Вопрос №14. Органы государства, осуществляющие финансовый контроль

Финансовый контроль, виды и значение.

Прежде чем рассматривать органы государства, осуществляющие финансовый контроль, их полномочия и функции, необходимо выяснить сущность понятия финансовый контроль, его значение и отличие от других видов контроля.

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и состояние финансового контроля. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:

· контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств,

· оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведённых расходов.

Финансовый контроль в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки, обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства.

Конкретные формы и методы организации финансового контроля - это практическое воплощение объективно присущего финансам, как экономической категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровне, так и на уровне отдельно хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и разносторонним.

Финансовый контроль призван обеспечивать как интересы и права государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроля за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также установленных правительством правил организации денежных расчётов, ведения учёта и отчётности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль: проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов – собственных, заёмных и привлечённых; анализ и сопоставление фактических результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчётности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый, постаудит, который включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Следовательно, финансовый контроль – важный элемент системы управления финансами.

Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в начале 90-х годов привели к существенной перестройке системы контрольных органов. В частности, в 1990 году были упразднены органы народного контроля; в связи с новой политической властью во главе с Президентом возник президентский контроль.

Появились новые органы финансового контроля: Федеральное Казначейство, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Счётная Палата, Федеральная служба налоговой полиции и другие. Перестроена структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрёл общественный финансовый контроль.

Однако с приходом к власти нынешнего Президента России была пересмотрена система и структура федеральных органов исполнительной власти, установленная первым Президентом РФ Ельциным Б.Н. Некоторые контрольные органы государства были ликвидированы за ненадобностью (как например, Федеральная служба налоговой полиции), другие просто преобразованы (так, Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ было преобразовано в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора). Эти меры Президента РФ повлекли за собой массовые увольнения специалистов, которые вынуждены были искать новые места работы, отличные от тех на которых они проработали в течении довольно продолжительного периода времени. Именно отток квалифицированных кадров из таких учреждений и явился, по-моему, причиной ухудшения обстановки в области финансового контроля со стороны вновь появившихся органов.

Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля, как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов, так и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Центрального банка России (ЦБ РФ), так и за деятельностью самого ЦБ РФ со стороны законодательных органов.

В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают значительные уточнения, вызванные изменением роли государства в экономике, в частности, сужается, центрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм; кредитных организаций и т.д. и меняется его содержание; происходит определённый сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного.

Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углублённому анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальных контролирующих органов представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков.

Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организации учёта в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчётная документация – главный объект финансового контроля.

Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многом зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы

Органы, осуществляющие финансовый контроль. Задачи и функции органов государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Я, как было уже сказано выше, отметил, что финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. Существует также классификация финансового контроля в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

· президентский;

· представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

· исполнительных органов власти;

· финансово-кредитных органов;

· ведомственный и внутрихозяйственный

· общественный;

аудиторский.

Принцип разделения власти, закреплённый в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов Федерации предусматривает контроль финансовой деятельности органов представительной (законодательной) власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчётов об их исполнении.

7.1. Счетная палата Российской Федерации

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.

Счетная палата РФ - это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.

В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату». Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются указанным выше Федеральным законом.

Счетная палата РФ - юридическое лицо, состоит из Предсе-дателя, назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть - Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты - инспекторов.

Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:

1) все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;

2) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне за-висимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

3) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельностью которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечисле-нием или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной собственностью.

В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность Счетной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд-жетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий;

Контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за:

Управлением и обслуживанием государственного долга;

Законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;

Эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

Представлением государственных кредитов, а также пред-ставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

Инспектора Счетной палаты при проведении ревизий и проверок наделены необходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу РФ. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность. Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемой организации, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта - заключения.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Счетная палата направляет представление органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяе-мых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в финансовой, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности предприятия, учреждения и организации, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

При проведении контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации. Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам и иные органы, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты. Деятельность Счетной палаты по закону является главной, результаты ее деятельности должны освещаться в средствах массовой информации.

Государственный финансовый контроль проводят органы законодательной и исполнительной власти. Законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие формы финансового контроля:

  • предварительный контроль в процессе рассмотрения и утверждения законов (решений) о бюджете и по другим финансовым вопросам;
  • текущий контроль при рассмотрении вопросов исполнения бюджетов, налогового законодательства и других финансовых вопросов на заседаниях комитетов, комиссий, во время парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
  • последующий контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Для осуществления финансового контроля со стороны представительных органов власти созданы специальные структуры. Например, парламентский контроль на федеральном уровне осуществляют комитеты и комиссии Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ, Счетная палата РФ.

Особое место в проведении парламентского контроля отводится Счетной палате РФ , которая функционирует в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Контролю по линии Счетной палаты РФ подлежат все государственные органы и учреждения (включая ЦБ РФ), а также все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности, муниципальные органы, общественные организации, использующие средства федерального бюджета.

В субъектах РФ имеются контрольно-счетные палаты, выполняющие функции, схожие с функциями Счетной палаты РФ.

Счетная палата РФ проводит глубокие проверки достоверности отчетов об использовании средств федерального бюджета. О результатах проверок она информирует Федеральное Собрание РФ, а по выявленным фактам разворовывания или нецелевого использования бюджетных средств направляет представления соответствующим следственным органам (Генеральной прокуратуре РФ, Следственному комитету РФ) для привлечения виновных к ответственности по закону.

Начиная с 2005 г. Счетная палата РФ перешла от обычных контрольных проверок и ревизий к так называемому аудиту эффективности — новому для России направлению финансового контроля, в процессе которого главное внимание уделяется не только и не столько выявлению законности совершаемых финансовых операций (что само по себе очень важно), но и эффективности произведенных расходов и их оправданности. Понятно, что переход к аудиту эффективности требует высокого профессионализма аудиторов Счетной палаты РФ, всех ее специалистов.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе РФ кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ. Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ как структурное подразделение Администрации Президента РФ.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им структур, в том числе и финансовых.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, подведомственных ему финансовых органов, вопросы бюджетного федерализма, межбюджетных отношений, единой политики в области финансов, денег, кредита.

Основным органом правительственного финансового контроля является Министерство финансов РФ, осуществляющее не только разработку финансовой политики, но и непосредственный контроль за ее реализацией. Минфин России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, контролирует организацию денежного обращения, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, использование кредитных и валютных ресурсов, а также государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ, другие вопросы функционирования государственной системы.

По результатам контроля Министерство финансов РФ вправе: требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета организаций и учреждений, допустивших незаконное расходование средств; взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением штрафов.

Контрольные полномочия Минфина России распространяются только на средства федерального уровня, так как бюджетное законодательство Российской Федерации предусматривает финансовую самостоятельность субъектов РФ и муниципальных образований.

Для усиления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также валютного контроля при Министерстве финансов РФ создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора она осуществляет контроль:

  • за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;
  • за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федератьного бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций;
  • за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее органы на местах имеют право:

  • проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильное использование денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;
  • проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, встречные проверки (сличение записей, документов);
  • направлять в проверенные организации, в их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения предстаапения или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Федеральная налоговая служба и налоговые инспекции на местах осуществляют функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех налогов и других платежей. Эта служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивающим представление в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ. Свою деятельность она осуществляет через территориальные органы — налоговые инспекции, которые выполняют следующие основные функции:

  • обеспечивают собираемость налогов и поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ;
  • осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных налогов в бюджет;
  • проводят проверки налогоплательщиков;
  • ведут учет плательщиков в бюджет, контролируют правильность начисления платежей организациями и гражданами, а также поступление платежей в соответствующий бюджет;
  • контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет;
  • ежемесячно представляют финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о суммах фактически поступивших налогов и других платежей в бюджет.

Несет ответственность за поступление таможенных пошлин и обязана:

  • проводить проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
  • проверять документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
  • приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
  • проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границ Российской Федерации, правильностью исчислений и уплатой таможенных пошлин.

Ответственные контрольные функции возложены на Федеральную службу по финансовому мониторингу, которая является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эта служба собирает, обрабатывает и анализирует информацию об операциях с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю (в настоящее время это операции на сумму свыше 600 тыс. руб. каждая). Такую информацию обязаны предоставлять этой службе все банки и другие кредитные организации, страховые компании, ломбарды, почтовые отделения. При наличии оснований, свидетельствующих о том, что операции связаны с отмыванием доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, Федеральная служба по финансовому мониторингу направляет информацию соответствующим правоохранительным органам.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации, деятельности товарных бирж, биржевых посредников. Эта служба обеспечивает государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банку РФ. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Органы исполнительной государственной власти общей компетенции

Это Правительство РФ, правительства, администрации субъектов РФ, направляющие и организующие деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также осуществляющие сами. Деятельность Правительства РФ в сфере финансов представлена большим числом направлений, охватывающих вопросы внутренного характера с учетом их международного значения.

В пределах своих полномочий Правительство РФ на основании Конституции РФ (ст. 114) и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. на 28 декабря 2010 г., № 8-ФКЗ) разрабатывает и реализует политику в сфере международного финансового сотрудничества; обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Вместе с тем к его компетенции отнесено принятие мер но регулированию рынка ценных бумаг; осуществление валютного регулирования и валютного контроля; руководство валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами. Одновременно в полномочия Правительства РФ входит руководство и контроль за деятельностью в области финансов федеральных министерств и других государственных ведомств, включая органы федеральной службы финансовой сферы, которые подотчетны ему.

Помимо этого, Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, и полномочиям совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному законодательству и международным обязательствам РФ Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия этих актов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство РФ принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок данной деятельности. Это относится к отраслевым органам государственного управления, включая органы, действующие в сфере финансов. Так, Правительством РФ утверждены положения о Министерстве финансов РФ, о ФНС России, о Федеральном казначействе и о других органах, закрепляющие функции по финансовому контролю.

Правительство РФ вправе образовывать свои комиссии, другие органы при нем с контрольными функциями, включая финансовые (например, Комиссия по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот; Комиссия по обеспечению доходов федерального бюджета; Федеральная комиссия по обеспечению формирования доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации). Соответственно возникающим задачам виды и перечень этих комиссий могут изменяться.

Создание комиссий может быть предписано Правительству РФ законодательным актом, в частности законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, основной сферой деятельности которых являются финансы. Финансовый контроль, проводимый государственными органами, специально предназначенными для осуществления финансовой деятельности, неотъемлемой частью которой являются соответствующие контрольные функции, имеет исключительно важное значение в силу своей регулярности и систематичности. К таким органам относятся органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ: федеральные службы — ФНС России, Росфиннадзор, Росфинмониторинг, Федеральное казначейство (федеральная служба), а также ФТС России и ФСФР России, находящиеся в ведении Правительства РФ.

В рамках своей компетенции они проводят контроль целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов; расходов, связанных с государственным внутренним и внешним долгом; формирования и сохранности Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; частично валютный и экспортный контроль; контроль использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней организациями и совершения сделок с ними, а также надзор и контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков, контроль за качеством аудиторских проверок и др. Эти функции соответственно их содержанию распределены между названными службами. Кроме того, в сфере своей компетенции финансовый контроль осуществляют ФТС России и ФСФР России.

В связи с выполнением контрольных функций все они взаимодействуют с правоохранительными органами.

Среди названных федеральных служб своей значимостью выделяется Федеральное казначейство (Казначейство России), что обусловлено его деятельностью в сфере бюджетной системы, которая является основным звеном финансового механизма государства (ст. 267 БК РФ). Казначейство России и его территориальные органы осуществляют финансовый контроль в процессе выполнения функций по исполнению федерального бюджета, кассового обслуживания бюджетов всех уровней, проводят предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Деятельность этих органов распространяется на бюджеты всех уровней.

Федеральное казначейство вправе применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований, а также меры по ликвидации последствий данных нарушений.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. В ее компетенцию входит контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами исполнительной власти всех уровней. Кроме того, она организует ведение единой информационной системы контроля и надзора в данной сфере. Соответственно этому Служба проводит ревизии и проверки, мероприятия по предупреждению, выявлению и устранению нарушений финансового законодательства.

В связи с образованием Росфиннадзора утратило силу постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации», а названные органы переданы в ведение данной Службы в качестве ее территориальных органов. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее органы вправе контролировать исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты, субвенции, субсидии и бюджетные кредиты из федерального бюджета в части данных средств (ст. 268 Б К РФ).

Служба и ее органы компетентны направлять в проверяемые организации и их вышестоящие органы представления или обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений.

Федеральная налоговая служба с подведомственными ей территориальными органами обеспечивает единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в соответствующие бюджеты. Кроме того, она осуществляет контроль над производством и оборотом табачной продукции, а также контроль за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов.

Налоговые органы наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ (гл. 15, 16, 18) закрепил эти полномочия и санкции, уточнив и конкретизировав их содержание, порядок применения, а также формы контроля.

Федеральная служба по финансовому мониторингу заменила собой Комитет РФ по финансовому мониторингу, который был создан в связи с ростом правонарушений в сфере финансов и денежного обращения, в особенности с использованием официально действующих организаций (банков, страховых компаний, ломбардов и др.) для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Эта мера была предпринята на основании Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. на 27 июня 2011 г., № 162-ФЗ) в целях создания правового механизма и специально уполномоченного государственного органа, призванных противодействовать данному явлению, негативно влияющему на экономику страны, на реализацию прав и законных интересов граждан, общества и государства. Данный Закон требует: усиления внутреннего контроля , проводимого самими организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом; обязательного контроля со стороны уполномоченного органа за этими операциями в установленных случаях (ст. 4, 6 Закона).

Федеральная служба по финансовому мониторингу выступает и как орган, координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, взаимодействует с Центральным банком РФ, а также компетентными органами иностранных государств.

К ее полномочиям отнесены: контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства; сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ; создание единой информационной системы в установленной сфере деятельности; участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества поданным вопросам и др. Служба наделена полномочиями по предупреждению и приостановлению незаконной деятельности: она вправе издавать постановления о приостановлении операций с денежными средствами и иным имуществом, разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению нарушений и т. д. В соответствующих случаях она обязана направлять информацию в правоохранительные органы.

Федеральная таможенная служба осуществляет контроль и надзор в области таможенного дела, в частности контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов и других таможенных платежей с принятием мер по их принудительному взысканию.

Кроме того, Служба выполняет функции агента валютного контроля в рамках своей компетенции, контролируя валютные операции резидентов и нерезидентов. В ее компетенцию также входит осуществление производства по делам об административных правонарушениях в названных сферах и рассмотрение таких дел в соответствии с КоАП РФ (см. Положение о Федеральной таможенной службе).

Федеральная служба по финансовым рынкам уполномочена проводить контроль и надзор в сфере финансовых рынков, в том числе контроль и надзор в сферах страховой и другой деятельности, за исключением банковской и аудиторской деятельности. Как непосредственно, так и через свои территориальные органы Служба контролирует порядок проведения операций с денежными средствами и иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В се компетенцию входит организация проверок эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, субъектов отношений по формированию и инвестированию названных фондов (см. Положение о Федеральной службе но финансовым рынкам).

Служба имеет право пресекать нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением физическими и юридическими лицами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции данной Службы.

Все упомянутые федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

Функции контроля возложены и на финансовые органы субъектов РФ - в отношении соответствующих бюджетов и иных денежных фондов, а также финансовые органы системы местного самоуправления - относительно местных бюджетов, других денежных фондов согласно их компетенции.

Органы, осуществляющие финансовый контроль.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. В Российской Федерации государственный финансовый контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Субъекты государственного финансового контроля:

– Счетная палата Российской Федерации;

– Центральный Банк Российской Федерации;

– Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление

– федерального Казначейства, департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление);

– Министерство РФ по налогам и сборам;

– Государственный таможенный комитет Российской Федерации;

– контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

– иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов России. Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

К основным задачам Счетной палаты отнесены:

– организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

– определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

– оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;

– финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных;

– правовых актов федеральных органов государственной власти;

– анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;

– контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

– регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения,

Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации. Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе Министерства финансов РФ создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ), осуществляющее в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет нижеследующие функции:

– проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

– контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

– проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;

– организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Осуществляя государственный контроль, Министерство финансов Российской Федерации имеет право:

– ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов не целевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

– взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствий с законодательством Российской Федерации.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ. Главными задачами Министерства РФ по налогам и сборам являются:

– выработка и проведение единой государственной налоговой политики;

– в сфере взимания налогов и сборов;

– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов в Российской Федерации;

– государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

Министерство РФ по налогам и сборам выполняет следующие функции:

– проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

– производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

– организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

– осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;

– анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

Государственные налоговые инспекции на территории субъектов Российской Федерации и городов с районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для Министерства РФ по налогам и сборам и Государственной налоговой инспекции по районам, городам без районного деления и районах в городах.

Государственная налоговая инспекция выполняет следующие функции:

– осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;

– обеспечивает своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражданами РФ,

– иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет;

– контролирует своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также

– проверяет достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, Дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;

– передает правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

– предъявляет в суд и в арбитражный суд иски;

– приостанавливает операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

– требовать от должностных лиц устранения нарушений законодательства о

– налогах;

– налагать административный арест на имущество юридических и физических

– лиц с последующей реализацией этого имущества в случае невыполнения

– обязательств по уплате налогов и др.

Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими

учреждениями кредитной системы. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банки осуществляют предварительный и текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки.

Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки. Банк России вправе назначить и осуществить проверку операций банков. Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта. Внутрихозяйственный контроль во многом зависит от главного (старшего) бухгалтера. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Главный (старший) бухгалтер осуществляет предварительный контроль за правильностью и законностью расходования средств.

Аудиторская деятельность - аудит - представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная - по решению хозяйствующего субъекта. Обязательная аудиторская проверка может также проводиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Результатом аудиторской деятельности является заключение (ревизионный сертификат), имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством. Выборные и другие органы местного самоуправления осуществляют местный финансовый контроль при утверждении местного бюджета, его исполнении и при утверждении отчета о его исполнении; устанавливают местные налоги и сборы на основе принципов, определенных законодательством России. Главы местной администрации, являющиеся высшими должностными лицами местного самоуправления, осуществляют местный финансовый контроль при исполнении местного бюджета, управлении объектами муниципальной собственности, реализации государственных программ приватизации муниципальных предприятий, объектов социально-культурного и бытового назначения, торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной собственностью, и при решении иных вопросов местного значения. Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль осуществляется в министерствах, комитетах и других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации.

13.Общегосударственный финансовый контроль.

§ Общегосударственный финансовый контроль

§ Основным функциональным назначением финансового контроля, осуществляемого в инте-ресах общества, является контроль за исполнением бюджета, поскольку последний представляет собой форму образования и расходования общественных средств для обеспечения деятельности ор-ганов власти по проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов Российской Федерации

§ Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов разных форм собственно-сти. Так, федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации представляют собой государственную собственность (соответственно собственность Российской Федерации и каждого субъекта), местные бюджеты - муниципальную собственность

§ В связи с разделением бюджетов по формам собственности финансовый контроль за их ис-полнением подразделяется на государственный финансовый контроль, осуществляемый как в мас-штабе Российской Федерации, так и в каждом субъекте Российской Федерации, и муниципальный финансовый контроль, проводимый на уровне местного самоуправления

§ Государственный (муниципальный) финансовый контроль может рассматриваться как одна из функций государственных органов) (органов местного самоуправления), представляющая собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля в целях установления полноты и своевременности формирования, обоснованности распределения и эффективности ис-пользования общественных финансовых ресурсов, а также государственного (муниципального) имущества, закрепленного за государственными (муниципальными) организациями и учреждения-ми

§ К общепринятым в мире функциям государственного и муниципального финансового кон-троля относятся: контроль за источниками поступления бюджетных средств; контроль за расходованием бюджетных ресурсов; контроль за использованием государственной и муниципальной собственности, проведением ее приватизации, национализации; контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов; контроль за обращением средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и иных кредитных учреждениях; контроль эффективности предоставления и законности использования льгот по налогообложе-нию и полученных дотаций; В 2000 г. Министерство финансов Российской Федерации утвердило Инструкцию о проведе-нии ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, в которой уточнены понятие, цель и задачи ревизионных проверок, порядок проведения ревизий, их оформления и реализации результатов ревизий

§ Задачами государственного и муниципального финансового контроля в России являются: проверка правильное формирования и исполнения бюджета и внебюджетных фондов; проверка состояния, целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государст-венного и муниципального имущества; проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности; контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валют-ной, таможенной и банковской деятельности; контроль за реализацией межбюджетных отношений; выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней; проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях; контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой под-держки регионам; пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, государственных дота-ций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или ре-гионов; выявление фактов расточительства и финансовых злоупотреблений, применение адекватных мер наказания к виновным лицам

§ Законодательные (представительные) государственные органы и органы местного само-управления осуществляют финансовый контроль в следующих формах: предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетным вопросам; текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на засе-даниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюдже-тов

§ Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на внутренний и внешний. Внешний финансовый контроль осуществляют специальные органы, созданные и дейст-вующие независимо от исполнительной власти. Внутренний финансовый контроль осуществляют органы исполнительной власти, создаваемые самой исполнительной властью. К нему можно отне-сти и ведомственный контроль, проводимый контрольно-ревизионными отделами министерств и ведомств в подведомственных организациях и учреждениях с целью проверки расходования бюд-жетных средств, выделенных по подведомственному признаку бюджетной классификации, а также использования различных видов финансовой помощи из бюджета. Представительные и исполни-тельные органы разных уровней власти осуществляют финансовый контроль за исполнением соот-ветствующих бюджетов согласно Конституции Российской Федерации, Бюджетному кодексу Рос-сийской Федерации, Федеральным законам «О Центральном банке Российской Федерации» от 2 де-кабря 1990 г. № 394-1, «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ, «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ, «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ, дру-гим федеральным законам, Указу Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспече-нию государственного финансового контроля в Российской Федерации», Постановлению Прави-тельства РФ от 6 августа 1998 г. № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Ми-нистерства финансов Российской Федерации», конституциям, уставам и законам субъектов Россий-ской Федерации, уставам муниципальных образований, другим правовым актам органов местного самоуправления. Вопросы государственного финансового контроля нашли также отражение в нало-говом и валютном законодательстве, в Таможенном кодексе Российской Федерации

§ Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на Счегную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Главное контрольное управле-ние Президента РФ, Министерство финансов Российской Федерации и его структурные подразде-ления (Главное управление федерального казначейства, Департамент государственного финансово-го контроля и аудита и их территориальные органы), Министерство по налогам и сборам Россий-ской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, финансовые органы федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств

§ Одним из основных органов государственного финансового контроля является Счетная па-лата Российской Федерации. Она должна организовывать и осуществлять контроль за своевремен-ным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению

§ Главное контрольное управление Президента Российской Федерации контролирует деятель-ность органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, органов ис-полнительной власти субъектов Российской Федерации, рассматривает жалобы и обращения граж-дан и юридических лиц

§ Министерство финансов Российской Федерации осуществляет внутренний контроль за ис-пользованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюд-жетов; организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц - получателей га-рантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций

§ Департаменту государственного финансового контроля и аудита, а также контрольно-ревизионным управлениям Минфина России в субъектах Российской Федерации поручен государ-ственный финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами, осуществляемыми глав-ными и нижестоящими распорядителями кредитов, а также получателями бюджетных средств, кре-дитными организациями. Указанные органы участвуют в осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, организуют и проводят реви-зии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъ-ектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Федеральное казначейство про-водит предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями, другими участниками бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюдже-там государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе указанного контроля и координирует их работу

§ Министерство по налогам и сборам Российской Федерации контролирует полноту и свое-временность поступления платежей в соответствующий бюджет. Основным направлением его дея-тельности является предупреждение, выявление, пресечение и расследование налоговых преступле-ний или административных правонарушений. Активное содействие этому оказывают Налоговая по-лиция и Казначейство

§ Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый кон-троль за использованием бюджетных средств их получателями. Контролю подлежит соблюдение целевого назначения и своевременный возврат бюджетных средств, а также представление отчетно-сти и внесение платы за пользование названными средствами. Указанные контрольные органы про-водят проверки подведомственных государственных и муниципальных организаций, бюджетных учреждений

§ Основная задача, стоящая перед налоговыми органами, - убедиться в функционировании системы регистрации и обработки информации и оценить ее адекватность как основы для составле-ния расчетов и деклараций по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды

§ До 1 января 2002 г. для целей налогообложения использовались данные бухгалтерского уче-та. Поэтому в рамках проводимых проверок налоговые органы в первую очередь оценивали степень достоверности, полноты и точности этих данных

§ С 1 января 2002 г. согласно положениям главы 25 НК РФ введена самостоятельная система учета данных в целях налогообложения - налоговый учет. Как указано в ст. 313 НК РФ, налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмот-ренным Налоговым кодексом Российской Федерации. Введение налогового учета не означает, что данные бухгалтерского учета не будут предметом проверок, проводимых налоговыми органами. Во-первых, все налоги (за исключением налога на прибыль) по-прежнему исчисляются на основе дан-ных бухгалтерского учета. Во-вторых, в том случае, если порядок бухгалтерского и порядок нало-гового учета для целей расчета налоговый базы по налогу на прибыль совпадают, налогоплатель-щики вправе использовать данные бухгалтерского учета в целях налогообложения

§ Осуществление финансового контроля за полнотой и своевременностью исполнения ком-мерческими структурами своих обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами является крайне важным направлением деятельности контрольных органов, поскольку налоговые источники формирования бюджета составляют значительную часть его доходов (примерно четыре пятых). Их величина напрямую связана с доходностью, устойчивостью и платежеспособностью субъектов хо-зяйствования. Поэтому особое внимание должно уделяться вопросам эффективности производст-венной и финансовой деятельности объектов контроля. Глубокое изучение и знание ее состояния позволит формировать материал для системы прогнозных оценок и предложений относительно со-вершенствования нормативной базы по вопросам учета и налогообложения, элементов экономиче-ской политики и возможного предотвращения финансовых нарушений в сфере экономики

§ Для решения поставленных задач и осуществления своих функций органы государственного и муниципального финансового контроля используют такие методы, как проверка, ревизия, обсле-дование, анализ

§ Понятия проверки и ревизии приведены в Инструкции «О порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации», утвержденной приказом Минфина России от 14 апреля 2000 г. № 42н

§ Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документаль-ной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хо-зяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бух-галтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативны-ми актами установлена ответственность за их осуществление

§ Обследование - это ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопросами финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля

§ В контрольной практике встречаются приемы документального и фактического контроля

§ Существуют две большие группы приемов документального контроля, которые можно обо-значить следующим образом: 1. Приемы формально-правовой проверки документов, которые включают: проверку соблюдения правил составления, полноты и подлинности оформления документов; сопоставление учетных и отчетных показателей с показателями бизнес-планов и установлен-ными нормативами; проверку соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций; проверку соответствия отраженных в документах операций законодательно установленным нормам; проверку арифметических расчетов - перерасчет, т.е. арифметический (счетный) контроль

§ В условиях компьютерной обработки учетно-аналитической информации приемы данной группы могут быть в значительной мере автоматизированы и контролироваться программно

§ 2. Приемы проверки реальности (достоверности) отраженных в документах обстоя-тельств и процессов (их соответствие совершаемым хозяйственным операциям также в ряде случаев может быть автоматизировано в условиях компьютерной обработки учетно-аналитической инфор-мации). В их состав входят: сопоставление данных документов, отражающих операции, с данными документов, которые явились основанием для этих операций; подтверждение (сверка расчетов); проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, правильности корреспон-денции счетов; прослеживание (сканирование); аналитические процедуры; специальные методы, в число которых входят встречная проверка, взаимная проверка, кон-трольное сличение, восстановление натурально-стоимостного учета, логическое исследова-ние хозяйственных операций; подготовка альтернативных балансов (как промежуточных - сырья, материалов, выхода продукции, так и заключительного бухгалтерского, хорошо известного в западной аудитор-ской практике как пробный баланс)

§ 3. Приемы фактической проверки, к которым относятся: инвентаризация; осмотр; наблюдение; контрольный запуск сырья в производство; лабораторный анализ качества товаров, сырья, готовой продукции; экспертная оценка; проверка объема выполненных работ; проверка соблюдения трудовой дисциплины и фактического использования рабочего време-ни; получение устных и письменных объяснений, справок и ответов на заранее разработанные анкеты; контрольная покупка; другие

Управление финансами в Российской Федерации осуществляется финансовым аппаратом, под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.

Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты.

В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

В соответствие с Конституцией РФ общее управление финансами в РФ осуществляют высшие законодательные органами власти страны. Важное место в управление занимают Президент РФ и Правительство РФ.

Президент РФ - глава государства. Президентский контроль осуществляется путем реализации прав Президента РФ по формированию нормативно - правовой базы, в том числе регламентирующей организацию контроля, и прав по формированию состава Правительства РФ.

В области управления финансами он осуществляет следующие функции:

1. вносит в Государственную Думу законопроекты по финансово - бюджетным вопросам; подписывает и обнародует федеральные законы;

2. обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодным бюджетным посланием о бюджетной политике государства на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу;

3. использует средства резервного фонда, предусмотренного в федеральном бюджете на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных Президентом РФ. и др.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. Правительство РФ в области управления финансами осуществляет следующие функции:

1. разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; предоставляет Гос. Думе отчет об исполнении государственного бюджета;

2. обеспечивает проведение в РФ единой кредитной, денежной и финансовой политики;

3. организует, регулирует, контролирует и координирует деятельность по оперативному государственному управлению финансами в РФ.

Оперативное управление финансами в Российской Федерации осуществляют финансовые органы РФ - звенья единой системы государственного управления финансами России.

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.

Счетная палата РФ -- это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г.

В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату".

Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:

1. Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

2. Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;

3. Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

4. Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

5. Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий и др.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов РФ" осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Таким образом, в настоящее время Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб (См. рис. 3).

Рис. 3

Основными задачами являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей.

Среди основных функций Минфина России в соответствии с указанными задачами можно назвать:

1. Разработку проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;

2. Разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;

3. Разработку проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

4. Координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;

5. Управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и др.

Для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ.

Федеральное казначейство в соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Органы Казначейства осуществляют следующие главные задачи:

1. Организация и осуществление контроля за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства;

2. Регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

3. Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету РФ, о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;

4. Управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ и др.

Министерство РФ по налогам и сборам, являясь правопреемником Государственной налоговой службы РФ.

Служба осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, несет ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

На федеральные органы налоговой полиции возложены следующие задачи:

1. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

2. Защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

3. Предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Таможенное дело в Российской Федерации в соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) осуществляют непосредственно таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами.

Основными задачами являются:

1. Обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов РФ;

2. Обеспечение единства таможенной территории РФ;

3. Организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности;

4. Обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу, а также иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ.

Финансовый контроль, осуществляемый Центральным банком РФ, отличается рядом особенностей в силу специфики своего правового положения. Банк России организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, соблюдением ими банковского законодательства и нормативных актов, а также законодательства о валютном регулировании и денежном обращении. При этом преследуется главная цель - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства. Контрольную функцию Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора.

Итак, повышение качества и оперативности финансового контроля - это целая система организационных, методических и правовых мероприятий, направленных на совершенствование видов и форм контроля, обеспечение тесного взаимодействия всех органов, осуществляющих контрольные функции.