Под принципами административной ответственности следует понимать ее основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение:

  • - юридическое равенство всех перед законом и судом;
  • - наступление административной ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли;
  • - наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя;
  • - законность привлечения к административной ответственности;
  • - справедливость административной ответственности и ее индивидуализация;
  • - своевременность ответственности;
  • - принцип целесообразности привлечения к административной ответственности;
  • - принцип неотвратимости наказания за совершение административных правонарушений.

Первый принцип по своей сути представляет собой продолжение общеправового принципа формального юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ. Кодексом РФ об административных правонарушениях установлено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Принцип ответственности за противоправное деяние, а не за мысли, означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности за совершение того или иного административного правонарушения, может быть наказано за мысли лишь в том случае, если они получили внешнее выражение. Иными словами, основанием для привлечения лица к административной ответственности могут служить только его противоправные действия (или в ряде случаев -- бездействие). Так, например, само по себе намерение лица-участника внешнеэкономической деятельности без надлежащих на то законных оснований ввезти в страну или вывезти из нее какие-либо товары и не влечет за собой административной ответственности, а вот предоставление этим лицом в таможенный орган документов, содержащих недостоверные сведения, дающие ему право на перемещение через таможенную границу таких товаров, либо перемещение этих товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (т. е. совершение им конкретных действий по реализации своего намерения) уже влекут за собой ответственность, предусмотренную ст. 16.1 КоАП РФ.

Принцип наступления ответственности только при наличии вины в действиях правонарушителя означает, что без нее (вины) вообще беспредметно говорить об административном правонарушении, а следовательно, и об ответственности за него. Наличие вины физического лица означает осознание этим лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вызванных им результатов, а юридическое лицо признается виновным, когда будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению этих норм и правил.

Принцип законности привлечения к ответственности означает, что ответственность за правонарушения наступает лишь в случаях, прямо предусмотренных предписаниями соответствующих правовых норм и в строгом соответствии с установленными для этого требованиями. Действующим же законодательством предусмотрены и специальные гарантии законности привлечения к административной ответственности, предупреждающие и всячески пресекающие выход за рамки закона, злоупотребления и ошибки при применении как материально-правовых норм (таких, как неправильная юридическая квалификация деяния, определение меры административного наказания вне пределов предусмотренной для этого санкции соответствующей статьи КоАП РФ и пр.), так и норм процессуальных (например, процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, сбора, фиксирования и исследования доказательств, обжалования вынесенного по делу постановления и пр.).

Наряду с законностью иногда в качестве самостоятельного принципа юридической ответственности выделяют и принцип поп bis in idem («не дважды за одно»), согласно которому никто не должен дважды нести уголовную, административную или иную ответственность за одно и то же правонарушение. Этот принцип относится к применению штрафных (карательных) санкций и не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому административной ответственности (карательной санкции, например, штрафу), применяются и восстановительные санкции. Например, хулиган, разбивший витрину магазина, не только подвергается штрафу по ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство»), но и обязывается возместить причиненный правонарушением ущерб (оплатить стоимость разбитой витрины).

В то же время принцип «не дважды за одно» нельзя противопоставлять такому принципу, как принцип двусубъектности ответственности, характерному именно для административного права. Этот принцип означает, что, например, за совершение по сути одного правонарушения допускается привлечение одновременно юридического лица к административной и физического лица, непосредственно виновного в этом, -- к административной или уголовной ответственности. Так, в частности, если при перемещении через таможенную границу России незадекларированного товара неким абстрактным акционерным обществом при наличии признаков так называемой «коммерческой» контрабанды таможня выяснит, что недекларирование товара произошло по вине конкретного сотрудника этого акционерного общества, уполномоченного в силу своих служебных обязанностей на совершение данной процедуры (процедуры декларирования), то наряду с привлечением к административной ответственности самого юридического лица по ст. 16.2 КоАП РФ («Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и/или транспортных средств») должно быть привлечено к уголовной ответственности и конкретно виновное в этом физическое лицо по ст. 188 УК РФ («Контрабанда»). То есть, правонарушение по сути, казалось бы, одно, а субъектов ответственности может быть два.

Справедливость как принцип юридической ответственности выражается в том, что мера административной ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного административного правонарушения. При привлечении лица к ответственности за совершение того или иного административного правонарушения правоприменитель должен учесть все обстоятельства совершенного правонарушения (время, место, способ совершения правонарушения, наличие или отсутствие в деле обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, и др.) и с учетом всех этих обстоятельств определить меру ответственности в пределах санкции соответствующей правовой нормы Особенной части КоАП РФ или принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Индивидуализация наказания -- непременное условие его результативности. Индивидуализация административной ответственности является частью принципа ее справедливости и означает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил (с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств). Если административное правонарушение совершено в соучастии, то при назначении административного наказания правоприменителем должны быть учтены степень и характер вины каждого из соучастников в совершении данного правонарушения.

Своевременность как принцип юридической ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности лишь в течение так называемого «срока давности привлечения к ответственности», т. е. периода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения. Для административных правонарушений, в частности, такой срок определен в ст. 4.5 КоАП РФ и по общему правилу составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения либо при совершении длящихся проступков -- два месяца с их обнаружения. По отдельным категориям административных правонарушений этот срок составляет один год. Сроком давности ограничено также исполнение постановления о наложении административного наказания -- один год со дня его вступления в законную силу (ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ).

Целесообразность как принцип юридической ответственности -- это соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам. Так, в частности, применительно к лицам, привлекаемым к ответственности за совершение административных правонарушений, правоохранительными органами могут быть использованы такие меры обеспечения производства по делу, как доставление и административное задержание правонарушителей. Такие меры могут быть использованы, а могут использованы и не быть. Выбор правоприменителем соответствующей меры принуждения должен быть обоснован исходя из целесообразности ее применения.

Целесообразность как принцип административной ответственности проявляется также и в наличии предусмотренной законом (ст. 2.9 КоАП РФ) юридической возможности для правоприменителя (судьи, органа или должностного лица, уполномоченного решить дело об административном правонарушении) освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного проступка (т. е. по сути -- при отсутствии назначения административного наказания) и ограничиться при этом устным замечанием. Неотвратимость как принцип административной ответственности означает, что априори ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным. А реализация данного принципа является существенным фактором эффективной борьбы с правонарушениями вообще и административными правонарушениями в частности, а также является одним из основных показателей качества всей правоохранительной и правоприменительной деятельности уполномоченных на это государственных органов и должностных лиц.

В соответствии со ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно подп. 7.18 п. 7 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 N 959 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» в функции Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (Департамент государственной инспекции труда) входит в том числе применение в установленном законодательством порядке санкции к работодателям, привлечение к административной ответственности должностных лиц работодателей, допустивших нарушения законодательства о труде и об охране труда.

Государственными инспекторами труда Департамента государственной инспекции труда к административной ответственности виновные в нарушениях законодательства о труде и об охране труда юридические и физические лица привлекаются, как правило, по результатам плановых и внеплановых проверок.

Так, по результатам 2011 года к административной ответственности в виде штрафа только Гомельским областным управлением Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь были привлечены 804 физических лица и 204 юридических лица. Сумма административных штрафов, наложенных на физических лиц, составила 278,96 млн.руб., а на юридические лица — 200,16 млн.руб.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Таким образом, исходя из данного определения обязательными условиями для привлечения к административной ответственности являются наличие противоправного деяния, а также наличие вины конкретного лица и иные условия, предусмотренные КоАП.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП вина физического лица — это психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

При этом обязанность доказывать виновность лица в нарушении законодательства о труде или об охране труда возлагается на должностное лицо, ведущее административный процесс. Лицо не может быть привлечено к административной ответственности, пока не будет установлена его виновность в совершении правонарушения.

Для привлечения виновного лица к административной ответственности кроме наличия его вины необходимо, чтобы за данное деяние была предусмотрена административная ответственность в соответствии с конкретной статьей Особенной части КоАП.

Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если санкцией статьи КоАП предусмотрена ответственность юридического лица за данное правонарушение.

Согласно ст. 3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 3.23 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) уполномоченным должностным лицам Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях за совершение деяний, ответственность за которые предусмотрена статьями 9.17, 9.18, частями 1 и 4 статьи 9.19, статьями 9.20, 9.25 КоАП.

Часть 1 ст. 9.17 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, работодателем, лицом, ответственным за их соблюдение, которое влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до трехсот базовых величин. Согласно ч. 2 указанной статьи то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от ста до четырехсот базовых величин.

В настоящее время базовая величина составляет 35000 руб., таким образом, максимальная величина штрафа по ч. 1 ст. 9.17 КоАП в настоящее время может составить 1750000 руб. на должностное лицо, а на нанимателя — 10500000 руб. Кроме того, с 1 апреля 2012 г. базовая величина будет составлять 100000 руб., соответственно существенно возрастут и размеры налагаемых штрафов.

У лица, привлекаемого к административной ответственности, либо его представителя может возникнуть закономерный вопрос: от чего зависит размер налагаемого штрафа в каждом конкретном случае?

Прежде всего, необходимо отметить, что должностное лицо, ведущее административный процесс, обязано принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения, устанавливая как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе.

Все установленные в ходе ведения административного процесса обстоятельства, являющиеся существенными для принятия решения по делу, должны быть занесены в протокол.

Лицу, в отношении которого ведется административный процесс, должно быть предоставлено право представить объяснение по поводу административного правонарушения. При этом сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела об административном правонарушении, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, вправе сообщить при составлении протокола об административном правонарушении.

При наложении административного взыскания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. При наложении штрафа на юридическое лицо учитывается в том числе его финансово-экономическое положение.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность лица, в отношении которого ведется административный процесс, относятся:

  • чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
  • добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
  • наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;
  • совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной.

Необходимо отметить, что приведенный перечень не является исчерпывающим и должностное лицо, ведущее административный процесс, может признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства.

К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся:

  • продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;
  • совершение административного правонарушения повторно;
  • вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;
  • совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;
  • совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;
  • совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;
  • совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
  • совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей;
  • совершение административного правонарушения в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии.

При этом перечень отягчающих административную ответственность оснований является исчерпывающим и должностное лицо, ведущее административный процесс, не может признать отягчающим иное обстоятельство.

В зависимости от характера административного правонарушения должностное лицо, ведущее административный процесс, может не признать отягчающим административную ответственность перечисленные выше обстоятельства.

Статья 9.18 КоАП предусматривает административную ответственность в виде штрафа за нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений.

Необходимо отметить, что за период с момента вступления в силу КоАП (1 марта 2007 г.) дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена согласно ст. 9.18 КоАП, Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь не рассматривались.

Часть 1 ст. 9.19 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо — до ста базовых величин за нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы.

К правонарушениям, за которые предусмотрена ответственность согласно ч. 1 ст. 9.19 КоАП, относятся также нарушения срока выплаты всех причитающихся работнику сумм в связи с увольнением (ст. 77 ТК) и нарушение срока выплаты работнику среднего заработка за время трудового отпуска.

Так, при проведении плановой проверки по соблюдению законодательства о труде в одном из коммунальных сельскохозяйственных унитарных предприятий Г-го района было установлено, что работникам организации трудовые отпуска предоставляются согласно графику трудовых отпусков работников, однако средний заработок за время трудового отпуска выплачивается в день выплаты заработной платы в организации — 20-го числа месяца, следующего за отработанным, независимо от даты начала трудового отпуска.

В некоторых случаях работники организации получали причитающийся им средний заработок за время трудового отпуска значительно позже даты начала трудового отпуска. В своем объяснении главный бухгалтер организации пояснил, что работники организации не возражают против сложившейся в организации системы выплаты среднего заработка за время трудового отпуска. Так как с работниками организации были заключены контракты, установлено, что в организации нарушаются требования п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» , в соответствии с которыми средний заработок за время трудового отпуска должен быть выплачен не позднее чем за один день до начала отпуска.

По результатам проверки за нарушения сроков выплаты работникам организации среднего заработка за время трудового отпуска главный бухгалтер был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 базовых величин (350000 руб.) на основании ч. 1 ст. 9.19 КоАП.

Нанимателю было выдано обязательное для исполнения требование (предписание) устранить выявленное нарушение и в дальнейшем выплачивать средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за один день до начала отпуска.

В соответствии со ст. 77 ТК при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения. В случае если данные суммы не выплачены уволенному работнику в день увольнения, то должностное лицо либо наниматель могут быть оштрафованы по ч. 1 ст. 9.19 КоАП. При этом размер налагаемого штрафа во многом будет зависеть от срока, на который наниматель задержал выплату работнику причитающихся ему сумм.

Так, в Г-кое областное управление Департамента государственной инспекции труда обратился гражданин с жалобой на бывшего нанимателя о невыплате ему всех причитающихся сумм в день увольнения. По данному обращению государственным инспектором труда было принято решение о проведении внеплановой проверки по соблюдению законодательства о труде.

В ходе проверки было установлено, что все причитающиеся от нанимателя суммы были выплачены уволенному работнику через 5 дней после даты увольнения. При этом суммы, подлежащие выплате работнику, не являлись оспариваемыми. В ходе ведения административного процесса обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, установлено не было и директор организации был оштрафован на сумму в размере пять базовых величин (175000 руб.).

Часть 4 ст. 9.19 КоАП предусматривает ответственность за иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных статьями 9.16 — 9.18 КоАП и частями 1 и 3 ст. 9.19 КоАП, причинившие вред работнику. Санкция указанной нормы предусматривает наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин на должностное лицо нанимателя. По ч. 4 ст. 9.19 КоАП привлечь к ответственности юридическое лицо не представляется возможным, так как это не предусмотрено санкцией указанной части.

Наиболее распространенными нарушениями законодательства о труде, при выявлении которых должностные лица подвергаются штрафу, являются: нарушение срока и порядка выдачи работнику трудовой книжки в связи с увольнением, нарушение порядка предоставления работнику трудового отпуска, нарушения порядка оплаты труда работника в сверхурочное время, выходные и праздничные дни, невыплата работникам доплаты за работу в ночное время и другие.

Так, в Г-кое областное управление Департамента государственной инспекции труда обратился водитель одного из ОАО Г-го района с жалобой на то, что нанимателем не производится доплата за работу в ночное время. По данному обращению государственным инспектором труда было принято решение о проведении внеплановой проверки по соблюдению законодательства о труде. В ходе проверки было установлено, что часть рабочего времени заявителя согласно представленным путевым листам действительно приходится на ночное время. При этом доплата за работу в ночное время нанимателем не производилась. Деянием нанимателя работнику был причинен материальный вред. По результатам проверки виновное должностное лицо нанимателя было оштрафовано на основании ч. 4 ст. 9.19 КоАП на сумму 4 базовые величины (140000 руб.).

Обязательным условием для наступления административной ответственности по данному основанию является причинение вреда работнику.

В соответствии со ст. 1.3 КоАП вредные последствия — это причинение имущественного, морального и иного вреда охраняемым КоАП правам и интересам. Таким образом, причинение вреда работнику может выражаться не только в материальном виде, но и ином ущербе, в том числе ухудшении правового положения работника по сравнению с действующим трудовым законодательством.

В ходе проведения плановой проверки по соблюдению законодательства о труде в одном из ЧУП г. Г., было установлено, что в организации отсутствует график трудовых отпусков работников на текущий календарный год. Само по себе отсутствие графика трудовых отпусков не причиняло материального вреда работникам, однако ухудшало их правовое положение по отношению к действующему трудовому законодательству. По результатам проверки директор организации был оштрафован по ч. 4 ст. 9.19 КоАП на сумму 4 базовые величины (140000 руб.).

Статья 9.20 КоАП предусматривает ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин (от 70000 до 350000 руб.), на индивидуального предпринимателя — от десяти до пятидесяти базовых величин (от 350000 до 1750000), а на юридическое лицо — от пятидесяти до ста базовых величин (от 1750000 до 3500000 руб.).

При проведении плановых проверок по соблюдению законодательства о труде довольно часто выявляется несоблюдение юридическими лицами письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а также отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством.

Ответственность за данное нарушение законодательства установлена ст. 9.25 КоАП. Санкция указанной статьи предусматривает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере десяти процентов от суммы договора, а при невозможности ее установления — до двадцати базовых величин.

Административная ответственность физического лица по данному основанию не предусмотрена.

По ст. 9.25 КоАП наиболее часто юридические лица привлекаются за нарушения требований подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 N 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее — Указ) . В подп. 1.1 п. 1 Указа установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, существенные условия, установленные Указом.

Среди наиболее распространенных нарушений является невключение заказчиком в гражданско-правовой договор следующих существенных условий: порядка расчета сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате; обязательств заказчика по уплате за граждан, выполняющих работы по гражданско-правовому договору, обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения; оснований досрочного расторжения гражданско-правового договора, ответственности заказчика за неисполнение своих обязательств по своевременной оплате выполненной работы в виде неустойки и др.

При этом, в случае если в самом гражданско-правовом договоре не указана конкретная сумма, причитающаяся к выплате подрядчику за выполненную работу, размер штрафа может быть определен на основании других документов.

Так, в ходе проведения плановой проверки по соблюдению законодательства о труде в одном из акционерных обществ г. Г. было установлено, что в гражданско-правовом договоре, заключенном с гражданином на выполнение работ, отсутствовали обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора. При этом конкретная сумма, подлежащая выплате подрядчику по данному договору, указана не была, в договоре были установлены только расценки за выполняемые работы.

После приема работ заказчиком стороны подписали акт выполненных работ, в соответствии с которым по данному договору подрядчику причиталось вознаграждение в сумме 1100000 руб. На основании чего была установлена сумма штрафа на юридическое лицо — десять процентов от суммы договора (110000 руб.).

Как уже упоминалось выше, наиболее часто к административной ответственности в виде штрафа физические и юридические лица привлекаются по результатам проведенных плановых и внеплановых проверок по соблюдению законодательства о труде и при выявлении в ходе их проведения нарушений.

Согласно ст. 9.1 ПИКоАП поводом к началу административного процесса может являться в том числе заявление физического лица. При этом проведение внеплановой проверки по обращению физического лица не является обязательным условием для привлечения к административной ответственности.

В Г-кое областное управление Департамента государственной инспекции труда обратился работник одного из предприятий областного центра с жалобой на нанимателя о нарушениях срока выплаты заработной платы. При этом работник просил привлечь виновных лиц к установленной законодательством ответственности.

Государственным инспектором труда у руководителя предприятия были запрошены необходимые для разрешения обращения документы. В ходе изучения предоставленных нанимателем документов факты, изложенные заявителем в обращении, подтвердились. За декабрь 2011 г. предприятие выплатило работнику заработную плату позже срока, установленного коллективным и трудовым договором. Таким образом, документально подтверждалось нарушение требований ст. 73 ТК. По результатам рассмотрения обращения гражданина директор предприятия был оштрафован по ч. 1 ст. 9.19 КоАП на пять базовых величин (175000 руб.).

Штраф за нарушения законодательства о труде или об охране труда должен быть уплачен физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, подвергнутыми административному взысканию, не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, юридическим лицом — не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления — не позднее одного месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.

В случае неуплаты в установленный срок штраф взыскивается в принудительном порядке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Трудовой кодекс Республики Беларусь. — Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2008. — 256 с.

2. Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июля 2006 г., N 959 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 N 194-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2012.

4. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 N 194-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2012.

5. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г., N 29 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

6. О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам: Указ Президента Респ. Беларусь, 6 июля 2005 г., N 314 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

Мерами административной ответственности являются ад- министраіивные взыскания, которые применяются в целях за­щиты правопорядка, воспитания лица, совершившего админис­тративное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

Применение восстановительных мер КоАП не относит к административной ответственности.

Видами административных взысканий являются: а) преду­преждение; б) штраф; в) возмездное изъятие предмета, явившего­ся орудием совершения или непосредственным объектом админи­стративного правонарушения: г) конфискация предмета, явивше­гося орудием совершения или непосредственным объектом адми­нистративного правонарушения; д) лишение специального права, предоставляемого данному гражданину (права управления транс­портными средствами, права охоты); e) исправительные работы;

ж) административный арест.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме и является наиболее мягкой ме­рой наказания. Оно применяется за совершение незначитель­ных административных правонарушений (например: за непри­нятие землепользователями мер гю борьбе с сорняками, за на-

рушение правил пользования жилыми помещениями). Преду­преждение. как и любое другое административное взыскание, налагается путем издания письменного постановления о нало­жении административного взыскания Устное предупреждение в адрес гражданина со стороны соответствующих должностных лиц (хотя бы и с использованием слова «предупреждаю») не мо­жет рассматриваться в качестве взыскания и вызывать право­вых последствий.

Штраф - взыскание имущественного характера в денежной форме в доход государства, наиболее распространенное среди других взысканий, предусмотренное за все виды администра­тивных правонарушений и налагаемое в установленных законо­дательством случаях и пределах. Штраф, налагаемый на граж­дан за административные правонарушения, не может превы­шать 300-кратного размера минимальной заработной платы, а на должностных лиц - 500-кратного размера минимальной зара­ботной платы. Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть ме­нее ОД минимальной заработной платы.

Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенного администра­тивного правонарушения. Изъятый предмет реализуется, а вы­рученная от реализации сумма передается бывшему собствен­нику, за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Данная мера административной ответственности применяется законодателем лишь в случаях нарушения правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте, хране­ния или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов и при уклонении от реализации огнестрельного гладкоствольно­го охотничьего оружия и боевых припасов.

Конфискация состоит.в принудительном безвозмездном об­ращении предмета, явившегося орудием совершения или непо­средственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лшль предмет, находящийся в личной собственности нарушителя.

Конфискация вещей и предметов по делам об администра­тивных таможенных правонарушениях производится независи­мо от времени совершения или обнаружения административно­го правонарушения.

Осуществление конфискации предметов в административ­ном порядке противоречит Конституции, согласно которой при­нудительное отчуждение имущества допускается лишь по поста­новлению суда.

Лишение специального права, предоставленного граждани­ну (права управления транспортными средствами, права охо­ты), применяется на срок до пяти лет за грубое или системати­ческое нарушение порядка пользования этим правом.

Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются такими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Исправительные работы применяются на срок до двух ме­сяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, со­вершившего административное правонарушение, и с удержани­ем до 20 процентов его заработка в доход государства. Исправи­тельные работы назначаются районным (городским) судом (су­дьей) правонарушителям, имеющим постоянную работу. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней

Административный арест назначается районным (город­ским) судом (судьей) лишь в исключительных случаях за от­дельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток.

Порядок применения мер административной ответст­венности. Общие правила наложения взыскания за админист­ративные правонарушения, которыми обязаны руководство­ваться все органы и должностные лица при применении мер ад- министративной ответственности, сформулированы в гл. 4 КоАП. Взыскание за административное правонарушение при­меняется лишь к лицу, в действиях козорого установлен состав проступка, и в пределах, установленных нормативным актом. Законодатель обязывает, чтобы органы и должностные лица при наложении взыскания учитывали характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, иму­щественное положение, обстоятельства, смягчающие и отяго­щающие ответственность.

B КоАП даны перечни обстоятельств, смягчающих и отяг­чающих ответственность.

Примерный перечень обстоятельств, смягчающих от­ветственность, включает; чистосердечное раскаяние винов­ного; предотвращение виновным вредных последствий право­нарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влияни­ем сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонару­шения несовершеннолетним; совершение правонарушения бе­ременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возра­сте до одного года.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответствен­ность, является закрытым, исчерпывающим. Отягчающими обстоятельствами признаны: продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однород­ного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось адми­нистративному взысканию: совершение правонарушения ли­цом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовер­шеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийно­го бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; со­вершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо) при наложении взыскания в зависимости от характера административного правонарушения может не признать последнее обстоятельство отягчающим.

Административное взыскание может быть наложено не по­зднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаруже­ния. B случае отказа в возбуждении уголовного дела либо пре­кращения уголовного дела, но при наличии в действиях наруши­теля признаков административного правонарушения админист­ративное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Освобождение от административной ответственнос­ти. Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Однако для наступления административной ответственности необходимо также наличие состава административного правонарушения, который включа­ет четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. При отсутствии хотя бы одного из эле­ментов состава административного правонарушения админист­ративная ответственность исключается. Например, не подле­жит административной ответственности лицо, которое во вре­мя совершения противоправного действия либо бездействия на­ходилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать се­бе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства ду­шевной деятельности, слабоумия или иного болезненного со­стояния.

Административная ответственность представляет собой применение административных взысканий за совершение административного правонарушения.

Статья 2.4 КоАП РФ

(извлечение)

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Сидах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Административная ответственность выражается в применении государственными органами и их должностными лицами мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях и к организациям за нарушение законности.

Административная ответственность имеет специфические особенности .

  • 1. Устанавливать административную ответственность могут органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции – и органы исполнительной власти.
  • 2. Если при дисциплинарной ответственности между начальником, применяющим меры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).
  • 3. Большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет, – достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административноправовых актов.
  • 4. Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность.

Правонарушитель должен претерпеть нежелательные последствия морального (предупреждение), материального (штраф) и физического (административный арест) характера.

Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений. В результате привлечения к административной ответственности на правонарушителя оказывается воздействие в виде государственного осуждения, осуществляемого уполномоченным органом, возлагающим взыскание.

Административной ответственности присущ всеобщий характер, который проявляется в следующем: 1) установленные правила обязательны для всех граждан, их несоблюдение влечет административную ответственность; 2) ответственность возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) но рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий.

Административную ответственность характеризует множественность органов, полномочных ее устанавливать: это федеральные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Органами, применяющими административную ответственность, являются административные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; главы органов местного самоуправления; органы внутренних дел, государственного пожарного надзора, железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и иные органы исполнительной власти.

Административная ответственность не влечет судимости.

КоАП РФ содержит общие правила наложения наказаний за административные правонарушения. Наказания налагаются с учетом характера правонарушения, личности правонарушителя, его имущественного положения, обстоятельств, отягчающих либо смягчающих административную ответственность.

Статья 4.1 КоАП РФ

  • 1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
  • 2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
  • 3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность...

Наказание может быть наложено не позднее двух месяцев после совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Субъектом административной ответственности может быть лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста 16 лет.

С учетом конкретных обстоятельств и личности правонарушителя комиссией по делам несовершеннолетних лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Например, Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в числе разнообразных мер воздействия установлена индивидуальная профилактическая работа.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Существуют особенности административной ответственности некоторых субъектов: военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Виновным в совершении административного проступка может быть признано и юридическое лицо.

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Административная ответственность - разновидность административного принуждения, вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

Административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконным актами, либо их нормами об административных правонарушениях;

Основанием административной ответственности является административное правонарушение;

Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования;

За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания;

Административные взыскания поменяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, а также суды (судьи);

Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей;

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Административные наказания выражаются либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя.

Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя.

Административные наказания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.

Основными видами административных наказаний являются:

Предупреждение;

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом административного правонарушения;

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

Лишение специального права, предоставленного гражданину;

Исправительные работы;

Административный арест;

Административное выдворение из пределов Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

Дисквалификация.

Привлечение к административной ответственности и наложение административного взыскания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием для увольнения с работы.

В теории административного права меры административного принуждения классифицируются по следующим видам:



Меры административного предупреждения;

Меры административного пресечения;

Меры административной ответственности;

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Меры административного предупреждения представляют собой средства и способы административно-правового характера, используемые соответствующими субъектами государственного управления в целях предупреждения правонарушений либо в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности. В свою очередь меры административного предупреждения подразделяются на две группы: меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, и меры, осуществляемые в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности.

Меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, имеют профилактическую направленность. Такими мерами являются, в частности, проверка документов, личный досмотр, контрольные и надзорные проверки и др.

Меры, осуществляемые в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности, включают в себя, в частности:

Установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда из нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

Введение карантина;

Принудительное выселение из домов, грозящих обвалом;

Меры противопожарной безопасности;

Технический осмотр транспортных средств и ряд других.

Все административно-предупредительные меры характеризуются отсутствием правонарушения как основания их применения и вины тех, в отношении кого они применяются. Основанием их применения является наступление особых, иногда чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных правовой нормой.

Меры административного пресечения. Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и т.п. Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок1. Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения - административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности.

Таким образом, основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов.

В частности, к ним относятся:

Меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание, доставление в милицию и др.);

Меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охот ничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);

Меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

Меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

Меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

Меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (приостановление (аннулирование) действия лицензии и др.);

Меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации. К мерам административного принуждения относятся меры административной ответственности, которые определены КоАП РФ и под которыми следует понимать меры наказания, назначаемые в соответствии с КоАП РФ за совершение административных правонарушений.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами:

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях;

Меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, имеют профилактическую направленность;

Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания;

Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации.