МАНУ ЗАКОНЫ (санскр. Манавадхар-машастра)

древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в обществе системой взглядов и религиозными догматами брахманизма. Составление М.з. индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей Ману. В дошедшем до нас виде М.з. были составлены, по-видимому, около II в. до н.э. - I в. н.э. М.з. написаны на санскрите, содержат 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав. Поскольку в Древней Индии понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, не было, повседневная жизнь подчинялась религиозно-этическим правилам. Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в гл. 8 и 9. Главное в М.з. - закрепление существующего варнового строя. М.з. дают описание индийских варн. Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую входили знатные жреческие роды, и кшатрии - военная знать. При этом брахманы, выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение, занимали наиболее почетное место в обществе. Их называли "авадхья" - неприкосновенные. Третью варну - вайшьев - составляла основная масса свободных общинников. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Если чужаки и принимались в общину, то равных прав не получали. Они не допускались к решению общественныхдел, не участвовали в племенном собрании: не проходили обряда посвящения - "второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины. называвшиеся "дважды рожденными" (двиджати). Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись "единожды рожденными".

В период создания М.з. в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением. М.з. указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Среди основных видов собственности М.з. называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны. В М.з. говорится: если царь взимает налоги, не охраняя подданных, то он немедленно идет в ад: такой царь называется "крадущим шестую часть урожая". За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В М.з. говорится. что, если несобственник поля засевает его своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить. заложить, сдать в аренду. М.з. охраняли и движимое имущество (наиболее значительное: рабы. скот, инвентарь). В них упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль, стремилась ограничить частное землевладение. Обяза-тельственные отношения получили в М.з. довольно тщательную разработку.

В основном в них говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он обязан был его отработать. При этом кредитор. принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать должника высшей касты. Лицо более высокого происхождения, чем должник, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому М.з. значительное внимание уделяют именно этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, вайшьи. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая. в скотоводстве - 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же это было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгое время. Известен был в Древней Индии и договор аренды земли. Этот договор получил распространение в связи с процессом имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее. Купля-продажа - один из договоров, о котором упоминается в М.з. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества.недостаточный повесу. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что существовало ограничение торговли людьми и торговля считалось занятием для высших каст. Упоминается в М.з. договор дарения. Устанавливая положения, регулирующие отдельные виды договоров, М.з. формулируют и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействительной считалась сделка, совершенная с обманом, принуждением, с нарушением обычаев, принятых в деловых отношениях. Сделка расторгалась таким же образом, как и заключалась-М.з. известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред , причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения в Древней Индии были основаны на большой патриархальной семье. Глава семьи - муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. М.з. определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей, ибо "женщина никогда не пригодна для самостоятельности". М.з. прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетелей. Хотя М.з. как высшую норму провозглашают "взаимную верность до смерти", муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать к той же варне. что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей вар-ны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми. Все имущество семьи было общим достоянием. но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по \" /^ своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

Уголовное право, представленное в М.з., с одной стороны, отличается до-МАРКС 999

вольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, соучастие, тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, Законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. Среди преступлений, называемых М.з., на первом месте - государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений М.з. не дают, что является характерной чертой для всех древних кодификаций. Более подробно они описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений М.з. большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что они четко различают кражу как тайное похищение имущества и грабеж, совершаемый в присутствии потерпевшего и с насилием по отношению к нему. Меры, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом М.з. предписывают казнить, не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, царю следует, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже отрезали два пальца, при второй - руку и ногу, при третьей - казнили. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней; укрыватель вора нес такое же наказание,как и вор.

М.з. дают общее представление о процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, сам процесс носил состязательный характер. М.з. называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга,заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, невозвращение полученного, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом,спор о границе,клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад и т.д.

Основным источником доказательств служили свидетельские показания. М.з. весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к варне. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. Не допускалось в качестве свидетеля заинтересованное лицо. Не могли быть свидетелями женщины "вследствие непостоянства ума". При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и др.

М.з. осуждали всякое насилие, совершенное над личностью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Насилием считалось убийство и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось. Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. М.з. устанавливают суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины. М.з. определяют наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их. Они предписывают применять наказание с учетом всех обстоятельств совершенного преступления, степени его сознательности. Несправедливое наказание "лишает неба в другом мире". Вместе с тем при определении кары за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко проявилась классовая сущность древнеиндийского права. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменяется бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление,затравливание собаками и др.: членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

штрафы, изгнание, тюремное заключение (далеко не полный перечень). Кровная месть в М.з. не упоминается - видимо, в то время она уже не применялась.

Лит.: Законы Ману: Пер. с санскрит. М., 1960.

Филиппова Т.П.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "МАНУ ЗАКОНЫ" в других словарях:

    - (древнеиндийск. Mānava dharma çāstra между II в. до христ. эры и IV в. после христ. эры) знаменитый памятник дидактической литературы древней Индии, излагающий в эпических двустишиях (шьлока) космогонические мифы (отдел I), культово… … Литературная энциклопедия

    МАНУ ЗАКОНЫ - (санскрит. Манавадхармашастра), др. инд. сборник предписаний, определяющих поведение в частной и обществ. жизни каждого индийца в соответствии с господствовавшими в др. инд. рабовладельч. обществе системой взглядов и религ. догматами брахманизма … Демографический энциклопедический словарь

    МАНУ ЗАКОНЫ - ЗАКОНЫ МАНУ … Юридическая энциклопедия

    Памятник древнеиндийского права; сборник предписаний и правил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными и этическими догматами брахманизма. Содержит также наставления об управлении… … Юридический словарь

    Большой Энциклопедический словарь

    Наиболее известная из Дхармашастр сборников предписаний и правил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догматами брахманизма. Содержит также наставления об управлении государством и по… … Энциклопедический словарь

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются Законы Ману.

Дхармашастры - правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами. Видный санскритолог Г. Бюлер утверждал, что основой Дхармашастры Ману явилась какая-то недошедшая до нас дхармасутра. Его точка зрения встретила серьезные возражения со стороны П.В. Кане и К. П. Джаясвалы, отстаивающих самостоятельный характер возникновения «Манавадхармашастры». Спор будет решен в пользу Г. Бюлера, конечно, только тогда, когда древняя дхармасутра будет найдена. Но точка зрения Г. Бюлера, что дхармащастра Ману в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. до н.э. -II в. н. э., в науке утвердилась. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав более древними считаются II-VI главы. Но и в них имеются стихи, которые признают позднейшими добавлениями Ильин Г.Ф.. Предисловие к «Законам Ману» / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С. 4. .

Авторами Законов Ману были, по-видимому, мудрецы одной из древнеиндийских брахманских школ. Они же дали этой кодификации имя Ману, одного из мифических прародителей человека. Язык, на котором написаны Законы Ману, называется санскритским, это язык древних индусов.

«Законы Ману» в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. До нас дошли комментарии Медхатитхи (IX в.), Говиндараджи ХП- XIII вв.), Нараяны (XIV в.), Куллюкабхатты (XV в.), Рагхавананды (XVII-XVIII вв.), Нанданы и Рамачандры (XVIII в.).

Первый перевод «Законов Ману» с санскрита на английский язык был издан еще В. Джонсом в 1794 г. «Законы Ману» и после этого неоднократно переводились полностью или частично на европейские языки.

Слово «дхарма» означало совокупность правовых, моральных, этических и других норм, определяющих добродетельность человека и правила жизни в зависимости от его общественного положения. В самих «Законах Ману» дается следующее перечисление признаков дхармы: «Постоянство, снисходительность, смирение, непохищение, чистота, обуздание чувств, благоразумие, знание Веды, справедливость и негневливость - образуют дхарму, обладающую десятью признаками» Стих VI. 92 Законов Ману / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С 62. Выполнение этих общих предписаний наряду с присущими каждой варне и означало выполнение дхармы. Итак, дхармашастра Ману-это сборник таких предписаний члену общества, исполнение которых считается в соответствии с господствующей системой взглядов и религией добродетелью. Дхармашастры были только основой законодательства, но отнюдь не кодексами самих действующих законов.

«Законы Ману» содержат 2684 стихов (шлок), которые разбиты на 12 глав:

I глава излагает сведения о мироздании и его Творце (божественном Самосущем), о происхождении основных четырех сословий (варн) и главенствующей роли брахманов в охранении сокровищницы вселенского Закона, которому следуют и люди;

II глава повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед, в частности « к той дхарме, которая одобрена сердцем, которой следуют ученые, добродетельные, свободные от ненависти и страстей» Стих II. 1 Законов Ману / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С 43..

После изучения Вед человек считался приуготовленным для новой духовной жизни - «дваждырожденным» (двиджати). В этой же главе говорится о роли обычаев, обрядов и ритуалов, а также «запомненной священной мудрости» дхармашастр;

III глава содержит нормы и требования к семейной жизни, правильному браку (анулома), а также повествует о последствиях неправильных браков (пратилома) и требованиях к соответствующим обрядам;

IV, V, VI главы содержат сведения о способах сакрализации повседневной жизни: повседневные правила гигиены, распорядка дня, перечисление запретных поступков, описание ритуалов очищения и аскетических норм и образа жизни.

VII глава рассказывает о дхарме царя, о роли наказания в правосудии, поддержании порядка и «защите всех творений»; в ней даются советы по делам административным, налоговым, военным и др.;

VIII глава посвящена 18 поводам для обращения в суд (нарушение договорных отношений, преступные деяния: кража, насилие, клевета, оскорбление действием, игра в кости, прелюбодеяние, осквернение ложа духовного наставника-гуру, распитие хмельных напитков и др.), а также роли закона и правилам судопроизводства и вынесения решения о наказании, освобождению от наказания в случае необходимой обороны (защита от насилия ребенка, женщины и священника-брахмана).

IX глава повествует о «вечном законе для мужа и жены» в их семейной жизни, о личных и имущественных правах и обязанностях членов семьи, о наследовании, о наказаниях и роли царя в наложении наказаний;

X глава содержит правила, общие для трех дваждырожденных варн; семь законных способов приобретения собственности; десять способов существования, дозволенных всем людям в бедственном положении; дхармы, общие всем четырем варнам;

XI глава посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых (каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных, межварновых браков, нарушивших дхарму).

XII глава дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственности человека за недостаточный контроль за своими мыслями, словами и своим телом.

Вывод: Таким образом, «Законы Ману» это древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском рабовладельческом обществе системой взглядов и религиозными догматами. Нормы, содержащиеся в «Законах Ману» носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии еще не было. Свод законов Ману является по существу дхармашастрой, этическим кодексом. Дхармащастра Ману- это сборник таких предписаний члену общества, исполнение которых считается в соответствии с господствующей системой взглядов и религией добродетелью. Ильин Г.Ф. Предисловие к «Законам Ману» / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С. 6. Он прославляет обычаи и условности в то время, когда они начали терять свое значение. Законы Ману основывают свои постановления на древних обычаях, господствовавших в индусских поселениях на берегах Ганга.

Законы Ману представляют собой сборник правил и норм (дхарм). Их основная задача - определить поведение индийского народа в повседневной жизни.

Актуальность исследования

Для чего изучаются Законы Ману? Характеристика источника позволяет узнать культуру и социально-экономическую Данная цивилизация является одной из самых древних в мире. Сложилась она в долине Инда более четырех тысячелетий назад. Центрами этой цивилизации были Харапп и Махенджо-Ларо. В месте, где существовали эти города, были проведены археологические раскопки. Их результаты позволили установить тот факт, что в центрах древнеиндийской цивилизации были хорошо развиты ремесленное производство, торговля и земледелие. Имелось в них и имущественное расслоение общества. Об этом периоде истории Индии наука располагает весьма скудными сведениями.

Наиболее многочисленные данные о культуре и социально-экономических связях индийского народа имеются за тот временной промежуток, который начинается во второй половине первого тысячелетия до н. э. и заканчивается первым веком новой эры. Это так называемый магадхо-маудийский период, в течение которого существовало самое крупное не только в Индии, но и на всей территории Древнего Востока. Им была империя Маурьев.

Литературными памятниками данного периода являются многочисленные религиозно-ритуальные и правовые брахманские компиляции - дхармашастр и дхармасутр. Есть среди них и наиболее известные в настоящее время. К ним можно отнести дхармашастру, или Законы Ману.

Общее описание

Религиозно-моральные наставления, изложенные в стихотворной форме, - вот что представляют собой Законы Ману. Общая характеристика этого сборника дает представление об индивидуальной и общественной жизни народа Древней Индии. Считается, что наставления, изложенные в данном своде, даны от имени полубога Ману, являвшегося легендарным прародителем всего человечества.

Слово «дхарма» происходит от санскритского. Оно обозначает «единое, поддерживающее и охватывающее все вещи». Дхарма - это космический вечный порядок или закон, который включает в себя обычные права и нормы, установленные в государстве. Дхарма всегда считалась также законом общественной и индивидуальной жизни. Следовать ей должны были все в обязательном порядке.

Весьма значимыми в жизни древнеиндийского народа были Законы Ману. Общая характеристика, источники, структура этого сборника в настоящее время уже тщательно исследованы учеными-историками.

Каковы же Законы Ману (общая характеристика)? Кратко основную направленность данного документа можно понять из описания его глав. В первой излагаются сведения о мироздании, а также о божественном Самосущем (Творце). Говорится в ней и о происхождении варн (основных 4 сословий), а также о роли брахманов, охраняющих сокровища вселенского Закона, предначертанного для всех людей.

Во второй главе дается повествование о воспитании индуса, придерживающегося правовых норм. Согласно ему человек должен быть приобщен к знанию Вед. Только в таком случае его можно считать подготовленным к новому духовному существованию. Повествует вторая глава о той роли, которую играют ритуалы и обычаи в жизни правоверного индуса. Говорится в ней и о священной мудрости, которой является дхармашастр.

Какие еще направления включают в себя Законы Ману? Общая характеристика свода правил описывает требования, а также нормы, предъявляемые к семейной жизни. Их можно прочесть в главе III. В тексте этого раздела говорится о правильных браках (ануломах) и о последствиях неправильных семейных уз (пратилом). Здесь же выдвигаются и требования к проводимым обрядам.

В главах от IV до VI приводятся сведения о повседневных правилах гигиены, способах сакрализации обыденной жизни, а также о правильном распорядке дня. В них же даются перечисления запрещенных поступков, описываются ритуалы очищения и образ жизни.

Какие еще нормы содержат в себе Законы Ману? Общая характеристика седьмой главы может дать представление о дхарме, которой должен придерживаться царь. Излагается в этом повествовании о той роли, которую играет наказание и правосудие, поддержание порядка, а также защита «всех творений». Даются в VII главе советы, касающиеся налоговых, административных, военных и других дел.

Интересны Законы Ману, характеристика статей этого документа, касающаяся поводов, по которым следует обращаться в суд. Всего их насчитывается 18. Изложены они в главе VIII. По Законам Ману поводом для может стать преступное деяние или нарушение заключенных договорных отношений, насилие или кража, оскорбление действием или клевета, прелюбодеяние, игра в кости и т. д. Описаны в этой главе правила о принятии решения о наказании. Здесь же говорится о невиновности тех, кто действовал с целью защиты от насилия женщины, ребенка или священника-брахмана.

Поведение в семье также описывают Законы Ману. Общая характеристика девятой главы дает представление об имущественных и личных правах мужа и жены, а также об их обязанностях и правах наследования. Излагается здесь и роль царя, налагающего наказание в случае нарушения описанных норм.

В X главе Законов Ману можно найти правила для варн. Они включают в себя 7 законных способов, по которым возможно приобретение собственности, а также 10 способов, которые дозволены для существования тех, кто находится в бедственном положении.

XI глава регулирует образ жизни неприкасаемой касты, которая появляется при заключении межварновых, смешанных, неправильных браков, осуществленных в нарушение дхармы.

В главе XII дается предписание относительно ритуалов, культа, а также обязанностей их участников. Здесь же повествуется о той ответственности, которую несет человек при недостаточном контроле над своим телом, мыслями и словами.

Таковы Законы Ману. Общая характеристика (кратко) всех его глав позволяет получить представление об этом документе.

Формирование общества

Социальное расслоение древнеиндийского народа началось еще в недрах существующих племенных общин. Характеристика Законов Ману позволяет получить об этом процессе наиболее полное представление.

Родоплеменные отношения постепенно разлагались. Данный процесс был частью исторического развития общества. Более влиятельные и сильные роды сосредотачивали в своих руках военную охрану, функции управления и жреческие обязанности. Итогом этого стало развитие имущественного и возникновение рабовладения. Племенная верхушка превратилась в родовую аристократию.

Социальное деление в происходило по кастовой системе. Все население было разделено на четыре группы - варны:

Брахманы (жрецы);

Вайшы (земледельцы);

Кшатрии (воины);

Шудры (неприкасаемые).

Характеристика Законов Ману дает четкое представление о том, что являлось основным критерием для деления населения на группы. Так, брахманы обязаны были изучать Веды уже с восьми лет. Их считали совершеннолетними с шестнадцатилетнего возраста. Кшатриям было положено изучать Веды с одиннадцати лет. Их совершеннолетие наступало с двадцатидвухлетнего возраста. С двенадцати лет изучали Веды вайшы. Они согласно Законам Ману становились совершеннолетними только в двадцать четыре года.

Еще одним критерием, позволяющим выявить принадлежность человека к той или иной варне, был факт его рождения. Со временем появлялись смешанные браки. В связи с этим возникло и другое деление социальной принадлежности человека, которое учитывало происхождение его родителей.

Отдельной варной являлись неприкасаемые (шудры). Им нельзя было селиться в местах обитания других сословий, а одеваться по Законам Ману они должны были только в лохмотья. По юридическому статусу этих людей приравнивали к собакам.

Основой социальной структуры древнеиндийского государства являлась община. Она представляла собой коллектив свободных земледельцев, или, проще говоря, деревню. Община в Древней Индии - самостоятельный самоуправляющий орган. Если говорить про Законы Ману, характеристика ст. 219 является конкретным подтверждением того, что коллектив свободных земледельцев имел возможность себя экономически обслуживать, заключая сделки даже с частными лицами.

Формирование каст (джати)

С развитием общества и углублением процесса разделения труда продолжался процесс его расслоения. Четкое представление об этом дают Законы Ману (общая характеристика). Деление на варны и джати (касты) существует в Индии и на сегодняшний день.

В средневековом государстве существовала следующая иерархия:

Высшие касты, представленные классом средних и крупных феодалов;

Низшие касты, в которые входили торговцы и ростовщики, мелкие феодалы и землевладельцы.

Джати в отличие от варн представляли собой своеобразные корпорации. Внутри каст были сформированы органы управления, существовали специфические обряды, обычаи и ритуалы. Такая корпорация всецело поддерживала своих членов и стояла на страже их интересов.

О многих специфических особенностях Индии могут рассказать Законы Ману (общая характеристика). Деление на варны и джати существовало только в этом государстве. При этом касты обладали строго иерархичной системой. Законы Ману позволяли заключать браки только между членами джати, утверждали наследственное членство и т. д.

Право собственности

Изучив Законы Ману, общая характеристика источников институтов этого государства становится очевидной. Все они сгруппированы по отдельным отраслям права. Причем основных направлений несколько. Это и уголовное право, и право собственности, а также наследственное и обязательное право. Все они отражены в Законах Ману.

Особенно хорошо разработано в Древней Индии было право собственности. Его основными компонентами считали владение (бхукти), распоряжение (свамью), а также пользование (бхагу).

Тем, кто исследует Законы Ману, характеристика глав этого документа укажет на множественные предписания, направленные на охрану права собственности различных видов движимого имущества, скота, домашнего инвентаря, зерна, а также рабов. Принадлежать человеку могла и земля. Однако она становилась собственностью по прошествии длительного срока владения ей (30-60 лет) при условии добросовестного с ней обращения. Тот, кто бросал свой участок в период сева или жатвы, по Законам Ману должен был быть оштрафован. Такое же наказание ждало и того, кто нарушал правила купли-продажи.

На различные стороны жизни общества Древней Индии указывают нам Законы Ману. Характеристика основных институтов права дает понимание бесправного положения в государстве рабов. Они могли быть собственностью общины или частного лица. Некоторые рабы трудились непосредственно на государство.

Обязательное право

Согласно Законам Ману любой из договоров рассматривался в качестве добровольного соглашения. Определенные обязательства налагались на ту сторону, которая причинила ущерб или необоснованно обогатилась.

Нормы права Древней Индии описывали возможные а также их основные положения и возникающие при этом отношения. Считалось, что документ имел силу только в случае добровольного согласия сторон. Договор, заключенный пьяным или безумным человеком, а также ребенком или рабом силы не имел. На это тоже указывали Законы Ману. Общая характеристика и основное содержание глав, касающихся института права, свидетельствуют о том, что наиболее хорошо был разработан договор займа. Нормы права в данном вопросе отразили обычаи, формировавшиеся на протяжении многих веков. Так, в Древней Индии было широко распространено ростовщичество. При этом узаконены были высокие процентные ставки по таким договорам. Должник по нормам права находился от кредитора в полной зависимости. Допускалось получение долга принуждением и хитростью, силой и т. д. В Законах Ману защиты от таких действий не предусматривалось. Помимо этого, должник, который посмел подать на кредитора жалобу, сам подвергался штрафу. Не избавляла от обязанностей даже смерть. Долг автоматически переходил на родственников. Высокие кредитные ставки и тяжелое положение населения были причиной широкого распространения института долгового рабства.

В области права Древней Индии особое место отводилось договору личного найма. Статьи Законов Ману возможности рабов и рабочих часто упоминали в совокупности. Права тех, кто трудился по договору личного найма, часто нарушались. На работника по всякому поводу налагались штрафы, в результате чего он практически никогда не получал причитающейся ему платы. Такое тяжелое положение вынуждало людей отказываться от свободы за обычное содержание. В то же время Законы Ману рекомендовали высшим кастам всячески избегать наемного труда.

Семейные и брачные отношения

Данную отрасль права отражает девятая глава Законов Ману. Уже первые ее статьи утверждают подчиненное положение женщины в семье, которая должна беспрекословно подчиняться отцу, а также мужу и сыну. При отсутствии таковых царем должен быть назначен опекун.

В Законах Ману говорится и о том, что отец не имеет права брать за свою дочь вознаграждение. Однако в Древней Индии брак являлся ничем не прикрытой продажей. Зачастую супруги имели большую разницу в возрасте. Такое положение дел было связано с низким брачным возрастом.

По Законам Ману младший брат не имел право жениться раньше, чем старший. Также нормы запрещали браки кровных родственников вплоть до седьмого колена. Отдельные статьи посвящаются охране жены и «чистоте потомства». Эти обязанности Законы Ману возлагают на мужа (глава IX, ст. 6, 7).

Право наследства

В Древней Индии существовали свои традиции. По предписаниям, данным Законами Ману, собственность отца должны были получать только сыновья. На наследство не имели права слабоумные, государственные преступники, люди, изгнанные из касты, и т. д. Жена имела право на собственность только своего сына, если у него не было детей.

В Законах Ману был установлен порядок наследования. В наследство не должно было входить все подаренное. Собственность переходила в руки родных сыновей. Если их не было, то все нажитое отдавалось сыновьям дочери. Далее наследниками считались сыновья, покинувшие дом, а затем принятые обратно. При отсутствии таковых все имущество могло перейти к гуру. Это был домашний жрец. Если не было ни его, ни дочерей, то все нажитое отправляли в царскую казну.

На основании проведенного анализа Законов Ману можно сделать вывод о том, что они являются древним образцом наследственного права. Завещания в те времена не составлялись. Право наследования переходило только по этому своду правил.

Суд и наказание

В Законах Ману отражены такие понятия, касающиеся уголовного права, как «рецидив», «формы вины», «соучастие», а также «тяжесть вины» в зависимости от того, к какой варне принадлежит виновный или потерпевший.

Отражает сборник правил и норм Древней Индии и виды преступлений. Они делятся на:

Государственные;

Против собственности;

Против личности;

Посягающие на отношения в семье.

Утверждали Законы Ману и различные наказания. Среди них:

Смертная казнь;

Членовредительство;

Изгнание;

Заключение в тюрьму;

Бритье головы (для брахмана).

Процессы как по уголовным, так и по гражданским делам велись одинаково и имели состязательный характер. Верховный суд вершился царем с брахманами. Помимо этого, соответствующие инстанции имелись и во всех административных единицах. На каждые десять деревень назначалась судебная коллегия. Все дела рассматривались, исходя из иерархии варн.

Основным источником доказательств являлись свидетельские показания. Причем для суда они имели различную ценность. Все зависело от принадлежности свидетеля к той или иной варне. В качестве доказательства могли применяться испытания огнем, водой, весами и т. д.

Царь как высший судья по Законам Ману имел право на ежегодное объявление амнистий.

Заключение

По всей видимости, Законы Ману были написаны мудрецами одной из брахманских древнеиндийских школ. Ими же было дано и название этому своду правил и норм по имени мифического прародителя человека.

В средние века Законы Ману неоднократно комментировались и переписывались. Этот факт свидетельствует о том большом значении, которое придавалось в Индии данному сборнику.

В 1794 г. Законы Ману были впервые изданы на английском языке. Автором перевода стал В. Джонсон. Впоследствии сборник норм и правил древнеиндийского народа неоднократно издавался на всех европейских языках.

I период - разложение первобытно-общинного строя и образование отдельных рабовладельческих государств (вторая половина второго тысячелетия до н.э.).

II период - рабовладельческие государства в долинах Инда и Ганга (первая половина первого тысячелетия до н.э.).

III период - централизованное государство Маурьев (IV -II вв. до н.э.).

IV период - кризис индийского рабовладельческого общества и утверждение феодальной системы хозяйства (II в. до н.э. - IV в. н.э.).

У вторгшихся во втором тысячелетии в Индостан ариев, разрушивших существовавшую на севере полуострова Хараппскую цивилизацию, еще существовал родовой строй , основной ячейкой которого был родовой союз - гана. Основным занятием ариев продолжало оставаться скотоводство , однако под влиянием коренного населения они перешли к оседлому образу жизни и стали земледельцами . Этот переход ускорил процесс имущественной дифференциации у ариев. Со временем на смену общине , основанной на кровном родстве , пришла сельская (соседская) община , в которую вошло ассимилированное местное население . Сельская община оказала большое влияние на общественный и государственный строй Древней Индии.

Зависимость отдельного человека общины охватывала все основные стороны его жизни. Община наделяла семьи землей и облагала их определенными повинностями, выполнение которых было обязательным.

Дальнейшее развитие ремесла и земледелия привело к разделению труда в общинах . Создание оросительных систем потребовало применения значительного количества рабочих рук, поэтому военнопленных стали обращать в рабов .

Рост добавочного производства повлек за собой возникновение частной собственности.

Наибольшего расцвета экономика рабовладельческой Индии достигла в VI - 411 вв. до н.э. Долины рек Инд и Ганг стали важ­нейшими земледельческими районами страны. Сеть ирригационных сооружений значительно увеличилась. У джунглей были отвоеваны большие площади и превращены в пахотные земли.

Важнейшими сельскохозяйственными культурами становятся рис и хлопок . Успешно развивались садоводство и огородничество, внутренняя и внешняя торговля.

Своеобразие общественного строя Древней Индии определялось системой варн и первоначально относительно неразвитой формой рабовладения. Варны как социальные группы индийского общества возникли в период окончательного разложения родового строя . Они сложились как замкнутые социальные группы . Начало их образования было положено отделением завоевателей-ариев от покорённого местного населения .

Сельская община (гана ), занявшая место ганы, распалась на четыре группы : первые две состояли из лиц, не занятых в процессе производства (жрецы-брахманы и кшатрий , воины и управители), а в другие две входили свободные общинники, земледельцы и скотоводы, купеческое сословие (вайшьи ) и зависимые представители покоренных племен (шудры ). В наиболее бесправном положении находились лица, не входившие ни в одну из варн (неприкасаемые). Основным источником рабства был военный плен. Наивысшего расцвета древнеиндийское государство достигло при империи Маурьев , в период правления Ашоки (около 273-232 до н.э.), когда завершилось объединение индийских государств в единую рабовладельческую монархию .

После смерти Ашоки единое государство в результате относительно слабых экономических связей между его различными частями распалось и образовалось большое число самостоятельных государств.

Во II -I вв. до н.э. кризис рабовладельческого хозяйства углубился. Наблюдается развитие феодальных отношений. ВIV в. на территории Индии возникло огромное государство Гуптов.

Основным источником права Древней Индии являлись законы Ману, состоявшие из 12 глав, 2685 статей, написанных в форме двустиший. Этот законник приписывался мифическому прародителю людей.

В древнеиндийском праве получил развитие институт част­ной собственности. Были установлены семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение в качестве дара, находки или приношений, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы.

Древнеиндийское обязательственное право знало такие сделки, как купля-продажа, заем, наем, дарение, перевозка и т.д. Было сформулировано понятие договора. Договор мог быть заключен дееспособным членом общества, основываться исклю­чительно на добровольном согласии сторон.

Древнеиндийская семья характеризовалась исключительной патриархальностью. Главе семьи принадлежало все ее имущество, он обладал правом наказывать членов семьи. Женщина занимала явно приниженное положение. Смешанные браки (браки представителей различных варн) запрещались или ограничивались.

Существовало два способа наследования отцовского имуще­ства:

  • поровну между сыновьями
  • целиком старшему брату умершего. Женщине выделялось приданое.

За деяния , направленные против царя или государственной власти , применялась смертная казн ь. Сурово карались различ­ные посягательства на частную собственность (уже дифферен­цировались такие виды хищений, как грабеж и кража). Выделялись преступления против отдельных лиц: убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление. Также обосабливались преступления против семейных устоев. Тяжесть наказания была связана с варновой принадлежностью потерпевшего и преступника. Помимо смертной казни применялись такие жестокие на­казания , как отсечение ног, языка, пальцев, клеймение, обраще­ние в рабство.

В древнеиндийском судопроизводстве не было различий между гражданским и уголовным процессами. Судебные дела возбуждались по инициативе заинтересованных лиц, а не государственных органов . Практиковалось обращение к «ордалии» (божьему суду).


Законы Ману

1. Общие положения

Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни . Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Всего в Законах Ману 12 глав , написанных в форме двустиший . Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

2. Право собственности

В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности :

· наследование;

· получение в виде дара или находка;

· покупка;

· завоевание;

· ростовщичество;

· исполнение работы;

· получение милостыни;

· давность владения (10 лет).

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.

3. Обязательства

В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров :

· договор займа; договор найма рабочей силы; договор аренды земли;

· договор купли-продажи; договор дарения.

Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифференциации - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае . В качестве продавца мог выступать только собственник вещи . Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

5. Уголовное право

Законам Ману известны следующие понятия уголовного права: формы вины; рецидив; соучастие; тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:

· принцип талиона ("мера за меру");

· ордалии (суд богов);

· принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

· государственные преступления;

· преступления против собственности; против личности;

· преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

ЗМ подробно описывают преступления против собственности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний , в том числе:

· смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

· для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

· членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

· штрафы; изгнание; тюремное заключение.