Международный договор - основной источник. Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоров как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (имеется в виду практика использования таких наименований, как «договор», «конвенция», «соглашение» «протокол», «устав» и т. д., при этом учитывается значение термина «договор» как родового понятия для всех нормативных актов в договорной форме). Аналогичное определение международного договора дано в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в таких договорах).

Венская конвенция о праве международных договоров презюмирует возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права или только между другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Конвенции, не затрагивает их юридической силы.

Конвенция не исключает возможности заключения международных соглашений «не в письменной форме», т. е. устных (так называемых джентльменских) соглашений, но они, скорее, относятся к былым временам, чем к современности.

Международный договор может, как это и предусмотрено в Конвенции, представлять собой не один, а несколько взаимосвязанных документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расцениваются как его составные части.

Известны случаи заключения комплекса договоров, каждый из которых считается самостоятельным источником международного права, но их толкование и реализация предполагают согласованное действие.

Своеобразным комплексом можно считать договорные акты по морскому праву - Конвенцию ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., Соглашение об осуществлении части XI данной Конвенции от 29 июля 1994 г. и Соглашение об осуществлении положений этой Конвенции, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, от 4 декабря 1995 г.

Международный договор характеризуется как основной источник международного права благодаря трем обстоятельствам. Во-первых, договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм. Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без исключения области международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами. В-третьих, договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства. Вполне закономерно государства, заключая Венскую конвенцию о праве международных договоров, признали «все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе».

Классификация международных договоров возможна по следующим направлениям: по кругу участников; двусторонние (то есть договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько); многосторонние; с неограниченным числом участников (универсальные, общие); с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные); по возможности присоединения других участников; закрытые (то есть договоры, участие в которых зависит от согласия их участников); открытые (то есть договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств); по объекту; договоры по политическим вопросам; договоры по правовым вопросам; договоры по экономическим вопросам; договоры по гуманитарным вопросам; договоры в области безопасности и т. д.;

– по форме договора: письменные; устные;

– по времени действия: бессрочные; срочные; краткосрочные; по пространству действия; региональные; универсальные

Договор может заключаться в письменной или устной форме. Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространённой формой является письменная.

К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т. д. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д.

Стадии заключения международных договоров:

– выдвижение договорной инициативы,

– подготовка текста договора,

– принятие текста договора,

– установление аутентичности текстов договора на разных языках,

– подписание договора,

– выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.

Способы выражения согласия:

– подписание,

– обмен документами (нотами либо письмами),

– ратификация,

– утверждение,

– принятие,

– одобрение,

– присоединение.

Для Российской Федерации вопрос о договорах как источниках международного права в современной ситуации имеет специфический характер, поскольку после прекращения существования СССР термином «международные договоры Российской Федерации» охватывают три категории договоров: 1) договоры, заключенные непосредственно Российской Федерацией как самостоятельным субъектом международного права; 2) договоры, заключенные Союзом ССР, вступившие в силу в период существования СССР и воспринятые Российской Федерацией в порядке правопреемства (большинство действующих договоров относится к этой группе); 3) договоры, подписанные от имени СССР, но не вступившие в свое время в силу ввиду незавершенности предусмотренной для этого процедуры и ратифицируемые уже от имени Российской Федерации.

2.Международная примирительная процедура: понятие, элементы и содержание

В международном праве посредничество — выступает одним из средств мирного разрешения споров между государствами путём переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий.

Выдвижение посредником определённых предложений как базы для переговоров и урегулирования споров отличает посредничество от простого содействия или «добрых услуг».

Процедура посредничества регламентирована Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 и Уставом ООН (ст. 33). Согласно Уставу ООН, конвенциям и существующей практике, посредник может выступать по просьбе спорящих сторон, по собственной инициативе либо по почину держав, не причастных к спору. В практике СССР известны случаи, когда Советское правительство принимало посредничество других государств или само выступало посредником. Например, в 1945 СССР согласился на посредничество временного французского правительства в переговорах со Швейцарией о положении интернированных во время войны.

В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учредить специальный международный орган - следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.

Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.

Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол.

После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению

Согласительные комиссии получили широкое распространение в международной практике. Они имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не ограничиваются только установлением того или иного факта, но и предлагают возможное решение спорного вопроса. Однако в отличие от арбитража и суда окончательное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии.

В соответствии с положениями Акта о мирном разрешении международных споров 1985 г. постоянная согласительная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим государствам или решено жребием.

3.Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел. Правовые вопросы спасения космонавтов

Нормы, относящиеся к международно-правовому режиму космического пространства и небесных тел, содержатся главным образом в Договоре по космосу. Ряд важных дополнительных предписаний применительно к статусу Луны и других небесных тел предусмотрен Соглашением о Луне.

Большинство элементов режима космического пространства и небесных тел идентичны. В Договоре по космосу почти во всех статьях используется термин «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела», то есть не проводится принципиального различия с точки зрения их правового режима. Общее правовое положение космического пространства и небесных тел определяется прежде всего тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства. Они не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. В Соглашении о Луне также определено, что поверхность или недра Луны не могут быть собственностью какого-либо государства, международной организации, неправительственного учреждения или любого физического лица.

Природные ресурсы Луны объявлены общим наследием человечества, и установлена обязанность разработать специальный международный режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда возможность такой эксплуатации станет реальностью. Вместе с тем, в этом же Соглашении закреплено право государств собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их оттуда, а также использовать их для поддержания жизнедеятельности экспедиций при проведении научных экспедиций в необходимых для этих целей количествах.

Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом.

Одновременно, как бы подчеркивая неабсолютность такой свободы, государства — участники Договора по космосу приняли на себя обязательство осуществлять эту деятельность в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания мира и безопасности и развития международного сотрудничества, а также должным образом учитывать при ее осуществлении соответствующие интересы всех других государств и не создавать потенциально вредных помех их деятельности. Установлено обязательство государств-участников принимать необходимые меры для избежания вредного загрязнения космического пространства и небесных тел и неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки неземного вещества. Соглашение о Луне ужесточает это требование, налагая обязательство принимать меры по предотвращению внесения неблагоприятных изменений в окружающую среду Земли не только вследствие доставки внеземного вещества, но и «каким-либо иным путем».

Договор по космосу предусматривает процедуру проведения международных консультаций относительно деятельности или экспериментов, которые могут создать потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использованию космического пространства.

Принцип предотвращения потенциально вредных последствий космической деятельности получил дальнейшее развитие в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года, которая запретила применение любых научно-технических средств, в том числе и космических, для воздействия на погоду и климат, если такие средства могут вызвать долгосрочные разрушительные или губительные для природы последствия.

Договор по космосу разрешает использовать любое оборудование или средства и военный персонал для научных исследований. Вместе с тем, участники Договора обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным или другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом, а также не создавать на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, не осуществлять испытаний любых типов оружия и не проводить военные маневры.

В соответствии с Соглашением о Луне на небесных телах могут создаваться обитаемые и необитаемые станции, которые должны располагаться таким образом, чтобы не препятствовать доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы. На небесных телах запрещаются угроза силой или применение силы, а также использование небесных тел для совершения любых подобных действий в отношении Земли, небесных тел, космических кораблей, персонала космических кораблей или искусственных космических объектов.

За деятельность в космическом пространстве, включая небесные тела, государства-участники Договора по космосу несут международную ответственность независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами, в том числе и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями Договора по космосу. При этом деятельность неправительственных юридических лиц должна проводиться в космическом пространстве с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника Договора, которое несет ответственность наряду с таким юридическим лицом за выполнение положений Договора.

В отличие от небесных тел естественного происхождения под космическими объектами в МКП подразумеваются созданные человеком искусственные спутники, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и т.п., а также их составные части. МКП регулирует деятельность, связанную с космическими объектами, с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве и до возвращения их на Землю, а также отношения между государствами в случае приземления космического объекта на территории иностранного государства. До запуска и после приземления космического объекта на национальную территорию такая деятельность регулируется национальным правом каждого из государств, если об этом нет специальной договоренности между соответствующими государствами.

Порядок международной регистрации космических объектов был установлен Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 года.

Государство-участник Договора по космосу, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Таким образом, на космический объект и его экипаж (независимо от гражданской принадлежности его членов) при их нахождении в космическом пространстве распространяется юрисдикция государства регистрации. В случае когда в запуске космического объекта участвуют два или более государств, эти государства совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект. Соглашение о Луне предусматривает, что юрисдикция и контроль государства распространяются не только на персонал и космические аппараты, но и на оборудование, установки, станции и сооружения, находящиеся на небесных телах.

Все станции, установки и космические корабли на небесных телах открыты для представителей государств-участников Договора по космосу на основе взаимности.

Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или по возвращении на Землю. При этом по просьбе запустившего государства его космические объекты, обнаруженные где-либо, должны быть возвращены владельцу.

Международное космическое право рассматривает космонавтов как посланцев человечества в космос. Договор 1967 г. о космосе обязывает его участников оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. Космонавтам, совершающим такую вынужденную посадку, должна быть обеспечена безопасность. Они незамедлительно возвращаются государству, в регистр которого занесен их космический корабль. Находясь в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства - участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств. Лицам, терпящим бедствие на Луне, предоставляется право укрытия на станциях, сооружениях, аппаратах и других установках государств - участников Соглашения о Луне и других небесных телах.

Если авария или бедствие, вынужденная или непреднамеренная посадка экипажа космического корабля привели к приземлению на территории, находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, то оно должно принять все возможные меры для спасения экипажа и оказания ему необходимой помощи. В операциях по поискам и спасению космонавтов могут участвовать и власти, осуществившие запуск. Такие действия предпринимаются на основе сотрудничества сторон под руководством и контролем государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся операции по поискам и спасению.

Список литературы

    Устав Организации Объединенных наций от 26 июня 1945 г. // Международное право в документах. М., 2007.

  1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Подписан в г. г. Вашингтоне, Лондоне, Москве 27.01.1967) // Ведомости ВС СССР. 1 ноября 1967 г. № 44. Ст. 588.

  2. Венская Конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров // Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство. Сборник нормативных документов. М., 2007.

    Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство: Принята резолюцией 3235 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 ноября 1974 года. Ратифицирована
    Указом Президиума ВС СССР от 13.07.1977 № 6020-IX «О ратификации Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство» // Ведомости ВС СССР. 27 июля 1977 г. № 30. Ст. 457.

    Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» (Заключена в г. г. Москве, Лондоне, Вашингтоне 29.03.1972). Ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 28.09.1973 № 4855-VIII «О ратификации Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIX.- М., 1975. С. 95 – 101.

Форма договоров . Она выбирается по усмотрению сторон - государств и других субъектов международного права. Международное право не предписывает обязательной формы договора, и она не оказывает влияния на действие договора. Существуют две основные формы: письменная и устная. Доминирующей в международной практике стала письменная форма. Международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме. Соглашение, не зафиксированное ни в каких документах, принято называть джентльменским соглашением.

Международный договор является родовым понятием, т. е. охватывает все международные соглашения. В практике встречаются различные наименования договоров: договор, конвенция, соглашение, пакт и т. д.

Встречается и такая форма международного договора, как обмен нотами и памятными записками.

Распространенной формой политических договоров являются заявления и коммюнике глав государств и правительств, а также итоговые документы международных совещаний на высшем уровне (например, совместное Советско-американское заявление от 21 ноября 1985 г.).

Структура договоров. Договор представляет собой единую систему взаимосвязанных норм, которые вес вместе и каждая в отдельности обязательны для сторон. Договор, как правило, состоит из трех основных частей: преамбулы (указывает мотивы заключения договора и его цели), содержания договора (статьи договора, определяющие предмет договора, права и обязанности сторон) и заключительной части (постановления о порядке вступления договора в силу, сроке действия и его прекращения). Иногда имеется четвертая, дополнительная часть договора - приложения (содержат технико-юридические нормы по выполнению условий договора), обладающие, как правило, силой постановлений основной части договора.

Язык договора . Международное право не содержит предписаний об общеобязательном языке договоров. Текст двустороннего договора чаще всего составляется на языках обеих договаривающихся сторон. Оба языковых варианта признаются при этом аутентичными, т. с. Имеющими одинаковую силу, равноподлинными.

Многосторонние договоры могут быть составлены на одном языке, на официальных языках ООН или на всех языках государств-участников.

Непосредственно с языком международных договоров связан вопрос о правилах альтерната (чередования). Главное правило альтерната заключается в том, чтобы при любом перечислении в тексте договора договаривающихся государств, их представителей, языков, столиц и т.п. на первом месте всегда стояли государство, фамилия представителя, язык того из участников, кому принадлежит данный экземпляр договора, включающий тексты на языках обоих участников. Применение правила альтерната подчеркивает равенство договаривающихся сторон. При подписании многостороннего договора подписи уполномоченных лиц ставятся одна под другой в порядке русского, английского, французского или иного алфавита по договоренности сторон.

36.Стадии заключения международных договоров.(М.Д.) Заключение М.Д. государствами представляет собой осуществление гос-го суверенитета и относится к числу основных прав государств.Заключение М.Д. - это сложный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. Юр-я сущность этого процесса состоит в практическом становлении договорной нормы М.П., формировании соглашения между государствами. Венская конвенция 1969г.,не дает полного определения термина «заключение» М.Д., но включает в это понятие целый ряд конкретных стадий и юр-х действий:составление и принятие текста договора, установление аутентичности текста,подписание договора, ратификация и др.способы выражения согласия на обязательность договора,(утверждение, принятие,присоединение,обмен документами,образующими договор. К стадиям заключения относятся обмен или депонирование ратификационных грамот. Некоторые юристы к заключению относят и вступление договора в силу.В доктрине международного права нет единого мнения о стадиях заключения договоров.Например, И.И.Лукашук полагает, что Венские конвенции о праве договоров определили три стадии заключения договоров:1 ст. - принятие текста2 ст.- установление аутентичности текста3 ст. - согласие на обязательность договора.Другие ученные,практически дробят эти стадии на большее количество, выделяя уже 11 стадий:- назначение уполномоченных для ведения переговоров;- согласование текста договора;- обсуждение и принятие текста договора;- аутентификация (парафирование) договора;- подписание договора;- заявление оговорок;- ратификация договора;- обмен и депонирование ратификационных грамот;- промульгация (опубликование) договора; 1.Подготовка и принятие текста договора . 3 основные формы подготовки согласованного текста международного договора:а) обычные дипломатические каналы (при подготовке двусторонних, реже многосторонних, договоров);б) международные конференции;в) международные организации (при подготовке многосторонних договоров).Подготовка текста договора осуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы, на международных конференциях и в международных организациях. Путем дипломатических переговоров подготавливаются,тексты двусторонних договоров. В международных организациях проекты текстов договоров разрабатываются их главными органами либо специально созданными для этих целей вспомогательными органами. Принятием текста договора заканчиваются, переговоры между государствами относительно подготовки этого текста. Согласно п.1 ст. 9 Венской конвенции 1969г. «текст договора принимается по согласию всех государств, участвующих в его составлении». Формами принятия текста договора могут быть подписание или парафирование. На международных конференция текст договора принимается в соответствии с их правилами процедуры. Это предусмотрено в п.2 ст. 9 Венской конвенции 1969г., «путем голосования за него двух третей присутствующих и участвующих в голосовании представителей гос-в». Международная практика выработала новую форму принятия текста договора на международных конференциях и в международных организациях - принятие текста договора без согласования, путем согласования позиций участников и при отсутствии официальных возражений со стороны любого из участников. Такая форма принятия текста договора получила название консенсуса.Консенсус предполагает принятие решений всеми гос-и на основе добровольных компромиссов, уважение суверенитета друг друга, равенства и взаимного признания интересов сторон, исключая диктат, давление или принятие решений механическим большинством голосов на конференции. 2.Установление аутентичности текста договора. Аутентичность текста договора означает, что данный текст является подлинным и достоверным.Как указывается в ст. 10 Венской конвенции 1969г., «текст договора становится аутентичным и окончательным» путем процедуры, о которой условились участвующие в переговорах государства, либо путем подписания, парафирования самого текста договора или заключительного акта конференции, содержащего этот текст. В настоящее время принимаются следующие формы установления аутентичности текста международных договоров:- парафирование;- включение текста договора в заключительный акт международной конференции, на которой он был принят;- включение текста договора в резолюцию международной организации;- др.согласованная процедура.Подписание (условное подписание) означает,что такое подписание нуждается в последующем подтверждении соответствующем государством или соответствующей международной организацией. При парафировании представители гос-ва подписывают начальными буквами своего имени и фамилии (инициалами) первую либо последнюю страницу текста договора. В некоторых случаях парафируется каждая станица текста договора. После парафирования текст не может быть изменен даже по соглашению между уполномоченными.3.Способы выражения согласия на обязательность договора. Последней стадией заключения договора является выражение согласия гос-в и других субъектов М.П.на обязательность договора. Ст.11 Венской конвенции установ. следующие способы выражения согласия на обязательность договора: подписание договора, обмен документами, образующими договор, ратификация договора, его принятие, утверждение, присоединение к нему или др. любой способ, о котором установились стороны.Наиболее распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является его подписание.Следующим способом выражения согласия на обязательность договора является ратификация.В соотв. с Венскими конвенциями ратификация - это международный акт.Ратификация материально воплощается в 2х аспектах:- международном - путем принятия ратификационной грамоты;- внутригосударственном - путем принятия национального нормативного акта (закона, указа).По соглашению сторон международный договор ратифицируется либо со всеми приложениями, либо без них, о чем указывается в ратификационной грамоте.Структура ратификационной грамоты состоит из трех частей:- вводной части - в ней указывается дата ратификации, ее место, орган, осуществляющий ратификацию, составители грамоты;- основной части - в ней содержится полный текст международного договора;- заключительной части, которая собственно и содержит обязательство неуклонно, в полном объеме, честно и добросовестно выполнять условия договора. Вступление договора в силу зависит от нескольких обстоятельств. МД, не подлежащий ратификации, вступает в силу сразу же после его подписания. При заключении двусторонних договоров, подлежащих ратификации, - итогом такого действия является подготовка ратификационной грамоты, которую подписывает глава парламента за скрепкой (подписью) министра иностранных дел - договор вступает в силу после обмена контрагентами ратификационными грамотами. При ратификации многостороннего международного договора ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию.Регистрация и опубликование договоров. МД подлежит регистрации и опубликованию. Он направляется в Секретариат ООН, который осуществляет международную регистрацию договоров. Секретариат ООН организует публикацию зарегистрированных договоров. Не опубликованные международные договор не признаются органами международного правосудия, прежде всего Международным судом ООН, и ссылаться на них стороны в споре не вправе.

37.Способы выражения согласия на обязательность договоров. Последней стадией заключения договора является выражение согласия государств и др. субъектов МП на обязательность договора.Ст.11 Венской конвенций установила следующие способы выражения согласия на обязательность договора:подписание договора,обмен документами, образующими договор, ратификация договора,его принятие, утверждение, присоединение к нему или любой др.способ, о котором условились стороны. Распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является его подписание.Международная практика выработала определенные правила подписания договоров. Подписи представителей гос-в под двусторонним договором располагаются друг против друга или одна под другой В текстах на обоих языках первое место (левое или верхнее) занимает подпись представителя того гос-ва, у которого будет храниться данный экземпляр договора. В названии договора на первом месте также ставится наименование гос-а, у которого будет храниться данный экземпляр подлинника договора. В текстах договора на языках, текст которых пишется справа налево, первым местом считается подпись на правой стороне.Такое чередование именуется альтернатом.Под многосторонним договором подписи представителей гов располагаются одна под другой в алфавитном порядке названий гос-в на том языке, о котором договорились участники. При этом очередность подписания представителями государств может начинаться не с первого места, а с любого др., определенного жребием.Следующим способом выражения согласия на обязательность договора является ратификация. В соответствии с Венскими конвенциями ратификация - это международный акт.Ратификация одновременно является институтом внутреннего права гос-в, поскольку только внутреннее право определяет, какие органы гос-в уполномочены ратифицировать договоры. Такими органами являются обычно главы государств и парламенты. Как международный акт ратификация означает, в сущности, ту процедуру, которую международное право признает необходимой для того, чтобы договоры стали обязательными. Это предполагает обмен ратификационными грамотами в случае двусторонних договоров и их сдачу на хранение депозитарию в случае многосторонних договоров.К ратификации приравнивается акт официального подтверждения, который осуществляется международной организацией в целях выражения согласия на обязательность договора.Ратификация требуется,когда она предусмотрена самим договором либо когда представитель государства подписал договор под условием ратификации. Законодательство многих государств устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации.Все сказанное относится также к актам принятия и утверждения.Принятие и утверждение - это акты, которые совершаются, как правило, иными органами государств, чем главы государств и парламенты.Согласие на обязательность договора может быть выражено путем обмена документами, например нотами или письмами идентичного содержания. Согласие на обязательность договора может быть выражено путем присоединения к договору. Присоединение обычно осуществляется к уже вступившему в силу договору. Присоединиться может как государство, которое не принимало участия в подготовке текста договора и его принятии, так и государство, которое даже подписало договор, но не выразило своего согласия на обязательность до его вступления в силу. Присоединение может осуществляться,путем ратификации, принятия,утверждения или подписания протокола о присоединении.Ратификация, принятие, утверждение и присоединение как международные акты означают необходимость обмена соответствующими документами, их депонирования или уведомления о принятии таких актов. При этом ратификация оформляется в виде ратификационной грамоты, а принятие, утверждение и присоединение - в виде нот, писем и др. документов.

38. Оговорка к международному договору. Венские конвенции определяют оговорку как одностороннее заявление,сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого названные субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации. Однако Венские конвенции ограничивают право делать оговорки. Так, государство или другой субъект не имеет права делать оговорку, если она запрещена самим договором, несовместима с объектом и целями договора либо не входит в число разрешенных договором.Если допустимость оговорки к той или иной статье прямо предусмотрена в самом договоре, она не требует какого-либо специального принятия договаривающимися сторонами. В отношении других случаев Венские конвенции устанавливают двенадцатимесячный срок для возражений против оговорок. Если такого возражения не было высказано,то оговорка считается принятой.Юридические последствия оговорки и принятия ее другим участником заключаются в том, что оговорка изменяет для сделавшего оговорку участника в его отношениях с этим другим участником положения договора, к которым относится оговорка. Если какой-либо участник возражает против оговорки другого участника, то договор действует между ними, за исключением тех положений договора, к которым сделана оговорка. Участник, возражающий против оговорки, имеет право заявить, что договор в целом не будет действовать между ним и участником, который сделал оговорку.Оговорки, возражения или согласие с оговорками должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся сторон. Согласие с оговоркой может быть и молчаливым. Если оговорка была сделана при подписании договора, который подлежал ратификации, акту официального подтверждения, принятию или подтверждению, то она должна быть подтверждена участником при выражении согласия на обязательность для него договора.Участник, сделавший оговорку, имеет право снять ее в любое время. В этом случае согласия участников, признавших оговорку, не требуется. Возражение против оговорки также может быть снято в любое время. Снятие оговорки и возражения против нее должны быть оформлены в письменном виде.Государства при подписании, ратификации, принятии, утверждении или присоединении к договору иногда делают заявления, раскрывающие их позиции по некоторым положениям договора. Такие заявления являются односторонними актами, которые не следует смешивать с оговорками, поскольку они не направлены на изменения договорных положений и юридических последствий не имеют.

39.Срок,действительность и сфера действия международного договора. Юр. последствия для участников МД наступают только после его вступления в силу.По положениям ВК о праве МД 69 г. порядок и дата вступления договора силу определяется в его тексте или согласовывается договаривющимися сторонами в ходе переговоров.МД вступают в силу либо с даты подписания либо с момента обмена ратификационными грамотами, либо момента сдачи определенного числа ратификационных грамот депозитарию. Иногда в договоре определена процедура вступления его в силу через определенный срок после сдачи на xpанение депозитарию необходимого числа ратификационных грамот.Сроки: 1. срочные 2.бессрочные(срок договора не указан/прямо указано,что дог-р бессрочный).3.неопределенно срочные(на опред.срок,двусторонний, действюдо тех пор, пока стороны не заявят о его прекращении).Возможна пролонгация т.е.продление дог-а по взаимному согласию сторон,до истечения срока дог-а.По определенным причинам прекращенный МД м.б. возобновлен заинтересованными гос-и. Эта процедура называется восстановлением или реновацией МД.МД распространяются на все территории, находящиеся под суверенитетом государств-участников,если иное не предусмотрено в самом дог-е. Некоторые многосторонние договоры распространяются на международные территории общего пользования.В МП действует презумпция действительности МД. Действительным является МД, который заключен в соотв. с нормами МП в котором воплощено истинное соглашение субъектов международного права не противоречащее основным принципам МП.Недействительность МД в зависимости от степени его несоответствия нормам МП м.б. 2х видов: абсолютная и относительная. Относительная недействительность МД означает его оспоримость одной из сторон.(заключается в результате ошибки, обмана, подкупа представителя государства, нарушением полномочий или конституционных положений при его заключении. Право на оспаривание появляется у гос-ва в том случае, если нарушение определенных положений внутреннего законодательства, регулирующих процедуру заключения международных договоров, было существенным и явным. Если же договор заключен международной организацией с нарушением ее уставных положений о порядке заключения международных соглашений, то такой договор должен признаваться ничтожным, поскольку международные организации не имеют права заключать международные договоры вопреки правилам, предусмотренным в их уставных документах (нарушение основных принципов МП,м.б.расторгнут в одностороннем порядке).Толкование. Для эффективного применения норм МД необходимо правильно понимать его содержание. Толкование -выяснение действительного смысла и содержания МД.Принципами толкования международных договоров являются прежде всего добросовестность и придание терминам договора обычного значения. Специальное значение термину может придаваться в том случае, если участники договора имели такое намерение. Для толкования контекст договора должен охватывать его текст, включая преамбулу и приложения, а также любое соглашение, относящееся к договору. Во внимание также должен браться любой документ, составленный одним или несколькими участниками в связи с заключением договора. Если имело место любое последующее соглашение между участниками относительно толкования договора или его применения, то оно должно учитываться при толковании международного договора. При этом учитывается и последующая практика применения договора, устанавливающая соглашение участников относительно его толкования.Виды: аутентическое(толкуется самими участниками договора) и международное(различными международными органами).Способы: -грамматическое(лингвистческое)-историческое-логическое(одни статьи на основе других)-систематическое(в заимосвязи с др.дог-и).

40. Способы прекращения международных договоров. Приостановление т.е. временное прекращение действия договора, прекращение утрата договором юридической силы. Условия прекращения договора могут быть закреплены в самом договоре. Венская конвенция о праве МД. Все способы можно разделить на 2 группы. способы прекращения : (конвенция 1969 г. О международных договорах. Волевые, в основе лежит волеизъявление государств (субъективные способы) v Отмена v Аннулированиеv Новация (не путать с реновацией) Автоматически, т.е. когда субъекты права хотели бы продлить действие договора, но есть препятствия(объективные способы)v Исполнение (цель достигнута, чаще всего оформляется протоколом))v Истечение срока (нет желания пролонгировать договор прекращается)v Наступление отменительного условияv Прекращение существования субъекта МПv Прекращение существование объекта договораv Появление нового принципа) или новой императивной нормы МП), противоречащего цели договора.v Войнаv Коренное изменение обстоятельствОтмена - Утрата договором юр.силы по взаимному согласию. Чаще всего к двусторонним договорам.Например, 1955г организация варшавского договора. Военная организация. В связи с тем что к концу 90 годов во многих государств произошла замена политического строя, представители государств собрались и приняли решение о её роспуске. европейский союз 1992г.Динонсация -это односторонний отказ от договора одной из сторон с предварительным уведомлением других участников договора. На условиях предусмотренных в договоре.Если не предусматривает условия денансация то такой договор не может быть денонсирован.Предупреждение не менее чем за 12 месяцев.аннулирование договора - это односторонний отказ государства от заключенного договора в связи с существенным нарушением условий договора другим участником.Новация договора -это заключение нового договора между теми же участниками и по тому же предмету. Чаще всего новации подлежат двусторонние договоры. Наступление отменительного условия (например сокращение числа участников до недопустимого) прекращение существование объекта - например объединение Германии правовой статус берлина регулировался 4х сторонним соглашением, в связи с объединением Германии исчез Берлин, т.е.и объект договора.Появление новой императивный нормы которая регулирует отношения по новому, старый договор утрачивает силу. Коренное изменение обстоятельств Смена политического режима в стране.Война - расторгает двусторонние договоры между воюющими государствами. Некоторые могут прекращаться а некоторые могут начинать своё действие.Приостановление – это временное прекращение юридической силы договора. Оно возможно в соответствии с положениями договора, в результате соглашения участников, либо на основе норм международного права. Основанием приостановления могут быть: 1.Временная невозможность исполнения договора;2. Существенное нарушение договора.Кроме того, несколько участников многостороннего договора могут заключать соглашение о приостановлении действия договора между собой. Но такое приостановление возможно только в том случае, если оно соответствует целям договора и необременняет других участников договора.Так как договор представляет собой единство систем норм, то приостановить его можно только в целом. Приостановить же отдельные положения договора возможно только в случае, если это предусмотрено самим договором, либо согласованно между участниками, а также в случае, если это не приведёт к коренным изменениям в правах и обязанностях участников.

41. Понятие органов внешних сношений. Для осуществления официальных отношений с другими субъектами МП каждое государство имеет специальные органы внешних сношений в виде особых государственных учреждений и определенных лиц, уполномоченных государством представлять его в международных отношениях с другими государствами, выражать его волю и защищать интересы как государства, так и его граждан. По месту расположения и по характеру деятельности органы внешних сношений подразделяются на: внутригосударственные или центральные; зарубежные. Внутригосударственные органы - это органы, представляющие государство по всем аспектам его международных связей и выполняющие общеполитические функции в международных отношениях. Они действуют на основе конституции государства. К ним относятся: глава государства, правительство и его глава, ведомство иностранных дел; органы, представляющие государство в одной из областей его международных связей. Зарубежные органы внешних сношений делятся на: 1) постоянные: дипломатические представительства (посольства и миссии); консульские представительства; торговые представительства; постоянные представительства при международных организациях; 2) временные: официальные представители, участвующие в мероприятиях политико-дипломатического характера; миссии, направленные в другие государства; делегации, участвующие в международных переговорах, конгрессах, конференциях. Для поддержания, развития и укрепления политических, экономических и культурных отношений, защиты интересов своего государства и его граждан, информирования правительства, аккредитующего государства об условиях и событиях в стране, пребывания одними государствами на территории других, с согласия последних учреждаются Консульские отношения представляют собой международные административно-правовые отношения, предназначенные для защиты прав и интересов физических и юридических лиц одного государства на территории другого. Консульские отношения устанавливаются и консульства учреждаются по соглашению государств. Консульское учреждение - это государственный орган внешних сношений, находящийся на территории другого государства в силу международного договора и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций в пределах консульского округа. В настоящее время в мировой практике различают следующие классы консульских учреждений: генеральные консульства; консульства; вице-консульства; консульские агентства. Соответственно им имеются и главы консульских учреждений, являющиеся должностными лицами государства. Практике известны также внештатные почетные консулы . Почетные консулы могут быть не гражданами назначающего государства, и не состоят у него на службе, они получают вознаграждения только за исполнение консульских функций.Консульские учреждения выполняют три основных функции: 1) защиту интересов своего государства, его физических и юридических лиц; 2) содействие развитию дружественных отношений; 3) информацию в области консульской деятельности, в том числе и сообщение сведений заинтересованным гражданам и организациям. Функции консулов: 1. сообщение находящимся в консульском округе соотечественникам сведений о законах страны пребывания;2.выдача документов своим гражданам и виз иностранцам, желающим посетить представляемое консулом государство;3. совершение актов бесспорной юрисдикции и консульской легализации; 4.охрана интересов несовершеннолетних и иных не обладающих полной дееспособностью граждан своего государства, а также интересов граждан в случае смерти;5.представление или обеспечение представительства граждан своего государства в официальных учреждениях страны пребывания;6.выполнение поручений следственных и судебных органов своего государства;7.осуществление надзора и инспекции в отношении судов и самолетов своего государства и их экипажей, оказание им разного рода помощи и содействия;8.расследование любых происшествий на судне или самолете своего государства, имеющих место в пути, разрешение споров между капитаном и экипажем. Объем консульских привилегий и иммунитетов в целом аналогичен дипломатическим, но имеет также свою специфику.1.Консульское должностное лицо может быть лишено свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления.2.В отношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уголовное дело, и он обязан являться в компетентные органы.3.Персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля. Отказ консулов от дачи показаний недопустим.4.Предъявление иска консульским должностным лицом лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска.5.Государство может отказаться от иммунитета консульских работников.6.Консульские отношения прекращаются только в исключительных случаях.

42. Понятие и функции дипломатического представительства. Зарубежные органы внешних сношений делятся на: постоянные и временные, к постоянным относятся дипломатические представительства (посольства, миссии)Для поддержания, развития и укрепления политических, экономических и культурных отношений, защиты интересов своего государства и его граждан, информирования правительства, аккредитующего государства об условиях и событиях в стране, пребывания одними государствами на территории других, с согласия последних учреждаются дипломатические представительства. Обязательным условием обмена дипломатическими представительствами являются : признание одного государства другим; установление дипломатических отношений между ними. В состав персонала дипломатического представительства входят: дипломатический персонал - сотрудники, имеющие дипломатические ранги; административно-технический персонал; обслуживающий персонал. Функции дипломатического представительства: представительство своего государства в стране пребывания; защита в государстве пребывания прав и интересов аккредитующего государства и его граждан; ведение переговоров с правительством принимающего государства; поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания; осуществление консульских функций. На основании международных договоров дипломатическое представительство и его персонал пользуются в стране пребывания дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Объектами дипломатических привилегий и иммунитетов являются дипломатические представительства, главы государств и правительств, дипломаты, делегаты международных конференций. Дипломатические представительства обладают: неприкосновенностью помещений; фискальным иммунитетом; неприкосновенностью средств связи, почты, архивов, документов представительства; свободой сношений представительства с аккредитующим государством; правом пользования эмблемой и флагом. Персонал дипломатического представительства обладает: неприкосновенностью личности и жилища; иммунитетом юрисдикции; фискальным иммунитетом; таможенными привилегиями; освобождением от личных повинностей. Прекращение деятельности дипломатического представительства происходит в следующих случаях: 1) прекращение или временное приостановление дипломатических отношений; 2) война; 3) когда одно из поддерживающих отношения государств прекращает свое самостоятельное существование в качества субъекта МП; 4) если в аккредитующем государстве или стране пребывания происходит коренное изменение государственного строя и не последовало подтверждения о готовности поддерживать отношения с новым субъектом МП.

43. Состав, привилегии и иммунитеты дипломатического представительства. В состав персонала дипломатического представительства входят: дипломатический персонал - сотрудники, имеющие дипломатические ранги; административно-технический персонал; обслуживающий персонал. На основании международных договоров дипломатическое представительство и его персонал пользуются в стране пребывания дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Объектами дипломатических привилегий и иммунитетов являются дипломатические представительства, главы государств и правительств, дипломаты, делегаты международных конференций. Дипломатические представительства обладают: неприкосновенностью помещений; фискальным иммунитетом; неприкосновенностью средств связи, почты, архивов, документов представительства; свободой сношений представительства с аккредитующим государством; правом пользования эмблемой и флагом. Персонал дипломатического представительства обладает: неприкосновенностью личности и жилища; иммунитетом юрисдикции; фискальным иммунитетом; таможенными привилегиями; освобождением от личных повинностей. Прекращение деятельности дипломатического представительства происходит в следующих случаях: 1) прекращение или временное приостановление дипломатических отношений; 2) война; 3) когда одно из поддерживающих отношения государств прекращает свое самостоятельное существование в качества субъекта МП; 4) если в аккредитующем государстве или стране пребывания происходит коренное изменение государственного строя и не последовало подтверждения о готовности поддерживать отношения с новым субъектом МП.

________________________________________________________________________________________

Договор может заключаться в письменной или устной форме . Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространенной формой является письменная. К структуре договора относятся его составные части такие как: 1) название договора, 2) преамбула, 3) основная и заключительная части, 4) подписи сторон. Преамбула является важной частью договора, преамбула используется при толковании договора. В ней содержатся сведения о субъектах и участниках договора, его мотивах и целях, сведения о наличии и действительности полномочий лиц, подписавших договор, а также о некоторых деталях, не относящихся к объекту договорного регулирования, но имеющих значение для сторон. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В основной части содержатся сведения о предмете договора, объекте и способе регулирования, правах и обязанностях сторон, условиях и способах исполнения договорных обязательств. В заключительной части . В этой части стороны определяют срок его действия, порядок вступления в силу, в том числе необходимость ратификации, перечень приложений, право на присоединение к договору третьих государств, место подписания, языки договора, другие технические детали. За этим следуют подписи представителей сторон. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов , дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т.д.

6) Заключение Международных Договоров.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года, как и Венская конвенция 1986 года не определяют, что означает заключение договоров. Однако сложившаяся международная практика свидетельствует о том, что под заключением международного договора понимаются все действия договаривающихся сторон, начиная от переговоров и кончая вступлением договора в силу. Заключение международного договора начинается с договорной инициативы , т.е. предложения одного государства или группы государств заключить определенный договор с одновременным предоставлением проекта текста договора. Договоры заключаются специально уполномоченными на то лицами, которым выдается специальный документ, называемый полномочиями. Полномочия могут выдаваться на все стадии заключения договора, либо на какую-то определенную стадию.

В соответствии со статьей 7 Венской конвенции 1969 года главы государств, главы правительств и министры иностранных дел заключают международные договоры без полномочий. Главы дипломатических представительств и представительств государств в международных организациях и на международных конференциях также не нуждаются в полномочиях, однако, их действия ограничены лишь пределами принятия текста договора.



Важнейшей стадией подготовки и принятия текста договора являются переговоры. Они могут осуществляться по дипломатическим каналам, на международных конференциях и в международных организациях. В ходе переговоров определяется форма принятия договора. Принятием текста договора, как правило, заканчиваются переговоры. Текст договора может быть принят подписанием или парафированием, на международных конференциях и в международных организациях текст договора принимается в соответствии с их процедурой принятия. В последнее время международная практика выработала новую форму принятия договоров – консенсусом, т.е. принятие текста договора без голосования, путем согласования позиций участников и при отсутствии официальных возражений участников переговоров. Стадия принятия текста договора тесно связана с установлением аутентичности текста договора. Аутентичность является подтверждением подлинности и достоверности текста договора. Установление аутентичности является подтверждением того факта, что текст договора окончателен и изменению не подлежит. Аутентичность может устанавливаться путем подписания, подписания ad referendum или парафирования самого текста договора либо заключительного акта конференции, содержащего этот текст, - гласит статья 10 Венской конвенции 1969 года. При этом государствам-участникам предоставляется право самим выбрать способ установления аутентичности текста договора. Завершающей стадией заключения договора является выражения согласия стороны на обязательность для нее положений договора. Способы выражения согласия на обязательность договора определяются в статье Венских конвенций 1969 и 1986 годов, в соответствии с которыми выразить согласие на обязательность договора можно его подписанием, обменом документами, образующими договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором договорились стороны. Наиболее часто встречающимся способом выражения согласия на обязательность договора является его подписание. Оно также дает право, подписавшему договор государству ратифицировать его. Международная практика выработала определенные правила подписания договора, связанные с расположением подписей сторон договора. Так под двусторонним договором подписи располагаются либо одна под другой, либо друг против друга. Так, в тексте первое место (левое или верхнее для языков с письмом слева направо) занимает подпись представителя той стороны, где будет храниться данный экземпляр договора. В названии договора на первое место также ставится наименование стороны, у которой будет храниться данный экземпляр подлинника договора. Подобное чередование именуется альтернатом. Под многосторонними договорами подписи сторон располагаются одна под другой в алфавитном порядке названий сторон на том языке, о котором договорились участники. Очередность подписания договора представителями сторон определяется жребием. Субъекты международного права могут выражать свое согласие на обязательность договора через ратификацию. Статья 14 Венских конвенций 1969 и 1986 годов содержат случаи, когда согласие государств на обязательность для них договоров выражается ратификацией. К ним относятся: а) если договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; б) участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; в) представитель государства подписал договор под условием ратификации; г) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров . Кроме того, внутреннее законодательство государств устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации13. Участники двустороннего договора обмениваются ратификационными грамотами. Ратификационные грамоты участников многосторонних договоров сдаются депозитарию, определенному сторонами договора. Важной стадией заключения международного договора является его регистрация. Согласно статье 102 Устава ООН всякий договор, заключенный любым членом ООН, должен быть зарегистрирован в Секретариате ООН, который заносит его в специальный реестр и публикует. Если договор не зарегистрирован, то государства не могут ссылаться на него ни в одном из органов ООН. Кроме Секретариата ООН регистрацией договоров занимаются и другие международные организации, такие как, ИКАО, МАГАТЭ, МОТ. Внутригосударственная публикация международных договоров носит наименование промульгации. В Российской Федерации международные договоры публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации и Бюллетене международных договоров.Стадии заключения международных договоров: выдвижение договорной инициативы, подготовка текста договора, принятие текста договора, установление аутентичности текстов договора, выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.

В Венской конвенции 1969 г. международный договор определен как “международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования” (ст. 2).

Согласно Венской конвенции 1969 г. договорами в международно-правовом смысле выступают только соглашения между субъектами международного права. К таким договорам не относятся соглашения, заключаемые, в частности, международными транснациональными компаниями (ТНК) с какими-либо государствами. В международной практике применяются и другие письменные акты, в которых находят отражение согласованные позиции государств по различным вопросам международных отношений.

Международными договорами не могут считаться и такие международные акты в письменной форме, которые внешне могут напоминать договоры. В качестве примера можно назвать Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и Парижскую хартию для Новой Европы 1989 г.

Международным договором является соглашение, которое может содержаться в двух или более связанных между собой документах. В качестве примеров таких договоров являются соглашения, заключенные путем обмена нотами или письмами либо путем принятия международными организациями параллельных резолюций (схема 1).

Схема 1. Виды международного договора

Договоры могут классифицироваться по кругу участников и по объекту. По кругу участников договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние. Основную массу договоров составляют двусторонние акты. Двусторонними являются договоры, в которых участвуют два государства. Двусторонними могут быть и такие договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой – несколько (например, мирные договоры 1947 г., принятые на Парижской мирной конференции).

Но с развитием международного сотрудничества значительно возрастают удельный вес и роль многосторонних договоров. В создании общеобязательных международно-правовых норм они уже сегодня занимают первое место. В свою очередь, многосторонние договоры подразделяются на договоры универсальные (общие) и договоры с ограниченным числом участников. К универсальным договорам относятся договоры, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты международного права. Иными словами, объект таких договоров представляет интерес для всех субъектов международного права. Договоры с ограниченным числом участников называются региональными, или партикулярными.

По объектам регулирования договоры могут подразделяться на политические, экономические, научно-технические, по правовым вопросам, по вопросам транспорта и связи и т.д. К политическим договорам относятся договоры о союзе, взаимной помощи, ненападении, ейтралитете, мирные договоры, договоры по территориальным и пограничным вопросам, в области разоружения и др. В качестве примеров политических договоров можно назвать Устав ООН, мирные договоры 1947 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и др. К экономическим договорам относятся торговые договоры, соглашения о поставках товаров и товарообороте, соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, соглашения о займах, кредитах и др. К экономическим договорам относится Римский договор о ЕЭС 1957 г. и др. (схема 2).

Среди договоров третьего вида находятся многочисленные соглашения по самым различным специальным вопросам: в области транспорта, связи, по сельскому хозяйству, здравоохранению, образованию, научному сотрудничеству, о правовой помощи и социальном обеспечении, консульские конвенции. Среди договоров по правовым вопросам особое место занимают многосторонние конвенции, кодифицирующие различные отрасли международного права. Таковы Венские конвенции: О дипломатических сношениях 1961 г., О консульских сношениях 1963 г., О праве договоров 1969 и 1986 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Женевские онвенции о защите жертв войны 1949 г. и др.

У договоров с участием международных организаций круг объектов несколько уже. Международные организации в силу своих особенностей как субъектов международного права не могут заключать друг с другом политические договоры некоторых видов (о дружбе и взаимной помощи, союзные и мирные договоры, о нейтралитете, об обмене территориями и многие другие). Объектами договоров с участием международных организаций являются главным образом экономические и специальные вопросы, входящие в компетенцию организаций, согласно их уставам.

Договоры могут быть закрытыми либо открытыми. К закрытым договорам относятся, как правило, уставы международных организаций, двусторонние договоры. Примером ограниченных многосторонних договоров могут служить Североатлантический договор, подписанный 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне, на основе которого действует НАТО, Римский договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества 1957 г., а ныне Европейского Союза. Участие в таких договорах для третьих государств предполагает согласие участников этих организаций. В открытых договорах может участвовать любое государство, и такое участие не зависит от согласия сторон договора. Примером этого может служить Содружество Независимых Государств (СНГ), договор о присоединении к которому открыт для всех государств.

Схема 2. Классификация договоров по содержанию

Общие многосторонние договоры, по определению Венской декларации об универсальности 1969 г., представляют собой договоры, “которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права или объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом”. К ним относятся договоры, касающиеся обеспечения международного мира и безопасности. Общие многосторонние договоры, как подчеркивается в Венской декларации 1969 г., “должны быть открыты для всеобщего участия”. Включение всякого рода ограничений на этот счет в общие многосторонние договоры недопустимо.

Принцип универсальности автоматически не распространяется на международные организации. В свою очередь международные организации могут становиться участниками общих многосторонних договоров только в том случае, если это прямо предусмотрено в договоре.

Закон “О международных договорах Российской Федерации” 1995 г. предусматривает классификацию договоров на межгосударственные договоры, заключаемые от имени России, межправительственные, заключаемые от имени Правительства РФ, и межведомственные, заключаемые ведомствами России в пределах своих полномочий.

Средства и способы, при помощи которых согласование воль субъектов международного права приобретает характер явно выраженного соглашения, составляют форму международного договора. Форма международного договора – письменная и устная (джентльменское соглашение). Форма конкретного договора зависит от согласия сторон. Она не влияет на обязательную силу договора и его действительность. Главное – содержание договора. Однако и оформление достигнутого соглашения немаловажно. Структура международного договора – преамбула, основная часть, заключительные положения, подписи сторон (схема 3).

Схема 3. Структура международного договора

Преамбула договора – часть договора, формулирующая цели договора, а также используемая для толкования договора. Основная часть международного договора – статьи международного договора, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. Им могут даваться названия. Заключительная часть международного договора – условия вступления в силу и прекращения договора, язык, на котором составлен текст договора.

В понятие формы входит наименование договора. Наименование международных договоров – конвенция, соглашение, собственно договор, хартия, устав, пакт, декларация, протокол. Юридического значения это не имеет, поскольку соглашение под любым наименованием является договором, создающим права и обязанности для его участников. Поэтому понятие “договор” рассматривается в качестве родового понятия.

Обмен нотами (письмами) является не только особым наименованием, но и своеобразным, упрощенным способом заключения международного договора. Но договор в форме обмена нотами обладает такой же юридической силой, как и обычный договор. Язык договора, на котором составляется текст договора, определяется самими договаривающимися сторонами.

Двусторонние договоры обычно составляются на языках обеих договаривающихся сторон в двух экземплярах, каждый из которых содержит два соответствующих языковых текста. Тексты на языках обеих сторон юридически равнозначны (аутентичны), хотя в процессе осуществления договора каждая сторона чаще всего руководствуется текстом на своем языке. В Российской Федерации таким официальным языком является русский язык.

В зависимости от объекта различаются следующие виды международных договоров: политические, экономические, административно-правовые, по специальным вопросам. Политические – международные договоры о союзе, взаимопомощи, нейтралитете, разоружении, по территориальным и пограничным вопросам (Вашингтонский договор по Антарктиде 1959 г., Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии 1990 г.). Экономические – это торговые договоры, договоры о поставке товаров и оборудования, займах, кредитах (Венская конвенция ООН о международной купле-продаже товаров 1980 г., Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г., Женевская чековая конвенция 1931 г.). Договоры по специальным вопросам – это транспортные конвенции, договоры о правовой помощи, о преследовании и наказании отдельных видов преступлений (Гамбургские правила 1978 г., Конвенция о международной дорожной перевозке грузов 1956 г., Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г.).

Особое значение имеют договоры, кодифицирующие различные отрасли международного права (Венские конвенции о дипломатических 1961 г. и консульских сношениях 1963 г., Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг., Женевские конвенции 1949 г., Конвенция по морскому праву 1982 г.). Объекты договоров с участием международных организаций – это договоры по экономическим и специальным вопросам, входящим в компетенцию этих организаций. Тенденция современной практики заключается в расширении круга объектов договоров с участием международных организаций.

Форма международного договора – это средства и способы, при помощи которых согласование воль субъектов международного права приобретает характер явно выраженного соглашения. Понятие формы составляют язык, структура и наименование договора. Язык – это главный элемент, посредством которого воля субъектов международного права получает явное проявление вовне. Двусторонние договоры заключаются на языках обеих сторон; их тексты должны быть юридически равнозначны (аутентичны). Многосторонние договоры заключаются на основных языках мира (прежде всего, на официальных языках ООН – английском, французском, испанском, русском, китайском, арабском).

Структура является элементом формы договора. С точки зрения структуры, договор – это единая система взаимосвязанных норм, которая всегда рассматривается как единое целое. Элементы структуры – преамбула, центральная часть, заключительная часть. Преамбула (введение) указывает цели договора, его формальные аспекты (наименование, стороны, полномочия представителей), реже – содержит конкретные нормы (мирные договоры – о прекращении состояния войны). Центральная часть фиксирует положения по существу регулируемых отношений. Заключительная часть определяет порядок вступления договора в силу, его действия и прекращения. Деление договора – на статьи, главы, части. Широко распространены приложения как четвертая часть договора. Не обязательно наличие одновременно всех элементов структуры.

Наименование договора представляет собой часть его формы. Нет общепризнанной классификации наименований – договор, конвенция, пакт, соглашение, хартия – все эти понятия применительно к международным договорам синонимы. Обмен нотами (письмами) или нотификация – это не только особое наименование, но и упрощенный, своеобразный способ заключения международных договоров. Обладают такой же юридической силой, как и другие международные соглашения. Одинаково законны договоры, заключенные как в письменной, так и в устной форме; они имеют одинаковую юридическую силу. Устные договоры (джентельменские соглашения) встречаются достаточно редко (1946 г. – договоренность между Великобританией, Китаем, СССР, США и Францией о принципе справедливого распределения мест при избрании непостоянных членов СБ ООН; 1961 г. – устная договоренность между Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущевым об урегулировании Карибского кризиса).