Как проводится налоговая проверка ИП? Этот вопрос волнует многих бизнесменов. Предпринимательская деятельность в современном мире быстро набирает обороты. Многие люди, даже не имея экономического или юридического образования, открывают свое дело и начинают работать на себя. Как и в любом другом деле, в бизнесе есть свои нюансы. Есть определенный протокол регистрации любого вида предпринимательства, а также множество различных алгоритмов ведения отчетности. Одним из ключевых моментов во взаимодействии индивидуального предпринимателя и государства являются налоги.

Любой человек, решившийся открыть свое дело и , должен быть готов к контролю своей деятельности ИФНС. Налоговые проверки ИП не так страшны, как кажутся.

Нужно лишь быть в курсе особенностей проведения контрольных визитов налоговой инспекции и иметь законно функционирующую организацию.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает два возможных варианта проверок.

  1. Камеральная проверка. Эти налоговые проверки ИП заключаются в контроле и изучении предоставляемых организацией отчетных документов. Документация проверяется на достоверность указанных сведений, полноту их предоставления и правильность расчета сумм налоговых платежей. Ревизия такого типа не несет для ИП никаких трудностей или неприятностей в случае своевременной и правильной отчетности. Если проверка налоговыми органами документов ИП выявляет какие-либо нарушения, то бизнесмену выделяется время на устранение выявленных недочетов, что указывается в направляемом ему уведомлении о результатах проведения контроля. При этом бизнесмен имеет право обжаловать решение налоговой службы, предоставив необходимые для этого документы.
  2. Выездная налоговая проверка ИП. Подобный контроль является более глубоким и масштабным. Такие ревизии ведения финансовой и налоговой отчетности ИП проводятся непосредственно в месте его нахождения, то есть на предприятии. Инспекторы получают указание от своего руководителя на проведение подобного выездного контроля. Он может быть как частичным, так и полным с проверкой всей документации и отчетности. Налоговые проверки индивидуальных предпринимателей на выезде проводятся не более 2 месяцев, а в исключительных случаях и при наличии соответствующего распоряжения — до 4 месяцев. При этом принимающая сторона обязана обеспечить проверяющего всем необходимым для работы. Выездная проверка налоговыми органами ИП заканчивается выдачей соответствующего акта с перечисленными нарушениями, которые были выявлены за отведенный срок. Бизнесмену дается 2 недели на обжалование решения налоговой.

Вернуться к оглавлению

Документы, предоставляемые на проверку

Как говорилось выше, при любой проверке существует ряд документов, которые подвергаются контролю:

  1. Свидетельство о регистрации. Это документ, который обязательно должен иметь ИП. Он выдается непосредственно после регистрации физического лица как предпринимателя и содержит уникальный индивидуальный номер Единого реестра.
  2. Бухгалтерская отчетность. К ней относятся различные документы, их перечень зависит от системы налогообложения, используемой в организации. При общем режиме ИП должен предоставить декларацию по налогу на НДС, отчетность по НДФЛ, сведения о численности работников и некоторые другие.
  3. Банковские документы. Основными документами здесь являются договор об открытии расчетного счета в банке, а также копия уведомления об этом ФНС.
  4. Лицензия. Наличие данного документа проверяется у ИП в случае занятия лицензированным видом деятельности.

По сути, инспектор налоговой службы может запросить любые отчетные документы. Полный список необходимой документации оговаривается в каждом отдельном случае.

Вернуться к оглавлению

Плановые и внеплановые проверки

На сайте Федеральной налоговой службы всегда предоставлен годовой план проверок всех подконтрольных организаций с указанием даты. Подобный подход позволяет индивидуальному предпринимателю подготовиться к визиту инспектора. Особое внимание следует уделять вопросу бухгалтерии и отчетности по налогам. В случае если у предпринимателя нет возможности или навыков для выявления несоответствий установленным требованиям, существует возможность обращения в специализированные организации, которые занимаются вопросами аудита. Специалисты компаний помогут найти и исправить недочеты до того, как этим займется налоговая служба.

Помимо этого, существуют и внеплановые проверки ИП налоговой службой. Чаще всего они связаны с контролем устранения ранее выявленных нарушений. Проводятся они и при поступлении информации о деятельности предприятия, нарушающей права потребителя. Несмотря на внеплановость, индивидуальному предпринимателю в случае надвигающейся проверки за несколько дней высылается уведомление с предполагаемой датой прибытия инспектора и его причиной.

В случае выявления нарушений и отсутствия их устранения индивидуальный предприниматель может быть привлечен к установленной ответственности, причем как административной, так и уголовной, в зависимости от вида нарушений и решения суда.

Из всего вышесказанного следует, что налоговый контроль деятельности индивидуальных предпринимателей носит постоянный характер. Причем проверки начинаются практически сразу с момента регистрации организации и могут проводиться даже в течение 3 лет после закрытия ИП.

Однако бояться подобных проверок не стоит. Любой контроль налоговой службы направлен на выявление незаконной деятельности и различных финансовых махинаций. При корректном ведении отчетности, правильном высчитывании налогов и своевременной их уплате у предпринимателя никогда не возникнет никаких проблем с налоговой службой.

При несоблюдении подобной налоговой дисциплины наказание может быть довольно жестким. При недостатке знаний или опыта предприниматель всегда может обратиться за помощью в специализированные организации, оказывающие услуги юридической консультации и поддержки.

Индивидуальным предпринимателем при­знается физлицо, которое зарегистриро­вано в установленном порядке и осуще­ствляет предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица или главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Предприниматели подлежат постановке на налоговый учет по месту жительства.

Бизнесмен может вести деятельность как арендуя различные помещения (офис, склад и т. д.), так и не пользоваться специальной площадью и работать на дому.

Инспекция имеет право проводить у предпринимателя камеральные и выезд­ные проверки.

Камеральная проверка проводится по общим правилам, установленным нало­говым законодательством. Представлен­ные декларации и документы проверяются в месте нахождения инспекции. Также инспекторы могут истребовать документа­цию и сведения у третьих лиц, допра­шивать свидетелей, назначать экспертизу, привлекать к участию специалистов и пе­реводчиков, производить выемку доку­ментов.

Данный документ должен быть полно­стью заполнен, то есть в нем указывается, у какого лица производится выемка, где и на каких основаниях производится изъя­тие и перечень изымаемых бумаг.

Хотя проведение проверочных меропри­ятий регламентировано положениями на­логового законодательства, выездная про­верка коммерсанта имеет свои особенно­сти. Рассмотрим их подробно.

Выездная проверка

В соответствии с пунктом 1 статьи 89 Нало­гового кодекса выездная проверка прово­дится на территории (в помещении) пла­тельщика на основании решения руководи­теля налоговой или его заместителя. Соответственно единственным основанием для проведения проверки на территории налоговой является отсутствие у предпри­нимателя возможности предоставить поме­щение для проведения данных мероприя­тий. Во всех остальных случаях коммерсан­ту придется принимать «гостей».

Выездная проверка проводится на осно­вании решения руководителя налоговой (его заместителя). Решение оформляется в соответствии с формой, утвержденной приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892 (далее - приказ ФНС Рос­сии № САЭ-3-06/892), и должно содержать:

  • полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество платель­щика;
  • предмет исследования (налоги, правиль­ность исчисления и уплаты которых под­лежит проверке);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы со­трудников налоговой, которым поруча­ется проведение проверки.

В письме ФНС России от 18 ноября 2010 г. № АС-37-2/15853 указано, что в Налоговом кодексе не содержится норм, которые обя­зывают налоговиков заблаговременно ин­формировать предпринимателя о назначе­нии и проведении у него предстоящей выездной проверки. Таким образом, если проверяющие нагрянули внезапно, но у них на ру ка х есть решение, помешат ь им нельзя. Также ФНС России в письме от 22 октя­бря 2007 г. № ШТ-6-03/809 разъясняет, что срок проведения данного мероприятия ис­числяется со дня вынесения решения о на­значении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Ее форма утверждена в приложении № 2 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/ 338. По общему правилу проверка не может продолжаться более двух месяцев, но срок может быть продлен до четырех месяцев, а в крайних случаях – до шести.

Особые правила

Выемка документов при любой проверке может быть произведена только на основании мотивированного постановления должностного лица налоговой, которая осуществляет мероприятия по контролю (письмо Минфина России от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-327). Форма данного постановления утверждена прика­зом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

Налоговая может как приостановить, так и возобновить проведение выездной про­верки. Данные действия оформляются ре­шением руководителя (заместителя) на­логовой по формам, которые утверждены в приложениях № 1, № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/338. Основанием для приостановления может послужить необхо­димость истребования документов, получе­ния информации от иностранных государ­ственных органов, проведения экспертиз, перевода документации на русский язык.

При выездной проверке налоговики име­ют право рассматривать только период, ко­торый не превышает трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

После появления проверяющих следует внимательно ознакомиться с решением и проверить соответствие указанных в нем должностных лиц фактическому составу проверочной комиссии. В случае несовпаде­ния данных предприниматель имеет право отказать в доступе в офис или иные произ­водственные помещения лицам, которые не указаны в решении. Если же такие ин­спекторы были допущены на территорию, то следует проследить, чтобы акт по резуль­татам проверки (форма утв. в приложении № 4 к приказу ФНС России № САЭ-3-06/892) был подписан именно указанным в решении проверяющим. Это делается для того, чтобы впоследствии можно было доказать наруше­ния в порядке проведения проверки.

В последний день проведения выездной проверки составляется справка о проведен­ной проверке и вручается предпринимате­лю. Если он уклоняется от получения дан­ного документа, то справка направляется заказным письмом по почте.

Также налоговая имеет право провести выездную проверку в отношении предпри­нимательской деятельности, которую ра­нее осуществляло физлицо, отказавшееся от статуса индивидуального предприни­мателя.

Проверка бывшего ИП

В соответствии со статьей 22.3 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государ­ственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» коммерсант, который решил прекратить осуществление предпринимательской дея­тельности, должен представить в налого­вую следующие документы:

  • заявление;
  • документ об уплате государственной по­шлины;
  • документ, подтверждающий представле­ние в территориальный орган ПФР инди­видуальных сведений, при этом данные могут быть представлены по межведом­ственному запросу регистрирующего ор­гана.

Как видно, процедура довольно легкая и по ее завершении статус предпринимате­ля утрачивается. Так почему же налоговики имеют право проводить выездную проверку в отношении предпринимательской дея­тельности, которая была прекращена?

Ситуация получается следующая: при утрате статуса бизнесмена физлицо не осво­бождается от налоговых обязательств, кото­рые на него были наложены при осущест­влении деятельности. Так, статья 44 Нало­гового кодекса указывает на то, что обязанность по уплате налогов и сборов для физлица прекращается только с уплатой в бюджет всех причитающихся сумм либо с его смертью (объявлением умершим).

Но даже и тут есть исключения: если че­ловек умер и у него осталась задолженность по транспортному или земельному налогу, НДФЛ, то ее должны погасить наследники. Также Минфин России в письме от 6 апре­ля 2011 г. № 03-11-11/83 указал, что в слу­чае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у физ-лица сохраняется обязанность представле­ния деклараций за тот период, в котором он вел бизнес. Таким образом, избежать вы­ездной проверки бывшему коммерсанту не удастся.

При этом невозможно сослаться и на от­сутствие документов по деятельности, ко­торая прекратилась, так как налоговым за­конодательством на всех плательщиков на­ложена обязанность по хранению документации в течение четырех лет.

Итак, решение о выездной проверке в от­ношении физлица на основании пункта 2 статьи 89 Налогового кодекса принимает­ся по месту его жительства. Как говорилось выше, единственным основанием того, что­бы проверка была проведена по месту на­хождения налоговой, является невозможность предоставить помещение. Но Мин­фин России в письме от 24 декабря 2012 г. № 03-02-08/109 указал, что на основании пункта 5 статьи 91 Налогового кодекса до­ступ должностных лиц инспекции, прово­дящих проверку, в жилые помещения по­мимо или против воли проживающих в них физлиц не допускается. Поэтому вы­ездная проверка может быть проведена в налоговой.

Это важно

Документы, которые запросила налоговая, должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования в виде заверенных копий. При отказе или непредставлении бумаг на предпринимателя налагается штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Таким образом, инспекторы не могут провести осмотр жилых помещений прове­ряемого, а также другого имущества, кото­рое там находится; произвести выемку до­кументов и предметов, находящихся в жи­лых помещениях, даже если проверяемое физлицо не представило запрошенные до­кументы в установленный срок.

Несмотря на то что доступа в жилье бывшего коммерсанта у налоговиков нет, они независимо от согласия проверяемого могут:

  • запросить необходимые для проверки документы;
  • провести осмотр имущества, которое находится в его нежилых помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым;
  • произвести выемку документов и пред­метов, находящихся в нежилых помеще­ниях, если проверяемый не представил запрашиваемые документы в установ­ленный срок;
  • вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, кото­рому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля;
  • привлечь специалистов и экспертов;
  • истребовать у иных лиц документацию, которая касается деятельности проверяе­мого физлица.

В остальном выездная проверка бывше­го индивидуального предпринимателя осу­ществляется по общеустановленным пра­вилам.

Лазейки законодательства

Бизнесмен только в одном случае может избежать уплаты налогов, пеней и штра­фов – это признание его банкротом в со­ответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоя­тельности (банкротстве)». Но данное пра­вило будет действовать только в части дол­гов, которые нельзя погасить из-за недо­статочности имущества должника.

После завершения всех расчетов с кре­диторами предприниматель освобожда­ется от исполнения оставшихся обяза­тельств, которые были связаны с его дея­тельностью.

О.В. Мичугина, эксперт по правовым вопросам