Когда знаешь союзы, то и запятые сумеешь поставить без труда. Если, конечно, сумеешь применить пунктуационные правила!

Но союзы очень трудно отличить от местоимений и наречий, омонимичных частиц (как, только, хоть, же, и, а) и предлогов.

Нужно анализировать слова в предложении: частицы обычно выражают смысловые оттенки (усилительные, ограничительные), а союзы связывают однородные члены и части сложного предложения.


Служебные части речи основательно изучаются в 7 классе.

Главная сложность состоит в том, чтобы безошибочно узнавать предлоги, союзы и частицы. Их ведь так легко перепутать между собой!

Кроме того, они ещё очень похожи на знаменательные части речи. Начнём, пожалуй, с предлогов.


К именным частям речи относится и числительное. Давайте выясним, как производить его морфологический разбор. Разрядов числительных больше, чем у других частей речи, поэтому приведём необходимые примеры и образцы разборов всех групп.

Если числительные специально не указаны для морфологического разбора и требуется их найти и выписать самостоятельно, то не перепутайте их с существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями и наречиями.


Схема морфологического разбора деепричастия как особой неизменяемой формы глагола более проста, чем у причастия.

Особых сложностей обычно не возникает. Деепричастие не имеет начальной формы и не изменяется, совмещает в себе признаки глагола и наречия. Постоянные признаки можно определить, когда установлен глагол, от которого это деепричастие образовано. Форму глагола можно выяснить по вопросам: что делая? что сделав?


В морфологическом разборе имён существительных есть много замысловатых ловушек, о которых часто забывают. Напомним самое главное.

По своему значению и морфологическим признакам существительные делятся на несколько разрядов: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.


Морфологический разбор имён прилагательных обычно не вызывает особых вопросов и трудностей. Прилагательные имеют всего один постоянный морфологический признак - разряд, хотя определить его не всегда просто, и несколько непостоянных (число, род, падеж).

Прежде чем приступить к разбору, давайте вспомним свойства разрядов прилагательных. Без учёта лексического значения определить разряд можно с ошибкой, потому что многие прилагательные в контексте приобретают переносное значение.


В шестом классе изучается довольно сложная тема «Причастие». В школе принято считать причастие особой глагольной формой и выделять его в особую группу частей речи. У причастия совмещены признаки глагола и прилагательного.

Ошибочно у причастия пытаются найти спряжение, которое определяется только у глагола. Затруднения связаны и с определением начальной формы, и синтаксической роли.


Когда изучаешь наречие как часть речи, всё легко и понятно. Морфологических признаков раз-два, роль в предложении почти всегда одинакова, орфографических правил немного. Но так кажется только поначалу.

Первые трудности начинаются, когда наречия нужно найти в предложении или тексте. Они похожи на все уже знакомые нам части речи: как на самостоятельные, так и служебные.

Из упражнений по грамматике широкое распространение имеет грамматический разбор.

Грамматический разбор – это система разнообразных упражнений.

По характеру применения на уроке бывают обучающими и контрольными.

По объему – полными и частичными.

По форме – устными и письменными.

Синтаксический разбор (выделение предложений, определение главных и второстепенных членов предложения, различение предложений, словосочетаний, слов)

Морфологический (определение частей слова, частей речи и их форм);

Орфографический (нахождение и объяснение правописания орфограммы и изученных грамматических форм);

Пунктуационный (объяснение употребления знаков препинания в конце предложения, запятых при однородных членах).

Необходимым условием методики проведения всех видов грамматического разбора являются доказательство, мотивировка, соблюдение определенного порядка разбора.

1.Разбор по составу слова (морфемный ) – это установление того, из каких значимых частей состоит слово.

Алгоритм:

1.Измени слово, выдели окончание.

2.Подбери однокоренные (родственные) слова и определи корень(желательно подбирать слова, относящиеся к разным частям речи).

3.Сравни однокоренные слова и определи приставку.

4.Укажи после корня суффикс.

Полезны упражнения : В слове перелет корень –лет-, приставка –пере-. Такой же корень в словах прилет, летит, вылет; такая же приставка в словах переезд, переход. Проведение аналогии в структуре ряда слов способствует осознанию их морфемного строения.

2.Синтаксический разбор предложений .

Алгоритм:

1.Укажи вид предложения по интонации.

2.Установи по вопросам связь между словами предложения.

3.Назови подлежащее. На какой вопрос отвечает?

4.Назови сказуемое. На какой вопрос отвечает? Назови главные члены предложения

5.Найди по вопросам второстепенные члены предложения, поясняющие подлежащее.

6. Найди по вопросам второстепенные члены предложения, поясняющие сказуемое.

7.Назови второстепенные члены предложения.



Полезны упражнения:

Разделение «сплошного» текста на предложения;

Нахождение и подчеркивание главных и второстепенных членов предложения;

Выписывание из предложений или главных членов, или словосочетаний;

Графический диктант(составление учащимися схемы с вопросами и стрелками);

Правильное произношение предложений, различных по интонации.

3.Морфологический разбор .

Его сущность в указании, какой частью речи является слово, в каких грамматических формах оно употреблено. Знания о признаках частей речи уже накоплено на уроках украинского языка.

В процессе изучения частей речи следует учить школьников находить начальную форму слова. Обязателен в схеме разбора пункт о синтаксической роли части речи в предложении.

Суть языкового конструирования состоит в том, что дети по указанным фонетическим или грамматическим координатам подбирают конкретное слово, словосочетание или предложение. Оно предполагает аналитическую деятельность – ученик мысленно проделывает то, что и при разборе: анализирует слова и формы, словосочетания и предложения.

4.Орфографический разбор .

Цель его состоит в выработке орфографической зоркости, умений применять правила к конкретным случаям письма, в развитии способности переноса их на новые языковые явления. Он может быть устным (назвать орфограмму, объяснить с ее помощью написание слова) и письменным (подчеркнуть орфограмму); общим, фронтальным (анализируются все орфограммы в тексте) и выборочным (на определенную тему или правило). Он является обязательной формой работы над ошибками.

5.Грамматико-орфографический разбор.

Такой разбор нужен для того, чтобы выработать у учащихся понимание соотношений между орфографическими и грамматическими явлениями, умение обнаруживать орфографические трудности, «сомнительные» написания, распознавать то или иное изученное явление среди других явлений. Найти в предложении или в связном тексте слова или части слов, которые надо проверить, определить, к какому разряду явлений относится данное явление (безударная гласная в корне, в окончании, в приставках, мягкий согласный и т.д.), указать, как надо проверить написание, уметь проверить и найти аналогичные случаи – вот основные моменты работы при таком разборе. Грамматико-орфографический разбор используется и как самостоятельное упражнение, и как элемент других упражнений: при списывании, в диктанте и т.п. Например, в 1 классе дети перед списыванием устно выделяют в словах звуки, указывают гласные и согласные, затем списывают и подчёркивают разобранные ими написания. В последующих классах слова разбираются по их морфологическому составу, устанавливается связь между словами, объясняется правописание встречающихся в тексте слов.

Вывод: одной из проблем методики грамматического разбора является соединение анализа различных явлений в одном разборе. Однако, на начальном этапе обучения русскому языку не следует спешить с соединением различных видов разборов. Как правило, такое можно практиковать на продвинутом этапе. Например, с синтаксическим разбором сочетается пунктуационный (объясняется постановка знаков препинания).

Виды грамматического разбора

Фонетический разбор

По|лью′т – 2 слога, 2 гл. б., 3 согл. б.

[пал’й’ут]

п [п] – согл.,тв., глух., парн.

о [а] – гл., безуд.

л [л’] – согл., мягк., звонк., непарн.

ь – не звук

ю [й’] – согл., мягк., звонк., непарн.

[у] – гл., ударн.

т [т] – согл., тв., глух., парн.


2. Разбор слова по составу

Образец: посадк а

Образец рассуждения при разборе слова «посадка».

Чтобы разобрать слово по составу, надо сначала найти окончание. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Чтобы найти окончание, надо изменить слово по вопросам (существительное изменяется по падежам, прилагательное – по родам или числам, глагол – по лицам или родам). Изменяю: посадк а, посадк у, посадк ой. Выделяю окончание. Теперь выделяем основу слова. Основа слова это то, что остаётся, если откинуть окончание: посадк а. Теперь ищем корень слова. Корень – это общая часть родственных слов. Чтобы найти корень слова, надо подобрать родственные слова (однокоренные): садик, посадил. Выделяю корень: посадк а. Выделяю суффикс. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов: посадк а. Выделяю приставку. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: посадк а.

3. Морфологический разбор частей речи

В лесу – сущ., нач. ф. - лес, нариц., неодуш., м. р., 2 скл., ед. ч., П. п., (где? в лесу) – обст. места.

По глубокому (оврагу) – прил., нач. ф. – глубокий, ед. ч., м. р., Д. п., определение.

Обжигала – глагол, нач. ф. – обжигать, несоверш. вид, I спр., прош. вр., ед. ч., ж. р., сказуемое.

От неё – мест., нач. ф. – она, 3 л., ед. ч., ж. р., Р. п., дополнение.

Схема морфологического разбора частей речи

Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение Часть речи Часть речи Часть речи Часть речи Начальная форма (И.п., ед.ч.) Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.) Начальная форма (неопред. форма) Начальная форма (И.п., ед.ч.) Неизменяемые признаки Собств., нариц. Вид(соверш., несоверш.) Лицо Одуш., неодуш. Спряжение Род Склонение Изменяемые признаки Число Число Время Число Падеж Род (только в ед.ч.) Число Род (для 3-го лица) Член предложения Падеж Род (в прош. вр. ед. ч). Падеж Член предложения Лицо (в наст. и буд. вр.) Член предложения Член предложения

4. Синтаксический разбор

пр. сущ. н. гл. прил. сущ.

В лесу быстро созрела душистая земляника. (Повеств., невосклиц., распр., простое)

Земляника (какая?) душистая;

созрела (где?) в лесу;

созрела (как?) быстро.

Образец рассуждения при синтаксическом разборе.

По цели высказывания это предложение повествовательное, по интонации невосклицательное, по наличию второстепенных членов распространённое, по числу грамматических основ простое.

В этом предложении говорится о землянике. О землянике говорится, что она созрела. Значит, «земляника» – подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже, подчёркиваю одной чертой, надписываю. «Созрела» - сказуемое, выраженное глаголом. Подчёркиваю двумя чертами, надписываю. Остальные слова – это второстепенные члены предложения. Ищу группу подлежащего. Земляника (какая?) душистая. Это определение, выраженное прилагательным в именительном падеже. Подчёркиваю волнистой линией, надписываю. Ищу группу сказуемого. Созрела (в чём? где?) в лесу. Это обстоятельство, выраженное существительным с предлогом в предложном падеже. Подчёркиваю прерывистой линией с точками, надписываю. Созрела (как?) быстро. Это обстоятельство, выраженное наречием, подчёркиваю прерывистой линией с точками, надписываю.

Выписываю пары – словосочетания. В предложении столько пар, сколько второстепенных членов предложения.

Памятка для определения членов предложения

Подлежащее (кто? что?)

Сказуемое (что делает? что сделал? что сделает? что будет делать? и др.)

Определение (какой? какая? какое? какие?

чьё? чья? чьи? который?)

Дополнение (Р. п. кого? чего?

Д. п. кому? чему?

В. п. кого? что?

Т. п. кем? чем?

П. п. о ком? о чём?)

Обстоятельство (где? когда? куда? откуда? как?

Каким образом? как долго?

С каких пор? до каких пор?)

5. Орфографический разбор

Орфографический разбор слова или предложения предполагает указание (подчёркивание, выделение) орфограмм на изученные правила.