Современная демократия

Современными западными политологами демократия не рассматривается как власть народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, по их мнению, — это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.

Отечественная политическая наука решает данный вопрос иначе. Согласно ей базовыми принципами демократии являются:

  • народный суверенитет, т. с. первичным носителем власти выступает народ; всякая власть исходит от народа и делегируется им;
  • свободные выборы представителей в органы власти на oграниченный срок;
  • политический плюрализм;
  • гарантированный доступ всех к политическим институтам;
  • контроль представительных институтов за работой правительства;
  • устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления.

Принципы демократии:

  • принцип народного суверенитета, согласно которому единственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ
  • свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей
  • участие граждан в управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной)
  • конституционализм , при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом
  • наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство
  • принцип разделения властей, в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на:

  • прямую;
  • представительную.

Прямая демократия

Прямая демократия — это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.

Плебисцитная демократия — это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.

Представительная демократия

Представительная демократия — ведущая форма политического участия граждан в современных . Ее суть — опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.

Для демократической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована система правления. Названные вопросы определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.

Во всем мире уже давно обсуждается такое понятие, как демократия. Почти все страны стараются соблюдать ее принципы. В этой статье мы рассмотрим такую тему «Демократия: понятие и виды». Кроме того, вы узнаете о принципах, формах и признаках этого политического режима.

Основное понятие

Итак, виды демократии рассмотрим несколько позже. Сначала следует разобраться с самим термином. Это специфическая форма государственного правления, которая заключается во всестороннем участии граждан страны в ее руководстве. Она предусматривает не только наличие необходимых прав и свобод, но и всеобщее равенство перед законами.

В демократичном обществе должно быть максимально развито народовластие. То есть все полномочия не обязаны сосредотачиваться в руках одного человека или группы людей. Правительство, которое выбирает народ, должно быть максимально открытым перед людьми, отчитываться перед ними о своей деятельности, стремиться к развитию государства.

Основные признаки демократии

Без них данная форма правления не может существовать. Итак, ее характерные черты:

  1. Демократия имеет политический и государственный характер.
  2. Эта форма правления предполагает гарантирование и фактическое проявление всех гражданских прав.
  3. Соблюдение установленных законов, взаимная ответственность государства и народа за посягательства на права и свободы людей.

Как видите, эти признаки не присущи некоторым другим формам осуществления власти, например, диктатуре.

Принципы

Виды демократии являются очень важным вопросом не только для политиков, но и для обычных людей. Однако не менее интересно узнать о ее принципах:


Функции демократии

Теперь разберемся, что именно должна осуществлять представленная форма правления. Итак, существуют такие функции демократии:

  • Охранительная . Она предусматривает обеспечение безопасности, достоинства и чести каждого гражданина. Она способствует сбережению прав и свобод человека от посягательств третьих лиц.
  • Учредительная . Здесь предусматривается формирование государственного аппарата из органов власти и местного самоуправления путем выборов или конкурсного отбора.
  • Организационно-политическая . Эта функция предполагает народ как
  • Регулятивная . Она предусматривает работу всех субъектов демократичного общества, которые обязаны объединить свои усилия и интересы для сохранения свобод и прав граждан.

  • Контрольная . Она обеспечивает наблюдение за органами власти, которые должны действовать в рамках своих полномочий и компетенции.
  • Стимулирующая . Она предусматривает максимальное обеспечение работы государства на благо общества. При этом мнение народа должно быть обязательно учтено. Поощряется активность граждан в общественной жизни.

Это может обеспечить только демократия. Виды и формы этого режима вы рассмотрите далее.

Формы

Итак, их всего две:


Как видите, само понятие того, что такое демократия, виды и формы ее нужно знать каждому гражданину. Любой человек имеет определенные права и свободы, которые защищаются государством.

Виды демократии

Теперь нужно рассмотреть еще один важный вопрос. Существуют такие виды демократии:

  • Конституционная . Она сочетает в себе не только демократические принципы, но и некоторые признаки либерализма.
  • Консервативная . Она характерна для некоторых стран, в которых значительную роль играют давние традиции. Такая форма правления осуществляется в Великобритании.
  • Анархистская . Оно основана на том популистском ореоле, который создают правители.
  • Полиархическая . Ее характерной особенностью является наличие большого количества политических центров, которые могут принимать решения. То есть власть рассредоточена.
  • Консенсусная . Она еще только разрабатывается, однако ее главной целью является отказ от принципа большинства. Такая форма правления должна существовать на взаимном партнерстве, согласии, достижении компромисса.

Теперь вы знаете, что такое демократия, понятие, виды и формы этого режима.

Общая характеристика демократии

В современной политической науке и литературе одним из наиболее часто употребляемых категорий выступает термин «демократия». Такая ситуация, с одной стороны, объясняется популярностью демократии, как формы устройства современного государства, а с другой – внутренней сложностью, многогранностью и многокомпонентностью рассматриваемого понятия.

В наиболее общем виде, демократию принято определять следующим образом:

Определение 1

Демократия – самостоятельный политический режим, основным сущностным признаком которого выступает метод коллективного принятия решений, при равенстве воздействия участников на исход процесса или его отдельные стадии.

Классический демократический режим, безотносительно к его конкретным формам и разновидностям обладает рядом отличительных особенностей:

  • Формирование высших органов государственных лиц и избрание должностных лиц происходит в результате честных, состязательных выборов, путем свободного волеизъявления лиц, обладающих избирательным правом. При этом в демократическом государстве правом избирать и быть избранным, по общему правилу, обладают все совершеннолетние, дееспособные граждане, независимо от их пола, образования, национальности, социального и имущественного положения, и т.д.
  • Единственным легитимным источником государственной власти обладают не властные органы, а народ соответствующей страны;
  • Внутри демократического общества широко развиты и активно применяются методы самоуправления, направленные на достижение общего блага и удовлетворение различных общесоциальных и индивидуальных экономических, культурных, духовных, и иных потребностей.

При этом, как было отмечено выше, несмотря на наличие рассмотренных общих признаков, конкретные особенности демократии различаются в зависимости от конкретных государств и исторических периодов, что во многом обусловлено преобладанием различных видов и форм демократии в соответствующих условиях.

В этой связи, для формирования целостного восприятия о сущности демократии предлагается рассмотреть выделяемые в современной литературе типы и виды демократии.

Типы демократии

Основной классификацией разновидностей демократии выступает ее подразделение на типы (формы) в зависимости от того, каким образом население страны участвует в управлении, а также от того, кто и как непосредственно выполняет властные функции. В соответствии с данной типологией принято выделять прямую и непосредственную демократию.

Прямая демократия – это тип демократии, при котором граждане самостоятельно и непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии социально и политически значимых решений. При этом в литературе отмечается, что прямая демократия наиболее эффективна в небольших социальных группах, в связи с чем, пик ее распространения приходился на период расцвета античных государств-полисов. Однако было бы неверным утверждать неприменимость прямой демократии в условиях современных государств, поскольку в настоящее время, в том числе в Российской Федерации, механизмы непосредственной демократии активно применяются в рамках местного самоуправления, например, путем общего собрания, схода граждан, проведения публичных слушаний по вопросам местного значения, и т.д.

Представительная демократия , содержание которой заключается в опосредованном участи граждан в принятии решений, проведении выборов в органы власти собственных представителей, призванных выражать интересы избирателей, принимать справедливые законы, отдавать распоряжения, и т.д. Представительная демократия, как тип рассматриваемой категории в современных условиях получила большее распространение, поскольку она эффективнее решает вопросы политического участия граждан в жизни страны, обладающей обширной территорий, в связи с чем затрудняется регулярное непосредственное участие граждан в решении необходимых вопросов.

Кроме того, в рамках рассматриваемой типологии иногда выделяется третья форма демократии – плебисцитарная, сущностные признаки которой позволяют говорить о ее отнесении к промежуточному типу, между прямой и непосредственной демократией.

Определение 2

Плебисцитарная демократия – тип демократии, в рамках которого возможности политического влияния граждан ограничиваются путем конкретизации тех вопросов, в решении которых допускается непосредственное народное волеизъявление. Чаще всего, такими вопросами признаются одобрение проектов наиболее важных нормативных актов, решений, которые подготавливаются в рамках деятельности органов государственной власти и должностных лиц.

Виды демократии

Наряду с рассмотренной выше типологией демократии, в специальной литературе также обнаруживаются различные виды демократии, в основание которых, как правило, положены политические взгляды ученых, обосновывающих целесообразность выделения того или иного вида демократии. Так, в частности, на современном этапе выделяют:

  • Буржуазную демократию, в рамках которой признаются принципы народовластия, свободы и равенства граждан, при реальном политическом господстве экономически более сильного класса;
  • Имитационная демократия – вид демократии , при котором демократические процедуры провозглашаются, но носят исключительно формальный характер, при фактически минимальном влиянии общества на власть;
  • Консоциональная демократия – вид демократии, выстроенной по принципу разумного распределения управления во всех сферах, являющаяся обобщением опыта нескольких государств;
  • Развивающая демократия, выступающая одновременно моделью формирования государственного механизма и методом развития, совершенствования людей, путем их непосредственного участия в политической жизни общества и иные виды.

Исторически первой формой демократии было рабовладельческая Греция. Демократию необходимо отличать от охлократии (власть толпы). Она противостоит государственным институтам, подменяет принцип гражданской свободы принципом произвола, вольности.

Демократия может использоваться с различными смысловыми оттенками: форма организации государственной власти, форма устройства организации, мировоззрение, социальное движение (как форму воплощения в жизнь идеалов демократии). Но всегда демократия связана с таким понятием как власть, потому что демократия – это способ организации власти. При этом демократия может быть политическорй и неполитической.

Принципы демократии:

1. Признание народа высшим источником власти

2. Выборность основных органов государства

3. Подчинение меньшинства большинству

Демократия – власть (kratos) народа (demos) , является общесоциальной категорией и чтобы дать определение этому понятию необходимо учитывать ее многогранность:

1. демократия охватывает область отношений область отношений личности, общества, государства.

2. Демократия охватывает взаимодействие государства и общественных отношений.

3. Важна характеристика демократии во взаимосвязи с государством.

Демократия характеризуется как форма государства и соответствует государственно-правовому режиму.

Демократический режим – это разновидность либерального (liberalis) режима, основанного на признании принципа равенства и свобод всех людей, участии народа в управлении государством.

Основные характеристики демократического режима:

1. конституционное закрепление народа как источника власти,

2. политические права и свободы граждан очерчены законом

3. действует принцип подчинения меньшинства большинству, что приводит к слабой защищенности меньшинства

4. граждане и их объединения участвуют в управлении делами государства

5. принцип разделения властей

6. на выбор демократического режима влияют исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание, культурная среда

7. демократия склонная к перерождению в анархию и тоталитаризм.

Государственно-правовыми формами демократии являются:

Непосредственная демократия – управление государственными делам осуществляется непосредственно народом через референдумы (всенародное голосование по наиболее важным вопросам), плебисциты, демонстрации, митинги, собрания, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

Представительная демократия – управление делами государства народом через избранных представителей. Представительные органы избираются народом, состоят из его полномочных представителей. Осуществляется путем проведения всеобщего, свободного и прямого голосования.


Любое государство строится на принципе сочетания представительной и непосредственной демократии.

Лекции: Демократия является общесоциальным институтом, может характеризовать все сферы жизни общества. В переводе на русский язык: народ и власть. Д. Возникла с 1-х шагов организации жизни общества, порождена творчеством народа. Как научное понятие Д. В полном объеме характеризуется в единстве с государством.

Д – это гос-правовой режим, характеризуется наличием закрепленных в конституции политических прав и свобод как со стороны государства, так и со стороны членов общества (наличием реальных условий осуществления этих прав и свобод).

Следует особо подчеркнуть, что Демократия есть мера политических прав и свобод, очерченная и охраняемая законом, т.е. Д. Не мыслима без ее правового оформления.

Д. Имеет отрицательную черту – внутренне склонна к появлению анархических тенденций, что ведет к жесткому повороту – тоталитаризму.

Д. Законами не вводится. Для того, чтобы Д функционировала в обществе необходим целый пласт, сформированный в обществе демократический, культурный.

Д характеризуется внутренним механизмом принятия решений, опирается на количественные характеристики, т.е. меньшинство должно подчиняться большинству. В рамках современной демократии не стоит абсолютизировать роль общества. Меньшинство обязано подчиняться большинству, только если полностью защищены его законные интересы. В современный период Д характеризуется качественной характеристикой. В 1-ю очередь, это отсутствие узурпации власти, т.е. в рамках Д действует только легальная власть.

Абсентеизм – явление игнорирования институтов непосредственной Д.

Связь д с государством получает закрепление государственно-правовой формы д.

Непосредственная и представительная. В единстве эти формы раскрывают этот сложный политический институт в действии.

Непосредственная – где наиболее ярко проявляется, что народ – это источник власти: 1) наличие избирательного права, закон об избирательном праве;

2) закон о референдуме.

Юридически реализуется требование конституции об источнике власти. Эта форма демократии функционирует периодически, вступает в действие через определенные промежутки времени или по мере необходимости на основании закона. Наиболее редко используемое средство – референдум. К референдуму надо прибегать только при наличии реальной необходимости, т.к.:

1. на референдум надо выставлять вопрос, который больше никогда не возникнет;

2. сама технология референдума очень сложна, начиная с постановления вопроса. Он должен быть поставлен так, чтобы у населения не возникло 2-хсмысленности в понимании.

Представительная носит не первичный, а производный характер от непосредственной демократии. Эта форма демократии функционирует на постоянной основе, т.к. основная работа по управлению делами общества осуществляется представительной демократии. В процессе функционирования представительной демократии формируется профессионализм, опыт управления делами общества. Необходима специальная подготовка управленцев. Непосредственная и представительная демократия, раскрывая систему функционирования этого режима, подчеркивает значение и роль каждой формы, ее внутренние резервы. Они развиваются и существуют параллельно и не должны вытеснять друг друга.

Основные институты демократической формы.

Демократические государства всегда характеризуются назначением представительного коллегиального органа государственной власти. Функционирование этих органов основано на реализации принципа разделения властей. Демократическое государство имеет главу государства (монарх или президент). Характеризуется наличием местного самоуправления. Но местное самоуправление отделено от государства. На местах всегда есть представители центральной власти (представители президента). Наличие силовых министерств и органов (армия, охрана общественного порядка). Если это федеративная форма государственного устройства оно характеризуется наличием власти: в рамках субъектов федерации есть губернаторы и представительные органы власти.

Недостатки представительной демократии:

1. фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами

2. сложная иерархическая система управления, следовательно, бюрократизация

3. приоритетное влияние на политику более сильных групп

5. слабая легитимация из-за отстранения народа

6. ущемление политического равенства, возможностей равного учасьтия граждан в политическом процессе

7. широкие возможности манипулирования из-за сложной системы власти

Связь демократии с законом: демократия это мера свободы. Демократия как демократически-правовой режим немыслима без закона. Но демократию в обществе нельзя ввести законом, потому что демократия – это отражение политической культуры в обществе.

Наиболее демократичной формой считается республика., итак как наиболее демократично организованы все механизмы государственной власти. Идеалом развития демократии является народовластие. Самоуправление – идеальное воплощение демократии. Это утопично.

  • 14. Форма правления.
  • 15. Форма государственного устройства.
  • 16. Государственный режим.
  • 17. Демократия и ее основные формы.
  • 18. Снг: политические и правовые аспекты.
  • 19. Функции государства и правовые формы их осуществления.
  • 20. Эволюция функций государства на современном этапе.
  • 21. Понятие и структура механизма государства.
  • 22. Понятие и виды органов государства
  • 23. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
  • 24. Разделение властей: теория, опыт, проблемы.
  • 25. Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.
  • 26. Место и роль государства в политической системе общества.
  • 27. Государство и общественные объединения.
  • 28. Государство и церковь.
  • 29. Государство и экономика.
  • 30. Правовое государство в историко-правовой мысли.
  • 31. Сущность и основные черты правового государства
  • 32. Проблемы и пути формирования правовой государственности в России.
  • 33. Социальное государство: понятие и функции.
  • 34. Гражданское общество: понятие и принципы.
  • 35. Государство и право: соотношение и взаимосвязь.
  • 36. Основные подходы к пониманию права.
  • 37. Сущность и основные содержательные признаки права.
  • 38. Принципы права: понятие и классификация.
  • 39. Функции права.
  • 40. Понятие и виды социальных норм.
  • 1. Никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы.
  • 3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.
  • 1. Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер.
  • 2. Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.
  • 3. Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством.
  • 4. Конституция, в отличие от текущего законодательства, характеризуется стабильностью.
  • 1. Общие подзаконные акты.
  • 45. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России.
  • 46. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
  • 47. Права и свободы человека и гражданина: понятие, система.
  • 48. Гарантии правового статуса личности. Международная защита прав человека.
  • 49. Понятие и признаки нормы права.
  • 50. Структура нормы права.
  • 51.Соотношение норм права и статьи нормативного акта.
  • 52. Классификация норм права.
  • 53. Понятие и структура системы права.
  • 54. Правовая система общества: понятие, структура, функции.
  • 55. Типология правовых систем.
  • 56. Международное право и национальные правовые системы.
  • 57. Правотворчество: понятие, принципы и функции.
  • 58. Виды правотворчества. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
  • 59. Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве, по кругу лиц.
  • 60. Понятие, приемы и основные требования юридической техники.
  • 61. Систематизация законодательства.
  • 62. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь.
  • 63. Правовые отношения: понятие, структура и виды.
  • 64. Субъективные права и юридические обязанности.
  • 65. Юридические факты: понятие, виды и их роль в реализации норм права.
  • 66. Понятие, формы и методы реализации права.
  • 67. Применение права как особая форма его реализации.
  • 68. Акты применения права: понятие, особенности и виды.
  • 69. Пробелы в праве и способы их восполнения и преодоления.
  • 70. Толкование права: понятие и функции.
  • 71. Виды и способы толкования.
  • 72. Акты толкования права: понятие, особенности, виды.
  • 73. Юридическая практика: понятие, типы, функции.
  • 74. Эффективность действия права.
  • 75. Понятие и основные элементы механизма правового регулирования.
  • 76. Предмет, пределы и метод правового регулирования.
  • 77. Правовые режимы: понятие и виды.
  • 78. Правовые стимулы и правовые ограничения.
  • 79. Юридические коллизии и способы их разрешения.
  • 80. Правовое регулирование и правомерное поведение.
  • 81. Понятие и принципы законности.
  • 82. Понятие правопорядка. Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности
  • 83. Конституционная законность и судебный конституционный контроль.
  • 84. Правонарушение: понятие, состав и виды.
  • 85. Природа и причины правонарушений в обществе.
  • 86. Злоупотребление правом
  • 87. Понятие, основание и виды юридической ответственности.
  • 88. Юридическая ответственности и другие меры государственно-правового принуждения.
  • 89. Правосознание и правовая культура
  • 90. Деформация правосознания: понятие, формы и пути преодоления
  • 17. Демократия и ее основные формы.

    Демократия (от греч.demos– народ и сratos– власть: власть народа, народовластие).

    В современном значении демократия – это прежде всего единство воли и силы народа, материализуемых во всех формах государственно-политической организации общества. Она характеризует состояние власти народа. выражаемое в конституционных основах, механизме и функциях государства, в жизнедеятельности других элементов политической системы общества, в статусе и образе жизни каждого гражданина, каждой личности. Это – власть всех и каждого, осуществляемая как непосредственно, так и через государственные и иные политические структуры.

    Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражения мнения по этим вопросам. Институты (формы) непосредственной демократии:

    - свободные выборы – форма реализации избирательного права путем участия в избирательной кампании;

    - собрания (сход) граждан – форма непосредственной (прямой) демократии в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения;

    - митинги – массовые собрания для обсуждения политических и других актуальных вопросов текущей жизни, в поддержку каких-либо требований, для выражения солидарности или протеста;

    - демонстрации – выражение общественных настроений, требований, солидарности или протеста путем устройства массовых шествий, митингов и т.п.;

    - пикетирование – выражение протеста против чего-либо (обычно перед правительственными учреждениями) в виде патрулирования;

    - индивидуальные или коллективные обращения в гос.органы или органы местного самоуправления.

    Представительная демократия – это участие народа в управлении государством, осуществление принадлежащей ему власти, через систему представительных выборных органов. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей – народных депутатов. Ее назначение – способствование подконтрольности государства народу.

    18. Снг: политические и правовые аспекты.

    К началу 90-х годов сложились новые механизмы регулирования общественных отношений, новая обстановка, способствующая интеграционным процессам. Это новый этап развития государств. В ряде сфер интеграции стала ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических факторов.

    Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.

    Соглашение о создании Содружества Независимых Государств подписано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. Участники Соглашения констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Договаривающиеся Стороны образовали Содружество Независимых Государств. В Соглашении сформулированы основные направления и принципы сотрудничества, определена сфера совместной деятельности, реализуемая на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества. Договаривающиеся Стороны гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. Протокол к соглашению о создании СНГ подписан главами одиннадцати государств 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Он является составной частью подписанного 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества и определяет, что все эти одиннадцать стран на равноправных началах образуют СНГ (Грузия присоединилась к Содружеству Независимых Государств в декабре 1993 года в соответствии с Решением Совета глав государств СНГ).

    Алма-Атинская Декларация подписана 21 декабря 1991 года руководителями одиннадцати государств. В документе отмечена приверженность целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, заявлено, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе. Подтверждена приверженность сотрудничеству в создании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков. Государства - участники Содружества гарантировали, в соответствии со своими конституционными процедурами, выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР.

    Устав Содружества Независимых Государств принят Советом глав государств Содружества 22 января 1993 года в Минске. В Уставе Содружества определены условия членства государств в СНГ, сформулированы цели и принципы межгосударственного сотрудничества, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях, межпарламентских связей, закреплено суверенное равенство всех его членов. Подчеркнуто, что входящие в СНГ государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Членом Содружества может стать государство, разделяющее цели и принципы Содружества и принявшее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Государства-члены Содружества строят свои взаимоотношения в соответствии с принципами уважения суверенитета и независимости, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом.

    Правила процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств утверждены Решением Совета глав государств 17 мая 1996 года. Решение подписали президенты всех государств - участников СНГ. Правила процедуры определяют порядок работы Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества, организацию их заседаний, а также процедуру подготовки и принятия документов, вносимых на их рассмотрение.

    Символика Содружества Независимых Государств. Главы государств 19 января 1996 года приняли Решение о Положении о флаге Содружества Независимых Государств и Решение о Положении об эмблеме Содружества Независимых Государств.

    Выше приведенные документы являются основополагающими, декларирующими основные принципы Содружества. Более детально деятельность Содружества регламентируется огромным количеством подписанных соглашений, они также описывают и процедуры претворения договоренностей в жизнь.

    Практически все Соглашение целиком и первый раздел и преамбула Устава СНГ называют принципы и цели в соответствии с которыми будет строиться Содружество. Устав раскрывает и дает более детальное толкование данных принципов:

    Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

    Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами.

    Содружество намеревается действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава Организации Объединенных Наций, хельсинкского Заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

    Содружество будет стремиться обеспечить общими усилиями экономический и социальный прогресс своих народов.

    Содружество будет развивать сотрудничество между собой в обеспечении международного мира и безопасности, а равно в целях поддержания гражданского мира и межнационального согласия.

    Содружество желает создать условия для сохранения и развития культур всех народов государств-членов.

    Содружество стремится совершенствовать механизмы сотрудничества в Содружестве и повышать их эффективность.

    Содружество отказывается от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права.

    Целями Содружества являются:

    Осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

    Всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

    Обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

    Сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

    Содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

    Взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

    Мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

    Официальным место пребывания координирующих органов содружества является город Минск.

    Высшим органом является Совет глав государств, который собирается на заседание раз в два года. Следующим по силе органом является Совет глав правительств. Совет глав государств и Совет глав правительств создают рабочие и вспомогательные органы, как на постоянной, так и на временной основе.

    Существуют также органы, координирующие отдельные, особо важные сферы деятельности государств-членов. Это Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и Совет командующих пограничными войсками.

    Особым органом содружества является Координационно-консультативный комитет. Помимо координационных функций он также наделен исполнительными полномочиями. Координационно-консультативный комитет является постоянно действующим органом.

    "