Первый в России пожарный автомобиль был построен в 1904 году на фабрике фирмы «Фрезе и К°». Автомобиль был оснащён одноцилиндровым двигателем мощностью 8 л.с., предназначался для доставки к месту пожара противопожарной команды из десяти человек. В состав оборудования входили две лестницы, стендер (колонка гидранта) и рукава длиной 80 саженей. В том же году пожарный автомобиль на шасси от «Даймлер», оснащённый цистерной, насосом, стендером, пожарными рукавами и предназначенный для перевозки противопожарной команды из 14 человек, был построен петербургским обществом «Г. А. Леснер». Первый пожарный автомобиль для Москвы построили также на фирме «Г. А. Леснер» в 1908 году. В 1913 г. Русско-Балтийский вагоностроительный завод выпустил несколько пожарных автомобилей на шасси «Руссо-Балт-Д24-40» .

Изображение автомобиля производства общества
«Г. А. Леснер» 1904 года на почтовой марке СССР

После революции в России осталось около десятка действующих пожарных автомобилей. В начале 20-х годов начали появляться самодельные пожарные автомобили. Старые грузовые автомобили переделывались в автолинейки . Имелись также автобочки , доставлявшие на пожар воду. Некоторые команды для оказания первой помощи использовали, так называемую, «газовку» или «газшприц». На такой машине размещали небольшую (до 500 литров) цистерну, баллон со сжатым воздухом или углекислым газом (давлением до 110 кг/см²). Подавая воздух или газ из баллона в цистерну, в ней создавали давление 2-3 кг/см², что обеспечивало дальность выброса струи до 30 м из водометного ствола. За непродолжительное время действия такой машины пожарные успевали развернуть и запустить в работу основную технику. Однако после использования запаса газа такой автомобиль оказывался бесполезным и не мог использовать мощность собственного двигателя для участия в тушении пожара. В настоящее время существует целая серия пожарных автомобилей первой помощи , у которых подача воды осуществляется вытеснением из ёмкости сжатым воздухом.

В период 1926-1932 годов в России было начато планомерное производство пожарных автонасосов . Первой такой автомашиной был автонасос АМО-Ф-15 . Грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720-940 л/мин воды. Её запас на машине был 350 л, противопожарный (боевой) расчёт состоял из 8 человек.

Первый пожарный автомобиль в России, предназначенный для освещения места тушения ночного пожара, изготовили сотрудники Ленинградской Государственной пожарной охраны в 1929 году. На шасси грузовика Я3 установили распределительный редуктор от пожарного автонасоса, электрогенератор мощностью 5 кВт с напряжением 127 В, понижающий трансформатор для питания прожекторных ламп на 12 В. В кузов грузили прожекторы и разнообразный инструмент. Предусматривалась возможность подключения трансформатора к ближайшей электрической подстанции. В дальнейшем прожекторный автомобиль сделали на базе автобуса ЗИС-8 . Салон разделили на три отсека. В заднем установили электрогенератор, на перегородке закрепили шесть прожекторов мощностью по 500 Вт. В среднем разместили 12 прожекторов мощностью по 250 Вт и два по 1000 Вт. Восемь катушек электрокабеля длиной по 50 метров в каждой размещались в ящиках, подвешенных к подножкам машины. В переднем отсеке размещался пульт управления освещением и боевая одежда пожарных.

Полная статья здесь: История пожарных автомобилей

Классификация пожарных автомобилей

Классификация пожарных автомобилей в зависимости от направления оперативной деятельности

В данный момент принято разделять пожарные автомобили в зависимости от назначения на:
  • Основные пожарные автомобили

Основные пожарные автомобили

Основные ПА - Пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью, вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования , а так же для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников .

Основные ПА общего применения предназначены для тушения пожаров в городах и других населенных пунктах .

К ПА общего применения принято относить:
Основные ПА целевого применения предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах . К ПА целевого применения принято относить:

  • Пожарные аэродромные автомобили (АА) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
  • Пожарные автомобили порошкового тушения (АП) : Пожарный автомобиль, оборудован-ный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
  • Пожарные автомобили пенного тушения (АПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на пред-приятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
  • Пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ) : Пожарный автомобиль, обо-рудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и пред-назначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
  • Пожарные автомобили газового тушения (АГТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
  • Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
  • Пожарные автонасосные станции (ПНС) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
  • Пожарные пеноподъемники (ППП) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.

Специальные пожарные автомобили

Специальные ПА применяются для выполнения специальных работ на пожаре: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц , мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

К специальным пожарным автомобилям принято относить:

  • Пожарные автолестницы (АЛ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  • Пожарные коленчатые автоподъемники (АПК) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  • Пожарные телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
  • Пожарные автолестницы с цистерной (АЛЦ) : Пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  • Пожарные коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
  • Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА) : Пожарный автомобиль, обору-дованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.
  • Пожарные водозащитные автомобили (АВЗ) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенный для защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.
  • Пожарные автомобили связи и освещения (АСО) : Пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
  • Пожарные автомобили газодымозащитной службы (АГ) : Пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования.
  • Пожарные автомобили дымоудаления (АД) : Пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и пред-назначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.
  • Пожарные рукавные автомобили (АР) : Пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.
  • Пожарные штабные автомобили (АШ) : Пожарный автомобиль, оборудованный электро-генератором, средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями и центром противопожарной службы.
  • Пожарные автолаборатории (АЛП) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров.
  • Пожарные автомобили профилактики и ремонта средств связи (АПРСС) : Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и пред-назначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.
  • Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных) работ.
  • Пожарные автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ) : Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами для обслуживания и зарядки средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных.
  • Пожарные автомобили технической службы (АПТС) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для обеспечения работы пожарной техники.
  • Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный нагревательно-отопительными приборами и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения функционирования пожарной техники при отрицательной температуре.
  • Пожарные компрессорные станции (ПКС) : Пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и предназначенный для заправки кислородом (воздухом) баллонов средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы.
  • Пожарно-технические автомобили (АТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный устройством для съема контейнеров и предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с мобильными системами быстрого развертывания для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.
  • Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС) : Пожарный автомобиль, оборудованный комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его работы.

Классификация пожарных автомобилей в зависимости от величины допустимой полной массы

Классификация пожарных автомобилей в зависимости от проходимости

категория 1 - неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
категория 2 - полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
категория 3 - вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

Классификация пожарных автомобилей по посадочной формуле

По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй - численность личного состава.

Классификация пожарных автомобилей по компоновочной схеме

По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

Классификация пожарных автомобилей по климатическому исполнению

По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы:
  1. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У ).
  2. Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С ).
  3. Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т

Парк специализированной техники для ликвидации пожаров состоит из нескольких десятков автотранспортных средств, каждое из которых имеет своё функциональное назначения. Однако, всё это многообразие машин можно условно поделить на три основные группы. При этом, не следует забывать, что каждый пожарный расчет обязан иметь соответствующую лицензию, которую выдаёт МЧС. Итак, классификация и виды пожарных машин.

Группа 1

Первая категория автомобильного транспорта для борьбы с огнём включает хорошо известные грузовые машины с цистернами. Подобные транспортные средства являются универсальными и содержат весь арсенал средств для противодействия пожарам.

Данные автомобили предназначены и используются для доставки пожарной команды и спецсредств (технического оборудования) непосредственно к месту возгорания. Кроме того, они оборудованы ручными и/или лафетными стволами, гидрантами, пенообразователями и баками с жидкостью, а также механизмами забора/подачи воды. Подобное оснащение позволяет данному виду пожарных машин успешно бороться с огнем самостоятельно.

  • машины, оказывающие неотложную медицинскую помощь;
  • технические средства для обслуживания аэропортов;
  • передвижные насосные станции.

Таким образом, первая группа специальных пожарных машин предназначена для общих нужд населения и используется для локализации и уничтожения очагов возгорания на производствах, в местах проживания и/или скопления людей, в аэропортах, на нефтегазовых и прочих социальных объектах.

Группа 2

Вторая группа включает специальные пожарные и аварийно-спасательные машины, используемые для выполнения различных работ по борьбе с открытым пламенем. Подобные транспортные средства чаще всего оснащены выдвижной лестницей механического типа, посредством которой пожарный расчет проникает к месту возгорания.

Кроме того, используется во второй категории и специальная техника, предназначенная для:

  • прокладывания и осуществления коммуникаций;
  • выполнения оперативных задач;
  • подачи освещения;
  • обустройства штаба.

Группа 3

К данному виду пожарной автомобильной техники относятся машины, основной задачей которых является поддержание работоспособности противопожарного оборудования и всех систем пожаротушения. К данной вспомогательной спецтехнике относятся:

  • бензовозы и заправщики;
  • машины технического обслуживания;
  • передвижные ремонтные мастерские для автопарка;
  • агитационные машины.

Второстепенная классификация

Ко всему вышесказанному следует добавить, что существуют и другая классификация пожарных машин. Каждая из них имеет существенные отличия. Так, спецтехнику делят по.

Различные виды пожарных автомобилей предназначены для тушения локальных и масштабных очагов возгорания, предупреждения распространения пожара, защиты людей, животных, материальных ценностей от него. Современная специальная техника включает в свое оснащение разнообразный арсенал: первичные приспособления для тушения пожаров, автомобили разных категорий, средства связи и специфические установки. Перед началом работ может выполняться ряд действий, в которые входит разведка очагов возгорания, ликвидация продуктов горения из помещений, спасение людей, вскрытие конструкций и многое другое. Для качественного проведения подобных операций требуется соответствующее оборудование и машины.

Общая информация

Среди основных видов пожарных автомобилей выделяют транспортную или транспортируемую технику, используемую непосредственно для тушения огня, а также вспомогательные машины, служащие для обслуживания личного состава и оборудования.

Рассматриваемые агрегаты создаются на базе колесных, гусеничных, плавательных и летательных транспортных средств, а также на основе поездов. Пожарной техникой укомплектовываются части Государственной пожарной службы, а также подразделения профильных министерств (лесное хозяйство, МЧС, железнодорожный транспорт и тому подобное).

Виды пожарных автомобилей

В зависимости от предназначения и условий использования пожарные автомобили (ПА) делятся на несколько категорий. Основные машины общего применения:

  • Автомобильные цистерны (АЦ).
  • АВД (техника с насосами высокого давления).
  • АПП (машины первой помощи).
  • Насосно-рукавный транспорт (АНР).

Основные ПА целевого применения:

  • Аэродромные варианты (АА).
  • АГВТ (модели газоводного тушения).
  • АП (версии с порошковыми гасителями).
  • Насосные станции (ПНС).
  • Машины с пенным тушением (АПТ).
  • АКТ и АГТ - с комбинированными и газовыми гасителями.

Кроме того, выделяют виды специальных пожарных автомобилей:

  • АШ (штабные модификации).
  • АЛ (автомобильные лестницы).
  • Коленчатые автоподъемники (АПК).
  • АР (автомобили рукавные).
  • АСА (аварийно-спасательный вариант).
  • Для удаления дыма (ДУ).
  • ГДЗС (служба газовой и дымовой защиты).

Среди вспомогательных ПА:

  • Грузовые и легковые транспортные средства.
  • Автобусы.
  • Бензовозы.
  • Ремонтные мастерские на колесах.

Предъявляемые требования

Независимо от вида и назначения пожарных автомобилей, к ним предъявляется ряд общих требований (регламентируются Федеральным законом о техническом обеспечении и пожарной безопасности). Среди них:

  • Техника для ликвидации пожаров должна гарантировать возложенные на нее функции в рабочих условиях.
  • Особенности конструкции и материалы изготовления должны обеспечивать безопасность машин при транспортировке, эксплуатации, хранении и утилизации.
  • На каждой единице предусмотрена маркировка, позволяющая ее идентифицировать.
  • Документация технического плана должна содержать сведения для обучения личного состава правилам эффективного применения имеющегося оборудования.
  • Все виды пожарных автомобилей должны использоваться в соответствии с параметрами требований по пожарной безопасности, согласно методам, установленным соответствующей нормативной документацией.

Назначение

Основные пожарные авто предназначаются для перевозки персонала, приспособлений для тушения огня и рабочего оборудования к месту возгорания. Общие ПА используются для ликвидации пожаров в черте города и жилых секторах. ПА целевого применения задействуют при тушении огня на объектах нефтяной, газовой, химической сферы, аэродромах, предприятиях повышенной опасности и прочее. Все виды пожарных автомобилей сооружаются преимущественно на автотранспортном шасси отечественного производства, входят в общую систему обозначений.

Классификация

Идентификация рассматриваемой техники осуществляется посредством определенного цифро-буквенного кода. Первая цифра указывает на полную массу АТС. Второе обозначение - это тип транспортного средства:

  • Легковая машина - 1.
  • Автобус - 2.
  • Грузовик - 3.
  • Тягач седельный - 4.
  • Самосвал - 5.
  • Цистерна - 6.
  • Фургон - 7.
  • 8 - резервная отметка.
  • 9 - спецтехника.

Виды пожарных автомобилей и их классификация по порядковому номеру определяются третьей и четвертой цифрами в индексе. Пятый элемент в условном обозначении - это модификация транспортного средства. Шестая цифра - тип исполнения (для умеренного, тропического или холодного климата - 6/7/1). Номера 01, 02 и подобные им, указывают на то, что техника изготовлена в переходном исполнении или оснащается дополнительным оборудованием. Кроме того, перед цифрами указывается буквенное обозначение завода-изготовителя.

Предполагается переход на идентификацию по европейскому принципу (подразделение на классы):

  1. L - полный вес ПА составляет от 2 до 7,5 тонны.
  2. М - средние модификации (7,5-14,06 тонны).
  3. S - тяжелый класс (более 14 тонн).

Пример условного обозначения: АПТ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ. Речь идет о ПА пенного тушения с цистерной объемом 3 куб. м. с подачей 40 и 4 л/с (на высоком давлении). Шасси - ЗиЛ-4331, номер модели - ХХХ.

Виды технического обслуживания пожарных автомобилей

На каждый ПА устанавливается конкретная норма эксплуатации на квартал и год. При этом учитывается пробег, выделенное количество топлива и прочие технические условия. Месячная норма пробега вычисляется с учетом квартального показателя. Для поддержания оптимальной боевой готовности и повышения возможностей подразделения, устанавливается резерв ПА.

Техническая готовность техники определяется по следующим пунктам:

  • Исправность и общее состояние.
  • Заправка горюче-смазочными, эксплуатационными и огнетушащими материалами.
  • Комплектация пожарно-техническими приспособлениями и инвентарем с учетом табельного положения и правил по охране труда.
  • Соответствие нормам внешнего вида, окраски и надписей ГОСТУ 50574-93.

Если хотя бы одно требование не выполняется, эксплуатация техники запрещается. Виды и периодичность ТО пожарных автомобилей организуется по планово-предупредительному принципу.

Особенности

Техническое обслуживание представляет собой комплекс профилактических мероприятий, направленных на поддержание ПА в исправном состоянии и готовности к эксплуатации. При проведении ТО, должны обеспечиваться:

  • Постоянная техническая готовность к работе.
  • Стабильная работа агрегатов транспортного средства на протяжении установленного периода службы.
  • Безопасность движения.
  • Ликвидация причин, вызывающих преждевременное появление неисправностей.
  • Установленный расход ГСМ и прочих эксплуатационных средств.
  • Снижение негативного воздействия ПА на окружающую среду.

Периодичность

  1. ЕТО - ежедневная проверка при смене караульного состава.
  2. Обслуживание ПА на учении или пожаре.
  3. Аналогичная процедура по возвращении в депо.
  4. ТО после первой тысячи километров пробега.
  5. ТО-1 (первое техобслуживание).
  6. ТО-2.
  7. СО - сезонный осмотр.

Кем и когда проводится ТО?

ЕТО проводится в подразделении во время смены караулов дежурным водителем и персоналом под руководством командира отделения. Все ПА, включенные в боевой расчет и резерв, должны быть чистыми, заправленными ГСМ и эксплуатационными материалами, включая огнетушащие вещества. Сменщик-водитель вносит все записи о работе транспортного средства во время дежурства (в эксплуатационную карту). Кроме того, в его обязанности входит подготовка машины к сдаче. Водитель, принимающий ПА, проверяет состояние транспортного средства в требуемом объеме и вносит соответствующую запись в карту.

ТО на учении или пожаре осуществляется водителем автомобиля. Аналогичная процедура после возвращения - начальником караульной смены.

Обслуживание после тысячного пробега и ТО-1 осуществляется руководителем подразделения ГПС. ТО-2 и СО проводится руководителем подразделения, в котором проходит указанный комплекс мероприятий.

Для ТО-1 и ТО-2 автомобиль выводится из боевого расчета и заменяется резервной единицей. Порядок действий определяет начальник гарнизона ГПС, с учетом местных условий и особенностей. Для ТО-1 время пребывания ПА на обслуживании не должно превышать 2 суток (при ТО-2 - 3 дня).

При техобслуживании машин могут выполняться отдельные виды текущего ремонта в объеме, не превышающем 20% трудоемкости соответствующего типа ТО.

Технику, прошедшую ТО-2, принимают руководитель подразделения и старший водитель (по акту приема/сдачи). После технического обслуживания транспортное средство должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, чистое, отрегулированное и смазанное, согласно соответствующей технической документации. На боевое дежурство вывод ПА, не прошедших очередное ТО, не допускается.

Ремонт

Виды ремонтов пожарных автомобилей:

  • Непосредственно для машин - капитальный, средний и текущий.
  • Для агрегатов - капитальный и текущий.

К ремонтным работам относится комплекс манипуляций по восстановлению работоспособности ПА и обеспечение их нормальной работы. Выполняются мероприятия по мере необходимости либо после определенного пробега.

Разборка, а также замена узлов и агрегатов проводится по итогам предварительной диагностики. После ремонта машину принимают руководитель подразделения и старший водитель по акту приема/сдачи. Перед выездом на боевое дежурство ПА должен пройти обкатку:

  • После текущего и среднего ремонта - 150 километров и двухчасовой эксплуатацией основного рабочего агрегата.
  • После капремонта - 400 км. пробега и 2 часа эксплуатации рабочих приспособлений.

Специальные обозначения

Для обозначения ПА в общем потоке, техника должна оснащаться определенными информативными отличиями. Все пожарные единицы имеют красную окраску, для контраста на определенных местах наносятся белые символы и полосы. Размещение обозначений и разбивка окрашиваемых участков определяется согласно государственным стандартам. На двери кабины наносится номер ПЧ и город, а на кормовой части - тип ПА и номер подразделения. Бампер и видимые детали ходового узла окрашиваются в черный колер. Кроме того, техника оборудуется специальными световыми и звуковыми сигналами.

Итог

Выше рассмотрено, сколько видов ТО у пожарных автомобилей. Учитывая специальное предназначение указанных транспортных средств, эти мероприятия строго регламентируются, а нарушение сроков их прохождения чревато серьезным наказанием для ответственного лица, не говоря уже о безопасности эксплуатации машины.

Дата публикации: 18-01-2017

Какие ассоциации вызывает у вас слова «пожар» и «пожарная техника»? Конечно, эти два понятия взаимозаменяемы и не могут быть друг без друга. Пожар — это неконтролируемое распространения огня, который губит имущество, а порой уносит и человеческие жизни. Нас с детских лет учат осторожно обращаться с огнем, но тем ни менее пожары довольно частое явление в повседневной жизни.Пожарная техника — это специализированная техника, предназначенная для ликвидации пожара.

Пожарный автомобиль — это автомашина, оснащенная самым необходимым материалом для предотвращения пожара, а также спасения людей из места пожара.

Для того, чтобы ликвидировать пожар необходимо учесть два фактора. Первый — чем быстрее приступить к тушению пожара, тем больше шансов спасти имущество от повреждения огнем. И второй фактор — при вызове пожарных необходимо детально описать место возгорания, чтобы пожарный расчет смог использовать на пожаре необходимую пожарную технику. При этом стоит учесть, что при вызове пожарного расчета нужно быть достаточно хладнокровным и как можно меньше говорить не нужной информации по телефону.
Различные типы очагов возгорания, а также способы их тушения привели к классификации пожарных автомобилей по способу их применения на пожаре. Выделяют основные, специальные и вспомогательные пожарные автомашины. Основные же, в свою очередь, распадаются еще на две ветки — это машины общего применения и машины целевого направления.

Классификация пожарных автомобилей

К основным пожарным автомобилям относят:

  • Пожарные автоцистерны. Эти автомашины оснащены емкостью и насосом для доставки огнетушащих смесей. В этой технике присутствует кабина для личного состава, а также специализированное оснащение, которое используют при ликвидации огня.
  • Насосно — рукавные пожарные автомобили. Эти машины имеют в своем составе насосно — рукавное приспособление, а также кабину для пожарных.
  • Пожарные автомобили первой помощи. Отличительной особенностью этой техники является то, что ее используют на первых уровнях возгорания. Имеет в своем составе насосную установку, емкость для огнетушащих компонентов, кабину для пожарных и необходимое оснащение для устранения огня на начальном уровне.
  • Пожарный автомобиль с насосом высокого давления. Эта спецтехника используются для ликвидации очагов возгорания на высоте. Оснащена насосом высокого давления.

Пожарные машины целевого направления включают в себя:

  • Пожарные аэродромные автомобили. Применяются для устранения очагов возгорания на аэродромах.
  • Пожарные автомобили порошкового тушения. Отличительным для этой техники является тара для пожаротушещего порошка.
  • Пожарные автомобили пенного тушения. Названия автомашины говорит само за себя. Эта машина оснащена оборудованием для пенного тушения очагов возгорания.
  • Пожарные автомобили комбинированного тушения. Эта автомашина оснащена средствами комбинированного тушения пожаров.
  • Пожарные автомобили газового тушения. Отличительной особенностью этого комплекса является то, что он имеет сосуд для сжиженных газов, который часто используют для ликвидации огня.
  • Пожарные автонасосные станции. Оснащен пожарным насосом. Используется при устранении крупных пожаров.
  • Пожарные автомобили газоводяного тушения. Особенностью этой машины является то, что она оснащена тарой для сжатых или сжиженных газов.

К специальным пожарным автомобилям относят такие виды спецтехники:

  • Пожарные автолестницы. Такая машина используется для устранения очагов возгорания на высоте, она оборудована специализированной пожарной лестницей.
  • Пожарные автоподъемники коленчатые. Эта спецтехника также используют для ликвидации огня на высоте, она оснащена специальной стрелой с платформой на конце.
  • Пожарные рукавные автомобили. Такая техника используются для перемещения пожарных рукавов.
  • Пожарные автомобили дымоудаления. Эти автомашины эксплуатируют для устранения излишнего дыма с места возгорания.
  • Пожарные автомобили газодымозащитной службы. Эти машины используют для высасывания дыма, а также для освещения места пожара.
  • Пожарные аварийно — спасательные автомобили. Такие автомашины используют для проведения аварийно — спасательных работ.
  • Пожарные штабные автомобили. Эту спецтехнику используют для поддержки связи между штабом и всеми пожарными расчетами, задействованных на пожаре.
  • Данная классификация является общепринятой и используется во многих странах мира.

Основные пожарные автомобили разделяются на две специфические подкатегории: пожарные автомобили общего применения и пожарные автомобили целевого применения .

Пожарные автомобили общего применения.

К таким авто относятся автоцистерны, автонасосы, а также машины первой помощи.

Автоцистерны оборудованы специальными резервуарами для жидкости и насосами. Данная спецтехника используется для транспортировки огнетушащих субстанций, различных устройств и оборудования непосредственно к месту пожара. В качестве огнетушащей жидкости может использоваться вода или пена.

Автоцистерны являются наиболее распространённым видом пожарной техники. Существует несколько типов соответствующих пожарных машин:

  • лёгкие, ёмкость которых не превышает 2000 литров. Примером такого ТС является автоцистерна марки АЦ30(53А);
  • средние, ёмкость которых составляет 2-4 метра кубических. Примером подобных ТС являются цистерны марок АЦ30(130), АЦ40(375);
  • тяжёлые, емкость которых превышает 4 метра кубических.

Стоит отметить, что автоцистерны выполняются на базе автомобилей ЗИЛ (объём водяного бака – 3,5м3, объём пенообразователя – 210л производительность насоса – 40 литров в секунду). Также используются автомобили КамАЗ (водяной бак – 5м3, пенообразователь 350л, производительность насоса – 40л/с) и Урал (объём бака для воды – 15м3, пенообразователь – 900л, производительность насоса – 100л/с).

Автонасосы имеют конструкцию, схожую с автоцистернами. Однако оснащаются большим количеством соответствующего оборудования. Также установки оснащаются увеличенными ёмкостями для транспортировки пенообразователя. Применяются такие автомобили совместно с АЦ или самостоятельно. Чаще всего такие ТС исполняются на базе шасси КамАЗ. При этом диаметр рукава, через который подаётся огнетушащая субстанция, может составлять 51 или 77 миллиметров. Общая длина рукавов на авто может составлять 3500-5000 метров. Производительность насоса равна 100 литров в секунду.

Машины первой помощи используются для оперативной доставки расчёта, малогабаритного оборудования и огнетушащей субстанции к месту пожара. С помощью этих транспортных средств выполняется локализация пожара до прибытия более мощной техники. Исполняются автомобили первой помощи на базе шасси ГАЗ. При этом объём водяного бака равен 500 литров, объём пенообразователя – 50л, производительность помпы – 0,8л/с.

Пожарные автомобили целевого применения.

Установки пенного тушения. Данная спецтехника применяется для доставки огнетушащей субстанции, оборудования и вспомогательных приспособлений к месту пожара. От автоцистерн эти машины отличаются наличием двух переносных устройств, обеспечивающих подъём генераторов пены на определённую высоту (до тринадцати метров). Также в состав такой конструкции могут входить такие агрегаты и приспособления:

  • стационарный лафетный ствол (комбинированный);
  • две дозирующие вставки;
  • генераторы пены (шесть штук).

Техника исполняется на базе шасси Урал. Объём ёмкости для перевозки пенообразователя – 180л. Производительность насоса – 2400л/с.

Установки порошкового тушения. Эта спецтехника используется для ликвидации возгораний на различных промышленных объектах (предприятия по переработке нефти, химическая промышленность, атомная энергетика). Подобные транспортные средства были сняты с производства в 1986 году, однако в отдельных пожарных частях используются по сегодняшний день.

Установки газового тушения. Этот вид техники применяется для тушения горящего электрооборудования, которое находится под напряжением. Также соответствующие транспортные средства используются для ликвидации возгораний в архивах, музеях. С помощью этих агрегатов можно тушить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, разлитые по поверхности или находящиеся в резервуарах.

Исполняется такая спецтехника на базе шасси ЗИЛ, КамАЗ, Урал. Основным функциональным механизмом авто является установка газового тушения. Также в конструкции ТС присутствуют баллоны с углекислотой. Подача огнетушащего вещества осуществляется через специальный ствол.

Автомобили газо-водяного тушения. Такая техника оборудуется турбореактивным двигателем. Благодаря этому создаётся мощный поток газа, который обладает большим коэффициентом кинетической энергии. Используются такие машины при тушении газонефтяных фонтанов. Авто создаются на базе шасси КамАЗ. Производительность насоса, подающего газо0водяную смесь – 150 литров в секунду.

Установки комбинированного тушения. Такая спецтехника обеспечивает последовательную подачу специальной пены и ОПС непосредственно к очагу пожара. Комплектация соответствующих машин определяется типом базового шасси и установки надстройки.

Транспортное средство может исполняться на шасси КамАЗ. Объём цистерны для воды составляет 6м3. Масса огнетушащего порошка – 1000 килограмм. Производительность насоса – 80л/с.

Аэродромные автомобили. Эта техника используется при спасении экипажей и пассажиров воздушного транспорта, а также при ликвидации пожаров на авиатранспорте и последствий соответствующих аварий. Аэродромные машины разделяются на два вида:

  • стартовые автомобили, локализирующиеся непосредственно возле взлётных полос. Примером такой техники является транспортное средство АА40(131), выполненное на базе шасси ЗИЛ;
  • основные автомобили, располагающиеся в пожарной части. Примером такой машины является авто модели АА60(7310), выполненное на базе МАЗ.

Также аэродромная пожарная спецтехника может исполняться на шасси КамАЗ. Транспортное средство имеет производительность насоса – 40 литров в секунду. Объём цистерны для воды – 5м3. Масса перевозимой углекислоты – 50 килограмм.

Насосные станции. Такая техника применяется для подачи жидкости по магистралям к мобильным стволам или пожарным машинам. Насосные станции выполняются на шасси ЗИЛ, а также на прицепах. Производительность насосов таких установок –110 литров в секунду.

Специальные пожарные автомобили

В эту группу машин входят следующие транспортные средства:

Рукавный автомобиль. Техника используется для транспортировки определённого количества рукавов к месту возгорания либо для прокладки магистралей на ходу. Выполняются ТС на базе шасси ЗИЛ. Количество транспортируемых рукавов зависит от их диаметра.

Скорость выкладки шлангов в одну линию составляет 9 километров в час.

Машины для организации освещения и связи. Техника используется освещения территории возле горящего объекта. Кроме того, агрегаты позволяют устанавливать полноценную связь рабочей бригады с центральным штабом. Примером такой машины служит агрегат АСО12(66)90А. Мощность генератора спецтехники – 12кВт. В комплекте присутствуют радиостанции (переносная стационарная), громкоговоритель, телефон, прожектор. Монтирована установка на шасси ГАЗ.

Пожарные автолестницы. Устройства применяются для подъёма сотрудников пожарной службы на верхние этажи. Классификация этих машин осуществляется с учётом длины самой лестницы и типа приводного мкханизма:

  • лестница малой длины. Пример – авто АЛ18(52А)Л2. Длина – не более 20 метров;
  • лестница средней длины. Пример – авто АЛ30(131)Л21. Длина – до 30 метров;
  • лестница большой длины. Пример – авто АЛ45(257)ПМ109. Длина – 30 метров и более.

Приводы автолестниц бывают на электрической тяге, гидравлические, механические, комбинированные.

Вспомогательные пожарные автомобили

В эту группу пожарных машин входят легковые автомобили, которые используются для перевозки сотрудников штабов и частей. Также сюда включены грузовые транспортные средства, часто используемые для транспортировки разнообразного инвентаря, ценностей и прочих вещей. Помимо этого к вспомогательной спецтехнике относятся бензовозы, передвижные мастерские, мобильные лаборатории, автокраны, экскаваторы и трактора, а также прочие транспортные средства.

Статью прислал: Ellada