Грузоподъемная машина - это подъемное устройство циклического действия с возвратно-поступательным дви­жением грузозахватного органа в пространстве. Грузоподъемные машины предназначены для перемещения грузов по вертикали и передачи их из одной точка прост­ранства в другую. В основном их можно разделить на подъемники и краны.

Подъемники поднимают груз по определенной траекто­рии, заданной жесткими направляющими. К подъемни­кам относятся, например, лифты (грузовые и для подъема людей).

Краном называется грузоподъемная машина, предназначенная для подъема и перемещения груза, подвешенно­го с помощью грузового крюка или другого грузозахватно­го органа.

Для обеспечения безопасности подъемно-транспортные устройства проектируют и эксплуатируют в соответствии с требованиями специальных правил (Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Пра­вила устройстве и безопасной эксплуатации лифтов и др.) и стандартов ССБТ.

Грузоподъемные машины с машинным приводом обо­рудуют устройствами (концевыми выключателями) для автоматической остановки:

Стреловые самоходные, железнодорожные башенные и портальные краны для предупреждения их опрокидыва­ния оборудуют ограничителями грузоподъемности, автоматически отключающими механизм подъема груза и из­менение вылета стрелы при массе груза, превышающей номинальную грузоподъемность более чем на 10%, а для башенных кранов (с грузовым моментом до 20 т м вклю­чительно) и портальных кранов - более чем на 15%.

Легкодоступные находящиеся в движении части гру­зоподъемной машины, которые могут быть причиной несчастного случая закрывают прочно укрепленными металлическими съемными ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин не подлежащих регистрации в органах технадзора, выда­ется лицом по надзору на основании документации завода-изготовителя в результатов технического освидетельствования.

Вновь установленные грузоподъемные машины, а так­же съемные грузозахватные приспособления, до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освиде­тельствованию. Грузоподъемные машины, подлежащие регистрации в органах технадзора, проходят техническое освидетельствование до их регистрации.

Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

Частичному не реже одного раза в 12 мес.;

Полному не реже одного раза в три года, за исключе­нием редко используемых машин.

Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины проводится после:

Монтажа машины на новом месте;

Ее реконструкции;

Ремонта или замены расчетных элементов или узлов, металлоконструкций с применением сварки;

Установки сменного стрелового оборудования или за­мены стрелы;

Капитального ремонта или замены грузовой (стрело­вой) лебедки;

Замены крюка или крюковой подвески (проводится -только статическое испытание);

Замены несущих или вантовых канатов кранов ка­бельного типа;

Установки портального крана на новом месте работы.

Техническое освидетельствование грузоподъёмных машин. Испытание грузоподъёмных машин

Техническое освидетельствование позволяет устано­вить, что грузоподъемная машина и ее установка соответствуют требованиям Правил по кранам, паспортным данным и представленной для регистрации документации; грузоподъемная машина находится в исправном сос­тоянии, обеспечивающем ее безопасную работу; организация надзора и обслуживания грузоподъемной машины соответствует требованиям Правил но кранам.

При полном техническом освидетельствовании гру­зоподъемная машина должна подвергаться осмотру, ста­тическому и динамическому испытаниям.

При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания не проводятся.

При техническом освидетельствовании грузоподъем­ной машины осматриваются и проверяются в работе ее уз­лы и механизмы, электрооборудование, приборы безопас­ности тормоза, ходовые колеса и аппараты управления, а также освещение и сигнализация.

Статическое испытание грузоподъемной машины проводится нагрузкой, на 25% превышающей ее грузо­подъемность, с целью проверки ее прочности.

Например, статическое испытание мостового крана и передвижного консольного проводится следующим образом. Кран устанавливается лад опорами крановых путей, а его тележка (тележки) - в положение, отвечающее наи­большему прогибу. Груз захватывается крюком и поднимается на высоту 100 - 200 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин. Затем груз опускает­ся, после чего проверяется отсутствие остаточной дефор­мации моста крана.

Кран считается выдержавшим испытание, если в тече­ние 10 мин поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, остаточной деформа­ции и других повреждений металлоконструкций и меха­низмов.

Динамическое испытание грузоподъемной машины проводится грузом, на 10% превышающим грузоподъем­ность машины, с целью проверки действия ее механизмов и тормозов.

При динамическом испытании проводятся многократ­ные подъемы и опускания груза, а также проверка действия всех других механизмов грузоподъемной маши­ны при совмещении рабочих движений, предусмотренных инструкцией по эксплуатации.

Браковка элементов грузоподъёмных машин

Браковка съемных грузозахватных приспособлений производится в соответствии с нормативной документаци­ей.

Цепной строп подлежит браковке при удлинении эвена цепи более 3% от первоначального размера и при умень­шении диаметра сечения звена цепи вследствие износа бо­лее 10%.

Оценку безопасности использования канатов произво­дят по следующим критериям:

Характер и число обрывов проволок» в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, мест сосре­доточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

Разрыв пряди;

Поверхностный и внутренний износ;

Поверхностная и внутренняя коррозия;

Местное уменьшение диаметра каната, включая раз­рыв сердечника;

Уменьшение площади поперечного сечения проволок канате (потери внутреннего сечения);

Деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;

Повреждение в результате температурного воздей­ствия или электрического дугового разряда.

Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплав­ленный или раскаленный металл, огнеопасные или ядови­тые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

Производство работ грузоподъемными машинами мо­жет осуществляться предприятиями и гражданами (предпринимателями), являющимися владельцами грузо­подъемных машин и имеющими лицензию органа технад­зора на их эксплуатацию.

При работе грузоподъемной машины не допускается: вход в кабину грузоподъемной машины во время ее дви­жения; нахождение людей возле работающего стрелового самоходного или башенного крана во избежание зажатия их между поворотной и неповоротной частями крана; перемещение груза, находящегося в неустойчивом поло­жении или подвешенного за один рог двурогого крюка, и перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми.

Требования безопасности при работе на металлорежущих станках

Основные травмоопасные производственные факторы, которые могут проявиться в процессе обработки различных материалов резанием это:-Режущие инструменты (быстро вращающиеся фрезы, сверла, абразивные круги). -Приспособления для закрепления обрабатываемой детали (поводковые и кулачковые патроны, планшайбы карусельных станков). -Обрабатываемая деталь (особенно быстровращающиеся заготовки, в том числе прутковый материал, обрабатываемый на револьверных и универсальных станках). -Приводные и передаточные механизмы станка (особенно ходовые винты и валики токарных и револьверных станков, а также ременные, цепные и зубчатые передачи). -Металлическая стружка, образующаяся при точении и сверлении вязких металлов (сталей).

Основными вредными производственными факторами при обработке различных материалов является: - пыль обрабатываемого материала; - смазочно-охлаждающая жидкость. Используют минеральные масла и их эмульсии и растворы кальцинированной соды.

К вредным производственным факторам при обработке различным материалов резанием относятся: - монотонный шум станков, ослабляющий внимание; - недостатки искусственного освещения зоны обработки, вызывающие перенапряжение зрения; - повышенная запыленность воздуха в рабочей зоне.

Общие требования.

Безопасность при работе на металлорежущих станках достигается комплексом мероприятий, основными из которых являются: -Оснащение станков средствами безопасности в процессе их проектирования и изготовления; -Осуществление необходимых мероприятий при организации рабочего места станочника; -Строгое соблюдение требований техники безопасности и гигиены труда при работе на станках.

ГОСТ требует, чтобы:

Передачи, расположенные вне корпуса станка были ограждены сплошными, с жалюзи или сетчатыми укрытиями в зависимости от необходимости наблюдения за ограждаемым механизмом; -предусматривалась окраска в сигнальные цвета подвижных сборочных единиц и ограждающих устройств; -снабжение органов управления надежными фиксаторами, исключающих самопроизвольное их перемещение и случайное включение; -оснащение их соответствующими блокировками, исключающими возможность несовместных движений сборочных единиц; -обеспечение усилий на рукоятки и рычаги органов управления не превышающих 40 Н (4 кгс) при постоянном ручном управлении; -снабжение органов управления поясняющими подписями и символами; -вращающиеся устройства должны иметь гладкие наружные поверхности, а при наличии выступающих частей или углублений они должны иметь ограждения; -оснащение станков индивидуальными подъемным устройством для установки заготовки массой более 8 кг; -оснащение устройствами для отсоса из зоны обработки загрязненного воздуха.

ТОКАРНЫЕ СТАНКИ Относятся автоматы и полуавтоматы токарные одношпиндельные и многошпиндельные, станки токарно-револьверные, резботокарные, токарно-карусельные, токарно-винторезные. При работе на токарных станках наиболее часто отмечаются случаи ранения различных частей тела станочника ленточной сливной стружкой, образующейся при обработке вязких металлов при современных режимах резания. Известны случаи травмирования глаз отлетающей стружкой, образующейся при точении хрупких металлов (чугуна, хрупких бронз и латуни). Происходит загрязнение рабочей зоны пылью.

Наиболее эффективным средством предупреждения порезов ленточной стружкой является изменение ее формы в процессе резания путем завивания в винтовую спираль или дробления на отдельные элементы. Это осуществляется приданием передней грани резца криволинейной формы, а также устройством на передней грани резца постоянных или регулируемых порогов.

Для подвешивания на крюк груза без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, а также находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре) или в тех случаях, когда груз захватывается полуавтоматическими захватными устройствами, могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные профессии стропальщика по сокращенной программе. К этим рабочим должны предъявляться те же требования, что и к стропальщикам.

Краны могут быть допущены к перемещению грузов, масса которых не превышает паспортную грузоподъемность. При эксплуатации крана не должны нарушаться требования, изложенные в его паспорте и руководстве по эксплуатации.

Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается

Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ.

Не допускается нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и, зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Место производства работ по перемещению грузов кранами должно быть освещено в соответствии с проектом производства работ.

Работа крана должна быть прекращена при скорости ветра, превышающей допустимую для данного крана, при снегопаде, дожде или тумане, при температуре ниже указанной в паспорте и в других случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз.

Для безопасного выполнения работ по перемещению грузов кранами производитель работ обязаны обеспечить соблюдение следующих требований:

На месте производства работ по перемещению грузов, а также на кране не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе;

Вход на мостовые краны и спуск с них должны производиться через посадочную площадку или, в отдельных случаях, через проходную галерею;

Строительно-монтажные работы должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк), в котором должны предусматриваться:

Перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей; стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки;

Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы;

Груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном перемещении должны быть предварительно подняты на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;

Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза; на место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности для того, чтобы стропы могли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза;

По окончании работы или в перерыве груз не должен оставаться в подвешенном состоянии.

При подъеме груза он должен быть предварительно поднят на высоту не более 200-300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза;

При подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка или другого оборудования, не должно допускаться нахождение людей (в том числе стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием; это требование должно также выполняться при опускании и перемещении груза.

При работе крана не допускаются:

Вход в кабину крана во время его движения;

Нахождение людей возле работающего стрелового крана во избежание зажатия их между поворотной и неповоротной частями крана;

Перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка;

Перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми;

Подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном, а также металла и шлака, застывшего в печи или приварившего после слива;

Освобождение краном защемленных грузом стропов, канатов или цепей;

Оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания; для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их перемещения должны применяться крючья или оттяжки соответствующей длины;

Выравнивание перемещаемого груза руками, а также поправка стропов на весу;

Подача груза в оконные проемы, на балконы и лоджии без специальных приемных площадок или специальных приспособлений;

Работа при отключенных или неисправных приборах безопасности и тормозах;

Подъем груза непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) стреловой лебедкой, а также механизмами подъема и телескопирования стрелы;

Посадка в тару, поднятую краном, и нахождение в ней людей;

Нахождение людей под стрелой крана при ее подъеме и опускании без груза.

Самоходные машины должны быть оборудованы звуковой и световой сигнализацией. На грузовых крюках грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений обязательно наличие предохранительных замыкающих устройств, предотвращающих самопроизвольное выпадение грузозахватного приспособления или груза. Дверь для входа в кабину управления снабжают блокировкой, не позволяющей начать движение при открытой двери.

Основные определения

Грузоподъемная машина – техническое устройство циклического действия для подъема и перемещения груза.

Виды грузоподъемных машин: краны, лифты, эскалаторы, подвесные канатные дороги, фуникулеры, подъемники – вышки.

Грузоподъемный механизм (механизм подъема) – приводное устройство для подъема и опускания груза.

Виды грузоподъемных механизмов: таль, лебедка, полиспаст.

Съемные грузозахватные приспособления: цепи, ремни, крюки, зажимы, стропы.

Различают несколько типов каждого из перечисленных видов грузоподъемных машин.

Например, краны подразделяются на:


  • Башенные краны;

  • Портальные краны;

  • Стреловые краны;

  • Краны мостового типа;

  • Кабельные краны;

  • Краны-манипуляторы;

  • Краны-трубоукладчики.
Основным параметром грузоподъемной машины является грузоподъемность , т. е. масса наибольшего груза, взятая с массой грузозахватных приспособлений и тары, рассчитанная на данную машину.

Грузоподъемные механизмы оборудуются предохранительными устройствами , препятствующими подъему груза массой, больше установленной грузоподъемности, а также удерживающими груз от падения аварийном отключении питания.

Находящиеся в работе грузоподъемные машины и механизмы должны быть снабжены табличками с ясно обозначенными регистрационным номером, паспортной грузоподъемностью, датой следующего частичного или полного технического освидетельствования.

На съемных грузозахватных приспособлениях, находящихся в работе, на прочно прикрепленной металлической бирке или клейме указываются завод-изготовитель, регистрационный номер, грузоподъемность и дата испытаний.

ПРАВИЛА устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, реконструкции, ремонту, монтажу, установке и эксплуатации грузоподъемных кранов, их узлов и механизмов, а также грузозахватных органов, приспособлений и тары.

Правила распространяются на:


  • Грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны-штабелеры с машинным приводом;

  • Грузовые электрические тележки, передвигающие по надземным рельсовым путям совместного с кабиной управления;

  • Краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;

  • Электрические тали;

  • Подъемники крановые;

  • Сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевые захваты и т. п.);

  • Грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т. п.);

  • Тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши и т. п.), а также в морских и речных портах, требования к которым устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.
Правила не распространяются на:

  • Грузоподъемные машины, установленные в шахтах, на морских и речных судах, на которые распространяются специальные правила;

  • Экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;

  • Грузоподъемные краны-манипуляторы и краны трубоукладчики, на которые распространяются соответствующие правила Госгортехнадзора России;

  • Грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием и т. п.)

  • Грузоподъемные машины специального назначения (напольные, завалочные и посадочные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины и т. п.);

  • Монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т. п.)

  • Грузоподъемные краны с ручным приводом;

  • Ручные тали.
При эксплуатации грузоподъемных машин не должны нарушаться требования, изложенные в его паспорте и руководстве по эксплуатации.

Объекты, где эксплуатируются краны, должны быть зарегистрированы в соответствии с Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.98 № 1371.

Порядок подготовки грузоподъемных машин и механизмов к эксплуатации

До пуска в работу грузоподъемные машины должны быть зарегистрированы.

Различают грузоподъемные машины, подлежащие и не подлежащие регистрации в органах Госгортехнадзора.

Регистрации в органах Госгортехнадзора подлежат краны, на которые распространяется действие ПРАВИЛ, за исключением следующих:


  • Краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемых с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта;

  • Краны стрелового типа грузоподъемностью до 1т включительно;

  • Кранов стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженных механизмом поворота;

  • Переставные кранов для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;

  • Краны мостового типа и башенные краны, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;

  • Краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;

  • Электрические тали;

  • Грузозахватные приспособления и тара.
Регистрация грузоподъемных машин в органах Госгортехнадзора производится по письменному заявлению владельца при наличии заполнения паспорта грузоподъемной машины.

Грузоподъемные машины подлежат:


  • Перерегистрации:

    • После реконструкции,

    • Ремонта (если составлен новый паспорт),

    • Передачи машины другому владельцу,

    • Перестановки крана мостового типа на новое место;

  • Снятию регистрации:

    • При ее списании,

    • При передаче ее другому владельцу,

    • При переводе ее в разряд нерегистрируемых.
Данные по регистрации, перерегистрации и снятию с регистрации заносятся в паспорт машины.

Грузоподъемные машины, не подлежащие регистрации в органах Госгортехнадзора, а также съемные грузозахватные приспособления снабжаются индивидуальным номером и под этим номером регистрируются их владельцем в Журнале учета грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений.

Разрешение на применение грузоподъемных машин и механизмов выдается в соответствии с Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.12.98 № 1540.

Разрешение на пуск в работу необходимо в следующих случаях:


  • Перед пуском в работу вновь зарегистрированной машины;

  • После монтажа, связанного с установленной машины на новом месте;

  • После реконструкции грузоподъемной машины;

  • После ремонта или замены расчетных элементов или узлов металлоконструкций с применением сварки;

  • После установки на грузоподъемной машине нового ограничителя грузоподъемности.
Разрешение на пуск в работу грузоподъемной машины:

  • Подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора, выдается инспектором Госгортехнадзора (с записью в паспорт) на основании результатов полного технического освидетельствования, проведенного владельцем;

  • Не подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора, выдается инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин на основании документации предприятия-изготовителя и результатов технического освидетельствования.
Разрешение на эксплуатацию грузозахватных приспособлений и тары:

  • Записывается в специальный Журнал учета и осмотра лицом, ответственным за безопасное производство работ.
Грузоподъемные машины до пуска в работу подвергаются полному техническому освидетельствованию.

Грузоподъемные машины, подконтрольные Госгортехнадзору, проходят техническое освидетельствование до их регистрации.

Техническое освидетельствование проводится согласно руководству по эксплуатации грузоподъемной машины, при отсутствии указаний – согласно ПРАВИЛАМ .

В течении нормативного срока службы грузоподъемные машины подвергаются периодическому техническому освидетельствованию :


  • Частичному (не реже одного раза в 12 месяцев): проводится осмотр и проверка машины;

  • Полному (не реже одного раза в 3 года): проводится осмотр, статистические и динамические испытания машины;

  • Внеочередному полному: производится после монтажа, связанного с установкой машины на новом месте, реконструкции, ремонта расчетных металлоконструкций крана с заменой элементов или узлов с применением сварки, замены некоторых узлов, по требованию инспектора Госгортехнадзора;
Техническое освидетельствование проводится инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин при участии инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии с записью результатов освидетельствования в паспорт машины с указанием срока следующего освидетельствования.

Проведение освидетельствования может осуществляться специализированной организацией .

Соблюдайте сроки освидетельствования!

Обязанности владельцев грузоподъемных машин

Руководители организаций и владельцы грузоподъемных машин, тары, съемных грузозахватных приспособлений, крановых путей, обязаны обеспечивать безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания.

Для обеспечения безопасных условий работы РУКОВОДИТЕЛЬ организации (ВЛАДЕЛЕЦ грузоподъемной машины) обязан назначить приказом из числа лиц, прошедших обучение и проверку знаний Правил инструкций экзаменационной комиссией с участием инспектора Госгортехнадзора и выдачи им соответствующего удостоверения:


  • Инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары;

  • Инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, в подчинении которого находится обслуживающий персонал (кроме стропальщика).
Номер и дата приказа о назначении инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество, номер удостоверения и подпись заносятся в паспорт крана до его регистрации в органах Госгортехнадзора и каждый раз после назначения нового ответственного лица.

  • Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.
Ответственного за безопасное производство работ назначают из числа мастеров, прорабов, бригадиров, начальников участков.

На складах в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, могут назначаться по согласованию с органами Госгортехнадзора заведующие складами.

По согласованию с органом Госгортехнадзора выполнение обязанностей инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, может возлагаться на одного работника или на специалиста инженерного центра (по договору).

Инженерный центр по технической безопасности – организация, уполномоченная Госгортехнадзором России на работы по оказанию практической помощи предприятиям и частным лицам в части обеспечения безопасности при эксплуатации, монтаже и ремонте подъемных сооружений.

Оформить приказом (распоряжением) по организации допуск к работе обслуживающего персонала (машинистов, слесарей, наладчиков приборов безопасности, электромонтеров, стропальщиков).

К обслуживанию грузоподъемных машин допускаются лица :


  • Не моложе 18 лет

  • Прошедшие медицинское освидетельствование;

  • Обучение по специальной программе, аттестованные и имеющие удостоверение на право производства работ.
Подготовка и аттестация крановщиков и стропальщиков, слесарей, электромонтеров и наладчиков приборов безопасности проводятся в специализированных учебных заведениях, имеющих лицензию на этот вид деятельности, выданную органом Госгортехнадзора.

Лицам, прошедшим проверку знаний, выдается удостоверение установленной формы за подписью председателя комиссии, а также крановщикам и их помощникам, наладчикам приборов безопасности и стропальщикам – за подписью председателя комиссии и представителя Госгортехнадзора.

Крановщику и стропальщику выдается удостоверение с фотографией.

В удостоверении крановщика указаны типы кранов, к управлению которыми он допущен.

Работники должны иметь удостоверения при себе во время работы.

К управлению автомобильным кранам может быть поручено водителю автомобиля после обучения по соответствующей программе.

В качестве стропальщика для подвешивания на крюк грузоподъемной машины без предварительной обвязки, допускаются рабочие основных профессий, дополнительно обученные в установленном порядке, к ним предъявляются те же требования, что и к стропальщикам.

К управлению грузоподъемной машиной с пола или со стационарного пульта и к зацепке груза на крюк такого крана допускаются рабочие основных профессий после соответствующего инструктажа и проверки навыков по управлению кранов и строповке грузов в установленном владельцем крана порядке.

К управлению кранами по радио допускаются рабочие, имеющие удостоверение крановщика-оператора.

Сигнальщиками могут работать рабочие только из числа стропальщиков, они назначаются лицом, ответственным за безопасное производство работ машинами.

Разработать на основании типовых инструкций, утвержденных Госгортехнадзором России:


  • Должностные инструкции для ответственных специалистов и производственные инструкции для обслуживающего персонала;

  • Журналы (учета, регистрации, осмотра и т. п.);

  • Проекты производства работ;

  • Технологические карты;

  • Технические условия на погрузку и разгрузку;

  • Способы строповки и зацепки грузов, места складирования грузов;

  • Другие регламенты по безопасной эксплуатации кранов.
Обеспечить снабжение ответственных специалистов правилами безопасности , должностными инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, а обслуживающий персонал – производственными инструкциями.

Производственные инструкции обслуживающему персоналу выдаются под расписку перед допуском их к работе.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.

Установить требуемые ПРАВИЛАМИ порядок обучения и периодической проверки знаний у персонала, обслуживающего краны, а также проверки знаний у специалистов.

Периодическая проверка знаний у ответственных лиц проводится не реже одного раза в 3 года комиссией организации или учебной организацией с участием инспектора Госгортехнадзора после обучения по соответствующим программам:


  • Инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин;

  • Инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии;

  • Лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными машинами.
Повторная проверка знаний обслуживающего персонала квалификационной комиссией проводится:

  • Периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;

  • При переходе работника на другое место;

  • По требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов или инспектора Госгортехнадзора.
Крановщики и их помощники, имеющие перерывы в работе по специальности более одного года, должен проходить внеочередную проверку знаний в квалификационной комиссии, назначенной владельцем крана, и при положительных результатах проверки допускаются к стажировке.

Крановщик, переведенный с крана одного типа на другой, должен пройти повторное обучение и аттестацию.

Рабочие основных профессий, обслуживающие краны, управляемые с пола или со стационарного пульта, и производящие зацепку грузов, проходят повторной инструктаж каждые 3 месяца.

Повторная проверка знаний производится комиссией (участие представителя Госгортехнадзора не обязательно).

Результаты оформляется протоколом с отметкой в удостоверении.

Установить порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание кранов, крановых путей, грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии.

Периодический осмотр, технического обслуживание и ремонт грузоподъемных машин, а также ремонт и рихтовка крановых путей проводятся в соответствии с руководствами по эксплуатации грузоподъемных машин и другими нормативными документами и в сроки, установленные графиком планово-предупредительного ремонта, составленного с учетом фактической наработки и технического состояния грузоподъемных машины.

Результаты технических обслуживаний, сведения о ремонте записываются в Журнал ремонта .

Крановщики производятся осмотр кранов перед началом работы.

Результаты осмотров и проверки кранов крановщиками записываются в Вахтенный журнал.

Стропальщики производят осмотр грузозахватных приспособлений и тары перед их применением.

В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец проводит их осмотр в установленные сроки:


  • Траверс, клещей и других захватов и тары: ежемесячно;

  • Стропов: каждые 10 дней;

  • Редко используемых грузозахватных приспособлений и стропов: перед выдачей их в работу.
Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносятся в Журнал осмотра грузозахватных приспособлений.

Безопасное производство работ грузоподъемными машинами

Владелец крана или эксплуатирующая организация должен:


  • Ознакомить (под расписку) с проектами производства строительно-монтажных работ и другими технологическими регламентами лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, крановщиков и стропальщиков;

  • Обеспечить стропальщиков отличительными знаками, испытанными и маркированными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующей массе и характеру грузов;

  • Вывесить на месте производства работ список основных перемещаемых грузов с указанием их массы;

  • Обеспечить проведение испытаний грузом ограничителя грузоподъемности в установленные сроки;

  • Определить и оборудовать площадки и места складирования грузов.
Порядок организации производства работ вблизи линий электропередачи, выдачи наряда-допуска и проведения инструктажа рабочих должен устанавливаться приказами владельца крана и производителя работ.

Крановщику запрещается самостоятельная установка крана для работы вблизи линии электропередачи.

Работа кранами вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за производство работ.

Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускаются .

Находиться в зоне перемещения груза опасно!

Перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1м от уровня площадки.

Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Стропы должны соответствовать массе и характеру поднимаемого груза.

Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться а присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Опасно поднимать неправильно застропованный груз!

При подъеме груза он должен быть предварительно поднят на высоту не более 200-300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза.

Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре, исключающей возможность выпадения отдельных грузов.

Для безопасного производства работ по перемещению грузов кранами их владелец и производитель работ обязаны обеспечить соблюдение ряда требований (смотри раздел 4.7 «Безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ»).

Организации, эксплуатирующие грузоподъемные машины, должны установить порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком.

Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза.

По окончании работ или в перерыве груз не должен оставаться в подвешенном состоянии.

Работа грузоподъемных машин при скорости ветра, превышающей допустимую для данной машины, при снегопаде, дожде или тумане, при температуре ниже, указанной в паспорте, запрещается.

При работе грузоподъемной машины не допускается :


  • Вход в кабину крана во время его движения;

  • Перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении;

  • Перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми;

  • Подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном;

  • Освобождение краном защемленного грузом стропов, канатов или цепей;

  • Оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания;

  • Выравнивание перемещаемого груза руками, поправка стропов на весу;

  • Подача грузов в оконные проемы, на балконы и лоджии без специальных приемных площадок или специальных приспособлений;

  • Работа при отключенных или неисправных приборах безопасности и тормозах;

  • Нахождение людей под стрелой крана при ее подъеме и опускании без груза.
При авариях кранов, зарегистрированных в органах Госгортехнадзора, и несчастных случаях, происшедших при их эксплуатации, организация обязана сообщить в органы Госгортехнадзора и обеспечить сохранность всей обстановки аварии или несчастного случая до прибытия представителей органов Госгортехнадзора, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

Стоит понимать, что работа с грузоподъемными механизмами отличается повышенной опасностью. Несоблюдение правил эксплуатации или небрежное отношение к своим обязанностям специалистов, которые работают с таким оборудованием, могут привести к различным непредвиденным ситуациям, в том числе повреждению самой техники, другого имущества, а также нанесению вреда для жизни и здоровья людей. Таким образом, до начала работы с подобными устройствами, необходимо ознакомиться с правилами безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов.
Кроме того, стоит учитывать, что для выполнения таких работ допускаются лишь лица, которым исполнилось 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, специальное обучение и инструктаж.

Требования к индивидуальным средствам защиты

Требования охраны труда при эксплуатации грузоподъемных механизмов предполагают наличие у сотрудников, которые занимаются такелажными работами, специального защитного инвентаря и униформы. Прежде всего, индивидуальные средства защиты зависят от отрасли и типа груза, с которым выполняют манипуляции. В то же время, есть общие правила, которых нужно придерживаться в ходе выполнения погрузочно-разгрузочных работ:

  • при использовании подъемно-транспортного оборудования, а также средств малой механизации, необходимо надевать каски;
  • при работе с пылящимися объектами сотрудникам следует носить пыленепроницаемые очки и респираторы (фильтр меняют как минимум 1 раз в смену);
  • для работы с ручными механизмами необходимы перчатки;
  • во время выполнения манипуляций с газовыми баллонами необходимо иметь при себе противогазы;
  • нельзя работать с легковоспламеняющимися веществами в синтетической спецодежде, а также униформе из других материалов, способных накапливать статические электрозаряды;
  • хранить, дезинфицировать, стирать, ремонтировать и т. д. спецодежду можно лишь в соответствии с действующими стандартами.
Важно: Кроме того, что у каждого сотрудника, который выполняет погрузочно-разгрузочные работы, должна быть специальная одежда и инвентарь, само место производства необходимо оснастить средствами коллективной защиты. К последним относят вентиляцию, аспирационные установки, устройства для очистки воздуха и т. д.

Описание вспомогательных защитных средств

Для безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов необходимо также наличие вспомогательных защитных средств. Они предназначены для того, чтобы защищать сотрудников от случайных падений с высоты, а также неблагоприятного светового, теплового, механического, химического и электрического воздействия. Сюда включают такие элементы, как:

  • предохранительные пояса;
  • страхующие канаты;
  • средства индивидуальной защиты (для органов зрения, дыхания, тела, рук, головы) и т. д.
Важно: Для повышения безопасности работы с грузами можно приобрести специальные монтажные блоки и захваты, которые играют роль вспомогательного фиксирующего грузоподъемного оборудования. С их помощью работа с грузами становится намного легче, снижается вероятность непредвиденных ситуаций..

Особенности грузоподъемных механизмов с тормозами и стопперами с ограничителями

Для того чтобы повысить промышленную безопасность грузоподъемных механизмов, такое оборудование оснащают тормозами и стопперами. При потере контроля над грузом или самим устройством, работа будет остановлена автоматически, а груз фиксируется в текущем положении. Таким образом, снижается вероятность падения груза и другие возможные ситуации. Встроенные стопперы и тормоза характерны для монорельсов, тельферов, а также ряда других блочных систем. На сайте вы увидите широкий выбор с возможностью поднимать грузы весом от 125 кг до 10 т со встроенными тормозами, которые гарантируют безопасное производство работ грузоподъемными механизмами.


Где нельзя выполнять грузоподъемные работы

Правила безопасности при работе с грузоподъемными механизмами говорят о том, что нужно правильно выбрать место, удаленное от всех участков, которые могут представлять потенциальную угрозу для груза, сотрудников, оборудования, а также имущества и здоровья третьих лиц. Не рекомендуется выполнять грузоподъемные работы в непосредственной близости от:

  • электротехнической аппаратуры;
  • открытых инженерных трасс;
  • опасных и легко воспламеняемых веществ;
  • стройматериалов.

Основные сигнальные жесты при работе с грузами

В силу того, что при работе грузоподъемные механизмы издают много шума, а также в результате удаленности специалистов между собой, разработана специальная система жестов. Прежде всего, она необходима для общения стропальщика и крановщика. Среди самых основных жестов стоит выделить:

  • стоп. Основной жест, который подают в том случае, когда что-то пошло не так (например, груз плохо закреплен). Для его подачи делают резкие горизонтальные движения рукой вправо-влево;
  • вверх и вниз. Используют для начала поднятия груза. Ладонь, повернутую вверх, плавно поднимают. Перед подачей команды важно проверить надежность крепления. Для опускания груза вниз сигнал аналогичный (только рука движется вниз, а не вверх);
  • вправо. Слегка приподнятую правую руку сгибают и разгибают в направлении движения груза;
  • влево. Аналогичный жест, только выполняется левой рукой.
Важно: Во время подачи сигналов важно смотреть оператору грузоподъемного механизма прямо в глаза. Так стропальщик сможет понять, не прошли ли его усилия напрасно.

Лица ответственные за грузоподъемные механизмы

Важно, чтобы ответственный за эксплуатацию грузоподъемных механизмов обладал высокой квалификацией. В качестве ответственного лица назначают мастеров, прорабов, начальников участков, бригадиров. В случае выполнения складских работ такие функции ложатся на начальника склада.

Стоить принять во внимание: назначить ответственное лицо можно лишь после проверки у кандидатов необходимых знаний правил и должностных обязанностей. Делает это комиссия при участии инспектора из Госгортехнадзора. После вступления в должности, такие проверки проводят каждые 3 года.

Для ответственного лица необходимо знать:

  • правильные способы строповки;
  • порядок допуска сотрудников к работе с грузами;
  • обязанности и должностные инструкции остальных рабочих;
  • требования к таре и грузоподъемным механизмам;
  • порядок складирования грузов;
  • особенности монтажа грузоподъемных устройств;
  • знаковые жесты, а также другие правила инструкции для ответственных лиц.

Как итог, хочется еще раз подчеркнуть, что соблюдение охраны труда по работе с грузоподъемными механизмами - это залог безопасного и эффективного функционирования подобной техники.

Требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов в основном изложены в "Правилах устройства и безопасной эксплуатации груз-оподъемных кранов". Эти Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, установке ремонту, реконструкции и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, а также грузозахватных органов , приспо-соблений и тары.

Регистрация грузоподъемных машин в органах Ростехнадзора производится по письменному заявлению владельца и паспорту грузоподъемной машины. В заявлении указывается о наличии на предприятии инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин (прошедших проверку знаний настоящих правил) и обученного персонала для обслуживания крана, а также подтверждается, что техническое состояние крана допускает безопасную его эксплуатацию.

б) ознакомить (под расписку) с проектами и другими технологическими регламентами лиц, ответственных за безопасность на производстве работ кранами, крановщиков и стропальщиков;

в) обеспечить стропальщиков отличительными знаками, испытанными и маркированными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующими массе и характеру перемещаемых грузов;

г) вывесить на месте производства работ список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы. Крановщикам и стропальщикам, обслуживающим стреловые краны при ведении строительно-монтажных работ , такой список должен быть выдан на руки;

д) обеспечить проведение испытаний грузом ограничителя грузоподъемности я в сроки; указанные в руководстве по эксплуатации крана и в паспорте ограничителя грузоподъемности;

е) определить порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты по заявкам установленной формы и обеспечить его соблюдение;

ж) установить порядок опломбирования и запирания замком защитных панелей башенных кранов, а также опломбирования ограничителей грузоподъемности стреловых кранов;

з) определить площадки и места складирования грузов; оборудовать их необходимыми технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками и т.п.) и проинструктировать крановщиков и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования;

и) обеспечить выполнение проектов производства работ и других технологических регламентов при производстве работ кранами.

Место производства работ по перемещению грузов кранами должно быть освещено в соответствии с проектом производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов , которым должны быть обучены стропальщики. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки - стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.- Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана. Схемы строповки и кантовки грузов их перечень применяемых грузозахватных приспособлений. Должны быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Безопасность эксплуатации зданий, сооружений и территории предприятия

В целях обеспечения сохранности производственных зданий и сооружений путем надлежащего ухода за ними, своевременного и качественного проведения планово-предупредительного ремонта с учетом специфических условий содержания, приказом по предприятию должны быть установлены права и обязанности инженерно-технического персонала, ответственного за эксплуатацию зданий и сооружений. На предприятии должна регламентироваться система осмотра зданий и сооружений, а также установлены правила содержания отдельных сооружений и инженерного оборудования. В зависимости от размеров и структуры предприятия обязанности по наблюдению за эксплуатацией зданий и сооружений должны возлагаться или на специальную службу или на ОКС, строительную группу, а также соответствующие эксплуатационные службы: отдел главного энергетика , энергомеханический отдел и др. Все производственные здания и сооружения или части их (этаж, пролет и др.) приказом руководителя предприятия закрепляется за цехами, отделами и другими подразделениями предприятия. Начальники соответствующих подразделений являются лицами, ответственными за их правильную эксплуатацию, сохранностью своевременный ремонт. Все производственные здания и сооружения подвергаются периодическим техническим осмотрам. Осмотры могут быть общими и частными. При общем осмотре обследуется все здание или сооружение в целом, при частном - отдельные части комплекса, отдельные конструкции или виды оборудования. Как правило, очередные общие технические осмотры зданий проводятся два раза в год - весной и осенью.

При весеннем осмотре уточняются объемы работы по текущему ремонту зданий, выполняемому в летний период. Необходимо:

  • проверить состояние несущих и ограждающих конструкций;
  • установить дефектные места, требующие длительного наблюдения;
  • проверить механизмы и открывающиеся элементы окон, дверей, ворот и других устройств,
  • проверить состояние и привести в порядок водостоки , отмостки и ливнеприемники .

При осеннем техническом осмотре необходимо:

  • проверить несущие и ограждающие конструкции зданий и сооружений и принять меры по устранению всякого рода щелей и зазоров;
  • проверить подготовленность покрытий зданий к удалению снега, а также состояние желобов и водостоков;
  • проверить исправность и готовность к работе в зимних условиях элементов окон, ворот, дверей и других устройств.

Особо жесткий режим всех видов осмотров должен устанавливаться для производственных зданий, возведенных на подработанных подземными выработками территориях, на просадочных грунтах, а также эксплуатируемых при постоянной вибрации. Состав комиссии по общему осмотру зданий и сооружений назначается руководителем предприятия лица, проводящие текущие осмотры конструкций зданий, выделяются начальником цеха, мастерской или отдела. Результаты всех видов осмотров оформляются актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также необходимые меры по их устранению с указанием сроков выполнения работ. Для учета работ по обслуживанию и текущему ремонту соответствующего здания или сооружения должен вестись технический журнал, в который вносятся записи о всех выполненных работах по обслуживанию и текущему ремонту с указанием вида работ и места. Совокупность организационно-технических мероприятий по надзору, уходу и всем видам ремонта, осуществляемых соответствующем плановом порядке, определяется Положением о проведении планово-предупредительного ремонта Производственных зданий и сооружений, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279.

Производственные здания и сооружения в процессе эксплуатации должны находиться под систематическим наблюдением инженерно-технических работников (ИТР), ответственных за сохранность этих объектов. С этой целью все производственные здания и сооружения организации или их части (пролет, этаж) закрепляются приказом работодателя за цехами, отделами и другими подразделениями организации, занимающими указанные площади. Начальники соответствующих подразделений (цеха, отдела и др.) являются лицами, ответственными за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт закрепленных за подразделением зданий и сооружений или отдельных помещений.

Производственные здания и помещения, их объемно-планировочные и конструктивные решения должны отвечать требованиям действующих стандартов, строительных норм и правил, норм технологического проектирования, противопожарных норм и санитарных норм проектирования промышленных предприятий. Производственные здания должны иметь паспорта с указанием расстановки оборудования. Площадки, предназначенные для обслуживания оборудования, обязаны иметь ограждения по периметру высотой не менее 1 м со сплошной обшивкой по низу не менее 0,15 м.

В каждой организации должна быть составлена инструкция по надзору за эксплуатацией зданий и сооружений, межэтажных перекрытий с указанием предельных нагрузок по отдельным зонам площадок и полов и определена периодичность обследования несущих конструкций.

Каждое отдельно стоящее здание или сооружение должно иметь паспорт установленного образца. К паспорту прилагается соответствующая документация. Технические и технико-экономические сведения о зданиях, которые могут повседневно требоваться при их эксплуатации, должны быть сосредоточены в техническом паспорте и техническом журнале по эксплуатации. Технический паспорт составляется на каждое здание и сооружение, принятое в эксплуатацию.

Производственное помещение должно иметь не менее 15 м³ объема и 4,5 м² площади на каждого работающего в нем.

Территория организации должна быть ограждена и постоянно охраняться. На территории организации должны быть устроены и обозначены указателями и дорожными знаками пешеходные дорожки , проходы и проезды для внутризаводского и технологического транспорта. Подъездные дороги, пожарные проезды, отмостки, тротуары на территории организации должны содержаться в исправности, их поверхность должна быть ровной, без выбоин и обратных уклонов. Дороги не должны загромождаться строительными материалами, оборудованием, мусором, тарой и т. п. Проезды для транспорта должны обеспечивать удобное и кратчайшее сообщение между зданиями цехов, складами и погрузочно-разгрузочными пунктами. Искусственные сооружения на дорогах должны быть доступны для периодических осмотров и повседневного ухода.