Номерные знаки на наших автомобилях могут рассказать много интересного об их владельцах. Так, например, если на госномере нерасторопного водителя вы успели разглядеть флаг какой-нибудь страны - Белоруссии, Украины, Абхазии, где маловероятно оживленное движение, вы уже не удивитесь, а просто будете готовы к любым манёврам. Увидев на госномере цифровой автомобильный код региона , например, 01 - Адыгея, вы также призовёте на помощь всю свою внимательность, чтобы избежать недоразумений с малоопытным, скорее всего, водителем.

Итак, какие комбинации букв и цифр присутствуют на современных номерных знаках? На номере автомобиля есть серия - три буквы алфавита и номер - три цифры. Однако, не любая буква может использоваться для обозначения серии в госномере автомобиля, а лишь та, для которой есть аналог, сходный по начертанию, в латинице. Таких букв не очень много, всего 12 - А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У и Х.

В правой части номера, в отдельно выделенном прямоугольнике представлен флаг РФ и расшифровка RUS, а так же автомобильный код региона , где владелец автомобиля зарегистрировал своё транспортное средство.

Любой номерной знак может рассказать о владельце авто много интересного, например номер «Е 123 КХ 34 RUS», говорит о том, что владелец авто регистрировал его в городе Волгограде.

При вводе такого стандарта номерных знаков, казалось, что номерной ёмкости хватит надолго, ведь двухзначных автомобильных кодов регионов может быть 99, а субъектов РФ всего 83, остаётся даже некоторый резерв, кторый можно выделить для регионов, где количество авто велико по сравнению с другими регионами, например выделить часть резерва для Москвы. Но этого оказалось мало для бурно развивающейся численности автопарка. В одной лишь Москве вслед за появлением номеров с кодами 77, 97 и 99, появляются коды региона с добавлением "1" - 177, 197, 199.

Надолго ли хватит и этого??? Логично предположить, что следом появятся номера с кодом 277, но такой код не поместится на номерном знаке при его нынешних размерах, соответствующих ГОСТу.

Однако, посмотрев по телевизору очередной сезон сериала "Морские дьяволы", серии которого снимаются преимущественно в Ленинградской, Калининградской и Брянской областях, пользователи интернета всё чаще и чаще желают узнать, каким регионам соответствуют коды 232, 239 и 247.. Пока что таких кодов в реальности нет:)

Перечень цифровых автомобильных кодов регионов России (автомобильные коды регионов).

Код ГИБДД Регион Федеральный округ
01 Республика Адыгея Южный
02,102 Республика Башкортостан Приволжский
03 Республика Бурятия Сибирский
04 Республика Алтай Сибирский
05 Республика Дагестан Северо-Кавказский
06 Республика Ингушетия Северо-Кавказский
07 Кабардино-Балкарская республика Северо-Кавказский
08 Республика Калмыкия Южный
09 Республика Карачаево-Черкесия Северо-Кавказский
10 Республика Карелия Северо-Западный
11 Республика Коми Северо-Западный
12 Республика Марий Эл Приволжский
13,113 Республика Мордовия Приволжский
14 Республика Саха (Якутия) Дальневосточный
15 Республика Северная Осетия - Алания Северо-Кавказский
16,116 Республика Татарстан приволский
17 Республика Тыва Сибирский
18 Удмуртская Республика Приволжский
19 Республика Хакасия Сибирский
21,121 Чувашская Республика Привожский
22 Алтайский край Сибирский
23,93,123 Краснодарский край Южный
24, 84,88, 124 Красноярский край Сибирский
25, 125 Приморский край Дальневосточный
26 Ставропольский край Северо-Кавказский
27 Хабаровский край Дальневосточный
28 Амурская область Дальневосточный
29 Архангельская область Северо-Западный
30 Астраханская область Южный
31 Белгородская область Центральный
32 Брянская область Центральный
33 Влащдимирская область Центральный
34, 134 Волгоградская область Южный
35 Вологодская область Северо-Западный
36, 136 Воронежская область Центральный
37 Ивановская область Центральный
38, 85, 138 Иркутская область Сибирский
39, 91 Калининградская область Северо-Западный
40 Калужская область Центральный
41, 82 Камчатский крайь Дальневосточный
42, 142 Кемеровская область Сибирский
43 Кировская область Приволжский
44 Костромская область Центральный
45 Курганская область Уральский
46 Курская область Центральный
47 Ленинградская область Северо-Западный
48 Лиецкая область Центральный
49 Магаданская область Дальневосточный
50, 90, 150, 190, 750 Московская область Центральный
51 Мурманская область Северо-Западный
52, 152 Нижегородская область Приволжский
53 Новгородская область Северо-Западный
54, 154 Новосибирская область Сибирский
55 Омская область Сибирский
56 Оренбургская область Приволжский
57 Орловская область Центральный
58 Пензенская область Приволжский
59, 81, 159 Пермский край Приволжский
60 Псковская область Северо-Западный
61, 161 Ростовская область Южный
62 Рязанская область Центральный
63, 163 Самарская область Приволжский
64, 164 Саратовская область Приволжский
65 Сахалинская область Дальневосточный
66, 96 Свердловская область/td> Уральский
67 Смоленская область Центральный
68 Тамбовская область Центральный
69 Тверская область Центральный
70 Томская область Сибирский
71 Тульская область Центральный
72 Тюменская область Уральский
73, 173 Ульяновская область Приволжский
74, 174 Челябинская область Уральский
75, 80 Забайкальский край Сибирский
76 Ярославская область Центральный
77, 97, 99, 177, 199, 197, 777 Москва Центральный
78, 98, 17 Санкт-Петербург Северо-Западный
79 Еврейская автономная область Дальневосточный
83 Ненецкий автономный округ Северо-Западный
86, 186 Ханты-Мансийский автономный округ Югра Уральский
87 Чукотский автономный округ Дальневосточный
89 Ямало-Ненецкий автономный округ Уральский
94 Территории, обслуживаемые Департаментом Режимных Объектов МВД РФ, находящиеся за пределами РФ (Байконур, Антарктика)  
95 Чеченская республика Северо-Кавказский

Россия - это многонациональная страна с богатой историей. На территории нашей страны проживает множество народностей, которые имеют свои традиции и свой язык. В России существует несколько типов субъектов: республики, области, края, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Давайте разберемся, сколько субъектов в составе РФ всего и может ли это значение изменяться.

Субъекты РФ

В состав Российской Федерации входят 85 субъектов:

Подробный список можно посмотреть, например, на сайте органов госвласти РФ . Количество субъектов может меняться с течением времени. Это связано с изменением численности населения и экономическими возможностями территорий, выделенных в отдельный субъект.

Так, 14 марта 2014 года в состав РФ вошел новый субъект - Республика Крым - и появился новый город федерального значения - Севастополь. Таким образом, на сегодняшний день количество субъектов в РФ - 85. До этого в составе РФ было 83 субъекта, законодательно закрепленных с 2003 года.

В зависимости от значения, каждый из субъектов обладает определенными особенностями. Например, республика имеет статус страны в стране и обладает собственной конституцией, а также законодательными и исполнительными органами. Области, края, города федерального значения имеют собственные краевые законодательные органы. Все законы, которые принимаются субъектами РФ, не должны противоречить конституции страны и федеральным законам.

Чем субъекты отличаются друг от друга?

85 субъектов РФ отличаются друг от дуга по следующем показателям:

  • численность населения и его плотность;
  • размер территорий;
  • национальный состав.

Каждый из выделенных показателей не являет абсолютным и меняется с течением времени. Динамику миграций и экономического благосостояния субъекта частично отражают переписи населения.

Россия - великая многонациональная держава, имеющая богатую историю. На территории страны проживает множество национальностей, у каждой свой язык и традиции. Количество субъектов в РФ так велико, как ни в одном государстве мира.

Существует несколько типов: города с федеральным значением, края, автономные области и округа, республики, области. Сколько их входит в состав России? Разберемся подробнее.

Количество субъектов РФ (2014)

В состав федерации включено 85 субъектов, которые делятся по типам:

  • республики - 22;
  • края - 9;
  • области - 46;
  • автономные области - 1;
  • автономные округи - 4;
  • города федерального значения - 3.

Со временем возможно изменение количества субъектов РФ. В 2014 году в состав была включена Республика Крым. Тогда же появился еще один город, имеющий федеральное значение, - Севастополь. С 2003 года законодательно было закреплено 83 субъекта. Теперь их стало 85. Количество может меняться в связи с экономическими возможностями региона, численностью населения.

Каждый субъект имеет свои особенности. Так, республика обладает статусом страны, у нее есть собственная конституция, свои исполнительные, законодательные органы. В краях, городах федерального значения, областях имеются собственные краевые органы законодательной власти. Однако все принимаемые законы не должны идти вразрез с конституцией и законами нашей страны.

Чем субъекты отличаются друг от друга?

Все субъекты РФ (количество общее - 85) относятся к одному из типов, которые различаются по следующим показателям:

  • плотность и численность населения;
  • национальный состав;
  • размер территории.

Показатели эти не являются абсолютными и могут изменяться со временем. Динамику экономического состояния и миграцию учитывают в регулярной переписи населения. четко разграничивает компетенцию между субъектами и РФ:

  • исключительное ведение РФ;
  • совместное ведение РФ и субъектов;
  • самостоятельное ведение субъектов.

Общие положения

Все единицы, входящие в общее количество субъектов РФ, имеют равные права на основании Конституции. Субъектами называют территориальные единицы верхнего уровня. Их сейчас в Российской Федерации числится 85. Сюда включаются края, автономные области, республики, автономные округа, области, города федерального значения.

В каждом субъекте помимо федеральных ветвей власти действуют исполнительные (глава, губернатор), законодательные (региональный парламент) и судебные (уставный, конституционный суд). Субъект имеет собственный устав или конституцию, свое законодательство, которое принимает региональный парламент.

В Совете Федерации присутствует два представителя от одного субъекта. Все субъекты РФ имеют равные права во взаимоотношениях с органами государственной федеральной власти. У субъектов нет права на выход из РФ. Они уполномочены решать вопросы, которые Конституция относит к ведению субъекта.

Статусы субъектов

Как уже говорилось выше, количество субъектов РФ в настоящее время остановилось на отметке 85. В зависимости от того, какой они имеют правовой статус, их разделяют на три большие группы:

  • республики (со статусом государства);
  • автономные образования (автономные области, автономные округа);
  • области, города с федеральным значением, края.

Республики

В общее количество субъектов РФ включается 22 республики, каждая из которых имеет государственно-правовой статус. В РФ это унитарные демократические правовые государства, в Конституции РФ они так и позиционируются. В отличие от остальных субъектов, республика имеет собственную конституцию, она имеет право устанавливать собственный государственный язык наряду с русским, который будет использоваться в государственных учреждениях. Республика имеет право ввести свое гражданство.

Без согласия республики ее территория не может быть изменена. Есть собственная символика: гимн, флаг, герб, а также столица. Отношения с Федерацией строятся на основании федеративного договора, Конституции РФ, двустороннего договора о разграничении полномочий. Первый прецедент подписания был в 1994 году между Республикой Татарстан и Российской Федерацией. В федеративном договоре говорится о суверенитете республики. В их конституциях такая формулировка дублируется. Однако Конституция РФ не указывает республики суверенными и не признаёт за ними право на выход из состава Федерации.

Города федерального значения, края, области

Данные субъекты считаются государственно-территориальными единицами. Статус их определяет Конституция РФ и устав - учредительный акт субъекта. Большую часть из количества субъектов РФ составляют именно эти территориальные образования (областей - 46, краев - 9, городов федерального значения - 3). Устав субъекта принимают соответствующие представительные органы, он обладает наивысшей юридической силой в отношении правовых актов и законов территориального образования. Данные единицы, в отличие от республик, не могут иметь своего гражданства. На территориях государственным языком считается общефедеральный - русский. Края, города, области имеют право на установление собственной символики - гимна, герба и флага.

Автономная область и автономный округ

Из общего количества видов субъектов РФ выделяется 4 автономных округа и лишь одна автономная область. По сути, это сложившиеся национально-территориальные формы самоопределившихся народов в составе страны. Эти образования равноправны с другими субъектами РФ. Основной особенностью данной группы является то, что каждое образование территориально включается в какой-либо другой субъект РФ (область или край). Исключение составляют округ и Еврейская Они непосредственным образом входят в состав РФ.

Статус субъекта как автономный определяет Конституция РФ, а также устав самой автономии. Федеральный закон об автономной области, автономном округе может приниматься по представлению местных органов власти. Отношение автономии с областью или краем, в состав которых она включена, регулируется федеральным законодательством, а затем двусторонним договором между областью, краем и автономным округом. В Конституции РФ не содержится аналогичных норм, касающихся автономной области. Как и другие субъекты, автономные единицы имеют свои органы государственной власти, официальную символику, законодательство, элементы правосубъективности.

Органы власти

Каждая единица из общего количества субъектов в составе РФ, независимо от имеющегося государственного статуса, имеет право создавать свои органы государственной власти. Структуру их можно создавать самостоятельно, но при этом обязательно учитывать общероссийские принципы организации власти. Такая система включает в себя представительные, а также входят сюда и судебные власти (суды).

Фактически представляют собой местный парламент и названия носить могут разные: в Республике Хакасия - Верховный совет, в Татарстане - Государственный совет, в Тверской области, Красноярском крае - Законодательное собрание, в Московской области - Дума и другие. Формирование представительных органов происходит на основе прямых выборов, которые проводятся посредством тайного голосования. Чаще всего они избираются на срок в четыре года. В некоторых местах существуют двухпалатные органы власти (к примеру, Свердловская область).

Что входит в их полномочия?

  • Принятие устава, Конституции.
  • Утверждение программ социального, экономического, культурного развития регионального уровня.
  • Принятие бюджета, отчетов о его исполнении.
  • Налоги и сборы субъекта.
  • Решение об изменении статуса региона.
  • Контроль над работой органов исполнительной власти, должностных лиц.

В РФ количество субъектов федерации достаточно велико, и в каждом есть собственная представительная и исполнительная власть. Последняя отличается разнообразием органов. В республиках министерство, комитеты и другие. Де-факто возглавляет республику президент.

В остальных типах субъектов разнообразие органов еще больше: администрация (иногда именуется правительством), главные управления, управления, департаменты, комитеты. В этой сфере действует исполнительная вертикаль, все ведомства подчиняются вышестоящим федеральным министерствам. Высшее должностное лицо здесь - губернатор или глава администрации, в Москве - мэр.

Органы судебной власти субъектов РФ

Мы выяснили, какое количество субъектов в РФ, на какие типы они делятся, какие работают. Что касается судебных властей, то здесь стоит сказать, что на всей территории РФ действуют разные суды:

  • Верховный суд республики.
  • Суд автономной области.
  • Областной, краевой.
  • Суд автономного округа.
  • Районный.
  • Арбитражный.

Три вида судов относятся к органам судебной власти:

  • Конституционный суд республики. Это действующее звено функционирует в большинстве республик. В суде разрешаются дела о соответствии актов деятельности местного самоуправления и государственной власти.
  • Уставной суд области, края, автономного округа, автономной области, города федерального значения. Иногда создается для того, чтобы рассмотреть вопрос о толковании устава, а также о соответствии местного законодательства и устава субъекта.
  • Мировые судьи числятся в составе общей юрисдикции. Данное звено в органах судебной власти находится в настоящий момент в стадии становления.

Которое сформировано по волеизъявлению многонационального населения, проживающего на всей его территории. Правовой статус страны устанавливается в Конституции, Декларации о суверенитете от 12 июня 1990 года, Договоре от 31 марта 1992 года. РФ состоит из субъектов. Рассмотрим далее, что они собой представляют.

Федеральные субъекты РФ

Они представляют собой правовые образования. В совокупности они формируют Российскую Федерацию. В Конституции установлено шесть типов таких образований:

  1. Республика.
  2. Область.
  3. Край.
  4. Автономный округ.
  5. Город фед. значения.
  6. Автономная область.

Все эти образования равноправны во взаимодействиях с федеральными властными органами. Конституция, однако, формулирует ряд различий в правовом статусе общностей. Эти отличия установлены также в Федеративном договоре и специальных Соглашениях РФ с отдельными субъектами.

Состав

Государственные субъекты РФ - это неотъемлемые части страны. Они включены в ее состав по принципам равноправия. В стране насчитывается 32 национально-государственных общности (1 автономная область, 10 автономных округов и 21 республика) и 57 административно-территориальных образований (два города федерального значения, 49 областей и 6 краев).

Правовой статус

Он закрепляется двумя видами нормативных актов. Для республик действует Конституция РФ и Основной закон самого субъекта. Для краев, городов фед. значения, областей, автономных округов и областей в качестве второго документа выступает Устав образования. В Конституции установлены принципы, на которых базируется правовой статус региона. В первую очередь субъекты РФ имеют собственное законодательство. Оно принимается регионами самостоятельно и не требует утверждения от высшей власти. В республиках принятие Конституции осуществляется как представительным институтом, так и посредством референдума. Уставы утверждают законодательные органы субъектов РФ.

Предметы ведения

В Конституции установлено четкое разграничение полномочий, которыми наделены субъекты РФ и высшие институты власти страны. Данный принцип находит свое отражение и в Договорах, регламентирующих разделение предметов ведения. Данная проблема считается экспертами одной из самых сложных во взаимодействии центрального и региональных аппаратов управления. Это обуславливается тем, что многие субъекты РФ приняли свои Конституции и прочие нормативные акты до вступления в действие основного закона страны в 1993 году. Происходило это во время "парада суверенитетов". Соответственно, в законодательствах присутствовало множество положений, противоречащих действующей Конституции страны и общему Закону.

Наименование

Каждый субъект РФ вправе установить собственное название. При изменении существующего наименования оно должно быть включено в ст. 65 Конституции. Точным и исчерпывающим перечислением названий регионов в основном законе подчеркивается добровольностью их присоединения. Это также указывает на распространение всей положений Конституции на все субъекты РФ в одинаковой степени.

Равноправие

Этот принцип выражается в представительстве регионов в СФ ФС. При этом не имеет значения численность и размер территории образования. Субъекты РФ представлены и в Государственном Совете. Этот институт власти состоит из руководящих лиц высших исполнительных структур регионов. Равноправие также выражается в общем определении предметов их ведения. Оно исходит из статей 71-73 Конституции. Субъекты РФ не могут вмешиваться в компетенцию высших институтов власти, которые формируются по волеизъявлению многонационального населения, исходящего из каждого региона. Последние, как выше было сказано, имеют представителей в СФ. Следовательно, они принимают участие в решении вопросов, которые относятся к ведению Федерации. Совместно с высшими институтами власти они осуществляют нормативное регулирование и управление по проблемам, составляющим общий предмет.

Полномочия

Разделение предметов ведения позволяет регионам решать широкий круг вопросов. Если они относятся к общей компетенции, то законы и прочие нормативные акты субъект РФ утверждает в соответствии с ФЗ по данной проблеме. Если вопрос входит в предмет ведения исполнительных структур региона, то он осуществляет правовое регулирование самостоятельно. То есть субъект РФ в этом случае без вмешательства высших институтов власти принимает закон или иные нормативные акты.

Гарантии

Она устанавливается в ч. 6 ст. 76 Конституции. Законы и другие нормативные документы, которые принимает каждый субъект РФ по вопросам совместного и самостоятельного ведения, должны соответствовать ФЗ. При наличии противоречия приоритетным должен считаться именно ФЗ. В этой связи ч. 6 ст. 76 Конституции устанавливает, что при возникновении несоответствия такого же рода по проблемам, составляющим исключительно предмет ведения региона, действовать будет закон субъекта РФ. Из этого следует, что ФЗ не может вторгаться в законодательство образования. Еще одна важная гарантия касается территориальной целостности субъектов. Границы регионов могут изменяться только по их согласию.

Экономическая основа

Финансовое обеспечение государственной власти в субъекте РФ составляет имеющееся в собственности региона имущество, бюджетные средства, а также поступления из внебюджетных госфондов и имущественные права. ФЗ устанавливает круг вопросов, которые составляют совместный предмет ведения. К ним, в числе прочих, относят и те, решение которых осуществляется за счет бюджетных поступлений субъектов страны. Всего таких проблем 41:

  • Проведение выборов.
  • Вопросы образования.
  • Проблемы здравоохранения.
  • Предупреждение катастроф и чрезвычайных ситуаций.
  • Обеспечение функционирования органов власти и так далее.

Полномочия, которые передаются регионам и относятся к вопросам их самостоятельного ведения, реализуются за счет субвенций из бюджета страны на определенных условиях.

Регистрационные номерные знаки Российской Федерации - специальный символический знак (№), изготовленный (нанесённый) на металлические (или из другого материала) пластины (формы) или транспортное средство (ТС), используемое для учёта автомобилей, мотоциклов, грузовой, специальной, строительной техники и вооружения, прицепов.

Устанавливаются на передней и задней частях техники (на прицепы и мотоциклы - только сзади).

В Российской Федерации большинство регистрационных знаков - стандартные знаки образца 1993 года, вид которых определен ГОСТ Р 50577-93. Номерные знаки маршрутных ТС, военных ТС, ТС дипломатических миссий, ТС МВД, прицепов, строительной техники и мотоциклов имеют формат и/или размеры, немного отличающиеся от стандартного.

Комбинации на стандартных номерных знаках строятся по принципу - 3 буквы, 3 цифры. Буквы означают серию номерного знака, а цифры - номер. ГОСТом для использования на знаках разрешены 12 букв кириллицы, имеющие графические аналоги в латинском алфавите - А , В , Е , К , М , Н , О , Р , С , Т , У и Х . В правой части номерного знака, в обособленном четырёхугольнике, расположены: в нижней части - флаг РФ с надписью RUS , а в верхней - кодовое обозначение субъекта РФ, где был зарегистрирован автомобиль. Причём буквы по размеру шрифта меньше, чем цифры.

Все используемые номера зарегистрированы. Для каждого административного района есть свой номер, общий для всех автомобилей, зарегистрированных в этом округе. Общее количество комплектов регистрационных знаков, которое может быть изготовлено для каждого субъекта России, определяется ГОСТом и составляет 1 млн 726 тыс. 272 (=12??(10?-1), номера из трёх нулей быть не может).

Изначально в качестве кодов регионов применялись только числа от 01 до 89 , по количеству регионов РФ на 1 января 1993 года. Однако количество регистрируемых автомобилей с каждым годом увеличивается, и номерных знаков с допустимыми комбинациями начинает не хватать. По этой причине в ряде субъектов России введены дополнительные кодовые обозначения, которые можно использовать на знаках; сначала началась выдача кодов регионов из девятого десятка () (кроме кода 92), а затем перешли к трёхзначным кодам регионов. Три и более кодов региона используют Москва (коды 77, 99, 97, 177, 199, 197, 777), Московская область (50, 90, 150, 190, 750), Красноярский край (24, 84, 88, 124), Санкт-Петербург (78, 98, 178), Краснодарский край (23, 93, 123), Пермский край (59, 81, 159) и Свердловская область (66, 96, 196), при этом Красноярский и Пермский края получили коды на 8 «в наследство» от вошедших в их состав других субъектов федерации. 19 субъектов используют два кода региона. Первый код региона, начинающийся на 9 начал выдаваться с июля 1998 года, а первый трёхзначный код - с февраля 2005 года (в обоих случаях - в Москве). После прошедших в 2005-2008 годах объединений регионов, выдача большей части номеров с кодами регионов из восьмого десятка (начинающихся на 8 ), прекращена.

Цифровые коды, применяемые на регистрационных знаках, с 01 по 89 первоначально совпадали с номерами регионов - субъектов Российской Федерации в порядке их перечисления в ст. 65 п. 1 Конституции России в редакции на момент создания стандарта на государственные автомобильные номера. Полный список цифровых кодов закреплён Приказом Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 19 февраля 1999 года № 121 «О Государственных регистрационных знаках транспортных средств» и, в последующем, Приказом МВД РФ от 28.03.2002 № 282 (ред. от 29.08.2011) «О государственных регистрационных знаках транспортных средств». В нём, в частности, устанавливается: «На регистрационных знаках транспортных средств, отнесённых к типу 1, допускается применять в трёхзначном коде региона в качестве первой цифры кода цифру 1». Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 июня 2013 г. N 478 г. Москва «О внесении изменения в Перечень цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на государственных регистрационных знаках транспортных средств и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, утвержденный приказом МВД России от 28 марта 2002 г. N 282» в Российской Федерации вводятся новые трёхзначные коды регионов. Они будут начинаться с цифры 7.