В этой книге обязательно следует отвести несколько строк для того, чтобы написать важную вещь - советы по сохранению здоровья мастеров. Оказывается, во время изготовления изделия в стиле пэчворка с некоторыми швейными предметами необходимо соблюдать правила техники безопасности. Ведь иголки и ножницы относятся к так называемым «колющим и режущим предметам», поэтому, работая с ними, надо быть предельно внимательными. Поэтому запомните важные условия, которые следует выполнять.

Соблюдайте следующие правила

Первые правила - про ножницы.

Во время шитья ножницы нужно передавать друг другу только кольцами вперед.

Во время работы с ними нельзя вертеться.

Нельзя подносить ножницы близко к лицу и размахивать ими.

Когда передаете их товарищу, то внимательно следите за тем, как товарищ их возьмет в руки.

Не кладите ножницы на самый край стола - они могут упасть и поранить кого-то из портных.

Следующие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с иголками. Эти правила так важны, что следует уделить им особое внимание. Ведь иголка - очень маленький предмет, и бывает весьма опасно, если она вдруг потеряется или будет забыта на рабочем месте. Это может привести к печальным результатам. Итак, запоминайте:

Иголки по окончания шитья нельзя забывать на рабочем месте - на столе или диване! Их место - в игольнице.

Иголки нельзя брать в рот!

Если иголка упала на пол, ее необходимо найти. А легче всего найти иголку, если в нее вдета нитка, поэтому выработайте у себя привычку всегда вдевать в ушко иголки нитку. Кончилась одна нитка - вденьте новую, пусть даже ваше шитье завершено.

Иголки не следует (даже на время) прикреплять к одежде и оставлять в ткани, если работа закончена.

По окончании работы внимательно посмотрите - все ли ваши иголки находятся на месте? Вспомните, сколько их было до начала работы? Допустим, четыре, так по окончании работы все четыре иголки должны быть на своем месте, то есть - воткнуты в игольницу.

Мы уже упоминали, что иногда при изготовлении мягких изделий может понадобиться утюг - с его помощью лоскутки и поделки приобретают более нарядный вид. При использовании этого предмета тоже надо помнить несколько правил техники безопасности.

Пользоваться утюгом надо не самостоятельно, а в присутствии кого-то из взрослых. Тогда их подсказки и помощь смогут вам пригодиться.

Перед тем, как включать утюг, познакомьтесь с ним. Рассмотрите, какой он у вас: простой, с терморегулятором, с увлажнителем? Найдите на терморегуляторе отметку, соответствующую ткани, которую вы хотите погладить - шелк, шерсть, хлопок. Если вы хотите разгладить сильно помятый кусочек искусственной ткани, то вам понадобится отметка «капрон» - ведь такая ткань делается на синтетической основе, которая способна плавиться при сильной температуре.

Для глаженья необходима матерчатая подстилка. Вероятно, такая подстилка уже есть у вас в семье - на ней взрослые гладят белье после стирки. Но попросите, чтобы для глаженья лоскутиков вам выделили свой кусочек материи, лучше белого цвета. Ведь небольшие кусочки имеют обыкновение осыпаться, оставляя не подстилке свои нитки. Не очень приятно будет маме, если к свежевыглаженной рубашке или скатерти пристанут нитки от ваших лоскутков. Так что пусть у вас будет своя подстилка для глажения утюгом.

Обязательно потренируйтесь, как вы будете брать утюг, еще не включая его. Вдруг вам покажется неловкой его ручка, или вы не сумеете аккуратно снимать его с ткани? Если у утюга есть подставка, то научитесь точно устанавливать после глаженья его на эту подставку. Если же по окончании работы его надо просто ставить торчком, как говорят в народе - «на попа», тоже проделайте это несколько раз, чтобы рука запомнила, как это делать.

Работа с утюгом требует внимания. Во-первых, посмотрите, достаточно ли чистая у него поверхность, иначе темные полосы могут оставить грязные пятна на светлых тканях. Во-вторых, не перекалите его, когда гладите ткань, а то можно оставить на ней подпалины, которые ничем не вывести. В-третьих, всегда ориентируйтесь на нижний показатель терморегулятора. Допустим, вам надо погладить лоскутик ткани, изготовленный из шерсти с примесью синтетики. Тогда регулятор утюга надо поставить на более прохладный указатель - там, где указано «синтетика», а не там, где «шерсть».

Самое важное - не забудьте выключать утюг по окончании работы!

Правила техники безопасности

Выполнила проект:педагог дополнительного образования Минаева Светлана Алексеевна

2014 -2015 учебного года

И Н С Т Р У К Ц И Я
по правилам техники безопасности
при выполнении ручных работ (шитье, вышивка)

1. Требования безопасности перед началом занятий

    Хранить рукоделие в специальном пенале или шкатулке.

    Хранить иголки и булавки в игольнице.

    Не приносить на урок большое количество иголок и булавок.

    Не приносить на урок ножницы.

2.Требования безопасности во время занятий

    Бережно относиться к своей работе и инструментам для работы.

    Не брать иголки, булавки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду.

    Для шитья и вышивки вдевать в иглу нить не длиннее локтя.

    2.4.Во время перерыва в работе вкалывать иголки и булавки в игольницу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями.

    Передавать ножницы друг другу только сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.

    Следите за тем, чтобы ножницы не падали на пол.

    Не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками.

    При работе с иглами пользуйтесь пальцевым напёрстком.

    Не размахивать ножницами, спицами и крючками.

3.Требования безопасности в аварийных ситуациях

    При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке, без паники.

    В случае травматизма обратитесь к педагогу за помощью.

    При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите педагогу.

    Требования безопасности по окончании занятий

    Проверить количество иголок и булавок в игольнице, их должно быть столько же, сколько было в начале работы.

    Сломанные иглы и булавки завернуть в бумагу и выбросить в мусорный контейнер.

    Убрать ножницы, спицы и крючки в специально отведенное место.

    Убрать свою работу в сумочку или шкатулку для работы.

    Приведите свое рабочее место в порядок

    Уходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.

Ознакомила всех детей:

ПАМЯТКА детям в случае возникновения пожара

1. При обнаружении признаков пожара сообщите об этом взрослым, позвоните по телефону 01 и назовите адрес, где вы находитесь.

2. Если Вы один в здании, и с Вами находятся младшие дети, успокойте их и выведите из здания.

3. При перемещении закройте двери в помещение, в котором произошел пожар.

4. Если комнаты задымлены, передвигайтесь к выходу ползком по полу, внизу над полом остается кислород.

5. Если огонь отрезал Вам путь к выходу, выйдете на балкон, откройте окно, разбейте стекло и зовите о помощи. В замкнутом помещении стучите в стены, пол, потолок, чтобы Вас услышали люди.

6. Если есть возможность, заполните ванну водой найдите трубку чтобы дышать и погрузитесь в воду.

7. В задымленном помещении дышите через ткань намоченную водой.

8. При загорании на Вас одежды не пытайтесь бежать (горение будет еще сильнее) снимите быстро с себя одежду, бросьте ее в безопасное место, потушите. Если одежду быстро снять невозможно, то обернитесь тканью (одеялом, покрывалом), или упадите на пол, землю и вращайтесь чтобы зажать пламя и затушить его. Так же можно потушить быстро одежду на другом человеке.

9. При пожаре в любом помещении, если Вы не можете выйти, не прячьтесь под сгораемые предметы, держитесь ближе к стенам, при обрушении это наиболее безопасное место.

10. В задымленном помещении реагируйте на окрики, не пугайтесь, дайте себя обнаружить и спасти.

Ознакомила всех детей:

Правила поведения на осенних каникулах.


2. Находясь вблизи водоёмов, не входить в воду, не ходить по краю обрыва. 3. При походе в лес не поджигать сухую траву, не лазить по деревьям, внимательно смотреть под ноги.

Ознакомила всех детей:


Правила поведения на зимних каникулах.


1. Соблюдать правила п. 2 данной инструкции.
2. В случае гололёда не спешить при ходьбе, не обгонять прохожих. При падении стараться упасть на бок, не хвататься за окружающих.
3. Во время катания на горках и катках, быть предельно внимательным, не толкаться, соблюдать правила техники безопасности:
4.Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м при спусках с горы - не менее 30 м; при спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки; после спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками; немедленно сообщить взрослым (родителям, знакомым) о первых же признаках обморожения; во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной слишком свободной обуви.
5. Во время катания на коньках надо стараться обходить тех, кто плохо катается. При падении держать руки ближе к телу и пытаться как можно быстрее подняться на ноги. Надо считаться с конькобежцами, которые «выписывают» дуги и пируэты спиной вперед столкновения с ними не исключены. По неписаному правилу крытых катков, двигаться следует вдоль борта в одном направлении.
6. Находясь у водоёмов, не ходить по льду (лед может оказаться тонким).
7. Использовать бенгальские огни и т.п. только в присутствии и с разрешения взрослых в специально отведенных для этого местах, соблюдая правила пожарной безопасности и инструкцию по применению.
8. Играя в снежки, не метить в лицо и в голову.
9. Не ходить вдоль зданий – возможно падение снега и сосулек.

Ознакомила всех детей:

Правила поведения на весенних каникулах:


1. Соблюдать правила п. 2 данной инструкции. 2. Не ходить вдоль зданий – возможно падение снега и сосулек. 3. Не подходить к водоёмам с тающим льдом. Не кататься на льдинах. 4. При использовании скутеров, велосипедов соблюдать правила дорожного движения. 5. При использовании роликовых коньков, скейтов и самокатов, помнить, что проезжая часть не предназначена для их использования, кататься по тротуару. 6.Во время походов в лес обязательно надеть головной убор и одежду с длинными рукавами во избежание укусов клещей и других насекомых. 7. Находясь вблизи водоёмов, не входить в воду, не ходить по краю обрыва. 8. При походе в лес не поджигать сухую траву, не лазить по деревьям, внимательно смотреть под ноги.

Ознакомила всех детей:


Правила поведения на летних каникулах.


1. Соблюдать правила п. 2 данной инструкции.
2. Находясь на улице, надеть головной убор во избежание солнечного удара. При повышенном температурном режиме стараться находиться в помещении или в тени, чтобы не получить тепловой удар.
3. При использовании скутеров, велосипедов соблюдай правила дорожного движения.
4. При использовании роликовых коньков, скейтов и самокатов, помни, что проезжая часть не предназначена для их использования, ты должен кататься по тротуару.
5. Находясь вблизи водоёмов, соблюдать правила поведения на воде. Не купаться в местах с неизвестным дном.
Входить в воду только с разрешения родителей и во время купания не стоять без движений. Не прыгать в воду головой вниз при недостаточной глубине воды, при необследованном дне водоема и при нахождении вблизи других пловцов. Не оставаться при нырянии долго под водой.
Не купаться более 30 мин., если же вода холодная, то не более 5-6 мин.
Не заплывать за установленные знаки ограждения водного бассейна (буйки), не купаться при большой волне, не подплывать близко к моторным лодкам, пароходам, баржам и пр. плавательным средствам.
Почувствовав озноб, быстро выйти из воды и растереться сухим полотенцем. При судорогах не теряться, стараться держаться на воде и позвать на помощь.
6. Во время походов в лес обязательно надеть головной убор и одежду с длинными рукавами во избежание укусов клещей и других насекомых.
7. Во время похода в лес не поджигать сухую траву, не лазить по деревьям, внимательно смотреть под н оги.

Ознакомила всех детей:

Техника безопасности на занятиях по спортивным и подвижным играм


1. Общие требования безопасности


1.1. К занятиям по спортивным и подвижным играм допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
1.3. При проведении занятий по спортивным и подвижным играм возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
- травмы при столкновениях, нарушении правил проведения игры, при падениях на мокром, скользком полу или площадке.
1.4. Занятия по спортивным и подвижным играм должны проводиться в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой.
1.5. При проведении занятий по спортивным и подвижным играм должна быть медаптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.
1.6. Руководитель занятий и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.7. О каждом несчастном случае с обучающимся руководитель занятий обязан немедленно сообщить администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему.
1.8. В процессе занятий руководитель и обучающиеся должны соблюдать правила проведения спортивной игры, ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.
1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом занятий


2.1. Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2.2. Проверить надежность установки и крепления стоек и перекладин футбольных ворот, баскетбольных щитов и другого спортивного оборудования.
2.3. Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу или спортивной площадке.
2.4. Провести разминку, тщательно проветрить спортивный зал.

3. Требования безопасности во время занятий


3.1. Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде (сигналу) руководителя занятий.
3.2. Строго выполнять правила проведения подвижной игры.
3.3. Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.
3.4. При падении необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.
3.5. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) руководителя занятий.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях


4.1. При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом администрации учреждения. Занятия продолжать только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.
4.2. При получении обучающимся травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.3. При возникновении пожара в спортивном зале немедленно эвакуировать обучающихся из зала через все имеющиеся эвакуационные выходы, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения.

5. Требования безопасности по окончании занятий


5.1. Убрать в отведенное место спортивный инвентарь и провести влажную уборку спортивного зала.
5.2. Тщательно проветрить спортивный зал.
5.3. Снять спортивную одежду и спортивную обувь и принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.

Ознакомила всех детей:

Правила техники безопасности

Техника безопасности при работе с ножницами

1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2. При работе внимательно следите за направлением резания.

3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держите ножницы лезвием вверх.

5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6. Не режьте ножницами на ходу.

7. Не подходите к товарищу во время работы.

8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Техника безопасности при работе с клеем

1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Ознакомила всех детей:

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИГОЛКАМИ И БУЛАВКАМИ.

    Храните иголки и булавки в игольнице.

    Не берите иголки и булавки в рот.

    Не пользуйтесь при работе ржавыми иглами и булавками.

    Во время работы не вкалывайте иголки и булавки в одежду.

    Не перекусывайте нитку зубами - можно испортить эмаль и поранить губы.

    До и после работы проверь количество игл.

    Игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если она потеряется.


ОХРАНА ТРУДА. ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

    Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.

    Свет должен падать слева или спереди.

    Нельзя опираться грудью на стол.

    Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.

    Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть 30-40 см.

    В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).

Ознакомила всех детей:

Опасность подстерегает человека на каждом шагу, поэтому занятие любым делом требует осторожности. Ее надо соблюдать во всем. Любой несет определенную угрозу для здоровья человека. Поэтому, беря в руки иголку и нитку, необходимо помнить, что должна соблюдаться техника безопасности при шитье.

Чего надо опасаться

Любой портной, закройщик или швея знают, что работа по пошиву одежды или обуви, может казаться простой только несведущему человеку. Ее сложность заключается не только в расчетах и вопросах конструирования. Не менее важно, чтобы во время всего процесса соблюдалась техника безопасности.

При шитье человек обязательно использует различные орудия труда, которые изначально несут в себе определенную угрозу. Например, булавки и иглы могут поранить руку, а утюг - нанести серьезный ожог. Ножницы тоже принято считать объектом особой опасности. Все это надо учесть, прежде чем браться за работу. Чтобы сам процесс приносил радость, а не создавал лишние проблемы, нужно быть очень осторожным. Поэтому техника безопасности при шитье должна обязательно соблюдаться. Практически с каждым инструментом надо уметь правильно работать. Кроме того, необходимо организовывать процесс так, чтобы возможная угроза стала минимальной. Техника безопасности при шитье включает в себя свод определенных норм и правил, которые нужно выполнять для получения желаемого результата.

Выполнение швейных работ

Некоторые считают, что вопросы безопасности касаются только работы на производстве. Это не совсем так. Дома иголка в руке человека тоже представляет собой определенную угрозу.

Поэтому всегда необходимо соблюдать при шитье. Их совсем немного:

  1. Во время работы нужно быть предельно внимательным.
  2. Во избежание несчастного случая лучше пользоваться только исправными и чистыми инструментами.
  3. При серьезных ранениях или ожогах надо немедленно обращаться за помощью в медицинское учреждение.
  4. Быть осторожным при работе с электроприборами и не касаться А в случае нарушения изолирующего покрытия обмотать поврежденный участок скотчем или иным материалом во избежание поражения током.
  5. Не разбрасывать по столу иголки, булавки и иные крепежные детали, а собирать их на специальную подушечку.
  6. Ножницы располагать всегда справа от себя с плотно сомкнутыми лезвиями, направленными в противоположную сторону. Передавать другому человеку их нужно так, чтобы он сразу мог взяться за кольца.

Это - лишь самые основные правила техники безопасности при шитье. Для каждого отдельного этапа работы и инструмента есть свои особые тонкости.

Безопасность в школе

В школе воспитанники средних классов уже начинают осваивать технологию пошива некоторых изделий. Это предусмотрено учебной программой. Педагоги обязательно должны следить, чтобы соблюдалась техника безопасности на уроках шитья. В основном это касается девочек, а сама дисциплина называется «домоводство». У мальчиков занятия связаны больше со слесарными и токарными работами. Девочки учатся делать выкройки, а затем с их помощью создавать готовые швейные изделия.

Эта работа обычно связана с таким инструментами, как ножницы, иглы, булавки, швейная машина. Помимо основных правил обращения с такими предметами, ученицы обязаны строго соблюдать санитарно-гигиенические правила:

  1. Работать нужно в переднике и нарукавниках или использовать специальный халат.
  2. Волосы всегда должны быть собраны под косынку.
  3. Соблюдать чистоту на рабочем месте.
  4. Следить за тем, чтобы свет обязательно падал только с левой стороны.

Также учитель должен разъяснить правила обращения со всеми инструментами:

  1. Иглы должны быть острые и не ржавые. Их никогда нельзя брать в рот. В случае поломки испорченные предметы следует складывать в специально отведенную для этого коробку, а не бросать на пол.
  2. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены. Использовать их нужно только по назначению и не оставлять в положении с раскрытыми лезвиями.

Все эти тонкости педагог должен рассказать девочкам прежде, чем они приступят к работе.

Обращение с механизмами

Особого внимания заслуживает техника безопасности при шитье на машинке. Ее надо соблюдать не только на производстве или уроках в школе, но и дома.

В последнее время чаще всего используются механизмы с ножным приводом, поэтому свод правил лучше рассматривать на их примере. Во время работы надо:

  1. Работать в косынке, чтобы волосы не попали под лапку вместе с тканью.
  2. Следить, чтобы на поверхности машины не было посторонних предметов.
  3. Следить за правильным положением корпуса, ног и рук. Спину нужно держать ровно, слегка наклоняясь вперед.
  4. Проверять, чтобы на изделии не оставалось булавок, так как при шитье они могут попасть под лапку. Сломанные кусочки в состоянии не только привести к повреждению самой машины, но создать определенную опасность для глаз.
  5. Перед началом работы нужно постоянно проверять целостность шнура и включать его в розетку, только держась за вилку.
  6. Педаль машины нажимать плавно, чтобы рывком не повредить ремень.
  7. Руки нужно держать в непосредственной близости от лапкодержателя, но не подсовывать их под него.

Соблюдая все перечисленные выше правила, можно быть уверенным, что в процессе работы не возникнет проблем.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА № __________

ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНЫХ МАШИНАХ

1. Общие положения

1.1. Действие инструкции распространяется на все подразделения предприятия.

1.2. Инструкция разработана на основе ДНАОП 0.00-8.03-93 "Порядок разработки и утверждения собственником нормативных актов об охране труда, действующих на предприятии", ДНАОП 0.00-4.15-98 "Положение о разработке инструкций по охране труда", ДНАОП 0.00-4.12-99 "Типовое положение об обучении по вопросам охраны труда".

1.3. По данной инструкции швея инструктируется перед началом работы (первичный инструктаж), а потом через каждые 3 месяца (повторный инструктаж).

Результаты инструктажа заносятся в «Журнал регистрации инструктажей по вопросам охраны труда». В журнале после прохождения инструктажа должны быть подписи инструктирующего и швеи.

1.4. Собственник должен застраховать швею от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

В случае повреждения здоровья швеи по вине собственника, она (швея) имеет право на возмещение причиненного ей вреда.

1.5. За невыполнение данной инструкции швея несет дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность.

1.6. К работе на швейных машинах допускаются лица не моложе 18 лет, которые прошли медицинский осмотр, профессиональное обучение, прошли вводный инструктаж по охране труда, инструктаж на рабочем месте и инструктаж по пожарной безопасности.

1.7. Швея должна:

1.7.1. Знать устройство и принципы работы швейной машины. Изучать и совершенствовать методы безопасного выполнения работ на ней.

1.7.2. Не приступать к работе на неисправной машине, с неисправным инструментом, при отсутствии или неисправности оградительных и предохранительных приспособлений, устройств блокировки.

Самостоятельно производить ремонт механического и электрического оборудования швейной машины запрещается.

1.7.3. Выполнять правила внутреннего трудового распорядка.

1.7.4. Не допускать посторонних лиц к своему рабочему месту.

1.7.5. Помнить о личной ответственности за выполнение правил охраны труда и ответственность за сослуживцев.

1.7.6. Уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев.

1.7.7. Уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

1.7.8. Выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ и по которой она проинструктирована.

1.7.9. Не загромождать свое рабочее место.

1.7.10. Не выполнять указания, противоречащие правилам охраны труда.

1.7.11. Работать только на исправных швейных машинах и пользоваться исправными инструментом и приспособлениями.

1.8. Основные вредные и опасные производственные факторы, действующие на швею:

1.8.1. Игла.

1.8.2. Ниткопритягиватель.

1.8.3. Нож (на машинах с одновременным обрезанием краев ткани).

1.8.4. Маховик.

1.8.5. Ременные передачи.

1.8.6. Электродвигатель.

1.8.7. Недостаточная освещенность рабочей зоны.

1.8.8. Загроможденность рабочей зоны.

1.9. Швея обеспечивается спецодеждой в соответствии с коллективным договором (соглашением).

1.10. Спецодежда не должна иметь свисающих концов, а в карманах не должны находиться металлические и острые предметы.

1.11. Кроме данной инструкции, швея должна выполнять инструкцию завода-изготовителя по безопасной эксплуатации данной конкретной машины.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду, застегнуть рукава, волосы убрать под головной убор.

2.2. Получить задание от руководителя на выполнение работ.

2.3. Осмотреть и привести в порядок рабочее место. Убрать лишние предметы, освободить проходы.

Убедиться, что рабочее место достаточно освещено.

2.4. Проверить надежность крепления заземляющего провода к машине, электродвигателя, пускового устройства, отсутствие оборванных и оголенных проводов.

2.5. Проверить наличие предохранительной лапки, ограждения привода.

2.6. Убедиться в исправности машины путем ее включения на холостом ходу, исправность нижней пусковой педали.

2.7. Проверить надежность крепления съемных частей машины.

3. Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. Заправлять верхнюю и нижнюю нити, производить замену иглы можно только при выключенном двигателе машины.

3.2. Прокладывая ленту на ткани, ее следует держать двумя руками с двух сторон от иглы, чтобы избежать попадания пальцев рук под иглу.

3.3. Во избежание получения травм включение машины в работу следует производить плавным нажатием на пусковую педаль.

3.4. Во избежание получения удара ниткопротягивателем не следует наклонять голову низко к машине.

3.5. Нити, обрезки тканей, случайно попавшие в приводной механизм машины, следует убирать только при выключенном электродвигателе машины.

3.6. Не следует тормозить рукой маховое колесо.

3.7. Не следует прикасаться руками к движущимся частям машины и игле, не открывать и не снимать ограждения и предохранительные устройства на работающей машине.

3.8. Инструменты (ножницы, отвертки и т.п.) необходимо хранить в специально отведенных местах.

3.9. Отработанные и сломанные иглы необходимо складывать в отведенное для этого место. Не следует бросать их на пол.

3.10. Чистку и смазывание машины производить только при выключенном электродвигателе.

3.11. При необходимости отлучиться с рабочего места даже на короткое время машину следует выключить.

4. Требования безопасности после окончания работы

4.1. Отключить машину от электросети. Очистить от пыли, оборванных нитей, кусочков ткани, произвести смазку узлов машины в соответствии с картой смазки.

4.2. Убрать в отведенное место приспособления, инструмент.

4.3. Установить иглу в машине в крайнее нижнее положение.

4.4. Вымыть руки и лицо.

4.5. Доложить руководителю работ обо всех недостатках, которые имели место во время работы.

5. Требования безопасности в аварийной ситуации

5.1. Аварийная ситуация и несчастный случай при выполнении швейных работ могут произойти в случае: поражения электрическим током, ранения иголкой, ниткопротягивателем, ножом, ременной передачей и прочее.

5.2. При возникновении аварийной ситуации (появление специфического запаха горелой резины или дыма, при прикосновении к металлическим частям ощущается наличие электротока и прочее) необходимо отключить машину от электросети; не допускать посторонних лиц в опасную зону.

5.3. Сообщить о том, что произошло, руководителю работ.

5.4. Если имеются пострадавшие, оказать им первую медицинскую помощь; при необходимости вызвать «скорую медицинскую помощь».

5.5. Оказание первой медицинской помощи.

5.5.1. Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током.

При поражении электрическим током необходимо немедленно освободить потерпевшего от действия электрического тока, отключив электроустановку от источника питания, а при невозможности отключения - оттянуть его от токопроводящих частей за одежду или применив подручный изоляционный материал.

При отсутствии у потерпевшего дыхания и пульса необходимо сделать ему искусственное дыхание и непрямой (внешний) массаж сердца, обращая внимание на зрачки. Расширенные зрачки свидетельствуют о резком ухудшении кровообращения мозга. При таком состоянии оживление начинать необходимо немедленно, после чего вызвать «скорую медицинскую помощь».

5.5.2. Первая помощь при ранении.

Для оказания первой помощи при ранении необходимо раскрыть индивидуальный пакет, наложить стерильный перевязочный материал, который помещается в нем, на рану и завязать ее бинтом.

Если индивидуального пакета каким-то образом не оказалось, то для перевязки необходимо использовать чистый носовой платок, чистую полотняную тряпку и т.д. На тряпку, которая накладывается непосредственно на рану, желательно накапать несколько капель настойки йода, чтобы получить пятно размером больше раны, после чего наложить тряпку на рану. Особенно важно применять настойку йода указанным образом при загрязненных ранах.

5.5.3. Первая помощь при переломах, вывихах, ударах.

При переломах и вывихах конечностей необходимо поврежденную конечность укрепить шиной, фанерной пластинкой, палкой, картоном или другим подобным предметом. Поврежденную руку можно также подвесить с помощью перевязки или платка к шее и прибинтовать к туловищу.

При переломе черепа (бессознательное состояние после удара по голове, кровотечение из ушей или изо рта) необходимо приложить к голове холодный предмет (грелку со льдом, снегом или холодной водой) или сделать холодную примочку.

При подозрении перелома позвоночника необходимо пострадавшего положить на доску, не поднимая его, повернуть потерпевшего на живот лицом вниз, наблюдая при этом, чтобы туловище не перегибалось, с целью избежания повреждения спинного мозга.

При переломе ребер, признаком которого является боль при дыхании, кашле, чихании, движениях, необходимо туго забинтовать грудь или стянуть ее полотенцем во время выдоха.

5.5.4. Оказание первой помощи при тепловых ожогах.

При ожогах огнем, паром, горячими предметами ни в коем случае нельзя вскрывать образовавшиеся пузыри и перевязывать ожоги бинтом.

При ожогах первой степени (покраснение) обожженное место обрабатывают ватой, смоченной этиловым спиртом.

При ожогах второй степени (пузыри) обожженное место обрабатывают спиртом или 3%-ным марганцевым раствором.

При ожогах третьей степени (разрушение кожаной ткани) рану накрывают стерильной повязкой и вызывают врача.

5.5.3. Первая помощь при кровотечении.

Для того чтобы остановить кровотечение, необходимо:

Поднять раненную конечность вверх;

Кровоточащую рану закрыть перевязочным материалом (из пакета), сложенным в клубок, придавить его сверху, не касаясь самой раны, подержать на протяжении 4-5 минут. Если кровотечение остановилось, не снимая наложенного материала, сверх него положить еще одну подушечку из другого пакета или кусок ваты и забинтовать раненное место (с некоторым нажимом);

В случае сильного кровотечения, которое нельзя остановить повязкой, применяется сдавливание кровеносных сосудов, которые питают раненную область, при помощи изгибания конечности в суставах, а также пальцами, жгутом или зажимом. В случае сильного кровотечения необходимо срочно вызвать врача.

5.6. Если произошло возгорание, приступить к тушению имеющимися средствами пожаротушения. При необходимости вызвать пожарную часть.

5.7. Выполнять указания руководителя работ по устранению аварийной ситуации.

________________________ ________________ _________________

(должность руководителя

подразделения

/организации/ - разработчика)

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель (специалист)

службы охраны

труда предприятия ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Юрисконсульт ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Главный технолог ______________ _______________

Занятия на уроках труда для девочек не менее травмоопасны, чем для мальчиков. Швейные машинки, утюги, острые ножницы и иглы – при неправильном обращении могут служить источником повышенной опасности. Именно поэтому в кабинете труда школьникам необходимо полностью придерживаться техники безопасности, а учителю следить за её неукоснительным исполнением.

Обеспечивается преподавателем и каждым из учащихся, задействованным в процессе обучения. Инструктаж по технике безопасности направлен на снижение риска получения ушибов, ожогов, порезов, поражения электрическим током, а также на снижение опасности возникновения пожара. Помещение, а также всё учебное оборудование должно соответствовать установленным нормативам.

Общие положения по правилам безопасности на уроке труда

  • К уроку допускаются только школьники, одетые в специальную рабочую форму;
  • Нельзя приступать к выполнению задания без ознакомления с техникой безопасности и разрешения учителя;
  • Нельзя пользоваться инструментами и оборудованием не по назначению, а также поврежденными предметами;
  • Задания надо выполнять внимательно и аккуратно, чтобы не нанести вред себе и окружающим;
  • Рабочее место надо содержать в чистоте, предметы хранить в соответствии с техникой безопасности;
  • При получении травмы немедленно прекратить выполнения учебного задания и сообщить об этом учителю;
  • По окончанию урока труда необходимо убрать рабочее место, сложить инструменты на места и тщательно вымыть руки с мылом.

Инструкция по безопасности на уроке труда, работа с тканью

Ознакомление школьников с техникой безопасности является необходимым условием допуска к урокам труда. Также ученики должны пройти медицинский осмотр и иметь соответствующее разрешение по работе с предметами, представляющими собой повышенную опасность.

Техника безопасности на уроке труда при работе с ручным инструментом

  • Перед началом работы школьникам надо одеть спецодежду, а длинные волосы заправить под колпак или косынку;
  • Ножницы, иголки и шило необходимо хранить в специально предназначенных для этого местах и доставать только для использования по прямому назначению;
  • Перед работой необходимо проверить отсутствие ржавых иголок и булавок. Запрещается использовать их для выполнения заданий, так как они плохо прокалывают ткань и могут сломаться и поранить руку;
  • Использованные инструменты необходимо класть на место, нельзя оставлять открытые ножницы. Если их надо передать кому-то, то они должны при этом быть закрыты и направлены рукояткой к получателю;
  • Запрещено держать ножницы острыми частями вверх, а также использовать их при наличии ослабленного центрального крепления;
  • При использовании ножниц проденьте в кольца большой и средний палец, указательным пальцем придерживайте их с нижней стороны. Узкое лезвие должно находиться снизу, а остриё направлено от себя. Нельзя резать на ходу;
  • Шить ткань необходимо, используя наперсток;
  • Для крепления ткани надо вкалывать в неё булавки только острыми концами от себя;
  • Нельзя перекусывать нити зубами или рвать их, а также вкалывать свободные булавки в одежду или любые непредназначенные для этого предметы, необходимо использовать специальные подушечки;
  • При работе со спицами надо их держать не ближе чем 35 сантиметров от глаз. Нельзя использовать гнутые и ржавые спицы;
  • Сломанные иглы и булавки необходимо сдать учителю труда.

Правила безопасности на уроке труда при работе со швейной машинкой

  • Перед началом работы на уроке труда надо одеть спецодежду, длинные волосы заправить под колпак или косынку, а манжеты рукавов застегнуть;
  • Необходимо убедиться в работоспособности швейной машинки, отсутствии видимых повреждений и наличии неповрежденного заземления. Проверить прочность креплений иглы и лапки, а также присутствие диэлектрического коврика под ногами;
  • Перед выполнением шитья надо убрать с платформы швейной машины все посторонние предметы;
  • Перед стачиванием изделия убедитесь, что в нем не осталось иголок или булавок;
  • При шитье не наклоняйтесь близко над швейной машинкой, следите за правильной осанкой, не держите пальцы в опасной близости от рабочей иглы. Плотные места прошивайте с использованием пониженных оборотов;
  • По окончанию выполнения задания отключите швейную машинку от источника электропитания.

При работе со швейной машиной оснащенной ручным приводом из инструкции по технике безопасности извлекаются пункты касающиеся электропитания оборудования.

Инструкция по соблюдению правил безопасности на уроке труда при работе с электроутюгом

  • Перед началом работы на уроке труда надо одеть специальную одежду с нарукавниками, длинные волосы заправить под колпак или косынку;
  • Убедится в исправности шнура и вилки, наличии заземления и диэлектрического коврика под ногами, а также термостойкой подставки под утюгом.
  • Перед началом работы, если это предусмотрено в классе, надо включить вытяжную вентиляцию;
  • Надо касаться электрического шнура, переключателя и вился только сухими руками;
  • Необходимо правильно выбирать на утюге термический режим глажения;
  • Не оставлять горячий утюг без присмотра и следить чтобы его подошва не касалась проводов и посторонних предметов;
  • При глажке стоять ногами на диэлектрическом коврике. Не касаться рукой горячих поверхностей утюга и не смачивать обильно проглаживаемую ткань водой;
  • В конце выполнения задания на уроке труда надо отключить утюг от электропитания и установить его на термостойкую подставку.

Каждый ученик обязан соблюдать правила по технике безопасности на уроке труда во избежание травм и пожара. Преподаватель должен следить за соблюдением техники безопасности на уроке труда и оперативно устранять возможные риски.