Обязательность административно-правовых актов, их действие не беспредельно, а ограничено пространством, временем и кругом лиц.

В первую очередь разберем действие правовых норм во времени. Момент начала действия норм определяется следующими правилами:

а) если в нормативном акте, содержащем административно-правовую норму, указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в силу;

б) если в нормативном акте начало действия не определено, то вступает в силу общее правило для данного вида нормативных актов, установленное законом или иным актом. Согласно закону РФ от 25 мая 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» законы РФ вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования. Согласно указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их официального опубликования. Акты Правительства, содержащие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их официального опубликования. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти межведомственного характера после регистрации в Министерстве юстиции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно.

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и других нормативных актах.

Действие нормативных актов прекращается в случае:

а) прямой отмены;

б) по истечении срока, на который принят нормативный акт;

в) принятия нового нормативного акта по тем же вопросам, тем же или вышестоящим органом.

С действием административных актов во времени связаны вопросы обратной силы и переживания. В статье 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отменяющий ответственность, обратной силы не имеет, т.е. акты не распространяются на те факты, которые имели место до вступления его в силу.

Переживание акта - это применение отмененного, уже не действующего в момент применения акта к фактам, которые были в момент его действия.

Вопрос о действии правовой нормы имеет большое практическое значение. От его правильного решения зависит нома, которая будет применяться в конкретном случае.

Действие административно-правовых норм в пространстве зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пределах их территории.

Пространство, на которое распространяется суверенитет государства, включает в себя сушу, внутренние воды и т.п.

В связи со способностью нормы переживать Бахрах выделяет следующие типы действия новой и старой норм во времени:

1. Перспективное действие новой нормы - на факты, возникшие после вступления в силу ее, порождающие новые правоотношения; старая норма в этом случае переживает себя, если продолжает регулировать отношения, которые возникли в ее основе и после даты вступления в силу новой.

2. Немедленное действие новой нормы - на факты прошлого и ранее возникшие правоотношения, изменяющие права и обязанности их участников с даты вступления ее в силу; а старая норма прекращает действие на все отношения, которые ранее регулировала, с даты утраты ею силы.

3. Обратное - на правоотношения, возникшие до ее вступления в силу с какой-то более ранней даты или даже с момента их возникновения. Норма обратного действия частично или полностью пересматривает также возникшие правоотношения. Старая досрочно прекращает действие на отношения, которые раньше регулировались ею, а впоследствии стали регулироваться новой нормой с обратной силой [Бахрах, статья, стр. 16]. При таком понимании обратная сила нормы - это ее ревизионная сила, что предполагает пересмотр (ревизию) урегулированных в соответствии с действовавшей ранее нормой прав и обязанностей.

1. Общим правилом является немедленное действие нормы.

2. Норма, ухудшающая правовое положение граждан (многих или даже некоторых), имеет в отношении этих граждан лишь перспективное значение.

3. Норма, смягчающая или отменяющая ответственность за правонарушения, имеет обратную силу.

4. Исключения из этих правил допускаются только при наличии специальной коллизионной нормы, принятой тем же органом, который установил норму основную.

В некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе. Возможен их «выход» и за государственные границы РФ. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций и граждан в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними соглашениями или многосторонними. Также административные нормы имеют свой круг лиц, на который они распространяются. Ряд норм распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства. Территории посольств иностранных государств экстерриториальны, там нормы права РФ не действуют.

Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются нормы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Многие нормы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работников определенной отрасли, государственных служащих, депутатов и т.д.

Таким образом, мы видим, что нормы административного права имеют свою территорию, круг лиц, время, на которые они распространяются.

Вариант 1.

1.Нормативный правовой акт, в отличие от других источников (форм) права,

1) принимается компетентным государственным органом (должностным лицом)

2) обеспечивается силой общественного мнения

3) фиксирует решение суда по конкретному делу

4) отражает представление общества о справедливости

2. Правонарушением является

1) наложение взыскания начальником на подчинённого

2) разглашение государственной тайны

3) коллекционирование старинных монет

4) нарушение слова, данного другу

3. Административным проступком является

1) безбилетный проезд в автобусе

2) убийство двух лиц

3) отказ вернуть долг соседу

4) опоздание на учёбу

4. Не подготовившись к контрольной работе по математике, двое учащихся 11 класса решили сорвать её проведение. Они позвонили в полицию, сообщив, что в школе заложена бомба. Действия учащихся являются

1) гражданским проступком

2) преступлением

3) административным проступком

4) дисциплинарным нарушением

5. Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя?

1) административное

2) конституционное

3) гражданское

4) уголовное

1) норма морали

2) социальная норма

3) норма права

4) политическая норма

7. Нарушением трудового права является

1) производство и распространение наркотиков

2) увольнение за неявку на работу при наличии больничного листа

3) неявка избирателя на избирательный участок для голосования

4) подделка денежных знаков

8. Правонарушение — это

1) противоправное, виновное, об-ще-ствен-но опас-ное деяние, при-чи-ня-ю-щее вред обществу

2) поведение, на-ру-ша-ю-щее при-ня-тые в дан-ном об-ще-стве эти-че-ские правила

3) деяние, на-ка-за-ни-ем за ко-то-рое яв-ля-ет-ся ли-ше-ние свободы

4) общественное отношение, участ-ни-ки ко-то-ро-го имеют определённые права и юри-ди-че-ские обязанности

9. В приведённом пе-реч-не дей-ствий дис-ци-пли-нар-ным про-ступ-ком является

1) не-вы-пол-не-ние правил, преду-смот-рен-ных уста-вом школы

2) рас-про-стра-не-ние нар-ко-ти-че-ских ве-ществ на школь-ной дискотеке

3) отказ усту-пить место по-жи-ло-му че-ло-ве-ку в транспорте

4) кража до-ку-мен-тов и бу-маж-ни-ка у прохожего

10.Среди пе-ре-чис-лен-ных пра-во-на-ру-ше-ний пре-ступ-ле-ни-ем является

1) си-сте-ма-ти-че-ское опоз-да-ние на работу

2) без-би-лет-ный про-езд в автобусе

3) пе-ре-ход улицы в не-по-ло-жен-ном месте

4) рас-про-стра-не-ние наркотиков

11. Инна сдала в химчистку шубу. Но приёмщик не предупредил её о том, что, возможно, после химчистки может немного измениться окрас меха. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

1) трудового права

2) уголовного права

3) административного права

4) гражданского права

12.Гражданин А. заключил с транспортной компанией договор о перевозке мебели из его городской квартиры на дачу. Данные правоотношения регулируются нормами права

1) трудового

2) административного

3) уголовного

4) гражданского

13.Молодые люди угнали чужую машину. Их действия являются

1) административным проступком

2) уголовным преступлением

3) дисциплинарным проступком

4) гражданским проступком

14.Гражданка продает свою квартиру дальней родственнице. Куда гражданкам необходимо обратиться, чтобы заверить договор купли-продажи?

1) в юридическую консультацию

2) к мировому судье

3) к нотариусу

4) к адвокату

15. Гражданин поливал на балконе цветы и уронил горшок с цветком на капот стоявшего перед домом автомобиля. Нормы какой отрасли права регулируют отношения гражданина с владельцем автомобиля?

1) конституционного права

2) административного права

3) гражданского права

4) финансового права

16. Согласно рос-сий-ским нор-мам тру-до-во-го права, до-пус-ка-ет-ся за-клю-че-ние тру-до-во-го до-го-во-ра с не-со-вер-шен-но-лет-ни-ми гражданами, при усло-вии пись-мен-но-го со-гла-сия родителей, с

17.Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?

А. Юридическая ответственность призвана восстанавливать нарушенные права граждан, пострадавших от правонарушения.

Б. Юридическая ответственность выражается в том, что в отношении лица, вина которого доказана, применяются меры государственного принуждения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. Установите соответствие между проступками и видами юридической ответственности. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите цифры в соответствии с буквами

20. Работа с текстом.

Юридические нормы, как мы уже знаем, — «кирпичики», исходные элементы всего здания права данной страны. Отрасли — наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т. д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом — систему права данной страны. Отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.

При указании на отрасль права можно отметить целый ряд её признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет», т. е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений: конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «своё законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву — гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом.

И всё же главная особенность каждой отрасли — наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который характеризует то, как, каким способом — через дозволения, запрещения, обязывания — осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям — уголовное; к обязываниям — административное. Квалифицированный юрист-практик знает, что обозначение юридических дел в качестве уголовных, трудовых, семейных свидетельствует о том, что в данном случае действует особый юридический порядок. Например, гражданин заключил с организацией соглашение о производстве работы, а потом возник конфликт, и юридическому органу нужно рассматривать «дело». Какое дело? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое было заключено соглашение. Трудовой договор? Просто соглашение на выполнение подрядных работ? В первом случае (трудовой договор) вступает в действие трудовое право. Если же заключено подрядное соглашение, то тут уже другой юридический режим, устанавливаемый и поддерживаемый не трудовым, а гражданским правом.

(По С. С. Алексееву)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какое определение отрасли права дано в тексте? Объясните связь терминов «норма права», «законодательный акт», «отрасль права».
3. Какие три признака отрасли права рассмотрены автором?
4. В тексте приведены примеры некоторых отраслей права. Назовите любые три отрасли и, опираясь на знание обществоведческого курса, определите для каждой её предмет.

Правоотношения, правонарушение и юридическая ответственность.

Вариант 2.

1.Право, в отличие от морали,

1) охраняется силой государства

2) опирается на представления о добре и зле

3) регулирует общественные отношения

4) опирается на общественное мнение

2. Механизм государственного принуждения, действующий в отношении правонарушителей, это

1) дееспособность

2) правоотношение

3) правовое сознание

4) юридическая ответственность

3. Бабушка с внуком, гуляя в лесу, на-рва-ли букет цветов, ко-то-рые занесены в Крас-ную книгу. Нормы какой от-рас-ли права ре-гу-ли-ру-ют данную ситуацию?

1) уголовного права

2) административного права

3) гражданского права

4) трудового права

4. Какая отрасль права регулирует вопросы родительских обязанностей?

1) гражданское право

2) трудовое право

3) семейное право

4) административное право

5. Отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения граждан и фирм

1) семейное право

2) административное право

3) трудовое право

4) гражданское право

6. Правило поведения человека в правовой ситуации, которое должно обязательно выполняться

1) норма морали

2) социальная норма

3) норма права

4) политическая норма

7. Какой из приведённых при-ме-ров яв-ля-ет-ся при-ме-ром нормы кон-сти-ту-ци-он-но-го права?

1) Пассажиры обя-за-ны опла-чи-вать про-езд в об-ще-ствен-ном транспорте.

2) Незнание офи-ци-аль-но опуб-ли-ко-ван-но-го за-ко-на не осво-бож-да-ет от от-вет-ствен-но-сти за его несоблюдение.

3) Производители несут от-вет-ствен-ность за ка-че-ство предо-став-лен-но-го по-ку-па-те-лям товара.

4) Граждане обя-за-ны со-блю-дать пра-ви-ла об-ще-ствен-но-го по-ряд-ка в пар-ках и заповедниках.

8. Какой из приведённых при-ме-ров ил-лю-стри-ру-ет правонарушение?

1) Граж-да-нин К. дал взят-ку долж-ност-но-му лицу.

2) Иван вы-сту-пил со сви-де-тель-ски-ми по-ка-за-ни-я-ми в суде.

3) Антон на-пи-сал за-яв-ле-ние в ОВД о го-то-вя-щем-ся преступлении.

4) Юлия по-лу-чи-ла по-вест-ку как кан-ди-дат в при-сяж-ные заседатели.

9. Что из пе-ре-чис-лен-но-го от-но-сит-ся к при-зна-кам правонарушения?

1) за-дер-жа-ние со-труд-ни-ком полиции

2) воз-буж-де-ние уго-лов-но-го дела

3) за-клю-че-ние следователя

4) об-ще-ствен-ная опас-ность деяния

10. Василий заключил договор на строительство дачного домика, но работники строительной фирмы нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

1) административного права

2) трудового права

3) уголовного права

4) гражданского права

11. Гражданин приобрёл для домашнего пользования стиральную машину. Сервисная служба магазина доставила, установила и подключила стиральную машину, а также передала гражданину гарантийный талон. Отношения гражданина с магазином регулируются нормами права

1) гражданского

2) трудового

3) конституционного

4) административного

12. Гражданки торговали у станции метро собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную книгу. Какое правонарушение совершили гражданки?

1) уголовное преступление

2) дисциплинарный проступок

3) административное правонарушение

4) гражданский проступок

13.Вернувшись с работы домой, гражданин обнаружил, что его квартира ограблена. Куда необходимо обратиться гражданину?

1) к нотариусу

2) к мировому судье

3) в органы внутренних дел

4) к адвокату

14. Гражданка М. за-клю-чи-ла до-го-вор купли-продажи не-дви-жи-мо-сти и при-об-ре-ла на вто-рич-ном рынке у граж-да-ни-на Т. двух-ком-нат-ную квар-ти-ру пло-ща-дью 60 кв. м. Что из пе-ре-чис-лен-но-го ниже яв-ля-ет-ся объ-ек-том дан-но-го правоотношения?

1) приобретённая граж-дан-кой М. квартира

2) Гражданка М.

3) право про-жи-вать в дан-ной квартире

4) текст заключённого договора

15. Во время лет-них каникул, стар-ше-класс-ник Кон-стан-тин хотел устро-ить-ся на работу, чтобы ма-те-ри-аль-но по-мочь семье. Тру-до-устрой-ство по об-ще-му основанию, со-глас-но Тру-до-во-му ко-дек-су РФ, воз-мож-но с возраста

16. Гражданин В., яв-ля-ясь на-след-ни-ком вто-рой очереди, пре-тен-ду-ет на на-след-ство умер-ше-го брата. Нормы ка-ко-го права ста-нут ос-но-вой для раз-би-ра-тель-ства дела в суде?

1) кон-сти-ту-ци-он-но-го

2) граж-дан-ско-го

3) административного

4) государственного

17.Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.

Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18.Установите со-от-вет-ствие между ви-да-ми юридической от-вет-ствен-но-сти и от-рас-ля-ми права: к каж-дой позиции, дан-ной в пер-вом столбце, под-бе-ри-те соответствующую по-зи-цию из вто-ро-го столбца.

19.Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

20. Работа с текстом.

В первобытном обществе общественный порядок поддерживался всеми членами общества на основе жёстких запретов, традиций и обычаев. Социальные нормы были встроены в социальный порядок жизни. Посредством этих норм (образцов) закреплялся и воспроизводился данный тип общественных связей, осуществлялась передача опыта первобытной социальности.

В зависимости от дифференциации общественной жизни, с переходом в архаическом обществе к различным формам обмена деятельностью возникает проблема осмысления и обоснования (оправдания) социальных норм. Усложняется само понятие социальной нормы, поскольку нужно сопоставить различные образцы, правила и предписания, выработать определённые стандарты и стереотипы. В отличие от образца, регулирующего весь процесс взаимодействия, норма представляет собой принцип, допускающий вариативность поведения. Тем самым осуществляется взаимная оценка различных социальных норм. Этот оценочный момент становится важным мотивом выполнения или невыполнения социальной нормы.

Социальные нормы являются способом добровольного и осознанного взаимодействия, сотрудничества людей. На их основе возможно прогнозирование поведения взаимодействующих сторон, что делает более устойчивыми общественные связи, повышает меру стабильности общества, соотносит интересы индивидов и общества в целом.

В развитых обществах социальные нормы становятся мерой и инструментом измерения человека и человеческой деятельности.

С ориентацией на социальные нормы человек воспитывает в себе определённые личностные качества. Через усвоение социальных норм происходит социализация индивидов, однако самореализация не сводится к усвоению социальных норм.

  1. Составьте план текста. Для этого вы-де-ли-те ос-нов-ные смыс-ло-вые фраг-мен-ты тек-ста и оза-главь-те каж-дый из них.
  2. Укажите две функции, ко-то-рые выполняли, по мне-нию авторов, со-ци-аль-ные нормы в пер-во-быт-ном обществе.
  3. Какие ха-рак-те-ри-сти-ки со-ци-аль-ных норм сви-де-тель-ству-ют об их усложнении? Ис-поль-зуя текст, ука-жи-те три из них.
  4. Какие три вида со-ци-аль-ных норм, по мне-нию авторов, под-дер-жи-ва-ли об-ще-ствен-ный по-ря-док в пер-во-быт-ном обществе? При-ве-ди-те два при-ме-ра таких норм.

Основанием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений служит юридический факт. Юридические факты делятся на события и действия.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъектов. Действия могут быть:

    правомерные;

    неправомерные.

Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) – не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки).

Вопрос о действии административно-правовых норм, то есть, об их юридической силе имеет самостоятельную юридическую значимость.

Общим правилом является то, что административно-правовые нормы вступают в силу, то есть, начинают действовать, с момента доведения их до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.

Действие норм права обычно рассчитано на неопределенное время, но могут предусматриваться и временные условия их действия, например, на период действия чрезвычайного положения на определенной территории. Общим правилом является то, что нормативный акт обратной силы не имеет, а исключения оговариваются в самом акте.

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Исходя из этого, различают нормы, действующие на территории Российской Федерации, субъектов Федерации или региона; нормы межотраслевого и отраслевого характера; нормы (и акты) локального (внутриорганизационного) характера.

По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) – это так называемые специальные субъекты.

Итак, административно-правовые нормы имеют определенные прост­ранственные и временные границы, а также могут иметь силу в отно­шении различного круга лиц. При проведении видовой клас­сификации этих норм условия действия их. в пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяетсяих юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы мо­гут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отрасле­вые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их «вы­ход» и за государственные границы Российской Федерации. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граж­дан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в со­ответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотно­шений между суверенными государствами - членами Союза Не­зависимых Государств (СНГ).

В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.

Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, может быть введен мораторий на выборы глав краевой, об­ластной администрации, на определенный срок устанавливается ре­жим чрезвычайного положения).

Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания нормативных актов, в которых они содер­жатся (например, указов Президента или постановлений Правитель­ства Российской Федерации), либо в срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-пра­вовых норм до исполнителей.

В связи с распадом Советского Союза сложилась ситуация, когда в Российской Федерации практически действуют некоторые админи­стративно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союз­ные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Законы и другие правовые акты, содержащие административно правовые нормы и действующие на территории Российской Феде­рации до вступления в силу новой Конституции России, применяются в части, не противоречащей этой Конституции.

Принципиальное значение для действия административно- правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции Российской федерации 1993 года: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности че­ловека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. 9

Заключение

Любая отрасль права состоит из юридических норм, является их организованной совокупностью. Первичными элементами административного права, «кирпичиками», на базе которых строится система отрасли, являются административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы).

Каждая норма органично включена в отраслевую систему, вне которой действовать не может. Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям. Наиболее важными для понимания этих норм являются критерии их сущности, содержания и формы.

По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений. И, соответственно, административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти («активная администрация») и ее охранительную деятельность («пассивная администрация»).

По содержанию различаются нормы материальные (определяют права и обязанности субъектов правоотношений) и процессуальные (закрепляют порядок, процедуры осуществления власти). Если уголовное право уже давно существует отдельно от уголовно-процессуального, то в рамках административного права органично связаны две подотрасли: материальное административное право и административно-процессуальное право.

Используя в качестве критерия группировки метод воздействия на поведение субъектов, можно выделить нормы обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные.

Критерий предела действия норм (по территории, кругу лиц) позволяет отделить общеобязательные нормы от внутриаппаратных. В числе общеобязательных - федеральные, субъектов Федерации (республиканские, областные, краевые, окружные), городские, районные, поселковые, сельские. Среди внутриаппаратных можно выделить общеаппаратные, межведомственные, ведомственные, локальные (действующие в пределах отдельной организации).

Юридическая сила норм зависит от положения тех органов, которые приняли акты, содержащие нормы. Иными словами, иерархия норм отражает иерархию органов, их принявших. Различаются нормы законодательные и подзаконные. Последние могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

По уровню обобщенности правила (диспозиции) очень важно провести различие между нормами общими и специальными. Если общая и специальная нормы имеют равную юридическую силу, то при их конкуренции действует специальная. Конкуренция возникает, если конкретные обстоятельства соответствуют гипотезам разных юридических норм. Специальную норму можно рас­сматривать как исключение из общего правила, установленное для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило.

По субъектам (адресатам) различаются нормы, регулирующие деятельность государственных организаций и их работников, негосударственных организаций, граждан, а также разных субъектов.

Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они действуют до тех пор, пока не будут отменены. Срочная норма, если ее досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.

Реализация норм административного права представляет собой процесс претворения в жизнь государственной воли его субъектами. Это выражается в поведении субъектов в соответствии с требованиями юридических норм. В литературе различают несколько форм (способов) реализации норм:

1) исполнение;

2) соблюдение;

3) использование;

4) применение.

Применение административно-правовых норм является важнейшей правовой формой деятельности исполнительной власти и осуществляется в особом процессуальном порядке (например, применение административного взыскания, лицензирование, при­зыв на военную службу).

Список используемой литературы

Правовые источники:

    Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 503.

    Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 47.ст.4471

    Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 45.ст. 4320

    Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. №8.Ст.593.

    Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1419. 54

    Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации 1993 №5. Ст. 398

Учебники и монографии:

    Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М.: «ЗЕРЦАЛО ТЕИС», 1996.

    Административное право. Учебник./ под ред. Д.Н. Бахрах, - М.: БЕК, 1996.

    Административное право России. Учебник. / под ред. Д.Н. Бахрах. - М.: НОРМА, 2003.

    Административное право. /под ред. Б.Н.Габричидзе, А.Г.Чернявский. – М.: Проспект, 2003.

    Административное Право. Учебник для вузов./ под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова. - М.:ЮРИСТЪ, 2003.

    Административное право России с учетом КоАП. Конспект лекций. -М.: НОРМА, 2003.

    Кикот В.Я. Административное право. – М: Юнити-Дана, 2003

    Курс административного права и процесса. / под ред. Ю.А. Тихомиров. -М., 1998.

    Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с.

    Практикум по административному праву. / под ред. Д.Н. Бахраха. - М.: БЕК, 1995.

1 Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. М. 1996г

2 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с.

3 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с.

4Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 503

5 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 503

6 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с

7 Административное право. /под ред. Б.Н.Габричидзе, А.Г.Чернявский. – М.: Проспект, 2003.

8 Ведомости РФ. 1993. № 31. Ст. 1224.

9 Административное Право. Учебник для вузов./ под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова. - М.:ЮРИСТЪ, 2003

Основанием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений служит юридический факт. Юридические факты делятся на события и действия.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъектов. Действия могут быть:

  • - правомерные ;
  • - неправомерные .

Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) - не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки).

Вопрос о действии административно-правовых норм, то есть, об их юридической силе имеет самостоятельную юридическую значимость.

Общим правилом является то, что административно-правовые нормы вступают в силу, то есть, начинают действовать, с момента доведения их до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.

Действие норм права обычно рассчитано на неопределенное время , но могут предусматриваться и временные условия их действия, например, на период действия чрезвычайного положения на определенной территории. Общим правилом является то, что нормативный акт обратной силы не имеет, а исключения оговариваются в самом акте.

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Исходя из этого, различают нормы, действующие на территории Российской Федерации, субъектов Федерации или региона; нормы межотраслевого и отраслевого характера; нормы (и акты) локального (внутриорганизационного) характера.

По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) - это так называемые специальные субъекты.

Итак, административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь силу в отношении различного круга лиц. При проведении видовой классификации этих норм условия действия их в пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их «выход» и за государственные границы Российской Федерации. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граждан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами - членами Союза Независимых Государств (СНГ).

В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.

Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, может быть введен мораторий на выборы глав краевой, областной администрации, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения).

Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания нормативных актов, в которых они содержатся (например, указов Президента или постановлений Правительства Российской Федерации), либо в срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-правовых норм до исполнителей.

В связи с распадом Советского Союза сложилась ситуация, когда в Российской Федерации практически действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Законы и другие правовые акты, содержащие административно правовые нормы и действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу новой Конституции России, применяются в части, не противоречащей этой Конституции.

Принципиальное значение для действия административно - правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции Российской федерации 1993 года: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Вступление административно-правовой нормы в силу мо­жет быть определено специальным актом, принятым соответ­ствующим государственным органом. В то же время возможно индивидуальное решение вопроса о порядке вступления в силу той или иной нормы или нормативного акта в целом.

Действие административно-правовых норм начинается с момента принятия актов, содержащих эти нормы, и доведения их в необходимых случаях до сведения исполнителей. Вместе с тем акты, содержащие нормы, предусматривающие администра­тивную ответственность граждан, вступают в силу через опреде­ленный срок, как правило, через 10 дней после опубликова­ния. Это сделано для того, чтобы люди могли ознакомиться с содержанием таких решений.

Вопрос об утрате административно-правовой нормой юри­дической силы решается обычно путем ее официальной отме­ны специальным актом государственного органа.

Как правило, действие норм рассчитано на неопределенное время. Однако нередко встречаются нормы, действие которых связано с наступлением определенного события (стихийное бедствие, эпидемия и т.д.), с совершением факта, а также с точно определенным сроком (например, «до окончания весенне-лет­них полевых работ»). В предусмотренных законом случаях дей­ствие нормативных актов управления может быть приостанов­лено на определенное время.

В отношении административно-правовых норм, в особеннос­ти норм, устанавливающих или усиливающих ответственность, действует общее правило о том, что обратной силы они не име­ют. Однако встречаются случаи, когда действие той или иной нормы распространяется и на ранее возникшие отношения. Та­кое обстоятельство специально оговаривается в нормативном акте.

Действие административно-правовой нормы в пространстве связано с положением органа, издающего нормативный акт, в системе органов государственного управления. В этой связи раз­личают нормы государственного и местного масштаба, нормы общего характера и нормы отраслевые, а также нормы локаль­ные, действующие в пределах одного предприятия, учреждения.

Действие административно-правовых норм по кругу физи­ческих лиц связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на их отдельные группы (военно­служащие, пассажиры). Кроме того, многие административно-правовые нормы регулируют лишь деятельность органов, долж­ностных лиц, предприятий, учреждений и организаций. Акты министерств чаще всего действуют лишь в рамках системы дан­ного министерства. Вместе с тем многие правила, устанавливае­мые государственными комитетами и некоторыми министерства­ми, имеют межотраслевой характер и обязательны для исполне­ния соответствующими предприятиями, учреждениями и орга­низациями, независимо от их подчиненности.

ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Юридические нормы нуждаются во внешних формах выра­жения, иначе возникает трудность ознакомления с ними людей, которым они адресованы.

Источники административного права - внешнее выраже­ние административно-правовых норм; иными словами - юриди­ческие акты различных государственных органов, в которых со­держатся административно-правовые нормы.

К основным источникам административного права от­носятся:

Конституция Республики Беларусь;

Законы Республики Беларусь;

Декреты, указы Президента Республики Беларусь;

Нормативные правовые акты Правительства Республики Бе­ларусь (постановления и распоряжения);

Нормативные правовые акты местных Советов депутатов, их исполнительных и распорядительных органов;

Международные договоры и нормативные правовые акты, направленные на реализацию международных обязательств Рес­публики Беларусь (акты, заключенные между странами - уча­стницами СНГ, связанные с вопросами обеспечения и безо­пасности дорожного движения, таможенного контроля и т.д.).

Отдельную группу нормативных правовых актов составля­ют регламенты, принимаемые (издаваемые) главой государства, органами законодательной, исполнительной, местных властей, содержащие совокупность правил, определяющих процедуру де­ятельности соответствующих органов.

Источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководи­телей государственных концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов).

Глава 4

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Административно-правовые отношения являются разновид­ностью правовых отношений, разнообразных по своему характе­ру, юридическому содержанию, их участникам.

Административно-правовое отношение - это урегулирован­ное административно- правовой нормой управленческое обще­ственное отношение, в котором стороны выступают как носите­ли взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Признаки административно-правовых отношений:

Возникновение на основе норм административного права;

Возникновение в сфере деятельности исполнительной власти;

Наличие обязательного субъекта, наделенного государствен­но-властными полномочиями;

Участники этих отношений наделены субъективными права­ми и юридическими обязанностями;

Правовые отношения имеют много разновидностей;

Реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей обеспечены возможностью государственного принуждения;

Споры, возникающие между сторонами административно-пра­вовых отношений, разрешаются, как правило, в администра­тивном (внесудебном) порядке.

Предусматривая возможность возникновения административ­но-правовых отношений в тех или иных условиях и между теми или иными сторонами, административно-правовая норма зара­нее устанавливает объем полномочий этих сторон, а также юри­дическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Административно-правовая норма для одной стороны определяет вид и меру возможного поведения, а для другой - вид и меру должного поведения.

Вместе с тем административно-правовые отношения нельзя понимать так, что у одной стороны есть только обязанности, а у другой - только права. Свойственный административно-право­вому регулированию метод, хотя и предопределяет юридическое властвование одной из сторон управленческих отношений, од­нако не превращает вторую сторону в пассивного участника, не имеющего соответствующих прав. Например, гражданин, подав­ший жалобу в орган управления, вправе требовать ее приема и рассмотрения в определенные сроки. Данному праву соответ­ствует обязанность органа управления принять и зарегистриро­вать жалобу, рассмотреть ее в установленные сроки. Следова­тельно, налицо взаимные права и обязанности сторон админист­ративно-правового отношения, но при этом у одной из сторон, как правило, есть такие юридические полномочия, которых нет у другой стороны, или их объем менее значителен.

Конкретную реализацию административно-правовые отноше­ния находят в повседневном взаимодействии субъекта и объек­та управления. Для них характерно единство содержания, ибо все они являются административными, и единство формы - ад­министративно-правовой. Их административные черты выража­ются в том, что только одна сторона правомочна принять офи­циальное юридически властное решение. Важно подчеркнуть, что отраженная в административно-правовом отношении властность определяется не усмотрением сторон, а вытекает непосредствен­но из содержания соответствующей нормы административного права. Субъект государственного управления реализует в адми­нистративно-правовых отношениях принадлежащие ему юриди­чески властные полномочия в тех случаях, когда в этом возни­кает необходимость.

Административное правоотношение имеет свою структуру, т.е. состоит из определенных элементов.