Если на территории предприятия используется автотранспорт, то не исключена вероятность столкновения машин. В этом случае требуется проведение служебного расследования для выявления и наказания нарушителя.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Процедура должны быть организована в определенные сроки и с соблюдением важных требований.

Что делать в первую очередь

После столкновения автомобилей водители должны остановиться. Нельзя двигать транспортные средства с места происшествия. Далее следует сообщить непосредственному руководителю о произошедшем ЧП.

Когда в ДТП принимает участие служебный автотранспорт, закон требует проведение служебного расследования. Оно организуется предприятием для выяснения обстоятельства происшествия и определения виновника столкновения.

Расследование необходимо с целью предупреждения очередных ДТП, оценки осведомленности водителей в правилах дорожного движения.

Обязательства по подготовке сотрудников возлагается на руководителя предприятия. И если водители нарушают , спрос от различных инстанций будет, в первую очередь, с руководства.

В процессе служебного расследования потребуется выяснить:

  • обстоятельства, которые возникли до столкновения автотранспорта;
  • причины, повлекшие аварию (в том числе, внешние факторы, не зависящие от водителей);
  • последствия столкновения, полученные повреждения у автомобилей, травмы у людей;
  • лиц, причастных к автоаварии;
  • недочеты в работе предприятия, повлекшие ДТП.

Служебное расследование необходимо для проверяющих органов. Но также руководитель предприятия может увидеть неквалифицированного сотрудника, нарушающего правила дорожного движения и Устав организации.

Если столкновение произошло двух автомобилей, являющихся имуществом одного предприятия, то расследование можно провести внутри компании, задействовав только личные ресурсы.

Сокрытие информации о столкновении автомобилей грозит нарушителю увольнением и штрафом.

Даже незначительные царапины на кузове могут быть обнаружены при очередной диагностике. Поэтому не стоит скрывать от руководства произошедшее ЧП.

Кто проводит расследование ДТП на территории предприятия

Начинается служебное расследование с места происшествия. Сразу после уведомления руководства о произошедшем ДТП, выезжает сотрудник компании. Как правило, первичные сведения собирает специалист по БДД.

Действия сотрудника предприятия аналогичны поведению обычного водителя при аварии:

  • оказание помощи пострадавшим;
  • вызов сотрудников ГАИ;
  • сохранение следов аварии;
  • предотвращение вторичных столкновений;
  • содействие в составлении протокола и ;
  • поиск очевидцев, сбор показаний и контактных данных свидетелей происшествия.

От специалиста компании требуется подготовка материалов для служебного расследования. Необходимо собрать как можно больше сведений, не упуская малейшие детали.

У специалиста должна быть определенная схема, согласно которой он действует при ДТП с участием служебного транспорта. Сведения вносятся в специальный бланк, разработанный лично или позаимствованный у других специалистов.

На месте происшествия следует зафиксировать сведения:

  • дата и точное время происшествия;
  • место происшествия;
  • особенности дорожного полотна (если есть повреждения, ухудшающие управляемость автомобилем);
  • сведения о транспортном средстве;
  • количество пострадавших (если есть), погибших, краткое описание телесных повреждений;
  • сведения о водителе, являющегося работником предприятия;
  • сведения о других участниках аварии;
  • график работы водителя, и в какой период произошло ДТП;
  • цель поездки водителя;
  • вид поездки;
  • использовалось ли ТС по назначению, не было ли отклонений от маршрута;
  • вид происшествия;
  • дорожные условия;
  • климатические условия.

Обязательно проводится фото- и видеосъемка места происшествия. На снимках должно быть зафиксировано:

  • общий план места происшествия;
  • расположение автомобиля после происшествия;
  • следы, указывающие на обстоятельства происшествия;
  • повреждения обоих автомобилей;
  • государственные номера автомобилей;
  • обстоятельства ДТП (дорожные разметки, знаки и т.д.).

На предприятии комиссия проводит собственное расследование, направленное на выяснение обстоятельств, повлекших нарушение правил дорожного движения.

Проводится проверка:

  • соблюдения правил перевозки, эксплуатации служебного транспорта;
  • соблюдения режима труда водителей;
  • личных характеристик водителя: фиксировались ли ранее нарушения дисциплины или ПДД;
  • организации обучения персонала и повышения квалификации водителей;
  • дисциплинарных мер, которые применяются к водителям, нарушающим действующие правила;
  • своевременного изучения маршрута и состояния дорожного полотна для устранения возможных трудностей;
  • нормирование скорости автомобилей на маршрутах;
  • технического состояния автомобиля до поездки, своевременного устранения неполадок;
  • технического обслуживания автотранспорта на предприятии.

Согласно полученным данным, проводится анализ ДТП на предприятии и составляется акт. Он отображает информацию о происшествии, в том числе, определяет виновность водителя автотранспорта.

Как составляется акт

По результатам проведенного расследования комиссией составляется акт, который должен быть подписан всеми членами комиссии. Оформлять документ следует внимательно, он послужит важным доказательством в суде.

Следует заметить, что виновность водителя можно только предположить, а определяется в суде.

Грамотно составленный акт поможет доказать невиновность водителя. Часто комиссии удается выявить факторы, которые не смогли увидеть сотрудники ГАИ при оформлении места происшествия.

В акте указывается информация:

  • состав комиссии с указанием ФИО и должности лиц, проводящих служебное расследование;
  • общие сведения о транспортном средстве, участвующем в ДТП;
  • сведения о водителях;
  • обстоятельства ДТП.

Далее в акте заполняется информация об обстоятельствах, предшествующих ДТП. Указываются сведения о том, кто и когда выпустил водителя на рейс, был ли пройден медицинский осмотр, проверялись ли автомобили на техническое соответствие.

Третий раздел содержит информацию о состоянии дорожного полотна в месте происшествия, погодных условиях, видимости в момент происшествия.

В четвертом разделе указываются сведения о водителе:

  • занимаемая должность;
  • стаж работы на предприятии;
  • состояние здоровья на момент выхода в рейс перед ДТП;
  • наличие выговоров;
  • наличие ДТП.

Пятый раздел содержит сведения об автомобилях. Отдельное внимание уделяется техническому состоянию машин перед выходом на рейс и ДТП. Также указываются имеющиеся сведения о второй машине, ставшей участником аварии.

Заключение комиссии указывается в последнем разделе. В нем указываются выявленные недостатки, а также дается оценка эффективности проведенных работ.

Журнал регистрации

Журнал регистрации ДТП необходим для фиксации дорожных происшествий, произошедших со служебным транспортом.

В него вносится информация:

  • информация о водителях, ставших участниками ДТП;
  • характеристики транспортных средств;
  • дата, время и классификация ДТП;
  • обстоятельства ДТП;
  • , виновники;
  • факторы, предшествующие столкновению автомобилей;
  • сведения о пострадавших людях;
  • оценка причиненного материального ущерба;
  • принятые меры.

План мероприятий по предупреждению

На предприятии должен разрабатываться план мероприятий по предупреждению ДТП с участием служебного транспорта.

В него входят профилактические работы:

  1. Регулярная проверка водителей на соответствие квалификации.
  2. Проверка технического осмотра автомобилей перед отправлением в рейс, а также систематическое проведение диагностики для своевременного выявления поломок.
  3. Контроль соблюдения правил дорожного движения сотрудниками предприятий.
  4. Обучение новых сотрудников правилам эксплуатации служебного транспорта.
  5. Повышение квалификации водителей.

От грамотно составленного плана зависит подготовка водителей к управлению автомобилями. Проверяющие органы обязательно осматривают документ на наличие подписей сотрудников.

Если произошло ДТП на территории предприятия, то не только оформляется место происшествия, но и проводится служебное расследование.

Оно необходимо для определения , а также фиксации произошедшего ЧП. При каждом ДТП составляется акт, а также вносятся данные в журнал регистрации дорожных происшествий.

Видео: Необходимость служебного расследования при ДТП

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Время чтения: 6 минут

В последние годы дорожно–транспортные происшествия стали массовым явлением. Для повышения безопасности движения необходимо анализировать причины и обстоятельства аварий, а также назначать виновникам аварий соответствующие наказания. Именно поэтому очень важна объективная оценка происшествия. Для выяснения всех подробностей разработана методика расследования ДТП – руководство, определяющее порядок действий для получения полной картины события и вынесения заключения по делу.

Что такое ДТП

Дорожно-транспортное происшествие – событие, которое произошло с участием транспортного средства и повлекло серьёзные последствия:

  • повреждение средства передвижения;
  • ущерб для дорожной инфраструктуры (знаки, светофоры, дорожные ограждения) и груза;
  • причинение или .

Как оформляют дорожное происшествие

Первый шаг в оформлении дорожной аварии по всем правилам – составление о ДТП. Именно этот документ становится впоследствии основанием для принятия окончательного решения.

Протокол о ДТП может быть составлен непосредственно на месте аварии или после – в срок, установленный законом. Продолжительность срока зависит от степени повреждений транспорта и тяжести ущерба, нанесённого здоровью пострадавших.

Протокол осмотра места происшествия при ДТП заполняется сотрудником ГИБДД на специальном номерном бланке установленного образца.

В процессе оформления документа сотрудник ГИБДД опрашивает участников инцидента, фиксирует их показания и приобщает к делу. Кроме того, он должен разъяснить водителям их права и обязанности, а также довести до их сведения информацию о том, какой пункт Правил дорожного движения (ПДД) они нарушили.

Заполненный бланк протокола подписывают оба водителя, участвовавшие в ДТП, и каждому из них вручается копия.

Следует помнить, что в случае возникновения разногласий при составлении протокола участники происшествия могут обратиться к юристу.

Подробности оформления аварии изложены в статье « ».

Участникам аварии рекомендуется, со своей стороны, проконтролировать правильность заполнения протокола. Для этого необходимо знать его структуру и основное содержание. Ознакомиться с образцом протокола ДТП лучше заблаговременно.

Как проходит расследование в ГИБДД

Для расследования аварии, кроме протокола составляется схема ДТП, а также . Полный пакет документов передаётся в дежурную часть ГИБДД для регистрации и проведения процедуры разбора происшествия.

То, как происходит разбор ДТП в ГИБДД, зависит от вида происшествия. Согласно степени вины и нанесенного вреда, дело будет рассматриваться дознавателем (в случае административного нарушения) или следователем – в рамках Уголовного кодекса.

Так, для расследования в рамках административного нарушения установлен срок 15 дней после передачи протокола дознавателю. Сроки проведения административного расследования при ДТП могут быть продлены по письменному ходатайству лица, у которого данное дело находится в производстве.

После завершения всех необходимых мероприятий участники дорожного происшествия приглашаются в отделение дорожной инспекции повесткой или по телефону – для проведения процедуры, которая официально называется «группа разбора ДТП».

Что такое группа разбора ДТП? Это мероприятия по выявлению истинных причин аварии с учётом всех факторов в целях определения степени вины каждого участника.

Получив повестку, можно обратиться к юристу и заключить с ним соглашение о ведении дела. Однако этот способ довольно затратный, и водители предпочитают решать подобные дела самостоятельно. В таком случае необходимо знать, как проходит группа разбора ДТП.

По правилам разбора водитель обязан дать показания о происшествии. Они не должны отличаться от его первоначальных показаний на месте события. При этом виновнику ДТП следует знать, что дознаватель обязан разрешить ему ознакомиться с материалами дела и сделать из них выписки (приказ министра внутренних дел РФ № 329 от 1 июня 1993).

Если на процедуру разбора приглашены одновременно все участники происшествия, следует контролировать ситуацию и следить, чтобы показания обеих сторон оценивались объективно.

Отправляясь в автоинспекцию, следует знать некоторые способы, как доказать свою невиновность в процессе группы разбора ДТП:

  1. желательно обеспечить явку свидетелей со своей стороны. Об этом нужно позаботиться заранее: представить письменное заявление об их вызове на разбор в отделение ГИБДД;
  2. при необходимости следует настаивать на проведении , так как дознаватели обычно стараются обойтись без подобных мероприятий

По завершении процедуры разбора выносится постановление, которое должно быть подписано виновником аварии. Через три дня оба участника ДТП могут получить копию постановления (пострадавший водитель – по желанию).

В случае, когда участника ДТП не устраивает решение, принятое дознавателем, он имеет право его в суде или в вышестоящем органе ГИБДД в течение десяти дней.

Расследование на предприятии

Дополнительно к процедуре разбора ДТП в ГИБДД для государственных и частных организаций, а также для индивидуальных предпринимателей предусмотрено проведение служебного расследования ДТП на предприятии по факту аварии с участием принадлежащего им транспорта. В соответствии с Федеральным законом № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 (ред. от 08.06.2015) действует положение о порядке проведения служебного расследования ДТП.

Данное положение является обязательным внутренним нормативным документом, наличие которого проверяют контролирующие органы (УГАДН). Положение определяет порядок проведения служебного расследования на предприятии в целях установления причин ДТП и разработки мероприятий по их устранению.

Служебное расследование на предприятии проводится лицом, ответственным за инциденты с участием транспорта, принадлежащего организации. Срок проведения – 5 дней.

При этом ответственное лицо осуществляет взаимодействие с органами дознания и следствия.

В рамках служебного разбирательства издаётся приказ о создании комиссии по проведению служебного расследования ДТП, который также является внутренним локальным нормативным документом. Комиссия составляет акт служебного расследования, в котором содержатся предварительные выводы по причинам и обстоятельствам дорожного происшествия.

Факт дорожно-транспортного происшествия с участием транспорта, принадлежащего предприятию, фиксируется в « ». Чтобы знать, как правильно вносить в него данные, полезно ознакомиться с образцом журнала регистрации ДТП на предприятии.

Порядок расследования

Мероприятия по расследованию ДТП фактически начинаются сразу же после происшествия – с того момента, когда сообщение о нем поступает в службу ГИБДД. Начальный этап имеет очень большое значение. От того, насколько грамотно будет действовать сотрудник инспекции, как тщательно он проведёт исследование обстоятельств ДТП, зависит итог расследования.

Начальный этап

Действия сотрудников полиции после прибытия на место происшествия зависят от ряда факторов, в число которых входит и установление ситуации ДТП. Возможны три варианта:

  1. водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия;
  2. , оставив транспортное средство;
  3. водитель скрылся на транспортном средстве, и на дороге остались лишь следы аварии.

Для каждого из трёх случаев предусмотрены разные первоначальные мероприятия при расследовании ДТП. Так, в ситуации, когда водитель и транспорт находятся на месте, сотрудник ГИБДД:

  • осматривает место происшествия и транспортное средство;
  • проводит освидетельствование водителей и потерпевших;
  • проводит опрос всех участников и свидетелей;
  • назначает медицинскую экспертизу для пострадавших.

На начальном этапе расследования определяется также и криминалистический характер ДТП и, соответственно, вид ответственности, которую будет нести виновник аварии. Прежде всего необходимо определить, есть ли пострадавшие в ДТП.

Порядок расследования ДТП с пострадавшими определяется по степени тяжести ущерба жизни и здоровью.

В Уголовном кодексе РФ происшествия с тяжкими последствиями для жизни и здоровья людей квалифицируются как «дорожно-транспортные преступления», виновники которых несут уголовную ответственность.

Остальные виды ДТП не рассматриваются как преступления и подлежат административной ответственности.

Об ответственности за ДТП, в результате которого нанесён ущерб здоровью людей, узнаете из статьи « ».

Следующий важный момент на начальном этапе расследования – установление причинно-следственной связи при ДТП. Принято считать, что его причиной является нарушение правил дорожного движения. Соответственно, ДТП является следствием этого нарушения.

Однако не всякое нарушение ДТП становится причиной аварии. Например, если водитель совершил поворот в неположенном месте, но этот манёвр не привёл к ДТП, причинно-следственная связь отсутствует. Следовательно, о наличии причинно-следственной связи можно говорить только тогда, когда имеет место дорожно-транспортное происшествие в результате нарушения ПДД.

Последующие этапы

По завершении начального этапа проводится непосредственно само расследование. Во многих случаях осуществить его невозможно без судебной автотехнической экспертизы, которая проводится по трём направлениям:

  • экспертиза обстоятельств ДТП;
  • экспертиза технического состояния транспортных средств;
  • экспертиза следов на транспортном средстве и месте ДТП.

Таким образом устанавливается действительный виновник аварии и её причины. Расследование и экспертиза ДТП могут понадобиться и при , например, для доказательства, что повреждения на машине являются результатом данного происшествия, а не предыдущего.

Сроки проведения экспертизы – 10 дней, но, как правило, она растягивается на месяцы. В таких случаях водителю придётся проявить настойчивость

В число экспертных мероприятий входит следственный эксперимент для определения видимости в условиях ДТП. Проводится он на месте происшествия. В случае, если ДТП произошло в сложных погодных условиях (снег, дождь, туман), его проводят сразу же по прибытии сотрудников автоинспекции, так как впоследствии воспроизвести такую же видимость будет невозможно. В остальных случаях эксперимент можно провести позже, но условия должны быть максимально приближены к реальным.

В ходе следственного эксперимента определяются как общая видимость, так и конкретная видимость отдельного предмета. Это процедура является обязательной при проведении экспертизы.

Общая видимость при ДТП определяется для каждой аварии, которая произошла в ночное время, так как по величине общей видимости
определяется, мог ли водитель обеспечить безопасность движения в данных дорожных условиях.

Установление конкретной видимости при ДТП проводится для тех же случаев, но здесь экспертов интересует, насколько водитель мог зрительно различить определённый предмет или объект.

При составлении заключения после проведения экспертизы и расследования в целом следует учитывать особенности расследования ДТП, которые условно делятся на общие и индивидуальные.

Общие особенности типичны для всех видов происшествий. Это мероприятия по поиску, сбору и фиксации вещественных доказательств, а также применение сотрудником ГИБДД знаний о технических особенностях транспортного средства и знания Правил дорожного движения. Индивидуальные особенности очень многообразны и зависят от вида и условий совершения ДТП.

Трудности в расследовании

Проблемы расследования ДТП появляются довольно часто. И главная из них – спорные ситуации. Чтобы вынесение решения в таких случаях не затягивалось, в помощь водителям и сотрудникам ГИБДД разработан специальный справочник «Правила разбора типовых ДТП». На его основе проводится расследование спорных ситуаций при ДТП и устанавливается виновник происшествия.

Заключительный этап расследования

На последнем этапе расследования подводятся итоги и принимается судебное решение. Решение суда можно обжаловать в течение десяти дней.

Нужен ли адвокат по ДТП: Видео

Понятно, что в большинстве случаев водитель несет личную ответственность за происшествие, которое может случиться с ним на дороге. Однако в некоторых случаях дело обстоит сложнее. Например, когда автомобильное средство, которое попало в аварию, состоит на балансе предприятия. В такой ситуации, помимо обычного действия сотрудников ГИБДД, может потребоваться расследование ДТП на предприятии.

Зачем проводить такое расследование, ведь сотрудники ГИБДД и так все сделают? Дело в том, что большинство предприятий такого типа имеют собственную систему безопасности. Внутренние инспектора проводят постоянное обучение своих водителей о том, как предотвратить неприятность на дороге. Значит, служебное расследование ДТП на предприятии поможет установить, был ли виновен водитель и заслуживает ли он наказания.

Итак, в тех случаях, когда в аварию попал водитель, работающий на производстве и в ДТП «засветилась» машина предприятия, назначается внутреннее расследование.

Сколько оно должно длиться? Кто его должен проводить? Кто отвечает за последствия происшествия? Давайте разбираться.

Расследование ДТП на производстве должно быть проведено в кратчайшие сроки. Для этого отводится не более пяти дней.

Если в результате происшествия пострадали люди, то этот срок может быть немного увеличен. Начало отсчета берется с момента происхождения аварии. Чтобы расследование было начато, должен быть издан соответствующий приказ. В нем необходимо указать, кто отвечает за исследование вопроса и каковы сроки его завершения.

Хотя правоохранители, несомненно, сделают все, что в их силах, чтобы установить виновника аварии и привлечь его к ответственности, для фирмы это также важно. Суть в том, что в результате происшествия, имуществу компании был нанесен вред. Вероятно, что виновник должен будет возместить причиненный вред путем материальной компенсации. Если расследование несчастного случая на производстве при ДТП не будет проведено надлежащим образом, то фирма компенсацию получить не сможет.

Порядок расследования ДТП на предприятии

Чтобы расследование могло найти достоверные причины случившегося, желательно, чтобы представители компании были уже на месте происшествия.

Совет! Если водитель попал в такое положение, самое лучшее для него – сразу сообщить о случившемся своему руководству. Представитель сможет приехать на место происшествия и поможет правильно заполнить соответствующие документы, а также начнет внимательно вникать в суть произошедшего.

Каков порядок расследования ДТП на предприятии? В какой последовательности должно разбираться это дело?

  1. Сотрудник компании, отвечающий за безопасность, прибывает на место происшествия.
    Очень хорошо, если водитель сразу позвонил руководству и его представители смогли прибыть на место.
  2. Независимо от расследования инспектора полиции, он составляет свои документы.
    Акт расследования ДТП на предприятии (бланк должен быть у представителя фирмы) составляется либо сразу, либо позднее. Однако необходимо записать все необходимые данные о ДТП, которые помогут составить полную картину случившегося.
  3. Представитель фирмы может опросить всех свидетелей, которые есть.
    Важно помнить, что это не адвокат, который защищает интересы водителя. Его роль – разобраться в правде, он защищает интересы своего производства. В то же время он не будет стремиться безосновательно обвинить водителя в деянии, которое тот не совершал.
  4. Необходимо произвести фотосъемку.
    При сложных или обширных авариях можно попробовать записать видео. Это поможет воссоздать картину аварии.
  5. Человек, занимающийся данным расследованием, имеет право получить информацию от правоохранителей.

Копии документов, справок или протоколов выдаются представителю фирмы под роспись. В некоторых случаях может потребоваться повторный штамп с подписью «копия верна».

На этом комиссия по расследованию ДТП на предприятии завершает первичный этап.
Перед тем, как вынести свое решение, комиссия учитывает различные факты происшествия. Берутся в учет обстоятельства, которые были в момент аварии, например, нельзя обойти вниманием:

  • погодные условия в тот день;
  • качество дорожного покрытия;
  • качество автомобиля, его срок эксплуатации и техническое состояние;
  • нельзя исключать важность состояния водителя, а также его дисциплину во всех остальных ситуациях.

Всегда внимательному рассмотрению подлежит то, насколько строго исполнялись ПДД. Были ли со стороны виновного водителя какие-то нарушения, привлекался ли он раньше за подобные нарушения.

После всех этих действий, комиссия должна заполнить акт расследования ДТП на предприятии. Должны быть учтены все факторы, иначе документ будет неполный.

Важно! Если данный акт составлен грамотно, он может даже сыграть ценную роль, если дело дойдет до суда. С помощью данного документа, возможно, вам удастся доказать невиновность своего водителя.

Расследование ДТП на предприятии со смертельным исходом

Расследование ДТП на предприятии со смертельным исходом проводится по той же схеме, что и без жертв. Сотрудник предприятия также собирает всю необходимую информацию, по приказу руководства организуется комиссия и она составляет необходимые документы.

Если вина водителя будет доказана, он понесет не только материальную, но и уголовную ответственность, которая предусмотрена в таких случаях. Каждый отдельный случай рассматривается следователями и выносится соответственное решение.

Основной документ после такого исследования – . Следует подробно рассмотреть, какие данные должны быть отражены в этом документе.
Весь документ разделяется на несколько частей, и каждая из них содержит очень ценную информацию.

  1. В первой части содержатся следующие данные о членах комиссии, а также об участниках происшествия.
    Немаловажно указать тип транспорта, а также основные обстоятельства дела.
  2. Вторая часть содержит подробную информацию о состоянии водителя.
    Сюда можно приложить документы, которые были выданы водителю, например, медицинская справка о том, что он прошел осмотр перед выездом. Прилагается также карта маршрута, если таковая предусмотрена уставом предприятия. Также стоит указать, нарушал водитель правил или нет.
  3. Следующая часть документа содержит описание участка трассы, на котором случилось несчастье.
    Стоит включить то, в каком состоянии находилась дорога, требовала ли она ремонта. Можно указать, в каком состоянии находились знаки дорожного движения.
  4. Четвертая часть документа содержит данные о водителе.
    Необходимо указать возраст, стаж работы в целом, а также на данном транспортном средстве, состояние работника (физическое, психическое и эмоциональное), проходил ли он медосмотр, попадал ли ранее в ДТП.
  5. В пятой части следует указать подробности об автомобиле.
    Упоминаем номера, год выпуска, техническое состояние.
  6. В раздел 6 выносятся основные выводы расследования и рекомендации по повышению уровня безопасности.
  7. В заключительной части делается вывод.
    Нужно указать причины происшествия и принятые в связи с этим меры.

Таким образом, составляется документ. Хорошо, если невиновность водителя удалось доказать. Во всех остальных случаях ответственность могут понести не только сам водитель, но и руководство предприятия.

Видео, расследование ДТП на предприятии

Акт служебного расследования дорожно-транспортного происшествия – это специальная форма, которая заполняется во время мероприятий по расследованию ситуации на дороге. Он является внутренним документом фирмы, фиксирующим обстоятельства аварии, участником которой стало средство перевозки, числящееся за предприятием (автомобиль, грузовая машина, автобус, троллейбус и любые другие средства передвижения).

Для чего нужен этот документ?

Вся собранная информация относительно общей картины и причин происшествия, фактов нарушения трудовой дисциплины, а также правил внутреннего распорядка компании, согласованного действия сотрудников при выполнении должностных обязанностей, должна быть соответствующим образом письменно зафиксирована. Эта официальная бумага необходима:

  • для выяснения ;
  • определения виновных лиц;
  • разработки соответствующих рекомендаций по предотвращению аналогичных ситуаций в будущем и проведения разъяснительной работы в коллективе.

Документ может пригодится также:

  1. для предоставления официальной информации вышестоящим инстанциям, изучающим обстоятельства аварии или инспектирующим деятельность фирмы;
  2. в случае жалоб и судебных разбирательств по делу, связанному с аварийной ситуацией на дороге.

Акт служебного расследования ДТП является составляющей внутренней служебной документации и храниться в кадровой службе или бухгалтерии 5 лет.

Кто должен составлять акт при ДТП?

После получения извещения о том, что служебная машина стала участником ДТП, издается специальный приказ по организации о создании экспертной комиссии, которая будет расследовать ситуацию. Она представляет собой группу должностных лиц , в состав которой входят:

  • председатель;
  • члены комиссии из числа работников компании.

В комиссию могут быть включены:

  1. руководитель предприятия;
  2. заместители руководителя;
  3. специалист по охране труда или технике безопасности (если имеется);
  4. бухгалтер (для произведения рассчётов относительно убытков);
  5. кадровые работники (которые могут предоставить сведения о водителе);
  6. любые другие должностные лица (согласно распоряжению администрации).

При необходимости могут быть задействованы независимые специалисты, имеющие соответствующие сертификаты (например, автоюристы, медэксперты).

Внимание! В комиссию не включается непосредственный руководитель, в подчинении которого находится водитель транспортного средства. Это делается для большей объективности и непредвзятости в оценке действий сотрудника, попавшего в ДТП.

Правила составления

Существуют определенные нюансы, которые составитель акта и руководитель организации должны учесть при проведении служебного расследования по факту ДТП и подготовке документа:

Методика

Служебное расследование ДТП осуществляется на основании (утверждено Приказом Минтранса РФ № 49 от 26 апреля 1990 г.).

Непосредственно после получения известия об аварии, должностные лица, выезжающие на место согласно приказу руководства предприятия, должны проконтролировать вызов скорой медицинской помощи и сотрудников полиции на место ДТП. Если представители компании прибыли на место раньше указанных служб, они должны оказать , оградить место аварии.

Важно! Все действия по изучению обстоятельств на месте нужно проводить оперативно: если служебное средство перевозки имеет сильные повреждения вследствие ДТП, его нужно будет убирать с проезжей части, оттранспортировав до ближайшей стоянки, или на территорию предприятия.

Комиссия в процессе расследования должна собрать максимум информации о ДТП. Для этого используют:

  • фотографирование (до окончания расследования сотрудниками ДПС, положение транспортного средства не меняют);
  • показания свидетелей аварии;
  • заключения экспертизы;
  • видеосъёмку на камеру или любой гаджет;
  • схему ДТП, составленную с помощью компьютерной техники;
  • устные объяснения, письменные объяснительные водителя.

В случае отказа работника давать какие-либо объяснения, это фиксируется отдельным документом с подписями всех членов комиссии и прикладывается к акту. Для анализа происшествия могут понадобиться также протокол, акт или другие документы, составленные представителями ДПС.

Получить их можно, составив запрос. Для сбора информации и выяснения обстоятельств между членами комиссии разделяются полномочия и производятся такие действия:

  1. Устанавливается (например, это может быть столкновение, опрокидывание автомобиля, наезд на другое транспортное средство во время его остановки, на пешехода).
  2. Подробно выясняются обстоятельства с указанием даты и точного времени, места ДТП, даётся описание ситуации (как это произошло, в каком состоянии был водитель, получили ли транспортные средства повреждения и какие именно).
  3. Выясняется, есть ли пострадавшие (погибшие или травмированные), их количество.
  4. Подсчитывается материальный ущерб , в том числе от повреджения самого транспортного средства, а также груза (если он перевозился).
  5. Поднимаются данные и подтверждающие документы о разрешении для данного водителя на управление транспортным средством, его стаже работы, в том числе на данном предприятии, автошколе, в которой получал водительскую профессию и права на вождение; дополнительном обучении (когда обучался, количество часов в соответствии с программой).
  6. Определяется состояние водителя по данным предрейсового осмотра (в соответствии с заключением медработника).
  7. Поднимается информация о возможных взысканиях у водителя по административной линии и по линии ГБДД; о том, был ли он ранее участником ДТП.
  8. Составляется краткая характеристика на водителя (когда принят на работу, его личные и деловые качества, имел ли претензии, нарекания. замечания по работе или нарушения трудовой дисциплины, как относился к выполнению трудовых обязанностей).
  • в исправном ли состоянии находилось транспортное средство (с уточнением всех его технических характеристик);
  • заявлялось ли водителем перед выпуском на линию о каких-либо неисправностях;
  • в распоряжение какого заказчика было направлена техника;
  • было ли у водителя водительское удостоверение, кем выдавался и проверялся путевой лист;
  • сколько времени было выделено на работу с заявкой;
  • заполнены ли все графы путевого листа, фактическое время выезда водителя;
  • кто из должностных лиц информировал водителя об особенностях работы на линии.

Экспертная группа также производит анализ работы транспорта на линии:

  1. как выполнялась работа на с момента официального выезда и до момента ДТП;
  2. на каком часу работы произошло ДТП.

Члены комиссии проводят оценку дорожных условий и условий видимости и состояния дороги в день ДТП:


На основании полученной доказательной базы комиссия делает выводы, в которых указываются наиболее важные сведения об обстоятельствах:

  1. предшествующих ДТП;
  2. присутствующих в момент ДТП.

Результатом служебного расследования считается заключение о том:

  • есть ли вина водителя в ДТП (с обоснованием);
  • что послужило причиной ДТП (с указанием нарушенных пунктов ПДД и их конкретных формулировок);
  • какие были сопутствующие факторы, например, возможное алкогольное опьянение водителя.

Все полученные сведения заносятся в бланк акта. Дополнительно членами рабочей группы по расследованию собираются копии справок о ДТП, протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении и другие документальные подтверждения обстоятельств аварии.

Сроки проведения

Внимание! Законодательством на проведение служебного расследования по факту ДТП предусмотрен пятидневный срок.

Исключение из правил предусматривается в случае человеческих жертв или большого количества травмированных:

  1. Если погибло два и более человека (либо же четверо и более получили серьёзные травмы), срок расследования увеличивается до 7 дней.
  2. Если количество жертв достигло семи либо же травмировано четырнадцать и более человек, определяется десятидневный срок.
  3. При особо тяжких аварийных ситуациях с многочисленными жертвами, расследование ДТП переходит на более высокий уровень. В таких случаях оно затягивается.

Акт о состоянии дороги при аварии

Причиной дорожного происшествия может стать не только человеческий фактор, но и плохое качество дорожного покрытия. При его осмотре должны присутствовать представители дорожной службы, обслуживающей данный участок полотна, которых вызывают на место события представители ГИБДД.

Осмотр дороги должен быть проведён в течение суток с момента аварии. По результатам осмотра на месте происшествия заинтересованной стороной составляется акт, который подписывают стороны конфликта (представители предприятия, чья машина пострадала в результате дефектов дорожного полотна и сами «дорожники»), а также сотрудники ГИБДД.

Таким образом, служебное расследование дорожно-транспортного происшествия – дело недолгое, но ответственное, требующее командной деятельности и чёткой организации. Групповая аналитическая работа по изучению обстоятельств аварии поможет сделать оргвыводы, разработать стратегии повышения безопасности труда и использования транспорта субъектов предпринимательской деятельности, организаций.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель предприятия (организации)

__________________________________

(подпись)

«_____»_____________________201__г.

СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

(название организации)

Дата составления акта__________________________________________________________

(число, месяц, год)

Комиссия в составе:

Председателя:_______________________________________________

(ф.и.о., должность)

Членов комиссии:____________________________________________

(ф.и.о., должность)

Комиссия, назначенная приказом по предприятию (организации) от «__»________201__г., №________, обследовав место происшествия, ознакомившись с документами, осмотрев автомобиль, опросив участников ДТП и свидетелей, установила:

    Происшествие произошло_________________________________________________

(дата, время, на каком часу работы водителя)

    Место происшествия_____________________________________________________

(город, улица, дорога федерального, местного значения)

    Марка, год выпуска, номерной знак автомобиля, принадлежащего организации___

__________________________________________________________________________

4. Вид происшествия________________________________________________________

    Другие участники происшествия (транспорт)

    Пострадавшие:

Всего: погибло________________________, ранено _____________________________

    Материальный ущерб от повреждения транспортного средства составляет ____________________________________________________________ тыс. рублей.

    Ф.И.О. водителя, управляющего транспортным средством

_______________________________________________________________________

Год рождения______________________________________________________________

Общий стаж работы водителем_______________________________________________

В т.ч. на данном предприятии________________________________________________

на данном автомобиле ______________________________________________________

    Состояние водителя (по заключению врача) _________________________________

__________________________________________________________________________

(здоров, трезв, утомлен)

10. Дата и время проведения предрейсового медицинского осмотра_______________

    Дата медицинского обязательного периодического освидетельствования________

_________________________________________________________________________

    Сколько имелось случаев совершения ДТП _________________________________,

Нарушений Правил дорожного движения, нарушений трудовой дисциплины (из личной карточки водителя)___________________________________________________.

    Лишался ли ранее водительских прав_______________________________________

__________________________________________________________________________

(когда, за что)

    На автомобиле перевозился (лись)_________________________________________

_________________________________________________________________________

(какой груз, пассажиры)

по путевому листу № ______________________ от _____________________________

по маршруту ______________________________________________________________

использование в личных целях_________________________________________(да, нет)

самовольный выезд__________________________________________________(да, нет)

15. Техническое состояние транспортного средства перед выездом на линию, кто проводил технический осмотр________________________________________________.

    Дата проведения последнего ТО или ремонта________________________________,

обнаруженные дефекты_____________________________________________________.

    Дата проведения последнего инструктажа по безопасности дорожного движения

__________________________________________________________________________.

    Как выполняется на предприятии требования правил, приказов, указаний и инструкций по обеспечению безопасности движения:

а) организовано ли повышение проф. мастерства водителя________________________

б) налажен ли контроль за работой водителей на линии__________________________

в) правильно ли оформляется путевая документация______________________________

    Дата последнего повышения проф. мастерства по 20 час-ой программе___________

    Дорожные условия_______________________________________________________

(на каком расстоянии просматривается дорога)

_______________________________________________________________________________________________________

(вид покрытия, состояние проезжей части, подъем или уклон в град.)

_____________________________________________________________________________________________________

(кривая радиуса в метрах, наличие дорожных знаков и сигналов)

    Описание обстоятельств происшествия_____________________________________

__________________________________________________________________________

    Нарушения, в результате которых произошло ДТП:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

    Виновные в ДТП: _______________________________________________________

__________________________________________________________________________

    Выводы комиссии: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Предложения комиссии: _________________________________________________

__________________________________________________________________________

Приложения:

1. Копия схемы дорожно-транспортного происшествия и фотография______________

__________________________________________________________________________

2. Объяснения работников предприятия и водителя на _________________ листах.

    Приказы по предприятию (хозяйству), с выводами, конкретными мероприятиями по предупреждению ДТП на ________________________________ листах.

Председатель комиссии _______________________(___________________)

Члены комиссии _______________________(___________________)

_______________________(___________________)