Динамическое развитие современного общества приводит к постоянным изменениям, и чтобы можно было в нем существовать приходится овладевать новыми знаниями и приобретать опыт. А правильный подход к делу предполагает не только наличие этого мощного инструмента, а и грамотного его использования. Таким образом, предоставляется возможность получить из всего этого максимальную выгоду и удовлетворить человеческие потребности в обществе.

Ни для кого не является секретом, что за одну и ту же работу на разных предприятиях в разных государствах размер заработной платы может отличаться. При этом стоит учитывать, что у людей существует возможность мигрировать за границу и найти достойную работу с соответствующей оплатой.

К экономическим причинам можно отнести:

  • Неодинаковый уровень развития государств, с экономической точки зрения, что приводит к существенной разнице в оплате труда. Таким образом, становится понятным, почему перемещение трудовых ресурсов происходит из государств с низким уровнем жизни в более развитые страны, где показатель ВВП больше;
  • Безработица – один из основных факторов экономики, который существенным образом влияет на миграционные процессы населения. Именно по этой причине люди пускаются на поиски работы за пределами государства;
  • Транснациональные корпорации. Их наличие приводит к миграции части рабочей силы на рабочие места, имеющие своим местом расположения заграничные транскорпоративные филиалы.

Все остальные категории факторов относят к неэкономическим причинам: каждая из них может спровоцировать массовые миграционные процессы. Что касается последствий, то для экономического сектора они будут аналогичны тем, которые возникли в силу экономических причин.

Следует учитывать разницу между двумя потоками международной трудовой миграции: эмиграции и иммиграции.

Эмиграция представляет собой выезд людей, находящихся в трудоспособном возрасте за рубеж, в то время, как иммиграция — это обратный процесс.

Оценка размаха трудовой миграции международного масштаба осуществляется посредством таких показателей:

  • Объемы выбытий – количество эмигрантов, которые мигрировали за границу, ставя перед собой цель устроиться на работу;
  • Объемы прибытий – количество мигрантов, приехавших в страну для того, чтобы трудоустроиться;
  • Миграционное сальдо – показатель, представляющий собой разницу между количеством посещений данного государства и числом выбытий из него за некоторый период времени. Миграционное сальдо бывает как отрицательным, так и положительным;
  • Валовая миграция представляет собой суммарное выражение количества прибытий и выбытий из страны за некоторый период времени.

Основные направления международной трудовой миграции

Среди направлений международной трудовой миграции можно выделить следующие:

  • Переезд из развивающегося государства в экономически развитую страну. В данном вопросе большое значение имеет индустриализация страны, которая обеспечивает более высокий уровень жизни. Это и послужило основной причиной развития миграционных процессов. Не стоит исключать тот факт, что в государствах с развитой экономикой имеются и непрестижные специальности, однако обойтись без них нельзя. Как показывает практика, иностранная рабочая сила как раз и занимает такие места. К примеру, процент эмигрантов равен 25% от общего количества профессиональных строителей и примерно 32% работников в области автомобилестроения. иностранцы составляют 1/2 от общего количества шахтеров, а около 40% от числа строителей. Такое направление миграционной политики привело к утечке из развивающихся стран высококвалифицированных кадров. Специалистами отмечено двоякое влияние данного фактора на состояние и развитие экономики обеих стран. Хотя по большей части наблюдается следующая тенденция: отрицательное влияние на развивающиеся страны и рост экономики в промышленно развитых государствах, позволяющие значительно сэкономить государственные деньги, которые выделяются для подготовки высококвалифицированных специалистов.
  • Переезд из одного развитого государства в другую развитую страну. Трудовая миграция на таком уровне объясняется наличием факторов неэкономического характера. Причинами в этом случае могут выступать поиски высокооплачиваемой и престижной работы. Отдельно следует отметить международное направление трудовых ресурсов между странами Евросоюза. В 1993 году Европейский союз стал единым рыночным пространством, что дало возможность беспрепятственно передвигаться из одного государства в другое с целью получения достойной работы.
  • Из экономически развитых государств в станы с более низкой экономикой. Данную тенденцию можно объяснить наличием приглашений на работу от конкретных фирм или правительства.
  • Миграция из одной развивающейся страны в другую. Целью международной миграции подобного плана является повышение жизненного уровня. В большинстве случаев миграция рабочей силы существует между азиатскими странами и государствами, экспортирующими нефть.

Типы мигрантов

В первую очередь следует видеть отличие трудовой миграции от небольшого количества бизнесменов и отдельных работников, пересекающих границу в своих целях. Помимо всего прочего, отдельные сотрудники современных фирм вынуждены часто покидать пределы страны для обучения новых работников, проведения лекций, семинаров и осуществления контроля: за качеством и выполнением работ. Такая тенденция присуща корпоративным объединениям и их филиалам, местом расположения которых являются разные уголки земного шара.

Мигрантов на данном этапе существует несколько типов, каждый из которых целесообразно рассмотреть в отдельности.

  • К переселенцам относятся иностранцы, стремящиеся уехать в другое государство с и . Такие переезды могут осуществляться как семьями, так и по одному человеку. Государствами, пользующимися популярностью для переселенцев, и часть западноевропейских стран. Что касается , то в стране на государственном уровне разработаны специальные программы, которые держат ориентир на возвращение иностранных граждан в свою страну.
  • Контрактники. Такие работники могут быть даже неквалифицированными, хотя чаще всего они имеют среднюю квалификацию. По экономической терминологии рабочие по контракту, это мигранты, которые обязаны покинуть пределы страны и вернуться на родину после окончания срока контракта. В их количество входят сезонники, моряки и работники, занятые в сфере обслуживания.
  • Высококлассные специалисты – иностранные граждане, переезжающие в другое государство, преследующие цель получения достойной работы с возможностью карьерного роста. Чаще всего такие работники мигрируют в страны с более развитой экономикой. Этот процесс с экономической точки зрения имеет наименование «утечка мозгов». В некоторых случаях он становится серьезной проблемой для государства.
  • Нелегальные мигранты. Одной из проблем для международной трудовой миграции являются нелегалы. К ним относится та категория людей, которые переезжают за рубеж, обходя законные рамки и работая неофициально. В некоторых случаях мигранты приезжают в другую страну на законных основаниях, например, по вызову, после чего стараются остаться в стране.

Международная миграция трудовых ресурсов в России на современном уровне

За последнее время в Российской Федерации уменьшилось число мигрантов – контрактников. Правительство страны старается вести контроль за количественным соотношением доступных мест для трудоустройства и желающими попасть на работу. Международные миграционные процессы набрали обороты в стране лишь после распада Союза. До этого момента миграционные волны имели место, но их основной причиной были либо военные конфликтные ситуации, либо преследования на политической почве.

Уезжать из России без особых трудностей мигранты смогли с 1992 года. Этот временной период и послужил началом трудовой миграции для жителей России. Большое количество специалистов высокого класса, а также обычных рабочих получили возможность найти работу за границей. Стоит отметить, что далеко не все россияне ставили цель покинуть пределы страны: часть из них через несколько лет приезжала назад.

Была в России и такая проблема, как утечка высококлассных специалистов и одновременный наплыв нелегальных мигрантов. В связи с этим правительством были приняты соответствующие меры по регулированию потока мигрантов определенной категории. Обусловлено такое положение вещей было тем, что нелегалы для России оказались экономически невыгодны, так как они не давали прибыли государству, а лишь каждый год вывозили из страны некоторое количество миллиардов. Стоит заметить, что нелегальные мигранты умудрялись устроиться на работу в густонаселенных городах, составляя серьезную конкуренцию мигрантам, приехавшим в Россию на законных основаниях.

Российские работодатели предпочитают иностранным рабочим коренных жителей и гораздо охотнее принимают их на работу. Существенным плюсом является то, что соотечественники в совершенстве владеют русским языком и хорошо знакомы с историей страны, знают местные традиции и являются экономически выгодными для России. На современном этапе специалистами разработана и введена в действие специальная . С ее помощью предоставляется возможным регулировать миграционные процессы и содействовать направлению соотечественников в приоритетные районы страны. Обычно это регионы, где недостаточно высокий уровень рабочей силы, а также крупные населенные пункты, в которых есть потребность привлекать квалифицированных специалистов. То же самое можно констатировать касательно иных российских территорий подобного плана.

Андрэ Горц - один из самых глубоких и оригинальных исследователей капитализма второй половины 20го столетия. Сторонник антиавторитарного (либертарного) социализма, он, к тому же, посвятил часть своих исследований современному пролетариата и социальным движениям. Ниже его заметка о труде рабочих-мигрантов и его роли в капиталистической системе. Горц опровергает левый (в принципе маоистский, хотя мне приходилось слышать такое и от феминисток) миф о том, что коренной пролетариат извлекает какие-либо выгоды из труда мигрантов. В то же время, по его мнению, широкое использование труда мигрантов - неотъемлемая часть стратегии капитализма, и в случае его исчезновения немедленно начался бы глобальный кризис этой системы. Разумеется, Горц не призывает к изгнанию мигрантов. В условиях капитализма это невозможно и бессмысленно, не говоря уже об антигуманности такого шага. Вместо этого Горц предлагает сотрудничество между коренным и перемещенным пролетариатом:

"...Политическая защита иностранных рабочих не может быть сведена к требованиям «более достойной» зарплаты и условий жизни для них. Эта защита неизбежно влечет за собой тотальный вызов той социальной иерархии и тому типу цивилизации, появление которых стало возможно лишь за счет сверхэксплуатации иммигрантов. Неслучайно, что в мае 1968 года, когда такой тотальный вызов был брошен французскими массами, между «национальными» и «иностранными» трудящимися спонтанно возникло единство."

***

Н е существует ни одной западноевропейской страны, в которой труд иммигрантов был бы незначительным фактором или хотя бы маргинальным отклонением, полностью зависящим от экономической конъюнктуры. Трудовые иммигранты нигде не служат простым «регулятором» занятости или только инструментом, с помощью которого буржуазия может увеличить «резервную армию труда». В Германии и Великобритании они составляют 6% трудоспособного населения и почти 14% разнорабочих; в Бельгии — 10% трудоспособного населения и 20-25% промышленных рабочих (включая строительную и добывающую отрасли). Во Франции доля иммигрантов насчитывает 11% трудоспособного населения (т.е. более 2 миллионов человек) и превышает 25% в промышленности; в Швейцарии — 26% трудоспособного населения и 35% занятых в индустриальном секторе.

Функции, выполняемые иммигрантами, и выгоды, которые они приносят классу капиталистов, двух видов: политические и экономические.

Политические выгоды. Они, безусловно, самые важные, поскольку повсеместная опора на труд иммигрантов открывает возможность для искусственных изменений фундамента социальной и политической структуры коренного населения. Привлечение иностранных рабочих приводит, в частности, к тому, что значительная часть пролетариата исключается из профсоюзного движения; существенно уменьшается политический и избирательный вес рабочего класса; еще сильнее ослабляется его идеологическое влияние и единство. Одним словом, происходит «денационализация» значительных секторов рабочего класса — путем замещения местного пролетариата импортируемым, который ведет маргинальное и культурно изолированное существование и лишен политических, профсоюзных и гражданских прав.

Опору на рабочих-иммигрантов нельзя сводить просто к политической нейтрализации целых секторов рабочего класса — тех секторов, что могли бы в противном случае проявить большую боевитость, как это было в Италии, где внутренняя миграция с юга на север страны заменила собой миграцию внешнюю. Другой стороной уменьшения числа местных рабочих, занятых физическим трудом, является перемещение их в иные сферы деятельности. Сократить «национальный» рабочий класс на 20% означает «продвинуть» это число рабочих в сферу высоких технологий или сферу услуг; это снижает социальную и экономическую ценность физического труда и занятых им людей в целом; это углубляет разрыв между ручным трудом и высокотехнологичным, интеллектуальным трудом, работой в сфере услуг; соответственно, раздувается представление об общественно-политической важности средних слоев, а расистская и шовинистическая пропаганда поощряет отсталые элементы «национального» рабочего класса идеологически идентифицировать себя с мелкой буржуазией.

Политические выгоды, несомненно, превосходят по важности выгоды экономические, которые буржуазия извлекает из опоры на труд иммигрантов. Эти последние, конечно же, изучены гораздо лучше.

Экономические выгоды. Импорт уже готовых рабочих экономит принимающей стране от 8 до 16 тысяч фунтов стерлингов на одного работника-иммигранта, если учесть, что социальные затраты на воспитание и образование восемнадцатилетнего человека в западноевропейских странах приблизительно равны 5—10-летнему периоду его трудового вклада. Будущая экономия на иммигрантах для принимающей страны обусловлена тем, что подобно тому как ей не пришлось оплачивать детство и юношество гастарбайтеров, так нет у неё и необходимости поддерживать их в старости (это ни в коем случае не означает, что иммигранты освобождены от уплаты страховых пенсионных взносов). То обстоятельство, что большая часть трудящихся-иммигрантов (90% в Германии и Швейцарии) приезжает без семей, обеспечивает принимающей стране дополнительную значительную экономию на социальных расходах (строительство жилья, школ, больниц, транспорт и прочая инфраструктура). По одним только этим причинам, не говоря уже о низкой оплате труда иммигрантов, иностранные рабочие подвергаются сверхэксплуатации со стороны класса капиталистов (то есть являются источником дополнительной прибавочной стоимости).

Тот факт, что развитые капиталистические страны избегают целого ряда различных социальных издержек и перекладывают бремя этих расходов на менее развитые страны, вынуждая последних субсидировать свое монополистическое развитие, имеет важное экономическое значение. Однако трудно превратить все это в факторы мобилизации для политического и идеологического обучения «национального» рабочего класса. Доводы «тьермондистов» чаще всего становятся палкой о двух концах и порождают идеологические недоразумения. Хотя и неоспоримо, что сверхэксплуатация трудящихся-иммигрантов — обязательное следствие неравномерности развития [при капитализме] и является формой грабежа стран «третьего мира», будет неверно и политически недальновидно считать, что эта сверхэксплуатация и грабеж служат источником обогащения населения европейских метрополий в целом — включая рабочий класс, а потому необходимы для поддержания его привычного уровня жизни.

По сути, подобные утверждения начинаются с «допущения», что империалистические метрополии в изобилии располагают как средствами производства, так и рынками сбыта своей продукции, но испытывают недостаток в рабочей силе. Потому под угрозой резкого падения уровня жизни стремление опереться на труд иммигрантов — в общих интересах рабочего класса и буржуазии империалистических метрополий. Ложность подобных рассуждений в том, что они исходят из допущения, будто социальная структура и разделение труда являются неизменяющейся данностью , в то время как они сформированы и закреплены именно путем повсеместной опоры на труд иммигрантов. Если изъять из метрополий импортированную и маргинализованную массу пролетариата — то не просто развалится производство и упадет уровень жизни. Весь образ жизни, вся структура общества, весь баланс политических сил в этих странах кардинально изменятся.

Такая зарплата была бы очень высокой; возможно, значительно выше той, что выплачивается в современной капиталистической цивилизации за работу, которая предполагает высокую квалификацию, но которая — из-за своей привлекательности, комфортности и предоставляемого «социального статуса» — гораздо более востребована, чем профессии строителя, каменщика, чернорабочего или литейщика. Другими словами, плата за физический труд по его исторической стоимости — цена которого была бы наиболее привлекательной на рынке труда, если бы официально провозглашаемые критерии капиталистического общества действительно выполнялись — структурно невозможна в этом обществе. Поддержание социальной иерархии, шкала ценностей капиталистической цивилизации и, таким образом, само существование буржуазного общества и его система господства зависят от возможности исключения из этой цивилизации и ее рынка труда значительной части рабочего класса.

Это и есть корень противоречий, обнаруживаемый постоянным присутствием в капиталистических обществах трудящихся-иммигрантов, представляющих 20% промышленной рабочей силы. Это фундаментальное противоречие демонстрирует неестественный характер не только уровня жизни населения империалистических стран, но и способа существования , цивилизации и культуры этих обществ.

«Национальный» рабочий класс не только не получает прямой выгоды от сверхэксплуатации рабочих-иммигрантов — напротив, присутствие последних наносит ему ущерб. Невозможно рассчитывать, что в отсутствие иммигрантов класс капиталистов будет вынужден нанять вместо них местных рабочих, оплачивая их труд по исторической стоимости их рабочей силы — и таким образом весьма ощутимо увеличить уровень оплаты физического труда. Подобное перераспределение структурно невозможно в условиях капиталистической системы. Оно несовместимо с существующими моделями потребления, порождаемым этими моделями экономическим, социальным и политическим равновесием и наличной шкалой идеологических ценностей. Изъятие из метрополии рабочих-иммигрантов не просто привело бы к росту заработной платы и политического веса «национального» рабочего класса, но и спровоцировало бы глобальный кризис капиталистического общества на всех его уровнях, изменив весь набор исторических условий, на основе которых определяется стоимость рабочей силы и устанавливается структура заработной платы.

Таким образом, политическая защита иностранных рабочих не может быть сведена к требованиям «более достойной» зарплаты и условий жизни для них. Эта защита неизбежно влечет за собой тотальный вызов той социальной иерархии и тому типу цивилизации, появление которых стало возможно лишь за счет сверхэксплуатации иммигрантов. Неслучайно, что в мае 1968 года, когда такой тотальный вызов был брошен французскими массами, между «национальными» и «иностранными» трудящимися спонтанно возникло единство.


2. Положительные и отрицательные следствия трудовой миграции

1. Мировой рынок труда: сущность, его особенности в современных условиях

Темпы роста населения, его возрастная структура в значительной мере определяют количественные параметры трудовых ресурсов мира, от которых зависит развитие мировой экономики.
Под трудовыми ресурсами понимают часть населения в трудоспособном возрасте, обладающую способностью к труду и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.
Основную часть трудовых ресурсов мира составляет экономически активное население. Экономически активное население - это часть населения, имеющая работу и активно занятая ее поиском. В 1997 г. оно включало менее половины населения мира и составляло лишь 47,8% от его общей численности.
Экономически активное население помимо количественных оценок имеет качественные характеристики: уровень образования, отраслевая структура занятости, профессиолально-квалификационная структура рабочей силы и др.
В деловом мире развитых стран в 80 - 90-е годы XX в. рабочая сила, обладающая высоко развитыми творческими способностями, новаторским потенциалом, стала одним из решающих факторов современного конкурентного хозяйства. Качество рабочей силы непосредственно сказывается на прибыли компаний, поэтому в развитых странах проводится государственная политика по развитию трудовых ресурсов. Одним из ее направлений является массовая интеллектуализация труда. В первой половине 90-х годов средний уровень расходов на образование всех ступеней в развитых странах составлял примерно 3,4 - 4% ВВП.
Существует прямая зависимость между уровнем образования работников и уровнем ВВП. Увеличение затрат на образование обеспечивает более половины прироста ВВП. Поэтому на обучение и переобучение рабочей силы фирмы развитых стран тратят немалые средства. Лидирующие позиции в реализации корпоративных систем переподготовки работников занимают США.
Мировой рынок труда - это система экономических механизмов, норм, инструментов, обеспечивающих взаимодействие спроса на труд и его предложения на межгосударственном уровне.
Особенности современных мировых рынков труда состоят в следующем.
1. Рост масштабов международной трудовой миграции. На начало 2000 г. в мире насчитывалось, по разным оценкам, от 80 до 130 млн человек мигрантов. Значительная часть из них - трудовые мигранты.
2. Разнонаправленность основных потоков миграции рабочей силы. Это миграция в развитые страны из развивающихся стран; перекрестная трудовая миграция в рамках развитых стран мира; трудовая миграция между развивающимися странами; миграция высококвалифицированных кадров из развитых в развивающиеся страны. Миграция приобретает транснациональный характер. Она переносит экономические и политические проблемы из одной страны в другую.
3. Рост доли молодежи, женщин и детей в миграционном процессе. Так, доля молодежи в общем, числе мигрантов достигает 50% в Бельгии, Нидерландах. В других странах она также значительна и зачастую превышает долю молодежи среди коренного населения. Доля женщин в трудовой миграции в странах Западной Европы существенно выросла, что позволяет говорить о феминизации иммиграции.
4. Увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости. В Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. В Германии 1/4 иммигрантов проживает больше 20 лет.
5. Снижение степени активности международной трудовой миграции с 80-х годов, что было связано с переходом к политике ограничения этого процесса и ухудшением экономической ситуации.
6. Миграция ученых, высококвалифицированных специалистов из различных регионов мира в развитые страны, а также из этих стран в развивающиеся страны.
Международная миграция высококвалифицированных кадров получила название «утечки умов» или «утечки мозгов» Формы утечки умов различны:
а) непосредственная эмиграция - выезд на постоянное местожительство;
б) выезд за рубеж на контрактной основе;
в) наем на работу ученых и специалистов иностранными
компаниями, совместными предприятиями с иностранным участием, находящимися на территории страны-донора;
г) полная аренда зарубежной фирмой научного центра, учреждения страны-донора. В этом случае фундаментальные и
прикладные исследования осуществляются по программе зарубежной фирмы и в ее интересах.
Лидерство в конкуренции за преимущественное обладание интеллектом как носителем и генератором современных научных знаний и высоких технологий принадлежит США. С середины 70-х до конца 90-х годов они привлекали только из развивающихся стран 250 тыс. высококвалифицированных специалистов.
«Утечка умов» осуществляется и из России. Общий годовой ущерб России от этого процесса доходит до 50 - 60 млрд долл.
7. Изменение этнической структуры иммиграции.
Возрастание доли цветных иммигрантов из Азии, Африки, Латинской Америки. Они образуют большие, однородные общины на территории, принимающей страны. Общины живут в соответствии со своими традициями и культурой. Формируются замкнутые сферы экономической активности, или анклавы, с так называемой этнической экономикой. Между коренными жителями и иммигрантами наблюдаются социальные, политические, расовые, культурные различия. Возникают противоречия на этнической и религиозной почве, нередко проявляющиеся в конфликтах. На протяжении 80-х - 90-х годов массовые беспорядки с участием иммигрантов происходили во многих европейских городах. Зачастую мигранты заявляют о себе как об активной политической силе. Население стран-реципиентов, сталкиваясь с безработицей, другими социальными проблемами, порой негативно относится к приему иммигрантов. Вместе с тем иммиграция способствует формированию симбиоза традиций, мировоззрений, культур населения стран-реципиентов и стран-доноров.
8. Формирование «черного» рынка труда в современных цен
трах притяжения иностранной рабочей силы. «Черный» рынок труда - это механизм использования нелегальной трудовой Миграции с целью увеличения прибылей путем использования дешевого труда. Масштабы нелегальной миграции значительны. Общее число подпольных иммигрантов варьируется в США, на пример, от 2 до 13 млн человек. По оценкам международной организации труда, в странах Евросоюза незаконно проживают и работают около 6-7 млн иностранцев, в то время как 18 млн
европейцев - безработные.
9. Расширение масштабов участия России в международной трудовой миграции. Привлечение трудящихся мигрантов становится неотъемлемым элементом рынка труда в Российской Федерации. В 1997 г. численность иностранной рабочей силы здесь составила 240 тыс. человек. Общая численность трудовых иммигрантов (легальных и нелегальных) в России оценивается в 400-500 тыс. человек.
Основные причины привлечения иностранных работников на российские предприятия - это нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, непривлекательность рабочих мест для населения, нехватка трудовых ресурсов. Иностранные рабочие чаще используются на предприятиях добывающей промышленности, в строительстве и в сельском хозяйстве. Основной поток иммигрантов идет из Украины и Белоруссии в Западную Сибирь, Центральный и Центрально-Черноземный районы, на Северный Кавказ, в Восточную Сибирь. Россия использует рабочую силу из стран дальнего Зарубежья - Вьетнама, Китая, Турции. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира.

2. Положительные и отрицательные следствия трудовой миграции.
Многообразны. Они влияют на уровень заработной платы и благосостояние, на рынок труда, объем производства, на налоги и государственные расходы. Главное, конечно, это влияние на рынки труда и заработную плату.
К отрицательному моменту трудовой миграции можно отнести.
Снижение уровня средней заработной палаты вследствие притока иммигрантов из зарубежа. Их доходы учитываются в расчете среднего дохода в принимающей стране. Кроме того, наименее квалифицированные рабочие в стране иммиграции могут потерять часть дохода из-за иммигрантов, т.е. благосостояние отдельных групп общества уменьшается. При свободном перемещении рабочих из страны с менее высокой заработной платой иммиграция будет продолжаться до тех пор, пока заработная плата в этих странах не установится на одинаковом уровне.
Международные миграционные потоки влияют на рынок труда. В трудоизбыточных странах часть экономически активного населения попадает в ряды безработных, живет на трансфертные платежи за счет других рабочих, оказывает давление на рынок труда. В данном случае эмиграция благоприятно влияет на рынок труда в стране-экспортере рабочей силы.
Существенное влияние оказывает иммиграция на региональные рынки труда. Наиболее активная, деятельная рабочая сила сосредоточивается в экономически важных центрах. Обеспечивается перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями общества.
Международная трудовая миграция обусловливает движение межстрановых денежных потоков. Денежные переводы иммигрантов родственникам в страну, которую они временно покинули, приводят к тому, что происходит увеличение объема ВНП в стране иммиграции и его уменьшение в стране эмиграции, т.е. чистые выгоды от иммиграции перераспределяются между этими странами.
Реэмиграция рабочих, получивших за рубежом высокую квалификацию, может способствовать росту ВНП в стране. Однако часть высококвалифицированных иммигрантов не спешит возвращаться домой, вследствие чего принимающие страны выигрывают от «утечки мозгов». Соотношение выгод и потерь для стран, участвующих в миграционном процессе, может меняться.
Масштабы иммиграции влияют на размеры налоговых поступлений, а также на государственные расходы. Налоговые поступления растут за счет высококвалифицированных специалистов, так как доходы у них выше. Государственных расходов на их образование не требуется. Вместе с тем часть менее квалифицированных мигрантов нуждается в государственной поддержке, что увеличивает государственные расходы. Положение нелегальных эмигрантов удерживает их от пользования социальными пособиями, благотворительными выплатами, поэтому государственные расходы в связи с их пребыванием незначительны.
Страна, экспортирующая рабочую силу, получит большие валютные поступления за счет переводов иммигрантов семьям, родственникам; в виде налогов, уплачиваемых фирмам-посредникам; в ряде случаев прямые компенсации за утечку рабочей силы, получаемые от стран, импортирующих ее. В начале 90-х годов 10 стран мира имели от мигрантов в виде валютных поступлений более 1 млрд долл., а около 40 стран - не менее 100 млн долл.
В то же время отток избыточной рабочей силы из страны экспортера улучшает ситуацию на рынке труда, уменьшает безработицу, снижает социальное напряжение.
«Утечка умов» имеет негативные экономические последствия для страны-донора, которая не только теряет ценный научный потенциал, но и вынуждена готовить замену выбывшим, осуществлять инвестиции в образование и профессиональную подготовку.

3. Государственное и межгосударственное регулирование миграционных потоков
Миграция населения - важный фактор социально-экономического развития мира. Это обусловливает необходимость проведения миграционной политики. Под миграционной политикой понимается совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.
Целями международной миграционной политики являются определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционном процессе.
Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляются на основе национального законодательства, а также двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений.
В проведении миграционной политики используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические. Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников. Каждая страна устанавливает перечень иммигрантов определенных профессий, в приеме которых она заинтересована.
Принимающую страну могут интересовать мигранты определенного возраста, обладающие хорошим здоровьем, не привлекавшиеся к уголовной ответственности. Поощряется, прежде всего, иммиграция работников высокой профессиональной квалификации и молодежи. Чем моложе человек, чем выше уровень его образования, тем выше потенциальная отдача от любой инвестиции в человеческий капитал. Практический интерес представляет привлечение контрактных (временных) рабочих, выполняющих тяжелую, монотонную работу, не представляющую интереса для местного населения.
Осуществляется количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях. Ежегодно в стране-импортере рассчитывается и утверждается показатель иммиграционной квоты. При этом учитывается состояние занятости трудовых ресурсов, рынка жилья, социально-политическая ситуация в стране-импортере. Количественные ограничения могут касаться также приема иммигрантов из определенных стран, приток иммигрантов из которых желательно уменьшить. Вводятся временные ограничения, связанные со сроком пребывания иммигрантов в стране-реципиенте.
Осуществляется экономическое регулирование миграции. В первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику принимающей страны. Например, в США 10 тыс. иммигрантских виз получают частные лица, инвестировавшие в экономику США более 500 тыс. долл., при условии соответствия другим критериям, определяемым иммиграционным законодательством.
В качестве средств, сдерживающих иммиграционные потоки, используются развитие международной торговли и прямые инвестиции в экономику соответствующих стран. К числу экономических мер, воздействующих на масштабы иммиграции, относятся взимание с иммигрантов пошлин за трудоустройство, уплата налогов предпринимателями, использующими труд иммигрантов.
Осуществляется дифференцированная поддержка территорий, предпочтительных для иммиграции, поощряется приток иммигрантов в развивающиеся регионы. Так, по мере индустриализации южные штаты США с конца 70-х годов XX в. превратились в регион с самым высоким показателем чистой иммиграции. Сдерживается иммиграция в крупные города.
Разрабатываются финансируемые из бюджета программы, направленные на преодоление стихийного развития миграции, повышение эффективности использования потенциала мигрантов, уменьшение негативных последствий трудовой миграции. Предпринимаются меры по усилению контроля за нелегальной иммиграцией.
Объектом регулирования является не только иммиграция, но и реэмиграция. Многие западные страны с 70-х годов принимают меры по стимулированию репатриации работников, иммигрировавших в прошлом. Для этого реализуются специальные программы. При добровольном выезде иммигрантам оказывается материальная помощь и другая поддержка.
Существуют также программы экономической помощи странам-экспортерам рабочей силы. Они реализуются путем заключения соглашений между странами массовой иммиграции и массовой эмиграции о создании новых предприятий на родине реэмигрантов. Программы профессиональной подготовки иммигрантов рассчитаны на то, чтобы у них появился стимул вернуться на родину и там, в новом качестве полнее реализовать приобретенный потенциал.
Основными целями миграционной политики стран-экспортеров рабочей силы являются регулирование ее оттока и защита интересов граждан-мигрантов за рубежом. Устанавливаются масштабы эмиграции, и определяется качественный состав эмигрантов. Регулируются поступления от экспорта рабочей силы. Для привлечения валютных средств в страну экспортера рабочей силы открываются валютные счета эмигрантам под более высокую процентную ставку. В некоторых странах определяется доля заработной платы работников мигрантов, которую они должны переводить в свою страну. Осуществляется обязательное государственное лицензирование деятельности по найму граждан для работы за рубежом. Определяются конкретные формы найма рабочей силы за границей.
Важной проблемой для стран-экспортеров рабочей силы является трудоустройство бывших эмигрантов, вернувшихся домой. Они претендуют на более высокую заработную плату и должности, чем прежде, так как обрели более высокие профессиональные качества, обогатили собственный опыт. Государство заботится о создании для них более благоприятных социально-экономических и прочих условий.
В политике большинства стран-реципиентов достаточно четко прослеживается тенденция к ограничению иммиграции. На массовую легальную иммиграцию ориентированы рынки США, Австралии и Канады.
Миграционная политика в отношении вынужденных мигрантов состоит в осуществлении миграционного контроля, разработке мер по оказанию им экстренной помощи и определении долгосрочных решений, касающихся их будущего.
Возможны поселение вынужденных мигрантов на постоянное местожительство и интеграция либо дальнейшее их переселение, а также добровольная репатриация.
Выделяют три модели политики развитых стран в отношении вынужденных мигрантов. Это германская модель, ориентированная на прием в Германию этнических немцев и их последующую интеграцию в немецкое общество. Немцы, переселяющиеся из других стран, уравниваются во всех правах с предоставлением им гражданства.
Французская модель отличается разветвленной системой мер по приему, обустройству и интеграции беженцев из различных стран мира, различной национальности с их последующей интеграцией во французское общество.
Американская модель делает акцент на переселении беженцев в США из стран их первого временного убежища, содействии интеграции в американское общество. Проблемы беженцев и прав человека являются особым объектом американской внешней политики.
Проблемы миграции населения находятся в центре внимания различных международных организаций. Комиссия ООН по народонаселению из имеющегося фонда субсидирует национальные программы в области миграции населения. Международная организация труда занимается регулированием межстрановой миграции населения. Международная организация по миграции (MOM) акцентирует внимание на организации межстрановой миграции, изучает опыт разных стран в миграционном процессе. Межправительственный комитет по вопросам миграции создан в регионе Западной Европы. При Комиссии Европейского союза (ЕС) по делам проживающих на его территории выходцев из третьих стран создан Форум мигрантов, объединяющий представителей свыше 110 ассоциаций иммигрантов. Его первоочередная задача - контроль за обустройством жизни мигрантов в странах поселения.
Мигранты, не довольные своим положением, создают различные объединения. Так возникло движение европейских ассоциаций иммигрантов с исполнительным органом Советом европейских ассоциаций иммигрантов (СЕАИ). В него входят представители 2500 организаций и групп, объединяющих иммигрантов по происхождению и проживанию.
В начале 2000 г. ООН опубликовала неутешительный для развитых стран доклад о предстоящих изменениях в их населении в текущем столетии. В нем утверждается, что реальным единственным способом удержать демографическую ситуацию под контролем является рост иммиграции.
Сегодня международную миграцию рассматривают как одну из ведущих сил, формирующих плюралистические общества. Поэтому выдвигаются концепции ее регулирования в соответствии с политическими, социо - культурными и этическими критериями.

Литература

1. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. Николаевой И.П. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – с. 256 - 263.
2. Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. - с. 206-207.
3. Вишневский А.Г. (руководитель Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования), статья «У иммиграции свои козыри», газета «Труд», №19 (24701), 4 февраля 2005года. - с. 2.

Процесс перемещения трудоспособного населения из одной страны в другую для трудоустройства на более выгодных условиях называется международной трудовой миграцией. На международную трудовую миграцию в рамках теории мировой экономики существуют различные точки зрения.

Так, неоклассическая теория отмечает, что международное перемещение рабочей силы из страны-донора в страну-реципиент приводит к росту благосостояния принимающей страны, так как приток иностранных рабочих выгоден предпринимателям принимающей страны. Это можно объяснить тем, что рост предложения труда в принимающей стране снижает уровень заработной платы, что оказывается выгодным предпринимателям страны-реципиента, поскольку снижаются издержки производства и растут прибыли. При этом неоклассическая теория считает, что экономическое развитие страны, из которой уезжает рабочая сила, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается, так как отток рабочих из страны-донора снижает предложение труда на национальном рынке труда. В результате уменьшается конкуренция на национальном рынке труда за рабочие места и уровень заработной платы растет, поэтому оставшиеся в стране-доноре рабочие выигрывают.

Неокейнсианская теория, наоборот, считает, что экономическое положение страны, из которой уезжает рабочая сила, ухудшается, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи в научных кругах широко обсуждалась идея введения налога на «утечку мозгов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды социально-экономического развития стран.

В последние годы приоритет получает теория человеческого капитала. Согласно этой теории накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития стран, поэтому международное перемещение рабочей силы из одной страны в другую оказывает влияние на темпы экономического роста. При этом основной причиной международной трудовой миграции являются межстрановые различия в оплате труда. Как правило, рабочая сила перемещается из стран с более низким уровнем ВВП на душу населения в страны с более высоким уровнем ВВП на душу населения.

На практике выделяют две группы причин международной трудовой миграции. Самые распространенные - это экономические причины, например поиск работы, повышение доходов, уровня жизни. Кроме экономических, существует и масса других причин: политические, религиозные, расовые, национальные, семейные. Все последние причины можно объединить в одну группу - неэкономические причины.

К экономическим причинам относятся:

Различный уровень экономического развития стран, что влечет за собой и различную оплату труда рабочей силы. Естественно, что рабочая сила перемещается из стран с более низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем жизни, т. е. с более высоким уровнем ВВП на душу населения;

Наличие безработицы на национальном рынке труда. Существование безработицы в некоторых странах становится важным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, поэтому всегда рост безработицы внутри страны заставляет людей искать работу за пределами ее национальных границ;

Зарубежная деятельность транснациональных корпораций. Функционирование транснациональных корпораций предполагает перемещение части рабочих к рабочим местам, расположенным за границей в зарубежных филиалах транснациональных корпораций.

К неэкономическим причинам относят политические, религиозные, экологические, политические, расовые, национальные, семейные. Каждая из неэкономических причин способна привести к крупным межстрановым перемещениям рабочей силы, которые будут иметь те же экономические последствия, что и международная трудовая миграция, возникшая по экономическим причинам.

Международная трудовая миграция включает два встречных потока: эмиграцию и иммиграцию.

Эмиграция (экспорт рабочей силы) - выезд трудоспособного населения из данной страны за границу.

Иммиграция (импорт рабочей силы) - это въезд трудоспособного населения в страну из-за границы.

Для оценки масштабов международной трудовой миграции используются следующие статистические показатели:

Масштабы выбытий - число эмигрантов, выбывших из страны за рубеж с целью трудоустройства за определенный период;

Масштабы прибытий - число иммигрантов, прибывших в страну с целью трудоустройства за определенный период;

Сальдо миграции (чистая миграция) - разница между числом прибытий в страну и числом выбытий из страны за определенный период. Сальдо миграции может быть положительным, если число прибытий превышает число выбытий, и может быть отрицательным, если число прибытий меньше числа выбытий;

Валовая миграция (общая миграция) - сумма числа прибытий и выбытий в стране за определенный период.

Международная трудовая миграция осуществляется по следующим основным направлениям.

1. Из развивающихся стран в развитые. В индустриально развитых странах более высокий уровень жизни, чем в развивающихся странах. А это одна из основных причин международной трудовой миграции. В развитых странах, как и в любых других странах, есть непрестижные с точки зрения местного населения рабочие места, без которых, однако, невозможен нормальный производственный процесс. Эти места, как правило, и занимает иностранная рабочая сила. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 - в автомобилестроении. В Бельгии иностранная рабочая сила составляет половину всех местных шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих. Кроме того, огромные масштабы приобрела международная трудовая миграция из развивающихся стран в развитые высококвалифицированных специалистов («утечка мозгов»). Этот фактор, с одной стороны, негативно сказывается на экономическом развитии развивающихся стран, а с другой - положительно влияет на экономику промышленно развитых стран, позволяя экономить часть государственных средств, необходимых для подготовки специалистов высокой квалификации.

2. Между развитыми странами. Международная трудовая миграция, существующая в рамках промышленно развитых стран, обусловлена в большей степени неэкономическими причинами, чем экономическими. В этом случае международная миграция рабочей силы происходит, например, из-за возможности обеспечить профессиональный рост, сделать карьеру, занять место в престижной фирме в другой стране. Особо следует отметить международную миграцию рабочей силы в рамках стран Европейского союза. После того как с 1 января 1993 г. Евросоюз объявил себя единым рыночным пространством, в его границах развивается общий рынок рабочей силы. Это значит, что жители стран - членов ЕС могут свободно перемещаться из страны в страну с целью трудоустройства.

3. Из развитых стран в развивающиеся. В этом случае квалифицированные специалисты едут на работу в развивающиеся страны по приглашению правительства или отдельных фирм.

4. Между развивающимися странами. В подобном варианте основной причиной международной трудовой миграции становится повышение уровня жизни. Международная миграция рабочей силы между развивающимися странами осуществляется в основном между новыми индустриальными странами Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг) и странами - экспортерами нефти (ОАЭ, Катар, Оман, Саудовская Аравия, Кувейт), с одной стороны, и иными развивающимися странами - с другой.

Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С распадом СССР и образованием России к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. При этом наряду с организованным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым оценкам российских специалистов, существует «опасность колонизации» российского Дальнего Востока и Сибири китайским населением. В целом, по официальным данным, в России работает 283,7 тыс. иностранцев. Наибольшее количество иностранных работников занято в строительстве - 39,3%. В промышленности, торговле, сельском и лесном хозяйствах работают соответственно 12,5%, 12,2% и 11,4% иностранцев. Наименьшее количество иностранной рабочей силы занято в коммерческой деятельности и на транспорте - 8,6% и 5,0% соответственно.

В середине 90-х гг. активизировалась международная миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья. Основная причина этой миграции экономическая - рабочие из этих стран едут в Россию на заработки. Среди стран ближнего зарубежья основными экспортерами рабочей силы в Россию являются: Украина - 32% от общей численности работающих иностранцев, Молдова - 4%, Беларусь - 3%. Наиболее актуальная проблема, которая возникает в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья в Россию, связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решать из-за «прозрачности» российских границ со странами СНГ и либерального иммиграционного законодательства. Помимо миграции рабочей силы из стран СНГ, существует проблема беженцев и вынужденных переселенцев. В России, по различным оценкам, количество беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ достигает 5 млн. человек.

Следует отметить и миграцию рабочей силы в Россию из развитых стран. Так, по оценкам, в России работают 14,3% иностранцев из Польши, 10,3% - из Финляндии, 9,6% - из Великобритании, 8,8% - из Германии, 6,75% - из Франции.

Обозначенные направления международной трудовой миграции меняются с изменением экономических условий развития в отдельных странах и регионах.

Больше всего иммигрантов приезжают в США, Канаду и Австралию, так как ВВП на душу населения в этих странах один из самых высоких в мире - 37 348 долл., 28 162 долл. и 29 143 долл. соответственно. В США преобладает доля иммигрантов из развивающихся стран Азии и Латинской Америки (до 88%). Одной из наиболее актуальных проблем США, как и других стран, является проблема нелегальных иммигрантов. По оценкам американских специалистов, число нелегальных иммигрантов в США превышает 4,5 млн. человек, большинство из которых - рабочие из Мексики.

Канада является вторым крупным центром международной миграции рабочей силы. В Канаду, как и в США, иностранные рабочие мигрируют из различных стран, но больше всего из развивающихся стран, где более низкий уровень жизни.

После США и Канады Австралия является третьей страной, принимающей трудовых мигрантов. Однако в последние годы международная трудовая миграция существенно затруднена национальным законодательством. В Австралии государство проводит миграционную политику, в соответствии с которой в страну в первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику страны.

В Западной Европе центрами иммиграции являются Германия и Франция. Основными странами-донорами являются: Турция, Югославия для Германии; Испания, Португалия для Франции.

Широко использует труд иностранных рабочих и Азия, которая является развивающимся регионом. Необходимость использования иностранной рабочей силы возникла в 70-х гг., когда в условиях стремительного роста цен на нефть потребовалась реорганизация национальных хозяйств в нефтедобывающих странах Ближнего Востока (Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Оман и др.). Однако эти государства не располагали необходимыми для этого трудовыми ресурсами, поэтому нефтедобывающие страны увеличили импорт рабочей силы, и к началу 90-х гг. иностранные рабочие составляли подавляющее большинство в Катаре - 92%, ОАЭ - 90%, Кувейте - 85%, Саудовской Аравии и Бахрейне - 40%, Омане - 34%. В качестве главного экспортера рабочей силы выступал Египет, доля которого в общем объеме эмигрантов в данном регионе достигла 75%. Странами-донорами для нефтедобывающих стран Ближнего Востока стали также Бангладеш, Индия, Пакистан, Филиппины.

Еще одним центром притяжения иностранных иммигрантов в азиатском регионе являются новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея). Вследствие ускоряющегося экономического роста и повышения уровня ВВП на душу населения (28 027 долл., 24 480 долл., 20 000 долл., 17 908 долл. соответственно) эти страны стали привлекательными для иностранной рабочей силы из других стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

В Латинской Америке центрами иммиграции являются Аргентина, Бразилия, Венесуэла. В этих странах уровень ВВП на душу населения более высокий, чем в других странах Латинской Америки (11 586 долл., 7767 долл., 4909 долл. соответственно). В этот регион в основном направляются эмигранты из других стран Латинской Америки для работы в сельском хозяйстве и на машиносборочных предприятиях - филиалах крупных автомобилестроительных транснациональных корпораций «Дженерал Моторс», «Фольксваген», «ФИАТ».

В Южной Африке основным центром международной трудовой миграции является ЮАР - самая богатая страна африканского континента с ВВП на душу населения 10 492 долл. Сюда едут иммигранты из всех других африканских стран. Согласно теореме Столпера - Самуэльсона в результате развития внешней торговли и выравнивания относительных цен на товары происходит изменение цен на факторы производства в разных странах. В конце 40-х гг. П. Самуэльсон доказал теорему, известную как теорема о выравнивании цен на факторы производства, или теорема Хекшера - Олина - Самуэльсона. Согласно этой теореме, при выполнении целого ряда предпосылок внешняя торговля ведет к выравниванию цен не только на товары, но и на факторы производства. Однако в реальной действительности в результате действия целого ряда противодействующих факторов (несовершенства конкуренции на мировом рынке, активного вмешательства государства в сферу внешнеторговых отношений и т. д.) эта теоретическая возможность не реализуется, и цены на факторы производства в разных странах существенно различаются.

Рассмотрим условный пример. Предположим, что происходит миграция рабочих из стран с более низким уровнем жизни (Мексики) в страну, где средний уровень реальной заработной платы выше (США). Для упрощения предполагаем, что на рынках труда в этих странах существует совершенная конкуренция, причем качество труда (уровень квалификации, профессиональной подготовки и т. п.) одинаково. Если миграция между двумя странами запрещена, то равновесие на рынках труда в Мексике и США будет определяться соотношением спроса и внутреннего предложения (точка А на рис. 7.1а и точка Е на рис. 7.16). Пусть в этом случае равновесная ставка заработной платы за труд одинаковой квалификации составит 10 долл. в час в США и 5 долл. в час в Мексике, а количество занятых - соответственно 120 и 40 млн. человек.

Если США и Мексика снимут все ограничения на миграцию рабочей силы, то мексиканские рабочие, стремясь получить большую оплату за свой труд, будут эмигрировать в США. Предложение труда в Мексике будет сокращаться (графически это может быть сдвигом кривой предложения влево в положение SMex + Smtg на рис. 7.16). При прежнем уровне спроса на труд это приведет к повышению часовой заработной платы. В США, наоборот, предложение на рынке труда будет за счет иммигрантов расти (сдвиг кривой предложения вправо в положение Sus + Smtg на рис. 7.1а). Растущая конкуренция между рабочими на рынке труда США обусловит снижение равновесной часовой ставки заработной платы.

Теоретически эмиграция мексиканских рабочих должна была бы продолжаться до тех пор, пока в США уровень заработной платы будет выше, чем в Мексике. Это значит, что свободная миграция должна была бы через некоторое время привести к выравниванию уровней заработной платы в двух странах. Однако более реалистичным будет предположение, что такого полного выравнивания не произойдет, поскольку переселение в другую страну связано для мигранта со значительными издержками. Поэтому выигрыш в зарплате для мексиканских рабочих должен быть достаточным для компенсации этих издержек.

Предположим, что в результате притока мексиканских рабочих насовал ставка заработной платы в США снизится с 10 до 9 долл., а в Мексике возрастет с 5 до 7 долл. Разница в 2 долл. в уровнях заработной платы будет достаточна, чтобы 8 млн. мексиканских рабочих 44 млн. - 36 млн. на рис. 7.16) предпочли переехать в США. В свою очередь, в США снижение ставки заработной платы приводит к возникновению дефицита на рынке рабочей силы (124 млн. - 116 млн. на рис. 7.1а), который покрывается за счет притока мексиканских рабочих.

Каково же воздействие миграции рабочей силы на благосостояние в обеих странах? Оно неоднозначно. В Мексике отток рабочих снижает конкуренцию за рабочие места и уровень заработной платы растет. Поэтому рабочие, оставшиеся в стране, выигрывают (область d на рис. 7.16). Мексиканские предприниматели несут потери, потому что растут их затраты на выплату заработной платы рабочим (область d + е + t). Таким образом, страна эмиграции в результате оттока рабочей силы несет чистые потери (проигрыш предпринимателей больше выигрыша оставшихся в стране рабочих). Вместе с тем мы должны учесть, что та часть мексиканских рабочих, которая решила эмигрировать в США, определенно выигрывает, поскольку получает за свой труд более высокую оплату. Однако было бы неправильно исчислять размер их выигрыша путем умножения количества эмигрантов на прирост заработной платы. Номинально мексиканцы получают за свой труд в США 9 долл., но реально их заработная плата возросла лишь до 7 долл.: 9 долл., полученных в США, равноценны 7 долл., полученным в Мексике, поскольку остальное уходит на покрытие издержек миграции. Поэтому выигрыш эмигрантов составит область е + t + g (произведение количества эмигрантов на прирост заработной платы в стране эмиграции). Если мы учтем этот выигрыш, т. е. если мы будем считать, что мексиканские рабочие уехали за рубеж временно и по-прежнему являются гражданами Мексики, то в этом случае страна эмиграции будет иметь чистый выигрыш (g).

Обратные процессы происходят в принимающей стране (США). Растущая конкуренция на рынке труда приводит к снижению заработной платы, в результате чего американские рабочие несут потери. Предпринимателям в США, напротив, выгоден дополнительный приток рабочей силы, их прибыли растут, и они получают дополнительный выигрыш. В целом для США приток иностранных рабочих выгоден (выигрыш американских предпринимателей больше проигрыша американских рабочих).

Таким образом, мы видим, что, как и в случае с международной торговлей, свободная международная миграция рабочей силы с чисто экономической точки зрения делит общество на выигравших и проигравших, что обусловливает неизбежность государственного регулирования миграционных процессов.

Международная трудовая миграция оказывает положительное и отрицательное влияние на социально-экономическое развитие стран - экспортеров и стран - импортеров рабочей силы.

Положительные последствия международной трудовой миграции для стран, экспортирующих рабочую силу:

Улучшается ситуация на национальном рынке труда в связи с тем, что отток рабочих в другие страны снижает конкуренцию за рабочие места на национальном рынке труда, уменьшает безработицу и ослабляет социальную напряженность в стране;

Снижается нагрузка на государственный бюджет за счет сокращения трансфертных платежей (пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и др.) и экономии средств для обучения рабочей силы новым профессиональным навыкам;

Увеличиваются поступления валюты в страну в связи с тем, что иммигранты осуществляют денежные переводы родственникам в страну, которую они временно покинули. А это приводит к увеличению доходов семей, росту их потребительских расходов и росту совокупного спроса, что является стимулом для развития производства в отдающей стране;

По окончании трудового контракта из-за границы в страну возвращаются более квалифицированные рабочие, которые могут способствовать росту ВНП в стране.

Отрицательные последствия международной трудовой миграции для стран, экспортирующих рабочую силу:

Сокращаются возможности увеличения валового внутреннего продукта;

Увеличиваются затраты общества на подготовку кадров, так как страна вынуждена готовить замену уехавшим специалистам и квалифицированным рабочим, осуществляя инвестиции в образование и профессиональную подготовку;

Снижаются налоговые поступления в бюджет в связи с оттоком части рабочей силы, которая уехала работать в другую страну.

Положительные последствия международной трудовой миграции для стран, импортирующих рабочую силу:

Повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой оплатой труда иностранной рабочей силы;

Увеличивается совокупный спрос на внутреннем рынке страны за счет иностранных рабочих, что создает дополнительные стимулы для развития производства в принимающей стране;

Увеличиваются налоговые поступления в бюджет за счет высококвалифицированных специалистов, так как доходы у них выше, а государственные расходы на их образование и профессиональную подготовку не требуются;

Появляются дополнительные возможности снять социальную напряженность в обществе. Так как иностранные работники не учитываются в социальных программах, появляется возможность более полно решать проблемы национальных кадров. При угрозе возникновения безработицы в первую очередь увольняются иностранцы, что смягчает напряженность в обществе.

Отрицательные последствия международной трудовой миграции для стран, импортирующих рабочую силу:

Ухудшается ситуация на национальном рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и снижением заработной платы;

Усиливаются социальная напряженность, межнациональная неприязнь в принимающей стране, в частности при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники

22 Ноябрь 2016 Просмотров: 12638

1. Мировая экономика – это:

а) сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанная на международном разделении труда;
б) система кредитных отношений между странами;
в) совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой обменом товаров, услуг и движением факторов производства;
г) объединение стран в международные экономические организации.

2. Для этапа развития мировой экономики, который начался в 70-е гг. ХХ в., характерны:

а) кризисные явления, которые усилили тенденции к автаркии;
б) начало перехода промышленно развитых стран к интенсивному типу экономического роста на основе современных наукоемких и ресурсосберегающих производств;
в) распад колониальной системы и возникновение крупнейших транснациональных корпораций, которые стали важным элементом мировой экономики;
г) захват крупнейшими компаниями основных мировых источников сырья и рынков сбыта.

3. Политика автаркии заключается:

а) в усилении ориентации национальной экономики;
б) в установлении экономических санкций в отношении страны со стороны других стран;
в) в добровольной самоизоляции экономики страны от мировой экономики.

4. Уровень экономического развития страны характеризует показатель:

а) ВВП на душу населения в год;
б) доля обрабатывающей промышленности в объеме промышленной продукции;
в) общий объем ВВП, произведенный за год;
г) торговый баланс страны.

5. В мировой экономике промышленно развитые страны и страны переходной экономики можно выделить на основе критериев:

а) ежегодные темпы инфляции, уровень безработицы;
б) экономический потенциал страны;
в) ВВП на душу населения, отраслевая и институциональная структура экономики, социальная структура общества;
г) годовые темпы роста ВВП.

6. Некоторые богатые страны не являются промышленно развитыми, а относятся к развивающимся странам в связи с:

а) аграрной структурой экономики;
б) уровнем национального дохода на душу населения;
в) монокультурным характером экономики;
г) особенностями институциональной структуры экономики.

7. Сегодня более 70% мирового экспорта обеспечивают страны:

а) промышленно развитые;
б) развивающиеся;
в) страны переходной экономики;
г) развивающиеся страны и страны переходной экономики в совокупности.

8. Признаки открытой экономики:

а) экспорт превышает импорт;
б) внешнеторговый оборот достигает 25% от ВВП;
в) импорт превышает экспорт;
г) внешнеторговый оборот достигает 10% от ВВП.

9. Коэффициент эластичности внешнеторгового оборота по отношению к ВВП показывает:

а) степень открытости национальной экономики;
б) структуру ВВП;
в) изменение структуры внешнеторгового оборота.

10. Коэффициент эластичности спроса по доходам показывает:

а) долю импорта во внешнеторговом обороте страны;
б) опережение темпов роста импорта, по сравнению с темпами роста экспорта;
в) на сколько процентов изменяется импорт, если доходы в стране меняются на 1%.

11. Сравнение объемов ВВП, подсчитанных по официальным валютным курсам национальных валют к доллару США, ведет к:

а) занижению реальных объемов ВВП развитых стран, по сравнению с развивающимися странами;
б) завышению реальных объемов ВВП развитых стран, по сравнению с развивающимися;
в) не искажает реальные объемы ВВП.

12. В развивающихся странах в производстве ВВП доля неформального сектора, бартерных сделок, производства домашних хозяйств, по сравнению с развитыми странами:

а) больше;
б) меньше.

13. Для слаборазвитых стран более актуальными, чем для стран переходной экономики, являются проблемы:

а) дефицита капитала, низкой квалификации рабочей силы;
б) продовольственная;
в) приватизации промышленности;
г) «бегства» капиталов за границу.

14. Взаимозависимость национальных экономик означает, что:

а) рост дохода в одной стране стимулирует рост дохода в других станах;
б) обязательна координация макроэкономической политики;
в) страны обязательно участвуют в таможенных союзах;
г) страны обязаны согласовывать параметры государственного бюджета.

1. Если известны объемы экспорта и импорта страны, то это позволяет вычислить:

а) экспортную квоту;
б) внешнеторговую квоту;
в) торговый баланс;
г) оборот внешней торговли.

2. Удельный вес товара в мировом экспорте составляет 11%. Удельный вес данного товара в экспорте страны составляет 6%. На основе указанных данных можно рассчитать:

а) коэффициент темпов международного разделения труда;
б) экспортную квоту;
в) коэффициент относительной экспортной специализации страны;
г) коэффициент покрытия.

3. Главный вопрос, ответ на который стремятся дать все теории международной торговли:

а) кто участвует в международной торговле;
б) какие выгоды получают участники международной торговли;
в) какие товары участвуют во внешнеторговом обмене;
г) сколько товаров участвует в международной торговле.

4. Из перечисленных ниже допущений НЕ соответствует теории абсолютных преимуществ в международной торговле А. Смита:

а) издержки производства постоянны;
б) транспортные расходы равны нулю;
в) в создании стоимости товара участвуют три фактора: труд, капитал и земля;
г) нет ограничений внешней торговли.

5. Выберите аргумент в защиту свободы торговли:

а) таможенные пошлины и другие протекционистские ограничения снижают стимулы развития национального производства, поскольку ослабляют конкуренцию;
б) таможенные пошлины – важный источник доходов государственного бюджета;
в) таможенные пошлины и другие протекционистские меры препятствуют росту безработицы в стране, которая их применяет.

6. Выберите аргумент в защиту протекционизма:

а) таможенные пошлины и другие протекционистские меры снижают уровень благосостояния торгующих стран, поскольку ведут к удорожанию всех товаров;
б) протекционистские меры всегда выгодны производителям отечественных товаров, конкурирующих с импортом;
в) протекционистские меры могут понизить эффективность структур национальной экономики, поскольку могут сохранить неэффективную отрасль;
г) таможенные пошлины являются источником доходов государственного бюджета.

7. Таможенная пошлина, которая рассчитывается в процентах от таможенной стоимости товара:

а) специфическая;
б) комбинированная;
в) адвалорная.

8. Предположим, страна производит товар только из импортного сырья. Аналогичный товар импортируется из страны-поставщика сырья. В этих условиях наиболее эффективно защитят отечественного поставщика товара:

а) 12%-ая адвалорная пошлина на импорт сырья и товара;
б) 9%-ая пошлина на импорт товара и 2%-ая пошлина на импорт сырья;
в) специфическая пошлина 4 евро за 1 кг на импорт сырья и товара;
г) 16%-ая адвалорная пошлина на импорт товара и 30%-ая пошлина на импорт сырья.

9. Базисная ставка таможенной пошлины установлена в отношении товаров, происходящих из стран:

а) с которыми нет договора о режиме наибольшего благоприятствования в торговле;
б) с которыми есть указанный договор;
в) которые имеют режим торговых преференций;
г) слаборазвитых.

10. Отмена таможенной пошлины на импортируемый товар приведет к:

а) снижению внутренней цены аналогичного отечественного товара;
б) увеличению внутренней цены аналогичного отечественного товара;
в) росту производства этого товара внутри страны;
г) потерям бюджета страны.

11. Существенными инструментами защиты внутреннего рынка являются:

а) экспортные пошлины;
б) импортные квоты;
в) импортные пошлины;
г) экспортные субсидии.

12. Различие между импортной таможенной пошлиной и импортной квотой состоит в том, что:

а) пошлина приносит доход государству, а импортная квота – никогда;
б) импортная квота приносит доход государству, а тариф – нет;
в) квота обеспечивает наиболее надежную защиту национальных производителей от иностранной конкуренции, чем тариф;
г) пошлина ведет к росту внутренних цен на импортный товар, а квота – никогда.

1. Согласно VIII статье Устава МВФ, валюта страны признается частично конвертируемой, если страна не устанавливает ограничения на платежи и переводы:

а) по текущим международным сделкам;
б) не имеющие целью перевод капиталов;
в) по сделкам, целью которых являются международное движение капиталов;
г) по внешнеторговым сделкам.

2. Валюта страны имеет внутреннюю конвертируемость, если:

а) установлены ограничения на валютные операции нерезидентов, а операции резидентов ограничений не имеют;
б) установлены ограничения на валютные операции резидентов, а операции нерезидентов ограничений не имеют;
в) ограничены платежи и переводы по текущим международным сделкам;
г) не ограничены частные денежные переводы нерезидентов.

3. Основные правила золотого стандарта в валютных отношениях предполагают, что:

а) государство фиксирует цену золота;
б) государство поддерживает конвертируемость национальной валюты в золото;
в) государство на 100% обеспечивает покрытие бумажных денег золотым запасом;
г) все предыдущие ответы верны.

5. Девальвация валюты означает:

а) официальное повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной при фиксированных валютных курсах;
б) официальное понижение курса национальной валюты по отношению к иностранной при фиксированных валютных курсах;
в) переход к частичной конвертируемости национальной валюты;
г) обмен старых банкнот на новые.

6. Реальный валютный курс – это:

а) курс, по которому обменивают валюту участники внешней торговли;
б) прогнозируемый валютный курс;
в) номинальный валютный курс, пересчитанный с учетом динамики цен в своей стране и в стране иностранной валюты;
г) курс обмена валюты для физических лиц.

11. Если в стране темпы инфляции за три месяца составили 26%, а в стране иностранной валюты 4%, то при прочих равных условиях национальная валюта по отношению к данной иностранной валюте имеет тенденцию:

а) дорожать;
б) дешеветь;
в) не изменять курс.

13. Удорожание национальной валюты, по сравнению с валютами стран – главных торговых партнеров, делает более выгодным:

а) экспорт товаров;
б) импорт товаров;
в) экспорт квалифицированной рабочей силы;
г) импорт неквалифицированной рабочей силы.

15. Международный валютный фонд был создан решением:

а) Бреттон-Вудской валютной конференции;
б) Ямайской конференции;
в) Совета Безопасности ООН;
г) Конференции ГАТТ.

16. Евровалюта– это:

а) валюта стран Европейского Союза, размещенная в кредитных учреждениях в пределах страны происхождения валюты;
б) любая денежная единица, которая вложена в кредитные учреждения за пределами страны происхождения валюты;
в) европейская условная расчетная единица;
г) евро.

19. Экономические расчеты между странами упрощаются и удешевляются, снижаются неопределенности и ошибки в принятии решений в сфере международной торговли, снижаются трансакционные издержки – все это происходит при:

а) фиксированных валютных курсах;
б) плавающих валютных курсах;
в) золотом стандарте.

1. Цель прямых иностранных инвестиций:

а) извлечение спекулятивной прибыли от вложений капитала в иностранные ценные бумаги, не дающих инвестору реального контроля над объектом инвестирования;
б) снижение дефицита государственного бюджета страны-инвестора;
в) контроль и управление зарубежными объектами инвестирования;
г) сокращение государственного внешнего долга страны-инвестора.

2. Портфельные иностранные инвестиции – это вложения капитала:

а) с целью контроля инвестора над зарубежным объектом размещения капитала;
б) в иностранные ценные бумаги, не дающие контроля над объектом инвестирования, с целью получения спекулятивной прибыли;
в) только в государственные ценные бумаги;
г) только в иностранные облигации.

3. Дочерние компании – это предприятия, в которых прямой инвестор-нерезидент владеет долей в капитале:

а) менее 10%;
б) более 50%;
в) менее 3%;
г) от 10% до 20%.

4. Транснациональная корпорация (ТНК) – это:

а) корпорация, действующая в нескольких отраслях;
б) крупнейшая национальная фирма;
в) корпорация, головная компания которой принадлежит капиталу одной страны, а филиалы размещены во многих странах;
г) корпорация, зарегистрированная в оффшорной зоне.

5. Принимающая страна для ТНК – это страна:

а) в которой находится головная компания ТНК;
б) в которой ТНК имеют дочерние, ассоциированные компании или филиалы;
в) член ВТО;
г) участник таможенного союза.

6. Полный контроль над объектом зарубежных инвестиций обеспечивается вывозом:

а) ссудного капитала;
б) предпринимательского капитала в форме прямых инвестиций;
в) предпринимательского капитала в форме портфельных инвестиций;
г) оборудования.

7. Филиал иностранной компании – это предприятие, где прямой инвестор владеет:

а) от 10 до 49% капитала;
б) 100% капитала;
в) менее 10% капитала;
г) не более 51% капитала.

8. В отраслях, связанных с производством товаров массового спроса, ТНК создают стратегические альянсы с целью:

а) облегчения доступа на рынок;
б) сокращения инновационного периода;
в) диверсификацией рисков инноваций;
г) экономии НИОКР.

9. Основной объем производства ТНК в современных условиях сосредоточен в:

а) развитых странах;
б) развивающихся странах;
в) странах переходной экономики;
г) слаборазвитых странах.

10. В высокотехнологичных отраслях ТНК создают стратегические альянсы с целями:

а) сокращения инновационного периода;
б) облегчения доступа на рынок;
в) облегчения налогового бремени;
г) объединения конкурентных преимуществ участников.

1. Уровень заработной платы между странами не выравнивается даже при условии полной юридической свободы миграции рабочей силы по причине:

а) государственного регулирования заработной платы;
б) наличия экономических и неэкономических издержек международной миграции рабочей силы;
в) инфляции в стране-реципиенте;
г) дефицита государственного бюджета страны-донора.

2. Такое явление в международной миграции рабочей силы, как «утечка умов», выгодно:

а) стране-донору;
б) стране-реципиенту;
в) не выгодно ни стране-донору, ни стране-реципиенту;
г) стране-донору и стране-реципиенту в равной степени.

3. Государственное регулирование международной трудовой миграции в развитых и развивающихся странах направлено на:

а) полное запрещение гражданам одной страны выезжать на работу в другие страны, если выплата заработной платы происходит на территории иностранного государства;
б) ликвидацию любых ограничений для приема иностранных работников на территории своей страны, если они согласны работать за более низкую зарплату, чем граждане данной
страны;
в) использование выгод и снижение издержек международной трудовой миграции для экономики конкретной страны;
г) обеспечение полной свободы миграции рабочей силы.

4. Если страна специализируется на экспорте рабочей силы, то выезд граждан для работы за рубежом для ее экономического развития:

а) выгоден;
б) не выгоден;
в) нейтрален.

5. Иммиграция иностранной рабочей силы для страны-реципиента дает:

а) только выгоды;
б) только издержки;
в) как выгоды, так и издержки;
г) выгоды только государственному бюджету.

6. Набор работников для работы за рубежом имеют право осуществлять:

а) только государственные министерства и ведомства;
б) только частные коммерческие фирмы;
в) государственные министерства и ведомства, а также частные коммерческие фирмы, которые получили от государственных органов лицензию на осуществление этого вида деятельности;
г) любые предприниматели без специального разрешения.

7. Развитие легальной международной трудовой миграции:

а) способствует проникновению в страны-доноры современных технологий производства, особенно связанных с деятельностью малого бизнеса;
б) влечет за собой увеличение отставания страны-донора от развитых стран по уровню использования современных технологий и повышения уровня квалификации рабочей силы;
в) способствует более рациональному использованию трудовых ресурсов в мировой экономике;
г) препятствует рациональному использованию национальной рабочей силы.

8. Использование труда иммигрантов обусловлено:

а) наличием безработицы в стране-реципиенте;
б) стремлением использовать более дешевую и неквалифицированную рабочую силу в определенных нишах рынка труда;
в) стремлением получить выгоду от использования квалифицированной рабочей силы;
г) международными обязательствами страны.

9. Иммиграция рабочей силы – это:

а) выезд трудоспособного населения из страны за границу;
б) въезд трудоспособного населения в страну из-за границы;
в) принудительное перемещение рабочей силы из страны;
г) выезд трудоспособного населения из страны в зарубежную туристическую поездку.

10. «Утечка умов» как одна из форм международной миграции рабочей силы:

а) выгодна для государственных финансов страны-донора;
б) выгодна для государственных финансов страны- реципиента;
в) не выгодна для научных учреждений страны-реципиента;
г) выгодна для квалифицированных специалистов страны-реципиента.

1. Развитие процессов международной экономической интеграции обусловлено:

а) различием в уровне экономического развития стран-участниц интеграционного процесса;
б) различным уровнем обеспечения трудовыми ресурсами;
в) углублением международного разделения труда и возрастанием значения международной кооперации;
г) политическим решением лидеров государств, стремящихся к установлению тесных интеграционных связей.

2. Успешному развитию процессов международной экономической интеграции способствуют:

а) сходный уровень экономического развития стран;
б) большие различия в уровне жизни стран;
в) общие границы;
г) общность социальных и экономических проблем.

3. Таможенный союз предполагает:

а) только существование единого таможенного тарифа для всех стран-участниц;
б) существование единых условий для перемещения капиталов и рабочей силы между странами-участницами;
в) свободное перемещение товаров и услуг между странами-участницами, а также единый таможенный тариф и единую внешнеторговую политику по отношению к третьим странам;
г) снятие таможенных барьеров для перемещения товаров и услуг, а также капиталов и рабочей силы между странами-участницами союза.

4. Наиболее развитой интеграционной группировкой является:

а) Северо-американская ассоциация свободной торговли (НАФТА);
б) Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ);
в) Содружество независимых государств (СНГ);
г) Европейский Союз (ЕС).

5. Европейский Союз представляет собой на современном этапе развития:

а) таможенный союз;
б) общий рынок;
в) экономический и валютный союз;
г) зону свободной торговли.

6. Общая валюта стран Европейского Союза, введенная с 1 января 1999 года, – это:

а) экю;
б) марка;
в) евро;
г) крона.

7. В зону действия евро на 1 января 2006 года входят все страны ЕС:

а) без исключения;
б) кроме Великобритании;
в) кроме Великобритании, Дании, Швеции;
г) кроме Великобритании, Дании, Швеции и новых стран, принятых в 2004 г.

8. Евровалюта используется1 января 2002 года:

а) только для безналичных расчетов между государственными учреждениями стран, вошедших в зону евро;
б) только для безналичных расчетов между коммерческими фирмами;
в) только для наличных расчетов между физическими лицами;
г) как для наличных, так и для безналичных расчетов.

9. Если страны обеспечивают отмену таможенных пошлин во взаимной торговле, вводят единый внешний тариф в отношении третьих стран, но сохраняют взаимные ограничения на движение капиталов и рабочей силы, то это:

а) общий рынок;
б) таможенный союз;
в) зона свободной торговли;

10. Если страны обеспечивают отмену таможенных пошлин во взаимной торговле, но сохраняют национальные нормы регулирования в отношении третьих стран, а также взаимные ограничения на движение капиталов и рабочей силы, то это:

а) общий рынок;
б) полный экономический союз;
в) зона свободной торговли;
г) полный экономический союз.

11. Если страны устанавливают взаимную свободу движения товаров, капиталов и рабочей силы, единые нормы торгового регулирования для третьих стран, создают общие органы управления, принимающие решения, обязательные для участников, это:

а) зона свободной торговли;
б) таможенный союз;
в) экономический союз;
г) зона свободной торговли.

12. В настоящее время на этапе экономического и валютного союза находится:

а) НАФТА;
б) ЕС;
в) СНГ;
г) АСЕАН.

13. Главные принципы деятельности Всемирной торговой организации:

а) предоставление кредитов участникам внешней торговли, страхование экспортных кредитов;
б) применение режима наибольшего благоприятствования в торговле, взаимность торговых уступок;
в) обеспечение индивидуального режима внешней торговли для каждой страны, ведение внешней торговли на основе публичного права;
г) невмешательство в торговые споры стран-участниц.