Статья 1

К мерам воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, относятся:

а) причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;

б) совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;

в) наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан

Российской Федерации или причастных к их совершению;

г) в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

д) причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан Российской Федерации;

е) вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации;

ж) осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан Российской Федерации;

з) принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций Российской Федерации;

2) арест на территории Российской Федерации финансовых и иных активов граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.

Статья 2

1. Список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию, и организаций, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. В отношении граждан Соединенных Штатов Америки, включенных в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи:

1) устанавливается запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

2) приостанавливается деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц;

3) приостанавливаются полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

3. Предложения о внесении изменений в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, могут представляться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, а также государственными органами.

4. Порядок ведения списка, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

5. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, не реже одного раза в год информирует палаты Федерального Собрания Российской Федерации о ходе выполнения настоящего Федерального закона.

Статья 3

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки или реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет сведения о некоммерческих организациях, деятельность которых приостановлена, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство Соединенных Штатов Америки, не может быть членом или руководителем некоммерческой организации, ее структурного подразделения либо структурного подразделения международной или иностранной некоммерческой организации (отделения, филиала или представительства), участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Нарушение данного запрета влечет за собой приостановление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, деятельности указанной некоммерческой организации (структурного подразделения).

3. Приостановление деятельности некоммерческой организации (структурного подразделения) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи влечет наступление последствий, предусмотренных абзацем первым пункта 61 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В отношении имущества некоммерческих организаций (структурных подразделений), деятельность которых приостанавливается в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, решение о наложении на него ареста принимается судом по заявлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

4. В случае, если некоммерческая организация, деятельность которой была приостановлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратит безвозмездное получение денежных средств и иного имущества от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки либо прекратит на территории Российской Федерации реализацию проектов, программ либо осуществление иной деятельности, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, деятельность такой организации возобновляется по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Статья 4

1. Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.

2. В связи с установленным частью 1 настоящей статьи запретом на передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки прекратить от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.

Статья 5

Внести в подпункт 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2003, № 2, ст. 159; 2006, № 31, ст. 3420; 2007, № 3, ст. 410; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616) изменение, изложив его в следующей редакции:
"7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию;".

Статья 6

Действие настоящего Федерального закона и подпункта 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан Российской Федерации на территории этих государств и об аресте активов граждан Российской Федерации по мотиву причастности граждан Российской Федерации к нарушениям прав человека в Российской Федерации.

Статья 7

Президент Российской Федерации

Уже пять лет в России действует закон Димы Яковлева, запрещающий американцам усыновлять русских детей. Данное постановление является одним из самых резонансных решений российского правительства и получило множество неофициальных названий, включая «закон подлецов». Именно такой хэштег был выведен в свое время в мировые тренда Твиттера.

Принятие закона Димы Яковлева ударило по детям-сиротам с проблемами со здоровьем, которые потеряли шанс быть усыновленными американцами и получить в Штатах ту медицинскую помощь, которая на территории России просто невозможна.

Закон Димы Яковлева был принят 21 декабря 2012 года и назван в честь двухлетнего мальчика, усыновленного американцами и погибшего вследствие халатности своих приемных родителей.

Дима Яковлев родился в 2006 году в Псковской области. Родная мать отказалась от сына, и мальчик попал в детский дом для детей с органическим поражением нервной системы с нарушением психики. Российские семьи не хотели брать малыша с проблемами со здоровьем. В 2008 году мальчика усыновила американская семья Харрисон. Харрисоны увезли Диму Яковлева в Америку, в штат Вирджиния, и дали мальчику имя Чейз.

Через три месяца после усыновления мальчик погиб. Его приемный отец Майлс Харрисон оставил малыша на 9 часов запертым в машине на солнцепеке. Мужчина должен был завезти мальчика в ясли по пути на работу, но просто забыл это сделать, и не заметил, что ребенок остался в автомобиле.

Майлсу Харрисону грозило до 10 лет тюремного заключения за непреднамеренное убийство, однако в итоге суд снял с мужчины все обвинения. В феврале 2009 года приемный отец Димы Яковлева сказал в интервью для The Washington Post:

«Я молю российский народ о прощении. Есть хорошие люди в этой стране, которые заслуживают детей, и есть дети в России, которые нуждаются в родителях. Пожалуйста, не наказывайте всех за мою ошибку».

Это не единственный случай жестокого обращения с российскими детьми, усыновленными американцами. Еще одним таким случаем стало происшествие с Ваней Скоробогатовым. Мальчик родился в 2002 году в Челябинской области, через год его усыновила американская чета Крэйвер. А в 2009 году Ваня скончался в больнице от черепно-мозговой травмы, также на его теле было обнаружено около 80 различных повреждений. Супругам Крэйвер было предъявлено обвинение в убийстве, но осуждены они были всего лишь на 16 месяцев тюремного заключения.

Подобные случаи, безусловно, имеют место, однако много российских сирот обрели в Штатах новую семью, получили хорошее образование и ведут счастливую активную жизнь. Светлана Прудовская, журналистка «Голоса Америки», представила видео-проект о том, как живется усыновленным русским детям в Штатах, и какие радостные изменения произошли с ними за 10 – 15 лет жизни в приемных семьях.

Закон Димы Яковлева вызвал широкий резонанс у общественности. Жара в дискуссию добавил инцидент, когда в Нижнем Новгороде через полгода после принятия закона умер сирота с пороком сердца, которого планировали усыновить американцы и даже начали оформлять документы.

Российские семьи не хотят брать на воспитание детей с проблемами со здоровьем, в то время ка американцы часто брали на усыновление именно таких российских сирот. Усыновленным детям в США оказывалась более квалифицированная медицинская помощь, многие из них в Америке получили шанс на здоровое будущее.

После принятия закона к Владимиру Путину обращались известные журналисты, усыновившие детей, с просьбой не принимать данного постановления:

«Мы считаем, что эти поправки, в первую очередь, ударят по судьбам российских граждан – детей-сирот, детей-инвалидов. Мы, как родители усыновленных детей, как никто другой, знаем о проблемах российских детских домов. Мы знаем, что там находится более 120 тысяч детей, большинство из которых в российских условиях никогда не получат квалифицированной медицинской помощи и ухода. И родительской любви и ласки».

Чтобы привлечь к усыновлению российских граждан, правительство решило увеличить финансовые выплаты опекунам и приемным родителям. Но это привело к тому, что брать сирот стало «выгодным решением». Дети у таких «профессиональных родителей» не получают должного ухода и нормального отношения. Некоторые опекуны вообще после получения единовременной выплаты предпочитают возвращать воспитанников обратно в детский дом. Подобные «возвраты» являются сильной психологической травмой для детей, так как фактически ребенок второй раз переживает потерю родителей.

Как рассказывает Игорь Рыбкин, волонтер и выпускник детского дома Тверской области:

«Это большие деньги для усыновителей в регионах, на них можно жить. Иногда семьи специально берут детей, чтобы получить выплаты. И руководствуются именно корыстными мотивами».

Многие жители США, которые в детском возрасте были усыновленными американцами и увезены из России, оставляли свои комментарии относительно закона Димы Яковлева. Параолимпийская чемпионка по плаванию Джессика Лонг, в детстве получившая имя Таня и воспитывавшаяся в российском детдоме, пишет:

«Кто бы мог себе представить, что девочка с инвалидностью из сибирского приюта для сирот станет тем, кем я стала сегодня? Я живое доказательство того, что ты можешь исполнить все свои мечты».

Многие усыновленные русские сироты получили в США образование и билет в счастливое будущее, в то время как других воспитанников российских приютов закон Димы Яковлева навсегда лишил такой возможности.

Об одном из положительных примеров недавно Леонид Парфенов.

Год назад мы уже писали, что . Каемся, тогда, на этапе круглых столов и общественных обсуждений, мы решили, что «в верхах» планируют сместить акцент с семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на реабилитацию семей кровных, но неблагополучных. Направление перспективное, хотя и очень трудозатратное. На деле же все вылилось в очередные драконовские запретительные меры.

  • Что теперь будет с опекой и усыновлением
    • Ограничение количества детей в семье
    • Ограничение частоты усыновления
    • Заключение психолога будет решающим
    • Переезды - только с разрешения опеки
    • Запрет на усыновление ВИЧ-инфицированным
  • Есть ли аргументы о лоббистов реформы
  • Запретить или предотвратить?

Скандал разразился в минувшую пятницу, 17 августа, когда «шило вылезло из мешка» - о рассылаемом по региональным подразделениям законопроекте, в корне меняющем систему опеки и усыновления, написало агентство ТАСС.

Сразу оговоримся, законопроект - это еще не закон, но все к тому идет. Изменения, если и будут внесены, то весьма незначительные.

Что теперь будет с опекой и усыновлением

Итак, перейдем к самому законопроекту. Изменений предполагается много, поэтому остановимся на основных.

Четвертый - лишний

Наверное, самый скандальный пункт: по мнению Министерства просвещения

В семье должно быть не более трех детей, включая и родных, и усыновленных, и подопечных. Ранее «нормой» считалось 8 детей, но нормой, вообще говоря, довольно условной, поскольку размер семьи с приемными детьми оговаривался только в рекомендациях.

Исключения, разумеется, делаются. Например, при усыновлении родных братьев и сестер, если разделение не в интересах детей; при усыновлении детей супруга; при усыновлении детей, бывших у семьи под опекой. Но в целом можно сказать, что многодетные семьи автоматически исключаются из числа потенциальных опекунов и усыновителей, причем вне зависимости от их материального положения.

Откровенно говоря, после изучения законопроекта нам не удалось понять, распространяются ли эти ограничения на родственную опеку. К примеру, сможет ли семья с тремя детьми взять под опеку осиротевшего племянника, или его отправят в детский дом? Формально, четвертый - лишний… Надеемся, здравый смысл все-таки возобладает.

Не все сразу

Усыновлять (брать под опеку) позволят только одного ребенка в год. Исключения те же, что и в предыдущем случае, то есть «паровозики» из братьев и сестер и дети, которые уже проживают в семье.

На самом деле, случаи, когда родители забирают ребенка из детского дома, и за сердце цепляет еще один малыш, совсем не редки. Теперь же придется решать, кого из малышей забрать в семью немедленно, а кто «помаринуется в системе» еще годик.

Психолог - главный!

Заключение психолога теперь становится обязательным для будущих усыновителей. Собственно, подвижки в этом направлении уже шли: приемные родители с недавнего времени должны посещать курсы усыновителей, на которых, в числе прочего, работали с психологом.

Однако только сейчас такое обследование станет обязательным, а документ под условным названием «заключение об обоснованности усыновления» - решающим. Более того, к психологу должны прийти все родственники, проживающие с потенциальными усыновителями.

Невыездные

Переезд семьи с подопечным ребенком теперь возможен только с разрешения органов опеки.

Уведомлять о намерении переселиться в другой район или населенный пункт нужно было и раньше, но именно уведомлять. Теперь же семья с приемным ребенком окажется на положении «крепостной» при своей опеке.

Здоровье - отличное!

Наконец, еще один момент, за который нас в Европе не похвалят, - требования к состоянию здоровья усыновителя. Они есть и сегодня, причем довольно разумные. Заключение о возможности стать усыновителем не дадут недееспособным людям; тем, у кого серьезные заболевания в стадии декомпенсации (например, прогрессирующие злокачественные опухоли) или опасные для усыновляемых детей (например, открытая форма туберкулеза).

Теперь к ним, похоже, добавятся ВИЧ и гепатит С - не передающиеся бытовым путем и успешно контролируемые с помощью противовирусной терапии.

Кажется, единственный аргумент за такое решение - личная неприязнь министра просвещения Ольги Васильевой к этим заболеваниям, поскольку на вопросы журналистов о ВИЧ-положительных усыновителях она ответила кратко: «Эту идею не рассматриваю».

Итак, никаких приемных детей многодетным семьям и ВИЧ-инфицированным! Но почему?

Есть ли аргументы о лоббистов реформы

Основными лоббистами нового законопроекта стали министр просвещения Ольга Васильева и детский омбудсмен Анна Кузнецова. Обе в своих эмоциональных выступлениях апеллируют к недавним трагедиям, закончившимся гибелью детей в приемных семьях.

Министр просвещения Ольга Васильева напомнила о чудовищной истории на Смоленщине, где в сельскую семью пастуха и нянечки детского сада отдали сразу четырех детей от шести до десяти лет. Когда супруга была в отъезде, мужчина изнасиловал и убил семилетнюю девочку.

Именно от таких случаев, по мнению Ольги Васильевой, избавит психологическое тестирование потенциальных усыновителей.

Детский омбудсмен Анна Кузнецова пеняет на некачественную работу органам опеки, которые, по ее мнению, зачастую проявляют некомпетентность, занимаясь потенциальными усыновителями.

Она припомнила совсем свежую (давностью буквально пара недель) ситуацию в Татарстане, где в смерти девятилетней девочки обвинили приемного отца. Помимо нее в семью взяли еще троих детей - ее брата и двух сестер. По заверениям приемных родителей, девочка, со слов малышей, подавилась яблоком. Следователи же обнаружили у ребенка черепно-мозговую травму. Разбирательство по этому делу еще только началось, поэтому мы не можем строить никаких предположений о причине трагедии.

Случайно или нет, но обе чиновные дамы ссылаются на семьи, где было именно четверо приемных детей.

К сожалению, аналогичных трагедий по всей стране много - даже слишком много, в семьях с любым числом детей и с самыми разными вариантами их появления в доме.

… Калужская область, 2017 год. На 14 лет осуждена женщина, до смерти забившая ручкой от швабры четырехлетнюю приемную дочь. Опекуном трех несовершеннолетних детей она стала после смерти дальней родственницы, их матери…

… в Кемеровской области судят семью опекунов, забравших из местного интерната для умственно отсталых детей троих подростков. Какое-то время они пытались заниматься их воспитанием, однако затем убили 18-летнего пасынка, а после и его 16-летнего брата. Их задержали при попытке переезда в Краснодарский край…

… в Красноярском крае на 18 лет осудили 25-летнего мужчину. Он и его супруга воспитывали двух детей, но взяли под опеку еще и четырехлетнюю девочку. Мужчина неоднократно насиловал малышку, а убил за то, что она обмочилась во сне…

… в Республике Алтай 56-летнее опекунша четырех маленьких сестренок насмерть забила трехлетнюю девочку хлопушкой для выбивания ковров…

По данным Следственного комитета, в 2015 году возбуждено 146 уголовных дел о преступлениях против жизни, здоровья и половой неприкосновенности против усыновленных детей, в 2016 году - 189 дел. В 2015 году потерпевшими были признаны 142 ребенка, оставшихся без попечения родителей (95 из них находились на воспитании в семьях усыновителей). В 2016 году численность потерпевших детей составила 130 человек (в семьях на воспитании находились 82 ребенка. (Из пояснительной записки к законопроекту).

Запретить или предотвратить?

Делать с этим ужасом что-то нужно, но что? Очевидно, что ограничения на «выдачу» детей не спасут положение, как и ужесточение отбора потенциальных кандидатов. Уж насколько жесткий был отбор в ряды КГБ, а и там были перебежчики и предатели родины. Уж насколько трудно попасть в правящие круги, а то одного, то другого министра ловят на откатах и взятках. Реально ли безошибочно отсеять всех скрытых домашних тиранов при помощи одного психологического тестирования?

Нам нужно изменение системы сопровождения приемных семей: ее требуется развернуть лицом к усыновителям, переориентировать на интересы детей и родителей, сделать максимально доступной и дружелюбной. На протяжении, как минимум, года семье нужна постоянная помощь профессионального психолога, режим наибольшего благоприятствования в медицинском обслуживании детей, школьным педагогам и воспитателям детского сада тоже потребуется профессиональная консультация, наконец, на первое время маме не помешает недорогая социальная няня.

Сегодня же помощь приемной семье зачастую заключается в бессмысленно дотошном контроле расходования средств: каждая пара сандаликов или трусиков должна быть подтверждена чеком, который нужно продемонстрировать дамам из органов опеки. Их ответные визиты в приемные семьи опекуны и усыновители вспоминают обычно без всякого удовольствия. В лучшем случае - формальный беглый осмотр, в худшем - странные придирки к отсутствию супа в холодильнике, недружелюбным котам или невымытым окнам. Человеческий фактор, что вы хотите!

Что предлагается вместо этого?

Как вы уже понимаете, никакой дополнительной помощи и поддержки приемным семьям на законодательному уровне не предлагают. Зато придумали еще насколько способов «тащить и не пущать».

Во-первых, странная идея ограничить число детей в семьях тремя. Неужели есть данные, что в семьях с четырьмя и более детьми противоправные действия совершаются чаще? Никакого обоснования этой цифре, кроме известной приговорки «бог троицу любит», мы не нашли.

Во-вторых, никак не вписывающаяся в конституцию идея ограничить свободу передвижения приемных семей. Где им можно, а где нельзя жить, теперь будут решать органы опеки.

Во-третьих, реформирование органов опеки, похоже, ограничится назначением «дежурных стрелочников» в роли которых теперь будут выступать психологи. Именно они должны своим острым глазом отделить агнцев от козлищ, а, учитывая, что сопровождением на местах никто и не думает заниматься (суп и чеки - вот основные критерии благополучия), решение психолога окончательное и обжалованию не подлежит. Если что - с него и спрос.

Положа руку на сердце, в таких обстоятельствах вы подписали бы заключение об обоснованности усыновления хоть матери Терезе, хоть президенту Путину, хоть самому себе?

Кажется, вера в могущество психологии приобретает в нашей стране религиозный характер. Судя по возлагаемым на них ожиданиям, это такие «люди-рентгены», способные мощным взором прозревать тьму прошлого и грядущего.

Дина Магнат, психолог, руководитель Школы приемных родителей Института развития семейного устройства:

«В этом законопроекте возмутительно все. Он предлагает ввести психологическое обследование кандидатов в приемные родители. У создателей этой законодательной нормы есть странная фантазия, что где-то существуют волшебные психологи, у которых есть волшебные методики, которые позволят точно сказать, может человек быть приемным родителем или не может, будет он бить своего приемного ребенка или не будет. Но таких методик нет, их не существует…»

Для справки: сегодня в базе данных детей, которым требуется семейное устройство, находится 48 тысяч детских анкет. Ежегодно 50 тысяч родителей лишаются родительских прав.

Закономерно, что, число детей, которые окажутся после этой реформы в семьях, снизится до минимума. Вместе с этим - естественно! - снизится и число случаев насилия в приемных семьях. А что детские дома опять начнут наполняться, так что с того? Там гораздо проще проконтролировать, не бьет ли кто ребенка шваброй, а значит, и гарантировать физическое благополучие ребенка. Ну а душевное благополучие - предмет темный и статистике не подлежит.

Откровенно говоря, все это немного напоминает о недорогих столовых времен развитого социализма, где ножи отсутствовали, как класс. Не дай бог, посетители схватят ножики и начнут резать друг друга! А котлету можно и ложкой ковырять, для этого в нее столько хлеба и кладется…

Лучший дом для детей - детский?

Мнения приемных родителей процитированы из публикации на сайте pravmir.ru

Текст законопроекта и пояснительной записки к нему скопирован с сайта адвоката Антона Жарова, специализирующегося на защите прав приемных семей.

В последнее время большим спросом для усыновления пользуются российские дети, и приезжая в Российскую Федерацию, многие иностранцы желают усыновить ребенка.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но для оформления потребуется соблюдать не только законодательство России, но и страны, откуда прибыл данный гражданин.

Законодательство

Основными законодательными актами в России в данном случае становятся:

  • – условия по отношению к усыновляемым детям, соблюдение интересов;
  • оговаривает обязательства усыновителей и принятие возможности процесса судом;
  • оговаривает ;
  • Постановление Правительства от 29 марта 2000 года регламентирует правила передачи детей иностранным людям.

Основные условия

Действующее законодательство не запрещает усыновлять русских детей иностранными гражданами.

В том числе, иностранцами считаются лица:

  • россияне, проживающие за границей более полугода;
  • лица, не имеющие гражданства;
  • граждане, кто имеет сразу несколько гражданств, одно из которых российское, но при этом он не проживает на территории страны.

Условия передачи детей иностранным гражданам аналогичны, но имеют несколько особенностей.

Преимущество при усыновлении ребенка отдано российским гражданам. Поэтому получить право на усыновление может иностранный гражданин, если россиянин не желает оформлять над малышом опекунство.

Отсутствие такого спроса стоит подтверждать документально. Усыновление как и в случае усыновления россиянином, происходит только через суд.

Усыновление иностранным гражданином – процесс, который рассматривается судом.

При этом орган опеки и попечительства обязуется доказать государственной инстанции невозможность устройства ребенка внутри страны.

Судья проверяет наличие сведений о малыше в диной базе данных. При этом присутствовать информация о ребенке должна не менее года до начала судебного процесса. То есть досье крохи должно находится в течение года в базе данных, которой мог воспользоваться гражданин России. В период года для иностранцев существует запрет определения малыша в свою страну.

Далее суд рассматривает и проверяет точность предоставленной информации о сироте. Согласно действующему законодательству, приоритет дается именно российским гражданам. Если существует запрос даже на опеку ребенка, то суд откажет в усыновлении. Проверяются такие данные для того, чтобы проверить чистоту сделки.

Если российские родители получали недостоверные сведения, то люди, ответственные за это, понесут наказание, а в усыновлении будет отказано.

И только при полном отсутствии спроса иностранцу позволяется оформить усыновление.

Совершаются такие действия для исключения коррупции и заинтересованной сделке. Ведь некорректные сведения предоставляются органами опеки и попечительства достаточно часто.

Требования

Иностранные усыновители должны также отвечать по всем требованиям российского законодательства, в том числе и с поправками законодательства их страны.

Они не вправе получить разрешение, если:

  • не получают достаточный доход для обеспечения подопечного;
  • не имеют постоянного места для проживания;
  • состоят в браке с недееспособными лицами;
  • находятся под следствием;
  • освобождены от попечения или усыновления в принудительном порядке;
  • несовершеннолетние;
  • имеют судимость или ограничения по дееспособности;
  • не прошли соответствующих курсов.

Усыновление иностранными гражданами российских детей

Для многих иностранцев оформление – большая головоломка. Именно она вызывает не мало проблем. Чаще всего они обращаются к компаниям, которые представляют их интересы в Российской Федерации.

Такие организации ведут дело на основании лицензии, выдаваемой Министерством образования и науки. Они имеют право представлять интересы своего подопечного в суде и передавать документацию от его лица в базу данных. Как только процесс усыновления будет завершен, вступает запрет на осуществление деятельности.

Орган опеки и попечительства также ограничивает иностранцев в доступе в базу данных сирот.

При положительном решении судебной инстанции ему позволяется воспользоваться данными для определения ребенка. В России также действует запрет на общение с малышом до судебного решения.

Как только иностранец познакомиться с кандидатом, он принимает решение. Если оно положительное, то сообщает оператору базы данных о нем.

Уже с заявлением он обращается в судебную инстанцию, затем в ЗАГС для регистрации факта усыновления. Как только оформление заканчивается, на руки иностранцу выдается свидетельство об усыновлении, паспорт в ОВИРе и иммиграционная документация в посольстве.

В любом случае, даже если ребенок усыновлен, за ним сохраняется российское гражданство.

Усыновитель вправе запросить гражданство в стране, где будет проживать ребенок. Но российские органы должны контролировать процесс перехода гражданства и проживания ребенка в другой стране.

Органы опеки и попечительства в стране проживания заявителя также должны обследовать условия проживания малыша.

Затем постоянно контролировать действия иностранца по отношению к подопечному, убеждаться в отсутствии проблем. До трех лет после факта усыновления государственный орган посещает подопечного не менее 4 раз в год.

Порядок оформления

иностранцами ничем не отличается от усыновления русским гражданином:

  • гражданин приходит в орган опеки и попечительства за консультацией;
  • собирает полный пакет документов;
  • подает заявление с приложением необходимой документации;
  • ожидает решение;
  • принимает представителя органа опеки и попечительства на своем месте жительства;
  • знакомиться с актом проведения обследования и соответствия требованиям законодательства;
  • в течение двух недель получает ответ на разрешение усыновления;
  • выбирает ребенка из базы данных;
  • подает заявление в суд с приложением подтверждающих документов;
  • присутствует на заседании;
  • при положительном ответе забирает ребенка, документы, регистрирует в органах загс;
  • ставит ребенка в миграционной службе.

Пакет документов

Для оформления усыновления иностранцу необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • паспорт иностранца или иной документ, удостоверяющий личность;
  • заявление в орган опеки и попечительства с намерением усыновить ребенка;
  • анкета иностранца;
  • документ, подтверждающий наличие информации о сироте в БД;
  • разрешение на въезд на территорию постоянного места проживания;
  • документ, подтверждающий обязательство на регистрацию для учета в консульстве России;
  • согласие на проживание ребенка, контроль в консульстве России компетентной инстанции;
  • обязательство от заявителя о позволении органам опеки посещать место жительства для проверки соблюдений требований;
  • заключение уполномоченной инстанции об условиях проживания заявителя;
  • согласие на проведение мониторинга приемной семьи, предоставления отчетов в страну –заявителя;
  • при представительстве компанией–посредником – лицензия на осуществление деятельности.

Судебный процесс

Суд должен получить от органа опеки и попечительства все доказательства усилий, которые были приложены для оформления усыновления русскими людьми. Инстанция должна понять основания и мотивацию почему русские не могут усыновить такого малыша.

Судебная инстанция вправе вызвать усыновителей, которые просматривали информацию о малыше и приняли решение об отказе от него.

Заседание и решение происходит в течение двух месяцев. За этот период человек должен доказать свою платежеспособность и дееспособность, а также наличие хороших условий для проживания сироты.

Осуществление контроля

Контроль осуществляется местными органами опеки и попечительства. Они же обязуются предоставлять отчет государственным органам на территории России.

Осуществляется контроль не менее 4 раз в год на протяжении трех лет. Далее количество сокращается до двух раз в год.

В течение трех месяцев новые родители обязуются поставить кроху на учет. При этом государственный орган, взявший на себя обязательства гарантии, фиксирует взятие крохи на учет. В течение месяца передается документ в РФ.

Запрет

Порядок усыновления иностранными гражданами российских детей устанавливается приказом президента и Семейным кодексом.

Усыновление иностранными гражданами российских детей имеет ограничения в виде проведения процесса гражданами Соединенных Штатов Америки. Оговаривает данный факт статья 4 Закона от 28 декабря 2012 года. Этот закон направлен на защиту интересов ребенка.

Поводом такого ограничения стали постоянные нарушения интересов детей представленными гражданами, в том числе доходило все до летального исхода.

Судебная практика

Судебная практика 2020 года показывает, что удочерение и усыновление для иностранных граждан имеет не мало нюансов. Например, если гражданин решил взять ребенка, то его не допустят до разговора с ним и установления контакта. Это станет возможным только после судебного процесса.

При этом, если ребенком интересуются русские усыновители, но еще находятся на стадии сбора документации, иностранцу откажут в выполнении процесса.

Судебная практика показывает, что процент одобрения искового заявления практически 10%.

Организации, занимающиеся оформлением

Существует немало организаций, которые выступают представителями иностранца. Для обращения к ним нужно заполнить анкету, рассказать о своих интересах и оплатить их услуги.

Компания должна иметь лицензию на осуществление такого рода деятельности. Но и таковым компаниям ограничен доступ к базе данным.

Часто задаваемые вопросы

Многие иностранные граждане сталкиваются с проблемами оформления ребенка. При возникает не мало вопросов, касаемо перевода документов, гражданства, перевозки и иных проблем, с которыми столкнется усыновитель.

Гражданство детей

После усыновления ребенка усыновитель является полноправным родителем. Именно поэтому он вправе менять ему гражданство.

Исключением в этом вопросе становится возраст ребенка. Если ему уже исполнилось 10 лет, то он принимает сам решение на основании статьи 132 Семейного кодекса.

Перевод документов

2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку, попечительство, взять в приемную или патронатную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации. Медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке , установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

7) лиц, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают такие лица;

8) лиц, не имеющих постоянного места жительства, кроме лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 10 настоящего пункта;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) лиц из числа лиц, указанных в подпункте 9 настоящего пункта, имевших судимость либо подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка. При вынесении решения об усыновлении ребенка таким лицом суд учитывает обстоятельства деяния, за которое такое лицо подвергалось уголовному преследованию, срок, прошедший с момента совершения деяния, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение такого лица после совершения деяния, и иные обстоятельства в целях определения возможности обеспечить усыновляемому ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни ребенка и его здоровья;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) лиц, имеющих судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, не относящиеся к преступлениям, указанным в подпункте 9 настоящего пункта;

12) лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

13) лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

2. При вынесении решения об усыновлении ребенка суд вправе отступить от положений, установленных подпунктами 6 (в случае, если лицо, желающее усыновить ребенка, проживает с ним в силу уже сложившихся семейных отношений), и 12 пункта 1 настоящей статьи, с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

5. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований пунктов 1 и настоящей статьи и интересов усыновляемого ребенка.

6. В целях содействия психолого-педагогической и правовой подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется их подготовка по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено указанными в абзаце втором настоящего пункта требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации в порядке, установленном настоящим пунктом.