История

Принято считать, что впервые стигматы появились у святого Франциска Ассизского в 1224 году . Согласно биографам святого Франциска стигматы были ему дарованы в день Воздвижения Святого Креста во время молитвы на горе Верне. С этого момента Католическая церковь насчитывает более 300 случаев появления стигматов, признанных Церковью подлинными.

Святая монахиня доминиканского ордена Екатерина Сиенская обрела стигматы во время визита в Пизу , 1 апреля 1375 года. Но в отличие от более типичных случаев, у неё не проступала кровь, это были «незримые стигматы». После её смерти и канонизации представители францисканского ордена выдвинули протест, поскольку в этом она «конкурировала» с их основателем св. Франциском. Поэтому в 1471/72 году папа Сикст IV специальной буллой запретил писать её со стигматами по причине противостояния между францисканцами и доминиканцами. Папа Урбан VIII в 1630 году отменил этот запрет, указав впрочем, что стигматы не должны быть показаны кровоточащими .

В XX веке большую известность в католическом мире приобрели стигматы итальянского капуцинского монаха Пия из Пьетрельчины .

Описание

У некоторых стигматиков раны кровоточат постоянно, у других - периодически. В отличие от обычных ран стигматы не поддаются лечению, но и не приводят к осложнениям, они могут оставаться неизменными на протяжении множества лет. Чаще всего стигматы образуются в местах «пяти ран Христа»: на ладонях (запястьях), ступнях и в боку, однако иногда они проявлялись и на других частях тела (следы тернового венца на лбу, след от креста на плече и др.).

Исследования

Католическая церковь однозначно признаёт чудесный характер стигматов, однако для отсечения случаев шарлатанства все случаи появления стигматов тщательно изучаются, причём с привлечением независимых медиков . Исследователи-материалисты либо обвиняют носителей стигматов в обмане (историк Серджио Луццато заявлял, что Пио из Пьетрельчины сделал себе стигматы фенолом ), либо объясняют их появление самовнушением и неврозом на религиозной почве .

Известные носители стигматов

  • Мария Иисуса
  • Рита из Кашии
  • Тереза Нойманн
  • Марта Робэн

Литература

  • А. Гуревич. Культура и общество средневековой Европы глазами современников ; там же: Св. Бонавентура. «Legenda maior»: Глава XIII. О святых стигматах; П. Динцельбахер. Мистика.
  • Раймон Пейрэ. "Тайна Марты. Очерк жизни Марты Робэн. - М., Истина и Жизнь, 1996. - 112 с.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Стигматы" в других словарях:

    - «СТИГМАТЫ» (Stigmata), США, MGM, 1999, 102 мин. Мистика У парикмахерши Френки вдруг появляются стигматы раны. Чтобы разобраться в ситуации, из Ватикана приезжает отец Эндрю, который начинает понимать, что высшее духовенство скрывает правду о… … Энциклопедия кино

    - (греч.). Знаки, клейма, которые выжигали железом в древности рекрутам и как позорное клеймо беглецам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СТИГМАТЫ знаки, которые клались в древности на левое плечо воина … Словарь иностранных слов русского языка

    СТИГМАТЫ, в католическом мистицизме отметины или раны на человеческом теле, соответствующие ранам Христа. Обычно их пять на руках и ногах и близ сердца, иногда добавляются отметины на голове, как бы от коронования терновым венцом, на спине и… … Энциклопедический словарь

    СТИГМАТЫ - СТИГМАТЫ, см. Истерия … Большая медицинская энциклопедия

    Стигматы - промоутеры христианства утверждают, что имели место случаи появления на теле верующих ран на местах, соответствующих ранениям Иисуса Христа; сообщалась о ранах, открывавшихся каждую пятницу и через один два дня затягивавшихся, о крови, которая … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Стигматы - ♦ (ENG stigmata) (греч. уколы остроконечного инструмента, лат. знаки) в христианской истории знаки, появляющиеся на теле верующих людей в местах, соответствующих ранам, нанесенным Христу, на руках, ногах, в боку. Известным стигматиком был… … Вестминстерский словарь теологических терминов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Стигматы. Стигматы Stigmata … Википедия

    Микеланджело Стигматы Святого Франциска, 1500 итал. Stigmate di san Francesco дерево, темпера. Сан Пьетро ин Монторио, Рим, Италия «Стигматы Святого Франциска» (итал. … Википедия

Мой добрый знакомый из Флоренции, Марко, собирался жениться на очаровательной украинке Ане. Они знакомы уже давно и фактически живут в гражданском браке. Свадьба должна была состояться еще в прошлом году. Но, очевидно, високосный год, которого многие справедливо опасаются, дал о себе знать. Теперь торжество намечено на июнь этого года, а я молю Христа, чтобы он даровал благодать и возможность соединиться двум любящим сердцам в лоне святой Церкви.

Но что же произошло в 2012 году? Почему свадьбу перенесли? Дело в том, что у Марко месяца за два до торжества появились странные раны на руках и ногах.

Иногда из них сочилась кровь. Но особенно необычным было то, что открытые раны не беспокоили Марко и боли он не испытывал.
Врачи осматривали Марко и разводили руками. Диагноз поставить не мог никто.

Наконец, один из старых врачей во время консилиума произнес слово «стигматы».

И тут все как будто встало на свои места, но по большому счету ничего не прояснилось. Ибо до сих пор ни наука, ни религия не могут дать простой и ясный ответ: какова причина появления стигматов - кровоточащих ран, открывающихся именно на тех участках тела, где были раны у распятого Иисуса Христа: кисти, ступни, голова, подреберье…

Крестные страдания

Вспомним: руки и ноги Иисуса Христа были пробиты гвоздями, когда Его прибивали к кресту. Надетый на голову Спасителя терновый венец царапал лоб. Один из римских легионеров проткнул Ему копьем грудь, и в этом месте осталась глубокая рана.
Стигматы могут иметь вид кровавых ран («стигматос» в переводе с греческого - «знаки», «раны», «язвы») на ладонях, словно в них забивали гвозди… Иногда такие же раны появляются на ступнях.
Некоторые носители стигматов имеют раны на лбу, напоминающие уколы и царапины от тернового венца, другие - кровавые полосы на спине, как следы бичевания.

Я читал о стигматах, помогая Марко выстоять и понять: это благословение или проклятие? Аня постоянно была рядом с ним… Интересно, что местный священник настороженно отнесся к чуду, произошедшему с Марко. Падре обещал написать в Рим и собрать комиссию.
Но, очевидно, священники не спешили к жениху. А в последнее время стигматы у Марко уменьшились, но не исчезли совсем. Мы надеемся, что, как говорят русские, у Марко до свадьбы все заживет…

История стигматизма

Винченцо Фоппа. «Святой Франциск принимает стигматы»

Тем не менее я начал собирать сведения о столь необычном явлении. Оказывается, вот уже в течение восьмисот лет на телах некоторых христиан (преимущественно католиков), да и других людей появляются стигматы, знаки страданий Христовых.

Но возникает вопрос: а кто же был первым из стигматиков? Очевидно, сам апостол Павел. В Послании к Галатам апостол говорит: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». Это можно понимать и буквально, и в переносном смысле. Но вот у выдающегося мыслителя Франциска Ассизского стигматы точно были. Искренне уверовавший в Христа, он в 1224 году основал францисканский монашеский орден. А вскоре после этого в день Воздвижения Креста во время молитвы на горе Верна его посетило видение. Именно тогда в местах ран Христовых тело Франциска начало кровоточить.

И продолжалось это последние два года его жизни.
Дальше - больше. Оказывается, стигматы были описаны у сотен людей. После тщательных проверок врачами и священниками были отметены редкие симулянты, жулики. У подавляющего же большинства людей - верующих и неверующих - действительно появлялись стигматы.
В 1918 году двадцатилетняя Тереза Нойманн из городка Коннерсройт в Баварии пострадала на пожаре и оказалась прикованной к постели. В 1925-м у нее начались видения, а в следующем году ее ладони, ступни и лоб начали кровоточить каждую пятницу. Бывало даже, что девушка плакала кровавыми слезами.

Умерла Тереза в 1962 году. И стигматы у нее появлялись регулярно.
У десятилетней Клоретты Робертсон из Окленда (Калифорния) стигматы появились в 1972 году после просмотра фильма о Христе. Поскольку Клоретта была девочкой нерелигиозной, ее история подтвердила то, что появление стигматов возможно и у неверующих людей. Это доказали и события, произошедшие в 1932 году с американкой Элизабет, пациенткой психиатрической лечебницы, за которой наблюдал доктор Альберт Лечлер. После просмотра изображений распятия Христа она почувствовала легкое покалывание в ладонях и на ступнях. Вскоре на этих местах появились раны.

Интересно, что английский доктор Эрик Дингуолл достаточно долго собирал сведения о случаях появления стигматов. Например, он тщательно изучил историю Марии Магдалены де Пацци, впоследствии объявленной святой, стигматы у которой появились в 1585 году после того, как она всем сердцем приняла веру. Дингуолл утверждал, что в ее случае это просто нанесение увечий самой себе из-за фанатизма и мазохистских наклонностей.

Однако его предположения опровергает множество других случаев. Например, в 1918 году начали кровоточить стигматы итальянского священника, падре Пио.
Кровь у него сочилась постоянно, и закончилось это лишь со смертью священника в 1968 году.

Избранники Божьи

Отец Пио обладал уникальными способностями

Тысячи людей веруют, что стигматы - дар Божий. Но есть и другое мнение: одна из теософских школ считает, что стигматы - знак сатаны. И все-таки среди верующих к стигматикам относятся как к избранникам Божьим. Известны многочисленные рассказы о способностях избранных стигматиков к левитации. Говорят, что от ран некоторых исходит чудесный аромат…
В Католической церкви есть течение, сторонники которого считают необходимым провозглашение святым упомянутого отца Пио. С ним связано немало сверхъестественных случаев. Очевидцы рассказывают о способностях падре к мгновенному перемещению за тысячи километров из одной точки планеты в другую. Случаи чудесных исцелений, которые творил отец Пио, по мнению его приверженцев, позволяют считать священника избранником Божьим.

Не обошлось без пришельцев

Ватикан обычно очень осторожно относится к случаям появления стигматов. Теологи, священники ждут, чтобы прошло время - иногда до ста лет - со дня смерти стигматика, чтобы Церковь могла провозгласить его блаженным или даже святым. Священники и медики тщательно изучают каждый случай появления стигматов, взвешивая все за и против.
Католическая церковь признает, что стигматы могут иметь чудесную, необъяснимую природу. Однако в большинстве случаев, по мнению отцов Церкви, причину появления стигматов нужно искать в области психиатрии. Ведь многие стигматики имеют явные признаки истерии, у них отмечались различные психические странности, склонность к самоистязанию, низкая самооценка и ненависть к самим себе.

Интересную группу стигматиков, как с удивлением узнал автор статьи, составляют те из них, кто объясняет происхождение своих ран контактами с инопланетянами. Один из наиболее известных стигматиков - итальянец Джорджио Бонджованни - рассказывает странные истории, представляющие собой эдакую смесь католицизма с уфологией, и объясняет происхождение своих стигматов влиянием пришельцев.

Верить в чудо

Стигматы - знаки страданий Христовых

Конечно, можно заявить, что люди с «больной головой» сами наносят себе раны, но проблема в том, что большинство стигматиков не помнят, когда и при каких обстоятельствах у них на теле появились раны. Это затрудняет работу исследователей. Существуют многочисленные доказательства того, что стигматы, как их ни лечи, вновь и вновь появляются на теле человека в одних и тех же местах.

Несколько экспериментов, проведенных итальянским доктором Марко Марнелли с известной носительницей стигматов Ло Бьянко, показали, что залеченные раны способны многократно появляться на ее руках вновь. Причем каждый раз, когда стигматы начинали проступать на ее теле, Ло Бьянко впадала в транс и видела в этом состоянии четки и крест.
Упомянутый отец Пио в трансе видел самого себя на кресте. Американка Этель Чапмен обрела стигматы на ладонях, будучи в больнице, где в бессознательном состоянии увидела сцену собственного распятия.
Состояние транса, в которое иногда впадают стигматики, позволяет некоторым исследователям предполагать, что стигматы (если речь не идет о намеренном травмировании самого себя) объясняются самовнушением. Вот только как это происходит?

Пока что и научные, и церковные эксперты считают, что однозначно объяснить феномен стигматизма нельзя.
Многие стигматы имеют «обычное» происхождение, но большинство случаев не поддаются объяснению. Это очень сложный феномен, и, возможно, со временем мы поймем природу стигматизма. А пока нам остается верить в чудо.

Эта загадка существует уже почти 2000 лет, примерно со времени распятия Христа.

Стигматы − появление на кистях или ладонях и ступнях (а иногда на теле) кровоточащих ран в тех местах, которые соответствуют ранам, полученным Христом во время распятия.

Хотя многие миряне были отмечены стигмой, все они были преданными католиками; о подобных ранах, появлявшихся у представителей других вер, не сообщается. На самом деле этот вопрос даже не обсуждается за пределами христианства и касается только людей, у которых раны появлялись из сочувствия к страданиям Христа; например святой Франциск Ассизский и священник и целитель Падре Пио были отмечены этим «благословенным недугом» (как уважительно называют стигму в католицизме).

Временами это явление сопровождается измененным состоянием сознания, которое называлось «вознесением» или формой транса. Стигма сравнивается с религиозными практиками самоистязания (такими как флагелляция), направленными на отказ от физической оболочки души. Кроме того, стигма считалась проявлением такой сильной любви к Христу, что люди воспроизводили его страдания − кажется, большинство случаев появления стигмы приходится на пятницу, день, когда по преданиям умер Христос.

Стигму можно называть «чудом» или состоянием глубокой веры и преданности, вызывающим определенный самогипноз. Известно, как бы просто это ни звучало, что введенному в состояние гипноза человеку можно положить в руку кусок льда и сказать, что это раскаленный уголь, − на его ладони появятся ожоги.

Но я не к тому, что чудес не бывает − за 50 лет своей практики я видела их сотни, но лично я считаю, что люди со стигмой настолько сильно охвачены любовью к Христу, что предлагают себя в жертву подобным страданиям. Имеющие стигму, скорее всего, более духовные, нежели мирские люди; ни один из тех, у кого были отмечены стигматы, не был человеком с плохой репутацией. Тем не менее, многие святые люди (например, мать Тереза) никогда их не имели. Кажется, что все зависит от уровня внутренней преданности.

Как известно, мысли действительно вещественны, и мы становимся тем, о чем думаем, что чувствуем и практикуем.

Люди-стигматики – одно из уникальных чудес, существование которых католическая церковь вынуждена была подтвердить.

С тех пор, как о стигматах стало известно всему миру, их то приравнивают к божественным отметинам или знакам Дьявола, то считают фокусом. Так какую же из этих точек зрения можно считать наиболее близкой к истине?

Что такое стигматы?

В Древнем Риме стигмами называли клейма, которые ставили на тела рабов или опасных преступников. Этот опознавательный знак помогал честным гражданам римского общества избежать риска взять на работу вора или сбежавшего от прошлого хозяина слугу. С греческого же языка слово «стигмы» переводится совсем в ином ключе – оно означает рану или укол. Именно в этом смысле сегодня оно и употребляется.

Стигматы – раны, язвы и кровоподтеки, вызывающие болезненные ощущения и имитирующие предсмертные ранения Христа. Ранее считалось, что они могут появиться только на теле католических подвижников и религиозных фанатиков. В современном мире все чаще фиксируются случаи появления ран у людей, имеющих мало общего с верой. Их и называют стигматиками. Поскольку происхождение отметин до сих пор считается мистическим, не все стигматики спешат заявить о себе.

История появления стигматов

При распятии на кресте у Иисуса были кровоточащие ранения на ладонях, ступнях, в области сердца и на лбу. Следы травм, полученных от гвоздей и тернового венца можно увидеть практически на любой иконе. Отпечатки крови в тех же местах были найдены и на Туринской плащанице – сомнений, в том, что перед смертью Спаситель истекал кровью, быть не может!


Первым носителем стигм считается апостол Павел. В Послании к Галатам можно найти фразу «ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём», сказанную им после смерти Христа. Впрочем, некоторые скептики считают, что Павел всего лишь подразумевал свои травмы от побиения камнями.

«Однажды камнями избивали. Это произошло в Листре во время первого миссионерского путешествия. Три раза меня били палками и я терпел.»

Вот и все, что известно о тех побоях.


Первое документально подтвержденное появление стигм, которое уже нельзя подвергнуть сомнению, произошло с мыслителем и католическим святым Франциском Ассизским. Уверовав в Бога, он основал монашеский орден и решил воздать Господу молитвы. Во время их чтения на горе Верна в день Воздвижения креста в 1224 году его и настигло кровотечение на месте ран Христовых.

«Ладони рук и ступни ног, казалось, были проткнуты в середине гвоздями. Эти следы имели круглую форму на внутренней стороне ладоней и удлинённую форму на тыльной стороне, а вокруг них - рваная плоть, как языки пламени, загнутые наружу, как если бы в ладони в самом деле были вколочены гвозди.»

На закате жизни стигматы стали приносить Франциску серьезные физические страдания. Он тяжело болел, но все равно никогда не жаловался братьям в монастыре. Его современники вспоминали:

«Монахи видели, что Франциск покорно подверг себя врачеванию железом и огнем, причиняющему в сто раз более острую боль, чем сам недуг. Но они видели, что он никогда не жаловался. В последние годы от него остались кожа да кости, на руках горели стигматы, его целыми днями рвало кровью.»

Один простодушный брат сказал ему: «Отец, умолите Господа, чтобы Он избавил вас от этих невыносимых болей и скорбей».

Последние два года жизни Франциска прошли под знаком интереса к святому со стороны верующих. Особенно удивляли паломников «невидимые гвозди» в его ладонях. Отверстия были отчетливыми и если кто-то давил на одно из них с одной стороны руки, то на другой появилась свежая рана. Ни один врач не мог объяснить происхождение повреждений.


С XIII века по наши дни было зафиксировано минимум 800 случаев возникновения сигмат у людей. Из них католическая церковь согласилась признать только 400 свидетельств.

Кто достоин стать стигматиком?

Первоначальная теория священников о том, что отметки удостаивают своим появлением тех, кто верит в существование Бога, провалилась, когда стигматы стали беспокоить атеистов, проституток и убийц. Тогда служителям церкви пришлось с сожалением согласиться с тем, что Бог не выбирает людей для демонстрации своих чудес. В 1868 году 18-летняя дочь бельгийского рабочего Луиза Лато стала жаловаться на галлюцинации и жуткие сновидения. Затем каждую неделю на ее бедрах, ступнях и ладонях стали появляться спонтанные кровотечения. Многократно тщательно осмотрев Луизу, медицинская академия Бельгии была вынуждена дать название новому диагнозу «стигматизация». Никаких изменений в состоянии здоровья девушки, никогда не посещавшей церковь, замечено не было.


За столько веков Ватикан собрал множество свидетельств кровотечений и составил любопытную статистику. 60% людей, носящих стигматы, все-таки являются католиками по вере. Большая часть из них проживает в Греции, Италии, Испании или Сербии. Реже всего стигматы можно заметить у жителей Кореи, Китая и Аргентины. 90% из тех, кто перенял на себя часть страданий Иисуса – женщины разных возрастов.

Самые любопытные случаи

В 2006 году весь мир узнал о стигматике Джорджио Бонджованни из Италии. Джорджио объездил всю Европу – и в каждой стране находились врачи, желавшие его обследовать. Журналистов и медиков итальянец принимал в гостиничном номере – у него не было сил, чтобы встать с кровати. Помимо привычных стигм на кистях у него проявился кровавый крест на лбу. Предвестником случившегося с ним стало явление Богородицы, приказавшей Бонджованни ехать в португальский город Фатиму. Там у Джорджио и открылись язвы на теле. Во время медицинских исследований врачи с удивлением отмечают, что кровь мужчины пахнет розами. Стигматик называет себя пророком и утверждает, что Иисус скоро вернется на землю, чтобы совершить Справедливый Суд.

В 1815 году в той же стране родилась девочка Доминика Лазари, предназначение которой оставляет больше вопросов, чем ответов. С детства ее преследовал злой рок: в 13 лет несчастная осиротела и с горя отказалась от еды. Спустя несколько месяцев, когда она начала понемногу возвращаться к нормальной жизни, кто-то из родственников в шутку запер Лазари на мельнице, где они просидела без света всю ночь. От страха у нее начались эпилептические припадки и Доминику парализовало. Принимать пищу она так и не стала: любая еда вызывала у нее приступ сильнейшей рвоты.

В 20-летнем возрасте у лежачей больной на ладонях появились «символы Христа». В каком бы положении не находились ее руки, кровь текла по направлению к пальцам: создавалось впечатление, что она будто прикреплена к незримому кресту. Перед смертью на лбу у Доминики появился след от тернового венца и тут же исчез. Она скончалась в возрасте 33 лет.


Страдания Доминики Лазари выглядят не такими ужасными на фоне тех, что переживала Тереза Нойман. В 1898 году в Баварии родилась девочка, которой было суждено пережить страшный пожар в 20 лет и получить сотрясение мозга при падении с лестницы. Проведя в постели в парализованном состоянии 7 лет, она регулярно слушала слова докторов о том, что никогда не сможет ходить.

В 1926 году Тереза встала, вопреки их прогнозам, и к ней вернулось зрение, потерянное из-за ожогов. Исцелившись от одних болезней, она тут же приобрела новую: на теле Нойман возникли ранения-стигматы. С того самого дня каждую пятницу до своей смерти в 1962 году она впадала в забытье. Снова и снова Тереза переживала день распятия Христа на Голгофе. Отметины начинали кровоточить, в субботу кровь останавливалась, а через неделю все повторялось опять.


Православная церковь расходится с католической во всем, что касается стигмат. Во времена Средневековья представители православия первыми инициировали охоту на ведьм, посчитав кровоточащие раны стигматиков «метками Дьявола». Спустя века католическая церковь признала ошибку и подтвердила, что стигматы – проявление божественного начала. Но все ли верующие согласятся с ними?

Слово «стигматы » происходит от древнегреческого stigma - так называлось клеймо, которым отмечался раб или преступник. В современной же медицинской науке стигматами называют изменение кожных покровов и мышц, которые никакими внешними воздействиями спровоцированы не были. Проявляться это может по-разному.

…Загипнотизированному человеку прикладывают к руке монету и говорят: «К вашей коже приложен раскалённый металл, вам больно» - и на коже появляется ожог.

…М.Горький работал над повестью «Жизнь Матвея Кожемякина». Описывая сцену, где один из персонажей убивает жену, писатель потерял сознание, а на теле у него - в том месте, куда героиню муж ударил ножом - появился рубец.

…Впечатлительная студентка медицинского института впервые пришла на вскрытие трупа. Кто-то рассказал студентам, что человек, которого вскрывают - преступник, совершивший несколько убийств и погибший в перестрелке с сотрудниками правоохранительных органов. Ночью девушке снится, что этот убийца преследует её, душит - и проснулась она с синяками на шее, как будто её действительно кто-то душил.

Все приведённые примеры роднит одно: на момент возникновения стигматов человек находился либо в изменённом состоянии сознания (гипноз ), либо испытывал колоссальный эмоциональный подъём (творческое вдохновение, сопереживание героям), либо и то, и другое (кошмарный сон). В сущности, никто ничего мистического или чудесного в этом не видит.

Разговоры о чудесном начинаются, когда речь заходит о наиболее известных широкой публике случаях стигматов - о так называемых ранах Христа. Как известно, Иисус Христос был распят на кресте (в руки и ноги были вбиты гвозди), на голову Ему надели терновый венец, а один из римских воинов ударил Его копьём в грудь - вот на этих местах у стигматиков и появляются кровоточащие раны. Известно, что такое явление имело место у некоторых западных христианских подвижников, причисленных римскими папами к лику святых, - Франциск Асиззский, Тереза Авильская… примечательно, что все эти святые - католические, Православная Церковь относится к стигматам более настороженно.

Выглядит это настолько впечатляюще, что у человека, желающего верить в чудо, именно вызовет мысль о чуде или даже о святости - скептика же заставит заподозрить подделку. Действительно, известны случаи, когда стигматики сами наносили себе раны (разумеется, не ради того, чтобы привлечь к себе внимание - хотя и это исключить нельзя как проявление истерии - а в порядке самоистязания в религиозном экстазе), но далеко не всегда всё объясняется так просто.

Так, в 1874-1875 гг. учёные из Бельгийской медицинской академии исследовали случай Луизы Лато. Эта девушка была очень нервной, страдала галлюцинациями - и получила немалую известность в католическом мире как стигматик: толпы паломников стекались в Шарльруа, чтобы взглянуть на «чудо». На руку Луизе наложили гипс накануне страстной пятницы - когда у неё обычно начиналось кровотечение - чтобы полностью исключить возможность подделки. Когда в пятницу гипс сняли, оказалось, что кровотечение на самом деле началось… так что возникновение стигматов действительно было самопроизвольным.

Так что же это такое? Возможно, это можно было бы отнести на счёт Божественного вмешательства - если бы не те истории, с которых мы начали разговор о стигматах (и таких случаев ничуть не меньше, чем «ран Христа»). Сбросить это со счетов нельзя ещё и потому, что и появление «ран Спасителя» сопровождается эмоциональным подъёмом (в данном случае - религиозный экстаз)… значит, и механизм должен быть сходным.

И такой механизм существует! Лимбическая система - отдел мозга, «отвечающий» за эмоции - тесно связана с гипоталамической областью, «отвечающей» за вегетативные процессы (неуправляемые сознанием) - именно поэтому мы, например, краснеем не только от жары, но и от смущения. Если же что-то внушать «на волне» крайнего эмоционального подъёма - будьте уверены, гипоталамическая область в стороне не останется: разошлёт соответствующие «команды» к органам и тканям - и тогда будут и ожоги, и синяки, и всё, что угодно. Причём не обязательно внушение бывает целенаправленным: избивают на глазах у матери - и у неё тоже появляются следы побоев.

В наше время появляются иногда сообщения и о других стигматах - знаках и линиях на теле в форме , рунических символов и т.п. - в зависимости от того, в каком регионе проживает стигматик - приводятся даже фотографии «чудесных знаков». Не будем рассуждать о «чудесах компьютерной графики» (на что она способна, итак всем известно), лучше приведём отчёт честного человека - отца 14-летней Насти Бычковой из Казахстана, у которой в 2007 г. на ноге стал появляться знак в форме иероглифа. По словам отца , знак то появлялся на несколько секунд, то исчезал, всё же однажды он успел его сфотографировать - но на снимке знака не было… Не будем утверждать, что этот человек лжёт сознательно - в конце концов, мог бы и подделать фото, но всё же фотография - вещь надёжная, а главное - беспристрастная: никогда она не зафиксирует того, что существует лишь в человеческом воображении… а воображение иногда разыгрывается так, что им могут «заразиться» окружающие.

Безусловно, явление стигматов не изучено до конца , много в нём неясного. Например, внушённые синяки выглядят так же, как настоящие, но механизм возникновения у них другой - такое впечатление, что организм «знает», как выглядят синяки, и «придумывает», как их заменить… как это происходит? Пока ответа нет…

Но ясно одно: стигматы - какой бы вид они ни принимали - ни в коем случае нельзя считать однозначным свидетельством потустороннего вмешательства и тем более - святости!