НК РФ Статья 186.1. Порядок взимания акцизов по товарам Евразийского экономического союза, подлежащим маркировке акцизными марками, ввозимым в Российскую Федерацию с территории государства - члена Евразийского экономического союза

1. Обязанность по уплате акцизов по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, возникает со дня ввоза маркированных товаров на территорию Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Налоговой базой для обложения акцизами являются объем, количество, иные показатели ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо стоимость ввезенных подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, либо объем ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении для исчисления акцизов при применении твердой (специфической) налоговой ставки и расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акцизов при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки в отношении товаров, для которых установлены комбинированные ставки акциза, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) ставок.

Для целей исчисления акцизов по маркированным товарам под стоимостью понимается цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (контракта). Стоимостью маркированных товаров, полученных по товарообменному (бартерному) договору (контракту), а также по договору (контракту) товарного кредита, является стоимость маркированных товаров, предусмотренная договором (контрактом), при отсутствии стоимости в договоре (контракте) - стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах - стоимость маркированных товаров, отраженная в бухгалтерском учете.

Расчетная стоимость маркированных товаров, в отношении которых установлены комбинированные ставки акцизов, определяется в соответствии со статьей 187.1 настоящего Кодекса.

Налоговая база для исчисления акцизов по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком ввозимых подакцизных товаров, но не позднее даты подачи статистической декларации на маркированные товары, если статистическое декларирование по таким товарам предусмотрено правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Сумма акциза, подлежащая уплате по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по налоговым ставкам, установленным статьей 193 настоящего Кодекса, действующим на день уплаты акциза.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Акциз по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, перечисляется налогоплательщиком на счет Федерального казначейства не позднее пяти дней со дня принятия на учет ввезенных маркированных товаров.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для целей уплаты акциза по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, налогоплательщик обязан представить в таможенный орган следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) заявление на бумажном носителе и в электронной форме по форме и форматам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в количестве экземпляров, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение маркированных товаров с территории государства - члена Евразийского экономического союза на территорию Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) документы, необходимые для подтверждения в отношении маркированных товаров статуса товаров Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза при отгрузке маркированных товаров, в случае, если их выставление (выписка) предусмотрено (предусмотрена) законодательством государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) договоры (контракты), на основании которых приобретены маркированные товары, ввезенные на территорию Российской Федерации с территории другого государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) информационное сообщение, представленное налогоплательщику одного государства - члена Евразийского экономического союза налогоплательщиком другого государства - члена Евразийского экономического союза либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, реализующим товары, ввезенные с территории другого государства - члена Евразийского экономического союза, подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации, с указанием следующих сведений:

(см. текст в предыдущей редакции)

номера, идентифицирующего лицо в качестве налогоплательщика государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

полного наименования налогоплательщика государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

места нахождения (места жительства) налогоплательщика государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

номера и даты договора (контракта) о приобретении импортируемых маркированных товаров;

номера и даты спецификации.

В случае, если налогоплательщик государства - члена Евразийского экономического союза, у которого приобретаются товары, не является собственником реализуемых товаров (является комиссионером, поверенным, агентом), сведения представляются также в отношении собственника реализуемых маркированных товаров.

Сравнительный анализ ставок НДС и акциза в странах ЕАЭС Выполнили: Семенчук Эллина, Яковлева Дина Группа ТС 02/1501

29 мая 2014 г. в Астане президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали договор о создании Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), . 2 января 2015 г. Армения стала полноправным участников Союза, а 12 август 20015 г. Киргизия. Договор вступил в силу с 1 января 2015 г.

Текущие налоговые ставки стран Евразийского Экономического Союза Вид налога Ставки налогов в странах ЕАЭС Россия Беларусь Казахстан Армения Киргизия 0%, 10%, 20% Пониженные ставки: 0, 5%, 9, 09%, 16, 67% 0%, 12% 20% 0%, 12% НДС 0%, 18% акциз В зависимости от вида подакцизного товара, твердые и адвалорные ставки

Плательщики акциза Россия Организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. индивидуальные предприниматели, Беларусь Организации, физические лица. Казахстан Физические и юридические лица Киргизия Субъект, который производит, в том числе на давальческой основе, подакцизные товары на территории Кыргызской Республики и/или импортирует подакцизные товары на территорию Кыргызской Республики. Армения Юридические лица (в том числе зарегистрированные в установленном порядке в Республике Армения представители и филиалы иностранных юридических лиц) и физические лица.

Ставки акциза стран участниц ЕАЭС Страны ЕАЭС Пиво, за 1 литр Сигары, за 1 штуку Бензин, за 1 тонну валюта ставок стран ЕАЭС валюта РФ 21 рубль - 171 рублей - 13100 рублей - Беларусь 3500 белорусск их рублей 11, 80 30800 белорусск их рублей 103, 80 3515800 белорусск их рублей 11848, 46 Казахстан 26 тенге 5, 18 750 тенге 149, 56 0 тенге 0 Армения 70 драм 9, 50 1500 драм 203, 80 32500 драм 4415, 76 Киргизия 30 сомов 29, 10 100 сомов 97, 13 5000 сомов 4783, 57 Россия

Динамика ставок акцизов на дизельной топливо стран ЕАЭС Ставка акцизов на дизельное топливо за 1 тонну 2010 Страна Валюта участница ЕАЭС ставок стран ЕАЭС Россия - 2013 Валюта РФ Валюта ставок стран ЕАЭС 2016 Валюта РФ 1188 - 5860 Беларусь 751383 белорусск их рублей 2532, 21 991800 белорусск их рублей 3342, 43 Казахстан 0 тенге 0 Киргизия 800 сомов 777, 04 Армения 27000 драм 3668, 41 32500 драм 4415, 76 Валюта ставок стран ЕАЭС - Валют а РФ 13332 2270000 7650, 0 белорусск 5 их рублей 0 тенге 0 800 сомов 777, 04 35000 драм 4755, 4 3

Базисные темпы роста ставок акцизов на дизельное топливо 1200. 00 1122. 22 1000. 00 800. 00 600. 00 400. 00 302. 11 200. 00 100. 00 Россия Беларусь 129. 63 Киргизия Армения

Динамика ставок акцизов на сигареты с фильтром стран ЕАЭС Ставка акцизов на сигареты, 1000 штук 2010 Страна участница Валюта ЕАЭС ставок стран ЕАЭС Россия Беларусь - 2013 Валюта РФ Валюта ставок стран ЕАЭС 205 - 2016 Валюта РФ Валюта ставок стран ЕАЭС 550 - Валюта РФ 1200 60000 белорусски х рублей 202, 20 180600 белорусски х рублей 608, 63 390000 1314, 33 белорусски х рублей 1000 тенге 198, 80 1960 тенге 389, 66 5000 тенге 994, 04 Киргизия 80 сомов 77, 67 120 сомов 116, 50 750 сомов 728, 16 Армения 5000 драм 679, 35 5500 драм 747, 28 Казахстан

Базисные темпы роста ставок акциза на сигареты 1000 937, 5 900 800 700 650 585, 37 500 400 300 200 110 100 0 Россия Беларусь Казахстан Киргизия Армения

v. Унифицировано определения акциза, взимается данный вид платежа всеми странами участницами, выполняет одни и те же функции (фискальную и регулирующую), обладает одинаковыми особенностями и взимается по специфической налоговой ставке. v. Различия заключаются в плательщиках данного косвенного налога, различны составы подакцизных товаров и размеры ставок на них. v. Однако странами участницами ЕАЭС намечена гармонизация ставок акциза на алкогольную и табачную продукцию на период 2014 -2020 года, что уже начинает немного прослеживаться.

Разницу между ставками акцизов на сигареты в странах ЕАЭС предлагается сократить до 20% от индикативной цены в 35 евро за 1 тыс. сигарет.

Это предусмотрено проектом соглашения о принципах налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств - членов ЕАЭС. Минфин направил документ на согласование в Минэкономразвития и ФТС, сообщил "Интерфаксу" источник в финансово-экономическом блоке правительства. Страны ЕАЭС должны до 1 февраля проинформировать Евразийскую экономическую комиссию о результатах внутригосударственного согласования проекта соглашения.

Проектом соглашения предусмотрено, что индикативная ставка акциза в 2024 году составит 35 евро (в национальных валютах) за 1 тыс. сигарет. Фактические ставки акцизов на сигареты, действующие в странах ЕАЭС, могут отклоняться от индикативной ставки не более чем на 20% в меньшую сторону и не более чем на 20% в большую сторону.

В России с 1 января акцизы на сигареты составляют 1,89 тыс. рублей за 1 тыс. штук плюс 14,5% расчетной стоимости, но не менее 2,568 тыс. рублей.

Разный уровень ставок акцизов в России и других государствах ЕАЭС стал причиной нелегального перетока сигарет на российский рынок, где ставки выше, говорили представители табачной отрасли. По данным исследования Nielsen, в III квартале 2018 года объем нелегального сегмента на российском табачном рынке вырос до 8,4% с 4,5% годом ранее. Среди причин двукратного роста нелегального рынка - приток более дешевых сигарет из стран ЕАЭС (Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстана). Одним из основных источников нелегальной табачной продукции в России является Беларусь, отмечал Nielsen.

Предполагается, что индикативная ставка и диапазоны отклонения будут утверждаться каждые пять лет начиная с 2024 года.

Ранее применять индикативную ставку планировалось с 2022 года, но срок был перенесен - для адаптации бизнеса к потенциально новым требованиям, сообщала пресс-служба ЕЭК.

Соглашения об акцизах на табак и алкоголь обсуждались на заседании Евразийского межправительственного совета, которое прошло в Минске 27 ноября прошлого года с участием глав правительств стран. Работа над формированием общего рынка алкогольной и табачной продукции в ЕАЭС ведется с 2015 года.

В сфере единой акцизной политики на алкогольном рынке индикативную ставку предлагается установить на уровне 9 евро (на алкоголь крепостью выше 9 градусов, для Белоруссии - выше 7 градусов) за 1 литр продукции в пересчете на спирт. Армения и Киргизия могут отклоняться от этого ориентира не более чем на 40% в меньшую сторону и не более чем на 10% в большую сторону; Беларусь, Казахстан и Россия - не более чем на 15% в меньшую сторону и не более чем на 10% в большую сторону.

После того как торговый дисбаланс, вызванный резким падением рубля и наплывом дешевых российских товаров в страны ЕАЭС, а также сокращением казахстанского и белорусского экспорта в РФ, проблема гармонизации финансовой и налоговой политики Союза отошла как-то на второй план. Между тем напрасно. Ведь такая гармонизация служит ко благу всех членов ЕАЭС и Союза в целом, она способна придать их развитию существенный импульс, предотвратив возникновение торговых споров и введение временных запретов на импорт.

Гармонизации налоговой политики посвящен 18-й раздел Договора о создании ЕАЭС, который определяет её общие принципы (статья 71), а также правила взимания косвенных налогов (статья 72) и налогообложения физических лиц (статья 72). Правила взимания косвенных налогов также регулируются отдельным протоколом (приложение №18 к договору), определяющим сам порядок взимания, механизм контроля над их уплатой при экспорте/импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг. Эти нормативно-правовые акты определяют общие, рамочные принципы налоговой политики Евразийского союза, конкретное применение которых может регулироваться дополнительными межгосударственными соглашениями.

Договор о создании ЕАЭС регулирует порядок взимания только косвенных налогов, устанавливаемых в виде надбавки к цене - акцизов и налога на добавленную стоимость (НДС). Определение ставок прямых налогов, взимаемых с доходов или имущества, остается в ведении национальных государств. Столь пристальное внимание к косвенным налогам связано с положенным в основу еще Таможенного союза принципом «четырех свобод» - свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При перемещении на территорию другого государства-участника Союза таможенные пошлины отсутствуют, но косвенные налоги продолжают взиматься. При этом используется принцип страны назначения. То есть при экспорте товаров в другие страны объединения применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов, а при импорте товаров эти налоги уплачиваются по месту реализации.

Необходимость урегулирования налогообложения физических лиц также связана с одной из «четырех свобод» Евразийского союза - свободным движением рабочей силы. Договор о создании ЕАЭС устанавливает, что с первого дня работы на территории другого государства-участника объединения налоги с доходов физических лиц должны взиматься в том же самом размере, что и с обычных граждан этой страны. Тем самым обеспечивается соблюдение единых принципов функционирования общего рынка труда и равенство граждан всех государств ЕАЭС в плане условий трудоустройства, что особенно важно для стран с большой трудовой эмиграцией.

Но если ситуация с налогообложением физических лиц вопросов не вызывает, то с косвенными налогами все далеко не столь радужно. Проблема заключается в том, что как косвенные налоги, так и налог на доходы физлиц (НДФЛ) в каждой из стран ЕАЭС разные. Причем разница между акцизами, например, на табак и алкоголь подчас очень существенна. В рамках единого таможенного и экономического пространства это создает дисбалансы, негативно влияющие на функционирование Союза и волей-неволей порождающие между его участниками противоречия.

Так, ставка НДФЛ в Казахстане составляет 10%, в Белоруссии - 12%, а в России - 13%. Разница между акцизами на алкогольную и табачную продукцию выражена гораздо сильнее. Осенью 2014 г., накануне вступления в силу Договора о создании ЕАЭС, акциз на 1 литр чистого спирта в России составлял 500 рублей, в Казахстане - 500 тенге (102,7 рубля), а в Белоруссии - 133 тыс. белорусских рублей (443,3 российских рубля). Акциз на 1 тыс. сигарет с фильтром в России составлял 800 рублей+8,5% от розничной цены (не менее 1040 рублей за 1 тыс. штук), в Казахстане - 3 тыс. тенге (616,2 рубля), а в Белоруссии тариф в зависимости от качества сигарет колебался в пределах от 416,6 до 833,3 российских рубля.

Положение осложняло то, что крупные оптовые поставки товаров при отсутствии таможенных границ отследить можно, а ввоз алкоголя и сигарет частными лицами, которые покупают их как бы для личного потребления и уплачивать НДС не должны, - почти невозможно. И дешевый алкоголь из Казахстана рекой потек в Россию. Только за одно полугодие 2013 г. бюджеты Приволжского, Сибирского, Уральского и Южного федеральных округов потеряли из-за этого 300 млн. рублей. В начале 2014 г. Росалкогольрегулирование занялось подготовкой законопроекта, направленного против поставок в РФ нелегального казахстанского алкоголя. В сопроводительных документах указывалось, что необходимость подготовки закона связана с возросшими объемами ввоза в Россию дешевого немаркированного алкоголя, произведенного в Казахстане, а также его нелегальной реализацией. Предполагалось, что закон вступит в силу в четвертом квартале 2014 г. Ранее ведомство предлагало также ввести квоту на ввоз в Россию алкоголя из стран Таможенного союза в размере 5 литров на человека.

Однако до ввода ограничений дело не дошло. После событий на Украине и воссоединения Крыма с Россией началось масштабное финансово-экономическое давление Запада на нашу страну, в результате чего курс российского рубля за короткий период упал вдвое. Казахстан, тесно связанный с РФ экономически, также был вынужден девальвировать тенге, правда, лишь на 20%. В результате курсовой разницы российский алкоголь, напротив, стал дешевле казахстанского, и потек в обратном направлении. Теперь о введении ограничений на поставки российской продукции задумались уже казахстанские власти, столкнувшиеся с наплывом дешевых российских потребительских товаров и на товары собственного производства. С 1 июня 2014 г. в Казахстане был введен временный запрет на импорт алкоголя из ряда стран, включая Россию и Белоруссию, связанный, по официальной версии, с многочисленными «нарушениями требований национального законодательства и требований, установленным техническим регламентом Таможенного союза».

Проект соглашения по акцизам на алкоголь и табак был разработан Евразийской экономической комиссией еще в конце 2014 г. Он предусматривает повышение белорусских и казахстанских тарифов до российского уровня с тем, чтобы разница не превышала 15%. Документ был одобрен 10 ноября прошлого года, но до сих пор не подписан. И не последнюю роль тут сыграл тот факт, что, согласно докризисным планам, российские акцизы на табак и алкоголь должны были резко увеличиться. В результате ставка акциза на 1 литр чистого спирта для стран ЕАЭС к 2020 г. должна составить 1089 рублей, на слабый алкоголь - 946,14 рубля, а на 1 тыс. сигарет с фильтром - 2411 рублей. По расчетам аналитиков стоимость 1 бутылки водки при таких акцизах составит не менее 400-450 рублей, а пачки сигарет - 100-110 рублей. В условиях кризиса и падения покупательной способности населения такие цены выглядят для него неподъемными. Другая сторона вопроса - резкий рост рынка нелегального алкоголя. При дорогой легальной водке рентабельность производства нелегальной зашкаливает и бороться с ее производством почти невозможно. Бюджет же вследствие этого теряет большие доходы от снижения акцизных платежей.

Выход заключается в том, чтобы найти некий равновесный уровень акцизов, который не создавал бы проблем с нелегальным импортом табачной и алкогольной продукции и одновременно не служил бы раздражителем для населения, не способного приобрести легальную продукцию из-за ее чрезмерно высокой стоимости. В России и других странах бывшего СССР водка традиционно является социальным анестетиком, и проблемы с ее приобретением, как показывает печальный опыт СССР конца 1980-х гг., способны обернуться не только ростом социального недовольства, но и крайне неприятными политическими последствиями. Ту же природу имеет «ценовая» борьба с курением. Та часть населения, которая курит давно, от этой привычки уже вряд ли откажется, а рост стоимости сигарет вызывает у нее раздражение. Логика «за вредные привычки надо платить» в этих случаях, прямо скажем, не работает.

Наряду с урегулированием проблем с акцизами позитивную роль для ЕАЭС может сыграть и гармонизация правил экспортного контроля, отнесенных в настоящее время к ведению национальных государств. В условиях отсутствия таможенного контроля на границах между государствами ЕАЭС назревает необходимость унификации его правил на внешних границах Союза, через которые товары экспортируются за рубеж.

К концу этого года должен быть принят новый Таможенный кодекс ЕАЭС. 12 августа в Сочи главы правительств союзных государств на заседании Евразийского межправительственного совета достигли принципиальных договоренностей по проекту кодекса и распорядились направить его на внутригосударственное согласование с тем, чтобы успеть .

Новый вариант кодекса предусматривает такие ранее отсутствовавшие новации, как приоритет электронного таможенного декларирования, возможность автоматического совершения таможенных операций с помощью информационных систем, подача таможенной декларации без предоставления подтверждающих ее заполнение документов, совершенствование института уполномоченного экономического оператора, имеющего права осуществлять таможенные операции в упрощенном порядке и т.п. По словам председателя Коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна, проект нового Таможенного кодекса разрабатывался вместе с бизнесом, и в нем учтены все высказанные замечания. Поэтому он заметно улучшит бизнес-среду и упростит процессы таможенного оформления товаров. Так что и здесь очевиден выигрыш для всех.

Акцизы уплачивают таможенным и налоговым органам в зависимости от вида подакцизных товаров

Объектом обложения акцизами признают ввоз товаров из-за пределов Республики Беларусь (подп. 1.2 п. 1 ст. 113 Налогового кодекса Республики Беларусь ; далее - НК).

При этом разделяют уплату акцизов таможенным и налоговым органам. Так, при ввозе подакцизных товаров:

Из-за пределов ЕАЭС уплату акцизов производят только таможенным органам;

Из государств ЕАЭС - таможенным и налоговым органам в зависимости от вида подакцизных товаров: подлежащих и не подлежащих маркировке акцизными марками.

Справочно: факт уплаты акцизов (освобождения от акцизов в соответствии с законодательством) при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь подтверждают:

Налоговый орган - в отношении подакцизных товаров, ввозимых из государств - членов ЕАЭС, за исключением ввоза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь;

Таможенный орган - в отношении подакцизных товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь с территории государств иных, чем государства - члены ЕАЭС, подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь (подп. 1.3 п. 1 ст. 113 НК).

Маркировке акцизными марками подлежат:

Алкогольные напитки, ввозимые на территорию Республики Беларусь и произведенные в Республике Беларусь, разлитые в потребительскую тару (упаковку) и предназначенные для оборота на ее территории (п. 1 ст. 19 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»);

Табачные изделия, ввозимые на территорию Республики Беларусь, в т.ч. с территории государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 (п. 14 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28).

Справочно: при ввозе с территории государств - членов ЕАЭС подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, плательщик самостоятельно исчисляет акцизы с применением документа «Расчет акцизов, подлежащих уплате». Форма и порядок его заполнения определены постановлением ГТК Республики Беларусь от 17.04.2010 № 13.

Таким образом, из всех видов подакцизных товаров не подлежат маркировке акцизными марками:

Автомобильные бензины;

Дизельное и судовое топливо;

Газ, используемый в качестве автомобильного топлива;

Масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Следовательно, при ввозе этих подакцизных товаров из государств ЕАЭС, за исключением газа, используемого в качестве автомобильного топлива, надо уплачивать акцизы налоговым органам.

Справочно: плательщиками акцизов признают организации при реализации (передаче) газа углеводородного сжиженного и газа природного топливного компримированного для заправки транспортных средств (включая собственные транспортные средства) через автозаправочные станции, а также с использованием топливно-раздаточного оборудования (п. 5 ст. 110 НК).

При ввозе из ЕАЭС подакцизных товаров |*| , не подлежащих маркировке акцизными марками, уплата акцизов производится налоговым органам.

б) стоимость импортированных подакцизных товаров, в т.ч. товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.

Налоговую базу для исчисления акцизов определяют на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных подакцизных товаров.

Суммы акцизов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, плательщик исчисляет по налоговым ставкам, установленным законодательством государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (пп. 16, 17 Протокола).

Справочно: ставки акцизов установлены в приложении 1 к НК.

Акцизы, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачивают не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 19 Протокола).

Важно! При уплате акцизов налоговым органам по товарам, ввозимым из ЕАЭС, плательщику нужно представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по акцизам и вместе с ней:

1) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление) на бумажном носителе (в 4 экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;

2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату акцизов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС;

3) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства - члена ЕАЭС, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС (п. 20 Протокола).

Справочно: форма налоговой декларации (расчета) по акцизам утверждена в приложении 2 к постановлению № 42 |*| . В части I декларации приведена форма расчета по акцизам при ввозе товаров. Порядок заполнения части I изложен в п. 31 Инструкции.

На основании данных условной ситуации заполним часть I декларации (расчета) по акцизам и покажем, что отражают в строках Заявления.

Ситуация. Белорусская организация приобрела в Российской Федерации дизельное топливо у российской организации

Белорусская организация приобрела в марте 2016 г. в Российской Федерации дизельное топливо у российской организации. Стоимость дизельного топлива класса 5 прочее согласно договору купли-продажи от 23.03.2016 № 23/10 и счета-фактуры от 23.03.2016 № 23/1203 равна 700 000 рос. руб. Количество дизельного топлива составило 10 т.

Приобретенное дизельное топливо было доставлено согласно железнодорожной накладной от 23.03.2016 Z-1 № 9876549 и оприходовано в бухгалтерском учете 23 марта 2016 г. Курс российского рубля, установленный Нацбанком (условно) на 23 марта 2016 г., составил 299 бел. руб. за 1 рос. руб.

Заполним часть I налоговой декларации (расчета) по акцизам. Код группы - 14 22 «Акциз на автомобильное и иное используемое в качестве автомобильного импортированное топливо».

__________________________
* Ставка акциза установлена Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2016 № 92.

Форма Заявления является приложением 1 к Протоколу об обмене. Правила заполнения Заявления изложены в приложении 2 к данному документу.

Для определения сумм акцизов при импорте товаров налогоплательщик в Заявлении заполняет таблицу, в которой указывает:

В гр. 2 - наименование товара на основании счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов (дизельное топливо класса 5 прочее);

Гр. 3 - код товара (10 знаков) по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза по подакцизным товарам (2710 19 425 0);

Гр. 4 - единицу измерения количества товара, указанную в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе (тонна);

Гр. 5 - количество товара в единицах измерения, указанных в гр. 4 (10 т);

Гр. 6 и 7 - стоимость товара и код валюты на основании сведений из счетафактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов (700 000 и 643);

Гр. 8 - установленный центральным (национальным) банком государства-члена курс национальной валюты к валюте, указанной в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе, на дату принятия на учет товаров (299 руб.);

Гр. 9 - серию, номер транспортных (товаросопроводительных) документов (Z-1 № 9876549);

Гр. 10 - дату транспортных (товаросопроводительных) документов (23.03.2016);

Гр. 11 - номер счета-фактуры (№ 23/1203);

Гр. 12 - дату счета-фактуры (23.03.2016);

Гр. 13 - дату принятия налогоплательщиком товара на учет (23.03.2016);

Гр. 14 - налоговую базу по подакцизным товарам. По подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, налоговая база указывается исходя из объема импортированного товара в натуральном выражении и равна показателю гр. 5 (10 т);

Гр. 16 - налоговую ставку по акцизам (1 676 700 руб.);

Гр. 19 - сумму акцизов, рассчитанную покупателем товаров исходя из применяемых налоговых ставок, указанных в гр. 16 к налоговой базе, указанной в гр. 14 (16 767 000 = 10 × 1 676 700).

Заполним фрагмент Заявления в части акцизов (графы 15, 18, 20 (НДС) не приводятся):

Заявление подписывает руководитель организации или ее представитель. Полномочия представителя должны быть подтверждены в порядке, установленном законодательством государства - члена ЕАЭС.