значение
  4. § 3. Квазиадминистративные наказания (методология вопроса)
  5. § 2. Административный штраф как мера административного наказания
  6. § 4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как мера административного наказания

Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. При наложении взыскания учитываются характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность (ст. 33 КоАП).

Признаки, характеризующие личность нарушителя

Личность нарушителя характеризуют , прежде всего, признаки, присущие субъекту проступка (возраст, пол, служебный, социальное положение, противоправное поведение в прошлом), а также поведение в трудовом коллективе и в быту, отношение к семье, коллег по работе, обучение и т.

Наложение административного взыскания за несколько правонарушений

При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности (ч. 1 ст. 36 КоАП). Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из числа совершенных. К основному взысканию в этом случае может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений (ч. 2 ст. 36 КоАП).

Сроки наложения административного взыскания

Административное взыскание может быть наложено не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - 2 месяца со дня его обнаружения (ч.

1 ст. 38 КоАП). Таким образом, для большинства правонарушений точкой отсчета срока давности привлечения к административной ответственности является день совершения правонарушения. При этом день совершения правонарушения в 2-месячный срок не включается. Срок истекает в 24 часа последних суток второго месяца. При длящемся правонарушении начало течения срока давности определяется по-другому. Точкой отсчета здесь есть момент обнаружения проступка. К ним могут быть отнесены, например, проживание без паспорта и тому подобное. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть наложено не позднее чем через месяц со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (ч. 2 ст. 38 КоАП).

Последствия наложения административного взыскания

Наложение административного взыскания влечет для нарушителя определенные неблагоприятные юридические последствия. Во-первых, повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, признается отягчающим обстоятельством, о чем упоминалось выше. Во-вторых, законодательство об административных правонарушениях довольно часто рассматривает повторность как квалифицирующий обстоятельство. В-третьих, в отдельных случаях повторное совершение однородного правонарушения влечет уголовную ответственность.

Признание лица не подвергавшимся административному взысканию

Ст. 39 КоАП установила срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию. Этот срок исчисляется с момента окончания административного взыскания и составляет 1 год. Для признания лица не подвергавшимся административному взысканию , не нужно издания какого-либо специального документа. Взыскание погашается автоматически по истечении указанного срока и в случаях несовершения в течение этого срока нового административного проступка. Если же лицо совершит новое правонарушение до погашения взыскания за предыдущее, течение срока прерывается. Давность в этих случаях начинается с момента окончания исполнения административного взыскания, назначенного за новое проступок.

Наложение административного взыскания тесно связано со сроками. Установле­ние точных сроков его наложения дисциплинирует правопримени­телей, способствует повышению эффективности административного взыскания, достижению его целей, соблюдению прав и законных интересов граждан и государства. Недопустимо бессрочное нало­жение административного взыскания, т.е. неограниченного опре­деленными сроками. Привлечение к любому виду юридической ответственности ограничено соответствующими сроками. Правда, в части 3 статьи 37 КоАП 1984 г. указывалось, что названные в

настоящей статье сроки не распространяются на случаи конфис­кации вещей, являющихся непосредственными объектами адми­нистративных таможенных правонарушений, и предметов со спе­циально изготовленными тайниками, использованными для сокрытия вещей от таможенного оформления. Конфискация та­ких вещей и предметов производилась независимо от времени со­вершения или обнаружения административного правонарушения. В КоАП 2003 г. подобное отсутствует.

Сроки наложения административного взыскания - это проме­жуток времени, в течение которого на виновное лицо может быть наложено наказание. Такие сроки установлены законом (КоАП), поэтому они имеют правовой характер и являются обязательными для их соблюдения органами (должностными лицами), уполномо­ченными налагать административное взыскание.

День начального отсчета давностного срока определен в ста­тье 7.6. В одних случаях он начинается со дня совершения адми­нистративного правонарушения, в других - со дня обнаружения такового, в третьих - со дня отмены постановления о наложении административного взыскания. День же окончания течения рас­сматриваемого срока не определен.

Сроки наложения взыскания исчисляются месяцами и годами. Между тем, ни в законодательстве, ни в научной литературе не существует ответа на вопрос о том, какие промежутки времени вкладываются в понятия «месяц», «год». Месяцы состоят из не­дель и дней. Одни из них насчитывают 30 дней, другие - 31, а февраль - 28 или 29 дней. Для определения давности срока нало­жения административного взыскания необходимо точно знать день, с которого он начинается, и день его окончания.

Употребление в КоАП термина «месяц» не дает ответа на поставленный вопрос. При этом следует заметить, что срок нало­жения взыскания определяется не календарными месяцами, а ко­личеством дней. Срок в один-два дня в отдельных случаях имеет существенное значение. Вероятно, следует брать среднее количе­ство дней, которое бывает в месяце,- 30.

Сроки наложения административного взыскания не одинако­вы. Общим таким сроком является два месяца со дня совершения правонарушения. День совершения правонарушения входит в счет двух месяцев, включая выходные и праздничные дни. Поэтому, если предположить, что административное правонарушение со­вершено 1 января 2004 г., то срок наложения административного

взыскания закончится 29 февраля. В этот день истекает двухме­сячный срок, т.е. 60 дней со дня совершения правонарушения. Несмотря на то, что последний день двухмесячного срока - 29 фев­раля - совпадает с выходным днем, 1 марта вынести решение о наложении административного взыскания уже невозможно, так как будет нарушен двухмесячный давностный срок.

При исчислении сроков давности принимаются в расчет те сутки, которыми начинается течение срока. Давностный срок истекает в 24 ч последних суток установленного срока. Например, правонарушение, совершенное в 23 ч 30 мин, относится к истека­ющим суткам (дню), но если оно совершено в 0 часов 30 мин, то относится к наступившим суткам.

День совершения правонарушения с указанием количества ча­сов и, если представляется возможным, минут должен быть подтвержден протоколом, или, если взыскание назначается без составления его, он устанавливается на основе других обстоятель­ств: показаний свидетелей, потерпевших и иных фактических данных, относимых к доказательствам по делу (ст. 6.2 ПИКоАП).

При совершении длящегося административного правонаруше­ния срок отсчета для наложения взыскания начинается со дня его обнаружения (п. 2 ч. 1 ст. 7.6). В законе и научной литературе нет ответа па вопрос, что означает обнаружить административное пра­вонарушение и кем оно может быть обнаружено.

Обнаружить административное правонарушение - это значит увидеть, заметить и воспринять его. Занимаются этим соответ­ствующие компетентные лица, в первую очередь, правомочные составлять протоколы по таким делам. Протокол об администра­тивном правонарушении имеют право составлять уполномочен­ные на то должностные лица органов, примерный перечень кото­рых дан в статье 3.14 ПИКоАП. Назначить административное взыскание за административное правонарушение можно в течение двух месяцев со дня его обнаружения.

Названный срок наложения административного взыскания распространяется на преобладающую часть административных правонарушений. Как показала практика, он наиболее оптимален. По КоАП 1984 г. такой срок был единственным, если не считать месячный срок, который существовал для наложения взыскания при переквалификации преступлений в административные право­нарушения по части 2 статьи 37.

По КоАП 2003 г. давностные сроки наложения администра­тивного взыскания за отдельные виды правонарушений значи­тельно увеличены. Так, за совершение административного право­нарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования административное взыска­ние может быть наложено не позднее шести месяцев со дня его совершения (п. 3 ч. 1 ст. 7.6), за совершение административного правонарушения против порядка налогообложения, таможенного регулирования - не позднее одного года со дня его совершения (п. 4 ч. 1 ст. 7.6), а за совершение таких административных пра­вонарушений, как уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 13.2), нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета) (ст. 13.4), нарушение правил учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения (ст. 13.5), неуплата или неполная уплата плательщиком суммы налога, сбора (пош­лины) (ст. 13.6), невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пош­лины) (ст. 13.7), подобный срок увеличен до трех лет со дня их совершения (п. 5 ч. 1 ст. 7.6).

Определение годичных давностных сроков наложения адми­нистративного взыскания также имеет свои трудности: в обычном году насчитывается 365 дней, в високосном - 366. При наложе­нии административного взыскания следует руководствоваться та­ким правилом: в каком году совершено административное право­нарушение, такое количество дней и ляжет в основу отсчета го­дичного срока. Например, если правонарушение совершено в году с 365 днями, то годичный срок будет истекать через 365 дней со дня совершения правонарушения, а трехгодичный будет насчиты­вать 1095 дней.

В части 3 статьи 7.6 установлен срок, в течение которого можно наложить административное взыскание в случае освобож­дения от уголовной ответственности (ст. 86 УК) и привлечения к административной ответственности. Он равняется одному месяцу со дня принятия решения об освобождении от уголовной ответ­ственности. Формулировка же этой части не в полной мере со­ответствует статье 86 УК. Ее следовало бы сформулировать при­мерно так: «В случае освобождения от уголовной ответственнос­ти, но при наличии в деяниях признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть нало-

жено не позднее одного месяца со дня принятия решения об осво­бождении от уголовной ответственности».

Исчисление срока административного взыскания. Исчисле­ние сроков касается лишь отдельных административных взыска­ний. К ним относятся: административный арест; лишение специ­ального права; лишение права заниматься определенной деятель­ностью и исправительные работы. В статье 7.5 названы лишь первые три вида.

Административный арест исчисляется сутками. Он может быть наложен только судьей на срок до 15 суток. Срок админис­тративного ареста не может быть установлен в виде части суток, т.е. полусуток, или исчисляться часами. Течение срока начинается со дня вынесения постановления о назначении административно­го ареста. В срок административного ареста включается срок административного задержания, если лицо было подвергнуто этой мере принуждения. Пятнадцатый день заканчивается светлым пе­риодом, а не 24 часами. Такое время суток позволяет освобожден­ному лицу возвратиться к месту жительства. Постановление об административном аресте приводится в исполнение органами внутренних дел (милиции).

Лишение специального права исчисляется месяцами, годами. Это административное взыскание устанавливается от шести ме­сяцев до трех лет. В КоАП 1984 г. срок лишения права был до пяти лет.

Лица, в отношении которых вынесено постановление о лише­нии специального права, считаются лишенными этого права со дня вступления постановления в силу. Если после вынесения постановления о лишении права управления транспортным сред­ством или судами лицо не сдало соответствующие документы, то срок лишения права исчисляется с момента фактического изъятия у него этих документов.

Исполнение постановления о лишении права охоты произво­дится путем изъятия государственного удостоверения на право охоты. По истечении срока лишения специального права лицу, ли­шенному такого права, возвращаются изъятые у него документы.

Лишение права заниматься определенной деятельностью исчисляется также месяцами и годами. Оно устанавливается на срок от шести месяцев до одного года. Постановление о лишении такого права осуществляется должностным лицом органа, выдав­-

шего разрешение либо лицензию, и производится путем изъятия разрешения либо лицензии.

Исправительные работы исчисляются месяцами и устанавли­ваются на срок от одного до двух месяцев. Постановление о их назначении исполняется органами внутренних дел. Они отбыва­ются по постоянному месту работы физического лица. Отбывание исправительных работ исчисляется временем, в течение которого лицо работало и из его заработка производилось удержание.

В случае, когда лицо, которому назначены исправительные ра­боты, не отработало указанное количество рабочих дней и отсут­ствуют основания для зачета неотработанных дней в срок взыска­ния, отбывание их продолжается до полной отработки им поло­женного количества рабочих дней. Дело в том, что число дней, отработанных лицом, которому назначены исправительные рабо­ты, должно быть не менее числа рабочих дней, приходящихся на установленный судом календарный срок взыскания.

В срок отбывания исправительных работ засчитывается время, н течение которого лицо не работало по уважительным причинам и ему выплачивалась заработная плата. В этот срок засчитывается также время болезни, время, предоставленное для ухода за боль­ным, и время, проведенное в отпуске по беременности и родам.

Время болезни, вызванной опьянением или действиями, свя­занными с опьянением, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается.

Срок, по истечении которого лицо считается не подвергав­шимся административному взысканию. На основании статьи 2.8 КоЛП физическое или юридическое лицо считается не подвергав­шимся административному взысканию, если в течение одного года со дня окончания исполнения административного взыскания не совершит нового административного правонарушения. (Эта статья должна находиться в главе 7 «Наложение административ­ного взыскания», а не в главе «Административное правонаруше­ние». Главной ее фабулой является не правонарушение, суть кото­рого раскрывается в предшествующих статьях, а срок, по истече­нии которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию. На подобном месте находилась рассматриваемая статья в КоАП 1984 г. и нахо­дится в КоАП Российской Федерации.)

Положения статьи 2.8 имеют принципиальное значение. Они к первую очередь направлены на защиту прав и интересов гражда­-

нина. В то же время этой статьей решается и ряд других вопросов воспитательного и предупредительного характера, а также то, что совершение нового правонарушения по истечении года не образу­ет повторности, при наличии которой может быть повышена административная ответственность, а в ряде случаев наступать уголовная ответственность (административная преюдиция).

Виновное лицо считается подвергнутым административному взысканию с момента вынесения постановления (решения) о на­ложении на него административного взыскания. Такое лицо нахо­дится в состоянии административной наказуемости как в период исполнения административного взыскания, так и в течение года после его исполнения. Этот срок является давностным сроком для погашения административного взыскания.

Если лицо совершит новое административное правонаруше­ние до истечения указанного годичного срока, то для этого лица могут появиться определенные отрицательные последствия право­вого характера. Совершение нового административного правона­рушения может, во-первых, рассматриваться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность, во-вторых, слу­жить квалифицирующим признаком для применения более стро­гого административного взыскания, в-третьих, даже изменить пра­вовую природу самого правонарушения, переведя его из разряда административного проступка в преступление. Названные отрица­тельные последствия не наступят, если лицо в течение года не со­вершит нового административного правонарушения.

Годичный срок погашения действия административного взы­скания распространяется на все административные взыскания, не­зависимо от их вида и размера.

Рассматриваемый срок начинает течь не со дня совершения административного правонарушения или дня вынесения поста­новления (решения) о наложении административного взыскания, а со дня окончания фактического исполнения административного взыскания. Последний день фактического исполнения взыскания включается в годичный срок.

Исчисление годичного срока при наложении такого админис­тративного взыскания, как предупреждение, начинается со дня его наложения, если правонарушитель присутствовал при вынесении постановления и ему сразу было объявлено о наложении взыска­ния. В случае вынесения постановления в отсутствие виновного лица течение срока начинается со дня вручения (направления)

ему копии постановления. Копия постановления должна быть вручена (направлена) в течение пяти суток с момента вынесения постановления.

В случае, когда на виновное лицо было наложено два адми­нистративных взыскания - одно основное, другое дополнитель­ное,- годичный срок начинает течь со дня окончания исполнения того взыскания, которое по времени было исполнено последним.

Погашение течения административного взыскания не требует принятия каких-либо актов, оформления специальным докумен­том. Оно наступает при наличии двух условий: 1) истечения го­дичного срока; 2) несовершения в течение этого года нового адми­нистративного правонарушения.

Совершение нового правонарушения не прерывает, а прекра­щает течение давностного срока для погашения взыскания. В за­коне не установлено, что такое прекращение течения давностного срока. Некоторые ученые полагают, что прекращение течения давностного срока может быть лишь при условии назначения за новое правонарушение административного взыскания. Сам факт совершения нового правонарушения прекращает течение давнос­тного срока. Между тем, само собой разумеется, что установить такой факт вправе орган (должностное лицо), компетентный рас­сматривать дело об административном правонарушении. Поста­новление же по результатам рассмотрения может быть не только о наложении административного взыскания, но и об освобожде­нии от ответственности, о прекращении административного про­цесса в связи с истечением сроков наложения административного взыскания.

Течение давностного срока порождается не всяким админис­тративным правонарушением. По целому ряду совершенных административных правонарушений специальный учет лиц, их со­вершивших, вообще не ведется, например, безбилетный проезд в транспорте, переход улицы в неположенном месте. Следователь­но, повторное совершение подобных правонарушений невозможно юридически подтвердить.

Течение давностного срока погашения административного взыскания может быть прекращено путем совершения нового, как однородного, так и разнородного с первым правонарушения.

Возложение обязанности возместить причиненный вред тесно связано с наложением административного взыскания. Оно не выступает в качестве административного взыскания, но влияет

на его строгость, так как орган (должностное лицо) при наложе­нии административного взыскания обязан учитывать характер и размер причиненного вреда. По статье 7.8 физическое или юриди­ческое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязано возместить вред, причиненный административным правонарушением. В случае не­исполнения в части возмещения имущественного ущерба добро­вольно в течение 15 дней ущерб взыскивается в порядке, опреде­ленном гражданским процессуальным законодательством.

Статья 7.8 КоАП изложена недостаточно четко. Из ее содер­жания следует, что должен быть возмещен любой, а не только имущественный ущерб, причиненный административным право­нарушением. В КоАП Российской Федерации этот вопрос регла­ментируется более четко. Так, в статье 4.7 «Возмещение имущест­венного ущерба, морального вреда, причиненных административ­ным правонарушением» установлено: «Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о воз­мещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущес­твенного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского су­допроизводства.

По делу об административном правонарушении, рассматрива­емому иным уполномоченным органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства».

Споры же о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Правильным было бы статью 7.8 КоАП Республики Белорусь изложить примерно так же, как в КоАП Российской Федерации, тогда она была бы понятна каждому правонарушителю.

Обязательства вследствие причинения вреда установлены в главе 58 ГК Республики Беларусь. Согласно части 1 статьи 933 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, должен быть возмещен в полном объеме лицом, причинившим вред.

В случае, если лицо докажет, что вред причинен не по его вине, оно освобождается от возмещения вреда (ч. 2 ст. 933 ГК).

Подлежит возмещению и моральный вред, причиненный дей­ствиями либо бездействием, нарушающими имущественные права гражданина. При этом компенсация морального вреда осущес­твляется независимо от подлежащего компенсации имуществен­ного вреда (чч. 2, 3 ст. 968 ГК).

По статье 152 ГК, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушаю­щими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компен­сацию указанного вреда. Размер такой компенсации определяет­ся судом с учетом различных обстоятельств, оговоренных в этой статье.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что возмещение преда, причиненного совершением административного правонару­шения, не обязательно сопровождается наложением администра­тивного взыскания. Оно может быть и при освобождении от административной ответственности, а также вынесении решения (постановления) о прекращении производства по делу об адми­нистративном правонарушении по обстоятельствам: 1) истечения сроков наложения административного взыскания; 2) принятия за­конодательного акта, устраняющего административную ответ­ственность; 3) недостижения физическим лицом на день соверше­ния деяния предусмотренного КоЛП возраста, с которого наступает административная ответственность; 4) невменяемости физическо­го лица, совершившего деяние, предусмотренное КоАП; 5) отсут­ствия заявления потерпевшего и его представителя; 6) наличия по тому же факту в отношении физического лица, в отношении кото­рого ведется административный процесс, постановления о нало­жении административного взыскания; 7) недоказанности участия физического лица, в отношении которого ведется административ­ный процесс, в совершении административного правонарушения (ст. 9.6 ПИКоАП).

За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине (ч. 1 ст. 942 ГК). Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет несет ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Если у несовершеннолетнего в таком возрасте нет доходов или иного

имущества, достаточных для возмещения вреда, вред возмещается полностью или в недостающей части его родителями, усыновите­лями, опекунами, если они не докажут, что вред возник не по их вине (чч. 1, 2 ст. 943 ГК).

Вред, причиненный гражданином, признанным недееспособ­ным, должны возместить его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор, если не докажут, что вред возник не по их вине (ч. 1 ст. 945 ГК).

Если же вред причинен гражданином, ограниченным в дее­способности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами, то он возмещается самим гражданином, причинившим вред (ст. 946 ГК).

Своевременность наложения административных взысканий является характеризующей чертой организационно-властной деятельности исполнительных органов государства и судов, отражающей их актуальность, оперативность и единство действий, которые построены на строгом соблюдении критериев законности. При этом сроки наложения, исчисление сроков наложения административных взысканий должны быть осуществлены в строгом соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан и других законодательных актов.

Сроки наложения административных взысканий могут исчисляться сутками (административный арест), годами, месяцами и календарными днями (лишение специального права, предоставленного физическому или юридическому лицу, а также лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий).

Нарушения как особый вид юридических фактов порождает охранительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения, а другая сторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о наложении взыскания, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего развития -- этап ответственности.

Но если в течение давностного срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения правонарушения утратит за давностью юридическое значение, а порожденное им правоотношение прекратится, не достигнув этапа ответственности. Как видно из вышесказанного, закон предусматривает временные пределы, в период которых можно налагать административное взыскание, истечение этих сроков, их просрочка приводят к невозможности наложения на правонарушителя административного взыскания. Так, в соответствии со статьей 69 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан: "Лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за совершение административного правонарушения в области охраныокружающей природной среды -- по истечении шести месяцев со дня его совершения.

Физическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области налогообложения по истечении одного года со дня его совершения, а юридическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) не подлежит привлечению к административной ответственности за совершения административного правонарушения в области налогообложения по истечении трех лет со дня его совершения.

При длящемся административном правонарушении лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения. Положения частей первой и второй настоящей статьи не распространяется на случаи, когда административное правонарушение способствовало совершению преступления и об этом стало известно в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного дела. Суд вправе в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 387 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, наложить на лицо, виновное в таком правонарушении, административное взыскание, если с момента совершения административного правонарушения прошло не более одного года".

Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Лицо, на которое наложено административное взыскание за административное правонарушение, считается подвергнутым данному взысканию в течение года со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания. Течение срока наложения административного взыскания прерывается, если до истечения сроков лицо совершило новое административное правонарушение. Исчисление срока в этих случаях начинается с момента обнаружения нового административного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Однако указанные выше сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов контрабанды, производимой на основе таможенного законодательства Республики Казахстан.

По мнению ведущих ученых-административистов (А. П. Алехин, Д. Н. Бахрах, Ю. М. Козлов и другие), для полной достоверности при исчислении сроков давности рекомендуется пользоваться правилами «РОКИ», где:

К -- конечный момент срока;

И -- имеющиеся изъятия из срока.

Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию. Отсюда надо полагать, что при рассмотрении дела о правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом и если сроки давности прошлого правонарушения были истечены, то данное положение не может быть признано в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность. В то же время наложение административного взыскания не освобождает лицо, совершившее административное правонарушение, от исполнения обязанности, за невыполнение которой было наложено административное взыскание.

Не менее важно и то, что если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то судья при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе при отсутствии спора одновременно при решении вопроса о наложении взыскания решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба.

Возмещение имущественного ущерба по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых иными уполномоченными органами (должностными) лицами, решается в порядке гражданского судопроизводства.

Решение о возмещении имущественного ущерба должно быть исполнено виновным в 15-дневный срок со дня вручения ему постановления о возмещении имущественного ущерба.

При несвоевременном исполнении постановления, просрочки установленного срока вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с действующим гражданско-процессуальным законодательством.

административное взыскание ответственность правонарушение