В последние годы во время митингов и других массовых мероприятий, которые проводятся патриотическими организациями, кроме традиционного национального флага, все чаще можно увидеть необычный черно-желто-белый триколор. Нередко на нем изображается старый имперский символ – двуглавый орел , впервые появившийся еще в XV веке.

Это не что иное, как имперский флаг, который был официально утвержден в 1858 году, после проведения в России геральдической реформы. Ее инициатором был император Александр II. Однако история имперского флага России начинается задолго до этого времени.

Следует сказать, что происхождение и значение этого символа изучено пока недостаточно, ему посвящено сравнительно немного научных исследований, а факты, которые изложены в популярных изданиях, грешат многочисленными неточностями. Часто спорят, как правильно должны располагаться цвета на имперском флаге, потому что до 1858 года его внешний вид был несколько иным.

Что означает этот флаг? Почему его называют «имперским»? Какие исторические события с ним связаны и почему имперский флаг так любят российские националисты?

Часто видя имперский флаг на митингах националистов, рядовые граждане считают его едва ли не нацистским, однако это далеко не так.

Однако прежде чем говорить об истории российского имперского флага, следует дать его точное описание и объяснить значение цветов и элементов, которые были использованы в нем.

Описание Российского имперского флага

Российский имперский флаг состоит из трех горизонтальных полос – черного, желтого и белого цвета. Сверху расположена черная полоса, ниже ее – желтая (или золотая), снизу полотнища находится полоска белого (или серебряного) цвета.

Первая трактовка облика знамени появилась сразу после его официального утверждения – в императорском указе Александра II от 11 июня 1858 года. Именно 24 июня (11 июня по старому стилю) нынешние монархисты и представители националистических движений отмечают День имперского флага.

Согласно ему, верхняя полоса черного цвета соответствовала черному двуглавому орлу, средняя желтая (золотая) – цвету поля на государственном гербе, а нижняя (белая или серебряная) соответствовала кокарде Петра Первого и Екатерины Второй, а также совпадала с цветом всадника (Георгия Победоносца) на гербе государства.

Существуют и другие толкования значения некоторых цветов на имперском флаге. Желтый или золотой цвет часто ассоциируют с золотым двуглавым орлом Византии, который изображался еще во времена Киевской Руси.

Белый цвет традиционно связан с Георгием Победоносцем – одним из главных небесных борцов со злом. Это цвет чистоты и непорочности, у всех народов он символизирует вечность и светлое начало.

Сразу следует заявить, что до 1858 года имперский российский был несколько иным. Он имел другое расположение цветов: сверху шла белая полоса, по центру – желтая, а нижняя часть знамени была черной. Кроме того, указ 1858 года так и не сформулировал точный статус этого флага. Именно поэтому разные авторы часто называют его несколько иносказательно: «романовский флаг», «флаг имперских цветов», «флаг Российской империи» и так далее.

Также следует отметить, что средняя полоса имперского флага могла иметь разные вариации: желтый или оранжевый.

История имперского флага России

Принятием государственного флага Россия обязана Петру I, хотя первое появление традиционного бело-сине-красного триколора случилось еще во время правления Алексея Михайловича. Тогда для изготовления флага боевого корабля «Орел» была заказана красная, синяя и белая ткань. Кроме привычного нам триколора, Петр I использовал и императорский штандарт, который был выполнен в цветах имперского герба.

Первое появление черно-желто-белого российского флага относится к началу XVIII столетия. Во время правления императрицы Анны Иоановны было издано постановление Сената, согласно которому шарфы военнослужащих пехотных и драгунских полков должны повторять цвета российского герба , то есть быть черными с золотом. То же самое касалось и головных уборов: носить шляпы солдатам предписывалось с золотым галуном, кисточками, белым бантом и черным полем.

Чуть позже для церемонии коронации императрицы Елизаветы Петровны был изготовлен государственный флаг, который и позже использовался в различных торжественных мероприятиях. Он был выполнен в виде желтого полотнища с черным двуглавым орлом по центру с обеих сторон. Вокруг орла по краям полотнища изображались гербы княжеств и земель, входящих в состав Российской империи.

Комбинация из черно-желто-белых цветов стала весьма популярной в период русско-французских войн начала XIX века. Во время Отечественной войны 1812 года вошло в моду украшать одежду и жилища лентами, флагами, кокардами, выполненными в этих цветах.

При императоре Николае I кокарды и ленты цветов имперского флага начинают довольно широко использоваться гражданскими лицами (прежде всего чиновниками), ранее они в основном были распространены среди офицеров армии и флота.

Официально имперский флаг был утвержден во время царствования императора Александра II. Он инициировал масштабную геральдическую реформу, во время которой изменения были внесены в малый государственный герб, были утверждены средний и большой герб России. Руководил проведением реформы Бернгард Кене.

Флаг был утвержден в июне 1858 года, однако статус его так и оставался неясным. В Российском государстве практически появилось два флага: бело-сине-красный и черно-желто-белый. В 1864 году Александр II подписал еще один указ, в котором сочетание белого, желтого и черного цвета называлось «цветами национальной русской кокарды». Некоторые исследователи считают, что тем самым фактически в России произошла смена национального флага.

Следует отметить, что до 1858 года порядок чередования полос имперского флага был несколько иной: белая полоса была сверху, а черная – снизу. Есть и объяснение такому расположению цветов, оно должно было символизировать главный девиз Российского государства: «Православие, Самодержавие, Народность». Верхняя полоса – это Церковь, белый цвет символизирует ее святость и чистоту. Средняя желтая полоса означает славу и доблесть государя (золото – царский цвет), а нижняя, черная - российский народ, который является основой и самодержавия, и православия.

Существует и еще одна трактовка первоначального расположения цветов на имперском флаге. Нижний слой (черный цвет) символизирует державный герб империи – двуглавого черного орла. Это олицетворение стабильности и процветания огромной страны, нерушимости ее границ и единство нации. Средний слой (желтый или золотой) – символ нравственного развития, духовности русского народа. Также этот цвет трактуют как преемственность традиций Византийской империи – прежде всего православной веры. Верхняя полоса (белого цвета) обращение к святому Георгию Победоносцу, которого многие столетия особенно чтят на Руси и считают защитником русских земель. Кроме того, белый цвет – это символ жертвенности. Русский народ готов пойти на великие жертвы, для того чтобы сохранить величие своей страны и собственную честь.

Почему флаг оказался перевернутым – до сих пор остается загадкой. Перевернутый флаг – это знак траура, и вообще считается крайне плохой приметой. На флоте перевернутый флаг на мачте корабля обозначает бедствие, которое он терпит. Эта примета была хорошо известна и на Руси. Кене, который всю жизнь посвятил геральдике, не мог об этом не знать. Следует отметить, что после утверждения такого флага, жизнь империи начала меняться в не лучшем направлении.

Почти 25 лет имперский флаг использовался в качестве официального, на основе его цветов разрабатывались новые территориальные гербы (это нормальная практика в геральдике). Имперский флаг вывешивался над государственными учреждениями, казенными зданиями в праздники, а обычным гражданам можно было использовать старый бело-сине-красный флаг, который изначально применялся в торговом флоте.

Так продолжалось до самой трагической гибели Александра II. Но его сын, император Александр III, изменил ситуацию. Уже перед коронацией Александра III было выпущено постановление о том, какими именно флагами необходимо украшать дома во время праздничных мероприятий. Предписано было использовать только бело-сине-красный флаг.

Таким образом, Александр III практически возродил бело-сине-красный триколор, а позже (в 1883 году) придал ему статус государственного. Однако при этом он не отменил и имперский флаг, что привело к некоторой путанице. Если говорить юридически, то в России в этот период появилось два государственных флага. Следует отметить, что имперский флаг продолжали использовать, хотя и гораздо реже, чем при предыдущем императоре. Особенно часто его вывешивали во время различных торжеств, связанных с членами правящей династии.

Например, имперский флаг поднимался во время встречи Александра III с австрийским императором в 1885 году.

Нужно сказать, что примерно в 70-е годы XIX столетия вопрос о национальном флаге начал вызывать острые дискуссии в российском обществе. В то время в России уже появилась прослойка либерально настроенных граждан, которые ратовали за бело-сине-красный флаг в качестве государственного, а также защитники самодержавия и консервативных ценностей, защищавшие имперский флаг. Бело-сине-красный флаг в какой-то степени стал знаменем оппозиции к царскому правительству в то время.

Подобная путаница не могла не приводить к курьезным ситуациям: в 1892 году во время подготовки к коронации Николая II полиция города Харькова приказала снять со всех зданий имперские флаги. Этот случай стал широко известен и вызвал большой резонанс в российском обществе.

Накануне коронации Николая II было проведено специальное совещание, на котором обсуждался вопрос о национальном флаге. На нем было принято решение считать российским государственным флагом бело-сине-красный.

Аргументы при этом приводились довольно своеобразные. Чиновники заявили, что именно эти цвета больше всего по сердцу подданным империи: праздничные народные рубахи у крестьян белые, синие или красные, женский праздничный сарафан также красного или синего цвета, да и вообще издавна на Руси красивое называли «красным».

Понятно, что подобные аргументы при выборе национального символа выглядят несколько странно.

Как бы то ни было, точку в вопросе о государственном флаге поставил новый (и последний) император Николай II. Еще перед коронацией, ознакомившись с выводами комиссии, он повелел считать бело-сине-красный флаг государственным. Хотя и это решение не было обнародовано более двух лет.

Во время царствования Николая II имперский флаг использовался довольно часто, но государственным и официальным все-таки считался бело-сине-красный флаг.

Имперский флаг продолжали использовать на официальных церемониях, он входил в штандарты членов императорской фамилии. Особенно активно использовался имперский флаг во время празднований 300-летия дома Романовых. К этой дате была изготовлена юбилейная медаль с лентой цветов имперского флага.

В 1910 году несколькими монархическими организациями опять был поднят вопрос о возвращении имперского флага в качестве государственного. При этом предлагалось изменить расположение его цветов. Причиной обращения стало приближение праздника – 300-летия династии Романовых.

По этому поводу было создано Особое совещание, изучавшее вопрос, какой из флагов больше подходит на роль государственного. Руководил его работой министр юстиции Веревкин. Изыскания продолжались несколько лет, ее итогом было решение о возвращении в качестве государственного старого имперского флага. При этом ученые не смогли найти веских обоснований ни для одного из флагов.

Власть пошла на компромисс: в 1914 году был предложен новый вариант государственного флага: бело-сине-красное полотнище, с черным орлом в желтом квадрате, который размещался в верхнем углу, у самого древка. Затем началась Первая мировая война – не лучшее время для замены главного государственного символа.

Российский имперский флаг после революции

Февральская и Октябрьская революция 1917 года положила конец официальному использованию имперского флага.

В качестве символа его использовали различные белогвардейские и монархические организации, находящиеся в иммиграции. Одной из самых известных является «Российская фашистская партия», которая существовала перед Второй мировой войной.

Ренессанс имперского флага начался в конце 80-х годов, перед самым распадом Советского Союза. В 1990 году была создана комиссия, которая занималась разработкой проектов герба и флага Российской федерации. Идея возродить старый бело-сине-красный флаг была принята единогласно.

Имперский флаг стал символом правых и монархических организаций и до сих пор пользуется большой популярностью у русских националистов, от умеренных до крайне правых. С тех пор периодически слышаться призывы о предоставлении имперскому флагу официального статуса. Его неоднократно предлагали сделать государственным.

В начале 90-х годов сразу несколько казачьих организаций выбрали себе имперский флаг в качестве основного символа. Неравнодушны к этому знамени и футбольные болельщики. В качестве символа нередко встречается имперский флаг с гербом России. Ни один «Русский марш» или аналогичное ему мероприятие не обходится без имперской символики.

Имперский флаг используют даже неоязычники (родноверы), которые помещают в центр полотнища коловрат или громовник – древний языческий славянский символ. Правда, как можно связать флаг, официально появившийся в середине XIX века, и верования древних славян – это большая загадка.

В 1993 году во время путча имперский флаг активно использовался защитниками Верховного Совета. Хотя, надо сказать, что красных флагов там было гораздо больше.

В 2014 году Законодательное собрание Санкт-Петербурга обратилось в Государственную думу с предложением предоставить имперскому флагу особый статус. По мнению депутатов, его необходимо признать историческим символом России.

Были попытки использовать имперский флаг или его цвета в символике так называемой Новороссии – сепаратистском образовании на востоке Украины. Даже после очевидного краха проекта «Новороссии» имперские цвета продолжают использовать в непризнанных республиках Донбасса.

В настоящее время продолжается дискуссия относительно утверждения имперского флага в качестве государственного, но ее накал постепенно сходит на нет. Триколор давно стал привычным и узнаваемым атрибутом Российского государства.

Защитники государственного статуса имперского флага заявляют, что период его использования (с 1858 по 1883 год) был эпохой максимального расцвета Российской империи. За это время не было проиграно ни одной войны, Россия окончательно покорила Кавказ, выиграла войну на Балканах, значительно расширила свою территорию.

Имперский флаг не использовался коллаборантами в период Великой Отечественной войны, а под нынешним триколором воевали гитлеровские союзники (РОА, РОНА). Это является еще одним доводом в пользу признания имперского флага. Впрочем, откровенно фашистские организации, которые использовали имперский российский флаг, сражались против СССР в предвоенный период.

Среди противников признания имперской символики на государственном уровне больше всего коммунистов и представителей других организаций левого направления. Они указывают на то, что цветовая гамма имперского знамени скопирована с флагов Пруссии и Австрии и вообще не имеет отношения к славянам.

Несмотря на то что имперский флаг очень любят представители правых движений, он не внесен в список экстремистской символики.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

или «пусти козлов в огород»…

Ходит множество споров о правильности расположения цветов на флаге Российской Империи. Имперский флаг, как сегодня мы привыкли видеть, состоит из верхней черной полосы, средней желтой и нижней белой. В таком виде он был принят в 1858 году.

Как правильно: черный- желтый-белый или белый-желтый-черный? На эту тему существует море публикаций в основном познавательного характера, где нет обоснованного объяснения, как должны правильно располагаться цвета. Есть только ссылка на высочайше утвержденный указ №33289 от 11 июня 1858 года «О расположении гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях ». Но не указываются обстоятельства, при которых был принят указ, текущее государственное положение и кто был автором данного документа.



Так вот до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы - белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-сине-красный… Но бело-желто-черный до Александра II , а после черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром I (который просто-напросто скопировал цвета флага Голландии).

Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о «двойственности» важнейшего государственного Российского символа. По-разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-сине-красные флаги, которые стали символом антиправительственных политических движений тех лет. Именно «торговый флаг» отстаивали т.н. «либеральные» круги, которые на весь мир кричали, что борются с деспотизмом и реакционностью царской власти, а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны.

Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр II. Его сын и преемник, Александр III 28 апреля 1883 г. придал бело-сине-красному флагу статус государственного, но при этом не отменив и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение. А уже с 29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом бело-сине-красный указав также что «другие флаги допускаемы быть не должны ».

Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии. Императора «уговорили», поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета - и это подчеркивает их «единство». И объясняя это еще тем, что черно-желто-белый флаг «не имеет геральдических исторических основ в России», чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага?

Но вернемся к бело-желто-черному знамени. То есть, тогда, перед принятием, - бело-желто-черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у «переворота» и автор - Бернгард Карл Кёне (о нем будет сказано в конце статьи, чтобы вполне представлять, что за человек влез «исправлять» российскую геральдику). Александр II по восшествии на престол решил, помимо всего прочего, привести в порядок государственную символику - и подвести ее под общеевропейские геральдические стандарты.

Заниматься этим должен был барон Бернгард-Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Кёне родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, еретика, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.

Но как бы то ни было - флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о «правильности» флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых .

Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса «о государственных Русских национальных цветах». Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-желто-черного флага с «правильным» расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему - непонятно, но пошли на компромисс - в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. С таким немного повоевали в Первую Мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине.

В геральдике перевернутый флаг означает траур , это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие. Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой - нужны особые усилия особых людей.

Существование бело-желто-черного флага подтверждают кинохроники, однако к ним относятся по-разному, ввиду черно-белой пленки. Приверженцы черно-желто-белого флага объясняют, что на съемках бело-сине-красный флаг, не смущаясь простым опытом сравнения цветов, при переводе цветных флагов в черно-белый режим при помощи любого известного графического редактора.

Также триколор в расположении белый-желтый-черный можно увидеть и на картинах художников.

Васнецов В. М. «Известие о взятии Карса» 1878 год

На картине Васнецова , посвященной русско-турецкой войне, устанавливают бело-желто-черный флаг. Интересный факт: картина датируется 1878 годом, то есть написана спустя 20 лет после выхода утверждения №33289 « о расположении гербовых цветов » в котором их поменяли наоборот. Выходит, что в народе еще были в ходу не перевернутые бело-желто-черные флаги.

(В центре, либо (сине-желто-красный) флаг Объединённого княжества Валахии и Молдавии, союзника Российской Империи в Русско-турецкой войне (1877—1878), либо панславянский (сине-бело-красный) флаг - трудности определения по репродукции о цветности средней полосы. Славянские народы в 1848 году на Панславянском конгрессе в Праге приняли общий панславянский флаг, повторивший цвета российского (бело-сине-красного) флага).

А вот картина Розанова «Ярмарка на Арбатской площади». На крышах зданий видно как развеваются бело-желто-черные флаги. А наряду с ними бело-сине-красные. Картина написана как раз во время сосуществования двух флагов.

Розанов , «Ярмарка на Арбатской площади»

Как только не объясняют расположение черной полосы вверху: это и непостижимость Бога (а как же Бог есть свет?), и величие Империи, и цвет Духовности (ссылаясь на монашеское одеяние). Также истолковывают как: черный - монашество, желтый - золото икон, белый - чистота души. Но все это из разряда народных толкований «кто как придумает».

При этом упускается самый главный момент, что цвета имперского флага должны быть тождественны словам, выражающим всю нашу славянскую суть: Православие, Самодержавие, Народность. Или же если сказать по-другому: Церковь, Царь, Царство. Какой цвет подходит к каждому из этих слов? Ответ очевиден.

В 1958 наряду с флагом были внесены изменения и в государственный герб. Кёне его создал таким, каким мы его привыкли видеть. Хотя при Николае I он был другим.

Герб Кёне, 1858 год

Для примера Герб, изображенный на монетах.

Вот монеты Николаевские, 1858 года

А вот монета 1859 года Александра II (правление Александра II, годы которого были прозваны «эпохой великих реформ», для российских евреев, как и для страны в целом, явилось резким контрастом к предыдущему периоду: реформы в экономике, относительные политические свободы, бурное развитие промышленности - все это, как и веком ранее в Пруссии, создало условия для еврейской ассимиляции, которой так и не произошло ). Здесь явственно видно, насколько точно «слизан» орел с герба Габсбургов. Особо яркая деталь - хвост орла. И это все в один год со сменой флага. Также появились на монетах магендовиды (шестиконечных звезды). Так как масоны большие символисты, им так и хотелось хоть каплю дегтя, но добавить в нашу геральдику.

Еще несколько монет для сравнения:


Еще в 59-ом выпустили памятную монету и медаль «Монумент Императора Николая I на коне». Магендавиды теперь настолько мелкие, что их можно только под лупой рассмотреть

Обновили медные монеты, дизайн изменился кардинально, звезды там «советские» - пентакли.

На изображении ниже представлено сходство герба который «сочинил» Кёне, с гербом Габсбургов.

Герб Габсбургов

Для сравнения:

1) Корона приобрела ленту (более похожая на змею), до этого в Российской геральдике эта лента никогда не использовалась;
2) Крылья ранее на всех орлах имели много перьев, а теперь стали абсолютно копировать Габсбургов, даже по оформлению, между большими перьями и там и там, есть маленькие перышки. При этом в нашем орле оказалось по 6 перьев, против 7;
3) Совокупность герба и цепочки, хотя такое расположение и использовалось ранее, но на всех предыдущих монетах, был четко виден орден Святого апостола Андрея Первозванного , теперь это просто цепочка, как собственно и Габсбургов;
4) Хвост. Все понятно без комментариев.

Бернгард Карл (в России "Борис Васильевич") Кёне (4/16.7.1817, Берлин - 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание (сам Кёне и его сын остались протестантами, несмотря на то, что связали свою жизнь с Россией, его внук был уже православным).


Рано увлёкся нумизматикой и свою первую работу в этой области («Монетное дело города Берлина») опубликовал в возрасте 20 лет, когда ещё был учеником берлинской гимназии. Являлся одним из активных деятелей, а затем и секретарём Берлинского нумизматического общества. В 1841-1846 гг. руководил изданием журнала по нумизматике, сфрагистике и геральдике.

С Россией Кёне заочно познакомился ещё в начале 1840-х годов. Известный нумизмат Яков Яковлевич Рейхель , служивший в Экспедиции заготовления государственных бумаг, владелец одной из крупнейших нумизматических коллекций, обратил внимание на молодого человека, вскоре ставшего его помощником в собирательстве и «представителем» в немецких нумизматических кругах. После окончания университетского курса Кёне впервые приехал в Петербург.

В Берлин он вернулся с твёрдым желанием поступить на русскую службу и выступил претендентом на свободную тогда кафедру археологии в Петербургской Академии наук (чего так и не произошло). В результате протекции Рейхеля 27 марта 1845 г. Кёне был определён помощником начальника Первого отделения Императорского Эрмитажа (Первое отделение включало собрания антиков и монет, им руководил крупный нумизмат Флориан Антонович Жиль ) с чином коллежского ассесора. К концу жизни Кёне дослужился до тайного советника (1876).

В Петербурге Кёне развил бурную деятельность. Упорное желание попасть в Академию наук, причём по археологическому «направлению», стимулировало не только активное изучение им археологии, но и его не менее активную организаторскую работу. Стремясь обрести нужный вес в научных кругах, Кёне выступил инициатором создания в России специального нумизматического общества, но поскольку археология неизбежно привлекала его, он соединил две эти науки под одним «административным» названием - так появилось Археологическо-Нумизматическое общество в Петербурге (позднее Русское Археологическое общество).

Кёне стремился пропагандировать себя и общество в европейском масштабе. На нём лежала вся переписка с иностранными учёными. А иностранные научные общества неизменно принимали его в свои члены, так что к концу жизни он являлся членом 30 зарубежных обществ и академий (в Петербургскую он так и не попал). Кстати, ориентированность на Запад привела к тому, что Кёне старался не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807-1863), русский язык был восстановлен в своих правах.

Вторая половина 1850-х годов - это «триумф» Кёне в Герольдии, когда он в 1856 г. создаёт Большой государственный герб империи, а в июне 1857 г. становится управляющим Гербовым отделением при департаменте (с оставлением в должности по Эрмитажу). Возглавив всю практическую работу в области российской геральдики, Кёне в течение последующих лет начал масштабную геральдическую реформу, стремясь унифицировать и придать системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики (например, поворот фигур в правую геральдическую сторону; замена некоторых, казавшихся Кёне не подходящими для геральдики, фигур на иные и т. д.) и введения новых принципов и элементов (помещение губернского герба в вольную часть городского, система эмблем внешней части территориальных и городских гербов, отражающих их статус и т. д.).

Карьера Кёне в Русском Археологическом обществе оборвалась с приходом нового августейшего руководителя Великого князя Константина Николаевича . Он не утвердил избрание Кёне секретарём третьего отдела общества (единственный случай за всю историю общества), в результате чего в начале 1853 г. Кёне покинул его ряды. Константин Николаевич питал к Кёне устойчивую неприязнь. В частности, он неодобрительно отнёсся к проекту государственного герба 1856-1857 гг.

15 октября 1862 г. Кёне было дозволено принять баронский титул, пожалованный 12/24 мая того же года правительницей (за малолетством принца Генриха XXII ) княжества Рёйсс-Грейцского Каролиной-Амалией . В литературе можно встретить утверждение, что этим титулом Кёне обязан созданному им государственному гербу Российской империи, но эти данные нуждаются в подтверждении. Скорее всего, предприимчивый нумизмат просто купил права на этот титул и таким образом стал, наверное, единственным в России бароном «Рёйсс-Грейцским».

При этом можно твердо заявить, что Николай II и цесаревич Алексей понимали проблему государственного флага Российской Империи и намеревались привести его цвета в изначальный вид, т.е. бело-желто-черный. Подтверждением этому служит то, что знамя Ливадийско-Ялтинской потешной роты имени Цесаревича Алексея состояло из белой, желтой и черной полос.

Кроме того, на 300-летие Дома Романовых Царём Николаем II была утверждена юбилейная медаль с использованием цветов: Бело-Жёлто-Чёрным.

Что же, это еще один показательный урок - уже на государственной символике - не допускайте козлов огород…




ключевые слова -- русский вопрос, ри, флаг, геральдика, синод,

История российского флага насчитывает несколько веков. На протяжении столетий знамя видоизменялось, но не переставало осуществлять свои важнейшие функции - служить опознавательным знаком, а также представлять и символизировать страну и нацию в целом. Каждый гражданин должен знать, как выглядел флаг России раньше и что он представляет собой в наши дни, что олицетворяет и какой смысл он несет.

Флаг и знамя - два термина, обозначающих важнейший символ любого государства

В русском языке издавна использовались два слова, имеющие схожий семантический смысл: "знамя" и "флаг". Первый имеет славянские корни и происходит от слова "знамение" или "знак". Он указывает на своего владельца и выступает в качестве особого символа. Второй термин "флаг" пришел к нам из Голландии и в переводе обозначает "корабельное и мореходное знамя". Обычно он поднимался на специальной мачте, называемой "флагшток".

Издавна флаг выглядел как кусок ткани определенной геометрический формы, который прикреплялся к шнуру или древку. Он мог иметь разную окраску, и зачастую его цвета несли особенный смысл. Сложно переоценить роль знамени в древних сухопутных, морских битвах и средневековых сражениях, когда с его помощью велось управление воинскими отрядами. По сей день оно используется как символ государства, власти, как "представитель" нации.

Все страны мира имеют свое особое одноцветное или разноцветное знамя. Современный флаг Российской Федерации легко узнаваем - он представляет собой полотнище прямоугольной формы, имеющее три горизонтальные полосы белого (верхняя), синего (средняя) и красного (нижняя) цветов. Около трех веков русский народ "прошел" под триколором. А как выглядел флаг России ранее? Что он символизировал? Давайте попробуем в этом разобраться.

Стяги древних славян

Историкам немного известно о древнейших знаменах славянских народов. Предположительно, первые из них были примитивны и состояли из травы или конских хвостов, которые крепились на шестах, остриях копий или просто длинных палках. Считается, что они походили на бунчуки тюркских племен. В "Повести временных лет" упоминались знамена, обозначавшие воинские отряды, - стяги (полотна, крепившиеся к древку). Постепенно появилась и особая должность - стяговник: он должен был хранить знамя и разворачивать его во время боя. Со временем стяги не только стали служить ориентирами в сражении, но и трансформировались в особые символы власти. Князья, захватывая города, начали водружать свои знамена над ними, оповещая о своих притязаниях.

Знамена Древнерусского государства

На Руси в IX-XIII вв. были распространены стяги вытянутой треугольной формы, прапоры со скошенным клином и каймой, а также знамена с пришитыми к ним косицами, развевающимися на ветру. Нередко в битвах использовались и хоругви - особые священные знамена, на которых изображались лики святых, Богородицы или Спасителя. Древние стяги выполнялись из разной ткани и окрашивались в разные цвета. При этом наиболее часто использовались зеленый, красный, синий, белый и голубой оттенки. На Куликовом поле над русскими воинами простиралось большое на котором был изображен Нерукотворный Спас.

Царские знамена в период XVI-XVII вв.

Вплоть до XVIII столетия Россия не имела единого государственного знамени. Существовало большое количество разнообразных стягов и хоругвей. Малые и Большие царские знамена отличались особой яркостью и красотой. Как правило, они богато украшались и оформлялись религиозными сюжетами.

Примером подобных знамен является известный "Великий стяг" царя Ивана Грозного. Он представлял собой огромное разноцветное полотнище трапециевидной формы. Украшено оно было изображениями Святого Михаила, сидящего на золотом крылатом коне, и Иисуса Христа в славе. Также на полотне были искусно нарисованы золотые херувимы, серафимы и ангелы в белых одеждах. Это величайшее знамя более 150 лет сопровождало в боях и походах русскую армию: оно побывало в Крымских (1687, 1689 гг.) и Азовских (1696 г) походах, а также на войне со шведами. Фото флага царской Росси, к сожалению, не передает всей его красоты и мощи.

Подобным царским знаменам воздавались особые почести: их освещали, наравне с иконами, им поклонялись. Полковые и сотенные стяги были меньше по размеру и не так богато украшены, как царские. Часто на них вместо ликов святых изображался простой крест. С XVII в. на стяги на западный манер стали наносить светские эмблемы, например рисунки змеи, орла, льва и пр.

Как выглядел флаг России при Петре Великом

В период царствования Алексея Михайловича появились первые упоминания о едином Российском флаге. Государь, изучив знамена других стран, выбрал для своего три основных цвета - белый, синий и красный. В 1686 г. на первом торговом был поднят новый флаг царской России. По некоторым версиям, он имел прямоугольную форму. На нем был изображен синий крест, левый верхний и правый нижний углы были окрашены в белый цвет, а остальные два - в красный. Петр I, продолжая дело своего отца, видоизменил флаг, определив на нем порядок горизонтальных полос. Фото флага царской России представлено далее - он был похож на современный триколор, но имел двуглавого орла по центру.

Также Петр Великий создал флаг и для торгового флота. Он представлял собой белое полотнище с черным двуглавым орлом, с державой и золотым скипетром в лапах. С 1705 г. был официально утвержден торговый флаг России - триколор, который использовался на военных судах вплоть до 1712 г, пока не был утвержден единый кормовой Андреевский флаг - белое полотнище с голубым крестом по диагонали. После этого триколор стал использоваться лишь на коммерческих судах.

История имперского флага России. Царское знамя в 18-19 вв.

В дальнейшем российский флаг претерпевал значительные изменения. В 1742 г. было сделано новое знамя в связи с предстоящей коронацией Елизаветы I. Как выглядел флаг России теперь? На желтом полотне был изображен черный двуглавый орел, которого окружали овальные щитки с гербами.

При Александре I черно-бело-желтые цвета постепенно стали восприниматься как государственные. На знаменах русских полков изображали черного двуглавого орла на золотом фоне. В 1858 г. был разработан новый герб, а также и флаг Российской империи. Александр II утвердил из трех полос - черной сверху, желтой по центру и белой снизу - имперский флаг России. Фото демонстрирует, каким было знамя в 19 столетии.

К сожалению, новый вид флага не пришелся по душе простому народу, а воспринимался как сугубо казенный. К тому же новый стяг был очень похож на немецкий. По этой причине Александр III, известный русофил, вновь вернул бело-сине-красный триколор на пьедестал. В 1914 г., после широкого празднования 300-летия династии Романовых на российском престоле, появился симбиоз знамен. Бело-сине-красный флаг был дополнен черно-желтым императорским штандартом, который изображался в верхнем углу древка. Такое знамя просуществовало до г.

Флаги и знамена РСФСР И СССР. Сложный 20 век

Русская и Февральская революции прошли под ярко-алыми знаменами. Не только они, но и вся массовая символика была красной. Октябрьский переворот 1917 г. также осуществился под алым флагом. 10 июля того же года был принят окончательный вариант нового знамени.

Флаг РСФСР представлял собой красное полотнище. В левом верхнем углу, у древка, помещалась золотая надпись - "РСФСР". С 1918 г. использование имперского триколора было строго запрещено. Над Кремлем водрузили алое знамя.

В 1924 г. Конституция СССР утвердила новый флаг. На алом полотнище теперь изображались золотые серп и молот, над которыми помещалась пятиконечная звезда с золотой каймой. Во Второй мировой войне советское знамя стало великим символом победы русского народа над фашизмом.

Возвращение знаменитого российского триколора

После более чем семидесятилетнего перерыва был поднят российский триколор в столице, над зданием Верховного Совета. Произошло это знаменательное событие в дни августовского г. Сейчас флаг РФ поднимается не только на зданиях органов власти на территории нашей страны, но и на дипломатических представительствах за рубежом.

Кроме триколора, по сей день используется Андреевский флаг, а также которое было учреждено президентским указом в 1996 г. Оно символизирует героизм и великое мужество русского народа, проявленные в дни Великой Отечественной войны. Надеемся, наша статья оказалась полезной, и теперь вы знаете, какие флаги были в России. Любой гражданин должен знать великое историческое прошлое своего народа!

Сначало подумал что может быть это бело-сине-красный флаг? Но затем прочитал, что: " ВФП имела свой партийный флаг. Согласно положения № 71 «О партийном флаге В. Ф.П.», он представлял собой полотнище с черной свастикой на желтом фоне ромба в белом прямоугольнике." Поэтому вероятнее всего на фото слева именно бело-золото-черный флаг. Но это лишь догадка.

А что не подлежит сомнению?

Недавно мне один из близких соратников, монархистов по убеждению, упорно доказывал, что нельзя никак националистам, и тем более монархистам, использовать флаг белым цветом вверху, это де нарушает Законы Российской империи. Мои доводы логики о том, что использовать Организациям Националистов, по-сути объединению частных лиц, государственный флаг как свой, флаг Организаций, это тоже самое что начать клепать и выдавать например от своего имени георгиевские кресты, т.е. профанация. Государственный флаг должен быть у ГОСУДАРСТВА, а не у организаций, пусть даже которые и стремятся к восстановлению этого государства. Но все мои доводы были тщетны, я был заклеймлен как негодяй. Мой призыв посмотреть на фотографии и удостовериться, что БЕЛЫМ ВВЕРХ - это флаг РУССКИХ ВОЕННЫХ в Российской империи, и флаг РУССКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ как в Российской империи, так и после - остался не услышанным. И человек по прежнему уверен, что все кто переворачивает гос. флаг РИ - то негодяи, почти преступники, и пожалуй неосознанные агенты иудо-масонов.

Но надеюсь вы мой читатель, не слепой, и можете видеть то, что видите ниже.

Посмотрим флаг из музея, на фото - флаг одного из воинских подразделений Российский Империи (" А они имели именно такое знамя, как во всех полках Российской Империи" ) , обратите внимание на год:

Как пишет один исследователь:

"Резюмируя. ...Расположение же черным или белым вверх зависит от того, является ли поднятый вами флаг флагом воинского подразделения, или государственного учреждения."

Что ближе националистам, которые сражаются за свою Родину? Ответ очевиден.

Самых же недоверчивых отсылаю к старейшей бело-эмигрантской монархической газете Русского Зарубежья "Наша страна", которая на своем сайте располагает цвета (сверху вниз): бело-желто-черный и утверждает: "Правильно - белая полоса наверху, черная внизу, золотая посередине. А наоборот - это искажение." http://nashastrana.net/wp-content/uploads/2012/05/NS-2963-M.pdf (в конце последней страницы).

Процитирую также другого автора :

"Людям не знающим историю русского флага предлагаю пройтись в музей современной истории и своими глазами посмотреть каким флагом пользовались черносотенные, монархические и русские национальные организации в Российской Империи. Небольшая экскурсия для сомневающихся:



А вот кстати знамя СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА и вовсе не чёрно-золото-белое…

Адрес музея:
125009, Россия, Москва, Тверская ул., дом 21."
Но вынужден вернуться к этой теме снова, т.к. до сих пор правдивая информация о правомерности "БЕЛЫМ ВВЕРХ" не всеми еще осознана.

Те, кто сомневаетесь, обязательно прочитайте.

К изложенному там следует добавить следующий интересный факт:

"И вот «для всестороннего и по возможности окончательного выяснения вопроса о государственных русских национальных цветах» в мае 1910 года было образовано новое Особое совещание при Министерстве юстиции под председательством товарища (заместителя) министра юстиции А. Н. Веревкина. В нем, кроме чиновников различных ведомств, приняли участие специалисты по геральдике, нумизматике, архивному делу: ....

Каждый из ученых, в меру своих профессиональных знаний и исходя из собственных политических убеждений, оставил в опубликованном виде свое мнение по данному вопросу. О результатах работы Особого совещания его активный участник П. И. Белавенец в 1915 году сообщил следующее: голоса участников совещания разделились; большинство было за введение общим флагом «нового флага по гербу», но «вверх ногами, т. е. получался бы флаг бело-желто-черный». Сам П. И. Белавенец и ряд присоединившихся к нему членов Совещания категорически настаивали на бело-сине-красном флаге. Аргументы обеих сторон казались столь убедительными, что «вынесенное заключение не удостоилось Высочайшего окончательного решения». Заключение передали в Совет министров, последний передал его «Особой Междуведомственной комиссии при Морском министерстве» для дополнительного рассмотрения." То есть выбор был между бело-золото-черным и бело-сине-красным. Дорешать этот вопрос не успели. Российская Империя перестала существовать. "

Выводы ясны каждому, кто найдет 10 минут ознакомиться.

Те, кто использует его чёрной полосой вверх, - правы, и те, кто использует его белой полосой вверх, - тоже правы.

"БЕЛЫМ ВВЕРХ" является боевым вариантом русского флага (стать государственным он не успел), и по моему скромному мнению, актуальнее для тех, кто считает, как и русские националисты прошлого и белоэмигранты, что война русских за свою страну не окончена и продолжается.

Владимир Басманов

.
Ходит множество споров о правильности расположения цветов на флаге Российской Империи. Как правильно: черный— желтый-белый или белый-желтый-черный? К сожалению, на эту тему существует море публикаций в основном познавательного характера, где нет обоснованного объяснения, как должны правильно располагаться цвета.

Есть только ссылка на высочайше утвержденный указ №33289 от 11 июня 1858 года "О расположении гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях". Но не указываются обстоятельства, при которых был принят указ, текущее государственное положение и кто был автором данного документа.

Так вот, до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы — белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-сине-красный… Но бело-желто-черный до Александра Второго, а после черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром Перым? Конечно, нельзя отрицать всех заслуг этого Императора, но здесь он явно перегнул палку (просто-напросто скопировал цвета флага Голландии).

Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о "двойственности" важнейшего государственного Российского символа. По-разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-сине-красные флаги, которые превратились в символ антиправительственных политических движений тех лет. Именно эти цвета отстаивали т.н. либеральные круги, которые на весь мир кричали, что борются с "деспотизмом и реакционностью царской власти", а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны.

Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр Второй. Его сын и преемник Александр Третий 28 апреля 1883 г. придал бело-сине-красному флагу статус государственного, но при этом НЕ ОТМЕНИВ и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение. А уже с 29 апреля 1896 г. император Николай Второй повелел считать Национальным и Государственным флагом бело-сине-красный указав также что "другие флаги допускаемы быть не должны".

Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии. Императора, как считалось, "уговорили", поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета — и это подчеркивает их "единство". И объясняя это еще тем, что черно-желто-белый флаг "не имеет геральдических исторических основ в России", чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага?

Но вернемся к бело-желто-черному знамени. То есть, тогда, перед принятием, бело-желто-черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у "переворота" и автор — Бернгард Карл Кёне (о нем будет сказано в конце статьи, чтобы вполне представлять, что за человек влез "исправлять" российскую геральдику). Александр Второй по восшествии на престол решил, помимо всего прочего, привести в порядок государственную символику — и подвести ее под общеевропейские геральдические стандарты.

Заниматься этим должен был барон Бернгард-Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Он (Кёне) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, еретика, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.

Но как бы то ни было — флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о "правильности" флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых.

Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса "о государственных Русских национальных цветах". Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-желто-черного флага с "правильным" расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему — непонятно, но пошли на компромисс — в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом.

С таким немножко и повоевали в ту мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине…

В геральдике перевернутый флаг означает траур, это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие.
Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой — нужны особые усилия особых людей .

Существование бело-желто-черного флага подтверждают кинохроники, однако к ним относятся по-разному, ввиду черно-белой пленки. Приверженцы черно-желто-белого флага объясняют, что на съемках бело-сине-красный флаг, не смущаясь простым опытом сравнения цветов, при переводе цветных флагов в черно-белый режим при помощи любого известного графического редактора. При таком опыте велико сходство бело-желто-черного флага с кадрами кинохроник, чем бело-сине-красного.

Также триколор в расположении белый-желтый-черный можно увидеть и на картинах художников.
.

1878 Васнецов В.М. "Карс взяли" (эскиз)


На картине Васнецова, посвященной русско-турецкой войне, устанавливают бело-желто-черный флаг. Интересный факт: картина датируется 1878 годом, то есть написана спустя 20 лет после выхода утверждения №33289 "о расположении гербовых цветов" в котором их поменяли наоборот. Выходит, что в народе еще были в ходу не перевернутые бело-желто-черные флаги.

[Есть предположение, что это флаг (сине-желто-красный) Объединённого княжества Валахии и Молдавии, союзника Российской Империи в Русско-турецкой войне (1877-1878). Также есть мнение, что это панславянский (общеславянский) флаг (в случае если флаг носит сине-бело-красные цвета. Трудно судить по репродукции о цветности средней полосы). Славянские народы в 1848 году на Панславянском конгрессе в Праге приняли общий панславянский флаг, повторивший цвета российского (бело-сине-красного) флага.]

Картина Розанова "Ярмарка на Арбатской площади".

А вот картина Розанова "Ярмарка на Арбатской площади".

На крышах зданий видно как развеваются бело-желто-черные флаги. А наряду с ними бело-сине-красные. Картина написана как раз во время сосуществования двух флагов.

Как только не объясняют расположение черной полосы вверху: это и непостижимость Бога (а как же Бог есть свет?), и величие Империи, и цвет Духовности (ссылаясь на монашеское одеяние).

Также истолковывают как: черный — монашество, желтый — золото икон, белый — чистота души. Но все это из разряда народных толкований. Кто как придумает.
Догадаться самому о значении цветов в таком расположении (черный-желтый-белый) трудновато. Не приходит просто в голову логическое объяснение. Но за нас кто-то "добрый" делает это сам и подсовывает свою трактовку, чтобы ни у кого не возникло и тени сомнения о "правильности" расположения цветов. А если кто думает иначе, его одергивают: как посмел усомнится? Принцип "так думают все" или "так принято" действует здесь в полной мере. Ищут не правду, а общественное мнение, которое, увы, практически никогда не имеет ничего общего с истиной.

Но упускается самый главный момент, что цвета имперского флага должны быть тождественны словам, выражающим всю нашу славянскую суть: Православие, Самодержавие, Народность. Или же если сказать по-другому: Церковь, Царь, Царство. Какой цвет подходит к каждому из этих слов? Думаю, ответ очевиден.

Также наряду с флагом, в 1858 году претерпел изменения и государственный герб. Кёне его создал таким, каким мы его привыкли видеть. Хотя при Николае Первом он был другим.

Герб Кёне, 1858 год.

Для примера Герб, изображенный на монетах. Вот монеты Николаевские, 1858 года.

А вот монета 1859 года Александра Второго (Правление этого Государя, годы которого были прозваны "эпохой великих реформ", для российских евреев, как и для страны в целом, явилось резким контрастом предыдущему. Реформы в экономике, относительные политические свободы, бурное развитие промышленности — все это, как и веком ранее в Пруссии, создало условия для еврейской ассимиляции, которой так и не произошло). Здесь явственно видно, насколько точно "слизан" орел с герба Габсбургов. Особо яркая деталь — хвост орла. И это все в один год со сменой флага. Также появились на монетах магендовиды (шестиконечных звезды). Так как масоны большие символисты, им так и хотелось хоть каплю дегтя, но добавить в нашу геральдику.

Еще несколько монет для сравнения:

Еще в 1959-м выпустили памятную монету и медаль "Монумент Императора Николая I на коне". Магендавиды теперь настолько мелкие, что их можно только под лупой рассмотреть.

Обновили медные монеты, дизайн изменился кардинально, звезды там "советские" — пентакли .

На изображении ниже представлено сходство герба, который "сочинил" Кёне, с гербом Габсбургов. Герб Габсбургов:

А здесь сравнение отдельных элементов двух гербов:

Что получаем:

1) Корона приобрела ленту (хотя, на мой взгляд, это больше похоже на змею), до этого сия лента в Российской геральдике никогда не использовалась.

2) Крылья осыпались, раньше на всех орлах, были крылья пушистыми, а теперь абсолютно слизаны с Габсбургов, даже по оформлению, между большими перьями и там и там, есть маленькие перышки. Единственное на нашем орле по 6 перьев, против 7.

3) Совокупность герба и цепочки, хотя такое расположение и использовалось ранее, но на всех предыдущих монетах, был четко виден орден Святого апостола Андрея Первозванного, теперь это просто цепочка, как собственно и Габсбургов.

4) Главное Хвост. Тут и без комментариев понятно.

***

Для справки:


Бернгард Карл (в России Борис Васильевич) Кёне (4/16.7.1817, Берлин — 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание (сам Кёне и его сын остались протестантами, несмотря на то что связали свою жизнь с Россией, а внук уже был православным).

Он рано увлёкся нумизматикой и свою первую работу в этой области ("Монетное дело города Берлина") опубликовал в возрасте 20 лет, ещё когда был учеником берлинской гимназии. Также стал одним из активных деятелей, а затем и секретарём Берлинского нумизматического общества, а в 1841-1846 гг. руководил изданием журнала по нумизматике, сфрагистике и геральдике.

С Россией Кёне заочно познакомился ещё в начале 1840-х годов. Известный нумизмат Яков Яковлевич Рейхель, служивший в Экспедиции заготовления государственных бумаг, владелец одной из крупнейших нумизматических коллекций, обратил внимание на молодого человека, вскоре ставшего его помощником в собирательстве и "представителем" в немецких нумизматических кругах. После окончания университетского курса Кёне впервые приехал в Петербург.

В Берлин он вернулся с твёрдым желанием поступить на русскую службу и выступил претендентом на свободную тогда кафедру археологии в Петербургской Академии наук (чего так и не произошло). В результате протекции Рейхеля 27 марта 1845 г. Кёне был определён помощником начальника Первого отделения Императорского Эрмитажа (Первое отделение включало собрания антиков и монет, им руководил крупный нумизмат Флориан Антонович Жиль) с чином коллежского ассесора [к концу жизни Кёне дослужился до тайного советника (1876)]. В Петербурге Кёне развил бурную деятельность.

Упорное желание попасть в Академию наук, причём по археологическому "направлению", стимулировало не только активное изучение им археологии, но и его не менее активную организаторскую работу. Стремясь обрести нужный вес в научных кругах, Кёне выступил инициатором создания в России специального нумизматического общества, но поскольку археология неизбежно привлекала его, он соединил две эти науки под одним "административным" названием — так появилось Археологическо-Нумизматическое общество в Петербурге (позднее Русское Археологическое общество).

Кёне стремился пропагандировать себя и общество в европейском масштабе. На нём лежала вся переписка с иностранными учёными. А иностранные научные общества неизменно принимали его в свои члены, так что к концу жизни он являлся членом 30 зарубежных обществ и академий (в Петербургскую он так и не попал). Кстати, ориентированность на Запад привела к тому, что Кёне старался не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807-1863), русский язык был восстановлен в своих правах.

Вторая половина 1850-х годов — это триумф Кёне в Герольдии, когда он в 1856 г. создаёт Большой государственный герб империи, а в июне 1857 г. становится управляющим Гербовым отделением при департаменте (с оставлением в должности по Эрмитажу). Возглавив всю практическую работу в области российской геральдики, Кёне в течение последующих лет начал масштабную геральдическую реформу, стремясь унифицировать и придать системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики (например, поворот фигур в правую геральдическую сторону; замена некоторых, казавшихся Кёне не подходящими для геральдики, фигур на иные и т. д.) и введения новых принципов и элементов (помещение губернского герба в вольную часть городского, система эмблем внешней части территориальных и городских гербов, отражающих их статус и т. д.).

Кёне, правда, принадлежит и авторство чёрно-жёлто(золотого)-белого государственного российского флага, решённого в цветах главной фигуры и поля щита российского государственного герба (чёрный орёл в золотом поле).

Карьера Кёне в Русском Археологическом обществе оборвалась с приходом нового августейшего руководителя Великого князя Константина Николаевича. Он не утвердил избрание Кёне секретарём третьего отдела общества (единственный случай за всю историю общества), в результате чего в начале 1853 г. Кёне покинул его ряды. Константин Николаевич, видимо, вообще питал к Кёне устойчивую неприязнь. В частности, он неодобрительно отнёсся к проекту государственного герба 1856-1857 гг.
15 октября 1862 г. Кёне было дозволено принять баронский титул, пожалованный 12/24 мая того же года правительницей (за малолетством принца Генриха XXII) княжества Рёйсс-Грейцского Каролиной-Амалией. В литературе можно встретить утверждение, что этим титулом Кёне обязан созданному им государственному гербу Российской империи, но эти данные нуждаются в подтверждении. Скорее всего, предприимчивый нумизмат просто купил права на этот титул и таким образом стал, наверное, единственным в России бароном "Рёйсс-Грейцским".

Главные выводы

Отчетливо виден почерк масонства в Российской геральдике, как и хорошо известно авторство этих "творений".

Россия — это православная страна, независимо от того, сколько в настоящее время в ней воцерковленных и истинно верующих людей. Православие — это тот фундамент, на котором выстроена и стоит до настоящего времени Русь. А это значит, что не может быть в её символике ничего противоречащего православной духовности.
Если исходить из этого утверждения, то имперский флаг России должен быть бело-желто-черный, а не наоборот. И вот почему. Из Православия:

1. Белый цвет — Бог. Белый цвет символизирует Божественный нетварный (несозданный) свет.

В великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения служат в белых облачениях. Белые ризы надеваются во время крещений и погребений. Праздник Пасхи (Воскресения Христова) начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, хотя основным пасхальным цветом является красный с золотом. В иконописи белый цвет означает сияние вечной жизни и чистоты.

2. Желтый (золотой) — Царь. Это цвета славы, царского и епископского величия и достоинства.

В облачениях этого цвета служат по воскресным дням — дням памяти Господа, Царя Славы. В ризах золотого (желтого) цвета отмечают дни особых помазанников божьих: пророков, апостолов и святителей. В иконописи золото символизирует Божественный свет.

3. Черный — народ Божий (см. ниже о черносотенстве).

Еще этот цвет символизирует плач и покаяние. Принят в дни Великого Поста, символизирует отречение от мирской суеты.

За Веру! (Бог — Православие) — Белый цвет. Царя! (Самодержавие) — Жёлтый цвет. Отечество! (Землю Русскую, Народ) — Чёрный цвет.

Братья и сестры, так как по вашему должны располагаться цвета на имперском флаге России? Сверху вниз белый-желто-черный, т.е. БОГ-ЦАРЬ-НАРОД или наоборот, черно-желто-белый, т.е. НАРОД-ЦАРЬ-БОГ?

Последний вариант и есть символ либералов, когда над Царем и Богом становится безумная народная толпа, жаждущая жить по своим страстям. По нашему мнению, черно-желто-белый флаг есть символ революции, которая и произошла в России через несколько десятилетий после принятия этого флага.

Кроме того, все мы помним из Святого Евангелия, что волхвы поднесли рождшемуся Господу нашему Иисусу Христу: "и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну". (Матф.2:11). Ладан, как Богу — белый цвет. Золото, как Царю — жёлтый цвет. Смирна, как человеку — чёрный цвет.

Не станем винить в этом наших благоверных Царей, так как никто не виновен в нашем с вами предательстве Бога и Царя, совершающемся и сегодня. Эти внешние признаки являются лишь отражением духовного состояния народа.

Можно твердо заявить, что святой Великий Царь-мученик Николай Второй понимал проблему государственного флага Российской Империи и намеревались привести его цвета в изначальный вид, т.е. бело-желто-черный. Подтверждением этому служит то, что знамя Ливадийско-Ялтинской потешной роты имени Цесаревича Алексея состояло из белой, желтой и черной полос.

Это знамя принадлежало полку Цесаревича. Поэтому, несомненно, что в его предполагаемое грядущее царствование планировалось использование именно такого расположения цветов на имперском стяге... Кроме того, на 300-летие Дома Романовых Царём Николаем Вторым была утверждена юбилейная медаль с использованием цветов: Бело-Жёлто-Чёрным.

Братья и сестры, мы призываем всех вас не разделяться друг с другом, основываясь на разногласиях по расположению цветов на имперском флаге. И этот важный для всех нас вопрос, несомненно, будет решаться одним из первых с восшествием на престол грядущего и обетованного русскому народу Помазанника Божьего — Царя.

Укрепи и помоги нам Господи! Аминь.

* * *

Черносотенство
Долгое время этим названиям придавался крайне отрицательный характер, однако словосочетание "черная сотня" встречается в русских летописях еще с XII в. и играло первостепенную роль вплоть до Петровской эпохи. В средневековой Руси "черными людьми" называли "людей земли" — "земских" (горожан и сельчан), в отличие от "служилых", чья жизнь была неразрывно связана с учреждениями государства. Таким образом "черная сотня" — это объединение земских людей, и именуя свои организации Ч.С. — идеологи начала XX в. стремились тем самым подчеркнуть, что в тяжкое для страны время объединения "земских людей" — Ч.С. — призваны спасти, уберечь ее главные устои...

Основоположник организованного "черносотенства" В. А. Грингмут в своем уже упомянутом "Руководстве монархиста-черносотенца" (1906) писал: "Враги Самодержавия назвали "черной сотней" простой, черный русский народ, который во время вооруженного бунта 1905 года встал на защиту Самодержавного Царя. Почетное ли это название, "черная сотня"? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников".

Портал "