Введение

Государственно-правовые отношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами государственного права. Именно в результате воздействия государственно-правовых норм на общественные отношения возникают государственно-правовые отношения. Государственно-правовые отношения по своей сущности ничем не отличаются от правоотношений, урегулированных нормами других отраслей права. Однако по своему конкретному содержанию они имеют определенную специфику, свои определенные особенности. Во-первых, отличительной особенностью государственно-правовых отношений является то, что они возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет государственного права как отрасли права; Во-вторых, особенность государственно-правовых отношений и в том, что многие из них имеют общий характер и выражаются в виде правового состояния. В-третьих, специфика государственно-правовых отношений и в том, что значительное их большинство носит характер властеотношений, поскольку хотя бы один из субъектов в конкретном правоотношении обязательно должен быть представителем государства, а главное, потому, что только в этих правоотношениях участвуют органы законодательной (представительной) власти, как в центре, так и на местах во всем объеме их прав и обязанностей. В-четвертых, особенность государственно-правовых отношений и в том, что им присущ особый состав участников (субъектов), большинство из которых могут быть участниками только государственно-правовых отношений.

Актуальность темы курсовой работы связана со спецификой государственно-правовых отношений, по сравнению с другими видами правоотношений. Она состоит в следующем: Государственно-правовые отношения отличаются своим содержанием; Они возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет государственного права. Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений. Государственно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений. Их значимость обусловлена тем, что эти отношения возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней (федерального, регионального, муниципального) т.е. в сфере отношений, составляющих предмет государственного права. Данную проблему изучали следующие авторы: Халфина Р.О. « Общее учение о правоотношении », Гревцов Ю.И. « Проблемы теории правового отношения », Алексеев С.С. « Теория государства и права », Марченко М.Н. «Теория государства и права», Архипова С.И. « Теория государства и права».

Объект курсовой работы - Государственное право Российской Федерации.

В качестве предмета исследования выступили государственно-правовые отношения.

Цель работы - Рассмотрение понятия государственно-правовых отношений и их основных видов.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

дать определение правовых отношений;

определить понятие государственно-правовых отношений;

изучить виды государственно-правовых отношений;

В процессе написания курсовой работы были использованы следующие методы:

метод анализа литературы,

теоретический анализ и синтез

Структура курсовой работы: Введение, 2 главы, Заключение, Список использованной литературы.

Глава 1. Понятие правоотношений и государственно-правовых отношений

.1 Понятие правоотношений

Правоотношение - следствие действия права как социального и государственного института, правоотношения - это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Правоотношение всегда характеризуется следующими признаками:

Наличием как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной);

Правовой связью между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон); Особая юридическая связь между лицами, разумеется, всегда на базе материальных отношений, интересов существует именно потому, что данные лица являются носителями прав и обязанностей. Юридические нормы предоставляют одному лицу право, на другое же лицо возлагают обязанность. А право и обязанность (и в этом суть правоотношения!) едины. Едины по своему объекту, по своему фактическому содержанию, воплощенному для одного лица в том, что оно может, а для другого-в том, что оно должно. И в силу единства прав и обязанностей, которыми наделены разные лица, они связаны между собой.

Урегулированностью правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;

Обеспеченностью возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности). Как только те или иные лица становятся носителями субъективных юридических прав и обязанностей, так сразу же они попадают в специфическое положение (состояние) по отношению к государству. Государство поддерживает, гарантирует действия носителя субъективного права (управомоченного), обеспечивает исполнение обязанностей. Таким образом, правоотношение, будучи связью между теми или иными лицами, представляет собой также связь, правда, в иной плоскости и с иными характеристиками, данных лиц с государством.

Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трёх необходимых элементов:

субъекты правоотношения;

объект правоотношения;

Реализация нормы права в конкретном правоотношении заключается в том, что участники этого правоотношения наделяются субъективными правами и обязанностями, которые гарантируются государством. В государственном родовом обществе правоотношений не было, так как там не было права. Это значит, что правоотношения не мыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования. Если норма права - статистическое состояние правового урегулирования, то правоотношения - динамическое. Категория правоотношения является одной из центральных в общей теории права и позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей. Под возникновением правоотношений понимают условия, порождающие правовые отношения. Выделяются два вида предпосылок возникновения правоотношений: 1. Материальные (общие) 2. Юридические (специальные) К материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В широком смысле под материальными предпосылками понимается система социально- экономических, культурных и иных обстоятельств, обуславливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. К материальным предпосылкам можно отнести также наличие объекта правоотношения (то, по поводу чего лица вступают в данные юридические связи), не менее двух субъектов и соответствующие поведение участников правоотношений. Потребности могут быть материальными, духовными или физиологическими. Стремление к удовлетворению названных потребностей и вызывает к жизни соответствующие правоотношения, в этом их первопричина. В более широком плане под материальными предпосылками понимается совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, обслуживающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. Однако одних общих предпосылок не достаточно, чтобы в конкретных случаях практически возникли и действовали реальные правовые отношения, для этого нужны еще формально-юридические. К юридическим предпосылкам относятся: - норма права; - правосубъектность; - юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство). Без названных предпосылок правоотношение не возможно. Правоотношение - это общественное отношение, представляющее собой двухстороннюю конкретную связь между социальными субъектами, которая возникает на основе норм права. В правоотношениях возникает связь между лицами посредствам субъективных прав и юридических обязанностей, причем эта связь носит волевой характер. Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например, оказавшись наследником по закону после смерти родственника, проживающего в другом городе. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Охрана законности и правопорядка означает их охрану правоотношений, ибо последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности. Также правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью и взаимностью, персонификацией прав и обязанностей. Это всегда конкретное отношение кого-то с кем-то. Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы по именно, их действия скоординированы. Это не наблюдается в других общественных отношениях, например, моральных, политических, эстетических, которые не столь формализированы и управляемы. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правоотношения-это общественные отношения, урегулированные нормами права. Они возникают между объектами и субъектами, наделёнными правами и обязанностями. Правоотношения имеют свои признаки и принципы, а также ряд оснований для их возникновения.

.2 Понятие государственно-правовых отношений

Государственно-правовые отношения (ГПО) - это урегулированные нормами государственные (конституционные) общественные отношения, которые складываются в сфере реализации народного суверенитета или народовластия. Состав государственно-правовых отношений: 1) субъекты; 2) объекты. Содержанием данных правовых отношений являются взаимные права и обязанности их участников. Субъект государственно-правовых отношений - это субъект права, который обладает в данном правоотношении конкретными правами и обязанностями: 1) избирательный корпус -часть населения страны, обладающая активным избирательным правом. 2) группа граждан РФ. 3) политические партии и иные объединения. 4) органы государственной власти РФ и её субъектов. 5) сами субъекты РФ и РФ в целом. 6) иностранные граждане и лица без гражданства. 7) субъекты избирательной системы: избирательные комиссии всех видов и др. Объект государственно-правовых отношений - это то, по поводу чего возникает данное правовое отношение государственно-правовые отношения - это определенное юридическое понятие, которое, как всякое понятие, является лишь субъективным образом объективного мира, лишь отражением определенной объективной действительности в сознании человека. Это понятие отражает взаимоотношения между субъектами правомочий и обязанностей, установленных нормами государственного права. Государственно-правовые отношения - это реальные, фактические отношения, содержание которых определено нормами государственного права. Они могут возникнуть:

в процессе реализации правомочий и юридических обязанностей, установленных правовой нормой, предусматривающей новые от ношения, которых нет в жизни, но для которых созданы необходимые объективные условия;

Служебная роль государственно-правовых отношений в общественной жизни состоит в том, что они являются средством воплощения некоторых норм права во взаимоотношениях людей, при помощи которого эти нормы вносят твердый распорядок в общественные отношения. Кроме того, будучи вызваны к жизни определенными потребностями, осознанными законодателем, государственно-правовые отношения часто являются средством защиты предписаний правовой нормы от возможного нарушения. В отличие от иных общественных отношений, в частности нравственных, права и обязанности в государственно-правовых отношениях обеспечиваются государством, которое в необходимых случаях может использовать для их охраны не только меры убеждения, но также и принуждения. Это волевые отношения в том смысле, что в норме государственного права предусматривается их содержание и пределы. Своеобразие предмета государственного права различные виды государственно-правовых отношений:

) конкретные правоотношения. Они возникают в результате реализации норм - правил поведения, в них четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности;

) правоотношения общего характера. Они порождаются нормами - принципами, нормами - целями, нормами - декларациями. Конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности;

) правовые состояния. Они четко определяют субъектов правоотношений, но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов не определено, оно вытекает из установлений большого массива действующих конституционно-правовых норм;

) постоянные или временные правоотношения - срок действия не определен, но они могут прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные отношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм - правил поведения, с выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются;

) материальные и процессуальные правоотношения. В материальных правоотношениях реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношений - это правоустановительные отношения. В процессуальных правоотношениях реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах - это правоохранительные отношения. Особенности государственно-правовых отношений:

Они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет Государственного права.

Им свойствен особый субъективный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

Обладают высоким политическим потенциалом.

Реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока. Таким образом, государственно-правовые отношения - это общественное отношение, урегулированное нормой Государственного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

В результате реализации норм (правил поведения) возникают конкретные государственно-правовые отношения с четко определенными субъектами, их взаимными правами и обязанностями. Реализация таких видов норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т. п., порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности. Особым видом государственно-правовых отношений являются правовые состояния. Их характерной чертой представляется четкая определенность субъектов правоотношения. Но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно выводится из общего массива действующих государственно-правовых норм (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе РФ). Среди видов государственно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения по гражданству). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов). Особые виды государственно-правовых отношений - материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные - порядок реализации правовых действий, т. е. процедура. По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых - реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых - права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в государственно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Возникновению конкретного государственно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Юридический факт - это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рассматриваемые конституционно-правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль государственного права в правовой системе государства.

Глава 2. Основные виды государственно-правовых отношений

.1 Общие и конкретные правоотношения

правоотношение социальный государственный институт

Общие правоотношения - разновидность правоотношений, стороны которых не персонифицированы. Характерной чертой государственно-правовых отношений общего характера является присущий им самый высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов. Своеобразие этих государственно-правовых отношений состоит в том, что они выражают сущность демократического строя Российской Федерации, его конституционные основы; определяют основные черты механизма власти народа, осуществляемой непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, а также связи, возникающие с установлением национальной государственной и территориальной организации Российской Федерации и ее субъектов; определяют систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма. Государственным и уставным регулированием охватываются важнейшие взаимосвязи общества, государства и личности на базе сочетания их коренных интересов. В форме общих правоотношений выступает значительная часть государственно-правовых отношений. Такие отношения в отличие от конкретных правоотношений (складывающихся в сфере действия иных отраслей права) носят статутный характер; выражают общее правовое состояние субъектов, их взаимоотношения, ответственность друг перед другом и государством; они характеризуют наиболее важные, существенные, стабильные отношения, образующие устои общества-отношения собственности, власти, государственного устройства, организации власти, статус личности и др.; возникают непосредственно на основе конституции; действуют в течение длительного времени и др. Общие правоотношения возникают и складываются на нормативном уровне правового регулирования с момента вступления соответствующих норм права (нормативно-правовых актов) в силу. Единственным основанием возникновения, изменения или прекращения таких правоотношений являются нормы права. При этом общие правоотношения возникают и складываются не только на основе норм конституционного права, а практически на основе норм всех отраслей права. С момента вступления в силу норм права в обществе складывается определенная система правоотношений, поскольку государство с помощью норм позитивного права упорядочивает те или иные общественные отношения и признает их в качестве правовых. С этого момента в обществе складывается и соответствующий правопорядок, как система упорядоченных нормами позитивного права общественных отношений. Особенности общих правоотношений по сравнению с индивидуальными, конкретными видятся в следующем. Во-первых, они складываются только на основе норм права и для их возникновения никаких юридических фактов не требуется. Во-вторых, продолжительность существования общих правоотношений равна продолжительности действия вызвавших эти правоотношения норм права. В-третьих, субъектами данных правоотношений являются лица, которые признаны государством в качестве возможных участников соответствующих конкретных правоотношений, т.е. в принципе, это потенциальные участники конкретных правоотношений. Наконец, в-четвертых, субъективные права и обязанности, составляющие содержание общих правоотношений, не являются принадлежностью конкретного лица, а носят общий характер. Обладателями этих прав и обязанностей могут быть любые лица, являющиеся субъектами права (если закон не устанавливает при этом каких-либо ограничений). На первый взгляд может показаться, что общие правоотношения в изложенной трактовке не представляют собой реально существующих правоотношений, что это некие образы, модели правоотношений, сконструированные нормами права. В какой-то мере это так. Конструкции общих правоотношений действительно создаются нормами права. Именно исходя из содержания правовых норм, мы можем судить о том, какие общественные отношения и в каком объеме признаны государством правовыми отношениями. Но начав действовать, нормы права вносят в регулируемые ими общественные отношения определенный конститутивный момент. Они как бы объявляют, что такие-то общественные отношения стали правовыми и в обществе сложился такой-то правопорядок. Само собой разумеется, что одного только нормативного регулирования общественных отношений еще не достаточно для создания того правопорядка, которого желает государство.

Требуется индивидуальное правовое регулирование, связанное с переводом нормативных установлений в плоскость конкретных отношений. Этот перевод обычно осуществляется через соответствующие юридические факты, которые являются основаниями возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений, но в некоторых случаях возникновение отдельных конкретных правоотношений (некоторых конституционных правоотношений) сопряжено с началом действия норм права. В этих случаях как общие, так и соответствующие конкретные правоотношения возникают одновременно и существуют в течение всего времени действия породивших их норм права. Но отождествлять такие конкретные правоотношения с общими не следует, поскольку в конкретных правоотношениях хотя бы одна из сторон индивидуализирована, а в общих правоотношениях такой, индивидуализации нет. Общие правоотношения очень часто именуют общерегулятивными или общестатутными. Думается, что в свете изложенного понимания общих правоотношений, их отождествление с общерегулятивными и общестатутными не совсем уместно. Скорее всего общерегулятивные и общестатутные правоотношения - это разновидности общих правоотношений. Кроме того, учитывая, что конкретные правоотношения подразделяют на регулятивные и охранительные в составе общих правоотношений можно выделить также и общеохранительные правоотношения, поскольку между общими и конкретными правоотношениями существует известная корреляция. Помимо общих государственно-правовых отношений существуют и конкретные государственно-правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации норм конституций и уставов. Их особенность состоит в том, что они тесно переплетены с другими правоотношениями, возникающими в процессе реализации норм других отраслей права.

Так, в соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, предоставляющей каждому право на отдых, между государством и гражданами складываются государственно-правовые отношения, когда государство принимает на себя обязательство обеспечить каждому гражданину, работающему по трудовому договору, установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Однако для реализации этой нормы необходимо развитие государственно-правовых отношений на отраслевом уровне. Отличительной особенностью данных отношений является их особое содержание, обусловленное спецификой предмета конституционного права. Речь идет о том, что они складываются в областях, составляющих, как уже отмечалось, основные элементы государства-население, территорию и власть Таким образом, если общие правоотношения образуют основу правопорядка, характеризуют его главные чер ты, то конкретные правоотношения - это содержание правопорядка, главное, что выражает его живую ткань. Общие (общерегулятивные) правоотношения представляют собой крайне своеобразные правовые явления. Они, как отмечалось, не имеют поименной индивидуализации по субъектам. Для их возникновения не требуется юридических фактов, кроме существования субъекта, обладающего гражданством, ряда других обстоятельств, относящихся к субъекту. По сроку действия они соответствуют времени существования юридической нормы. Однако общие правоотношения являются именно правовыми отношениями. В тех случаях, когда лицо выступает в качестве носителя общего субъективного права (права на труд, на судебную защиту и пр.), это означает, что оно находится в специфическом положении ко всем другим лицам. Общее субъективное право потому и является субъективным, что имеет личный характер, т.е. принадлежит не только всем субъектам, но и каждому субъекту в отдельности. Точно так же наличие общих обязанностей означает, что каждое лицо находится в специфическом положении ко всем другим лицам. Это специфическое положение выражается, в частности, в том, что общему праву всегда корреспондируют определенные юридические обязанности, а общим обязанностям - субъективные юридические права. Если не видеть этого, то тогда совершенно непонятно, в чем состоит юридический характер субъективных прав и обязанностей. Нетрудно заметить, что в таком случае общие субъективные права и обязанности будут выглядеть в качестве одной лишь декларации.

Между тем достаточно учесть своеобразие общих правоотношений, как станут ясными их общественная природа и юридическое существо. Здесь каждый находится в отношении с каждым. Данному гражданину, например, вовсе необязательно знать, какие конкретные субъекты наделены общими конституционными правами. Он обязан не нарушать эти права, кто бы ни был их носителем. Иными словами, данный гражданин состоит в отношении со всеми субъектами, взятыми вместе. Общие отношения, следовательно,- это не конкретные связи между неопределенными лицами, а специфическое состояние, в котором находится данный субъект и которое определяет его положение по отношению ко всем другим лицам. Таким образом, общее правоотношение, как и всякое иное, выражает реальную общественную связь..

2.2 Процессуальные м материальные правоотношения

В материальных правоотношениях реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношений - это правоустановительные отношения. В процессуальных правоотношениях реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах - это правоохранительные отношения. Процессуальные государственно-правовые отношения возникают при реализации процессуальных норм. Особенности процессуальных правоотношений проявляются в составе субъектов этих отношений, в характере субъективных прав и юридических обязанностей сторон, а также объектов этих отношений. В юридическом процессе участвует много различных субъектов. Круг их интересов и процессуальное положение, в том числе роль в процессе, содержание и объем прав и обязанностей, отнюдь не одинаковы. С этих позиций всех участников процесса можно разделить на следующие группы: 1. Организаторы процесса. Они занимают лидирующее положение, направляют процесс. Характерно, что эти субъекты не имеют в процессе каких-либо собственных интересов, помимо достижения истины и обеспечения законности. Действуя по полномочию государства, они осуществляют правоприменительную деятельность, принимают властные решения, связанные с началом и развитием процесса, оценивают доказательства, принимают на этой основе завершающие процесс акты. Все решения этих органов, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми.

Субъекты, имеющие собственные интересы в процессе. К ним относятся, например, подозреваемый, обвиняемый и потерпевший - в уголовном процессе, истец и ответчик - в гражданском, заявитель и орган, издавший оспариваемый правовой акт, - в конституционном и проч. К этой группе относятся и представители указанных субъектов. 3. Лица, не имеющие собственных интересов в процессе и в то же время неправомочные принимать процессуальные решения. Это, с одной стороны, те, чьи показания служат источниками доказательств (свидетели, эксперты), а с другой - те, кто оказывает помощь другим участникам процесса (например, переводчик, специалист и др.).Характерно и то, что по мере развития процесса, его движения происходит движение и развитие правоотношения: меняется состав их участников, изменяются их взаимные права и обязанности, прекращение одних отношений, как правило, приводит к возникновению новых. Процессуальные правоотношения появляются в связи с материально-правовыми отношениями в тех случаях, когда те либо не могут получить надлежащего разрешения, поскольку возник спор между их сторонами, либо совершено кем-то правонарушение. Это и приводит к необходимости государственного вмешательства, в связи с чем и возникают процессуальные отношения. Юридическое содержание процессуальных правоотношений, как и всех иных, включает субъективные права и юридические обязанности сторон этих отношений. Как и в других случаях, праву одного из субъектов соответствует равная по объему обязанность другой стороны. Так, лицо, привлеченное к уголовной ответственности, приобретает право на использование услуг защитника (адвоката), а у следователя или органа дознания одновременно возникают обязанности разъяснить обвиняемому это его право (как и все другие права), принять меры по реализации обвиняемым этого права. Важной особенностью отношений, участниками которых являются юрисдикционные органы и их должностные лица, является их сложный характер. Любое их процессуальное право (как и любая обязанность) входит в круг должностных полномочий. Поэтому возникает две категории правоотношений: между государственным органом (должностным лицом) и другими участниками процесса и между этим органом (лицом) и государством. Как и все правоотношения, процессуальные отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии соответствующих юридических фактов, т.е. жизненных обстоятельств, которые предусмотрены гипотезой процессуальной нормы. Важную роль в этом плане играют те юридические факты, которые порождают материально-правовые отношения, в связи с которыми возникают и соответствующие им процессуальные. Нередко для возникновения процессуальных отношений требуется по закону не один юридический факт, а их совокупность - юридический состав. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в материальных правоотношениях реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношений - это правоустановительные отношения, а в процессуальных правоотношениях реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах - это правоохранительные отношения.

2.3 Правовые состояния

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность - четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих государственно-правовых норм. Государственно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России. Правовое состояние отражает специфическую форму реализации бытия государственно-правовых явлений. В правовом состоянии фиксируется момент устойчивости в изменении, развитии и движении государственно-правовых явлений в некоторый данный момент времени при определенных условиях. Существует три категории носителей правового состояния:

субъекты (состояние невменяемости, состояние в гражданстве);

объекты или предметы (мореходное состояние судна, состояние окружающей среды);

общественные отношения или процессы (состояние безопасности, состояние правопорядка).

Проблема функций правового состояния долгие годы не входила в исследовательское поле ученых-правоведов. До сих пор ей не было посвящено не только научных монографий, но и отдельных статей. Отсутствуют попытки проанализировать сущность и виды функций правового состояния. Причин, по которым данная проблема не привлекала к себе должного внимания, несколько. Это, прежде всего, отсутствие общего мнения о таком кардинальном вопросе, как понятие "правовое состояние" и сложности исходного понятия функционального анализа - "функции", которое только в общеупотребительном смысле имеет до десяти значений. Трудности с выявлением функций правового состояния обуславливаются также сложностью внутренней структуры последнего, разными качествами и разными свойствами ее элементов. Достаточно трудно обнаружить функции, общие для таких разных правовых состояний, как "правосознание", "невменяемость", "правовая культура". Вместе с тем, представляется, что исследование правового состояния вряд ли можно считать законченным без детальной разработки указанной проблемы. Функции правового состояния - это обусловленные его сущностными свойствами социальное назначение и основные направления воздействия данного явления на окружающую социальную среду, общественные отношения, поведение людей. Функции - это относительно обособленные направления более или менее однородного воздействия правовых состояний на те или иные сферы общественной жизни. Каждая из функций призвана отражать тот или иной аспект правового состояния. Взятые в совокупности, функции позволяют раскрыть его место и роль в правовой системе общества, социальном и юридическом регулировании общественных отношений. Функции правовых состояний представляют собой определенную систему, а не просто конгломерат невзаимосвязанных, невзаимообусловленных направлений воздействия на окружающую социальную среду. Эта системность обуславливается рядом факторов, и прежде всего, системностью общества. Критериями для выделения видов функций правового состояния могут выступать различные основания. Основными методологическими функциями категории «правовое состояние» являются: - гносеологическая (познавательная) функция. Категория «правовое состояние» является важнейшей формой познания правовой действительности, отражающей ее стороны и связи, закономерности развития;

функция формализации. С помощью указанной формы мышления достигается четкое определение границ правового регулирования, ясность и лаконичность правовой формы;

систематизирующая функция. Знание понятия общего правового состояния дает знание о частных, специфических состояниях;

информативная функция. В каждом знании о правовых состояниях содержится дополнительная информация о них;

эвристическая функция. Признание многообразия как самих правовых состояний, так и свойств и качеств каждого конкретного правового состояния позволяет предсказывать наличие еще не открытых, принципиально новых аспектов правовых состояний, осознавать необходимость их поиска.

Выделяются следующие признаки правового состояния:

правовое состояние является разновидностью социального состояния;

носителями правовых состояний могут выступать субъекты, объекты и общественные отношения;

правовое состояние представляет собой способ проявления, реализации юридического бытия объекта в определенный момент времени, в определенном пространстве;

правовое состояние закреплено в законодательстве;

правовое состояние обусловлено экономическими, политическими, культурными и иными устоями жизнедеятельности общества.

Заключение

Подводя итог исследования государственно-правовых отношений, можно утверждать, что они являются основным предметом Государственного права. Итак, государственно-правовые отношения (ГПО) - это урегулированные нормами государственные (конституционные) общественные отношения, которые складываются в сфере реализации народного суверенитета или народовластия. Они являются разновидностью правовых отношений между гражданином и государством, между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, другими субъектами, связанные с удовлетворением их интересов конституционно-правовыми средствами. Государственно-правовые отношения - это реальные, фактические отношения, содержание которых определено нормами государственного права. Они могут возникнуть:

в результате воздействия нормы государственного права на отношения, сложившиеся еще до издания этой правовой нормы;

в процессе реализации правомочий и юридических обязанностей, установленных правовой нормой, предусматривающей новые от ношения, которых нет в жизни, но для которых созданы необходимые объективные условия.

Возникновению конкретного государственно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав или обязанностей. Таким образом, государственно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой государственного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Своеобразие государственных правоотношений прежде всего в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма.

Подводя итог, можно сделать вывод, что рассматриваемые государственно-правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль государственного права в правовой системе государства.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ.- 2009.- № 4.- Ст. 445.

Алексеев С. С. Теория государства и права. М., Норма. 2009.

3Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., Омега. 2009.

Комаров С. А. Общая теория государства и права. СПб.: Изд-во Юрид. ин-та. 2008.

Липень С.В. Теория государства и права. М.: Юрайт., 2010.

Малько А.В., Теория государства и права. М.: Юристъ. 2009.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М: Проспект. 2010.

Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Эксмо. 2009.

Нерсесянц В.С. Теория права и государства. М.: Норма. 2005.

Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учеб.М.: Юристъ. 2010.

Власенко Н.А. Теория государства и права. Учебное пособие.-М.: Проспект 2012

Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права. СПб.: Издательство СПбГУ. 2005.

Радько Т.Н. Теория государства и права. М., Проспект. 2010.

Матузов Н.И. Теория государства и права. М.: Дело АНХ, 2009.

15Халфина Р.О. « Общее учение о правоотношении », -М.:Юр.лит. -2000

Пиголкин А.С Теория государства и права. М.: Юрайт. 2009 .

17Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Омега-Л, 2010.

Авакьян С.А. Государственное право России. Учеб. пособие для студентов вузов.- М.: ГОРОДЕЦ, 2007.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 5-е изд., изм. и доп.- Москва: Норма, 2006.

Гос-правовые отношения направлены на осуществление гос власти и суверенитета народа, а также на достижение свободы личности. Им присущ такой признак , как массовость. Цели этих отношений – социально-экономические и политические ценности.

Они имеют единую для всех правоотношений структуру : субъект, объект и содержание (субъективное право; юридическая обязанность). См. бабочку в тетради стр.3.

Для возникновения, изменения и прекращения гос-правовых отношений необходим определенный юридический факт (напр, достижение 35-летнего возраста для кандидата на пост Президента РФ).

К числу субъектов КП относятся индивиды, организации, сообщества, которые участвуют в полит деят-ти гос-ва. Таким образом, субъектами КП явл-ся все те, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают конституционные обязанности и предоставляют соответствующие права. В наст время субъекты отрасли КП подразделяются на три большие группы: физические лица, гос образования и негос объединения.

К физическим лицам относятся:

Граждане РФ;

Иностранные граждане;

Лица с двойным гражданством (бипатриды);

Лица без гражданства (апатриды);

Участники избирательного процесса как лица со спец правоспособностью.

Конституционная правоспособность физич лиц определяется нормами Конст, устанавливающими основные права и свободы (напр, право участвовать в управлении делами гос-ва).

К гос образованиям относятся:

Гос-во в целом (РФ – Россия);

Субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономные области;

Органы гос власти – как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ;

К негос объединениям относятся:

Общности людей – народ РФ, народы субъектов РФ, малочисленные коренные народы Севера, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований;

Органы местного самоуправления;

Ассоциации граждан – полит партии, массовые общ организации, религиозные объединения, общ-полит движения и др.;

Группы граждан – собрания избирателей, сходы граждан и др.

Виды отношений (объекты – содержание Конст):

1) по субъектам:

Гражданин – государство

Республика Карелия – Россия

Полит партия – центр-избират комиссия.

2) по юридической силе:

Правоотношения, основанные на нормах Конст

Правоотношения, основанные на законах РФ (менее сильные)

3) по целевому назначению:

Правоустанавливающие (напр, гос-во гарантирует право на жизнь)

Правоохранительные (напр, гос-во защищает право на жизнь)

4) по времени действия:

Срочные, или временные (конкретный период действия, напр, отношения между избирателем и участковой избират комиссией)

Постоянные (все нормы в Конст постоянные, но они могут прекратить свое существование в конкретных условиях. Напр, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству)

5) материальные (реализуется само содержание права и обязанности) и процессуальные (реализация правовых действий).

Конституционное (государственное) право - это не только институты и нормы, но и практика их применения, выраженная в юридических, политических отношениях

Традиционно структуру правоотношений образуют три составляющие - объект, субъект и содержание

Объект государственно-правовых отношений - это явление, материальная или духовная реальность, по поводу которой состоят, строятся отношения, регулируемые конституционным (государственным) правом. Участники этих отношений имеют интерес, связанный с конкретными объектами, и в связи с этим реализуют свои полномочия, обязанности, соблюдают запретов или нарушают йх.

Объектами государственно-правовых отношений можно считать разнообразные явления. Такими объектами являются: территория, границы, государственная символика, столица, бюджет, деятельность партий и т.п.

Основным объектом государственно-правовых отношений следует считать политическую власть, поскольку каждый их участник прямо или косвенно интерес, связанный. Ия властью. Он заинтересован в применении власти определенным образом или в том, чтобы по возможности отстраниться от неї.

Власть - это свойство отдельных лиц, политических институтов, которая заключается в том, что подвластные считают себя обязанными подчиняться им, потому что переживают отношении носителей власти чувство долга, со олидарности, страха, зависимости, в результате которых возникает мотив подчинения.

Политическая деятельность, государственно-правовые отношения, возникающие при этой деятельности, - это процесс создания, упорядочения, поддержания и использования, мотивов к подчинению

Субъекты государственно-правовых отношений - это лица, сообщества, учреждения, участвующие в деятельности, связанной с политической властью, и имеют права, полномочия, обремененные обязанностями и запретами

К субъектам государственно-правовых отношений относятся:

1. Государство, которое может выступать как политический институт (носитель власти) и юридическое лицо (например, в случае участия государства в судебном процессе, когда ее действия обжалуются)

2 народов (нация), что пользуется собственным правом на власть, - суверенитетом. Если это право не закреплено за народом, его нельзя рассматривать как сторону, участвующую в государственно-правовых отношениях. СПИ ивтовариство, не обладает суверенитетом, является не субъектом, а объектом властных воздействиивів.

3 этнически группы, национальные общины, так называемые коренные народы, по которым могут быть признаны особые права, условия участия в политическом процессе, автономия

4. Монарх - лицо, обладающее суверенитетом, собственным правом на власть

5 общественных, религиозных объединения (ассоциации)

6. Граждане или подданные, участвующих в отношениях, связанных с формированием выборных органов власти, имеют политические права так же как и несут обязанности

7 иностранных граждан и лица без гражданства, подвержены в абсолютных монархиях. Эти лица не имеют формальных прав на участие в национальном политическом процессе, но выполняют государственно-правовые обязанности отношении этой категории субъектов государство признает и защищает права, имеющие частный характер.

8 депутатов высших и территориальных представительных органов

9 субъектов федерации, административно-территориальные единицы, местные сообщества и их органы самоуправления (муниципалитеты)

10 иностранных государства и международные организации

Субъектами государственно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, национальные сообщества, субъекты федерации, местные органы государственной власти и мун ниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, отдельные индивиды. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отношений могут быть центральные и местные партийные органы. В сплошь стви есть множество видов конституционно-(государственно-) правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, общих черт, так как возникают на основе норм, как и входят в одной отрасли правава.

Помня о многообразии субъектов конституционного права, различия в их правовом режиме и статусе, следует вместе с тем еще раз обратить внимание на то, что главным субъектом конституционно-право овых отношений является человек. Именно человек, его права и свободы должны определять смысл и содержание конституционного праваа.

Содержанием отношений, в которых участвует монарх, народ или государство (в том числе субъект федерации), есть реализованный ними суверенитет. Понятие суверенитета имеет два аспекта - внутриполитических и международных ный. Суверенитет в международном плане выглядит как независимость государства, его право на равных общаться с другими членами мирового сообщества, включая право на территориальную целостность, невтруч. Ання других стран во внутренние дела. В этой части суверенитет реализуется в отношениях, регулируемых международным правом. Внутренняя сторона суверенитета заключается в том, что монарх или народ имеют собственное право на власть. Это право может быть приобретенным, дарованным, но главное его свойство - неотъемлемой емкость, неотчуждаемость без согласия самого суверена. Государственный суверенитет во внутриполитической понимании означает верховную юрисдикцию, власть государства на ее террииторії.

Характер отношений, в которых участвует государство, государственные органы и должностные лица, зависит от используемых ими полномочий. Полномочия - это закрепленные законом или обычаем возможности, особенностью ю которых является то, что их использование является обязанностью чиновника и государственного органа. Они должны пользоваться властью, за ними закрепленной, иначе не смогут выполнять возложенные на них функции иным ам, конечно, не возбраняется отказ от использования предоставленных им прав. Впрочем, иногда и участие в выборах, использование других прав вменяется в обязанность гражданам. Совокупность полномочий называется комп етенциенцією.

Источники конституционного (государственного) права являются чрезвычайно разнообразными по форме и значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порой и противоречивый характер с самого конституционного права.

В правовой доктрине под источниками права понимаются внешние формы выражения права. Традиционно выделяют три группы юридических источников. Это, во-первых, нормативные правовые акты, во-вторых, обычаи и, трет е, судебные прецеденты, а также иногда международные и внутригосударственные договоры. Эта схема вполне применима и к конституционного (государственного) права зарубежных стран. Однако последнему присущи некоторые спе цифични особенности, становятся особенно заметными в последнее десятилетие частности, речь идет, во-первых, о таких явлениях, как признание источником права общих принципов права, и, во-вторых, о таком, что пост ийно растет, значение норм, создаваемых вне национального государства, и даже не всегда по ее решающей участием, но обязательных для той или иной конкретной государствржави.

В последнем случае речь идет не только о международно-правовые акты, а о формировании новых правовых систем, таких как европейское право (право. Европейского. Сообщества) или право. Совета. Европы. Право. ЕС. С, имея национальный характер, инкорпорируется в национальные правовые системы государств - участников соответствующих интеграционных объединений. Нормы этого права прямо касаются норм права, создаваемых самой наци онального державаою.

В подавляющем большинстве государств (за исключением стран общего права) основной массив источников конституционного права составляют нормативные правовые акты. Среди нормативно-правовых актов - источников конституционно ого (государственного) права, безусловно, доминирующие позиции принадлежат законодательным актам.

Законодательные акты различаются по статусу и юридическим режимом. Они образуют своего рода иерархическую структуру, место в которой определяется юридическая сила этого закона. Ведущая роль в национальном закон конодательством всех стран принадлежит конституции, за ней следуют конституционные и органические законы, а затем - текущее, или обычное, законодательство, кроме того, можно выделить референдарни законни.

Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим юридический факт, приводящий норму в действие.

Юридический факт - это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

Таким юридическим фактом может быть действие одного из потенциальных субъектов правоотношения.

В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст. 117 Конституции: "Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ". Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений. Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ.

Однако заявление Правительства об отставке является юридическим фактом, порождающим конституционно-правовое отношение. При этом действия могут быть как правомерными, т.е. соответствующими нормам права, так и неправомерными, т.е. такими, которые противоречат юридическим нормам.

Наряду с действиями, совершаемыми по субъектов правонарушения - государства, субъектов Федерации, государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, отдельных , юридическими фактами могут быть и события, под которыми понимаются такие обстоятельства, которые не зависят от воли и поступков субъектов данного конкретного правоотношения (стихийное бедствие, война, рождение и т.п.). Например, факт достижения 18-летнего возраста в период избирательной кампании дает право конкретному молодому человеку быть внесенным в список избирателей и обязывает внести его в этот список.

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конститу­ционного права, то не все его нормы способны породить право­отношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через кон­кретные правоотношения, а путем психологического воздейст­вия на людей и провозглашения самых общих правил и прин­ципов, которые влияют на создание конкретных норм.

Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкрет­ного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отноше­нию к власти, и в этом - высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за наруше­ние предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти пра­воотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимо­отношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.

Специфика конституционно-правовых отношений:

  • отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих
    предмет конституционного права;
  • им свойствен особый субъектный состав (среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений);
  • обладают высоким политическим потенциалом (по сути, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе);
  • реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

  1. субъекты (число которых не может быть менее двух);
  2. содержание;
  3. объект.

Подробнее о структуре конституционно-правового отношения

Для лучшего понимания структуры конституционно-правового отношения вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ, в которой сказано: "Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Эта правовая норма начинает работать в том случае, если появляется юридический факт, в данном случае в форме действия Правительства - его заявления об уходе в отставку. Возникают конкретные конституционно-правовые отношения. Субъектами этих правоотношений являются Правительство и Президент РФ. Содержание данного правоотношения составят субъективные права и обязанности Президента и Правительства, а именно: у Президента есть право принять или отклонить отставку; если отставка отклоняется, у Правительства возникает обязанность продолжать свою деятельность, а если отставка принимается, то у Правительства возникает обязанность уйти в отставку. Объектом данных правоотношений является власть, полномочия Правительства.

Следует заметить, что часто полная реализация одной правовой нормы служит основанием возникновения нового правоотношения. Так, если на основании ч. 1 ст. 117 Правительство уходит в отставку, начинает действовать другая норма, сформулированная в ч. 5 той же ст. 117 Конституции: "В случае, отставки, или сложения полномочий, Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации". Таким образом, реализация определенной группы связанных между собой правовых норм, часто составляющих тот или иной правовой институт (например, активное избирательное право), представляет целую систему - цепь юридических фактов и последовательно порождаемых ими конкретных правоотношений.

Субъекты конституционно-правовых отношений

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз­нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше­ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

Субъекты конституционно-правовых отношений:

  1. Физические лица (в том числе иностранцы и лица без ).
  2. Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).
  3. Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).
  4. Государства (РФ, субъекты Федерации).
  5. Органы государственной власти:
    • федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);
    • субъектов Федерации;
    • государственные органы на местах.
  6. Органы местного самоуправления (мэр города, собрание и т. п.).

Подробнее

Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Чело­век вступает в конституционно-правовые отношения с государст­вом через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих от­ношениях, обладая правом потребовать от государства через соот­ветствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для оп­ределенных лиц может дополняться специальной правосубъект­ностью.

Субъектом выступает народ, например, когда проводится все­народное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ...» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по­нятия.

Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города феде­рального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.

Таким образом, субъектами являются главы го­сударств (Федерации и республик), главы правительств, парла­менты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотно­шения с народом.

Содержание конституционно-правового отношения

Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.

Субъективное право - это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, - возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения. Так, в ст. 31 Конституции РФ записано: "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Следовательно, если при проведении должным образом разрешенной демонстрации конкретный гражданин захочет участвовать в ней, то он при желании имеет субъективное право принять участие в этой демонстрации.

Субъективная обязанность - это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:

  • активными, предусматривающими необходимость определенных действий;
  • пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.

Возвращаясь к примеру о праве граждан проводить демонстрации, можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.

Объекты конституционно-правовых отношений

Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

  1. Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица , которого требует управомоченный субъект этого отношения.
  2. Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага , по поводу которых сложились юридические связи.

Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

Виды конституционно-правовых отношений

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

  • конкретные ;
  • общие ;
  • правовые состояния (особый вид) .

Подробнее

В наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм - правил поведения. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения. В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Вместе с тем в конституционном праве имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений - возникает особый вид правоотношений общего характера. В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.

В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния . Их особенность - четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России.

2. С точки зрения времени функционирования:

  • постоянные (срок их действия не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях, напр., смерть гражданина прекращает отношения по гражданству);
  • временные (возникают в результате реализации конкретных норм - правил поведения; с выполнением заложенной в правоотношение правовой обязанности они прекращаются, напр., правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Подробнее

Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм - правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.

Конституционно-правовые отношения - это берущие начало в конституционно-правовых нормах связи социальных субъектов на основе их юридических прав и обязанностей. Конституционно-правовые отношения накладываются на жизнедеятельность людей, формируя, направляя её. Часто такое регулирование осуществляется через воздействие на отраслевые нормы и правоотношения (гражданские, земельные, административные и т. п.), а не прямо.

Можно дать и другое определение конституционно-правовых отношений. Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:

· Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

· Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;

· Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.

· Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.

· Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.

· Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

· Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

Своеобразие конституционных правоотношений прежде всего в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма.



Виды конституционно-правовых отношений :

1.В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений конституционно-правовые отношения разграничиваются на конкретные и общие правоотношения.

2.С точки зрения времени функционирования конституционных правоотношений их можно разделить на постоянные и временные. Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм - правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.



3. Особенностью конституционного права является то, что оно вбирает в себя материальные и процессуальные нормы и соответственно при их реализации образуется два вида правоотношений: материальные и процессуальные.

4. В зависимости от вида норм выделяются также правоустановительные (содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений:

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт.

Юридический факт - это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение одного или группы правоотношений.

Юридические факты делятся на события и действия. Событие происходит независимо от воли субъекта, в то время как действие связано с волеизъявлением последнего.

Например, событием является рождение гражданина, которое порождает отношения гражданства.

В свою очередь действия могут быть классифицированы на юридические акты и юридические поступки.

Как правило, возникновение, функционирование и развитие конституционных правоотношений происходит в результате целой системы юридических факторов. Так, правоотношению, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических факторов:

Принятие правовых актов о назначении выборов и об образовании избирательных округов, комиссий, участков;

Составление списков избирателей;

Включение в списки данного гражданина;

Наступление срока, установленного для начала голосования.

Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать и быть избранным заканчивается.

Наибольшее значение для возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений имеют юридические действия как волевое поведение субъектов конституционного права. Законодатель, определяя эти действия и связывая с ними юридические последствия, стремится побуждать к правомерному поведению (действию или бездействию) и предупреждать, сводить к минимуму неправомерные действия. Тем самым обеспечивается регулирующая и профилактическая роль права.

Действия в свою очередь могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.

Думается, что понятие "юридический акт" в конституционном праве - родовое, обобщенное, включающее в себя не только определенные Конституцией акты государственных органов (законы, указы, постановления, решения), но и действия субъектов конституционного права, не являющихся органами государства. Все юридические акты (но крайней мере, когда речь идет о воле коллектива или коллегиального органа) принимаются большинством голосов. Таким образом, юридическим актам в российском конституционном праве присущ властный характер и особый способ их принятия.

Определенную долю правомерных юридических действий, вызывающих возникновение и динамику конституционно-правовых отношений, составляют юридические поступки. Юридическими поступками принято считать такие правомерные действия, в которых воля направлена на достижение находящегося вне права результата, но которые порождают конкретные правовые последствия.

Основанием возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений могут быть не только правомерные действия (юридические акты и поступки), но и действия неправомерные. Например, ст. 19 Конституции РФ в числе таковых предусматривает "любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности". Неправомерным может быть как действие, так и бездействие. Так, невключение в списки избирателей, отказ в регистрации кандидата в депутаты, отказ должностного лица принять депутата и т. д. могут рассматриваться как неправомерное воздержание от действий, влекущее определенные последствия. Устанавливая в тексте Конституции РФ и текущем законодательстве характер неправомерного поведения, государство тем самым побуждает субъекты права отказаться от совершения неправомерных действий (например, превышения пределов компетенции) либо настоятельно требует определенного их поведения (рассмотреть в установленный срок по существу жалобу или обращение гражданина). Расширение круга общественных отношений, регулируемых ныне непосредственно в тексте Конституции РФ, сказалось и на более детальном регламентировании неправомерных действий, предотвратить совершение которых составляет задачу государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

События занимают не столь значительное место в системе конституционно-правовых юридических фактов. Среди явлений реальной жизни, с которыми нормы конституционного права связывают возникновение и динамику конституционно-правовых отношений, рождение или смерть физического лица, достижение определенного возраста (ст. 38, 81, 97, 119 и др.), истечение срока полномочий государственного органа (ст. 81, 96, 121 и др.) и т.д. Далеко не все юридические события фиксируются непосредственно в тексте Конституции. Часть событий, имеющих юридическое значение, предусмотрены в Федеральных законах РФ "О гражданстве РФ", "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и др. Так, факт рождения лица от родителей, являющихся гражданами РФ или от лиц без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, согласно Федеральному Закону РФ "О гражданстве РФ", является основанием для признания данного лица гражданином РФ. ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Собрание законодательства РФ 2002. № 22. ст. 2031.

Такие юридические события, как рождение, достижение определенного возраста имеют значение для реализации предоставленных гражданам прав. Однако, как правило, этих событий недостаточно для возникновения конституционно-правовых (а на их основе - и других) правоотношений по реализации установленных Конституцией прав и свобод. Нужны еще действия заинтересованных лиц (обращение с заявлением), государственных или общественных органов, должностных лиц (приказ о зачислении в штат, решение о назначении пенсии, решение общего собрания общественной организации и т.д.). Так, для возникновения правоотношений по реализации гражданами РФ пассивного избирательного права, помимо достижения установленного Конституцией возраста, необходимо выдвижение гражданина кандидатом в депутаты, согласие выдвинутого лица баллотироваться, регистрация лица окружной избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты.

Хотя юридические события не зависят от воли людей, нельзя отрицать их государственно-волевого характера, ибо истечение времени оказывает определенное воздействие па поведение людей, а мера этого воздействия установлена в нормах права, выражающих волю народа.

Субъекты государственно-правовых отношений:

Центральные органы государственной власти и управления;

Органы конституционного надзора;

Члены федерации;

Местные органы государственной власти и муниципалитеты;

Депутаты центральных и местных представительных учреждений;

Граждане и подданные.

В некоторых странах субъектами могут быть центральные и местные партийные органы.

Государственно-правовые отношения складываются между различными субъектами. Прежде всего - это отношения, возникающие между центральными органами государственной власти в процессе их деятельности. Обширная группа конституционно-правовых отношений возникает в федеративных государствах между союзом в лице его органов государственной власти и отдельными субъектами федерации. Во время всеобщих выборов возникают государственно-правовые отношения между гражданами и подданными и центральными органами государственной власти. В обществе, таким образом, существует множество видов конституционно-правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.